Пулемет «Вулкан» – электропривод и шесть смертоносных стволов. Авиационная пушка M61A1 Vulcan (США) Особенности конструкции пушки М61 Вулкан

С момента появления огнестрельного оружия военные были озабочены повышением его скорострельности. Начиная с XV века оружейники пытались добиться этого единственным доступным в то время способом — увеличением количества стволов.

Такие многоствольные пушки называли органами или рибодекенами. Впрочем, название «скорострельные» мало подходило подобным системам: хотя можно было одновременно произвести залп из большого количества стволов, дальнейшая перезарядка требовала много времени. А с появлением картечи многоствольные пушки и вовсе утратили смысл. Но в XIX веке они вновь возродились — благодаря человеку, который из самых лучших побуждений хотел уменьшить боевые потери

Во второй половине XIX века военные были чрезвычайно озадачены снижением эффективности артиллерии против пехоты. Для привычного выстрела картечью необходимо было подпустить неприятеля на 500−700 м, а новые дальнобойные винтовки, поступившие на вооружение пехоты, попросту не позволяли этого сделать. Однако изобретение унитарного патрона обозначило новое направление в развитии огнестрельного оружия: увеличение скорострельности. В результате почти одновременно появились несколько вариантов решения проблемы. Французский оружейник де Реффи сконструировал митральезу, состоящую из 25 неподвижных стволов калибра 13 мм, способную выпускать до 5−6 залпов в минуту. В 1869 году бельгийский изобретатель Монтиньи усовершенствовал эту систему, доведя количество стволов до 37. Но митральезы были очень громоздкими и не получили особого распространения. Требовалось принципиально другое решение.


Добрый доктор

Ричард Гатлинг родился 12 сентября 1818 года в округе Хартфорд (штат Коннектикут) в семье фермера. С детства он увлекался изобретательством, помогая своему отцу чинить сельскохозяйственную технику. Свой первый патент (на сеялку) Ричард получил в возрасте 19 лет. Но, несмотря на свое увлечение, он решил стать врачом и в 1850 году закончил медицинский колледж в Цинциннати. Однако страсть к изобретательству победила. В 1850-х Гатлинг изобрел несколько механических сеялок и гребной винт новой системы, но самое известное изобретение сделал позже. 4 ноября 1862 года он получил патент за номером 36 836 на конструкцию, навсегда вписавшую его имя в историю оружия, — Revolving Battery Gun. Тем не менее автор смертоносного изобретения, как и положено врачу, питал к человечеству самые лучшие чувства. Сам Гатлинг писал об этом так: «Если бы мне удалось создать механическую систему стрельбы, которая благодаря своей скорострельности позволила бы одному человеку заменить на поле боя сотню стрелков, необходимость в больших армиях отпала бы, что привело бы к значительному уменьшению человеческих потерь». (После смерти Гатлинга журнал Scientific American опубликовал некролог, где были такие слова: «Этот человек не имел себе равных по доброте и сердечности. Ему казалось, что если война сделается еще более ужасной, то народы потеряют наконец охоту прибегать к оружию».)


Несмотря на развитие технологий и материалов, принцип действия пушки Гатлинга не претерпел изменений. Все тот же блок стволов раскручивается внешним приводом. Кстати, именно из-за того, что, в отличие от своих предков, современные «гатлинги» работают от электромотора (или другого двигателя), их использование в качестве оружия пехоты очень непрактично… У Терминатора же, видимо, всегда была при себе портативная дизельная электростанция.

Заслуга Гатлинга состояло вовсе не в том, что он первым сделал многоствольное оружие, — как уже было отмечено, многоствольные системы к тому времени уже не были новинкой. И не в том, что он расположил стволы «по-револьверному» (такая схема широко применялась в ручном огнестрельном оружии). Гатлинг сконструировал оригинальный механизм подачи патронов и выброса гильз. Блок из нескольких стволов проворачивался вокруг своей оси, под действием силы тяжести патрон из лотка поступал в ствол в верхней точке, затем с помощью ударника производился выстрел, при дальнейшем повороте из ствола в нижней точке опять-таки под действием силы тяжести производилась экстракция гильзы. Привод этого механизма был ручным, с помощью специальной рукоятки стрелок вращал блок стволов и производил стрельбу. Конечно, такая схема была еще не полностью автоматической, но она имела ряд преимуществ. Механическая перезарядка была на первых порах надежнее автоматической: оружие ранних конструкций постоянно заклинивало. Но даже эта простая механика обеспечивала довольно большой по тем временам темп стрельбы. Стволы перегревались и загрязнялись нагаром (что составляло значительную проблему, поскольку в то время широко использовался дымный порох) значительно медленнее одноствольного оружия.


Пулеметы

Система Гатлинга обычно насчитывала от 4 до 10 стволов калибра 12−40 мм и позволяла вести огонь на расстояние до 1 км со скорострельностью около 200 выстрелов в минуту. По дальности стрельбы и скорострельности она превосходила обычные артиллерийские орудия. К тому же система Гатлинга была довольно громоздкой и обычно ставилась на лафеты от легких пушек, поэтому считалась артиллерийским оружием, и ее часто не совсем корректно называли «картечницей» (на самом деле это оружие правильно называть пулеметом). До принятия Петербургской конвенции 1868 года, запретившей применение разрывных снарядов весом менее 1 фунта, существовали «гатлинги» и крупного калибра, стрелявшие разрывными снарядами и шрапнелью.


