Какое изображение относится к мифу о прометее. Греческая мифология. прометей

Мифы и Легенды * Прометей

Прометей

Википедия

Промете́й (др.-греч. Προμηθεύς, также Промефей) — в древнегреческой мифологии титан, защитник людей от произвола богов. Сын Иапета и Климены (по Аполлодору — Асии, по Эсхилу — сын Фемиды-Геи, по Евфориону — сын Геры и титана Евримедонта). Его жена Гесиона.
Имя титана «Прометей» означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность имени его брата Эпиметея, «думающего после») и является производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать».

Создание людей

Согласно Гесиоду Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием;

Прометей и первый человек
(по модели Симона Луи Буано) Пьетро Стаджи,
1783-1793, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

в более детализированной версии, изложенной Проперцием — вылепил людей из глины, смешав землю с водой (у Гесиода этого нет); либо он оживил людей, созданных Девкалионом и Пиррой из камней. Около Панопея (Фокида) в древности была статуя Прометея, а рядом два больших камня, оставшихся от глины, из которой были вылеплены люди. В этой долине побывал Фрэзер и видел на ее дне красноватую землю.
Когда боги с людьми препирались в Меконе, Прометей обманул Зевса, предложив ему выбор, и тот выбрал большую, но худшую часть жертвы. Так Прометей изменил порядок жертвоприношений богам, ранее животное целиком сжигали, а теперь — лишь кости. Прометей первым убил быка. Люди установили сжигать на алтарях печень жертвенных животных, чтобы боги наслаждались их печенью вместо Прометеевой.

Похищение огня

Прометей. Похищение огня (Jan Cossiers)

По древнейшей версии мифа, Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям. Он поднялся на небо с помощью Афины и поднёс факел к солнцу. Дал людям огонь, скрыв его в полом стебле тростника (нарфекс) и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. Этот тростник имеет внутренность, заполненную белой мякотью, которая может гореть как фитиль.

Наказание Прометея

За похищение огня Зевс приказал Гефесту (либо Гермесу) пригвоздить Прометея к Кавказскому хребту.


По словам Дурида, он был наказан за то, что влюбился в Афину. Некоторые писатели относили действие мифа к пещере в области паропамисадов.
Прометей был прикован к скале и обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день (или каждый третий день) орёл расклёвывал у Прометея печень, которая снова отрастала.

Гефест и Прометей (Dirck van Baburen)

Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тысяч лет (по Эсхилу), пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея. По Эмпедоклу, демон, осквернивший себя, скитается вдали от блаженных 30 тысяч лет.
Прометей указал Гераклу дорогу к Гесперидам. В благодарность Геракл убил орла стрелой из лука и убедил Зевса унять гнев. Когда Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом, с тех пор люди носят кольца. Есть рассказ, как Прометей пытался подкупить Харона, но безуспешно.
Его жертвенник в афинской Академии. Культ Прометея в Колоне. Могилы Прометея показывали в Аргосе и Опунте (хотя в Аргосе изобретателем огня считали Форонея). По некоторым, он стал созвездием Коленопреклоненного.

В литературе и искусстве

В трагедии Эсхила «Прометей прикованный» к мотиву похищения огня прибавилось изображение Прометея как первооткрывателя всех культурных благ, сделавших возможными достижения человеческой цивилизации: Прометей научил людей строить жилища и добывать металлы, обрабатывать землю и плавать на кораблях, обучил их письму, счёту, наблюдению за звёздами и т. д. Казнимый за любовь к людям, Прометей Эсхила бросает смелый вызов Зевсу и готов, невзирая на страшные муки, отстаивать свою правоту.
Действующее лицо трагедий Эсхила «Прикованный Прометей», «Прометей освобождаемый» и «Прометей-огненосец», сатировской драмы «Прометей-огневозжигатель», пьесы неизвестного автора «Прометей», комедии Аристофана «Птицы», трагедии Акция «Прометей», комедии Антифана «Сотворение человека (Антропогония)». Упоминался в трагедии Софокла «Колхидянки» (фр.340 Радт).

* См. Платон. Протагор 321d (интерпретация мифа).

Гуманистические черты образа бунтаря-мученика Прометея получили развитие в поэзии ( , П. Б. Шелли, Н. П. Огарёв (Прометей), Т. Шевченко, Джон Апдайк, Готье (Прометей, и другие), а также в музыке (Ф. Лист, А. Н. Скрябин и другие) и изобразительном искусстве (Тициан, Ф. Г. Гордеев и другие).
Роберт Антон Уилсон создал образ Прометея Восставшего в одноименной книге, как символ самого фундаментального и радикального освобождения.
В произведениях Кальдерона, Гёте, Бетховена нашла отражение позднеантичная версия мифа о Прометее — создателе первых людей, вылепленных им из земли и наделённых сознанием.
Название космического корабля "Прометей" в одноименном фильме Ридли Скота (премьера 30 мая 2012 года).

* Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. Гл.7 (стр.226-297) — подробное рассмотрение образа Прометея в мировой литературе

* В Нью-Йорке в Рокфеллеровском центре расположена статуя Прометея. Сама статуя выполнена из бронзы, а её поверхность покрыта позолотой.

Прометей. В Рокфеллеровском центре

Прометей — самый возвышенный и трагический образ в греческой мифологии, герой, добровольно пошедший на муки во имя своих убеждений, символ несокрушимой и всепобеждающей силы духа. Имя его означает «Провидящий».
Прометей был сыном титана Иапета и богини правосудия Фемиды. Когда началась война богов и титанов, Прометей, по совету своей бабки, Геи — богини земли, встал на сторону богов, и боги одержали победу во многом благодаря мудрости Прометея.

