Старший матрос общевойсковое звание. Разбираемся в воинских званиях

Выдержка из приказа Федерального агентства морского и речного транспорта от 5 декабря 2013 г. № 84 “Об утверждении формы одежды, правил ношения, знаков различия, норм и порядка обеспечения вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, обучающихся федеральных государственных образовательных организаций, подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта"

VIII. ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ должностных лиц

8.1 Знаки различия должностных лиц Федерального агентства по рыболовству подразделяются на:
а) нарукавные знаки;
б) наплечные знаки;
в) нагрудные нашивки.
8.2. В соответствии с замещаемой должностью установлены следующие знаки различия должностных лиц Федерального агентства по рыболовству:
15 должностная категория - 1 широкий и 3 средних галуна;
14 должностная категория - 1 широкий и 3 средних галуна;
13 должностная категория - 1 широкий и 3 средних галуна;
12 должностная категория - 1 широкий и 2 средних галуна;
11 должностная категория - 1 широкий и 1 средний галун;
10 должностная категория - 1 широкий галун;
9 должностная категория - 4 средних галуна;
8 должностная категория - 3 средних галуна;
7 должностная категория - 2 средних и 1 узкий галун;
6 должностная категория - 2 средних галуна;
5 должностная категория - 1 средний галун;
4 должностная категория - 4 узких галуна;
3 должностная категория - 3 узких галуна;
2 должностная категория - 2 узких галуна;
1 должностная категория - 1 узкий галун.

IX. ОПИСАНИЕ ОБРАЗЦОВ ЗНАКОВ РАЗЛИЧИЯ

9.1. Знаки различия должностных лиц Федерального агентства по рыболовству представляют собой:
а) нарукавные знаки:
б) наплечные знаки:
Наплечные знаки различия представляют собой съемную колодку из шерстяной ткани черного цвета, на которую нашиваются знаки различия из галуна золотого цвета по должностным категориям.
Наплечные знаки различия располагаются на плечах при ношении форменной шерстяной куртки, тропического костюма, рубашек и женских форменных блуз. Допускается ношение наплечного знака с полем белого цвета на рубашке (блузе) белого цвета.
Размеры наплечного знака: длина 14 см (для женщин - 12 см), ширина 5 см. Наплечные знаки различия изготавливаются съемными и крепятся малой форменной пуговицей.
Ширина галуна: широкого - 3 см, среднего - 1,3 см и узкого -0,6 см. Просвет между галунами 0,3 см.
Верхний галун образует петлю в виде ромба размером по горизонтали: для среднего галуна - 4,5 см, для узкого - 4 см.
На наплечных знаках различия размещаются: для 14 должностной категории - большая эмблема Росрыболовства, а для 15 должностной категории - большая эмблема Росрыболовства в обрамлении двух лавровых ветвей, наложенных на нашивки из галуна в нижней части погона согласно рисунку.
Наплечные знаки различия рядового состава нашивок из галуна не имеют.

ТАБЕЛЬ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА, ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНЫ ФОРМА ОДЕЖДЫ И ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ ПО ДОЛЖНОСТНЫМ КАТЕГОРИЯМ.
10.1. ФЛОТ.
10.1.1. Транспортные самоходные, сухогрузные, пассажирские и нефтеналивные суда дальнего и малого плавания, транспортные железнодорожные и автомобильные паромы, ледоколы, спасательные суда (мощностью более 2000 э.л.с.), гидрографические (свыше 1000" БРТ) и учебные суда, транспортные буксирные суда дальнего плавания

Старший помощник капитана, первый помощник капитана,главный (старший) механик, помощник капитана по учебной части

Второй помощник капитана, помощник капитана по пассажирской части, старший инженер-оператор, инженер-гидролог, второй механик, электромеханик по общесудовому электрооборудованию, старший электромеханик, инженер-электрорадионавигатор, начальник радиостанции

Третий помощник капитана,третий механик, второй 5 электромеханик, второй электромеханик по общесудовому электрооборудованию, рефрижераторный механик, первый радиооператор, администратор пассажирской службы, помощник капитана по пожарной части

Четвертый помощник капитана, пятый помощник капитана, помощник капитана по хозяйственной части, четвертый механик, третий электромеханик, четвертый электромеханик, третий электромеханик по общесудовому электрооборудованию, ремонтный механик, крановый механик, механик по судовым системам, радиомеханик, электрорадионавигатор, второй радиооператор, боцман

10.1.2. Транспортные буксирные суда малого плавания, спасательные суда (мощностью менее 2000 л. с.), транспортные несамоходные суда дальнего плавания, гидрографические суда (менее 1000 БРТ).

10.1.3. Транспортные несамоходные суда малого плавания, буксиры, паромы, катера и боты,самоходные сухогрузные и наливные суда портового и служебно-вспомогательного флота, плавучие самоходные краны и перегружатели

10.1.4. Катера, мотоботы, мотолодки с двигателями малой мощности, несамоходные сухогрузные и наливные суда портового и служебно-вспомогательного флота, несамоходные краны и перегружатели

10.1.5. Самоходные земснаряды технического (дноуглубительного) флота

Багермейстер-капитан

Старший помощник багермейстера, старший помощник капитана, старший (главный) механик

Второй помощник багермейстера — второй помощниккапитана, второй механик, старший электромеханик

Третий помощник багермейстера — третий помощник капитана, третий механик, второй и третий электромеханики по общесудовому электрооборудованию, начальник радиостанции

Четвертый помощник багермейстера — четвертый помощник капитана, четвертый механик, четвертый электромеханик, начальник радиостанции, боцман, радиооператор

10.1.6. Несамоходные земснаряды, самоходные грунтоотвозные шаланды технического (дноуглубительного) флота

10.1.7. Брандвахты, несамоходные шаланды технического (дноуглубительного) флота

10.1.9. Плавучие доки

10.2. ПАРОХОДСТВА.

