Как звери готовятся к зиме: опыты, рассказы, стихи, речевые логические задачи, картинки для детей. Конспект урока на тему «Как звери готовятся к зиме

Здравствуйте ребята! Какое время года к нам приближается? Правильно, зима! Сейчас у нас поздняя осень и мы готовимся к зиме, правильно? А как мы, люди, можем к ней подготовиться? (Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна итд.). Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы и поговорим с вами как разные животные готовятся к приходу зимы. Что-то расскажите вы мне, а что-то и я вам!
Первое животное, о котором мы с вами сегодня поговорим это- хозяин всех лесов- медведь. Что вы знаете о нём? (ответы детей)
Основную пищу медведя составляют ягоды, орехи, корни, луковицы, муравьи, личинки жуков и рыба. Этим он накапливает жировой слой к зиме. Бурые медведи устраивают себе берлогу в потаённом, малодоступном месте. Чаще всего- под корнем вывороченного дерева или в буреломе. В ноябре медведи забираются туда и погружаются в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить берлогу и соорудить другую. В берлоге у медведицы рождаются медвежата, обычно 1-2, редко 3. Они очень маленькие, размером с рукавицу. Мама медведица кормит их молоком 8 мес. и даже тогда, когда она спит зимой.

Следущее животное про которого мы поговорим это- рысь. Рысь в спячку не впадает. Среди всех представителей семейства кошачьих рысь лучше всего приспособлена к холодам. Она великолепно передвигается по глубокому снегу, лазает по деревьям. Любимая добыча рысей- зайцы, тетерева, рябчики. Иногда она нападает на детёнышей кабанов, в голодную зиму она может прокормиться и мелкими грызунами. Зимой особенно достаётся от рыси лосям, когда этим длинноногим животным трудно передвигаться по глубокому и рыхлому снегу. К зиме шерсть у рыси становится густая, пушистая и мягкая, а лапы рыси сильно опушены, чтобы не чувствовать холода.

Заяц. Как мы знаем перед наступлением зимы заяц меняет серую шкурку на белую. Питаются зимой они корой, мелкими веточками осины, ивы, берёзы. Зимой поваленное дерево может стать настоящей заячьей столовой, куда зверьки наведываются каждый день, пока не обгрызут всю кору. Постоянного жилища у них нет. В сильные холода прячутся они под заснеженными кустами.

Ёж. К холодам ежам надо накапливать жир, а осенью у ежей мало добычи. Черви прячутся в землю, Скрываются юркие ящерицы. Трудно находить жуков и лягушек. В ясные осенние дни ёж готовит себе тёплое гнездо для зимовки. Ночью и днём таскает в нору сухие листья и мягкий лесной мох. В зимней спячке ёж проводит более шести месяцев. В это время он ничего не ест и не двигается. Спит он свернувшись клубком, в логове, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.

Белка. Многие грызуны также делают зимние запасы. Белкам, которые спят зимой только в очень сильные морозы, запасы необходимы капитальные. В отличие то многих других животных, белки пользуются своими запасами сообща. Осенью они прячут жёлуди и орехи в лесную подстилку, в дупла, землю. Достать от туда их может не только сама хозяйка, но и любая другая белка. Грибы они тоже запасают особым способом: нанизывают их на ветки деревьев или рассовывают в развилки между веток. К зиме шубка у этого зверька становится очень мягкая и пушистая, а цвет сероватым. Своё гнездо она сооружает на высоких елях или соснах. Внутри гнезда- мягкая трава, мох, комочки шерсти. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, может даже и уснуть.

Лисы и волки. Эти хищники конечно не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи. Их жертвами становятся кабаны, зайцы, косули. А лисы нападают на более мелкую живность- зайцы, мелкие грызуны, птицы. Норы роют обычно в рощах, на склонах холмов и оврагов.

Бобры. Осенью семейство бобров занято заготовкой корма. В одиночку, а иногда и вдвоём, бобры легко валят осину и иву. Строят они себе прочные хатки. Вход в неё всегда устроен под водой, чтобы враг не подобрался. Зимой внутри бобриного жилища тепло, температура плюсовая.

