Признаки избирательных систем таблица. Виды избирательных систем (мажоритарная, пропорциональная, смешанная). Типы избирательных систем

Типы избирательных систем

Рассмотрим избирательную систему в узком смысле этого термина, ᴛ.ᴇ. как способ распределœения мест в органе государственной власти между кандидатами исходя из результатов голосования избирателœей .

По происхождению всœе избирательные системы можно разделить на три большие категории :

1. Избирательные системы, которые появились эволюционно. Англоязычные и скандинавские страны имеют давнюю историю свободных выборов и их избирательные системы существуют около столетия.

2. Избирательные системы, которые появились вследствие изменения конституционного порядка несколько десятилетий тому. Избирательные системы Франции, Германии, Италии и Австрии базируются на конституциях, которые были созданы после второй мировой войны.

3. Избирательные системы, которые недавно появились после установления нового конституционного порядка. Сегодня Испания, Португалия, Греция проводят выборы на альтернативной основе, но избирательная система страны, которая недавно внедрила в жизнь принцип свободного выбора, не способна сразу же институционно закрепить его в полной мере. К этой же категории можно определœенной мерой отнести и постсоветские страны, в т.ч. и Украину.

Современные демократии применяют широкую гамму разнообразных избирательных систем (их около 350), любая из которых имеет присущие лишь ей преимущества и недостатки. Это разнообразие определяется историческими, культурными особенностями, а также политическими целями. Как отмечают Р. Таагепера и М.С. Шугарт, по сравнению с другими элементами политической системы электоральными правилами легче манипулировать, они позволяют создать преимущества нескольким крупным партиям и свести на нет роль мелких партий либо, напротив - дать последним право на парламентское представительство.

Как правило, избирательные системы представляют из себяразные модификации двух базовых типов: мажоритарной и пропорциональной .

Мажоритарная система. В корне мажоритарной системы лежит принцип большинства (победителœем на выборах считается кандидат, набравший большинство голосов). Избирательные округа здесь являются одномандатными, ᴛ.ᴇ. от каждого округа избирается один депутат. Мажоритарная система имеет свои разновидности.

При мажоритарной системе относительного (простого) большинства избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов избирателœей, чем любой из его соперников. Система проста͵ т.к. обеспечивает победу одной партии (кандидата) даже при минимальном перевесе. Но может получиться так, что за победившую партию проголосует меньшинство избирателœей (остальные голоса заберут другие партии), и правительство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ сформирует эта партия, не будет пользоваться поддержкой большинства граждан. По аналогии со скачками эту систему иногда называют "победитель получает всœе". Сегодня эта система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии и др.

Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что избранным является тот кандидат, который получил более половины голосов избирателœей, участвовавших в голосовании (50% плюс один голос).

В мировой практике встречается несколько разновидностей этой системы:

· система двух туров. В случае если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателœей, проводится второй тур выборов, в котором, как правило, участвуют два кандидата͵ добившиеся лучших результатов, что позволяет одному из них получить большинство голосов (абсолютное или относительное). Такая система используется, к примеру, при выборе президента России, причем во втором туре кандидату достаточно получить относительное большинство голосов;

· альтернативное голосование используется при выборах в нижнюю палату парламента Австралии. В одномандатном округе избиратель голосует за нескольких кандидатов, отмечая цифрами (1, 2, 3 и т.д.) против фамилий их предпочтительность для избирателя (рейтинговое голосование). В случае если никто из кандидатов не получает абсолютного большинства, из дальнейшего подсчета исключаются кандидаты с наименьшими первыми предпочтениями, а голоса, поданные за них, передаются кандидатам вторых предпочтений. Далее исключаются кандидаты с наименьшим числом первых и вторых предпочтений. Перераспределœение голосов происходит до тех пор, пока один из кандидатов не наберет абсолютное число голосов.

· Крайне редко используется мажоритарная система квалифицированного большинства, когда требуется поддержка 2/3 или 3/4 от общего числа поданных голосов (нашла применение в Чили при выборе депутатов Парламента).

Пропорциональная система предполагает голосование по спискам партий, что означает выделœение многомандатного округа (округом является вся территория страны) либо нескольких округов. Это наиболее распространенная система (страны Латинской Америки, Бельгия, Швеция и др.). Смысл этой системы состоит по сути в том, чтобы каждая партия получала в парламенте число мандатов, пропорциональное количеству поданных за нее голосов. При всœей демократичности у этой системы есть один недостаток. Она гарантирует представительство даже мелких партий, что при парламентской или смешанной формах правления создает проблемы с формированием правительства. Такое становится возможным, когда ни одна из партий не имеет в парламенте абсолютного большинства или не может его создать, не вступив в коалицию с другими партиями. Во многих странах пытаются сгладить данный недостаток, а также излишнюю фрагментацию партий, вводя "избирательный порог" (барьер) - наименьшее количество голосов, крайне важно е для избрания одного депутата. Обычно в разных странах это 2-5%. К примеру, в России данный порог составляет 5% голосов избирателœей.