10.2.1. Начальник пароходства

10.2.2. Заместитель начальника и главный инженер пароходства, начальник управления флота в составе пароходства (на внутреннем хозрасчете)

10.2.3. Заместитель начальника управления флота; начальник службы: перевозок и движения флота, портового хозяйства и морских путей судового хозяйства, мореплавания, ледокольного флота и арктических операций, материально-технического снабжения, коммерческой, технической, по обслуживанию транспортного флота; начальник отдела: кадров, организации работы с моряками загранплавания, технического, второго; главный: диспетчер, штурман, технолог, иачальник ХЭГС, помощник начальника пароходства по технике безопасности

10.2.4. Капитан-наставник

10.2.5. Начальник отдела управления флота, заместитель начальника службы, отдела, указанных в п. 3 раздела; начальник: электрорадионавигационной камеры, базы резерва плавсостава, базы технического обслуживания флота, отдела в службе; главные специалисты в службах, указанных в п. 3 раздела; старший морской инспектор, механик-наставник

10.2.6. Начальник сектора в службе, указанной в пп. 3 и 5 раздела, старший девиатор, морской инспектор, групповой инженер-диспетчер, групповой инженер-механик; старшие: инженер-диспетчер по флоту, инженер ХЭГС, инженер отдела обслуживания пассажиров, инженер службы портового хозяйства, инспектор (инженер) по кадрам, инженер технического отдела, инженер по технике безопасности; начальник радиоцентра, радиостанции, заведующий кабинетом

10.2.7. Инженер-диспетчер по флоту, инспектор (инженер) по кадрам, инженер отдела обслуживания пассажиров, инженер ХЭГС, инженер по технике безопасности, девиатор, заместитель начальника и главный инженер радиоцентра, радиостанции

10.2.8. Диспетчер по флоту, старший оператор диспетчерской движения флота, диспетчер (сменный диспетчер), начальник городской билетной кассы, старший кассир городской билетной кассы

10.2.9. Кассир и дежурный справочного бюро городской билетной кассы

10.3 УПРАВЛЕНИЯ МОРСКОГО ФЛОТА.

10.3.1. Начальник управления

10.3.2. Заместитель начальника и главный инженер управления

10.3.3. Главный штурман, капитан-наставник

10.3.4. Начальник службы: перевозок и движения флота, судового хозяйства, мореплавания, материально-технического снабжения, по обслуживанию транспортного флота; помощник начальника управления; начальник отдела: технического, второго, кадров; главный диспетчер, начальник ХЭГС

10.3.5. Заместитель начальника службы и отдела, указанных в п. 4 раздела; старшие: девиатор, групповой инженер-механик; старшие: инженер-диспетчер по флоту, инженер службы судового хозяйства, морской инспектор, инженер технического отдела, инженер по технике безопасиости, инспектор по кадрам, механик-наставник

10.3.6. Начальник электрорадионавигационной камеры, инженер по технике безопасности, девиатор, инженер-диспетчер по флоту, инспектор по кадрам

10.3.7. Диспетчер по флоту, старший оператор диспетчерской движения флота, диспетчер (сменный диспетчер)

10.4 МОРСКИЕ ПОРТЫ.

I кат.

II кат.

III кат.

10.4.1. Началник порта

10.4.2. Заместитель начальника, главный инженер порта

10.4.3. Капитан порта

10.4.4. Начальник отдела: механизации, грузовой и коммерческой работы, помощиик начальника порта по технике безопасности, главный диспетчер, начальник портового флота; начальник участка: связи, грузового района, нефтеналивного района, грузового и пассажирского портового пункта, морского вок зала, заместитель капитана порта

10.4.5. Старший лоцман

10.4.6. Старший: инспектор по расследованию аварий судов, диспетчер, инженер по технике безопасности, капитан портового надзор заместитель: главного диспетчера, начальника отдела, подразделения, указанного в п.4 раздела, начальник смены портнадзора, заместитель начальника морского вокзала

10.4.7. Лоцман

10.4.8. Диспетчер,старший инспектор и инспектор портового надзора, начальник пассажирского портового пункта, инженер по технике безопасности

10.4.9. Дежурный по морскому вокзалу

10.5. УПРАВЛЕНИЯ МОРСКИХ ПУТЕЙ И ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ.

10.5.1. Начальник управления

10.5.2. Заместитель начальника и главный инженер управления

10.5.3. Багермейстер—капитан-наставник, начальник землечерпального каравана

10.5.4. Начальник службы: пути, механико-судовой; начальник: технического отдела, морской инспекции; помощник начальника управления по технике безопасности; начальник технического участка

10.5.5. Заместитель начальника службы и отдела, указанных в п. 4 раздела; начальник: морского канала, дистанций пути; механик-наставник, старший инженер по технике безопасности

10.5.6. Начальник партии, морской инспектор, групповой инженер-механик; заместитель начальника: морского канала, дистанции пути; девиатор, инженер по технике безопасности

10.6. ЭКСПЕДИЦИОННЫЕ ОТРЯДЫ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ, СУДОПОДЪЕМНЫХ И ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ (АСПТР).

Отряд I группы

Отряд II группы

10.6.1. Начальник отряда

10.6.2. Заместитель начальника и главный инженер отряда

10.6.3. Капитан-наставник

10.6.4. Начальник отдела: главного механика, аварийно-спасательных и буксирно-перегонных работ, начальник территориальной группы отряда, механик-наставник

10.6.5. Заместитель начальника отдела, указанного в п. 4, начальник береговой базы; старший: водолазный специалист, производитель работ, морской инспектор; старший инженер: по подводно-техническим, судо-подъемным, подводно-взрывным и аварийно-спасательным работам, по технике безопасности

10.6.6. Диспетчер по флоту, мастер водолазных работ, инструктор-водолаз, инженер по технике безопасности

10.7. ГИДРОГРАФИЧЕСКИЕ БАЗЫ.

10.7.1. Начальник гидрографической базы

10.7.2. Групповой капитан, капитан-наставник

10.7.3. Заместитель начальника и главный инженер базы

10.7.4. Начальник: лоцманской службы, экспедиции, отряда, партии, электрорадионавигационной камеры; механик-наставник, групповой механик, старший инженер службы надзора за судами по предотвращению загрязнения арктических морей; девиатор; старший диспетчер, начальник маяка I класса, старший лоцман

10.7.5. Заместитель начальника экспедиции, отряда, партии, начальник лоцманской вахты, маяка II и III классов; старший: диспетчер, инженер по технике безопасности; топограф; лоцман

10.8. РЕГИСТР РФ.

