Ядерное оружие белоруссии. Ядерные державы мира. О каких быстрых и адекватных мерах идет речь

В качестве ответа на ядерный щит, который Соединенные Штаты собираются развернуть над Восточной Европой, Россия может разместить часть своих ядерных объектов на территории Белоруссии. Такое заявление сделал сегодня посол Российской Федерации в Белоруссии Александр Суриков, уточнив, правда, что зависит это «от политической интеграции двух стран». Ранее Александр Лукашенко подчеркивал, что сожалеет о выводе ядерных объектов с территории республики в начале 90-х и что сейчас он поступил бы по-другому.

Посол РФ в Белоруссии Александр Суриков не исключил размещения в Белоруссии новых военных объектов России – в качестве ответа на развертывание Соединенными Штатами восточноевропейской системы ПРО. Причем Суриков особо подчеркнул, что говорит он «об объектах, связанных с ядерным оружием», сообщает агентство «Интерфакс».

Заявление было сделано Суриковым сегодня. «Все зависит от уровня нашей политической интеграции», – уточнил посол, а также «от мнений экспертов, дипломатов и военных: нужно, можно, когда, как».

Слова российского посла уже вызвали значительный переполох в белорусских СМИ, и ряд политиков (правда, из разряда бывших) поспешили с комментариями.

Так, в интервью белорусскому ресурсу «Хартия’97» бывший министр обороны республики Павел Козловский заявил, что лично ему непонятно, «на чем основывается господин Суриков».

«Отношения России и Беларуси в последнее время только ухудшаются. Идет явная дезинтеграция. Я думаю, что Лукашенко, несмотря на свои прежние сожаления о выводе ядерных ракет, не заинтересован в размещении российских ядерных объектов», – подчеркнул Козловский.

Бывший заместитель министра иностранных дел Беларуси Андрей Санников прокомментировал слова дипломата в еще более жестких интонациях: «Посол Суриков, видимо, забыл, что он находится не где-нибудь в Алтайском крае, а в независимой Беларуси. Такие заявления, во-первых, не свойственны дипломатам, а во-вторых, их можно расценивать как посягательство на суверенитет государства».

По мнению Санникова, российский посол вряд ли мог сделать такое заявление без санкции российского руководства, а значит, к этим заявлениям нужно относиться весьма серьезно, «вплоть до пересмотра статуса российских военных объектов на территории Беларуси». Его страну, по мнению бывшего замминистра, «пытаются втянуть во вновь наметившуюся конфронтацию и гонку вооружений».

«Россия в очередной раз подтверждает, что является для независимого государства источником снижения безопасности, как энергетической, так и военной», – отмечает Санников, который в начале 90-х участвовал в переговорах о выводе ядерных объектов из Белоруссии.

Напомним, что в 1990–1991 годах Украина, Белоруссия и Казахстан, на территории которых находилась часть ядерного вооружения СССР, передали его Российской Федерации, а после подписания в 1992 году Лисабонского протокола были объявлены странами, не имеющими ядерного оружия.

Этот протокол является дополнением к советско-американскому Договору о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.

Таким образом, Россия становилась правопреемницей СССР, сохраняла за собой статус ядерной державы, место постоянного члена Совета Безопасности ООН и брала на себя многие общие с союзными республиками обязательства, в том числе и по выплате долгов.

В дальнейшем Александр Лукашенко выражал сожаление, что все ракеты вывезли с территории Белоруссии. В прошлом году он даже предположил возможность применения тактического ядерного оружия, если возникнет непосредственная угроза Союзному государству.

Он также подчеркнул, что его страна в свое время без всяких предварительных условий отказалась от обладания ядерным оружием. Однако, если бы вопрос об отказе от ядерного оружия «был бы поставлен сейчас», он бы «так не поступил».

Впрочем, он также отметил, что «сейчас в размещении тактического ядерного оружия в полосе первого удара нет необходимости» и «достаточно необходимого оружия в Российской Федерации, которое в случае чего может применяться в Белоруссии».

Все эти слова были сказаны Александром Лукашенко в июне 2006 года, то есть до того, как отношения союзных республик заметно усложнились из-за «нефтегазовой войны».

Переброска в Беларусь одной или нескольких бригад оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», на вооружении которых могут находиться ядерные боеголовки 50 мегатонн, станут самым дешевым и быстрым ответом на появление танковой дивизии США в Польше.

