Свято-успенская почаевская лавра. † Цельбоносная Стопа Пресвятой Богородицы

В Западной Украине, в Тернопольской области, в небольшом городке Почаеве находится знаменитый мужской православный монастырь – Почаевская лавра. А в ней великие исцеляющие святыни, среди которых стопа Божией Матери.

Почаевская лавра – одна из самых древних православных обителей. Основана она еще за сто лет (!) до крещения Руси. В Почаевской горе, на званной так по селу Почаеву, была обнаружена пещера, в которой подвизались два благочестивых инока. И вот однажды после молитвы они увидели в огненном столпе стоящую на камне Богородицу. После явления Пречистой Девы на камне, где Она стояла, остался след Ее стопы, наполненный прозрачной водой. "С этого времени, – пишет один из дореволюционных историков, – Почаевская гора сделалась селением Божией славы, а след стопы Богоматери – неоскудевающим источником чудес". Прошло много времени, прежде чем маленькая пустынная обитель превратилась в огромный, крепкий монастырь. Произошло это при святом Иове Почаевском, чьи святые мощи тоже покоятся в Почаевской обители. В это трудно поверить, но это так. В Почаевской лавре и по сей день сохранилась эта великая святыня – стопа Матери Божьей, отпечатанная в камне. Почаевскому чуду уже более 650 лет. И все это время в стопе Богоматери находится вода. Она никогда не убывает и никогда не переливается через край. Стопа Богоматери – один из самых знаменитых источников православной России. Много чудесных исцелений помнит история Почаевской обители. 13 августа 1833 года здесь было официально зафиксировано одно из многочисленных исцелений – слепой девочки. Воспитывалась она в доме бабки Агафьи Андреевны Каминской. Она-то и отправилась пешком в Почаевскую лавру, ведя за руку девятилетнюю слепую внучку. Двести верст прошли за шесть дней. Наконец, бабушка подвела внучку к стопе Божией Матери и промыла ей глаза святой водой. И вдруг девочка закричала: "Бабушка, я вижу Божью Матерь!" Летопись хранит и другие исцеления. Святой водой из источника исцелился от раковой опухоли на виске капитан Николай Минин-Саварский. Шесть лет страшно мучилась болями в животе Татьяна Николаевна Мещерская. Пока не отправилась с мужем в Почаев. После того, как она выпила святой воды из Стопы, почувствовала себя совершенно здоровой. Через несколько лет она снова приехала в Почаев, объявила о чуде и скрепила своей подписью истинность этого показания. Стопа Богоматери давно является неоскудевающим источником чудес, рассказывать о которых можно очень долго. Стопа находится в Успенском соборе по правую руку от входа. Паломники могут видеть Стопу, если наклонятся к небольшому отверстию, устроенному над самим цельбоносным источником. Так как Стопа находится под полом храма, то приложиться к ней нельзя, паломники прикладываются к изображению стопы. И сейчас паломники с надеждой и верой припадают к почаевским святыням, Стопе Богоматери, чудотворной Почаевской иконе, святым мощам преподобного Иова Почаевского. Великие православные Почаевские святыни утешают страждущих, исцеляют немощных, укрепляют маловерных. Паломники привозят из Почаева небольшие шапочки, приложенные к мощам, к иконе, к Стопе. Говорят, кто надевает эту шапочку на ночь с молитвой, тот спокойно спит, у того исчезают головные боли. – Так ли это? – спрашиваю паломницу, недавно вернувшуюся из Почаева, Нину Сергеевну Горянкину. – Внука приучила, он теперь без шапочки спать не ложится. Спокойнее стал, учиться лучше начал, а самое главное, теперь, прежде чем в постель залезть, обязательно Почаевской Божьей Матери помолится, я ему привезла в подарок икону. По-прежнему Почаевские святыни исцеляют незрячих и плохо видящих людей. Паломники обязательно увозят с собой святое масло, освященное в Лавре. Им мажут больные глаза, молятся, читают акафист. И – получают исцеления. Как 13-летняя дочка одной их паломниц, Антонины Мироновны Трушкиной. – Я перед всеми святынями Почаевскими молилась, все просила, просила за Катеньку. Привезла масло святое. Давай, дочка, лечиться. Почитаем акафист, помажем глаза маслицем, и так каждый день. И стало улучшаться зрение, очки нам уже послабее прописали. Мы не отступимся, будем дальше исцеления просить. Конечно, Западная Украина не ближний свет. Но паломники едут и едут. А на обратной дороге кто-нибудь обязательно поделится радостью: помогло, отпустило, стало легче. Отправляйтесь в Почаев и, кто знает, может быть, и вы, по милости Божьей, увеличите число тех, кто вымолит перед Почаевской Матерью Божьей, перед мощами Иова Почаевского и святой Стопой исцеление себе и родным.

