Почему рождество празднуется в разные даты. Почему католическое и православное Рождество в разное время? Как готовятся к Рождеству православные и католики

Начнем с того, что различия – в деталях, а сходство – в сути этого великого и светлого праздника. Спаситель явился миру! И не важно – в каком году и какого дня. Весь христианский мир – православный и католический — славит это событие, радуется ему и становится, пусть на время, добрее и милосерднее.

Когда и где появилось Рождество

Есть несколько версий, когда именно родился Иисус Христос. Существует теория, что было это даже не зимой, а в конце весны – 20 мая. Виновник возникновения этой, столь непривычной для обывательского понимания, теории, является Климент Александрийский. По его, очень древним, писаниям младенец Иисус появился на свет именно 20 мая, по нынешнему календарному стилю.

Факт: временной интервал даты рождения чудесного младенца колеблется между 12 годом до н. э. и 7 годом н.э.

С одним фактом историки согласны единодушно: родился Иисус в Вифлееме, в яслях, то есть в сарае, в котором содержится скот. Мать младенца – Мария. А отец – святой дух. О рождении Спасителя человечеству известила Вифлеемская звезда, осветившая ночное небо.

Это интересно: евреи, на чьей земле родился Спаситель, исповедали иудаизм и праздник Рождества не отмечали. По иудейским понятиям в факте рождения человека вообще нет ничего радостного – сплошное «начало скорбей и болей».

По-настоящему Рождество христианский мир стал отмечать лишь в 5 веке нашей эры.

Три отличия православного Рождества от католического

  • Самое заметное отличие – в дате празднования.

Виной тому – разные календари. Католики живут по Григорианскому календарю, а православный мир – по Юлианскому.

Так получилось, что у одного и того же праздника два дня рождения – 7 января – православное Рождество и 25 декабря — католическое.

Факт : первое упоминание даты празднования Рождества – 25 декабря отмечено в летописи от 221 года новой эры.

Католическая церковь не брала день Рождества Христова из головы. Она его позаимствовала у язычников, которые 25 декабря восхваляли Солнце и славили его Рождение. Язычники тоже руководствовались логикой – именно 25 декабря начинает расти световой день.

  • Второе отличие – отношение к посту, предшествующему Рождеству .

В католическом мире строгий пост перед Рождеством не соблюдается. Есть небольшие ограничения в пище, но суть поста больше кроется в духовных ограничениях, дабы очистить душу перед великим событием.

Православные христиане держат строгий пост, полностью исключающий мясо и молочные продукты. Начинается рождественский пост в конце ноября и длится вплоть до ночи с 6 на 7 января – до первой звезды, прототипа той далекой, Вифлеемской, сообщившей человечеству радостную весть.

Во время этого поста религиозный православный мир позволяет себе небольшое послабление в виде рыбы лишь по выходным.

Канун Рождества – Сочельник – последний день поста, когда позволяется лишь сочиво. Это зерна ячменя или пшеницы, замоченные в воде или меде.

Сочельник есть и у католиков, но, в силу того, что те не держат строгий пост, его практический смысл для них утрачен.

В силу строгого поста, Рождество это – разговение, подразумевающее плавный выход из поста. Праздничный стол в рождественскую ночь был всегда постным и содержал 12 блюд – по числу апостолов.

У католиков от этой традиции осталось лишь число блюд – 12, но среди них есть и индейка, и сдобные пироги, и все, что постными блюдами не является.

Общее, для католиков и православных, у ночной рождественской трапезы одно – она объединяет за столом членов семьи. Рождество Христово – это семейный праздник. В христианском мире его принято праздновать дома, в кругу родных и близких.

  • Третье отличие – характер праздника .

У современных католиков характер праздника Рождество Христово сместился больше в гражданскую плоскость, отойдя от лона церкви. Остались внешние атрибуты – инсталляции кукольных яслей с младенцем Христом в церквях и на городских площадях, украшение елок, ритуал обмена подарками. Именно на Рождество католические дети ждут визита святого Николая или Санта Клауса.

