Межличностные отношения. Взаимодействие людей в межличностных отношениях.


Человек – существо социальное, поэтому межличностные отношения между людьми – это необходимый фактор для развития отдельно взятой личности. Так сложилось, что опыт мы получаем только через окружающих людей ближайшего круга – это в лучшем случае. Хуже, когда приходится на все грабли наступать самому – зато надежней.

Общество для человека, или человек для общества

А что такое опыт? Давайте порассуждаем, так как в связи с неким «замыливанием» этого термина он перестал серьезно восприниматься. Опыт – это прошлое: история отдельного человека, семьи, народа, страны, мира. В двух словах, опыт – это то, что отличает взрослого человека от ребенка. Не будь у нас опыта – мы были бы детьми. Чистыми и наивными. И неприспособленными к жизни. И наоборот то, в чем мы имеем опыт, обеспечивает нам уверенность и твердое стояние на ногах.

Отсюда напрашивается вывод, что взаимодействие людей в межличностных отношениях — это попытка обрести уверенность в себе, гармонию с собой, своими целями, смыслом жизни. Человек – это в первую очередь личность. Он уникален и неповторим. Во всех есть таланты и способности и важно их найти и раскрыть.

Но этот факт несет за собой обманчивый вывод – значит ли, что успех человека, его гармония с собой находится в прямой зависимости от того, насколько эти взаимоотношения успешны? Отнюдь. Есть случаи, и они не единичны, когда развитие индивида происходит как раз в этом конфликте. Известно достаточное количество ученых и первооткрывателей, которые являлись интровертами, не желавших и не пытавшихся найти нити, связывающие их с обществом. Возможно, что это и стало причиной их гениальности. Почему так? Общество отнимает у нас силы и может стать настоящим энергетическим вампиром – в гонке за признанием мы теряем себя и часто выбираем вариант «казаться» а не «быть».

Но где грань, как найти тот баланс, чтобы общество приносило только пользу, а не навязывало правила игры? Вопрос тонкий и так просто на него не ответишь. Это сфера психотерапии каждого отдельного индивида и специалиста. А мы можем лишь порассуждать на эту тему.

Может ли человек обойтись без межличностных отношений

Человек должен, просто обязан, научиться быть наедине с собой. Являясь, как мы знаем, социальным существом, в обществе он растворяется и теряет границы своей собственной личности. Кстати, это и есть серая масса, которой нас любят пугать журналы. Сильные личности – это люди, которые научились ладить с собой. Только с этого фундамента начинается успешное межличностное общение. Не приняв себя вместе с недостатками, очень сложно выстроить какие либо отношения, так как любое общение отзеркаливает самого человека. Есть такой термин в философии «подобное притягивает подобное» — это именно то, что происходит с нами. Хотим мы этого или нет, но в людях, с которыми мы общаемся, мы видим себя.


Итак, подведем итог. Что притягивает людей в межличностных отношениях? Естественная потребность человека в общении. Это эффективный способ получить бесценный опыт для успешного функционирования в обществе. Что отталкивает людей в межличностных отношениях? Угроза потерять собственные границы личности. Общество размывает их и в этих условиях легко навязать извне чуждые убеждения. Этим, кстати, пользуются давно и весьма успешно: получаемая нами информация строится таким образом, чтобы контролировать общество. В этом нет ничего плохого, так обеспечивается порядок, важно знать это, чтобы вести себя осознанно.

Человек в межличностных отношениях — это часть целого процесса, ощущение причастности к некоему общему делу. Независимо от того, отношения это дружеские, или между противоположными полами – это потребность к любознательности, характерная для людей. Важно сохранить свои границы в мире, когда границы человеческого уединения стираются проникновением средств связи в спальни, посредством гаджетов. Сегодня, как никогда ранее в истории, важно «сохранить свое лицо» – во всех смыслах.