Хомяки. С приближением осени хомяки начинают активно устраивать кладовые- готовится к зиме. А большинство устраивают их прямо во рту, куда прячут корм за щеки. Эти животные по праву считаются самыми запасливыми.

Лось. Живут они в лесах. Ближе к осени, когда поспевают ягоды брусники и черники лоси любят полакомиться ими прямо с веточками, также любит и грибы, даже ищет их специально. Зимой лось гложет кору осины, рябины и ивы. В конце осени он сбрасывает свои рога, а к весне у него отрастают новые. Постоянного жилища они не готовят. Трудно приходится им зимой, когда снежный настил очень глубокий, ведь перебираться по нему с такими длинными ногами не легко.

Лесные мыши, полёвки. Все они очень прожорливы, запасаются семенами и ягодами. Зимой, когда всё вокруг засыпает снегом зверьки роют ходы в сугробах, а так же могут жить и в стогах сена и постройках.

Викторина «Как зимуют звери»

1. Что делают звери, чтобы уберечься от холода?
- улетают в тёплые края
- меняют шубку летнюю на более тёплую и светлую зимнюю
- меняют шубку летнюю на более тёплую и яркую зимнюю

2. Какой зверь зимой не меняет шубки?
- белка
- заяц
- ёж

3. А кто ещё из зверей всю зиму спит?
- барсук
- лисица
- волк

4. Что в первую очередь необходимо зверям, впадающим в спячку?
- Жировые запасы под шубкой
- тишина
- покой

5. Заяц жировых запасов не имеет. Чем он зимой питается?
- Корой деревьев и веточками
- морковкой
- капустой

6. Что едят зимой хищники: волки и лисицы?
- кору деревьев и веточки
- мелких зверьков
- голодают

Кто здесь лишний?

Наевшись вдоволь за лето, медведи, барсуки, мыши и ежи в начале зимы впадают в спячку.
(Мыши зимой не спят, а не видно их потому, что они передвигаются под снегом. Зато лисы всегда знают где мышь, чуют ее через сугроб)

В поисках добычи рыщут по заснеженному лесу волк, лиса и лось.
(Лось не хищник. Он, как и все копытные травоядный, а когда свежей травки нет, он ест ветки и прошлогоднюю траву)

Лоси, кабаны, ласки, зайцы и косули зимой питаются ветками, корешками, корой растений и свежими листочками.
(Ласки- хищники, ловят мышей и птиц. А свежих листочков зимой в лесу к сожалению нет, так что им приходится трудно)

Ну молодцы ребята! Всё верно мне рассказали! Ну а сейчас я покажу вам мультфильм!

Пояснительная записка.

Программное содержание:

1. Образовательные задачи:

— учить различать звуки лесных животных;

— учить выполнять образные упражнения под слово;

— учить ориентироваться в пространстве;

— закреплять знания детей о том, как животные готовятся к зиме;

— учить аккуратно наклеивать готовые детали;

Создание коллективной работы;

— совершенствовать знания детей о времени года осень и её признаках.

2. Развивающие задачи:

— развивать речь, наблюдательность, внимание;

— развивать моторику рук и воображение;

— развивать композиционные умения в расположении предметов;

— развивать умение реагировать на начало и окончание звучания музыки, — развивать умение менять движение в соответствии с характером музыки;

— развивать умение отвечать на вопросы;

3. Воспитательные задачи:

— формирование мотивации учения через игровой сюжет занятия;

— продолжать воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие к сказочным персонажам, вызвать желание помогать им;

— способствовать обогащению музыкальными впечатлениями, накапливанию слушательного опыта;

— прививать желание работать в коллективе, команде.

4. Методы и приёмы.

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и сознания мотивации.

Использование наглядного материала, пальчиковая гимнастика, пение, задания на образные перевоплощения, задания на развитие художественно – творческих способностей детей. Вопросы к детям.

5. Материалы для задания.

Запись звуков животных, картинки и изображением животных, нарисованная на ватмане большая корзинка, игрушка – белочка (ёжик, маленькие готовые детали для аппликации (грибочки, ягодки, орешки) .

