Патриарх Кирилл: Свобода от праведности ― смерть. Что такое свобода от греха

Много лет я слышу "верующий свободен от греха". От этих слов у меня кипит мозг: что значит "свободен"? Если можете, объясните понятнее пожалуйста своими словами,а не стихами из Нового Завета, как это делают проповедники. Я хочу понять что значит: "свободен от греха".

Почему этот вопрос вызывает столько разногласий, почему мало, кто понимает его? В школе, прежде чем начинать читать какое-либо произведение, дети изучают азбуку. Они приучаются не задумываясь, определять всякую букву. Для них буква "а" всегда будет буквой "а", и, видя ее в тексте, они правильно называют ее. Потом все буквы сливаются в слова, происходит чтение, более высшая ступень организации учебы.

Но что будет, если некто станет учить, что буква "а" - это не "а", но совсем другая буква? Нечто подобное происходит в религиозной среде: там не поняли, что такое на самом деле грех. Первый шаг сделан неправильно, и потому все движение праведности в религии идет не туда. Увидеть, что такое грех можно из первой книги Моисеевой, Бытие, где описывается, как первые люди приняли его в себя. Они приняли верой то, что говорил им змей, то есть приняли верой слово, чужое слово, слово не Бога, слово, которое было ложь! Здесь необходимо знать, хотя это отдельная тема, что всякое слово есть дух. Сказал Бог Слово Свое - сказал Духом Святым. Сказал змей свое слово, ложное - сказал духом, или, точнее: выразил нечистый свой дух. И еще нужно знать, что всякое слово, которое принято верой, становится духом в человеке. Поверил человек Богу и Его слову - он впустил в себя Святой Дух; поверил диаволу - впустил в себя его нечистый лживый дух, который и подвигает его на различного рода поступки. Так Адам, приняв в себя диавольский дух змея, в тот же миг стал понимать и видеть себя иначе: открылись глаза у них, они увидели, что наги. И дальше стали сваливать вину за содеянное друг на друга. И весь мир стал развиваться именно в этом нечистом духе, так что уже во времена Апостолов в мире не было ничего доброго, но весь он лежал во зле.

Вторая книга, которая учит тому, что есть грех - это Послание к Римлянам, где в седьмой главе Апостол Павел раскрывает, к чему привело то, что Адам принял в себя ложное слово. И хотя Апостол говорит от первого лица, но говорит он об Адаме, и чрез него о всяком человеке живущем: "Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех" Рим. 7:15-20. То есть внутри каждого человека (в сердце его) живет грех, тот самый нечистый дух, принятый Адамом в Едеме. И сам человек, как душа, не желает плохих поступков, он ненавидит их. Желание добра есть у него, но почему-то выходит злое. И слово Божие говорит: это злое делает грех, живущий в человеке. Это никакая не плоть, которая хочет злого, это диавольский дух или неправда, которой верит человек.

Какой выход из всего этого? Перестать верить неправде, и начать верить слову Божию, потому что истина только в нем. Мы приходим к учению Иисуса Христа и шаг за шагом узнаем и принимаем верою нашу смерть для всех учений мира, смерть для греха, смерть для закона, для всего, что не есть Христос! Это означает нашу мертвость для всех традиций этого лживого мира, для его праздников, для его "хорошо" и "плохо", а уж тем более, мертвость для познания Бога, которое предлагает сей мир. И ложь постепенно освобождает сердце человека, теперь это место занимает иной дух - Святой Дух Господа Бога нашего. Грех больше не живет в нашем сердце, следовательно, он оттуда и не выходит. Но живет там Дух Божий, плодом Которого является мир, праведность, и все благое.

Теперь можно подвести итог: грешить - это значит: по воле диавола исполнять то, на что подвигает человека грех, живущий в нем. Другими словами: грешить - означает быть зависимым от нечистого духа, принятого верой Адамом в Едеме. И даже противостоя ему, человек все равно является грешник! Но, освободившись от греха, верующий имеет в себе Святого Духа, Который также водит им, подвигает его на разного рода поступки, но теперь эти поступки истинны, приятны для него и окружающих. Возможно ли это? Да, возможно, и именно это есть истинное христианство, потому что написано: "Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности" Рим.6:17-18.

