Удел богородицы в грузии. Путешествие в четвертый удел богородицы

И Серафимо-Дивеевский монастырь .В письме Императору Николаю I от 7 марта 1854 года «служка Серафимов и Божией Матери» Николай Александрович Мотовилов поясняет: «Благословение Ея для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом их сих мест — и ни одного из жителей их не допустит до погибели».

Иверия

По вознесении Господа апостолы в Сионской горнице бросили жребий: кому в какую страну идти проповедовать Евангелие. Богоматерь сказала, что и Она желает принять вместе с апостолами жребий и иметь страну, которую изволит дать Ей Сам Бог. Жребий пал на Иверию. Пречистая Богородица с радостью приняла Свой жребий и тотчас, по сошествии Святого Духа в виде огненных языков, хотела идти в Иверскую страну, чтобы проповедовать там слово Божие, но Ангел Божий сказал Ей: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог». Господь же возвестил Ей волю Свою: «О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой».

После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему: «Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем». Вскоре после этого святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии. Окончательное же утверждение христианства и объявление ее господствующей религией в Иверии совершилось в начале IV века равноапостольной Ниной, которой Пресвятая Богородица повелела: «Иди в Иверскую страну, в Мой жребий, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь у Него благодать, и Я буду тебе покровительницей».

Афон

В 48 году, Пресвятая Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом, спасаясь от гонений, воздвигнутых Иродом в Палестине, направилась на Кипр, где епископом в то время был воскрешенный Господом четырехдневный Лазарь. Во время морского путешествия они попали в бурю и, спасаясь от непогоды, пристали к берегу Афонской горы, в том месте, где впоследствии была основана Иверская обитель.

Пресвятая Богородица, восхищенная красотой этого места и с благоговением встреченная жителями, обратилась к Сыну Своему, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. Тогда прозвучал глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения». Проповедь Матери Божией просветила местных жителей, и они приняли святое крещение. «Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом», — сказала Пречистая.

Сама Царица Небесная дивным образом приводила на Афон подвижников. Первым из них стал преподобный Петр, которому Божия Матерь сказала: «Для служения Богу нет лучшего места, чем гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследство Себе, чтобы те, которые хотят отойти от мирских хлопот и соблазнов, приходили сюда и служили Богу. Велика любовь Моя к этому месту, и придет время, когда оно из конца в конец, на север и на юг наполнится многими иноками. И если они от всей души будут служить Богу и хранить заповеди Его, то еще здесь, на земле, получат они Мою помощь; Я стану облегчать болезни и труды их, дам возможность иметь все необходимое, ослаблю вражеские брани против них и плод их прославлю во всей поднебесной».

Киев

В первой половине XI века на Афоне, возле монастыря Эсфигмен, подвизался и принял постриг выходец из Киевской Руси монах Антоний, будущий великий преподобный. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что Антонию следует идти к себе на родину. В напутствие ему игумен сказал такие слова: «Иди обратно в русскую землю, пусть там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской, да будет с тобой благословение Святой горы!» Антоний прибыл с Афона в 1013 году. Он ископал пещеру в горе около селения Берестово, но через некоторое время возвратился на Афон. После утверждения в 1019 году на великокняжеском престоле в Киеве Ярослава Мудрого игумену Феоктисту в афонском монастыре Эсфигмен вновь было Божественное откровение о том, что необходимо послать монаха Антония в Русскую землю. Игумен призвал к себе Антония и сказал: «Иди опять в Россию, и да будет с тобой благословение Святой горы! Ибо многие черноризцы от тебя имеют произойти». В 1028 году Антоний вернулся на Русь и поселился в пещере на берегу Днепра, близ города Киева. Там он неустанно молился Богу и постился. К нему стали приходить христиане за благословением и советом. Некоторые из них постриглись в монахи. Так создалась великая Киево-Печерская лавра — Третий Удел Пресвятой Богородицы. Произошло это около 1028 года в правление великого князя Ярослава Мудрого.

Первоначально молитвенная жизнь монастыря сосредотачивалась в пещерах, где помещались и церковь, и трапезная с кельями. Но когда число братии умножилось, в пещерной церковке стало слишком тесно. Тогда преподобный Антоний благословил постройку деревянной церкви на горе. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом, летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси.

Дивеево

Начало Дивеевской общины ознаменовано чудесным участием Матери Божией. Урожденная дворянка Нижегородской губернии Агафия Семеновна Белокопытова вышла замуж за подпоручика Мельгунова, богатого помещика, владевшего имениями в Ярославской, Владимирской и Рязанской губерниях. Вскоре она овдовела, оставшись с младенцем-девочкой. Желая сохранить в чистоте свое вдовство, Агафия Семеновна оставила мир и посвятила себя иноческой жизни в киевском Флоровском монастыре. Однажды после полунощной молитвы Агафия Семеновна сподобилась в тонком видении увидеть Пресвятую Богородицу и услышать от Нее следующее: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!»

Посоветовавшись с киевскими старцами, Агафия Семеновна оставила Флоровский монастырь и пошла на север. Обходя многие места и монастыри, она направилась к Сарову. Это было около 1760 года. За двенадцать верст от монастыря, в селе Дивеево Нижегородской губернии Ардатовского уезда, она присела отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и в дремоте сподобилась вторичного видения Богоматери. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России...— сказала Пресвятая Богородица матушке Александре.— И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

Дивеево – один из самых популярных маршрутов москвичей-паломников. Каждый выходной поклониться батюшке Серафиму отправляются тысячи жителей столицы.