Прометей помогает Зевсу бороться с титанами

На Олимпе воцарился Зевс-Громовержец, а Прометей стал его советником.
Зевс поручил Прометею создать людей.
(Существует предположение, что первоначально Прометей был верховным божеством до греческих племен, населявших территорию Греции в глубокой древности. Впоследствии греки включили Прометея в систему своей мифологии, сохранив за ним роль создателя человечества. До греческим происхождением Прометея объясняется и его дальнейшее противостояние Зевсу — чисто греческому божеству.)

Прометей и Афина создают людей

Прометей замесил глину и принялся за работу. В помощники он взял своего брата Эпиметея. По замыслу Прометея люди должны были получиться совершенными существами, но бестолковый Эпиметей (его имя значит «думающий после») все испортил.
По одной версии, Эпиметей прежде всего вылепил из глины животных, наделив их различными средствами защиты от врагов: одних — острыми зубами и когтями, других — быстрыми ногами, третьих — тонким чутьем, но забыл оставить что-нибудь на долю человека. Поэтому люди от природы слабы и плохо приспособлены к жизни.

Прометей и Эпиметей

В другом варианте мифа Эпиметей вообще извел на животных всю глину, и Прометею пришлось создавать человечество, отщипывая по кусочку от разных животных. Поэтому люди обладают ослиным упрямством, лисьей хитростью, заячьей трусостью и тому подобными качествами в самых неожиданных сочетаниях.
Прометей научил людей обрабатывать землю и выращивать хлеб, строить дома и изготавливать полезные в хозяйстве вещи, читать и писать, различать времена года и лечить болезни.
Но люди, созданные Прометеем, не поклонялись богам-олимпийцам, и недовольный этим Зевс решил их уничтожить. Прометей отправился к Зевсу и произнес в защиту человечества пространную речь (в память об этом греки почитают его как создателя ораторского искусства). Он пообещал научить людей поклоняться богам и приносить им жертвы.
Прометей заранее заколол жертвенного быка и разделил его на две части: мясо покрыл шкурой, а голые кости спрятал под слоем жира.
В назначенный день боги спустились на землю и сошлись с людьми на большой поляне. Прометей предложил Зевсу выбрать для жертвы богам любую часть быка. Зевс выбрал ту, которая показалась ему пожирнее, и с тех пор люди стали приносить в жертву богам жир и кости, а мясо ели сами.
Зевс, увидев, что его провели, разгневался и в отместку отнял у людей огонь. На земле воцарились холод и голод.
Прометей чувствовал себя невольным виновником бедствия, постигшего созданное им человечество, и поклялся водами Стикса — реки в подземном царстве мертвых, что добудет для людей неугасимый небесный огонь, пылающий в очаге самого Зевса.
Он обратился к Афине, попросив разрешения посетить жилище Зевса якобы для того, чтобы полюбоваться удивительными слугами, которых бог-кузнец Гефест выковал из золота для Громовержца. Афина тайно провела Прометея в дом своего отца. Проходя мимо очага, Прометей сунул в огонь стебель тростника. Сердцевина его загорелась, и Прометей в полом стебле принес божественный огонь на землю.
Узнав об этом, Зевс разгневался пуще прежнего и придумал для людей новое наказание. Он повелел Гефесту слепить из земли и воды девушку. Афродита наделила ее красотой и очарованием, Афина сделала искусной в рукоделии, бог хитрости и обмана Гермес научил говорить льстивые речи. Девушку назвали , то есть «одаренная всеми богами».
Зевс послал ее Прометею. Однако тот, не доверяя Зевсу, отказался принять красавицу. Но его брат Эпиметей с первого взгляда влюбился в Пандору и женился на ней.
Зевс дал Пандоре в приданое плотно закрытый ящик, не сказав, что в нем находится. Любопытная Пандора, едва вступив в дом своего мужа, открыла крышку, и из ящика разлетелись по всему свету людские пороки, болезни и несчастья. У Эпиметея и Пандоры родилась дочь Пирра, которая со временем вышла замуж за сына Прометея Девкалиона.
Зевс опять стал думать, как истребить человечество — и наслал на землю потоп. Но провидец Прометей предупредил об этом своего сына, Девкалион построил корабль и спасся вместе с женой.
Когда воды потопа схлынули, Девкалион и Пирра оказались одни на пустынной земле. Корабль вынес их к храму Фемиды, матери Прометея. Фемида явилась Девкалиону и Пирре, велела им набрать камней и побросать их себе за спину. Эти камни превратились в людей: брошенные Девкалионом — в мужчин, брошенные Пиррой — в женщин. Так возродился человеческий род.

Девкалион и Пирра (Andrea_di_Mariotto)

Позже у Девкалиона и Пирры родился сын Эллин, родоначальник племени эллинов, основавший Элладу, то есть Грецию.
Зевс, видя, что ему никак не удается истребить человеческий род, обрушил свой гнев на Прометея.
Он призвал своих верных слуг Кратоса и Бию — Власть и Силу, приказал им отвести Прометея на самый край света, в дикую Скифию, и там бог-кузнец Гефест приковал его цепями к скале. Гефест был другом Прометея, но не смел ослушаться Зевса.

Прометей

В трагедии греческого поэта V века до н. э. Эсхила «Прометей прикованный» Гефест обращается к Прометею:

Сверхмудрый сын Фемиды правомыслящий,
На зло тебе, на зло себе железами
К пустынному утесу прикую тебя. (…)
Вот и награда человеколюбию!
Сам бог, богов тяжелый презирая гнев,
Ты к людям свыше меры был участливым.
За это стой скалы печальным сторожем. (…)
На ветер будешь вопли ты и жалобы
Бросать без счета: Зевс не знает жалости».

(Перевод под редакцией С. Апта)

Зевс осудил Прометея на вечные оковы, но Прометей знал, что власть самого Зевса не вечна. Мойры, богини судьбы, открыли Прометею, что от брака с нимфою Фетидой у Зевса родится сын, который будет сильнее своего отца и свергнет его с престола.
Мойры также поведали, что Зевс может избежать такой судьбы, если Фетида выйдет замуж за смертного человека. Тогда рожденный ею сын станет величайшим героем, но не будет соперничать с Зевсом.