Это мы разобрали, причем, весьма поверхностно, что предлагает Бог всякому порабощенному грехом человеку. Он Сам устроил смерть ветхого человека в Иисусе Христе, и теперь, желающему свободы нужно только знать, что для него сделано Богом. "Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха" Рим.6:3-7. Бог не перевоспитывает человека, не делает его хорошим, не требует, чтобы он боролся против греха, Он предлагает ему умереть. Точнее, принять смерть, уготованную во Христе Иисусе. И тот, кто верою принимает это условие, умирает для греха, но совоскресает для святой жизни. Совоскресает духом на небе (Еф.2:6).

Но это еще не все. Легко сказать: "я умер для греха", но быть мертвым для всякой неправды не так просто. Ведь именно этой неправде, которая наполняет мир, верил человек всегда. Потому есть время взросления верующего в Боге, похожее на физический рост: сначала младенец, затем отрок, потом юноша, и, наконец - отцы, в меру полного возраста Христова (1Ин.2:12-14). Встает вопрос: как в это время являют себя души? Не согрешают ли они? Не совершают ли они нехорошие поступки?

Совершают. Потому что еще остается вера в ложь по различным вопросам жизни, учения о Боге, неверные толкования Священного Писания. И всякая такая нечистота должна быть очищена. Этим занимается Господь Бог, Он один точно знает нечистоту в человеке, поднимает ее так, что зачастую она является поступком. Поступок виден зримо, и чрез это человек пытается понять: во что он еще верит ложно? Он молится, просит Бога об озарении, и, получив его, ясно видит, что именно он понимал неправильно. Тогда он исповедует грех, то есть свою прежнюю веру Господу на основании (1Ин.1:5-10). Согрешив, так делают и в религии: исповедуют свой нехороший поступок Богу, как будто Он его не знает! Но и сделав это, они не освобождаются от греха, поскольку так и не знают - что именно привело к такому поступку? Верующий же по истине знает, какое слово привело его к согрешению, он отрекается прежнего понимания и верит теперь уже по истине. Поэтому второй раз с ним подобное не повторится. Этот процесс называется освящение, а поскольку занимается освящением Бог, это Он поднимает и являет нечистое в человеке, то согрешением это никак нельзя назвать, происходит напротив - очищение! Напомню, что грешить - это значит: по воле диавола исполнять то, на что подвигает человека грех, живущий в нем.

Религиозные нам говорят: вы хорошо устроились! Вы совершаете те же грехи, что и мы, но называете это освящением. Но это на самом деле так: совершая те же поступки, мы не грешим, потому что источник наших действий находится не в диавольском духе, который движет всяким плотским религиозным верующим, но во Святом Духе очищающем нас от всякого ложного слова. Иными словами: эти дела наши в Боге соделаны (Ин.3:20-21).

г.Белая Церковь 2017 г

2 июля 2017 года, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской в Котловке г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, в котором особое внимае уделил теме свободы от греха и свободы от праведности, прозвучавшей в воскресном апостольском чтении.

«В сегодняшнем апостольском чтении из Послания к Римлянам (Рим. 6:18-23) апостол Павел учит нас, что существует две свободы — свобода от греха и свобода от праведности, - обратил внимание Патриарх.

«Свобода от греха — это способность человека вне зависимости от влияния окружающей среды, от навязываемых ему стереотипов мышления и образа действий сохранять силу противопоставлять себя греху. Это действительно величайшая свобода, потому что грех привлекателен и если кто отдается греху, то перестает быть свободным», - отметил Предтоятель.