Бывшая богатая помещица Агафья Семеновна Мельгунова после смерти мужа ушла в Киево-Флоровский Вознесенский монастырь и приняла монашество с именем Александра. Как-то ночью после молитвы она увидела Богородицу. Та велела ей идти на север России, обходя все монастыри. «И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я создам великую обитель Мою. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной», – сказала Божия Матерь.

Агафья Семеновна, посоветовавшись со старцами, оставила Флоровский монастырь и отправилась на север. В селе Дивеево Нижегородской губернии она остановилась на отдых и, уснув от усталости, опять увидела Богородицу. «Вот то самое место, – сказала Божия Матерь. – Я создам здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете».

Мать Александра осталась в Дивееве и поселилась у приходского священника Василия Дертева, построив себе отдельную келью на его дворе. В 1773 году она приступила к строительству в селе каменного храма во имя Казанской иконы Божией Матери на том самом месте, где ей явилась Дева Мария.

Первые

В 1788 году местная помещица Жданова пожертвовала для устройства общины 1300 кв. саженей своей земли, которые находились рядом с Казанским храмом. Преподобная Александра построила здесь три келии и оградила строения деревянной оградой. Одну келию заняла она сама с послушницей, в другую пригласила жить еще трех послушниц, а третью предоставила паломникам, идущим в Саров. Так бывшая помещица стала основательницей и первой начальницей женской общины при Казанской церкви. Община жила по строгому уставу находящегося рядом Саровского мужского монастыря. Пища привозилась оттуда один раз в сутки. Наставником сестер был саровский старец Пахомий. Сестры шили, вязали для монахов, вели жизнь нестяжательную, в трудах и молитвах. Перед своей кончиной мать Александра просила отца Пахомия не оставлять послушниц Казанской общины и позаботиться о будущей обители. Отец Пахомий ответил: «Послужить по силе моей и по твоему завещанию Царице Небесной и попечением о твоих послушницах не отрекаюсь… но как же и браться за то, не зная, доживу ли до этого времени. А вот иеродиакон Серафим, духовность его тебе известна, и он молод, доживет до этого, ему и поручи это великое дело».

Девичье место

С кончиной отца Пахомия в 1794 году община потеряла своего заботливого отца. Батюшка Серафим также не имел возможности заниматься делами общины – к тому времени он уже начал затворническую жизнь. Два года спустя начальницей общины по выбору сестер была поставлена Ксения Кочеулова. Ее чрезмерная строгость настолько не понравилась сестрам, что в первый год из 52 сестер выбыли 40, но затем стали прибывать новые, так что в 1825 году в общине снова собрались до 50 сестер. Начиная с 1822 года они стали обращаться за духовными советами к батюшке Серафиму, который еще не вышел из затвора, но уже начал принимать посетителей.

Преподобный Серафим хотел смягчить строгость устава Казанской общины, но Ксения Михайловна не согласилась, говоря, что им уже дан устав саровским строителем Пахомием. Тогда батюшка Серафим оставил их и обратился к прежнему пустынножительству.

25 ноября 1825 года ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафьи – монахини Александры? Ксению с сестрами оставь, а заповедь сей рабы Моей не только не оставляй, но и потщись вполне исполнить, ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве, и на нем устрой эту обетованную Мной обитель Мою. А в память обетования ей, данного Мною, возьми с места кончины ее из общины Ксении восемь сестер». И назвала их по именам.

Преподобный Серафим хотел смягчить строгость устава Казанской общины, но Ксения Михайловна не согласилась

Место для нового монастыря Божия Матерь указала на востоке, против алтаря Казанского храма. И рассказала, как обнести это место канавкой и валом, повелев, чтобы сделано это было трудами самих сестер. И наказала срубить ветряную мельницу да первые келии, а потом соорудить двухпрестольную церковь в честь Рождества Ее и Сына Ее Единородного. Пресвятая Богородица лично дала прп. Серафиму новый устав для будущей обители, нигде до того времени не существовавший. И установила непременное правило – не дерзать брать в сей монастырь ни одну вдовицу, а всегда только девиц, на прием которых Сама изъявит Свое благоволение. Богородица обещала Сама быть всегдашней Игуменией новой обители и изливать на нее все Свои милости.

Канавка

9 декабря 1826 года состоялась закладка мельницы на месте, указанном Царицей Небесной. Батюшка Серафим приказал сестрам вырыть Канавку, чтобы тропа, по которой ежедневно проходит Божия Матерь, обходя Свой удел, была незабвенна. Он говорил, что Канавка высока до Небес и всегда будет стеной и защитой от антихриста.

Однако сестры медлили копать, и тогда преподобный духом перенесся в Дивеево и взялся за лопату. Одна сестра, выйдя ночью из своей кельи, увидела батюшку и так обрадовалась, что побежала всем рассказать о госте. Но когда сестры пришли на место, батюшки там не было, только лопата и мотыжка лежали на вскопанной на целый аршин земле. Пораженные чудом, сестры уже не переставали рыть Канавку ни летом, ни зимой. Свой тяжелый труд они завершили лишь через три года, к празднику Рождества Христова 1833 года.