Прометей

Проходили годы и века. Бессмертный титан Прометей все томился, прикованный к скале. Его мучили зной и холод, терзали голод и жажда.
Зевс проведал, что Прометей владеет тайной его собственной судьбы, и послал к нему своего сына, вестника богов Гермеса, предложить освобождение в обмен на эту тайну.
Но Прометей потребовал, чтобы Зевс признал несправедливость назначенного им наказания и освободил его без всяких условий. Прометей сказал Гермесу:

«Нет казни, знай, нет хитрости, чтоб Зевс меня
Принудил тайну роковую выболтать,
Пока цепями скован я постыдными.
Так пусть пылающую мечет молнию,
Гремит подземным громом, кружит неба свод,
Метелью белокрылою пусть рушит все, -
Меня согнуть не сможет!
Не скажу ему,
Чьи руки вырвут у него владычество!»

Желая сломить Прометея, Зевс подверг его новым мукам: вверг бессмертного титана в Тартр, в непроглядную тьму, где скитаются души умерших, а затем снова поднял на поверхность земли, приковал к скале в горах Кавказа и послал свою священную птицу-орла — терзать Прометея. Когтями и клювом страшная птица раздирала живот титана и клевала его печень. На другой день рана затягивалась, и орел прилетал вновь.

Эхо далеко разносило стоны Прометея, им вторили горы и моря, реки и долины.
Нимфы-океаниды плакали от жалости к Прометею, умоляли его смириться, открыть Зевсу тайну и тем облегчить свои муки. О том же просили Прометея его братья- титаны и мать богиня Фемида. Но он отвечал им всем, что откроет тайну только в том случае, если Зевс признает, что наказал его безвинно, и восстановит справедливость.
И Зевс сдался.

Прометей и Геркулес (Christian Griepenkerl (1839-1912)

Он послал в горы Кавказа своего сына Геракла. Геракл убил орла и своей палицей разбил оковы Прометея. Одно звено цепи с осколком камня Прометей сохранил на память, и с тех пор люди, чтобы не забывать о страданиях, которые претерпел Прометей за человеческий род, стали носить кольца с камнями.
Освобожденный Прометей открыл Зевсу тайну, и тот, вняв предостережению мойр, выдал нимфу Фетиду замуж за царя Пелея. От этого брака родился Ахилл — герой Троянской войны.
Прометей — единственный персонаж в греческой мифологии, открыто противостоящий Зевсу и в конце концов одерживающий над ним моральную победу.
В различных вариантах мифа, рассказанных разными греческими авторами, образ Прометея изменялся. У поэта VIII века до н. э. Гесиода Прометей, прежде всего, хитрец, ловко обманывающий Зевса. Позже, в трагедии Эсхила, Прометей — герой, наделенный огромной нравственной силой и черпающий мужество в сознании своей правоты.
К мифу о Прометее обращались поэты и мыслители разных времен и народов: Вольтери, Гете, Байрон и Шелли. В.Г. Белинский писал: «Прометей (…), прикованный к горе (…) и с горделивым презрением отвечающий на упреки Зевса, есть форма чисто греческая, но идея непоколебимой человеческой воли и энергии души, гордой и в страдании, которая выражается в этой форме, понятна и теперь».

ПРОМЕТЕЙ

Титан! На наш земной удел,
На нашу скорбную юдоль,
На человеческую боль
Ты без презрения глядел;
Но что в награду получил?
Страданье, напряженье сил
Да коршуна, что без конца
Терзает печень гордеца,
Скалу, цепей печальный звук,
Удушливое бремя мук
Да стон, что в сердце погребен,
Тобой подавленный, затих,
Чтобы о горестях твоих
Богам не смог поведать он.

Титан! Ты знал, что значит бой
Отваги с мукой... ты силен,
Ты пытками не устрашен,
Но скован яростной судьбой.
Всесильный Рок - глухой тиран,
Вселенской злобой обуян,
Творя на радость небесам
То, что разрушить может сам,
Тебя от смерти отрешил,
Бессмертья даром наделил.
Ты принял горький дар, как честь,
И Громовержец от тебя
Добиться лишь угрозы смог;
Так был наказан гордый бог!
Свои страданья возлюбя,
Ты не хотел ему прочесть
Его судьбу - но приговор
Открыл ему твой гордый взор.
И он постиг твое безмолвье,
И задрожали стрелы молний...

Ты добр - в том твой небесный грех
Иль преступленье: ты хотел
Несчастьям положить предел,
Чтоб разум осчастливил всех!
Разрушил Рок твои мечты,
Но в том, что не смирился ты, -
Пример для всех людских сердец;
В том, чем была твоя свобода,
Сокрыт величья образец
Для человеческого рода!
Ты символ силы, полубог,
Ты озарил для смертных путь, -
Жизнь человека - светлый ток,
Бегущий, отметая путь,
Отчасти может человек
Своих часов предвидеть бег:
Бесцельное существованье,
Сопротивленье, прозябанье...
Но не изменится душа,
Бессмертной твердостью дыша,
И чувство, что умеет вдруг
В глубинах самых горьких мук
Себе награду обретать,
Торжествовать и презирать,
И Смерть в Победу обращать.

Джордже Байрон

В греческой мифологии, Прометей – титан, которому приписывают создание человека из глины. Этот царь скифов, известный своим умом, бросил вызов богам и выкрал для человечества огонь, который позволил людям развить цивилизацию.


