Отзывы о "высшая школа экономики, национальный исследовательский университет"

Полное название учебного заведения - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», сокращенно НИУ ВШЭ. Неофициальное название - результат студенческого народного творчества - «Вышка».

Этот университет входит в топ-5 лучших вузов страны и справедливо считается самым прогрессивным и престижным среди столичных заведений.

Общие сведения о НИУ "Высшая школа экономики"

Университет работает на бюджетно-коммерческой основе: заведение получает государственные дотации, доходы от собственных научных проектов, контрактных студентов и от сторонних спонсоров и организаций. Такие многоканальные вливания в бюджет университета дают возможность руководству заведения все время улучшать материально-техническую базу ВШЭ и само качество образования.

На базе НИУ «Высшая школа экономики» работает 128 научно-исследовательских центров, 36 научных и проектных лабораторий, 32 международные лаборатории под руководством иностранных научных сотрудников. ВШЭ ведет самую интенсивную среди столичных вузов международную деятельность, сотрудничает с 298 зарубежными партнерами, имеет 41 программу двойных дипломов с иностранными университетами.

Примечательно, что с самого дня основания заведение возглавляет постоянный ректор — Я. И. Кузьминов.

«Не для школы, а для жизни мы учимся» — девиз Высшей школы экономики.

История университета

Высшая школа экономики не может похвастаться бурной историей. Первый кирпичик этого не закладывал сам Петр I, а его коридоры не топтали Ломоносов или Ницше.

Это сравнительно молодой, но очень интенсивно развивающийся, прогрессивный вуз. Если бы учебные заведения отождествляли с городами, то ВШЭ был бы Сингапуром или Гонконгом.

Итак, школу открыли для студентов с 17 ноября 1992 года. Уже в 2009-м этот вуз на конкурсной основе получил звание Национального исследовательского университета.

В 2012 году он поглотил Московский институт электроники и математики (МИЭМ) и Государственную академию специалистов инвестиционной сферы.

Это объединение также в некоторой мере повлияло на превращение университета в одно из лучших учебных заведений СНГ, которое с момента основания ориентируется на лучшие учебные заведения старушки Британии и Америки. И дело не только в активной международной деятельности, а и в самой манере обучения, построении образовательных программ, материальном обеспечении и организации досуга студентов.

Переход на Болонскую систему образования

Высшая школа экономики - первый университет России, который перешел на Болонскую образовательную систему. Кроме того, ректорский и преподавательский состав университета набирался из числа действующих политиков и работников государственного сектора, а сам университет создавался при содействии правительства. Что дает право утверждать, что по инициативе ВШЭ эта самая Болонская система и была внедрена в нашей стране. Многие из высшего руководства университета принимали участие в реформе образования, в результате которой был внедрен ЕГЭ. Тогда же и создан список так называемых неэффективных вузов.

Лицей и центр довузовской подготовки ВШЭ

На базе университета работает лицей. Он предлагает профильную подготовку ученикам 10-11-го классов по 8 направлениям. Поступить в лицей можно на конкурсной основе. но отбор среди желающих довольно жесткий. После обучения выпускник сдает ЕГЭ на общих основаниях. При поступлении в университет ВШЭ факт обучения в лицее не прибавляет шансов абитуриенту. Но если учесть, что качество преподавания в лицее выше, чем в общеобразовательных школах, то его выпускники имеют больше шансов успешно сдать экзамены и поступить в желаемый университет.

Центр довузовской подготовки на базе ВШЭ действует на контрактной основе. Есть отделение для учеников с 5-го по 8-й класс и для будущих абитуриентов (9-11-й класс). Опять же, прохождение курсов подготовки в ВШЭ никак напрямую не влияет на шансы поступить именно в этот университет, зато увеличивает шансы успешно сдать ЕГЭ.

Структура университета: факультеты и образовательные программы

Факультет математики - один из самых серьезных факультетов, он обладает особым престижем. На факультет без конкурса попадают ни много ни мало победители Всероссийской олимпиады по математике.

Не так давно, в 2013 году, члены международного экспертного совета факультета, лауреаты медали Филдса, П. Делинь и Смирнов, справедливо поставили бакалаврскую образовательную программу в один ряд с лучшими программами мировых университетов. Ну а если объективно и предельно честно, то программа реально не уступает аналогичной в профильных технических вузах, притом что студенты-математики в «Вышке» получают возможность продлить учебу в Токио, Бремене, Париже по двусторонней программе. А кооперация курса математики с экономическими дисциплинами еще больше развязывает выпускникам руки при выборе профессии.

Факультет физики. Настоящей удачей студентов, которые обучаются на этом факультете, является регулярная практика в реальных исследованиях базовых организаций университета - лабораториях РАН.

Московский институт электроники и математики (МИЭМ) является структурным элементом ВШЭ с 2016 года. МИЭМ, будучи одним из самых сильных вузов компьютерно-технического профиля, после объединения с ВШЭ еще больше укрепил свои позиции, получив доступ к его современным лабораториям, особенно центру космической безопасности. Сегодня этот факультет один из немногих, чьи выпускники могут потягаться в знаниях со спецами, которых готовят для НАСА.

Факультет компьютерных наук располагается в новеньком корпусе, отстроенном и оборудованном так, что глаза влюбленных в компьютеры гиков-абитуриентов блестят, как корпус новенького макбука. Этот факультет тесно сотрудничает с "Яндексом", он готовит элиту программистов. Кто-кто, а его выпускники не имеют проблем с трудоустройством априори.

