Медведь - сказочный персонаж. Конспект ИОС по развитию речи и художественной литературе в старшей группе «В сказочном лесу Чему и как учит медведица свое потомство

Имена русского медведя

В древние времена медведь на Руси имел ещё множество имён: ведмедь,бер,биарма,берсек,мишка,косолапый, хозяин,рыкарь,ком,Михаил Потапович и др.Считалось, что если называть этого зверя каждый раз иначе,очень умный и тонкослышащий медведь не сможет почуять охотников и успеет спрятаться.

От имени медведя-бер сохранилось в русском языке слово - берлога — логово бера.

У народов северных стран имя этого зверя звучало похожим образом: английский — bear, немецкий — bär, голландский — beer, шведский — bjrn, норвежский — bjrn, датский — bjrn, исландский — bjrndyr, bjrn.

Кроме того, на многих старинных европейских картах северо - западная территория Руси носит название Биармия:
Bjarmaland — в скандинавских сагах.
Bjar (медведь) — ma (земля) — land (страна).
Beormas — у англосаксонских писателей.
Beor (медведь) — ma (земля) — s.

То есть, слово Биармия переводится, как «Медвежья земля».

Если теперь к слову Bjar добавить слово man — человек, мужчина, народ, то, и получится древнескандинавское Bjar-ma(n), что переводится как человек-медведь, медвежий народ.

То есть, биармы (биармийцы) и русь, а еще раньше их предки бореи (гипербореи), берги — это один и тот же народ, этнос, включающий в себя различные племена, поклонявшиеся в доисторические времена единому тотему, а затем и божеству — священному медведю (Аполлону Гиперборейскому). Известный исследователь карельского народа Д. В. Бубрих писал,что «Русь — нечто созерцаемое со стороны западного и юго-западного входа в руские земли, а Биармия (Bjarmaland/ Beormas) — то же самое, созерцаемое со стороны Белого моря». То есть одну и ту же территорию на Севере писатели Западной Европы и Востока называли Русью, англосаксонские же писатели и составители исландских саг — Биармией.

У русских медведь является знаком силы. Медведь был тотемным зверем многих славянских племен. Русских сравнивают с медведями в их нерасторопности и незлобивости, с одной стороны, и умении постоять за себя — с другой. Медведь был героем многих сказок и мифов.Большую роль медведь играл в символике северных народов,встречался во многих гербах старых русских городов.

Антропологи утверждают что культ Медведя был распространён от Эльбы до Урала.
В североевропейской традиции именно медведь, а не лев является царем зверей.

Символ медведя связан c пробуждением сил природы, трансформацией мужской энергии, супружества, преобразующая сила, может находиться в длительной спячке, а за тем встрепенуться, преобразиться.

Слово медведь означает - мед ведающий. Южные славяне называют зверя - ведмедь - ведающий мед. И в том и в другом случае, это тот, кто знает, где мед.

У наших близких родственников (по языку) литовцев сохранилось имя медведя- мешкас .

Бера, который просыпался по весне, на Масленницу, называли Комом.

Если Бер это не просто медведь как зверь, но ещё и дух - Хозяин Леса, связанный со славянским богом Велесом, то Ком - это ещё и ДУХ ДЕРЕВА, живущий внизу в утолщении ствола. Именно поэтому низ ствола называется КОМель. Дерево всегда спиливали только под КОМель, чтобы не потревожить сам дух.

Поэтому и первым масленичным блином угощали именно кома: «первый блин - комам». Первые блины несли в лес и клали на пни-комели возле медвежьей берлоги.

Дух дерева-Ком, таким образом, получал требу в виде вложенной в блин энергии, тепла и труда хозяйки, а сам блин предназначался Беру-Хозяину леса, с тем, чтобы он распорядился угощением по - хозяйски: угостил ритуальным блином того, кому это нужнее.

Таким образом ритуальное действие одаривало силой пробуждающихся Комов, оказывало честь Хозяину Леса Беру и подкармливало голодных по весне местных зверушек и птичек.

Кроме имени Михаил,Мишка, древние славяне давали своим детям и имя Медведь. От которого, в свою очередь, образовалась фамилия Медведев.

В Древней Греции медведь считался культовым животным богини Артемиды. Священные танцы в честь Артемиды Бравронии жрицы исполняли в медвежьих шкурах. Артемиде был посвящен месяц артемизион - март, время, когда медведи выходили из зимней спячки. В Древней Греции слово медведь звучит как аркос ,а слово Арктур означает «медвежья звезда». Слова Аркадия и Арктика означают «страны, где живут медведи».

Медвежьи имена имеют и германские города Берн и Берлин.

В германской традиции медведь связан с Одином (Вотаном). Берсерк - «неукротимый медведь» называли тех, кто показал свою храбрость тем, что убил медведя своими руками. Они съедали сердце животного и одевались в медвежьи шкуры - это давало им возможность принимать образ животного и сражаться с силой и яростью медведя. Берсерк мог воевать без оружия,отбирая его у противника. По описанию, берсерк прыгал в военном снаряжении на 5 метров.

Славянский берсерк, ездящий на медведе, сам мог оборачиваться в него, получая силу от Леса и его Духа, силу Мертвых и Павших, вод и огней подземных. Славяне называли своих воинов берсерков иначе - рыкари , кричащие воины. По одной из версий от слова «рыкарь» произошло слово рыцарь, а не от немецкого «рейтер» - всадник. Наиболее известные славянские берсерки - Рагдай Удалой, ходивший в одиночку на 300 воинов, Ольбег Ратоборич, Демьян Куденевич, а также воины князя Святослава и три сотни воинов Храма Свентовита Арконы.

Ниже приведены строки белого стиха Правед о северном медведе:

10.94.Царь Леса.
В северном Лесу хозяин полновластный-Медведь.
Если Лев жрет лишь мясо, то Медведь -всеяден.
Любит малинку, мед, копает корешки, ловит на протоках рыбу,
и лишь когда нужда, будет свирепый хищник и опасный враг, Б-ЕР в своей Бер-логе.
Медведь-труженик, делает всё сам, а не лежит в тени, ожидая мяса…
Лев-Левый, но Медведь-Правый. И ближе к Праву, к истинной Вершине.

10.95.Сар
Север зовётся Арктикой, Арктидой, по имени Медведя-Аркос.
Здесь нам важны два первых Знака: АР.
Знаешь ли ты, что правильно говорить не царь, но с-АР, отсюда кесарь?
Вот тот, кто с Медведем на Севере, -законный Сар!
Как ты заметил, Сар-отражение Рас!

Сургутский район, г. Лянтор, МБОУ «ЛСОШ №3», 3класс

Введение

Исстари веков живёт по соседству с человеком лесной хозяин - медведь. Запечатлелся он своим неуклюжим обликом во множестве народных сказок, каждая из которых отражает народные верования, быт, культуру и, что важно для нашего исследования, отношения человека к медведю. Каким изображают хозяина леса ханты? Каким он представляется в русских сказках?

Выбор темы «Образ медведя в хантыйских и русских народных сказках» объясняется тем, что мы проживаем в Ханты-Мансийском автономном округе, и, когда познакомились с местным устным народным творчеством, нам стало интересно, насколько похожи русские и хантыйские сказки о медведе, как прослеживается его неуклюжий облик во множестве народных сказок, каждая из которых отражает народные верования, быт, культуру. Для нашего исследования важно выявить отношение человека к медведю и проследить, как это отражается в сказках. Мы решили сравнить произведения, главным героем которых является медведь. Целью работы стала характеристика образа медведя в русских и хантыйских народных сказках и сравнение отношения ханты и русских к медведю. Объект исследования – хантыйские и русские сказки, предмет исследования – медведь как сказочный персонаж. В ходе исследования проведён сравнительный анализ сказок и выявлено сходство и различия в изображении сказочного медведя. Собранный нами материал будет способствовать лучшему пониманию произведений и характеров героев, расширению знаний о традициях русских и хантыйских народов.

