Лига наций и оон. Лига наций Главные задачи Лиги Наций

ЛИ́ГА НА́ЦИЙ (League of Nations ), первая всемирная организация государств, существовавшая между двумя мировыми войнами.

Созданная решением Парижской мирной конференции (1919–20) как средство налаживания сотрудничества между народами с целью сохранения всеобщего мира и безопасности, Лига Наций первоначально состояла из 43 членов: 30 государств, участвовавших в Первой мировой войне на стороне победителей (за исключением Соединенных Штатов Америки, сыгравших важную роль в создании Лиги Наций, но не ратифицировавших Версальский мирный договор), и 13 нейтральных государств. В 1926 г. в Лигу Наций вступила Германия (вышла в 1933 г.), в 1934 г. - СССР (исключен в 1939 г.).

Поскольку одной из целей Лиги Наций было предотвращение международных конфликтов, важное место в ее деятельности заняла проблема национальных меньшинств (то есть национальных и этнических групп, живших вкраплениями в государствах с инонациональным большинством, независимо от наличия или отсутствия собственного государства). Еврейский аспект этой проблемы почти сразу выдвинулся на передний план, так как другие находящиеся в аналогичном положении народы либо продолжали добиваться собственной государственности и не мирились со статусом национальных меньшинств (украинцы, армяне, курды и др.), либо получали защиту от государств, где их соплеменники составляли большинство. Лига Наций впервые предприняла попытку поставить защиту прав национальных меньшинств на твердую международную политическую и правовую основу, создать и привести в действие необходимые для этого механизмы. Главным из них была система договоров Лиги Наций с рядом стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, которые обязывались обеспечить своим национальным меньшинствам полное равноправие путем принятия соответствующего законодательства и неуклонного осуществления его на практике (см. Национальных меньшинств права). Несмотря на то, что эти договоры касались всех национальных меньшинств, особое значение их для евреев не составляло секрета. Румыния, например, даже официально оговорила (9 декабря 1919 г.), что принимаемые ею обязательства по такому договору относятся только к евреям, а предложение связать договором о национальных меньшинствах и Германию было отклонено Парижской мирной конференцией на том основании, что гражданские права евреев в этой стране не ущемлялись (британский премьер-министр Д. Ллойд-Джордж охарактеризовал тогда Германию как образцовую страну с точки зрения положения евреев и указал, в частности, на еврейское происхождение половины членов официальной немецкой делегации на Парижской мирной конференции).

Деятельность Лиги Наций по защите национальных меньшинств с самого начала, однако, натолкнулась на ряд серьезных трудностей. Неясным и допускающим различные толкования было уже само понятие «права национальных меньшинств» (вместо термина «национальные меньшинства» в документах Лиги Наций говорится о меньшинствах этнических, религиозных и языковых). Разногласия по этому вопросу существовали и между присутствовавшими на Парижской мирной конференции еврейскими делегациями из стран Западной (особенно Англии и Франции) и Восточной Европы: требования первых ограничивались предоставлением евреям всех стран полных индивидуальных, гражданских и политических прав, а последние настаивали также на праве самостоятельной национальной жизни и культурного развития (см. Комитет еврейских делегаций). В связи с этим внутренне противоречивой оказалась позиция, занятая на этот счет Лигой Наций, - требования представителей восточноевропейского еврейства были отклонены, но в тексты договоров о национальных меньшинствах был включен весьма туманно сформулированный пункт о культурных правах. Еще более серьезной помехой делу защиты Лигой Наций прав национальных меньшинств, особенно евреев, был отказ Англии и Франции придать ему универсальный характер путем включения соответствующей статьи в текст Версальского мирного договора, поскольку это накладывало на них обязательства и по отношению к народам своих колоний. В итоге Лига Наций была правомочна требовать соблюдения прав национальных меньшинств лишь от стран, подписавших с ней соответствующие договоры, и только до тех пор, пока эти договоры оставались в силе.

Тем не менее, в первый период своей деятельности Лига Наций искренне стремилась (и во многих случаях успешно) влиять на национальную политику двух групп государств - побежденных в войне и вновь возникших после нее. Так, когда в 1921 г. Австрия объявила о своем намерении изгнать десятки тысяч бежавших на ее территорию во время войны галицийских евреев (мотивируя это тем, что они усложняют и без того тяжелое экономическое положение страны), Совет Лиги Наций, хотя и одобрил отчет расследовавшей этот вопрос комиссии Бальфура (в нем, в частности, признавалось суверенное право каждого государства изгонять со своей территории любую группу иностранцев), добился, однако, компромисса, позволившего большинству беженцев остаться в стране. В 1922 г. влияние Лиги Наций способствовало тому, что было приостановлено (правда, лишь временно) действие принятого в Венгрии закона о шестипроцентной норме при приеме евреев в высшие учебные заведения, а в 1923 г. - предотвращено принятие аналогичного закона в Польше. В этот же период Лига Наций пыталась облегчить участь бежавших от погромов в страны Западной и Центральной Европы евреев из Польши, Украины и Прибалтики. В этих, как и во всех других подобных случаях, инициатива рассмотрения Лигой Наций таких вопросов исходила главным образом от еврейских организаций - Еврейского агентства , Альянса , Объединенного комитета Борд оф депьютиз , Англо-еврейской ассоциации , Комитета еврейских делегаций и др.

Примерно с 1923 г. в связи с изменением общей ситуации в Европе и некоторых других регионах мира (усиление американского изоляционизма, германско-советское сближение, обострение национализма в новообразованных национальных государствах и т. д.), в деятельности Лиги Наций все большую роль начинают играть политический прагматизм и узкие политические интересы в ущерб ее первоначальным идеалам и принципам. Первыми жертвами этого меняющегося положения стали национальные меньшинства, особенно евреи - защита их прав Лигой Наций все чаще начинает квалифицироваться как вмешательство во внутренние дела суверенных государств, а сама Лига Наций, став на путь уступок и поиска компромиссного решения спорных вопросов, теряла престиж и влияние. Вследствие этого именно в тот период, когда в ряде европейских стран начала возрождаться дискриминация евреев в области культуры, образования, экономики и даже гражданских прав, возможности Лиги Наций эффективно противодействовать этому заметно сократились. В деятельности Лиги Наций все более усиливалась тенденция уделять преимущественное внимание требованиям и амбициям государств - ее членов (прежде всего постоянных членов Совета Лиги Наций), а все, что не соответствовало этому, рассматривать как вопросы второстепенной важности или игнорировать. Ввиду этого, начиная с 1923 г., право национальных меньшинств, в частности, еврейских общин, обращаться с жалобами на действия членов Лиги Наций было ограничено целым рядом трудновыполнимых процедурных условий, причем невыполнение даже одного из них становилось основанием для отказа от рассмотрения заявления. К тому же заседания создаваемой по каждой жалобе Комиссии 3-х происходили за закрытыми дверями, представители заинтересованных национальных меньшинств на них не допускались, а в Совет Лиги Наций, чьи сессии были публичными, жалобы передавались лишь в исключительных случаях. Опасным симптомом изменяющейся ситуации было предложение в 1926 г. Мело-Франко (Бразилия) определить статус меньшинств как временный, имея в виду неизбежное, как он считал, включение их (то есть ассимиляцию , поглощение) в большинство. Это предложение было отклонено, но сторонники у него уже были (например, лишь резкие протесты еврейских организаций принудили О. Чемберлена отмежеваться от этой идеи). Все ухудшающееся положение еврейских общин в ряде стран сопровождалось в этих условиях заметным сокращением числа их жалоб в Лигу Наций (правительства нередко реагировали на них антиеврейскими мерами), а международные еврейские организации стали предпочитать дипломатические переговоры с такими правительствами неэффективным петициям в Лигу Наций по поводу их действий.

