Появление куличей на пасхальном столе имеет свою историю. Почему на пасху пекут куличи

Уже много столетий подряд все христиане встречают радостный и светлый праздник Пасхи (Воскрешения Иисуса Христа) с такими неизменными атрибутами, как пасхальные яйца и пасхальные куличи.

Выставляя в день Пасхи кулич на стол, христиане отдают дань жертве Христа, а сам хлеб символизирует присутствие Иисуса в их доме.
Пасхальный кулич не просто служит разговению, но символизирует собой Великий день. Существует традиция освящать куличи, а также пасхи, пасхальные яйца и другие праздничные угощения к окончанию Великого поста. Обычно это происходит в Великую субботу, но в некоторых храмах может происходить и после праздничного пасхального богослужения.

Выделенный таким образом из категории будничных блюд, кулич, оставаясь хлебом, а следовательно, «головой стола», возглавляет и пасхальную трапезу. Его сдобность и вместе с тем легкость как нельзя лучше способствует мягкому переходу от строгого поста к скоромным блюдам.

Истоки традиции печь на Пасху куличи, как и традиция красить яйца на Пасху, уходят еще во времена апостолов, которые, согласно древним писаниям, и стали прародителями этого ритуала. А началось все с того, что каждый раз во время еды они оставляли своему воскресшему Учителю место за столом и кусочек хлеба, поскольку он являлся к ним и делил с ними трапезу.

Спустя некоторое время традиция печь куличи перекочевала под своды церкви, где такой хлеб для Христа стали называть по-гречески «артос» и оставлять его на отдельном столике. Во время праздничных крестных ходов в Седмицу артос обносили вокруг храма, а после утренней субботней службы раздавали прихожанам.

Пекли такой хлеб только из дрожжевого сдобного теста и придавали разную форму, но обязательно форму высокого цилиндра. Сверху всегда было принято выкладывать из теста крест. Если верить преданиям, то в них сказано, что саван Иисуса Христа имел именно круглую форму, вот отсюда и пошла такая примета печь круглые куличи. А почему пекут именно из сдобного теста, почему бы не использовать любой друг вид теста? Дело в том, что до самой смерти Христа он и его ученики употребляли в пищу только хлеб из пресного теста, а уже после воскрешения Иисуса, они принимали в пищу хлеб из квашеного теста.

Существуют приметы, которые верующие стараются соблюдать:

Пасхальную сдобу пекут своими руками и делают это в Чистый четверг, в чистоте, тишине и душевном спокойствии. Прежде чем приступить к приготовлению куличей, молятся, очищают душу, мысли и руки, моют кухню. Это один из главных секретов удачной выпечки. Ничего не должно мешать в приготовлении. Ссоры и разборки в семье могут свести на нет все усилия. Во время приготовления куличей хозяюшки всегда надевают чистый передник или фартук. Если кулич удался на славу, значит и в доме и в семье будет процветание и благополучие. А при употреблении кулича в день разговения кулич никогда не резали вертикально. Срезали всегда горизонтально сначала верхушку у кулича, а затем по кусочку каждому члену семьи. Причем этой верхушкой накрывали оставшийся кулич, пока полностью не был он съеден.
К вымешиванию теста нужно подходить с хорошим настроением и положительными мыслями. Именно этот процесс считается одним из наиболее действенных способов донести свои молитвы до небес. Поэтому христиане пекут куличи на Пасху без нервов, спешки и суеты. Ведь считается, что удачный кулич — это гарант благополучия семьи на весь год!

Пасхальные куличи, как и крашеные яйца — это первое, с чего начинают разговение. При этом пасху нужно разрезать не вертикально, как делают многие, а горизонтально, поперек, срезая сначала аппетитную верхушку. Причем верхушка эта съедается самой последней, поскольку она все равно выполняет свою «накрывающую» роль.

Для того, чтобы дети не болели, нужно с утра накормить их освященными в церкви куличами, лишь затем можно давать праздничную еду. Едят куличи всю пасхальную неделю, приносят в гости, дарят в честь праздника Пасхи родным и друзьям, относят в детские дома и больницы.

Конечно, в наше время гораздо проще купить вкусный красивый пасхальный кулич в магазине, или готовое тесто, но получится простая «бездушная» сдоба, которая совсем не считается праздничной. Ни один конвейерный пасхальный кекс не готовится с учетом индивидуальных особенностей той или иной семьи и, что важно, не адресуется конкретным людям. Взращивание натуральной закваски, количество и качество сдобы (без маргарина), специфика дополнительных ингредиентов, отсутствие химических разрыхлителей, ароматизаторов, красителей, объем теста, а также молитвы, прочитанные над ним, — всё это должно быть непременными составляющими настоящего праздничного хлеба православной Пасхи. Конечно процесс выпечки куличей достаточно длительный, но создает атмосферу особого настроения, атмосферу настоящего праздника. Потрясающий запах разносится по всему дому волшебным ароматом.