В древности считалось, что имя "Прометей" означает "мыслящий прежде", т.е. наделенный даром предвиденья, с большой дальновидностью. Платон (Plato) противопоставляет этому имени брата Прометея, Эпиметея (Epimetheus), чье имя переводится как "думающий после". Однако современные лингвисты увидели в слове "Прометей" протоиндоевропейский корень, и перевели его как "вор огня".

Впервые миф о Прометее появился в конце 8-го века до н.э. в "Теогонии" ("Theogony") Гесиода (Hesiod). Прометей был сыном титана Япета (Titan Iapetus) и Климены (Clymene), одной из Океанид (Oceanids). Он был братом Менетия (Menoetius), Атласа (Atlas) и Эпиметея.

Когда смертные и бессмертные пререкались друг с другом в Меконе (Mecone), Прометей решил подшутить над Зевсом (Zeus). Прометей разместил перед Олимпом два жертвоприношения: скрытую внутри бычьего желудка говядину (съедобное в неприятном виде) и простые кости быка, завернутые в "поблескивающий жир" (несъедобное в красивой упаковке). Зевс выбрал последнее, создав прецедент для будущих жертв. Ранее люди должны были сжигать животное полностью, а после этого достаточно было просто сжечь кости, а мясо приберечь для себя.

Разгневанный Зевс спрятал огонь от людей, но Прометей выкрал его с Олимпа – и вернул в полом стебле фенхеля, фактически, как факел. Он же научил людей сберегать огонь. Тогда верховное божество пришло в неистовство – и послало на землю Пандору (Pandora), первую женщину, ставшую жить с человечеством. Она стала женой Эпиметея и открыла пифос (чан), из-за которого на людей обрушились неисчислимые беды.

Прометей за воровство огня получил вечное наказание. Он был прикован Гефестом (Hephaestus) к скале на Кавказе, к горе Казбек (Kazbek Mountain, Caucasus), и его печень ежедневно выклевывал орел. За ночь печень восстанавливалась – из-за бессмертия титана. Годы спустя (а по Эсхилу/Aeschylus, аж 30 тыс. лет), греческий герой Геракл/Геркулес (Heracles/Hercules) убил орла стрелой и освободил Прометея из оков.

Как выясняется, спасение титана было совершено с дозволения Зевса, которого Геракл убедил унять гнев и смилостивиться. Зевс все же сковал один палец Прометея камнем и железом, и с этого момента люди начали носить кольца. Также есть версия о том, что Прометей хотел подкупить перевозчика душ Харона (Charon), но у него ничего не вышло.

В трагедии Эсхила "Прометей прикованный" ("Prometheus Bound") до того как украсть огонь, Прометей сыграл решающую роль в боях между бессмертными (Titanomachy) еще до появления человечества, обеспечивая победу Зевсу и др. богам Олимпа. Поэтому пытки Прометея выглядят еще более жестоким предательством со стороны Зевса. Помимо огня, титан научил смертных письму, математике, сельскому хозяйству, медицине, науке, кораблестроению и мн.др. Наибольшим благодеянием для него стала возможность спасти людей от полного уничтожения.

Около двадцати других греческих и римских авторов пересказали и продолжили миф о Прометее в 4 веке н.э. Наиболее существенные детали добавили Сафо (Sappho), Платон, Овидий (Ovid) и Эзоп (Aesop), приписав Прометею центральную роль в создании человеческой расы. По одной из версий, Царь скифов сотворил человека из глины, смешав воду с землей. Другая история гласит, что Прометей несет ответственность за оживление людей, конкретно четвертого поколения, созданного Девкалионом (Deucalion) и Пиррой (Pyrrhus) из камней.

Для романтической эпохи Прометей был мятежником, восставшим против всех форм институционального движения и тирании Зевса – церкви, монархизма и патриархального общества. Романтики проводили параллели между титаном и духом французской революции, Христом (Christ), образом Сатаны в "Потерянном Рае" ("Paradise Lost") Джона Мильтона (John Milton) и др.

В научных кругах тема изобретений и открытий в мифе о Прометее была использована в качестве метафоры научного прогресса. Клонированная лошадь по кличке Прометея (Prometea), спутник Сатурна и астероид 1809 Prometheus были названы в честь титана. Химический элемент прометий, атомный номер 61, также получил свое название в честь Прометея.

Наконец, научная и медицинская литература по теме регенерации печени часто намекает на Прометея и на то, как ежедневно его печень, пожираемая птицей, отрастала вновь. Некоторые думают, что миф указывает на то, что древние греки знали о замечательной способности печени самовосстанавливаться. Греческое слово "печень" (hēpar или hepat) – производная форма глагола "hēpaomai", означающего "поправляться", "восстанавливаться".

Легенда о Прометее, наверное, одна из самых печальных и красивых сказок, которые создало человечество за недолгий срок своего существования. Родилась она в Древней Греции, стране, давшей нашей цивилизации огромный культурный толчок и заложившей основы современной демократии.

Отдельным пластом лежат мифы, сотворенные в Элладе тысячелетия назад. Они настолько прочно вошли в современную историю, быт, что многие даже не знают и не понимают значения обыденных вещей и ритуалов, считая их чем-то естественным и недавно родившимся. А ведь даже простое кольцо с камнем является символом­ и пришло к нам из тех давних времен. И связано оно именно с Прометеем. Большинство, конечно, слышали о нем, но вряд ли смогут толком сказать, что принес Прометей людям, кроме огня, и чем еще знаменит этот мифический титан. А ведь Прометей дал человечеству не только живительное пламя…

Предыстория

Легенд о Прометее много, и каждая имеет право на существование. Попробуем объединить их в одно целое.

Когда-то мир населяли два вида сказочных существ – титаны и боги. Сосуществовали они более-менее мирно, ссорились по пустякам, но дальше этого дело не шло. Но однажды все переменилось, и случилась между богами и титанами настоящая война. Победителями оказались боги во главе с громовержцем Зевсом. Побежденных суровый повелитель молний низверг в мрачные глубины Земли, навеки заточив их за медными дверями и поручив охрану гекатонхейрам – чудовищным сторуким и пятидесятиглавым тварям.

