Священный скарабей занесен в красную. Легенда Древнего Египта – священный жук скарабей. Правила использования оберега

Международное научное название

Scarabaeus sacer Linnaeus ,

Описание

Чёрный, матовый (старые потертые жуки становятся блестящими) жук длиной 25-37 мм. Низ тела и ноги в тёмно-коричневых волосках, бахрома на внутреннем крае задних голеней самца золотисто-рыжая. Все вырезки между зубцами наличника полукруглые, средняя немного шире боковых. Глаза большие, их верхние доли заметно, а нижние - гораздо крупнее булавы усиков. Лобный киль слабый, в середине широко прерван и всегда с двумя резкими коническими бугорками. Наличник в ячеисто-морщинистой пунктировке, задняя часть щек и темя в зёрнышках, сильно варьирующих по величине и густоте. Переднеспинка сильно поперечная с широко закруглёнными и грубо зазубренными боками, её основание со слабой бороздкой вдоль базального ряда крупных блестящих бугорков и коротких щетинок, диск мелко шагренирован и в редких неравномерных зёрнышках, частично смешанных с точками. Количество и размер точек и зёрнышек весьма изменчиво. Средние и задние голени едва расширены перед вершинами. Половой диморфизм : у самца на внутреннем крае задних голеней имеется бахрома из густых золотисто-рыжих волосков, отсутствующих у самок; пигидий самки более выпуклый, чем у самца.

Ареал

Особенности биологии

Живёт на песчаных почвах, избегает засоленных участков. Лёт и катание шариков навоза с середины марта до конца июля, преимущественно ночью. Питается помётом крупного рогатого скота и лошадей. Высоко в горы не поднимается. Типичные обитатели аридных ландшафтов с жарким и сухим летом. Жуки появляются весной и пока ночи холодные, активны в жаркое время дня. Летом большинство видов переходят на ночной образ жизни, когда начинается интенсивный лёт на источники света. Жуки, слетаясь к кучкам навоза, изготавливают из него шарики разного размера, иногда значительно превышающие размеры самого жука. Эти шарики укатываются на расстояние десятков метров и в подходящих местах закапываются в землю, где поедаются одним или двумя жуками. Нередко из-за обладания готовым шариком между жуками возникают драки. В процессе совместного катания шариков образуются «супружеские» пары, начинающие работать совместно и заготавливать пищу для потомства. С этой целью самцы и самки выкапывают норки, заканчивающиеся на глубине 10-30 см гнездовой камерой. В них происходит спаривание, после чего самец обычно покидает гнездо, а самка приступает к изготовлению одного-трёх грушевидных навозных овоидов. В их узкой части помещается круглая «колыбелька» и откладывается яйцо, после чего вход в норку засыпается. Стадия яйца длится 5-12 дней, личинки 30-35 дней, куколки - около двух недель. Оплодотворённые самки способны за активный период выкопать более десятка норок-гнезд. Жуки, после превращения из куколок, остаются внутри овоидов, преобразованных в «ложный кокон» длительное время, пока осенние или весенние дожди не размягчат их, а иногда в них зимуют.

В египетской мифологии

Галерея

    Египетский амулет

Напишите отзыв о статье "Священный скарабей"

Примечания

Ссылки

  • (статья Елены Сикирич) - о древнеегипетском символе

Отрывок, характеризующий Священный скарабей

– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.

Скарабей священный September 30th, 2013

Самый, наверное, известный из скарабеев – скарабей священный (Scarabaeus sacer), жук, обожествленный древними египтянами. В шариках, которые катают жуки, они увидели образ солнца с его суточным движением по небу, а в зубцах на голове и лапах жука – подобие солнечных лучей. Изображениями священного скарабея украшали гробницы, его рисовали на папирусах, запечатлевали в камне. Жуку воздавали почести и считали его символом счастья.

В храмовом комплексе Карнак недалеко от г. Луксора (территория древних Фив) сохранилась колонна, которую венчает каменный скарабей. Согласно легенде, тот, кто семь раз обойдет колонну и прикоснется к жуку, может загадывать желание – оно сбудется. И ходит вокруг жука бесконечный хоровод приехавших взглянуть на Карнакские храмы туристов. Сбываются ли их желания – неизвестно, но владельцам многочисленных окрестных лавочек есть за что благодарить священного скарабея.

