Израиль, Иерусалим, Стена Плача - «Стена плача или Западная стена - одна из самых древних достопримечательностей Иерусалима. Особенности посещения стены. Что такое бар-мицва? Нужно ли писать записку? »

Строка поиска: СВЕЧИ

Найдено записей : 251

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста! Я редко хожу в церковь, но дома часто молюсь про себя. Заметила такую вещь - каждый раз, как схожу в церковь, молюсь Богу, чтобы у меня в личной жизни все нормализовалось, через пару дней мы с моим молодым человеком очень сильно ругаемся. После этого мы долго не общаемся, и мне тяжело на душе. Именно так и произошло на днях. Я 15 января ходила в церковь, ставила свечи, молилась, просила спокойствия и мира в отношениях, а на следующий день мы поругались. Не могу понять, почему? Может, я просто связала это между собой, а как таковой связи и нет? Но Господь посылает нам людей в жизни не просто так и если он дает нам какие-то испытания в жизни, знает, что мы справимся! Мы уже собираемся расставаться, у меня сил больше нет терпеть все то, что он мне говорит и то, что происходит. Помогите советом!

Мария

Мария я не знаю Вашу жизнь. Вы говорите что дружите с молодым человеком, но как именно вы с ним дружите? Просто сейчас у молодежи "в порядке вещей" внебрачное блудное сожительство, а это тяжкий грех. А причин для ссоры может быть очень много, старайтесь в себя заглянуть. Может быть, Вам и не нужно с ним дружить. Положитесь на волю Божию, помолитесь, и Господь все управит.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как поступить. У нас на работе известно, что я посещаю службы, читаю литературу православную и т. п, многие считают своим долгом привести мне что-нибудь из святых мест, так как у меня нет средств путешествовать. Одна сотрудница, отдыхая в Египте, посетила с экскурсией Иерусалим и привезла мне пучок свечей, 33 штуки, в качестве "подарочка". Где она их купила, в храме или сувенирной палатке, не помнит, освящены или нет, не знает. Что мне с ними делать - можно зажигать, читать перед ними молитву или оставить как сувенир со святой земли? Привозят иконочки - календариками, масло освещенное. Отказаться я стесняюсь, люди ведь из добрых побуждений, я несколько раз заводила разговор, что чрезмерное стремление посещать святые места и покупать все, что можешь позволить, пользы не принесет, но услышала меня пока только одна. Как отказаться, не обижая, и что делать с маслом, иконками? Простите за такой вопрос, но меня это волнует.

Наталия

Я думаю, подаренными Вам вещами можно пользоваться как святыней – так или иначе, они привезены из Святого града: маслом можно помазываться, а свечи зажигать перед иконами на молитве. Но если Вас смущают эти подарки, можно вежливо отказаться, сказав, что у Вас все уже есть, да и в избытке.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. Скажите, можно ли подавать записки на сорокоуст, парастас об усопшем, который был некрещеным, неверующим?

Нет, к сожалению, нельзя. Можно ставить в храме свечи и молиться самому, лично, а также творить за него добрые дела.

игумен Никон (Головко)

Подскажите, пожалуйста, какие молитвы читать при частых болезнях и как употреблять святую воду, и можно ли зажигать церковные свечи дома? Дело в том, что я часто болею, болит в одном месте, потом проходит, начинает болеть в другом, и так замкнутый круг. Знакомая предложила сходить к бабке, но я знаю, что это грех и обращаться к ним за помощью не хочу. Посоветуйте, что я могу сделать сама. Спасибо!

Любовь

Здравствуйте, Любовь! Болезни, если терпеть их безропотно, приводят нас ко спасению – это посещение Божье. Но молиться об исцелении мы все же должны. К "бабкам" ходить действительно нельзя. Нужно чаще прибегать к нашей матери Церкви и ее спасительным Таинствам: исповеди, причастию, соборованию. Можно заказывать молебны Пресвятой Богородице перед ее иконой "Целительница" и святому великомученику Пантелеимону, дома можно читать им акафист. Во время домашней молитвы можно возжигать церковные свечи, свеча и есть символ молитвы. Святую воду употребляют утром натощак с молитвой. Ну и, конечно, помощью врачей не стоит пренебрегать.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, как правильно делать. Читать Псалтирь о упокоении посоветовали 40 дней, так как потом будет Страшный суд и решается, куда душа усопшего попадет, в рай или ад. Нужно ли читать его и после, ставить свечки за упокой, заказывать службы? Если да, то для чего, если все уже решилось на 40-й день? Вразумите, батюшка. Спасибо.

Людмила

Здравствуйте, Людмила.
На сороковой день происходит частное определение участи души до Всеобщего воскресения и Страшного суда. Поэтому особую молитву о дорогом усопшем не оставляем и после сороковин.
Но если Вам тяжело читать кафизму каждый день, можно читать молитву из Последования по отделении души от тела, которое есть в большинстве молитвословов.
Также хорошо ставить свечи во время молитвы в храме и заказывать заупокойные службы - панихиду или литию.
Помоги Господи.

иерей Сергий Осипов

Добрый вечер! Хочу спросить совета в своей проблеме. Мы венчались с мужем на Кубе, живем в России. Когда прилетели домой, обнаружили, что одна из свечей венчальных поломалась. Что делать? Нужно ли ее склеить? Как быть в такой ситуации? Я очень переживаю... Дайте совет, пожалуйста!

Здравствуйте, Ольга! Ничего страшного. Оставьте свечи, как есть и храните их в святом углу рядом с иконами. Существует масса таких "околоцерковных" суеверий. Тем не менее, церковь к ним относится строго отрицательно. Бояться христианин должен только Бога.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Прочла, что при семейных ссорах и тяжелом положении в семье нужно зажечь венчальные свечи. Скажите, пожалуйста, можно ли так делать? Если да то как правильно? Спасибо за ответ!

