Краткое содержание место в жизни м шатров. Михаил шатров подарил березовскому жену-проститутку. Завершение творческой деятельности

Шатров Михаил Филиппович.

Советский и российский сценарист и драматург Михаил Филиппович Шатров (настоящая фамилия - Маршак) родился в Москве 3 апреля 1932 года в семье инженера Филиппа Семеновича Маршака. Является родственником Самуила Яковлевича Маршака. Детские и юношеские годы Михаила Шатрова были очень тяжелыми, наполненными трагическими событиями. В 1937 году арестовали его родную тетю, отца арестовали и расстреляли в 1938 году. А в 1949 году, когда Михаил еще учился в школе, арестовали мать. В школу Михаил пошел в 1940 году, но с началом Великой Отечественной войны семья была вынуждена эвакуироваться в Самарканд, где мальчик продолжил учебу. В Москву вернулся в 1944 году, а школу закончил в 1951. Михаил хорошо учился, по окончании школы получил серебряную медаль. Поступать решил в Горный институт. На то имелись свои причины - во-первых, студентам Горного выдавали обмундирование, во-вторых, они имели возможность дополнительного заработка. А деньги были нужны.

Первые литературные опыты Михаила - сценарии и рассказы - публиковались на Алтае в газете «Горная Шория», в 1952 году. Здесь Михаил проходил студенческую практику и трудился бурильщиком. Заработанные деньги тратил на поездки к матери, находящейся в те годы в заключении. Когда Михаил начал литературную деятельность, его родственник, Самуил Яковлевич Маршак, заметил, что двух Маршаков быть не может. Михаил понял - нужен псевдоним. Этот псевдоним по совету Ролана Быкова был взят в 1954 году - именно тогда Михаил написал пьесу из школьной жизни «Чистые руки». Шатров - фамилия одного из героев этой пьесы. Молодежная тематика была продолжена Шатровым и в следующей пьесе «Место в жизни» (1956). В те годы к молодежному вопросу обращались многие известные драматурги - В.Розов, А.Володин. Впоследствии Михаил Шатров не раз возвращался к молодежной тематике в своей драматургии. Но в целом на его творчество большое влияние оказала политическая обстановка в стране, в частности, разоблачение культа личность Сталина. Вся последующая драматургия Михаила Шатрова была пронизана идеей верности революционным догмам, благородству и честности людей, принимавших участие в революции, горечи от того, что новое поколение не только забывает, но и попирает эти идеалы. , художественный руководитель (с которым не раз сотрудничал Шатров) так высказывался о творчестве этого талантливого драматурга - Михаил Шатров сыграл в театральном процессе значительную роль. Особенное значение его пьесы имели во времена возрождающегося сталинизма, которому необходимо было противостоять. Михаил Шатров в своих произведениях очень убедительно опирался на обещания, планы и нормы Ленина, на его идеологию.

Михаил Шатров сотрудничал со многими театрами - «Ленком», МХТ, «Современник», Московский драматический театр имени Ермоловой, Архангельский театр драмы имени Ломоносова, Пермский театр драмы, Рижский театр юного зрителя. Самые известные его пьесы - « »(пьеса , постановка , режиссер , сценография , музыкальное оформление

Михаи́л Фили́ппович Шатро́в (настоящая фамилия - Марша́к ; 1932, Москва, СССР - 2010, Москва, Россия) - советский и российский драматург и сценарист.

Биография

Михаил Шатров родился в семье инженера Филиппа Семёновича Маршака (1900-1938, расстрелян) и Цецилии Александровны Маршак (арестована в 1949 году, амнистирована в 1954 году).

Родственник С. Я. Маршака . Тётя Михаила Шатрова - Нина Семёновна Маршак (1884-1942) - первым браком была замужем за руководителем Коминтерна Осипом Пятницким, вторым браком - за советским государственным деятелем А. И. Рыковым.

Закончил школу с серебряной медалью и поступил в Горный институт (учился на одном курсе с будущим вице-мэром Москвы Владимиром Ресиным). В начале 1950-х проходил практику на Алтае, где работал бурильщиком, там и начал писать. В 1954 году была написана первая пьеса - «Чистые руки».

Лауреат Государственной премии СССР (1983), кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1982) и ордена Дружбы народов (1984).

В 1990 году стал одним из сопредседателей организации «Апрель». Входил в общественный совет Российской объединённой социал-демократической партии.

С середины 1990-х являлся президентом и председателем совета директоров ЗАО «Москва - Красные холмы», которое управляет Российским культурно-деловым центром «Красные холмы», открытым в 2003 году, куда, в частности, входит Свиссотель Красные Холмы. По словам самого Шатрова, он не имел никакого отношения к финансовой и экономической деятельности, а занимался только творческой.

Умер в Москве на 79-м году жизни от сердечного приступа в своей квартире в Доме на набережной. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Руководитель МХТ народный артист СССР Олег Табаков сказал после смерти Шатрова:

Бывший министр культуры Российской Федерации Михаил Швыдкой:

Семья

Вторая жена - актриса Ирина Мирошниченко . Был женат четвёртым браком на Елене Горбуновой, которая вскоре после развода с Шатровым стала супругой Бориса Березовского.

Дочь - Наталья Миронова (Шатрова) (род. 1958, Москва). Окончила филфак МГУ. Филолог-славист. Состояла в браке с Андреем Карауловым. Мать двоих детей - Филиппа и Софии.