Тема: Межличностные отношения

Цель урока: Формирование начальных обществоведческих знаний, представлений о проблемах взаимоотношений человека с другими людьми

Задачи урока:

Образовательные:

1. Раскрыть основное содержание понятия «межличностные отношения» через выявление их специфики: эмоциональной основы, взаимного характера, зависимости от способа их осуществления

2. На конкретных примерах показать многообразие видов межличностных отношений и проблемы взаимоотношений между людьми.

3. Научить различать виды межличностных отношений и осмыслить личный опыт участия в различных видах межличностных отношений .

Развивающие:

1. Развивать внимание, память, мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, обобщение, осуществлять самоконтроль.

2. Развивать самостоятельность, инициативность, умение высказывать оценочные суждения, осуществлять поиск нужной информации.

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру межличностных отношений.

2. Воспитывать толерантность, ответственность.

3. Воспитывать уважение к любому человеку через раскрытие значения межличностных отношений для психологического комфорта.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Знание понятий «межличностные отношения», «симпатия», «антипатия», «стереотип»; научатся определять, в чем состоят особенности межличностных отношений, виды; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах.

Получат возможность научиться формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации.

Познавательные: 1. Научатся осуществлять поиск аргументов для решения учебной задачи с использованием учебной литературы.

2. Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о чувствах, эмоциях – важных составляющих в межличностных отношениях.

3. Использовать схемы для решения учебных задач по выявлению видов межличностных отношений.

4.Анализировать, сравнивать, межличностные отношения на конкретных примерах.

5. « Читать» информацию, представленную в тексте, в иллюстрации.

6. Устанавливать причинно-следственные связи в становлении межличностных отношений.

Регулятивные: 1. Удерживают цель деятельности до получения результата.

2. Умеют планировать решение учебной задачи по заданной инструкции.

3. Оценивать и корректировать собственную работу.

4. Осуществляют сличение результата с заданным эталоном и вносят коррективы в случае расхождения.

5. Выделяют и осознают, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе работы в парах, ведут диалог, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

1. Оценивают усвоенное содержание по межличностному взаимодействию, исходя из социальных и личностных ценностей, для личностного морального выбора.

2.Адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.

3. Выражают положительное отношение к процессу познания.

4. Используют приобретенные знания в практической деятельности при нравственной оценки конкретных поступков людей.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Образовательная технология: технология обучения на основе создания «учебных ситуаций».

Форма обучения : индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа.

Оборудование: Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова Обществознание. 6кл., М.: Просвещение, 2014 Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова Обществознание.6кл: рабочая тетрадь, – М.: Просвещение, 2014, презентация к уроку «Межличностные отношения», интерактивная доска, мультимедиа проектор, компьютер, документ – камера, раздаточный материал для работы в парах (Приложение 1), группах (три набора элементов геометрической фигуры «Прямоугольник»), текст притчи (Приложение 2), тест для самопроверки (Приложение3)

Ключевые понятия: межличностные отношения, дружба, товарищество, знакомство, приятельство, симпатия, антипатия, стереотип.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

    Лист оценивания

желаю хорошего настроения, положительных результатов, приятного общения.

1.Проверка Д\ЗТест с картинкой

Вывесить на доске

Выставить в ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ балл

2. Задание. Рассмотрите пожалуйста изображение.

Что объединяет эти картинки (совместной деятельности людей в различных ситуациях.)

О чем пойдет речь на уроке? (об отношениях между людьми.)

СЛАЙД 1

3.Тему урока: «Межличностные отношения». СЛАЙД 2

СЛАЙД 3 Цели

Создает учебную ситуацию

Задание : У хозяина есть верный пес.

Могут ли возникнуть межличностные отношения между хозяином и его собакой?

Слайд Задание: В автобус зашел пассажир.

Можно ли назвать межличностными отношения между кондуктором в автобусе и случайным пассажиром, когда тот берет билет?

Проверим свое предположение теоретическими суждениями.

(работа с учебником) стр 50-51 1 абз и стр 108

Дайте понятие, что называем «межличностными отношениями»? (межличностные отношения- взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения)

П/З Может ли человек обойтись без межличностных отношений? Сложно ли общаться?