«Ну, а что же такое свобода от праведности? А это та самая свобода, которую очень легко обрести. К этой свободе человека как бы подталкивает его инстинктивное начало: делай, что тебе хочется, никаких табу не существует, живи так, как хочешь, всякие ограничения условны, не слушай никого, раскрепощай свои инстинкты, живи свободно. Разве не этому сегодня учат такими или иными, как бы более интеллигентными, но несущими тот же смысл словами? И мы видим, что в мире происходит: даже законодательство потворствует свободе от праведности и все реже внешние обстоятельства способствуют тому, чтобы человек сохранял свободу от греха.

В завершение этой части своего повествования апостол Павел, обращаясь к римлянам, говорит, что в результате греха, в результате жизни, свободной от праведности, наступает смерть, а в результате жизни, свободной от греха, — жизнь вечная. Это не человеческие слова, — это Бог через апостола Павла говорит всему миру. Он не говорит с силой человеческой, — Он обращается к нам в Своей Божественной мудрости и каждый из нас волен принять эти слова серьезно или отмахнуться от них, стать свободным от греха или свободным от праведности. А результат будет именно тот, о котором говорит нам Бог: свобода от греха ― жизнь вечная, а свобода от праведности ― смерть.

Очень многие в течение жизни опытно познают силу этих слов. Чаще всего это происходит уже с возрастом, когда накапливается большой жизненный опыт, когда человек многое пережил, испытал, выстрадал, на собственном опыте понял, как велико и страшно в своей правде Божественное слово, как бессмысленно ему перечить в мыслях, словах и тем более поступках. Но люди, только начинающие жизнь, особенно те, у кого все складывается относительно благополучно, кто еще не соприкоснулся ни со скорбью, ни с болезнью, ни со страданием, часто не понимают смысл этих слов, особенно находясь под воздействием той информации, что сегодня обрушивается на человека. И задача Церкви ― обратиться и к тем, кто молод, и к тем, кто находится в зрелом возрасте, и к тем, кто подходит к закату жизни, и сказать, что Божественные слова непререкаемы и всегда исполняются», ― подчеркнул Патриарх.

Что только не делает человечество ради получения так называемой «свободы»: революции, свержение законной власти, митинги, шествия, марши и даже войны… И все это ради «свободы» и в защиту «свобод» граждан, в защиту прав человека.

Конечно, нам необходима свобода выбора: право избирать, право говорить и думать по-своему, право верить.

Но на поверку, часто «свободы», которые так яростно отстаивают различные слои населения, оказываются просто грехом.

Например, свержение законной власти часто называют борьбой за свободу и демократию, а Бог говорит: «Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее» (Рим.13:2-3).

Защита однополых браков на Западе преподносится как борьба за свободу людей нетрадиционной сексуальной ориентации, а на самом деле – защита того, что Бог называет грехом: «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим.1:26-27).

Получается, что часто борьба за свободу в современном мире сводится к борьбе за свободу грешить. Причем, всё прикрывается благими намерениями. Легализация абортов и эвтаназии прикрывается заботой о женщинах и больных людях, а Бог называет это убийством. Предлагают на законном уровне разрешить так называемые «гражданские» браки (без регистрации), а Бог называет это блудом.

Почему же люди так упорно борются за свое право грешить? Дело в том, что Бог заложил в каждом человеке такие чувства, как совесть и умение различать добро и зло: «…ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14-15).

На подсознательном уровне человек, даже не знающий Библию, чувствует, что то, что он делает, плохо, грех, и чтобы избавиться от угрызений совести, начинает бороться за то, чтобы другие люди одобрили его поступок, поддержали его. А те, кто знает Библию, но продолжают грешить, требуют еще и признания Церкви, чтобы как-то оправдать себя.

Но, какие бы законы не принимались, как бы люди радостно ни аплодировали во время всевозможных шествий, как бы ни старались приукрасить свои поступки, Закон Божий не перестает грех называть грехом и сообщать о той участи, которая ждет грешников: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9-10). Царства Божиего не наследуют – это значит, что после физической смерти они идут в ад, но наказание они несут уже в этой жизни, как последствие греха.

Грех алкоголизма.