Творчество

Пьесы

о Ленине

    • «Именем революции» (1957)
    • «Шестое июля» (1964)
    • «Большевики» («Тридцатое августа», 1968)
    • «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд», 1979)
    • «Так победим!» (1982)
    • «Диктатура совести» (1986)
    • «Брестский мир» (1987)
    • «Дальше… дальше… дальше!» (1988)
  • «Чистые руки» (1955)
  • «Место в жизни» (1956) - создана под влиянием пьесы В. Розова «В добрый час».
  • «Лошадь Пржевальского» (1972) - о студентах на освоении целины
  • «Погода на завтра» (1974) - об автозаводе
  • «Мои Надежды» (1977) - о ткачихах трёх поколений
  • «Глеб Космачёв»
  • «Дождь лил как из ведра»

Последнее 5-томное собрание сочинений вышло в корпоративном издательстве турецкой строительной компании «Энка».

Постановки пьес

Пьесы Шатрова ставились во многих театрах страны.

Один из самых репертуарных драматургов СССР.

  • «Современник».
    • 1967 - «Большевики», реж. О.Ефремов, Г.Волчек, - «к 50-летию Великого Октября».
  • «Ленком».
  • Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой.
  • Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова.
  • Пермский театр драмы.
    • «Синие кони на красной траве».
  • Рижский театр юного зрителя.
    • 1962 - «Глеб Космачёв»

Киносценарии

  • 1963 - Именем революции
  • 1968 - Шестое июля
  • 1975 - Доверие (совместно с Владленом Логиновым и Вяйнё Линна)
  • 1976 - Моя любовь на третьем курсе
  • 1980 - Тегеран-43 (совместно с Александром Аловым и Владимиром Наумовым)
  • 1981 - Две строчки мелким шрифтом (совместно с Владленом Логиновым и Виталием Мельниковым)
  • 1984 - Когда другие молчали (Wo andere schweigen, совместно с Ральфом Керстеном и Петером Вуссом)
  • 1987 - Так победим! (телеспектакль)
  • 1988 - Семь дней Надежды (телефильм)

Проза

  • «Февраль» (в соавторстве с В. Логиновым, 1979) - роман-хроника
  • Когда Михаил Маршак в 1955 году принёс в Центральный детский театр молодому режиссёру Олегу Ефремову свою первую пьесу «Чистые руки», тот, узнав, что молодого драматурга зовут Маршак, посчитал того психопатом, взявшим неудачный псевдоним.
  • Когда Михаил Маршак начал писать, его родственник Самуил Яковлевич Маршак сказал ему: ты же понимаешь, что двух Маршаков быть не может. Поэтому и появился драматург Михаил Шатров.
  • По совету Ролана Быкова Михаил Маршак взял в качестве псевдонима фамилию одного из героев своей первой пьесы «Чистые руки».
  • Летом 2003 года Михаилу Шатрову угрожали, что на его даче в Переделкине заложена бомба. Приехавшие специалисты бомбу не обнаружили.

Михаил Шатров родился в семье инженера Филиппа Семёновича Маршака (1900-1938, расстрелян) и Цецилии Александровны Маршак (арестована в 1949 году, амнистирована в 1954 году). Родственник С. Я. Маршака . Тётя Михаила Шатрова - Нина Семёновна Маршак (1884-1942) - первым браком была замужем за руководителем Коминтерна Осипом Пятницким , вторым браком - за советским государственным деятелем А. И. Рыковым .

Закончил школу с серебряной медалью и поступил в Горный институт (учился на одном курсе с будущим вице-мэром Москвы Владимиром Ресиным). В начале 1950-х проходил практику на Алтае, где работал бурильщиком, там и начал писать. В 1954 году была написана первая пьеса - «Чистые руки».

Лауреат Государственной премии СССР (1983), кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1982) и ордена Дружбы народов (1984).

В 1990 году стал одним из сопредседателей организации «Апрель». Входил в общественный совет Российской объединённой социал-демократической партии.

С середины 1990-х являлся президентом и председателем совета директоров ЗАО «Москва - Красные холмы», которое управляет Российским культурно-деловым центром «Красные холмы», открытым в 2003 году, куда, в частности, входит Свиссотель Красные Холмы. По словам самого Шатрова, он не имел никакого отношения к финансовой и экономической деятельности, а занимался только творческой.

Умер в Москве на 79-м году жизни от сердечного приступа в своей квартире в Доме на набережной. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Руководитель МХТ народный артист СССР Олег Табаков сказал после смерти Шатрова:

Бывший министр культуры РФ Михаил Швыдкой:

Творчество

Пьесы

    • «Именем революции» (1957)
    • «Шестое июля» (1964)
    • «Большевики» («Тридцатое августа», 1968)
    • «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд», 1979)
    • «Так победим!» (1982)
    • «Диктатура совести» (1986)
    • «Брестский мир» (1987)
    • «Дальше… дальше… дальше!» (1988)
  • «Чистые руки» (1955)
  • «Место в жизни» (1956) - создана под влиянием пьесы В. Розова «В добрый час».
  • «Лошадь Пржевальского» (1972) - о студентах на освоении целины
  • «Погода на завтра» (1974) - об автозаводе
  • «Мои Надежды» (1977) - о ткачихах трёх поколений
  • «Глеб Космачёв»
  • «Дождь лил как из ведра»

Последнее 5-томное собрание сочинений вышло в корпоративном издательстве турецкой строительной компании «Энка».

Постановки пьес

Пьесы Шатрова ставились во многих театрах страны.

Один из самых репертуарных драматургов СССР.

