Подготовить публичную речь на любую тему. Чемпионат по подводным шахматам. Деликатесы из медуз

Рано или поздно каждому человеку приходится выступать перед публикой. И поскольку последняя настроена весьма эгоистично, это занятие может доставить уйму хлопот. Но как говорил Марк Твен: «Публика изначально от вас ничего не ждет», - так что не стоит нервничать, однако неплохо будет воспользоваться несколькими полезными советами и пересмотреть примеры публичных выступлений.

С чего начать?

Любой пример публичного выступления начинается с правильной подготовки речи. Каким бы чудесным ни казался текст оратора, нужно понимать, что за ним стоит недюжинный труд и долгие часы практики.

Каждый успешный пример публичного выступления начинается с подготовки речи. Марк Твен в свое время не зря говорил, что необходимо около трех недель для подготовки экспромта. Любое выступление, вне зависимости от своего вида и преследуемой цели, должно готовиться заранее. Сперва необходимо сделать так называемый «скелет» выступления. Для этого нужно определиться со следующими позициями:

  • Понять мотивацию людей, которые пришли слушать речь.
  • Определить основную идею выступления.
  • Разделить эту идею на несколько составных частей (подзаголовков).
  • Обозначить ключевые слова. Их необходимо будет повторить несколько раз в выступлении, чтобы слушатели лучше запомнили о чем, собственно, идет речь.
  • Каждая речь должна иметь четкий план и структуру. Выступление должно состоять из вступления, основной части и выводов.

Мускулы

Когда оратор определился с основной структурой своего выступления, на этом «скелете» необходимо нарастить «мышцы». Из чего они могут состоять?

  • Можно воспользоваться яркими примерами из жизни или литературы, главное, чтобы они соответствовали основной тематике.
  • Чтобы помочь слушателю зрительно закрепить полученную информацию, стоит подготовить графики, слайды, картинки, видео и т. д.
  • К аудитории можно обратиться с вопросом в ходе выступления, это поможет удержать внимание публики на основной теме.

Вступительная часть

Особое внимание стоит уделить началу и окончанию выступления. Именно они играют основную роль при общении оратора и слушателя. Введение помогает составить первое впечатление о выступающем, а подведение итогов дает возможность слушателям закрепить полученную информацию.

Во время подготовки выступления может возникнуть множество вопросов. К примеру, как начать публичное выступление? Здесь главное с самого начала заинтересовать публику. Первое впечатление об ораторе будет сопровождать его на протяжении всего выступления, и если допустить ошибку, сложно будет потом ее исправить.

К примеру, вступлением для публичного выступления может стать остроумная шутка или какой-то интересный факт. Можно озадачить публику вопросом или заинтриговать паузой. Главное - привлечь к себе внимание. Только не стоит начинать извиняться за то, что голос охрип, это первое выступление и т. д. Оратор всегда должен был уверенным в себе, а каждую неприятность обернуть себе на помощь. Например, если выступающий действительно заболел, нужно не извиняться, а сказать, что в связи с такими-то обстоятельствами прошу всех сесть ближе, чтобы меня было слышно.

Конец выступления

Что касается окончания, то здесь важно подвести итоги всего выступления, выделить основные мысли и вспомнить затронутые проблемы. Последние фразы должны иметь определенный эмоциональный посыл и быть выразительными, только так слушатель сможет не только наградить выступающего аплодисментами, но и станет приверженцем его идей. Хотя, сколько ни говори о правильном конструировании выступления, проще будет рассмотреть примеры публичных выступлений.

Разновидности публичных выступлений

Примеры публичных выступлений делятся на несколько видов:

  • Информационные . В большинстве своем это доклады, лекции, устные ответы.
  • Протокольно-этикетные. Такие речи используют, когда встречают важных гостей, произносят тосты, траурную речь или открывают новое заведение.
  • Развлекательные. Обычно их используют для приятного времяпрепровождения, они имеют развлекательный контекст, но в то же время передают информацию. В качестве примера можно привести выступления юмористов русской эстрады Е. Петросяна, Е. Степаненко, М. Задорнова и других.
  • Убеждающее выступление. Такой доклад должен обладать неоспоримыми фактами и доказательствами, что склонят аудиторию на вашу сторону. Примерами могут стать выступления известных политиков. К примеру, Авраам Линкольн в 1863-м произнес Геттисбергскую речь, где уверил граждан, что ни один солдат не погиб зря, и это нужная жертва на пути к свободе.

Успеть за три минуты

В целом внимание аудитории сохраняется только 15-20 минут, это обусловлено психофизиологическими причинами. В зависимости от разновидности, устные выступления могут длиться от нескольких минут до 1-2 часов. Однако есть и такие речи, которые нужно успеть произнести за 3 минуты. В большинстве случаев этими выступлениями являются свадебные тосты или пресс-конференции. В общей сложности длина речи должна составлять от 200 до 405 слов. Вот пример публичного выступления на 3 минуты:

«Сегодня Далай-Лама впервые дал уникальное интервью российскому блогеру. Для своего канала на YouTube бизнес-блогер Дмитрий Портнягин первый в СНГ взял интервью у Далай-Ламы. Общение с известным буддистом происходило в отеле Дели, где монах часто останавливается вместе со своими последователями. Прежде чем приступить к общению, помещение дважды проверили: первой это сделала индийская охрана, возглавляемая сикхом, а после - личная охрана его Святейшества.