Увлечение алкоголем часто перерастает в губительное пристрастие, в результате чего наступает изменение личности и даже настоящая деградация. Алкоголик порой сам себе противен, но не смотря на это, протрезвев, начинает снова искать, где бы выпить: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.

Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.

И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же» (Пр.23:29-35).

Наказание за этот грех человек несет уже в этой жизни: это болезни, ссоры, преступления на почве пьянства, ДТП и т.д. Но больше всего страдают те, кто рядом: дети, супруги, родители. Их жизнь превращается в одну черную полосу.

Грех убийства (аборт).

Человеческая жизнь – высшая ценность.Так учит Библия. Жизнь священна, она дорога Богу, Который сотворил нас по образу Своему. Согласно Писанию, даже не рожденный ребенок – полноправный человек: «Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138:15-16).

«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева» (Пс.126:3).

Часто уже в этой жизни женщина несет наказание за грех аборта: болезни, невозможность родить желанного ребенка, депрессия и т.д. Мужчина также повинен в этом грехе, если женщина совершает его по его просьбе или с его молчаливого согласия.

Расскажу такой случай. У одной моей коллеги по работе, назову ее Галиной, было двое детей школьного возраста. Неожиданно дочка заболела какой-то странной, очень редкой болезнью: отказали ноги, все тело было расслаблено. В Московской клинике назначили лечение без надежды на успех. И вот однажды Галина поделилась со мной своей историей. Она – человек верующий, православный. Имея двоих детей, поняла, что ждет третьего. «Как мне не хочется снова стирать пеленки, носить малыша на руках, не спать ночами», – подумала она и сделала аборт.

Но прошло некоторое время, и ухаживать ей пришлось уже не за грудным младенцем, а за дочерью-подростком. Она восприняла это, как наказание от Бога.


Грех зависти и жадности.

Зависть и жадность взаимосвязаны. Когда человек не доволен тем, что он имеет, он становится мнительным и везде видит происки тайных или явных врагов. Человек может завидовать успеху, богатству или внешней привлекательности другого.

Каин завидовал брату Авелю, потому что дар Авеля был принят Господом, а его собственное приношение – нет. Зависть не давала ему покоя, так хотелось получить то, что досталось другому! (Быт.4:3-8). Обида толкнула его на убийство.«…ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» (Иак.3:16).

От зависти Люцифер восстал против Бога. «А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14:13-14).

Завидуя, человек несет наказание уже в этой жизни: «…зависть – гниль для костей» (Пр.14:30) , т.е. через болезни, а иногда и смерть. Так, молодые девушки, позавидовав очередной суперстройной модели, начинают худеть, отказываясь от еды, и не могут остановиться, доводя себя до крайнего истощения и смерти. А причина – грех зависти.

Грех оккультизма

(идолослужение и волшебство).

Основное значение слова «оккультный» – скрытый, тайный. В религиозной терминологии этим термином обозначается целый ряд духовных явлений: общение с умершими (спиритизм), ясновидение (экстрасенсорика), гадания (по руке, на картах и т.д.), астрология (гороскопы), колдовство (магия черная и белая).

Наказание за этот грех очень страшное: «Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода» (Чис.14:18).

Можно еще долго перечислять всевозможные грехи: азартные игры, гнев, сребролюбие, наркомания и т.д. И все их объединяет одно – человек становится рабом греха: пьяница не может насытиться вином, наркоман наркотиками, игрок не может остановиться и перестать играть, любителю денег всегда их мало (вспомните мультфильм «Золотая антилопа»), жадность не имеет границ (сказка «О золотой рыбке»).

Борьба с грехом

человеческими методами.

Страдая, люди начинают бороться с грехом человеческими методами. Например, алкоголизм пытаются лечить при помощи кодирования. Но сами врачи отмечают побочные явления такого «лечения»: расстройство психики (раздражительность, агрессивность, вялость – «эффект зомби», конфликтность, мягкая подчиняемость), инсульт, инфаркт, летальный исход – и все это следствие лечения.