  • «Современник».
    • 1967 - «Большевики», реж. О.Ефремов , Г.Волчек , - «к 50-летию Великого Октября».
  • «Ленком».
  • Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой.
  • Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова.
  • Пермский театр драмы.
    • «Синие кони на красной траве».
  • Рижский театр юного зрителя.
    • 1962 - «Глеб Космачёв»

Киносценарии

  • 1963 - Именем революции
  • 1967 - Штрихи к портрету В. И. Ленина
  • 1968 - Шестое июля
  • 1975 - Доверие (совместно с Владленом Логиновым и Вяйнё Линна)
  • 1976 - Моя любовь на третьем курсе
  • 1980 - Тегеран-43 (совместно с Александром Аловым и Владимиром Наумовым)
  • 1981 - Две строчки мелким шрифтом (совместно с Владленом Логиновым и Виталием Мельниковым)
  • 1984 - Когда другие молчали (нем. Wo andere schweigen, совместно с Ральфом Керстеном и Петером Вуссом)
  • 1987 - Так победим! (телеспектакль)
  • 1988 - Семь дней Надежды (телефильм)

Проза

  • «Февраль» (в соавторстве с В. Логиновым, 1979) - роман-хроника
  • Когда Михаил Маршак в 1955 году принёс в Центральный детский театр молодому режиссёру Олегу Ефремову свою первую пьесу «Чистые руки», тот, узнав, что молодого драматурга зовут Маршак, посчитал того психопатом, взявшим неудачный псевдоним.
  • Когда Михаил Маршак начал писать, его родственник Самуил Яковлевич Маршак сказал ему: ты же понимаешь, что двух Маршаков быть не может. Поэтому и появился драматург Михаил Шатров.
  • По совету Ролана Быкова Михаил Маршак взял в качестве псевдонима фамилию одного из героев своей первой пьесы «Чистые руки».
  • Летом 2003 года Михаилу Шатрову угрожали, что на его даче в Переделкине заложена бомба. Приехавшие специалисты бомбу не обнаружили.

Михаил Шатров - драматург, с чьим именем связывают целую эпоху советской общественной жизни и российской драматургии. В его пьесах, посвященных периоду революции и Гражданской войны, отразилась романтика тех лет и все противоречия, присущие тому времени.

Михаил Шатров является одним из наиболее известных драматургов самой поздней советской эпохи, автором пьес о революции и жизни ее вождей. Характеры героев его революционных пьес выходят далеко за рамки официальной советской истории. Образы Ленина, Сталина, Троцкого, Свердлова в его творчестве полны объемных драматических черт. Михаил Шатров ставил свои пьесы во многих ведущих театрах страны - в «Ленкоме», «Современнике», Театре Ермоловой. Постановки всегда вызывали большой резонанс. Зрителями одной из его пьес, шедшей во МХАТе, стал однажды весь состав Политбюро во главе с секретарем ЦК КПСС Леонидом Ильчом Брежневым.

Михаил Шатров: биография

Будущий драматург родился 03.04.1932 г. в Москве, в семье известного инженера Ф. С. Маршака и Ц. А. Маршак. Отец будущей знаменитости был репрессирован и расстрелян в 1938-м. Мать также была репрессирована и амнистирована в 1954-м. Является родственником С. Я. Маршака, известного советского поэта. Тетя драматурга, Н. С. Маршак, в первом браке являлась супругой руководителя Коминтерна О. Пятницкого, во втором - видного советского деятеля А. Рыкова.

Известно, что Михаил Шатров после школы, которую окончил с серебряной медалью, стал студентом Московского горного института, где в числе его сокурсников был будущий вице-мэр Москвы Владимир Ресин. В начале 1950-х Михаил Шатров (фото представлено в статье) проходил практику в Алтайском крае. Здесь, работая бурильщиком, начал писать. Шатров Михаил - драматург, который впервые заявил о себе в 1954-м, когда была опубликована первая пьеса молодого автора - «Чистые руки». В 1961-м писатель вступает в партию.

Шатров Михаил - драматург, являющийся лауреатом Государственной премии Советского Союза (1983 г.), кавалером орденов Трудового Красного Знамени и Дружбы народов.

В 1990-х Шатров становится сопредседателем организации «Апрель», объединившей многих советских литераторов, публицистов, журналистов и критиков, поддерживающих политические и экономические реформы Михаила Горбачева, членом общественного совета СДПР, возглавляет совет руководителей объединения «Москва - Красные холмы».

Известный драматург умер от сердечного приступа 23.05.2010 г., в Москве, в возрасте 79 лет. Похоронен на Троекуровом кладбище.

Шатров Михаил Филиппович: творчество

Великая Раневская, намекая на пристальное внимание драматурга к ленинской тематике, называла его «современной Крупской». Олег Табаков, народный артист Советского Союза, считал, что Михаил Шатров, биография и творческий путь которого всегда были предметом активного интереса почитателей, является «очень самостоятельной и особой фигурой советской драматургии» постхрущёвского периода. М. Швыдкой, бывший министр культуры РФ, считал, что в пьесах Шатрова отражена целая историческая эпоха, все этапы формирования и развития общественных сил в СССР, глубоко проанализированы явления, рожденные хрущёвской оттепелью и брежневским застоем.

Начало

Михаил Шатров (фото в молодости не сохранились) свои первые произведения опубликовал в 1952-м. Это были небольшие рассказы и сценарии, публикация которых принесла начинающему писателю средства, необходимые для поездок к матери, отбывающей срок после ареста в 1949-м.

Самыми серьезными потрясениями тех лет были: так называемое «дело врачей» и кончина Сталина, на похоронах которого молодой драматург присутствовал. Эти знаковые для страны события навсегда остались в его памяти и отразились в его последующем творчестве.