В Америке шла Гражданская война, и Гатлинг предложил свое оружие северянам. Однако Департамент артиллерии был завален предложениями об использовании новых видов оружия от различных изобретателей, поэтому, несмотря на успешную демонстрацию, получить заказ Гатлингу не удалось. Правда, отдельные экземпляры пулемета Гатлинга все же немного повоевали в конце войны, зарекомендовав себя весьма неплохо. После войны, в 1866-м, американское правительство все же сделало заказ на 100 экземпляров орудия Гатлинга, которые были выпущены компанией Colt под маркировкой Model 1866. Такие орудия ставили на корабли, их также приняли на вооружение в армиях других стран. Британские войска использовали «гатлинги» в 1883 году для подавления мятежа в египетском Порт-Саиде, где это оружие заработало себе устрашающую репутацию. Заинтересовалась им и Россия: пушка Гатлинга здесь была адаптирована Горловым и Барановским под «бердановский» патрон и принята на вооружение. Позднее систему Гатлинга неоднократно совершенствовали и модифицировали — швед Норденфельд, американец Гарднер, британец Фитцджеральд. Причем речь шла не только о пулеметах, но и о пушках малого калибра — типичным примером может служить 37-мм пятиствольная пушка Гочкиса, принятая на вооружение русского флота в 1881 году (выпускался также и 47-мм вариант).


Но монополия на скорострельность продержалась недолго — вскоре название «пулемет» закрепилось за автоматическим оружием, работавшим на принципах использования пороховых газов и отдачи для перезарядки. Первым таким оружием стал пулемет Хайрема Максима, который использовал бездымный порох. Это изобретение отодвинуло «гатлинги» на второй план, а затем и вовсе вытеснило из армий. Новые одноствольные пулеметы обладали значительно большей скорострельностью, были проще в производстве и менее громоздки.


«Гатлинги» в воздухе Летчик может менять темп стрельбы пушки GAU-8 в зависимости от задачи. В режиме «низкой» скорострельности это 2000 выстр/мин, при переключении на «высокий» режим — 4200. Оптимальные условия использования GAU-8 — это 10 двухсекундных очередей с минутными перерывами для охлаждения стволов.

Извержение «Вулкана»

По иронии судьбы, реванш «гатлингов» над одноствольными автоматическими пушками состоялся больше чем через полвека, после войны в Корее, которая стала настоящим полигоном для испытания реактивной авиации. Несмотря на свою ожесточенность, бои между F-86 и МиГ-15 показали низкую эффективность артиллерийского вооружения новых реактивных истребителей, перекочевавшего с поршневых предков. Самолеты того времени вооружались целыми батареями из нескольких стволов калибром от 12,7 до 37 мм. Все это было сделано ради увеличения секундного залпа: ведь непрерывно маневрирующий вражеский самолет держался в прицеле лишь доли секунды и для его поражения требовалась создать за короткое время огромную плотность огня. В то же время одноствольные пушки практически подошли к «конструкционному» пределу скорострельности — ствол слишком быстро перегревался. Неожиданное решение нашлось само собой: американская корпорация General Electric еще в конце 1940-х начала эксперименты со… старинными пушками Гатлинга, взятыми из музеев. Блок стволов раскручивался электромотором, и орудие 70-летней давности сразу выдало скорострельность более 2000 выстрелов в минуту (интересно, что существуют данные об установке электропривода на пушки Гатлинга еще в конце XIX века; это позволяло достичь скорострельности в несколько тысяч выстрелов в минуту — но в то время подобный показатель оказался невостребован). Развитием идеи стало создание пушки, открывшей целую эру в оружейном деле, — M61А1 Vulcan.


При перезарядке модуль GAU-8 полностью демонтируется из самолета. Это значительно повышает удобство обслуживания пушки. Вращение блока стволов осуществляется двумя гидромоторами, работающими от общей гидросистемы самолета.

Vulcan — это шестиствольная пушка массой 190 кг (без боекомплекта), длиной 1800 мм, калибром 20 мм и скорострельностью 6000 выстрелов в минуту. Автоматика «Вулкана» работает за счет внешнего электропривода мощностью 26 кВт. Питание боеприпасами — беззвеньевое, осуществляется из барабанного магазина емкостью 1000 снарядов по специальному рукаву. Стреляные гильзы возвращаются обратно в магазин. Такое решение было принято после инцидента с самолетом F-104 Starfighter, когда выброшенные пушкой стреляные гильзы были откинуты воздушным потоком назад и сильно повредили фюзеляж самолета. Огромная скорострельность пушки также приводила к непредвиденным последствиям: возникавшие при стрельбе колебания заставили изменить темп стрельбы, чтобы исключить резонанс всей конструкции. Отдача пушки тоже преподнесла сюрприз: в одном из испытательных полетов злополучного F-104 во время стрельбы Vulcan сорвался с лафета и, продолжая стрелять, разворотил снарядами всю носовую часть самолета, летчик при этом чудом сумел катапультироваться. Однако после исправления этих недостатков военные США получили легкое и надежное оружие, верой и правдой прослужившее не одно десятилетие. Пушки М61 используются на многих самолетах и в зенитном комплексе Мk.15 Phalanx, предназначенном для поражения низколетящих самолетов и крылатых ракет. На основе М61А1 был разработан шестиствольный скорострельный пулемет М134 Minigun калибром 7,62 мм, благодаря компьютерным играм и съемкам в многочисленных фильмах ставший самым известным среди всех «гатлингов». Пулемет предназначен для установки на вертолеты и корабли.