Людмила

Здравствуйте, Людмила.
Действительно, есть такой давний обычай, - при трудностях в семейной жизни супруги вдвоем встают на молитву перед венчальными иконами (но можно молиться и перед любой другой иконой) с зажженными венчальными свечами в руках. От всего сердца своими словами молят Господа о даровании мира их семье.
Помоги Господи.
Иерей Сергий Осипов

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте батюшка! Нам родственники привезли из Израиля Святую воду, масло, свечи. В такой коробочке, похожей на сувенирную, видно, всем туристам продают.Что с ней делать? Можно ли пользоваться?

Олег

Конечно, Олег, можно и нужно пользоваться, как освященными: воду можно пить или кропить ею, маслом помазываться, а со свечами молиться.

игумен Никон (Головко)

Скажите, можно ли женщине во время месячных прикасаться к церковным свечам и просить благословения у батюшки?

София

Здравствуйте, София! В нечистоте нельзя прикасаться к святыням, участвовать в Таинствах. Брать благословение и ставить свечи не запрещается. Свеча – это символ Вашей молитвы, а молиться можно всегда.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте. Собираемся в Израиль. Подскажите, пожалуйста, что обязательно должен посетить православный человек? И нужно ли покупать там иконы, кресты, свечи? И действительно христианам нельзя оставлять записки в Стене Плача? Спасибо.

Ирина

Ирина, в первую очередь следует посетить храм Воскресения Христова на Голгофе, затем можно побывать в Гефсиманском саду, на месте вознесения Спасителя и, конечно, в Вифлееме. А к Стене Плача православным христианам и подходить-то небезопасно: можно натолкнуться на оскорбления и провокации со стороны ортодоксальных иудеев.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста. Узнала не так давно, что муж изменил мне (сам признался), говорит, что запутался, но при этом так и продолжает гулять, в открытую говорит об этом, совсем не чувствует своей вины. Мы встречаться начали еще в 10м классе, ждала его 4 года из военного училища, на 4 курсе поженились. Мы обвенчались. Прожили 3 года. Родили доченьку и тут на тебе, как будто кошка черная пробежала между нами. Он даже не осознает, какой совершил грех, и я не знаю, как быть. Всегда думала, что не прощу измену, а сейчас понимаю, что не смогу жить без него, очень сильно его люблю. Вычитала, что при разладе в семье можно зажечь одну из венчальных свечей. Но с ужасом обнаружила, что обе свечи поломаны в одном и том же месте. Слышала, что это очень плохо для отношений. Я в панике, не знаю что делать. Помогите, пожалуйста, не знаю, как дальше жить.

Ирина

Здравствуйте, Ирина! Конечно же, у Вас есть веская причина к расторжению венчанного брака, но есть еще и возможность прощения. Молитесь Богу от всей души и просите о помощи и вразумлении Вашего супруга. Потому что выдержать это испытание очень тяжело. С молитвой, терпением, любовью постарайтесь добиться, чтобы муж принял окончательное решение. А сами ищите утешение в молитве и церковных таинствах. На поломанные свечи не нужно обращать внимания: это суеверие. Дай Бог Вам сил.

иерей Владимир Шлыков

Батюшки, спаси вас Господи, благодарю вас всех за ваши ответы! Ответьте пожалуйста на мой вопрос, почему говорят, что свечи нельзя задувать, надо тушить их руками, и приводят пример, что в церкви не задувают, а накрывают специальными железными крышечками. А я подумала, просто в церкви очень много свечей и на каждую дуть как-то неудобно, проще руками тушить. Суеверие ли это? Благодарю.

Здравствуйте, Наталия! Свечи задувать можно. Все это суеверие и "бабушкино богословие".

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка! Думаю, мой вопрос волнует многих женщин. В разных источниках разные ответы. А вопрос такой: что можно и чего нельзя делать женщине в дни нечистоты: 1. При посещении храма, стоять не в притворе, а в центральной части. 2. Брать благословение у батюшки 3. Утром вкушать святую воду с просфорой. 4. Ставить свечи в храме и дома 5. Посещать воскресную школу. 6. Целовать дома иконы и нательный крестик. 7. Читать Библию (ведь тоже святыня). 8. После службы в храме брать просфоры. 9. А если храм все же нельзя посещать, тогда в этот день можно работать?

Надежда

Здравствуйте, Надежда.
Из того, что Вы перечислили, разрешаются пункты 2, 5 и 7. Стоять в притворе желательно, но можно подходить к исповеди, не прикладываясь к Кресту и Евангелию. Что же касается работы, то соблюдение воскресных и праздничных дней в любое время происходит по воле человека.
Храни Господь.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте! Вчера похоронили моего дедушку, он был не крещен, поэтому его похоронили без всего православного, только зажигали церковные свечи. Некрещеным нельзя заказывать заочное отпевание, сорокоуст и молиться за них в Церкви, насколько я знаю? Прочла, что можно молиться дома святому мученику Уару. Это верно? И есть ли надежда, что у дедушки все на Небесах будет все хорошо?

Анна

Анна, да, за некрещеного нельзя подавать в церкви записки, совершать отпевание, но можно ставить свечи. Можно помолиться и мученику Уару дома, но только не так, как сейчас иногда думают, что молитва ему – это такой вид отпевания некрещеных, а в простоте сердца попросить его заступничества пред Богом за душу Вашего дедушки.
Кроме того, можно подать записку на Афон через московское подворье Русского Пантелеимонова монастыря – на Афоне монахи за богослужением молятся о некрещеных.
Что же касается загробной участи Вашего дедушки, то это вопрос не нашего скудного разумения, а милости Божией.