В 1954-м, будучи студентом, Шатров создал драму о школьной жизни - «Чистые руки». В качестве отрицательного героя он изобразил здесь секретаря комсомольской организации. Молодежной проблематике драматург уделяет внимание и в последующих пьесах: «Место в жизни» (1956), «Современные ребята» (1963-й), «Лошадь Пржевальского» (1972-й). Последняя ставилась под другим названием - «Моя любовь на третьем курсе». Уже о первых работах Шатрова благосклонно отзывались серьезные критики.

Тема революции

Первой пьесой, посвященной теме революции и написанной уже после разоблачения культа Сталина, была «Именем революции», рассчитанная на подростковую аудиторию (поставлена Московским ТЮЗом). Стержнем пьесы, как и всей последующей драматургии, было провозглашение верности идеям революции, воспевание честности и благородства ее участников и развенчание забвения и попрания высоких революционных свершений нынешним поколением. «Коммунисты» («Если каждый из нас»), «Продолжение» (1959, «Глеб Космачев»), в которых драматург предпринял попытки более глубоко взглянуть на революционные события, были запрещены.

Образ Ленина

Значительным событием в творческой жизни драматурга стало знакомство с кинорежиссером М. Роммом, которое вылилось в формирование замысла создать в театре и кино образ В.И. Ленина безо всякого хрестоматийного глянца. Не менее важным драматург считал описание действий вождя в условиях реальной исторической ситуации, восстановление драматического контекста эпохи, изображение окружавших великого человека людей и их с ним взаимоотношения.

В 1969-м началась работа Шатрова над кинороманом, основанным на исторических событиях - «Брестский мир». В данном произведении все реальные исторические герои действовали соответственно своим политическим и идейным воззрениям. На первом плане была изображена драматургия политической жизни, полная непримиримой борьбы и конфликтов. Анонсирование романа состоялось в 1967-м, само же произведение вышло в журнале «Новый мир» А. Твардовского спустя 20 лет - в 1987-м.

Зрелость мастера

В пьесе «Шестое июля» (документальная драма, 1962-й) был воплощен принципиально новаторский подход драматурга к изображению образов врагов: Мария Спиридонова, противник большевиков, была изображена как цельный, искренний, идейно убежденный человек. Пьеса имела громкий успех, однако вызвала резко негативный отклик в партийной печати. Одновременно М. Шатров написал сценарий, по которому режиссером Ю. Карасиком был снят фильм, получивший на XVI кинофестивале (Карловы Вары) Главный приз (1968 году).

В это же время драматург начинает работу над созданием цикла "Драмы революции", в котором поднимает острейшие проблемы жизни общества на крутых переломах истории. Одним из главнейших в цикле является вопрос о революционном насилии, его границах, допустимости и условиях применения. В пьесе «Большевики» из данного цикла была взята за основу история покушения на В. И. Ленина. На первом плане драматургом решался вопрос о причинах возникновения «белого» и «красного» террора, о насилии как средством управления и власти. Вокруг произведения Шатрова разгорелась настоящая партийно-идеологическая борьба. Пьеса была показана без официального разрешения цензуры. Благословение на ее показ было дано лично министром культуры Е. Фурцевой. Это был беспрецедентный случай в истории советского театра.

Отход от ленинской тематики

К этому периоду творчества М. Шатрова относится создание им сценария четырех киноновелл о В. И. Ленине, поставленных на телевидении режиссером Л. Пчелкиным. Набирала силу кампания по обвинению драматурга в искажении исторической правды. Недоброжелатели утверждали, что автором подтасовываются документы, проводится ревизионистская линия. В результате телесериал вышел на экраны только в 1988-м. Драматургу было запрещено писать на историко-революционную тематику. Грозило исключение из партии. М. Шатров отходит от ленинской тематики и обращается к современности.

Другие темы

В 1973-м он пишет производственную драму «Погода на завтра». Материалом для создания произведения послужило грандиозное сооружение Волжского автомобильного завода и происходившие в рабочем коллективе процессы. В 1975-м в Театре Советской армии была поставлена посвященная 30-летию великой Победы пьеса «Конец» («Последние дни ставки Гитлера»). Постановка была сопряжена со многими трудностями. В это же время пьесу поставили в ГДР. Истории прихода нацистов к власти М. Шатров посвятил сценарий «Когда другие молчат» (в 1987-м). На примере жизни и судьбы революционерки Клары Цеткин в произведении была поднята проблема личной ответственности политического деятеля за ошибки, которые он совершил перед партией и народом. Большой успех имели социально-бытовая комедия М. Шатрова «Мои Надежды» (постановка Московского театра им. Ленинского комсомола). В пьесе показаны судьбы трех женщин, выражающие идеалы поколений 20-70-х годов.

Возвращение к теме В. И. Ленина

В 1978-м драматург возвращается к излюбленной историко-революционной тематике. В пьесе «Синие кони на красной траве» («Революционный этюд») Шатровым апробируются новые возможности жанра документальной драмы. Автор насыщает ее лирическим пафосом, свободно сочетая исторические реалии с поэтическим вымыслом. Новаторство драматургии заключалось в том, что образ вождя создавался без применения черт портретного сходства. Актер перевоплощался, не используя грима и привычного произношения. Оставались лишь отдельные «хрестоматийные» элементы внешнего облика (кепка, галстук в горошек, и т. д.). Главным было воспроизведение поведения и типа мышления. Пьеса была построена в виде обращения к потомкам и завещания им.