В православном мире Рождество Христово – это великий церковный праздник, сопровождающийся торжественными богослужениями, пышными и продолжительными. Сразу после Рождества начинаются Святки – две святые недели, которые заканчиваются 18 января.

В Рождественскую ночь православные дети не ждут подарков. Дед Мороз приходит к ним в новогоднюю ночь.

Факт: у православных рождественское богослужение одно, непрерывное, состоящее из трех частей, длящееся до утра.

У католиков на Рождество служатся три мессы – ночная, утренняя и дневная. Они раздельные, и между ними есть перерывы.

Но, как бы там ни было, истинный дух Рождества остается неизменным, вопреки всем различиям католического и православного мира. В Рождество принято дарить добро, помогать нуждающимся, заниматься благотворительностью. Такова суть этого великого праздника. И какая кому разница, что вдохновило человека изгнать из сердца зависть и обиду, улыбнуться прохожему, согреть и накормить бездомного? Главное, что добро родилось, а значит, дух Рождества жив и продолжает творить чудеса.

С Рождеством Христовым!

Один из самых теплых, светлых и всеми любимых праздников, по праву, считается Рождество , которое, так уж случилось, разделилось на две ветви - католическое и православное . Я, в данном случае, не говорю про другие конфессии, а только про Христианство.

В Рождество такие облатки отламываются по кусочку и вкушаются как перед праздничной трапезой, так и во время поздравлений друг друга с праздником. Причем отламывать кусочек от облатки надо у другого человека, что символизирует собой единство, взаимное прощение и любовь к ближнему.

В Сочельник, день накануне Рождества , после вечерней службы семья собирается за столом, на котором должно быть не менее 12 постных блюд. В само же Рождество на стол подаются также 12 блюд, но уже, далеко, не постных. Вид мяса, подаваемого на ужин, варьируется в зависимости от традиций определенной страны.

Есть различия и в самой службе. Так, в православии проводится одно ночное Рождественское богослужение, в котором соединены Великое повечерие, Утреня и Литургия. А католики служат три рождественских мессы раздельно – ночью, утром и днем. Это символизирует рождение Спасителя в лоне Отца, в чреве Богородицы и в душе каждого человека.

Но вернемся к праздничному столу.

Прежде всего, надо сказать, что во многих семьях по-прежнему существует традиция класть под скатерть немного сена или соломы , что символизирует собой память о яслях, в которых родился Иисус Христос.

Эти же ясли в натуральную величину сооружаются на улицах города в наиболее посещаемых, местными жителями и гостями города, местах. Там же ставятся фигурки Христа, Богородицы, Иосифа. Кормушки для животных и прочая утварь, чем воссоздается обстановка вертепа.

За другие страны говорить не буду, скажу, что принято ставить на рождественский стол в Латвии.

Меню Рождественского стола в Латвии

Прежде всего, это карп , который считается символом счастья и благополучия. Его высушенная чешуя складывается в кошельки и карманы, чтобы новый год принес много денег.

Популярным блюдом считается вареная свиная голова с отварной перловой крупой. Можно просто запечь поросенка:

Можно, конечно, свиную голову заменить на жареный кусок свинины, поданный с тушеной капустой .

На Рождество принято также подавать вареный серый горох с кусочками жареного мяса и жирного бекона, который запивается простоквашей или кефиром. Рецепт этого блюда я недавно выставляла на своем кулинарном блоге "Хлеб-соль» . Называлось оно - "Серый горох с беконом в картофельной корзинке ».

Причем, весь горох, сваренный на Рождество, следует к утру съесть, иначе в новом году будет пролито немало слез.

Особым рождественским блюдом считается . Колбаска, конечно, на любителя, о ее составе можно судить уже по одному названию.