Сослужили древние легенды пользу и науке – в определенной степени из-за них известный энтомолог прошлого века Жан-Анри Фабр заинтересовался скарабеем и раскрыл многие его тайны. Благодаря наблюдениям этого ученого мы узнали множество интересных фактов и из жизни родственников священного жука – испанского копра, копра Изиды, лунного копра и некоторых других. Именно Фабр обнаружил, что большая часть шаров, которые катают скарабеи, – это их пищевые запасы. Жуки, как самцы, так и самки, не только сами лепят шары, но и воруют и отнимают их друг у друга. Заполучив тем или иным образом шар, жук старается откатить его подальше, зарыть в землю и там, в уюте и спокойствии, предаться трапезе. Скарабей очень прожорлив, и вскоре ему приходится выбираться на поверхность за новой добычей.

Когда наступает пора откладывать яйца, самки священного скарабея делают особые шары, как правило, из более нежного – овечьего – навоза, и поодиночке (жуки ряда других видов выполняют свои родительские обязанности вместе) зарывают их в землю. Потом в шар откладывается яичко, и на этом забота самки о потомстве заканчивается. Когда запас еды подходит к концу, личинка в шаре окукливается, а примерно через месяц из куколки выходит взрослый жук.

Куда интереснее семейные взаимоотношения многих других видов скарабеев. Например, у испанского копра, лунного копра (С.lunaris), самцы которого носят на голове слегка изогнутый рог, и некоторых других копров, или калоедов, самец и самка бок о бок трудятся, выкапывая под подходящей кучей навоза довольно большую галерею, заканчивающуюся расширяющейся камерой. Туда жуки перетаскивают большое количество навоза и формируют из него особый «пирог» удлиненной или сферической формы. В таком «пироге» происходят специфические процессы анаэробной ферментации, в результате чего будущая еда для личинок становится более гомогенной и легкоусвояемой.

И только когда «пирог» готов, самка начинает лепить из него питательные шары для будущего потомства. А потом продолжает заботиться о личинках – если шар начинает трескаться и грозит высохнуть, самка заделывает трещины, если на нем появляется плесень – счищает ее. И так происходит до тех пор, пока из своих колыбелек не выйдут молодые жуки или пока мать не умрет. Последнее случается чаще – большинство скарабеев размножается один раз в жизни и не доживает до появления потомства из куколок.

Сложны и удивительны родительские заботы и австралийских скарабеев из рода цефалодесмис (Cephalodesmius). Взрослые жуки появляются на поверхности в конце лета и тут же роют себе кормовые норки, в которые стаскивают запасы еды. Осенью происходит встреча самца и самки. И хотя до сезона размножения еще далеко, они больше не расстаются, а заводят общую норку, где запасают корм на зиму. Пора размножения наступает весной. Теперь оба родителя постоянно снуют туда и обратно, притаскивая в нору огромное количество самых разнообразных кормов – в отличие от большинства скарабеев представители этого рода питаются в основном растительным материалом.

Среди их запасов можно найти и прелые листья, и маленькие цветочки, и небольшие плоды, и семена, и помет животных. По мере накопления запасов добыча корма становится в основном заботой самца, а самка начинает «обрабатывать» доставленную провизию. Она добавляет в общую массу свой собственный помет и помет самца и начинает формировать из всего этого шары, в которых проходит специфический процесс брожения. Когда питательная масса «созревает», самка делает из нее своеобразные чашечки, откладывает в них по яичку и закрывает крышечками – так что в итоге опять-таки получаются шары.

С этой поры самка цефалодесмиса уже никогда не покидает гнезда – все ее силы уходят на заботу о своих будущих детях. Как только в колыбельке выводится личинка и начинает питаться содержимым своего шара, забот у матери прибавляется. Она добавляет к шару новые порции корма, которым продолжает снабжать ее самец.

Пока личинка маленькая, мать добавляет к ее шару только перебродившую массу, но потом переходит на не полностью «созревший» и даже свежий, только что принесенный самцом корм. Развивающаяся личинка в это время начинает издавать в своем шаре звуки, возникающие за счет трения маленьких бугорков на внутренней поверхности последнего брюшного сегмента и особых гребешков на голове. Функция этих звуковых сигналов неизвестна, но ученые предполагают, что таким образом личинка может сообщать матери о своем состоянии и потребности в пище. Взрослые же цефалодесмисы никаких звуков не издают.

Когда развитие личинки завершается и она готова к окукливанию, мать заштукатуривает поверхность шара специальной смесью из своего помета, помета самца и личинок (последний выделяется из шара через стенки). После того как смесь высыхает, шар становится особенно прочным и крепким. «Запечатав» одну колыбель, самка продолжает ухаживать за другими, но к тому моменту, когда молодые жуки должны появиться на свет, родители уже погибают.