Однако не все титаны сражались против богов. Были и такие, которые, наоборот, поддержали Зевса и его соратников. Среди них был и Прометей – сын титана Япета. Зевс не забыл его услуг и разрешил Прометею свободно жить на Олимпе среди богов.

Творение богов

У древних греков есть несколько версий происхождения племени человеческого. Одна из них утверждает, что это событие произошло благодаря Прометею. Что слепил он первого человека из сырой глины по образу и подобию олимпийских небожителей. Помогла ему в этом Афина, дочь Зевса, вдохнув в ожившую фигурку душу. В результате титан стал создателем, как бы отцом человеческого рода. Именно этим объясняют его такую горячую любовь к людям.

Забота отца о своих детях

Первые люди были слабы и беззащитны. Они ничего не умели и не знали. Человек жил как во сне. Он не различал ни дня, ни ночи, пение птиц и шум ветра ни о чем ему не говорили. Однако Прометей не оставил детей своих. Терпеливо обучал он их всевозможным ремеслам, давал знания об окружающем мире, рассказывал, что такое дружба и любовь. А так как в них была заложена искра божья, то эти примитивные существа постепенно становились настоящими людьми.

Интерес со стороны богов

Смелый эксперимент чудаковатого титана заинтересовал обитателей Олимпа. Для начала они взяли род людской под покровительство, но взамен потребовали поклонения и приношения жертв на воздвигнутых в их честь алтарях. Но и этого показалось мало высокомерным небожителям. Решили они провести общий совет, чтобы придумать, как еще нагрузить простых смертных.

Прометей считал, что люди и так достаточно почитают богов, и поэтому решил не только присутствовать на этом собрании, но и сделать все возможное, чтобы помочь детям своим.

Бык, ставший знаменитым

Главным вопросом было жертвоприношение. Боги хотели, чтобы им отдавали лучшую часть жертвенного животного. Естественно, для людей, живших и так не слишком сытно, это был не лучший вариант. Поэтому Прометей решил пойти на хитрость. Он привел быка, заколол его и разделил на две неравные части. В большую часть он сложил кости, сухожилия и все это замаскировал жиром. В меньшую часть отправились лучшие куски мяса, съедобные внутренности, а сверху была накинута шкура и совсем непригодные в пищу части быка. Зевс заметил хитрость, но выбрал все-таки большую кучу. Сделал он это специально, чтобы обосновать свое последующее наказание сына Япета, которого он всегда недолюбливал.

Огонь и жизнь

За обман богов лидер олимпийцев наказал для начала не Прометея, а род человеческий, не дав ему огня – он рассудил, что так будет гораздо больней для чувств гордого титана. И он был прав. Прометей относился к людям, как к своим детям, и переживал за них едва ли не больше, чем они сами. Тем более он понимал, что, не получив огня, люди очень быстро вернутся к дикому состоянию, из которого он их с таким трудом вывел.

И тогда Прометей пошел на неслыханную дерзость. Он посмел ослушаться повелителя всего живого на Земле. Мятежный титан украл огонь, чтобы отдать его людям. Придя на Олимп в простой одежде путника, он подошел к божественному огню. Опершись на обычный деревянный посох, долго и задумчиво смотрел Прометей на играющее пламя. А когда на него перестали обращать внимание, быстро и осторожно положил внутрь посоха, который оказался пустотелым, тлеющие угли. Незаметно спустившись на землю, титан вихрем пронесся по местам, где жили люди, и везде раздавал угольки. И осветилась темная ночь яркими искрами домашних очагов и веселыми сполохами пастушьих костров. И принесли люди благодарственные жертвы своему отцу и покровителю Прометею, спасшему их от дикости и вымирания.

Гнев богов

Ужасен был гнев свирепого Зевса, когда увидел он с Олимпа, как весело засверкала ночная Земля тысячами маленьких огоньков. Ему не надо было спрашивать – кто дал людям огонь. Он это знал и так. Злопамятный бог решил отмстить и Прометею, и людям.

Пандора

Глупая красавица Пандора открыла страшный ящик, названный потом ее именем. Когда-то, желая как можно больше облегчить жизнь детей своих человеческих, загнал в него Прометей все болезни и печали, все беды и невзгоды, чтобы люди могли жить долго и счастливо. Этот сосуд он отдал своему брату Эпитемею на хранение. Вот к нему и подослал коварный Зевс солнцеликую Пандору, ставшую женой Эпитемея. Открыв это вместилище зла, недалекая и любопытная «мисс Эллады» выпустила на волю всю гадость, что там таилась. С тех пор обречены люди на вечные страдания и беды.

Месть Зевса

Но для Прометея Зевс придумал еще более страшные мучения. Беспощадные слуги царя богов Власть и Сила схватили мужественного титана. По приказу Зевса отвели его в самую безлюдную и дикую часть Земли – на Кавказские горы. Среди угрюмых гор выбрали одинокую скалу, о подножье которой билось в бессильной ярости седое море. Лучший друг Прометея, знаменитый мастер и кудесник кузнечного дела, хромой Гефест, нелюбимый сын Зевса и красавицы Геры, приковал титана нерушимой цепью к самой вершине скалы. Плача от горя и сострадания к своему верному другу, но не смея ослушаться грозного отца, вбил кузнец в грудь Прометея алмазный клин, на все времена пригвоздив непокорного бунтаря к каменному утесу.

Пророчество

Но ничто не могло сломить мужество и гордость неустрашимого титана. Каждый день он посылал проклятия повелителю Олимпа, показывая всем, что дух его не сломлен. А однажды он воскликнул: «Не вечно твое царство, высокомерный владыка! Придет время, и кончится твоя власть. Я вижу твой конец и знаю, как его избежать. Но ты никогда не узнаешь этой тайны!»