В современные куличи добавляют светлый изюм, а верхушку украшают сладкой белой глазурью из взбитых яичных белков, посыпают декоративной посыпкой или вафельными изображениями с пасхальной символикой.
Помимо следования религиозному ритуалу куличи, яйца и творожная пасха отлично подходят для организма после долгого Великого поста. Пусть каждый выпеченный кулич несет частичку большой Любви к ближнему, пусть этот вкушенный хлеб подарит нам надежду на вечную жизнь.

Принимайте куличи, крашенки цветные,

Чтоб сбывались непременно радости большие!

Чтоб Христос любил душою и дарил бы счастье,

Отводил всегда от дома беды и напасти!

По традиции к пасхальным приготовлениям относится выпекание праздничного кулича, а также окрашивание или роспись яиц. Откуда в культуру пришел подобный обычай? Почему на Пасху пекут куличи? История берет свое начало в древних преданиях и охватывает период распятия Христова и жизни О чем и поговорим сегодня.

Почему на Пасху пекут куличи?

Садясь за трапезу, ученики Христа оставляли для него самого свободное место, а на тарелку клали ломтик хлеба. Так и зародился обычай оставлять перед праздничным ходом вокруг церкви его кусочек на специально отведенном столе. Далее хлеб разделяли на небольшие ломти и раздавали прихожанам по прошествии В наше время принято подавать таким образом милостыню. Однако сама суть именно в хлебе. Со временем эта традиция прочно укоренилась во многих домах. Каждая хозяйка стала выпекать в честь праздника подобный хлеб округлой формы. Вот почему пекут именно кулич на Пасху.

Почему сдобными?

Изделия принято было изготавливать только из сдобного теста, так как при жизни Иисус и его ученики вкушали хлебные лепешки из исключительно а после Воскрешения - из дрожжевого. Вот почему на Пасху пекут куличи сладкими и сдобными. Их форма цилиндра различной высоты также выбрана отнюдь не случайно. По преданиям, саван Спасителя был именно таким. Это еще одна причина, почему на Пасху принято печь куличи. Они символизируЮт начало нового пути, возрождение, но главное - одержание победы жизни над смертью.

Как по-особенному печь куличи?

Разобравшись с тем, почему на Пасху принято печь куличи, нужно затронуть тему того, как нужно делать это и почему. К приготовлению пасхального кулича следует приступать со спокойным и чистым сердцем, светлыми мыслями и надеждой в душе. Такая энергетика вдохнет в изделие жизненную силу, а следом перейдет к каждому, кто его попробует. Тесто желательно вымешивать, читая молитву и разговаривая с Всевышним. Выпекание пасхального кулича - это не время для спешки и суеты.

Хозяйка должна пребывать в умиротворенном состоянии, а в доме - царить тишина. Выпекание следует производить в Чистый четверг, после наведения порядка в жилище. Правильно приготовленный кулич будет храниться более недели и даже не черстветь. Поэтому следует учесть все тонкости этого таинства. Ведь, согласно поверьям, какой получится кулич, таков будет и год до следующей Пасхи. Существует также много примет, связанных с праздничной сдобой. Вот почему на Пасху пекут куличи с особенным усердием и стараниями.

Крашеные яйца

Еще один интересный факт касается второго праздничного атрибута, а именно - яиц. Они украшают корзинки и столы, внося цветное разнообразие в привычную сервировку. А почему на Пасху пекут куличи и Тут имеется несколько происхождений. Одно из них звучит так. Во время Великого поста люди исключали из рациона все продукты животного происхождения. Но, например, куры от этого неслись не меньше, поэтому яйца нужно было куда-то девать. Хозяева придумали способ сохранения - просто варить их. А чтобы не путать со свежими, и случайно не съесть полежавшее, эти яйца было принято окрашивать.

История о даре

Еще одна версия поведает историю о даре Марии Магдалины Придя со светлой вестью о воскрешении, женщина преподнесла Тиберию яйцо. Таков был обычай, в те времена нельзя было приходить в покои с пустыми руками. Император не поверил, что кто-либо способен восстать из мертвых. Как и в то, что яйца могут быть иного цвета, кроме как белого. И в тот же момент дареное стало алым. Согласно второй версии, будучи молодой матерью, Мария украшала яйца, чтобы позабавить малыша Иисуса.

