Инновационные технологии в воспитательной работе. Применение инновационных технологий в воспитательной работе

Данный материал является докладом к педагогическому совету "Инновационные технологии в воспитании". В докладе рассмотрена технология личностно - ориентированного воспитания. В рамках личностно-ориентированных самостоятельными выделены некоторые технологии, такие как: гуманно-личностные технологии, технологии свободного воспитания, технологии сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Для воспитания детей нужен не великий
ум, а большое сердце- способность к общению, к признанию равенства душ».
С.Соловейчик.

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

  1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
  2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

Пути повышения эффективности обучения и воспитания школьников ищут во всех странах мира. Сейчас четко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Задачей современного образования является создание совокупности условий развития обучающегося, которая обеспечит в будущем его готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей. Основным результатом образования должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор современных компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах. Одним из важных направлений решения задач образования является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Переход массовой школы от традиционной педагогики к адаптивной предполагает как минимум два последовательно осуществляемых этапа внедрения в личностно-ориентированных технологий образования и воспитания и перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности. Ни одна из технологий в условиях существующей школы не является универсальной. Большие педагогические системы не могут быть монотехнологичными, то есть вводить у себя одну единственную технологию для всех классов.

При работе с классом мое внимание привлекла технология личностно-ориентированного обучения, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности. В центре этой технологии ставиться личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему

При этом если используются игровые технологии при проведении классных часов (новогодний серпантин, праздник к 8 Марта, 23 февраля, по окончании учебного года), все они ориентированы на личность.

В рамках личностно-ориентированных самостоятельными направлениями выделяются некоторые технологии которые я внедрю в свою работу:

Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

Первое правило которое я взяла для себя – ни один ребенок не сидит без дела. Не секрет что всегда есть дети которые хотят участвовать всегда и во всем, они конечно главные помощники, но всегда есть дети которые хотят, но стесняются, не проявляют сами инициативу. Этим ребятам определенные роли в классном часе или мероприятии предлагаю я. На общеклассных мероприятиях предполагающих действие многих, делаю так, что бы участвовали все. Ребята очень быстро это усвоили, и сами мне помогают, вызывая к той или иной работе тех кто еще не участвовал.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Поэтому участвуя в тех или иных конкурсах я даю свободу выбора ученикам. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Даю на первом этапе попробовать свои силы самостоятельно, а затем если это требуется корректирую. Например при подготовки праздника на 23 февраля дав возможность по подготовки материала и не увидев желаемого результата устроили с девчонками «мозговой штурм», опять таки дав возможность поучаствовать каждой, сочинили все вместе сценарии в виде сказки, который очень успешно реализовали. Но при участи в конкурсе газет, не видя критериев, их не знаю ни я, ввиду малого стажа работы в этой школе, ни дети, к сожалению ребята не чувствуют значимость своих работ, что в конце концов приведет к полному равнодушию к таким мероприятиям.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Мы совместно вырабатываем цели, содержание, даем оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Я в общении с детьми придерживаюсь положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». А цель этого положения - содействовать становлению ребенка как личности.


Инновация - это внедрённое новшество, востребованное обществом и
обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или
продукции.
Воспитательная технология – это система научно­обоснованных
приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между
участниками воспитательного процесса, при которых в непосредственном
контакте достигается главная цель воспитания – приобщение воспитуемых к
общечеловеческим культурным ценностям.
Инновационные воспитательные технологии – это системы или
долгосрочные инициативы,
основанные на использовании новых
воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и
позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско­юношеской среде.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие
компоненты:
 диагностирование;
 целеполагание;
 проектирование;
 конструирование;
 организационно–деятельностный компонент;
 контрольно – управленческий компонент.
Содержанием воспитательных технологий являются:
 научно­обоснованные социализированные требования;
 передача социального опыта;
 постановка цели и анализ сложившейся ситуации;
 социализированная оценка обучающегося;
 организация творческого дела;
 создание ситуации успеха.
Обновлением содержания воспитания являются: экономическое
образование, правовая культура, гражданское и патриотическое воспитание,
предпрофильная подготовка,
личная
профессиональная карьера, проектирование образовательной траектории.
национальная культура,
Инновационные технологии, используемые в воспитательной системе
образовательных организаций:
здоровьесберегающие технологии;
 личностно­ориентированные технологии;