игумен Никон (Головко)

Добрый день! 26 мая 2012 года у нас умерла бабушка, и с тех пор постоянно снится моей сестре. Если раньше снилась нормальная, как живая — говорила, что похороны понравились и все мы сделали правильно и красиво, то потом начала сниться страшная и звать сестру настойчиво за собой. Сестра в церкви только свечи ей за упокой ставила. Что делать? Помогите советом! Говорят, это очень плохо, когда зовут мертвые, а мне сестра очень дорога и чтобы с ней что-то случилось, не хочу.

Татьяна

Татьяна, не надо так быстро верить тому, что "говорят", ничего с Вашей сестрой не случится. Хотя в этих снах есть одно положительное зерно - они заставляют задуматься о смерти, о конечности своего бытия, о том, как именно мы живем, а это - очень полезные размышления.
А за бабушку молитесь, как молились: подавайте записки в храм, заказывайте панихиды, ставьте свечи, раздавайте в ее память милостыню, и да упокоит Бог ее душу.

игумен Никон (Головко)

Скажите, пожалуйста, вот, мы с подругами очень часто смеемся, когда речь заходит о смерти, или кому-то плохо (особенно после слов - "над этим нельзя смеяться!" - мы как одна начинаем смеяться). Нас таких четверо (в прошлом году были похороны у одноклассницы, мы втроем с подругами засмеялись, когда потухли свечи у всех из-за ветра. В этом году ездили в поездку по церквям, в Ростовской церкви мы опять же смеялись. Я так же очень часто ругаюсь бранью и меня беспокоит то, что это вошло в привычку. Скажите, может это бесики в нас засели? Мы у родителей спрашивали, они сказали, это бесы в нас играют.

Елена

Ну "бесиками" очень просто объяснить все на свете. Смех сам по себе не так прост, как кажется. Мы смеемся, когда какое-то противоречие, а иногда мы смеемся, чтобы преодолеть страх. Не случайно существует "черный юмор", когда мы высмеиваем смерть - то, чего боимся больше всего. Я думаю, что и в вашем случае причиной смеха является страх - Вы смеетесь над тем, чего в глубине души боитесь (смерть, боль, потусторонний мир). Поразмыслите о том, что в этих явлениях Вас так пугает? А вот что касается брани, то тут надо над собой работать и сдерживать себя, вообще нужно выбирать слова, ведь "за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься" (Мф.12,36-37) .

диакон Илия Кокин

Здравствуйте, дорогой батюшка! Когда у меня есть возможность, я всегда стараюсь зайти в храм. Сегодня, когда я пришла, службы еще не было, поэтому поставила свечи, приложилась к иконкам, помолилась. В храме есть иконы, которые нарисованы на стене. В тот момент, когда я прикладывалась к одной из таких, матушка мне сказала, что нет благословения прикладываться к настенным иконам. Батюшка, не согрешила ли я? Храни Господь!

Ксения

Нет, Ксения, не согрешили. Эти правила относятся к данному конкретному храму и продиктованы, очевидно, какими-то чисто практическими причинами, например, может быть, росписи могут пострадать, если к ним будут прикладываться.

игумен Никон Головко

Может ли православный христианин заложить записку в Стену Плача? Не противоречит ли это канонам православной церкви?

Юрий

Отвечает благочинный Красногорского церковного округа : Конкретных канонов о Стене Плача не существует. Но, как известно, иудеи пишут на листочках бумаги свои желания и вставляют листочки в щели между камнями Стены Плача в Иерусалиме в надежде, что эти желания исполнятся. Значит, со стороны верующих в Бога иудеев это форма молитвы, молитвенный ритуал. Православным христианам не следует участвовать в молитвенных ритуалах иноверцев, в том числе и иудеев. На этот счёт есть уже и канонические нормы в Апостольских правилах:

«10. Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен.

65. Если кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного».

Можно, конечно, сказать, что среди иудеев, вставляющих записки в Стену Плача, есть и не верующие в Бога. Но в таком случае ожидание чего бы то ни было от вставления бумажки между камнями есть примитивное суеверие. Поэтому ни в каком случае православному христианину не следует этого делать.

У православных есть истинные храмы Божии, в которых совершается Божественная литургия; дома, в семье, которая есть домашняя церковь, мы возносим семейные молитвы; у каждого из нас есть свой сердечный жертвенник, который доступен всегда и везде. Поэтому для православных христиан нет нужды участвовать в ритуалах иноверцев.

Отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Клина протоиерей Борис Балашов : Давайте подумаем сначала: с какой целью православный христианин будет закладывать записку в Стену Плача? Многие наши туристы любят оставлять автографы в тех местах, где они побывали. Им не столь существенно, распишутся ли они на стене старинного храма или на прекрасных и почти неприступных скалах. Конечно, в Израиле этот номер не пройдет. Но тогда можно, по крайней мере, записку: «Здесь был Вася!» - сунуть в щель какого-нибудь памятника старины. Запихнуть в сохранившуюся часть стены древнего Иерусалимского храма записку с какой-нибудь просьбой… А к кому обращена эта просьба?

Храм был построен и посвящен Единому Истинному Богу, Который дал Свои заповеди через пророка Моисея и заключил с народом Израильским Завет. Этот Бог, давший на Синае Свое Откровение, родился и стал человеком две тысячи лет назад на благодатной земле Палестины. Этого Богочеловека Иисуса Христа неуверовавшее в Него большинство еврейского общества предало, представители этих людей добились у Пилата путем интриг смертного приговора на самую мучительную казнь через распятие. В Иерусалимском храме было особое присутствие Божие, о чем напоминало Святое Святых. В этот храм приходил Иисус Христос и возвещал Свое Евангельское учение. Обращаясь к Своему родному Израильскому народу, символом которого был город Иерусалим, Иисус Христос с грустью сказал: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23:37–38). Народ предал своего Бога, Бог ушел из храма, посвященного Ему. Иерусалимский храм после этого остался лишь великолепным архитектурным сооружением. Истинному Богу он сделался ненужным, так как более не выполнял свое назначение: он перестал быть местом встречи Бога и людей. Поэтому этот храм и был разрушен в 70 г. во время Иудейской войны римлянами. От храма осталась лишь одна стена, названная евреями Стеной Плача - плача о разрушенном храме и столице, о гибели древнего Израильского государства, о рассеянии по всему миру еврейского народа.