Цвета и яйца

С того момента яйца стали окрашивать сначала в так как он являлся символом Христовой крови, а все, что находилось под скорлупой - возрождением новой жизни. Позже вместо куриных яиц стали использовать шоколадные или деревянные. Алый и багровый цвета было принято разнообразить.

Однако каждый оттенок имел свое значение. Например, желтый, золотой и оранжевый является символом достатка и благополучия, красный - напоминание о Господней любви к людям, голубой - лик Пресвятой Богородицы, олицетворяет надежду и доброту, зеленый выражает возрождение. Единственный запрещенный цвет для окрашивания пасхальных яиц - это черный. Он является символом горя, траура и скорби, поэтому для столь светлого праздника он категорически не подходит.

Заключение

Теперь вы знаете, почему на Пасху пекут куличи. Как видите, существует множество поверий. Все они, конечно же, отображают фрагменты истории, которые увековечились в традициях, дошедших до наших дней. Например, кулич принято смазывать взбитыми белками, чтобы придать ему вид, схожий с

Пасху - Светлое Христово Воскресенье, главный праздник христиан – православные и католики в этом году отмечают 16 апреля.

Церковь празднует Пасху 40 дней - столько же, сколько Христос был с учениками после Своего Воскресения. Первую неделю после Воскресенья Христова называют Светлой или Пасхальной седмицей.

Из Евангелия

Иисус Христос умер на кресте в пятницу, около трех часов пополудни и был погребен до наступления темноты. На третий день после погребения Христа ранним утром несколько женщин (Мария Магдалина, Иоанна, Саломия и Мария Иаковлева и другие с ними) несли благовония, купленные ими, чтобы помазать тело Иисуса. Идя к месту погребения, они горевали: «Кто отвалит нам камень от гроба?». Но камень был уже отвален, а гробница пуста.

Это увидели и пришедшая ко гробу первой Мария Магдалина, и позванные ею Петр и Иоанн, и жены-мироносицы, которым возвестил о Христовом Воскресении сидящий при гробе юноша в светоносных одеждах. Четыре Евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, пришедших к гробу одни за другими.

Значение

Для христиан этот праздник означает переход от смерти к вечной жизни с Христом - от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения.

Воскресение Иисуса Христа открыло славу Его Божества, скрытую до этого под покровом унижения: позорной и страшной смерти на кресте рядом с распятыми преступниками и разбойниками.

Своим Воскресением Иисус Христос благословил и утвердил воскресение для всех людей.

История

Ветхозаветную Пасху (Песах) праздновали как воспоминание об исходе сынов Израилевых из Египта и избавлении от рабства.

В апостольское время Пасха соединяла в себе два воспоминания: о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа. Дни, предшествующие Воскресению, назывались Пасхой страданий. Дни после Воскресения - Пасхой Крестной или Пасхой Воскресения.

В первые века христианства разные общины праздновали Пасху в разное время. На Востоке, в Малой Азии, ее отмечали в 14-й день месяца нисана (март – апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

На Первом вселенском соборе в 325 году было решено праздновать Пасху повсеместно в одно и то же время по Александрийской пасхалии. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Православная церковь определяет дату празднования Пасхи по Александрийской пасхалии: праздник должен быть обязательно в воскресенье после иудейской Пасхи, после полнолуния и весеннего равноденствия.

Церковное празднование

С древних времен пасхальное богослужение происходит ночью. Подобно избранному Богом народу - израильтянам, бодрствовавшим в ночь своего избавления от египетского рабства, христиане не спят в священную предпраздничную ночь Светлого Воскресения Христова.

Незадолго до полуночи в Великую субботу служится Полунощница, на которой священник с диаконом подходят к Плащанице (полотну с изображением снятого с креста тела Иисуса Христа) и относят ее в алтарь. Плащаницу кладут на престол, где она должна оставаться в течение 40 дней до дня Вознесения Господня - в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.

Священнослужители снимают субботние белые и надевают праздничные красные пасхальные облачения. Перед наступлением полуночи торжественный колокольный звон - благовест - возвещает о приближении Воскресения Христова.

Ровно в полночь при закрытых Царских Вратах священнослужители в алтаре поют три раза стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». А затем выходят из алтаря и вместе с народом, подобно женам-мироносицам, пришедшим ко гробу Иисуса Христа, обходят вокруг храма крестным ходом с пением той же стихиры.

Крестный ход

Он означает шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед его закрытыми дверями, как бы у входа ко Гробу Господню. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь. Затем священник, держа в руках крест и трехсвечник, творит ими крестное знамение у закрытых дверей храма, они открываются, и все, ликуя, входят в церковь, где горят светильники и лампады, и все вместе поют: «Христос воскресе из мертвых!».