Медведь в мифологии древних славян и ханты

У славян, как и у всех жителей лесной полосы, медведь был окружён исключительным почитанием. Его сила, намного превосходящая силу любого лесного жителя, его ловкое лазание по деревьям вызывали восхищение древних охотников, а случаи хождения на задних лапах делали его похожим на людей. Считали, что если снять с медведя шкуру, то он будет выглядеть как человек: Самец как мужчина, а медведица с грудью, как у женщины. У него человечьи ступни и пальцы, он умывается, любит своих детей, радуется и горюет, как человек, понимает человеческую речь и сам иногда говорит, а также постится весь Рождественский пост (сосёт лапу). Охотники замечали, что на медведя собака лает так же, как на человека. Всё это объяснялось нашими предками не иначе как родственной связью с медведями, поэтому медведь был самым почитаемым животным у древних славян .

Медведь – единственное животное, не имеющее собственного имени в русском языке . Это связано с табуированием, запретом поизносить имя священного животного. Мед-вед – тот, кто ведает (знает) мёд . В русских сказках его называют почтительно «Хозяином» (сказка «Дочь и падчерица») , или насмешливо: «Всех давишь», «Всем пригнётыш» (сказка «Теремок») , «При берлоге валень», «Лесной гнёт» (сказка «Терем мухи») , «Медведюшко-батюшко» (сказка «Мужик и медведь») , «Косолапым» (сказка «Колобок») , а ещё чаще – по имени, отчеству и фамилии: «Михайло Потапычем» (сказка «Три Медведя») , «Михайло Иванычем» (сказка «Кот и лиса» , «Зимовье зверей» ) и, ласково, «Мишей» (сказка «Шабарша» ).

Считалось, что медведь близко знается с нечистой силой, что лешему он родной брат или подвластен ему как хозяину. В то же время медведя боится чёрт, медведь может одолеть водяного, снять чары, если его провести через дом, на который напущена порча.

У жителей Крайнего Севера отношение к медведю тоже особое: Медведь в понимании ханты ― это не только лесной зверь, но и возвышенное существо. Когда в детстве он жил на небе, его неудержимо влекла земля. Отец его ― верховный бог Торум ― уступил просьбам сына и опустил его в люльке на землю, поручив блюсти здесь порядок и справедливость, не причинять вреда людям. Однако Медведь нарушает некоторые установки отца, и его убивают охотники и, как предписано Богом, устраивают в честь Небесного Зверя обрядовый праздник. Кстати, северные жители всегда отрицают, что убили Медведя. Медведя не убивают, а «низводят» из леса в селение .Такая вера в тотем, его власть над миром хотя и была фантазией, но она всегда казалась какой-то ещё и реальной силой. Медведь был и остаётся для ханты священным существом, и с ним даже с мёртвым они обращаются с большим уважением. Ведь в силу своего неземного происхождения он может не только умирать, но и снова воскрешаться. Его имя тоже не упоминают вслух, называя его «Он», «Сам», «Хозяин», ««Зверь», «Гость», «Лесной Старик» или «Старик Князь» «Ики»- самца, «Ими»- самку; шкуру медведя ― «изготовленная матерью мягкая одежда» Не случайно в центре герба Лянтора на фоне серебряной полусферы изображён медведь – символ силы, власти и справедливости. [ 29]

Образ медведя в русских народных сказках

В русских сказках о животных медведь часто сталкивается с человеком: «Медведь – липовая нога» , «Мужик и медведь», «Маша и медведь». Сказка «Медведь – липовая нога» является самой древней из русских сказок о медведе. В ней рассказывается о том, как мужик в борьбе с «хозяином» отрубает медведю лапу и за это зверь мстит ему: находит его и съедает. Здесь Медведь представляется страшным, жестоким, мстительным зверем, который никогда не прощает обиды: он мстит по правилам родового закона: око за око, зуб за зуб. Его мясо старик со старухой собираются съесть, и он их съедает, хотя у славян медведь сам не нападает на человека, а опасность он представляет собой только тогда, когда человек сам тревожит его: преследует, ранит, угрожает его семейству. Медведь в этой сказке предстаёт как вещее существо. Сказка учит почитать зверя.

В более поздних сказках медведь представляется глупым и доверчивым, совершенно не знакомым с крестьянским бытом «соседом» человека: с ним можно договориться, его можно перехитрить. Например, «Маша и медведь» или «Мужик и медведь» , где медведь играет роль помещика. Он хозяин леса, обладает большой силой и богатой шубой, очевидно потому ему отвели такую роль. Эти сказки описывают жизнь неволи русского народа, период крепостного права. Тогда крестьяне платили оброк (половину поля пшеницы) и отрабатывали барщину (работали в доме медведя, иногда она длилась по 6 дней). Медведь решал, когда отпустить Машу и сколько содрать с мужика. В связи с этим становится понятной не только трудная жизнь, когда-то вольного русского народа, но и почему медведя постоянно пытались обхитрить, да еще и затравить собаками. Чаще всего в русских сказках помещик всегда глупее мужика, тем же умом наделен и образ помещика – медведь. Однако в волшебных сказках «Царевна – лягушка» , «Дочь и падчерица» , «Шабарша» мы наблюдаем, что медведь проявляет себя как добрый животный персонаж, выступает помощником человека: советует, помогает пройти испытания и т. д. Так в сказке «Дочь и падчерица» медведь отпускает с подарками работящую девушку, выступая, тем самым, символом добрых сил природы, которые ценят трудолюбие и честность.

В сказках о лесных обитателях медведь представляется «лесным воеводой », «хозяином леса». Он имеет силу, власть, но в то же время мы видим его легкомыслие, простодушие, ограниченность кругозора, злобу. Его опасаются все звери, но чаще всего он бывает ими обманут. Доверчивость медведя мы можем увидеть в сказке «Звери в яме» , медведь поверил лисе, что она потихоньку ест свои внутренности, распарывая себе живот, тогда он распорол свой живот и умер. Но этого могло бы не случиться, если бы он знал, что нельзя есть самого себя. В сказке «Лиса-повитуха» показана глупость и доверчивость медведя. Находчивая лисица обманула медведя: съела весь запас мёда, да ещё и заставила самого хозяина признаться в том, чего он не совершал.

Образ медведя в хантыйских народных сказках

В хантыйских сказках говорится: «Медведь был старшим братом людям, Лось – средним, а Журавль и Лебедь - младшими», поэтому в сказках северных народов он представлен добродушным, трудолюбивым, внимательным по отношению к своему младшему брату – человеку. В сказке – легенде «Комполэн – болотный дух» медведь живёт в дружбе с человеком, заботится о нём: ловит для него тайменя, сбивает с кедра шишки, ходит в гости, в тяжёлый год дарит ему свою шубу,. С этим не могут смириться духи Зла и обманом настраивают Медведя против охотника: болотный дух Комполэн поссорил их, но мудрые люди говорят, что настанет время, и Медведь опять будет им братом, но произойдёт это тогда, когда каждый навсегда изгонит из своего сердца злобу.

Многие сказки ханты объясняют разные явления. Так в сказке « Женщина Мось» объясняется происхождение созвездие Большой Медведицы (Мотив умершей медведицы, превратившейся вместе с медвежатами в созвездие, широко распространен у ханты и манси, У ханты в одних случаях говорится о семи звездах, из которых седьмая - медведица, а по бокам - двое медвежат) в этой сказке Медведица – воплощение материнской самоотверженности, любви, заботы о своих детях. В сказке «Бабушкин внук» даётся объяснение, откуда в тайге появились комары. Это мальчик перехитрил злого медведя Менк-ики, вместо того, чтобы прыгнуть с дерева ему в открытую пасть, он насыпал туда углей и сжёг медведя. Медведь, сгорая, проклинает: « Пусть мой пепел будет у людей кровь сосать». Его пепел, разлетаясь по ветру, превратился в комаров.

Медведь в сказке «Остров Семи Медведей» - священное животное, младший сын верховного бога Нум Турама, оказывается объектом мести человека Солнцу, Месяцу и Ветру. «… и так велико было горе старика, что он уложил своим ножом-сёхаром семерых медведей одного за другим - каждого - с первого удара! Так появился Остров Семи Медведей.