Как и любой диктатор, Зевс мечтал жить и править вечно. Поэтому, услышав пророчество поверженного титана, испугался и решил любым способом выведать у него самую главную тайну своей жизни. Он послал к Прометею бога хитрости и коварства, лукавого Гермеса, чтобы тот выпытал обманом у него этот секрет. Но прикованный титан только посмеялся над жалкими потугами бога лжи и подлости: «Никогда я не буду рабом твоего хозяина, никакие мучения не сломят меня и не заставят рассказать тебе правду!»

Униженный Гермес вскричал в бешенстве: «Тогда я расскажу, что тебя ожидает! Скоро, очень скоро ты окажешься в самой мрачной каменной бездне, где проведешь века. А когда ты потеряешь счет времени, ты снова увидишь свет, но, поверь, тебе захочется обратно в бездну. Потому что каждый день к тебе будет прилетать огромный орел и терзать твою печень! И вот тогда ты сам взмолишься о пощаде!» Но в ответ коварный бог услышал только презрительный смех.

Несломленный духом

Все случилось, как и предрекал Гермес. В одну страшную ночь началась небывалая буря. Море ревело, как взбесившийся Немейский Лев, а небо беспрерывно хлестало молниями. И не выдержала могучая скала, к которой был прикован мятежный титан. Надломилась и рухнула в клокочущее море, уйдя через него в черную бездну.

Примечание. Немейский Лев – чудовище, убитое Гераклом (1-й подвиг из 12).

Никто не может сказать, сколько прошло времени, может, 10 веков, а может, 100. Но пришел час, когда ничего не забывающий Зевс поднял скалу из пучины и снова поставил ее на землю. В тот же день прилетел гигантский орел и начал клевать печень бесстрашного мученика. Насытившись, мерзкая птица улетала за горизонт, чтобы завтра появиться вновь. Прометей был бессмертен, как и все богоподобные создания, поэтому за ночь печень восстанавливалась и у орла все время была сытная трапеза. День за днем, год за годом, столетие за столетием длилась эта пытка. Но ни одного стона не слышали пролетающие мимо чайки, ни одного крика боли не донеслось до чутких ушей Зевса.

Не боящийся богов

Все когда-нибудь заканчивается. Пришел конец и мукам Прометея. Легендарный герой Эллады, могучий Геракл, во время одного из своих бесчисленных путешествий случайно оказался в тех безлюдных местах. Прометей давно ждал его, так как обладал даром предвидения и знал, что рано или поздно появится герой и спасет его. Он позвал Геракла, и богатырь, подойдя ближе, ужаснулся, глядя на истерзанного титана, о котором слышал только хорошее. Ни минуты не колебался могучий Геракл. Его не страшили ни гнев Зевса, ни гигантский орел, который уже приближался к скале. Вскинув свой огромный лук, герой пустил стрелу и наповал убил кровожадную птицу. А потом одним ударом своей мощной палицы разбил волшебные цепи, сковывающие титана. Так наконец-то Прометей обрел свободу. И лишь после этого он рассказал примчавшемуся Гермесу, что ожидает Зевса. Ну, это уже другая история.

Миф о Прометее рассказывает нам печальную историю титана, защищающего людей и наказанного богами, безразличными к страданиям смертных. Именно Прометею приписывается создание человеческого рода в мифологии Древней Греции. Создав людей из земли, он обратился к Афине, вдохнувшей в них жизнь. Прометей сделал своих созданий, глядящими в небо, подобными богам.

Каждый день смотрел Прометей на землю, радостно наблюдая, как день ото дня увеличивалось число людей. Вскоре их можно было увидеть повсюду хлопочущими, как муравьи. Хорошо жилось Прометеевым людям, даже слишком хорошо. Не знали они никаких забот, ничего не страшились. Жизнь у них была благополучной, а смерть - легкой. Прометей научил их строить жилища и засевать поле, чтобы не страдать от голода. Учил их труду - единственному источнику настоящего счастья. Только о богах никогда не упоминал ни словом, так что люди о них ничего не знали. А потому не взывали к ним, не приносили жертвы.

Это было очень не по душе небожителям, особенно всемогущему Зевсу. Призвал он к себе Прометея и приказал научить новое человечество почитанию и покорности богам. Прометей дал обещание, но не выполнил его. Он был убежден, что созданные им люди так совершенны, что обойдутся без богов.

Мало-помалу проходили века, людей становилось все больше, но по-прежнему они не знали богов и не почитали их. Разгневался Зевс, созвал всех богов и объявил им, что уничтожит поколение людей, не признающих богов, и сам создаст новых, более совершенных, чем сотворенные Прометеем. Узнал Прометей о его замысле, о судьбе сотворенных им людей. Не мешкая, отправился он на Олимп и стал умолять Зевса отменить свое решение. Обещал, что расскажет людям, как они должны жить, чтобы боги были ими довольны. Но Зевс был неумолим. В конце концов, он согласился не уничтожать людей, но при условии, что они будут приносить жертвы богам. Заключил об этом договор с Прометеем, пригрозив ему, что если договор не будет выполняться, то людям придется плохо.

Прометей подчинился воле Зевса. Он забил быка, завернул мясо в шкуру, а сверху положил не очень-то вкусные внутренности. Рядом он сложил другую кучу - из головы и костей, которые упрятал под блестящим ароматным жиром. Потом попросил Зевса указать, какую из двух куч он желает получать от людей как жертву бессмертным богам. Зевс почувствовал подвох, но все же указал на кучу, покрытую жиром. С той поры люди приносили на алтарь богам кости и жир жертвенных животных, а из вкусного мяса готовили пиршественные блюда для себя.