Так к кому же хочет обратиться со своей записочкой у Стены плача православный христианин? К Богу? Но ведь Он Сам сказал, что ушел оттуда: «Оставляется дом ваш пуст». Но если Бог там не проявляет Своего присутствия и с людьми там Он больше не встречается, то может получиться, что таковая просьба окажется обращенной к совсем другой личности, которая чувствует себя свободной там, где Бог не являет людям Свою любовь. Но это будет уже совсем другой разговор, в который вступать Вам ни в коем случае не советую. Если же человек является христианином, то он, конечно, будет искать встречи с Богом и молиться Ему там, где Бога чтут и любят, а не там, где Его не хотят знать и противятся Его воле.

Иерусалимский храм разрушен по воле Божией, ясные предсказания об этом содержатся в Евангелии. У Стены Плача собираются на молитву те люди, которые считают катастрофой разрушение Иерусалимского храма, а не предательство своего Бога и Мессии-Христа. Они плачут о том, что на храме, Иерусалиме и Израильском народе исполнилась воля Божия за отступление от своего Господа. Фактически это продолжающееся уже два тысячелетия гонение на Христа тех, кто сами решили стать Его врагами. А Спаситель до сих пор ждет их покаяния и возвращения под покров Божий.

Поэтому если мы друзья Божии, то мы будем искать встречи с Ним и места молитвы к Нему там, где Спасителю приятно с нами общаться и слушать нас, а не в тех местах, где Ему сознательно противятся.

Можно ли охотиться на животных в пост?

Елена

Отвечает протоиерей Константин Островский : Церковь не установила ограничений на время охоты, поэтому вопрос лучше расширить: можно ли охотиться на животных?

Ни ветхозаветная церковь, ни Господь Иисус Христос не запрещали есть мясо. Поскольку во время своей земной жизни Христос был правоверным иудеем, он сам употреблял его в пищу, хотя бы на Пасху.

Понятно, что если питаться мясом, то приходится забивать скот или убивать диких зверей на охоте. Нравственной разницы тут нет никакой. Но нравственное значение имеет то, с каким настроением человек охотится, ради чего. Ради тщеславия, чтобы похвастаться числом подбитых уток перед приятелями? Ради острого чувства опасности и гордости своим бесстрашием при охоте на медведя или льва? Или ради извращенной радости от созерцания предсмертных страданий живого существа? Но, может быть, человек охотится, чтобы заработать на жизнь себе и своей семье, или он, рискуя жизнью, отстреливает тигра-людоеда?

У каждого человека есть совесть, и пусть каждый охотник сам по совести рассудит, с какой целью он охотится. И, если цель злая, то пусть воздержится от злого дела. А если дело доброе, то пусть делает его, благодаря Бога. А если к доброму делу примешивается зло, то дело пусть делает, а в примешавшемся зле кается.

Отвечает протоиерей Борис Балашов : Если рассматривать охоту как досуг и развлечение, то следует сказать, что от развлечений в пост следует удаляться ради подготовки к подлинной и величайшей радости - встрече Светлого Христова Воскресения или иного праздника. Охота ведь проходит далеко не только как досуг, но и, это самое главное для многих, в дружеском общении с товарищами по интересам. И понятно, что азарт и спортивные страсти в процессе охоты могут распаляться очень сильно. Разумеется, с постом такие развлечения сочетать невозможно. Ведь для христианина пост - это не время диеты для снижения веса или укрепления здоровья, а время духовного очищения и нравственного возрастания.

Если же охота - это профессия или необходимое для пропитания занятие, то она не является развлечением или интересным времяпровождением. Это просто такой труд, и нет оснований говорить о его безнравственности или опасности для духовной жизни человека.

В нашем селе стоит старинный храм еще с XVIII века. Мы всем селом его недавно начали восстанавливать, однако постоянного батюшки у нас нет. Изредка приезжает священник из районного центра. Подскажите, что нужно для того, чтобы к нам приехал постоянный батюшка?

Елена

Отвечает протоиерей Константин Островский : Во-первых, Вам следует узнать, к какой епархии относится Ваша церковь. Это может Вам сообщить батюшка, который приезжает из райцентра, или кто-нибудь из местных светских руководителей. Узнав, где находится центр Вашей епархии, нужно туда поехать и всё изложить письменно и устно тому, кто в Епархиальном управлении ведёт приём. Он Вас и научит, как действовать.

Если Вы живёте в Московской области, то храм Ваш относится к Московской епархии. Но ехать для беседы в Москву не обязательно. Достаточно связаться с местным благочинным (обычно он служит в районном центре), и благочинный сделает для устройства церковной жизни в Вашем селе всё, что возможно. Или при Вашем храме будет создан самостоятельный приход, или храм будет приписан к уже действующему приходу. В любом случае регулярные богослужения будут организованы.

Кстати, Вы пишете, что уже начали восстанавливать храм. Не спешите. Если храм поставлен на учёт в государственных органах в качестве объекта культурного наследия, то, восстанавливая его, необходимо соблюдать законодательство об охране памятников. Так что, чем скорее Вы свяжетесь с благочинным, тем лучше.

Скажите, как победить желание уйти в монастырь. Мне кажется, это просто желание уйти от проблем, которые растут с ужасающей прогрессией.