Лига Наций и в этот период (1923–29) не отреклась от функции защиты прав национальных меньшинств, но все чаще была бессильна оказывать им реальную помощь. Так, обсуждая в 1925 г. положение евреев в Венгрии, где антиеврейское дискриминационное законодательство уже действовало в полную силу (оно применялось и к лицам смешанного происхождения, и даже к евреям, принявшим христианство), Совет Лиги Наций ограничился лишь принятием к сведению обещания правительства Венгрии изменить положение дел, как только позволят обстоятельства. Лига Наций в это время даже не попыталась вмешаться в аналогичные действия правительства Польши, а попытка Лиги Наций в 1924–25 гг. взять под защиту еврейскую общину Салоник (Греция) оказалась безрезультатной. Некоторая помощь еврейским меньшинствам в этот период была оказана лишь дважды: еврейской общине Латвии, где в 1923 г. было принято реакционное законодательство, направленное против национальных меньшинств (под давлением Лиги Наций оно некоторое время не применялось против евреев), и еврейским беженцам из Польши, когда в 1924 г. возникла угроза их выселения из Баварии (предотвращена, впрочем, не Лигой Наций, поскольку Германия не была тогда ее членом, а усилиями международных еврейских организаций).

Озабоченная с конца 1920-х гг. главным образом поисками политического равновесия (ввиду ухудшения общей ситуации в мире), Лига Наций все чаще оказывалась не способной серьезно реагировать даже на грубейшие нарушения прав национальных меньшинств. Фактическое пренебрежение уже в эти годы ряда стран к взятым на себя обязательствам по отношению к национальным меньшинствам, прежде всего к евреям, ясно обнаружило, что этническим и национальным группам, за которыми не стоят сильные государства, неоткуда ждать реальной защиты. Осознание этого привело к почти полному прекращению подачи жалоб в Лигу Наций и со стороны еврейских организаций, направлявших в этот период лишь меморандумы о разгуле антисемитизма в разных странах. Приход нацистов к власти в Германии обнаружил практическую эфемерность первоначальных идеалов Лиги Наций. Лишь в случае Верхней Силезии (май 1933 г.) Лига Наций сумела добиться на короткое время восстановления прав евреев (см. Бернх ейма петиция). Но поданную в то же время Американским еврейским конгрессом и другими еврейскими организациями петицию о критическом положении евреев во всей Германии при нацистской власти Лига Наций вообще не рассматривала. Поскольку, однако, об ужесточавшихся преследованиях немецких евреев свидетельствовали не только возобновившиеся в 1933 г. многочисленные жалобы, но и дипломатические и консульские отчеты, этот вопрос дважды (октябрь 1933 г. и январь 1934 г.) рассматривался Советом Лиги Наций, но, кроме выражения надежды, что и государства, не подписавшие договоров о национальных меньшинствах, будут следовать их духу и установлениям, он уже не мог ничего сделать.

Выход Германии из Лиги Наций (1933), последовавший за этим отказ от обязательств по договорам о национальных меньшинствах Польши, Румынии и Венгрии, где были приняты откровенно антиеврейские законы (фактически все страны Восточной и Центральной Европы, за исключением Чехословакии, Эстонии и Финляндии, стали на этот путь), неэффективность санкций против Италии, совершившей агрессию в Абиссинии, - все это означало полный развал системы международных отношений, созданной Версальским мирным договором, и банкротство ее гаранта - Лиги Наций. После провала последней попытки отстоять свой престиж (в случае с преследованиями евреев Данцига, см. Гданьск) Лига Наций никак не отреагировала даже на принятие в Германии Нюрнбергских законов (сентябрь 1935 г.), хотя они явно ставили под угрозу физическое существование евреев этой страны. Практически безрезультатно закончилась и попытка Лиги Наций облегчить участь потока еврейских эмигрантов из Германии созданием ведомства верховного комиссара по делам беженцев (если не считать выдаваемых лицам, потерявшим гражданство, «нансеновских паспортов», предоставлявших им определенный юридический статус).

Немногим более успешной была деятельность Лиги Наций в той части еврейского вопроса, которая была связана с предоставленным ею Великобритании мандатом на Палестину (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Период британского мандата ; а также Бальфура Декларация) и работой ее мандатной комиссии, призванной контролировать выполнение страной-мандаторием условий мандата (Палестина была отнесена к мандатным территориям высшей категории А, что обязывало Великобританию подготовить ее к получению независимости). Выполнение Лигой Наций (мандатной комиссией и Советом, утверждавшим ее решения) этой функции, однако, также столкнулось с нарастающими трудностями. Несмотря на то, что курс Великобритании, преследовавшей имперские цели и не способной удовлетворительно разрешить еврейско-арабские противоречия в Эрец-Исраэль, становился там все более антиеврейским (см. Белая книга), мандатной комиссии, обсуждавшей ежегодно отчеты страны-мандатория, фактически ничего не оставалось, как всякий раз продлевать мандат. Вследствие этого Лига Наций, бессильная к середине 1930-х гг. защитить европейское еврейство от начавшегося геноцида со стороны нацистской Германии, не воспрепятствовала также британской политике ограничения алии в Эрец-Исраэль, единственное место, где евреи могли найти убежище.

С начала Второй мировой войны деятельность Лиги Наций полностью прекратилась. Формально она была распущена в апреле 1946 г.

КЕЭ, том: 4.
Кол.: 833–838.
Издано: 1988.

В первые годы деятельности Лиги наций существовала надежда, что она ослабит международную напряженность. Так, до 30-х годов возникло около 30 межгосударственных споров, конфликтов и диспутов, которые были благополучно разрешены, например, конфликт на Греко-Болгарской границе в 1925 году.

Большое испытание на Лигу выпало в 1931 году, когда Япония в сентябре напала на Китайскую Манжурию. В этот ответственный момент Совет Лиги не предпринял эффективных мер, так как Великобритания и Франция не пожелали применять экономические или военные санкции к агрессору.

Следующим серьезным испытанием для Лиги стала война Италии против Эфиопии в 1935 году. И в этот раз Лига показала свое бездействие и неэффективность. В это раз Великобритания и Франция боялись Гитлера и практически разрешили его саттелитам вести завоевания. Однако 50 стран из 54 стран-членов Лиги применили против Италии санкции в соответствии со статьей 16 Договора. Они не поставляли Италии оружие, не выдавали кредиты, запретили импорт товаров из Италии, запретили экспорт стратегических материалов в Италию (резина, олово, алюминий). Эти меры повлияли на экономику страны, но не остановили захват Эфиопии. В результате золотой запас Италии значительно истощился, а лира девальвировала. Предпринятые меры были половинчатыми, эмбарго не включало продукты питания, уголь, сталь и нефть, страна не была блокирована со стороны моря. В итоге (и не без усилий Великобритании и Франции) в июле 1936 года санкции были отменены.

В результате после этих двух больших событий страны мирового сообщества потеряли уверенность в эффективности Лиги наций и старались не вмешиваться в агрессии одних стран против других. Позднее эта позиция позволила Гитлеру безболезненно захватить Австрию и Чехословакию.

В то же время, несмотря на нехватку средств, Лигой проводилась экономическая и социальная работа, которая в последствии была продолжена в ООН. Кроме Совета по экономической и социальной работе существовала дюжина разных организаций (агентств), которые собирали и распространяли информацию и знания. К концу 30-х годов значимость экономической и социальной работы Лиги возросла. Это привело к реорганизации агентств с целью расширения их связей со странами и расширению полномочий Совета по экономической и социальной работе. Однако начавшаяся Вторая мировая война положила конец всей этой деятельности.

Таким образом, Лига наций представляла интересы как радикалов, так и консерваторов и имела опыт более чем 20 лет работы. Это была радикальная идея создать международную организацию с соответствующими агентствами, но она осталась консервативной в своей основе, так как опиралась на существующий порядок.

Внутри Лиги существовала слабая кооперация между странами, в ее работе не принимали участия такие важные страны как США, а такие страны как СССР и Германия участвовали в работе непродолжительное время. Лига наций была слабо вооружена для своих целей, то есть она основывалась на неадекватного обеспечения мира и сотрудничества, а международные организации оказались несовместимыми с государственным суверенитетом. В итоге все это привело к тому, что Лига наций прекратила свое существование, но ее опыт был использован при создании другой международной организации – Организации Объединенных Наций.

