Подбор диагностических методик по выявлению творческих способностей. Технология опыта. Игры на развитие диалектичности мышления

Творчество - явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками.

Учить творчеству - это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд - самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения уроков: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество учителя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На уроке дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Учитель должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, т.е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления. Для творческих уроков необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются. «У меня плохо получилось» - иногда такие оценки соответствуют действительности, истинному положению, но часто за ними скрывается иное содержание: ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, что учитель все равно заметит и удивится тому, как удачно выполнено задание.

Отношение учителя к результатам детского творчества - тема очень обширная. Нужно бережное отношение к тому, что создается детьми, отказаться от критики выбрать позицию принятия, ценностного отношения к творчеству учащихся. Когда отношения доверия и открытости между учителями и учеником закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей.

На первоначальном этапе работы я провела с детьми следующие диагностики:

  • 1) “Воображение”, целью которой стало определение уровня воображения учащихся;
  • 2) «Придумай игру» Цель данной методики - определение уровня развития фантазии ребенка;
  • 3) «Творческий потенциал» на определения развития уровня творческого потенциала.

Для определения уровня развития воображения был проведен тест «Воображение», где детям предлагалось ответить на 12 вопросов (см. Приложение). После подсчета баллов делается вывод:

  • 14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов - высокий уровень;
  • 9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его - средний уровень;
  • 5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе - низкий уровень.

Проверка показала результаты:

Для определения уровня развития фантазии учащихся я использовала методику «Придумай игру» (см. Приложение), где ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора. В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему -- постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

Диаграмма 1. Воображение ребенка

  • · высокий уровень - 15%;
  • · средний уровень - 40%;
  • · низкий уровень - 45%.

Придуманная ребенком игра по определенным критериям в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии:

  • 10 баллов - очень высокий уровень;
  • 8-9 баллов - высокий уровень;
  • 6-7 баллов - средний уровень;
  • 4-5 баллов - низкий уровень;
  • 0-3 балла - очень низкий уровень.

Проверка показала результаты:

Данные проведенной диагностики в процентном отношении показали:

  • *очень высокий уровень - 10%;
  • *высокий уровень - 15%;
  • *средний уровень - 43%;
  • *низкий уровень - 20%;
  • *очень низкий - 12%.

Диаграмма 2. Фантазия учащихся


Чтобы оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения, проведена диагностика «Творческий потенциал» (см. Приложение). Учащимся нужно выбрать один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях. Общая сумма набранных очков показала уровень творческого потенциала:

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества - высокий уровень.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете - средний уровень.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему - низкий уровень.

Проверка показала результаты:

Диаграмма 3. Творческий потенциал


Данные проведенной диагностики в процентном отношении показали:

  • *высокий уровень - 22%;
  • *средний уровень - 41%;
  • *низкий уровень - 37%.

Данные проведенных диагностик показали, что развито слабо воображение учащихся, дети практически не умеют фантазировать или боятся этого, хотя, по моему мнению, заложенного творческого потенциала достаточно в каждом ребенке. Нужно только немного помочь им раскрыться.

Из этого я сделала вывод: необходимо свои уроки технологии выстроить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя гением, смог реализоваться как творческая личность.

Цель моей работы: Раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его творческих способностей путем вовлечения в творческую деятельность на уроках технологии.

  • - подобрать комплекс упражнений и заданий для вовлечения детей в творческую деятельность;
  • - разработать и апробировать конспекты уроков технологии, используя различные приемы и методы для развития творческих способностей учащихся;
  • - использовать данные виды заданий на разных этапах урока;
  • - способствовать повышению интереса к урокам технологии.

Тест на выявление гуманитарных способностей ребенка

Для определения гуманитарных способностей, которые лежат, например, в основе литературного творчества, мы предлагаем записать впечатления ребенка о каком-либо значимом событии. Гуманитарные способности могут проявиться в следующих признаках:

Эмоциональность рассказа, т. е. любое событие в жизни ребенка-гуманитария вызывает эмоциональный отклик, яркое, глубокое переживание;

Образность впечатлений: рассказывая о событии, ребенок хорошо его представляет, как бы видит в пространстве, передает внешние признаки — цвет, детали и т. д.;

Гуманистичность, доброжелательность по отношению к окружающему миру; ребенок хочет, чтобы мир стал лучше, отношения добрее, не было войны, не умирали и не болели люди, животные и т. д.

Предложите ребенку сочинить рассказ «Как я ходил в зоопарк». Для того чтобы рассказ получился подробным и помог проявиться всем указанным выше признакам, предлагаем вам вопросы для составления рассказа.

1. Когда и с кем ты ходил в зоопарк?

2. Какое настроение было у тебя в этот день?