Начиная с 1976-го драматург работает над исследованием и отражением в творчестве различных аспектов взаимодействия моральности и политики. Выходят из-под его пера сценарии: «Доверие», «Две строчки мелким шрифтом», пьесы: «Вам завещаю» («Так победим!»), «Диктатура совести» и др. В своих работах драматург углубляет анализ ошибок, допущенных в годы революции и гражданского лихолетья. В 1983-м за пьесу «Диктатура совести» Шатров был удостоен Государственной премии Советского Союза.

Пьеса «Дальше... дальше... дальше!» (1988-й), стала последней работой М. Шатрова, в которой был подведен итог его размышлениям над политическим наследием В. И. Ленина, над ролью в советской истории И. В. Сталина, над проблемой сталинизма в целом. Произведение вызвало бурную дискуссию в обществе. Резко выступили против Шатрова ученые-ретрограды, апеллировавшие к прежним партийным догмам, имел место целый поток писем читателей, поддерживающих взгляды драматурга и обвинявших его в предательстве высоких исторических идеалов. В 1989 -м текст пьесы был издан со всеми откликами, вызванными ее появлением, в книге «Дальше... дальше... дальше! Дискуссия вокруг одной пьесы».

Завершение творческой деятельности

Последним произведением драматурга стала пьеса «Может быть», написанная им в 1993-м в Штатах, где Шатров пребывал по приглашению Гарвардского университета. Пьесу поставил Королевский театр Манчестера, она шла в течение двух месяцев и была представлена 60 раз. Актуальным для американской публики было то, что произведение воссоздавало атмосферу страха, распространившуюся в Америке в годы маккартизма. Страха, способного изуродовать психику людей и превратить их в предателей и подлецов в любой стране. Весной 1994-го Шатров возвращается на родину.

В годы перестройки

В бурные годы перестройки писатель принимает активное участие в публицистической и общественной деятельности, которой он и ранее уделял большое внимание (длительное время занимал должности руководителя семинара начинающих драматургов в Союзе писателей, секретаря правления Союза писателей и театральных деятелей (СТД). В 1988-м издает написанные в разное время статьи в книге «Необратимость перемен».

Сразу после своего избрания секретарем правления СТД М. Шатров стал добиваться реализации своей самой заветной мечты - создания в столице международного центра культуры, который объединял бы под своей крышей многие виды искусств: живопись, кино, театр, музыку, литературу, телевидение. В 1987-м постановлением Моссовета на набережной Москвы-реки был выделен под строительство участок земли. Проект будущего строительства был разработан театральными архитекторами Ю. Гнедовским, В. Красильниковым, Д. Солоповым. М. Шатров всецело сосредоточился на строительстве. Осенью 1994-го было создано закрытое акционерное общество «Москва - Красные Холмы». М.Ф. Шатров занял в нем должности президента и председателя совета руководителей. В июле 1995-го началось строительство центра, который был открыт в 2003-м.

Значение творчества

Резонанс, вызываемый в обществе многими пьесами М. Шатрова, был очень велик. Драматург удостоен многих государственных наград. Значение его творчества кинокритик Алла Гербер определила так: «Во времена, когда правды совсем не было, полуправда, которую несли пьесы Шатрова, была для нас очень важна».

Михаил Шатров: личная жизнь

По утверждениям близких, Шатров был довольно скрытным человеком. Друзьям драматург сознался, что был неоднократно женат. Но, как свидетельствует его окружение, прессе долгое время не удавалось узнать, с кем живет Михаил Шатров: личная жизнь драматурга была за семью печатями. После его смерти журналисты узнали некоторые подробности. В частности, известно, что культовый драматург был четырежды официально женат.

Впрочем, на склоне лет кое-что о себе поведал в интервью сам Михаил Шатров. Жены выдающегося драматурга: актрисы Ирина Миронова, Ирина Мирошниченко, Елена Горбунова, последний брак - с Юлией Чернышевой, которая была младше мужа на 38 лет. Дети драматурга: дочь от первого брака Наталья Миронова, филолог-славист, дочь от четвертого брака Александра - Мишель, родившаяся в США в 2000-м. Михаил Шатров и Ирина Мирошниченко (вторая жена драматурга) не имели детей.

Родился 3 апреля 1932 года в Москве. Отец - Маршак Филипп Семенович (1900-1937), инженер. Мать - Маршак Цецилия Александровна (1904 г. рожд.), преподавала немецкий язык в средней школе. Супруга - Юлия Владимировна. Дочери: Наталья (1959 г. рожд.) и Александра (2000 г. рожд.).

Детские и юношеские годы знаменитого драматурга Михаила Шатрова окрашены в трагические тона. Родная сестра его отца была супругой члена ЦК ВКП(б) А.И. Рыкова. В 1937 году ее арестовали. Такая же судьба была уготована отцу Михаила , Филиппу Семеновичу. Он был расстрелян, о чем близкие узнали только после реабилитации в 1956 году.

В 1940 году Михаил пошел в школу. Когда началась Великая Отечественная война, семья эвакуировалась в Самарканд, где он продолжал учебу до возвращения в Москву в 1944 году. В школе Михаил Шатров был активистом, секретарем комсомольской организации, заместителем редактора рукописного журнала "Наше слово", для которого писал статьи на политические темы.

В 1949 году арестовали маму Михаила , и он остался без средств к существованию. Желая помочь ему, учителя школы собрали группу младшеклассников, которые плохо учились, и предложили заниматься с ними, делать уроки. Родители ребят приносили хлеб, картошку... В 1950 году, надеясь на свидание с матерью, которая отбывала срок в Красноярском крае (она была амнистирована в 1954 году), Михаил выехал к родственникам в Тюмень, где проучился некоторое время в средней школе. В школьном драмкружке он поставил "Два капитана" В. Каверина. В 1951 году, по возвращении в Москву, окончил десятилетку с серебряной медалью и поступил в Горный институт. Выбор института был продиктован тем, что там обеспечивали студентов обмундированием и имелась возможность жизненно необходимого для Михаила дополнительного заработка.