О значении Святой Канавки прп. Серафим говорил: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!»

Паша

Серафимо-Дивеевский монастырь знаменит своими блаженными. Одна из них – Паша Саровская. В 1903 году во время прославления преподобного Серафима ее посетили император Николай II и императрица Александра Федоровна. Блаженная предсказала скорое рождение наследника, а также гибель царской династии и разгром Церкви. Незадолго до своей кончины старица часто молилась перед портретом царя, предвидя его мученическую смерть. Скончалась схимонахиня Параскева в возрасте 120 лет. Ее могила находится у алтаря Троицкого собора обители. В домике, где она жила, сейчас находится музей.

Кроме ее личных вещей здесь хранится табурет с обгорелым уголком, опираясь на который молился на коленях и отошел к Богу преподобный Серафим Саровский. Свеча упала, табурет загорелся, так и узнали о кончине старца.

Паша Блаженная

После смерти батюшки Серафима все его вещи были перенесены в Дивеевскую обитель. Туда же перевезли и обе его пустыньки (домики), где он молился, находясь в затворе. Дальняя пустынька была обращена в алтарь Преображенского храма. В Дивеево был также перевезен большой гранитный валун, на котором батюшка Серафим молился три года. Он был разбит на части, и одна из них была отправлена в Москву на Дивеевское подворье, где ее вмонтировали в стену часовни, на которой изображалось в натуральную величину моление батюшки на камне, причем камень был не нарисованный, а тот, подлинный.

Личные вещи

Личные вещи

Находясь в Дивееве, не забудьте:
1. Пройти по Канавке и прочитать 150 раз молитву «Богородица, Дева радуйся!»
2. Приложиться к мощам прп. Серафима Саровского
3. Взять сухарики от батюшки Серафима
4. Посетить домик блаженной Паши Саровской
5. Помолиться перед чудотворным образом Божией Матери «Умиление»

Работа над ошибками.

Ошибка 1: Поболтать в дороге – не грех

Удержитесь от этого. Милая дорожная болтовня сбивает необходимый настрой души. Главное, что требуется паломнику в пути, – настроить свое сердце на кроткий и благостный лад.

Лучше вместо пустых разговоров молитесь. Но молитесь ровно столько, сколько можете, чтобы понимать смысл молитвы. Когда почувствуете, что устали, закройте глаза и постарайтесь уснуть. В Дивееве спать придется мало, так что копите силы в пути.

Перед поездкой задайте себе главный вопрос: «Зачем я еду в Дивеево и что хочу там получить?» Попросить о чем-то? Поблагодарить? Получить благословение? Исцелиться? Будет лучше, если вы заранее обдумаете свои духовные цели, иначе в Дивееве вы будете слишком много суетиться, распыляясь на множество мыслей и дел.

Ошибка 2: Кто такой Серафим я узнаю завтра

Если вы едете в Дивеево впервые и не успели прочитать о жизни и подвигах преподобного Серафима, подойдите к старшему группы и попросите рассказать по дороге о батюшке Серафиме. Вам не откажут.

В момент рассказа настройте сердце на позитив – жизнь Серафима Саровского столь чиста и удивительна, что вы быстро почувствуете к нему доверие и любовь.

Ошибка 3: Мясо – в сумку, сигареты – в карман

Если вы не смогли попоститься перед поездкой в Дивеево, сделайте хотя бы то малое, что вы в состоянии сделать сейчас: откажитесь на время поездки от мясного и молочного. Набитый тяжелой пищей желудок мешает духовной работе. В поездке также лучше отказаться от привычек пить пиво и курить. Свой сознательный отказ от вредных привычек объясните себе как «маленький подвиг во имя батюшки Серафима».

Ошибка 4: Не уверен, что смогу

У святого источника прп. Серафима часто можно слышать: «Ой, вода холодная, не уверена, что смогу окунуться 3 раза да еще с головой».

Источник, к которому вы приедете, излечивает даже очень сильные хвори. И это просто чудо, что у вас есть возможность в него окунуться.

Возле источника есть икона прп. Серафима: перед тем, как окунуться, подойдите к ней и помолитесь батюшке. Попросите у него силы и решимости.

Перед спуском к воде скажите: «Господи, помоги!» (либо: «Батюшка Серафим, помоги!») и спускайтесь в воду, раскрыв сердце чуду исцеления, а не страху намочить голову.

В блокнот паломнику :

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь:

Адрес: 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, село Дивеево, Серафимо-Дивеевский монастырь.

January 25th, 2012


Четыре места на Земле Богородица взяла под своё особое покровительство. Это земные её уделы, земные жребии. Первый удел Богородицы - Иверия (современная Грузия), второй - Афон, третий - Киево-Печёрская Лавра, четвёртый (последний, где являлась матерь Божья)- Дивеево (Серафимо-Дивеевский монастырь). Николай Александрович Мотовилов - дворянин и благотворитель Дивеевской обители (как он сам себя называл "Служка Божьей Матери и Серафимов") писал Императору Николаю первому: "Благословение Ея для всех четырёх мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом из сих мест - и ни одного из жителей их не допустит до погибели".