Очищаем сердце в Великий пост! К сегодняшнему духовному чтению предлагаем Вам назидательное слово протоиерея Григория Дьяченко «О средствах к приобретению чистоты сердца». У нас есть верные средства, через которые мы можем очистить себя и свое сердце от всякой греховной скверны. 1. Это благоговейное призывание имени Господа Иисуса Христа. “Именем Моим бесы ижденут” (Мк. 7, 17), сказал сам Спаситель. Именем Иисуса Христа изгоняются из сердца мысленные бесы, греховные помыслы, злые вожделения. Поэтому и Святая Церковь заставляет нас непрестанно взывать к Спасителю: Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных; Иисусе, сохрани сердце от похотей лукавых (Акаф. Иисусу, икос 11). Многие наблюдения показывают, что частое призывание с верою и благоговением сладчайшего имени Иисуса Христа в так называемой «молитве Иисусовой» способно не только изгнать из сердца христианина все нечистые его движения, но и наполнить его высоким блаженством, небесной радостью и миром. 2. Второе средство к очищению сердца – усердная молитва. “Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит” (Пс. 2. 19), говорит один из очищавших свое сердце. Святая молитва согревает сердце, возбуждает благоговейное умиление и привлекает благодать, очищающую и освящающую сердце. Так и Святая Церковь научает нас очищать сердце теплою умилительною молитвою, когда повелевает взывать к Спасителю: слезные ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающия (Из Последования ко Святому Причащению). Преподобный Пимен Великий дает следующий совет о том, как бороться с искусительными помыслами, вредящими хранению сердца в чистоте: «Это дело подобно тому, – говорит он, – как если бы у человека в левой руке был огонь; он берет из чаши воду и гасит огонь. Огонь – это внушения врага, а вода – усердная молитва перед Богом». 3. Далее, постоянное наблюдение за сердцем и воздержание его от злых вожделений и страстей. «Сыне, всяцем хранением блюди твое сердце» (Притч. 4, 23), т.е. смотри, старайся, чтобы сердце твое было соблюдаемо от греха и хранимо в невинности и чистоте таким, каким оно вышло из купели святого крещения. Вот несколько советов опытных в хранении сердца от всякой скверны греховной подвижников: «Когда горшок снизу подогревается огнем, – говорит авва Пимен, – то ни муха, ни иное какое насекомое или пресмыкающееся не может прикоснуться к нему; когда же простывает, то садятся на него: то же бывает и с человеком: доколе он пребывает в духовном делании, враг не может поразить его». От невнимательности к хранению в сердце чистоты главным образом и происходит нравственное падение человека. Один из подвижников (авва Орсисий) вот как изображает гибельные последствия такой невнимательности. «Я думаю, – говорит он, – что если человек не будет тщательно блюсти своего сердца, то все, что ни услышит он, забывается у него и остается в небрежении, а таким образом враг, нашедши в нем место в себе, ниспровергает его. Когда приготовят и зажгут лампаду, то, если не станут подливать в нее масло, мало-помалу свет ее ослабеет, и она, наконец, совсем погаснет. Кроме этого, случается иногда, что мышь ходит около нее и ищет съесть светильню, но, пока не погаснет масло, не может этого сделать; если же