В сказке о животных «Как у бурундука спина полосатой стала» о Медведе повествуется как о старшем брате бурундука. «Они жили очень дружно, одну пищу ели, в одной норе жили». Медведь кормил бурундука, выполнял всю тяжёлую работу, но гордость, желание казаться умнее другого поссорили их, и теперь у бурундука на спине следы медвежьих когтей.

Медведь для ханты – хозяин тайги, и в сказках он не терпит шума в своих владениях, наказывает тех, кто этот шум создаёт, и, несмотря на то, что вражды с человеком у него нет, он собирает шумящих в лесу детишек в мешок и несёт к себе в берлогу (сказка «Медведь и ребята» ).

Иногда в сказках люди принимали облик Медведя для того, чтобы восстановить справедливость в семье «Мнимоумерший племянник».

Среди хантыйских и русских есть сходные по сюжету сказки. Например, в русской народной сказке «Кот и лиса» и хантыйской сказке «Кот» главный герой своим появлением в лесу создал большой переполох. Медведь, хозяин леса, посылает своих подопечных узнать, что за необыкновенный гость появился в здешних местах. В русской сказке «на разведку» идут волк и заяц, а в хантыйской сказке – волк и росомаха. В итоге медведю пришлось поплатиться за своё простодушие и трусость: опасаясь, что кот его съест, медведь забирается на дерево и падает оттуда.

В отличие от славянского медведя, хантыйский медведь в народных сказках изображается без иронии: он наделён добрыми качествами: незлобив, трудолюбив, честен, а если и совершает какие-либо проступки – он жестоко расплачивается за них (в сказке «Медведь и ребята» он умирает от страха быть убитым людьми, в сказке «Комполэн – болотный дух» ранен человеком за то, что поверил злым слухам). В действительности у ханты так и было: человек охотился на медведя только в крайнем случае, когда тот начинал губить домашний скот. Дело в том, что на домашний скот мог нападать только больной или раненый зверь, то есть тот, который не мог добывать себе пищу. И он становился опасным не только для домашних животных, но и для человека. В этом случае охота на такого зверя была просто необходима.

Заключение

Мы пришли к выводу, что в русских народных сказках Медведь чаще всего выступает в роли властного, но глупого помещика или жадного, но простодушного хозяина леса, которого легко обмануть, а в хантыйских народных сказках у Медведя - больше положительных качеств: трудолюбия, материнской любви, честности, дружбы. С его образом связаны многие природные явления. Очевидно, что ханты любят, почитают, с чувством глубокого уважения относятся к Медведю.

Сложность выявления отношения современного человека к сказочному медведю представляется в том, что русские народные сказки, где главный герой – Медведь, читали немногие, а с хантыйскими сказками о Хозяине современный читатель практически не знаком. В ходе исследования мы провели анкетирование среди учащихся 3 «А» класса Лянторской школы №3.(см. Прил.№1)

С заданием перечислить названия русских сказок о медведе справились 24 учащихся из 25. Назвать хантыйские сказки о медведе смогли только 9 человек, но выполнить объём задания смогли только 4% от общего числа учащихся человек (см. Прил. №2)

Результаты опроса показали, что в последнее время мы не задумываемся о характере героев и их значении, а ведь каждая сказка, каждый образ несёт в себе народную мудрость, которую мы не всегда видим и понимаем.

Литература

1. Бабушкин внук. Сказки народа ханты. / Сост, . – СПб.:«Алфавит», 1995.

2. Дочь и падчерица. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

3. Женщина Мось. Мифы, предания, сказки ханты. – СПб.,1990

4. Звери в яме. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

5. Зимовье зверей. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

6. Колобок. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

7. Комполэн – болотный дух. Мифы, предания, сказки ханты. – СПб.,1990

8. Коринфский А. Народная Русь. – М.: Белый город, 2007.

9. Кот. Сказки народов Севера / Сост. . – СПб.: «Алфавит», 1995.

10. Кот и лиса. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

11. Лиса-повитуха. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

12. Маша и медведь. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

13. Медведь и ребята. Сказки народа ханты. / Сост, . – СПб.:«Алфавит», 1995

14. Медведь – липовая нога. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

15. Мифологический словарь/Гл. ред. - М.: Советская энциклопедия, 1990.

16. Мифы, предания, сказки ханты. http://*****/books/item/f00/s00/z0000038/st034.shtml

17. Мнимоумерший племянник. http://*****/author/varvara_zelenec/varvara_i_zolotaya_baba/read_online. html? page=7

18. Мужик и медведь. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

19. Остров Семи Медведей. Мифы, предания, сказки ханты. – СПб.,1990

20. Рыбаков древних славян. – М.: Русское слово, 1997.

21. Сказки народов Севера / Сост. . – СПб.: «Алфавит», 1995.

22. Терем мухи. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

23. Теремок. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

24. Три медведя. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

25. Царевна – лягушка. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

26. Шабарша. Русские сказки: Из сб. . – М.: Худож. лит.,1987

27. Шанский этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ , . - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004.

28. http://*****/books/item/f00/s00/z0000038/st034.shtml

29. http://www. *****/russia/subjects/towns/lantor. htm.

Приложение

Анкета «Сказки о медведе»

1) Назовите известные вам русские народные сказки, где главным героем является медведь.

2) Перечислите положительные и отрицательные качества медведя в русских сказках.

3) Назовите известные вам хантыйские народные сказки, где главным героем является медведь.

4) Перечислите положительные и отрицательные качества медведя в хантыйских сказках.

На вопрос, насколько давно появились народные сказки, фольклористы не дают точного ответа и рассуждают о том, что историзм фольклора не равен прямому отражению истории. Тем не менее и историкам, и фольклористам удается по ряду признаков приблизительно определить время возникновения некоторых сказочных сюжетов.

Морозко и Баба-яга

Эти персонажи пришли в русский фольклор едва ли не из первобытных времен. Специалисты усматривают в Бабе-яге признаки древней богини, в которой соединились черты хозяйки царства мертвых и повелительницы зверей. У нее костяная нога. У многих индоевропейских народов такая хромоногость является признаком принадлежности одновременно и к этому миру, и к потустороннему царству. Для образа Бабы-яги характерен дуализм – она может быть и злой ведьмой, и доброй помощницей, что также является отражением древнейших представлений о духах природы.
Визит к колдунье юного героя (девочки-падчерицы, Иванушки и т. п.) фольклористы интерпретируют как отголоски древнейшего обряда инициации, перехода из детского состояния во взрослое. Баба-яга сажает героя на лопату и грозит отправить его в печь, чтобы потом съесть. Согласно представлениям многих народов инициация это смерть ребенка, который должен переродиться во взрослого. Сюжет про Морозко фольклористы, в том числе С. Агранович, интерпретируют, как «ледяной» вариант «огненной» смерти подростка в печи. Отец по очереди отвозит своих дочерей в зимний лес и оставляет там на всю ночь без огня. Задача девушки - стойко перенести испытание холодом и выжить в лесу. Та, которой это удается, получает приданое, то есть возможность выйти замуж, став взрослой. Другая, которая оказывается не такой стойкой, приданного не получает. В наиболее архаичном варианте сказки злая сестра гибнет в лесу.

Сюжеты, связанные с медведем

К числу самых распространенных сюжетов, связанных с медведем, относится сказка про девочку, которая оказалась в медвежьей берлоге, но сумела перехитрить зверя, заставив его отнести себя домой («Маша и медведь»). Второй известный сюжет – «Медведь – липовая нога». Медведь по многим признакам может интерпретироваться как древний тотемный зверь славян. Об этом говорит хотя бы тот факт, что наши предки еще в глубокой древности остерегались называть медведя его подлинным именем, прибегая к иносказанию: «мёд ведающий». Настоящее имя этого зверя, вероятно, сродни германскому «бэр», отсюда и берлога – «логово бэра». Сюжет о девочке, оказавшейся в берлоге, может рассматриваться, как отголоски древнейших жертвоприношений хозяину леса.
История о старике и старухе лишена счастливого финала - это одна из самых страшных русских сказок, которыми темными ночами пугали друг друга наши славянские предки. Старик караулил огород и исхитрился отрубить медведю, который повадился воровать репу, лапу, которую принес домой. Старуха стала лапу зверя варить в котле. А медведь сделал себе лапу из липового пенька и пошел к дому стариков. Он поет жуткую песню про старуху, которая «на его коже сидит, его шерсть прядет, его мясо варит». Старик бросается закрыть дверь, но поздно - медведь на пороге! Фольклористы усматривают здесь мотив оскорбления тотемного животного и наказания за подобное святотатство. Тотемизм, жертвоприношения – все это переносит нас во времена первобытнообщинные.