 шоу­технологии;
 арт­технологии;
 социальное проектирование;
 технология КТД (автор И.П. Иванов);
 кейс – технологии;
 технология проведения учебных дискуссий;

 тьюторство;
 технология создания ситуации успеха;
 создание детско­родительских объединений внутри ОО;
 организационно­деятельностные игры (ОДИ);
 технология программирования;
 модульная педагогическая технология;
 экологообразовательные технологии.
В центре внимания
личностно­ориентированных технологий
находится уникальная целостная личность растущего человека, которая
стремится к максимальной реализации своих возможностей
(самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на
осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Ключевыми словами личностно­ориентированных технологий воспитания
являются «развитие»,
«свобода»,
«самостоятельность», «творчество».
«индивидуальность»,
«личность»,
Здоровьесберегающие технологии. Это системный подход к обучению
и воспитанию, направленный на сохранение здоровья детей; создание
благоприятного психологического климата во время мероприятий; на охрану
здоровья и пропаганду здорового образа жизни.
Шоу­технология. Обсуждаются проблемы, волнующие детей, в
привлекательной и достаточно известной для них форме. Аудитория делится
на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения.
Ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах
ведения дискуссии и о необходимости уважения оппонента. В ходе ток­шоу
мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем
нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута,
дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины. Особая роль
отводится ведущему ток­шоу. Ведущий помогает правильно адресовать
вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех
участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты.
Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в
меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно
поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить
доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток­шоу.
Арт­технологии ­ технологии при которых воспитание и развитие
личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и
народного. Техники и приемы арт­технологии: музыкальная, театральная и
изобразительная, сказкотерапия, фотоколлаж и другие. Все выше
перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.
Социальное проектирование ­ особый вид деятельности, результатом
которой является создание реального социального «продукта», имеющего для
участников проекта практическое значение.
Целью социального

проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным
социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в
реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем
силами самих учащихся. Основные задачи социального проектирования:
формирование социально­личностных компетенций,
среди которых
важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в
сообществе; совершенствование полезных социальных навыков и умений
(планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов,
анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность,
навыки командной работы.
Технология КТД (автор И.П. Иванов). Это эффективный метод
воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности,
активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Постулатами
КТД являются: коллективное творчество; единое дело и добровольное
участие в нём; свобода выбора форм деятельности; содружество взрослых и
детей; развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.
Виды коллективных дел: трудовые КТД (например: «Трудовой
десант»);
КВН);
художественные КТД (например концерты); спортивные КТД (например:
«Минитурслет»); экологические КТД (Синичкин день).
интеллектуальные КТД (например: «Брейн­ринг»,
Кейс­технология
(метод конкретных ситуаций) – технология,
основанная на использовании в воспитательном процессе специально
смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа,
выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального
решения проблемы. Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности
совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий
персонажей, характеризующая определенный период или событие и
требующая разрешения путем анализа и принятия решения. Цели,
достигаемые при использовании кейс­технологии: 1. Интеллектуальное
развитие обучаемых. 2. Осознание многозначности профессиональных
проблем и жизненных ситуаций. 3. Приобретение опыта поиска и выработки
альтернативных решений. 4. Формирование готовности к оценке и принятию
решений. 5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их
углубления и обнаружения пробелов. 6. Развитие коммуникативных навыков.

"Инновационные технологии в системе воспитательной работы классного руководителя с родителями

«Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью» В.А.Сухомлинский

Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Исходя из этого, классному руководителю необходимо уделить особое внимание совместной работе с родителями.

Семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, школа, семья, общественность.

Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и школы. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Достижение взаимопонимания между учителями и родителями - процесс сложный и многогранный. Общение выгодно обеим сторонам. Учителя приобретают в лице родителей добрых и надежных помощников, а родители обогащаются педагогическими идеями, методами и подходами к детям. Их сотрудничество должно быть основано на уважении, доверии и ответственности, направлено на действия в интересах развития личности ребенка.И сегодня именно на педагога ложится ответственность за поиски новых форм работы с семьей.

психолого-педагогическое просвещение родителей;

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

участие в управлении школой.

Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьей:

родительские конференции

индивидуальные и тематические консультация;

родительские собраниия;

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно помощью следующих форм деятельности:

дней творчества детей и родителей;

открытых уроков и внеклассных мероприятий;

помощь в организации и проведении внеклассных дел;

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

участие родителей класса в работе совета школы;

участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общешкольного контроля.

Практика показывает: если родительский коллектив сплочен, то и ученики дружны, о чем мечтает каждый классный руководитель. В таком коллективе, если на праздник не смог прийти родитель, то ребенок не будет стоять, как сирота. Ведь каждый родитель переживает не только за своего ребенка, но и за весь класс в целом.

Я являюсь классным руководителем 11 класса и учителем физической культуры, и мне приходиться общаться не только с родителями своих учеников, но и с родителями учеников всех классов, где я преподаю свой предмет. Коллективные спортивные дела стали для нас традиционными, где участвуют родители и дети - это Дни здоровья, «Папа, мама, я спортивная семья, веселые старты, в них наряду с детьми участвуют и родители.

Целью всех данных мероприятий являются координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития обучающихся.

Итак, школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни ученика.

Работа классного руководителя интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становиться легче и конструктивнее.

У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями. Как можно строить процесс формирования личности ребенка, если мы не берем себе в союзники родителей? Нам еще предстоит много решать и думать.

В педагогике постоянно предпринимались и предпринимаются по­пытки обновления практики образования. Приоритетный национальный проект «Образование» и Комплексный проект модернизации образования направлены на скорейшее распространение инновационной практики.
Образовательные учре­ждения рано или поздно встают перед выбором: идти по сложному пути совершенствования через освоение нового или оставаться в стороне, со­храняя приверженность проверенным методикам.

