Старообрядческая церковь на преображенской площади. Экскурсия по московскому преображенскому старообрядческому монастырю. Здание больницы Старообрядческой общины, арх.Л.Н.Кекушев, XIX - нач.XX в

Пару дней назад я уже выкладывал репортаж о - общероссийском центре старообрядчества-поповства. Сегодня я продолжу староверческую тему Москвы, и расскажу о Преображенской общине - одном из важнейших в России центров старообрядчества-беспоповства, возникшем в конце 18 века почти одновременно с Рогожским.
По сравнению с Рогожским посёлком, Преображенская община несколько беднее в архитектурном плане - но это окупается её нетривиальностью и атмосферой.
Помимо всего прочего здесь представлены фотографии с территории Федосеевской общины, вход на территорию которой для посторонних закрыт.

Преображенская община располагается на улице Преображенсий Вал, которая, переходя в улицу Измайловский Вал, соединяет станции метро "Преображенская площадь" и "Семёновская". Путь от станции до станции - около 1,5 километров, монастырь расположен примерно посредине - южная оконечность ближе к "Семёновской", северная к "Преображенской".
Я пошел туда от "Семёновской" - вид улицы Измайловский Вал, небоскрёб ДЦ "Соколиная Гора" над станцией метро.

Главки принадлежат церкви Всех Святых на бывшем Семёновском кладбище (1855) - но пусть они не ввоят в заблуждение: Преображенская община от "Семёновской"" не видна, а идти к ней надо в противоположную сторону.

Как и Рогожская община, Преображенская община возникла в 1771 году в связи с эпидемией чумы. Так же: братская могила для умерших староверов за Каммер-Коллежским валом, деятельность крупных старообрядческих купцов, разрешение Екатерины Второй на строительство храмов. Здесь особую роль сыграл купец Илья Ковылин, организовавший богадельню и спонсировавший масштабное строительство. А так как Ковылин был федосеевцем (одна из крупнейших конфессий беспоповства), Преображенская община стала центром этой конфессии, да и вообще беспоповства в России.

В 1854 году община была закрыта и передана единоверцам (то есть старообрядцам, признающим власть Московского патриархата), позднее сюда вернулись беспоповцы, а к концу ХХ века, в перепитиях советской эпохи Преображенская община стала центром сразу трёх главных беспоповских конфессий: поморской, федосеевской и филипповской.

Монастырь, построенный в конце 18 - начале 19 века, отличается очень сложным и необычным устройством. Считается, что прототипом его была Выгорецкая пустынь в Карелии - центр Поморского согласия, уничтоженная в середины 18 века. Преображенский монастырь повторял ее планировку, и состоял из двух частей, вплотную примыкавших друг к другу: мужской и женской.
Южная часть - мужская, более старая, менее крупная и сильно видоизмененная. В 1851 году она была переделана в Никольский единоверческий монастырь.

Вхход в монастырь - через Крестовоздвиженскую надвратную церковь, перестроенную в 1854 году (наадстроены главки) из староверческой моленной (т.е. молитвенного дома) 1801 года постройки.

Вид изнутри:

Преображенская община отличается удивительным стилевым единством - это "ложная готика". Авторство построек долго приписывалось Баженову, ныне более достоверным кажется авторство архитектора Фёдора Соколова. "Ложная готика" - один из самых оригинальных стилей конца 18 века, у староверов вообще прижилась, видимо, по контрасту с "эллинским" классицизмом.

Вход на территорию Никольского монастыря свободный, к фотографам отношение адекватное. Основная часть прихожан - старушки, но попадаются и колоритные личности: так, при мне в монастырь зашли двое казаков в обмундировании Донского Войска.
Напротив Крестовоздвиженских ворот - старейший храм Преображенской общины: Никольско-Успенская церковь.