Однако остальные боги не хотели мириться с этим и просили Зевса отомстить людям за обман. Зевс внял этим просьбам и придумал действительно суровое наказание: он отобрал у людей огонь. Тот самый огонь, который Прометей вынес из глубин земли и подарил созданным им людям как самую большую драгоценность.

Его сердце сжалось от боли. Знал он, что значит лишиться огня. И так как безмерно любил людей, решил помочь им, понимая, что навлечет на себя гнев властителя богов. Совсем немного времени прошло с тех пор, как Зевс отнял у людей огонь, но Прометей уже убедился, какие страдания они терпят из-за этого. Вся жизнь на земле остановилась: тихо стало в мастерских ремесленников, пастухи перестали извлекать радостные мелодии из своих свирелей, в жилищах людей поселилась печаль. Тьма, черная тьма грозила охватить весь мир и снова ввергнуть его в давние мрачные времена, с каких он начинался. Поэтому Прометей не колебался более. Тайно проник он на Олимп с намерением похитить огонь у богов и принести его людям.

Он изготовил себе удобный прочный посох, подходящий по размерам для такого великана, но необычайно легкий. Затем искусно выдолбил его сердцевину, так что внутри посох стал пустым, прикрыл отверстия с обеих сторон так, что они стали не видны, и прихватил с собой этот посох в обитель богов. Там горел вечный огонь. Прометей незаметно спрятал в посох тлеющие угли и живые искры, зародыш нового огня, и быстро покинул Олимп.

Возвратившись на свою высокую гору, он открыл одно из отверстий своего посоха и извлек его содержимое. Тысячи искр разлетелись в воздухе, как рой пчел, разгорелись и пали на землю в виде маленьких языков пламени. Люди с восторгом подбирали их и несли в дома. Море огней озарило в тот вечер землю, и человечество не погибло, выжило. Уже не нужно было людям бояться холодной, наводящей печаль темноты, в которой бы не вызрели плоды цивилизации. Мир двинулся вперед.

Когда Зевс заметил, что у людей по новой появился огонь, его окутал дикий гнев. Тотчас же созвал он богов, чтобы те посмотрели, как трудолюбивые, но высокомерные люди, созданные Прометеем, возделывают поля, приручают животных, чтобы они помогали им в работе, строят жилища и корабли под парусами. А еще они увидели, что люди спускаются в недра земли и извлекают оттуда драгоценные металлы, что они научились считать и писать, изготовлять лекарства. Зевсу было ясно, кто дал людям огонь и кто обучил их всему. Конечно же Прометей! Поэтому и охватила Зевса, а с ним и других богов, неописуемая ярость. В конце концов, решили они оставить огонь людям, но сокрушить их другим способом.

Призвал Зевс Гефеста, самого мастерского среди богов, и поручил ему изваять из глины фигуру очаровательной девушки с человеческим голосом и красотой богини. Когда Гефест изготовил изваяние, его оживили, а одна из богинь украсила девушку нарядным поясом, накинула на нее роскошное покрывало и одела в белые одежды. Афродита, богиня любви, наделила ее неотразимым очарованием, Гера - величавостью, посланец богов - Гермес - хитростью и коварством. Каждый из небожителей одарил ее чем-либо. Столь щедро разукрашенная и всем одаренная девушка получила имя Пандора. Затем Зевс приказал Гермесу, чтобы он доставил эту девушку, исполненную неодолимой прелести, на землю и сделал ее женой брата Прометея, которого звали Эпиметей. Он никак не напоминал своего мудрого брата Прометея, который заранее обдумывал любое дело. Напротив, Эпиметей начинал задумываться лишь потом, после того как сделал что-то и уже поздно что-либо поправлять.

Наказав так людей, Зевс не мог не наказать и самого Прометея. Он повелел двум могучим божественным существам, Власти и Силе, отвести Прометея на край света, на пустынную отвесную скалу дикого Кавказа, куда никогда не ступала нога человека. Гефесту же приказал приковать Прометея к этой пустынной скале. Гефест отправился в путь с Олимпа на волшебной колеснице, пролетел в ней по воздуху и спустился на указанную скалу, чтобы без промедления выполнить приказ повелителя богов. Через мгновение далеко во все стороны разнеслись удары его тяжелого молота, которым он заколачивал в скалу крепчайшие гвозди. Удары были настолько сильными, что отзвук от них донесся до небесных дворцов на Олимпе. Прометей испытывал страшные страдания, но собрал все свои силы и не издал даже тихого стона.

Кара богов на этом не кончилась. Главные мучения были впереди. К вечеру Прометей услышал хлопанье огромных крыльев. Над скалой закружил орел, бросился на Прометея и стальным клювом стал рвать его печень. Клевал он до тех пор, пока ничего от нее не осталось. К утру печень вновь выросла, раны зажили. Но из вечера в вечер продолжается эта ужасная мука. Прометей и кричал от невыносимой боли, и страдал, молча, но ниоткуда не приходила к нему помощь, никто не сжалился над ним. Люди пользовались огнем, который он добыл для них, но помочь ему не могли.

И все же Прометей не впадал в отчаяние. Напрасно морской бог уговаривал его покориться Зевсу и повиниться перед ним. Прометей не чувствовал за собой никакой вины. Только любовь к людям двигала им, он хотел сделать их жизнь лучше и радостней, за что же ему просить прощение у Зевса? Тело гиганта было сковано, но дух его мечтал о свободе, о том, чтобы разрушить власть богов над миром и человечеством. Не будет он ни о чем молить Зевса, который блаженствует на Олимпе в то время, как человечество осуждено на страдания.

Посланец богов Гермес доставил Прометею решение Зевса: если он и далее будет упрямиться, то молния низвергнет его в пропасть, обрушится на него вся скала, и в этой страшной могиле он будет находиться тысячу лет. А затем обрекут его на новые страдания.

