Подготовка егэ истории задание 18. Начинайте с цветных иллюстраций, позже привыкайте к чёрно-белым. ЕГЭ по истории: разбираем задания с учителем

Как решать 18 ЕГЭ по истории

Как решать 18 ЕГЭ по истории

Как решать задание 18 ЕГЭ по истории? Если у кого-то возникнет вопрос, почему я не разбираю задания с исторической картой (задания 13 — 16), то отвечаю, что принципы работы с картой разобраны в статье . Заходи и смотри!

Итак, задание 18 по истории теста ЕГЭ, в соответствии с , оценивается всего одним баллом. Между тем, задания эти вообще не простые или кажутся таковыми абитуриентам. Это задание нацелено на проверку умения выпускников ориентироваться в культуре периода, определять события и авторство. В конце статьи скажу мегасекрет, так что дочитайте статую до конца.

В отчете ФИПИ за последний год утверждается, что учебники содержат достаточный иллюстративный материал для знакомства с иллюстрациями. Однако такое замечание больше верно для задания 19, чем для задания 18 ЕГЭ по истории. Задания 19 задание мы разберем на днях, так что !

Итак, как же решать такие задания 18 ЕГЭпо истории? Приведем пример такого задания:

Чтобы сделать такое задания 18 ЕГЭ по истории, взятое кстати из реального теста ЕГЭ, не надо быть Шерлоком Холмсом. На изображении ясно видны фамилии героев. Уж Чкалова-то как-то надо знать?! У нас в городе есть например улица Чкалова. Если иметь каплю любопытства, можно навести справки, почему так называется улица? :))) Уверен, если вы так сделаете на примере Вашего города, то в истории будете намного лучше ориентироваться.

Стало быть первая рекомендация к выполнению задания 18 ЕГЭ по истории: посмотри внимательно на картинку и определи, кого ты знаешь, что на ней изображено такое, что тебе известно, и постарайся сразу определить примерные хронологические (временные) рамки события!

Итак, речь на изображении идет о грандиозном перелете. Стало быть ответ 1 не верен: 2000 километров не расстояние для такого офигенного перелета! Расстояние перелета было 9 с лишним тысяч километров!

Ответ под второй цифрой тоже не вариант — какой морской флот, если Чкалов был летчиком? Отсюда рождается вторая моя рекомендация по заданию 18 по истории - включи логику или просто мозги! По задавай себе каверзные вопросы, и дай на них логичный ответ.

Верными являются следующие варианты:

3 — событие, которому посвящена марка, произошло в 30-х годах,

1- В ходе перелета, которому посвящена марка, его участники преодолели более 2-х тысяч километров (ответ исправлен из-за внимательности пользователей сайта сайт)

Ответ под номером 4 тоже не верный, так как Чкалов умер в 1938, и не от сталинских репрессий, как вы, вероятно, подумали, а в ходе испытания нового самолета. Однако не зная этого можно и на уровне логики подумать, что раз на марке изображен Северный полюс, значит перелет был с ним связан, а как можно пролететь 9000 километров, чтобы не закончилось топливо в самолете — ответ никак — значит по-любому тормознулись на Северном полюсе.

Сделаем ещё одно задание 18ЕГЭ по истории, пользуясь моими тремя рекомендациями:

Определяем период: с одной стороны изображение посвящено памятной дате образования СССР. Отвечаем на вопрос, включая логику:

Ответ под цифрой 1 — неверный, так как на рисунке реально изображены флаги республик, входивших в состав СССР. НО в 1922 году вошли только 4 из них,!

Ответ под цифрой 2 тоже неверен — так как герб менялся хотя бы потому, что менялось количество республик, входивших в состав СССР.

Верный ответ под цифрой 3 — Ленин был председателем СНК СССР, по нашему это предсетаель кабинета министров — то есть председатель Правительства!

Ответ под цифрой 4 неверный — уж планы создания СССР — надо бы знать!

Верный ответ под цифрой 5 — Ленин и вправду умер в 1924 году.

Не зная ответ под цифрой 4 верен или нет, можно определить верные ответы, прочитав ответ пять. Зная что Ленин умер «где -то в середине 20-х годов», можно прикинуть верный ответ. Это далеко не единственный путь рассуждения к верным ответам.

Получается что верные ответы: 3 и 5.

Чтобы их выбрать мы воспользовались знанием всего двух фактов: образование СССР (1922) и смерть Ленина 1924, и логикой, разумеется. Так и надо выполнять задания 18 ЕГЭ по истории. И в завершение поста,как всегда, сладенькое. В задании 18 может не быть изображений из культуры. Зато может оказаться какая-нибудь военная карикатура или почтовые марки. В связи с этим я вам крайне рекомендую посмотреть эти поста: и .