Интервью длилось всего час. За это время участникам беседы удалось обсудить политические проблемы, включая вопросы компетентности Горбачева, Ельцина и Путина. Спрогнозировать будущее России, поговорить о материальных и духовных ценностях, взаимопонимании между людьми и секретах успеха. Каждый вопрос получил развернутый ответ. Далай-Лама разговаривал открыто и с юмором. В конце он дал несколько советов для предпринимателей и рассказал о личной безопасности.

Дмитрий Портнягин не оставался безучастным во время разговора. Он показал Далай-Ламе фотографию своего дедушки, рассказал, что в его кабинете всегда висела фотография верховного главы Тибета, поэтому он тоже заинтересовался этой темой. Прощаясь с его Святейшеством, Дмитрий подарил Далай-Ламе на память шапку-ушанку. Монах сразу надел на себя обновку и предстал в таком виде перед объективами фотокамер. Полную версию интервью можно посмотреть на канале «Трансформатор».

Подходит или нет?

Этот пример текста публичного выступления соответствует всем правилам. Такая короткая речь полностью раскрывает тему презентации видео на канале YouTube. Здесь рассказано об участниках, месте проведения интервью, вопросах, которые поднимались и общем настроении, которое присутствовало во время разговора.

В конце пресс-релиза оратор зазывает слушателей посмотреть полную версию видео. Хотя концовку можно дополнить еще одним двумя предложениями, сказав, что интервью выдалось успешным и познавательным для каждого.

Александр І

Чтобы речь была эффективной, она должна быть точной и выразительной. И это не всегда могут быть большие объемы текста. Донести свою мысль можно несколькими сильными предложениями и яркими сравнениями. К примеру, публичное выступление Александра І перед французскими послами еще перед началом войны звучало следующим образом:

«Вот маленькая Европа, а это большая Россия (все это он показывает на карте). В случае неудачи вы можете отступить только до Парижа, а я могу бежать до края Камчатки! Но при этом каждый метр этой земли будет враждебен к вам, даже бабы не прекратят борьбу. Россия может проиграть некоторые сражения, но побежденной она никогда не станет».

Сказать, что послы уехали под впечатлением, это ничего не сказать. Пример текста публичного выступления царя Александра I поражает читателей и сегодня. Здесь нет ни капли высокомерия, сплошные факты, поданные под правильным «соусом».

Стив Джобс

Ярким примером современного ораторского искусства могут послужить выступления Стива Джобса. Ораторство определенно не было его коньком - это всего лишь хобби, но каждую презентацию нового продукта он начинал с собственного выступления. Примеры в его исполнении выглядит следующим образом:

Это только небольшие фрагменты одного из его выступлений. Но как человек мотивирует!

Правильное решение

С речью можно выступать на любую тему. Примеры публичных выступлений несложно найти в печатных и других средствах массовой информации. Обычно ораторы затрагивают важные социальные, политические и экономические проблемы. В последнее время стало модным давать тренинги по способам заработка в Сети, презентовать разнообразные обучающие программы или привлекать внимание к рекламным акциям. Иногда спикеры проводят психологические тренинги, обсуждают религию или философию. Но о чем бы ни говорил оратор, его основная цель - увлечь за собой аудиторию.

Оратор - это не тот человек, который профессионально манипулирует пафосными речами, а тот, кто способен вести одновременный диалог с тысячами слушателей. Он должен говорить на языке людей, которые его слушают, понимать их проблемы, находить точки соприкосновения и умело подводить к принятию правильного решения.

Деловая коммуникация

Может показаться, что она разнообразная и не имеет четких границ, эта публичная речь. Примеры выступлений, представленные выше, дают ложное представление о том, что тексты спикеров не имеют ничего общего. На самом деле все они преследуют одну цель: слушатель должен согласиться с точкой зрения говорящего. И сделать это можно совершенно разными методами, вплоть до провокации. Хотя такой метод используется в основном на судебных разбирательствах.

Основатель русской адвокатуры А. Ф. Кони однажды защищал инвалида-горбуна. На протяжении долгих лет над ним насмехался сосед, и вот однажды не выдержав, горбун схватил камень и бросил в него, причинив тем самым тяжкое телесное повреждение. В своем публичном выступлении А. Ф. Кони был оригинален, как никто другой. Он, как и полагается, обратился к присяжным: «Господа присяжные заседатели!» После выдержал паузу и повторил эту фразу еще четыре раза, делая после каждого обращения минутные остановки. После четвертого обращения один из присяжных не выдержал и яростно выпалил: «Вы что, издеваетесь?!» А. Ф. Кони не растерялся, именно такой реакции он и ожидал: «Я обратился к Вам вежливо и всего 4 раза, и Вы уже начали нервничать. Мой клиент долгие годы выслушивал оскорбления в свою сторону. Что он должен был чувствовать?»

Это выступление достигло своей цели - подсудимого оправдали.

Кто вас, товарищи судьи, кормит?

История знает немало случаев с такими оригинальными выступлениями. Даже в литературе можно найти хорошие примеры ораторских речей, по которым можно учить этому искусству. Так, в романе А. М. Горького «Мать» на судебном заседании выступал осужденный Павел Власов. Он был осужден по политической статье и отказался осуществлять побег, подготовленный его товарищами только ради того, чтобы выступить с речью перед многочисленным народом, который собрался на суде.

Его речь пестрела рефренами, где он говорил от имени народа, но главной «изюминкой» выступления стала кульминация: «Как можно уничтожать рабочих, тех, кто вас, товарищи судьи, кормит?» Создать такую речь дорогого стоит.

Процветание страны

Заканчивая статью, хотелось бы привести еще один вариант публичного выступления. Пример текста на тему «Воровство в Японии».

