Кольский полуостров во время первая мировая война. Битва за Заполярье. Советские войска в освобождении Норвегии

— боевые действия войск Северного и Карельского (с 1 сентября 1941 года) фронтов, Северного флота и Беломорской военной флотилии против немецких и финских войск на Кольском полуострове, в Северной Карелии, на Баренцевом, Белом и Карском морях в июне 1941 — октябре 1944 года.

Мурманск — крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Мурманск находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Один из крупнейших портов России.

За оборону от немецких войск в годы Великой Отечественной войны Мурманску 6 мая 1985 года присвоено звание Города-героя. Награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны I степени, орденом Трудового Красного Знамени и медалью «Золотая Звезда».

«Мурманами», «урманами» русские называли норвежцев, норманнов. Позднее это название было перенесено и на землю, где происходили события с участием иностранцев. «Мурманом» стали называть побережье Баренцева моря, соседнее с Норвегией, а затем и весь Кольский полуостров. Соответственно, название «Мурманск» означает «город на Мурмане». (А. А. Минкин. Топонимы Мурмана)


Предвоенные годы

К началу 1920-х годов Мурманск насчитывал менее двух с половиной тысяч жителей и находился в упадке. Промышленность была представлена в основном кустарными артелями, рыбный промысел пришёл в упадок. Городской пейзаж составляли две-три улочки одноэтажных домов, перенаселённые рабочие бараки, беспорядочное скопление лачуг, приспособленные под жильё железнодорожные вагоны, брошенные интервентами «чемоданы» — дома из гофрированного железа с полукруглой крышей. Один из районов города получил прозвище «красная деревня» из-за теплушек красного цвета, приспособленных для жилья.

Со второй половины 1920-х годов город стал быстро развиваться, поскольку у Советского Союза возникла стратегическая потребность в обустройстве крупного порта, транзит через который не зависел бы от отношений с соседними странами. С 1933 года Мурманск являлся одной из баз снабжения и судоремонта для Северного флота. Помимо военно-стратегических целей, через порт осуществлялось морское сообщение со строящимся Норильским ГМК, развитие мурманского порта преследовало и задачу увеличения уловов рыбы: в городе на месте прежнего военного предприятия по рыбообработке и судоремонту был создан рыбный порт, который начал быстро развиваться, и уже через несколько лет обеспечивал поставки в другие районы СССР по двести тысяч тонн рыбы ежегодно.

Прокладывались улицы с деревянными тротуарами и рядами одно- и двухэтажных рубленых домов. В 1927 году появилось первое многоэтажное здание из кирпича, сохранившееся до наших дней. В 1934 году по Мурманску — от северной окраины до южной части города — пошёл первый маршрутный автобус. Тогда же по железнодорожной магистрали начал курсировать до Ленинграда экспресс «Полярная стрела». В 1939 году впервые в городе началась укладка асфальта на улице Ленинградской. К началу Великой Отечественной войны в Мурманске насчитывалось уже несколько десятков кирпичных и каменных зданий, а население города достигло 120 тысяч жителей.

В 1920—1930-е годы, в связи с изменением административно-территориального деления, город неоднократно менял свой статус. В 1921 году Мурманск стал центром одноимённой губернии, с 1927 года — одноимённого округа в составе Ленинградской области, а с 1938 года — Мурманской области.

Панорама центральной части г. Мурманска (съемка с самолета), 1936 г.


Оборона Заполярья

Немецкое командование планировало захватить важный стратегический пункт на Севере — Мурманск и Кировскую железную дорогу, разгромить базы Северного флота СССР и завладеть Кольским заливом. Для этого немецкие и финские войска наносили удар по трём направлениям: Мурманск, Кандалакша и Лоухи.

Планируемые операции Германии и Финляндии в Кольском Заполярье

Командование Вермахта рассматривало Заполярье как вспомогательный (хотя и важный) участок Восточного фронта. Германское командование заблаговременно разработало планы боевых операций для горной армии «Норвегия», дав им кодовые названия: «Renntier» («Северный олень», начало 22 июня1941) — овладение районом никелевых рудников в Области Петсамо, проведение мероприятий (строительство дорог и т. п.) для осуществления следующей операции — «Platinfuchs» («Чернобурая лисица», начало 22 июня 1941+7 дней) — наступление на Порт‑Владимир, Полярный вдоль арктического побережья до Мурманска. XXXVI армейский корпус Вермахта должен был (по плану «Polarfuchs» — «Песец»), выдвинувшись из Рованиеми (Финляндия), где он оказался к 14 июня 1941 в результате осуществления морской транспортной операции из Норвегии («Blaufuchs 2»), взять Саллу, Кандалакшу, затем повернуть на север и, наступая вдоль Кировской железной дороги, соединиться с горнострелковым корпусом «Норвегия» для взятия Мурманска. Совместные действия германской и финской армий севернее линии Оулу-Беломорск до 05 июня 1941 носили кодовое название «Silberfuchs» («Серебристая лисица»). Овладеть Кольским полуостровом планировалось за две недели.

Немецкие войска входят в Петсамо (Печенга) в рамках операции Silberfuchs. Июнь 1941.


На северном фланге советским войскам противостояли германская армия «Норвегия» (с января 1942 — «Лапландия», с июня 1942 — XX‑я горная) под командованием генерал-полковника Н. фон дер Фалькенхорста в составе 3 армейских корпусов, горнострелкового корпуса «Норвегия», считавшихся элитой сухопутных войск Германии и имевших ценный боевой опыт горной войны, в т. ч. и в высоких широтах; находящегося в оперативном подчинении III финского армейского корпуса; части сил 5‑го воздушного флота Германии и немногочисленных ВМС. Финская Карельская армия имела задачей захват южных районов Карелии и Карельского перешейка и после выхода на рубеж р. Свирь в районе Ленинграда соединиться с войсками немецкой группы армий «Север». Группировка противника насчитывала 530 тысяч человек, 4,3 тысячи орудий и минометов, 206 танков, 547 самолетов, 80 кораблей и 6 подлодок.

Со стороны Красной Армии входившая в состав Северного фронта (образован 24.06.1941) 14‑я армия (командующий до 23.08.1941 генерал-лейтенант В. А. Фролов) прикрывала Мурманское, Кандалакшское и Ухтинское направления. СФ обеспечивал оборону от вторжения с моря и защищал северные морские коммуникации. Для защиты транспортов в Белом море, в восточных районах Баренцева моря и Северного морского пути в августе 1941 была создана Беломорская военная флотилия, за годы войны обеспечившая проводку более 2500 транспортов. В войсках Северного фронта под командованием генерал-лейтенанта М. М. Попова вместе с Северным флотом насчитывалось 420 тысяч человек, 7,8 тысячи орудий и минометов, 1,5 тысячи танков, 1,8 тысячи самолетов, 32 корабля и 15 подлодок.

29 июня 1941 года немецкие и финские войска начали наступление, нанося главный удар на мурманском направлении и второстепенные на кандалакшском и лоухском направлениях. Советские войска к 4 июля отошли на рубеж обороны на реку Западная Лица, где немцы были остановлены 52-й стрелковой дивизией и частями морской пехоты. Огромную роль в срыве немецкого наступления на Мурманск сыграл десант в губе Большая Западная Лица (1941). На кандалакшском и лоухском направлениях советские войска остановили продвижение немецко-финских войск, которым не удалось выйти к железной дороге, и они были вынуждены перейти к обороне.