3. Каких животных ты увидел в зоопарке?

4. Какое животное ты запомнил особенно хорошо и почему?

5. Опиши его.

Какое оно по размеру, цвету?

Каково его строение?

Каким было его поведение?

6. Если бы животные в зоопарке могли говорить, о чем бы они попросили тебя?

7. Вспомни случай, когда ты или другой человек помогал животным.

Анализ рассказа

1. Выявление эмоциональности производится на основе второго, четвертого и шестого предложений.

Во втором предложении ребенок описывает свое настроение не одним словом (веселое), а более подробно, глубоко (я радовался, волновался, очень ждал этого дня...).

В четвертом предложении значимыми будут слова, отражающие чувства, эмоциональный отклик ребенка (смешной, страшный, веселый, игривый, хитрый), а не описание (лохматый, с хвостом, большой...).

В шестом предложении значимыми будут высказывания, показывающие стремление ребенка взаимодействовать с животными как с людьми (поиграй со мной, обними меня, давай с тобой дружить...).

2. Диагностика образности представлений ребенка производится на основе анализа первого, третьего и пятого предложений.

В первом предложении засчитывается не односложный ответ (летом с мамой), а подробный (описание времени года, погоды, дороги, природы, маршрута следования к зоопарку и т. д.).

В третьем предложении также положительно оценивается не просто перечисление животных, а подробное их описание. Можно стимулировать ребенка к описанию дополнительными вопросами. Учитываются слова-признаки, которые делают образ животного четким, детальным.

В пятом предложении ответы типа «большой», «серый», «с лапами» не являются признаками образности. Значимыми будут признаки, о которых говорилось выше. Также засчитываются слова-сравнения (похож на..., как..., такой же, как...).

3. Вывод о гуманистичности установок ребенка делается на основе анализа ответов на шестой и седьмой вопросы.

В шестом и седьмом предложении учитывается доброжелательное, гуманное, жалостливое отношение к животным.

Ребенок может даже заплакать, вспоминая страдания животных. Он будет говорить, что животным хочется, чтобы их выпустили на свободу, что у них там остались мама, папа или дети. И в жизни ребенок отличается любовью к животным, он не может не только проявить агрессию, жестокость в отношении них, но и наблюдать, как это делают другие.

Обработка результатов

Если в двух предложениях из трех есть признаки эмоциональности, образности, а также в одном предложении из двух — признаки гуманистичности, то у ребенка есть качества, которые лежат в основе гуманитарных способностей.

Диагностика способностей к изобразительному творчеству

Для определения художественных способностей у 6—7-летних детей можно предложить им два задания:

Тест «Круги» — на выявление творческих способностей;

Тест «Домик» — на зрительно-моторную координацию.

Тест «Круги»

Ребенку предлагается лист с 20 нарисованными кружочками диаметром не менее 2 см и дается задание: «Преврати кружочки в какие-нибудь необычные предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут.

Обработка результатов

Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.

Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих форму круга.

Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (яблоко, мячик, солнышко, лицо человека, мордочка зайчика, тарелка, колесо, воздушный шарик, цветок и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.

Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (кнопка звонка, торт, пуговица, ежик, свернувшийся в клубочек, Колобок, смайлик, планета Марс, зеркальце, хоккейная шайба, вишенка и т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 кружочка и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.

Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.

Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек».

Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» (Луна, Солнце, планета), «фрукты и овощи» (яблоко, вишня, помидор, арбуз). Так, вы можете включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.

Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.

Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много круглых предметов. В нашем тесте подсчитывается количество кружочков, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый кружок-рисунок дается 1 балл.

Интерпретация результатов

Результаты теста не отражают полноту творческого потенциала ребенка. Наблюдайте за ребенком: если он все время что-то придумывает, сочиняет, фантазирует — то его творческий потенциал очевиден, если предпочитает действовать по образцу, инструкции, шаблону, боится проявлять инициативу, помогите почувствовать ребенку радость творчества.

Тест «Домик»

Данное задание используется для исследования согласованности действий в системе «глаз—рука». Тест показывает, насколько глаз управляет движениями руки, ведь художественные способности проявляются не только в оригинальности идеи, но и в технике исполнения, в умении точно, ясно эту идею передать, сделать замысел понятным другим. Также в рисовании важны твердость руки, точность проведенной линии, умение правильно передать размер и пропорции объекта. Ребенку предлагается образец рисунка домика и предлагается нарисовать точно такой же домик, глядя на образец.

Обработка результатов

За каждую ошибку начисляется по 1 баллу (штрафному).

1. Отсутствие какой-либо детали рисунка. На рисунке могут отсутствовать забор (одна или обе половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика — 1 балл.

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза (окошка, забора, крыши) при относительно правильном сохранении пропорций рисунка в целом — 1 балл.

3. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка. Расположение забора выше линии основания домика, смещение трубы влево, размещение окна не по центру — 1 балл.

4. Значительное отклонение линий от заданного направления, из-за чего домик, например, заваливается, забор перекашивается, крыша становится прямоугольной, а дым из трубы идет вверх — 1 балл.

5. Неправильно изображенный элемент рисунка: неверное изображение колечек дыма, штриховки на крыше, неверно нарисованы элементы забора — 1 балл. Ошибки в передаче количества элементов не считаются.

Интерпретация результатов

0—1 балл — высокий уровень зрительно-моторной координации;

2—3 балла — средний уровень;

Свыше 4 баллов — низкий уровень.

Ниже дан пример рисунка 7-летнего ребенка с низким уровнем зрительно-моторной координации.

Если рисунок сильно отличается от образца, как в этом случае, необходимо проконсультироваться со специалистом — детским психологом, психоневрологом.

Диагностика специальных способностей детей

Для диагностики выраженности у ребенка различных специальных способностей можно использовать опросник «Карта способностей». Предлагаемый тест разработан американскими учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом и получил распространение в США. Опросник адресован родителям, а также педагогам и психологам. С его помощью они могут оценить способности своих детей.

Инструкция

Перед вами 80 утверждений, которые касаются особенностей поведения и деятельности ребенка. В конце теста перечислены 10 областей деятельности, в которых ребенок может проявить свои таланты. Не забегайте вперед и не читайте их, пока не заполните таблицу ответов. Внимательно изучите утверждения и оцените своего ребенка, пользуясь следующей шкалой:

++ — оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

+ — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

0 — оцениваемое свойство выражено нечетко, проявляется редко.

Оценки ставьте в таблице ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в клетку с цифрой 1, оценку по второму — с цифрой 2 и т. д. Если вы затрудняетесь дать оценку способностям ребенка, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой.

Таблица ответов

Утверждения

1. Ребенок склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать не только конкретными, но и абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4. Оригинален в выборе сюжетов. В рисунках обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. Избегает однообразия.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации предметов, устанавливая их принадлежность к какой-либо группе.

12. Не боится новых видов деятельности, новых идей, приемов, способов, действий.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может использовать различные детали конструктора, мелкие предметы (прищепки, катушки, шурупы, желуди и др.) для создания новых поделок, игрушек, приспособлений.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в использовании различных предметов для организации игры (устройства штаба, шалаша), может использовать мебель, предметы быта, природные материалы.

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов.

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по знаниям, учебным умениям на год или на два.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, создания коллажей, рисунков.

35. В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувства.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить переживания героев.

38. Любит рисовать чертежи и схемы (план комнаты, электропроводки; схему мотора, карты с указанием места тайника и др.).

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает мимику и жесты.

40. Бегает быстрее своих сверстников.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен предложить разные способы решения одной и той же проблемы.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) рассказы о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать новые идеи, но и претворять их в жизнь.

53. Читает энциклопедии, художественную литературу, опережая своих сверстников на год или два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Быстро обучается игре на музыкальном инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания событий (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. С удовольствием слушает или сам читает детскую популярную литературу, посвященную техническим изобретениям, знает фамилии известных изобретателей.

59. Склонен брать на себя ответственность, выходящую за рамки его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения повседневных жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Любит собирать из деталей конструктора самолеты, автомобили, корабли и т. д., может придумывать свои оригинальные модели.

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время, играя в подвижные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и назначении предметов.

72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, придумывание историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

74. Может дать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в собственном рисунке или поделке.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка и анализ результатов

Сосчитайте количество плюсов по вертикали. Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Каждый столбик соответствует той или иной области деятельности.

I. Интеллектуальные, познавательные способности.

II. Творческие, креативные способности.

III. Академические, учебные способности.

IV. Способности к художественному творчеству.

V. Музыкальные, вокальные и исполнительские способности.

VI. Литературные способности.

VII. Артистические способности.

VIII. Технические, конструкторские способности.

IX. Лидерские, коммуникативные способности.

X. Спортивные, физические способности.

Оценка степени выраженности способностей имеет четыре уровня:

0—4 балла — низкий уровень (способности не выражены);

5—8 баллов — средний уровень (способности выражены слабо);

9—12 баллов — уровень выше среднего (выраженные способности);

13—16 баллов — высокий уровень (ярко выраженные способности, которые отмечают даже посторонние люди).

С помощью этого теста можно определить сильные стороны вашего ребенка, понять, какие способности следует развивать.