Существует множество вариантов пропорциональной системы голосования .

· система с общенациональным партийным списком (Израиль, Нидерланды). Голосование происходит в масштабе всœей страны в рамках единого общенационального округа;

· система с региональными партийными списками предполагает формирование нескольких округов (Австрия, Греция, Испания, Скандинавские страны и др.);

· система с закрытым списком: избиратель голосует за партию и не может выразить свое предпочтение отдельным кандидатом, внесенным в партийный список. Кандидаты в партийном списке располагаются в порядке убывающей важности, и те, что расположены в конце списка, имеют меньшие шансы на победу;

· система с открытым списком позволяет голосовать за партию и выражать предпочтение кому-то из ее кандидатов, ᴛ.ᴇ. избиратели могут изменить расположение кандидатов в списке (преференцированное голосование). Делается это различными способами: избиратель ставит крестик напротив фамилий кандидатов, которых он хотел бы видеть (Бельгия); вписывает фамилии кандидатов в бюллетень (Италия); ранжирует кандидатов по степени предпочтения (Швейцария, Люксембург) и др.

Идеальной избирательной системы не существует. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки.

Сторонники использования традиционных разновидностей мажоритарной системы голосования среди главных ее достоинств выделяют следующие :

· непосредственная связь между избирателями и кандидатом в депутаты;

· отсеивает из органов власти мелкие по своему влиянию партии;

· формирует парламентское большинство;

· способствует установлению стабильной двухпартийной системы;

· приводит к формированию однопартийного, но эффективного и стабильного правительства.

К существенным недостаткам мажоритарной системы ее критики относят следующие моменты:

· не отражает реальной расстановки политических сил в стране и не обеспечивает их адекватного представительства в парламенте. В первую очередь это распространяется на систему голосования в один тур, когда выигравшей стороной является кандидат, набравший менее половины голосов из числа участвующих в выборах. Но даже если одна сторона набирает 52%, проблема сохраняется - 48% избирателœей будут лишены представительства. Бывают случаи, когда "пропадают" до 2/3 голосов, поданных за непрошедших кандидатов. Подобная ситуация может выступать источником потенциальных политических конфликтов и способствовать активизации непарламентских методов борьбы со стороны проигравшей стороны;

· порождает диспропорции между набранными голосами и полученными мандатами. К примеру, в 1997 ᴦ. на парламентских выборах в Великобритании лейбористы получили 64% мандатов, при этом за них проголосовало лишь 44% избирателœей, консерваторы получили соответственно 31% голосов и 25% мандатов, а либеральные демократы – 17% голосов и всœего 7% мест;

· возможность преобладания региональных (местных) интересов над общенациональными интересами;

· приводит к удорожанию избирательного процесса при крайне важно сти проведения второго тура.

К положительным моментам пропорциональной системы выборов относят следующие:

· обеспечивает более адекватное представительство политических сил;

· позволяет обеспечить представительство меньшинствам (к примеру, этническим, религиозным);

· стимулирует создание партий и развитие политического плюрализма.

При этом у пропорциональной системы есть слабые стороны:

· слабая связь кандидата в депутаты с избирателями;

· зависимость депутата от партийной фракции в парламенте;

· порождает большое число соперничающих фракций в парламенте, что отрицательно влияет на стабильность работы последнего;

· способствует формированию (при парламентской и смешанной формах правления) коалиционных правительств, которые иногда бывают менее эффективными и стабильными, чем однопартийные правительства;

· потенциально увеличивает влияние партийной элиты при формировании избирательных списков, особенно если используется система с закрытым списком.

В ряде стран (Германия, Болгария) пытаются найти компромисс между двумя системами выборов и используют различные варианты смешанной системы , которая предполагает сочетание элементов пропорциональной и мажоритарной систем.

К примеру, в России при выборах в Государственную Думу половина депутатов (225 человек) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а вторая половина - на базе системы пропорционального представительства политических партий по общефедеральному избирательному округу. Используется система закрытого списка.

В политологии активно обсуждается вопрос о влиянии систем голосования на конфигурацию партийной системы страны и характер межпартийных взаимоотношений.

Западный политолог Р. Кац, проведя исследования в Великобритании, Ирландии и Италии, пришел к следующим выводам :

· пропорциональное представительство способствует проявлению со стороны партий более идеологизированных и радикальных позиций по политическим вопросам, чем в условиях системы относительного большинства;

· в двухпартийных системах идеологические позиции партий постепенно сближаются;

· партии, конкурирующие в малых округах, будут по преимуществу ориентироваться на персоналии лидера и патронаж, а партии, конкурирующие в больших округах, будут склонны к проблемной ориентации.