Однако навозные жуки Австралии поражают не только удивительными семейными взаимоотношениями. Например, в Австралии живет единственный представитель подсемейства, не способный летать. Обнаружили этого жука совершенно случайно, и не в природе, а в музейных коллекциях. В 1972 г. австралийский исследователь Эрик Маттьюз, работавший в Парижском музее, обратил внимание на необычный экземпляр с этикеткой «Квинсленд, из коллекции Генри Бейтса».

Каким образом австралийский жук попал к одному из величайших натуралистов прошлого века, который работал в основном на Амазонке, а в Австралии никогда не был? Оказалось, что Бейтс купил этот экземпляр у коллекционера Франциска Дю Булай, который действительно бывал в Квинсленде, в районе, расположенном примерно в 150 км от того места, где бескрылые жуки обнаружены ныне.

Бескрылость их обнаружили тоже случайно – когда непонятный экземпляр из старой коллекции размягчили и приподняли выпуклые надкрылья жука. Точнее, крылья у него есть, но маленькие, неспособные обеспечить полет тяжелого насекомого.

Вновь открытый жук получил латинское название Onthophagus apterus, которое отражало его «бескрылость». Однако экземпляр из коллекции Бейтса продолжал оставаться единственным известным ученым.

Живых жуков нашли только через 24 года – в 1996 г., когда несколько насекомых этого вида попали в энтомологические ловушки, расставленные учеными на западе Квинсленда. Оказалось, что бескрылые навозные жуки обитают в небольших горах, в местах отдыха валлаби, и питаются пометом этих сумчатых. Позже еще одна колония была обнаружена в другом районе, также в местах отдыха валлаби.

Такая приверженность жуков к одному месту, в течение многих веков изобилующему кормом, может, по мнению ученых, объяснить их неспособность к полету. Однако это лишь предположение – ведь в таком случае популяция навозников оказывается очень уязвимой. Стоит произойти изменениям в ландшафте, валлаби сменят место отдыха – и тогда жуки исчезнут…

Интересно, что хотя в Австралии встречается около 400 видов навозных жуков, все они достаточно специализированы и приспособлены к своеобразным условиям «пятого континента». И когда вслед за европейскими переселенцами здесь появились стада овец и коров, оказалось, что их помет некому перерабатывать! В 60-е гг. нашего века проблема приняла угрожающие масштабы – огромные площади были покрыты подсыхающим и засохшим навозом.

В результате пришлось привозить и акклиматизировать здесь африканских навозников, которые приспособились отлично справляться с богатым «урожаем», оставляемым стадами копытных. После многочисленных экспериментов на должность «ассенизаторов» были назначены представители вида Onthophagus gazella, которых, кстати, уже использовали в этой должности в Техасе и Калифорнии. Эти жуки очень трудолюбивы и спокойно относятся друг к другу – от 10 до 50 пар могут одновременно «работать» над одной лепешкой навоза, не вступая в конфликты.

Этот вид, наверное, и самый продуктивный среди навозников. Личинка в шаре развивается в течении 2,5 недели, а куколка – 2 недели. Половое созревание наступает у жуков уже через 4–5 дней после выхода из гнездовой норки. Каждая самка лепит от 10 до 12 шаров и откладывает туда по яичку, а самец помогает ей создавать запасы пищи для будущих детей….

К навозникам относят три подсемейства жуков семейства пластинчатоусых (Scarabaeidae)1; афодии (Afodiinae, около 2500 видов); настоящие навозники, или геотрупы, (Geotrupinae, около 900 видов), и скарабеи (Scarabaeinae, около 4500 видов).

Экологически все три подсемейства весьма сходны – их представители перерабатывают органическое вещество помета и переносят его в почву, где дальнейшее разложение осуществляется различными микроорганизмами.

Навозные жуки, и в частности скарабеи, – отличные летуны. Обычно они добираются к источнику корма по воздуху, а куда лететь – им подсказывает прекрасно развитое обоняние.

Хотя скарабеи, как уже сказано, не любят сухости и потому обычно избегают пустынь, среди них есть ряд видов, которые все-таки приспособились жить в регионах с засушливым климатом. Для выживания у них выработались своеобразные формы поведения. Например, в сухих степях и пустынях Туркмении весьма крупный (до 5 см) навозный жук тмол (Synapsis tmolus) и более мелкий (до 3 см) испанский копр (Copris hispanus) сохраняют влагу корма, сначала быстро зарывая свою пищу прямо на месте, а потом перенося ее в более глубокие норы, в которых воздух остается влажным.