Особый интерес вызывают два менее распространенных варианта проведения дебатов – дискуссионные качели и британские дебаты.
Обсуждение проблемы в виде дискуссионных качелей предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций – «за» и «против». В начале работы каждая группа получает установку на определенную позицию: например, одна группа должна отстаивать позицию, оправдывающую цензуру в отношении СМИ, другая группа должна защищать точку зрения, отрицающую необходимость цензуры. На первом этапе работы группы прорабатывают предоставленные в их распо­ряжение материалы, поддерживающие ту или иную точку зрения, затем излагают их и пытаются убедить друг друга в справедливости своей пози­ции. На втором этапе задача каждой группы меняется на противополож­ную (по аналогии с качелями, совершающими ход в противоположную сторону). Каждая группа отстаивает теперь точку зрения недавних оппо­нентов. Здесь очень важно не повторяться в аргументации, а постараться найти новые аспекты, оттенки, нюансы, доводы, развивающие защищае­мую позицию. Намеренная смена позиций выполняет очень важную функ­цию – она способствует развитию гибкости в споре, умения посмотреть на ситуацию глазами оппонента, взвесить все «за» и «против», прежде чем будет принято решение. Наконец, на третьем этапе обе группы ищут со­гласованную позицию, объединяя все имеющиеся сведения.
Британские дебаты воспроизводят процедуру обсуждения пробле­мы в Британском парламенте. Представители каждой из сторон получают право изложить свою точку зрения, далее трибуна предоставляется для во­просов, комментариев и заключений строго поочередно. Так достигается формальное равновесие в суждениях оппонентов. На чью сторону склонят­ся участники дискуссии, зависит от яркости и убедительности выступаю­щих, умения парировать аргументы, быстро находить контраргументы и уязвимые места в позиции противной стороны. Победа в британских деба­тах достигается не количеством сказанного, а качеством;
разворачивающуюся интригу. Один из эффективных способов включить детей в дискуссию – представить материал в виде связного рас­сказа, который предъявляется ребятам по частям. Каждый смысловой от­резок истории обрывается в кульминационный момент – точке конфликта, ветвления вариантов продолжения истории, неопределенности. Задача ре­бят – развить сюжетную линию истории в соответствии с имеющимися у них представлениями о ее возможном ходе. Таким образом, разворачивающаяся интрига связана с постепенным «приоткрыванием» обстоятельств, деталей проблемной педагогической ситуации и проработкой вариантов поведенческого реагирования в зависимости от вновь обнаруженных условий;
мозговой штурм. Он предполагает разработку идей в микрогруппах, результаты которой объединяются в единый список, с которым потом работает группа экспертов. В групповой работе принимают участие также и те, кто при традиционной форме проведения занятий выступает в качестве лекторов. Здесь преподаватели на равных с другими членами группы участвуют в решении проблем, выдвигают аргументы и идеи;
развивающуюся кооперацию. В этом варианте первоначальный список идей и решений составляется индивидуально, затем индивидуальные результаты объединяются и корректируются в парах или тройках, далее группы укрупняются, а идеи вновь кооперируются. В итоге появляется общий список предложений. Итоговое решение принимается при помощи техники ранжирования.
Перечисленные варианты основаны на групповой работе.
Работа в малых группах – одна из самых популярных стратегий организации дискуссии, так как она дает возможность всем обучающимся участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Ее следует использовать тогда, когда нужно решить проблему, которую ребята не могут решить самостоятельно. Организуя групповую работу, преподавателю следует придерживаться следующих рекомендаций:
Выбирайте размер группы. Маленькие группы более эффективны, поскольку их можно быстрее организовать, они оперативнее выполняют задания и предоставляют каждому учащемуся больше возможностей внести в общую работу свой вклад. Старайтесь не включать в малую группу более пяти человек.
Постоянно держите в поле зрения работу малых групп. Обходите аудиторию, помогайте обучающимся решать возникающие в группе проблемы и осознавать, какие умения требуются для работы в небольшой группе. Остановившись около определенной группы, не отвлекайте внимание на себя. Переходите от группы к группе, наблюдая и оценивая происходящее. Одним из способов дать возможность проанализировать индивидуальное поведение членов группы является назначение «наблюдателей», отмечающих продвижение группы к выполнению поставленного задания. Отчет «наблюдателей» дает членам группы возможность акцентировать внимание на том, как они выполняли задание. Отчитываясь перед группой, наблюдатели обязаны представлять свои заметки в максимально описательной и объективной форме.
Грамотно распределяйте детей по группам. Наш опыт подсказывает, что эффективнее работают группы с разнородным составом, включающим разных по уровню развития детей. В разнородных группах стимулируются творческое мышление и интенсивный обмен идеями.