Самой мощной пушкой с вращающимся блоком стволов стала американская GAU-8 Avenger, предназначенная для установки на штурмовик А-10 Thunderbolt II. 30-мм семиствольная пушка предназначена для стрельбы преимущественно по наземным целям. Для нее используются два типа боеприпасов: осколочно-фугасные снаряды PGU-13/B и обладающие повышенной начальной скоростью бронебойные PGU-14/B с сердечником из обедненного урана. Поскольку пушка и самолет изначально проектировались специально друг для друга, стрельба из GAU-8 не приводит к сильному нарушению управляемости А-10. При конструировании самолета было учтено и то, что пороховые газы от пушки не должны попадать в двигатели летательного аппарата (это может привести к их остановке), — для этого установлены специальные отражатели. Но в ходе эксплуатации А-10 было замечено, что несгоревшие частицы пороха оседают на лопатках турбокомпрессоров двигателей и снижают тягу, а также приводят к повышенной коррозии. Для предотвращения этого эффекта в двигатели самолета встроены электрические дожигатели. Запальные устройства включаются автоматически при открытии огня. При этом, согласно инструкции, после каждого расстрелянного боекомплекта двигатели А-10 необходимо промывать от копоти. Хотя во время боевого применения пушка не показала высокой эффективности, психологический эффект от использования оказался на высоте — когда с неба буквально льется поток огня, это очень, очень страшно…


Башня автоматической пушки АК-630 необитаема. Наведение орудия осуществляется дистанционно, с помощью электрогидроприводов. АК-630 — это универсальное и эффективное «средство самообороны» наших боевых кораблей, позволяющее защищаться от самых разных напастей, будь то противокорабельная ракета, сомалийские пираты или всплывшая (как в фильме «Особенности национальной рыбалки») морская мина

В СССР работы по скорострельным пушкам начались с разработки корабельных средств ближней ПВО. Результатом стало создание семейства зенитных автоматов, сконструированных в тульском КБ Точного приборостроения. 30-мм пушки АК-630 до сих пор составляют основу ПВО наших кораблей, а модернизированный автомат входит в состав морского зенитного ракетно-пушечного комплекса «Кортик».

В нашей стране поздно осознали необходимость иметь на вооружении аналог «Вулкана», поэтому между испытаниями пушки ГШ-6−23 и решением о принятии ее на вооружение прошло почти десять лет. Темп стрельбы ГШ-6−23, которая устанавливается на самолетах Су-24 и МиГ-31, составляет 9000 выстрелов в минуту, а первоначальная раскрутка стволов осуществляется стандартными пиропатронами ППЛ (а не электро- или гидроприводами, как в американских аналогах), что позволило значительно повысить надежность системы и упростить ее конструкцию. После срабатывания пиропатрона и подачи первого снаряда блок стволов раскручивается за счет использования энергии пороховых газов, отводимых из каналов стволов. Питание пушки снарядами может быть как беззвеньевым, так и звеньевым.


30-миллиметровая пушка ГШ-6−30 была спроектирована на базе корабельного зенитного автомата АК-630. Обладая скорострельностью в 4600 выстрелов в минуту, она способна за 0,25 с посылать в цель 16-килограммовый залп. По свидетельствам очевидцев, 150-снарядная очередь из ГШ-6−30 больше напоминала раскат грома, чем очередь, а самолет при этом окутывался ярким огненным заревом. Эта пушка, обладавшая отличной точностью, устанавливалась на истребителях-бомбардировщиках МиГ-27 вместо штатной «двустволки» ГШ-23. Использование ГШ-6−30 по наземным целям заставляло летчиков выходить из пикирования вбок, чтобы уберечься от осколков собственных снарядов, поднимавшихся на высоту 200 м. Нарекания вызывала и огромная сила отдачи: в отличие от своего американского «коллеги» А-10, МиГ-27 изначально не рассчитывался под такую мощную артиллерию. Поэтому из-за вибраций и ударов выходило из строя оборудование, деформировались узлы самолета, а в одном из полетов после длинной очереди в кабине пилота отвалилась приборная панель — летчику пришлось возвращаться на аэродром, держа ее на руках.

Огнестрельное оружие схемы Гатлинга — практически предел скорострельности механических оружейных систем. Несмотря на то что в современных скорострельных одноствольных пушках применяется жидкостное охлаждение ствола, существенно снижающее его перегрев, системы с вращающимся блоком стволов все же более приспособлены для ведения длительной стрельбы. Эффективность схемы Гатлинга позволяет успешно выполнять возложенные на оружие задачи, и это оружие по праву занимает место в арсеналах всех армий мира. К тому же это один из самых зрелищных и киногеничных видов оружия. Стрельба из «гатлинга» сама по себе — отличный спецэффект, а грозный вид раскручивающихся перед выстрелом стволов сделал эти пушки самым запоминающимся оружием голливудских боевиков и компьютерных игр.