Но Прометея не сломили ни уговоры, ни угрозы. Он твердо знал, что он прав, что страдает за доброе дело и оказал великую услугу людям. Он твердо решил, что никогда не будет молить Зевса о милости. Чувство, что он страдает безвинно, еще больше укрепляло его упорство. Неужели, думал он, не имею я права противиться Зевсу - тирану, который стал полным господином на небе и властвует над богами и людьми?

И Прометей стал презирать всех, кто склонял его к покорности, ненавидеть Власть и Силу, этих жестоких исполнителей воли Зевса, перестал уважать его робких и послушных слуг, таких, как Гефест и Гермес. Прометей верил, что свободолюбие, в конце концов, победит в борьбе с властью богов. Он потому продолжал стойко сносить муки, гордясь тем, что терпит их за благодеяние людям. Стойко переносить муки ему помогало пророчество, что Зевсу грозит опасность, а он, Прометей, обретет свободу.

Узнав, что Прометей располагает неблагоприятным для божественного самодержца предсказанием, Зевс направил к нему Гермеса, поручив выведать у титана его тайну. Однако, ничего не сказал посланцу бога Прометей. Разгневался Зевс и выполнил свою угрозу: низверг ударом молнии скалу и скинул Прометея в глубокую пропасть.

Несколько веков находился титан во мраке, потом поднял его Зевс на свет и вновь послал орла, чтобы опять терзал он печень Прометея. Долго-долго, вероятно десятки тысяч лет, длились ужасные муки Прометея. Невыносимая боль ослабила, в конце концов, его упорство. Он открыл Зевсу тайну пророчества. Повелитель богов сделал все, чтобы избежать грозящей ему опасности, и тем самым навсегда сохранил свою власть. Но и сам Зевс узнал сверхчеловеческую силу Прометея, поэтому смирил свой гнев. И другие боги решили освободить упрямого титана.

Когда самый знаменитый из греческих героев Геракл забрел в своих странствиях на Кавказ, он пронзил стрелой мучителя-орла и разбил оковы, связывавшие многострадального героя. Так завершились самые большие мучения, которые когда-либо терпели из-за любви к людям. Зевс повелел одеть Прометея в нарядные одежды, вспомнил все хорошее, что сделал для него титан, поместил Прометея среди богов и сделал его своим советником. А чтобы исполнилось пророчество, что Прометей будет вечно прикован к скале, обломок этой скалы был вделан в перстень, который постоянно носил Прометей.

Никогда не сотрется из памяти подвиг этого человеколюбивого титана, который осветил мир и разум человеческий пламенем познания.

Прометей один из титанов в греческой мифологии, защитник людей от произвола богов, царь скифов. Сын титана Иапета и Климены. Супруг Гесионы, отец Девкалиона. Брат Атланта, Менетия и Эпиметея. Двоюродный брат Зевса.
Прометей обманул Зевса, когда в Меконе встал вопрос о жертвоприношениях, разделав тушу быка Прометей разделил, сложив в одну кучу съедобное мясо, которое скрыл шкурой и прикрыл дурно пахнущим желудком животного, а в другую — кости, прикрытые кусками жира, и затем предложил выбирать самому Зевсу, тот же обманулся, выбрав кости, из-за чего отнял у людей огонь. Прометей похитил огонь у Гефеста и передал его людям. За это Зевс приказал Гефесту (либо Гермесу) приковать Прометея к скале Кавказских гор (в Колхиде) или в Скифии. Прометей был обречён на непрекращающиеся мучения — прилетавший орёл выклёвывал его печень, которая отрастала вновь, так как он был бессмертным. Пока Геракл не убил орла и убедил Зевса унять гнев в благодарность Прометею за указанный путь к Гесперидам. Когда Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом, с тех пор люди носят кольца.
Согласно Гесиоду, Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием.

Полная версия мифа о Прометее у Гесиода
У Гесиода миф о Прометее рассказывается так: люди, по внушению Прометея, стали при жертвоприношениях не давать богам должной доли: они оставляли себе все мясо и все пригодные для пищи внутренности животного приносимого в жертву, а на долю богам сжигали только кости, для обмана обернув их салом. Зевс за это отнял у людей огонь и спрятал, у себя. Но Прометей похитил божественным огонь (или с жертвенника Зевса, или из колесницы солнца), спрятал в тростинку с рыхлою сердцевиною и принес людям. Это преступление было началом греховности, которая укоренилась после этого у людей. Согласно мифу, и Прометей, и люди подверглись наказанию. Разгневанный Зевс велел Гефесту сделать из глины девушку божественного роста и вида и дал ей голос. Все боги одарили ее всем, самым прекрасным, чем владели, потому она была названа Пандорой (одаренною всеми совершенствами). Афина научила ее искусным рукодельям, Афродита придала ей красоту, обольстительную томность, уменье нравиться, а Гермес вложил в нее вкрадчивость и хитрость. Хариты и Оры (Horai) прекрасно нарядили ее драгоценными уборами и прелестнейшими цветами, так что она стала восхитительна и для богов, и для людей. Согласно мифу, Гермес привел ее к опрометчивому Эпиметею («соображающему дело лишь после того, как его сделает»), титану и брату Прометея; он женился на ней, не послушав предостережений Прометея. Приданым у неё был плотно закрытый глиняный сосуд, куда Зевс вложил все трудности, бедствия и болезни человеческой жизни. Когда Пандора сняла крышку, они вылетели из сосуда, разлетелись по земле и по морю, и с той поры мучат людей. Облегчением человеку осталась только надежда. Мы видим из этого мифа, что греки считали источником дурного в человеческой жизни не самую природу человека, а вражду между двумя династиями богов. По мифу, был наказан Зевсом и Прометей: он был прикован к столбу; орел каждый день пожирал его печень, которая ночью снова вырастала. Но впоследствии Геракл убил орла, освободил Прометея от оков и примирил с Зевсом.