Распределяйте роли внутри групп. При работе в малой группе воспитанники могут выполнять следующие роли: регистратор (записывает результаты работы); спикер (докладывает результаты работы группы всей аудитории); наблюдатель (см. роль наблюдателя выше); хранитель времени (следит за временем, отпущенным на выполнение задания). Возможны и другие роли. Распределение ролей позволяет каждому участнику группы активно включиться в работу. Если группа сохраняет стабильный состав на протяжении длительного времени, детей следует поменять ролями. Если один из учащихся должен отчитаться перед аудиторией о работе группы, обеспечьте справедливый выбор спикера.
Будьте готовы к повышенному рабочему шуму, характерному для дискуссионных методов обучения.
Старайтесь сделать свои инструкции максимально четкими. Инструктаж должен касаться как содержания, так и процессуальной и временной стороны предстоящей работы. Запишите инструкции на доске и (или) карточках.
Убедитесь в том, что все члены группы хорошо видят друг друга, могут общаться и взаимодействовать. Наиболее эффективная «конфигурация» группы: учащиеся сидят в кружке – «плечом к плечу, глаза в глаза».
Придумайте, чем занять группы, которые справятся с заданием раньше остальных.
Для обострения дискуссии полезно использовать специальные провоцирующие приемы, например, демонстрацию непонимания, выражение сомнения, проблематизацию отдельных высказываний, доведение отдельных идей или мыслей до абсурда, «нет-стратегию». Эти приемы удерживают внимание на теме дискуссии, порождают неравнодушное отношение к предмету дискуссии. Благодаря этому вопрос очерчивается рельефнее, глубже, с разных сторон.
Управление общением ориентировано на овладение способами взаи­модействия с людьми, когда из множества индивидуальных точек зрения складывается согласованная позиция, общее видение проблемы во всей ее сложности. Педагог должен убедить учащихся в том, что любое локальное суждение в той или иной мере помогает глубже, рельефнее осознать про­блему. Для того чтобы общение было полноценным, учителю необходимо позаботиться о «блокировке фильтров», т.е. о создании обстановки, ис­ключающей критику любого, пусть даже самого фантастического или не­реального мнения. Для этого необходимо воздерживаться от текущих за­мечаний, так как школьников не должно тревожить, будут ли приняты или отвергнуты их соображения.
Работая в рамках метода дискуссионной (коммуникативно-диалоговой) деятельности, школьники учатся публично выражать собственные позиции, мнения, обмениваться суждениями и точками зрения и отстаивать их, выражать сло­вами свои чувства и отношения.
Метод игровой имитации позволяет включить в воспитательный процесс «проживание» конкретных ситуаций. В качестве примера игровой имитации приведем ситуацию «Выборы в СССР», описанную М. В. Клариным. Цель игры состоит в том, чтобы показать, что право голоса, не подкрепленное правом выбора, не обеспечивает демократического характера общественного устройства. Педагог предлагает школьникам разыграть «выборы по-советски» и обсудить те чувства и переживания, которые они вызывают. Педагог назначает комитет из нескольких ребят, который оп­ределяет имена кандидатов. Никому другому не разрешается выдвигать своих кандидатов. На каждый условный пост назначается только один кандидат, программа которого не известна и не обсуждается. Все обязаны выбирать из списка в одну кандидатуру. Это объявляется воплощением права избирать и быть избранным.
По ходу игры ребята не могут вмешиваться в ее ход, но имеют воз­можность записывать возникающие у них чувства, фразы и слова, которые приходят в голову. После разыгрывания выборов проводится обсуждение. Педагог обращается к чувствам детей, ведь выражение их лиц во время игры дает массу информации о переживаниях и впечатлениях. Эмоциональные высказывания детей о том, что они почувствовали, когда узнали, что им предстоит выбирать из «списка» с единственным кандидатом, служат основой для более глубоких обобщений.
Метод игровой имитации позволяет погрузить детей в осваиваемую реальную ситуацию, принять на себя роли конкретных действующих лиц, осмыслить произошедшие события и принятые решения. Метод позволяет прожить определенный культурный отрезок, оживить безликую, не затрагивающую непосредственно детей информацию.
Игровую имитацию можно проводить не только на основе реальных, действительно имевших место событий, но и на основе гипотетических ус­ловий. К числу таких игр относится известная игра «Кораблекрушение». Игровые инструкции побуждают детей в ограниченное время прийти к общему согласованному решению. Яркий игровой опыт детей служит ос­новой для обобщений о необходимости согласованных действий при лич­ной заинтересованности каждого.
Одной из наиболее часто встречающихся форм применения технологии игровой имитации в образовательных учреждениях можно назвать организацию ученического самоуправления.