Напомните, что такое Межличностные отношения

Обоюдный характер отношений подчеркивается словом «взаимо»

Каждая группа Напишите слова, которые начинаются со слово «взаимо»

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

этапы формирования межличностных отношений : взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимодействие

На слайде слова с примерами подобрать примеры к словам. Самопроверка ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

5. Создает учебную ситуацию. Работа в группах

Задание: На листочках написаны разные чувства, которые испытывает человек. Подберите и приклейте и каждая группа добавит в этот список по одному чувству. Каждая группа добавляет по одному чувству.

1группа. Поберите положительные чувства

2группа. Поберите отрицательные чувства.

3 группа Поберите чувства, которые сближают людей

4 группа Поберите чувства, которые отдалялюдей

    Удовольствие;

    Радость;

    Блаженство;

    Зависть;

    Восторг;

    Горе;

    Восхищение;

    Обида

    Гнев;

    Гордость;

    Доверие;

    Уважение

    Благодарность;

    Любовь.

    Тоска;

Вывешиваем на доске

Вывод

Назовите чувства, которые сближают людей. Они вызывают симпатию в отношениях. Прикрепить на доску

Чувства, которые разъединяют людей. Они вызывают антипатию в отношениях. Прикрепить на доску

(самомопроверка) в ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ себе количество баллов равное количеству слов.

Что влияет на межличностные отношения?

Создание учебной ситуации. Демонстрирует фрагмент из мультфильма по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

Задание: Посмотрите фрагмент из мультфильма. Назовите героев мультфильма?

Дайте характеристику им.

Какие чувства вызывает девочка- разбойница?

Продолжает демонстрацию мультфильма.

Посмотрите следующий фрагмент.

А теперь какие чувства вызывает девочка- разбойница?

Создание учебной ситуации

Часто межличностным отношениям мешают стереотипы.

Отношения между людьми многообразны и это позволяет говорить о разных видах этих взаимоотношений Давайте познакомимся с видами межличностных отношений

Прочитайте текст на стр. 52-5 3ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1 гр объясняет Что такое знакомство (Знакомые, те люди, которые тебя узнают, с которыми ты при встрече беседуешь на общие темы)

2гр. Приятельство (взаимная тяга, стремление к контакту, к общению)

3гр. товарищество (Деловые связи, общая цель, средства и результаты общей деятельности)

4 гр. дружба (разделить беду, умножить радость, обрести опору и завоевать доверие)

Слайд У вас в рабочих листах в задание № 4 приведены примеры межличностных отношений различного уровне; распределите их Выписать номера Примеров

1 гр. Приятельство

2гр. знакомство

3гр. дружба

4 гр. товарищество

СЛАЙД

ВЗАИМОПРОВЕРКА ЛИСТ ОЦЕНивания

Учебная ситуация

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «Собери фигуру»

Условия игры: создаются по желанию три группы по 4 человека. Знакомит с инструкцией: без слов, не выхватывая элементы фигуры у партнера, составить за 1 мин. прямоугольник.

Рефлексия: Чего вам не хватило, чтобы выполнить условия игры?

ПРИТЧА . Газизову.

Один мулла хвастался, что с любым человеком без слов найдет общий язык. Как-то в дороге ему представился случай продемонстрировать это своим спутникам. Встретившемуся на пути пастуху он показал указательный палец. Пастух аналогично показал ему два пальца. Далее мулла показал пастуху растопыренную ладонь с пятью пальцами. На что пастух в ответ показал ему кулак. - Вот видите – воскликнул мулла – мы прекрасно поняли друг друга. Я ему показал палец, спрашивая «Признаешь ли Аллаха, единственного творца нашего?», а он, показав два пальца, ответил «и его, и Пророка его, Мухаммеда тоже». Далее показав пять пальцев, я спросил: «А соблюдаешь ли требование пять раз на дню читать намаз?», а он, показав кулак, ответил: «Я крепко придерживаюсь канонов Ислама». Спутники решили узнать, так ли действительно все понял пастух. Пастух отвечал: - Он мне показал палец и я подумал, что он хочет выколоть мне глаз. На что я ему ответил, что выколю ему оба глаза. Потом он показал ладонь, видимо говоря, что ударит меня по лицу. А я ответил, что тоже дам ему кулаком по голове. Я его прекрасно понял.