Демонстрационный материал.

Зал украшен в соответствии с временем года – осень, центральная стена – лесная полянка.

6. Предварительная работа.

Рассматривание осенних пейзажев.

Слушание музыки Чайковского «Времена года».

Слушание и пение песен об осени.

Чтение стихотворений об осени.

Загадывание загадок о сезонных изменениях.

Выполнение коллективных творческих работ: рисование «Солнышко» — ладошками, аппликация «Осеннее дерево».

Занятие по экологии

«Как животные готовятся к зиме»

(2 младшая группа)

Цель: — продолжить формирование представление о подготовке животных к зиме, их приспособление к сезонным изменениям.

1. Образовательная — закреплять обобщающее понятие «Дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с животными.

2. Развивающая — развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи.

3. Воспитывающая — воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

Предшествующая работа:

— Разгадать загадки о диких животных.

— Беседа, о том как дикие животные готовятся к наступлению зимы.

Словарная работа (Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора)

— Физминутка «Звериная зарядка»

— Игра «Что изменилось? »

— Приготовление сюрприза для белки и ежа.

— Итог занятия (беседа)

— Сюрприз ребятам от белки и ежа

Словарная работа: Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора.

Оборудование: Использование компьютера, проектора, мультимедийной презентации.

План занятия:

1. Вводная часть (загадки) – 2 мин.

2. Основная часть (беседа, физ-минутка, игра) – 10 мин.

3. Заключительная часть (Сюрприз для диких животных, итог занятия) – 3 мин.

Посадка детей

Ход занятия:

«Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как «дикие животные готовятся к зимовке»

Ребятки, сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их разгадать.

Загадываю загадки:

Сердитый недотрога,

Живет в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки не одной (Еж)

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой

Любит шишки любит мед

Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

Длинные ушки,

Быстрые лапки

Серый, но не мышка.

Кто это? (Заяц)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (Белка)

Ответы детей(ёж, медведь, заяц, белка)

Воспитатель: Ребята умнички все загадки вы отгадали, а ответьте мне пожалуйста – Как мы всех этих животных назовем одним словом? (если не могут ответить задаю наводящие вопросы- Например: Ребята, а где они живут? Какие домашние животные вы знаете? А почему они домашние? Каких диких животных вы знаете? Правильно ребята, назовем мы всех этих животных дикими. Какие же вы умные.

Ребята, а какое сейчас время года?

Дети (осень)

А после осени какая пора наступит?

Дети (зима)

Правильно, ребята скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Ребята, а вы знаете как они готовятся встретить зиму?

Ответы детей (меняют шерсть, готовят норы, берлоги, запасы на зиму)

Воспитатель:Летнюю шерсть они меняют на более густую, теплую. (Показать картинки с изображением белки и зайца) А некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. (Показать картинки с изображением медведя и ежика)

Словарная работа: Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора

— Ребята, а сейчас, давайте немножко отдохнём. Сделаем звериную зарядку. Смотрим на меня и повторяем точно за мной.

Физминутка.

Звериная зарядка.

Раз – присядка,

Два – прыжок,

Это заячья зарядка.

А лисята любят долго потянутся,

Обязательно зевнуть,

Ну и хвостиком вильнуть,

А волчата спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть

Ну, а мишка косолапый

Широко расставив лапы,

То одну то обе вместе,

Долго топчется на месте.

Обратить внимание на посадку детей (ножки подружили, глазки все на меня смотрят и слушаем меня внимательно.)

Воспитатель: молодцы ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в одну интересную игру, а называется она «Что изменилось? » Ребята на доске изображены дикие животные, вы внимательно смотрите и запоминаете кто изображен на этих картинах, когда я вам скажу закрыть глаза вы закрываете, затем вы открываете и я вас спрашиваю какое дикое животное убежало домой? итак начинаем игру.

Игра «Что изменилось?

На доске изображения диких животных. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1 животное и говорит, что зверь убежал домой. Дети называют «убежавшее» животное.