Про канавку Дивеевского монастыря один из самых почитаемых русских святых - Батюшка Серафим Саровский сказал, что кто пройдёт Канавку Пресвятой Богородицы и прочитает «Богородице - Дево, радуйся…» 150 раз, тот побывает в Киеве, Иерусалиме и Афоне. "Если вам грустно (плохо), то вы возьмите чёточки и пройдите по канавке, почитайте эти молитовки и вам обязательно Матушка Богородица подарит радость и утешение. И станет легко на сердце." Вы получите утешение, наставление, покров.


Это на самом деле так! Я точно знаю! В Дивеево душа человеческая и духовное зрение очищаются! И можно получить ответы на терзающие душу вопросы...

На фото начало Канавки, вырытой монахинями, по которой каждый день проходят тысячи паломников с молитвой. Вот эта молитва:

«Богородице Дево, радуйся ,
Благодатная Марие, Господь с Тобою,
Благословенна Ты в женах
и благословен плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших!»
Считается, что можно продолжить этой молитвой канавку до того места, где вы живёте.

За 100 метров до окончание Канавки. Зимой

Это самая удивительтная из существующих границ, на сооружение которой благословил Дивеевских девиц-монахинь батюшка Серафим Саровский, т.к. по этому пути прошла своими стопочками матерь Божья. Канавка пресвятой Богородицы по научению Батюшки Серафима должна была выглядеть так: 3 аршина глубиной, 3 аршина шириной и вал должны были насыпать 3 аршина. И сказал Батюшка, что за этой 800 метровой границей встанет последняя твердыня православия, встанет в конце времён. Время придёт такое, что ангелы не будут успевать принимать души, а вас всех Господь сохранит. Когда Антихрист станет все монастыри и храмы разрушать, кресты сбрасывать на землю. Подойдёт он к Дивеево, а канавка встанет от земли до небес и не сможет он её перейти. Постоит, постоит и уйдёт. Не допустит канавка Антихриста.

Рыли канавку в 1829 - 30 годах. А Несколько лет тому назад её восстанавливали с помощью специалистов Московского Строительного Университета. Они искали, где она была ранее. Но копали её всё равно девицы-монахини, так Батюшка благословил. Девство - добродетель, достигающая до небес, так же как молитва. Ведь «отыми от ангела крылья - будет дева. И наоборот. Приставь деве крылья - будет ангел».

Про канавку Царицы Небесной Серафим Саровский говорил: «Возродится канавка - воскреснет Россия».

Матушки в холода утепляются серыми пуховыми платками (у моей бабушки был точно такой)) и идут с чёточками в руке, читая молитвы. Идут и по одной и Крестным ходом раз в день. За ними пристраиваются паломники и помогают своей молитвой держать щит России.

Совершая Крестный ход, монахини проходят по канавке с Иконой Умиления. Икона Умиления была любимой иконой Серафима Саровского. Он даже отошёл ко Господу, молясь перед этой иконой.
Икона Умиления находится в правом пределе Троицкого Храма, она увешана вся драгоценностями, подаренными разными людьми, в знак благодарности Богородице за помощь и исцеления.

Дивеево - четвёртый удел Богородицы. Матушка Александра - благочестивая вдова Агафья Семёновна Мельгунова, основала здесь монастырь. Ей было видение на этом месте. Богородица появилась и сказала остаться здесь, в Дивеево, где находится древнейший последний удел Матери Божьей, ценившийся монахами.

Перед кончиной матушки Александры в Дивеево появился молодой иеродьякон Серафим и обещал не оставлять сестёр своим духовным попечением. Но до исполнения этого обещания он удалился в затвор на долгие годы, где жил в келье, на горке, названной им Афоном. После этого Серафим Саровский стал прозорливым и предрёк много того, что до сих пор сбывается.

В декабре 1927 года разогнали всех насельниц монастыря, многих сослали в лагеря. Батюшка и это предвидел. Говорил, что посыпятся сироты мои в рождественские ворота, как горох…

В Храмах сняли все иконы, Крест с распятым Христом был очень большой, не могли его вынести, решили отпилить ручку Спасителя, вместе с частью креста. Начали, но быстро остановились. В месте распила засочилась кровь, испугались. Утром пришедшие и впрямь нашли под крестом застывшую кровь… В одном из Храмов устроили кинотеатр, в котором показывали антирелигиозные фильмы. Канавку закидали отходами, провели через неё канализацию, на территории, огибаемой канавкой, построили школу и многое другое. Но прошло время и продолжили сбываться предсказания Батюшки Серафима. Он говорил: «Тогда в Дивеево будет диво, когда убогий Серафим ляжет в Сарове, а плоть свою перенесёт в Дивеево». И наконец в 1991 году мощи святого были перенесены из Санкт-Петербурга (где они оказались после революции) в Дивеево. Перед своей кончиной батюшка дал сёстрам свечку и сказал, что с этой свечой они его должны встретить, когда он вернётся к ним в обитель. Так и произошло. Эту свечу монахини сохранили, передавали друг другу, пронесли через все годы скитаний и мощи батюшки встречала последняя, выжившая из дореволюционных монахинь с этой свечой в руках. В Дивеево так же находятся личные вещи батюшки Серафима, его мотыжка, которой он обрабатывал землю и которой он исцелял людей. Когда его просили полечить, он ударял легонько мотыжкой по больному месту и происходило исцеление. Сейчас это изредка делают его мотыжкой монахини монастыря. Они открывают вещи батюшки иногда перед закрытием храма и лечат страждущих, кому посчастливится. Из 6 поездок, совершенных в Дивеево, нам дважды посчастливилось и матушки первый раз мотыжкой спины полечили, а второй раз головы)). Батюшка Серафим помог) По его воле приняли лечение от его дочерей духовных) Очутились ровно в том месте и в тот момент, когда матушки брали мотыжку)


Дивеево место кристальное, намоленное. Очень красиво здесь в Рождество.