увидит, что лампада не только погасла, но уже и охладела, тогда, желая унести светильню, сваливает и лампаду. Если лампада глиняная, она разбивается; если же медная, то хозяин ставит ее по-прежнему. То же бывает и с нерадивою душою: мало-помалу удаляется от нее Дух Святый, пока совсем она не потеряет горячность свою, а потом враг истребляет расположение души к добру и самое тело оскверняет злом. Впрочем, ели человек не совсем оскудел в любви к Богу и дошел до нерадения только по слабости, то милосердый Бог, посылая в душу его страх Свой и памятование о муках, побуждает его бодрствовать над собою и блюсти себя с большою осторожностью, впредь до посещения Своего». 4. Труд телесный, ослабляя нападение на душу нечистых помыслов (сладострасных, гневных и т.п.), в высокой степени содействует сохранению сердца в чистоте. Спросили однажды авву Агафона: что важнее – телесный труд или хранение сердца? На это старец отвечал: «Человек подобен дереву; труд телесный – листья, а хранение сердца – плод. Но так как, по Писанию, всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и в огнь вметаемо (Мф. 3, 10); то очевидно, что должны мы иметь все попечение о плоде, т.е. о хранении ума. Впрочем, для нас нужно и лиственное одеяние, т.е. труд телесный». 5. Пост есть одно из верных средств к достижению чистоты сердца. «Пост укрощает наши страсти и обуздывает худые навыки, а бдением, – говорит святой Иоанн Лествичник, – сердце смягчается, чистота мыслей блюдется, непристойные воображения прогоняются». 6. Уединение также одно из средств к достижению этой добродетели. Чистоте сердца много способствует уединенное пустынножительство. Устраняя все соблазны и всякий повод к развлечению, оно доставляет полную возможность войти в себя, наблюдать за всеми внутренними движениями души, открывать слабые стороны, яснее видеть свои грехи и опасности со стороны духовных врагов. Один святой подвижник хорошо объяснил это следующим опытом: три ученые друга решились поступить в монашество. Один из них избрал себе дело – умиротворять спорящихся, по Писанию: блажены миротворцы(Мф. 5, 9); другой – посещать больных; а третий пошел в пустыню на безмолвие. Первый, сколько ни трудился, не мог прекратить раздоров между людьми и всех успокоить. Побежденный скукою, пошел к тому, который услуживал больным, и нашел, что и он изнемогает от малодушия и не в силах более исполнять заповеди. Тогда оба пошли посетить того, который живет в пустыне, рассказали ему свои дела, просили и его сказать им, какую он получил пользу в уединении. Тот, немного помолчав, вливает воду в сосуд и говорит им: «Посмотрите в воду». Вода была мутна. Через несколько времени опять говорит им: «Посмотрите же, как светла сделалась вода». Те посмотрели и как в зеркале увидели свои лица. Тогда сказал им: «Точно то же бывает и с нами, когда кто находится среди людей, – от людского шума и суетливости он не видит свои грехи, а сподобившийся увидеть себя, свои грехи, по словам святого Исаака Сириянина, блаженнее сподобившегося увидеть Ангела, конечно, потому, что, видя свои грехи, можно очищать их, и по чистоте сделать душу ангелоподобною» (Древний Патерик)». Помоги всем нам Господи провести дни Великого поста в духовных трудах над собой!