Единственное, что зачастую эта самая элита обустраивается за бугром, чему способствуют тесные международные связи ВШЭ с вузами высокоиндустриальных государств. Не нам осуждать таких гениев, они тоже хотят найти для своих навыков, умений и мозгов наилучшее применение. Не их вина, что на Родине свой потенциал они могут раскрыть процентов на 30 %. Плюс финансовые мотивы, куда же без них? Российские компании этих выпускников забирают моментально со всеми их гениальными причудами. Большинство работодателей составляют исключительно положительные отзывы о ВШЭ как о пункте подготовки высококлассных кадров, особенно с факультета компьютерных наук.

Факультет бизнеса и менеджмента готовит специалистов по основным экономическим направлениям: менеджмент, корпоративное управление, администрирование, маркетинг. Весьма недурно готовит, но «фишка» факультета - лучшая на сегодняшний день школа логистики в стране (образовательная программа "Логистика и управление цепями поставок").

Факультет права. Можно смело утверждать, что этот факультет готовит лучших юристов русской современности. Это небезосновательно, ведь университет сам был создан не без участия административной и правящей верхушки. Важно отметить, что студентам преподают материал с огромным акцентом на практику. Приглашают специалистов из государственных учреждений, практикующих юристов и т. д.

Факультет гуманитарных наук . Этот факультет никак не назовешь профильным для ВШЭ, отзывы специалистов также отмечают, что гуманитариев здесь готовят с пониманием того, что их специализация априори уступает делам компьютерщиков или экономистов. Но на факультете сильнейшая школа иностранных языков. Также большинство лекций являются публичными и факультативными для студентов других специальностей. На культурологию, философию и дополнительные курсы иностранных языков может приходить каждый студент, который жаждет расширения кругозора.

Факультет коммуникаций, медиа и дизайна. Этот факультет - вотчина студенток, особ мужского пола здесь даже меньше, чем в пединституте. Видимо, лавры Анны Винтур или Кэрри Брэдшоу не дают покоя больше особам прекрасного пола. А если серьезно, то на факультете готовят не только журналистов, а скорее полноценных специалистов для медиакоммуникаций с уклоном на работу в интернет-среде, PR-компаниях, проектных учреждениях.

Факультет экономических наук - самый что ни на есть профильный и крупнейший факультет. Студенческие отзывы об экономике и статистике в ВШЭ как о направлении подготовки звучат довольно неоднозначно. Якобы академическая нагрузка среди учащихся на грани непосильной. Зато сотрудничество с мировыми транснациональными корпорациями и университетами, которое имеется на этом факультете, дает студентам доступ к уникальным знаниям и возможность безграничного развития и успешного трудоустройства в любой точке мира. Здесь выпускают будущих Генри Фордов и Адамов Смитов. Опустим глаза на то, что здесь успешно отучился небезызвестный С. Мавроди.

Международный институт экономики и финансов (МИЭФ)

Об этом факультете однозначно следует поговорить отдельно. Это бриллиант среди жемчужин. Уникальное образовательное учреждение на просторах СНГ. Для его создания в далеком 1997 году НИУ ВШЭ и Лондонская школа экономики (входит в тройку лидеров экономического образования в мире) объединили усилия. И получилось такое грандиозное детище. Выпускники института получают и конфетку, и мороженое - диплом ВШЭ и диплом Лондонской школы экономики.

Конкурс беспощадный, да и нагрузка на факультете внушительная. С самого первого учебного дня все обучение проводится на английском. Бюджетные места только для победителей всероссийской олимпиады. Восторженные отзывы о международных отношениях у ВШЭ только подогревают интерес публики к этому вузу. Студенты треть курса проводят вбирая все практические знания, которые может подарить опыт подобного образования. Ажиотаж вокруг поступления на этот факультет огромен, не останавливает абитуриентов даже плата за обучение в размере 600 тыс. рублей в год.

Если смелости и финансов не хватило на обучение в МИЭФ, можно получить степень бакалавра на другом факультете, а на магистратуру поступать по программе двойного диплома. Таких программ у «Вышки» 40 штук.

Особенности обучения в ВШЭ

Существует большое количество образовательных особенностей в НИУ ВШЭ. Отзывы студентов отмечают, что обучение в этом вузе не похоже на стандартное образование в нашей стране совершенно. Но это объяснить как раз легко - университет жадно вбирает опыт успешных мировых учебных заведений. И если обратить внимание на успех выпускников ВШЭ, то остальным национальным университетам также не помешало бы расширить взгляды на преподавание и не отворачиваться от успешного мирового опыта.

Высшая школа экономики стала одним из первых национальных университетов, которые перешли на программу обучения 4+2 (бакалавриат, магистратура). Учебный год разбит не на семестры, а на модули, их четыре, в конце каждого студентов ждет аттестация. Сумма оценок за модули определяет годовую оценку.

Система оценивания - десятибалльная, на европейский манер.

В тактике построения образовательного процесса видна ориентация на успех. Студентов сразу готовят быть уверенными, конкурентоспособными и крайне мотивированными. В университете работает система рейтингов. Отзывы студентов НИУ ВШЭ об этих самых рейтингах пестрят дьявольскими смайлами, но даже недовольные, уставшие студенты признают, что ничто так не мотивирует, как этот самый рейтинговый риск.

Так в чем тут дело? Да все просто. Контрактники с высоким рейтингом получают скидки или переводятся на бюджет. Бюджетники с высоким рейтингом сохраняют стипендию, со средним рейтингом - теряют стипендию, с низким переводятся на контракт. Это стимулирует студентов быть активными, учиться нон-стопом, привыкать к условиям высококонкурентной среды.

Такого предмета, как «Физическая культура», в университете нет. Есть тренажерный зал, различные секции, курсы и т. д. Пожалуйста, развивайтесь, заботьтесь о своем здоровье и физическом состоянии. Но это дело выбора.