Храм был построен в 1784 году, и первоначально носил посвященние Успенский. В Никольский храм был переосвящен в 1854 году, тогда же был перестроен, в том числе получил ненужную беспоповцам апсиду. Ныне в здании церкви находятся два храма разных конфессий, разделённые глухой стеной: Никольская церковь новообрядцев "спереди" и Успенская поморская "сзади" - беспрецедентный случай!

Никольская церковь:

Внутри - вполне обычный православный храм.

Успенская церковь - главный храм Поморского согласия, старейшего из беспоповских согласий.

И удивительный ложноготический декор на его стенах - явно какие-то масонские знаки, которые могли быть воплощены только на староверческой церкви.

Кстати, изначально ни один храм Преображенской общины не назывался "церковью" - были или моленные, или часовни. Успенская часовня стала церковью, видимо, только при единоверцах, получив апсиду, а потом это название распространилось по всей общине.
Вокруг Никольско-Успенской церкви, разные виды:

Боковые корпуса отделены от церкви забором (хотя всё это территория монастыря, впрочем, монастырская ограда полуразрушена), в них находятся постройки Поморского согласия.

Колокольня, построенная уже при единоверцах, в 1870-е годы - хотя и выдержана в едином стиле с изначальными постройками, немного от них отличается:

Вот такое вот странное место, где переплелись пути разных культур, а парадоксы соседствует с другими парадоксами.

В полусотне метров севернее Никольского монастыря, между автостоянкой и кирпичным зданием туберкулезного диспансера спряталась Федосеевская община в бывшей женской части Преображенской общины.

Корпуса и ограда. Архитектурный ансамбль этой части сохранился со времен постройки почти без изменений, а сама женская часть была более обширной и упорядоченной. Ныня вся она принадлежит федосеевцам - второму по времени возникновения (1706 год) и самому крупному течению беспоповства, отколовшемуся от поморцев из-за того, что те сотрудничали с "властью антихриста" - например, молились за царя. Федосеевцы (или старопоморцы) - более радикальное крыло, они сохранили только 2 православных обряда (Крещение и Покаяния), отвергали бракосочетание, и их принципиальная позиция - неприятие любой существующей власти. По ссылке - официальный сайт федосеевцев.

Официально вход для не-федосеевцев сюда закрыт. Честно говоря, мне было страшновато, так как знакомые студентки рассказывали много "страшилок" о фольклорных экспедициях в староверческие сёла - вплоть до того, что их могли ударить по голове поленом или окатить ледяной водой на входе в дом.
Но всё обошлось: у входа меня встретил мужик-строитель, с явным поморским акцентом спросил, чего я хочу, и хотя я честно сказал, что я новообрядец, пропустил меня внутрь, наказав только не молиться там.

У федосеевцем существовало такое понятие, как "мирщение" - осквернение через контакт с чужаками. Случайное мирщение снималось специальным обрядом, сознательное - 6-недельным постом. Отсюда сведения о "недружелюбности" староверов в деревнях - мирщение происходило через соприкосновение с чужаком, или через еду и питьё из общей посуды. Впрочем, нередки были и случаи, когда староверы угощали заезжего путника - но после им приходилось уничтожить осквернённую посуду.
В прошлом к замирщению приводило трехперстное крещение в присутствии старовера - именно с этим связан нынешний запрет молиться в общине для чужаков.

Внутри общины было просторно, тихо и пусто. Но это был настоящий монастырь, в исконном смысле слова.

Ведь монастырь - это ни что иное, как крепость. Твердыня Веры, где монахи держали оборону от бесов, и только чистота и набожность могли защитить монастырь от "взятия" Тьмой. Однако за последние века в новообрядческой церкви это понимание было утрачено.
Беспоповцы же жили в постоянной уверенности: кругом антихрист, то есть кругом враги. Отсюда недоверие к чужакам, отсюда и исконный дух в их монастыре. Очевидно, у федосеевцев глаз намётанный: ведь несмотря на запрет, меня спокойно пропустили вовнутрь - видимо, почувствовали, что я не враг.

Главный храм общины - Крестовоздвиженская церковь (1809-1811), сохранившаяся в первоначальном облике.