Почаевская гора, на которой расположена Лавра, — место особого предстояния Пресвятой Девы. Незримое Ее присутствие воплощено в нескольких святынях, одна из которых, самая древняя в Почаеве, — Цельбоносная Стопа Матери Божьей.

Внимание входящего в Успенский Собор приковывает к себе небольшой позолоченный ковчег у правой колонны. Помещенный за невысокой оградкой, он подобен древнему алтарю, будто служащему для непрерывно совершающегося таинства — благодатного присутствия Матери Божьей.

Ковчег находится под большим киотом с барельефным изображением произошедшего здесь в незапамятные времена чудесного явления Пресвятой Богородицы в столпе огненном. Случилось оно в 1240 году, в начале Батыева нашествия на Русь, когда пал и был уже разорен стольный Киев, а с ним и многие другие города и селения. Предание донесло до нас, что многие, и среди прочих — два неведомых инока Почаевских пещер, возносили тогда слезные молитвы Матери Божьей, испрашивая небесного Ее заступничества.
И вот однажды ночью, выйдя из пещеры после молитвенного стояния, монахи, а с ними пастухи из соседнего села, узрели на горе Пресвятую Богородицу, объятую пламенем подобно Неопалимой Купине, которая горела, но не сгорала во время откровения Божия Моисею на горе Синай (надо сказать, что для христиан образ Неопалимой Купины всегда служил знамением Матери Божьей). Главу Пречистой вен­чала корона, в руке Она держала скипетр. Изумленные, смотрели свидетели чудесного явления, а Божья Матерь тем временем медленно поднялась от земли на небо, оставив на скале след Своей правой Стопы. Лишь мгновение стояла Она на камне, а след этот, впечатавшийся в твердь как в мягкий воск, остался навечно.
Видевшие это люди, имя одного из которых, Ивана Босый, сохранили предание, поняли, что чудесное явление, которое довелось им узреть, означает приближение на Русь новых бед, но в то же время и заступничество Матери Божьей, по молитвам которой Русь и возродится. Тут же возблагодарили они Господа и восславили Саму Деву. С той поры след Ее Стопы стал наполняться водой, подобно следу Стопы Господа нашего Иисуса Христа, оставленного Им на горе Елеонской при вознесении Своем.У подножия скалы, на которой произошло чудесное явление Божией Матери, иноки построили небольшой храм, освященный во имя Успения Пресвятой Богородицы. Сама же скала со следом Цельбоносной Стопы еще четыре сотни лет пребывала под открытым небом, пока в 1649 году возведенный на этом месте Троицкий храм не принял в себя источник со Стопой. Полтора века спустя Троицкую церковь разобрали, а на ее месте был построен Успенский собор.
Интересно, что, из-за необходимости заключить в строящийся храм источник с Цельбоносной Стопой и в соответствии с условиями местности, строителям пришлось несколько нарушить традицию и вместо востока обратить Успенский собор скорее на север.
С самого своего появления на горе Почаевской и поныне Стопа Матери Божией является источником многих чудес. Существует легенда, что в 1607 году татары (Орда к тому времени уже развалилась на множество мелких княжеств, которые по старой памяти периодически посылали свои отряды на Русь) подступили к стенам монастыря, повстречали старого монаха, шедшего в обитель, и отсекли ему голову. Убиенный чернец взял голову в руки, донес ее до чудотворной иконы Пресвятой Богородицы и только тогда умер. Бытовала и другая легенда, согласно которой в 1674 году один из томившихся в турецком плену почаевских иноков так усердно молился Пресвятой Богородице, что в день Ее Успения был прямо в кандалах перенесен в родную обитель.
Несомненно, чудес было очень много, но большинство из них (особенно самых древних) остались неведомы миру. Лишь от времен сравнительно недавних, отдаленных уже от самого чудесного явления, сохранились описания, сделанные непосредственными свидетелями. Самое древнее из зафиксированных исцелений произошло в 1664 году. Тогда у помещицы Хойнацкой тяжко болел слуга Давид по прозвищу Гайдук. От многих болей глаза его вылезли из орбит, и он почти потерял зрение. Хойнацкая попросила тогдашнего игумена обители помолиться о болящем пред Почаевской иконой Пресвятой Богородицы и прислать воды от Стопы. После того как водой этой помазали слуге глаза, болезнь отступила.
Даже не искавшие специально исцеления от Цельбоносной Стопы порой получали его. Больная девушка по фамилии Загурская, будучи уже при смерти, попросила исповедавшего ее священника дать ей святой воды. Священник же имел с собой воду из следа Стопы, которую и предложил девушке. Выпив ее, она сразу же исцелилась. По выздоровлении, пожелав возблагодарить Пресвятую Деву, отправилась Загурская в Почаев, где прежде никогда не была. Случилось это в 1770 году.
Не одну болезнь и не одно горе уврачевала Матерь Божия. Наполняющая Цельбоносную Стопу водица не иссякает. Однако теперь уже укрыта Стопа от глаз ковчегом, и лишь изображение ее можно увидеть на шелковом плате, который лежит на том ковчеге. Но все так же по капельке набирается святая вода и раздается богомольцам.

Видео Cтопа

"...день был как день, ясный, только вдруг ветер налетел - я на гору глянул, а над ней свет дивный на все небо разливается.Овцы мои в кучу сбились, птицы замолкли, а меня как-будто потянуло туда.Свет манит - я иду, иду к нему, а он все ярче становится и вдруг вижу в этом свете небесном сама Богородица встает.Я на колени упал руки к ней тяну и молюсь и плачу. А Богородица над каменной горой поднялась и вся в этом свете дивном, и в небе будто расстаяла.Я на камень гляжу, а на нем след остался и вода родниковая проступила

Так рассказывал Иван Босый - пастух с Волыни. Только одно мгновение простояла Богородица на твердом камне,а след ее остался навсегда. У подножия той скалы монахи построили храм, но сама скала и след небесный еще 400 лет оставались под открытым небом.Позже там построили церковь, а сейчас на ее месте стоит великолепный Успенский Собор.Дух захватывает когда видишь эту красоту.В память о чуде золотых дел мастер создал большой бронзовый киот с барельефом Почаевской Божьей Матери.
Само существование Почаевской Лавры уже является чудом - ни разу за всю ее долгую историю нога завоевателя на Почаевскую Гору не ступала.