Французский политолог М. Дюверже вывел закономерность, которая получила название "закона Дюверже ". Согласно этому закону, мажоритарная система относительного большинства способствует становлению двухпартийной системы (чередование двух крупных партий у власти). Объясняется это тем, что избиратели будут стремиться к "полезному" (стратегическому ) голосованию, ᴛ.ᴇ. голосованию за крупные партии, имеющие шансы на успех, понимая, что голоса, поданные за мелкие партии, "пропадут". В этом проявляется своеобразный "психологический эффект" избирательной системы. Мелкие партии либо обречены на постоянное поражение, либо вынуждены объединяться с одной из партий - партий "фаворитов". Мажоритарная система в два тура благоприятствует появлению многочисленных и относительно стабильных партий, зависящих друг от друга. Пропорциональное представительство способствует формированию многопартийности, состоящей из самостоятельных и стабильных партий с жесткой структурой. Подмеченная Дюверже закономерность не является абсолютной и предполагает исключения.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно сделать следующие выводы:

1. Избирательная система - ϶ᴛᴏ совокупность избирательных процедур, предусмотренных законом и связанных с формированием органов власти.

2. Избирательная система функционирует на принципах всœеобщности, равенства и тайного голосования. При этом избирательным законодательством предусмотренный ценз осœедлости и возрастной ценз. Возрастной ценз разный для активного (право выбирать) и пассивного (право быть избранным) избирательного права. Кроме этого, в некоторых странах (Австрия, Бельгия, Нидерланды) предусмотренное обязательное голосование.

3. Избирательные системы разделяются на три базовых типа: мажоритарную, пропорциональную, смешанную.

Типы избирательных систем - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Типы избирательных систем" 2017, 2018.

Избирательная система - это порядок организации и проведения выборов, закрепленный в юридических нормах, способы определения результатов голосования и порядок распределения депутатских мандатов.

Выбор той или другой избирательной системы влечёт за собой большие изменения в расстановке политических сил. Избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того, как понимают интересы своей партии и общества, каковы политические традиции и культура. Поэтому политики осторожно подходят к изменениям избирательного законодательства. Результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом зависят от типа избирательной системы. В мире существует большое количество избирательных систем, однако их разнообразие может быть сведено к следующим трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (от французского majorite - большинство) - избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. Различают мажоритарные системы абсолютного, относительного и квалифицированного большинства.

При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При такой системе, если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кандидатов, победу может одержать и тот, кто набрал менее 50% голосов.

При этой системе большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов - абсолютное и относительное. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% плюс 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей. В случае, если ни один кандидат не получит требуемое число голосов, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие уже два кандидата, завоевавшие наибольшее число голосов в первом туре. Во втором туре победителем выходит уже кандидат, набравший относительное большинство голосов. При мажоритарной системе относительного большинства победу одерживает кандидат, получивший больше голосов, чем все остальные кандидаты, каждый в отдельности.

Основные достоинства мажоритарной избирательной системы:

  • - обеспечивает победившей партии большинство в парламенте, что позволяет при парламентарных и смешанных формах правления формировать устойчивое правительство;
  • - предполагает формирование крупных политических партий или блоков, способствующих стабилизации политической жизни государства;
  • - способствует формированию прочных непосредственных связей между избирателями и кандидатом.

Тем не менее, для всех разновидностей мажоритарной системы характерны и некоторые существенные недостатки.

Во-первых, эта система может исказить реальную картину социально-политических сил страны в пользу победившей партии. Проголосовавшие за потерпевшую поражение партию, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы.

Во-вторых, данная система может вызывать недоверие к существующему строю, т.к. ограничивается доступ представителей проигравших небольших партий в депутаты. Кроме того, сформированное правительство может и не пользоваться поддержкой большинства населения страны.

В-третьих, непосредственная зависимость депутатов от выборщиков «своего» избирательного округа побуждает их защищать в первую очередь местные интересы в ущерб общегосударственным.

В-четвертых, частая нерезультативность первого тура выборов при мажоритарной системе абсолютного и квалифицированного большинства требует дополнительных расходов для проведения второго тура выборов.

Пропорциональная избирательная система - порядок определения результатов голосования, при котором распределение мандатов между партиями, выставившими свои кандидатов в представительный орган, производится в соответствии с полученным ими количеством голосов.

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и полученными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько парламентских депутатов. Избиратели голосуют за партийные списки, т.е. фактически за ту или иную программу. Конечно, партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но принцип от этого не меняется.

Существуют различные виды пропорциональных избирательных систем:

  • - списочные (голосование за список);
  • - несписочные (кандидаты ранжируются внутри списка);
  • - с открытым списком;
  • - с закрытым списком.

О популярности пропорциональной избирательной системы свидетельствует то, что в десяти из двенадцати стран ЕС (кроме Великобритании и Франции) используется именно эта система. Эта система является наиболее демократичной, позволяя учитывать политические симпатии населения страны. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.

Вместе с тем, продолжением названных достоинств пропорциональной системы являются и ее недостатки. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, не очень стабильно. Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию. Кроме того, может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий и т.д., не соответствующих их реальному месту в политической системе.

Для преодоления недостатков и использования достоинств мажоритарной и пропорциональной избирательных систем в послевоенный период началось формирование смешанной избирательной системы. Это система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Суть этой системы заключается в том, что одна часть депутатских мандатов распределяется на основе принципов мажоритарной системы, а другая - в соответствии с принципами пропорциональной системы.