Как всегда, в завершении поста предлагаю Вам прорешать еще несколько подобных заданий, и не забудьте !

С уважением, Андрей Пучков

Историко-культурный стандарт в средней школе с каждым годом предъявляет все больше требований и критериев к сдающим ЕГЭ по истории. Так, еще с 2016 года в КИМ ЕГЭ помимо традиционных заданий 18 и 19, которые предполагают визуальные знания основных памятников истории и культуры (или других иллюстративных материалов, несущих в себе определенную информацию о том или ином периоде истории), было окончательно внесено задание 17, предлагающее установить соответствие между памятником истории и культуры и информацией о нём.

К сожалению, в современной российской школе знакомство с необходимым иллюстративным материалом сегодня происходит весьма вяло и непродуманно. Времени в рамках школьной программы на освоение столь сложного комплекса иллюстративных материалов, безусловно, не хватает.

Мы не рекомендуем вам ждать у моря погоды и надеяться на школьного учителя, частного преподавателя-репетитора или на халяву на самом экзамене. Превратите освоение сложного материала в небольшое исследование и погружение в ту или иную историческую эпоху. Наверно, вряд ли можно до конца понять и осознать деятельность Петра I, Ивана Калиты или Иосифа Сталина, если вы не представляете, как они выглядели, в каких дворцах и городах жили. Иллюстративный материал сложный, однако без него вряд ли вам удастся почувствовать «вкус» эпохи.

Представляет вам несколько правил о том, как готовиться к заданиям 17, 18 и 19 с пользой и удовольствием.

Заведите на рабочем столе персональную библиотеку

Историю осваивают всегда с погружением. Вот и вы, познакомившись с эпохой древности, обязательно заведите папку и сохраните как можно больше визуальной информации по эпохе. В этом смысле сгодиться все: прошли период Древней Руси, обязательно сохраните изображения Ярослава Мудрого, план Киева и Новгорода. Непременно найдите памятник тысячелетия России, храм святой Софии и Золотые ворота в Киеве. Идеально будет (особенно, когда у вас на подготовку год и более) по каждому периоду иметь свою такую папку. И когда приходит время повторять материал перед решением , еще раз просмотрите материал.

Читайте учебники или сайты с комплексом иллюстраций

Не ждите быстрого запоминания. Как показывает практика, абитуриент начинает различать работы художников, архитекторов и скульпторов только после 5-6 просмотров изображения с интервалом в несколько дней. Приучите себя не только читать текст в учебники, но и запоминать в этом тексте визуальную атрибутику. Если вы готовы потренироваться, то попробовать можно .

Начинайте с цветных иллюстраций, позже привыкайте к чёрно-белым

На ЕГЭ по истории вам будет предложено черно-белое изображение, однако не стоит себя омрачать отсутствием цветового разнообразия. Ничего страшного, смотрите цветное, тренируйте задания, а позже опривычивайте чёрно-белый формат.

Ресурс изображений ограничен, где их всех найти?

Эксперты ФИПИ тоже находятся в определенных рамках КИМов. Поэтому сначала беритесь за школьные учебники. Особенно хорошими помощниками вам могут стать учебники с 6 по 9 классы А.А. Данилова и Л.В. Косулиной. Откройте, просмотрите и ищите в гугле или яндексе похожую иллюстрацию.

Кстати, другим хорошим помощником может стать исторический атлас. Один из самых лучших – это, конечно, Дрофа. Там вы найдете не только карты по всем историческим периодам, но и годный иллюстративный материал, которого, кстати, там немало.

Создавайте презентации, карточки, коллажи

Ваш мозг быстрее запоминаете, когда вы применяете навыки и знания на практике. Сделайте для себя любимого отличную презентацию, составьте годный набор карточек с подписями каждого храма. Здесь мы вам советуем отказаться от официального, нормативного русского языка, используйте сленг, шутки и т.д. Рутины быть не должно. Активность должна сочетаться с нестандартным изложением.

С другой стороны, не переборщите, вряд ли большой и вульгарный текст вам поможет. Оригинальность также должна быть в меру.

Практикуйтесь

Прежде чем вы станете разбираться в культуре России, многочисленном иллюстративном материале, вам предстоит нарешать минимум 100 заданий из КИМов ЕГЭ. А потому, как только проработали период, идите решать тесты. Через пару дней вернитесь и решите еще раз. Сверьте результаты и приступайте к новому периоду. Так вы неплохо набьете руку и станете увереннее себя чувствовать в работе с заданиями на самом экзамене. Тесты для вас мы приготовили .