На входе - предупреждение: запрещено молиться в храме посторонним, а священникам иных конфессий входить сюда дозволено лишь в гражданской одежде. Я вошёл и постоял в притворе... Но попал словно в 17 век! Тёмный зал, голос старой монахини, читавшей молитву на чистейшем старославянском, суровые бородатые монахи, похожие на изваяния, десятки древних икон, и ощущение невероятной силы - словом, всё то, что представляешь себе, вспомнив Русь времён Ивана Грозного.

Вид сзади - Крестовоздвиженская церковь фактически является часовней, так она и называлась исторически:

Беспоповцы стали таковыми вынужденно: еще в 17 веке у староверов не осталось епископов, то есть некому было рукопологать священников. Менее радикальные течения староверов воспринимали никонианство как "инославие", то есть переход в староверие осуществлялся через миропомазание - и они могли принимать беглых священников из никониан - так образовалось поповство. Более радикальные течения приправнивали никониан к еретикам и иноверцам, переход в старообрядчество осуществлялся только через повторное Крещение, а о приёме в свои ряды никонианских попов не могло быть и речи.

Внутри церкви, как и в других старообрядческих храмах, очень много древних и уникальных икон. Ведь староверы веками хранили иконы, существовавшие еще до Раскола или написанные позже, но в характерной манере. Традиционно икон у них было больше, чем могли вместить немногочисленные храмы - поэтому каждый храм становился настоящей сокровищницей икон, и даже 500-600-летние иконы у староверов не такая уж редкость.

Федосеевская община сохранила первоначальную планировку - вокруг церкви расположены жилые корпуса (причем как мужские, так и женские на одной территории), только один из которых, восточный, отделён забором.

В каждом из корпусов устроена моленная, вынесенная в отдельную пристройку. В западном надвратном корпусе моленная расположена над входом, перпендикулярно зданию.

а в южном и северном корпусах - в конце здания:

Такая вот простая и совершенная структура. В сочетании с пустотой и висящим в воздухе напряжением, ощущением "они не войдут сюда" эта структура довершала ощущение того, что я в крепости.
Пытаться проникнуть сюда без разрешения очень не рекомендую. Ничего не утверждаю, просто осталось ощущение - не надо!

Между двумя монастырями - дорога к Преображенскому кладбищу, к которому почему-то примыкает небольшой рынок - много милиции, кавказцев и явно криминальных элементов. Само кладбище - огромного размера, и совсем непохоже на заповедное Рогожское кладбище. По правде говоря, мне там было довольно противно находиться даже 15 минут, а некоторые там уже по 100-200 лет покоятся...

На кладбище меня интересовала Никольская часовня "О девяти крестах", расположенная в сотне метров от входа:

Часовня "О девяти крестах" была построена тем же Соколовым в 1804 году, и по-моему это настоящий шедевр. Хотя это и всего лишь небольшая кладбищенская часовня, оформление ее просто потрясающее:

К ней вплотную примыкает надмогильная часовня Креста Господня 1879 года постройки - черная, будто чугунная:

И старые могилы:

На кладбище я в очередной раз столкнулся с антифотографами.
Первый разговор был с охранниками у входа:
-Эй! Не щёлкай тут, нельзя!
-Ну хоть часовню-то можно?
-Часовню можно, подойди и щёлкай вблизи. Только чтоб имена на памятниках не попадали в кадр!

Второй разговор - с дворником около еще одной, не сфотографированной часовни (того же типа, что и часовня Креста):
(мерзким козлиным голосом) -Тут снимать запрещено. Вот охрана увидит - так тебе наваляет!
-Мне охрана разрешила часовню заснять.
-Мне плевать, что тебе охрана разрешила. Кладбище - собственность ГУП "Ритуал". Получи там разрешение и снимай, а сейчас пошёл отсюда, и чтоб я тебя не видел!