Проверяем, на сколько успешно для ребенка прошла подготовка к школе

Творческие способности позволяют нам создавать что-то новое в процессе преобразования исходного продукта или ситуации. К творческим способностям относятся способности к преобразованию (способности оперирования отношениями противоположности) и способности к символизации (символическому опосредствованию).
Способности к преобразованию необходимы для творческого решения задач в различных сферах действительности. Благодаря этим способностям дошкольники преобразуют имеющиеся у них представления об обычных, знакомых предметах, ситуациях и создают новые образы, планируют пути изменения ситуации. Развитие способностей к преобразованию происходит тогда, когда ребенок разрешает противоречивые ситуации, узнает отношения противоположности. Развитие ребенка как активной творческой личности начинается с развития этих способностей.

Методика 1

Цели: выявление уровня развития способностей к преобразованию (определению начала и конца истории).
Текст задания:
Задание 1. Посмотри на картинку. Здесь нарисована история, которая произошла с одним человеком. Для того чтобы рассказать ее, нужно догадаться, где начало истории, где – середина, где – конец. Отметь крестиком картинку, изображающую начало истории. (Правильным считается выбор картинки с изображением ребенка)

Задание 2. Проводится аналогично предыдущему заданию. Для рассматривания используется картинка с изображением цыпленка. (Правильным считается выбор картинки, на которой нарисовано треснувшее яйцо)

Задание 3. Проводится так же, как и задания 1 и 2. Для рассматривания используется картинка с изображением мальчика, надувающего шарик. (Правильным считается выбор картинки, на которой нарисован ребенок с ненадутым шариком в руках)
Оценка:




Интерпретация:
Оценка 3 балла – ребенок видит динамику всех событий (историй), выделяет их начало, а также может представить развитие события: его середину и конец.
Оценка 2 балла – ребенок видит динамику некоторых событий, выделяя их начало. В основном ребенок ориентируются в тех событиях, о которых имеет конкретное представление.
Оценка 1 балл – ребенок затрудняется в анализе динамики события, в установлении его начала.

Методика 2
Цели: выявление уровня развития способностей к преобразованию (определению промежуточного состояния изменяющегося объекта).
Текст задания:
Задание 1. Посмотри на фигуры. Они расположены в два ряда. Посмотри на фигуры в верхнем ряду. Сначала фигура была такой (первая фигура), а стала такой (третья фигура). Выбери из фигур нижнего ряда ту, которая подойдет на место пропущенной фигуры и отметь ее крестиком. (Правильным считается выбор второго круга в нижнем ряду)

Задание 2. Проводится аналогично. (Правильным считается выбор серого кружка)

Задание 3. Проводится аналогично. (Правильным считается выбор двух треугольников)
Оценка:
Оценка выполнения детьми данной методики строится на анализе результатов всех трех заданий.
3 балла – ребенок правильно выполнил все три задания.
2 балла – ребенок правильно выполнил 1 – 2 задания.
1 балл – ребенок не выполнил ни одного задания
Интерпретация:
Оценка 3 балла – ребенок имеет дифференцированные представления о динамике событий, видит не только их начало, но и промежуточные состояния.
Оценка 2 балла – ребенок имеет недифференцированные представления о динамике некоторых событий, видит только их начало.
Оценка 1 балл – ребенок не имеет представления о динамике событий, об их начале и промежуточных состояниях.

Методика 3
Цели: выявление уровня развития способностей к преобразованию (отражение циклических изменений объектов).
Текст задания:
Задание 1. Посмотри на картинки. Они расположены в два ряда. Посмотри на стаканы в верхнем ряду. Сначала сахар был таким (первый стакан с сахаром), а стал таким (стакан без сахара). Выбери из картинок нижнего ряда ту, которая подойдет на место пропущенной картинки и отметь ее крестиком. (Правильным считается выбор картинки с изображением стакана, на дне которого видны следы растворяющегося сахара (первая или последняя картинка в нижнем ряду))
Задание 2. Проводится аналогично предыдущему заданию. Правильным считается выбор средней картинки с изображением стакана, на дне которого видны два куска сахара.
Оценка:
Оценка выполнения детьми данной методики строится на анализе результатов двух заданий.
3 балла – ребенок правильно выполнил два задания.
2 балла – ребенок правильно выполнил 1 задание.
1 балл – ребенок не выполнил ни одного задания.
Интерпретация:
Оценка 3 балла – ребенок имеет представление о том, что изменение событий может носить циклический характер. Он понимает, что движение события в одном направлении приводит к одному промежуточному состоянию, а движение в обратном направлении – к другому промежуточному состоянию. Например, ребенок знает, что между летом и зимой бывает осень, а между зимой и летом – весна.
Оценка 2 балла – ребенок видит промежуточное состояние события, развивающегося только в одном направлении.
Оценка 1 балл – ребенок не имеет представления о цикличности события и не выделяет промежуточные состояния.