Воспитатель: ребята молодцы, вы такие внимательные. Посмотрите пожалуйста на белочку и ежа (изображены на доске) они не успели приготовить запасы на зиму, и я предлагаю вам им помочь. Ребята, а что есть еж? А белка? Сейчас я вам раздам грибы, орешки, шишки, яблоки, а вы им в кармашки положите. Выходим по одному.

Молодцы ребята, белка и еж очень довольны мы им очень помогли.

Итог занятия.

Воспитатель- Ребята, что нового вы на занятии узнали? Какие животные приходили к нам на занятие? Дикие. Где они живут? В лесу. Какие слова мы с вами выучили? Каким животным мы помогали заготавливать запасы (белочка и еж-ответы детей)

Ребята, белочка и еж говорят вам большое спасибо и они вам тоже принесли подарок книгу о них, о животных.

Использованная литература

    Сеть интернет

    Честнова Н. Ю.

    Иванова, М. А.

    Арсенова, М. А.

    Виноградова, Е. И.

    Конспект комплексного занятия

    «Как звери готовятся к зиме»

    в старшей подгруппе детского сада «Колосок» ,

    филиала МДОУ Новомалыклинский д\с «Солнышко»

    воспитателя разновозрастной группы

    Будылевой Алефтины Федоровны

    Программное содержание.

    1. Систематизировать знания детей о жизни диких животных в лесу, о том, как звери готовятся к зиме. Закрепить с детьми понятия о заповеднике, егере.

    2. Развивать связную речь детей, умение подбирать к прилагательным подходящие по смыслу слова, творческое воображение, наблюдательность.

    3. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных.

    Предварительная работа.

    Рассматривание альбомов, открыток о диких животных Чтение художественной литературы: В.Бианки «Хвосты», М.Пришвин «Еж», Л.Толстой «Зайцы». Инсценировка сказки

    «Теремок», проведение занятия «Как зовут медведя, лису, зайца?» Лепка: « Много зайчиков больших и маленьких».

    Рисование: «Лиса», «Наш мишка».

    Материал к занятию.

    Письмо, шишки с загадками, картинки с изображением

    диких животных, листы-задания на каждого ребенка:

    «Кто где живет?», «Преврати фигуру в какое-либо животное», карандаши, атрибуты оформления зимнего леса.

    Ход занятия:

    Воспитатель с детьми заходят в группу, здороваются с гостями, показывает письмо, говорит:

    «Кто-то бросил к нам в оконце

    Посмотрите, письмецо.

    Может это лучик солнца,

    Что щекочет мне лицо,

    Может это, воробьишко,

    Пролетая, обронил.

    Может кто письмо, как мышку

    На окошко заманил?»

    Интересно, от кого же оно, ребята, вы хотите узнать? Давайте прочитаем его: «Здравствуйте, дорогие ребята. Вы бывали когда-нибудь в зимнем лесу? Приглашаем вас к нам в гости».

    Ребята, письмо никто не подписал, вместо подписи нарисована шишка, кто же это может быть?

    Давайте внимательно посмотрим вокруг, может быть и шишки найдутся в нашей группе, не только письмо».

    Дети находят шишки в них записки с загадками.

    Воспитатель: - «Дети шишки не простые, они с сюрпризом загадкой, слушайте внимательно, будем отгадывать».

    1 - «Зимой спит, летом ульи ворошит» (Медведь)

    2 - «Весь в колючках, ворчит, как злючка,

    чуть испугается, в клубок свивается». (Еж)

    3 - «Серовато, зубовато, по полям рыщет,

    телят да ягнят ищет» (Волк)

    4 - «Угадайте, что за шапка, меха целая охапка.

    Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору». (Заяц)

    5 - «Хитрая плутовка, рыжая головка,

    Хвост пушистый - краса, а зовут ее ………..» (Лиса)

    6 - «Юркий, маленький зверек

    По деревьям, прыг да скок». (Белка)

    Ребята, вы молодцы, отгадали все загадки. Шишка за шишкой, мы и не заметили, как оказались в зимнем лесу. Только что-то нас никто не встречает, а вы догадались, кто нас пригласил в зимний лес? (ответы детей). Ребята, посмотрите на деревьях висят картинки с изображением этих зверей. Дети, как их всех можно назвать?