Ядерное оружие может вернуться в Беларусь в «крайнем случае», считает военный обозревательАлександр Алесин.

24 октября в Минске состоялось заседание совместной коллегии министерств обороны Беларуси и России. Главы военных ведомств двух стран Андрей Равков и Сергей Шойгу обсудили реализацию Плана совместных мероприятий по обеспечению военной безопасности Союзного государства

«Планы польского правительства разместить на постоянной основе на своей территории дивизию Вооруженных сил США контрпродуктивны и не способствуют сохранению стабильности и укреплению региональной безопасности, – заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. – В этих условиях мы вынуждены принимать ответные меры и должны быть готовы нейтрализовать возможные военные угрозы на всех направлениях».

Каким может стать российский ответ на появление танковой дивизии в Польше? Возможные варианты ответа с военным экспертом Александром Алесиным .

Россия не собирается предпринимать превентивные меры – речь идет именно про ответ. Но ответ будет быстрый и адекватный степени угрозы, которая, как считает российский министр обороны, возникнет в этом случае: угроза дестабилизации обстановки в нашем регионе. Проще говоря, если серьезно изменится соотношение сил.

Танковая дивизия США, по разным оценкам, насчитывает до 300 танков «Бредли» со всеми средствами усиления: и реактивные системы залпового огня, и самоходные артиллерийские установки. Поскольку танковая дивизия будет действовать на «отшибе» от армии США, то, естественно, дивизия будет обеспечена всем необходимым для ведения самостоятельных военных действий. Танковая дивизия представляется достаточно грозной боевой единицей численностью никак не меньше 10 тысяч человек.

Россия считает, что танковая дивизия может появиться на границе с РФ; однако общая граница с Польшей у Беларуси больше, чем у России. Поэтому Беларусь может считать размещение танковой дивизии в Польше угрозой и для себя, о чем Макей заявлял в Брюсселе более года назад. Недавно представитель МИД повторил тезис о том, что это приведет к нарушению равновесия, и Беларусь предпримет меры для обеспечения своей безопасности.

-О каких быстрых и адекватных мерах идет речь?

Я считаю, что таким ответом может стать переброска в Беларусь одной или нескольких бригад оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», которыми вооружены сухопутные силы РФ в Западном военном округе, а может, и в Центральном. При скорости 70 километров в час с запасом хода на тысячу километров, часов за 12-15 комплексы «Искандер» с территории Западного военного округа своим ходом могут прибыть на территорию Беларуси и в течение нескольких десятков минут могут быть подготовлены к ведению огня. Получается «дешево и сердито».

Если это не временный набег, а размещение на постоянной основе, то понадобятся ангары для размещения боевой техники, необходимы ремонтные зоны, а самое главное – казарменный фонд для размещения личного состава. Остальная инфраструктура (разветвленная сеть дорог с твердым покрытием и грунтовых дорог) в Беларуси присутствует, что обеспечивает широкие возможности для маневра.

Если предположить, что комплексы получат ядерное оружие (на вооружении «Искандера» могут находиться боеголовки мощностью 50 килотонн), тогда понадобятся и хранилища для боеголовок; в советское время такие хранилища были, но я подозреваю, что вряд ли хоть одно из них соответствует современным требованиям и способно принять боеголовки на хранение.

Прежде чем Россия предпримет ответные шаги (при условии, что переброска «Искандеров» произойдет после создания базы), то подготовка инфраструктуры для размещения оперативно-тактических комплексов «Искандер» вполне могла обсуждаться на совместной коллегии Минобороны РФ и Беларуси.

Естественно, что на политическом уровне должны вестись подготовительные работы по законодательному оформлению присутствия «Искандеров»; должна вестись подготовка межгосударственного соглашения о размещении российских военных в виде военной базы в Беларуси.

Вопрос: какой статус может получить военная база? Если российская база получит экстерриториальный статус, то вполне возможно, что здесь появятся и ядерные боеголовки. То есть, военная база будет считаться территорией России, на которой будет возможно размещение ядерных боеголовок. Если военная база будет находиться под юрисдикцией Беларуси, то ядерного оружия там не будет: Беларусь не является ядерной державой.