До 60-х годов грех гомосексуализма рассматривался как сексуальное отклонение и его пытались лечить, но в 1973 году он был исключен из международного списка психических расстройств, а в 1991 году ВОЗ заявила, что гомосексуализм лечению не подлежит и его следует считать нормой. Что же делать?

Возможно ли обрести

свободу от греха?

Адам обладал полной свободой – свободой избирать или отвергать, подчиниться воле Бога или нет. И он сделал свой выбор. Он принял все последствия своего выбора, и его примеру последовало все человечество. «Преступлением одного всем человекам осуждение…» (Рим.5:18).

«Но это несправедливо!», – восклицаем мы. Почему мы должны нести бремя греха за то, что сделал Адам? Многие думают, что можно исправить человека, улучшая условия его жизни, забывая, что первый грех был совершен в обстановке райского сада. Вопя о помощи, мы снова и снова выбираем, подобно Адаму, неправильный путь: не слушаем, что говорит Бог, а затем виним Его в наших бедах.

Иисус пришел, чтобы сделать нас свободными! Это одна из фундаментальных истин Евангелия, о которой много сказано в Новом Завете. Апостол Павел пишет: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос…» (Гал.5:1). Когда Господь, будучи в Назарете, говорил о своей Миссии, Он сказал, что Бог послал Его «проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк.4:18). И так как абсолютное рабство – это рабство греха, так и абсолютная свобода есть свобода от греха.

Грех является нашим заклятым врагом, и в нем нет ничего хорошего, но только зло и смерть, обман и рабство. И грех до того уродлив, что это стоило Христу Его собственной крови.

Для чего Он здесь? Для чего Он пошел на такие страдания и крестную смерть? Наш с вами грех привел Его сюда. Своей смертью на кресте Он победил грех, Его смерть стала спасением, надеждой в глазах тех, кто поверил Христу. Он умер и воскрес, доказав этим победу над грехом и открыв путь в Небеса для всех, верующих в Него.

Признайте себя грешником, не взваливая вину на других, на обстоятельства жизни, не называя грех болезнью или ошибкой. Сознайтесь, что являетесь рабом греха и не в силах сами справиться с ним, этот грех разрушает вашу жизнь, он властвует над вами. Сколько раз вы пытались бороться с ним своими силами, но всякий раз снова падали.

Обратитесь за помощью и спасением к Тому, Кто одержал победу над вашим грехом на кресте, а Своим воскресением открыл вам путь спасения. Хватит быть рабом греха, вы и так слишком много потеряли, и страданиям вашим и ваших близких нет предела. Обратитесь к Иисусу Христу с просьбой о спасении, о прощении грехов, пригласите Его в ваше сердце, доверьте вашу жизнь Ему. Он Сам сказал: «И так, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36).

Все верующие в Иисуса Христа в прошлой жизни также были рабами греха. Вот что говорит Писание: «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению» (1Петр.4:3); «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11).

Помните, я выше рассказывала о дочери Галины, которая тяжело заболела? Галина глубоко раскаялась в своем грехе, обратилась к Господу и свою дочь полностью отдала в руки Божии. Сейчас ее дочь, слава Богу, совершенно здорова, окончила школу, институт, вышла замуж и родила ребенка. «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.


Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим.5:8-10).

Христос воскрес!

Светлана Мясникова


Церковь Благодати, г.Кирово-Чепецк

В апостольском зачале 4-й Недели по Пятидесятнице апостол Павел говорит о свободе. «Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная» (Рим. 6:20-22).

В наше время свобода понимается в основном как гражданские права человека, как «возможность делать все то, что не вредит другим» (Декларация прав человека и гражданина, Франция, 1789 г.). Но разговор о свободе только в категориях права весьма обедняет ее смысл и значение, ибо касается исключительно внешних проявлений. Да, человек имеет право на свободу печати, слова, творчества, политическую свободу. Но, не принимая во внимание религиозного осмысления феномена свободы, мы лишаемся главного - нравственных критериев.