Сегодня у нас на обзоре очередной голливудский бестселлер – шестиствольный пулемет системы Гатлинга М-134 или «Волшебный Дракон». Вообще у этого пулемета много имен, его называют и «Веселым Сэмом» и «Мясорубкой», но самое подходящее прозвище все же «Волшебный Дракон», полученное пулеметом не только за его характерный «рык» но и сильную огненную вспышку при стрельбе.



Впервые заказ на данный тип вооружения для пехоты поступил в 1959 году от вооруженных сил США, так как пулеметы того времени не позволяли создать высокую плотность огня на дистанциях свыше 500 метров. За выполнение заказа берется компания General Electric уже имеющая приличный опыт создания систем подобного рода. В тысяча девятьсот шестидесятом году компанией начинает разрабатываться первый прототип многоствольной пулеметной системы под калибр 7,62 миллиметра. За основу была взята шестиствольная 20-миллиметровая авиапушка «Вулкан» М-61, которую ранее тоже создала эта компания по заказу ВВС США.

Изначально в заказе был указан калибр в 12,5 миллиметра, но отдача мощностью более 500 кгс при 6000 выстрелов в минуту свело затею на нет. Первые испытания проводятся во Вьетнаме на самолете огневой поддержки АС-47 Spooky (предшественнике «Перста Бога» — самолета Lockheed AC-130). Пулемет оказался настолько хорош, что его спустя пару месяцев приняли на вооружение и стали массово устанавливать на UH-1 Iroquois и AH-1 Cobra.

Возможность переключения темпа стрельбы и небольшой вес позволяли устанавливать М-124 даже в спарках, при стрельбе это приводило к тому, что цель, по которой вели огонь, засыпало свинцом. Эти пулеметы очень долго наводили ужас на Северо-Вьетнамских повстанцев, при стрельбе из которых «зеленку» попросту выкашивало на сотню другую метров. К семидесятым годам было выпущено более 10.000 пулеметов, львиная доля из которых ушла на вооружение транспортных и штурмовых вертолетов, а так же на вооружение легких судов и кораблей как средство борьбы с низколетящими целями и лодками.

Некоторое время пулемёты М-134 устанавливали на машины, но в случае выхода двигателя автомобиля из строя от аккумулятора пулемет работал не более трех минут до полной его разрядки. К середине семидесятых «Волшебный дракон» становится популярен среди гражданского населения, особенно в «вооруженных» штатах типа Техаса он разошелся более чем тысячей экземпляров. Пулемет использовался на пехотных сошках с коробом на тысячу патронов, для стрельбы требовался постоянный источник питания на 24 вольта и потребляет порядка трех тысяч киловатт в час при шести тысячах в минуту.

Для обороны стационарных сооружений это было приемлемо, но как наступательное оружие никуда негодно. Вес самого пулемета составляет порядка 30 килограммов с аккумулятором, и вес боекомплекта в 1500 патронов без малого 60 килограмм, такого количества патронов хватит на минуту боя. Оптимальным считается боекомплект в 4500 патронов (весом 136 кг) или 10.000 патронов (290 килограмм).

Работа механизмов пулемета крайне интересна: М-134 использует автоматику с внешним приводом механизмов от электродвигателя постоянного тока. Через три шестерни и червячный вал электродвигатель приводит в движение блок из шести стволов. Цикл заряжания, выстрела и разряжания разбит на несколько операций, производимых в различных местах соединения блока стволов со ствольной коробкой.

При движении ствола вверх по кругу производится извлечение и выброс стреляной гильзы. Запирание ствола осуществляется поворотом боевой личинки затвора, перемещением затворов управляет замкнутый криволинейный паз на внутренней поверхности кожуха пулемета, по которому перемещаются размещенные на каждом затворе ролики. Питание производится двумя способами: первый – при помощи механизма без звеньевой подачи патронов или при помощи ленты.

Для управления скорострельностью используется блок электронного управления огнем, имеющий переключатель темпа стрельбы, предохранитель, кнопку запуска вращения блока стволов и кнопку открытия огня, вынесенную на рукоять. Современный вариант пулемета M134D имеет только два варианта стрельбы – 2000 и 4000 выстрелов в минуту. Отдача при стрельбе направлена только назад, никакого подброса ствола или увода в сторону.

На пулемете имеются и диоптрические прицельные приспособления, которые, в общем то и не нужны при использовании трассирующих патронов в ленте для корректировки, при стрельбе из пулемета имеется ярко выраженный трассирующий след, больше похожий на поток огня.

Хочу заметить, что пулемёт М-134 никогда не использовался в кино, огромный вес и очень сильная отдача просто сбивает человека с ног при попытке стрельбы от бедра. Для съемок некоторых культовых фильмов («Хищник», «Терминатор», «Матрица») использовали экспериментальный пулемёт ХМ214 калибра 5,45 миллиметров и имеющем отдачу в 100 килограммов. Несмотря на относительно небольшие габариты и «слабую» отдачу его скорострельность в 10.000 выстрелов в минуту была просто не приемлема для армии, и пулемет не пошел в серию, хотя активно рекламировался вплоть до девяностых годов прошлого века.