Защита Богородицы

Чудеса в Почаеве не иссякали никогда. Когда в Лавре были базилиане — все так же стекался народ к Цельбоносной Стопе и чудотворной Почаевской иконе. А в советский период даже был обретен новый святой, по молитвам которого Господь дарует исцеление болящим. Незримое предстояние Матери Бо­жией над Почаевской Лаврой становится очевидным, если вспомнить основные вехи монастырской истории. Одно из зримых чудес произошло в 1675 году, когда монастырь оказался спасен от разграбления неприятелем. Тогда Почаев был осажден турками, и братия монастыря вместе с укрывшимися в нем окрестными жителями молилась за стенами обители, построенными незадолго до того при преподобном Иове, пред чудотворной Почаевской иконой Пресвятой Богородицы. И Пречистая явилась над осажденным монастырем в сиянии, сопровождаемая преподобным Иовом и множеством ангелов. Увидели их даже турки, изумились и начали стрелять по ним, однако стрелы возвращались на­зад, побивая пославших. Потрясенные иноверцы вынуждены были снять осаду. С тех пор это событие почитается в Лавре наряду с явлением Богородицы в столпе огненном и обретением чудотворного образа Почаевского. Именно ему посвящен придел в Похвальной церкви. Конечно, «ратное» чудо, касающееся множества людей, гораздо заметнее, чем то, что происходит с одним человеком. Но свидетельства чудес, произошедших по молитвам Пречистой пред Почаевским Ее образом или у Цельбоносной Стопы, в монастыре записываются с середины XVII века. Исцеления пред Почаевской иконой не прекращались и при униатах, неслучайно же Потоцкий добился коронации иконы.
Судя по всему, продолжалось при базилианах и почитание преподобного Иова, несмотря на то, что был он противником унии, много сделавшим для того, чтобы удержать Лавру в православии как можно дольше. Во всяком случае, в 1777 году Потоцкий даже подал в Ватикан ходатайство о канонизации преподобного Иова Почаевского и пожертвовал требовавшуюся на ведение этого дела сумму. В Риме начавшемуся процессу помешали именно труды православного святого в деле борьбы против греко-католичества — чудо-творения по его молитвам сомнению никто не подверг.
Не одну страницу займут описания чудес, совершившихся только у трех основных святынь — Цельбоносной Стопы, Почаевской иконы Пресвятой Богородицы и мощей преподобного Иова, игумена Почаевского. А XX век подарил нового Почаевского святого, преподобного Амфилохия, и сейчас еще живы люди, которым случалось быть излеченными по его молитвам при его жизни. В Лавре собирают эти свидетельства, чтобы издать отдельной книгой. Среди них есть, например, рассказ одного протоиерея, у которого в 1960-е годы обнаружили рак горла. Он не мог уже ни петь, ни даже говорить. Спустя полгода после посещения преподобного, с которым они вместе отслужили водосвятие, во сне явился ему отец Иосиф и удалил из горла нечто темное. Врач, следившая за развитием болезни, долго не могла поверить, что священник обошелся без операции — в горле были видны следы удаления опухоли.
Было в XX веке и иное. Местные жители до сих пор вспоминают печальную историю местного партийного руководителя. Когда в 1959 году закрывали приписанный к Лавре Свято-Духовский скит, особо отличился секретарь Почаевского райкома КПСС Ичанский. Он срывал иконы, бросал их на пол и топтал ногами. Когда ошеломленные люди спросили безумца, не боится ли он Бога, тот ответил, что если Бог есть, то пусть заберет у него самое дорогое. Вернувшись домой, партийный начальник узнал, что именно в тот момент, когда глумился он над иконами, в химической лаборатории Львовского автозавода в руках его дочери, только начинавшей трудовой и жизненный путь после института, взорвалась колба с кислотой. Девушка погибла от ожогов. Ичанский настолько погряз в безверии, что вразумление не пошло ему на пользу и позже он покончил с собой.
Про попытки закрыть Лавру, последовавшие вскоре после разорения скита, ходит молва, будто над Троицким собором было явление то ли Самой Богородицы, то ли преподобного Иова. А в закрытом скиту все три десятилетия, пока вновь не был он открыт, очевидцы по ночам иногда слышали ангельское пение.