Методика 4
Цели: выявление уровня развития способностей к преобразованию (определению последовательности событий в истории).
Текст задания: (Карточки должны быть разрезаны) Посмотри на картинки. Что было сначала, а что потом? Разложи картинки по порядку.
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 – 2 ошибки.
1 балл – более 2 ошибок.

Символические способности позволяют ребенку использовать символические средства, с помощью которых он может выражать свое отношение к действительности, событиям, человеческим чувствам, литературным персонажам и т.д. С помощью символических средств ребенок может обобщать свой эмоционально-познавательный опыт, культурно выражать свои эмоции, отыскивая для этого подходящий образ. Символические способности ребенок использует не только для решения творческих задач, но также для выхода из конфликтной, или другой сложной эмоционально-насыщенной ситуации. Высокий уровень развития символических способностей позволит первокласснику быстро сменить ведущий вид деятельности, перейти от игры к обучению.

Методика 5
Цели: оценка уровня развития творческих способностей, позволяющих ребенку выражать свое отношение к объектам и явлениям окружающего мира с помощью индивидуальных или принятых в культуре символических обозначений (способность к символизации).
Текст задания: Посмотри на картинки. Поставь крестик рядом с той картинкой, которая более всего подходит к тому, что я сейчас скажу.
Задание 1. Какая картинка больше всего подходит для спорящих людей?

Задание 2. Какая картинка больше всего подходит друзьям?

Задание 3. Какая картинка больше всего подходит для новогодней открытки?

Задание 4. Какой предмет больше всего подходит первокласснику?

Задание 5. Какая маска больше всего подходит Бармалею?

Задание 6. Материал какого цвета больше всего подходит для платья Бабы Яги?

Задание 7. Какая картинка больше всего подходит, чтобы передать настроение грустного мальчика?

Оценка и интерпретация:
Оценка 3 балла – ребенок самостоятельно и без ошибок обозначает с помощью символов эмоциональное состояние, свое отношение к ситуации и персонажу.
Оценка 2 балла – ребенок не всегда может с помощью общепринятых символов правильно обозначить свое эмоциональное состояние, отношение к литературному персонажу и жизненной ситуации.
Оценка 1 балл – ребенок не имеет четкого представления о культурно принятом символическом обозначении эмоциональных состояний и отношений, ориентируется на внешние, второстепенные обстоятельства ситуации.

Литература
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007
2. Пособие для педагогов дошкольных учреждений "Диагностика готовности ребенка к школе" / Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

Скачать версию для печати.

Описание программы и методов исследования

Первым этапом было проведение тестирования по методике диагностики развития творческих способностей Е. Туник (Приложение 2).

Вторым этапом было тестирование учащихся по классическому методу диагностики креативности Е. Торренса (Приложение 1).

Третий этап - получение экспертных оценок учителей относительно развития творческих способностей их учащихся.

Четвёртый этап - тестирование учителей по опроснику Д. Джонсона (Приложение 5).

Пятый этап - интервьюирование учителей относительно уровня развития творческих способностей, проявляющегося в повседневной жизни детей.

В настоящее время существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Е. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Он предпочитал не использовать в названиях своих методик термин «креативность», обозначив их как батареи на вербальное, изобразительное и словесно-звуковое творческое мышление. Для снятия тревожности и создания благоприятной творческой атмосферы Е. Торренс называл свои методики не тестами, а занятиями.

Тест предназначен для испытуемых от 5 лет. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.17

На выполнение каждого субтеста дается 10 мин., но, по мнению многих психологов, время выполнения задания можно не ограничивать, так как процесс развития творческих способностей предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Тест позволяет оценить: вербальную и образную креативность, а также отдельные творческие способности: беглость, гибкость, оригинальность мышления, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам; прогноз школьной адаптации творческих учащихся, экспертиза и выявление обучающих программ, способствующих развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала личности.

Как показала экспериментальная практика, тест информативен и позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно - творческих способностей. Модель развития творческих способностей Торренса универсальна и соответствует психологическим реалиям в любой сфере человеческой деятельности. А основные показатели развития творческих способностей - беглость, гибкость, оригинальность и разработанность - ярко проявляются и в художественной деятельности в различные периоды развития личности.

Еще одной методикой, используемой нами стала методика Е. Туник (Приложение 2).

Для обработки материалов исследования и извлечения из количественных данных информации, нами был проведен корреляционный анализ.

Корреляционный анализ проводился между показателями:

  • 1. Результатов по методике П. Торренса и Е. Туник;
  • 2. Результатов П. Торренса и экспертных оценок учителей;
  • 3. Результатов Е. Туник и экспертных оценок учителей.

Корреляционный анализ проводился при помощи программы MS Excel 2003. Расчет коэффициента Манна-Уитни проводился нами при помощи программы Statistica Base.