    Дети - Дикие животные.

    Воспитатель - А почему, ребята, их называют дикими животными?

    Дети - Потому что они живут в лесу, сами добывают себе еду, строят жилище, растят своих детенышей, заботятся о них.

    Воспитатель - Правильно, ребята. Давайте вспомним и расскажем,как готовятся к зиме и зимуют дикие животные. (Подзывает к себе детей, у которых в руках изображение медведя и ежа)

    Дети, как готовятся к зиме медведь и еж? (Усиленно питаются, откладывают жир, устраивают место для проведения зимы)

    Как они проводят зиму? (Они спят до весны: медведь в берлоге, а еж, устаивается под корягой в ямке, в постельке из листвы и травы.)

    Ребята, вспомните, какой еще зверек спит всю зиму? (Барсук)

    Дети, а чем белка и заяц похожи в подготовке к зиме? (Меняют окраску меха). А чем, заяц и белка отличаются в подготовке к зиме? (Белка делает запасы на зиму, а заяц нет, белка зимует в дупле, а у зайца нет никакого жилья, он ночует под кустиком).

    Воспитатель: - Ребята, а лиса и волк как готовятся к зиме? Почему? (Волк и лиса не делают запасов на зиму, они всю зиму проводят в охоте на зайцев, мышей и другую добычу)

    Воспитатель: - Дети, а какому животному трудно зимовать без помощи человека? Отгадайте загадку и вы ответите на мой вопрос.

    Трав копытами касаясь,

    Ходит по лесу красавец.

    Ходит смело и легко

    Рога, раскинув широко. (Лось)

    Дети, почему лосю трудно зимой? (Мало корма для животного)

    Правильно, ребята. Скажите, пожалуйста, как называется место, где охраняют жизнь каждого зверя, птицы, где помогают морозной зимой выжить, прокормиться? (Заповедник)

    Молодцы, а как называют человека, который помогает этим зверям? (Егерь).

    Мы с вами тоже помогаем зимовать птицам, которые прилетают к нам зимой на участок. Что мы для этого делаем? (Развешиваем кормушки, насыпаем корм.)

    Молодцы, ребята. Давайте поиграем в игру - «Закончи предложение», в котором мы с вами будем подбирать подходящие по смыслу слова.

    «Большой, неуклюжий, как ……… (Медведь)

    «Длинноухий, быстроногий, как …... (Заяц)

    «Красивая, хитрая, как ……. (Лиса)

    «Зубастый, голодный, как ….. (Волк)

    «Колючий, маленький, как …….. (Еж)

    «Маленькая, ловкая, как ….. (Белка)

    Воспитатель: - Давайте, ребята, немного отдохнем.

    Нам лениться не годится, помните, ребятки.

    Даже звери, даже птицы делают зарядку.

    А лисята, как проснутся, очень любят потянуться.

    Обязательно зевнуть, ловко хвостиком вильнуть.

    Ну, а мишка косолапый широко разводит лапы,

    То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.

    Раз присядка, два прыжок и опять присядка.

    А потом опять прыжок - заячья зарядка!

    Птичка скачет, словно пляшет, птичка крылышками машет

    И взлетает без оглядки это - птичкина зарядка.

    Воспитатель: - Ребята, давайте присядем за столы и поиграем в игры: «Кто где живет» и «Преврати фигуру в какое-либо животное».

    В первом задании нужно соединить зверька линией с его жилищем, а на втором листочке дорисовать фигуры до изображения какого-либо зверя.

    Фоном выполнения творческой работы звучит песня: «В лесу родилась елочка».

    Воспитатель - (Собирая работы) Дети, где сегодня мы с вами побывали, что узнали?

    Мы в природе побывали

    О ней много мы узнали

    А теперь расскажем вам

    Что увидели мы там.

    Под корягой в буреломе

    Спит медведь в уютном доме,

    Положил он лапу в рот

    И как маленький сосет

    Белка спряталась в дупло,

    В нем и сухо и тепло

    Запасла грибов и ягод

    Столько, что не съешь и за год.