Как вы поняли смысл этой притчи

П/З Может ли человек обойтись без межличностных отношений.

Учитель предлагает выполнить ТЕСТ , сделать самопроверку по образцу. ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ. Активность на уроке

Посчитайте все баллы. Выставить себе оценку СЛАЙД.

СЛАЙД РЕФЛЕКСИЯ

Очень сложно представить себе людей, которые всё время проводят только в одиночестве, да это и практически невозможно, поэтому все мы вступаем в межличностный контакт. А что такое межличностные отношения? Именно это и ещё многое другое мы постараемся объяснить ниже.

Большую часть своей жизни мы проводим именно в общении, постоянно вступая в контакт с различными людьми. Наши друзья, семья, коллеги – все эти люди окружают нас каждый день. Мы вступаем в определённую связь тет-а-тет, через телефонные вызовы, через социальные сети. И всё это можно назвать межличностными отношениями.

Может ли человек обойтись без межличностных отношений? Ответ очевиден: нет. Каждый человек нуждается в общении. Наверное, если бы мы от этого отказались, то не могли уже в полной мере называть себя людьми.

Определение со стороны науки

Какие отношения называются межличностными с точки зрения науки? Учёные подразумевают под этим термином связь, взаимодействие, возникающее между людьми. Взаимодействие отдельных индивидов, членов общества может быть высокоэмоциональным, что способствует передаче сути внутренних переживаний, выражению душевного состояния.

Особенности межличностных отношений проявляются при выстраивании коммуникации, базировании связи на совершенно разных манерах общения. Это может осуществляться через общение, через различные движения тела, внешний образ, устную речь, мимику и многое другое. Понятие межличностных отношений включает в себя три компонента.

1. Эмоциональный. Этот компонент отвечает за то, какие переживания испытывает человек, вступающий в контакт. Эти эмоции могут влиять на него как в положительную сторону, так и в отрицательную. Симпатия, антипатия, ненависть, удовлетворение своим оппонентом в общении и другие переживания могут появиться в ходе коммуникации. Также мы можем откликаться на переживания людей, которые нас окружают. В своем эмоциональном отклике мы можем проявить сочувствие, поддержку или же принять участие в чём-то, чтобы оказать помощь.

2. Поведенческий. Компонент обусловливает использование мимики, пантомимики, жестикуляции при разговоре. Эти движения могут выступать регулятором всей атмосферы беседы.

3. Когнитивный. Всё, что мы ощущаем, представляем, воображаем, помним, о чём мы думаем, относится к когнитивному компоненту. Это можно считать своеобразной идентификацией своей личности при общении. Психология межличностных отношений заключается именно в этом пункте, так как главное восприятие нашего собеседника складывается из этого.

Как происходит зарождение коммуникативной связи

Основа межличностных отношений заключается в том, насколько индивид умеет устанавливать связь с другими людьми, находить общие темы для разговора. Именно в этом случае начинают появляться признаки межличностных отношений.

Страх перед людьми или же боязнь не понравиться – это то, что мешает межличностным отношениям. Это может послужить причиной замкнутости и, как следствие, потери интереса собеседника. Как это преодолеть? Для того чтобы уметь располагать к себе людей, нужно показывать, что ты открыт для общения, настроен не враждебно, также при общении эмоциональное притяжение и доверие играют немалую роль.

Самые прочные связи основываются на полнейшем доверии друг другу, моральной поддержке, а также уверенности в общении и в том, что никто не сможет воспользоваться той или же иной личной информацией во вред другому. При длительном общении дистанция между людьми становится всё меньше и меньше, поэтому происходит большее углубление связей. Порой это доверие может перерасти в доверчивость, и тогда человека становится очень просто обмануть.

Виды контактирования между людьми

Существует большое количество классификаций межличностных отношений. Они определяются всегда степенью близости людей, целью, средой, где происходит это общение, а также равенством или неравенством коммуникантов.