ЦЕЛЬБОНОСНАЯ СТОПА Матери Божией

Всякий, кто переступал порог Почаевского Успенского собора, не мог не обратить внимания на бронзовый позолоченным ковчег, находящийся за небольшой латунной оградой у первой колонны справа. Это место невольно притягивает внимание каждого. Окутанное близостью непостижимой тайны, оно словно вобрало в себя горячие молитвы нескончаемого потока богомольцев, текущего сюда уже многие столетия. И, вправду, ковчег этот, подобный древнему алтарю, сделанный из толстого, чуть желтоватого стекла с бронзовой крышкой, как будто служит для непрерывно совершающегося здесь таинства - благодатного присутствия Матери Божией. Материальный знак этого присутствия - изображение святой Цельбоносной Стопы Ее на шелковом плате, находящемся на ковчеге.

Изображение это указывает на запечатленную здесь память о чуде, бывшем на горе Почаевской в 1240 году - о явлении Божией Матери в столпе огненном. Над ковчегом - большой бронзовый киот с барельефным изображением этого явления. И ковчег, и киот - творение золотых дел мастера С.Ф.Верховцева; в 1884 году ими был заменен позолоченный балдахин, возвышавшийся над Стопою в виде часовни. Выше киота - две высокие зеркальные пилястры со сребропозлащенными венцами со скипетром и короною. А внутри ковчега - три неугасимых лампады, свет от которых слегка касается темного камня, закрытого стеклянной дверцей и пребывающего во мраке.

Цельбоносная Стопа... Вот здесь, на этом кусочке камня стояла некогда сама Пресвятая Богородица, и след ноги Ее отпечатался на камне. И всегда посещение Ее не остается без благодатных последствий: на этом самом месте возник чудотворный источник, неиссякающий и поныне. Однако сам камень, из которого постоянно сочится вода, находится ниже уровня пола. Он невидим для телесных очей. Приходящие в Почаев богомольцы, помолившись и поклонившись перед ковчегом, прикладываются к изображению Цельбоносной Стопы, а затем пьют и уносят с собой источаемую целебную воду. Они получают ее в серебряных ковшиках из рук иеромонаха, который несет здесь особое послушание и по традиции называется "стопочным". Люди, пришедшие сюда, знают: не раз эта вода служила источником чудесных исцелений от всякого рода недугов. Но знают ли они, как возник этот источник, как появилась в Почаеве Цельбоносная Стопа Матери Божией, сколько и Как помогала она людям?

Предание говорит о том, что с началом татаро-монгольского нашествия, когда пал и был разорен стольный Киев, когда вся Древняя Русь стала словно дымящейся раной, вопиющей к небу, вознесла она слезные свои молитвы Матери Божией, испрашивая Ее небесного заступничества. Молились о том и неведомые иноки Почаевских пещер Молились они, да почиет на Почаевских горах благодать гор Афонских н холмов Киевских, да станет Пречистая Дева Покровительницей монахам и тем, кто прибегает к ней с теплой молитвой и с горячим упованием. По милости Божией молитвы эти были здесь услышаны. Однажды ночью выйдя после молитвенного бдения из пещеры, почаевские иноки вместе с крестьянами-пастухами из соседнего села увидели на верху горы Богородицу, стоящую на скале в столпе огненном. Подобно, неопалимой купине, горевшей, но не сгоравшей, во время откровения Божия Моисею на Синае, образ которой всегда служил знамением Матери Господа нашего, Пречистая Дева была объята пламенем: на голове ее была корона, а в деснице - скипетр. Явив себя людям с ослепительной леностью, она поднялась от земли на небо, оставив на скале след Своей правой Стопы. И тогда поняли иноки и пастухи (предание сохранило имя одного из последних - Иван Босый), что явление Богородицы в столпе огненном означало приближение новых бедствий, от которых Волынь и вся Русь будет страдать как бы в пламени, но по молитвам и заступничеству Богородицы уцелеет и возродится.

Тут же усердной молитвой возблагодарили они Бога, даровавшего им чудесное явление Матери Божией и восславили Саму явившуюся им Деву, оставившую след Стопы Своей. Ибо с той поры Стопа стала наполняться водой. Только одно мгновение простояла Матерь Божия на твердом камне, а след ноги Ее, запечатлевшийся на нем как на мягком воске, остался навсегда. (Подобное предание существует и о Господе нашем Иисусе Христе: при вознесении Своем Спаситель наш оставил след ноги Своей на горе Елеонской). Чудесное же явление Богоматери на горе Почаевской было в 1240 году от Рождества Христова.