    У косого нет берлоги

    Не нужна ему нора

    От врагов спасают ноги

    А от голода, кора.

    Старый лис устроил норку

    А под листьями лежат

    Два неопытных ежа.

    Воспитатель - Молодцы, ребята. Давайте мы оставим наши рисунки в подарок нашим лесным друзьям, прикрепив их на веточках.

    Конспект

    организованной образовательной деятельности

    во второй младшей группе

    Тема: «Как звери к зиме готовятся»

    Цель продолжать знакомить детей с дикими животными. Формировать представления у детей о приспособлении диких животных к сезонным изменениям природы. Развивать наблюдательность, любознательность. Воспитывать бережное отношение к природе.

    Образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество.

    Деятельность: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

    Активизация словаря: логово, заросли, дупло, берлога, нора.

    Оборудование: иллюстрации с изображением диких животных (заяц, лиса, медведь, волк, белка, еж). Дидактические игры «Чей домик», «Чей малыш».

    Клей, кисточки, салфетки, морковь (вырезанные из бумаги готовые формы)

    Предварительная работа: совместное рассматривание альбома «Дикие животные», чтение рассказов о животных.

    Ход образовательной деятельности.

    Воспитатель: Какое сейчас время года? Как вы узнали? (Ответы детей)

    А после осени какое будет время года? (Ответы детей)

    Молодцы. А для того чтобы попасть в лес надо сказать волшебные слова и превратиться в невидимок.

    Раз, два, три, ветка клёна, помоги

    Оказаться нам в лесу

    Где раскрасила листву

    В цвет багряный, золотой

    Осень жёлтою косой.

    Входим в лес. Ребята, давайте вдохнём лесного свежего воздуха.

    Дыхательная гимнастика «Пожимаем плечами».

    Тихо как в лесу. Иногда с шуршанием упадёт лист. Не слышно птиц. Почему?(Ответы детей).

    Красиво, тихо, кажется – в лесу никого нет. Но это совсем не так. В лесу много лесных жителей. Послушайте загадку.

    Кто на ветке шишки грыз

    И бросал орешки вниз?

    Кто по ёлкам ловко скачет

    И взлетает на дубы?

    Кто в дупле орешки прячет,

    Сушит на зиму грибы?

    Правильно это белка, а кто ей на встречу скачет.

    Загадка про зайца. Правильно это заяц. А вот ещё кто-то к ним бежит.

    Добродушен деловит

    весь иголками покрыт

    Слышен топот шустрых ножек.

    Это наш приятель… (ёжик).

    Давайте послушаем, о чём они говорят. (Воспитатель выкладывает фигурки).

    Белка говорит: Здравствуй, ты кто такой?

    Я заяц.

    Я ёжик. А ты кто такая?

    А я белка. Зайчик, а почему ты стал другим цветом? Я тебя совсем не узнала.

    Я поменял свою серую шубку на белую, на снегу меня не будет видно, лиса пройдёт мимо. А ты белка, почему стала другого цвета?

    Я тоже к зиме подготовилась. Летом я была рыжая, меня в листве деревьев не было видно. А сейчас деревья голые, серые, вот я и поменяла свою шубку на серую, теперь меня среди веточек не видно. А ты ёжик как к зиме готовишься?

    А я ямку себе приготовил, сухими листочками застелил. Я всю зиму буду спать.

    А волк, лиса и медведь тоже готовятся к зиме?

    Да волк и лиса обрастают шерстью, чтобы не замёрзнуть. А медведь, как и я, всю зиму будет спать. Он устраивает свою берлогу под корнями упавшего дерева. Ну, мне пора, - сказал ёжик и побежал, готовится ко сну.

    Белочка и заяц тоже побежали по своим делам.

    А мы давайте поиграем.

    У нас славная осанка,

    Мы свели лопатки

    Мы походим на носках

    А потом на пятках.

    Пойдём мягко как лисята,

    И как мишка косолапый,

    И как заинька трусишка,

    И как серый волк – волчонка.

    Вот свернулся ёж в клубок,

    Потому что он продрог.