Удачи!

Анализ иллюстративного материала

За правильное выполненное задание получишь 1 балл . На решение отводится примерно 4 минуты .

Для выполнения задания 18 по истории необходимо:

  1. Использовать исторический атлас, в котором найдете карты по всем историческим периодам и иллюстрированный материал.
  2. Уметь работать с картинкой, маркой, фотографией или другим изображением.
  3. Задания связаны с культурой России.

Задачи для тренировки

    Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите цифры , под которыми они указаны.

    1. Военный деятель, изображённый на марке, подвергся репрессиям.
    2. Военный деятель, изображённый на марке, родился в период правления в России Николая II.
    3. События, изображённые на марке стрелками, произошли в ходе Первой мировой войны.
    4. Военный деятель, изображённый на марке, был участником Великой Отечественной войны.
    5. Данная марка была выпущена в период руководства СССР Н.С. Хрущёва.

    Решение
  1. цифры , под которыми они указаны

    1) Данное церковное сооружение было построено в XI веке.

    2) Данное церковное сооружение находится в Москве.

    3) Данное Церковное сооружение относится к шедеврам владимиро-суздальской архитектуры.

    4) Данное церковное сооружение построено в XII веке.

    5) Данное церковное сооружение было построено при князе Ярославе Мудром.


    Решение
  2. цифры , под которыми они указаны

    1) Данная картина написана в XIX столетии

    2) Данная картина написана в стиле реализма

    4) Данная картина написана в XVIII cтолетии


    Решение
  3. Какие суждения о памятнике архитектуры, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны

    1) Данный монумент сделан из бронзы

    2) Данный монумент находится в Изборске

    3) Монумент, представленный на фотографии, называется "Тысячелетию Государства Российского"

    4) Данный монумент построен в классическом стиле.

    5) Торжественное открытие монумента произошло в 1864 году


    Решение
  4. Какие суждения о картине, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны

    3) Оригинал данной картины хранится в Государственной Русском музее

    5) Картина написана в классическом стиле

Задание номер 18 всегда предлагает нашему вниманию какую-либо иллюстрацию. Это может быть известная картина, изображение или портрет деятеля культуры, науки или политики, всевозможные марки и плакаты.
Главной нашей задачей является проанализировать изображение и понять, с чем мы имеем дело.

Определив, что находится на картинке, мы должны ответить на приведенные ниже утверждения. Разобраться, являются ли они верными или же содержат ложную информацию.

Обратите внимание, что изображение предоставленное вам в КИМе всегда будет черно-белым, как и карта в заданиях 13-16. Если на экзамене вы получили нечитаемое изображение (т.е. с наличием каких-либо полиграфических дефектов), обратитесь к экзаменатору, чтобы решить эту проблему. Потому как залогом правильного выполнения этого задания является четкое представление объекта, о котором идет речь на изображении.

Плюсом этого задания является то, что мы четко знаем, что из пяти предложенных утверждений нам необходимо выбрать всего два.

Можно исключить лишние и таким образом оставить необходимые или же проверить каждое, чтобы быть уверенным в своем ответе на сто процентов. Прежде чем приступить к выполнению задания, хорошо изучите само изображение. Возможно на нем есть какие то отметки, фамилии, даты или что-то, что могло бы натолкнуть вас на правильную мысль.

Алгоритм выполнения задания

  1. Читаем текст задания
  2. Знакомимся с изображением
  3. Детально рассматриваем изображение на предмет наводящих подсказок
  4. Определяем, что изображено на картинке
  5. Знакомимся с представленными утверждениями
  6. Проверяем подлинность каждого утверждения
  7. Проверяем наличие трех лишних утверждений
  8. Делаем окончательный выбор
  9. Записываем ответ

Разбор типовых заданий №18 ЕГЭ по истории

Первый вариант задания (демонстрационный вариант 2018 года)

Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Военный деятель, изображённый на марке, подвергся репрессиям.
  2. Военный деятель, изображённый на марке, родился в период правления в России Николая II.
  3. События, изображённые на марке стрелками, произошли в ходе Первой мировой войны.
  4. Военный деятель, изображённый на марке, был участником Великой Отечественной войны.
  5. Данная марка была выпущена в период руководства СССР Н.С. Хрущёва.

Итак, начнем с детального анализа марки. Мы видим, что перед нами марка времен СССР, а точнее, 1963 года, на которой изображен советский военачальник Михаил Николаевич Тухачевский. Внимательно приглядевшись, замечаем справа годы его жизни, а значит можем примерно понимать, о каких временах пойдет речь.