Вскоре после этого события у подножия той скалы, на которой явилась Матерь Божия, иноки построили небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Но сама скала, как и след Цельбоносной Стопы на ней, в течение еще четырехсот лет оставалась под открытым небом. Лишь с 1649 года, когда на этом месте выросла церковь во имя Пресвятой Троицы, Стопа Богородицы вместе с источником оказалась наконец в храме. Сейчас на месте этого храма стоит другой - великолепный Успенский собор, и строители его только ради того, чтобы заключить эту святыню внутрь собора, в соответствии с условиями местности несколько нарушили традиционный принцип храмостроительства: собор обращен не на восток, как этого требует Устав, а, скорее, на север.

С первых же дней своего появления на горе Почаевской и доныне Стопа Божией Матери является источником многих чудес. Большинство из них осталось, вероятно, неведомыми миру, и тайна их ушла вместе с теми, кто видел, испытал или был свидетелем их силы. Но многие остались запечатленными для нас как зримые знаки "великой и богатой" милости Царицы Небесной, и потому так важна для нас память о необычных исцелениях, о явленных нам чудесах. В данном случае свидетельства о них, исходящие от самих исцеленных, дошли до нас от времен сравнительно недавних, веками уже отдаленных от самого явления Богородицы. Но они тем более драгоценны как еще одно напоминание о том, что и через столетия милость и благоволение Ее не иссякают.

Самое древнее из засвидетельствованных и записанных исцелений, источником которых была Цельбоносная Стопа Божией Матери, произошло в 1664 году. У одной помещицы, по фамилии Хойнацкая, был слуга, которого звали Давид, по прозвищу Гайдук. Он долго страдал жестокими болями во всем теле, а особенно в голове. От боли глаза его вылезли из орбит, и он почти потерял зрение. Жалея своего слугу, Хойнацкая (вероятно, не раз припомнив евангельскую историю о сотнике и его слуге) попросила тогдашнего почаевского игумена помолиться о больном перед Почаевской чудотворной иконой Богоматери и прислать воды от святой Стопы, чтобы помазать глаза его. Как только это было сделано, болезнь его прошла.

Веком позже, в 1763 году, один волынский священник Григорий Белецкий дважды получал чудесную помощь: вначале у него был тяжелый нарыв на груди, вскрывшийся только после того, как он помазал его целебной водой. Но затем болезнь вдруг вернулась и в гораздо более тяжелой форме: у него возник новый нарыв, теперь уже внутри его тела. От боли и слабости больной не мог сам идти в Нечаев, его нужно было везти. Однако уже на полпути (о. Белецкий хотел прибыть в Почаев к празднику Успения Божией Матери) он почувствовал некоторое облегчение и даже сумел самостоятельно войти в храм и дойти до Цельбоносной Стопы. Возблагодарив Божью Матерь за этот первый знак милости, он вновь выпил Целебной воды, а дома - омыл ею все тело. После этого боли вдруг уменьшились, опухоль стала спадать, и вскоре он совершенно выздоровел.

До нас дошли записи, говорящие о том, что не только люди, искавшие исцелений, получали их, но и те, кто поначалу их и те искали, но получат как бы по тайной милости, поданной Царицей Небесной. В 1770 году одна больная девушка по фамилии Загурская, находясь уже на смертном одре, попросила священника, принимавшего ее исповедь, дать ей святой воды. Священник подал ей воду из Стопы Богородицы, и, выпив ее больная выздоровела, а затем отправилась в Почаев, чтобы отблагодарить Пресвятую Деву. Оказавшись в храме, в котором прежде никогда не была, она прямо подошла к святой Стопе и заявила, что исцеление ей принесла вода, взятая именно здесь.

В 1780 году у одной женщины, жившей в окрестностях Почаева, умирал трехлетний ребенок. Однажды ночью, после долгой и горячей молитвы Божьей Матери она уснула и во сне увидела некоего старца, который сказал ей: "Что ты плачешь и кричишь? Лекарство у тебя в доме".

Проснувшись, женщина с трудом вспомнила, что у нее осталось немного воды от Цельбоносной Стопы. Она влила несколько капель в рот больному и вновь уснула. И снова увидела во сне того же старца, и он сказал ей теперь: "Встань, сын твой здоров". И, действительно, когда она пробудилась, ребенок сидел на постели и просил есть. Через несколько дней болезнь его была позади.