С. А. Тяпаев,
заместитель директора по УВР,
МОУ «СОШ № 9»,
г. Саратов

Цель: внедрение в педагогический процесс детского дома новых технологий, создание условий для творческой работы педагогов.
Подготовила: методист КГУ «Рудненский детский дом» Степанова Т.В.
Ключевые слова: инновации в воспитании, новые технологии.
"Инновационный менеджмент ", "инновационная деятельность ", "педагогические инновации " - относительно новые понятия для сферы образования, включая систему школьного образования.
В последние 10-12 лет в связи с изменением социально-экономических условий.интеллектуализацией многих видов деятельности человека, развитием научных исследований в области образования, вариативности образования, в том числе и школьного, резко возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания. Это предполагает системное использование научных достижений для социального и экономического развития общества, интеллектуального развития индивида, требует создания стимулов для распространения и приобретения знаний, совершенствования системы образования вообще и школьного в частности.
В настоящее время в различных областях деятельности человека (производстве, бизнесе, экономике, образовании и др.) используются следующие понятия термина "инновация" (от англ. innovation - нововведение):
1) "... любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватор получает преимущества перед конкурентами" .
2) "... продукт творческого труда, имеющий завершенный вид товара, готового к применению и распространению на рынке" .
3) "... изменения внутри педагогической системы, способствующие повышению эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса" .
Наряду с понятием "инновация" используется и термин "нововведение" (в буквальном смысле - "введение нового", процесс использования новшества, новации).
Используются следующие определения понятия "нововведение ":
1) целенаправленный процесс эффективной реализации прогрессивного новшества, ориентированный на конечный результат - интенсификацию конкретного вида человеческой деятельности.
2) новый способ удовлетворения общественных потребностей, обеспечивающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на использовании достижений науки и техники.
Таким образом, инновации (нововведения) могут рассматриваться и как результат, и как процесс. При этом результат - удовлетворение общественных потребностей - рассматривается как цель управления инновационным процессом, а сам процесс - как объект управления
Одним из главных показателей инновационной деятельности ОУ в последние время, является наличие системы и педагога новатора.
Выступление директора Коваль П.Н. «Педагог новой формации»
В чём заключается сущность системного подхода в воспитании?
Воспитательная система
Краткое содержание вопроса
Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой. Понятие « воспитательная система» связано с такими понятиями, как « личность», развитие», «целостность», « отношения», « структура», « взаимосвязь».
Современное образование рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы. Педагогическая система школы целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей. В этой связи воспитательная подсистема тесно связана с микро- и макросредой. В качестве микросреды выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве макросреды - общество в целом. Воспитательная система способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду. Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И.Новикова). Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена следующими факторами: интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного и т.д), расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды, созданием условий для самореализации и самоутверждения личности ребенка, педагога, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту.
Движущие силы развития воспитательной системы школы.
Воспитательная система не задается "сверху", а создается усилиями всех участников педагогического процесса. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность. Воспитательная система не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития. Создание системы всегда связано со стремлением ее элементов к упорядоченности, движением к целостности. Таким образом, становление воспитательной системы всегда есть процесс интеграции. Интеграция, прежде всего проявляется в сплочении коллектива, в стандартизации ситуаций, установлении устойчивых межличностных отношений, создании и преобразовании материальных элементов системы. Дезинтеграция проявляется в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, Самым нестабильным элементом системы является ее субъект - человек, всегда стремящийся к свободе и независимости. Элементом дезинтеграции может быть и материально-пространственная среда воспитательной системы. Ее объекты вступают с нею в противоречие: ветшают здания, портится мебель. Еще один элемент, стимулирующий развитие системы, - социально-политическая ситуация, общественные ценности. Система проходит в своем развитии четыре этапа. 1- становление системы. разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами. Главная цель первого этапа - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников,
2 - отработка системы. На этом этапе происходит развитие творческого коллектива.
3- окончательное оформление системы - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью.
4 - перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем.
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся временем существования, видом, моделью, путями внедрения. К таким воспитательным системам относятся: Вальдорфская школа, воспитательные системы в социуме, пионерская организация, скаутизм как воспитательная система, самопознание. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы.
Характеристика некоторых воспитательных систем:
1. «Педагогика общей заботы» (И.П. Иванов). В основу ее положены следующие принципы: сотрудничество, социально полезная направленность, романтизм. Идея находит свое отражение в методике коллективного творческого дела.
2. « Педагогика успеха» Эта система выстроена на основе идей « педагогики успеха», что позволяет проектировать работу по созданию условий гармоничного развития личности. Успех - это наиболее полное достижение поставленной цели.Воспитательные системы, выстроенные на основе идей « педагогики успеха», позволяют проектировать работу по созданию условий для гармоничного развития достойной личности, удовлетворения ее потребности в самореализации и уважении, по формированию ориентации на успех и достижение. Успех - полное достижение поставленной цели, а достижение - предметный результат. В основу программы развития были положены идеи «педагогики успеха»: создание ситуации успеха у каждого ребенка, вера в собственные силы, ориентация на значимые для школы ценности. В качестве ведущих были выделены идеи профессионализма, целенаправленного развития, как самоценности для образования, порядка, защищенности и комфорта, здоровья, театра и игры.
3. « Школа диалога культур» В основе лежит переход от идеи «образованного человека» к идее « человека культуры» Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующей воспитательной роли. Результатом воспитания должна стать базовая культура личности - нравственная, экологическая, умственная, физическая, гражданская, эстетическая, коммуникативная и т.д. Методика воспитательной системы школы диалога культур основана на диалогизации, творчестве, использовании приема « точка удивления».
4. Воспитательная система сельской школы. Воспитательная система сельской школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), численностью и составом педагогов и учащихся. При создании воспитательной системы сельской школы следует учитывать малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты сельской школы с социумом.