Анализ результатов диагностики развития творческих способностей школьников младших классов

Оценивая соотносимость тестов через коэффициент корреляции, мы обнаружили, что корреляция методов Торренса и Туник составила 0,51, тогда как корреляции метода Торренса с экспертными оценками и метода Туник с экспертными оценками составили соответственно 0,47 и 0,10. Это свидетельствует о том, что оценка уровня развития творческих способностей более адекватна по совокупности методов Торренса и Туник, так как они тесно взаимосвязаны между собой, о чем говорит коэффициент корреляции.

В день тестирования, после представления нас ученикам, мы попросили учителей сесть на задние парты, достали детям подарки - сладости, дети расслабились и обрадовались. Дальнейшее наше общение продолжилось в весёлой, неформальной обстановке, что увеличило шансы на проявление развития творческих способностей в тестах. Следовательно, можно сделать еще один вывод, что авторитарный стиль преподавания имеет место быть и влияет на проявление и развитие творческого потенциала.

Именно поэтому мы взяли за основу оценки уровня развития творческих способностей у младших школьников методики Торренса и Туник и в процессе анализа сравнили их с экспертными оценками учителей.

Показатели, характеризующие творческое мышление и на которые мы опирались в своем исследовании следующие: беглость, гибкость и оригинальность мысли. Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий и точность выполнения задания. Гибкость мыслительного процесса - это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи. Оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе. Анализируя результаты тестирования по методики Торренса можно заметить, что результаты распределились следующим образом (Приложение 3).

В среднем же по методике Торренса учащиеся набрали 153,91±10,98 баллов, что свидетельствует о среднем уровне развития творческих способностей в классе. Исключение составляют четверо учащихся упомянутых выше, уровень развития творческих способностей которых выше среднего.

Далее нами проводился анализ тестирования по методике Е.Туник (Приложение 3). Процент детей, набравших количество баллов выше среднего, составляет более 50%.. Средний балл по данной методике равен 235,24±12,65.

Далее нами был проведен анализ соотношения экспертных оценок с результатами тестирования по методикам Торренса и Туник. В результате анализа можно сказать, что диапазон оценок учеников с высоким уровнем развития творческих способностей варьирует от 3 до 5. Также можно отметить, что одни и те же учащиеся набрали высокое количество баллов по обеим методикам (Торренса и Туник), что подтверждает высокую связь между этими методиками, отмеченную и коэффициентом корреляции.

Можно отметить, что большинство детей с затруднением отвечают на вопросы связанные с моделированием ситуации. То же самое можно сказать о заданиях на усовершенствование. С этими заданиями хорошо справились дети с высоким уровнем развития творческих способностей. Анализируя структуру факторов развития творческих способностей (Приложение 4) можно отметить, что среди факторов развития творческих способностей, исследуемых по методике Торренса преобладает фактор гибкости (51%). Следующим идет фактор беглости (24%), точности (15%) и оригинальности (10%).

В таблице 3 представлен анализ распределения факторов развития творческих способностей по методике Е.Туник. (Приложение 4)

Как можно видеть из таблицы 4 и рисунка 5 распределение факторов развития творческих способностей среди учащихся по методике Туник является прямо противоположным. Здесь ведущим является фактор точности (50%), далее следует фактор оригинальности (26%), беглости (15%) и гибкости (9%).(Приложение 4)

Анализируя распределение этих же факторов по экспертным оценкам (см. таблицу 4) можно сказать, что у учащихся преобладает фактор беглости (4,09±0,13), далее следует фактор оригинальности (3,99±0,14), точности (3,92±0,14) и гибкости (3,74±0,13).

Изначально мы считали, что такие показатели, как беглость, гибкость и разработанность, находятся в прямой зависимости друг от друга, то есть прямо пропорциональны. Однако проведя корреляционный анализ данных, мы обнаружили, что существует прямая связь между беглостью, гибкостью и разработанностью (Приложение 4).

Таким образом, второклассники, решают задачу быстро, при этом предложенные ими идеи оригинальны. Но это не значит, что задача будет решена правильно. То есть второклассники, решая задачу, особенное внимание не уделяют качеству выполняемой работы.

Учителя испытуемых, были тоже протестированы по методике Дж. Джонсона на креативность (см. Приложение). И взяты экспертные оценки по каждому критерию развития творческих способностей.

Нами было выявлено, что учительница 2 «В» класса, где дети отличаются более высоким уровнем развития творческих способностей сама имеет высокий уровень развития творческих способностей (сумм более 34 баллов по опроснику Д.Джонсона соответствует очень высокому уровню развития творческих способностей). Тогда как учительница 2 «Д» набрала 30 баллов, что соответствует высокому уровню развития творческих способностей, но все-таки он ниже чем у учительницы 2 «В». Сверив показатели тестов, оказалось, что чем выше уровень развития творческих способностей у учителя, тем выше он у его учащиеся.