Военные действия в Заполярье возобновились 8 сентября 1941 года. Не добившись успеха на кандалакшском и лоухском направлениях, командование армии «Норвегия» в соответствии с приказом ставки вермахта перенесло главный удар на мурманское направление. Но и здесь наступление усиленного немецкого горнострелкового корпуса провалилось. Северная группа немцев, наступавшая на Полярный, за 9 дней смогла продвинуться всего на 4 км. Южной группе при поддержке авиации удалось к 15 сентября перерезать дорогу Титовка — Мурманск и создать угрозу выхода в район Мурманска. Однако 14-я армия частью своих сил (1-я Полярная стрелковая дивизия) при поддержке авиации и артиллерии Северного флота 17 сентября нанесла контрудар, разгромила 3-ю горнострелковую дивизию, отбросив её остатки за реку Западная Лица, и переломила ход военных действий за оборону города Мурманска в пользу войск Карельского фронта. После этого немецкое командование прекратило наступление на Мурманск. Немцы, не сумев прорвать оборону РККА в районе полуостровов, закрепились на одноимённом плато и хребте Муста-Тунтури в 40 километрах в направлении Мурманска, превратив их цитадель с глубоко эшелонированной (в четыре ряда укреплений и заграждений) обороной. В теле хребта были вырублены окопы и траншеи в полный рост, устроены бомбоубежища, склады боеприпасов, штабы, госпитали и проч. Укрепления в монолитной гранитной скале длиной около четырёх километров, местами возвышающейся над морем на 260 метров: там стояли орудия, миномёты, ДОТы, стационарные, дистанционно управляемые огнемётные установки. По плато к побережью были проложены дороги. В течение трёх с лишним лет тут шли непрерывные ожесточённые и кровопролитные бои.

Погранзнак А-36 (по-видимому, копия) в Музее обороны островов Среднего и Рыбачьего



Высота 115,6 хребта имеет своё собственное имя Погранзнак и больше известна, как место, где всю войну наши солдаты сохраняли в неприкосновенности пограничный знак А-36 бывшей советско-финской границы.

Разведчики морской пехоты Северного флота на хребте Муста-Тунтури .


Наступление немецкого горнострелкового корпуса, начавшееся 08 сентября 1941 на Мурманском направлении, было остановлено контрударом 14‑й армии. 23 сентября противник был отброшен за р. Большая Западная Лица, где фронт стабилизировался до октября 1944. Большое значение в срыве планов захвата Мурманска имела Полярная дивизия, ставшая необходимым резервом для обескровленных советских войск. Немецкие войска были измотаны, но из‑за стремления Гитлера любой ценой обеспечить безопасность Норвегии от захвата ее Британией не получили необходимых сил для осуществления операции. Сказались также недооценка немецким командованием противника и особенностей местности. К октябрю 1941 ГК «Норвегия», потеряв убитыми и ранеными 10 290 человек, продвинулся в сторону Мурманска лишь на 24 км.

Оборонительные бои советских войск на мурманском направлении в 1941-1944 гг

Бои на кандалакшском направлении, где было сосредоточено бо́льшее количество войск противника, чем на мурманском, начались 01 июля 1941 и шли с особым ожесточением: боевые действия вели здесь 101‑й погранотряд, 42‑й стрелковый корпус (122‑я, 104-я стрелковые дивизии). С 07 июля советские войска начали отход на вторую линию обороны, которую защищала 104‑я стрелковая дивизия. 17 сентября войсками КА был занят рубеж вдоль реки Верман (в 90 км от Кандалакши), где боевые действия стабилизировались на три года. «Зильберфукс» (наступление на Кандалакшу), по мнению немецких генералов, был всего лишь «экспедицией» (Ф. Гальдер), основные военные действия разворачивались южнее (хотя эта «экспедиция» и стоила одним только финнам 5 тыс. убитых и раненых солдат к середине сентября 1941).

На южном направлении финны, создав большое превосходство в силах и средствах на направлении главного удара, 05 сентября 1941 овладели г. Олонец, достигли р. Свирь, перерезали Кировскую железную дорогу, 02 октября захватили Петрозаводск, но в наступлении на Медвежьегорском направлении успеха не достигли. План по соединению германских и финских войск для создания второго кольца блокады вокруг Ленинграда был предотвращен. Активные действия войск Красной армии сковали более 20 дивизий противника, измотав и обескровив их. Потери советских войск в этой оборонительной операции составили: безвозвратные — свыше 67 тысяч человек, санитарные — около 69 тысяч человек, а также 540 орудий и минометов, 546 танков, 64 самолета, 8 кораблей.

Егеря под защитой сейда. Май 1942 г.


С 1942 основные боевые действия переместилась на море, где ВМФ и ВВС Германии пытались нарушить морские перевозки союзными конвоями. Значение Мурманска возросло после провала блицкрига и начала союзнической помощи по ленд-лизу (командование Вермахта, конечно, и не рассчитывало в своих планах такого развития событий).

Атака советской морской пехоты на Северном фронте. 1942 г.


Противник сосредоточил свои усилия на разгроме Мурманска и его порта с воздуха с целью парализовать работу по переработке и отправке грузов в центр станы. Город был сожжен практически полностью (при том, что в начале войны СССР имел на Севере самолетов в 4 раза больше, чем Германия), но выполнить поставленную задачу гитлеровцам не удалось — порт продолжал работу даже в тех условиях, которые позволили назвать Мурманск «городом-фронтом». В Мурманске и области шла напряженная жизнь: добывалась рыба для фронта и тыла страны, все предприятия работали на победу.

Мурманчане наблюдают за воздушным боем над городом. 1943 г.


Люфтваффе совершали в отдельные дни до пятнадцати-восемнадцати налётов, сбросили за годы войны в общей сложности 185 тысяч бомб и совершили 792 налёта.


По количеству и плотности нанесённых по городу бомбовых ударов среди советских городов Мурманск уступает лишь Сталинграду.

В результате бомбардировок было уничтожено три четверти построек, особенно пострадали деревянные дома и строения. Наиболее тяжёлой была бомбардировка 18 июня 1942 года. Германские самолёты сбрасывали на преимущественно деревянный город, в основном, зажигательные бомбы; чтобы затруднить борьбу с пожарами, применяли смешанные бомбардировки с использованием осколочных и фугасных бомб. Из-за сухой и ветреной погоды пожар распространился от центра до северо-восточных окраин Мурманска.

Пожар после бомбардировки города, 1942 год


Подвиг добровольцев-строителей, восстанавливавших город в период войны, увековечен в памятнике «В честь строителей, погибших в 1941—1945 годах», открытом в 1974 году.

Памятник «В честь строителей, погибших в 1941—1945 годах»

За первый год войны из Англии и Исландии в порты Белого моря были проведены 7 конвоев (PQ-0 … PQ-6). Прибыли 53 транспорта, включая советские. Из наших портов в Англию отправлено 4 конвоя (QP-1 … QP-4), Всего ушло 47 транспортов.

С весны 1942 года немецкое командование развернуло активные действия на море. В Северной Норвегии немцы сосредоточили крупные силы флота. С марта 1942 года против каждого союзного конвоя немцы проводили специальную морскую и воздушную операцию. Однако КВМФ Великобритании при поддержке СФ СССР, а также американских кораблей сорвали планы кригсмарине и люфтваффе изолировать СССР на Севере от Великобритании и США.



Всего за годы ВОВ Северный флот обеспечил проводку на ВВП 1471 конвоя, в которых насчитывалось 2569 транспортных судов, при этом торговый флот потерял 33 судна (19 из них от атак подводных лодок).

Весь 1943 шла упорная борьба за господство в воздухе, которое в конечном итоге было завоевано советской авиацией. СФ сумел обеспечить проводку союзных конвоев в зоне своей ответственности и приступил к операциям по уничтожению вражеских боевых и транспортных судов — особенно отличились при выполнении этих задач экипажи подводных лодок и торпедных катеров.

Торпедный катер ТКА-12, которым в годы Великой Отечественной войны командовал дважды Герой Советского Союза Александр Осипович Шабалин, установлен на постамент на площади Мужества в городе Североморске Мурманской области.