Ольга

Отвечает протоиерей Борис Балашов : Для начала надо понять, обосновано ли Ваше желание уйти в монастырь Божиим призывом, или эта мысль окрепла в Вас оттого, что не можете справиться с теми проблемами и трудностями, которые на Вас навалились. Предлагаю начать с самого простого. Постарайтесь поехать поработать в какой-либо женский монастырь во время своего отпуска. Если понравится, сделайте так несколько раз. Но помните слова святого Василия Великого: и в пустыню человек идет со своими страстями.

Один духоносный старец беседовал как-то с молодым человеком, который говорил ему, что не уверен, стоит ли ему жениться на определенной девушке. Старец ответил просто: «Если не уверен - не женись». Выбирать, жениться человеку или выходить замуж, или выбирать монашеский образ жизни, можно только тогда, когда есть твердая уверенность в избранном пути. Монашество - это не бегство от жизненных трудностей, а совсем наоборот: сознательный выбор такого пути, где трудности будут гораздо больше и даже, может быть, непомерно будут возрастать. Ведь каждый христианин ведет в своей жизни «духовную брань», то есть постоянную борьбу не только с жизненными трудностями, но и со своими неподобающими и греховными мыслями, чувствами и воспоминаниями. И бой с самим собой - есть самый трудный бой.

Если футболист играет в дворовой или школьной команде, он может тренироваться и уставать от тренировок. Однако совсем другой уровень подготовки и усталости от перегрузок ожидает его, если он - в сборной страны, а играть предстоит на мировом чемпионате. Чем большая цель в жизни ставится, тем больше усилий требуется для ее достижения.

Прежде чем говорить или думать о монашестве, надо научиться быть хорошим прихожанином и старательным христианином. Для этого необходимы искренняя молитва, вдумчивое и ежедневное чтение Священного Писания, регулярное с серьезной подготовкой Причащение Святых Христовых Таин и, конечно же, усиленное внимание к исполнению воли Божией в своей жизни. Если нас захлестывают жизненные проблемы и трудности, надо с большим напряжением своих усилий совершать свое христианское личное служение Богу, усилить свои молитвы Господу и Матери Божией. Молитве также очень помогают совершаемые нами добрые дела, особенно если они делаются тайно.

Давайте подумаем, кому требуется спасатель? - Тому, кто тонет. А кому требуется Спаситель? - Тому, кто тонет в море своих грехов, страстей, проблем и хочет духовно победить, но своих сил справиться с этим «цунами» просто нет. Вот и надо тогда в душе своей громко кричать: «Господи, спаси меня, без Тебя я тону!» Не унывайте от трудностей и бед, они у всех бывают, но победить все это можно только тогда, когда человек крепко-крепко ухватится за Бога, почувствует Его любовь и будет стараться на нее отвечать. Более того, я скажу Вам одну странную вещь: ищите больше всего не помощи Божией, а Его Самого. Если будет возрастать Ваша любовь ко Христу, никакие трудности Вас не раздавят.

Таким образом решение всех самых трудных проблем начинайте с наведения духовного порядка в собственном сердце! Бог в помощь!

Моя бабушка была католичкой, но замужем она была за православным, соблюдала все православные праздники, ходила с семьей в православную церковь, дети исповедуют православие, и, когда она умерла, ее отпевал православный священник. Скажите, могу ли я подавать записки о упокоении ее души в православном храме?

Ирина

Отвечает протоиерей Борис Балашов : Насколько можно понять из вопроса, Ваша бабушка была крещена в католичестве, но всю свою взрослую жизнь ходила в православную церковь и жила церковной жизнью. Раз человек многие годы ходил в православную церковь и регулярно участвовал в богослужениях, а значит, и в Святых Таинствах, то следует сделать единственный возможный в данной ситуации вывод: Ваша бабушка во взрослом возрасте перешла в Православие и стала православной. Поэтому никаких вопросов о возможности ее церковного поминовения не может возникать. Человек жил в Православной Церкви, приобщал к ее жизни своих детей, отпет православным священником. Так как же можно не молиться в православном храме о таком вполне православном человеке?

Чьими детьми являются земные братья Господа нашего Иисуса Христа? Как утверждают Свидетели Иеговы, это общие дети Иосифа и Девы Марии. Объясните, пожалуйста, чьи же все-таки дети Иаков, Иосий, Симон и Иуда?

Мария

Отвечает протоиерей Борис Балашов : Для утверждения иеговистов и других сектантов, что у Иосифа и Девы Марии были общие дети, нет никаких оснований ни в Священном Писании, ни в Священном Предании, ни в истории Церкви. Если бы у Пресвятой Богородицы были еще собственные дети, кроме Иисуса Христа, зачем было бы Спасителю поручать заботу о Своей Матери после Крестной Смерти Своему любимому ученику апостолу Иоанну Богослову (см. Ин. 19:26–27)? Историческая память Церкви всегда хранила и берегла веру в Приснодевство Богородицы - в то, что Она была Девой до Рождества Христова, в Рождестве и по рождении Спасителя. Слово «присно» означает «всегда», Приснодева - всегда Дева.

В Евангелии от Матфея приводятся такие слова жителей Назарета об Иисусе Христе: Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? (Мф. 13:55–56). В другом случае также упоминается: И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою (Мф. 12:47). Упоминавшиеся здесь братья Иисуса Христа могли быть детьми Марии Клеоповой, двоюродной сестры Матери Господа, или детьми Иосифа Обручника от его первого брака. Братьями у евреев было принято называть не только родных, но и двоюродных, и троюродных, и вообще родственников.