К достоинствам смешанной избирательной системы относится то, что она:

  • - способствует укрупнению политических партий или блоков при одновременном соблюдении принципа пропорциональности, а это обеспечивает формирование устойчивого правительства;
  • - предоставляет возможность сохранения связи между избирателями и выбранными ими депутатами, которая в определенной степени нарушается пропорциональной системой.

Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная де­мократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного само­управления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.

На их основе в современных условиях применяются и смешанные формы . Рассматривая данные системы, обратим осо­бое внимание на то, что они отличаются не столько формаль­ными моментами, сколько политическими целями, достигаемыми при использовании данных избирательных систем.

· Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кан­дидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Большинство бывает разным . Су­ществуют избирательные системы, требующие абсолютного боль­шинства (это 50% + 1 голос и более ). Такая избирательная сис­тема существует, например, в Австралии.

Мажоритарная систе­ма относительного большинства означает, что побеждает на вы­борах тот, кто набирает голосов больше, чем каждый из его соперников .

Мажоритарную избирательную систему называют «системой первого пришедшего к финишу». О ней также гово­рят - «победитель получает все».

В настоящее время такая систе­ма действует в четырех странах - США, Канаде, Великобрита­нии, Новой Зеландии .

Иногда используются одновременно обе разновидности мажоритарной системы . Например, во Франции при выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором - относительного.

При мажоритарной системе, как правило, возникают и уп­рочиваются непосредетвенные связи между кандидатом (в даль­нейшем депутатом) и избирателями .

Кандидаты хорошо знают положение дел в своих избирательных округах, интересы изби­рателей, лично знакомы с их наиболее активными представите­лями . Соответственно и избиратели имеют представление о том, кому они доверяют выражать свои интересы в органах власти.

Очевидно, что при мажоритарной системе на выборах побежда­ют представители более сильного политического течения в стране. В свою очередь, это способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних по сво­ему значению партий.

Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению тенденции к становлению в стра­нах, где она используется, двух- или трехпартийных систем .

· Пропорциональная избирательная система означает, что манда­ты распределяются четко пропорционально числу поданных го­лосов.



Эта система распространена в современном мире более широко, нежели мажоритарная . В странах Латинской Америки, например, выборы проводятся только по пропорциональной си­стеме .

При использовании пропорциональной избирательной си­стемы преследуется цель обеспечения широкого и пропорцио­нального представительства в органах власти политических пар­тий, а также социальных и национальных групп .

Данная система способствует развитию многопартийности . Она используется в Австралия, Бельгии, Швеции, Израиле и многих других странах.

Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет разно­видности . Существуют два ее вида:

· пропорциональная избирательная система на общего­сударственном уровне . В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Избира­тельные округа не выделяются;

· пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах . В этом случае депутатские ман­даты распределяются на основе влияния политических партий в избирательных округах.

Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы имеют свои достоинства и недостатки . Остановимся на них под­робнее.

К числу положительных свойств мажоритарной избирательной системы относится то, что в ней заложены возможности формирования эффективно работающего и стабильного прави­тельства .

Дело в том, что она позволяет крупным, хорошо орга­низованным политическим партиям легко побеждать на выбо­рах и создавать однопартийные правительства .

Практика показывает, что созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми и способными проводить твердую государствен­ную политику . Примеры США, Англии и других стран достаточ­но убедительно об этом свидетельствуют.

Однако мажоритарная система имеет ряд существенных недостатков. При мажоритарной системе для распределения пар­ламентских мандатов имеет значение только факт получения кандидатом большинства голосов. Голоса же отданные всем другим кандидатам, во внимание не принимаются и в этом смыс­ле пропадают .

Заинтересованные силы могут при мажоритарной системе манипулировать волей избирателей . В частности, значительные возможности заключает в себе «география» избирательных окру­гов .

Как показывает опыт, сельское население голосует более тра­диционно в сравнении с городским. Заинтересованные политические силы учитывают это обстоятельство при формировании избирательных округов . Выделяется по возможности больше избирательных округов с преобладанием сельского населения.

Таким образом, недостатки мажоритарной избирательной системы весьма существенные. Главным из них является, что значительная часть избирателей страны (иногда до 50%) остает­ся не представленной в органах власти .

К достоинствам пропорциональной избирательной системы от­носится то, что в сформированных с ее помощью органах влас­ти представлена реальная картина политической жизни обще­ства, расстановки политических сил .

Она обеспечивает систему обратной связи между государством и организациями гражданского общества , в итоге способствует развитию политического плюрализма и многопартийности.

Однако рассматриваемая система имеет весьма существен­ные недостатки . (Пример Италии, использующей данную систе­му: с 1945 г. здесь сменилось 52 правительства ).

Основные недостатки данной системы можно свести к следующему .

Во-первых , при пропорциональной избирательной системе возникают сложности в формировании правительства . Причи­ны: отсутствие доминирующей партии с четкой и твердой программой; создание многопартийных коалиций, включающих партии с разными целями и задачами. Правительства, создан­ные на такой основе, отличаются нестабильностью.