Пипаркукас - непременное блюдо на рождественском столе в Латвии. Это специфическое печенье, название которого переводится, как перченное печенье. Но это совсем не значит, что оно какое-то острое или горькое, название печенью дано так из-за содержания в нем некоторого количества перца, имбиря и др. пряностей, придающих выпечке пикантный вкус:

Ну и еще одно, не менее важное отличие - связано с подарками. У католиков принято, чтобы подарки раздавал Санта Клаус (Salavecis – в латышской интерпретации) и именно в рождественскую ночь. О самих подарках говорить не буду, тут уж зависит от экономической ситуации той страны, где живет добрый старый волшебник.

Но, как вариант можно и самому купить gps-навигатор - мужчины ведь тоже дети, только большие!

В России же, мы все прекрасно знаем, на этой раздаче находится Дед Мороз и приходит к детям он в ночь новогоднюю.

Вот такие они различия. Боюсь, что вспомнила я не все, но я также боюсь, что вы будете читать эту статью "по диагонали" (а этого мне совсем не хотелось бы), т.к. получилась она очень большая. Если кому будет, что дополнить, с удовольствием пообщаюсь с вами на эту тему.

А завершить свой пост хотелось бы простыми словами:

С Рождеством вас, православные!

Мира вам, добра и земного счастья!

На этом пока все.!

В чем разница между старым и новым стилем? Почему католики и православные празднуют Рождество в разные дни? Многие задавались этими вопросами, но отвечают на них обычно просто – разные календари, и все тут. А что если взять и договориться привести календари в соответствие?

Попробуем разобраться. Действительно ли это принципиально и почему – в материале портала Москва 24.

Фото: Портал мэра и правительства Москвы

На первый взгляд единая дата Рождества сразу бы многое упростила – православные верующие снова как и в дореволюционные годы стали бы отмечать Рождество 25 декабря, им не нужно было бы соблюдать рождественский пост во время Нового года, а иностранным друзьям не пришлось бы каждый раз объяснять, почему мы не празднуем главный христианский праздник со всем остальным миром. На самом деле все не так просто, но для начала придется разобраться в отличиях календарей и во всем том, к чему они в конечном итоге привели.

Юлианский календарь был введен в Римской империи по указу Юлия Цезаря, в честь которого он и был назван, 1 января 45 г. до н.э. До этого год у римлян длился 355 дней, из-за чего периодически вводили дополнительный месяц, чтобы поспевать за тропическим годом – тем реальным отрезком времени, за который солнце завершает цикл смены времен года. По структуре год юлианского календаря выглядит так, как мы к тому привыкли, – 365 дней, каждый четвертый год – високосный. Таким образом, средняя продолжительность года получается 365 ¼ дня. Такой календарный год в отличие от предыдущего стал уже длиннее тропического. Всего на 11 минут и 15 секунд – казалось бы, совсем немного, а каждые 128 лет накапливалось по одному лишнему дню. Из-за этого Рождество постепенно сдвигалось от близости к зимнему солнцестоянию в сторону весны, смещался и день весеннего равноденствия – а от него отсчитывается Пасха. В конечном итоге расхождение календарного времени с реальным сложно было игнорировать. Тогда и возникла необходимость в новом календаре.

Григорианский календарь был введен Папой Римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года – там после этого дня наступило сразу 15 октября. Эта система исчисления времени и получила название нового стиля (а юлианский календарь, соответственно, стал известен как старый стиль). Россия на григорианский календарь не перешла и продолжила жить в юлианском. Так что Рождество у нас было, как и у всех, 25 декабря. Только у католиков в это время был уже январь. А потом случилась революция, и Совнарком принял декрет - перейти на одну систему исчисления со всем миром. Это произошло 31 января 1918 года – после него в РСФСР наступило 14 февраля, таким образом, мы "синхронизировались" с другими странами.

А как же Церковь?

Здесь и начинается самое интересное. В светском летоисчислении мы стали жить одновременно с Западом. А вот Русская православная церковь (а вместе с ней – Сербская, Грузинская, Иерусалимская и Афон) менять календарь отказалась. И дело здесь вовсе не в упрямом нежелании следовать за католиками – за этим решением стоят очень важные для церкви причины.