Святой апостол Иаков, брат Господень (см. Гал. 1:19), был старшим сыном Иосифа Обручника от первой жены. По свидетельству Предания он был особенно близок Иисусу Христу, несмотря на большую разницу в возрасте. Святой апостол Иуда Иаковлев был также сыном Иосифа. В своем послании он сам себя называет: Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова … (Иуд. 1:1)

Проблема неверия в девственную жизнь Пресвятой Богородицы появилась в период реформации вместе с появлением протестантизма, который в качестве протеста против злоупотреблений католицизма отверг в принципе и авторитет Священного Предания Церкви. Свидетели Иеговы не являются христианами, так как они отвергают важнейшие истины христианской веры, а именно веру в Божественность Иисуса Христа, Его Распятие на Кресте, Его телесное Воскресение, в Божественность Духа Святого, бессмертие человеческой души, воскресение мертвых, Церковь и все Церковные Таинства, Приснодевство Пресвятой Богородицы и многое другое. По этой причине утверждения таковых «свидетелей» никак не могут соответствовать истине и учению Господа нашего Иисуса Христа.

Моя бабушка была колдуньей. Она ненавидела мою маму и меня, наводила порчу. Бабка умерла, когда мне было лет 6. Всю жизнь меня преследуют неудачи, за какое бы дело ни бралась. Полтора года назад родила я сына, мальчик растет беспокойный, ночами очень плохо спит, стонет во сне, может встать и ползти с закрытыми глазами, начать плакать до рвоты, меня не узнает, отталкивает. Ходили с ним исповедовались и причастились, сына носили причаститься. Может, это Господь наказывает меня и мою семью за грехи моей бабки? Какие молитвы нам нужно читать, чтоб Господь простил меня и не оставлял в трудные минуты?

Татьяна

Отвечает протоиерей Борис Балашов: Постараюсь ответить на Ваше письмо не пунктуально по каждому вопросу, а обобщая поставленные Вами проблемы. Не буду отрицать того факта, что некоторые люди могут быть исполнителями воли темных сил. Но на кого они могут эффективно действовать? Конечно, на тех, кто живет «раздельно» с Богом, то есть, может быть, и не отрицает бытие Бога и реальность Личности Иисуса Христа, но не имеет с Ним живой связи веры. Если человек не читает и не вникает в Евангельские слова, не открывает своему Спасителю душу в искренней молитве, не старается исполнять заповеди Христовы и не соединяется с Господом в Таинстве Святого Причащения, то он и не защищен от действия враждебных духовных сил. Как и ребенок, далеко убежавший от мамы или папы, не может получить от них защиты в случае нападения на него хулигана или злой собаки. Живая вера, молитва, знание и чтение Священного Писания Нового Завета являются сильным оружием и крепким щитом против всех козней лукавого.

Святой апостол Павел пишет об этом: Потому что наша брань [ т. е. война. - Прот. Б.Б.] не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6:12–17).

Вера в силу колдунов и в возможность насылать порчу делает людей духовно беззащитными и, я бы сказал, притягивает к себе всякую духовную пакость. Подобно тому, как злая собака чувствует тех, кто ее боится, и в первую очередь на них и нападает. Суеверия же, то есть вредная для человека вера в могущество злых сил, колдунов, порчу, магию, приметы и т. д. , делает спасительную христианскую веру бессильной и отлучает человека от благодатной жизни Святой Православной Церкви. Более того, все виды суеверия являются смертным грехом и нарушением второй заповеди: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх. 20:4–5). Признание могущества темных сил уже является формой поклонения им, что делает человека зависимым от них.

При совершении Таинства Крещения либо сам крещаемый, либо от его имени крестные отрекаются от диавола и с презрением плюют на него. Вот единственно правильное отношение христианина ко всем действиям лукавого духа: «Я тебя в упор не вижу и даже замечать твои действия не хочу! У меня есть Бог, Который любит меня, и на любовь Которого я полагаюсь всем сердцем!»

Когда человек боится козней диавольских, он тем самым открывает им дорогу к себе! Когда же есть серьезные проблемы, в том числе и с детьми, в первую очередь начинайте с собственного сердца. С Божией помощью наводите порядок в своей душе, укрепляя живую связь со Христом, глубоко и серьезно совершая свое покаяние и освящая себя Таинствами Святой Церкви. Вы ходили исповедаться и причаститься. Но ведь это должно быть не разовым явлением, а систематическим, хотя бы раз в месяц как минимум. Если Вы будете кушать раз в неделю, то и ног таскать не будете. Однако не только тело нуждается в пище и укреплении, но и в еще большей степени душа, а Вы ей духовной пищи не даете.

Господь ли Вас наказывает, да еще за грехи бабушки? Нет, конечно, Господь не наказывает людей за грехи других. Наказываете себя Вы сами своим равнодушием к Нему и к спасению как собственной души, так и душ своих близких. Никто на свете не любит Вас так сильно, как Бог, Который ждет от Вас ответа на Свою жертвенную любовь, каковую Вы пока даже замечать не хотите!

Какие молитвы читать? - Христианские молитвы из молитвослова, а также молиться своими собственными словами, которые будут со вниманием и покаянием идти из глубины Вашего ума и сердца. Кому молиться? - Богу и молитесь! Но не ограничивайте свою христианскую жизнь только чтением молитв. Вникайте ежедневно в Евангелие, укрепляйте веру и начинайте ею жить. Тогда начнет меняться мир и внутри Вас, и вокруг Вас. Ежедневно молитесь о своих детях и как можно чаще причащайте своего малыша. Но, идя в храм с ребенком, дома накануне почитайте Евангелие и побольше внимательно помолитесь. Ребенок ведь маленький и освящается по Вашей вере. Дома каждый вечер кратко внимательно молитесь вместе с детьми перед Вашей домашней иконой. Можно, например, прочитать или спеть «Отче наш» или «Богородице Дево, радуйся». Малыша возьмите на руки, другого поставьте рядом с собой. После молитвы перекрестите детей и дайте им попить крещенской святой воды. Искренняя молитва матери хранит и бережет детей. Бог ждет Вашего возвращения к Нему!