/Александр Мартынов, специально для «Армейского вестника» /

Вулкан - скорострельная пушка-пулемёт, единственная пушка в игре, которая позволяет вам управлять корпусом, в то время как башня направлена в нужную сторону. Вулкан хорош как для защиты собственной базы, так и для поддержки атаки. Часто устанавливается на средние корпуса. Не забывайте использовать модули с защитой от Огнемёта, чтобы уменьшить самоурон от перегрева.

Описание

Пушка для боя на средней дальности. Имеет мгновенную доставку урона , ограниченную дальность поражения и линейное падение урона. За пределами дистанции поражения наносит урон не в полном объёме. От баллонных пушек наследует механику поражающего элемента в виде тонкой не дискретной струи пуль (которые не разлетаются веером при повороте башни). Перед началом и после окончания стрельбы необходимы паузы на раскрутку и остановку стволов. Может стрелять бесконечно, однако после опустошения баллона начинает постепенно нагревать танк, что приводит к получению самоурона от горения и снижению собственного урона. Продолжительность получения урона от горения определяется тем, насколько долго стрелок ведёт огонь с пустым баллоном. «Струя» пуль оказывает на цель физическое воздействие в виде давления. Пушка обладает гироскопом, который компенсирует сдвиг направления стрельбы при повороте корпуса (самостоятельном или вследствие физического воздействия от вражеского попадания). Обладает вертикальной автонаводкой .

Вулкан М0 | М1 | М2 | М3 | М3+
Доступен со звания Капрал Уорэнт-офицер 2 Лейтенант Маршал Улучшения
Цена модификации 450 28 300 82 700 232 350 455 900
Урон (hp/с) 345 456,62 507,35 608,82 690
3 105 4 552,5 5 281,5 6 873,6 8 280
Урон после перегрева (hp) 86,25 114,16 126,84 152,2 172,5
Ограничение на температуру 0,5 0,66 0,74 0,88 1
Самонагрев (усл. ед/с) 0,3 0,365 0,394 0,453 0,5
40 35 33 29 25
Сила удара (усл. ед) 50 130,88 167,65 241,18 300
Отдача (усл. ед) 50 130,88 167,65 241,18 300
Время до перегрева (с) 9 9,97 10,41 11,29 12
Раскрутка стволов (с) 3 2,78 2,53 2,24 2
Остановка стволов (с) 1 1 1 1 1
Скорость поворота (град/с) 70 86,18 93,53 108,24 120
Ускорение поворота (град/с²) 70 86,18 93,53 108,24 120
100 116,18 123,53 138,24 150
70 79,71 84,12 92,94 100
50 50 50 50 50
25 25 25 25 25
Гироскопический эффект 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Автоприцел угол вверх (град) 9 9 9 9 9
Автоприцел угол вниз (град) 12 12 12 12 12

Характеристики пушки

  • Урон (hp/с) - повреждение, наносимое цели за секунду до начала перегрева.
  • Суммарный урон до перегрева (hp) - повреждение, наносимое цели за время от старта стрельбы до начала перегрева.
  • Урон после перегрева (hp/с) - повреждение, наносимое цели после начала перегрева.
  • Ограничение на температуру - максимальная температура, до которой можно нагреть собственный танк при продолжении стрельбы во время перегрева. Чем больше значение параметра, тем дольше танк остывает после нагрева с получением урона от горения.
  • Самонагрев (усл. ед/с) - значение, на которое повышается температура собственного танка за одну секунду при продолжении стрельбы во время перегрева.
  • Замедление поворота башни (%) - процент, на который снижается скорость поворота башни при стрельбе.
  • Сила удара (усл. ед) - физическое воздействие снарядов пушки на цель, которое приводит к смещению танка с места.
  • Отдача (усл. ед) - физическое воздействие пушки на собственный корпус при выстреле.
  • Время до перегрева, в гараже - Перезарядка (с) - время, в течение которого можно стрелять без получения самоурона от горения.
  • Раскрутка стволов (с) - время от нажатия на кнопку стрельбы до начала стрельбы.
  • Остановка стволов (с) - время от прекращения стрельбы до остановки кручения стволов.
  • Скорость поворота (град/с) - максимальная скорость, с которой пушка может поворачиваться.
  • Ускорение поворота (град/с²) - ускорение, с которым пушка разгоняется до максимальной скорости поворота.
  • Дальность слабого поражения (м) - дальность, на которой ослабление урона от дистанции достигает предела.
  • Дальность полного поражения (м) - дальность, в пределах которой пушка наносит полный урон. Если дальность до цели выше, то урон линейно снижается вплоть до дальности слабого поражения.
  • Процент слабого поражения (%) - указывает, какой процент от урона наносится на дистанции, большей или равной дальности слабого поражения.
  • Процент урона при перегреве (%) - указывает, какой процент от стандартного урона наносит пушка в состоянии перегрева.
  • Гироскопический эффект - способность гироскопа препятствовать сбиванию прицела.
  • Автоприцел угол вверх (град) - угол автоматического наведения на цель, если она находится выше плоскости наведения пушки.
  • Автоприцел угол вниз (град) - угол автоматического наведения на цель, если она находится ниже плоскости наведения пушки.
  • Изначально «Вулканом» называлась пушка