Первые литературные произведения Михаила Шатрова - рассказы, сценарии - были опубликованы в 1952 году в газете "Горная Шория" (на Алтае М. Шатров проходил практику и работал бурильщиком, чтобы иметь деньги на поездки к матери). Серьезные потрясения тех лет: "дело врачей", смерть И.В. Сталина и присутствие на его похоронах - навсегда остались в памяти драматурга и нашли отражение в его последующем творчестве.

В 1954 году, еще учась в институте, Михаил Шатров написал пьесу из школьной жизни - "Чистые руки", в которой отрицательным героем был секретарь комсомольской организации (к жанру школьной комедии драматург вернется через много лет, в 1972 году, когда вместе с А. Хмеликом напишет пьесу "Дождь лил как из ведра"). В следующей пьесе Михаила Шатрова - "Место в жизни" (1956), как и в драматургии А. Володина и В. Розова тех лет, разрабатывалась молодежная проблематика. Главный вопрос, который поднимался в ней, - где приложить свои силы, - решался в духе времени: место человека определяется не его социальным положением, а духовным призванием, возможностью раскрыть свой человеческий потенциал. Молодежную тему драматург не оставляет и впоследствии: она находит отражение в его пьесе "Современные ребята" (1963) и "студенческой комедии" "Лошадь Пржевальского" (1972) о движении стройотрядов, получившей положительные отзывы серьезной критики (К. Щербакова и А. Смелянского). "Лошадь Пржевальского" шла в театрах также под названием "Моя любовь на третьем курсе".

Разоблачение культа личности И.В. Сталина поддержало в М. Шатрове веру в возможность восстановления "ленинских норм партийной жизни", и он в 1957 году подал заявление в партию. Однако прием был отложен почти на три года, так как его некоторые пьесы тех лет (в частности, "Глеб Космачев") воспринимались партийным начальством как ревизионистские. Уже тогда молодой драматург обращается к теме революции. Это начинание было поддержано его наставниками А. Арбузовым, А. Салынским, А. Штейном, руководителями семинара молодых драматургов, в котором принимал участие М. Шатров . Его первая пьеса, посвященная этой тематике, "Именем революции" сюжетно примыкала к предыдущим работам и была рассчитана на подростковую аудиторию (постановка Московского ТЮЗа). В ней уже присутствовало то, что составит идейный стержень его последующей драматургии: верность идеям революции, честность и благородство участвовавших в ней людей и забвение, попрание всего этого последующими поколениями.

Серьезной заявкой на более углубленное развитие этой идеи, реализуемой на современном материале, стала пьеса "Если каждый из нас..." (первоначальное название "Коммунисты"), предназначавшаяся для Театра имени Евг. Вахтангова. Главному герою, студенту, секретарю комсомольской организации, выступающему против культа личности, противостоял преподаватель марксизма, держащийся за старые догмы. Текст пьесы был уже набран в журнале "Молодой коммунист", но цензура не допустила ее выхода в свет. Та же участь постигла пьесу М. Шатрова "Продолжение" (1959), которая под названием "Глеб Космачев" была поставлена на сцене Театра имени М. Ермоловой и вскоре запрещена. В этой пьесе, действие которой развивается на строительстве сибирской железной дороги (М. Шатров побывал в Сибири в 1959 году и опубликовал ряд очерков о стройках в газете "Труд"), использован принцип исторической аллюзии: реальную ситуацию зритель должен был прочитывать как модель общественно-политического устройства в сталинскую эпоху. Через некоторое время пьеса все же вернулась на сцену и вошла в репертуар многих театров страны.

Значительный след в дальнейшей творческой жизни М. Шатрова оставило знакомство с кинорежиссером М. Роммом, в разговорах с которым созревало желание создать в кино и театре образ В.И. Ленина, лишенный хрестоматийного глянца, вписать его действия в реальную историческую ситуацию, восстановить драматический контекст эпохи, показать окружавших его людей и их взаимоотношения. Так в 1969 году зародился замысел основанного на исторических документах "киноромана" "Брестский мир", в котором реальные исторические лица действовали бы в соответствии со своими политическими позициями и идейными воззрениями, а главное - на первый план выступала бы драматургия самой политической жизни, полной конфликтов и непримиримой борьбы, то есть то, что сам автор сформулировал в названии одного из своих публицистических выступлений: "История - лучший драматург". Новому отношению к историческому документу М. Шатров во многом был обязан также встрече с научным сотрудником Института марксизма-ленинизма (ИМЛ) В. Логиновым, впоследствии ставшим его соавтором по нескольким работам (с открытиями в области "документальной драмы", сделанными западными драматургами П. Вайсом, Р. Кипхардтом и Р. Хоххутом, он познакомился позже.) Острота политического конфликта, обозначенного в пьесе, - столкновение большевиков с левыми коммунистами по поводу заключения мира - подогревалась политической ситуацией конца 1950-х годов, когда началась китайская "культурная революция". Однако присутствие среди действующих лиц Л. Троцкого и Н. Бухарина исключало возможность появления этой работы в печати. Роман был анонсирован в "Новом мире" А. Твардовского, но появился на страницах этого журнала только 20 лет спустя - в 1987 году.