Австралийский жук Coproecus hemiphaericus закапывает сухие экскременты совсем глубоко, около водоносных слоев, и там они отсыревают и размягчаются до нужной кондиции. Многие виды скарабеев, обитающие в пустынях Северной Америки и в горных пустынях, зачастую вообще не выходят из нор грызунов, где для них есть и пища, и благоприятный микроклимат.

А некоторые австралийские навозники, питающиеся пометом сумчатых, поступают иначе. Влаги в экскрементах пустынных млекопитающих и так не много, а попадая на сухую почву, они моментально превращаются в твердые камешки. Чтобы не дать пище высохнуть, жуки хватаются своими цепкими лапками за шерсть около анального отверстия зверя и так путешествуют, ожидая вожделенную добычу. Затем они спрыгивают и быстро утаскивают свой трофей под землю.

Особенно интересен тот факт, что в природе, скарабей является африканским ассенизатором. Обитающие на равнинах Африки стада слонов, съедающие в день 250 кг еды, большую часть её возвращают обратно земле, в виде больших навозных куч. Возможно, Африка погрязла бы в огромном слое навоза, если бы её не спасали каждый день тысячи жуков - скарабеев живущих там. Именно они способствуют утилизации навоза.

История Египта полна тайн и загадок. Грандиозные пирамиды и мумии фараонов, священные животные и скарабей, как один из символов былого величия древней цивилизации. Египтяне наделили его божественностью, а многочисленные мифы и легенды наравне с пирамидами сделали эмблемой туристического Египта. Чтобы понять, почему этот небольшой жучок заслужил всемирную славу, узнаем о нем побольше.

Кто он – священный скарабей?

Священный скарабей – а именно к этому виду принадлежит наш герой, представляет собой черное матовое насекомое с почти круглым гладким телом длиной 25–35 см. Старые особи со временем становятся блестящими. На голове жука расположен лобный выступ и глаза, поделенные на верхние и нижние части. На каждой ножке имеются шпоры. Половые различия у них слабо выражены. Нижняя часть тела опушена темно-коричневыми волосками. На фото жука скарабея, снятых в режиме «макро», хорошо виды эти особенности.

Этих жуков встречают на побережьях Средиземного и Черного морей, в Южной и Восточной Европе, на Аравийском полуострове, в Крыму, Турции и, конечно же, в Египте.

Скарабеи относятся к жукам-навозникам, которые питаются навозом крупного рогатого скота, лошадей, овец.

Главной особенностью жуков является способ питания. Они скатывают из бесформенной массы экскрементов идеально ровную сферу и закапывают в землю, где затем используют в пищу.

Живут скарабеи около двух лет. Почти всю жизнь они проводят под землей, выходя на поверхность в ночное время. Зимуют, закапываясь на глубину 2 метров. Вылет жуков начинается в марте и длится до середины июля.

Пары образуются в процессе заготовки навозных шариков, и дальнейшая работа происходит вдвоем. Пара скарабеев выкапывает норку глубиной 15–30 см, которая оканчивается камерой. После спаривания самец уходит, а самка начинает катать особые шарики грушевидной формы и откладывает в них яйца. По окончании норка засыпается.

Через 1–2 недели вылупляются личинки жуков. В течение месяца они питаются пищей, которую заготовили для них родители, а потом перерождаются в куколок. При неблагоприятной погоде куколки остаются в норке на зимовку. Весной молодые жуки покидают норки и выходят на поверхность.

Ученые считают, что в жарком тропическом климате играют важнейшую роль в переработке огромного количества навоза, который производят дикие и домашние травоядные животные. Только распространенные в Африке слоны потребляют в день около 250 кг пищи, и немногим меньше возвращают в природу в виде навозных куч.

Некоторое время назад стараниями завезенных жуков скарабеев в Австралии и Южной Америке было переработано несметное количество навоза, с которым перестали справляться местные насекомые. На новом месте скарабеи не прижились, но задачу свою выполнили на отлично.

Откуда берут начало мифы о скарабеях

Наблюдая за скарабеями, египтяне заметили интересную особенность – жуки катят свои шарики всегда с востока на запад, а летают только в полдень. Внимательные египтяне увидели в этом связь жуков с солнцем. Светило проходит свой путь с востока на запад и скрывается за горизонтом, чтобы завтра опять появиться на востоке.