Честно, я был в шоке. Кладбище - СОБСТВЕННОСТЬ?! Интересно, и что "Ритуал" может делать с этой собственностью? Имеет ли юридическое право, например, организовать party для гламурной элиты с братской могилой ветеранов ВОВ вместо танцплощадки? Или всё же такая формулировка - плод больного воображения дворника? Последнее - весьма вероятно, так как психологию кладбищенского дворника я представить вполне могу. На такие работы идут явно не от хорошей жизни, причём "не хорошей" не в плане денег.

От общины я пошёл в сторону метро "Преображенская площадь", мимо конструктивистского квартала:

Кстати, ведь это район Семёновской и Преображенской слобод, где находились "потешные полки" Петра Великого, и у входа в метро стоит памятник Сергею Бухвостову - первому солдату петровской армии. Но это уже совсем другая история.

Это странное место с запутанной историей находится в пяти минутах от не самой отдаленной станции московского метро. При этом оно малоизвестно, во всяком случае муж, проживший в этих краях немало, знал о нем на уровне "да, вроде там что-то есть".
На полноценную историческую справку у меня нет энтузиазма, да и уровень знаний в религиозных вопросах мал. Поэтому прошу простить, если что-то слегка перепутаю.
Это место - один из центров московского старообрядчества. Сначала появилось кладбище, возникшее здесь в 1771 году во время эпидемии чумы. Под предлогом чумного карантина были созданы богадельни. Все это организовывал и финансировал купец-старообрядец Ковылин. На рубеже веков появились мужской и женский старообрядческие монастыри (с кладбищем между ними), вокруг располагались дома, магазины, фабрики: община насчитывала около 10 тысяч человек.
В середине 19 века начался новый виток гонений на старообрядцев. Им был оставлен только бывший женский монастырь. Он закрывался при советской власти, но затем был восстановлен (правда часть территории бывшего монастыря занимает Преображенский рынок); вход туда для посторонних закрыт (можно попасть с экскурсией).
А на территории бывшего мужского монастыря был создан Никольский единоверческий монастырь (единоверцы сохраняли старую обрядность, но признавали юрисдикцию РПЦ). Он просуществовал до 1923 года. В последние годы его храмы принадлежат православному приходу, но основной храм он делит с московской поморской старообрядческой общиной.
Вот такая запутанная история. Разобравшись в ней в первом приближении, можно наконец посмотреть (съемка середины апреля).
Самое красивое и гармоничное, что мы увидели - часовня Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Построена в 1805 году, архитектором предполагали Баженова (и неудивительно - и по стилю похоже, и чувствуется рука незаурядного мастера), но авторство принадлежит Федору Соколову. Это стиль "русской готики", считалось, что образцом послужило оформление Царицынского дворца. Часовня отреставрирована в 2002 году, сейчас находится в хорошем состоянии и принадлежит старообрядцам.

В нынешний старообрядческий монастырь, как я уже сказала, доступа почти нет, можно лишь любоваться оградой с башенками (начало 19 века).

А вторая половина территории доступна для посещения.
Храм Николая Чудотворца построен в 1784-1790 гг. Архитектор - тоже Федор Соколов, хотя и здесь предполагали руку Баженова.

Второй храм - надвратный храм Воздвижения креста господня - построен в 1801 году тоже Ф.Соколовым. При советской власти все пять глав его были сломаны. В постсоветское время они восстановлены, сейчас здесь находятся иконописные и реставрационные мастерские.

И наконец очень красивая колокольня. Построена в 1876-79гг. получила неофициальное название "Преображенская свеча". Ее отреставрировали еще при советской власти, но колоколов на ней нет.