Например, по каким критериям оценивать фразу из Декларации прав: «Свобода состоит в праве делать все то, что не вредит другим»? Что вредно для других, а что нет? Например, вреден ли гей-парад? Конечно, скажет христианское сознание. «Не обманывайтесь: ни блудники... ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники... Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10). Нет, ответит секулярное мировоззрение, это нормальная манифестация своих половых предпочтений секс-меньшинствами.

Вот что значит свобода без духовно-нравственной ограды! Лет 7 назад в Канаде был такой случай. Англиканский священнослужитель заявил прихожанам, что желает сменить пол. «Так как женщин у нас большинство, - заявил он, - я решил стать женщиной». Прихожане провели голосование в храме и решили поддержать инициативу пастыря. А женщины даже сказали ему: «Ты теперь нам будешь ближе - не только духовной матерью, но и подружкой». Вот она, сегодняшняя свобода.

Свобода нашего времени есть не что иное, как свобода от воли Божией; свобода грехопадения, после которого Адам, опытно познав зло, уже не мог творить добро. Свобода грешить, свобода вседозволенности. Оборотень, завлекающий разрешением запретного, соблазняющий либерализмом и скрывающий свое истинное лицо с выжженным на нем клеймом рабства. Но заигрывание с грехом не проходит даром. Кто заглядывает в пропасть - пропасть заглядывает в него; кто кому служит, тот тому и раб.

Что для христианства свобода? Это не идея, но внутреннее состояние - независимость от страстей и пребывание в любви. Христос помещает свободу глубоко в сердце человека и связывает ее с познанием истины: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Истина есть Сам Христос (ср. Ин. 14:6), а познание Истины - возрастание в любви ко Христу.

Любящий Христа свободен во Христе, любящий грех находится в рабстве у греха. Свободы по ту сторону добра и зла не существует. «Где Дух Господень, там свобода», - пишет апостол Павел (2 Кор. 3:17). Истинная свобода действует исключительно в пределах благости Божией, потому что один Бог абсолютно свободен и имеет жизнь в Себе. Поэтому лишь Он дает и жизнь, и свободу.

Свобода без христианской любви закономерно превращается в произвол и рождает зло, страдание, рабство. Человеческая воля не сможет остаться нейтральной. Отказавшись от Бога, она неминуемо окажется в рабстве страстей и греха, а грех работает только в программе уничтожения. Вавилонская башня «свободы от Бога» непременно разрушится.

Парадокс, но факт: человеку всегда было тяжело носить свою свободу, данную Богом. История человечества - это многосерийная кинолента о том, как человек уходит от Творца в дальнюю сторону в поиске других хозяев. Поразительно, как богодарованная свобода часто переживается нами не как благословение Божие, а как тяжкий крест, который мы пытаемся сбросить при удобном случае.

Мы и хотим, и не хотим сделаться свободными. Об этом нашем состоянии и говорится в утренних молитвах: «Или хощу, спаси мя, или не хощу, Христе Спасе мой». И апостол Павел писал: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Удивительным образом человек может сочетать в себе и стремление к Богу, и влечение ко греху; желание быть свободным и порабощенным. Любовь к Богу и склонность ко греху, желание чистоты и зараженность пороком спутаны в душе в такой узел, какой может быть развязан одним только Господом, Который «будет судить помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12). Потому Христос даже Ангелам запрещает делать разделение между пшеницей и плевелами, приказывая подождать до жатвы Страшного суда (ср. Мф. 13:30).

Братья и сестры, один вид свободы мы уже хорошо познали. Это свобода от Бога и Его святой воли. Наверное, про всех нас говорит апостол: «Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть» (Рим. 6:20-21). Да, это наше прошлое. Но вот и то, что должно быть нашим настоящим: «ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная» (Рим. 6:22). Пусть же эти слова станут начертанием на знамени грядущей победы над самими собой и своими страстями! Такая победа откроет нам двери к освобождению от греха и к новой жизни с Богом и в Боге.