В 1944 в результате успешно проведенной советскими войсками Выборгско‑Петрозаводской операции (10.06-09.08.1944), приведшей к выходу Финляндии из войны (19.09.1944), командование Вермахта приняло решение отвести свои войска, действовавшие на Кандалакшском и Кестеньгском направлениях, и укрепить оборону в Заполярье. Германское командование 03 сентября1944 утвердило план операции отхода (под кодовым названием Birke - «Береза»): оторваться от советских войск на участках Лоухи и Кандалакша, перебросить освободившиеся войска через Рованиеми на север Кольского полуострова и там закрепиться. Сентябрьские наступления 19‑й и 26‑й армий на Кандалакшском и Ухтинском направлениях несмотря на хорошо эшелонированную оборону германских войск были успешными: 14 сентября 1944 был взят Алакуртти, в последней декаде сентября дивизии 19‑й армии вышли на государственную границу с Финляндией, освободив 45 населенных пунктов, выведя из строя 7 тысяч немецких солдат и офицеров; 26‑я армия, которой противостоял XVIII‑й немецкий горнострелковый корпус, к концу сентября продвинулась на 35 км в глубь территории Финляндии. Тем не менее по указанию Ставки ВГК войска перешли к обороне, сохраняя силы для первоочередной задачи в Заполярье — освобождения Печенгской области. Таким образом стало возможным успешное проведение сжатой по времени Петсамо‑Киркенесской наступательной операции (07.10-29.10.1944).

Хребет Муста-Тунтури


Советские разведчики на склоне хребта Муста-Тунтури. 1943 г .


В ненастную ночь 10 октября 1944 начался штурм немецких укреплений на Муста-Тунтури с нескольких направлений, в том числе в обход. Самая трудная задача выпала на долю 614-й отдельной штрафной роты, по численности равной батальону или полку: 750 человек. В тяжёлых погодных условиях для отвлечения внимания противника, она должна была снизу, с моря, со стороны полуострова Средний, карабкаясь вверх по отвесной стене сквозь колючую проволоку и пулемётный огонь, штурмовать высоту 260.0, чтобы овладеть вершиной, господствующей над Малым хребтом. Почти все бойцы роты полегли в ущелье между высотами, но дали возможность другим частям захватить хребет и общими усилиями советских войск очистить западную часть Кольского полуострова от захватчиков. Отсюда с берегов реки Западная Лица войска Карельского фронта начали изгнание немецко-фашистских войск из Кольского Заполярья и освобождение территории северной Норвегии.

Немецкое воинское захоронение в Петсамо.


7 октября 1944 советские войска перешли в наступление, нанося главный удар из района озера Чапр по правому флангу 19-го немецкого корпуса в направлении на Луостари — Петсамо. Преследуя отступающие немецкие войска, 14-я армия при поддержке сил флота выбила немцев с советской территории, пересекла финскую границу и начала захват Петсамо, 22 октября советские войска пересекли норвежскую границу и 25 октября освободили норвежский город Киркенес. К 1 ноября боевые действия в Заполярье закончились, район Петсамо был полностью освобожден советским войсками.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 05.12.1944 учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья» (удостоено 307 000 чел.). Армия, флот и труженики промышленных предприятий и сельского хозяйства области в годы войны сумели осуществить важнейшую стратегическую задачу: сорвали планы германского командования по изоляции СССР от союзников, не позволили перерезать Северный морской путь и обеспечили постоянно увеличившиеся поставки снаряжения, боевой техники и продовольствия, поступавшие в страну по программе «ленд-лиз».

Потери советских войск и мирного населения за 1941-44 гг. — ок. 200 тыс. человек (убито, пропали без вести, ранены). За проявленные жителями г. Мурманска мужество и героизм город получил почетное звание «Город-герой» (1985), г. Кандалакша награжден орденом Отечественной войны 1‑й степени (1984).



Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») — мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска.

Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника — 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. Статуя «Алёши» уступает по высоте в России лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Памятник относится к одним из высочайших памятников России.

Взгляд воина устремлен на запад, в сторону Долины Славы, где во время Великой Отечественной войны проходили наиболее ожесточённые бои на подступах к Мурманску. Перед монументом располагается подиум «Вечный огонь», который был выполнен из блоков природного камня чёрного цвета. Чуть выше, рядом с фигурой солдата — покатая трёхгранная пирамида. По замыслу авторов — это приспущенное в знак скорби по павшим воинам боевое знамя. Рядом с ней находится стела из полированного гранита с надписью:


Защитникам Заполярья — воинам 14-й армии, 19-й армии, Краснознаменного Северного флота, 7-й воздушной армии, пограничных отрядов № 82, 100, партизанских отрядов «Советский Мурман», «Большевик Заполярья», «Полярник», «Сталинец», «Большевик». Слава отстоявшим эту землю!

Чуть в стороне от монумента находятся два зенитных орудия. Во время боевых действий на этой вершине находились зенитные батареи, прикрывавшие с воздуха город Мурманск. У подножия памятника замурованы две капсулы. Одна с морской водой с места героической гибели легендарного корабля «Туман», другая — с землёй из Долины Славы и из района боёв на рубеже Верман.

Активные боевые действия на Кольском Севере начались 29 июня 1941 года. Главный удар противник наносил на Мурманском направлении. В течение первой половины июля войска 14-й армии остановили врага в 20-30 километрах от границы. Большую помощь воинам 14-й армии оказали подразделения морской пехоты Северного флота. Удары морских десантов во фланг противнику 7 и 14 июля сыграли значительную роль в срыве планов фашистского командования.

Не удалось фашистам захватить и полуостров Рыбачий - стратегический пункт, откуда контролировался вход в Кольский, Мотовский и Печенгский заливы. Летом 1941 года советские войска при поддержке кораблей Северного флота остановили противника на хребте Муста-Тунтури. Полуостров Рыбачий стал «непотопляемым линкором Заполярья» и сыграл важную роль в защите Кольского залива и города Мурманска.

8 сентября 1941 года гитлеровцы возобновили наступление на Мурманском направлении, но войска 14-й армии заставили противника перейти к обороне, а 23 сентября нанесли контрудар и отбросили врага за реку Большая Западная Лица. В этих боях приняла боевое крещение сформированная в Мурманске Полярная дивизия. Когда противнику удалось продвинуться вперед и создать прямую угрозу захвата Мурманска, полки Полярной дивизии с ходу вступили в бой с прорвавшейся группировкой и отбросили врага на прежние позиции.


На рубеже реки Западная Лица линия фронта проходила до октября 1944 года. Вспомогательный удар противник нанес на Кандалакшском направлении. Первую попытку перейти границу на этом участке фронта гитлеровские войска предприняли еще 24 июня, но были отброшены. 1 июля 1941 года противник начал более массированное наступление, и вновь ему не удалось добиться ощутимых успехов. Вражеские части смогли продвинуться вглубь советской территории лишь на 75-80 километров, и были остановлены благодаря стойкости наших войск.

К осени 1941 года стало ясно, что блицкриг в Арктике сорван. В тяжелых оборонительных боях, проявляя мужество и героизм, советские пограничники, воины 14-й армии, моряки Северного флота обескровили наступающие части противника и заставили его перейти к обороне. Фашистскому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Здесь находился единственный участок советско-германского фронта, где вражеские войска были остановлены уже в нескольких десятках километров от линии Государственной границы СССР, а в отдельных местах противник даже не смог перейти границу.