10.8.1. Управление Регистра
Директор

Заместитель директора

Главный инженер

Начальник отдела

Заместитель начальника отдела, главный специалист

Ведущий, старший инженеры

10.8.2. Инспекция Регистра РФ
Начальник бассейновой инспекции

Заместитель начальника бассейновой инспекции, начальник инспекции

Заместитель начальника инспекции, главный инженер-инспектор

Старший ииженер-инспектор

Инженер-инспектор

10.9 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ХОЗРАСЧЕТНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

10.10. АДМИНИСТРАЦИЯ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ.

10.11. В/О «СОВСУДОПОДЪЕМ».

10.12. В/0 «МОРПАСФЛОТ».

10.12.1. Председатель объединения

10.12.2. Заместитель председателя объединения

10.12.3. Начальник отдела: эксплуатации и коммерческой работы, обслуживания пассажиров, эксплуатации местного пассажирского флота

10.12.4. Помощник председателя, начальник центральных морских касс

10.12.5. Заместители начальников отделов, указанных в п.3 раздела

10.12.6. Старший экономист по билетным операциям, старший диспетчер по пассажирским операциям

10.12.7. Диспетчер по пассажирским операциям

10.12.8. Старший билетный кассир, кассир центральных морских касс

10.13. ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ.

10.13.1. Начальник училища, ректор

10.13.2. Заместитель начальника училища, проректор, начальник учебного отдела, начальник (декан) факультета, начальник (заведующий) кафедры, профессор кафедры, начальник научно-исследовательского отдела, начальник филиала училища, института

10.13.3. Заместитель начальника (декана) факультета, начальник отдела кадров, начальник (заведующий) производственной практики, заместитель начальника филиала училища, института, начальник учебно-консультационного пункта, начальник учебных мастерских, доцент, старший преподаватель, заведующий аспирантурой, ученый секретарь

10.13.4. Преподаватель, учебный мастер

10.13.5. Инспектор по плавпрактике

10.13.6. Лаборант, комендант, боцман

10.14. СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ.

10.14.1. Начальник училища, директор техникума

10.14.2. Заместитель начальника училища, заместитель директора техникума, начальник (заведующий) отделения по специальности

10.14.3. Руководитель физического воспитания, начальник (заведующий) мастерских, начальник (заведующий) производственной практики, председатель цикловой комиссии, начальник (заведуюший) учебно-консультационного пункта, заместитель начальника отделения по специальности, старший преподаватель

10.14.4. Начальник отдела кадров, мастер производственного обучения

10.14.5. Лаборант, комендант, боцман

10.15. МОРЕХОДНЫЕ ШКОЛЫ.

10.16. В/0 «СОВФРАХТ».

10.17. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АППАРАТ МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА.

10.17.1. Министр

14 с гербом

10.17.2. Заместитель министра

10.17.3. Член Коллегии

10.17.4. Начальник управления, Главной морской инспекции, начальник канцелярии

10.17.5. Заместитель начальника и главный инженер управления, замсститель начальника Главной морской инспекции, канцелярии; главный штурман ММФ; заместитель председателя Научно-технического совета; начальник самостоятельного отдела, помощник министра

10.17.6. Заместитель начальника самостоятельного отдела, начальник отдела в управлении и в Главной морской инспекции, помощник первого заместителя министра, ученый секретарь Научно-технического совета, заместитель начальника отдела, ведущий инспектор Главной морской инспекции

10.17.7. Заместитель начальника отдела в управлении, главный специалист, помощник заместителя министра

10.17.8. Ведущий инженер управления: эксплуатации флота и портов, технической эксплуатации флота и судоремонтных заводов; ведущий инженер по технике безопасности

Благополучие и уверенность каждого государства зиждется на его армии. Именно военных, которые являются нерушимым символом силы и мощи, уважают все без исключения граждане. Кроме пехоты, десантников, танкистов и связистов, представляющих сухопутные роды войск, существует также Эта военная мощь охраняет спокойствие граждан своей страны со стороны водных границ. В соответствии с уставом, каждому военному присваивается звание. Это относится также и к морякам. Правда, у них существует несколько иная градация.

Морские звания подразделяются на:

а) квалификационно-профессиональные;

б) военно-морские;

в) почетные.

К первой категории относятся ранги моряков, которые ходят в плавание на гражданских судах. Эти морские звания впервые были применены в 18 веке. К ним относятся: боцман, шкипер и штурман. Человек мог получить одно из них лишь после прохождения специальной аттестации, утвержденной Российским Адмиралтейством. В начале 20-го века данная система подверглась тотальному реформированию, в результате чего морские чины пополнились еще одной категорией - судоводительными званиями, к которым стали относить капитана и штурмана. Достоинство каждого из них измерялось в четырех разрядах. Еще не один раз реформирование затрагивало флотилию. На сегодняшний день морские звания гражданского флота включают в себя следующие категории:

Судоводители:

а) капитаны дальнего/ближнего плавания;

б) штурманы дальнего/ближнего плавания;

в) судовые механики трех разрядов;

г) судовые электромеханики трех разрядов;

д) судовые радиоспециалисты первого и второго разряда, а также судовые радиотелеграфисты и операторы.

Присваиваются людям, вступившим или призванным на службу в военно-морской флот. Однако первоначальный ранг зависит от квалификации, специальной военной подготовки, а также навыков. Молодой человек, призванный на срочную службу на судно, получает звание матрос. Оно соответствует чину рядового сухопутных войск.

Старшему матросу соразмерно такое звание, как ефрейтор. Командиры отделений в сухопутных аналогичны старшине первой и второй статьи. Звания главного старшины и главного корабельного старшины на флоте соответствуют таким чинам на «суше», как заместитель командира взвода и старшина боевой части. Прапорщик сухопутных войск не уступает мичману на судне. По этой причине старший прапорщик не должен первым отдавать воинское приветствие старшему мичману, так как их звания равны. Аналогичной является градация лейтенантов (от младшего до старшего). Далее же начинаются отличия. Так, капитан-лейтенант на флоте соответствует капитану сухопутных войск. Адмирал флота - это тот же генерал. Самым высоким морским званием является генерал-адмирал - оно аналогично генерал-фельдмаршалу.

Морские звания и погоны - неразлучны, однако, как и звания, эполеты военных на флоте отличаются от таковых у сухопутных войск: вместе со звездами на них пришиваются полоски - волоки.