Мотив змееборства

Сказок, главным сюжетом которых является мотив сражения со змеем или иным чудовищем, наш фольклор знает немало. Эти сюжеты тоже имеют древнее происхождение. Лингвист Топоров возводит мотив змееборства, который есть в сказках многих народов, к основному мифу, сложившемуся в ту эпоху, когда индоевропейцы были еще единым народом. Миф повествует о борьбе героя-громовержца и хтонического змея. Поскольку разделение индоевропейцев на отдельные народы началось около III тысячелетия до нашей эры, мы можем датировать истоки сказок о змееборцах примерно этим временем.
Впрочем, другая теория относит их сюжет к более близкому времени, к эпохе первых столкновений праславян со степными кочевниками. Академик Рыбаков датирует это событие примерно III-II веками до нашей эры. Столкновения с киммерийцами, сарматами, аланами, затем с печенегами и половцами породили сюжеты о сражениях со змеем (иногда противника называют Чудо-юдо). При этом датировку упрощает тот факт, что иногда победителем чудовища является не воин, а чудесный кузнец. Появление кузнечного дела рассматривалось нашими предками как некое колдовство, а сами кузнецы считались могучими колдунами. Эти представления относятся к заре развития металлургии у наших предков, то есть примерно к тому же времени. Кузнец побеждает змея, набрасывает на него ярмо и пропахивает борозды, которые впоследствии получат название «Змиевы валы». Их можно видеть на Украине и сейчас. Если верна теория о том, что эти валы связаны с именем римского императора Траяна (другое название их«Траяновы валы»), то это говорит о III-II веках до нашей эры.

Кто как зимует

Кто как зимует: познавательные рассказы в картинках и заданиях для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В этой статье дети познакомятся с жизнью природы зимой и узнают, кто как зимует:

Кто как зимует?

Кто как зимует: как зимуют дикие звери?

Зимой многие дикие звери спят – погружаются в спячку. Во время спячки они ничего не едят, не растут, не реагируют на звуки.

Перед спячкой осенью звери накапливают жир. Жир помогает им во время длительной спячки поддерживать температуру тела – он их «греет» изнутри как печка.

Больше всего страдают звери зимой не от холода, а от голода. Именно пища нужна зверюшкам чтобы поддерживать постоянную температуру тела и не погибнуть.


Как зимуют лоси?

Хочешь – верь. Или не верь.
Есть в лесу сохатый зверь.
Словно вешалки рога,
Очень грозен для врага.
Шум в лесу. Что там стряслось?
То бежит огромный …(Лось ).

Лось – это лесной великан, и еды ему нужно очень много. Зимой лоси живут вместе, обгладывают кору деревьев, растирая ее мощными и крепкими зубами. Очень любят лоси кору молодых осинок. Едят они и побеги молодых сосен, для них эти побеги как лекарство.

Отдыхают лоси зимой, закопавшись в снег, в снежных ямах. В пургу лоси собираются в стадо и уходят в укромное место, прячутся на земле — забираются под снежную шубу. Сверху на них падает снег, укрывая лосей иногда почти с головой. Получается снежное тёплое «покрывало».

В последний месяц зимы – в феврале — настаёт для лося тяжелая пора. В лесу появляется наст – корочка на снеге. Лоси проваливаются под снег, режут настом себе ноги, не могут быстро бегать. Этим пользуются волки. Лоси защищаются от волков рогами и копытами.

Спросите детей, кому легче по снегу бегать – мышонку или лосю? Почему? Прочитайте диалог лося и мышонка, лося и сороки из рассказов Э. Шима. Эти диалоги можно разыграть в театре игрушек или в театре картинок.

Э. Шим. Лось и мышонок

— Чего ты, лосище, запыхался?
— Бежать мне тяжело, в снег проваливаюсь…
— Фи, до чего же вы, лоси, неуклюжие! Такие большие выросли, а бегать как следует не можете.
— Это почему?
— Да сам посуди: ты бежишь налегке, пустой, и на каждом шагу проваливаешься. А я бегу с тяжестью, целый орех в зубах тащу, и ни одна лапка у меня не вязнет. Поучился бы!

Э. Шим. Лось и сорока

Лось: — Вот не везёт, вот не везёт!
Сорока: — Почему тебе, Лось не везет?
— Думал, снегу в лесу насыплет повыше, буду до сосенок доставать, макушки обкусывать…
— А снегу – то высоко насыпало!
— Да что толку, если я в него проваливаюь?!

Есть замечательная сказка о лосях В. Зотова. Послушайте ее вместе с детьми. Вы также найдете эту сказку и другие сказки о животных для детей в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. ауидозаписи группы, альбом «Лесная азбука»)

Спросите ребенка, как он думает, боится ли кого-то лось? Ведь лось «лесной великан»? Наверное, наоборот, все его боятся в лесу? И прочитайте рассказ о лосе и их зимнем враге – волке, рассказ о том, как мальчик Митя помог лосям зимой спастись от волков.

Г. Скребицкий. Митины друзья

Зимой, в декабрьскую стужу, лосиха с лосёнком ночевали в густом осиннике. Начало светать. Порозовело небо, а лес, засыпанный снегом, стоял весь белый, притихший. Мелкий блестящий иней оседал на ветви, на спины лосей. Лоси дремали.

Вдруг где-то совсем близко послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Что-то серое мелькнуло среди заснеженных деревьев. Один миг - и лоси уже мчались прочь, ломая ледяную кору наста и увязая по колени в глубоком снегу. Следом за ними гнались волки. Они были легче лосей и скакали по насту не проваливаясь. С каждой секундой звери всё ближе и ближе.

Лосиха уже не могла бежать. Лосёнок держался возле матери. Ещё немного - и серые разбойники нагонят, разорвут обоих.
Впереди - поляна, плетень возле лесной сторожки, широко раскрытые ворота.

Лоси остановились: куда деваться? Но сзади, совсем рядом, послышался хруст снега - волки настигали. Тогда лосиха, собрав остаток сил, бросилась прямо в ворота, лосёнок - за ней.

Сын лесника Митя разгребал во дворе снег. Он еле отскочил в сторону - лоси чуть не сбили его с ног.
Лоси!.. Что с ними, откуда они?
Митя подбежал к воротам и невольно отшатнулся: у самых ворот - волки.

Дрожь пробежала по спине мальчика, но он тут же замахнулся лопатой и закричал:
- Вот я вас!
Звери шарахнулись прочь.
- Ату, ату!..- кричал им вдогонку Митя, выскакивая за ворота.
Отогнав волков, мальчик заглянул во двор.
Лосиха с лосёнком стояли, забившись в дальний угол, к сараю.
- Ишь как испугались, дрожат всё…- ласково сказал Митя.- Не бойтесь. Теперь не тронут.
И он, осторожно отойдя от ворот, побежал домой - рассказать, какие к ним во двор примчались гости.

А лоси постояли во дворе, оправились от испуга и ушли обратно в лес. С тех пор они всю зиму так и держались в лесу возле сторожки.

Утром, идя по дороге в школу, Митя часто издали видел лосей на лесной опушке.

Заметив мальчика, они не бросались прочь, а только внимательно следили за ним, насторожив свои огромные уши.
Митя весело кивал им головой, как старым друзьям, и бежал дальше, в село.

И. Соколов-Микитов. На лесной дороге

Одна за другой идут по зимней дороге нагружённые брёвнами тяжёлые машины. Выбежал из лесу лось.
Смело перебегает широкую наезженную дорогу.
Остановил шофёр машину, любуется сильным, красивым лосем.
Много лосей в наших лесах. Целыми стадами они бродят по засыпанным снегом болотам, скрываются в кустарниках, в больших лесах.
Люди не трогают, не обижают лосей.