Вот такое странное место. Показалось мрачноватым, но красивым и неожиданным. Столько роскошной "русской готики" в одном месте не знаю, есть ли еще где-нибудь в Москве

А вот так все это выглядело в 1882 году (фото из Википедии)

Москва! Яркая, шумная, искренняя, это огромный мегаполис, но в нем так тепло и уютно. Здесь каждая улица имеет свою историю и наш Восточный округ не исключение.
Мы начали знакомиться с историей Преображенского района.
И те дома, и храмы, мимо которых мы ходим каждый день, приоткрыли свои тайны. Какое это увлекательное занятие – знакомиться с родным городом!
Мы удивились, когда узнали, что на Преображенке издавна жили старообрядцы, и это место долгое время считалось центром древлеправославной поморской церкви. Сначала мы пришли к Успенской церкви, в которой молятся поморцы брачного согласия. Красно–белое здание, раскрашенное белоснежной лепниной, будто стремиться ввысь, смотришь и невозможно насмотреться!
Но еще в больший восторг привела нас Крестовоздвиженская церковь Федосеевской общины. Эту церковь редко кто видел, она находиться на территории, закрытой от посторонних глаз. Построенная по типу средневековых крепостей, она окружена плотной кирпичной стеной, а заходить и молиться могут только члены общины. В центре шумной и суетливой Москвы вдруг открылся нам неповторимый уголок старой Москвы. Мы были поражены, когда увидели мужчин в черных кафтанах и с бородами, а женщин в сарафанах и больших платках, застёгнутых булавкой, все с лестовками и подручниками.
Крестовоздвиженская церковь стоит в самом центре храмового комплекса. Мы побродили по парку, полюбовались на Надвратную церковь, познакомились с духовным наставником общины Новосёловым Владимиром Михайловичем, посмотрели обряд Крещения и услышали интересный рассказ о возникновении местной общины.
Владимир Михайлович рассказал нам о возникновении общины.
Понятие старообрядцы возникло на Руси в конце XVII века, когда часть верующих не согласилась с новшествами, введенными на церковном соборе 1666-1667 годов, и продолжала осуществлять богослужения по старым обрядам. Со временем старообрядцы разделились на два основных течения: поповцы, т.е. приемлющее священство, и беспоповцы, т.е. священство не признающих. В свою очередь эти течения также разделились на целый ряд направлений.
Находясь в оппозиции официальной православной церкви, старообрядцы на протяжении всей своей истории подвергались гонениям. Однако временами государственная власть проявляла к ним относительную терпимость, что позволило вполне официально существовать целому ряду различных общин старообрядцев.
Преображенская старообрядческая община в Москве появилась в 1771 году во время эпидемии чумы. Тогда, монастырской общине старообрядцев-беспоповцев были отданы земли недалеко от Преображенской заставы для создания кладбища. Организацию деятельностью общины взял на себя купец И.А. Ковылин. При нем была построена Успенская церковь в псевдоготическом стиле, являющаяся сейчас, самым старым зданием на территории. Рядом с церковью были построены мужской и женский корпус обители. В женской части был устроен богадельный дом. В начале XIX века территория общины и кладбища была обнесена каменной оградой с башенками, а над воротами появилась небольшая пятиглавая Воздвиженская церковь. Позднее вся мужская половина обители была превращена в Никольский единоверческий монастырь, а после революции вся обитель была упразднена.
При Николае I, в период притеснения старообрядцев, в 1854 году Успенская церковь была преобразована в единоверческую. Здесь был освящен придел св.Николая, по которому церковь стали называть Никольской. В 1866 году на территории мужской обители был создан Никольский единоверческий монастырь. Оставшаяся у старообрядцев обитель стала называться Преображенским богадельным домом.
Адрес Преображенской общины: Преображенский вал дом 17.
Успенская (Никольская) церковь, имеющая адрес Преображенский вал дом 25, в настоящее время разделена на две части: старообрядческую и православную.

Культурно-паломнический центр имени протопопа Аввакума организует пешеходную краеведческую экскурсию по теме: «МОСКОВСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ МОНАСТЫРЬ» Продолжительность экскурсии: 3 часа. Маршрут: памятник С. Бухвостову - территория Мужского двора - Преображенский некрополь - территория Женского двора. Экскурсию проводит старовер-поморец Подстригич Александр Всеволодович.