В 1832 году одна мещанка из Каменец-Подольска привела в Почаев свою девятилетнюю внучку, в годовалом возрасте потерявшую зрение после перенесенной оспы. Шесть дней шли они, чтобы поклониться Почаевским святыням, и когда пришли, девочка по совету добрых людей помазала свои глаза святой водою. Когда обе они после этого отошли от Огоны на середину церкви, больная вдруг воскликнула, плача от радости: "Ах, бабушка! Я вижу Божию Матерь обеими глазами!". Девочка стала зрячей.

Не одну болезнь и не одно горе уврачевала Матерь Божия, и рассказать о каждом случае невозможно. Скажем лишь, что помощь эту получали знатные и незнатные, старики и дети, православные и даже христиане иных исповеданий, все, кто приходил к Цельбоносной Стопе с верой, надеждой и усердной молитвой, все, кому по неизреченному Промыслу Божию, должна была быть послана помощь. И сегодня, как и сотни лет назад, с той же молитвой и верой идут сюда люди со своими нуждами и прошениями, со всем, что есть на сердце, преодолевая иной раз огромные расстояния, чтобы прикоснуться к святыне, испить этой воды, чая исцеления на горе Почаевской, ища благословения Пресвятой Девы, Ее покрова и заступничества. Поэтому и не иссякает человеческая благодарность, выраженная словами акафиста, что уже сотню лет соборно служится по воскресеньям монастырской братией во главе с наместником перед святой Цельбоносной Стопой:

"Воспеваем вси неизреченное снисхождение Твое, Дево Чистая: яко с высоты небесныя низошла еси на святую гору Твою, из камени нам воду источающи, ея же цельбосносною силою во всем мире славно прославила еси".

Это произошло в деревне Липовая Колода Колодищанского сельсовета, что в 16 километрах от Минска. Именно там находится сегодня под охраной камень с отпечатком правой ноги человека, найденный в Гомельской области. Камень настоятелю уручанского прихода в честь Собора Белорусских Святых иерею Александру Веремейчику подарили староверы одного из хуторов недалеко от Ветки, опасаясь, что реликвия затеряется в лесу или ее спихнут бульдозером в овраг. Они сообщили, что, согласно древнему преданию, след на валуне принадлежит Божьей Матери. Дескать, он привезен их предками из Сибири несколько веков назад и все это время тайно почитался в специально построенной часовенке, но староверов в их округе осталось уже очень мало (об этой истории “Народная газета” рассказывала 12 января 2007 года).
После осмотра камня и сосредоточенной молитвы у него митрополит Филарет сделал заключение: это, несомненно, святыня. В то же время он воздержался от прямого утверждения, что след на валуне точно оставила Божья Матерь. Дело в том, что к реликвиям такого рода в православии уже давно определен подход: их божественность является предметом личной веры человека. Пусть каждый посмотрит сам, помолится и ощутит благодать в душе.
Митрополит благословил построить в Липовой Колоде храм с купальней - по его мнению, здесь непрестанно должны возноситься молитвы. Проект должен быть такой, “чтобы святыня находилась под спудом”, то есть чтобы она была видима, но не была доступна.
По словам настоятеля прихода, с камнем уже давно происходят чудеса. После молебнов возле него он иногда меняет цвет - из серого, невзрачного становится ярким, розоватым; иногда от него чувствуется тепло. Одна 43-летняя женщина сказала настоятелю, что спустя какое-то время после горячей молитвы Богородице на этом месте она наконец-то смогла забеременеть, хотя всю жизнь лечилась от бесплодия, но ничего не помогало. Другая женщина рассказала отцу Александру, что после того как она умыла лицо и глаза водой из каменного следа, ее невидящему глазу с катарактой вернулось зрение.
Углубление на камне - от женской или детской ноги 36-37-го размера с очень четким отпечатком. Некоторые различают даже морщинки на стопе, как будто босая нога ступила на глину, после чего та затвердела, или как будто камень оплавился под стопой неземного существа. Для христиан это своеобразная икона - свидетельство присутствия Пречистой на Земле и напоминание евангельского пророчества о том, что Богородицу “будут ублажать все народы”. По православному учению, Божья Матерь больше времени находится на земле, чем на небе, помогая людям.
Подобная реликвия есть в Почаевской лавре в Украине, так называемая почаевская стопочка. Возможно, со временем Липовая Колода - сегодня обычная деревушка, затерянная в лесу, в которой живут всего 14 семей, тоже превратится в крупный паломнический центр.