Только голодные волки решаются иногда нападать на лосей. Рогами и копытами обороняются от злых волков сильные лоси.

Никого не боятся лоси в лесу. Смело бродят по лесным полянам, переходят широкие просеки и наезженные дороги, нередко подходят близко к селениям и шумным городам.

И. Соколов – Микитов. Лоси

Из всех зверей, обитающих в наших русских лесах, самый крупный и самый сильный зверь — лось. Есть что-то допотопное, древнее в облике этого крупного зверя. Кто знает — возможно, лоси бродили в лесах ещё в те далёкие времена, когда жили на земле давно вымершие мамонты. Недвижно стоящего в лесу лося трудно увидеть — так сливается окраска его бурой шерсти с окраской окружающих его древесных стволов.

В дореволюционные времена лоси в нашей стране были уничтожены почти поголовно. Лишь в очень немногих, самых глухих местах, уцелели эти редкие звери. При советской власти охота на лосей была строго запрещена. За десятки лет запрета лоси расплодились почти повсеместно. Теперь они безбоязненно подходят к людным селениям и шумным большим городам.

Совсем недавно в центре Ленинграда, на Каменном острове, отправлявшиеся в школу ребята увидели утром двух бродивших под деревьями лосей. По-видимому, эти лоси забрели в город в ночное тихое время, заблудились на городских улицах.

Вблизи городов и селений лоси чувствуют себя в большей безопасности, чем в глухих местах, где их преследуют охотники-браконьеры. Они не боятся переходить широкие асфальтовые дороги, по которым непрерывным потоком движутся грузовые и легковые машины. Нередко они останавливаются у самой дороги, и проезжающие в машинах люди свободно могут их наблюдать.

Лось — очень сильное, сторожкое и умное животное. Отловленные лоси быстро привыкают к людям. Зимою их можно запрягать в сани, как запрягают на севере домашних оленей.

Мне не раз приходилось встречать в лесу лосей. Прячась за укрытием, я любовался красотою сильных зверей, лёгкими их движениями, ветвистыми развесистыми рогами самцов. Каждый год самцы лосей меняют свои тяжёлые ветвистые рога. Сбрасывая старые рога, они трутся о стволы и сучья деревьев. В лесу нередко люди находят сброшенные рога лосей. Всякий год на рогах самца-лося прибавляется лишний отросток, и по количеству отростков можно узнать возраст лося.

Лоси любят воду, нередко переплывают широкие реки. Переплывающих реку лосей можно догнать на лёгкой лодке. Над водой видны их горбоносые головы, широкие ветвистые рога. Бродя с ружьём и собакой по лесной вырубке вблизи реки Камы, однажды я увидел лося, “принимавшего ванну” в небольшом открытом болотце. По-видимому, лось спасался от осаждавших его злых оводов и слепней. Я подошёл близко к стоявшему в болотной воде лосю, но выскочившая из кустов моя легавая собака его испугала. Лось вышел из болота и не торопясь скрылся в густом лесу.

Самое удивительное, что тяжёлые лоси могут переходить самые топкие трясинные болота, по которым не может ходить человек. Для меня это служит доказательством того, что лоси жили ещё в те давние времена, когда отступали покрывавшие землю ледники, оставляя за собою обширные топкие болота.

Как кабан зимует

Зимой кабанам приходится трудно, им очень тяжело идти по глубокому снегу. Если нужно пройти по снегу, то кабаны идут гуськом друг за другом. Сначала идет самый сильный кабан. Он прокладывает всем дорогу, за ним – все остальные.

Особенно трудно кабану идти по насту. Кабан проваливается под наст, режет свои ноги острым льдом.

Ночами кабаны зимой греются в убежищах, лежат на ветках, листьях. Если очень холодно – то ложатся близко друг к другу – греют друг друга.

Кабаны никогда не зарываются в снег, они его не любят. Наоборот, стараются чем-то снег накрыть — натаскают они под елку веток или лягут на камыши.

Кормятся кабаны зимой днем. Едят они веточки, выкапывают из-под снега желуди, орехи, траву.

Если снега нет – кабанам раздолье! Они выкапывают из земли корневища, луковицы, роют рылом землю, добывают жуков, червяков, куколок.

За зиму кабан теряет треть своего веса! К весне остаются только «кожа да кости».

Послушай, как разговаривали кабан и заяц в последний месяц зимы.

Э. Шим. Кабан и заяц

Заяц: — Ой, Кабан, ты на самого себя не похож! До чего тощий – одна щетина до косточки… Разве такие хрюшки бывают?

Кабан: — Дикие хрю-хрюшки… и не такие бывают… Худо нам, Заяц… Земля корочкой ледяной покрылась, ни клык, ни пятачок ее не берет. Ничего не выроешь нынче, брюхо ничем не набьешь… Сам удивляюсь, как еще ноги хо-ходят. Одно утешенье: на такого тощего да страшного даже волк не позарится…

Э. Шим. Кабанчик и Лисенок

— Ай, ай, ты же совсем голый, Кабанчик! Щетинка редкая да ещё жёсткая. Как же ты зимовать будешь?
— Худой ты до чего, Лисёнок! Хребет один, кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?
— У меня шёрстка густая, шубка тёплая – не замёрзну!
— А у меня хуже, думаешь? У меня под кожей – то жир. Жир лучше всякой шубы греет!

Э. Шим. Кабан и лось

— Ну-ка, Лось, почеши мне бок! Покрепче!
— Шух-шух!.. Ну, как?
— Слабо. Ты покрепче давай!
— Шух-шух!.. Ну, как?
— Говорю, покрепче!
— Шух!!! Шух!! Шух!!. Ф-ф-у-у, неужто слабо?
— Конечно, слабо. Вот обида, понимаешь: на два вершка сала накопил, а под этим салом как раз и чешется!

Е. Чарушин. Кабан

Это дикая свинья - кабан.
Он бродит по лесам, похрюкивает. Дубовые жёлуди подбирает. Своим длинным рылом в земле роется. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачивает - ищет, чего бы съесть.
Недаром кабана секачом зовут. Он клыками и дерево подсечёт, как топором, он клыками и волка убьёт - будто саблей зарубит. Даже сам медведь и тот его побаивается.

Как зимует волк?

Отгадайте загадку: «Кто зимой холодной бродит злой, голодный?». Конечно, это волк! Бродит волк зимой по лесу – ищет добычу.

Волки – хищники коварные и очень опасные и для зверей, и для человека. Волки отлично видят даже в темноте и прекрасно слышат.
Зимой волк почти всегда ходит голодный, он не может быстро бегать по рыхлому снегу. А вот по насту бегает очень быстро! Тогда от волка не убежать!
Наверное, вы слышали такую поговорку «волка ноги кормят». Это действительно так. Волк пробегает очень большие расстояния, чтобы найти себе пропитание. Они охотятся на лосей, зайцев, куропаток, тетеревов. Да, даже на лосей! Если лось стоит, то волк на него не бросается. Но если лось бежит, то волчья стая может его одолеть. Голодные волки зимой нападают даже на собак и на людей.

Зимой у волков вырастает толстая теплая зимняя «шуба», шерсть становится теплее. Живут волки зимой стаями: волк, волчица и их выросшие волчата.

Вот что однажды случилось с волком в лесу зимой.

Сказка о зайце и волке

Сказка «По Зайчишкину совету сел Волчище на диету: мяса Серый, ни-ни-ни, даже в праздничные дни». Эту сказку и другие сказки о животных Вы можете прочитать в книге «Почемучка. Потомучка» (авторы – Г. А. Юрмин, А. К. Дитрих).