Неоценимую помощь частям Красной Армии и Военно-Морского Флота оказывали жители Мурманской области. Уже в первый день войны в области было введено военное положение. В военных комиссариатах началась мобилизация военнообязанных, в военкоматы поступило около 3500 заявлений добровольцев. На фронт ушел каждый шестой житель области - всего более 50 тысяч человек. Партийными, советскими, военными органами было организовано всеобщее военное обучение населения. В городах и районах создавались части народного ополчения, истребительные отряды, санитарные дружины, формирования местной противовоздушной обороны. Мурманский истребительный полк только за первые недели войны 13 раз выходил на задания, связанные с ликвидацией вражеских диверсионных групп. Бойцы Кандалакшского истребительного батальона принимали непосредственное участие в боевых действиях в Карелии в районе станции Лоухи. Истребители Кольского и Кировского районов несли охрану железной дороги.

Около 30 тысяч человек было мобилизовано на военно-строительные работы. На подступах к Мурманску и Кандалакше было создано несколько поясов оборонительных сооружений, с участием населения велось массовое строительство щелей, траншей, бомбоубежищ.

С конца июня из Мурманской области началась эвакуация промышленного оборудования и населения - сначала по железной дороге, позднее - кораблями в Архангельск. Вывозили детей, женщин, запасы стратегического сырья, оборудование комбината "Североникель", агрегаты Туломских и Нивских гидростанций. Всего за пределы области было отправлено более 8 тысяч вагонов и свыше 100 судов. Работа оставшихся предприятий была перестроена на военный лад, переориентирована на выполнение в первую очередь фронтовых заказов.

Все исправные рыболовные траулеры были переданы Северному флоту. Судоремонтные заводы переоборудовали их в боевые дрифтеры – охотники на подводные лодки. С 23 июня 1941 года все предприятия перешли на круглосуточный режим работы. Заводы Мурманска, Кандалакши, Кировска, Мончегорска освоили выпуск автоматов, гранат, минометов, комбинатом "Апатит" было начато производство смеси для зажигательных бомб, судоремонтные мастерские изготовляли шлюпки, волокуши, горные сани, мебельная фабрика - лыжи. Артели промысловой кооперации производили для фронта оленьи упряжки, мыло, печи-буржуйки, походную утварь, шили обмундирование, чинили обувь. Оленеводческие колхозы предоставляли в распоряжение военного командования оленей и нарты, регулярно посылали мясо и рыбу. Женщины, подростки и пенсионеры, заменившие на производстве мужчин, осваивали новые профессии, выполняли нормы на 200% и более. Рыбаки Мурмана уже осенью 1941 года возобновили промысел рыбы, необходимой для фронта и тыла. Хотя сама Мурманская область испытывала трудности с продовольствием, несколько эшелонов с рыбой и рыбной продукцией были отправлены в блокадный Ленинград.

Северяне приняли активное участие в сборе средств для Фонда обороны: ими было сдано в фонд 15 кг золота, 23,5 кг серебра, всего же за годы войны от жителей области поступило более 65 млн. рублей. В 1941 году на создание эскадрильи "Комсомолец Заполярья" жители области перечислили 2,8 млн. рублей, железнодорожники построили на свои средства эскадрилью "Советский Мурман". Бойцам Красной Армии было отправлено более 60 тысяч подарков. Школьные здания в городах и поселках переоборудовались под госпитали.

В 1942 году основной ареной сражений в Заполярье стала Северная Атлантика. В первую очередь это было вызвано начавшимися поставками странами - союзниками СССР по антигитлеровской коалиции боевой техники, продовольствия, военного снаряжения, других грузов. В свою очередь, Советский Союз поставлял этим странам стратегическое сырье. Всего за время войны в порты Мурманска и Архангельска прибыло 42 союзных конвоя (722 транспорта), из СССР было отправлено 36 конвоев (достигли порта назначения 682 транспорта).


Для борьбы с союзными конвоями привлекались значительные силы германской авиации, подводные лодки и крупные надводные корабли, находившиеся в норвежских базах. Обеспечение проводки караванов было возложено на военно-морские силы Великобритании и советский Северный флот. Для охраны союзных конвоев корабли Северного флота совершили 838 выходов в море. Совместными усилиями союзных и советских сил прикрытия было потоплено 27 вражеских подводных лодок, 2 линкора и 3 эсминца. По пути следования противником было потоплено 85 транспортов, дошли до порта назначения более 1400. За годы Великой Отечественной войны Северный флот уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов противника, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1300 самолетов.

В 1942 году продолжались боевые действия и на суше. Для срыва нового наступления, готовившегося гитлеровцами в Заполярье, войска 14-й армии при поддержке Северного флота весной 1942 года провели на Мурманском направлении частную наступательную операцию, сковавшую силы противника. 28 апреля Северный флот высадил в районе мыса Пикшуев 12-ю отдельную бригаду морской пехоты, которая захватила плацдарм и удерживала его в течение двух недель. Лишь 12-13 мая по решению командования Карельского фронта десант был снят.

Летом 1942 года по инициативе обкома ВКП(б) в Мурманской области были образованы партизанские отряды "Большевик Заполярья" и "Советский Мурман". Поскольку область практически не была оккупирована, отряды базировались на своей территории и совершали глубокие рейды по тылам врага. Основным объектом действий партизан была автодорога Рованиеми - Петсамо, по которой шло снабжение вражеских войск, расположенных на севере Финляндии.

С началом поступления грузов от союзников многократно выросло значение Мурманского морского торгового порта. Первый союзный караван прибыл в Мурманск 11 января 1942 года, а всего за время войны в Мурманском порту было разгружено около 300 судов, переработано свыше 1,2 млн. тонн импортных грузов.

Не сумев захватить Мурманск и перекрыть морские коммуникации, по которым в СССР поступали стратегические грузы, фашисты усилили бомбовые удары по порту и областному центру. Особенно жестоким бомбардировкам город подвергся летом 1942 года. Только 18 июня на Мурманск было сброшено 12 тысяч бомб, в городе сгорело свыше 600 деревянных зданий.

Всего же с 1941 по 1944 год на Мурманск было совершено 792 налета немецко-фашистской авиации, сброшено около 7 тысяч фугасных и 200 тысяч зажигательных бомб. Разрушено или сгорело свыше 1500 домов (три четверти жилого фонда), 437 производственных и служебных зданий. За время военных действий на каждый километр Кировской магистрали было сброшено в среднем 120 бомб. В 1941-1943 годах над Мурманском и полосой Кировской железной дороги было сбито 185 вражеских самолетов.

К осени 1944 года Красная Армия прочно удерживала стратегическую инициативу на советско-германском фронте. В начале сентября на Кандалакшском направлении войска 19-й армии перешли в наступление и к концу месяца вышли на советско-финляндскую границу. 19 сентября 1944 года Финляндия вышла из войны.

7 октября 1944 года части 14-й армии и корабли Северного флота при поддержке авиации 7-й воздушной армии и ВВС флота начали Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию, имевшую целью полное изгнание немецко-фашистских захватчиков из Советского Заполярья. Главный удар наносился левым флангом 14-й армии в направлении на Луостари и Петсамо. В ночь на 10 октября корабли Северного флота высадили на южном берегу губы Малая Волоковая 63-ю бригаду морской пехоты. 15 октября войска 14-й армии во взаимодействии с силами Северного флота освободили Петсамо, к 21 октября вышли на границу с Норвегией, 22-го - овладели поселком Никель. Одновременно вдоль побережья залива Варангер-фьорд развернули наступательные действия морские десанты, высаженные кораблями Северного флота. В ходе Петсамо-Киркенесской операции территория Советского Заполярья была полностью очищена от немецко-фашистских захватчиков.


Героическая оборона Заполярья, самоотверженность тружеников Мурманской области сковали в Арктике значительные силы противника, обеспечили бесперебойную работу стратегических морских и сухопутных коммуникаций на Севере страны, регулярное поступление военных грузов от наших союзников по антигитлеровской коалиции.