Если исходить из цели общения, то формы межличностных отношений могут быть как первичными, так и вторичными:

  • Первичные взаимоотношения – это то, что возникает само собой. Люди сближаются не из-за какой-то выгоды, а потому что им просто интересно друг с другом.
  • Вторичные взаимоотношения можно ещё обозначить, как «фиктивный» тип, потому что они завязываются на основе выгоды. Очень часто возникают из-за того, что кому-то нужна помощь.

Кроме того, характеристика межличностных отношений включает в себя разделение на формальные и неформальные. Формальные обусловливаются тем, что они всегда действуют в рамках закона или же каких-либо других правил, чаще всего регулируются правовой нормой. Неформальные возникают исходя из личных предпочтений и не ограничиваются законом.

Если рассматривать межличностные отношения в коллективе, то их можно разделить на деловые и личные. Люди на работе, службе будут выстраивать с вами деловые связи, так как это общение необходимо в рамках совместной деятельности, совместного производства. Личные взаимоотношения не основываются на этом, они направлены на дружбу, интимную близость, семью, душевное доверие.

Проявление межличностного общения может быть рациональным и эмоциональным. Первый случай включает в себя взаимоотношения людей, которые строятся на логике, разуме, расчёте и т.д. Конфликты в межличностных отношениях чаще всего возникают в эмоциональном проявлении отношений, так как люди используют в большей мере эмоции, принятие другого, необъективную оценку.

Взаимосвязи между людьми также зависят и от статуса, который имеет та или иная личность. Существует паритетная связь, предполагающая равенство между людьми, – участники являются самостоятельными и не зависящими друг от друга личностями. А вот субординация говорит о статусном неравенстве. Обычно такая иерархия складывается у начальника с подчинёнными или же у людей, чьи финансовые возможности имеют значительные различия.

Процесс контактирования людей также обусловливается и общественной коммуникацией. Общественные и межличностные отношения – это, конечно же, не одно и то же. Между ними есть значительные различия:

  • Общественные отношения складываются прежде всего в обществе, это очень обширное понятие. Межличностные отношения охватывают только нескольких индивидов.
  • Общественные связи объективны, в отличие от межличностных. Это значит, что они не строятся на эмоциях, а имеют куда более прочную основу.
  • Отношения, связанные с обществом, являются независимыми, а то время как связи между двумя людьми всегда зависят от обоих.

Межличностные отношения могут вызывать у людей самые различные эмоции. Некоторые связи заставляют нас грустить, испытывать злость, впадать в депрессию. Другие же, наоборот, дарят радость, множество положительных эмоций.

Всё развитие межличностного общения зависит только от навыков конкретного человека: насколько он расположен к коммуникации и умеет заводить новые знакомства, быть интересным в разговоре. Зрелость на эмоциональном и психологическом уровне становится самым главным помощником. И самый главный совет

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

Как стать коучем? Как изменить свою жизнь? Любите давать советы?

Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 6 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.

Урок. Практикум по теме «Человек среди людей»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели:

  • обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли лидера в группе, значении, формах и средствах общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного разрешения.
  • способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отношений, продуктивного общения со сверстниками и людьми других возрастов, использования различных стратегий разрешения конфликтов в малых группах.
  • создавать условия для осознания необходимости толерантного, уважительного отношения к другим людям, практического освоения конструктивных форм общения, повышения конфликтной компетентности.
  • совершенствовать личностные, коммуникационные универсальные учебные действия,
  • коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении.

Оборудование : карточки с заданиями, Презентация.

Основные понятия: межличностные отношения, группа, общение, конфликт, межличностный конфликт.

Ход урока

I. Организационный момент.

На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

План:

  • Будем называть слова.
  • Будем отвечать на вопросы.
  • Будем выполнять задания.

Речевая разминка.

II. Постановка цели и задач урока.

  • Определите тему урока. Для этого отгадайте, какие слова здесь зашифрованы.

Тема: Человек среди людей.