«Поймал глупый Волк премудрого Зайца и радуется:
— Ага, попался, косой! Теперь-то я заморю червяка…
— Т-т-точно, п-п-попался, — трясется Заяц. – Но, с другой – с-стороны, ты же сам, Волк, говоришь: только «червяка заморишь». Ну, слопаешь меня, так ведь еще больше аппетит разыграется… С чего бы это напасть такая на тебя, на Волка: все в лесу сыты, один ты вечно голоден. Задумайся-ка!
Нахмурил Волк серый лоб. В самом деле, почему? И говорит:
— Раз ты, Заяц, такой премудрый, такой умный – разумный, посоветуй: как мне быть, как мне горю пособить?
— А ты с других пример бери, — без раздумий отвечает заяц. – Взять тетерева, пошли покажу.
— Ишь, хитренький! Размечтался! Небось, по дороге хочешь улизнуть? Еще чего?!
Надрал Волк лыка с липы, свил веревочку, взял Зайца на поводок – и зашагали.

Видят, сидит на березе тетерев.
— Терентий, отвечай, — кричит Заяц. – С чего бы это ты всю зиму сыт?
— Еды вокруг – ешь, не хочу! Оттого и сыт. Почек-то сколько угодно.
— Слыхал, Серый? … У тебя всё мясо на уме, а Терентий толкует про березовые почки, в которых спят зеленые листочки. Их кругом полно. Согни березку да отведай, не стесняйся.
Сделал Волк, как Заяц велел, и у плеваться:
— Тьфу, гадость! Нет уж, косой, лучше я тобой закушу!
— Не спеши! – гнет Заяц свое. И потащил Волка в Лосю – великану.

— Дяденька Сохатый! – кричит Заяц. – Скажи, сытно ль тебе живется?\-
— Вот дожую последнюю веточку – и баста, наелся, больше не лезет.
— Видал, Волк? Сохатый весь свой век зимой осину гложет, а каким могучим стал! Вот и ты бы так. Гляди-ка, сколько осталось надранной лосем осинки.
— Лососинки? – облизнулся Волк. – Это по мне.
Накинулся на угощение, жадно заклацал зубищами, но вдруг повалился – и ну кататься по снег:
— Ой, помираю! Ой, живот болит! Ой, горечь – отрава!!! Ну, Заяц!»

Можно разыграть диалоги зверюшек – как они угощали волка – в театре картинок или пальчиковом театре.

Рассказы о волке

Э. Шим. Волк, лось, заяц и рябчик

— Лось, лось, я тебя съем!
— А я от тебя, Волк, в чисто полюшко, и был таков!
— Заяц, заяц, я тебя съем!
— А я от тебя, Волк, в чисты кустики, и был таков!
— Рябчик, Рябчик, я тебя съем!
— А я от тебя, Волк, на высокое деревце, да и был таков!
— Что же делать мне, родимые? Чем брюхо-то набить?
— Гложи, Волк, свои бока!

Э. Шим. Волчонок и волчица

— Мамка, отчего мы, волки, на луну воем?
— А потому, сынок, что луна – это волчье солнышко.
— Не пойму я чегой-то!
— Ну как же… Дневные звери да птицы белый свет любят, при солнышке поют и радуются. А мы, волки, — ночные добытчики, нам темнота способнее. Вот мы и поем при луне, при ночном бледном солнышке…

В. Бианки. Волчьи хитрости

Когда волк идет шагом или труском (рысью), он аккуратно ступает правой задней лапой в след своей передней левой лапы, поэтому следы его ложатся прямой,как по верёвочке, строчкой — в одну линейку. Глядишь на такую строчку и читаешь: «Тут прошёл здоровенный волк».

Но так попадёшь впросак. Правильно будет читать: «тут прошло пять волков «, потому что тут впереди шла матёрая и мудрая волчица, за ней старый волк и за ними волчата.

Ступали след в след, что и в голову не придёт, что это след пяти волков. Это могут отличить только очень опытные следопыты по белотропу (так называют охотники следы на снегу).

Н. Сладков. Сорока и волк. Разговоры в лесу

— Эй, Волк, чего ты хмурый такой?
— От голода.
— И рёбра торчат, выпирают?
— От голода.
— А воешь чего?
— От голода.
— Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока: от голода, от голода, от голода! Чего это ты нынче такой неразговорчивый?
— От голода.

Е. Чарушин. Волк

Берегитесь, овцы в хлевах, берегитесь, свиньи в свинарниках, берегитесь, телята, жеребята, лошади, коровы! Волк-разбойник на охоту вышел. Вы, собаки, громче лайте, волка пугайте!
А ты, колхозный сторож, заряди-ка своё ружьё пулей!

Как зимует барсук?

Барсук зимой спит, но не очень крепко. Он может проснуться во время оттепели, вылезти из норы ненадолго, пригладить и почистить свою шерстку и … снова пойти спать. В своей зимней «кладовке» припасает на зиму барсук пищу – семена, высушенные лягушки, коренья, желуди. А с осени он накапливает жир – наедается. Во время спячки барсук ничего не ест. А запасы в «кладовой» нужны на время его короткого зимнего пробуждения.

Э.Шим. Барсук и сойка

— А-у-о-ы-ы-ы…
— Что с тобой, Барсучище?
— А-у-о-ы-ы-ы…
— Уже не заболел ли?
— А-у-у-о-о-ы-ы-ы-и-и…
— Уже не помираешь ли?!
— А-у-ы… Отстань, отвяжись… Не помираю я, фефела… Не помира-а-у-о-ы…
— А что же с тобой?
— Зевота одолела. До того спать хочется – из норы бы не вылезал. Видать, скоро насовсем завалюсь… До весны на бокову-у-ы-о-ы-ы-ы-у-у-у-у-у-ю!!.

Н. Сладков. Барсук и медведь

– Что, Медведь, спишь ещё?
– Сплю, Барсук, сплю. Так-то, брат, разогнался – пятый месяц без про́сыпу. Все бока отлежал.
– А может, Медведь, нам вставать пора?
– Не пора. Спи ещё.
– А не проспим мы с тобой весну-то с разгону?
– Не бойся! Она, брат, разбудит.
– А что она – постучит нам, песенку споёт или, может, пятки нам пощекочет? Я, Миша, страх как на подъём тяжёл!
– Ого-го! Небось вскочишь! Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока – небось на залежишься! Спи уж, пока сухой.

Как зимуют медведи?

Медведь зимой спокойно спят в своей берлоге, которую выстилает хвоей, корой деревьев, сухим мхом. Если медведь осенью не нагулял много жира, то он долго не может уснуть в берлоге, ходит по лесу в поисках пищи. Такой медведь очень опасен для всех. Его называют «шатун».

Поздней зимой у медведицы рождаются 2-3 медвежонка. Они рождаются беспомощными, лежат у мамы — медведицы на брюхе. Она их кормит густым молоком, но при этом сама не ест. Только весной медвежата выходят из берлоги.

Как зимуют насекомые

Насекомые к наступлению зимы прячутся глубоко в почву, в трухлявых пнях, в трещинах деревьев.

Некоторые насекомые без приглашения забираются прямо в муравейник, чтобы переждать в нем холодную пору. Муравьи же в это время впадают в оцепенение до весны.

Кузнечики прячут осенью в землю яйца, которые будут зимовать.

У бабочек — капустниц зимуют куколки. Летом откладывает капустница свои яйца на капусту. Гусеницы осенью выбираются из этих яиц на стволы деревьев, заборы, стены, привязывают себя ниточкой и становятся … куколками! Так и висят до весны. И дождь на них капает, и метель снег сыпет снегом. Придет весна – и выберутся из куколок молодые бабочки.

Бабочки – крапивницы, траурницы, лимонницы зимуют взрослыми. Они забиваются в кору деревьев, в дупла, в сараи, в щели на чердаках. Весной они снова появятся.

Г. Скребицкий и В. Чаплина. Куда комары зимой девались

На зиму комары попрятались в разные щелки, в старые дупла. Они и рядом с нами зимуют. Заберутся в подвал или погреб, много их там в углу соберется. Прицепятся комары своими длинными лаками к потолку, к стенкам и спят всю зиму.

Сказки о том, кто как зимует

Э. Шим. Ворона и синица

— Все звери от холода в норы попрятались, все птицы от голода чуть живы сидят. Одна ты, Ворона, во всё горло раскаркалась!
— А может, мне хуже всех?! Может, это я «карраул» кричу!

Э. Шим. Укрывушки, хоронушки, показушки. Как звери и птицы первый снег встречают?

К вечеру вызвездило, ночью морозцы хрустнули, а утром выпал на землю первый снег.