Заутреня

Далее служат Пасхальную заутреню: поют канон, составленный святым Иоанном Дамаскиным. Между песнями Пасхального канона священники с крестом и кадилом обходят храм и приветствуют прихожан словами: «Христос воскресе!», на что верующие отвечают: «Воистину воскресе!».

В конце заутрени, после пасхального канона, священник читает «Слово святителя Иоанна Златоуста», повествующее о радости и значении этого дня. После службы все молящиеся в храме христосуются друг с другом, поздравляя с великим праздником.

Сразу после заутрени служат Пасхальную литургию, где на разных языках читают начало Евангелия от Иоанна (если служат несколько священников).

После окончания праздничного богослужения православные христиане разговляются - угощаются освященными крашеными яйцами и куличами при храме или у себя дома.

Пасхальные яйца

В христианстве пасхальное яйцо - символ Гроба Господня, в котором была скрыта вечная жизнь.

В Палестине гробницы устраивали в пещерах, а вход закрывали камнем, который отваливали, когда должны были положить покойного.

Предание говорит, что камень, которым закрыли гробницу Иисуса Христа, напоминал очертаниями яйцо. Под скорлупой яйца скрывается новая жизнь. Поэтому для христиан пасхальное яйцо - это напоминание о Воскресении Иисуса Христа, о спасении и вечной жизни. Красный цвет, в который чаще всего окрашивают яйца, означает страдания и кровь Христа.

Впервые упоминание о крашеных яйцах встречается в рукописи Х века, найденной в библиотеке греческого монастыря святой Анастасии. Согласно рукописи после службы на Пасху игумен раздавал братии освященные яйца со словами: «Христос Воскресе!».

По преданию, крашеное яйцо стало символом Пасхи после чуда с Марией Магдалиной. Православная церковь почитает ее как равноапостольную святую и мироносицу, которая проповедовала о воскресшем Христе в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним.

Мария Магдалина пришла с проповедью и к римскому императору Тиберию. По древнему обычаю императору подносили дары, и Магдалина поднесла яйцо со словами: «Христос воскресе!». Император отвечал, что, как яйцо белое, а не красное, так и мертвые не воскресают. В тот же миг яйцо в его руке покраснело.

Есть предположение, что обычай красить яйца на Пасху связан с дохристианским празднованием весны. Яйцо у многих народов являлось олицетворением животворной силы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца. В верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян яйцо было символом рождения и возрождения.

Пасхальные яйца, окрашенные в один цвет, без рисунка, назывались крашенками (или галунками). Обычно для их приготовления использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. Получить другие цвета можно с помощью крепких растительных отваров.

Яйца, расписанные особым орнаментом, назывались писанками. Расписывали их только сырыми, и в пищу они не годились. После Троицы их принято было выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.

Сейчас красить яйца можно пищевыми красителями или украшать с помощью специальных наклеек.

В большинстве стран красят и расписывают яйца женщины и девушки. Как правило, этому занятию посвящают один из дней Страстной недели -- Великий четверг, Страстную пятницу или субботу, которую из-за этого называли «Красильной» или «Красной».

Красить и дарить яйца на Пасху принято и у католиков. По традиции они дарят друг другу не только расписные куриные яйца, но и шоколадные.

Куличи и Пасха

Это один из древнейших символов Воскресения Христа. Кулич подобен артосу - особому круглому высокому хлебу с изображением креста и тернового венца. Артос в храме означает жертву за людей - самого Христа.

В пасхальном угощении отражена вера христиан в незримое присутствие воскресшего Господа за их праздничной трапезой.

Предание говорит, что апостолы на общей молитве вспоминали Тайную вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. А при трапезе они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на Его место хлеб.

Подражая апостолам, пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова класть в храме на столе или налое перед Царскими Вратами артос, обозначая, что пострадавший за нас Спаситель стал для нас хлебом жизни.

Все дни Светлой седмицы после литургии артос крестным ходом обносят вокруг храма. В субботу Светлой седмицы его с молитвой раздробляют и в конце литургии при целовании креста раздают народу как святыню.

На Руси к Пасхе в каждом доме выпекали внешне похожий на артос, но сдобный, с изюмом и орехами, праздничный хлеб и освящали его в храме. Этот хлеб получил название «кулич» от греческого слова «kollikion» - «круглый хлеб».

Куличи выпекают из сдобного теста с большим количеством масла и яиц. У католиков, кроме дрожжевых куличей, пекут и песочные, так называемые бабы.