  • Откройте учебник на стр. 3. «Оглавление».
  • Где Вы ещё видите такое же название? (Ответ: название Главы II ).
  • Как Вы думаете, мы с Вами изучили эту главу или нет? (Ответ: да )
  • Значит, какова цель нашего урока?

Цель: обобщить знания по разделу «Человек среди людей».

III. Актуализация по теме.

Использование технологии РКМ «Понятийное колесо». Свое название она получила из–за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова – ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.


План:

  1. Межличностные отношения.
  2. Человек в группе.
  3. Общение.
  4. Конфликты в межличностных отношениях.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Задание 1. Правильно произнеси слова, расставляя ударение.

Личность, межличностные отношения, группа, общение, конфликт, межличностный конфликт.

Работа сопровождается показом Презентации.

  1. Межличностные отношения.
  • Что такое межличностные отношения?

Межличностные отношения – это связь человека с окружающими людьми. (Слайд)

      • Может ли человек обойтись без межличностных отношений?
      • Какие виды межличностных отношений Вы знаете? (Слайд)



Задание 2. Ниже приведены примеры межличностных отноше­ний различного уровня; распредели их в соответствую­щие колонки таблицы.

  • У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваютсяпри встрече.
  • Галина и Полина, встречаясь, обмениваются ново­стями.
  • Евгений и Матвей играют в одной команде по во­лейболу.
  • Сидор и Александр всегда готовы прийти друг дру­гу на выручку.
  • Глеб и Фёдор - одноклассники.
  • Мария и Клавдия сидят за одной партой.
  • Диана и Марина вместе идут домой после уроков.
  • Лариса и Артём делают уроки вместе.
  • Нина и Зина отдыхали вместе в летнем лагере.
  • Никита и Платон обмениваются марками.
  • Юлия и Яна вместе проводят свободное время.
            • Участниками, каких отношений являетесь Вы?
            • Какие стили межличностных отношений Вы знаете? (Слайд)



Задание 3.
Определите стили межличностных отношений (личные или официальные):

а) друзья отправились вместе в кино _________________________________________________

б) учителя обсудили методы воспитания своих учеников на педагогическом совете ________________

в) мама с дочерью обсуждали, как они будут отдыхать на праздничных каникулах_________________

г) ученица 6-го класса советовалась с библиотекарем о том, какую литературу лучше почитать________________________________________________________________________

д) двое друзей отправились на прогулку в ближайший парк, во время гулянья поссорились и начали драться___________________________________________________________________

е) президенты двух стран встречались для ведения международных переговоров ___________

ж) учитель дополнительно занимался со своим учеником математикой ____________________

з) родители вместе со своим ребенком поехали отдыхать к морю_________________________

и) учитель вызвал родителей в школу для разговора о поведении их ребенка ______________________

к) девочка в магазине обратилась к продавцу-консультанту за помощью ___________________

Задание 3 . Прочитайте Ситуацию и ответьте на вопрос: Какие правила общения использовала Наташа?

Однажды во дворе многоэтажного дома шестилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут На­таша! А вас?» Мужчина ответил. Девочка продолжила: «У вас найдётся две минутки, чтобы поговорить со мной?» «Конечно», - ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Её все любили. А она очень любила гулять. И один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, то поняла, что стала калекой».

Тут Наташа вынула из-за спины сломанную куклу.

«Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите, пожалуй­ста, моей кукле».

Взрослый человек был очень занят, но он не мог огор­чить этого маленького гения общения. Назавтра в услов­ленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем- нибудь помочь вам?» - спросила она.

            • Какие правила общения использовала Наташа?
            • Давайте вспомним правила общения.

2. Группа .

            • Что такое ГРУППА?

ГРУППА — ограниченная в размерах общность людей. (Слайд)

            • Какие группы людей ты знаешь? (Слайд)
            • Участником, каких групп одновременно ты являешься? (Слайд)


  1. Общение .
  • Перечислите виды общения.


Задание 4. Перед тобой список средств, используемых в общении. Распредели их по столбцам таблицы.