Прежде всего по христианским канонам новозаветная Пасха должна идти за ветхозаветной. Это продиктовано хронологическими соображениями – Иисус Христос был распят накануне иудейской Пасхи, а воскрес на ее третий день. У христиан, живущих по григорианскому календарю, это правило иногда нарушается, что, по идее, искажает логику богослужебного времяисчисления – а в православном церковном календаре события жизни Иисуса Христа строго следуют одно за другим. Кроме того, именно накануне православной Пасхи на Гроб Господень в Иерусалиме традиционно снисходит Благодатный огонь, а в крещенскую ночь – освящается вода. Эти чудеса являются еще одним доводом православных христиан в пользу истинности своего календаря. Согласитесь, причины более чем серьезные, так что позиция большинства православных церквей ясна – пусть уж католики возвращаются к правильному календарю. А мы подождем.

На заметку

Интересно, что 11 поместных православных церквей (среди них – Греческая, Румынская, Болгарская и другие) празднуют Рождество, как и католики, в ночь на 25 января. В 1923 году они перешли на новоюлианский календарь – то есть фактически календарь с юлианской пасхалией и григорианским календарем одновременно. Получается, что Пасху они празднуют с православными, а непереходящие праздники – с католиками.

Разница между датами юлианского и григорианского календарей постоянно увеличивается – каждые 400 лет на трое суток. Таким образом, православные церкви, использующие юлианский календарь, с 2101 года начнут праздновать Рождество 8 января.

Католики придумали и приняли григорианский календарь в 1582-ом году. Римский папа Григорий XIII это провернул. План реформы был и до него, но до него не решились.

Сделано это было ради того, чтобы дни весеннего равноденствия астрономические соответствовали календарным. А они постепенно расходились, так как длина года в юлианском календаре не точно соответствовала реальной длине года (в григорианском неточность сильно меньше).

Дата весеннего равноденствия является определяющей для даты празднования Пасхи.

Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия. Связано это с последовательностью евангельских событий.

Вот тут то и начинаются проблемы.

Дело в том, что изначально каждая поместная церковь и даже отдельные общины сами определяли конкретную дату празднования Пасхи. Почему так?

Обратите внимание на слово полнолуние в словесной формуле Пасхалии. Иудеи, как и прочие древние культуры пытались совместить солнечный годичный круг с лунным. Что это и откуда -- кратко тут:

А римляне ко временам Рождества Христова уже догадались, что идеальный лунно-солнечный календарь составить невозможно и решили ориентироваться только на длину солнечного года. Это сделал тот самый знаменитый Юлий Цезарь, откуда и календарь стал называться Юлианским. Авторы календаря -- александрийские (это Египет) ученые во главе с Созигеном. Соотношением месяцев и фаз Луны, которые и породили понятие месяцев, пренебрегли -- теперь полнолуния и новолуния не приходятся на одни и те же дни месяцев. Проблема в том, что лунный цикл (~29,5 суток) не укладывается кратно в солнечный цикл (~365,2425 суток).

Теперь вспоминаем, что для определения даты Пасхи нам требуются данные о полнолунии.

Иудеи поступали в те времена просто -- они во многом пользовались непосредственными наблюдениями.

А как поступать разбросанным в разных далеких городах христианским общинам? Цель -- отпраздновать Пасху в один день (надо сказать, что эта хорошая цель не всегда достигалась ещё и из за политики). Как провести непосредственные наблюдения (а ведь ещё и фактор погоды, и понимающего человека может не быть)? Приняв решение о дате, как успеть от всех получить подтверждение, что они согласны с этим решением основанным на наблюдении?

Вот тут и принимается решение взять за основу Юлианский календарь, и составить как можно более простую формулу которая учтет полнолуния, которых в календаре нет (полнолуния не приходятся на одни и те же числа месяцев каждый месяц, каждый год). По такой формуле даже и на чужой стороне только имея календарь и номер года человек узнает когда ему вместе со всеми отпраздновать Пасху.