Здесь был и государь император Николай второй, царственный мученик нашей страны со своей семьёй.

Старец Серафим говорил такие слова. «Царь, который меня прославит, того и я прославлю». А прославление Серафима Саровского (причисление к лику Святых) состоялось в 1903 году. Государь Николай второй настаивал на этом, т.к. много чудес совершалось по молитвам на могилке Старца... Иногда Господь разговаривает языком чудес.
Синод сомневался. Да, исцеления были, но от Батюшки остались только косточки. Нетленных мощей не осталось… Афонские старцы говорят в таких случаях, что святость другого может узреть только Святой!

После причисления батюшки к лику святых, Николай второй сам пошёл крестным ходом из Дивеево в Саров. В июле «среди лета пели Пасху»!!! А старица Саша Саровская, причисленная сейчас к лику Святых, тогда предсказала нашему Императору рождение наследника. Через год родился царевич Алексей) В честь рождения Алексея монахини посадили недалеко от канавки лиственницу. Это дерево оказалось необыкновенным. Оно иногда вдруг начинает благоухать и так, что далеко от него слышен этот запах. А ещё особенность этой лиственницы в том, что смола у неё красного цвета. Дерево плачет кровавыми слезами. И стоит в бурых пятнах, как-будто на нём застывшая кровь. Народ связывает это с трагической судьбой Алексея и всей царской семьи. Дерево ограждено, на нём иконы царя, Алексея, рядом молитвы.

В год причисления царской семьи к лику святых монахини посадили ещё 7 маленьких лиственниц неподалёку.

Множество предсказаний Батюшки Серафима ещё не разгадано. Например речь старца о вознесении Казанского Храма, где сейчас покоятся мощи самых почитаемых сестёр - монахинь Дивеева, причисленных к лику святых. Батюшка говорил о том, что когда Антихрист подойдёт к этому Храму, а Храм вознесётся, вместе со всеми, кто будет в нём. На воздух поднимется. Достойные туда зайдут и останутся, а недостойные хоть и зайдут, но будут падать оттуда. Так и не сможет достать Антихрист вас оттуда. Таков будет Новый малый Ковчег спасения для малого стада. Странные слова, сложно понимаемые…

Считается, что через живое общение, которое ощущаешь здесь, с Матерью Божьей и батюшкой Серафимом Саровским, можно обрести веру - дар Божий…

Много интересного есть на территории монастыря. Например, берёза с мордой медведя, которого приручил святой. Это дерево пытались после революции выкорчевать, но только сломали зуб экскаватора, который там торчит до сих пор, но так и не смогли ничего сделать этому дереву. Здесь свой дух, аура, здесь правит Игумения небесная - Богородица.

Счастлив тот, кто сутки пробудет в Дивеево, т.к. раз в сутки здесь проходит сама Царица небесная. Здесь происходит молитвенное предстояние русского народа. Каждый день нескончаемый поток людей, проходящих путём Богородицы по канавке, вырытой девицами-монахинями, создает молитвенный ЩИТ ЗЕМЛИ нашей! Слёзное покаяние на канавке очищает сердце, даже доверху засыпанное грехами.

Многие люди едут в Дивеево поработать, подумать над своей жизнью, внести свой вклад в восстановление монастыря, кто-то вносит пожертвования по своим возможностям, а кто то молится за монастырь и его насельниц. И монастырь с каждым годом становится всё краше.

Источник Серафима Саровского, который мы посетили впервые в 2007 году в 6 утра, перед въездом в Дивеево. Чтобы очиститься, как сказала наша замечательная сопровождающая. Этот источник расположен в посёлке Цыгановка, в Саровском лесу. Но источник отнесли к группе Дивеевских источников, т.к. он появился чудесным образом на границе с закрытой зоной. Очень многое, связанное с Преподобным находится в Сарове. Но по известным нам всем причинам (чтобы не выдавать государственные тайны, не буду их писать;) город закрыт во времена Союза и до сих пор

Водица в нём студёная! Аж дух захватывает. И благодатная. Вот история источника Батюшки Серафима. Произошло это в 60-е годы 20 столетия, на берегу реки Сатис. Солдаты, нёсшие службу на границе охраняемой зоны, увидели старичка в белом балахончике. На вопрос:"Дедушка, что ты здесь делаешь?" - старец ничего им не ответил, только трижды ударил посохом о землю и ушёл. В трёх местах забили источники. Так Преподобный перенёс свой источник из Сарова на место, где его могли посещать люди... Сам старец часто исцелял людей водичкой из своего источника и сухариками, приготовленными им в чугунке. Кстати, насчёт сухариков... Эту традицию продолжили матушки Серафимо-Дивеевского монастыря

Источник этой зимой. Вообще рядом с Дивеево множество святых источников. Помимо источника Батюшки Серафима, есть: источник Матушки Александры, Пантелеймона Целителя, Иверской иконы Божьей Матери, Казанской иконы Божьей Матери, иконы Умиления..

Кошечка, живущая рядом с источником Батюшки Серафима. Красивейшая голубо-кремовая черепаха!!! Я только присела на корточки, чтобы сфотографировать эту очаровашку, как она устремилась ко мне и полезла на ручки! У Источника она не одна. Кошки живут милостью приезжающих на источник людей, которые их подкармливают. И котяток, рождаемых здешними кисками, можно забрать себе, как подарок от Батюшки Серафима)...

Дорога домой...
Чаще всего м ездим Дивеево через Муром, заезжая к Петру и Февронье, порой к Илье Муромцу. А обратно чере Арзамас. Замечательные места земли русской!

В этом году узнали в Муроме новость, переполошившую жителей города. Там собираются строить атомную электростанцию... И никакие митинги народные пока не помогают...

Использованная информация про Дивеево, получена от православного экскурсовода, сопровождающего паломнические группы, Соловьёвой Ларисы Николаевны и из программы «Русский Дом» из сборника лучших программ «Дивеево - Четвёртый Удел Пресвятой Богородицы».

Особую сердечную благодарность хочу выразить Ларисе Николаевне! Дивеево это была наша с супругом первая паломническая поездка в 2007 году (фото сделаны с 2007 по 2012 год). Очень важно было, какой сопровождающий окажется рядом. И нам достался самый лучший! Душевная, искренняя, любящая Дивеево всем сердцем! В следующий раз, зимой, когда мы приехали в Дивеево самостоятельно, вечером, в Троицком Храме, перед закрытием, у вещичек Батюшки Серафима, встретили второй раз нашего ангела-хранителя Ларису Николаевну, которая сказала, чтобы мы не уходили, что сейчас откроют вещи. Затем, ещё через год встретились с ней же, приехав к нашей Светочке, хозяйке дома на Арзомасской, где мы теперь останавливаемся ежегодно. (Про Светлану можно так же много рассказывать! Удивительной души человек! Светлый!) На этот раз Лариса Николаевна тоже остановилась у Светланы, вместе с девушкой из Сербии, которая совершала паломническую поездку по Святым местам России. Проговорили с ними до самой ночи… Каждая встреча и разговор со Светой и с Ларисой Николаевной приносит много нового, интересного и светлого. Поговорить с такими людьми, что воды родниковой напиться! Спаси Вас, Господи, наши дорогие!

Третий удел: Киево-Печерская лавра

Четвертый удел: Серафимо-Дивеевский монастырь

Начало Четвёртого Вселенского Жребия Богородицы было положено в Киеве. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова . В возрасте моложе 30 лет она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры.

Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, будучи то ли в лёгкой дремоте, то ли в ясном видении, сподобилась матушка Александра видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Неё следующее:

«Это - Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои - да будут с тобою! ».

С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась на север России. В 1760 году её путь лежал к одной из знаменитых русских обителей - Саровскому монастырю .

Не доходя 12-ти верст до Сарова , в селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха у западной стены деревянной приходской церкви. Здесь она в лёгком сне вновь увидела Божию Матерь:

«Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного ».

На этом месте была основана Дивеевская община, впоследствии ставшая Серафимо-Дивеевским монастырём.

Источники

Напишите отзыв о статье "Удел Богородицы"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Удел Богородицы

– Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.
Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было.
– Приезжаю, – рассказывал Денисов. – «Ну, где у вас тут начальник?» Показали. Подождать не угодно ли. «У меня служба, я зa 30 верст приехал, мне ждать некогда, доложи». Хорошо, выходит этот обер вор: тоже вздумал учить меня: Это разбой! – «Разбой, говорю, не тот делает, кто берет провиант, чтоб кормить своих солдат, а тот кто берет его, чтоб класть в карман!» Так не угодно ли молчать. «Хорошо». Распишитесь, говорит, у комиссионера, а дело ваше передастся по команде. Прихожу к комиссионеру. Вхожу – за столом… Кто же?! Нет, ты подумай!…Кто же нас голодом морит, – закричал Денисов, ударяя кулаком больной руки по столу, так крепко, что стол чуть не упал и стаканы поскакали на нем, – Телянин!! «Как, ты нас с голоду моришь?!» Раз, раз по морде, ловко так пришлось… «А… распротакой сякой и… начал катать. Зато натешился, могу сказать, – кричал Денисов, радостно и злобно из под черных усов оскаливая свои белые зубы. – Я бы убил его, кабы не отняли.
– Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем.
Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку.
Денисов, на новые вопросы Ростова, смеясь сказал, что, кажется, тут точно другой какой то подвернулся, но что всё это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов, и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить.
Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.