Невозможность назвать имена людей, реально участвовавших в главнейших исторических событиях эпохи, определила направление художественных поисков М. Шатрова в документальной драме "Шестое июля" (1962), где запрещенные имена произносились в телефонном разговоре. Исторической канвой этого произведения послужили события 1918 года, связанные с мятежом левых эсеров. Принципиальным новаторством этой драмы было раскрытие характера противника большевиков - Марии Спиридоновой как цельного, искреннего, идейно убежденного человека. Важным было также рассмотрение возможности существования многопартийности, осуществлению которой в стране помешали обстоятельства. Остро звучала мысль о соотношении политических целей и средств их достижения. Принципиальным идейно-нравственным итогом стал вывод о том, что неправедные средства способны изменить, скорректировать, даже исказить правую цель. Пьеса с успехом шла в Москве во МХАТе и Театре имени К. Станиславского, а также во многих театрах страны. Она получила широкий отклик в прессе, вызвала резкое недовольство партийной печати. Одновременно М. Шатровым был написан сценарий, по которому режиссер Ю. Карасик снял фильм, получивший Главный приз на XVI кинофестивале в Карловых Варах в 1968 году.

У драматурга зреет замысел создать цикл "Драмы революции" (образцом здесь должен был служить Р. Роллан). Драма "Большевики" ("Тридцатое августа") поднимает одну из острейших проблем жизни общества на переломах истории - революционное насилие, его границы, допустимость и условия применения. Взяв за основу историю покушения на В.И. Ленина, М. Шатров выдвинул на первый план вопрос о причинах возникновения в стране "красного" и "белого" террора, о постепенной подмене исторически объяснимого и необходимого, ограниченного временными рамками насилия - насилием как средством власти и управления, показал процесс овладения этой идеей умами и чувствами людей. Легко выстраивалась параллель с 1937 годом. Вокруг пьесы началась партийно-идеологическая борьба: против ее постановки высказались цензура ИМЛ, отдел пропаганды ЦК партии. 7 ноября произошел беспрецедентный в истории советского театра случай - состоялся показ пьесы "Большевики" на сцене театра "Современник" по личному разрешению министра культуры Е. Фурцевой без официального благословения цензуры. Вместе с пьесами Л. Зорина о декабристах и А. Свободина о народовольцах она составила театральную трилогию о русских революционерах, долго продержавшуюся в репертуаре театра. Среди неоспоримых художественных достоинств пьесы критика отмечала особый театральный прием, использованный автором: отсутствие на сцене главного героя, и его незримое присутствие в мыслях и разговорах участников действия, а также яркую проработку характеров, предельную спрессованность сценического времени.

В этот же период М. Шатров создает сценарий четырех киноновелл о В.И. Ленине: "Поименное голосование", "Полтора часа в кабинете Ленина", "Воздух Совнаркома", "Коммуна ВХУТЕМАС", в которых звучали отголоски его предыдущих пьес (в том числе и неопубликованного "Брестского мира") и которые поставил на телевидении режиссер Л. Пчелкин. В связи с набиравшей силу кампанией по обвинению М. Шатрова в искажении исторической правды, в подтасовке документов, в проведении ревизионистской линии этот телевизионный сериал был показан на телеэкране только в 1988 году. Драматургу запретили писать произведения историко-революционной тематики (пришлось прервать работу над пьесой о Ленине "Недорисованный портрет"), ему грозило исключение из партии. Все это определило отход М. Шатрова от ленинской темы и обращение к современности.

В жанре производственной драмы написана пьеса "Погода на завтра" (1973), материалом для которой послужило строительство Волжского автомобильного завода и процессы, происходящие в рабочем коллективе. Герои вписывались в разрабатываемые в эти годы в драматургии типы "деловых людей".

В связи с 30-летием Победы в Великой Отечественной войне М. Шатров пишет пьесу "Конец" ("Последние дни ставки Гитлера"), появление которой на сцене Театра Советской Армии также оказалось сопряжено со многими трудностями (ГлавПУР препятствовал выпуску спектакля). В том же 1975 году пьеса была поставлена в ГДР. История прихода нацистов к власти была исследована М. Шатровым в сценарии "Когда другие молчат" (1987), где на примере судьбы Клары Цеткин ставился вопрос о личной ответственности политика за ошибки, совершаемые его партией, перед народом.

Большой успех сопутствовал социально-бытовой комедии М. Шатрова "Мои Надежды" в постановке Московского театра имени Ленинского комсомола - пьесе о трех женщинах, судьбы которых выражали идеалы поколений 1920-х, 1940-х и 1970-х годов.

Возвращение к историко-революционной теме обозначила пьеса "Синие кони на красной траве" (1978; другое название - "Революционный этюд"), в которой М. Шатров опробовал новые возможности документальной драмы, насытив ее лирическим пафосом. В ней свободно сочетался поэтический вымысел и исторические реалии. Новаторской была попытка создать образ В.И. Ленина, не прибегая к портретному сходству. Актер должен был перевоплощаться, используя не грим и привычное произношение, а лишь отдельные "хрестоматийные" детали одежды (галстук в горошек, кепка и др.). Главным становилось воспроизведение типа мышления и поведения. Пьеса строилась как обращение-завещание к потомкам ("Если вы не добьетесь успеха, история поставит под сомнение нас") и состояла из бесед-встреч В.И. Ленина с людьми, в ходе которых выяснялось, что произошла подмена: из идеи социализма выхолостили все человеческое, оставив убогое, примитивное, превратно истолкованное, что привело к созданию казарменного социализма.