Положительные отзывы студентов о ВШЭ

Субъективнее мнения студентов может быть только мнение детей. Часто отзывы учеников ВШЭ основаны на личном успехе или провале в процессе учебы. Но довольно много молодых людей осмеливаются изложить-таки объективно и рационально свое мнение о Вышке.

Огромный плюс университету - за одно это обстоятельство ему нужно поставить монумент в виде счастливого студента - в ВШЭ практически нет коррупции. Это отмечает большинство студентов. То ли причина в интенсивном финансировании деятельности вуза спонсорами, то ли в верности принципам «европейской прозрачности», но студенты сходятся на том, что получить диплом только знаниями тут очень даже реально.

Качество знаний, лекций и подготовка преподавателей варьируется на разных факультетах. Если анализировать отзывы о ВШЭ в Москве, то студенты сходятся на том, что качество преподавания на гуманитарном и политологическом профиле немного отстает.

Ни один отзыв не опишет качество образования настолько красноречиво, как статистика трудоустройства по профилю после окончания этого вуза: 94 % выпускников нашли подходящую работу. Это притом, что 48 % пригрели теплое корпоративное местечко еще до получения диплома. Ведущие компании засылают своих рекрутов в престижные университеты, чтобы те присматривались к ценным кадрам, когда они еще сидят на студенческой скамье.

Какие отрицательные аспекты обучения в ВШЭ чаще всего указывают студенты в отзывах

Больше всего студенты жалуются на нагрузки и на необходимость получать знания в условиях перманентной конкуренции. Рассуждать о том, можно ли сталкивать лбами студентов, которые еще вчера были детьми, можно бесконечно. Но руководство ВШЭ сделало выбор, и систему рейтингов отменять не собирается.

Также студенты негодуют по поводу системы «Антиплагиат». Есть университетская программа, на которой проверяют каждую работу. В тексте допускается только 20 % цитирования с точным указанием источника. Все остальное - личные суждения автора, выводы и т. д. Естественно, это многократно увеличивает время на подготовку рефератов и курсовых для студентов.

Общежития Высшей школы экономики

Корпусы ВШЭ разбросаны по городу, как и общежития. Сегодня у Высшей школы экономики работает 9 общежитий. Отзывы об общежитиях ВШЭ преимущественно положительные, но ироничные донельзя. Весь юмор в том, что находятся они в Подмосковье, и дорога от места жительства до учебного корпуса - это неиссякаемая почва для студенческих шуток. Если отбросить это неудобство, то в остальном общежития ВШЭ сделаны «для людей». Они квартирного типа, в них есть все удобства. В Москве есть общежитие коридорного типа. Оно дешевле и ближе, но подходит только для непритязательных в плане комфорта жильцов.

Во всех общежитиях есть беспроводной бесплатный интернет с возможностью доступа в любое время суток.

Атмосфера в общежитии приподнятая, продуктивная и мотивирующая. В ВШЭ сделали элементарно-гениальную вещь, отдали должное стремлению каждого человека к бытовому комфорту. Сделали для студентов современные аудитории и общежития, и те не заботятся, как бы накопить воду в тазиках, помыть волосы над раковиной и т. д. А заботятся о приобретении знаний и саморазвитии.

Магистратура в ВШЭ: отзывы студентов, магистерские программы

Документы в магистратуру университет принимает в электронном виде. После утверждения электронной заявки оригиналы можно привезти в приемную комиссию или отправить почтой.

Все абитуриенты проходят конкурс в виде вступительных экзаменов (чаще всего экономика + английский язык + математика, но дисциплины варьируются в зависимости от факультета).

Приказ о зачислении выдается где-то в середине августа, за две недели до начала лекций.

Магистерские программы в ВШЭ выглядят очень привлекательно. Практически все они двусторонние и дают возможность студентами получить двойные дипломы и получить уникальный опыт обучения в лучших университетах мира. Сегодня ВШЭ сотрудничает с в Берлине, Пантеон-Сорбонна в Париже, Мейсона в Нью-Йорке, с 10 вузами Британии, включая Лондонскую Школу политических наук, а также высшими заведениями в Канаде, США, Люксембурге, Финляндии и т. д.

: НИУ ВШЭ (ГУ-ВШЭ)Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ)

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) - один из самых молодых вузов России и, несмотря на этот факт, один из ведущих и крупнейших вузов страны.

«Вышка» была создана в 1992 г. До 2009 г. вуз носил название «Государственный университет - высшая школа экономики» (ГУ-ВШЭ). Профессорами ВШЭ с момента образования вуза являются ведущие экономисты, работавшие и работающие в правительстве и других государственных структурах. Вуз занимается подготовкой интеллектуальных и кадровых ресурсов для образования, науки, бизнеса, гражданского общества и государства.

С 2011 года вуз носит статус национального исследовательского университета. Московский государственный институт электроники и математики в 2012 году был включён в состав НИУ ВШЭ, вследствие чего расширился спектр направлений подготовки Высшей школы экономики такими специальностями, как нанотехнологии, наноэлектроника, компьютерная и информационная безопасность и пр.

В составе НИУ ВШЭ более 20 факультетов и отделений. На их базе ведутся прикладные исследования по заказам Министерства экономики России, Центробанка, Минобразования РФ, крупных коммерческих предприятий и банковских структур. Помимо подготовки высококлассных экономистов, вуз выпускает социологов, специалистов по государственному управлению, журналистов, политологов, юристов. В ВШЭ открыты факультеты бизнес-информатики, менеджмента, математики, психологии, истории, философии, Международный институт экономики и финансов и Институт демографии.

Сейчас в вузе учится около 20 000 студентов и около 21 000 слушателей программ дополнительного профессионального образования. В 2012 году на бакалавриат НИУ ВШЭ было принято на обучение 4 382 человека, из них 2 972 человека поступили на бюджетные места. Конкурс среди поступающих в НИУ ВШЭ в 2012 г. на различных факультетах составил от 2 до 68 человек на место.