Карта Лиги Наций Лига Наций первая международная межправительственная организация, созданная с целью развития сотрудничества, достижению мира и безопасности между народами на Парижской мирной конференции в 1919-20.
Инициатором ее создания выступил президент США Вудро Вильсон. Согласно уставу Лиги Наций ее основателями считались государства-победители в Первой мировой войне 1914-18, а также вновь страны Польша, Чехословакия и Хиджас. Сначала членами этой организации стали 44 страны, позже их количество увеличилось до 52. Устав Лиги Наций включался как составная часть всех послевоенных мирных договоров. Основными органами Лиги Наций были: ассамблея собрание представителей всех членов организации, Совет Лиги, а также постоянный секретариат во главе с генеральным секретарем. Место нахождения основных органов Лиги Наций Женева.
Ассамблеи Лиги Наций созывались ежегодно. Представители каждого государства имели на заседаниях один голос независимо от количества населения и величины территории страны. Решение Ассамблеи принимались единогласно, за исключением специально оговоренных. Такой подход приводил к многочисленным бесплодных дискуссий и компромиссов, неэффективных решений и в конечном счете ослабление влияния Лиги Наций на межгосударственные отношения и решения международных конфликтов. Совет Лиги Наций состояла из четырех постоянных членов Великобритания, Франция, Италия, Япония и четырех непостоянных, которые ежегодно переизбирались.
Несколько положений устава касались проблем предотвращения и разрешения межгосударственных конфликтов. В случае возникновения угрозы конфликтов между членами Лиги Наций, ставились вопросы на рассмотрение Совета или третейского суда незаинтересованных стран. В случае необходимости все страны, члены Лиги Наций были обязаны расторгнуть с агрессором все экономические и культурные связи, объявить ему общую блокаду. Кризис деятельности Лиги Наций особенно ярко проявилась после провала международной конференции по разоружению, когда Германия и Япония в 1933 вышли из ее состава. СССР использовал ее не столько для реального решения международных конфликтов, а как трибуну для политической пропаганды. Беспомощность Лиги Наций проявилась при обсуждении жалоб на японскую агрессию против Китая, начатое в 1931, итальянский против Эфиопии 1935-36 , советскую против Финляндии 1939-40 . Лиги Наций не сумела принять ни одного эффективного решения против агрессоров. Исключение СССР по организации в декабре 1939 было шагом отчаяния, а не реальной помощью жертве агрессии.
В задачи Лиги Наций принадлежала оборона прав национальных меньшинств, гарантированных международными договорами, которые подписали страны, которые оккупировали украинские земли. Эмиграционные правительства УНР и ЗУНР, украинские парламентарии неоднократно обращались к Лиге Наций с жалобами на нарушение прав и свобод на оккупированных украинских землях правительственными властями Польши, Румынии и СССР. Приняв во внимание протест Евгения Петрушевича, Лига Наций в своем решении от 23 февраля 1921 признала, что Восточная Галиция находится под польской военной оккупацией и осудила антиукраинскую политику варшавского руководства. В сентябре 1933 Лига Наций провела тайное заседание по поводу голодомора в Украине. Принятые решения носили декларативный характер и не имели реального влияния на ситуацию. К компетенции Лиги Наций принадлежала опека над эмигрантами. Эмигрантском бюро, возглавляемое выдающимся норвежским ученым и дипломатом, лауреатом Нобелевской премии Фритьоф Нансен, оказывало помощь политическим эмигрантам из Приднепровской Украине.
Интересы украинского народа в учреждениях Лиги Наций в 1921-24 отстаивали также украинский Общество Лиги Наций председатель Владимир Железняк, позже Роман Перфецкий , Западно-украинская Общество Лиги Наций, входивших во всемирную союз общества. Неофициальным представителем правительства УНР в изгнании при Лиге Наций был Александр Шульгин. Однако, после признания Лионским Конгрессом Международных Союзов Лиги Наций решения Совета Послов государств Антанты о включении Галиции в состав Польши, украинские общества, отбросив предложения стать отделом польского общества, в знак протеста в 1924 вышли из состава международных союзов. В отношении к украинскому вопросу, как и в целом к другим национальным проблемам, Лига Наций проявляла непоследовательность, не осуществляла контроль за реализацией принятых ею резолюций. Сложная система принятия решений, отсутствие механизма для их внедрения, декларативность и противоречивость отдельных документов Лиги Наций обусловили ее бессилие против агрессоров и в конечном итоге привели к окончательному краху с начала Второй мировой войны 1939-45. Формально Лига Наций прекратила свою деятельность в 1946.

Аландские острова архипелаг около с 6500 островов между Швецией и Финляндией. Острова имели шведскоязычному-населения, но в 1809 Швеция передала в Финляндию, так и Аландские острова Российской империи. Когда Финляндия объявила независимость в декабре 1917 г. после Октябрьского переворота, большинство населения Аландских островов высказалась, чтобы снова стать частью Швеции; Финляндия, однако, считала, что острова являются частью их нового государства, поскольку россияне включили их в Финляндское генерал-губернаторство сложившееся в 1809 Шведское правительство поднял вопрос перед Лигой в 1921 г. После рассмотрения, Лига определила, что острова должны быть частью Финляндии, но управляться автономно, отводя потенциальную войну между двумя странами.
Албания
Граница между Албанией и Королевством Югославией сохранено в споре после Парижской Мирной Конференции в 1919, и югославские войска заняли часть албанской территории. Лига послала комиссию представителей в регион. Комиссия сделала выводы в пользу Албании, и Югославские силы отошли в 1921. Войну вновь предотвратили.
Верхняя Силезия
По Версальскому договору должен быть проведен плебисцит о принадлежности Верхней Силезии и определить территория должна быть частью Германии или Польше. Дискриминация и применения силы против поляков привели к ряду Силезский восстаний 1919 и 1920 . В плебисците, примерно 59.6% около 500,000 голосов было отдано за соединение с Германией, и этот результат привел к Третьему Силезского восстания в 1921. Лига взялась за урегулирование конфликта. В 1922, после шестинедельного исследования пришли к выводу, что земля должна быть разделена; это решение было принято как странами, так и большинством населения Верхней Силезии.
Мемель
Портовый город Мемель или сейчас Клайпеда и Клайпедский край был под контролем Лиги после конца Перщои мировой войны и управлялся французским генералом течение трех лет. Хотя население было основном немецким, литовское правительство высказал претензии на территории, и литовские войска вторглись в 1923. Лига согласилась, чтобы отдать землю вокруг Мемеля в Литву, но объявили, что порт должен сохранить международную зону; Литва согласилась. Решение считалось как неудача Лига выступала против использования силы , но сохранение международного статуса порта, без существенного кровопролития, было победой Лиги.
Греция и Болгария

После инцидента между пограничниками на границе между Грецией и Болгарией в 1925, Греческие солдаты вторглись на территорию Болгарии. Болгария приказала ее солдатам обеспечить только видимость сопротивления, доверяя Лиге урегулировать спор. Лига действительно осудила греческое вторжение, и призвала как к вывода греческих войск, так и компенсации в пользу Болгарии. Греция уступила, но жаловалась на Корфу. См. ниже .
Саар
Саар была провинцией, сформированной из части Пруссии и Рейнланд-Пфальц под властью Лиги, после подписания Версальского договора. Плебисцит должен состояться через пятнадцать лет после Версальского договора, чтобы определить регион должен принадлежать к Германии или Франции. Референдум состоялся 1935, 90.3% голосов были в пользу Германии, и земля стала частью Германии снова.
Мосул
Лига решила спор между Ираком и Турцией, по контролю над бывшей Оттоманской провинцией Мосул в 1926 г. Великобритания, получила от Лиги Наций A-мандат над Ираком в 1920 и поэтому представляла Ирак в его иностранным делам, Мосул принадлежал в Ирак, с другой стороны, новая Турецкая республика претендовала на провинцию как часть ее исторической прародины. Три представителя комитета Лиги Наций были отправлены в регион в 1924, чтобы изучать ситуацию и в 1925 рекомендуется региона, присоединиться к Ираку, при условии, что Великобритания должна была мандат над Ираком еще 25 лет, чтобы гарантировать автономные права курдского населения. Совет Лиги принял рекомендацию 16 декабря 1925, чтобы отдать Мосул Ираке. Великобритания, Ирак и Турция подписали договор 5 июня 1926, что до передачи Мосула Ираке.
Либерия
Слухи о рабстве в независимой африканской стране Либерия, заставила Лигу начать исследования, особенно использование принудительного труда в Firestone Tire and Rubber Company на резиновых плантациях в этой стране. В 1930, Лига получила информацию что многие правительственных должностных лиц привлечены в продаже рабочей силы, приведя к отставке Президента Чарльз Кинга, его вице-президента и многочисленных других правительственных должностных лиц. Лига пригрозила установить опекунство над Либерией, если только будет пропасть реформ.
Колумбия и Перу