Такая формула и была найдена в Александрии. Она была основана на том, что в 433 году до Р.Х. афинский астроном Метон нашел, что каждые 19 лет лунный цикл завершается в тот же день солнечного года. То есть полнолуния раз в 19 лет снова приходятся на те же числа месяцев.

Итак, примерно с четвертого века по Р.Х. большинство церквей договариваются считать дату Пасхи по этой формуле. Рождество же празднуется просто 25 декабря.

На самом деле всё сложнее и Рим предпочитал уже тогда использовать свою формулу Пасхалии. Иногда лет на 50 удавалось согласовать даты заранее.

Теперь вернемся к реформе календаря. Составители Юлианского календаря были в курсе о его неточности, но считали простоту календаря более важной и не принимали во внимание такую важность для календарей как непрерывный счет. То есть они считали, что при желании люди просто реформируют календарь снова и всё (как это часто и делалось в Древнем Риме). А ко времени Григорианской реформы люди уже 1500 лет жили с одним календарем и полюбили стабильность:) Поэтому реформа Римского папы была рискованной и, действительно, на новый календарь переходили очень долго, не одна только Россия долго собиралась.

Реформировав календарь и сместя даты, чтобы учесть набежавшую ошибку (равноденствие реальное и календарное) Папа ввел и новую формулу Пасхалии. Но православные церкви её не приняли, так как предпочитали и дальше вычислять дату по едино принятой в православии формуле. Дата Пасхи у католиков с православными и до того часто не совпадала, а теперь разошлись и другие праздники -- Рождество, Крещение и остальные с фиксированной по календарю датой.

На сегодняшний день ситуация стала особенно интересной. Нынешний Римский Папа Франциск этой (2015) весной выступил с сенсационным заявлением (но не оформленным в виде официального решения или предложения), что ради единства в праздновании Пасхи католики готовы принять православную пасхалию и не считают её какой-то неправильной. Это предложение сложно обсуждать, так как, в принципе, если так, то от православных ничего и не требуется, католики могут присоединиться и это хорошо. Т.е. это на деле какое-то дипломатическое заявление в которых мастера и Рим, и Византия.

У христиан всех конфессий наступило очень важное время - подготовка к одному из двух важнейших праздников - Рождеству Христову . Однако последователи различных ветвей христианства не только отмечают этот праздник в разное время, но и готовятся к нему по-разному.

Христианские церкви, живущие по григорианскому календарю (так называемому новому стилю ), отмечают Рождество Христово в ночь с 24 на 25 декабря . По новому стилю живет католическая церковь и все протестантские конфессии. Десять из 15 поместных православных церквей отмечают праздники по так называемому новоюлианскому календарю, который в настоящее время совпадает с григорианским. Все церкви, живущие по новому стилю, а также большинство жителей стран, культура которых основана на западных ценностях, отметят рождение сына божьего в ночь с 24 на 25 декабря 2017 года.

По юлианскому календарю (так называемому старому стилю ) Рождество Христово настанет на 14 дней позже. Верующие, придерживающиеся старого стиля, отметят этот удивительный праздник в ночь с 6 на 7 января .

По юлианскому календарю живут пять православных церквей мира. Это Русская православная церковь, Иерусалимская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, а также афонские монастыри. Вместе с ними встретят Рождество в ночь с 6 на 7 января некоторые католики так называемого восточного обряда и небольшое число протестантов.

Этот вопрос достаточно сложен, особенно если учесть, что празднование Пасхи Христовой у православных и католиков иногда совпадает.

Впервые григорианский календарь был введен Папой Римским Григорием XIII в католических странах в 1582 году вместо прежнего юлианского. Это было сделано из-за накопившегося отставания, которое возникло в связи с тем, что в юлианском календаре не учитывались високосные годы.

В советской России григорианский календарь был введен декретом от 26 января 1918 года, однако Русская православная церковь этого так и не признала, хотя попытки такие делались.