В 1982 году город Мурманск, а в 1984 - Кандалакша награждены орденами Отечественной войны первой степени.

За мужество и стойкость, проявленные при защите Мурманска трудящимися города, воинами Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1985 года Мурманску было присвоено звание "Город-Герой"

Оборона Заполярья

Мурманская область, Северная Карелия, Петсамо

Победа СССР. Захват Петсамо советскими войсками

Третий рейх

Финляндия

Командующие

Кирилл Мерецков

Николас фон Фанкельхорст

Валериан Фролов

Арсений Головко

Силы сторон

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Оборона Заполярья (Битва за Заполярье) - боевые действия войск Северного и Карельского (с 1 сентября 1941 года) фронтов, Северного флота и Беломорской военной флотилии против немецких и финских войск наКольском полуострове, в Северной Карелии, на Баренцевом, Белом и Карском морях в июне 1941 - октябре 1944 года.

Планы сторон

Немецкое командование планировало захватить важный стратегический пункт на Севере - Мурманск и Кировскую железную дорогу. Для этого немецкие и финские войска наносили удар по трём направлениям: Мурманск,Кандалакша и Лоухи.

Природные условия

Район боевых действий представляет собой горную тундру, с множеством озёр, труднопроходимых болот и обширных пространств, загромождённых валунами, с суровыми климатическими условиями. Влияния на характер и время боевых действий оказывает полярная ночь.

Расстановка сил

Германия и Финляндия

  • Армия «Норвегия» (15 января 1942 года она была переименована в армию «Лапландия», с июня 1942 года - «20-я горная армия») (командующий Николас фон Фалькенхорст, с 1 июня 1942 года - Эдуард Дитль, с 28 июня 1944 года - Лотар Рандулич) располагалась в районе Петсамо и Северной Финляндии. В неё входили 5 немецких и 2 финские дивизии. Наступление поддерживал 5-й воздушный флот (на мурманском направлении около 160 самолётов)(генерал Ганс-Юрген Штумпф).
  • ВМФ Германии в Северной Норвегии имел на 22 июня 1941 года 5 эсминцев, 3 миноносца, 6 подводных лодок, 1 минный заградитель, 10 сторожевых кораблей, 15 тральщиков, 10 сторожевых катеров (всего 55 единиц). В связи с провалом наступления были переброшены: 1 линкор, 3 тяжёлых и 1 лёгкий крейсер, 2 флотилии эсминцев, 20подводных лодок, до 500 самолётов.

СССР

  • 14-я армия Северного фронта (с 23 августа 1941 Карельского фронта) (командующий Валериан Фролов) располагалась в Мурманской области и Северной Карелии. В составе: 42-й стрелковый корпус (104-я сд, 122-я сд), 14-я сд, 52-я сд, 1 тд.
  • 7-я армия в составе: 54-я сд, 71-я сд, 168-я сд, 237-я сд.
  • 23-я армия в составе 19-й стрелковый корпус (142-я сд, 115-я сд), 50-й стрелковый корпус (43-я сд, 123-я сд), 10-й механизированный корпус (21 тд, 24 тд, 198 мд).
  • Северный флот (СФ)(командующий Арсений Головко) был расположен в Баренцевом и Белом море. В него входили: бригада эскадренных миноносцев двухдивизионного состава, В состав которой входили семь эсминцев (пять - проекта «7» и 2 эсминца типа «Новик»): один корабль находился в капитальном ремонте. Командир бригады капитан 2-го ранга М. Н. Попов, 15 подводных лодок, 2 торпедных катера, 7 сторожевых кораблей, 2 тральщика, 14 малых охотников и 116 самолётов.

Немецкое наступление (июнь - сентябрь 1941)

29 июня 1941 года немецкие и финские войска начали наступление, нанося главный удар на мурманском направлении (см.Мурманская операция (1941)) и второстепенные на кандалакшском и лоухском направлениях. Советские войска к 4 июля отошли на рубеж обороны на реку Западная Лица, где немцы были остановлены 52-й стрелковой дивизией и частями морской пехоты. Огромную роль в срыве немецкого наступления на Мурманск сыграл десант в губе Большая Западная Лица (1941). На кандалакшском и лоухском направлениях советские войска остановили продвижение немецко-финских войск, которым не удалось выйти к железной дороге, и они были вынуждены перейти к обороне.

Военные действия в Заполярье возобновились 8 сентября 1941 года. Не добившись успеха на кандалакшском и лоухском направлениях, командование армии «Норвегия» в соответствии с приказом ставки вермахта перенесло главный удар на мурманское направление. Но и здесь наступление усиленного немецкого горнострелкового корпуса провалилось. Северная группа немцев, наступавшая на Полярный, за 9 дней смогла продвинуться всего на 4 км. Южной группе при поддержке авиации удалось к 15 сентября перерезать дорогу Титовка - Мурманск и создать угрозу выхода в район Мурманска. Однако 14-я армия частью своих сил при поддержке авиации и артиллерии Северного флота 17 сентября нанесла контрудар и разгромила 3-ю горнострелковую дивизию, отбросив её остатки за реку Западная Лица. После этого немецкое командование прекратило наступление на Мурманск.

Весной 1942 года обе стороны готовили наступательные действия: немцы с целью захватить Мурманск, советские войска - с целью отбросить противника за линию границы. Первыми перешли в наступление советские войска. В ходе Мурманской операции (1942) и морского десанта в губе Большая Западная Лица добиться решительного успеха не удалось. Но запланированное немецкое наступление также было сорвано и фронт в Заполярье стабилизировался до октября 1944 года.

Морские сражения (сентябрь 1941 - октябрь 1944)

На время начала боевых действий в районе Заполярья Германия и Финляндия крупными боевыми кораблями не располагала.

По мобилизационному плану в состав ВМС СФ (СССР) в июне - августе 1941 года зачислили 29 сторожевых кораблей (СКР) и 35 тральщиков, переоборудованных из рыболовных траулеров, 4 минных заградителя и 2 СКР - бывшие ледокольные пароходы, 26 сторожевых катеров и 30 катерных тральщиков, переоборудованных соответственно из дрифтерботов и мотоботов.

Только 10 июля 1941 года в Киркенес прибыла 6-я флотилия эскадренных миноносцев кригсмарине: Z-4, Z-7, Z-10, Z-16, Z-20.

Первая операция ими была предпринята 12-13 июля, эсминцы в районе острова Харлов атаковали советский конвой в составе траулеров (суда ЭПРОН) РТ-67 и РТ-32 (буксирующие подводные топливные емкости из Мурманска в Йоканьгу), охраняемых сторожевым кораблем (бывший рыболовный траулер вооруженный 2х45-мм пушками и пулеметами под командованием Окунев В. Л.) «Пассат» (погиб) (РТ-67 тоже погиб). Вторая операция была проведена 22 - 24 июля у Териберки, немцы потопили гидрографическое судно «Меридиан». В третьем походе 10 августа, 3 эсминца атаковали находившийся в дозоре на кильдинском плесе сторожевой корабль «Туман» (погиб). После налета авиации Северного флота Z-4, получил серьёзные повреждения и корабли вернулись в базу. Боевая деятельность 6-й флотилии на этом закончилась, и её корабли направились на ремонт в Германию.

В конце 1941 года на ТВД появляется 8-я флотилия в составе эсминцев: Z-23, Z-24, Z-25, Z-27. Её корабли предприняли операцию против транспортов и кораблей конвоя PQ-6, но боевого успеха не имели. Немецкие эсминцы пытались атаковать конвои союзников. При нападении немцев на конвой PQ-13 эсминцы «Сокрушительный» и «Гремящий» обнаружили немецкие корабли и открыли огонь. Эсминец Z-26 получил попадание снаряда с советского эсминца и был вынужден скрыться в снежном заряде. Однако вскоре немцы вернулись и атаковали конвой. Им удалось повредить английский легкий крейсер «Тринидад» , но при этом в бою с английскими и советскими кораблями был потерян эсминец Z-26.