В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.
– Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
– Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
– Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
– Отчего? – спросил Ростов.
– Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
– Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.
Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор.
– Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был.
– Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера.
Фельдшер однако не подтвердил слов доктора.
– Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор.
Ростов описал наружность Денисова.
– Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?
– Списки у Макара Алексеича, – сказал фельдшер. – А пожалуйте в офицерские палаты, там сами увидите, – прибавил он, обращаясь к Ростову.
– Эх, лучше не ходить, батюшка, – сказал доктор: – а то как бы сами тут не остались. – Но Ростов откланялся доктору и попросил фельдшера проводить его.
– Не пенять же чур на меня, – прокричал доктор из под лестницы.
Ростов с фельдшером вошли в коридор. Больничный запах был так силен в этом темном коридоре, что Ростов схватился зa нос и должен был остановиться, чтобы собраться с силами и итти дальше. Направо отворилась дверь, и оттуда высунулся на костылях худой, желтый человек, босой и в одном белье.
Он, опершись о притолку, блестящими, завистливыми глазами поглядел на проходящих. Заглянув в дверь, Ростов увидал, что больные и раненые лежали там на полу, на соломе и шинелях.

История Свято - Троицкого Серафимо - Дивеевского монастыря, называемого 4-м уделом Пресвятой Богородицы.

Люди исцеляются, приложившись к мощам, иконам и другим предметам — символам веры. Но люди по- разному толкуют феномен исцеления.

Первые глубоко верят, что исцеление — это проявление Небесных сил.

Вторые считают, что это действие внушаемости, которая присуща людям в той или иной степени.

Третьи уверены, что благодатные места, храмы, монастыри, ритуалы, предметы святые оказывают влияние на подсознание и сознание человека, в результате чего он исцеляется.

Но, как известно, всё создано Отцом Небесным и всё перечисленное тоже Им создано. Так что любой способ исцеления является Божьим Промыслом.

Эту обитель основала схимонахиня Александра по указанию Богородицы (это засвидетельствовал в своё время старец Серафим Саровский) на месте Её четвёртого удела.

Дивеево — это четвёртый земной удел (земной жребий) Пресвятой Богородицы, покровительницей которого Она является, и только в Свято - Троицкий Серафимо - Дивеевский монастырь является каждый день. Говорят, что надо переночевать в Дивееве, чтобы получить Её благословение. Не путать «земной удел» с «домом» Богородицы, так как Домом является Россия.

Схимонахиня Александра в миру была богатой помещицей Агафьей Мельгуновой. Её муж, полковник, погиб. Оставшись вдовой, решает посвятить себя Богу. Разъезжая по разным монастырям, она приняла монашество в 1789 году во Флоровском монастыре в Киеве. Прожив в нём некоторое время, поехала в Саров к саровским старцам.

На пути в Саров она остановилась отдохнуть в Дивееве, которое ей очень понравилось, где и получила указание Богородицы. Там она на свои средства основала Казанскую каменную церковь. Церковь была приходской, но, по свидетельству сестёр, Серафим Саровский запрещал её так называть. Он говорил, что это будет «тёплый» монастырский собор, такой, которому не будет подобного; когда на земле всё сгорит, то со всей земли на небо будут взяты целиком ваша Казанская, церковь в Киевской Лавре, а какая третья сёстры забыли.

Рядом Александра построила кельи, обнесла общим забором, в которых жила вместе с четырьмя сёстрами (две девицы и две вдовы из разных сёл) по Саровскому строгому уставу. Они на колеях молились каждый час круглосуточно, ели скудную пищу один раз в день, проводя время в трудах. Саровские старцы Пахомий и Исайя были её духовными отцами, по совету которых она приобрела эту землю. Это было начало Дивеевской обители.

Число обитателей постепенно увеличилось до сорока, некоторых из них прислал Серафим Саровский, чьё имя в дальнейшем будет тесно связано с этой обителью.

Иеродиакон Серафим из Саровской обители прославился тридцатилетними подвижническими подвигами, в том числе стоянием на камне тысячу ночей, обетом молчания в течение трёх лет. Результатом покаянных подвигов ему был дан дар прозорливости и исцеления, а также было явление Богородицы, которая велела прекратить затвор и поручила ему заботу о Дивеевском монастыре, так как игуменья Александра перед приближающейся смертью взяла Великую схиму (от греч.- образ - обет монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения).

Старцы Пахомий и Исайя часто бывали в Дивееве. Они привозили пропитание (как помощь), проводили духовные беседы. Старцы, чувствуя близкую смерть, просили отца Серафима не оставлять участием сестёр.

О святом Серафиме Саровском, целителе и провидце, узнали люди и потянулись к нему со всей России. Он никого не оставлял без внимания, любя живой Божий образ в человеческой личности, относился с сердечной теплотой, состраданием, ласковостью, передавая человеку свое радостное состояние.

Однажды к нему в келью прибыл помещик М. В. Мантуров, которого несли слуги. Из-за болезни «раздробление костей» он не мог даже стоять. Отец Серафим помазал его ноги елеем, после чего Михаил встал на ноги.

В благодарность за исцеление М. Мантуров дал средства на строительство каменного храма во имя Рождества Христова для мельничей общины, устройство которой задумал Серафим Саровский, как отделение Дивеевской общины. Игуменьей этой общины стала его сестра Е. В. Мантурова. Брат всю жизнь помогал общине, сам же он взял обет — нищету.