Корабельные звания так же как и в сухопутных войсках присваиваются согласно тому, на сколько у военнослужащего есть способность и желание взять на себя руководство вверенным ему участком. Все звания ВМФ значительно отличаются от аналогичных, сухопутных. Это связано с рядом событий, произошедших в истории России.

Основные изменения произошли:

  • В 1917 году, в связи с революционными событиями.
  • В период 1922-1991 года во время существования советского флота.
  • В момент создания государства Россия.

Все современные флотские ранги можно разделить на 4 общие категории: военнослужащие по призыву, состав младших офицеров, старшие офицеры, высшие офицерские чины.

Морские погоны были введены в 1802 году. В это время появились погоны на плечах моряков Балтийского и Черноморского флота.

В 1917 году погоны были упразднены, когда советская власть отказывалась от старой императорской системы. Они были заменены нарукавными нашивками. Морякам предстояло длительная борьба за право носить погоны на своих плечах, но в 1943 году погоны ВМФ вновь стали украшать мундиры личного состава этих видов войск.

Сейчас погоны всех военнослужащих морского флота имеют черный цвет. Разница в корабельных рангах в расположении и количестве отличительных знаков на них.

Призывники

В советские времена служба в рядах морского флота составляла 3 года, поэтому многие призывники старались избегать такой долгой службы. Они скрывались от призыва, чтобы только не попасть во флот. В настоящее время в ВМФ призывают служить на 1 год, так же как и в сухопутных войсках.

Однако в связи с тем, что в 2017 году вышло постановление в отношении срочной службы в рядах ВМФ, призывники не будут больше проходить ее на кораблях и подводных лодках. Это связано с тем, что ВМФ переходит на контрактную основу.

Для того чтобы обучить личный состав необходимо больше времени, чем отведено на службу по призыву. Призывники будут нести службу исключительно в береговой охране или в бригаде морских пехотинцев.

Морские звания и погоны в ВМФ присваиваются согласно определенному сроку службы. Все призывники попадая служить в эти войска получают звание матрос, которое соответствует званию рядового в других видах войск. На протяжении службы, если матрос проявит себя, то ему могут присвоить следующее в карьере моряка звание, старший матрос, которое в сухопутных видах войск.

Матросы могут быть:

  • радиотехниками;
  • мотористами;
  • рулевыми.

Старшему матросу уже разрешено командовать группой или временно замещать командира отделения. Погоны у матросов, как и у рядовых чистые. Имеется только обозначение в виде буквы «Ф», на погоне. У старшего матроса на погоне имеется одна лычка в виде уголка.

Распределение ответственности начинается со старшины 2 статьи. Следующим идет старшина 1 статьи, этим морякам доверяется командование отделением, а главный старшина может взять ответственность за командование взводом. Главный старшина на корабле несет ответственность за роту.

Погоны старшинского состава морского флота отличаются количеством лычек на них. У старшины второй статьи имеется 2 треугольные лычки на погонах. Старшина 1 статьи имеет три лычки на своих погонах, а главный старшина носит одну, но широкую лычку. На погонах главного старшины корабля расположена широкая лычка и еще одна узкая рядом с ней.

Следующем уровнем в карьерной лестнице идет «мичман». Это звание имеют только те моряки, которые закончили специальную школу. В наземных и авиационных войсках оно соответствует званию «прапорщик». На них возлагаются в основном организационные вопросы. Звание «старший мичман», имеет больше полномочий и позволяет командовать военнослужащими младших званий.

Погоны ВМФ России у моряков в таком звании отличаются количеством звезд. У мичмана на плечах должно быть две звезды, а у старшего мичмана три маленькие звезды на погонах.
Максимальное звание для призывников в рядах ВМФ, при условии срочной службы, это старшина 2 статьи. Такое ограничение связано с тем, что для получения этого повышения нужно отслужить 1 год.

Младший состав офицеров

Самым первым чином в этом офицерском составе является младший лейтенант. Его присваивают командующему каким-либо участком на корабле или взводом, оно имеется и в других родах войск. Соответственно звание лейтенанта может быть присвоено по истечении срока службы в прежнем ранге. Возлагаемая ответственность выше, чем в прежнем звании.

Старший лейтенант имеет ответственность выше чем у лейтенанта, что позволяет ему быть первым помощником капитана корабля. Следующая ступень в карьере моряка, получение ранга капитан-лейтенанта, которое является завершающим в этом офицерском составе. В других войсках оно аналогично званию капитана армии. Моряк с таким званием может иметь в своем распоряжении сотню подчиненных.

На погонах лейтенантского состава кроме звезд имеется узкая полоса, которая проходит вдоль всего погона. Количество звезд зависит от звания. Самое меньшее количество, одна звезда у младшего лейтенанта, а дальше с каждым званием растет их количество. У капитана-лейтенанта четыре звезды на погонах.

Старший состав офицеров

К старшему офицерскому составу также относятся капитанские звания.

  • «Капитан 3-го ранга» может иметь похожие полномочия майора в сухопутных войсках. Ему позволено управлять судами соответствующего его рангу. Это может быть управление малыми военными судами: торпедоносные, десантные суда, противолодочные, тральщики.
  • Капитан 2-го ранга аналогичен подполковнику в других армейских войсках. Он может управлять крупными военными кораблями такими как ракетные и миноносцы, а также большими десантными кораблями.
  • Наивысшим капитанским званием является капитан 1-го ранга. Он имеет возможность управлять кораблями повышенной сложности, такими как авианосцы, крейсеры и подводные лодки. По рангу младше высших флотских чинов и соответствует полковнику в сухопутных войсках.

На погонах капитана расположены две продольные полосы. Что говорит о принадлежности к капитанскому званию. Но различие в рангах можно определить по количеству звезд. Самое большое количество, три звезды, расположено на погонах капитана 1 ранга.

Высший офицерский состав

В военном флоте все ранги входящие в этот состав соответствуют высшим чинам сухопутных войск. К этим званиям относятся адмиральские чины.

  • Контр-адмирал занимает ту же позицию, что и генерал-майор в других родах войск. Он может управлять группой военных кораблей и быть заместителем командира флотилии.
  • У вице-адмирала имеется меньше полномочий, чем у адмирала. Он может замещать его на время, и такое положение соответствует генерал-лейтенанту в сухопутных войсках.
  • Задача адмирала управление действующим флотом и по рангу он находится на одной ступени с генерал-полковником в сухопутных войсках. По ответственности это звание ниже только адмирала флота.
  • Моряк дослуживший до этого ранга адмирала флота имеет возможность командовать всем флотом страны, что соответствует званию генерала армии в других видах войск.