По представлениям древних египтян солнце являлось божеством, несущим жизнь всему живому и воскресение после смерти. Цикл развития скарабеев внутри навозного шарика и его выход на поверхность египтяне соотносили с движением солнца. Сходство настолько поразило древнюю народность, что бога Хепри, олицетворявшего восходящее солнце, стали изображать со скарабеем вместо головы.

В Луксоре находится статуя священного скарабея, это место особо почитаемо туристами и местными жителями.

Роль скарабея в жизни Древнего Египта

У египтян существовали поэтические религиозные тексты, которые величали скарабея богом, что живет в сердце и охраняет внутренний свет человека. Поэтому символ жука постепенно становился связующим звеном между божественным началом и человеческой душой, объединяя их.

Символ священного скарабея сопутствовал древним египтянам всю жизнь и вместе с ними переходил, по их верованиям, в загробный мир. Если тело после смерти мумифицировали, то вместо сердца вкладывали изображение священного жука. Без него не могло произойти воскресение души в загробном мире. Даже на примитивном уровне медицины древние понимали важность сердца в организме человека и, располагая вместо него изображение священного жука, верили, что оно представляет собой первичный импульс к возрождению души. Несколько позднее вместо фигурки жука скарабея египтяне изготавливали сердце из керамики, а имена божеств на нем изображали рядом с символом священного жука.

Что означают амулеты со скарабеем в наше время

Во все времена люди верили в чудодейственную силу различных амулетов, приносящих удачу, богатство, счастье. Египетские талисманы среди них ввиду своего древнейшего происхождения считаются самыми сильными.

Талисман жука скарабея является одним из самых почитаемых, и именно его предлагают туристам в качестве сувенира. Первоначально амулеты изготавливали из камней, как драгоценных, так и поделочных. В ход шли зеленый гранит, мрамор, базальт или керамика, которую после просушки покрывали зеленой или голубой лазурью. Сейчас туристам предлагают амулеты из металла, украшенные камнями.

Перед покупкой талисмана с изображением жука скарабея стоит узнать его значение. Вещица помогает своему владельцу обрести уверенность в себе, достигать желаний и добиваться поставленных целей. В первую очередь это касается работы и творческой деятельности. Так как скарабей является символом жизни, то считается, что он сохраняет молодость и приносит красоту женщинам. Сильная половина человечества с его помощью должна обрести стабильный заработок и высокое положение в обществе. Студенты берут талисман с собой на экзамены, а в доме символ священного жука способен обеспечить защиту от воров, пожаров и других неприятностей.

Считается, что большей силой обладают подаренные амулеты, но обращение с оберегом должно быть уважительным и бережным. Небрежное отношение к магическим предметам и к чужой культуре и мифологии может быть опасным для человека.

В представлениях древних египтян жук-скарабей, катающий по земле задними лапками навозный шарик, являлся олицетворением сверхъестественных живородящих сил природы. Египтяне верили, что упорный и целеустремленный жук зарождается сам по себе и потому подобен божествам, таким как древнейший солнечный бог Хепри и другие боги, творцы человека, мира и Вселенной, которые возникали сами по себе. Создаваемый же из навоза шарик египтяне считали символом вечной жизни, так как был подобен солнцу, а трудяга-жук якобы повторял небесный путь солнца на земле и при этом он, так же как и солнце, излучал свет и тепло. Неслучайно бог Хепри часто изображался с головой жука-скарабея.

По-египетски он назывался хепру, что означало «жить, существовать», по-гречески - скарабей, что означало просто жук. Согласно легенде, бог Осирис царствовал над Египтом, он научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, завидовавшим его богатству и могуществу. Тело убитого он изрубил на куски. По одним сведениям, на 13 частей, по другим - на 42 и развез их по провинциям Египта, а го.-лову бросил в Нил. Голова приплыла в Абидос, находившийся на западном берегу реки городок, в котором эту голову и захоронили. С того времени Абидос стал местом захоронения первых египетских правителей. Появившийся из головы Осириса скарабей возвестил, что Осирис воскрес из мертвых, перебрался в мир небесный, и начался новый этап его существования.