После нескольких пограничных конфликтов между Колумбией и Перу в начале 20-го столетия, и перуанского захвата колумбийского города Летиция 1 сентября 1932, привел к вооруженному конфликту между двумя государствами. Спустя месяцы дипломатического препирательства, два государства приняли посредничество Лиги Наций. Временная мирное соглашение, подписанное обеими сторонами в мае 1933, пригласила Лигу, принять на себя контроль спорной территории, пока двусторонние переговоры продолжались. В мае 1934, завершающая мирное соглашение было подписано, приводя к возвращению Летиции в Колумбию, формального извинения со Перу за вторжение в 1932, демилитаризации области вокруг Летиции, бесплатная навигация по Амазонке и Путумайо, и договор о ненападении.
Другие успехи
Лига также боролось с международной торговлей опиумом и сексуальным рабством и облегчало положение беженцев, особенно в Турции в периоде до 1926. Одним из его нововведений в этой области было 1922 введение Паспорта Нансена, который был первым международно признанным удостоверением лица без гражданства для беженцев.
Цешин

Заолжя нем. Teschener Schlesien, чеш. Tesinske Slezsko, пол. Slask Cieszynski регион Польши и сегодняшней Чехии, известный его угольной промышленностью. чехословацкие солдаты захватили регион в 1919, пока Польша защищала себя от вторжения Советской России. Лига вмешалась, решив, что Польша должна взять контроль над большей частью региона, а Чехословакия должна взять часть региона, которая должна ценные угольные шахты и железную дорогу, соединяющую Чехию и Словакию. Город делился на польский Цешин и чешский Чески-Тешин. Польша отказалась принять это решение; хотя не было никакого дальнейшего насилия, дипломатическая спор продолжала еще 20 лет. Наконец, ситуация привела к польской военной аннексии Чески-Тешин в 1938.
Свободно

После Первой мировой войны, Польша и Литва получили вновь независимость, которую они потеряли в течение третьего раздела Речи Посполитой в 1795. Хотя страны имели века общей истории Речи Посполитой, растущий литовский национализм предотвратил созданию заново бывшей объединенного государства. Город Вильно литовская Vilnius, польский Wilno был сделан столицей Литвы. Хотя Вильнюс был культурно-политическим центром Великого Княжества Литовского с 1323, но большинство населения в 20-м веке было польским.
Течение Польско-советской войны в 1920, Польская армия взяла контроль над городом. Несмотря на заявление поляков обитавших в городе, Лига попросила Польшу вывести войска: поляки этого не сделали. Город и его окрестности были объявлены отдельным государством Срединной Литвы и 20 февраля 1922 местный парламент принял Акт Объединения и город было объединено в Польшей как столица Вильненской Воеводства. Теоретически, британские и французские войска могли выполнить решение Лиги; однако, Франция не желала противостояние с Польшей, которую считали возможным союзником в будущей войне против Германии или Советского Союза. Как Великобритания, так и Франция желала иметь Польшу как буферную зону между Европой и Коммунистической Россией. Наконец, Лига приняла Свободно как польский город 15 марта 1923. Поляки владели до советского вторжения в 1939.
Литовское правительство отказывался принять польскую власть над Вильно и рассматривал ее как конституционную столицу, к Польскому ультиматума Литве в 1938, когда Литва установила дипломатические отношения с Польшей и поэтому де-факто приняла границы своего соседа.
Вторжение в Рур, 1923

По Версальскому договору Германии пришлось заплатить возмещение. Они могли быть уплаченными деньгами или товарами в оговоренном перечне; однако, в 1922 Германия не смогла произвести оплату. В следующем году, Франция и Бельгия вторглись в индустриальное сердце Германии, Рур, несмотря что это прямое нарушение правил Лиги. С Францией, входившей в состав Совета Лиги, и Британией, колебалась, чтобы приструнить ее близкого союзника, ничего не было сделано в Лиге. Это был существенный прецедент для дальнейшего невыполнения требований Лиги.
Конфликт на Корфу

Один главный пограничный поселения, осталось территориально не определенным, после Первой мировой войны, на границе между Грецией и Албанией. Лига, взялась урегулировать спор. Рада назначила итальянца Энрика Теллини наблюдателем. 27 августа 1923, осматривая греческую сторону границы, Теллини и его штат были убиты. Итальянский лидер Муссолини Бенито потребовал возмещения от Греции и выдачи убийц. Греки отказались.
31 августа, итальянские войска заняли остров Корфу, часть Греции, и убили пятнадцать человек. Сначала, Лига осудила вторжение Муссолини, но рекомендуемая Греции выплатить компенсацию, пока убийцы Теллини не будут найдены. Муссолини, хотя изначально был согласен с решением Лиги, сделал попытку изменить их. Работая с Советом Послов, он сумел заставить Лигу изменить ее решение. Греция была вынуждена извиниться и компенсация должна быть выплачена непосредственно и немедленно. Муссолини мог праздновать победу в Корфу.
Захват Маньчжурии, 1931-1933

Захват Маньчжурии было одной из главных неудач Лиги и послужило причиной исключения Японии из организации. В инциденте Мукден, также известном как "Маньчжурский инцидент", Японская империя имели контроль над Южно Маньчжурской железной дорогой в китайском регионе Маньчжурия. Они утверждали, что китайские солдаты совершили саботаж на железной дороге, которая была главной торговой артерией между двумя странами, 18 сентября 1931. Фактически, саботаж создали офицеры японской Квантунивськои армии без доклада правительства Японии, что обусловило японская война, которую они переименовали, который они переименовали Маньчжоу-го. Эта новая страна была признана только Италией и Германией остальной мир считала Маньчжурию частью Поднебесной. В 1932, японская военная и морская авиация бомбардировала китайский город Шанхай, во время инцидента 28 января.
Китайское правительство попросил помощи, но после долгого путешествия представителей Лиги Наций на судне, должностные лица Лиги ознакомились с китайскими утверждениями, что японцы вторглись незаконно, в то время когда японцы утверждали, что они действовали, по для поддержания мира в области. Несмотря что японцы весьма почитались в Лиге, Сообщение Лайтона объявило неправомерные действия Японии и нужность возвращения Маньчжурии Китая. Однако, перед голосованием в Лиге, Япония заявила о намерениях вторжения в Китай. Когда сообщение прозвучало на 42-х в собрании в 1933. Япония отошла от Лиги.
Согласно уставу Лиги Наций, Лига должна была объявить экономические санкции против Японии, или собрав войска объявить войну против нее. Однако, экономические санкции были почти бесполезны благодаря Конгресса США, проголосовал против санкций Лиги, несмотря на то что США участвовали в подписании Версальского договора и присоединении к Лиге. Любые экономические санкции Лиги были бессмыслицей, так как любое государство могла торговать под флагом США. Армию Лига не смогла собрать благодаря эгоизма многих из ее членов. Это означало, что страны вроде Британии и Франции не хотят собрать войска, чтобы Лига использовала их в собственных делах. Японии была оставлена Маньчжурия, пока Красная Армия СССР освободил область и вернула ее Китая в конце II Мировой Войны в 1945.
Война Гран-Чако, 1932-1935

Лига была не в состоянии была предотвратить Чакський войне между Боливией и Парагваем в 1932 в засушливом регионе Гран-Чако Южной Америки. Хотя регион был редко населен, владение регионом придавало контроль над рекой Парагвай, которая предоставляла бы одной из двух стран не имели выхода к морю, выход к Атлантическому океану, и было также предположение, что не подтвердилось, о наличии в Гран-Чако нефти. Пограничные столкновения в конце 1920-х достигли апогея в виде войне в 1932, когда боливийская армия, выполняя приказ президента Даниэля Саламанча Урей, напала на парагвайский гарнизон Вангуардия. Парагвай апеллировал к Лиге Наций, но Лига не приняла меры.
Война была бедой для обеих сторон, приводя обе страны к краю экономического кризиса. На 12 июня 1935 при подписании перемирия, Парагвай захватил контроль над большинством региона. Это было признано в 1938 перемирии, по которому Парагвай получил три-четверти Северного Чако.
Итальянское вторжение в Абиссинию, 1935-1936