«На процветание страны влияет множество человеческих и экономических факторов. Среди них есть один, почти несущественный факт, который нам покажется фантастической нелепостью.

В Японии не воруют. Вообще не воруют. Никак не воруют. Никогда не воруют. Люди не запирают квартиры и автомобили. Магазины без опаски выставляют на улицы лотки с товарами и благополучно о них забывают. Они знают: никто не возьмет чужого.

В этой стране вы можете забыть что угодно и где угодно, а потом прийти за пропажей спустя несколько дней. Она так и останется нетронутой. Каждый японец знает: если что-то пропало, оно наверняка лежит там, где потерялось, а значит, найдется. Будь-то мобилка или кошелек, все равно любая вещь найдется.

В Японии не принимают чаевых. Продавец или официант будут бежать за вами несколько кварталов, чтобы отдать сдачу. Большинство жителей столицы передвигаются на велосипедах, и никто их не привязывает. Угнать велосипед?! Это же смешно!

Здесь знают: брать чужое - позор. После него человеку уже не будут доверять, он от него никогда не отмоется.

И кстати, об экономике. Чиновники свято следуют этому правилу: брать чужое - табу. Не так давно повесился японский министр, которого подозревали в вольном обращении с финансами. Даже не в воровстве. Из-за этой истории ушел в отставку и предыдущий премьер.

Итак, от чего зависит процветание страны? Правильно, от воровства, а если точнее - от его отсутствия».

Оратор - это своеобразный стрелок. Он либо попадает в цель и заставляет всех склонить перед ним головы, либо мажет, и тогда приунывшая толпа начинает заниматься своими делами, игнорируя слова спикера. Поэтому, прежде чем выступать перед публикой, нужно навести прицел на конкретную цель. Примеры публичных выступлений лидеров помогут.

Правила, позволяющие сделать публичное выступление
доступным для слушателей

Как начинать выступление?

Начало выступления представляет наибольшую трудность. В то же время оно является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление. Если полагаться на случайность, то это может привести к слишком серьезным последствиям. Начало выступления следует тщательно готовить заранее.

Вступление должно быть кратким и состоять не более чем из одного или двух предложений. Часто можно вообще обойтись без него.

Приступайте прямо к сути вашего выступления , затратив на это минимальное количество слов. Никто не станет возражать против этого.

Не начинайте выступление с юмористического рассказа . Это не всегда бывает удачным, особенно у новичков. Лишь очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот . Чаще всего такая попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того чтобы доставить ей удовольствие. Рассказ должен быть к месту, юмор должен быть глазурью на торте, но не самим тортом.

Никогда не извиняйтесь , так как обычно это раздражает слушателей. Говорите именно то, что вы собираетесь сказать, скажите это четко, быстро и сядьте на свое место.

Не начинайте ваше выступление слишком формально . Не показывайте, что вы тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным. Этого можно достичь, заговорив о том, что только что произошло, или о том, о чем только что говорилось.

Чтобы завоевать внимание аудитории в начале своего выступления можно использовать следующие приёмы:

– вызвать любопытство слушателей;

– поведать интересную историю;

– начать с конкретной иллюстрации;

– задать вопрос;

– начать с какой-нибудь «потрясающей» цитаты или фактов;

– показать, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей.

Как сделать ясным смысл вашего выступления?

1. Делайте незнакомое понятным, связывая его со знакомыми предметами и явлениями.

2. Избегайте специальных терминов в своем выступлении. Излагайте свои мысли простым и понятным языком.

3. Будьте уверены в том, что предмет, о котором вы собираетесь говорить, так же ясен для вас, как солнечный свет в полдень.

4. Используйте зрительное восприятие слушателей. Когда возможно, используйте экспонаты, картинки, иллюстрации. Говорите конкретно (не говорите слово «собака», если вы имеете в виду «белого фокстерьера с черным пятном над правым глазом»).

5. Повторяйте ваши главные мысли, но не повторяйте и не употребляйте дважды или трижды одни и те же фразы.

6. Сделайте ваши абстрактные утверждения понятными, сопроводив общие категории конкретными примерами и случаями.

7. Не пытайтесь затронуть слишком много вопросов. В небольшом выступлении невозможно должным образом рассмотреть больше, чем один или два раздела большой темы.

8. Заключайте свое выступление кратким резюме высказанных вами положений.

9. Если возможно, используйте сбалансированные предложения и контрастирующие идеи.

10. Интерес заразителен. Аудитория наверняка будет им охвачена, если сам выступающий им проникнется.

Как заканчивать выступление?

Концовка речи действительно является ее самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить.

Не заключайте свое выступление словами: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому поводу. Так что, пожалуй, я на этом закончу». Заканчивайте, но не говорите о том, что вы заканчиваете.

Тщательно подготовьте концовку вашей речи, заранее прорепетируйте ее. Знайте почти слово в слово, как вы собираетесь закончить выступление. Заканчивайте свою речь плавно. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой, подобно зазубренному булыжнику. Помните: хорошая импровизация – это хорошо подготовленная импровизация.

– резюмировать – вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затрагивали в своем выступлении;

– призвать к действию;

– сделать слушателям подходящий комплимент;

– вызвать смех;

– процитировать подходящие поэтические строки;

– использовать яркую цитату;

– создать эмоциональный подъем.

Подготавливая начало и конец выступления, всегда связывайте их между собой. Прекращайте выступление прежде, чем этого захотят слушатели. Помните: после пика популярности очень скоро наступает пресыщение.

Примеры публичных выступлений.