Во-вторых , пропорциональная избирательная система при­водит к тому, что политические силы, не пользующиеся под­держкой в рамках всей страны, получают представительство в органах государственной власти.

В-третьих , при пропорциональной избирательной системе вследствие того, что голосование осуществляется не за конкрет­ных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депу­татами и избирателями весьма слабая .

В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, это обстоятельство способствует зави­симости депутатов от этих партий. Такая несвобода парламента­риев может отрицательно сказаться в процессе обсуждения и принятия важных документов.

Недостатки пропорциональной системы очевидны и сущест­венны. Поэтому многочисленны попытки устранить или хотя бы смягчить их. Это наложило зримый отпечаток на сами пропор­циональные избирательные системы .

Мировая практика показывает, что если мажоритарные сис­темы относительно одинаковы, то все пропорциональные системы различны .

Пропорциональная система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвер­дившейся политической системы и других обстоятельств .

Хотя все пропорциональные системы имеют своей целью достижение про­порционального представительства, но реализуется эта цель в разной мере .

В соответствии с данным критерием можно выделить три типа пропорциональных избирательных систем.

1. Систе­мы, реализующие в полной мере принцип пропорционализма ;

2. Избирательные системы с недостаточным пропорционализмом ;

3. Системы, которые хотя и достигают пропорциональности между поданными голосами и полученными мандатами, однако пре­дусматривают различные заградительные барьеры проникнове­нию представителям некоторых политических сил в парламент .

Пример - избирательная система ФРГ. Здесь кандидаты от поли­тической партий, не набравшей 5% голосов избирателей в грани­цах всей страны, в парламент не попадают . Такой «избиратель­ный метр» используется и в ряде других государств.

Как уже подчёркивалось, избирательные системы в своем раз­витии прошли достаточно большой путь. В ходе этого процесса (в послевоенный период) началось формирование смешанной из­бирательной системы, то есть системы, которая должна вобрать в себя положительные характеристики и мажоритарной, и пропор­циональной избирательных систем.

Суть смешанной избирательной системы заключается в том, что определенная часть депутат­ских мандатов распределяется в соответствий с принципами ма­жоритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства .

  • Глава 3. Политическая система общества §1. Категория "политическая система" в политологии
  • §2. Функции политической системы
  • Глава 4. Политические режимы §1. Понятие и типология политических режимов
  • §2. Классификация политических режимов
  • Глава 5. Политическая власть §1. Основные характеристики власти
  • §2. Политическое господство и политическая легитимность
  • Глава 6. Государство §1. Генезис, сущность и функции государства
  • §2. Типы и формы государства
  • §3. Правовое государство и гражданское общество
  • Глава 7. Законодательная власть §1. Понятие парламента. Его роль и значение. Классификация зарубежных парламентов
  • §2. Структура парламента
  • Глава 8. Исполнительная власть §1. Исполнительная власть. Правительство
  • §2. Виды правительств
  • §3. Порядок образования (формирования) правительства
  • §4. Состав и структура правительства
  • §5. Порядок деятельности правительства
  • §6. Полномочия (компетенция) правительства
  • §7. Исполнительная власть. Глава государства
  • §8. Полномочия главы государства
  • Глава 9. Судебная власть §1. Понятие суда и судебной власти. Место и роль суда в государственном механизме
  • §2. Судебные вертикали
  • §3. Система общих судов
  • §4. Специальные суды
  • §5. Негосударственные суды
  • Глава 10. Местная власть §1. Понятие местного самоуправления и управления. Правовое регулирование местного самоуправления и управления
  • §2. Основные черты административно-территориального деления
  • §3. Структура и формы органов местного самоуправления
  • §4. Полномочия (компетенция) местных органов управления и самоуправления
  • §5. Отношения местных органов с центральной властью
  • §6. Местные исполнительные органы
  • Разделiii. Политические процессы
  • Глава 11. Политический процесс §1. Сущность и основные характеристики политического процесса
  • §2. Типология политических действий
  • §3. Политическое участие
  • Глава 12. Политические элиты и политическое лидерство §1. Политическая элита
  • §2. Политическое лидерство
  • §2. Партийные системы, уклады и коалиции
  • §3. Общественные организации и движения Понятие и отличительные признаки общественных организаций и движений
  • Глава 14. Представительство и выборы §1. Избирательное право
  • §2. Виды избирательных систем
  • Разделiv. Политическая культура и идеология
  • Глава 15. Политические идеологии §1. Сущность и функции политической идеологии
  • §2. Современные политические идеологии
  • Глава 16. Политическая культура и политическая социализация
  • §1. Понятие политической культуры и ее структура
  • Раздел V. Международные отношения и внешняя политика
  • Глава 17. Система международных отношений
  • §1. Сущность и понятие международных отношений
  • §2. Понятие и сущность внешней политики государств
  • §3. Цели, функции и средства внешней политики
  • Глава 18. Политика и глобальные проблемы современности
  • §1. Сущность и пути решения глобальных проблем современности
  • §2. Социально-политические аспекты глобальных проблем современности
  • Основные термины и определения
  • §2. Виды избирательных систем

    Понятие избирательной системы

    В избирательном праве каждой страны закрепляется определенная система представительства. Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.