В октябре 1935, Бенито Муссолини послал Бадольо Пьетро и 400,000 войска для вторжения Абиссинию. Итальянские войска легко нанесли поражение плохо вооруженным абиссинцев, и захватили Аддис-Абебу в мае 1936, заставив императора Хайле Селассие I убежать. Итальянцы использовали химическое оружие иприт и огнеметы против абиссинцев.
Лига Наций осудила агрессию Италии и наложил экономические санкции в ноябре 1935, но санкции были в значительной степени неэффективны. Поскольку Стэнли Балвин, британский премьер-министр, позже отметил, что никто не имел войск под рукой, чтобы противодействовать итальянскому нападения. 9 октября 1935, США которые не были членом Лиги отказались сотрудничать с Лигой.
В декабре 1935, Соглашение Хора-Лаваля была попыткой британского министра иностранных дел Хора и французского премьер-министра Лаваля, окончание конфликта в Абиссинии, по плану Абиссиния должна быть разделена на две части Итальянский сектор и Абиссинский сектор. Муссолини был готов подписать это соглашение; однако, соглашение вызвало волну протестов как в информация о новостях Договора был дан течь и как в Британии, так и во Франции. Правительства этих стран отказались от подписания этого соглашения.
Гражданская война в Испании, 1936-1939

17 июля 1936, начался вооруженный конфликт, между испанскими республиканцами левое правительство Испании и националистами мятежниками, офицерами испанской армии . Альверз дель Вайо, испанский министр иностранных дел, апеллировал к Лиге в сентябре 1936, чтобы войска Лиги защитили ее территориальную целостность и политическую независимость. Однако, Лига не могла непосредственно вступать в гражданскую войну в Испании ни предотвратить иностранному вмешательству в конфликте. Гитлер и Муссолини продолжали помогать генералу Франко повстанцам националистам, Советский Союз помогал Испанским республиканцам. Лига попыталась запретить вмешательство добровольцев.

Начало ХХ века было ознаменовано всплеском небывало­го оптимизма, когда казалось, что высокий уровень развития цивилизации сделал невозможным ведение новых войн. Одна­ко, разразившаяся мировая война, показала всю утопичность этих настроений, запомнившись современникам как самый масштабный и жестокий конфликт в истории человечества. Результатом этой войны стало не только неслыханное для той поры количество жертв, но и распад четырех империй, воз­никновение на карте Европы новых государств, значительный спад экономики, голод, вспышки эпидемий и огромное коли­чество беженцев, искавших пристанища по всему свету. Все это привело к интенсивному поиску путей прекращения вой­ны и неповторения подобных конфликтов впредь. За период с 1914 по 1918 годы появилось более 50 проектов, направленных на предотвращение будущих войн и разработанных отдельны­ми лицами, общественными объединениями, а затем и прави­тельственными комиссиями различных стран. Именно в этих документах получила развитие идея о единой международной организации, способной обеспечивать постоянный мир и без- опасность. Таким образом, учреждение Лиги Наций являло собой готовность мирового сообщества к созданию междуна­родной организации многоцелевого характера, способной на практике реализовать идею поддержания всеобщего мира.

Конечно, всем нам известен печальный итог деятельно­сти Лиги, не сумевшей справиться со своей первоочередной задачей - предотвратить новую мировую войну. Вместе с тем было бы неверно утверждать, что все начинания Лиги потер­пели неудачу, поскольку ряд принципов и идей, заложенных в ее Статуте, впоследствии получили закрепление и развитие в рамках ООН. Так, например, основные органы Лиги Наций - Ассамблея, Совет и Секретариат - были сохранены в ООН.

К тому же на базе соответствующих органов и отделов Лиги были сохранены и воссозданы такие международные органи­зации, как ЮНЕСКО, Международный Суд ООН, ЭКОСОС, МОТ и др. Нельзя забывать и о том, что в Статуте Лиги были закреплены новаторские для своего времени идеи, способство­вавшие развитию основополагающих принципов междуна­родного права.

Прежде чем приступить к исследованию, необходимо помнить, что в начале ХХ века еще не существовало импера­тивных норм jus cogens в привычном нам понимании. Вместо них были основные права государств, признаваемые между­народным сообществом. К этим правам относились: 1) право на существование и самосохранение; 2) право на равенство; 3) право на независимость; 4) право на уважение; 5) право на международное общение.

Отметим, что Статут не содержал никаких специальных глав или статей, посвященных исключительно правам госу­дарств либо принципам межгосударственного сотрудниче­ства. Несмотря на это, в ряде статей нашли свое прямое или косвенное закрепление идеи, оказавшие влияние на развитие общепризнанных принципов международного права. Рассмо­трим их более подробно.

Несмотря на то, что вступить в Лигу могли любые госу­дарства, самоуправляющиеся доминионы и колонии (ст. 1), принцип суверенного равенства государств не был напрямую закреплен в ее Статуте. Ведь уже в преамбуле к Статуту указы­валось, на необходимость исполнять налагаемые договорами обязательства лишь во взаимоотношениях между «организо­ванными народами».

Изучение ряда статей позволяет прийти к выводу, что в Статуте скорее говорилось о суверенном равенстве государств- членов Лиги. Например, в нем была закреплена признанная сегодня формула участия в международных организациях: «одно государство - один голос» (ст. 3, 4). Предусмотренное в статье 5 требование единогласного принятия решений, позволяло учитывать мнение каждого государства-члена Лиги, так­же указывая на их формально-юридическое равенство.

Подтверждением сказанного является и то, что не вхо­дившие в Лигу государства находились в заведомо неравном положении по сравнению с ее членами. Так, Лига Наций не могла приступить к урегулированию международного кон­фликта до тех пор, пока государство-член не обращалось к ней с этой просьбой (ст. 11). Следовательно, если пострадавшей стороной являлось не входившее в Лигу государство, между­народная организация оставалась безучастна к его просьбам о вмешательстве в конфликт. При этом Статут допускал воз­можность интервенции Лиги в конфликты, сторонами которо­го выступали лишь третьи государства (ст. 11).

На неравное положение членов Лиги и не входивших в ее состав государств также указывает статья 17, из текста которой следует, что: «В случае спора между двумя государствами, из которых лишь одно является членом Лиги...оно приглашает­ся подчиниться обязательствами, лежащим на ее [Лиги] членах...на условиях, признанных Советом справедливыми. Если это приглашение принимается, то применяются постановле­ния статей 12-16 с соблюдением изменений, сочтенных Сове­том необходимыми». Таким образом, с одной стороны, здесь указывается на суверенное равенство государств и невозмож­ность распространения положений договора на третьи страны - ведь Статут не требует, а приглашает их к сотрудничеству в разрешении спора. С другой же стороны, не вызывает сомне­ния изначально неравное положение третьих стран, согласив­шихся принять на себя возлагаемые Статутом обязательства, по сравнению с членами Лиги. Более того данная статья пред­усматривала ведение коллективных санкций в отношении тре­тьего государства, отказавшегося подчиниться положениям Статута, не давая ответа на вопрос о допустимости этих же санкций к члену Лиги, который являлся бы агрессором по от­ношению к третьему государству, принявшему на себя возла­гаемые Лигой обязательства.

Статут не содержал четко обозначенных обязательств не­вмешательства организации во внутренние дела государств. Более того, статья 11 наделяла Лигу правом вмешиваться в любой конфликт, при условии, что он несет угрозу междуна­родному миру, тем самым предоставляя Лиге возможность для интервенции в дела любого государства. Вместе с тем в ряде статей Статута косвенно говорится о невмешательстве во внутренние дела, но не всех государств, а лишь членов Лиги. Так, статья 10 посвящена территориальной целостности и по­литической независимости членов Лиги от внешней агрессии, поэтому можно предположить, что она допускала сепара- ционные движения внутри этих государств. Помимо этого, в соответствии со статьей 15, Совет не мог заниматься разреше­нием споров, относимых международным правом исключи­тельно к внутренней компетенции государства, а закрепившая доктрину Монро статья 21 фактически указывала на принцип невмешательства в дела целого континента.