В каждом из приведенных отрывков выделены те особенности текста, которые отмечаются как имеющие положительное воздействие на аудиторию. Все выступления посвящены проблеме стимулирования педагогов к ведению методической самообразовательной работы.

1. «Уважаемые коллеги ! (обращение ). Мы не первый раз собираемся в этом году по вопросу активизации работы методических объединений (подчеркивание общности дела ). Я выражаю благодарность (называются имена, кому она адресована), поддержавшим эту линию работы школы (указание на положительные примеры ). Да, действительно, «еще одна модернизация» (кивает в сторону самого недовольного слушателя) выпала на нашем профессиональном пути (признание права аудитории на собственное мнение ). Методическая работа – составная часть всего образования, именно через нее модернизация и возможна (подчеркивание значимости ).

Я не раз говорила об итогах анализа посещенных уроков (обращение к прошлому опыту взаимодействия ). Строгая их экспертиза дает все основания считать, что они у всех нас без исключения (разделение ответственности ) построены однообразно. Только для открытого урока мы стараемся покопаться в методической литературе (открытое признание неприглядного факта ). Да, действительно, у нас маленькая зарплата, мы перегружены совместительством и подработками, наши семьи дома хотят нас видеть не только сидящими за книжками и тетрадками (предупреждение возражений ).

Свои предложения по развитию методической работы в школе я высказала на прошлом методическом Совете. Основные направления ее активизации я написала на доске (наглядное представление ). Их пять. Я прошу вас высказаться относительно их или внести свои (готовность к диалогу со слушателями )».

2. «Мы сегодня будем говорить о методической работе. Но мне хотелось бы сначала рассказать притчу про лошадь (смех) (интригующее начало ). Расхваливает мужик на базаре покупателю свою лошадь, упирая на то, что она быстро бегает. А тот ему говорит: «Тогда нужно продавать ее дешевле». «Это почему же?» – спрашивает мужик. «А вдруг она побежит быстро, да не в ту сторону?» (смех ).

К чему я это? Была я позавчера на семинаре в одной школе. Там выступает учительница с сообщением «применение НЛП на уроках математики в начальной школе». Выступает с энтузиазмом, директорам всем нравится. А я простодушно спрашиваю: «Какое лингвистическое – на математике? Какое программирование, если всегда на математике развивали мышление? Какие научные основания у этого новшества? Как это отразится на детях – сейчас и в дальнейшем?». Понимаете, куда без методического догляду эта бойкая учительница может забежать? (риторические вопросы ).

Другой пример. Стал мой сын готовиться по истории к сессии в институте, перебирает свои старые тетради. Мне тоже стало интересно вспомнить, как раньше давали материал. Открываю: на всю страницу в тетради под запись дана учителем биография Черномырдина (смех ). Конечно, нет хороших учебников по истории и все такое. А учителя хорошие есть?.. Как побежала лошадь по идеологической дороге, так ее и не остановить (проблематизация через метафору, опора на примеры из собственной жизни и работы ).

Уважаемые мои коллеги! Дорогие единомышленники! (пафосное обращение ). Мы с вами прошли не одну полосу препятствий, пройдем и эту (подчеркивание общности со слушателями, выражение уверенности в их дееспособности ). Подскажите мне слова, которыми я смогу объяснить каждому из вас, что сегодня так работать нам никто не позволит. Методическая работа – это наше лицо, это уровень нашего профессионализма. Методическая работа для учителя – это обращение к новому знанию. Без этого наша работа теряет смысл. Я – за осмысленную работу. А вы?.. (публицистичность, призыв к слушателям )».

3. «Я солидарна с предыдущими докладчиками в том, что методическая работа имеет большое значение в работе учителя (ссылка на предыдущих ораторов ). Даже тогда, когда она не оплачивается, и даже тогда, когда она проводится за свой счет, – я имею в виду курсы и методическую литературу (открытое, возможно оппозиционное, отношение к проблеме ). Представьте себе детского врача с маленькой зарплатой, который лечит, используя знания своей студенческой юности, закончившейся тридцать лет назад. Станете вы спорить с тем, что мы в такой же степени ответственны за растущего человека (сравнение )?

В своем выступлении я акцентирую внимание на том, что делает методическую работу жизненно необходимой для учителя (аннотация содержания выступления ).

Первое, о чем следует помнить (нумерация выдвигаемых аргументов ). Ребенок, которого мы учим, меняется на глазах. Пятиклассника этого года нельзя учить так, как мы учили в пятом классе нынешних выпускников. Нужно искать другие методики, даже другими словами объяснять учебный материал (приведение очевидных аргументов ).

Второе. Педагог, занимающийся методической работой, – это уважаемый нами, родителями и учениками учитель. В ситуации падения престижа нашей профессии мы обязаны (я подчеркиваю – обязаны) обеспечить уважительное отношение к нашему труду (обращение к ценностям ).

И третье. Мы – то, что оставим после себя. Что останется после нас, когда нас самих не станет? Стопка выглаженных пододеяльников?.. Если память – то пусть мы запомнимся как блестящие профессионалы своего дела. А еще лучше – как авторы «методичек», учебников и статей в наших профессиональных журналах, как делегаты съездов и конференций, как лучшие представители нашей страны (обращение к высшим смыслам ).

Спасибо за возможность обо всём этом сказать (благодарность слушателям )».