Какие инновационные подходы осуществляются в нашем ОУ?
О педагогических технологиях, о том какие из них применяют педагоги детского дома. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации воспитания интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.
Большие возможности в поисках нового сегодня, нам педагогам предоставляют информационно-коммуникативные технологии, услуги интернета. О применении ИКТ при создании электронного портфолио:
- выступление, Катанаевой Н.Ю. воспитателя 9 группы
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, ориентированные на сохранность психофизического здоровья педагогов, сдерживанию эмоционального и профессионального выгорания, два следующих выступление о введении дневника воспитателя, как фактора систематизации информации о детях, и внедрении нововведения по планированию воспитательной работы
- выступление воспитателя, ПДО Касымской А.И.
- выступление воспитателя, Данильченко Н.Н.
Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Современные образовательные технологии характеризуются отношением взрослого к ребенку. Можно выделить два больших блока:
- с позиции авторитаризма, где ребенок является объектом воспитания;
- с позиции гуманизма, где ребенок из объекта воспитания превращается в субъект.
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желанием и реальным результатом. О школьных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития.

Заключение

В современных социокультурных условиях модернизация системы образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно в жизнедеятельность вписываются инновационные процессы.
За последние пятнадцать лет именно система воспитания претерпела самые большие изменения, которые коснулись целей, задач, содержания и педагогических технологий.
Инновации, как убеждает наука и передовой педагогический опыт, имеют определенный цикл развития: зарождение идеи - принятие ее коллективом - целеполагание - разработка проекта инновационной идеи (определение нового содержания и новых технологий) - процесс реализации инноваций - педагогический мониторинг - качественные изменения «образа ОУ».
Работа в режиме развития требует определенных условий:
. достаточный уровень результативности работы образовательного учреждения: показатели работы, качество учебно - воспитательного процесса, рейтинг среди детей, в городе, области.
. хорошая учебно -материальная база по воспитанию, оснащенность современными информационными средствами;
. высокий уровень профессионализма педагогического коллектива;
. готовность детей к восприятию нового;
. микроклимат в ОУ, доброжелательная атмосфера, открытость ОУ- как социального института.
Инновации в области воспитания зависят от высокого профессионализма педагогических кадров, их готовности работать современно; мотивационно - творческая направленность личности включает:
. творческий интерес к инновациям в воспитательной работе;
. сформированная потребность в личных достижениях;
. стремление к профессиональному лидерству;
. ожидание позитивной оценки;
. создание ситуации успеха для коллег;
. позитивное отношение к творчеству и творческим людям.
В структуре инновационной деятельности по проблемам воспитания, как убеждает школьная практика, очень важны индивидуальные особенности личности педагога:
. общий кругозор, педагогическая культура, знание современной психолого - педагогической литературы;
. креативность, творческий подход во всех делах и начинаниях;
. постоянное обновление содержания воспитательной деятельности, педагогических технологий;
. знание и использование национально - региональных особенностей в контексте воспитательной системы;
. уверенность и ответственность за порученные дела;
. способность к самоорганизации, прогностические способности, умение предвидеть и прогнозировать развитие инновационных процессов.
Инновациями в области воспитания могут быть:
. Инновационные программы воспитания:
- «Мой выбор», «Школа против насилия»;
- «Здоровье», «Мое Отечество», «Гармония», «Вверх по лестнице ведущей в жизнь», «Исток» и т.д.
. Концепции воспитания с учетом нормативных документов, достижений психолого - педагогической науки, инновационного опыта, местных условий и возможностей.
. Обновление содержания воспитания: экономическое образование, правовая культура, гражданское и патриотическое воспитание, предпрофильная подготовка, национальная духовная культура, личная профессиональная карьера, проектирование образовательной траектории.
. Инновационные технологии воспитания:
. национально - образовательные;
. телевизионные (ток-шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);
. информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);
. нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
. социальное проектирование.
Инновации в области воспитания требуют высокого профессионализма педагога - творца.
Профессия учителя-воспитателя, на наш взгляд, все больше будет отходить от представлений урокодателя, исполнителя в сторону развития индивидуальной творческой личности детей.
Важнейшим качеством нового педагога становится неповторимый почерк, личная философская доктрина, стремление к самореализации. И в данном контексте сам учитель, воспитатель становится важнейшим инноватором.
Конечно, никогда не исчезнет изначальная функция педагога: развивать, учить и воспитывать детей. Но технология этого сложнейшего процесса будет ориентироваться на введение ребенка в мир Знания, Добра и Культуры. А сам ребенок - это всегда мир новизны, неожиданностей и уникальности. Именно так рассматривается личность в Концепции модернизации образования.