Возможен еще один вариант: у Беларуси и России есть совместная группировка сухопутных войск. Можно провести юридический маневр и временно передать российскую бригаду в распоряжение Беларуси; хотя она будет российская, определенное время она может находиться на территории Беларуси в распоряжении командования Единой группировки сухопутных сил. Но потом все равно придется оформлять ее присутствие в Беларуси юридически.

Переброска авиационных эскадрилий в Беларусь – дело сложное, требующее очень серьезной подготовки: и взлетно-посадочные полосы, и аэродромные сооружения, и навигационное оборудование. Это длительный процесс, который будет сопровождаться сопротивлением как внутри страны, так и вовне. Думаю, такой вариант маловероятен.

Таким же сложным представляется размещение в Беларуси российской механизированной или танковой дивизии.

Думаю, наиболее дешевый, быстрый ответ (никто не успеет испугаться) – переброска одной или нескольких бригад оперативно-тактических комплексов «Искандер». Тем более, что наши соседи весьма болезненно воспринимают размещение «Искандеров» в Калининградской области, в Беларуси – тем более. А если появится возможность обеспечения «Искандеров» ядерными боеприпасами, то, конечно, их появление станет серьезным и резонансным шагом.

Если все-таки будет разрушен договор о ракетах меньшей и средней дальности, весьма вероятно, что «Искандеры» получат новые боеприпасы, дальность которых превышает 500 километров, а значит, смогут поражать цели не только на территории всей Польши, но и на значительной части Европы. Ракеты не испытаны, поскольку договор РМСД запрещает это. Но в случае денонсации договора ракеты будут испытаны, запущены в производство и, не исключено, войдут в состав боекомплекта комплекса «Искандер».

-Значит, де-факто в Беларусь может вернуться ядерное оружие?

В крайнем случае – если ситуация обострится до такой степени, что некоторые страны Европы дадут разрешение на размещение у себя американских ракет средней дальности. Или американская группировка в Польше окажется больше, чем декларируется.

В понедельник российский посол в Беларуси Александр Суриков на вопрос Интерфакса о том, будет ли Россия размещать в Беларуси новые военные объекты в связи с развертыванием американской ПРО в Польше и Чехии , ответил совершенно неожиданно:

Это уже зависит от уровня нашей политической интеграции. А также от точек зрения экспертов, дипломатов, военных: нужно, можно, когда, как. Я имею в виду объекты, имеющие отношение к ядерному оружию.

Вполне дипломатичный ответ вплоть до последнего предложения. Но посла за язык никто не тянул, и информационная ядерная бомба взорвалась.

На следующий день Александр Суриков поспешил исправить ситуацию. Он заявил ИТАР -ТАСС , что его позиция относительно военного сотрудничества «была совершенно неверно интерпретирована». На момент подготовки материала официальный Минск и Москва от комментариев воздержались. Но по обе стороны океана идет обсуждение перспектив. Возмущены американские сенаторы, призывает к благоразумию министр обороны Литвы .

Вся военная инфраструктура у белорусов в идеальном состоянии, это касается и пусковых установок ракет с ядерными боеголовками, которые были вывезены в Россию после развала СССР . Вернуть ракеты в шахты куда быстрее, чем построить радар в Польше, - считает помощник госсекретаря Союзного государства России и Беларуси Иван МАКУШОК.

Ему вторят некоторые российские генералы. Например, президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов считает, что России следует разместить на территории Беларуси тактическое ядерное оружие (дальностью меньше 5500 км).

Размещение на территории Беларуси российского ядерного оружия не делает Минск ядерной державой и не нарушает его международных обязательств, - приводит слова Ивашова Интерфакс. - Так же, как размещенное на территории Германии ядерное оружие США не делает Германию ядерной державой.

В общем, военные уже строят планы.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Станислав ШУШКЕВИЧ , инициатор вывода ядерного оружия из Беларуси: Я понимал, какая это угроза для страны

Хватит белорусскими жизнями оборонять Россию, - отреагировал на заявление Станислав Шушкевич, при котором из Беларуси начали выводить ядерное оружие. - Вспомните Вторую мировую войну. Белорусы понесли миллионные потери, которые нельзя сравнить ни с одной другой нацией. Снова хотят подставить Беларусь и сделать из нее ядерный полигон, по которому будет нанесен первый удар в случае конфликта? Зачем это надо?

- Но, быть может, белорусская сторона получит финансовую выгоду?