    Функционирование любой избирательной системы можно оценить только во взаимосвязи с формой правления, политической культурой страны, природой ее политических партий. Потому электоральные законы перестают соответствовать своим целям по мере того, как меняются другие институты общества и государства. Не случайно в условиях крупных общественных перемен меняется и избирательная система. Так, изменилась избирательная система в России, идет реформа избирательной системы в Италии, изменились электоральные законы в Беларуси и других постсоветских республиках.

    Выбор той или иной избирательной системы влечет за собой существенные изменения в расстановке политических сил. Так, во Франции избирательный закон стал объектом ожесточенной политической борьбы и несколько раз существенно менялся в зависимости от сложившегося соотношения политических сил. Американская система соответствует характеру сложившегося там водораздела между основными тенденциями, партиями и способствует его сохранению и даже углублению. Итальянская (пропорциональная) система учитывает более многообразный политический мир этой страны, хотя уже не в полной мере соответствует нынешней расстановке политических сил, что и вызывает необходимость реформы избирательной системы.

    Таким образом, избирательная система в каждой стране создается в зависимости от того, как понимают интересы своей партии и общества, каковы политические традиции и культура. Поэтому политики, как правило, осторожно подходят к изменениям избирательного законодательства. Нарушение баланса сил в стабильном обществе всегда ведет к непредсказуемым последствиям, может дестабилизировать политическую жизнь.

    В мире существует большое количество избирательных систем, однако их разнообразие может быть сведено к следующим трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

    Мажоритарная система абсолютного большинства

    В основе этого типа избирательной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования (фр. majorité – большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей.

    Существует две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства и относительного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов – 50 процентов плюс один голос. В связи с тем, что не всегда удается кому-либо из кандидатов собрать более половины голосов в первом туре, то приходится проводить второй тур выборов. Такая практика сложилась, например, во Франции, где ко второму туру допускаются все кандидаты из первого тура, за исключением лиц, собравших менее 12,5 процентов голосов. Избранным во втором туре считается тот, кто набрал больше голосов, чем кто-либо из соперников.

    В Беларуси также используется система абсолютного большинства. В отличие от Франции, во второй тур, если первый был безрезультатным, выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Избранным считается тот, кто получил большее число голосов при условии, что число голосов, поданных за кандидата, больше числа голосов, поданных против него. Чтобы выборы считались действительными, в них должно принять участие не менее 50 процентов зарегистрированных избирателей данного округа.

    Как правило, выборы по мажоритарной системе абсолютного большинства способствуют формированию относительно стабильных партийных блоков, исключая влияние малочисленных, раздробленных партий. В результате образуется система крупных и, что весьма важно, взаимозависимых политических партий. К примеру, во Франции, где эта система применяется с небольшим перерывом более 30 лет, насчитывается более восьми партий, реально претендующих на голоса избирателей. В первом туре близкие по идеологии партии идут раздельно, второй тур заставляет их объединяться и противостоять общему сопернику.

    Одним из вариантов мажоритарной системы абсолютного большинства является проведение выборов с преференциальным (предпочтительным) голосованием. Избиратель получает бюллетень со списком кандидатов, в котором он распределяет места по своему усмотрению. Если никто из кандидатов не наберет абсолютного большинства, то голоса, отданные за кандидата, оказавшегося на последнем месте, передаются более удачливым, а сам он исключается из избирательного списка. И так продолжается до тех пор, пока кто-то из кандидатов не наберет необходимого большинства голосов. Такая система хороша тем, что не требуется второй тур выборов.

    Мажоритарная система относительного большинства

    На выборах по мажоритарной системе относительного большинства (плюральной избирательной системе) кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Избирательные округа, как и при системе абсолютного большинства, являются, как правило, одномандатными, то есть от каждого округа избирается только один депутат. При этом, если бы какой-то гражданин сумел добиться только своего выдвижения в качестве кандидата, то он бы автоматически стал депутатом без проведения голосования. При этой системе победителю достаточно одного голоса, который он может подать за себя сам.

    Мажоритарная система относительного большинства используется в настоящее время в Великобритании и странах, некогда находившихся под ее влиянием, в том числе и в США. Так, территория США разделена на 435 округов по избранию депутатов Конгресса. В каждом округе граждане избирают одного депутата в нижнюю палату (Палату представителей), который должен получить простое большинство голосов. Голоса, поданные за проигравших кандидатов, не учитываются и не влияют на распределение мест в Конгрессе.

    Политическим следствием применения мажоритарной системы относительного большинства является двухпартийность, то есть наличие в стране двух крупнейших, постоянно чередующихся у власти политический партий. Это не так уж плохо для страны и стабильности ее политической системы. Двухпартийность заставляет партии более ответственно подходить к решению государственных проблем, ибо победившей партии предоставлено полное управление, а проигравшая автоматически становится оппозицией, критикующей правительство. Понятно, что именно правящая партия несет и полную ответственность за проводимую политику.