В режиме пулемета С появлением и постоянной модернизацией авиационных средств поражения, в том числе ракет, часть номенклатуры которых относится сегодня уже к полноценному классу высокоточного оружия, не отпала потребность и в традиционном стрелково-пушечном вооружении летательных аппаратов. Тем более, что это оружие имеет и свои преимущества. В их числе – способность применения с воздуха по всем видам целей, постоянная готовность к ведению огня, невосприимчивость к средствам радиоэлектронного противодействия.Современные виды авиационных пушек – это фактически пулеметы по скорострельности и одновременно артиллерийские орудия по калибру. С пулеметом авиапушку роднит и принцип автоматической стрельбы. При этом скорострельность у некоторых образцов отечественного авиационного вооружения является рекордной даже для пулеметов.Скажем, разработанная в ЦКБ-14 (предшественнике Тульского Конструкторского бюро приборостроения) авиационная пушка ГШ-6-23М по сию пору считается самым скорострельным оружием в военной авиации. Эта шестиствольная пушка обладает темпом стрельбы в 10 тысяч выстрелов в минуту!Рассказывают, что во время сравнительных испытаний ГШ-6-23 и американской М-61 «Вулкан» отечественная пушка, не требуя для своей работы мощного внешнего источника энергии, показала практически вдвое больший темп стрельбы, имея при этом вдвое меньшую собственную массу. К слову, в шестиствольной пушке ГШ-6-23 был впервые применен и автономный газоотводный привод автоматики, что давало возможность использования этого оружия не только на самолете, но и, к примеру, на наземных огневых установках.Модернизированным вариантом ГШ-23-6 с боекомплектом в 500 выстрелов по сию пору оснащаются фронтовые бомбардировщики Су-24: это оружие установлено здесь в подвесном подвижном пушечном контейнере. Кроме того, пушкой ГШ-23-6М вооружен сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31. Шестиствольный вариант пушки ГШ использован и для пушечного вооружения истребителя-бомбардировщика МиГ-27. Правда, здесь установлена уже 30-миллиметровая пушка, и для оружия этого калибра она тоже считается самой скорострельной в мире – шесть тысяч выстрелов в минуту.Шквал огня с неба Не будет преувеличением сказать, что авиационное вооружение с маркой «ГШ» стало, по сути, основой этого вида оружия для отечественной боевой авиации. В одноствольном и многоствольном вариантах с применением инновационных технологий под боеприпасы различного калибра и предназначения – в любом случае пушки Грязева-Шипунова заслужили свое признание у летчиков многих поколений.Развитием авиационного стрелково-пушечного вооружения в нашей стране стали пушки калибра 30 миллиметров. Так, знаменитой ГШ-30 (в двуствольном варианте) оснащаются не менее знаменитые штурмовики Су-25. Это машины, доказавшие свою эффективность во всех войнах и локальных конфликтах, начиная с 70-80-х годов прошлого столетия.Один из самых острых недостатков такого оружия – проблема с «живучестью» стволов – решена здесь за счет распределения между двумя стволами длины очереди и уменьшения темпа стрельбы, приходящегося на один ствол. При этом все основные операции по подготовке стрельбы – подача ленты, досылание патрона, подготовка выстрела – происходят равномерно, что обеспечивает пушке высокую скорострельность: темп стрельбы Су-25 достигает 3500 выстрелов в минуту.Еще один проект тульских авиационных оружейников – орудие ГШ-30-1. Оно признано самой легкой 30-миллиметровой пушкой в мире. Масса оружия – 50 килограммов (для сравнения – «шестисволка» такого же калибра весит в три с лишним раза больше). Уникальная особенность этой пушки заключается в наличии автономной системы водоиспарительного охлаждения ствола. В кожухе здесь находится вода, которая в процессе стрельбы при нагревании ствола превращается в пар. Проходя по винтовой проточке на стволе, он охлаждает его, а затем выходит наружу.Орудием ГШ-30-1 оснащаются самолеты МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-33, Су-35. Имеется информация о том, что этот калибр будет основным и для стрелково-пушечного вооружения истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). В частности, как сообщили недавно в пресс-службе КБП, летные испытания модернизированной скорострельной авиационной пушки 9А1-4071 (такое наименование получило это орудие) с отработкой всего боекомплекта в различных режимах проводились на самолете Су-27СМ. После завершения испытаний планируется опытно-конструкторская работа по отработке данной пушки уже на Т-50.«Летающая» БМП Тульское КБП (ЦКБ-14) стало «Родиной» авиационного вооружения и для отечественных винтокрылых боевых машин. Именно здесь появился вариант пушки ГШ-30 в двуствольном варианте для вертолетов Ми-24. Главная особенность этого оружия – наличие удлиненных стволов, благодаря чему повышена начальная скорость полета снаряда, которая составляет здесь 940 метров в секунду.А вот на новых российских боевых вертолетах – Ми-28 и Ка-52 – применена иная схема пушечного вооружения. Основой стало хорошо зарекомендовавшее себя орудие 2А42 калибра 30 миллиметров, устанавливаемое на боевые машины пехоты. На Ми-28 эта пушка монтируется в несъемную подвижную пушечную установку НППУ-28, благодаря чему существенно повышается маневренность при стрельбе. Снаряды подаются с двух сторон и в двух вариантах – бронебойном и осколочно-фугасном.Легкобронированные цели на земле можно поражать с воздуха на дальности 1500 метров, воздушные цели (вертолеты) – два с половиной километра, а живую силу – четыре километра. Установка НППУ-28 размещается на Ми-28 под фюзеляжем в носовой части вертолета и работает синхронно с прицелом (в том числе нашлемным) у летчика-оператора. Боезапас расположен в двух ящиках на поворотной части турели.30-миллиметровое орудие БМП-2, также помещенное в подвижную пушечную установку, принято на вооружение и на Ка-52. А вот на машинах Ми-35М и Ми-35П, ставших, по сути, продолжением легендарной серии вертолетов Ми-24, вновь вернулись к пушке ГШ и к 23-му калибру. На Ми-35П количество огневых точек может достигать трех. Это происходит, если пушки ГШ размещаются в двух универсальных пушечных контейнерах (ставятся на пилоны по бокам машины), а еще одно орудие устанавливается в несъемную носовую подвижную пушечную установку. Общий боекомплект авиационного пушечного вооружения вертолетов 35-й серии в этом варианте достигает 950 снарядов.Стрельба... с перерывом на обед Не отказываются от пушечного вооружения и при создании боевых машин на Западе. В том числе – суперсовременных самолетов пятого поколения. Так, на истребителе F-22 устанавливается упомянутая выше 20-миллиметровая M61A2 Vulcan с боекомплектом 480 снарядов. Эта скорострельная шестиствольная пушка с вращающимся блоком стволов отличается от российского орудия более примитивной системой охлаждения – воздушной, а не водяной, а также пневматическим или гидравлическим приводами.Несмотря на все недостатки, среди которых, прежде всего, малый калибр, а также архаичная система звеньевой подачи снарядов и ограниченный боезапас при весьма высокой скорострельности (четыре-шесть тысяч выстрелов в минуту), «Вулкан» с 50-х годов является стандартным вооружением боевых самолетов США. Правда, в американской военной печати проходила информация о том, что в настоящее время с задержками в системе подачи боезапаса удалось справиться: для пушки М61А1 вроде бы разработана беззвеньевая система боепитания.Автоматической пушкой оснащен и AH-64 «Apache» – основной ударный вертолет армии США. Некоторые аналитики называют его самой распространенной винтокрылой машиной своего класса в мире, не приводя, впрочем, никаких статистических данных. На борту у «Apache» находится автоматическая пушка M230 калибра 30 миллиметров и скорострельностью 650 выстрелов в минуту. Существенный недостаток этого оружия – в необходимости охлаждения его ствола после выполнения каждых 300 выстрелов, причем время такого перерыва может составлять 10 минут и более.Для этого оружия вертолет может брать на борт 1200 снарядов, но только если на машине не установлен дополнительный топливный бак. При его наличии объем боекомплекта не превысит тех самых 300 выстрелов, которыми «Apache» можно стрелять без необходимости «перерыва» на обязательное охлаждение ствола.Плюсом этого орудия можно считать разве что наличие в его боекомплекте снарядов с бронебойно-кумулятивным элементом. Заявлено, что с таким боеприпасом «Apache» может поражать наземные объекты, оснащенные 300 мм гомогенной брони.Автор: Дмитрий СергеевФото: Минобороны России/«Вертолеты России"»/
Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова

В начале 50-х гг. правительство США объявило конкурс на разработку пушки для вооружения самолетов на период до 1975 г. В этом конкурсе победила фирма "Дженерал Электрик", предложившая шестиствольную пушку М61А1 Vulcan. Первый образец пушки М61 калибра 20 мм был выпущен фирмой "Дженерал Электрик" в 1957 г. Пушка М61А1 Vulcan имела простую конструкцию, питающий и стреляющий механизм приводился в действие от внешнего привода мощностью 26 кВт (по другим сведениям - 14,7 кВт). Длина ствола 1524 мм, общая длина пушки 1875 мм. Вес самой пушки 120 кг, вес пушки с системой подачи, но без патронов 190 кг. Темп стрельбы 6000 выстр./мип. Часть пушек имела еще и уменьшенный темп стрельбы - 4000 выстр./мип для стрельбы по наземным целям. Время выхода на максимальный темп стрельбы - 0,3 с.

Питание пушки беззвеньевое из цилиндрического магазина емкостью около 1000 патронов. Магазин соединяется с пушкой при помощи одной или двух конвейерных лент, расположенных в эластичных направляющих рукавах. При одной конвейерной ленте стреляные гильзы отражались наружу, однако в тех случаях, когда отражение гильз наружу недопустимо, в установках был предусмотрен возвратный конвейер для стреляных гильз. В цилиндрическом магазине патроны были расположены между радиальными перегородками. Центральный ротор, выполненный в форме архимедова винта, постепенно перемещал патроны из магазина в конвейер.

Внешний привод подачи патронов - вал, соединенный с гидроприводом пушки. Тип подачи - двухконвейерный: стреляные гильзы возвращаются в магазин. Общая длина направляющих рукавов - 4,6 м.