Морские звания и положенные к ним погоны высших чинов ВМФ РФ имеют определенные отличия. На них нет никаких дополнительных элементов кроме звезд. Но на таких погонах расположены звезды самого крупного размера. Одна звезда расположена на погонах контр-адмирала, две звезды имеются у вице-адмирала, три у адмирала и четыре у адмирала флота.

В каких еще подразделениях присваиваются морские звания

В военно-морском флоте существуют береговые подразделения, в которых присваиваются соответствующие звания. К ним относятся:

  • морская авиация;
  • морская пехота;
  • береговая охрана.

Морская пехота предназначена для ведения боя на береговой линии и в воде. Их задача охранять морские объекты ВМФ. В морской пехоте идут флотские звания только у матроса и старшего матроса, а дальше присваиваются звания, как в сухопутных войсках.

Береговая охрана относится к сравнительно новым подразделениям ВМФ России, которое относится к пограничной службе ФСБ России. Задача береговой охраны сводится к обеспечению безопасности морских границ и сохранность прилагающей акватории. В этом подразделении звания присваиваются так же как и в военно-морском флоте. После окончания института береговой охраны, выпускникам присваивается звание мичман. Погоны всех моряков имеют соответствующие знаки отличия. В данном случае на погонах выпускников расположены две мичманские звезды.

Морская авиация предназначена для отражения нападения противника и обеспечения прикрытия с воздуха во время ведения боевых действий. Эти подразделения базируется на авианосцах и других военных кораблях, а также на аэродромах вблизи береговой линии. На кораблях базируются палубные истребители, учебно-тренировочные самолеты и вертолеты. Звания в морской авиации и погоны присваиваются также как морские звания у пехотинцев ВМФ. Сначала идет матрос, затем старший матрос, а дальше как в других наземных войсках.

Как присваиваются звания в ВМФ России

Все звания присваиваются согласно установленным срокам. Но в случае проявленного усердия или рвения к службе, могут досрочно присвоить очередное повышение. Морские воинские звания и положенные им знаки отличия и погоны присваиваются через следующие сроки:

  1. Для присвоения звания старший матрос нужно отслужить 5 месяцев.
  2. Старшину второй статьи можно получить только спустя год службы.
  3. Чтобы получить чин главного старшины на корабле нужно отслужить 3 года.
  4. Ранг мичмана — 3 года.
  5. Звание младшего лейтенанта через 2 года.
  6. 3 года требуется отслужить для получения лейтенанта и старшего лейтенанта.
  7. 4 года необходимо отдать службе для присвоения капитана 3 ранга.
  8. 5 лет нужно отслужить чтобы присвоили капитана 2 или 1 ранга.
  9. Все звания высшего состава офицеров присваиваются после года службы в прежнем чине.

ВМФ России состоит из множества подразделений и каждое из них выполняет свои боевые задачи, но храбрость и отвага, всегда были отличительной чертой всех моряков от матроса до адмирала.

Съемные погоны офицеров ВМФ с полем из шелкового галуна черного цвета образца 1963 г. (история ношения)

К.Г. Чернобуров

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 октября 1963 года «Об изменениях в описании погон военнослужащих СА и ВМФ», объявленного приказом МО СССР от 5 ноября 1963 года № 247 офицерам ВМФ были введены повседневные съемные погоны шириной 6 см с полем из шелкового галуна черного цвета без кантов с просветами. Для офицеров корабельного, инженерно-корабельного и инженерно-технического (кроме частей авиации ВМФ) просветы были установлены золотистого цвета, для офицеров артиллерии, юстиции, ветеринарной и административной служб – красного цвета, для офицеров частей авиации – голубого, интендантской службы – малинового, а медицинской службы – зеленого цвета.
Погоны изготовлялись с прокладкой внутри как из бортовки, так и из картона.
Данные погоны предназначались для темно-синего кителя и синего шерстяного платья (для офицеров женщин). Порядок их ношения в ВМФ определялся Приказом МО СССР от 29 марта 1958 года № 70 «Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского флота (на мирное время)».
Для обозначения воинских званий использовались металлические звездочки золотистого цвета: для старших офицеров диаметром 20 мм, для младших – диаметром 13 мм. Порядок их размещения на погонах определялся соответственно воинскому званию:

Воинские звания Количество звездочек
Полковник,капитан 1 ранга 3 35 35
Подполковник,капитан 2 ранга 2 35 -
Майор,капитан 3 ранга 1 60 -
Капитан,капитан-лейтенант 4 30 25
Старший лейтенант 3 35 35
Лейтенант 2 35 -
Младший лейтенант 1 60 -

Воинские звания Порядок размещения звездочек на погоне
Полковник,капитан 1 ранга две нижние звездочки на просветах, третья выше первых двух на продольной осевой линии
Подполковник,капитан 2 ранга на просветах
Майор,капитан 3 ранга на продольной осевой линии
Капитан,капитан-лейтенант две нижние звездочки посередине поля, третья и четвертая на просвете, выше первых двух
Старший лейтенант две нижние звездочки посередине поля, третья на просвете, выше первых двух
Лейтенант посередине поля
Младший лейтенант на просвете
Офицеры в зависимости от принадлежности к службе носили следующие эмблемы:
Наименование службы Виды эмблем Цвет эмблемы
Инженерно-корабельная служба Раздвижной ключ и молоток Серебристый
Серебристый
Инженерно-техническая служба для офицеров (кроме частей авиации), имеющих высшее техническое образование Раздвижной ключ и молоток Золотистый
То же, в частях авиации Золотистый
Артиллерия Стволы орудий Серебристый
Медицинская служба Чаша со змеей Золотистый
Ветеринарная служба Чаша со змеей Серебристый
Юстиция Щит с двумя мечами Золотистый

Эмблемы на погонах размещались на продольной осевой линии на расстоянии от нижнего края погона до центра эмблемы 90 – 100 мм.
Звездочки и эмблемы использовались изготовленные как из тяжелого металла (рис. 1 – 7), так из алюминия (рис. 8 – 13).