    Достоинства и недостатки мажоритарных систем

    Главным достоинством мажоритарного представительства является учет мнения большинства избирателей определенного округа при формировании органов государственной власти. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, которые могут сформировать стабильные правительства, что способствует стабильности политической системы общества в целом.

    Из достоинств мажоритарной системы вытекают ее недостатки, являясь их продолжением. Основным недостатком этой системы является то, что она не полностью выражает политическую волю населения. Может теряться, не учитываться практически 49 процентов голосов избирателей, если нет, разумеется, подавляющего перевеса победившей партии. Тем самым нарушается принцип всеобщности избирательного права, поскольку голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают. Избиратели, голосовавшие за них, лишаются возможности провести своих представителей в выборные органы. Так, элементарный расчет показывает, что в Беларуси для избрания кандидату достаточно получить лишь 26 процентов голосов избирателей, ибо если на избирательные участки придут немногим более 50 процентов избирателей и немногим более половины из них проголосуют за кандидата, то в результате он получит голоса всего лишь четверти избирателей. Интересы остальных 74 процентов в выборном органе представлены не будут.

    Мажоритарная система не дает адекватного соотношения между поддержкой, которую получает партия в стране, и числом ее представителей в парламенте. Небольшая партия, имеющая большинство в нескольких избирательных округах, получит несколько мест, а крупная партия, рассредоточенная по всей стране, не получит ни одного места, хотя за нее проголосовало больше избирателей. Вполне типична ситуация, когда партии набирают примерно равное число голосов избирателей, но получают различное количество депутатских мандатов. Иными словами, мажоритарная система не ставит вопрос о том, насколько полно политический состав избранных органов власти соответствует политическим симпатиям населения. Это прерогатива пропорциональной избирательной системы.

    Пропорциональная система

    Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу. Конечно, партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но сам принцип от этого не меняется.

    Партийные списки могут быть различных видов. Часть стран, например, Испания, Греция, Португалия, Израиль, Коста-Рика, придерживаются правил закрытых или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если, к примеру, в списке семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут три первых кандидата списка. Такой вариант усиливает власть партийной элиты, верхушки, так как именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке.

    В ряде стран применяется иной вариант – система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийной элитой. Преференциальный метод используется в Бельгии, Италии. В Нидерландах, Дании, Австрии применяется система полужестких списков, при которой первое место, завоеванное партией, предназначено кандидату под первым номером. Остальные мандаты распределяются между кандидатами в зависимости от полученных ими преференций.

    Существует еще одна необычная форма списка, называемая панаширование (смешивание). Эта система, применяемая в Швейцарии и Люксембурге, позволяет избирателю голосовать за определенное число кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам. Иными словами, избиратель вправе отдать предпочтение кандидатам различных партий – смешанное предпочтение. Тем самым создаются благоприятные возможности для образования предвыборных партийных блоков.

    Для определения результатов голосования устанавливается квота, то есть минимум голосов, необходимый для избрания одного депутата. Для определения квоты общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту.

    В ряде стран с пропорциональной системой действует так называемый избирательный порог. Для того, чтобы быть представленной в парламенте, партия должна получить не менее определенного процента голосов избирателей, преодолеть определенный барьер. В России, Германии (смешанные системы), Италии он равен 5 процентам. В Венгрии и Болгарии – 4 процентам, в Турции – 10 процентам, в Дании – 2 процентам. Партии, не преодолевшие этот порог, не получают ни одного места в парламенте.

    Достоинства и недостатки пропорциональной системы

    О популярности пропорциональной избирательной системы свидетельствует тот факт, что в десяти из двенадцати стран ЕС (исключе­ние составляют Великобритания и Франция) используется именно эта система. Она во многом определяет современную западноевропейскую демократию как партийную демократию. Пропорциональная система является наиболее демократичной, позволяя учитывать политические симпатии населения. Она стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.

    Вместе с тем продолжением названных достоинств пропорциональной системы являются ее недостатки. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка, а то и больше партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, нестабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где сочетание многопартийности и пропорциональности получило полное выражение, сменилось около полусотни правительств. За 50 лет Италия более четырех лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность демократии.

    Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию, хотя в какой-то мере это противоречие снимает метод преференций. Кроме того, может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе. Это создает условия для коррупции, перерождения партий, сращивания партий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борьбы за теплые места и т.д. Нарушается сам принцип пропорциональности.

    Смешанные избирательные системы

    Смешанная система представительства соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем – мажоритарной и пропорциональной. Степень работоспособности органа государственной власти, избранного по смешанной системе, зависит от характера соединения в ней мажоритарных и пропорциональных элементов.