Практически на всех факультетах зачисление происходит на основе результатов ЕГЭ. Дополнительные экзамены есть лишь на факультете математики и на отделении деловой и политической журналистики (факультет политологии). Для поступления на математический факультет нужно дополнительно сдать вступительное испытание по математике профильной направленности, для поступления на журфак необходимо пройти творческий конкурс.

При НИУ ВШЭ действует факультет довузовской подготовки, включающий в себя стационарную и нестационарную подготовку.
В стационарную подготовку для поступления в вуз входит: Программа «11 класс», Программа «10-11 класс», Программа «9 класс», Программа «Клуб Эрудит» (7-8 классы) и ЕГЭ-практикум. Обучение платное, проводится на базе НИУ ВШЭ.

К нестационарной подготовке относится несколько направлений. Например, НИУ ВШЭ сотрудничает с базовыми школами, где учеников целенаправленно готовят к обучению в данном вузе. Также успешно работает Интернет-школа для иногородних школьников 9–11 классов.

В основном слушателями Интернет-школы становятся ученики 11 класса, т.к. обучение рассчитано на один год и проводится с октября по апрель (стать участником Интернет-школы можно в любое время в течение этого периода). Обучение бесплатно. Всем желающим предлагается серьёзная самостоятельная подготовка по математике, по русскому и английскому языкам, по предметам социально-экономического профиля и по истории. За дополнительную плату (2 000 руб. за один предмет) можно приобрести услуги по контролю знаний по предметам, а также принять участие в рейтингах по данным предметам среди слушателей Интернет-школы. Около 50% слушателей Интернет-школы становятся в дальнейшем студентами НИУ ВШЭ.

У вуза обширнейшая международная деятельность, более 130 зарубежных партнёров, в том числе иностранные и международные университеты, исследовательские центры и объединения, а также международные бизнес-организации. Иностранные языки преподаются в большом объёме на всех факультетах, а на ряде факультетов преподавание ведётся непосредственно на английском языке. Параллельно с российским дипломом выпускники НИУ ВШЭ могут получить двойные дипломы, т.к. учебные программы ВШЭ признаны среди десятков лучших европейских университетов. С 2011 г. на факультете экономики ВШЭ параллельно с Российской экономической школой (РЭШ) была открыта Совместная бакалаврская программа по экономике. Выпускники получают два диплома.

При вузе действует военная кафедра. Студентам предоставляются места в одном из шести общежитий. Университет также представлен тремя кампусами в следующих городах, кроме Москвы: Санкт-Петербург, Пермь и Нижний Новгород.

На базе НИУ ВШЭ реализовано более 300 программ дополнительного образования и бизнес-образования (в том числе программы MBA, DBA, EMBA).

Статистика подтверждает заслуженно высокий статус Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» - до 80% выпускников работают по специальности, 20% продолжают обучение в магистратуре или в аспирантуре ВШЭ. Не удивительно и то, что, согласно независимым рейтингам, НИУ ВШЭ удерживает первое место в России по уровню заработной платы среди выпускников.

Официальный сайт НИУ ВШЭ.

Лицей НИУ «Высшая школа экономики»

Совместно с московским международным форумом «Город образования» , который пройдёт 7 - 9 сентября в Москве в 75 павильоне ВДНХ, Newtonew публикует серию материалов про образовательные учреждения, которые наиболее продуктивно объединяются с городскими ресурсами.

Лицей НИУ ВШЭ - яркое и вдохновляющее явление в системе российского школьного образования. Лицей является одной из ведущих школ в стране, занимает 2 место в рейтинге лучших школ Москвы и 10 место в рейтинге лучших школ России. Это школа, в которой учатся только старшеклассники. Приём в неё осуществляется на конкурсной основе, как в вуз, - абитуриенты пишут мотивационное эссе, проходят собеседование, включающее комплексное тестирование.

Образовательных направлений в школе восемь: «Экономика и социальные науки», «Экономика и математика», «Юриспруденция», «Гуманитарные науки», «Математика, информатика и инженерия», «Дизайн», «Востоковедение» и «Психология». В процессе обучения лицеисты могут перейти с одного направления на другое, если поймут, что их интересы изменились.

Что касается самого образовательного процесса, то здесь тоже всё «по-взрослому». Каждый лицеист самостоятельно составляет индивидуальный учебный план, где есть обязательные для всех предметы, а также вариативная часть. В школе организовано большое количество факультативов, которые ученики посещают по желанию.

Одна из основных задач лицея - предоставление старшекласснику пространства свободы и выбора своей образовательной траектории, возможности примерить на себя профессиональную роль, выбрать, чем действительно хочется заниматься в будущем.

Такой подход к приёму и выпуску учеников оправдывает себя - хотя лицей НИУ ВШЭ существует лишь с 2013 года, он уже входит в число лучших школ страны.

В списке 500 лучших школ страны лицей находится на десятом месте; среди школ социально-экономического и социально-гуманитарного профилей он занимает первое место, а среди школ филологического профиля - второе.

Около 70% выпускников лицея становятся студентами топовых российских вузов. Многие из них затем продолжают обучение в самой «Высшей школе экономики».

Newtonew (N). Как вы считаете, с какими главными вызовами сегодня сталкиваются государственные системы образования?

Дмитрий Фишбейн (ДФ). По моему мнению, главный вызов, который стоит перед государственными школами, - способность меняться и подстраиваться под формирующиеся потребности школьников.

Если мы говорим про крупные города, и особенно мегаполисы, то здесь количество образовательных возможностей настолько велико и разнообразно, что для того, чтобы ученик остался в школе, ему надо предложить что-то интересное, учитывающее его личные особенности. И вот в этом и заключается вызов.