Наделив скарабея всеми мыслимыми божественными силами и достоинствами, египтяне постепенно превратили его в самый сокровенный и желанный талисман, который должен сопровождать человека при жизни и отправляться вместе с ним в царство мертвых, где с ним не расстается. В царстве мертвых скарабей уже олицетворял силу никогда неумирающего сердца, которое помогало человеку избавиться от недостатков, имевшихся у него при жизни, и возродиться вновь. Человек с помощью талисмана скарабея становился способным преодолевать все препятствия, встречающиеся на его пути, он обновлялся и мог вернуться в мир живых, затем человек снова умирал и воскресал уже обновленным, и так без конца. Поэтому фигурку скарабея из драгоценных камней вкладывали внутрь мумии на место вынутого сердца.

Скарабей и легенда о его божественном происхождении были настолько популярны в Древнем Египте, что изображения жука-навозника встречались на стенах многих жилищ, имелись во всех погребальных комплексах, ему создавали монументы-памятники. Из драгоценных камней резчики изготовляли его фигурки, украшали золотым узором, так появились священные талисманы и амулеты.

Иногда можно увидеть скарабея с расправленными крыльями. Такие жуки означали, что свою миссию на земле они выполнили и готовы отправиться на небо, к истокам, породившим их. Встречаются также каменные фигурки скарабеев, держащих в лапках шарик - символ огненного солнца. Жук с шариком в лапках означает зарождение новой жизни, обещающей дать импульс обновлению человека.

Так неприметное насекомое, жук-скарабей, в Древнем Египте постепенно приобрел черты бога, сопровождавшего человека при жизни и после смерти, ставшего вечным символом души, живущей вне времени и пространства.

Удивительно, что самый обыкновенный жук, весь смысл жизни которого состоит в катании навозных шариков, может ассоциироваться с каким-нибудь божеством.

И, тем не менее, священный скарабей (лат. Scarabaeus sacer ) в Древнем Египте был очень уважаемым представителем отряда жесткокрылых. Жрецы даже вставляли его вместо вырезанного сердца умерших во время их мумифицирования. Такое необычное действо должно было символизировать полет души и возрождение человека в духовном мире.

Само же катание шаров у древних египтян было символом движения солнечного светила, ведь скарабей направляет свой груз всегда строго с востока на запад, словно повторяя путь солнца по небосводу. Делает он это по вполне практическим соображениям - так гораздо легче ориентироваться в пространстве. Все, что жук собрал, послужит ему для питания и для развития потомства.

Интересно, что сами скарабеи согласны есть любой навоз, в то время как для своих деток они выбирают самый, по их мнению, лучший - овечий. Именно в процессе катания, период которого длится с марта по июль, и происходит знакомство будущей супружеской четы.

После того, как самец и самка накатают несколько шариков, они закапывают их в отдельные лунки и присыпают сверху землей. Теперь можно и приступить к продолжению рода. Наверное, скарабеи стеснительны, раз специально для спаривания выкапывают глубокую норку, протяженностью от 10 до 30 см, которая оканчивается просторной гнездовой камерой.

Оплодотворив самку, самец отправляется по своим делам, а будущая мамаша откладывает довольно большое яйцо в один из шариков, соблюдая главное правило: у каждого малыша должен быть собственный домик. Причем за сезон у нее может быть около десятка отпрысков. На этом и ее миссия заканчивается - скарабеи, как и большинство жуков, не заботятся о потомстве.

Через 5-12 дней из яйца вылупится личинка, которая спустя месяц с небольшим превратится в куколку. Понадобится еще две недели, чтобы куколка развилась во взрослую особь. Однако молодые скарабеи не спешат выбираться во враждебный внешний мир: они предпочитают отсиживаться в т.н. «ложном коконе», пока сезонные дожди не размягчат его твердую оболочку. Некоторые даже умудряются провести таким образом зиму.

Взрослые скарабеи черного цвета. Молодежь матовая, а старые жуки, которых жизнь успела потрепать и «натереть», становятся блестящими. Размер средней особи от 2,5 до 3,7 см, при этом половой диморфизм развит слабо, т.е. неспециалисту очень сложно отличить самца от самки. Знатоки же замечают на внутреннем крае задних голеней самцов золотисто-рыжую бахрому, которой нет у самок. Глаза у обоих полов большие, а лобный киль слабый. Задняя часть щек и темя в мелких зернышках. Ноги и нижняя часть тела покрыты темно-коричневыми волосками.

Интересно, что обитают священные скарабеи не только в Египте. Их можно встретить во всех южных районах западной Европы: во Франции, Италии, Греции, Болгарии, а также на крайнем юге степей Украины, в Крыму и Грузии.