Один из старейших принципов международного права - принцип территориальной целостности также не был прямо закреплен в Статуте Лиги Наций. В упоминавшейся выше ста­тье 10 содержалась обязанность уважения и защиты от внешней агрессии территориальной целостности лишь членов Лиги, а не всех государств.

О необходимости добросовестного исполнения обяза­тельств говорится в преамбуле к Статуту, а также в ряде его статей. Так, согласно статье 1, одним из условий включения государства в состав Лиги являлось предоставление действи­тельных гарантий соблюдения взятых на себя международных обязательств. Предусмотренное статьей 8 ограничение наци­ональных вооружений зависело от необходимости исполне­ния международных договоров. Статья 18 была направлена на упразднение тайной дипломатии, поскольку содержала требование обязательной регистрации заключаемых членами Лиги международных договоров. Нельзя обойти вниманием статью 19, допускавшую пересмотр неприменимых догово­ров, а также международных положений, сохранение кото­рых угрожало бы всеобщему миру. Отметим, что на практи­ке данная статья ни разу не применялась, однако детальное ее изучение позволяет сделать вывод, что она ограничивает принцип pacta sunt servanda, ставя его в зависимость от инте­ресов государств-членов Лиги. Статья 20 указывала на недей­ствительность ранее заключенных договоров, несовместимых с положениями Статута. Эта статья не получила практического применения, по следующим причинам: 1) в ней отсутствовал ответ на вопрос о том, кто был правомочен определять степень соответствия ранее заключенных договоров положениям Ста­тута; 2) в статье 21 была предусмотрена возможность отступле­ния от положений статьи 20; 12 3) практика показала неготов­ность членов Лиги отказаться от заключения несовместимых со Статутом договоров. Несмотря на указанные недостатки, значение статьи 20 заключалось в том, что в ней была пред­принята попытка закрепить иерархию норм международного права, которая сегодня получила развитие в Уставе ООН.

Международное право первой половины ХХ века не зна­ло принципа неприменения силы или ее угрозы, а право на войну рассматривалось как естественное право государств. Возможно поэтому Статут не поставил под однозначный за­прет агрессивные войны, закрепив в своем тексте лишь прин­цип ненападения, который впоследствии трансформировался в принцип неприменения силы или ее угрозы. Вместе с тем несмотря на формальное деление войн на «допустимые» и «недопустимые», Статут сохранял за Лигой возможность вме­шательства в любой конфликт, независимо от того была ли это «допустимая» война, угроза войны, внешний или внутрен­ний конфликт, участвовали ли в нем члены Лиги или третьи государства (ст. 11). Отметим, что предусмотренные статьей 11 основания для вмешательства Лиги в конфликт могли бы стать вполне эффективной мерой поддержания всеобщего мира, если бы не компромиссный характер ее Статута. С од­ной стороны, он наделяет Лигу достаточно широкими полно­мочиями, а с другой, - содержит нормы, препятствующие их практической реализации.

Так, существенным недостатком статьи 11 было отсут­ствие у Лиги права самостоятельной инициативы в разреше­нии возникавших конфликтов. Организация не могла пред­принимать никаких шагов до тех пор, пока один из ее членов не обратился бы к ней с этой просьбой. Практика показала, что в случае, когда агрессором выступал член Лиги, последняя оставалась безучастной к просьбам пострадавшего третьего государства. Это обстоятельство, а также то, что Статут допу­скал возможность вмешательства Лиги (по просьбе ее члена) в конфликт, сторонами которого были только третьи государ­ства, с самого начала подорвали авторитет этой международ­ной организации как гаранта всеобщего мира.

Следующий момент, усложнявший практическое приме­нение статьи 11 - она обходила молчанием вопрос о том, какой орган Лиги должен был предпринимать меры по урегулиро­ванию конфликта. Логично было бы предположить, что это право закреплялось за Советом, поскольку многочисленный состав Ассамблеи, а также требование единогласного приня­тия решений, могли свести «на нет» любые попытки воздей­ствия на агрессора.

Помимо статьи 11, принцип неприменения силы был также закреплен и в статье 10 Статута, согласно которой «Чле­ны Лиги обязуются уважать и защищать от внешней агрессии территориальную целостность и политическую независи­мость всех Членов Лиги. В случае агрессии или угрозы ее со­вершения Совет определяет меры к обеспечению выполнения данного обязательства».

При беглом изучении данных статей может показаться, что содержание статьи 11 было шире по сравнению со статьей 10. Так, под действие статьи 11 подпадали не только внешние и внутренние военные конфликты, но и любые обстоятель­ства, угрожавшие всеобщему миру. К тому же она наделяла Лигу правом предпринимать активные действия для предот­вращения конфликтов (включая использование санкций), а не просто выносить рекомендации. Более того, статья 11 рас­пространяла свое действие на всех участников международных отношений, независимо от их членства в Лиге, в то время, как статья 10 была направлена на защиту интересов входивших в Лигу государств. Вместе с тем статья 10 была лишена главного недостатка статьи 11 - отсутствия у Лиги инициативы для вме­шательства в конфликт. Так, в соответствии со статьей 10 Лига должна была защищать сложившийся после Первой мировой войны status quo, независимо от наличия соответствующего обращения от ее члена.

Таким образом, закрепленный в Статуте принцип не­применения силы стал лишь полумерой, поскольку ведущие державы в то время еще не были готовы отказаться от «права на войну». Вместе с тем было бы неверно считать, что Лигой не предпринималось никаких попыток по запрету агрессив­ных войн. Определенное влияние на развитие принципа не­нападения оказали Женевский протокол о мирном урегули­ровании международных конфликтов (1924 г.), объявивший агрессивную войну международным преступлением; Декла­рация Лиги Наций об агрессивных войнах (1927 г.), также за­прещавшая агрессивные войны. Наибольшую известность получил Пакт Бриана-Келлога (1928 г.), закреплявший отказ от использования войны в качестве законного средства разре­шения международных споров. К тому же предпринимались попытки внесения в Статут поправок с целью исключения из него допускавших войну положений.

Важное значение в Статуте уделено принципу мирно­го разрешения международных споров. Согласно статье 12, все споры должны были передаваться на рассмотрение Со­вета либо третейскому разбирательству. При этом стороны конфликта не должны были прибегать к войне до истечения трехмесячного срока после решения третейских судей или доклада Совета. В статье 13 содержался перечень споров, подлежавших обязательному третейскому разбирательству, а осуществление принятого судебного решения обеспечивалось возможностью применения предусмотренных статьей 16 санк­ций. Здесь же стоит упомянуть статью 19, предусматривав­шую право Ассамблеи предлагать ревизию международных договоров, сохранение которых угрожало бы всеобщему миру. Несмотря на отсутствие практики применения данной статьи, можно предположить, что она также могла бы использоваться для мирного разрешения международных споров (при усло­вии ликвидации имевшихся в ее тексте коллизий).

Оценивая практическую деятельность Лиги в данной сфере, мы можем выявить как успешные акции - разреше­ние польско-литовского конфликта (1920 г.), греко-болгарско­го конфликта (1925 г.), конфликта между Колумбией и Перу (1935 г.), так и действия, завершившиеся провалом - неспособ­ность повлиять на воюющие стороны во время гражданской войны в Испании (1935-1939 гг.), а также на судетскую пробле­му в Чехословакии (1938 г.).

Отметим также, что в рамках Лиги Наций был заключен ряд документов, закреплявших принцип мирного разреше­ния международных споров. Среди них резолюции Ассам­блеи от 26 сентября 1928 года «О мирном разрешении между­народных споров, о ненападении и о взаимной помощи» и от 26 сентября 1931 года «О всеобщей конвенции для развития средств предотвращения войны». К тому же создание Посто­янной палаты международного правосудия также оказывало определенное влияние на стороны конфликта, поскольку они более не могли ссылаться на затруднения, связанные с созда­нием суда или отсутствием компетентных для разрешения данного спора лиц.