Кроме того, можно заметить на фоне портрета карту, где можно разглядеть некоторые топографические отметки, например, город Уфа.

Теперь вспомним те события, к которым имел отношение Тухачевский. Он непосредственно принимал участие в командовании РККА времён Гражданской войны, а также был одним из главных действующих лиц в Советско-Польской войне.

Теперь можно познакомиться с утверждениями, когда всю остальную информацию мы проанализировали. Михаил Николаевич был действительно подвержен репрессиям, в особенности из-за событий Советско-Польской войны, когда между ним и Егоровым возникло недопонимание, которое привело к неутешительным результатам. В 1937 году он был расстрелян, но затем в реабилитирован в 1957 году.

Дату его рождения мы можем увидеть на марке, это 1893 год. Однако Николай 2 стал императором в 1934 году, поэтому это утверждение недостоверно.

К Первой Мировой войне Тухачевский имел слабое отношение, а представленные события на карте очевидно — результаты его деятельности, что абсолютно не может быть тождественным.

Участником ВОВ он быть просто не мог, потому как умер за несколько лет до ее начала.

Очевидно, что последнее представленное суждение верно.

Второй вариант задания (сборник Артасова)

На данном изображении мы видим одну из известнейших церквей — церковь Покрова на Нерли. Этот памятник архитектуры встречается очень часто, а потому должен быть узнаваем для всех,кто планирует хорошо сдать ЕГЭ.

Итак, эта церковь была построена в 1165 году, что уже является 12 веком, а никак не десятым, а значит первое суждение несправедливо.

Это крестово-купольный храм, выполненный в древнерусском стиле. А стиль нарышкинского барокко появился лишь в конце 17 — начале 18 века.

Церковь была построена недалеко от резиденции Андрея Боголюбского и относится к владимиро-суздальской архитектуре, о чем говорит ее внешнее убранство.

Третий вариант задания (сборник Артасова)


  1. На картине изображены представители царской династии.
  2. Автор картины являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок.
  3. Данная картина является единственным обращением её автора к теме истории России.
  4. Действие картины происходит в XVII в.
  5. Автором картины является В. И. Суриков.

Перед нами очень известная картина И.Е.Репина “Иван Грозный и сын его Иван”. Очень много споров и на сей день существует по поводу исторического подтекста этого полотна. Убивал ли Иван Грозный своего сына нам, обывателям, сказать сложно. Оставим это специалистам и разберемся с нашим заданием.

На картине,несомненно, изображены представители царской династии Рюриковичей — Иван Васильевич VI Грозный и его сын Иван Иванович.

Автор картины Репин Илья Ефимович, действительно состоял в организации художников-передвижников и принимал в их деятельности довольно активное участие.
Мы сразу же нашли два необходимых утверждения. Проверим остальные, чтобы быть полностью уверенными.

Данная картина не является единственной картиной Репина на историческую тематику. Примером тому могут служить картины “Запорожцы”, “Возвращение с войны”, “Арест пропагандиста” и другие.

Действие данной картины происходит в 16 веке, согласно периоду правления Ивана Грозного. Ну и автором картины, как мы уже выяснили, является не Суриков, а Репин.

Четвертый вариант задания (сборник Артасова)

  1. Данная монета выпущена в период существования СССР
  2. Событие, которому посвящена монета, связано с именем князя Владимира Святого.
  3. На данном изображении представлен символ царской власти в России.
  4. Одним из авторов памятника, изображенного на монете, является Опекушин.
  5. Памятник, изображенный на монете, находится в Новгороде.



Перед нами довольно сложная ситуация. Помимо того, что нам представлена монета, на ней еще и изображен памятник культуры, о котором скорее всего пойдет речь.

Монета посвящена 1150-летию зарождения российской государственности. Проведя несложные аналитические вычисления, мы понимаем, что монета была выпущена в 2012 году, когда прошло 1150 лет с момента призвания Рюрика на Русь, т.е. с 862 года.

Исходя из этого мы уже можем быть уверены, что первое утверждение не верно, потому как 2012 год не имеет ничего общего с СССР.

С именем князя Владимира Святого ничего из того, что представлено на изображении мы связать не можем, поэтому второе утверждение также нам не подходит.

На изображении действительно представлены символы царской власти — это скипетр и держава, а значит третье утверждение действительно верное.

На монете изображен памятник “Тысячелетие России”, который располагается в Новгороде. Автором этого памятника были скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман.