Традиции и приметы великого праздника крещение. Крещенские заговоры на здоровье на воду. Где купаться на Крещение - Южный округ ЮАО

19 января православные верующие в России отметят Крещение Господне. Праздник считается одним из 12 главных христианских праздников после Пасхи. В этот день (по старому стилю 6 января) церковь вспоминает крещение Иисуса Христа в водах реки Иордан пророком Иоанном Предтечей. Это событие описано во всех четырех Евангелиях - от Матвея, Луки, Иоанна и Марка. Изначально праздник назывался Богоявление. Он возник в память о чуде, которое, согласно Библии, произошло во время крещения: миру впервые явилась Святая Троица (Бог Сын, Бог Отец и Бог Дух Святой). С неба на Иисуса Христа опустился Святой Дух в виде голубя и раздался голос, произнесший: "Сей есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение".

Поначалу ранние христиане отмечали праздник Рождества и праздник Крещения (Богоявления) в один день - 6 января. Начиная с IV века, Рождество и Богоявление стали отмечать в разные даты.

Сегодня Русская, Грузинская, Иерусалимская, Сербская православные церкви, Афонские монастыри в Греции, восточные католические церкви и старообрядцы отмечают Крещение (Богоявление) 19 января. Римско-католическая, протестантская и 11 православных церквей, в том числе Александрийская, Константинопольская и ряд других - 6 января. Разница в датах объясняется, в частности, различием в григорианском и юлианском календарях, которых придерживаются Церкви. Богоявление как единый праздник Рождества и Крещения сохранилось у древневосточных церквей - Армянской апостольской (6 января) и Коптской православной (7 января). В некоторых католических странах праздник называется Днем трех королей - и в праздник вспоминается поклонение волхвов.

Канун праздника (18 января) называется Крещенский сочельник. В этот день установлен однодневный пост, во время которого верующим предписано не употреблять пищу до окончания литургии и причащения освященной водой. Главное блюдо этого дня - сочиво. Его готовят из разваренной крупы с медом, орехами или изюмом. После Крещения наступают "свадебные недели", во время которых можно венчаться, так как в Рождественский пост и на Святках после Рождества венчаться нельзя.

Во время богоявленского богослужения освящается Крещенская вода - в память о том, что Христос своим крещением освятил реку Иордан.

Обряд Великого освящения воды совершается в канун праздника 18 января и 19 января после литургии. По церковным канонам, после чтения священнослужителями молитв и троекратного погружения креста в освящаемую воду, она наделяется особой силой и становится святой. Считается, что в день Крещения вся вода на планете приобретает целебные свойства. Хранить крещенскую воду можно целый год, до следующего праздника. Пить ее следует натощак, прочитав молитву. Интересно, что впервые о почитании крещенской воды было упомянуто в проповедях святителя Иоанна Златоуста (IV век).

Каждый год 19 января наши самые отважные сограждане окунаются в так называемые "иордани" - в проруби, вырубленные на замерзших реках, озерах и прудах в форме креста или круга, вода в которых освящается. Эта традиция связана с тем, что в первые века христианства крещение верующих проводили как раз на праздник Богоявления.

Церковь не считает показательные купания в проруби в праздник обязательными. Очиститься от грехов можно через таинство Крещения или исповедь.

Какой христианский праздник приходится на 19 января в 2019 году? В этот день православные верующие отмечают Крещение Господне – один из двунадесятых церковных праздников.

Расскажем подробнее, какой церковный праздник отмечают 19 января. Он установлен в память о крещении Иисуса Христа в реке Иордан пророком Иоанном Предтечей (Иоанном Крестителем). Во время крещения на Христа сошел с небес Святой Дух в облике голубя. Эти события были описаны всеми четырьмя евангелистами.

19 января 2019 года – какой сегодня православный праздник?

Поначалу Крещение и Рождество Христово были единым праздником, который назывался Богоявлением. С IV века их отмечают отдельно. Праздник Крещения (Богоявления) имеет 4 дня предпразднества и 8 дней попразднества.

Как отмечают этот церковный праздник 19 января? В этот день у славян заканчивается длившийся с Рождества Христова период Святок, когда принято приглашать в гости друзей и родственников, веселиться, колядовать и гадать на будущее.

Верующие готовятся к празднику, который, как считается, очищает людей от грехов, в том числе святочных.

Накануне, 18 января, в Навечерие Богоявления Господня (Крещенский Сочельник), соблюдается строгий пост. Верующие отказываются от пищи до выноса свечи в храме. Праздничный ужин в Крещенский Сочельник, когда к столу подают только постные блюда, называется «голодной кутьей».

«Крещение» в буквальном смысле означает «погружение в воду», и одна из традиций этого праздника – освящение воды. Ее освящают дважды – в Крещенский сочельник - чином Великого освящения воды, который также называют Великой агиасмой.

А второй раз – в день Богоявления, на Божественной литургии. Воду освящают не только в храмах, но и в естественных водоемах, для чего в реках и озерах вырубают проруби. Считается, что купание в такой проруби очищает душу и тело, и истинно верующий человек после этого в течение года не будет ничем болеть.

Крещенскую воду, которой приписывают целебные свойства, употребляют вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога». Освященной в церкви водой также окропляют дома.

СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
Великое освящение воды.

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и спасителя нашего Иисуса Христа.

Сегодня Святая Церковь празднует Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Это один из великих двунадесятых праздников, который празднуется не менее торжественно, чем Рождество Христово.

Крещение Господне называется Богоявлением, потому что в этот день явился Бог, во Святой Троице поклоняемый: Бог Отец - во гласе, Сын Божий - во плоти и Дух Святой - в виде голубя; а также Просвещением, так как Христос с этого дня явился светом, просвещающим мир.

Крещение - один из главных христианских праздников. Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января.
Праздник начинается вечером 18 января когда все православные отмечают Крещенский Сочельник. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое торжество – праздник Богоявления. Именно в единстве этих праздников нам являются все три лица Пресвятой Троицы. В вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий, а при Его крещении, из отверстых небес “Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь” (Лк. 3, 22) и был слышен голос Бога Отца, “глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” (Лк. 3, 22).
Святитель Иоанн Златоуст пишет, что “не тот день, в который родился Спаситель, нужно назвать явлением, но тот, когда Он крестился. Не через рождение Свое Он всем сделался известным, а через крещение, поэтому и Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который крестился”.

Согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин.1:28), пришёл Иисус Христос с целью принять крещение. (Расположение Вифавары, Бейт-Авара, считается место, где сейчас находится монастырь Святого Иоанна, в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 км восточнее Иерихона). Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Спасителя, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк.3:21-22).
Таким образом, при участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса. Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой Он пришёл на землю.

Праздник этот связан с крещением Иисуса Христа в реке Иордан. Во времена его земной жизни, крестили только взрослых людей, которые полностью прочувствовали веру в единого Бога и осознали в себе эту, по тем временам новую, религию, ведь тогда христиане преследовались, единобожие отвергалось. Поэтому и не удивительно, что Иисус Христос принял крещение в возрасте 30 лет.

В воспоминание крещения Христова в реке Иордан в праздник Крещения бывает крестный ход на реку для освящения воды. Этот ход называется ходом на Иордань. Водоосвящение бывает и накануне праздника в храмах. С освященной водой священнослужители ходят по домам. Это делается для освящения как домов, так и живущих в них. Подобное хождение со святой водой бывает и в другие праздники, например, в храмовые. Воду, освященную в праздник Крещения, берут по домам и хранят. Она используется во исцеление души и тела.

В России и Болгарии на праздник Крещения освящают воду. Иногда освящение проводится непосредственно на водоёмах в специально пробитых прорубях, которые называют «иордань», в воспоминание крещения Христа в Иордане. Существует также традиция купания в этих прорубях. Интересно, что в Испании и многих испаноязычных странах именно в праздник Богоявления, а не в Рождество или в день святого Николая дети получают подарки. Считается, что их разносят волхвы (по испански «Los reyes magos» - короли-маги).

С этим праздником не связано никаких песен, гаданий, хороводов и специальных плясок. Так уж получилось. В противовес этому бытует очень много поверий и примет, связанных с Крещением.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
11.03.2019 -
12.03.2019 -
13.03.2019 -

Богоявление или Крещение Господне – один из важнейших двунадесятых праздников Православия. Всё об истории возникновения этого события читайте в статье!

Крещение Господне, или Богоявление – 19 января в 2019 году

Что это за праздник?

Предпразднество Богоявления

Богоявление издревле было в числе великих двунадесятых праздников. Еще в Постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 12) заповедано: «Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество». Этот праздник в Православной Церкви совершается с равным величием, как и праздник Рождества Христова. Оба эти праздника, соединенные «Святками» (с 25 декабря по 6 января), составляют как бы одно торжество. Почти сразу же после отдания праздника Рождества Христова (со 2 января) Церковь начинает готовить нас к торжественному празднику Крещения Господня специально посвященными наступающему празднику стихирами и тропарями (на вечерне), трипеснцами (на повечерии) и канонами (на утрени), а церковные песнопения в честь Богоявления звучат уже с 1 января: на утрени праздника Обрезания Господня на катавасию поются ирмосы канонов Богоявления: «Глубины открыл есть дно…» и «Шествует морскую волнящуюся бурю…». Своими священными воспоминаниями, следуя от Вифлеема к Иордану и сретая события Крещения, Церковь в предпразднственных стихирах призывает верующих:
«От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает». Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботою и Неделей пред Богоявлением (или Просвещением).

Навечерие Богоявления

Канун праздника - 5 января - называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.

В Сочельник Богоявления 5 января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одногo раза дозволяется принятие пищи дважды - после литургии и после освящения воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.

Особенности богослужения в Навечерие праздника

Во все седмичные дни (кроме субботы и воскресенья) служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды. Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней - вечерня и после нее водоосвящение.

Великие часы Крещения Господня и их содержание

Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25).

Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11). На 3-м часе в особых псалмах - 28-м и 41-м - пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя - трепет и страх при Крещении Господа - и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20).

Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие - о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3). На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».

Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12).

Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15). На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа - обычный, 85-й. Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).

Вечерня в день Навечерия праздника

Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч., но паримий на вечерне Богоявленского Навечерия читается не 8, а 13.
После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После 6-й паримии - припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе».
Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паремий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш…», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии (в субботу и воскресенье), за паримиями, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси…» следуют прокимен: «Господь просвещение мое…», Апостол (Кор., зач. 143-е) и Евангелие (Лк., зач. 9-е).
После этого - ектенья «Рцем вси…» и прочее.

Великое освящение воды

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы (если совершается литургия св. Василия Великого). А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава…». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах…» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Освящение воды совершается также и в самый праздник после литургии (тоже после заамвонной молитвы).

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения orлашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV - V вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, Патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».

Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? - От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).

Во второй половине X века Антиохийский Патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение - в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил Патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектеньи и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.

На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое…», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о лицах и событиях, которые в Ветхом Завете, во время странствования иудеев в пустыне, были прообразом Христа Спасителя (таинственное крещение иудеев в Моисея среди облака и моря, духовная их пища в пустыне и питие от духовного камня, который был Христос). В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.

После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.

Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе…» (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя…» (трижды) и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм.

Прославление праздника

В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.

После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой.

Православные христиане отмечают 19 января праздник Крещения Господня и Богоявления. Вспоминают в этот день одно из самых почитаемых событий христианской веры — крещение Иисуса на реке Иордан, с которого начался мессианский путь Спасителя. Начинается праздник 18 января в Крещенский сочельник. 19 января, следуя традиции, верующие и просто желающие приобщиться к празднику, окунаются в крещенскую прорубь.

Другое название праздника – Богоявление – отражает явление миру Пресвятой Троицы во время крещения Спасителя.

В народном названии Водокрещи отражается обряд водосвятия и водокрещения, который проводится во время празднования.

История праздника Крещения

Время спасительной проповеди наступило для Иисуса после 30-лет – ранее этого возраста невозможно было стать учителем веры у иудеев. К этому времени уже многие крестились в реке Иордан у святого Иоанна в знак покаяния от грехов. Но основным жизненным предназначением Иоанна являлось стать предтечей Спасителя, указавшего людям путь к праведной жизни.

Историческое место крещения Иисуса в реке Иордан. На сегодня в этом месте река высохла

Креститель, исполненный предчувствием, предупреждал людей о приходе желанного Мессии, которой уже находится среди народа. Когда же Иисус пришел к Иоанну принять крещение, то предтеча, никогда ранее его не видевший, сразу узнал в нем Спасителя: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира», — воскликнул Иоанн.

Иисус просил крестить его, на что Иоанн вначале возразил, что Христос не имеет грехов и поэтому крестить его не нужно. Спаситель прервал его словами о том, что подобает исполнить правду.

Иисус Христос принял крещение от Иоанна и молился о том, чтобы Отец Небесный благословил его служение. Вслед за этим произошло чудесное явление Святой Троицы — открылись небеса, и на Иисуса сошел в облике голубя Дух Божий, а Бог Отец с неба сказал про Иисуса, что он сын его сын возлюбленный. Поэтому праздник крещения Господня называется Богоявлением.

Счастливая семья после крещения сына в реке Иордан

Традиции и обряды праздника

Праздником Крещения завершаются Святки, которые отмечают после Рождества с 6 по 19 января. Святки считаются периодом «без креста», поскольку появившийся на свет Иисус еще не был крещен.

К празднику Крещения всегда готовились загодя: жилища тщательно убирались и приводились в порядок — согласно поверью, в неопрятном доме легко заводятся чертенята. Для отпугивания всевозможной нечисти над окнами и дверями домов мелом рисовали кресты.

Как провести канун Крещенского сочельника. В подготовку к празднику входит однодневный пост во время преддверия праздника — Крещенского Сочельника. Начинается Сочельник 18 января, и длится до вкушения святой воды. Освящение воды проводится в храме вечером 18 января, а также в день самого праздника 19 января.

Название праздника — Сочельник — происходит от «сочиво» — это традиционная каша с медом, которую вкушают как праздничное блюдо.

Что едят в Крещенский сочельник. Не только взрослые постились в этот период, но и детям рекомендовалось воздерживаться от еды. Первым блюдом, которое если после однодневного поста, было сочиво (). Запивают его компотом из сухофруктов — .

Среди традиционных обрядовых крещенских блюд — , оладьи, вареники, печенье в форме крестов, которое так и называется — «Кресты». Также на праздник готовят такой напиток, как сбитень — из воды, меда и черного перца.

Крестный ход к крещенской купели

Церковь начинает отмечать Богоявление песнопениями и молитвами за несколько дней до праздника в атмосфере глубокой благодарности Иисусу за спасение от человеческой греховности.

Когда святят воду. Накануне праздника Богоявления, 18 января, начинают святить воду. После службы в сопровождении священника верующие направляются к водным источникам для совершения обряда погружения креста в воду и освящения воды. Сосуд с освящаемой водой всячески украшают — свечами, цветами и лентами. У воды произносят отрывки из Священного Писания, а на утрене Церковь оповещает о Крещении Спасителя и Богоявлении Св. Троицы. Вода, над которой читается молитва, заряжается чудесной положительной энергией и способна передавать свои свойства людям.

Святую воду, которая исцелят плоть и оберегает от нечистой силы, прихожане используют впоследствии в домашних условиях – пьют весь год натощак, окропляют ею жилища и предметы быта. Хранят святую воду рядом с домашним иконостасом. Освященную воду можно добавлять в обычную, чтобы она приобрела целебные свойства. Священники окропляют святой водой иконы и церковную утварь.

По традиции, в ночь на 19 января, а также в день праздника верующие и просто смельчаки погружаются в крещенскую купель — иордань, веруя в святость и целебность крещенской воды. Иордань прорубают во льду в виде креста заранее.

Желающим окунуться в крещенскую купель нужно помнить, что Иисус крестился с теплой реке, а не в скованном льдом водоеме. Купание в крещенской воде не является непременной составляющей праздника, особенно это нужно учитывать людям со слабым здоровьем.

Значение праздника Крещения

Суть праздника Крещения состоит в том, что если Иоанн в знак покаяния крестил водой, то Мессия — Духом Святым и огнём, уничтожавшим все скверное, тем самым продемонстрировав на своем примере необходимость крещения.

Крестины

С тех пор крещение распространилось и стало традиционным обрядом, совершаемым над маленьким ребенком. Во время таинства священник произносит, трижды погружая дитя в воду: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа». Крещеный становится членом церкви и получает нательный крест.