Закон об образовании предусматривает возможность выбора формы образования. И даже если это очная форма, но ребенок фактически не посещает половину занятий, значит, по сути, ребенок бросил школу. Поэтому важен вопрос, как сделать так, чтобы ценность образования осталась в школе.

Старыми методами - простой передачей знаний - ничего не решишь: сейчас любую информацию ребенок может получить из многочисленных источников. Потому школа должна предложить ученику какую-то интересную для него деятельность - тогда есть шанс преодолеть этот вызов.

N. Какие аспекты образовательного процесса необходимо контролировать (например, со стороны администрации образовательного учреждения, департамента образования и по возрастающей - государственного регулятора)?

ДФ. Важно понимать, что мы имеем в виду под словом «контролировать». В менеджменте одно из определений контроля звучит так: «Контроль - это способ приводить людей к успеху».

Если под контролем понимать именно отслеживание процессов, которые должны происходить в школе, или тех процессов, которые реализуются на региональном уровне, то необходимости в высоком уровне контроля нет.

Школы очень разные и с точки зрения социального состава семей учащихся, и с точки зрения финансирования. В этой связи выработать единые правила и контролировать их выполнение, мне кажется, не очень разумно.

Поэтому, если мы говорим про какие-то конкретные аспекты образовательного процесса, то, например, стоит контролировать безопасность детей в школе - это чрезвычайно важно. Но вот таких аспектов мне приходит в голову мало.


N. В таком случае, что такое «контроль» в вашей школе?

ДФ. Мы в лицее как раз пробуем уйти от стандартного понимания контроля. Некоторым может показаться, что это выглядит как бесконтрольность, но это не так.

По нашему мнению, для старшеклассников очень важно развитие самоконтроля, поэтому буквального, жёсткого контроля учащихся у нас не происходит.

Мы не отслеживаем, когда пришел ученик, когда ушел, не оповещаем об этом родителей SMS-сообщениями.

Мы полагаем, что под нашу зону контроля должна в первую очередь попадать та среда, которую мы создаём: какие взрослые работают в лицее, как они общаются с учащимися, какие разнообразные виды урочной и внеурочной деятельности предлагаются, что может зависеть от инициативы самих лицеистов.

Например, все мероприятия, которые проходят в лицее, - инициатива самих ребят, и нам кажется, что это правильно.

То есть у нас мало стандартного контроля - за посещаемостью, успеваемостью, поведением. Но много доверия к ученикам и понимания, что они сами должны определить цели и задачи развития, и для их достижения им необходимо выстраивать свою деятельность в лицее и вне его. Наша роль, скорее, не в том, чтобы контролировать ребят, а в том, чтобы помогать, предоставляя разнообразные возможности.


N. По каким критериям вы определяете «качество образования»?

ДФ. Для нас есть один главный критерий - прогресс каждого учащегося за те два года, что он проводит в лицее, и мы стараемся это отслеживать.

Если мы видим, что за это время ребенок больше смог понять себя, осознать, чем он хочет заниматься, куда развиваться, стал более самостоятельным, у него появились навыки самоконтроля, то считаем, что качество образования, которое должно быть в лицее, достигнуто.

N. Какой вы видите оптимальную систему оценивания знаний учеников? Как эта система построена в вашей школе?

ДФ. Я думаю, что оптимальная система оценивания вообще ещё не создана.

У нас в лицее внедрена накопительная система итоговых отметок. Нам кажется, что она более всего подходит для старшей школы. Суть этой системы заключается в том, что определяются основные типы оценочных процедур (контрольная работа, творческая работы и т. п.) и им присваиваются разные коэффициенты в итоговой отметке. Каждая учебная кафедра в лицее разрабатывает соответствующую формулу оценивания по своей предметной области.

Такой подход, во-первых, позволяет ученику самостоятельно выстроить траекторию достижения максимального результата - высшей оценки за учебный период, во-вторых, снижает субъективность позиции учителя.


N. Что, по-вашему, должно определять содержание образования? Какие элементы оно должно в себя включать? Как вы выстраиваете содержательную структуру своей образовательной программы?

ДФ. Ключевой точкой здесь является определение образовательных результатов. Без их конкретной формулировки невозможно говорить про содержание образовательной программы.

Разрабатывать программу необходимо, отталкиваясь от образовательных результатов. То есть сначала надо сформулировать эти результаты, потом определить возможные способы их достижения, а затем понять, как их измерять.

В лицее ситуация усложняется тем, что мы реализуем восемь разнообразных направлений обучения - от «Математики, информатики и инженерии» до «Востоковедения». И, помимо общих универсальных образовательных результатов, у каждого из них должны быть свои специфические результаты. Предположим, у юристов, если говорить о личностных результатах, - это профессиональная этика.

Сейчас мы как раз размышляем над этим вопросом и, исходя из понимания образовательных результатов, которых хотим достичь, составляем образовательные программы направлений.


N. Как бы вы определили идеальную образовательную среду?

ДФ. Идеальная образовательная среда - это разнообразная среда, которая сконструирована исходя из потребностей ребёнка и в процессе совместной деятельности с ребёнком.

N. Насколько среда, организованная в вашей школе, соответствует вашим идеальным представлениям о ней?

ДФ. Идеальным представлениям она пока не соответствует, и это связано с двумя факторами.

Во-первых, у нас много учеников. В лицее самая большая старшая школа в России (более 1 500 человек), а значит, и очень разнообразны желания и потребности ребят. Не все из них мы пока можем удовлетворить.

Во-вторых, существуют ограничения с пространством: у нас стандартные здания, что не позволяет создать желаемую образовательную среду.