Для крепления погон использовались пуговицы диаметром 14 мм в зависимости от службы золотистого или серебристого цвета, изготовленные из тяжелого металла (рис. 14 – 15) или алюминия (рис. 16 – 18):

Наименование службы Цвет погонной пуговицы
Корабельная служба Золотистый
Инженерно-корабельная служба Золотистый
Инженерно-техническая служба для офицеров, проходящих службу на кораблях и в штабах соединений кораблей Золотистый
Инженерно-техническая служба (кроме частей авиации) Серебристый
Авиация Золотистый
Инженерно-техническая служба в частях авиации Серебристый
Артиллерия Золотистый
Медицинская служба Серебристый
Ветеринарная служба Серебристый
Юстиция Серебристый
Интендантская служба Серебристый
Административная служба Серебристый

Рис.14. Золотистая латунная погонная пуговица со стальным поддоном, 14 мм.

Рис.15. Серебристая «тяжелая» погонная пуговица со стальным поддоном, 14 мм.

Рис.16. Золотистая алюминиевая погонная пуговица со стальным поддоном, 14 мм.

Рис.17. Золотистая алюминиевая цельноштампованная погонная пуговица, 14 мм.

Рис.18. Серебристая алюминиевая погонная пуговица со стальным поддоном, 14 мм.

А так выглядят погоны офицеров ВМФ различных служб.

Инженерно-техническая служба (кроме частей авиации) офицеры, имеющие высшее техническое образование

Инженерно-техническая служба (кроме частей авиации) офицеры, не имеющие высшего технического образования

Рис.21. Инженер – майор и инженер – лейтенант

Морская пехота

Постановлением Совета Министров СССР от 26 сентября 1963 года № 1036 – 361 и Приказом МО СССР от 05 ноября 1963 года № 248 офицерам вновь создаваемых частей морской пехоты введены гимнастерка полевая, черного цвета, с отложным воротником и куртка полевая черного цвета. На данные предметы обмундирования были установлены съемные погоны с полем из шелкового галуна черного цвета с красными просветами существующего образца (Рис. 31).

В качестве эксперимента для офицеров ВМФ Приказом МО СССР от 1964 года № 55 были введены повседневные съемные погоны шириной 6 см с полем из шелкового галуна черного цвета с кантами из приборного сукна, такого же как просветы, цвета (Рис. 32 – 33). Параллельно с ними продолжали носить погоны образца 1963 года. Порядок ношения вновь введенных погон определялся Приказом МО СССР от 26 мая 1964 года № 130. Просуществовали они не долго, и были отменены Приказом МО СССР от 1965 года № 179.

17 сентября 1966 года приказом МО СССР № 220 в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 31 августа 1966 года № 700 для офицеров ВМФ был введен плащ из хлопчатобумажной или синтетической ткани черного цвета, однобортный с поясом, с отложным воротником и открытыми лацканами. Такой же плащ был установлен и для офицеров МЧ ПВ КГБ. На данном предмете обмундирования носились съемные погоны с полем из шелкового галуна черного цвета существующего образца.
Надо отметить, что фурнитуру из «тяжелых» металлов перестали выпускать в начале 60-х годов, и она постепенно была вытеснена из обращения фурнитурой из алюминия. Которая, в свою очередь, во второй половине 60-х годов претерпела изменения (Рис. 34 – 41): так звездочки младших офицеров диаметром 13 мм стали другого рисунка, да и эмблемы приобрели несколько иной вид.

В таком виде фурнитура просуществовала до момента своей отмены. Можно упомянуть только, что эмблемы артиллерии (Рис. 42) и инженерно-технической службы в частях авиации (Рис. 43), а также погонные звездочки выпущенные в 80-х годах имеют более грубое исполнение, чем изготовленные в конце 60-х, 70-х годах.

Погоны офицеров ВМФ с измененной алюминиевой фурнитурой, вторая половина 60-х годов.

Инженерно-техническая служба для офицеров, проходящих службу на кораблях и в штабах соединений кораблей

Инженерно-техническая служба (кроме частей авиации) офицеры, имеющие высшее техническое образование

Рис.46. Инженер – майор и младший техник – лейтенант

Рис.47. Инженер – подполковник и инженер – лейтенант

Инженерно-техническая служба частей авиации офицеры, имеющие высшее техническое образование

Инженерно-техническая служба частей авиации офицеры, не имеющие высшего технического образования

Рис.52. Инженер – майор и инженер – лейтенант

26 июля 1969 года приказом Министра обороны СССР № 190 во исполнении Постановления Совета Министров СССР от 30 мая 1969 года № 417 "Об улучшении формы одежды военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота" в знаки различия и предметы обмундирования офицеров ВМФ внесены изменения:
- упразднены съемные погоны с полем из шелкового галуна черного цвета с зелеными просветами;
- офицерам медицинской, административной, ветеринарной служб и юстиции установлены съемные погоны с полем из шелкового галуна черного цвета с малиновыми просветами;
- упразднен плащ образца 1966 года;
- введена куртка синего цвета хлопчатобумажная со съемными погонами черного цвета существующего образца;
- для офицеров морской пехоты вместо полевой гимнастерки введен китель шерстяной или хлопчатобумажный черного цвета с отложным воротником, с потайной застежкой, с двумя прорезными нагрудными карманами, со съемными погонами черного цвета существующего образца.
Порядок ношения погон в ВМФ определялся Приказом МО СССР от 26 июля 1969 года № 191 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота». Порядок размещения звездочек и эмблем на погонах, а также цвет пуговиц остался прежним.

Изображение погон офицеров медицинской, административной, ветеринарной служб и юстиции ВМФ образца 1969 года приведено на Рис. 59 – 62, для остальных категорий погоны остались прежними (Рис. 44 – 53 и 56).

Предположительно в 1973 году (документального подтверждения у меня нет) поменялось изображение якоря на пуговицах (Рис. 63 – 64).