    Лучик ёжика коснулся,

    Ёжик сладко подтянулся. (Дети идут по кругу, имитируя повадки животных).

    Игра «Спрячь животных в их домики»

    Но иногда зимой бывают такие сильные метели, вьюги снегопады, что и шубки не спасают, хочется в домике спрятаться. Вот и просят зверята ребят: «Спрячьте нас в наши домики».

    Куда спрячем лису? (в нору).

    Куда спрячем зайца? (в заросли).

    Куда спрячем волка? (в логово).

    Куда спрячем медведя? (в берлогу).

    Куда спрячем белку? (в дупло).

    Вот молодцы, ребята, спасли всех зверят.

    Воспитатель: Ну как, ребята, понравилосьвам путешествовать, тогдапора возвращаться.Давайте скажем волшебные слова: «До свидания добрый лес».

    Воспитатель: Ребята, в лесу ко мне подошел зайчик. Он очень хотел кушать. Летом растет вкусная, сочная трава – ешь сколько хочешь. Ему очень трудно добывать корм. А вы хотите угостить зайчика морковкой? (Ответы детей)

    Дети берут готовые формы, слегка намазывают их и наклеивают на большой лист бумаги.

    Воспитатель: Молодцы, ребята.Зайчик очень обрадуется вашему угощению.

    Пояснительная записка.

    Программное содержание:

    1. Образовательные задачи:

    Учить различать звуки лесных животных;

    Учить выполнять образные упражнения под слово;

    Учить ориентироваться в пространстве;

    Закреплять знания детей о том, как животные готовятся к зиме;

    Учить аккуратно наклеивать готовые детали;

    Создание коллективной работы;

    Совершенствовать знания детей о времени года осень и её признаках.

    2. Развивающие задачи:

    Развивать речь, наблюдательность, внимание;

    Развивать моторику рук и воображение;

    Развивать композиционные умения в расположении предметов;

    Развивать умение реагировать на начало и окончание звучания музыки, - развивать умение менять движение в соответствии с характером музыки;

    Развивать умение отвечать на вопросы;

    3. Воспитательные задачи:

    Формирование мотивации учения через игровой сюжет занятия;

    Продолжать воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие к сказочным персонажам, вызвать желание помогать им;

    Способствовать обогащению музыкальными впечатлениями, накапливанию слушательного опыта;

    Прививать желание работать в коллективе, команде.

    4. Методы и приёмы.

    Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и сознания мотивации.

    Использование наглядного материала, пальчиковая гимнастика, пение, задания на образные перевоплощения, задания на развитие художественно – творческих способностей детей. Вопросы к детям.

    5. Материалы для задания.

    Запись звуков животных, картинки и изображением животных, нарисованная на ватмане большая корзинка, игрушка – белочка (ёжик, маленькие готовые детали для аппликации (грибочки, ягодки, орешки) .

    Демонстрационный материал.

    Зал украшен в соответствии с временем года – осень, центральная стена – лесная полянка.

    6. Предварительная работа.

    Рассматривание осенних пейзажев.

    Слушание музыки Чайковского «Времена года».

    Слушание и пение песен об осени.

    Чтение стихотворений об осени.

    Загадывание загадок о сезонных изменениях.

    Выполнение коллективных творческих работ: рисование «Солнышко» - ладошками, аппликация «Осеннее дерево».

    Занятие по экологии

    «Как животные готовятся к зиме»

    (2 младшая группа)

    Цель: - продолжить формирование представление о подготовке животных к зиме, их приспособление к сезонным изменениям.

    1. Образовательная - закреплять обобщающее понятие «Дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с животными.

    2. Развивающая - развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи.

    3. Воспитывающая - воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

    Предшествующая работа:

    Разгадать загадки о диких животных.

    Беседа, о том как дикие животные готовятся к наступлению зимы.

    Словарная работа (Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора)

    - Физминутка «Звериная зарядка»

    Игра «Что изменилось? »

    Приготовление сюрприза для белки и ежа.

    Итог занятия (беседа)

    Сюрприз ребятам от белки и ежа

    Словарная работа: Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора.

    Оборудование: Использование компьютера, проектора, мультимедийной презентации.