Первый союзный конвой прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Именовался «Дервиш», только потом получил шифр PQ-0. Состоял из 6 транспортов в охранении 1 авианосец, 2 крейсера, 2 эскадренных миноносца, 4 сторожевых корабля и 3 тральщика.

За первый год войны из Англии и Исландии в порты Белого моря были проведены 7 конвоев (PQ-0 … PQ-6). Прибыли 53 транспорта, включая советские. Из наших портов в Англию отправлено 4 конвоя (QP-1 … QP-4), Всего ушло 47 транспортов.

С весны 1942 года немецкое командование развернуло активные действия на море. В Северной Норвегии немцы сосредоточили крупные силы флота. С марта 1942 года против каждого союзного конвоя немцы проводили специальную морскую и воздушную операцию. Однако КВМФ Великобритании при поддержке СФ СССР, а также американских кораблей сорвали планы кригсмарине и люфтваффе изолировать СССР на Севере от Великобритании и США.

5-й воздушный флот и финские ВВС, которые насчитывали в общей сложности до 900 самолетов. Свыше 150 машин действовали против кораблей.

20 июля у входа в Екатеринескую гавань (где находилась главная база флота г. Полярный) 11 самолётов потопили эсминец «Стремительный».

По транспортам и кораблям охранения PQ-18 в течение 18-21 сентября 1942 года авиация совершила более 125 самолето-вылетов.

С 1942 года стала нарастать активность подводных лодок, число которых на ТВД доходило до 26.

16 августа «Адмирал Шеер» вышел из Нарвика целью срыва коммуникаций СФ. 26 августа у острова Белуха в Карском море уничтожил ледокол «Александр Сибиряков», 27 августа обстрелял советскую базу Порт Диксон, повредив 2 стоявших там корабля.

Операция «Царица» - цель постановка мин в проливе Маточкин Шар. «Адмирал Хипер» принял 96 мин и 24 сентября 1942 года вышел в поход из Альта-Фьорда. 27 сентября вернулся выполнив поставленную задачу.

В 1942 году союзники передали СССР семь тральщиков типа «АМ» и пять типа «ММС», а в следующем году - десять кораблей типа «АМ». Также были получены 43 больших охотника за подводными лодками типа «SC», 52 торпедных катера типов «Хиггис», «Воспер», «ЭЛКО»

Крупное пополнение СФ получил в 1944 году, когда в счёт доли СССР в разделе итальянского флота союзники временно передали 9 эсминцев (постройки США 1918-1920 годы), линкор «Архангельск» (тех же годов «Royal Sovereign») и 4 ПЛ типа «В» (одна под командованием И. И. Фисановича не дошла), а также американский лёгкий крейсер «Милуоки» («Мурманск»). Из прибывших кораблей и имевшихся в сентябре 1944 г. была сформирована эскадра СФ СССР.

За годы ВОВ Северный флот обеспечил проводку на ВВП 1471 конвоя, в которых насчитывалось 2569 транспортных судов, при этом торговый флот потерял 33 судна (19 из них от атак ПЛ).

Политика

В феврале 1944 года финское правительство послало своего представителя Паасикиви в Стокгольм для выяснения через советского посла в Швеции Коллонтай условий выхода Финляндии из войны. 19 февраля Паасикиви получил советские условия - разрыв отношений с Германией, восстановление советско-финского договора (то есть - границы) 1940 года, перевода финской армии на мирное положение, возмещение нанесенного Советскому Союзу ущерба в размере 600 млн долл. и передача СССР Петсамо. 19 апреля советские условия были отклонены.

2 июля 1944 года с речи по радио премьером Линкомиесом - Германии было дано обязательство о не заключении сепаратного мира с СССР, только после этого 30 июня США порвали дипломатические отношения с Финляндией. 10 июня начинается Выборгская наступательная операция советских войск - 20 июня Выборг освобожден.

19 июня Финское правительство обратилось с просьбой немецкому правительству, чтобы оно срочно направило в Финляндию 6 дивизий и значительное количество авиации. Немецкое командование выполнить эту просьбу не смогло.

21 июня начинается Свирско-Петрозаводская наступательная операция - 28 июня Петрозаводск освобождён.

1 августа президент Рюти подал в отставку. 5 августа сейм избирает президентом Маннергейма. 8 августа сформировано новое правительство во главе с А. Хакцеллем, которое заявило, что не считает себя связанным обязательством, данным Гитлеру Рюти. 25 августа финское правительство попросило Советское правительство принять делегацию в Москве, чтобы договориться о перемирии или о заключении мира между Финляндией и Советским Союзом. Советское правительство дало согласие на переговоры при обязательном принятии Финляндией предварительного условия. Финское правительство должно публично заявить, что оно разрывает отношения с Германией и потребует вывода немецких войск из пределов страны не позже 15 сентября. Это предварительное условие было принято. Финляндия с утра 5 сентября 1944 года прекратила военные действия. 19 сентября было подписано соглашение о перемирии. Финляндия обязывалась перевести армию на мирное положение, распустить организации фашистского типа, предоставить СССР в аренду территорию Поркка-Удд (близ Хельсинки) для ВМБ, возместить убытки в размере 300 млн долларов.

Петсамо-Киркенесская операция (октябрь - ноябрь 1944)

7 октября 1944 советские войска перешли в наступление, нанося главный удар из района озера Чапр по правому флангу 19-го немецкого корпуса в направлении наЛуостари - Петсамо. Преследуя отступающие немецкие войска, 14-я армия при поддержке сил флота выбила немцев с советской территории, пересекла финскую границу и начала захват Петсамо, 22 октября советские войска пересекли норвежскую границу и 25 октября освободили норвежский город Киркенес. К 1 ноября боевые действия в Заполярье закончились, район Петсамо был полностью освобожден советским войсками.

В течение всего периода противостояния СССР и гитлеровской Германии на Севере советские диверсионные подразделения осуществляли разведывательную деятельность в тылу у немцев в приграничных районах Северной Норвегии.

Вооружённую борьбу в тылу немецкой группировки в данном географическом районе целесообразно называть именно разведывательно-диверсионной деятельностью, а не партизанским движением норвежского народа, как было принято в советской историографии, так как борьба в тылу врага велась в основном регулярными частями Красной Армии, лишь при поддержке норвежских граждан.

Операции советских разведывательно-диверсионных подразделений на территории Северной Норвегии в годы Второй мировой войны - тема научно-исследовательской деятельности мурманского историка Дмитрия Алексеевича Куракулова:

Основу разведывательных отрядов, которые работали в Восточном Финнмарке составляли офицеры разведывательного отдела Северного Флота, НКВД и выходцы из Норвегии. Разведчики вели наблюдение за немецкими укреплениями, передвижениями войск и военными складами. Из своих тайных укрытий вдоль побережья они наблюдали, при помощи биноклей, места стоянки немецких кораблей. Затем они передавали все сведения о дислокации и передвижении судов на базы в Мурманской области. Таким образом, СССР и союзники получали важную информацию, которая помогала им наносить авиационные удары и уничтожать важные немецкие объекты в Финнмарке.

От 80 до 120 немецких судов были потоплены СССР и союзниками благодаря данным, полученным от советско-норвежских диверсионных групп. В районе Мурманска был основан учебно-тренировочный лагерь для тренировки разведчиков, в том числе норвежцев. Здесь они проходили курс краткого, но основательного обучения.