N. Каких видов учебной или внеучебной деятельности, на ваш взгляд, не хватает сегодня в общеобразовательной школе?

ДФ. Здесь надо говорить о конкретной школе, но если попытаться говорить обо всех сразу, то отмечу, что в педагогическом сообществе пока еще не выработали большого «банка форм самостоятельной учебной деятельности учащихся».

У нас хорошо отработаны форматы, где ученик занимает пассивную позицию, и не всегда хватает разнообразия индивидуальной самостоятельной и малогрупповой деятельности, обмена учащимися полученным в результате опытом.

Это что касается учебной деятельности. Если же говорить про внеучебную деятельность, то скажу про старшую школу.

Обстоятельства, в которых мы живем, требуют от выпускника получения высокого результата на ЕГЭ или на олимпиаде. В этой связи есть огромный соблазн выстроить эти два года по очень утилитарной модели, являющейся, по сути, тренировкой для достижения этих результатов.

Мы же глубоко убеждены, что именно во внеучебной деятельности должны происходить неутилитарные вещи, должно быть много занятий, которые могут, на первый взгляд, показаться ненужными и которые не могут принести ученику сиюминутного конкретного результата.

Так, в лицее есть факультатив по норвежскому языку. Почему бы и нет? Важно, чтобы у ребенка была возможность попробовать заниматься тем, чем ему хочется.

И ещё один аспект, если мы говорим про профилизацию в старшей школе, - это предоставление возможности ребятам пробовать себя в других интересующих их областях, например позволить математику разбирать поэтические тексты, а гуманитарию - изучать программирование.

N. Какие подходы, приёмы и виды деятельности, применяемые в вашей школе, вы бы рекомендовали распространить во всех школах страны (или даже мира)?

ДФ. Мы ещё «малыши»: лицей существует только четыре года, и говорить о каких-то подходах, приёмах и видах деятельности, которые мы хотели бы распространить по всему миру, мне кажется, рано.

Также в силу того, что лицей - структурное подразделение НИУ ВШЭ, и в силу того, что для нас один из важных образовательных результатов - исследовательская компетентность, мы знаем, как построить работу с учащимися, связанную с их проектной и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у нас в лицее есть странный предмет под названием ТОК (от англ. Theory of Knowledge, теория познания), который пришёл из системы международного бакалавриата, но мы его переосмыслили. Он решает две задачи: с его помощью мы пробуем создать целостную картину научного знания и в контексте этого - повысить уровень критического мышления у учащихся.

Мне кажется, что это очень важно и может быть интересно другим школам.


N. Педагог как личность и как профессионал - какими качествами он должен обладать?

ДФ. Я бы выделил здесь два ключевых момента.

Я убежден в том, что педагог не обязательно должен любить детей. Не надо любить детей - надо создавать такое пространство интереса, взаимодействия и технологичности, которое позволит ученику самостоятельно двигаться к знаниям. Я могу быть прекрасным человеком, у меня могут быть великолепные отношения с учащимися, но это может быть совсем не эффективно.

Кроме того, профессиональный педагог, особенно в старшей школе, должен уметь что-то ещё, кроме как преподавать. Сегодня вряд ли возможна стандартная ситуация, когда человек оканчивает педагогический вуз, идёт в школу, работает там 20 лет, и у него нет никаких других интересов, кроме работы.

И международные исследования, и наш опыт показывают, что педагог, у которого есть какие-то увлечения, становится во сто крат интереснее и значимее для учащихся.

Да, мне как директору с такими преподавателями бывает сложнее, потому что ты говоришь ему: «Сегодня в 15 часов совещание», а он отвечает, что у него в это время альпинизм и это его страсть. Я могу это сложно воспринимать, но при этом понимаю, что если у человека есть ещё что-то помимо работы и он там профессионален, то это положительно сказывается на его взаимодействии с учащимися.

N. Как вы подбираете кадровый состав?

ДФ. В лицее много вузовских преподавателей, причём не только из Высшей школы экономики, - это наша первая особенность.

Вторая особенность заключается в том, что, признаюсь, к нам достаточно сложно попасть не по знакомству: для нас очень важны рекомендации от тех, кто работает в лицее не первый год и хорошо понимает нашу специфику, видит, что новый человек не только подойдет под формальные требования опыта и навыков, но и органично впишется в лицейскую среду.

У нас здесь особая атмосфера, определённое отношение к взаимодействию взрослого и ребенка: оно должно быть на равных, взрослый должен понимать, что его задача - обеспечить прогресс ученика, и потому он в первую очередь должен не отвечать на вопросы лицеиста, а задавать их.

Не так просто новому человеку влиться в лицейскую среду, в связи с чем ключевой фигурой при подборе преподавателей являются заведующие кафедрами. Они знают профессиональное сообщество и, приглашая кого-то работать в лицей, понимают, подходит ли этот человек под существующий контекст и формат. Это основной способ подбора кадров, и, как мне кажется, будущее за такими сетевыми взаимодействиями.

1. В федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (далее по тексту – НИУ ВШЭ) для обучения в Лицее НИУ ВШЭ в 2017 году принимаются на конкурсной основе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе соотечественники, проживающие за рубежом (далее по тексту – поступающие), имеющие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания в городе Москве, а также аттестат об основном общем образовании (для окончивших 9 класс).

2. Прием в Лицей НИУ ВШЭ осуществляется на места, финансируемые из средств бюджета города Москвы.

3. Организация приема и зачисления поступающих в Лицей НИУ ВШЭ осуществляется Приемной комиссией Лицея НИУ ВШЭ (далее по тексту – Приемная комиссия).

4. Определение проходного балла и утверждение списков лиц, рекомендованных к зачислению в Лицей НИУ ВШЭ, осуществляет Совет Лицея НИУ ВШЭ.

5. Председателем Приемной комиссии является директор Лицея НИУ ВШЭ.