    План занятия:

    1. Вводная часть (загадки) – 2 мин.

    2. Основная часть (беседа, физ-минутка, игра) – 10 мин.

    3. Заключительная часть (Сюрприз для диких животных, итог занятия) – 3 мин.

    Посадка детей

    Ход занятия:

    «Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как «дикие животные готовятся к зимовке»

    Ребятки, сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их разгадать.

    Загадываю загадки:

    Сердитый недотрога,

    Живет в глуши лесной

    Иголок очень много

    А нитки не одной (Еж)

    Косолапый и большой,

    Спит в берлоге он зимой

    Любит шишки любит мед

    Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

    Длинные ушки,

    Быстрые лапки

    Серый, но не мышка.

    Кто это? (Заяц)

    Хожу в пушистой шубе,

    Живу в густом лесу.

    В дупле на старом дубе

    Орешки я грызу (Белка)

    Ответы детей(ёж, медведь, заяц, белка)

    Воспитатель: Ребята умнички все загадки вы отгадали, а ответьте мне пожалуйста – Как мы всех этих животных назовем одним словом? (если не могут ответить задаю наводящие вопросы- Например: Ребята, а где они живут? Какие домашние животные вы знаете? А почему они домашние? Каких диких животных вы знаете? Правильно ребята, назовем мы всех этих животных дикими. Какие же вы умные.

    Ребята, а какое сейчас время года?

    Дети (осень)

    А после осени какая пора наступит?

    Дети (зима)

    Правильно, ребята скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Ребята, а вы знаете как они готовятся встретить зиму?

    Ответы детей (меняют шерсть, готовят норы, берлоги, запасы на зиму)

    Воспитатель:Летнюю шерсть они меняют на более густую, теплую. (Показать картинки с изображением белки и зайца) А некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. (Показать картинки с изображением медведя и ежика)

    Словарная работа: Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора

    Ребята, а сейчас, давайте немножко отдохнём. Сделаем звериную зарядку. Смотрим на меня и повторяем точно за мной.

    Физминутка.

    Звериная зарядка.

    Раз – присядка,

    Два – прыжок,

    Это заячья зарядка.

    А лисята любят долго потянутся,

    Обязательно зевнуть,

    Ну и хвостиком вильнуть,

    А волчата спинку выгнуть

    И легонечко подпрыгнуть

    Ну, а мишка косолапый

    Широко расставив лапы,

    То одну то обе вместе,

    Долго топчется на месте.

    Обратить внимание на посадку детей (ножки подружили, глазки все на меня смотрят и слушаем меня внимательно.)

    Воспитатель: молодцы ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в одну интересную игру, а называется она «Что изменилось? » Ребята на доске изображены дикие животные, вы внимательно смотрите и запоминаете кто изображен на этих картинах, когда я вам скажу закрыть глаза вы закрываете, затем вы открываете и я вас спрашиваю какое дикое животное убежало домой? итак начинаем игру.

    Игра «Что изменилось?

    На доске изображения диких животных. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1 животное и говорит, что зверь убежал домой. Дети называют «убежавшее» животное.

    Воспитатель: ребята молодцы, вы такие внимательные. Посмотрите пожалуйста на белочку и ежа (изображены на доске) они не успели приготовить запасы на зиму, и я предлагаю вам им помочь. Ребята, а что есть еж? А белка? Сейчас я вам раздам грибы, орешки, шишки, яблоки, а вы им в кармашки положите. Выходим по одному.

    Молодцы ребята, белка и еж очень довольны мы им очень помогли.

    Итог занятия.

    Воспитатель- Ребята, что нового вы на занятии узнали? Какие животные приходили к нам на занятие? Дикие. Где они живут? В лесу. Какие слова мы с вами выучили? Каким животным мы помогали заготавливать запасы (белочка и еж-ответы детей)

    Ребята, белочка и еж говорят вам большое спасибо и они вам тоже принесли подарок книгу о них, о животных.

    Использованная литература

      Сеть интернет

      Честнова Н. Ю.

      Иванова, М. А.

      Арсенова, М. А.

      Виноградова, Е. И.