После нами было проведено интервьюирование учителей по поводу проявления развития творческих способностей в процессе обучения - на уроке:

  • · активность,
  • · частота поднятия рук,
  • · высказывание оригинальных идей,
  • · поведение на перемене и т. д.,

Было проанализировано личное мнение учителя по поводу каждого ученика, поведение на переменах и во внеклассной деятельности.

В результате анализа опроса нами было выяснено, что дети, которые характеризуются высоким уровнем развития творческих способностей по методикам Е.Торренса и Е.Туник были охарактеризованы педагогами как «всегда имеющие свое мнение», «неусидчивые», «невнимательные». При дальнейшем расспросе выяснилось, что «невнимательность» и «неусидчивость» объясняется тем, что эти дети быстро решают задание и начинают заниматься своими делами, отвлекать окружающих. Чем выше результат по методике, тем больше детей оценивались как «гиперактивные, любят пошалить, могут на уроке рассмешить весь класс и нарушить дисциплину», тем не менее, в обычной жизни эти дети оценивались учителем как «артистичные, открытые, фантазёры». Если учителя преодолеют сложности связанные с непониманием ребенка с высоким уровнем развития творческих способностей и создадут правильную атмосферу воспитания и обучения, то у них будет больше шансов вырастить высококреативных личностей. Если учитель не понимает ребёнка, не может перешагнуть через стереотипы и обусловленность и ребёнок воспринимается им как «трудный и недисциплинированный», то учитель накладывает на него штамп и ребёнок закрывается, становится агрессивным, вследствие чего его творческий потенциал может не раскрыться.

В процессе проведения исследовательской работы обратило на себя внимание существование закономерности в области высоких значений интегральных показателей развития творческих способностей: высоким значениям интегральных показателей развития творческих способностей не всегда, но достаточно часто соответствуют высокие значения показателей школьной успешности. Можно сделать вывод, что ребёнок, обладающий высоким творческим потенциалом, будет чаще всего хорошо учиться, т.е., соблюдается достаточное условие. Обратное утверждение неверно (необходимое условие не выполняется), т.е. высоким значениям показателя успешности в учёбе не всегда соответствуют высокие значения показателя развития творческих способностей, они могут быть и очень низкими, что свидетельствует о том, что для достижения успешности в учёбе не обязательно наличие творческого потенциала. Т.е. нет двусторонней связи, а существует только однонаправленная связь, да и, то только в области высоких значений показателя развития творческих способностей. Данный вывод согласуется со многими данными зарубежных авторов и подтверждает необходимость включения тестов творческого мышления при отборе одарённых детей, так как творческое мышление не является синонимом успешности в учёбе.

2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников

Изучив теоретический материал, мы провели педагогический эксперимент.

В качестве экспериментальной базы нами были выбраны ученики 2 класса МБОУ «Усолинская основная общеобразовательная школа» Параньгинского района РМЭ.

Нам предстояло выявить творческих детей, умение их логически мыслить, совершать умозаключения, определить их творческие возможности.

Цель констатирующего эксперимента:

Определение уровня развития творческих способностей.

В экспериментальной работе принимали участие 11 детей.

Исследованы методики Поля Торренса «Тест креативности» и Хорста Зиверта «Тест на определение творческих способностей».

При проведении исследования в классе были созданы одинаковые условия для всех детей, влияющие на результаты тестирования:

сложность вопросов;

время, отводимое на ответы.

В качестве показателей были выбраны следующие:

По методике П. Торренса: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность;

по методике Х. Зиверта: находчивость и дивергентное (нестандартное) мышление.

Методика П. Торренса

Цель: исследование развития одаренности учащихся.

Таблица 1 - Распределение результатов тестирования по методике П. Торренса

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Наглядно результаты методики представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Распределение результатов тестирования по методике П. Торренса

Анализируя результаты тестирования по методике Торренса, согласно данных таблицы 1 и рисунка 1, можно заметить, что результаты распределились следующим образом:

72% испытуемых показали высокий уровень по критерию беглости, набрав максимальный балл, что отражает способность детей к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков. Но, к сожалению, по критериям оригинальности и разработанности, уровень развития находится на 0%, это означает, что у школьников низкая способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных. Также установлена низкая способность к изобретательской и конструктивной деятельности, обладание учащимися слабой наблюдательностью. Показатель гибкости мышления находится на среднем уровне, что говорит о способности детей выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

Методика Х. Зиверта .

Цель: определение творческих способностей личности.

Испытуемым предлагаются некоторые задачи, которые дети должны выполнять как можно быстрее. Для контроля используйте секундомер.