Два сценария (совместно с В. Логиновым) - "Доверие" (1976) и "Две строчки мелким шрифтом" (1980) касались различных аспектов взаимодействия нравственности и политики. Доверие как основа решения национального вопроса стало, на взгляд автора, программой молодого советского правительства в острейшей ситуации отделения Финляндии. Резкая отповедь квазипатриотизму некоторых коммунистов прозвучала в разговоре В.И. Ленина с Г. Пятаковым. В центре второго сюжета - история молодого ученого, чьи усилия по реабилитации человека, объявленного сотрудником охранки, не приносят ему "зримого" результата - от всех поисков остаются только набранные петитом несколько строк в примечании, - но становятся для него школой нравственности.

В 1980 году М. Шатровым начата работа над пьесой, первоначально называвшейся "Вам завещаю" (впоследствии "Так победим!"), прошедшей через рогатки цензуры, однако получившей отрицательные отзывы ученых ИМЛ. В ней впервые со сцены прозвучал текст ленинского завещания, содержащий характеристики ближайших соратников, в полный голос было сказано об изоляции вождя революции в последний год жизни, инициатором которой был И.В. Сталин. В ленинских размышлениях-воспоминаниях присутствовал анализ ошибок, допущенных им и подхваченных и усугубленных последователями. Постановка, в которой акцентированы элементы трагедии, была осуществлена на сцене МХАТа в 1981 году и получила положительные рецензии ведущих театральных критиков: М. Строевой, Ю. Рыбакова, Г. Капралова, А. Караулова и др. В 1983 за эту пьесу М. Шатров был удостоен Государственной премии СССР.

Нарастающий шквал обвинений против основателя социалистического государства, возникший в обществе раскол, появление разных точек зрения на суть и судьбу социалистических идей, обсуждение которых стало возможным с наступлением гласности, подвигли драматурга к попытке воспроизвести на сцене "суд над Лениным". Желание вовлечь в дискуссию по вопросам морали, политики современный зрительный зал (пьесе "Диктатура совести" было дано жанровое определение "споры и размышления 1986 года в двух частях") вызвало к жизни новую художественную форму - публицистический карнавал, где действовали уже не столько исторические персонажи, сколько исторические маски, носители определенных политических тенденций. Спектакль в постановке М. Захарова в театре имени Ленинского комсомола вызвал многочисленные положительные отклики у критиков (О. Кучкина, А. Свободина, Ю. Щекочихина и др.) и восторженный прием у зрителей.

Последней работой М. Шатрова , подытоживающей его размышления над ленинским политическим наследием, над ролью И.В. Сталина в советской истории, над проблемой сталинизма в целом и его связи со всем предшествующим, стала пьеса "Дальше... дальше... дальше!" (1988), окончательно оформившая понятие "политический театр М. Шатрова ". Она вызвала в обществе бурную дискуссию, резкую реакцию ученых-ретроградов, апеллировавших к прежним партийным догмам, поток читательских писем с поддержкой и обвинениями в предательстве идеалов прошлого. Интересным опытом издания текста пьесы со всеми сопутствующими ее появлению откликами стала книга "Дальше... дальше... дальше! Дискуссия вокруг одной пьесы" (М., 1989).

Последняя пьеса драматурга "Может быть" (1993) создана за рубежом (в 1992 году М. Шатров выехал по приглашению Гарвардского университета в США) специально для знаменитой английской актрисы В. Редгрейв и поставлена в Королевском театре Манчестера, где она шла в течение 2 месяцев и выдержала около 60 представлений. В пьесе воссоздана атмосфера страха, распространившаяся в Америке в годы маккартизма, уродовавшая психику людей, превращавшая их в подлецов и предателей. В Россию М. Шатров вернулся весной 1994 года.

Многое из найденного в драматургии М. Шатров использовал в единственном своем прозаическом произведении - "романе-хронике в документах и письмах" "Февраль" (1979; в соавторстве с В. Логиновым), где история говорит голосами реальных участников событий Февральской революции, ее свидетелей и очевидцев. В годы перестройки писатель активно включился в публицистическую и общественную деятельность, которой уделял внимание и раньше (он длительное время руководил семинаром молодых драматургов в Союзе писателей, был секретарем правления Союза писателей и театральных деятелей). В 1988 году статьи разных лет изданы им в книге "Необратимость перемен".

Еще в 1986 году, после избрания секретарем правления только что созданного Союза театральных деятелей (СТД) и не желая превращаться в "высокопоставленного чиновника от культуры", М. Шатров начал добиваться осуществления своей заветной мечты - создания в Москве большого международного культурного центра, который объединил бы под одной крышей все возможные виды искусств - театр, живопись, музыку, кино, телевидение, литературу. Эта идея понравилась и другим секретарям СТД - О. Ефремову, К. Лаврову, М. Захарову, В. Шадрину. Работу пришлось начинать с нуля. "У нас не было денег даже на скрепки, - вспоминал М. Шатров . - И я пошел по начальству... В 1987 году было подписано постановление Моссовета о резервировании под строительство участка земли на набережной Москвы-реки напротив Новоспасского монастыря. Проект будущего Культурного центра разработали прекрасные театральные архитекторы Ю. Гнедовский, В. Красильников, Д. Солопов.

После трагических событий октября 1993 года в его творческой жизни наступила пауза. Осенью 1994 года было создано ЗАО "Москва - Красные Холмы", которое М.Ф. Шатров возглавил в качестве президента и председателя совета директоров. 20 июля 1995 года был заложен первый камень Российского культурного центра "Красные Холмы", который был введен в строй в 2003 году.

В ночь с 22 на 23 мая 2010 года Михаил Филиппович скончался во сне на 79-ом году жизни от сердечного приступа.

Шатров награжден орденами Трудового Красного Знамени (1982) и Дружбы народов (1984).