Нельзя торговать жизнями.

- Но в случае ядерной войны разве будет разница, где стоят ракеты - в Лиде или Смоленске?

Это очень большая разница. Когда ядерное оружие было в нашей стране, у нас было столько ракет, что Беларусь подлежала уничтожению в первую очередь.

- А с чего начался процесс вывода?

С Беловежского соглашения. Я сразу сказал, что безо всяких предварительных условий и компенсаций мы готовы вывезти ядерное оружие с нашей территории. Операция была выгодна и для России - оружие она получила без компенсации.

- А чем вы руководствовались, принимая такое решение?

- Я 20 лет заведовал кафедрой ядерной физики и понимал, какую угрозу это оружие представляет для Беларуси. Мне удалось очень легко убедить в этом правительство.

P.S. Станислав Шушкевич выдвинут на Нобелевскую премию мира. Инициатива исходит от бывшего президента Польши Леха Валенсы. Шушкевич номинируется за свое главное мирное достижение - вывод ядерных ракет из Беларуси.

КАК ЭТО БЫЛО

В 1996 году из Беларуси вывели последнюю стратегическую ракету.

Наша страна добровольно отказалась от ядерного оружия.

В наследство с советских времен Беларуси досталась 81 межконтинентальная баллистическая ракета (дальность полета более 10 тыс. км) и 725 боеголовок тактического класса. Армия, обладающая таким арсеналом, могла уничтожить цель в любой точке земного шара. С другой стороны, и ракеты противника были нацелены на Беларусь.

В апреле 1992 года правительство добровольно отказалось от ядерного оружия. А в феврале 1993-го Верховный Совет принял решение о присоединении Республики Беларусь к Договору о нераспространении ядерного оружия.

Начался постепенный вывод ядерного вооружения в Россию. Последний эшелон с ракетами РС-12М «Тополь» был выведен 27 ноября 1996 года.

КСТАТИ

Российские бомбардировщики рассчитывают на аэродром в Барановичах

Российские стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95 возобновили полеты к берегам США. Для того чтобы долететь до точки назначения, используются так называемые аэродромы подскока - площадки, где самолетам может быть оказана техническая помощь, осуществлена дозаправка топливом, обеспечен отдых экипажам. Один из таких аэродромов находится в Барановичах. Российские генералы сообщили, что сейчас бомбардировщики выполняют полеты без ядерного оружия на борту.

СКАЗАНО

Я думаю, не будет такой обстановки и ситуации, чтобы сюда доставлять тактическое ядерное оружие… Если будет угроза нашим народам, ничего исключать не надо, мы всеми силами и средствами должны обеспечить свою безопасность. (Александр ЛУКАШЕНКО во время учений «Щит Союза-2006».)

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) устанавливает, что ядерными державами признаются государства, осуществившие ядерный взрыв до 1 января 1967 года. Таким образом, де-юре в "ядерный клуб" входят Россия, США, Великобритания, Франция и Китай .

Индия и Пакистан де-факто являются ядерными государствами, а де-юре они ими не являются.

Первое испытание ядерного зарядного устройства было проведено Индией 18 мая 1974 года. 11 и 13 мая 1998 года, согласно заявлению индийской стороны, были испытаны пять ядерных зарядов, один из которых — термоядерный. Индия является последовательным критиком ДНЯО и до сих пор остается вне его рамок.

Особую группу, по мнению экспертов, составляют не имеющие ядерного статуса государства, способные создать ядерное оружие, но воздерживающиеся, в силу политической и военной нецелесообразности, от перехода в разряд ядерных государств — так называемые "латентные" ядерные государства (Аргентина, Бразилия, Тайвань, Республика Корея, Саудовская Аравия, Япония и другие).

Три государства (Украина, Белоруссия, Казахстан), имевшие на своей территории ядерное оружие, оставшееся после распада Советского Союза, подписали в 1992 году Лиссабонский протокол к Договору между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. Подписав Лиссабонский протокол, Украина, Казахстан и Белоруссия присоединились к ДНЯО и были занесены в список стран, не обладающих ядерным оружием.