Затрагивая вопросы защиты прав человека, отметим, что в Статуте ничего не говорилось о принципах национально­го, расового или религиозного равенства. Вместе с тем в нем нашли закрепление справедливые и гуманные условия труда, запрет работорговли (ст. 23), а также обеспечение свободы со­вести и вероисповедания в отношении туземного населения территорий, на управление которыми были выданы ман­даты (ст. 22). Отметим также, что в рамках Лиги Наций был детально разработан механизм защиты прав нацменьшинств, который, несмотря на свои недостатки, способствовал даль­нейшему развитию данного принципа. В частности, личные, имущественные и социально-культурные права представите­лей нацменьшинств получили закрепление в двусторонних и многосторонних договорах, контроль за соблюдением кото­рых осуществляла Лига Наций. К тому же, допускалось раз­решение споров, связанных с защитой прав нацменьшинств в Постоянной палате международного правосудия.

В Статуте Лиги ничего не говорилось о праве наций на са­моопределение, однако уже известная статья 10 Статута закре­пляла косвенный запрет на вмешательство Лиги во внутренние дела ее членов, допуская мирное изменение существовавших тогда государственных границ. К тому же в рамках Лиги На­ций была создана система мандатов, которая, несмотря на ее неоднозначную оценку, признавала временный характер управления подопечными территориями, с возможностью приобретения ими независимости мирным путем. Более того, факт публичного обсуждения в Лиге Наций колониаль­ных проблем сам по себе стал определенным сигналом на из­менение положения народов подопечных территорий.

Конечно же одной из основных целей создания Лиги На­ций было укрепление и развитие международного сотрудни­чества государств в различных сферах - в области ограничения вооружений (ст. 8) и поддержания международного мира и безопасности (ст. 10-13, 15, 16), а также в социально-экономи­ческой и гуманитарной сферах (ст. 23-25). Здесь примечатель­ным является тот факт, что несмотря на декларативный харак­тер статей, посвященных неполитическому сотрудничеству государств, именно в этой сфере Лиге удалось добиться наи­более значимых результатов, нежели в вопросах обеспечения коллективной безопасности. Так, в рамках проводимых Лигой международных конференций, были подготовлены проек­ты сокращения таможенных пошлин, установления свободы передвижения капиталов и др. Приняты конвенции о свободе транзита (1921 г.), об упрощении таможенных формальностей (1923 г.), об отмене запрещений и ограничений импорта и экс­порта (1927 г.), обсуждался разработанный А. Брианом план по учреждению Европейского федеративного союза с создани­ем общего европейского рынка (1929 г.). Некоторые принятые Лигой конвенции действуют до сих пор, другие, не вступив­шие в силу, - оказались забыты, однако все они имеют важное значение для становления и развития современного между­народного права, поскольку при создании ВТО, ЕС, ЕАЭС и других международных организаций, в полной мере исполь­зовался опыт Лиги Наций.

Завершая статью, можно прийти к выводу, что несмо­тря на противоречивое содержание Статута, в нем была предпринята попытка придать универсальное значение тем принципам и идеям, без которых немыслимо современное международное право. Свободное участие в деятельности международной организации, равенство прав и обязанно­стей членов Лиги, добросовестное исполнение обязательств, защита территориальной целостности и политической не­зависимости, отказ от тайной дипломатии, развитие меж­государственного сотрудничества в различных сферах - вот небольшой перечень принципов, закрепленных в Статуте и ставших сегодня императивными нормами. К тому же про­грессивному развитию современного международного права способствовали: косвенный запрет любых войн и вмешатель­ства во внутренние дела государства; введение международной судебной защиты индивидуальных прав нацменьшинств; соз­дание системы международного контроля над управляемыми территориями, а также международное управление спорны­ми территориями; создание постоянной международной су­дебной инстанции; стремление к сотрудничеству с третьими государствами в вопросах обеспечения всеобщего мира.

Все сказанное выше позволяет прийти к выводу, что для своего времени Статут Лиги Наций был в определенной мере прогрессивным документом, а содержавшиеся в нем идеи не только не утратили в наши дни своей актуальности, но и стали основой современного международного права, получив закре­пление и развитие в Уставе ООН.

Лига наций и ее роль в развитии международных отношений.

Идея создания Лиги Наций принадлежит Великобритании. В конце 1915 года министр иностранных дел Грей предложил создать международную организацию по борьбе за мир. Вопрос о Лиге в повестке дня оказался одним из главных как минимум по двум основным причинам. Во-первых, как международный орган Лига в самом деле могла внести практический вклад в регулирование международных отношений и уменьшение опасности войны. Во-вторых, Лига и ее Устав были призваны дать правовую и моральную санкцию политике великих держав, легализовать ее в глазах общественного мнения, которое к 20-м годам ХХ века уже становилось важным политическим фактором - прежде всего в демократических и либеральных странах.

Была создана комиссия по изготовлению устава Лиги во главе с Вильсоном. Началась борьба между Англией, Францией и США относительно проекта устава. Позднее Англия и США объединились.

Вопросы создания Лиги вызвали серьезные споры между главными участниками конференции. На одном из первых заседаний выяснилось, что планы ее создания, исходящие от разных делегаций, отличаются мерой пространности и степенью проработки деталей. Французский план, в частности, был гораздо детальнее британского. Париж непримиримо требовал включения в Устав пункта о создании международных вооруженных сил, способных поддерживать безопасность в Европе. Франция надеялась использовать свое превосходство в сухопутных силах и сделать их основой будущей международной армии, которую при необходимости можно было бы направить против Германии. Одновременно французская делегация считала, что сначала необходимо подготовить и подписать договор с Германией, а потом заниматься созданием международной организации.

В этом Клемансо встретил очень серьезное сопротивление Вильсона, полагавшего, что создание мирового порядка нужно начинать как раз со строительства Лиги. По мнению США, Лиге как главной международной организации по созданию новой системы коллективной безопасности можно было даже вообще делегировать право разработки мирного договора с Германией. Вильсон настоял на подготовке проекта создания Лиги специальной комиссией. В рамках конференции был образован (25 января 1919 г.) комитет по подготовке проекта Лиги наций. Резолюция о его учреждении, предложенная британской делегацией, предусматривала, что Лига:

    будет создана для урегулирования всех вопросов, связанных с установлением мира и содействия международному сотрудничеству, осуществлению гарантий выполнения принятых международных обязательств;

    станет неотъемлемой частью общего договора о мире и останется открытой для присоединения каждой цивилизованной нации, которая примет и поддержит ее цели;

    обеспечит периодические встречи ее членов на международных конференциях (сессиях), в интересах чего будут созданы постоянная организация и секретариат для обеспечения работы Лиги в перерывах между конференциями (сессиями).

Принятие резолюции было несомненным успехом Вильсона, но оно не гарантировало подготовки Устава организации до окончания работы по договору с Германией. Оппоненты Вильсона не скрывали надежд на провал работы комиссии под его председательством. Но американская делегация проявила упорство. Сам президент США с помощью члена американской делегации Д. Х. Миллера дважды перерабатывал свой исходный проект Лиги. Последний был закончен уже 2 февраля 1919 г. 14 февраля 1919 года был опубликован устав Лиги (англо-американский проект).

Члены Лиги наций.

Из 65 крупных государств, существовавших на планете в 1920, все, за исключением США и Саудовской Аравии (образованной в 1932), в тот или иной период состояли членами Лиги.

Главные задачи Лиги Наций

    построение мира через сотрудничество;

    гарантия мира через коллективную безопасность;

Это было первым случаем в истории, когда гарантом международного обычая должна была стать международная организация.

Главным пунктом Устава ЛН. являлось:

    предоставления гарантий странам членам:

    коллективные действия в случае нарушения устава и войны

    сохранение независимости и территориальной целостности держав

    если конфликт не удается решить самостоятельно, его участники могут обратиться в арбитраж или Совет ЛН.

    стороны не должны прибегать к военным действиям на протяжении 3 месяцев после созыва конференции по конфликту (то есть война разрешается!)

Мероприятия против нарушений:

нарушения мира рассматривается как война против всех членов Лиги

Ведения полной экономической и политической изоляции

Формирования войск из национальных контингентов с целью принуждения к миру

Эти санкции применялись в 1935 против Италии во время агрессии в Эфиопии, но неэффективно.