После обучения группы высаживались в Финнмарке с советских подводных лодок и катеров или сбрасывались с воздуха на парашютах. Отряды были достаточно неплохо экипированы. Они имели с собой еду, одежду, оружие и средства связи. Однако часто случалось, что припасы оказывались повреждены в результате сброса с воздуха или выгрузки с морских судов. Такие случаи ставили жизнь разведчиков в серьёзную опасность и, конечно, это мешало им выполнять свои задания.

Человеческие потери среди военнослужащих, действующих в тылу врага были достаточно серьёзными. Когда немцы раскрывали ту или иную группу, они не щадили никого. Разведчиков расстреливали при сопротивлении или казнили после недолгих судебных процессов. Некоторые оканчивали жизнь самоубийством, чтобы не попасть в руки врагов и не выдать им какой-либо важной информации. Многие борцы против фашизма посажены в тюрьму или отправлены в концентрационные лагеря. Наконец, многие соглашались сотрудничать с немцами.

Согласно директиве №21 Верховного главнокомандующего Вермахта, более известной как план «Барбаросса», захват Мурманска и всего Кольского полуострова являлся одной из первоочередных задач немецкого командования. Для ее выполнения была создана армия «Норвегия», укомплектованная немецкими и финскими солдатами, прошедшими специальную подготовку для действий в условиях Крайнего Севера.

Таким образом, главной стратегической задачей противника на этом участке был захват в кратчайшие сроки города Мурманска с его незамерзающим портом, что поставило бы под угрозу существование всего советского Северного Флота . Рейх также привлекали обширные природные ресурсы полуострова, главным образом месторождения никеля, столь необходимого для военной промышленности.

Еще до начала наступления была назначена оккупационная администрация Мурманска, а на 20 июля 1941 года намечался парад немецких войск на центральном стадионе города. С первых дней Войны немецкие самолеты начали массированные авиационные налеты на Мурманск и другие ключевые базы Северного флота. 29 июня 1941 года немецко-финские войска перешли северную границу СССР. Эту дату принято считать началом битвы за Заполярье .

Немецкое наступление на Кольском полуострове началось по трем направлениям. Основные силы были сосредоточены для удара по Мурманску, одновременно еще 2 группировки начали наступление на кандалакшском и лоухском направлениях, имея своей целью нарушить сообщение между полуостровом и остальной частью страны.

Шедшей к Мурманску армии «Норвегия» противостояла 14-я отдельная армия под командованием генерал-полковника Валериана Александровича Фролова, при поддержке кораблей и авиации Северного флота, под руководством вице-адмирала А.Г.Головко.

С первых же дней бои приняли крайне ожесточенный характер. Наибольшего успеха немцам удалось достичь на Мурманском направлении. Часть сил армии Фролова оказалась заблокирована неприятелем на полуострове Средний, но продвинуться дальше хребта Муста-Тунтури, соединяющего полуостров с материком, противник так и не смог. На третий день после начала наступления, преодолев 30 километров, войскам Вермахта удалось захватить плацдарм на восточном берегу реки Западная Лица, в районе губы Большая Западная Лица, создав реальную угрозу Мурманску.

Расширить и перебросить значимые силы на плацдарм немцам не удалось, но возможность в любой момент нанести удар с плацдарма сильно тревожила советских военачальников. Штабом 14-й армии совместно с командованием Северного флота был разработан план по сковыванию сил противника на плацдарме, а при благоприятном стечении обстоятельств — полной ликвидации подразделений неприятеля. Суть замысла заключалась в высадке оперативных десантов на занятый немецкими войсками берег с целью нарушения снабжения плацдарма .

6 и 7 июля 1941 года первые два десанта были высажены на южный и западный берега губы Западная Лица. Высадка тактических десантов серьезно обеспокоила немецкое командование, так как под угрозу попали ключевые немецкие пути снабжения. Руководство армии «Норвегия» было вынуждено приостановить наступление на Мурманск и перебросить часть сил для устранения угрозы у себя в тылу.

9 июля 1941 года советские десанты были сняты с плацдармов. 14 июля, используя опыт двух первых десантов, Красная Армия начала третью, более крупную, десантную операцию.

Силами 325-го стрелкового полка и батальона морской пехоты под общим командованием А.А.Шакито советским войскам удалось закрепиться на западном берегу реки Западная Лица. Таким образом, создалась уникальная ситуация — на одной реке буквально в нескольких километрах друг от друга сформировалось два плацдарма советский и немецкий .

В течение двух недель, стянув на себя значительные силы, советский плацдарм продолжал держаться. 2 августа 1941 года все еще не сломленные десантники были переброшены на большую землю для укрепления сухопутной группировки.

К этому моменту немецкое наступление захлебнулось как на кандалакшском, так и на лоухском направлениях. Кировская железная дорога — основной путь сообщения Кольского полуострова — осталась под нашим контролем, а значит заблокировать снабжение как города Мурманска, так и Северного флота немцам не удалось . После этого фронт на какое-то время стабилизировался.

Поняв, что распыляя силы, прорвать советскую оборону не удастся, ставка немецкого командования решила сфокусироваться на Мурманском направлении.

Закончив перегруппировку, 8 сентября 1941 года немцы начали новое наступление. Но и оно закончилось полным провалом. За 9 дней боев армия «Норвегия» продвинулось всего на 4 километра, а 17 сентября советские войска перешли в контрнаступление, в ходе которого была полностью разгромлена 3-я горнострелковая дивизия, а войска Вермахта были отброшены за Западную Лицу. Данное обстоятельство заставило руководство Вермахта полностью отказаться от наступательных действий на данном участке фронта.

Весной 1942 года в рамках Мурманской операции Красная Армия предприняла попытку отодвинуть немецкие войска с занимаемых позиций и одновременно упредить готовящееся противником наступление . Если первую задачу решить не удалось, то вторая была выполнена — весеннего наступления на Мурманск так и не произошло. С этого времени фронт окончательно стабилизировался по реке Западная Лица до осени 1944 года.

Если кратко подвести итоги оборонительным боям в Заполярье, то их можно признать самыми успешными на всем советско-германском фронте. Немецким войскам не удалось решить ни одной поставленной перед ними задачи. Стратегически важные полуострова Рыбачий и Средний хоть и были блокированы с суши, остались под контролем советских войск. В направлении Мурманска противнику удалось пройти лишь 30 километров от границы. Наибольшее продвижение немецких войск от советско-финской границы не превысило 80 километров, а на некоторых участках неприятелю и вовсе не удалось войти на советскую территорию.

То, что защитникам советского Севера удалось сорвать амбициозные планы Вермахта в Заполярье, имело огромное значение и оказало влияние на весь ход Великой Отечественной войны , так как именно через порты Заполярья в дальнейшем шли поставки союзнической помощи, а Северный флот был сохранен.

Если на сухопутном театре военных действий, в районе Кольского полуострова, наступило относительное затишье, то в отношении северных морей такого сказать нельзя. Наоборот, морские сражения стали принимать все более и более ожесточенный характер. Первоначало немецкое командование придавало мало значения морским коммуникациям по Северному морскому пути и через Северную Атлантику, поэтому концентрация немецкого флота в данном регионе была незначительна. Причина такого пренебрежения кроется в том, что в надежде на молниеносную победу руководство Германии считало, что СССР просто не сможет использовать возможности северных незамерзающих гаваней, так как они будут в руках Рейха. Обстановка стала стремительно меняться к 1942 году, когда первые караваны судов (так называемые полярные конвои) из Англии, США и Канады пришли в порты Мурманска и Архангельска . Союзники поставляли в нашу страну танки и самолеты, топливо и снаряды, продовольствие и лекарства. СССР, в свою очередь, отправлял в обратную сторону различное сырье (топливо, металл, лес и т.п.).