1 ноября 1973 года вышел Приказ МО СССР № 250 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота», который установил для всех категорий военнослужащих ВМФ золотистые пуговицы, отменив серебристые. Также было изменено название некоторых эмблем ВМФ:

Наименование службы Виды эмблем Цвет эмблемы
Офицеры корабельного состава, имеющие инженерные воинские звания Раздвижной ключ и молоток Серебристый
Офицеры, имеющие воинские звания технической службы, проходящие службу на кораблях и в штабах соединений кораблей Шестерня с трехлопастным винтом Серебристый
Офицеры (кроме корабельного состава и авиации), имеющие инженерные воинские звания Раздвижной ключ и молоток Золотистый
Офицеры авиации, имеющие инженерные воинские звания или воинские звания технической службы Красная звездочка, мотор, пропеллер и крыльями Золотистый
Артиллерия Стволы орудий Серебристый
Медицинская служба Чаша со змеей Золотистый
Ветеринарная служба Чаша со змеей Серебристый
Юстиция Щит с двумя мечами Золотистый

Эмблемы на погонах размещались на продольной осевой линии на расстоянии от нижнего края погона до центра эмблемы 100 мм.

Съемные погоны офицеров ВМФ из шелкового галуна черного цвета по Приказу МО СССР от 1 ноября 1973 года № 250:

Юстиция

Рис.79. Капитан юстиции

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 марта 1980 года, объявленный Приказом МО СССР от 15 марта 1980 года № 85 внес очередные изменения в знаки различия военнослужащих, в числе прочего, были отменены съемные погоны из шелкового галуна черного цвета с малиновыми просветами. Офицерам медицинской, интендантской, административной, ветеринарной служб и юстиции установлены съемные погоны из шелкового галуна черного цвета с красными просветами (Рис. 80 – 84).

Рис.83. Полковник административной службы и старший лейтенант административной службы

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 апреля 1981 года «О знаках различия военнослужащих Вооруженных Сил СССР», объявленный приказом МО СССР от 28 мая 1981 года № 145 закрепил накопившиеся изменения в знаках различия военнослужащих и установил для офицеров авиации ВМФ ношение на погонах (Рис. 86) эмблем авиации (Рис. 85).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1984 года для офицеров были отменены особые воинские звания инженерно-технического состава, воинские звания интендантской, ветеринарной и административной служб. Офицерский состав был переаттестован.

Эмблемы серебристого цвета: «Офицеры корабельного состава, имеющие инженерные воинские звания», «Офицеры, имеющие воинские звания технической службы, проходящие службу на кораблях и в штабах соединений кораблей», «Ветеринарная служба» и «Артиллерия», а также эмблемы золотистого цвета: «Офицеры (кроме корабельного состава и авиации), имеющие инженерные воинские звания» и «Офицеры авиации, имеющие инженерные воинские звания или воинские звания технической службы» были отменены в 1986 году.

Офицерам артиллерии ВМФ были установлены эмблемы золотистого цвета (Рис. 87).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1985 года, объявленный приказом МО СССР от 1986 года № 10 были внесены изменения в описание погон военнослужащих, в том числе и съемных погон офицеров из шелкового галуна черного цвета (Рис. 88 – 93).

Съемные погоны офицеров ВМФ из шелкового галуна черного цвета по Приказу МО СССР от 1986 года № 10:

Приказ МО СССР от 04 марта 1988 года № 250 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота» изменил расстояние крепления звезд на погонах офицеров:

Воинские звания Количество звездочек Расстояние в мм от нижнего края погона до центра первой звездочки Расстояние в мм между центрами звездочек вдоль погона
Полковник,капитан 1 ранга 3 30 25
Подполковник,капитан 2 ранга 2 30 -
Майор,капитан 3 ранга 1 45 -
Капитан,капитан-лейтенант 4 30 25
Старший лейтенант 3 30 25
Лейтенант 2 30 -
Младший лейтенант 1 45 -

Съемные погоны офицеров ВМФ из шелкового галуна черного цвета по Приказу МО СССР от 04 марта 1988 года № 250:

В 1991 году СССР прекратил свое существование. В 1994 году для военнослужащих ВС России, в том числе для офицеров ВМФ, была введена новая форма и знаки различия. Погоны образца 1963 года ушли в историю.

Литература
Приказ МО СССР от 29 марта 1958 года № 70 «Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского флота (на мирное время)»;
Приказ МО СССР от 05 ноября 1963 года № 248;
Приказ МО СССР от 26 мая 1964 года № 130 «С объявлением Описания предметов обмундирования военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота»;
Приказ МО СССР от 26 июля 1969 года № 190 "Об улучшении формы одежды военнослужащих Советской Армии и Военно-Морского Флота";
Приказ МО СССР от 26 июля 1969 года № 191 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота»;
Приказ МО СССР от 1 ноября 1973 года № 250 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота»;
Приказ МО СССР от 28 мая 1981 года № 145 «О знаках различия военнослужащих Вооруженных Сил СССР и маршальских знаках отличия»;
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1985 года «О внесении изменений и дополнений в описание и образцы (рисунки) погон военнослужащих и нарукавных знаков различия адмиралов и офицеров корабельного состава Вооруженных Сил СССР»;
Приказ МО СССР от 04 марта 1988 года № 250 «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота».

(по порядку от матроса до высшего командования) по большей части восходят к появившимся в течение периода СССР.

Немного истории – флотские звания и табель о рангах

Как известно, в последние году правления Петра I был введен в действие табель о рангах. Он представлял собой таблицу, где должности гражданской и военной службы были разделены на четырнадцать рангов. Впрочем, флотские чины не были включены в каждую строку таблицы.

XIV ранг среди морских чинов получал мичман, соответствовавший коллежскому регистратору, прапорщику, корнету и артиллерийскому штык-юнкеру. В начале правления Павла I звание мичмана стало относиться к XII рангу. Также к этому рангу относилось существовавшее до 1732 года звание унтер-лейтенанта.

Флотский лейтенант относился к X рангу до 1884 года, после чего до этого ранга был повышен мичман. Звание лейтенанта, в свою очередь, стало относиться к IX рангу.

Люди, сумевшие дослужиться до VIII ранга во флоте Российской империи, приобретали право на личное дворянство. К таким должностям относились капитаны первых трех рангов и старший лейтенант, появившийся на флоте незадолго до Первой мировой войны. К V рангу относился чин капитана-командора, окончательно упраздненный в 1827 году. Среди знаменитых носителей этого звания был первопроходец Витус Беринг.

Достижение на службе IV ранга открывало перед человеком двери в потомственные дворяне. На флоте люди, достигшие четвертого и более высоких рангов, командовали флотскими соединениями: контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал и генерал-адмирал.