6. Состав, полномочия и порядок деятельности Приемной комиссии определяются Положением о ней, утвержденным ученым советом НИУ ВШЭ.

7. Для проведения собеседований, включающих комплексный тест, приказом проректора, координирующего деятельность Лицея НИУ ВШЭ, утверждается состав комиссии, в задачи которой входит организация разработки заданий, реализация процедуры теста, обработки результатов, организация показа работ после публикации результатов и разъяснения обоснованности результатов.

8. Прием в Лицей НИУ ВШЭ осуществляется по направлениям обучения: «Гуманитарные науки», «Экономика и математика», «Экономика и социальные науки», «Дизайн», «Востоковедение», «Математика, информатика и инженерия», «Юриспруденция», «Психология» в соответствии с контрольными цифрами приема.

9. Количество мест для приема, правила подачи заявлений, порядок проведения собеседования в виде комплексного теста, минимальные проходные баллы, иная информация о приеме в Лицей НИУ ВШЭ объявляются Лицеем НИУ ВШЭ не позднее 15 января 2017 года.

10. Информация о приеме в Лицей НИУ ВШЭ размещается на корпоративном сайте (портале) НИУ ВШЭ.

11. Прием в Лицей НИУ ВШЭ осуществляется в 10 класс для обучения по очной форме обучения, по образовательным программам среднего общего образования, соответствующим федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования.

12. Подача заявок для участия в собеседовании, включающего комплексный тест, осуществляется через интернет-страницу Лицея НИУ ВШЭ на корпоративном сайте (портале) НИУ ВШЭ по адресу: с 1 февраля по 15 марта 2017 года. По решению ученого совета НИУ ВШЭ срок подачи заявок может быть изменен.

13. При подаче заявки поступающий:

13.1 заполняет форму, в которой указывает данные о себе, сведения о родителях (законных представителях), сведения об образовательной организации, в которой он обучается на момент подачи заявки, и результатах обучения в текущем году, информацию о праве на социальные льготы;

13.2 дает согласие на обработку персональных данных;

13.3 выбирает не более двух направлений обучения в Лицее НИУ ВШЭ, одно из которых является приоритетным;

13.4 прикрепляет эссе о себе, мотивирующее выбор Лицея НИУ ВШЭ как места для продолжения образования (не более 400 слов).

14. Собеседования, включающие комплексный тест, осуществляются 9, 16, 23 апреля 2017 года. 30 апреля фиксируется в качестве резервного дня. О времени и месте проведения комплексного теста Приемная комиссия информирует поступающих на интернет-странице Лицея НИУ ВШЭ на корпоративном сайте (портале) НИУ ВШЭ по адресу: в срок – не позднее, чем за 10 календарных дней до начала его проведения.

15. Первая часть комплексного теста включает в себя задания по русскому языку, математике и иностранному языку (английский, немецкий, французский, испанский). Вторая часть комплексного теста вариативна и включает в себя вопросы по предметам в зависимости от выбранного поступающим направления обучения в Лицее НИУ ВШЭ:


- «Экономика и математика» – вопросы по углубленной математике;
- «Экономика и социальные науки» – вопросы по обществознанию, истории (на выбор);


- «Математика, информатика и инженерия» – вопросы по углубленной математике, информатике, физике (на выбор);

15.1. Лица, не явившиеся на комплексный тест по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально), допускаются к его прохождению в дополнительно организованных экзаменационных группах или индивидуально в период до завершения собеседования в виде комплексного теста. В случае болезни поступающий или его родитель (законный представитель) обязан до начала комплексного теста известить Приемную комиссию о неявке с последующим представлением оправдательного документа из государственного или муниципального медицинского учреждения. Документ должен быть представлен в Приемную комиссию в день, следующий за днем выписки поступающего по окончании болезни. В иных случаях справки о болезни Приемной комиссией не принимаются и поступающие к прохождению комплексного теста не допускаются. Все спорные случаи рассматриваются Приемной комиссией в индивидуальном порядке.

16. Совет Лицея НИУ ВШЭ на основании представленных Приемной комиссией предварительных итогов собеседования, включающего комплексный тест, определяет проходные баллы на каждое из направлений и утверждает списки рекомендованных к зачислению.

17. Приемная комиссия имеет право ходатайствовать перед проректором НИУ ВШЭ, координирующим деятельность Лицея НИУ ВШЭ в установленном в НИУ ВШЭ порядке о выделении дополнительных внеконкурсных мест для поступающих:

17.1. имеющих социальные льготы по следующим основаниям: инвалидность, многодетная семья, потеря кормильца, сиротство, субсидия на оплату ЖКХ;

17.2. являющихся победителями и призерами регионального тура Всероссийской олимпиады школьников за 9 класс, победителями или призерами заключительного этапа олимпиады «Высшая проба» за 9 класс;

17.3. для поступающих, проживающих в Басманном районе Центрального административного округа города Москвы;

17.4. для поступающих, являющихся детьми работников НИУ ВШЭ.

18. Выпускники программы «9 класс» факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ (далее – выпускники ФДП) могут быть зачислены в Лицей НИУ ВШЭ по результатам личного рейтинга слушателя программы «9 класс» ФДП. Личный рейтинг слушателя состоит из предметных рейтингов по математике, русскому языку и иностранному языку, определяемых на основании результатов промежуточных контрольных работ по этим предметам, и, в итоге, суммарного рейтинга по указанным предметам подготовки.

Список выпускников ФДП, имеющих право поступления в Лицей НИУ ВШЭ без прохождения собеседования, включающего комплексный тест, передаётся заместителем декана ФДП ответственному секретарю Приемной комиссии до 7 апреля 2017 года. Квота зачисляемых в Лицей НИУ ВШЭ выпускников ФДП составляет 10% от контрольных цифр приёма в Лицей НИУ ВШЭ и включает в себя тех выпускников ФДП, которые занимают места, первые по личному рейтингу, в количестве, соответствующем квоте.