Задание 1. На определение уровня «находчивости».

В левой колонке в таблице множество пустых строк. В каждую из этих строчек нужно написать одно слово. У всех слов должны совпадать две начальные буквы. Например, как это имеет место для слов, начинающихся с «св»: свежий, свободный, святой, свинина и т.д.

Правописание и длина слов не играют большой роли. Нужно написать разборчиво. В распоряжении детей одна минута для заполнения каждой колонки.

Задание 2. «Дивергентное (нестандартное) мышление» (Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания) (шкала Д)

Выполнение этого теста должно показать, насколько развито дивергентное (нестандартное) мышление. Речь идет о том, чтобы открыть совершенно абсурдные, но, в то же время, рациональные связи, которые могут иметь место в любой системе.

Вот, например, шариковая ручка. Вы используете ее для письма и рисования, но она может пригодиться и в других случаях, например, чтобы провертеть в бумажном листе. Если ручку развинтить, то она пригодится для «духового ружья», пружину можно использовать как «стартовую установку» и т.д.

Придумать, что можно с каждым из трех предметов, названия которых будут даны детям. Сколько возможных вариантов они найдут.

На каждый предмет отводится одна минута. Общее время для выполнения задания составляет 3 минуты.

Результаты тестирования по методике Зиверта представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Распределение результатов тестирования по методике Х. Зиверта

Находчивость

Дивергентное (нестандартное) мышление

Проанализировав полученные данные таблицы 2 и рисунка 2, мы получили следующие результаты:

Высокий уровень по обоим критериям - 0 человек (0%).

Средний уровень по критерию находчивости составляет 18% (2 человека), а по дивергентному мышлению - 0%.

Низкий уровень по находчивости у 9 человек (82%), по дивергентному мышлению у 11 человек (100%).

Детям это задание далось с большим трудом. Результаты тестирования значительно ниже среднего уровня и при оценке «настоящего» теста, определяющего уровень находчивости, можно отнесли к категории очень слабых.

По критерию дивергентного мышления у школьников есть задатки нестандартного мышления, и все же ребята очень плохо справились с заданиями.

Проанализировав обе методики, мы пришли к выводу, что у школьников низкая способность к выдвижению идей. Также установлена низкая способность к изобретательской и конструктивной деятельности. Учащиеся обладают слабой наблюдательностью, находчивостью и нестандартным мышлением.

Дидактическая игра как средство развития творческих способностей младших школьников в процессе обучения

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского приоткрывшая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец...

Говоря о развитии способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные временные рамки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза...

Игровая технология на уроках изобразительного искусства как средство развития творческих способностей у первоклассников

Для развития творческих способностей необходимо приложить максимум усилий. Огромное значение имеет внутренняя самостоятельная работа. Каким же образом можно побудить ученика к такой деятельности? 1.Чтобы научить ребенка думать, открывать...

Игровые технологии как средство формирования познавательных универсальных действий в период обучения грамоте

Высокое качество знаний и навыков учащихся, сформированности УУД, развитие мышления и личности ребенка - необходимый результат успешного обучения и воспитания - в значительной степени определяются теми методологическими приемами...

О возможности использования информационных технологий при осуществлении дифференцированного подхода на уроках математики

дифференцированный школьник информационный коммуникационный Одна из наиболее важных тем в математике - «Сложение и вычитание в пределах 100»...

Педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников

Пейзажная живопись как средство развития творческих способностей

Настало время подготовить и провести на практике уроки по теме «Пейзаж». Для работы с пейзажем на уроках изобразительного искусства мы будем использовать акварельные краски, они саамы безопасные и интересные...

Портрет как средство познания внутреннего мира человека в условиях пространственной среды общеобразовательной школы

Психолого-педагогические основы развития творческого мышления младших школьников

Первый этап экспериментального исследования состоит в изучении творческого мышления младших школьников. Было проведено тестирование на выявление уровня творческого учащихся, их гибкости, беглости и оригинальности...

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе любительской художественной деятельности

Практическая часть исследования была проведена в Центре внешкольной работы " Маяк" Ленинского района г. Минска. В связи с тем, что я являюсь в этом центре преподавателем хореографии...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Повышение качества усвоения знаний младших школьников - одна из важнейших задач школы. Её осуществление многие педагоги добиваются не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а за счёт совершенствования форм и методов обучения...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии

Младший школьный возраст - этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях...

Развитие творческих способностей младших школьников посредством цветоведения

1.1.1 Понятия «творчество» и «творческие способности» Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие...

Развитие теоретического мышления младших школьников

Современная практика образования, опирающаяся на системы Эльконина - Давыдова, нуждается в диагностике развития теоретического мышления учеников в процессе обучения по конкретным учебным дисциплинам. В частности...