Также сюда относился не прижившийся на русской почве чин шаутбенахта, которого сменил контр-адмирал. Примечательно, что это морское звание использовал как псевдоним сам первый русский император – «шаутбенахт Петр Михайлов». К III рангу относился генерал-кригскомиссар флота, в обязанности которого входило финансовое обеспечение морских сил. Звание упразднили в 1817 году. Высшее звание генерал-адмирала за историю Российской империи получили шесть человек. Три из них были представителями императорской фамилии.

Хотя табель о рангах прекратила действие после создания СССР, многие звания вновь появились во флоте Советского Союза и позже Российской Федерации.

Основные категории флотских званий

По своему составу служащие военного флота могут быть разделены на следующие группы:

  • Призывной и контрактный состав.
  • Младшие офицеры.
  • Старшие офицеры.
  • Высшие офицеры.

Граждане России, проходящие срочную службу на флоте, получают звание матроса. Оно примерно соответствует рядовому в сухопутных войсках. Матросы появились на флоте Советского Союза в 1946 году. До этого низшее воинское звание военно-морских сил называлось «краснофлотец».

Следом идет звание «старший матрос», которое соответствует «ефрейтору» наземных войск. Старший матрос командует группой или служит помощником старшины. Звание старшего матроса могут получить служащие, хорошо соблюдающие дисциплину и свои обязанности.

Четыре следующих звания соответствуют сержантским званиям сухопутных сил:

  • Старшина первой статьи.
  • Старшина второй статьи.
  • Главный старшина.
  • Главный корабельный старшина.

Следом за старшинами идут «мичман» и «старший мичман». Эти флотские звания соответствуют званиям прапорщика и старшего прапорщика.

Современное деление флотских званий восходит к указу Президиума Верховного Совета СССР, вышедшему в 1943 году. Он утверждал деление офицерского состава на младший, старший и высший. Указ включал звания для каждой группы, сохранившиеся до настоящего времени.

Младшие офицеры флота нашей страны называются: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант и капитан-лейтенант. Младший лейтенант может руководить боевым постом. Более старшие представители этой категории офицеров могут быть помощниками командира корабля четвертого ранга или даже командовать таким кораблем.

Старший офицерский состав включает капитанов первого, второго и третьего рангов. Также их могут называть каптри, кавторанг и каперанг. Эти представители офицерского состава могут командовать военными судами, имеющими соответствующий ранг.

В современном российском флоте ранг боевого корабля определяется на основе сложности управления, численности состава и боевой мощи. К первому рангу относятся крейсеры, атомные подводные лодки и авианосцы. Второй ранг включает большие десантные корабли, миноносцы, большие ракетные корабли.

К третьему рангу относятся малые ракетные и противолодочные суда, средние десантные корабли, тральщики. Четвертый ранг включает малые десантные суда, торпедные катера.

Высшие офицерские звания флота нашей страны были впервые установлены в 1940 году указом Президиума Верховного Совета. Это привычная нам система:

В сухопутных войсках этим званиям соответствуют (по возрастанию) генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник и генерал армии. Контр-адмирал может руководить эскадрой или служить помощником командующего флотилией. Вице-адмирал может командовать флотилией или оперативной эскадрой, а также служит заместителем командующего флотом. Во главе отдельного флота стоит адмирал. В современной России один адмирал флота, который является главнокомандующим морскими силами нашей страны.

Звание «адмирал флота» было введено в Советском Союзе в 1940 году. Оно соответствовало «генералу армии». Ни один из флотоводцев страны советов не получил его в тот момент. Фактически высшим званием был адмирал.

В 1944 году его получили два флотоводца. Первым был Николай Кузнецов, занимавший в тот момент пост Народного комиссара флота. Он входил в Ставку Верховного главнокомандующего, и действия Николая Кузнецова по командованию флотом страны были успешны. В 1945 году звание «адмирала флота» получил Иван Исаков, руководивший в годы войны до ранения главным морским штабом.

В 1955 году вышел дополнительный указ, корректировавший высшие флотские звания страны советов. К званию «адмирал флота» добавлялось «Советского Союза». Обладатели этого чина имели право носить «Маршальскую Звезду» - знак отличия, введенный в 1940 году.

Этот высший морской чин был упразднен в 1993 году, потому что страны, которая упоминалось в его названии, больше не существовало. Высшее звание морских офицеров стало снова «адмирал флота».

Введенный в 1955 году чин был персональным. В истории советского государства только три человека получили звание «Адмирал флота Советского Союза». Сразу после введения нового военного чина его получили Н.Г. Кузнецов и И.С. Исаков. Через год Кузнецов попал в опалу и лишился высшего звания. Его вернули флотоводцу уже посмертно в годы Перестройки. В 1967 году высшего флотского звания удостоился Сергей Горшков, прошедший войну в чине контр-адмирала и руководивший строительством и перевооружением флота в послевоенные годы.

Звание Адмирала флота Советского Союза соответствовало в 1960-1990-е годы званию Маршала СССР. В свою очередь, находившийся рангом ниже «адмирал флота» соответствовал генералу армию и маршалу рода войск.

Главнокомандующий военно-морскими силами нашей страны может носить чин адмирала или адмирала флота. Так, первый морской офицер, занимавший эту должность в постсоветской России, Феликс Громов, стал в 1992 году главнокомандующим, будучи адмиралом. Звание адмирала флота он получил спустя четыре года, незадолго до отставки.

Следующие главнокомандующие (Владимир Куроедов и Владимир Масорин) заняли этот пост, будучи адмиралами, и после этого получили более высокий чин. Владимир Высоцкий и Владимир Чирков были главнокомандующими, оставаясь в звании адмирала. Также и действующий главнокомандующий Владимир Королев сохраняет звание адмирала, полученное в 2013 году.

Начальники Главного штаба флота, являвшиеся первыми заместителями главкома, как правило, носили звание вице-адмирала или адмирала. Андрей Воложинский, начавший службу на этом посту в 2016 году, сохраняет звание вице-адмирала.

Военно-морской флот современной России стал преемником флота . Большинство высших морских офицеров начали службу еще в советском флоте. По этой причине звания на флоте в современной России (по порядку от матроса до адмирала) не претерпели принципиальных изменений, по сравнению с советским периодом.