Когда в Мурманск пришли первые поставки иностранной техники, в частности, британские самолеты Харрикейн, для инструктажа и обучения наших пилотов туда прибыли и английские летчики. Так на нашем фронте появилась 151-я эскадрилья британских ВВС, командовал которой Генри Невилл Гинесс Рэмсботтом-Ишервуд . В ней собрались люди со всех уголков света. Сам командир был родом из Новой Зеландии, служили в авиакрыле также австралийцы, канадцы, шотландцы, валлийцы и ирландцы, уроженцы Родезии, Южно-Африканского Союза и Вест-Индии. Деятельность их отнюдь не ограничивалась обучением. Британские летчики вместе с нашими пилотами отважно дрались и мастерски сбивали самолеты противника, за глаза называя немцев «джерри».

В годы Великой Отечественной войны трудно найти более сложный в климатическом отношении участок фронта, чем Заполярье. Противникам приходилось действовать в условиях сурового климата, малонаселенности и прочих «прелестей» природы Крайнего Севера и Арктики. Тут нередки магнитные бури, влияющие, в числе прочего, и на радиосвязь. В период полярной ночи нередка туманная погода, а осенью свирепствуют штормы.

Эти тяжелые природные условия в значительной степени осложняли боевую деятельность авиации. При этом война в Арктике на границе между СССР и Германией, оккупировавшей Норвегию, а с 25 июня – в советской и финской Лапландии, велась с обеих сторон в условиях крайне ограниченных ресурсов (как материальных, так и людских). В то же время почти нигде не описанная война в воздухе, шедшая в этом районе, является одной из самых интересных глав в истории воздушных конфликтов. Здесь между лучшими асами противоборствующих сторон случались настоящие рыцарские поединки, сравнимые с теми, что происходили в небе над Западным фронтом в годы Первой мировой войны.

Немало внимания уделено роли авиации в обеспечении проводки союзных конвоев в порты Мурманска и Архангельска, а также участию союзной (прежде всего британской) авиации. При этом был использован практически весь доступный на сегодня пласт отечественных и зарубежных печатных источников, документы и воспоминания ветеранов.

За прошедшие почти семь десятков лет тема получила достаточно широкое, но однобокое освещение.

Всестороннее изучение воздушной войны в Заполярье началось сразу после ее окончания. К числу первоочередных задач на тот момент относилось создание официальной истории. Так, в 1945–1946 годах появились «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном театре», а также «Исторический отчет о боевой деятельности ВВС СФ в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Завершила создание «лакированной» истории авиации СФ в ВОВ монография В. Бойко «Крылья Северного флота», изданная в 1976 году в Мурманске. Отметим, что и поныне этот труд является практически единственной обобщающей работой по теме авиации Северного флота в войне. Конечно, от роли партии в целом и политработников в частности автору уйти не удалось – время было такое.

Новый всплеск интереса к теме (впрочем, как и ко всей истории Великой Отечественной войны) начался в 90-х годах XX века. Прежде всего выделяются работы таких историков авиации, как Александр Марданов и Юрий Рыбин, которые в различных специализированных журналах опубликовали три десятка статей по различным аспектам воздушной войны в Заполярье.

Отдельно стоит отметить деятельность доцента Поморского международного университета М.Н. Супруна из Архангельска, который смог организовать выпуск четырех выпусков сборника статей «Северные конвои. Исследования. Воспоминания. Документы». Кроме того, в соавторстве с Р.И. Ларинцевым он издал прекрасную книгу «Люфтваффе под Полярной звездой», которая на сегодняшний день является подспорьем для всех интересующихся темой противников североморцев.

Все тот же Роман Ларинцев, совместно с известным исследователем из Таганрога Александром Заблотским, за относительно короткое время издал целую серию статей о противостоянии советской авиации и кригсмарине на севере, которая в итоге вылилась в книгу «Советские ВВС против кригсмарине» (М.: Вече, 2010).

Предпринимались также попытки оценить и действия с обратным знаком – то есть люфтваффе против Северного флота. Это было сделано в книге известной своими германофильскими взглядами тройки авторов – М. Зефирова, Н. Баженова и Д. Дегтева «Тени над Заполярьем: Действия люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев» (М.: ACT, 2008).

Оценивая в целом изданную литературу по теме, стоит признать, что на данный момент цельной картины воздушной войны в Заполярье пока нет. И надеюсь, что предлагаемая работа станет первой ласточкой в деле осмысления результатов войны на северном участке огромного советско-германского фронта.

Немецкое наступление (июнь-сентябрь 1941 г.)

Район советского Заполярья всегда славился большими запасами сырья, топлива и даров моря. После революции в Архангельске, Онеге, Мезени были построены мощные лесозаводы, началась промышленная разработка медно-никелевых руд и апатитов на Кольском полуострове, Воркутинского каменноугольного месторождения, залежей флюорита в районе Амдермы, угля в Норильске, соли и угля – в Нордвике.

Особое значение имел единственный незамерзающий порт на севере Советского Союза – маленький городок Мурманск. Основанный 4 октября 1916 года как Романов-на-Мурмане, он изначально предназначался для обеспечения поставок военных припасов из Европы от союзников по Антанте. Именно из-за этого свою специфику имела и Гражданская война на Севере, когда под предлогом защиты огромных складов с оружием и амуницией сюда был высажен союзный экспедиционный корпус. Во многом из-за этого советская власть в Заполярье установилась относительно поздно – только 7 марта 1920 года. За следующие 12 лет город получил серьезное развитие. Так, население Мурманска возросло в 16 раз, достигнув цифры 42 тысячи человек.

На момент начала операции «Барбаросса» по сравнению с другими участками фронта в Финляндии и Норвегии противостоящая советским войскам группировка была фактически слабее всех, поскольку в этом районе Гитлер старался всего лишь предотвратить высадку британского десанта. Поэтому на границе Советского Союза с Норвегией и Финляндией были развернуты весьма ограниченные силы. С другой стороны, весь карельский сектор, от Ладожского озера северо-восточнее Ленинграда до южного берега Баренцева моря далеко на севере – а это 950 километров, – прикрывался всего лишь двумя советскими армиями (7-й и 14-й). 14-я армия была расположена к западу от Кольского полуострова и имела главной целью прикрытие Мурманска.

ВВС 14-й армии и приданными частями ВВС Северного флота командовал талантливый пилот, генерал-майор авиации Александр Кузнецов. 22 июня 1941 года советские авиационные подразделения, защищавшие арктическую зону и Кольский полуостров, располагались следующим образом:

Согласно предвоенным планам, 7-я армия растянулась почти по всей советско-финской границе, от Ладожского озера до южной части Кольского полуострова. Командование армии располагало весьма ограниченными авиасилами – всего лишь одним авиаполком (72-й сбап 55-й сад).

Наличие относительно небольшого количества авиатехники компенсировалось высоким уровнем подготовки летчиков. Почти половина из них служили в Карелии и на Крайнем Севере более двух лет, многие обладали солидным боевым опытом, полученным в небе Испании и Халхин-Гола либо во время советско-финской войны.

Как уже отмечалось, на начальном этапе войны против СССР главной задачей немецкой группировки в Норвегии было предотвращение любых попыток Великобритании высадить десант на континент (а такая возможность всерьез обсуждалась в Лондоне). Поэтому для наступления и захвата Мурманска были выделены ограниченные контингенты наземных и воздушных сил.

По состоянию на 22 июня 1941 года, 5-й воздушный флот генерал-полковника Ханса-Юргена Штумпфа насчитывал в своем составе в общей сложности 240 самолетов в Норвегии и небольшое подразделение в Финляндии. Основными боевыми единицами были KG 30,1./KG 26, отдельные части JG 77 и IV.(St)/LG 1. Части, предназначавшиеся для борьбы против Советского Союза, перед войной были объединены в «Люфтваффенкоммандо Киркенес» под командованием полковника Андреаса Нильсена.