02 Преображенское - уникальный исторический уголок Москвы, одной из главных исторических вех которого, начиная с 1771 года, тесно связана с возникновением здесь центра староверов-безпоповцев федосеевского согласия. Основание московской общины было положено в 1771 г., в то время, когда в Москве свирепствовала чума. 14 сентября 1771 года по испрошению купцов Фёдора Анисовича Зенкова, державшего суконную фабрику, и Ильи Алексеевича Ковылина, имевшего кирпичные заводы на выезде из Москвы, в Преображенском был учреждён карантин по уходу за больными, здесь же на кладбище хоронили умерших. Первоначально образованный карантин именовался как Преображенское кладбище (Указом Екатерины II запрещалось хоронить умерших от чумы в московской городской черте). Постепенно центр всё более разрастался, привлекая купцов которые, зачастую, будучи выходцами из народной среды, тянулись к народной церкви. Уже на раннем этапе истории Преображенского кладбища во главе его встают видные и деятельные предприниматели того времени, такие как И. Ковылин. Позже, к вступлению на престол Александра I, фамилии зажиточных федосеевцев были известны всей Москве: Зенков, Ковылин, Шалапутин, Грачёв, Соколов, Большов и другие.

03 В начале 19 века владение общины разделилось на две части - мужской и женский двор. Мужской двор с Успенским и Крестовоздвиженским храмами (часовнями) расширили и обнесли зубчатой каменной стеной с шатровыми башнями. На мужской и женской половинах действовал строгий монастырский устав. Фактически здесь появились два монастыря. Архитектурный ансамбль Преображенского монастыря складывался в течение 27 лет - с 1784 г. до 1811 г., когда воздвигли каменную Крестовоздвиженскую часовню на женском дворе. Часовни, а также богаделенные корпуса с моленными на женском дворе были построены талантливым архитектором Фёдором Кирилловичем Соколовым (1760-1824).

04 15 мая 1809 г. Александра I своим указом утвердил план учреждения «Преображенского Богаделенного дома» и повелел впредь так официально его называть, наделив правами частного благотворительного заведения. К тому времени в общине жили более 1500 человек, а число прихожан превышало 10000, в детской палате помещалось до 200 малолетних детей. Новой благотворительной организации предоставлялось право самоуправления, безотчётного управления своим капиталом, в том числе развивать торговую коммерцию.

05 В августе 1812 года, перед входом в Москву армии французов, из Преображенского богаделенного дома в село Иваново Владимирской губернии выехало около 300 подвод, гружёных ценностями и важными документами, старинными иконами и книгами. Туда же были отправлены более 200 девушек и молодых женщин, насельниц обители. Многие мужчины, жившие в обители, разбрелись, остались лишь больные и старики. Моленные были закрыты, и службы совершались только в большой палате на Мужском дворе.

06 В послевоенный период экономическая жизнь общины оживает. К 1830-м годам с общиной были связаны 32 крупные и120 мелких фабрик по производству шерстяных, суконных, шёлковых и бумажных изделий. Так, Ф.А.Гучков владел самой крупной фабрикой г. Москвы того времени. Для понимания роли Преображенского Богаделенного дома уместно привести слова Министра финансов Ивана Алексеевича Вышнеградского: «Наши христолюбивые старообрядцы-преображенцы в российском торгово-фабричном деле великая сила, они основали и довели нашу отечественную заводскую промышленность до её полнейшего совершенства и цветущего состояния».
В период царствования Николая I и Александра II возвращаются времена жестоких репрессий в отношении староверов.

07 В 1840-х годах над Преображенским монастырём нависла реальная угроза разорения и даже полного уничтожения. В этой ситуации федосевцы планируют подготовиться к устройству монастыря в безопасном месте за границей (в Пруссии), куда можно было бы перенести московский центр безпоповства и его святыни. Так появился безпоповский Войновский монастырь (ныне близ местечка Войново в Польше). Однако позже обстоятельства изменились к лучшему и от этого плана отказались. Строения же Войновского монастыря остались до сих пор, и там ныне располагается православная женская обитель федосеевцев.