Лесные жители его по-разному встретили. Старые звери да птицы поёжились, прошлую студёную зиму вспомнили. А молодые — ужасно удивились, потому что никогда не видели снега.

На берёзе молоденький Тетерев сидел, на тонкой веточке покачивался. Видит — падают с неба мохнатые снежинки.

— Что за че-че-пуха?- забормотал Тетерев.- Бе-белые мухи летят, над землёй кружат, не гудят, не жужжат, не кусаются.
— Нет, родимый, это не мухи! — сказал старый Тетерев
— А кто же это?
— Это наши укрывушки летят.
— Какие такие укрывушки?
— Они землю укроют,- отвечает старый Тетерев, — одеяльце тёпленькое получится. Мы ночью под это одеяльце нырнём, будет нам тепло и уютненько…
— Ишь, ты! — обрадовался молодой Тетерев.- Скорей бы попробовать, хорошо ли под укрывушками спится!
И стал ждать, когда на земле пуховое одеяло расстелется.

Под берёзами, в кустарничке, молоденький Зайчишко день коротал. Вполглаза подрёмывал, вполуха прислушивался. Вдруг замечает — спускаются с неба мохнатые снежинки.
— Вот тебе на! — удивился Зайчишко.- Одуванчики давно отцвели, давно облетели-развеялись, а тут гляди-ка: целое облачко одуванчикового пуха летит!
— Глупенький, разве это цветочный пух! — сказала старая Зайчиха.
— А чего же это такое?
— Это наши хоронушки летят.
— Что ещё за хоронушки?
— Те самые, которые тебя от врагов схоронят, от злых глаз уберегут. У тебя шубка вылиняла, стала беленькая. На чёрной земле её сразу видать! А как лягут наземь хоронушки, станет кругом белым-бело, никто тебя и не увидит. Станешь гулять невидимочкой.
— Уй, как интересно! — закричал Зайчишка.- Скорей бы попробовать, как хоронушки меня прячут!

В лесу, по голому осинничку, бежал молодой Волчонок. Бежал, по сторонам глазами зыркал, поживу себе искал. Вдруг смотрит — падают с неба лёгкие снежинки.
— Ай-яй! — сказал Волчонок.- Ни как гуси-лебеди в поднебесье летят, пух и перышки роняют?
— Что ты, разве это пух и перышки! — засмеялся старый Волк.
— А что же это?
— Это, внучек, наши показушки летят.
— Не знаю я никаких показушек!
— Скоро узнаешь. Лягут они ровным-ровненько, всю землю укроют. И сразу показывать начнут, где птицы бродили, где какой зверь проскакал. Поглядим мы на показушки — и тотчас узнаем, в какую
сторону за добычей бежать…
— Ловко! — обрадовался Волчонок.- Хочу скорей поглядеть, куда моя добыча побежала!

Только разузнали молодые звери и птицы, что это с неба падает, только с первым снегом познакомились, как потянуло тёплым ветерком.

Тут укрывушки, хоронушки, показушки и растаяли.

Как раки зимуют?


Знаете ли Вы, где зимуют раки ? Прочитайте детям сказку В. Бианки и узнаете:).

Что же означает выражение «где раки зимуют»?

А выражение «где раки зимуют» появилось давно. Помещики очень любили есть раков, а выловить их зимой трудно. Ведь зимой раки прячутся и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян. Крепостные крестьяне в холодной воде вылавливали раков – это был очень тяжелый труд. Часто они после зимней ловли раков заболевали. После этого и стали говорить: «Я покажу тебе, где раки зимуют». А еще «где раки зимуют» говорят в другом случае – о чем-то очень далеком, что находится далеко, неведомо где.

Где раки зимуют? В. Бианки

В кухне на табуретке стояла плоская корзина, на плите — кастрюля, на столе — большое белое блюдо. В корзине были раки, в кастрюле был кипяток с укропом и солью, а на блюде ничего не было.

Вошла хозяйка и начала:
раз — опустила руку в корзину и схватила рака поперёк спины;
два — кинула рака в кастрюлю, подождала, пока он сварится, и —
три — переложила рака ложкой из кастрюли на блюдо. И пошло, и пошло!

Раз — чёрный рак, схваченный поперёк спины, сердито шевелил усами, раскрывал клешни и щёлкал хвостом;
два — рак окунался в кипяток, переставал шевелиться и краснел;
три — красный рак ложился на блюдо, лежал неподвижно, и от него шёл пар.

Раз-два-три, раз-два-три — в корзине оставалось всё меньше чёрных раков, кипяток в кастрюле кипел и булькал, а на белом блюде росла гора красных раков.

И вот остался в корзине один последний рак.

Раз — и хозяйка схватила его поперёк спины.

В это время ей крикнули что-то из столовой.

— Несу, несу,- последний! — ответила хозяйка — я спуталась:
два — кинула чёрного рака на блюдо, подождала немножко, подцепила ложкой с блюда красного рака и
три — опустила его в кипяток.

Красному раку было всё равно, где лежать — в горячей кастрюле или на прохладном блюде. Чёрному раку совсем не хотелось в кастрюлю; не хотелось ему лежать и на блюде. Больше всего на свете ему хотелось туда, где раки зимуют. И — долго не раздумывая — он начал своё путешествие: задом, задом на попятный двор.

Он наткнулся на гору неподвижных красных раков и забился под них.

Хозяйка украсила блюдо укропом и подала на стол.

Белое блюдо с красными раками и зелёным укропом было красиво. Раки были вкусны. Гости были голодны. Хозяйка была занята. И никто не заметил, как чёрный рак перевалился с блюда на стол и задом, задом подполз под тарелку, задом, задом добрался до самого края стола.

А под столом сидел котёнок и ждал, не перепадёт ли ему что-нибудь с хозяйского стола.

Вдруг — бап! — треснулся перед ним кто-то чёрный, усатый.

Котёнок не знал, что это рак, думал — большой чёрный таракан, и толкнул его носом.

Рак попятился.

Котёнок тронул его лапкой.

Рак поднял клешню.

Котёнок решил, что с ним дела иметь не стоит, обернулся и мазнул его хвостом.

А рак хвать! — и зажал ему клешнёй кончик хвоста.

Что тут с котёнком стало! Мяу! — он скакнул на стул. Мяу! — со стула на стол. Мяу! — со стола на подоконник. Мяу! — и выскочил во двор.

— Держи, держи, бешеный! — кричали гости.

Но котёнок вихрем помчал через двор, взлетел на забор, понёсся по саду. В саду был пруд, и котёнок, верно, свалился бы в воду, если б рак не разжал клешни и не отпустил его хвоста.

Котёнок повернул назад и галопом поскакал домой.

Пруд был маленький, весь зарос травой и тиной. Жили в нём ленивые хвостатые тритоны, да карасики, да улитки. Житьё у них было скучное — всегда всё одно и то же. Тритоны плавали вверх и вниз, карасики плавали взад-вперёд, улитки ползали по траве — один день наверх ползёт, другой — вниз спускается.

Вдруг всплеснула вода, и чьё-то чёрное тело, пуская пузыри, опустилось на дно.

Сейчас же все собрались на него поглядеть — приплыли тритоны, прибежали карасики, поползли вниз улитки.

И верно, было на что поглядеть: чёрный был весь в панцире — от кончиков усов до кончика хвоста. Гладкие латы охватывали его грудь и спину. Из-под твёрдого забрала на тоненьких стебельках высовывались два неподвижных глаза. Длинные прямые усы торчали вперёд, как пики. Четыре пары тонких ног были как вилочки, две клешни — как две зубастые пасти.

Никто из прудовых жителей ещё ни разу в жизни не видал рака, и все из любопытства лезли поближе к нему. Рак шевельнулся — все испугались и отодвинулись подальше. Рак поднял переднюю ножку, ухватил вилкой свой глаз, вытянул стебелёк и давай чистить.

Это было так удивительно, что все опять полезли на рака, а один карасик даже наткнулся на его усы.

Рраз! — рак схватил его клешней, и глупый карасик разлетелся пополам.