Материал подготовлен на основании информации РИА Новости и открытых источников

Республика Беларусь является важным участником общемировых усилий по ядерному нераспространению и разоружению в контексте Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Беларусь впервые заявила о своем намерении сделать свою территорию безъядерной зоной в 1990 году в Декларации «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Подписав в 1992 году Лиссабонский протокол , Беларусь оформила членство в Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). Данный шаг был неразрывно связан с принятием важнейшего политического решения о присоединении Беларуси к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве государства, не обладающего ядерным оружием.

В июле 1993 года Беларусь официально присоединилась к ДНЯО, став первым государством, добровольно отказавшимся от возможности обладания ядерным оружием, оставшимся после распада СССР. Необходимо подчеркнуть, что Беларусь отказалась от обладания самым современным военным ядерным потенциалом без всяких предварительных условий и оговорок. Тем самым наша страна фактически положила начало процессу урегулирования вопросов ядерного разоружения на постсоветском пространстве в интересах международного мира и безопасности. Приветствуя факт присоединения Беларуси к ДНЯО в качестве неядерного государства Великобритания, Россия и США предоставили Беларуси гарантии безопасности, зафиксировав свои обязательства в Будапештском меморандуме 5 декабря 1994 года.

Вывод ядерного оружия с территории Беларуси был завершен в ноябре 1996 года.

Беларусь рассматривает обязательство ядерных государств в рамках статьи VIДНЯО вести переговоры об эффективных мерах по ядерному разоружению в качестве главной стратегической цели Договора.Мы поддерживаем взвешенный и поэтапный подход к ядерному разоружению. Беларусь приветствовала подписание Россией и США 8 апреля 2010 г. нового Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений в качестве очередного шага на пути к сокращению ядерных вооружений. Считаем необходимым продолжать усилия на национальном, региональном и глобальном уровнях по продвижению к цели всеобщего ядерного разоружения.

Сохраняет актуальность проблема гарантий неприменения ядерного оружия против государств-участников ДНЯО, не обладающих таким оружием. Предоставление недвусмысленных гарантий безопасности является залогом доверия и предсказуемости в международных отношениях и способно содействовать укреплению режима ядерного нераспространения, основанного на ДНЯО. Беларусь намерена продолжать работу над получением юридически обязательных гарантий, которые могли бы быть оформлены в виде отдельного международного документа.

Договор о нераспространении ядерного оружия заложил основу международной системы гарантий, исключающей применение мирной ядерной энергии в военных целях. Такая система функционирует под эгидой Международного агентства по атомной энергии и предполагает заключение каждым государством-участником ДНЯО отдельных соглашений с МАГАТЭ.

В соответствии со своими обязательствами по ДНЯО в 1996 году Беларусь заключила с МАГАТЭ Соглашение о применении гарантий. Осуществляемая на основе этого Соглашения верификационная деятельность Агентства подтверждает выполнение Беларусью обязательств по исключительно мирному использованию ядерного материала и установок. В 2005 году Беларусь и МАГАТЭ подписали Дополнительный протокол к Соглашению о применении гарантий. Этот документ значительно расширяет возможности МАГАТЭ в осуществлении проверочной деятельности.

Договор о нераспространении ядерного оружия четко гарантирует право государств на осуществление мирных ядерных программ при условии выполнения обязательств по нераспространению. Данное положение ДНЯО особенно актуально в связи с тем, что в настоящее время наблюдается рост внимания мирового сообщества к развитию ядерных технологий, в первую очередь к созданию национальных программ ядерной энергетики. В этой связи Беларусь заинтересована в том, чтобы закрепленные в Договоре права государств-участников были реализованы в полной мере и на недискриминационной основе.

В мае 2010 года в Нью-Йорке состоялась проводимая один раз в пять лет Конференция по рассмотрению действия ДНЯО , в которой приняла участие белорусская делегация. Конференция завершилась принятием заключительного документа , включающего выводы и рекомендации в отношении последующих действий. Белорусская делегация принимала активное участие в работе конференции, в частности, в разработке утвержденного заключительным документом плана действий в области ядерного разоружения. Полагаем, что пункт 8 плана действий, указывающий на обязательство ядерных государств в отношении соблюдения существующих гарантий безопасности, напрямую применим к гарантиям, предоставленным Беларуси в соответствии с Будапештским меморандумом 1994 года, особенно с учетом факта регистрации ООН 13 ноября 2012 года указанного документа в качестве международного договора.

В настоящее время осуществляется процесс подготовки к Конференции по рассмотрению действия 2015 года.