Результативность делового совещания, проводимого в форме публичных выступлений , повышается, если имеются следующие характеристики:

Ø точность приводимой информации, проверяемость фактического материала;

Ø проявление доверия слушателям, включение их профессиональной и жизненной ситуации в контекст выступления говорящего;

Ø примеры из собственного опыта и из опыта слушателей;

Ø подчеркивание значимости, престижности того, о чем говорится в выступлении;

Ø подчеркивание общих со слушателями интересов и целей;

Ø продуманная структура текста, его эмоционально-образная выразительность;

Ø чуткое реагирование на настроение аудитории;

Ø доброжелательность, непринужденность общения;

Ø предоставление возможности слушателям выбора отношения к воспринимаемому материалу, отсутствие принуждения и категоричности;

Ø налаженная обратная связь с аудиторий (подробно об этом будет сказано ниже).

Ситуация публичного выступления позволяет определить, какого типа говорения, монологического (доминантного, авторитарного) или диалогического, в большей степени придерживается оратор. Два этих типа сравниваются по нескольким показателям, приведенным в таблице.

Образовательная: развитие понятия “публичное выступление”, формирование умения строить устное публичное выступление;

Развивающая: развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать;

Воспитательная: воспитание культуры речи, нравственных качеств личности, взаимовыручки при работе в группах.

Ход урока

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

II. Словарный диктант с последующей самопроверкой.

Задание. Запишите слова, устно объясните их значения. Проверьте написанное (самопроверка).

Ди скусс ия, а уди тория, о ратор, красноречие, э мо циональность, публи цистика.

Что общего между этими словами? Соответствуют ли они теме “Общение”, “Выступление”?

Подберите однокоренные слова к слову “публицистика” (публичный, публика).

III. Беседа по вопросам. Анализ текста (проверка домашнего задания).

Какова цель оратора (выступающего)? (Воздействовать на слушателя).

О милосердии.

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал… Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.

С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу - рот разбит.

Решил повернуть назад, домой.

Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, - видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи…

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто и не помог.

Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного - они же видели, что я весь в крови, что-то случилось - упал, ударили, - почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, “меня это не касается” стало чувством привычным?

С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное - желание отойти, уклониться, не ввязываться - и со мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако, призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся - и причин видимых не нашел.

Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой - было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили… Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас - о главных жизненных правилах той поры.

Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек - я, например, - может только бить в этот колокол тревоги и просить, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.

(По Д.А. Гранину. Из очерка “О милосердии”)

Вопросы к тексту:

1) Назовите тему и основную мысль текста.

Закончить запись темы урока: “Устное публичное выступление на морально-нравственную тему”.

IV. Сообщение ученика о значении слов “мораль”, “нравственный”.

В.И. Даль в “Толковом словаре живого великорусского языка” так объясняет слова “мораль” и “нравственный”:

Мораль - нравоучение, нравственное учение, правила для воли, совести человека.

Нрав - характер, постоянные стремления воли человека.

Нравственный - согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека; духовный.

Мораль и нравственность - это этические категории.

Этика - это раздел философии, который определяет границу между добром и злом, хорошими и дурными поступками.

V. Дифференцированные задания (работа в группах). Задания различаются степенью сложности. Учитель, зная подготовку учащихся, может сам определить, какая группа будет выполнять то или иное задание.

Задание для первой группы

  1. Прочитайте текст.
  2. Ответьте на вопрос: чем тезис отличается от конспекта? Докажите это на примере (можно использовать материалы прочитанного текста).

B. Прочитайте текст.

Про зависть

Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? А если гимнастка? А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. Это как в игре - холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!

На последнем вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. Вот то же и с завистью. Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой.

Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

Завидуете - значит, не нашли себя.

Д.С. Лихачев.

Выполните следующие задания к прочитанному тексту:

  1. Составьте и запишите тезисы прочитанного текста.
  2. Определите, какую роль в тексте выполняет первый абзац.
  3. Подготовьте сообщение: “Тема выступления - тезисы”.

Задания для второй группы

A. Выполните следующие задания.

  1. Прочитайте текст.
  2. Выделите в тексте:
  3. - (красным цветом) совет, который дал Д.С. Лихачев;

    - (синим цветом) причину.

  4. Подготовьте краткое сообщение по теме: “Советы начинающему оратору” (при подготовке используйте материалы прочитанного текста).
  5. Если вы хотите быть культурным и образованным человеком, обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

    Следите за временем. Это важно, чтобы вас поняли.

    Выступление должно быть интересным. Если выступающий увлеченно рассказывает, то и аудитория это почувствует.

    Постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении была одна главная мысль. Тогда слушатели будут догадываться, в чем вы хотите их убедить.

B. Прочитайте текст (Д. Гранин “О милосердии”). Выполните следующие задания к прочитанному тексту:

  1. Выделите фрагмент текста, содержание которого связано с морально-этической проблематикой.
  2. Составьте и запишите план этого отрывка.
  3. Сравните этот фрагмент с текстом Д. Гранина "О милосердии".
  4. Используя материалы этого текста и произведения Д. Гранина "О милосердии", подготовьте тезисы публичного выступления.

Задание для третьей группы.

A. Выполните следующие задания.

  1. Внимательно прочитайте темы публичных выступлений.
  2. Выбери ту тему, которая тебе ближе всего, по которой ты можешь проидумать свои примеры, использовать собственный опыт.
  3. Внимательно прочитай варианты вступлений. Определи, какое вступление в большей степени соответствует выбранной теме.
  4. Запиши план (или тезисы) своего выступления. При составлении плана думай, способствует ли этот пункт раскрытию темы.

Темы для публичного выступления

1. Доброта делает человека красивым.

2. О любви к "братьям нашим меньшим".

3. Быть порядочным хорошо или плохо?

4. Умеем ли мы дружить?

5. Чем опасен равнодушный человек?

6. О человеческой жадности.

7. О необходимости уважительного отношения к людям.

8. "Путь милосердия согревает нашу жизнь!"

9. Хорошо ли быть богатым?

10. Качества, которые я ценю в человеке.

Варианты вступления

б) Очень часто в своей жизни мы сталкиваемся с ситуациями, выход из которых ставит человека перед выбором: как поступить?..

в) Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что …

VI. Обсуждение результатов работы (анализ выступления групп), критерии оценки выступления.

1. Соответствует ли содержание теме выступления?

2. Логично ли высказывание?

4. Поддерживает ли выступающий внимание публики?

5. Соответствует ли речь оратора литературным нормам языка?

6. Общая оценка выступления.

VII. Домашняя работа (каждый ученик получает задание).

Внимательно прочитай советы. Подчеркни те из них, которые ты хотел бы запомнить.

Выбери одну из предложенных тем публичного выступления или придумай свою.

Поработай над содержанием своего публичного выступления (задавай себе вопрос: соответствует ли данная мысль, довод теме выступления?).

Продумай интересные примеры, факты из собственной жизни, вспомни примеры из художественных произведений. Все это будет способствовать тому, что твое выступление будут внимательно слушать.

Написав вступление своего публичного выступления, еще раз внимательно его прочитай. Может быть, можно предложить что-нибудь интересное?

Постарайся придумать интересное заключение. Твоя цель - сделать свое выступление незабываемым.

Попробуй выступить со своей темой перед родителями, бабушкой или дедушкой (можно выступить и перед зеркалом). Все это будет способствовать тому, что ты будешь чувствовать себя увереннее.

Подумай, с какой интонацией ты будешь произносить ту или иную фразу.

Помни, что сегодня ты выступаешь перед одноклассниками, перед теми людьми, с которыми ты знаком уже несколько лет. А завтра ты можешь оказаться перед совершенно незнакомыми людьми. И тогда твое умение выступать выразительно, эмоционально, твое умение логически выражать свои мысли помогут тебе.

А теперь можешь приступать к работе. Успехов!

Раз мы рассказали, как подготовиться к публичному выступлению, чтобы вам ничего не мешало «держать» аудиторию. Сегодня обратим внимание на поведение выступающего, использование возможностей его голоса, а также правила обращения с презентацией.

Смотрите на аудиторию , медленно обводите взглядом всех присутствующих, пока говорите, чтобы вовлечь в процесс всех. Не стоит фиксировать взгляд где-то на заднем плане помещения или на одном человеке. Неторопливо переводите взгляд по аудитории, чтобы никого не оставить без внимания.

Язык тела ваших слушателей. Обращайте внимание на мимику и жестикуляцию присутствующих. Это поможет вам понять, когда они заинтересованно слушают, когда поняли вашу мысль и готовы двигаться дальше.

Что надеть? То, в чем будете чувствовать себя удобно. Желательно, чтобы ваша одежда была многослойной и вы могли при необходимости что-то снять или надеть.

В среднем период концентрации внимания у человека не слишком продолжителен. После примерно 10 минут слушания мы начинаем отвлекаться, так что приблизительно на 8-10-й минуте лучше сменить вид занятий. Самое время рассказать анекдот, начать какую-то активную деятельность или демонстрацию иллюстративного материала.

Используйте жесты, чтобы оживить речь и подчеркнуть какую-то мысль , однако следите за тем, чтобы ваша жестикуляция не была слишком активной или постоянной.

Расположение на сцене. Убедитесь, что стоите в центре, вас хорошо видно со всех мест и никакое оборудование не заслоняет вас от слушателей.

По возможности не стойте на одном месте. Если вы ходите во время выступления, это выглядит более непринужденно и интересно как для вас, так и для слушателей. Однако не ведите себя при этом как тигр в клетке!

Ошибки/неуклюжесть. Даже самые опытные спикеры допускают ошибки или, например, случайно что-то роняют. Если вы всем своим видом начнете показывать, что расстроились или растерялись из-за этого, то ваша нервозность передастся аудитории и слушатели будут чувствовать себя неудобно. Самый лучший выход из такой ситуации — просто признать свой промах и, если получится, пошутить по данному поводу. Это поможет аудитории расслабиться, а значит, и вы почувствуете себя комфортнее. Помогают быстрые комментарии типа: «Для меня это еще раннее утро...» или «Мне явно пора подкрепиться...»

Памятки. Не забывайте, что люди не могут воспринять или запомнить в деталях все, что слышат, и часто теряют нить повествования. Поэтому периодически резюмируйте сказанное, а также подготовьте заметки, которые раздадите слушателям, если хотите, чтобы после вашего выступления у них в руках осталось что-то более материальное.

Юмор — также весьма действенный инструмент, если пользоваться им уверенно и в тему. Однако лучше оставить его, если нет уверенности, что вы достаточно остроумны.

Как максимально использовать свой голос

Начало выступления. Используйте простой разговорный язык. Обратите внимание на то, чтобы не говорить слишком быстро, особенно в начале выступления, когда еще сохраняется волнение. Произнесите несколько общих приветственных фраз, это поможет аудитории настроиться на ваш голос. Заранее отрепетируйте несколько первых предложений, чтобы не забыть их, даже если волнение даст о себе знать.

Темп речи. Меняйте темп речи, но не говорите слишком быстро. В обычном повседневном разговоре темп нашей речи то замедляется, то ускоряется, и вы делайте то же самое. В первой сцене фильма The Social Network («Социальная сеть», 2010 год), в котором рассказывается об изобретении и развитии социальной сети Facebook, мы видим, как Марк Цукерберг говорит со своей девушкой монотонной скороговоркой, которую трудно выносить. Все заканчивается тем, что девушка его бросает.

Давайте аудитории время на обдумывание. Нам всем нужно какое-то время, чтобы «переварить» услышанное. Поэтому говорите достаточно медленно, четко формулируйте основные положения и оставляйте небольшие паузы, чтобы сказанное прочно закрепилось в памяти слушателей.

Усиление голоса . Для выступления перед многочисленной аудиторией вам, скорее всего, предложат какую-нибудь систему звукоусиления. Когда приходится говорить перед небольшой группой, необходимости в такой системе нет. Сложности могут возникнуть, когда вы выступаете перед группой средней численности, а система звукоусиления не предусмотрена. Хорошо, если у вас сильный голос. Но что если голос тихий (как у меня), а выступать приходится перед группой из 20 человек, или в зале с плохой акустикой и шумной системой кондиционирования, или когда за стеной помещения располагаются детские ясли (как однажды случилось со мной)? В этом случае даже слабый голос можно заставить зазвучать громче, если представить, что вы разго-вариваете с кем-то через дорогу. Можно приносить систему звукоусиления с собой, как поступают инструкторы по аэробике или по танцам.

Не теряйте своей индивидуальности . Конечно, все уже сказанное важно, но не забывайте, что в основе восприятия вас как спикера лежит ваш индивидуальный стиль. Практика помогает собрать все компоненты в единое целое. При этом вы никогда не должны терять своей «изюминки».

Компьютерная презентация: что предусмотреть?

К наглядным пособиям можно отнести практически любые средства, которые выступающий использует в дополнение к своей речи. Чаще всего это компьютерная презентация. Хотя вы можете считать, что наглядные пособия служат больше для развлечения, наиболее важная их функция в том, чтобы лучше донести до аудитории суть выступления. Это происходит в силу пяти следующих причин:

  • контент помимо устного рассказа представлен в разных форматах;
  • выделены основные пункты выступления;
  • присутствует структура, помогающая лучше понять содержание;
  • присутствуют основные выводы;
  • представлены цифры или графики.

Убедитесь, что ваша презентация выводится на большой экран и хорошо сфокусирована . Потратьте несколько минут на то, чтобы это проверить еще до начала мероприятия.

Избегайте хаотичности, излишнего украшательства и мелкого шрифта. Не пытайтесь разместить слишком много пунктов на одном слайде: трех-четырех будет достаточно. Не углубляйтесь в детали. Используйте достаточно крупный шрифт. Не поддавайтесь соблазну сделать слайд слишком ярким, с движущимися графическими элементами — на деле это только отвлекает внимание.

Давайте слушателям время. Не забывайте, что людям нужно время, чтобы рассмотреть ваш слайд, ведь они видят его в первый раз и на усвоение содержащейся в нем информации требуется больше времени, чем вам кажется. Сколько докладчиков и лекторов наступили на эти грабли и поплатились интересом своей аудитории!

Направляйте внимание слушателей. Резюмируйте части своего выступления и периодически выделяйте те части слайда, которые обсуждаете, это поможет аудитории не терять концентрации.

Резервное копирование. Всегда имейте при себе резервные копии презентации на случай, если оборудование выйдет из строя.

Будьте готовы ко всему! Всегда заранее узнавайте о техническом оснащении площадки, на которой предстоит выступать, чтобы ваши наглядные пособия ей соответствовали. Площадка может быть оборудована по последнему слову техники или там может стоять обычная белая доска с маркерами. Всегда проверяйте, что будет в наличии. Однажды из-за того, что все подходящие площадки были уже забронированы, мне пришлось проводить тренинговую сессию в отеле, в люксе для новобрачных, где в моем распоряжении были только флипчарт и несколько фломастеров.

Лекция 8

Вопросы:

  1. Поведение в ходе выступления.
  2. Композиционное построение речи.
  3. Подготовка к программному выступлению.
  4. Выступление экспромтом.
  5. Как отвечать на вопросы.

Деловому человеку часто приходится сталкиваться с необходимостью публичного выступления. Многие люди от природы имеют дар устных выступлений. Одни могут произносить речи экспромтом, без видимых усилий, легко говорят в любой момент, доставляя удовольствие себе и слушателям.

Другая крайность. Это пренебрежение подготовкой к выступлению излишне самоуверенных людей, которые полагаются на свой опыт или ссылаются на чрезмерную занятость другими вопросами.

Следует помнить, что хорошо подготовленное публичное выступление – это, с одной стороны, знак уважения к аудитории, а, с другой – возможность заявить о себе как о хорошем специалисте и интересном человеке.

Настройтесь на аудиторию. Установите, отвечает ли содержание вашей речи ее интересами.

Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.

Начинайте говорить только после того, как установится тишина.

Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после чего должна последовать короткая пауза.

Вступительные слова не должны быть громкими. Следите за четкостью речи. Не следует произносить ее быстро и монотонно.

Во время выступления взгляд направляйте на слушателей (не смотреть в одну точку!). Наблюдайте за реакцией аудитории.

Переходите к изложению главного вопроса после того, как удастся добиться положительной реакции слушателей.

Сохраняйте самоконтроль на всем протяжении выступления. Не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или неуверенно чувствуете себя.

Не вступайте в дискуссию, даже если с места раздаются провоцирующие выкрики. Они не должны выводить из равновесия.

В критические моменты выступления необходимо говорить особенно убежденно, уверенно. Полезно бывает сгладить остроту несколькими комплиментами слушателям.

Если аудитория устала, начните говорить тише, потом повысьте голос.

Заканчивая выступление, поблагодарите присутствующих за внимание.

2. Композиционное построение речи

1. Вступление.

2. Основная часть.

3. Заключение.

Основные задачи каждой части:

1. Вступление

задачи

Вызвать интерес к теме

Установить контакт с аудиторией

Подготовить слушателей к восприятию речи.

Приемы привлечения внимания:

Обращение

Изложение цели выступления, обзор главных моментов, о которых предстоит говорить

Прием соучастия

Обращение к событиям, неизвестным аудитории



Обращение к речи предыдущего оратора

Обращение к известным аудитории источникам информации

Юмористическое замечание

Вопросы к аудитории и др.

2. Основная часть

Суммировать сказанное

Повысить интерес к предмету речи

Подчеркнуть значение сказанного

Поставить задачи

Призвать к непосредственным действиям.

Методы

Краткое повторение основных проблем

Обобщение сказанного

Указание перспектив

Иллюстративная концовка

3. Подготовка к программному выступлению

Пишите так, как говорите, а не как пишите.

В скобки заключите фразы, которые при необходимости можно опустить.

Включайте в каждый абзац 3-5 предложений.

Используйте в основном глаголы в активной, а не пассивной форме.

Например, избегать: «Нами были открыты пять новых филиалов».

Лучше: «Мы открыли 5 новых филиалов».

Ограничивайте количество слов в предложении.

Выступление следует отпечатать через два интервала читаемым шрифтом. Между абзацами – 3 интервала.

Подчеркните слова или фразы, которым вы придаете особое значение.

Имена численные (все цифры) написать словами.

Наличие конспекта обязательно, но надо стараться говорить не только по конспекту.

Точно фиксировать время (регламент).

Читая без подготовки, можно потерять контакт со слушателями;

2. Подготовка к чтению с места

Это важно и при переходе к новому пункту, абзацу.

Абзац не переносят на другую страницу так же, как и предложение. Не стоит переворачивать страницу не середине мысли.

Используйте только одну сторону листа: толстая стопка бумаги еще не означает длинную речь.

Нумеруйте страницы (лучше в правом углу листа).

Перед выступлением снимите скрепки, не скрепляйте страницы.

Не употребляйте жаргонных слов и терминов.

Исключите неясные и ничего не значащие определения и наречия:

заметно обоснованно

чрезмерный относительно

совершенно значительный

приблизительно отчасти

незначительный существенный

лучше достаточный

Избавьтесь от словесных штампов и лишних слов:

в текущий момент лучше:

в настоящий момент «сейчас».

Уберите из текста выражения типа:

по сути дела

честно говоря

я должен добавить

интересно отметить

на это необходимо обратить внимание

это следует запомнить

стоит сказать

могу ли привлечь ваше внимание

позвольте сказать и др.

Упрощайте времена глаголов: «мы идем, мы шли, мы пойдем» вместо : «мы бы пошли, мы собираемся пойти».

Используя цитату из книги, употребляйте настоящее время: Лев Толстой напоминает нам. Чехов говорит об этом и т.д.

4. Выступление экспромтом (сразу, без подготовки)

Сузьте тему до того, о чем вы можете говорить. Примите во внимание аудиторию.

Обдумайте основную мысль или пункты, о которых вы хотели бы сказать.

Решите, каким будет заключение.

Опасность выступления экспромтом заключается в том, что вы не знаете, когда закончите. «Несколько слов» могут превратиться в бессвязную риторику, если у вас в голове нет четкого заключения. До того, как вы начнете говорить.

Начинайте с главного утверждения, которое позволит слушателям узнать, о чем вы собираетесь говорить.

Подготовка и вступительное утверждение должны занимать не более 15 секунд (после соответствующей практики можно снизить его до 5 секунд).

При анализе выступления ответьте на вопросы:

Вы придерживались темы?

Вы осветили те пункты, которые наметили?

Было ли сильным заключение?

5. Как отвечать на вопросы

Типы вопросов:

- нейтральные, обычно требующие информации или пояснения;

- дружеские , изменяющие отношение к сказанному (например, «Я согласен с тем, что вы сказали, но что мы можем сделать?»);

- антагонистические (враждебные). Обычно бывают прологом к спору или несогласию с тем, что вы сказали (например, «Вы имеете в виду, что …).

При ответах на вопросы учитывайте следующее:

Не делайте высокомерного вида. Отвечайте на вопросы спокойно и точно.

Покажите задающим враждебные вопросы, что понимаете, почему они так ко всему относятся, дайте им понять, что не имеете ничего против них лично и хотели бы найти с ними общий язык.

Внимательно слушайте вопрос. Повторите или перефразируйте его, чтобы убедиться, что вы его поняли и чтобы каждый слушатель его услышал.

Если нужно, разделите вопрос на несколько частей и отвечайте на каждую по отдельности.

Отвечайте кратко и по существу.

Если спрашивающий вас перебивает, сделайте паузу и дайте ему закончить, затем продолжайте свой ответ, но не позволяйте ему отвлечь вас от сути ответа. Если человек продолжает перебивать, не завязывайте спор.

Связывайте ответы со своей речью («Как я уже сказал …»).

Не позволяйте одному или двум слушателям монополизировать время, отведенное на вопросы.

Очень важно, чтобы каждый человек творчески подходил к подготовке и произнесению ораторской речи, полнее и шире использовал свои природные данные, индивидуальные возможности, умело применял приобретенные умения и навыки.