08 В 1854 г. у федосеевцев отбирается Успенский храм и Крестовоздвиженская надвратная часовня и передаются единоверцам. Более полутора тысяч старинных деревянных икон, собранных староверами, так же достались единоверцам. У староверов окончательно отбирается вся территория мужского двора со всеми строениями и имуществом и в 1866 году на этой территории господствующая церковь открывает Никольский единоверческий монастырь, главной целью которого была борьба со староверием. Призреваемые на территории мужского двора переводятся в корпуса женского двора.

09 Период 1905 - 1917 годов - период обретения реальной религиозной свободы староверами. За этот период общине удаётся сделать очень много. Оживает духовная и экономическая жизнь. Открывается школа для мальчиков и девочек, создаётся типография, иконописная мастерская. В 1912г. по проекту архитектора Л. Н. Кекушева строится больница на 75 койко-мест, оснащённая современным медицинским оборудованием, которая во время Первой мировой войны по решению федосеевцев была предоставлена для лечения раненых фронтовиков. Осуществить многие планы федосеевцев помешала Первая мировая война и разразившаяся в 1917 году революция.

10 В 1923 г. Никольский единоверческий монастырь был закрыт и власти передали Успенский храм обновленцам (раскольники реформаторы внутри господствующей Церкви). В 1930-х годах властями закрывается храм староверов-поморцев в Токмаковом переулке, а общине предложено занять часть Успенского храма.

11 В 1940-х годах церковный приход обновленцев, занимавших Никольский предел, перестал существовать и его место заняла община Московской Патриархии.

12 В годы советской власти у федосеевцев отнимают все оставшиеся богаделенные корпуса с моленными за исключением Крестовоздвиженского храма. На восточной части отнятой территории в 1930-х годах власти устраивают сельскохозяйственный рынок, который существует и поныне.

13 В 1990-е федосеевцам возвращена часть строений, которые общиной отремонтированы. В настоящее время на территории бывшего Преображенского монастыря находятся общины федосеевского согласия, поморцев-староверов и приход Московской Патриархии РПЦ.

Что именно повлияло на «явку», я не знаю: может, неожиданно начавшаяся осень, может, проснувшаяся гражданская сознательность или борьба с урожаем на дачных участках, но само мероприятие прошло очень камерно, без ажиотажа и духоты. Торжественно и спокойно. Пришли те, кто должны были прийти.

В зале много воздуха, пахнет цветами, прохаживаются самые пунктуальные гости, приехавшие заранее, мы ждем последних запоздавших участников. Среди гостей я вижу тех, кто в прошлом году посещал занятия лектория. Им я рада, как добрым знакомым. Особенно приятно видеть новые лица. Такое ощущение, что мы собираемся не в лектории, а за большим столом на семейное торжество.

Но торжество тоже имело место быть, поскольку открытие музейной программы «Знакомство с Москвой старообрядческой » и презентация кинолектория «Свидетели истории: портретная галерея старообрядчества » выпали на день празднования церковного Новолетия.

В своем вступительном докладе я постаралась показать, что жизнь Спасо-Андроникова монастыря, безусловно, так или иначе, соприкасалась со старообрядческими центрами, расположенными в самой непосредственной близости от его стен. Речь даже не о Рогожском кладбище, находящемся на расстоянии нескольких километров от Андроникова.

Филипповский Братский двор находился гораздо ближе — в 20 минутах ходьбы от стен обители, в Дурном (ныне Товарищеском) переулке. И, бесспорно, Братский двор беспокоил настоятелей нашего Спасо-Андроникова монастыря. Так, в 1880-1882 годах настоятелем здесь был архиепископ Сергий (Спасский), видный деятель официальной Церкви, писатель, автор истории нашей Спасской обители.