И исус пришел, чтобы сделать нас свободными! Это одна из фундаментальных истин Евангелия, о которой много сказано в Новом Завете. Апостол Павел пишет: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос…» (Гал 5:1). Сам Иисус однажды сказал: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Иоан 8: 36).

Но какую именно свободу мы имеем во Христе? Новый Завет говорит о различных аспектах свободы. Например:

  • Но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве (Рим 7: 6).
  • И избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству (Евр 2:16).
  • Мы стали свободны от осуждения и вины (Рим 8: 1-4).

В Иисусе мы больше не являемся заключенными, и когда Господь, будучи в Назарете, говорил о своей Миссии, Он сказал, что Бог послал Его «проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Луки 4:18).

И так как абсолютное рабство - это рабство греха, так и абсолютная свобода есть свобода от греха. Иисус дал нам свободу, но эту свободу можно неправильно понять и извратить.

Когда Павел писал к Галатам, он был обеспокоен тем, что некоторые из них учили язычников, что если те не будут исполнять закон Моисеев и не обрежутся, то не спасутся. Павел попытался противостоять этому, и подчеркнул, что во Христе они имеют свободу.

Но это была свобода, которой люди могут злоупотреблять, и Павел пытался противостоять этой опасной ошибке, говоря: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал 5: 13).

Нечто похожее (но в совершенно ином контексте) писал и апостол Петр: «как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии» (1 Пет 2: 16).

Павел разъясняет в своем послании к Римлянам 6:18-22: «Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности…Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная».

Все это довольно-таки понятно и, главным образом, полностью очевидно. Тем не менее, в последнее время набирает силу странное понятие, которое фактически утверждает, что Иисус сделал нас свободными грешить, а не свободными от греха.

Конечно, верующие, которые приняли эту концепцию, не говорят конкретно, что Бог дал им свободу грешить, но они говорят кое-что похожее.

Например, ваш друг возбужденно рассказывает вам, как он посмотрел фильм, в котором много ненормативной лексики, насилия и сексуальных сцен. Вы скажете вашему другу с удивлением: «А я слышал, что это действительно очень грязное мирское кино. Почему ты смотрел это?» Ваш друг ответит вам: « Я свободный в Господе человек. Вы же не собираетесь заставлять меня придерживаться этой старой правовой системы. Я свободен от этой каббалы.» Какая странная концепция!

Когда вас освобождают из тюрьмы, вы вряд ли захотите возвратиться туда снова. Когда с ваших рук снимут цепи, вы не захотите, чтобы вас снова в них заковали. Наверное, мало кому придет в голову идея сказать: «Эй, парень, я свободен! И если я хочу, чтобы меня снова заковали в цепи, это мое право».

Только сумасшедший человек может сказать доктору, откачавшему его от передозировки наркотиков и спасшему жизнь: “Спасибо вам огромное, доктор! Вы откачали меня и спасли мне жизнь, и теперь я снова могу передозировать себя.”

Грех является нашим заклятым врагом, и в нем нет ничего хорошего, но только зло и смерть, обман и рабство. И грех до того уродлив, что это стоило Христу его собственной крови.

Почему, живя в мире, мы хотели бы заниматься тем, от чего нас Христос освободил? Это не только не имеет смысла, но также подрывает основополагающие истины Евангелия, а именно, то, что Иисус освободил нас от власти греха. Мы действительно стали свободными!

Очень странно, что многие верующие сегодня хвалятся своей свободой в Иисусе, говоря о ней как о лицензии на грех, о чём Павел предупреждал в послании к Галатам.

Я хотел бы спросить тех, которые злоупотребляют понятием свобода и раскидываются словами «Я свободен»: «Тогда, почему Вы делаете себя рабами снова? Если Он очистил Вас, почему вы пачкаете себя снова?».

Подписывайтесь:

Иисус умер, чтобы изменить нас и дать нам совершенно новую природу. Он не дал нам разрешение потворствовать нашей старой природе, которая приносит только разрушение и смерть.

Это действительно довольно просто, не так ли?