Отказ от поступления выпускника ФДП, имеющего возможность зачисления в Лицей НИУ ВШЭ без прохождения собеседования, включающего комплексный тест, не приводит к предоставлению этого права выпускникам, оказавшимся в той части личного рейтинга, которая первоначально не позволяла претендовать на поступление в Лицей НИУ ВШЭ без прохождения собеседования в виде комплексного теста.

Первые в рейтинге 20 выпускников ФДП зачисляются в Лицей НИУ ВШЭ на направления подготовки, определяемые в соответствии с их пожеланиями. Оставшиеся выпускники ФДП, имеющие на основании рейтинга возможность зачисления в Лицей НИУ ВШЭ без прохождения собеседования, включающего комплексный тест, распределяются по направлениям подготовки пропорционально контрольным цифрам приёма в зависимости от специфики направления.

Распределение оставшихся выпускников ФДП по направлениям подготовки осуществляется на основании результатов собеседования с выпускниками ФДП и их родителями.

Порядок (очерёдность) собеседования определяется личным рейтингом. При этом, в случае отсутствия свободного места (в соответствии с квотой) или отказа выпускников ФДП от обучения по направлениям подготовки, на которые имеются свободные места (в соответствии с квотой) выпускнику ФДП предлагается проходить собеседование, включающее комплексный тест, в Лицей НИУ ВШЭ на общих основаниях.

19.2. аттестат об основном общем образовании установленного образца;

20.2 копию документа, удостоверяющего личность поступающего;

20.3. копию документа, подтверждающего родство заявителя и поступающего (или законность представления прав поступающего);

20.4 копию дипломов, грамот и сертификатов, подтверждающих участие в интеллектуальных состязаниях регионального, всероссийского, международного уровня (при наличии);

20.5. цветные фотографии (3x4) - 4 штуки;

20.6 личное дело, медицинскую и прививочную карты поступающего, выданные образовательной организацией, в которой он обучался ранее;

20.7. документы, подтверждающие права на социальные льготы (при наличии).

20.8. иные документы по своему усмотрению.

21. Родители (законные представители) поступающего, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав поступающего), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или на иностранном языке вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

22. Копии предъявляемых при приеме документов хранятся в Лицее НИУ ВШЭ на время обучения поступающего.

23. Документы, представленные родителями (законными представителями) поступающих, регистрируются в журнале приема заявлений. После регистрации заявления родителям (законным представителям) поступающих выдается расписка в получении документов, содержащая информацию о регистрационном номере заявления о приеме поступающего, о перечне представленных документов. Расписка заверяется подписью должностного лица Лицея НИУ ВШЭ, ответственного за прием документов, и штампом Лицея НИУ ВШЭ.

Подача документов в электронно-цифровой форме не предусматривается.

24. Родители (законные представители) поступающих, представившие в Приемную комиссию заведомо подложные документы, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

25. По завершении конкурса и приема документов зачисление в НИУ ВШЭ для обучения в Лицее НИУ ВШЭ оформляется приказом проректора, координирующего деятельность Лицея НИУ ВШЭ, в течение 7 рабочих дней после окончания приема документов. Приказ размещается Приемной комиссией на интернет-странице Лицея НИУ ВШЭ на корпоративном сайте (портале) НИУ ВШЭ в день его подписания и регистрации.

26. На освободившиеся в течение учебного года места проводится прием учащихся в следующем порядке:

26.1. для поступления на освободившиеся места родители (законные представители) подают личные заявления в течение учебного года;

26.2. не чаще чем один раз в месяц учебного года проводятся собеседования для подавших заявление в течение учебного года;

26.3. прием на освободившиеся места осуществляется при условии успешного прохождения собеседования, включающего комплексный тест.

Первая часть комплексного теста включает в себя задания по русскому языку, математике и иностранному языку (английский, немецкий, французский, испанский).

Вторая часть комплексного теста вариативна и включает в себя вопросы по предметам в зависимости от выбранного направления обучения в Лицее НИУ ВШЭ:

- «Гуманитарные науки» – вопросы по литературе, истории, обществознанию (на выбор);
- «Экономика и математика» – вопросы по углубленной математике.
- «Экономика и социальные науки» – вопросы по обществознанию, истории;
- «Дизайн» – вопросы на социокультурную осведомленность;
- «Востоковедение» – вопросы по истории;
- «Математика, информатика и инженерия» – вопросы по углубленной математике;
- «Юриспруденция» – вопросы по истории;
- «Психология» – вопросы по естествознанию.

26.4. по результатам собеседования Приемная комиссия определяет проходной балл, организует показ работ, готовит списки рекомендованных к зачислению. Проходной балл и минимальный проходной балл, установленный Приемной комиссией, не может быть меньше проходного балла и минимального проходного балла, установленного Советом Лицея НИУ ВШЭ при основном наборе;

26.5. для зачисления и формирования личного дела родители (законные представители) поступающих представляют документы в соответствии с пунктами 21 – 23 настоящих Правил;

26.6. зачисление в Лицей НИУ ВШЭ на освободившиеся в течение учебного года места оформляется приказом проректора, координирующего деятельность Лицея НИУ ВШЭ, на основании решения Приемной комиссии Лицея НИУ ВШЭ.

27. Все вопросы, связанные с приемом в Лицей НИУ ВШЭ и не урегулированные настоящими Правилами, решаются Приемной комиссией в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Проект индивидуального учебного плана (выбор предметов в зависимости от направления обучения) – заполняется поступающим совместно с родителями (законными представителями)