В Центральном Историческом Архиве Москвы хранится дело «Об устроении в доме, так называемый Братский двор, моленной раскольнического согласия» (Ф. 203, Оп. 364, Д. 68). В этом деле есть документ 1881 года, где на основании существовавшего законодательства утверждается, что материалы о моленной необходимо передать «к господину прокурору Московского окружного суда на распоряжение». Первым подпись под распоряжением поставил «Спасо-Андроньевский архимандрит Сергий». Полностью текст доклада будет размещен на сайте в ближайшее время.

Однако в Москве есть еще одно место, где имя протопопа Аввакума не просто чтится, а буквально вынесено в название. Это Культурно-паломнический центр, названный в его честь и расположенный в стенах московского Преображенского старообрядческого монастыря.

Гостями торжественного открытия были Максим Борисович Пашинин — председатель Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума, руководитель издательства «Третий Рим», и сотрудник Культурно-паломнического центра Александр Всеволодович Подстригич .

Деятельность Культурно-паломнического центра имеет несколько направлений: это и сохранение исторического наследия московского Преображенского старообрядческого монастыря, и организация паломнических поездок к труднодоступным историческим местам Поморского Севера. Но настоящим рукотворным чудом, совершенным сотрудниками центра, является строительство двух часовен на месте казни протопопа Аввакума и его соузников.

М.Б. Пашинин подробно описал процесс строительства срубов часовен и их транспортировки к Пустозерску. Рассказ сопровождался слайд-показом. Большинство замечательных по выразительности фотографий сделал сам Максим Борисович.

Строительство часовен в Пустозерске оказалось великим делом не только в духовном плане. Организаторам и участникам пришлось проделать поистине титаническую работу. Заполярный Пустозерск, находящийся в тундре, никогда не имел строительного леса. Поэтому строительство двух часовен осуществлялось на верхней Печоре, в окрестностях знаменитого старообрядческого села Усть-Цильма.

Там из лиственницы сложили два сруба, дали им полгода отстояться, после чего разобрали, и началась транспортировка на север. Для того чтобы перевезти часовню и трапезную, потребовалось девять огромных лесовозов.

По строгим экологическим требованиям путь можно было преодолевать только зимой, по специально намороженной в бездорожье тундры ледяной трассе. Снег и лед, сковавшие землю, предохраняли хрупкую северную растительность от гибели под колесами гигантской техники.

Цифры говорят сами за себя: каждое лиственничное бревно весило около 500 килограммов. Груз на каждую машину достигал 20 тонн. Общее расстояние — почти 1300 километров сложнейшего пути. Были дни, когда за сутки караван лесовозов преодолевал от силы 30 километров. Температура ночью —35, днем —17. Во время сборки срубов не выдержал нагрузки и сломался кран. Полутонные бревна продолжали перемещать вручную. Наконец 27 апреля 2012 года, в день памяти пустозерских мучеников, срубы собрали, и состоялось освящение часовен.

После слайд-показа гости мероприятия увидели видеофильм «Строительство часовни в Пустозерске. Хроника событий ». Также Максим Борисович представил гостям мероприятия диск с документальным фильмом «Дорогой Аввакума — дорогой истинной веры». Лента рассказывает о крестном ходе к месту Пустозерской гари.

Самой красивой и торжественной частью мероприятия, несомненно, было выступление хоровой группы под руководством преподавателя знаменного пения Натальи Леонтьевны Пименовой . Песнопения комментировал Благочинный Московской епархии Русской Православной Старообрядческой Церквипротоиерей Леонтий Пименов . Образно и поучительно отец Леонтий рассказывал гостям мероприятия об отличиях знаменного пения от партесного, раскрывал особый духовный смысл и особенности исполнения некоторых песнопений.

Хор исполнил более десяти песнопений, среди которых были духовные стихи, величание преподобному Андрею Рублеву и священномученику Аввакуму. Кроме того, было исполнено редкое песнопение из Керженской певческой рукописи, расписанное на два голоса — «Плач Адама».

Ниже представляем вам фотографии выступления хора.