В 1923 года большинство поместных православных церквей приняли похожий на григорианский новоюлианский календарь и стали отмечать праздники одновременно с католиками и протестантами. Однако Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также монастыри Афона отказались подчиниться этому решению. Таким образом, РПЦ до сих пор придерживается старого стиля, и большинство россиян, даже далеких от религии, отмечает христианские праздники по юлианскому календарю.

Поэтому католическое Рождество настанет 25 декабря , а православное - 7 января .

Почему Рождество у католиков и православных не совпадает, а с Пасхой все сложнее

Как известно, в христианстве праздники бывают непереходящие , то есть закрепленные в календаре и всегда отмечаемые в один и тот же день, и переходящие (то есть имеющие плавающую дату).

Так вот, в 1948 году на московском совещании православных церквей было принято постановление, что Пасха и все переходящие праздники должны рассчитываться по юлианскому календарю, а непереходящие - по тому календарю, по которому живет поместная церковь.

Но на самом деле все это нужно просто принять и запомнить, а что касается переходящих праздников, например, Пасхи - просто ежегодно уточнять их дату по церковному календарю.

Как готовятся к Рождеству православные и католики

Православные христиане начинают подготовку к Рождеству более чем за месяц - для этого существует Рождественский пост , который начинается 28 ноября и длится 40 дней - до вечера 6 января . Подробнее о том, как в православии принято соблюдать Рождественский пост, читайте .

У католиков и лютеран подготовка к Рождеству называется Адвент , это время также сопровождается постом и традиционными обрядами, которые носят не только религиозный, но и культурологический смысл.

Что такое Адвент

Адвент (от латинского слова adventus - приход) - это название предрождественского периода, по своему духовному смыслу похожего на Рождественский пост у православных.

Особенно важен Адвент для католиков - ведь это время духовной и телесной подготовки к празднику Рождества Христова. Тут надо отметить, что если у православных главным христианским праздником считается Пасха Христова , то в западной традиции на первом месте стоит именно Рождество , поэтому все, что с ним связано, для католиков и протестантов чрезвычайно важно.

Адвент длится четыре недели - до католического Рождества, то есть он на примерно на треть короче 40-дневного православного Рождественского поста. Во время Адвента у западных христиан также принято соблюдать пост, хотя и не такой строгий, как в православии, а также совершать различные добрые дела.

Первое воскресенье Адвента

Один из важнейших дней перед католическим Рождеством - это первое воскресенье Адвента , которое в 2017 году приходится на 3 декабря .

В этот день зажигают первую свечу в традиционном венке Адвента - Свечу пророчества , которая символизирует связь Ветхого и Нового завета.

Второе воскресенье Адвента

Во второе воскресенье Адвента , которое приходится на 10 декабря , вместе с первой свечой зажигается вторая. Вторая свеча носит название Вифлеемская - она зажигается в память о путешествии девы Марии и святого Иосифа в Вифлеем и о рождении там Иисуса .

Третье воскресенье Адвента

Третье воскресенье Адвента настанет 17 декабря . Этот день символизирует третья свеча, которая называется Свеча пастухов . Ее зажигают вместе с первыми двумя. Третья свеча посвящена пастухам, которые первыми пришли поклониться младенцу Иисусу.

Сочельник у католиков

В Сочельник - канун Рождества (24 декабря) - зажигают четвертую свечу Адвента , которая называется Свеча ангелов . Эта свеча символизирует божественную сущность Христа.

В Рождественскую ночь в венке Адвента горят все четыре свечи.

О том, как западные христиане празднуют Рождество, читайте в материалах Федерального агентства новостей .

Хотя Адвент считается периодом молитв и поста, но в западных странах это еще и очень веселое время, посвященное ожиданию чуда, с которым неизменно ассоциируется Рождество. Во всех населенных пунктах - от пышных европейских столиц до маленьких горных деревушек - устраиваются ярмарки и распродажи, открываются рождественские базары, которые так любят посещать туристы. Все стараются запастись подарками, которые на Рождество принято дарить как детям, так и взрослым.