            • взгляд,
            • рассказ,
            • мимика,
            • жесты,
            • поза,
            • походка,
            • танец,
            • прикосновение,
            • комплимент,
            • цветы,
            • песня,
            • подарок,
            • движения,
            • поздравление в стихотворной форме.

4. Конфликт

Задание 5. Представьте, что Вам уже более сорока лет. У Вас не все ладится с работой, есть проблемы со здоровьем. Подумайте, как бы Вы повели себя в следу­ющих обстоятельствах:

а) под Вашими окнами каждый вечер десять горлас­тых мальчишек, сменяя друг друга, играют в футбол;

б) Ваш сын или дочь ежедневно по три часа сидит у телевизора, не радуя Вас своими успехами в учебе;

в) Вы ведете урок, а в классе стоит постоянный шум, и у большинства учеников на лицах написано: я делаю Вам подарок своим присутствием;

г) Вы приходите домой после работы очень устав­шим, а никто из Ваших близких не пошевелился, чтобы убрать квартиру или помыть посуду.

            • Что может возникнуть между Вами и этими людьми? (Ответ: конфликт)

Задание 6. Используй приведённый ниже алгоритм анализа конфликта и разбери одну из ситуаций, перечисленных выше.

Человек не может обойтись без общества, ему нужно поддерживать связь с себеподобными. Самое яркое проявление этой связи – общение в коллективе . Межличностные отношения бывают самыми разными, ведь каждый человек уникален.

А что такое межличностные отношения, поддается ли этот термин диагностике? Чтобы это узнать, посмотрите внимательно на само понятие. Тут даже не нужно быть экспертом в области психологии межличностных отношений и проводить исследования.

Это взаимоотношения людей

Итак, межличностные отношения – это буквально отношения между личностями, то есть общение, взаимодействие людей, которое протекает с учетом их привычек, характеров, особенностей воспитания .

Вот и вышел человечек

Мужчина и женщина завели ребенка . Родители очень рады, они готовы взвалить на свои плечи ответственность за жизнь младенца, обучить его всему, что поможет ему в жизни. Только от родителей зависит, будет ли ребенок здоровым, как физически, так и психически, как быстро он будет находить общий язык со сверстниками в группе детского сада , и так далее. А что для этого необходимо? Правильно: любовь, ласка, забота, умеренная требовательность . Ребенок постепенно должен научиться существовать не только для себя.

Следующий этап

Следующий этап в жизни ребенка характеризуется расширением круга контактов ребенка. Он узнает все больше новых людей, преимущественно сверстников, находит друзей, играет с ними . Каждый ребенок в своем роде уникален, поэтому дети ищут подход друг к другу, узнают друг дружку поближе . Так как они еще малознакомы, случаются недопонимания, которые приводят к конфликтам, и ссоры . Это нормально – межличностные отношения детей развиваются, постепенно переходя на новый уровень .

Детский сад и школа

Это очень важные периоды в жизни человека, которые во многом формируют его отношение к миру, к дружбе и многому другому . В детском саду, в группе, ребенок учится общаться со сверстниками, правильно вести себя в коллективе, находить общий язык не только с детьми, но и с воспитателями, от которых зависит многое, у которых есть свои методы воздействия на детей. А школа окончательно формирует личность подростков , прививает человеку навыки межличностных отношений. Конечно, бывает, что человек как личность формируется долго и продолжает искать себя и в университетские годы.

Дальнейшая жизнь человека зависит от его опыта

Чем большему человек обучится к моменту вступления в самостоятельную жизнь, чем больше, чем больше у него будет жизненного опыта, тем легче ему будет жить дальше . Ведь если ты что-то умеешь, тебе не придется заново учиться. А вот получать какие-то навыки уже в зрелой жизни зачастую гораздо сложнее , чем если бы человек обучился бы им в молодые годы, когда и память была лучше, и жизненных сил было куда больше. Вот и межличностные отношения с родителями, например, сложнее налаживать и поддерживать, если в детстве вы с ними не очень ладили . Так что о семейных отношениях тоже нужно заботиться.