    На такой основе проходят выборы в России, Германии. В ФРГ, например, одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая – по пропорциональной. Каждый избиратель в этой стране имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос – за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур. Пятипроцентный избирательный порог не дает возможности мелким партиям получать места в парламенте. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов. Это позволяет формировать достаточно стабильное правительство.

    Концепции роли депутата

    В практическом осуществлении различных избирательных систем огромную роль играет политическая культура населения и самого депутатского корпуса. Важное значение имеет также сложившееся представление о роли депутата, его функциях. В качестве наиболее распространенных концепций, взглядов на роль депутата можно назвать следующие:

    Депутат представляет в парламенте свою партию, защищает и разъясняет ее политическую программу;

    Депутат представляет прежде всего тех избирателей, которые голосовали за него и его программу;

    Депутат представляет в парламенте всех избирателей своего округа, в том числе и тех, кто голосовал против или воздержался. Он защищает общие социальные, экономические и политические интересы округа;

    Депутат на всех уровнях выражает и защищает интересы нации, страны в целом, каждой социальной группы.

    Высококвалифицированная, честная работа народных представителей на всех уровнях управления позволяет нейтрализовать негативные аспекты избирательной системы. Конечно же, политик в парламенте должен исходить из интересов всей страны, находить оптимальную степень сочетания интересов региона и страны. Необходимо стремиться к тому, чтобы отношения между народными избранниками и избирателями основывались на полномочиях и на доверии.

    В российской юридической и научной литературе используются два разных понятия избирательной системы. Для их различия применяются два термина: «избирательная система в широком смысле» и «избирательная система в узком смысле».

    Понятие избирательной системы

    – совокупность правовых норм, образующих избирательное право. Избирательное право – совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах. В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция РФ не содержит специальной главы об избирательном праве.

    –совокупность правовых норм, определяющих итоги голосования. Исходя из этих правовых норм определяются: , тип избирательных округов, форма и содержание бюллетеня, и т.д.

    В зависимости от того, какой вид избирательной системы (в узком смысле) будет использован на конкретных выборах, результаты при одних и тех же итогах голосования могут быть разными.

    Виды избирательных систем

    Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и порядком распределения мандатов по итогам голосования. По сути, в мире существует столько типов избирательных систем, сколько существует стран, формирующих органы власти с помощью выборов. Но за многовековую историю выборов были созданы базовые типы избирательных систем, на основе которых происходят выборы во всем мире..

    1. (фр. majorité – большинство) избирательная система. Согласно мажоритарной избирательной системе, избранным считается кандидат, набравший большее число голосов.

      Существуют три разновидности мажоритарной системы:

      • абсолютного большинства – кандидату необходимо набрать 50% + 1 голос;
      • относительного большинства – кандидату необходимо набрать самое большое число голосов. При этом данное число голосов может быть меньше 50% от всех голосов;
      • квалифицированного большинства – кандидату необходимо набрать заранее установленное большинство голосов. Такое установленное большинство всегда больше 50% от всех голосов – 2/3 или 3/4.
    2. .

      Это система формирования выборных органов власти через партийное представительство. Политические партии и/или политические движения выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из этих списков. Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией.

    3. Смешанная избирательная система.

      Избирательная система, при которой часть мандатов в представительный орган власти распределяется по мажоритарной системе, а часть по пропорциональной системе. То есть две избирательные системы используются параллельно.

    4. .

      Это синтез мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Выдвижение кандидатов происходит по пропорциональной системе (по партийным спискам), а голосование – по мажоритарной (персонально за каждого кандидата).

    Избирательная система РФ

    Избирательная система в России включает в себя несколько основных видов избирательных систем.

    Избирательная система РФ описывается следующими Федеральными законами:

    • № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
    • № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
    • № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
    • № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»
    • № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

    До принятия соответствующего закона в 2002 году на региональных выборах высших должностных лиц в некоторых субъектах РФ использовались разновидности мажоритарной системы, не относящиеся ни к системе абсолютного, ни к системе относительного большинства. Кандидату требовалось получить относительное большинство голосов, но не менее 25% от числа граждан, внесенных в списки избирателей, а в некоторых субъектах РФ – не менее 25% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Сейчас все региональные выборы проходят по единым для всех принципам.

    При выборах высших должностных лиц (президент, губернатор, мэр) применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства. Если никто из кандидатов не набрал абсолютное большинство голосов, назначается второй тур, куда проходят два кандидата, набравшие относительное большинство голосов.

    При выборах в представительный орган субъекта РФ применяется смешанная избирательная система. При выборах в представительный орган муниципального образования возможно применение как смешанной избирательной системы, так и мажоритарной системы относительного большинства.

    С 2007 по 2011 год выборы в Государственную думу проходили по пропорциональной системе. С 2016 года половина депутатов (225) Государственной думы РФ будет избираться по одномандатным округам по мажоритарной системе, а вторая половина – по единому избирательному округу по пропорциональной системе с процентным барьером в 5%

    Избирательная система РФ на данный момент не предусматривает использования гибридной избирательной системы. Также избирательная система в России не использует мажоритарную избирательную систему квалифицированного большинства.