Мотивом строительства мельницы стало, кроме ограниченной площади, желание отделить девиц от вдов, которые своими рассказами о замужней жизни могли смущать состояние духа девиц или бросать мрачную тень на брачную жизнь, если замужество было неудачным. Сиё действие было «изволением Господа и Божией Матери». Накануне праздника Казанской Божией Матери, 7 июля 1827 года, мельница начала молоть.

Сёстры мельничной общины ходили на богослужение в Казанский храм. Старец Серафим нашёл место между обителями. Помещик Жданов, почитая отца Серафима, хотел отдать землю бесплатно. Но Святой отец, зная о его расстроенном состоянии дел, ему заплатил. После этого дела помещика стали поправляться, придя, в конце концов, в отличное состояние.

Эти обе общины были объединены в одну в 1842 году уже после смерти преподобного святого Серафима (через 9 лет), затем обитель получила статус монастыря (1861 г.).

При жизни Серафим Саровский был заботливым отцом сестёр. Он оказывал не только духовную помощь, но во многом помогал в обеспечении обители всем необходимым.

Он видел судьбу монастыря, России; оставил письмо для Николая II, когда тот посетит Дивеево. Действительно, письмо было передано в монастыре, над которым царь, прочтя, плакал. Видел закрытие монастыря, как мыкались монахини, скрываясь, кто, где может. Двум сестрам сказал, что одна из них доживёт до времени восстановления обители и будет держать свечку, которую он дал им, у входа, когда будут вносить его мощи в Троицкий собор. Его предсказание сбылось.

Храм преподобного святого Серафима Саровского или Троицкий собор является главным. Именно в нём находятся мощи святого, привезённые 31.07.1991 из музея атеизма и религии в Казанском соборе г. Санкт - Петербурга. Многочисленные паломники образуют длинные очереди к его мощам, особенно в выходные дни.

В храме находится икона «Умиление», перед которой молился святой Серафим и на коленях перед ней отдал Богу душу.

Кроме того, в этом соборе хранятся его вещи, такие как епитрахель, мантия, железный крест нательный и другие. Особое трепетное чувство вызывает чугунок, в котором он делал сухарики и раздавал, приходящим к нему за помощью; говорят, эти сухарики тоже помогали людям. И сейчас сёстры делают сухарики по его рецепту и раздают посетителям.

В Спасо - Преображенском соборе хранятся мощи преподобной Марфы Дивеевской, а также ещё пяти сестёр.

В монастыре находится и знаменитая Казанская церковь.

По завету святого Серафима Саровского, который считал, что должен быть ещё собор в одну линию со Свято - Троицким собором и колокольней, строится Благовещенский собор.

Недавно открыт домик блаженной Параскевы Ивановны, состоящий из трёх комнат. В третьей комнате — фрагмент кельи преподобного Серафима.

В монастыре есть святыня, которой нет больше нигде в мире: Святая Канавка Богородицы.

Когда Богородица, явившись отцу Серафиму в 1825 году, велела ему основать Мельничью общину, она указала, что это место следует обнести канавой и валом. Она определила все размеры канавы: длину, глубину ширину, высоту. Причём, чтобы копали только сёстры, миряне могут помогать насыпать вал, нося землю. Серафим Саровский говорил о будущей Канавки, что она будет высока до небес, защитой и стеной от антихриста. Кто пройдёт дорожку вдоль Канавки (по ней прошла Сама Богородица), прочтя сто пятьдесят «Богородец» («Богородица дево, радуйся…») тому и здесь и Афон, и Иерусалим, и Киев. Канавку копал и сам преподобный, но до готовности не дожил.

Вдоль Канавки построен высокий помост (дорожка), возобновлена традиция сестёр после богослужения обходить Канавку с молитвой Богородицы.

Не менее важные святыни — святые источники. Пять в самом Дивееве. Шестой находится в 15 км от Дивеева — это источник Серафима Саровского: озеро, две купальни, очень симпатичная часовня. В купальнях правило: в чём окунаться три раза с головой, молитва. Вода ледяная, ни в одном другом источнике нет такой температуры. К сожалению, нет рекомендации: прежде, чем окунуться, надо набрать воздуха в лёгкие. Иначе задыхаешься, ощущения нестерпимой боли. Выскакивают с криком, каждый раз громче. Те, кто знает эту тонкость, переносят окунание нормально.

В самом селе, недалеко от монастыря (справа, если стоят лицом к монастырю) — замечательная небольшая деревянная приходская церковь, похоже, новая. Справа от двери на выступе находится большая икона во весь рост святой Елисаветы. От неё такая энергия идёт, что только можно сравнить с энергией от мощей батюшки Серафима. От неё в углу висят иконы Иисуса Христа, Архангела Михаила и Серафима Саровского. Весь этот закуток вместе с Елисаветой — наполнен такой энергией, такой вибрацией, далеко не в каждом храме такое встретишь.

В монастыре есть кафе, блинная, столовая.

В Серафимо -Дивеевском монастыре многие получают исцеления от мощей батюшки Серафима, сестёр, источников. Здоровые люди получают заряд благодати, которое остаётся с ними надолго.

В Дивеево можно приобрести множества местных православных сувениров. Среди них особо известными являются " " из бисера, оформленные в деревянный киот под стеклом. Бисер придает иконам насыщенные цвета и яркость. Многие покупают их не только себе но и в качестве подарка родным и близким.