Минусы Устава ЛН и вообще минусы

    санкции не имели всеохватывающего характера

    решения в Ассамблее принимались по принципу единодушия, и любой член ЛН мог положить вето и парализовать деятельность ЛН

    ЛН не приобрела влиятельного характера из-за отсутствия США и СССР

    Количество комитетов не была лимитирована - их было огромное количество. Отсутствующий координационный орган и лишь в последние годы было создано 2 Комитеты по координации.

Структура.

Лига наций включала в себя государства – члены Лиги, Ассамблею, Совет, Секретариат, различные технические комиссии и вспомогательные службы. Структура, функции и полномочия Лиги были определены в Уставе. Годовой бюджет Лиги составлял около 6 млн. долларов. Местопребыванием главных органов Лиги была Женева (Швейцария).

В Ассамблею входили представители всех государств, являвшихся членами Лиги наций. Сессии Ассамблеи проходили ежегодно в сентябре, кроме того, время от времени созывались специальные сессии. Каждый член Ассамблеи обладал одним голосом. Ассамблея обладала широкими полномочиями, которые охватывали всю сферу деятельности Лиги. Параграф 3 Устава гласил, что Ассамблея вправе рассматривать «любой вопрос, находящийся в сфере полномочий Лиги либо затрагивающий вопросы мира во всем мире». Внутренняя структура Ассамблеи отвечала принципам построения законодательного органа, она включала 7 постоянных комиссий, которые обычно действовали параллельно техническим службам Лиги.

Совет был изначально предназначен для представителей 9 государств. Неучастие США сократило число членов Совета до 8. В течение последующих 20 лет эта цифра колебалась, и 1 января 1940 число членов Совета достигло 14. Членство в Совете могло быть постоянным, непостоянным и временным. Цель такого деления заключалась в том, чтобы предоставить право постоянного членства в Совете; представительство малых держав осуществлялось на основе принципа ротации. В соответствии с Уставом сессии Совета проводились 4 раза в год, не считая специальных сессий. Функции Совета, определенные Уставом, были столь же широкими, как и функции Ассамблеи, однако Совет имел исключительные права в решении проблем меньшинств, вопросов, связанных с системой мандатов, проблемы Данцига (Гданьска), Саара, в разрешении конфликтов и применении статей Устава, посвященных вопросам коллективной безопасности.

Секретариат был административным органом Лиги. Секретариат действовал на постоянной основе и оказывал сильное воздействие на политику Лиги. Возглавлял Секретариат генеральный секретарь, административный руководитель Лиги. В 1940 в штат Секретариата входили сотрудники из 50 стран мира.

Функции .

Основными целями Лиги было сохранение мира и улучшение условий человеческой жизни. К числу мер, применяемых для сохранения мира, относились сокращение и ограничение вооружений; обязательства государств – членов Лиги выступать против любой агрессии; взаимные соглашения по арбитражу, юридическому урегулированию или осуществлению специальных расследований Совета; соглашения членов Лиги о взаимных действиях в применении экономических и военных санкций. В дополнение к этим основным условиям был принят целый ряд различных положений, например о регистрации договоров и защите меньшинств.

Причины краха Лиги наций. Объективный, непредубежденный подход к оценке миротворческой деятельности Лиги наций, взвешенный анализ итогов ее деятельности свидетельствуют, что этой международной организации были присущие как отрицательные, так и положительные черты. И хотя она оказалась неспособной предотвратить Вторую мировую войну, своей деятельностью на первом этапе (20-ые годы) Лига оказывала содействие мирному урегулированию десятков конфликтов. Впервые ответственность за коллективные действия против нарушителя международного права воплощалась в конкретные решения. Новым явлением было и то, что Лига наций имела глобальный характер и несла глобальную ответственность за предотвращение войны согласованными действиями ее членов. Устав предусматривал гарантии членам организации в сохранении их политической независимости и территориальной целостности против внешней агрессии. Организация создавалась с целью обеспечения мирного решения конфликтов, предотвращения войны. Устав предусматривал коллективные действия всех членов Лиги наций в случае нарушения агрессором Устава и развязывания войны. Устанавливалась определенная процедура решения конфликтов. Если конфликтующие стороны оказывались несостоятельными решать спорный вопрос путем переговоров, они должны были обратиться в арбитраж, Постоянного Суда международной справедливости или Совета Лиги. Конфликтующие стороны не должны были прибегать к войне по крайней мере на протяжении трех месяцев после принятия решения органом, который рассматривал конфликт. Но после этого срока руки конфликтующих сторон были фактически развязаны. Важный недостаток Устава Лиги состоял том, что война как метод решения спорных вопросов не запрещалась. Меры против нарушителей мира регламентировались Уставом. Нарушение мира рассматривался как акт войны против всех членов Лиги. Предполагалась немедленная тотальная экономическая и политическая изоляция нарушителя. Совет имел право рекомендовать и военные санкции, включая создание объединенных вооруженных сил из контингентов членов Лиги.

Отрицательное влияние на эффективность деятельности Лиги оказывало отсутствие среди ее членов ряда больших государств. Соединенные Штаты, которые были среди инициаторов создания Лиги наций, не стали ее членом. Усиления влияния изоляционистов, которые требовали, чтобы США не втягивались в европейские дела, не связывали себе руки обязательствами Устава Лиги, явилось причиной того, что Версальский мирный договор, частью которого были положения о создание Лиги наций, не был ратифицирован американским конгрессом. Участие СССР в работе Лиги оказалось недолговременным. Он был принят в 1934 г. и исключен 1939 г. в связи с советско-финской войной. Германия вступила в Лигу в 1926 г. и оставила ее в 1935 г. , подав соответствующее заявление 1933 г. Итак, Лига наций не постоянная в самом деле универсальная организацией, В 1932 г. она насчитывала 60 членов. По разной причине ее оставили 16 держав. Главную роль в руководстве Лигой наций сыграли Англия и Франция. Все это сужало возможности принятия взвешенных решений с учетом национальных интересов всех государств и интересов общей безопасности. Лига наций была призвана поддерживать статус-кво, который создался в результате первой мировой войны. Но Версальский мир был построен на больших разногласиях, несправедливостях, связанных с грабительским делением территорий и насильническим решением других принципиально важных вопросов. Лига оказалась неспособной подавить первые опасные костры войны, разрешимые фашистскими государствами. Вторая мировая война окончательно похоронила Лигу наций, хотя формально она просуществовала до 31 июля 1946 г. Крах Лиги наций серьезно подорвал идею коллективной безопасности. Предпосылок для отрицательных оценок этой международной организации вполне достаточно.

Были в ее работе и достижения . Лига сыграла в ряде случаев положительную роль в решении послевоенных проблем. Так, за первые 10 лет своего существования (1919-1929-рр.) Лигой наций было рассмотрено 30 международных конфликтов, и большинство из них удалось решить. Неудачи Лиги в решении политических проблем часто заслоняют ее достижения в социальной и гуманитарной области, преуменьшают значение ее деятельности в сфере международной экономической политики и финансового регулирования, международных сообщений и системы транзита, в улучшении системы здравоохранения во многих странах мира, научного сотрудничества, кодификации международного права, подготовки конференций по разоружению и других социальных и гуманитарных областях. К успехам следует отнести установление контроля за распространением опиума и работорговлей (в основном женщинами). Кроме того, были достигнуты значительные успехи в защите прав и интересов молодежи. Лига была тесно связана со своим юридическим органом – Постоянной палатой международного правосудия, имевшей собственную структуру и принимавшей самостоятельные решения. Кроме того, Лига тесно сотрудничала со многими международными организациями, которые не имели с ней официальных или исторически сложившихся связей.

Следует отметить, что в рамках Лиги Наций была предпринята первая попытка официальной кодификации. В 1924 г. Совет Лиги образовал комитет экспертов из 16 юристов, который должен был заниматься вопросами кодификации международного права, включая право договоров. Был подготовлен доклад об этой отрасли права, который так и не был обсужден. Первым международно-правовым актом, кодифицировавшим наиболее устоявшиеся нормы права договоров, явилась Межамери- канская конвенция о международных договорах 1928 г., со- стоявшая всего из 21 статьи.