Стрельба из пушки М61А1 велась стандартными патронами "20 х 102", теми же, что и у пушки М39. Патроны снаряжены бронебойно-зажигательными, подкалиберными, осколочно-зажигательными и осколочными снарядами. С начала 1990-х гг. большинство снарядов снабжается пластмассовыми ведущими поясками. Начальная скорость калиберного снаряда 1030 м/с, подкалиберного - 1100 м/с, эффективная дальность стрельбы до 1000м. Подкалиберный снаряд со стальным сердечником на дистанции 800 м по нормали пробивает 16-мм броню.

При стрельбе из авиационной пушки возникают резонансные вибрации, приводящие иногда к нарушению нормальной работы бортового электронного оборудования. Так, например, при стрельбе из пушки M61A1 Vulkan, установленной на самолете F-16 (сентябрь 1979 г.), из-за вибраций нарушилась нормальная работа навигационного компьютера. При тренировочных полетах на высоте 4200 м при стрельбе из пушки наблюдались несанкционированные развороты самолета. Выход был найден в незначительном изменении темпа стрельбы, исключившем появление резонансных колебаний.

Пушка М61А1 имеет вариант GAU-4A, основным отличием которого является отсутствие внешнего привода пушки. В GAU-4A для вращения блока стволов используются отводимые из трех стволов пороховые газы. Первоначальная раскрутка блока стволов обеспечивается инерционным стартовым устройством с электрическим двигателем. Все перечисленные характеристики М61А1 идентичны для пушки GAU-4A.

Первым самолетом, оснащенным пушкой "Вулкан" М61А1, был истребитель-бомбардировщик "Тандерчиф" F-105. Пушка была встроена в фюзеляж самолета. С 1961 г. пушками М61А1 начали оснащать истребители "Фантом" F-4C, которые первоначально были вооружены только ракетами. На истребителе F-4С размещалось две пушки в подвесных установках с боекомплектом 1200 снарядов в каждой. Однако при ведении воздушного боя эффективность подвесных установок оказалась недостаточной из-за влияния вибрации на точность стрельбы. Был сделан вывод, что оптимальным является размещение пушки по продольной оси самолета или вблизи ее. Поэтому для вооружения истребителей F-4E, F-14A, F-15 и F-16 принята встроенная пушка. Пушками М61А1 вооружались истребители-бомбардировщики F-111A, F-104, палубные штурмовики A-7D иА-7Е.

Пушка М61А1 стала последней пушкой, которая использовалась в кормовых оборонительных установках американских бомбардировщиков. Пушками "Вулкан" были оснащены кормовые (хвостовые) установки стратегических бомбардировщиков В-52 и В-58. Кроме того, на базе авиационной пушки "Вулкан" были созданы корабельные 20-мм установки "Вулкан-Фаланкс", а также ряд зенитных самоходных установок.

Для 20-мм пушек М61А1 и GAU-4 в США были разработаны подвесные контейнеры SUU-23A и SUU-16A, предназначенью для крепления на до - и сверхзвуковых истребителях и штурмовиках. Основное назначение пушек - ведение огня по наземным целям на дистанции до 700м.

Чтобы исключить подачу электроэнергии для вращения блока стволов с борта самолета-носителя контейнера, автоматика пушки М61А1 приводится в действие от воздушной турбины, работающей от набегающего потока. Турбина смонтирована на откидной панели контейнера, которая, опускаясь, ставит турбину под воздействие воздушного потока. Использование воздушной турбины приводит к ограничению скорострельности при скоростях самолета менее 650 км/ч и увеличению сопротивления воздуха по сравнению с сопротивлением воздуха, испытываемым контейнером SUU-23A с пушкой GAU-4. Для разгона блока стволов пушки GAU-4 перед каждой очередью выстрелов используется электрический стартер.

Пушки в контейнерах закреплены неподвижно. При желании на земле пушке можно придать угол "1" по горизонтали и вертикали от оси контейнера. Во время стрельбы контейнеры (пушки) наводятся с помощью пушечного прицела или системы управления огнем. Стреляные гильзы выбрасываются наружу. После отпускания кнопки стрельбы пушка разряжается автоматически, поэтому самовоспламенение патронов практически исключено. При разряжании пушки выбрасывается небольшое количество боевых патронов.

Электропитание установки производится от бортовой сети самолета: переменный ток - 208 В, 400 Гц, трехфазный - потребляемый ток контейнера SUU-16A - 7А; контейнера SUU-23A - 10 А. Установка контейнера SUU-23A может работать и от постоянного тока напряжением 28 В; потребляемый ток при этом равен 3 А. Рассеивание снарядов: 80 % укладываются в круг диаметром 8 миллирадиан.

Габариты контейнеров SUU-16A и SUU-23A одинаковы. Длина 560 мм, диаметр 560 мм. Боекомплект 1200 патронов. Вес контейнера SUU-16A (SUU-23A) без патронов 484 кг (489 кг), с патронами 780 кг (785 кг).

Калибр, мм 20
Число стволов 6
Скорострельность, выст/мин 4000-6000
Вес пушки, кг 190
Вес патрона, г 250
Вес снаряда, г 1100
Начальная скорость пули, м/c 1030-1100
Длина, мм 1875
Длина ствола, мм 1524