Всполошились рыбки и карасики, разбежались кто куда. А голодный рак спокойно принялся за еду.

Сытно зажил рак в пруду. Целыми днями он отдыхал в тине. Ночами бродил, ощупывал усами дно и траву, хватал клешнями тихоходов-улиток.

Тритоны и карасики боялись теперь его и близко не подпускали к себе. Да ему достаточно было и улиток: он съедал их вместе с домиками, и панцирь его только креп от такой пищи.

Но вода в пруду была гнилая, затхлая. И его по-прежнему тянуло туда, где раки зимуют.

Раз вечером начался дождь. Он лил всю ночь, и к утру вода в пруде поднялась, вышла из берегов. Струя подхватила рака и понесла из пруда, ткнула в какой-то пень, подхватила опять и сбросила в канаву.

Рак обрадовался, расправил широкий хвост, захлопал им по воде и задом, задом, как ползал, поплыл.

Но дождь кончился, канава обмелела — плыть стало неудобно. Рак пополз.

Полз он долго. Днём отдыхал, а ночью снова отправлялся в путь. Первая канава свернула во вторую, вторая в третью, третья — в четвёртую, а он всё пятился, полз, полз — и всё никак не мог никуда приползти, выбраться из ста канав.

На десятый день пути он забрался, голодный, под какую-то корягу и стал ждать, не поползёт ли мимо улитка, не проплывёт ли рыбка или лягушка.

Вот сидит он под корягой и слышит: бул-дых! Что-то тяжёлое упало с берега в канаву.

И видит рак: плывёт к нему мордастый зверь с усами, с короткими лапами, а ростом с котёнка.

В другое время рак испугался бы, попятился от такого зверюги. Но голод не тётка. Чем-нибудь надо брюхо набить.

Пропустил рак зверя мимо себя да хвать его клешнёй за толстый волосатый хвост. Думал, отрежет, как ножницами.

Да не тут-то было. Зверь — а это была водяная крыса — как рванёт — и легче птички вылетел рак из-под коряги.

Метнула крыса хвостом в другую сторону — крак! — и переломилась рачья клешня пополам.

Нашёл водоросли и поел их. Потом попал в ил. Рак засунул в него свои лапки-вилки и давай ими шарить. Левая задняя лапка нащупала и схватила в иле червяка. Из лапки в лапку, из лапки в лапку, из лапки в лапку — и отправил рак червяка себе в рот.

Целый месяц уже длилось путешествие по канавам, уже был сентябрь месяц, когда рак вдруг почувствовал себя плохо, так плохо, что не мог ползти дальше; и стал он хвостом песок в берегу ворошить, рыть.

Только успел вырыть себе норку в песке, как начало его корчить.

Рак линял. Он упал на спину, хвост его то разжимался, то сжимался, усы дёргались. Потом он разом вытянулся — панцирь его лопнул на животе — и из него полезло розовато-коричневое тело. Тут рак сильно дёрнул хвостом — и выскочил сам из себя. Мёртвый усатый панцирь выпал из пещерки. Он был пустой, лёгкий. Сильным течением его поволокло по дну, подняло, понесло.

А в глиняной пещерке остался лежать живой рак — такой мягкий и беспомощный теперь, что улитка могла бы проткнуть его своими нежными рожками.

День проходил за днём, а он всё лежал без движения. Понемногу тело его стало твердеть, снова покрываться жёстким панцирем. Только теперь панцирь был уже не чёрный, а красно-коричневый.

И вот чудо: оторванная крысой клешня быстро начала отрастать заново.

Рак вылез из норки и с новыми силами отправился в путь — туда, где раки зимуют.

Из канавы в канаву, из ручья в ручей полз терпеливый рак. Панцирь его чернел. Дни становились короче, шли дожди, на воде плавали лёгкие золотые челночки — облетевшие с деревьев листья. По ночам вода подёргивалась хрупким ледком.

Ручей вливался в ручей, ручей бежал к реке.

Плыл, плыл по ручьям терпеливый рак — и наконец попал в широкую реку с глиняными берегами.

В крутых берегах под водой в несколько этажей пещерки, пещерки, пещерки — как гнёзда ласточек вверху над водой, в обрыве. И из каждой пещерки рак глядит, шевелит усами, грозит клешнёй.

Целый рачий город.

Обрадовался рак-путешественник. Нашёл в берегу свободное местечко и вырыл себе уютную-уютную норку-пещерку. Наелся поплотней и залёг зимовать, как медведь в берлогу.

Слово «медведь» появилось на Руси не ранее XI века, но на самом деле это одно из многочисленных прозвищ самого сильного лесного жителя. Многие народы, проживающие в регионах обитания медведя, относились к нему как к божеству, отождествляя зверя со своим тотемным предком. Табу на произношение настоящего имени связано не только с признанием священности животного, но и с опасностью, которая от него исходила. Этот запрет имел место еще в ведической культуре и передавался из века в век, поэтому даже эвфемизм «медведь» получил множество замещений. Только в словаре Даля можно обнаружить 37 наименований: лесник, ломака, костоправ, косолапый, лохматый, Потапыч, Топтыгин, мишук, пчелух и многие другие. Медведицу зачастую именовали маткой, матухой, мечкой или давали ей человеческие : Матрена, Аксинья.

В поисках настоящего названия медведя

Ученые-лингвисты ломают голову, пытаясь добраться до разгадки настоящего медведя. Для этого они обращаются, прежде всего, к самым ранним языкам: санскрит и латынь. В санскрите медведь именовался bhruka, где bhr переводится «ворчать, браниться». Во многих название не сильно изменилось: по- – bear, по- – Bär, в Дании и Швеции – bjrn. Надо сказать, что корень «бер» в русском « », вовсе не заимствованный из романских . Так древние славяне называли медведя. Иногда рассматривается связь с прагерманским bero – бурый.

Авторитетный ученый А.Н. Афанасьев в ходе своих исследований пришел к выводу, что название медведя у многих народов связано с отношением к нему не только как к дикому зверю со страшным ревом, но имеющему разрушительные наклонности. В санскрите этому пониманию соответствует ksha – буквально «терзатель», а в латыни - ursus. Отсюда по- – ours, по-итальянски – orso, в русском праязыке – урс, рус.

Некоторые лингвисты выдвигают гипотезы, что, возможно, самым архаичным названием медведя и было «рус», возникшее при перестановке звуков или слогов, ведь такое можно наблюдать даже на более позднем этапе развития языка (медведь – ведмедь). Нетрудно догадаться, что отсюда выводится «Русь» – страна, где поклоняются священному медведю. Однако все это лишь одна из многочисленных версий ученых. Надо сказать, что понимание названия животного, как ведающего медом ошибочно, поскольку глагол «ведать» означает «есть, поедать».

Действительно ли первый блин комом

Медведь в России, а особенно в Сибири, больше чем медведь. Это национальный символ мощи и величия. Древние языческие племена, проживающие на территории Сибири, называли медведя не иначе как Великий Кам. Подобное можно найти в корейском, где «ком» - медведь. Перевод с тунгусского «кам» - шаман и с айнского – дух лишь подтверждают отношение к медведю как к божеству. Причем айны считали, что под шкурой медведя скрывается дух охотника.

До христианства все народы ведической культуры праздновали Камов день. Этот древнейший праздник был ознаменованием прихода весны, когда Великий Кам выходит из берлоги. Чтобы умилостивить хозяина тайги, нужно было отнести для него блины. Это не значит, что блины подносили прямо к берлоге, но оставляли их где-нибудь на окраине лесной чащи. Поэтому самый первый блин доставался Камам. Со временем эта поговорка приобрела другой смысл, вполне понятный, поскольку первый блин действительно далеко не всегда удачный.

По сути, Камов день, хотя и был языческим праздником, являлся прототипом христианской масленицы. Праздник «пробуждающегося медведя» - комоедицы характерен и для восточных , который отмечали обычно 24 марта. Отголоски первобытной архаики настолько сильны, что в Белоруссии, вплоть до середины XIX века его отмечали в это день, даже если на него приходился пост. Празднование непременно сопровождалось плясками в медвежьей шкуре или подобии ей – вывернутом наизнанку овечьем тулупе.