Сейчас многие могут позволить себе поездку в Иерусалим. Это замечательно. Однако…

Довольно часто спрашивают: а можно ли закладывать записки в Стену Плача? Давайте подумаем сначала: с какой целью православный христианин будет это делать?

Василий Верещагин.
Соломонова стена (Стена Плача). 1884-1885.

Многие наши туристы любят оставлять автографы в тех местах, где они побывали. Им не столь существенно, распишутся ли они на стене старинного храма или на прекрасных и почти неприступных скалах. Конечно, в Израиле этот номер не пройдет. Но тогда можно, по крайней мере, записку: "Здесь был Вася!" - сунуть в щель какого-нибудь памятника старины.

Запихнуть в сохранившуюся часть стены древнего Иерусалимского храма записку с какой-нибудь просьбой… А к кому обращена эта просьба?

Храм был построен и посвящен Единому Истинному Богу, Который дал Свои заповеди через пророка Моисея и заключил с народом Израильским Завет.

Этот Бог, давший на Синае Свое Откровение, родился и стал человеком две тысячи лет назад на благодатной земле Палестины. Этого Богочеловека Иисуса Христа не уверовавшее в Него большинство еврейского общества предало, осудило по ложному навету на казнь. Представители этих людей добились у Пилата путем интриг смертного приговора на самую мучительную казнь через распятие.

В Иерусалимском храме было особое присутствие Божие, о чем напоминало Святое Святых. В храм приходил Иисус Христос и возвещал Свое Евангельское учение. Обращаясь к Своему родному Израильскому народу, символом которого был город Иерусалим, Иисус Христос с грустью сказал: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23, 37-38; см. Лк. 13, 35).

Народ предал своего Бога, Бог ушел из храма, посвященного Ему. Иерусалимский храм после этого остался лишь великолепным архитектурным сооружением. Истинному Богу он сделался ненужным, так как более не выполнял свое назначение: он перестал быть местом встречи Бога и людей. Поэтому этот храм и был разрушен в 70 г. во время Иудейской войны римлянами. От храма осталась лишь одна стена, названная евреями Стеной плача - плача о разрушенном храме и столице, о гибели древнего Израильского государства, о рассеянии по всему миру еврейского народа.

Так к кому же хочет обратиться со своей записочкой у Стены плача православный христианин? К Богу? Но ведь Он Сам сказал, что ушел оттуда: "Оставляется дом ваш пуст". Но если Бог там не проявляет Своего присутствия, и с людьми там Он больше не встречается, то может получиться, что таковая просьба окажется обращенной к совсем другой личности, которая чувствует себя свободной там, где Бог не являет людям Свою любовь. Но это будет уже совсем другой разговор, в который вступать Вам ни в коем случае не советую.

Если же человек является христианином, то он, конечно, будет искать встречи с Богом и молиться Ему там, где Бога чтут и любят, а не там, где Его не хотят знать и противятся Его воле.

Храм Иерусалимский разрушен по воле Божией, ясные предсказания об этом содержатся в Евангелии. У Стены плача собираются на молитву те люди, которые считают катастрофой разрушение Иерусалимского храма, а не предательство своего Бога и Мессии-Христа. Они плачут о том, что на храме, Иерусалиме и Израильском народе исполнилась воля Божия за отступление от своего Господа. Фактически это продолжающееся уже два тысячелетия гонение на Христа тех, кто сами решили стать Его врагами. А Спаситель до сих пор ждет их покаяния и возвращения под покров Божий.

Поэтому, если мы друзья Божии, то мы будем искать встречи с Ним и места молитвы к Нему там, где Спасителю приятно с нами общаться и слушать нас, а не в тех местах, где Ему сознательно противятся.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Н едавно я преодолел 37 тысяч миль в молитвенном паломничестве по всему миру. Я встречался с Папой Римским, общался с монахами, танцевал с раввинами, ходил по углям и обновлял свою молитвенную жизнь. Я исследовал молитвенные традиции в иудео-христианской семье верующих, включая таких странных дядюшек и чокнутых двоюродных братьев, как церковь Северной Кореи и баптистская церковь Вестборо. И одним из первых мест, которое я посетил в своем паломничестве, был Иерусалим, место, где Иисус провел свои последние дни на земле.

Одной из самых известных точек паломничества в Иерусалиме является Стена Плача — огромная каменная поверхность, рядом с которой молитва почти не прекращается. Визит в Иерусалим не будет завершен без посещения этой стены, однако, существует множество мифов и общих заблуждений относительно этого священного места. Разберем семь из них:

1. «Стена Плача» — не настоящее название.

«Стена Плача» — это всего лишь прозвище, описывающее звуки, которые вы можете услышать, когда подойдете поближе. Не волнуйтесь, это просто звуки молитвы. Настоящее же название этого места - Западная Стена.

2. Это не стена в том смысле, в котором вы подумали.

Многие думают, что Западная Стена это одна сторона форта или крепости. В действительности, это всего лишь остатки опорной стены, находящейся под Храмовой горой.

3. Стена намного больше, чем то, что можно видеть сегодня.

Хотите верьте, хотите нет, но этот огромный кусок стены, к которому мы можем подойти, составляет одну восьмую от оригинальной стены. Стена была примерно 540 метров в длину. Вся стена целиком была очень массивной!

4. Она не была построена евреями.

Эта конкретная стена - опорная стена Второго Храма - была построена Иродом Великим в 19 году до нашей эры. Ирод был крайне жестоким человеком, убивавшим раввинов и членов собственной семьи, и он так же был крайне продуктивным и страстным строителем.

Говорят, что на строительстве Западной Стены было задействовано более тысячи рабочих. К сожалению, стена была разрушена несколькими десятилетиями спустя. И теперь евреи молятся о восстановлении Третьего Храма .

5. За этот кусочек недвижимости ведутся жаркие споры.

Если вы думаете, что Западная Стена это место мира и счастья, подумайте ещё раз. Три основные религии мира - иудаизм, христианство и ислам - ведут битву за это место уже более тысячи лет. Иерусалим подвергался атакам более пятидесяти раз.

Каковы случайные шансы, что 540 метров земли на планете Земля являются фактическим полем битвы, где три мировые религии сражаются, буквально, за каждый камень?

6. Тут не смешиваются.

Если вы планируете посетить стену вместе со своим другом\подругой, супругом или детьми, подумайте ещё раз. Мужчины и женщины отделены друг от друга деревянным забором почти в 40 метров длинной.

Хорошие новости? Когда празднуется бар-мицва или бат-мицва, разрешается собраться вдоль стены, встать на стулья и наблюдать за происходящим на другой стороне.

7. Это место молитвы не только для евреев.

У Западной Стены есть прекрасная традиция: написать свою молитву на бумажке и засунуть в щель между камнями стены. Регулярно специальный человек собирает все молитвы и закапывает их на Масличной горе, на кладбище, которому уже 2000 лет. Согласно этой традиции, каждая написанная таким образом молитва становится «вечной молитвой». Это очень красивая традиция, и даже Папа Римский Иоанн Павел II положил свою молитву в щель этой стены.

Я тоже положил свою молитву, написанную на маленькой бумажке, в Западную Стену. Я написал одну из самых сильных молитв, состоящих из одного слова: Шалом . В английском языке нет адекватного перевода (в русском и других языках также - прим.пер. ), но смысл этого слова можно передать как мир, полнота, завершённость, целостность, единство .

Шалом очень нужен на Ближнем Востоке.

Не предосудительно ли православному христианину подходить к остаткам храмового комплекса в Иерусалиме, называемым Стеной плача, прикасаться к ним, молится рядом, оставлять в расщелинах записки..?
Не вижу препятствий в том, чтобы проявлять туристический интерес к Стене Плача, равно к античным капищам Рима, мечетям, или католическим базиликам, если только они не будут искушением в вере.
Что же касается религиозного почитания, то здесь следует выделить ряд ключевых моментов.
Во-первых, для христиан, стена на западном склоне Храмовой Горы ни какая вовсе не стена плача, ибо с разрушением Храма ни чего не потеряли. Наш храм – это Тело Христово, разрушенный две тысячи лет назад и в три дня воздвигнутый (Ин. 2:19), бессмертный организм, членами которого становимся через Крещение и в таинстве святого Причастия.
В тоже время, стена эта служит напоминанием о Храме построенном и посвященном Единому Истинному Богу. Напрашивается вопрос: если почитаем Ветхий Завет, и даже используем его тексты в литургических богослужениях, то не надлежало ли нам чтить его зримые атрибуты?
Исповедовать Ветхий Завет по-иудейски, значит отрицать продолжение библейской истории во Христе, исповедать Ветхозаветное Писание по-христиански значит видеть во Христе его исполнение. Таково же должно быть наше отношение к Храму, а равно и другим библейским артефактам, например Мамврийскому дубу, а тем паче, земле, предметам и сооружениям непосредственно связанные с земной жизнью Спасителя, к числу которых, в числе прочих, относится и Храм, о нём же сказано Христом: «дом Мой» (Мф. 21:13). Но уже тогда он перестал быть домом молитвы, но вертепом разбойников, о чём засвидетельствовал сам Господь.
Что же теперь? Теперь, полагаю, нам позволительно, а быть может и необходимо почитать оставленную Божьим проведением стену как место некогда особой благодати Божьей, но не можем видеть в разрушенном Храме – храм, то есть место посвящённое Богу и предназначенное для богослужений. И не только потому, что он разрушен и осквернен, ибо и православные церкви подвергались осквернению, а потому что: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38).
Какова разница между разрушенной, поруганной в годы лихолетья православной церковью и разрушенным Храмом Иерусалима? Та же, что между спящим человеком и трупом. И хотя тело даже мёртвого человека все же есть храм Божий, и потому почитается, но лишь с тем, что вернётся в него дух и оживит тело.
Благодать Божья, покинувшая Храм, не газ и не электромагнитные волны… Храм молитвой живёт, ибо «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Посему порушенные православные церкви, в которых прекратилась литургическая жизнь как бы уснули, но не оторвались от источника жизни в людях сохранивших веру и в предназначении своем: быть местом поклонения Истинному и Единому Богу. Литургическая жизнь в иерусалимском Храме, если бы и была возможна ныне, то только как если бы языческое капище освятили, что было повсеместно в первые века, и дали жизнь тому, что не имело жизни, ибо иудеи, тем, что не приняли Христа, не только не вошли в лоно Нового Завета, но и отреклись от веры времён Ирода и Соломона, Авраама и Моисея.
Для чего же «предназначен» ныне Храм сей, если восстановлен будет? Для того чтобы воссел в нём антихрист и все народы поклонились ему (2 Фес. 2:4), (Откр. 13:8).
Впрочем, «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Не следует спешить к Храмовой Горе с тем, чтобы молиться, но и не следует отказываться от молитвы, где бы человек не находился. Пусть будет так, как Бог на душу положит и если останки Стены напомнили человеку о Христе и побудили его на молитву, не вижу в той молитве ни чего недостойного. Вместе с тем, вкладывать прошения в Стену есть обычай иудейский, а отчасти соседствует с языческими и магическими представлениями, чего следует избегать.

А.Н. Миронов. 2014 г.