Существовала примета, что, если кулич удался на славу, значит, и в доме будет процветание и благополучие. В Пасху на праздничном столе верх кулича срезали горизонтально, резали кулич кругами или ломтями, и все получали по куску.

К Светлому Христову Воскресенью готовят не только кулич, но и пасху из творога. В виде усеченной пирамиды она означает Гроб Господень, в котором совершилось Воскресение Христово. Готовят пасху в специальной разборной деревянной форме - пасочнице из деревянных дощечек, на внутренней стороне которых вырезаны буквы «ХВ» («Христос воскресе!»), а также крест, копье, трость, ростки и цветы - символы страдания и воскресения Иисуса Христа, а иногда и голубь - символ Святого Духа. Эти изображения и надпись остаются на готовой пасхе, когда пасочницу снимают.

КСТАТИ

А́ртос (по-гречески - «хлеб») - освященный квасной (дрожжевой) хлеб, иначе называемый просфора всецелая (то есть просфора без изъятых из нее частиц). Просфора (просвира) (от др.-греч. «приносимое») - в первые века христиане называли так приношения из хлеба и вина, с которыми верующие приходили в храм. Такое значение просфоры сохраняется в православной церкви и в настоящее время.

Фото Дмитрия ОСИПОВА

Светлое Христово Воскресенье (иначе – Пасха) – самое главное событие в году для всех христиан. Недаром его называют «торжество из торжеств», или иначе – «праздников праздник». Именно в такой день случилось чудо – воскресение Господа. Христианское толкование слова «пасха» – переход от бренного земного существования и смерти к вечной жизни на небесах. Празднование Пасхи по церковным канонам продолжается 40 дней, а кульминацией становится Воскресенье Христово.

С самым великим церковным праздником связано множество атрибутов и ритуалов. Самые главные из них: праздничное богослужение, пасхальное приветствие, появление Благодатного огня, крестный ход с торжественным звоном и пасхальная трапеза.

Что такое пасхальная трапеза?

В Великую субботу и по окончании праздничной службы в крупных храмах и маленьких сельских церквях проходит освящение традиционного праздничного угощения: пасхальных яиц, творожных пасх и куличей. Этот процесс сопровождается особой молитвой.

Православный вариант празднования Пасхи предполагает использование во время богослужений особого хлеба – артоса, который освящается на первой праздничной службе. Он символизирует краюшку хлеба, которую всегда оставляли апостолы во время своих трапез для Иисуса Христа после его Вознесения. Тем самым он как бы символически обозначает Его постоянное присутствие за трапезой.

Со временем традиция оставлять хлеб для Спасителя стала неотъемлемой частью праздника Воскресенья Господня, и артос стали класть на особый стол в храмах. Артос во время всей Светлой Седмицы остаётся в церкви и каждодневно обносится вокруг неё с крестным ходом. Этот освящённый хлеб разделяется между христианами после заключительной праздничной службы. Существует традиция сохранять кусочки артоса в доме долгое время и съедать обязательно натощак только в исключительных случаях, например во время серьёзной болезни.

Что такое традиционный кулич?

Любая семья – это в духовном смысле тоже как бы храм в миниатюре, поэтому со временем стало традицией в каждом доме иметь подобие настоящего церковного артоса – кулич.

Этот хлеб имеет особую круглую и высокую (цилиндрическую) форму. Его делают максимально скоромным, то есть с большим содержанием сдобы (масла и яиц) в тесте. Добавляют изюм и всегда украшают сверху сахарной пудрой или глазурью. Католики готовят аналогичное праздничное угощение из песочного теста и называют его «баба».

Название «кулич» произошло от греческого kollikion, что в переводе означает «круглый хлеб». Это слово встречается не только в русском языке. Испанцы называют «домашний» артос kulich, а французы – koulitch.

Освящённой во время службы в Великую субботу выпечкой разговляются по окончании Великого поста. Происходит это чаще всего во время праздничной семейной трапезы. Принято разделять праздничный хлеб на всех домочадцев. Прихожане могут угощать кусочками выпечки друг друга и священнослужителей сразу после праздничной службы.

Выпекание праздничных куличей к христианскому празднику Великой Пасхи очень логично совместилось с народной традицией изготовления весеннего обрядового хлеба, символизирующего начало посевных работ. Такие хлеба было принято печь только в особых случаях: на праздник урожая, отмечая начало нового сельскохозяйственного либо календарного года. Такую сакральную выпечку крестьяне не съедали просто так, а использовали в различных охранительных обрядах для повышения урожая зерна и приплода скота, а также при гаданиях.