Воздух имеет вес или нет. Сколько весит воздух в комнате? Разделы на этой странице

Разделы на этой странице:

Имеет ли воздух вес? Не спешите сказать «да» или «нет», подумайте.

Давайте проделаем такой опыт.

Возьмем весы, такие, как показаны на рисунке 42. Положим на левую чашку весов детский воздушный шарик, а на правую небольшими порциями будем сыпать песок до тех пор, пока не наступит равновесие. Наполним воздушный шарик воздухом. Завяжем его, чтобы воздух не вышел, и положим на весы. Равновесие нарушилось – чашка с надутым шариком перевесила. Значит, воздух имеет вес.


Рис. 42. Этот опыт доказывает, что воздух имеет вес

Вес воздуха

Взвешивая воздух, ученые установили, что он очень легкий. Его 1 кубический метр (сокращенно 1 м 3: 1 м в ширину, 1 м в длину и 1 м в высоту) весит 1290 г. Следует запомнить, что такой вес имеет воздух только у поверхности Земли. Если взвешивать воздух на различных расстояниях от Земли, то вес 1 м 3 воздуха будет уменьшаться с высотой. Чем дальше от поверхности Земли, тем воздух более разрежен, менее плотен, а значит, меньше весит.

Давление воздуха

Поскольку толщина атмосферы составляет более 1000 км, воздух оказывает значительное давление на земную поверхность: на 1 см 2 поверхности Земли он давит с силой в 1 кг. Подсчитаем, какое давление воздуха испытывает человек (поверхность его тела составляет в среднем 1,5 м 2 , или 15 тыс. см 2).

Получается, что на человека давит 15 т воздуха! Такого огромного давления, казалось бы, он не выдержит. Однако человек его не ощущает. Объясняется это тем, что кровь, другие жидкости и газы в организме сжаты до такого же давления и, действуя изнутри, уравновешивают внешнее давление.

Воздух оказывает давление на все предметы, находящиеся на поверхности Земли.

Чтобы в этом убедиться, проделаем опыт.

На поверхность стола положим тонкую рейку так, чтобы половина ее выступала за край стола. Накроем рейку листом бумаги размером с газету (можно и самой газетой). Бумага должна плотно лежать на поверхности стола. Резким ударом руки по рейке постараемся сбросить бумагу со стола. Однако рейка сломалась – бумага осталась лежать на столе. Это объясняется тем, что на бумагу воздух давит практически с одной стороны, так как к поверхности стола она плотно прилегает.


Рис. 43. Опыт, доказывающий, что воздух оказывает давление на все предметы, находящиеся на Земле. Даже сильный удар по линейке не смог поднять газету

Воздух давит на все окружающие предметы со всех сторон.

В далеком 1654 г. бургомистр города Магдебурга Отто фон Герике решил показать горожанам силу воздушного давления. Для опыта были изготовлены два металлических полушария (их впоследствии назвали «магдебургскими»). Плотно прилегая друг к другу, они образовывали полый шар. В одном из полушарий находилось отверстие для откачивания воздуха, которое затем плотно закрывалось, чтобы воздух не мог проникнуть в шар. В опыте использовались две восьмерки лошадей, впряженных в упряжки. Каждая упряжка через прочный крюк соединялась с полушарием. После того, как насосом откачивали воздух из шара, собранного из полушарий, лошади по команде тянули полушария в разные стороны, чтобы оторвать их друг от друга. Но шар только покачивался и оставался целым и невредимым. Когда же внутрь шара впустили воздух, полушария сами распались (рис. 44).


Рис. 44. Опыт с магдебургскими полушариями

Светлана Чебышева

Опыт №1. «Где спрятался воздух?»

Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.

Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)

Значит, воздух, какой? (невидимый) .

Давайте поймаем воздух.

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты.

Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)

Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).

Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.

А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим) .

Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?

Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

Что вы чувствуете? (шипение) .

Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.

Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.

Опыт №2. «Как увидеть воздух?»

Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.

Подуйте через трубочку на свою ладошку.

Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок) .

Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.

Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?

Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.

На воде появились пузырьки.

Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали) .

Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?

(Воздушные пузырьки поднимаются вверх) .

Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.

Вывод: Воздух легче воды.



Опыт №3. «Воздух - невидимка»

Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.

На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.

Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.

Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.

Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха) .

Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.



Опыт №4. «Движение воздуха»

Оборудование: Заранее сделанные из цветной бумаги веера.

Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта) .

А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор) .

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Возьмите веера и помашите им в лицо.

Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется) .

Вывод: Воздух движется.


Опыт №5. «Имеет ли воздух вес?»

Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары) .

Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом.

Проткните зубочисткой один из надутых шаров.

Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче) .

Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?

Проткните зубочисткой второй шарик.

У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Вывод: Воздух имеет вес.



Когда мы поднимаем наполненное водою ведро, то сразу чувствуем его большую тяжесть. Подняв ведро без воды, мы ощущаем только тяжесть самого сосуда. Но это ведро ведь не пустое, оно наполнено воздухом; стало быть, сам воздух не имеет никакого веса? Может быть, воздух в ведре ничего не весит потому, что уходит из открытого ведра. Возьмем бурдюк или бычий пузырь, наполним его воздухом, завяжем и попробуем взвесить, а затем выдавим из него воздух и снова взвесим. Окажется, что показания весов оба раза будут одинаковыми, быть, действительно, воздух ничего не весит и это можно считать доказанным? Вместе с тем, если согласиться с отсутствием веса воздуха, то многие явления покажутся непонятными.

Почему, например, медицинские банки втягивают кожу человека. Почему, если мы наполним водой стакан с хорошо пришлифованными краями точно по эти края и накроем его бумажкой, а затем быстро перевернем стакан, то вода из стакана не выльется? Почему действует насос, перекачивающий воду снизу вверх?

Все эти явления казались долгое время необъяснимыми, но насос же и позволил открыть истину.

В поисках объяснения обратились к знаменитому ученому Галилею, тогда 80-летнему старцу. До нас дошли два варианта дальнейших событий. По первому из них Галилей будто бы смутился и не знал, что ответить. По второму варианту Галилей взвесил «пустую» бутылку, затем сильно разогрел ее, закрыл пробкой и, охладив, взвесил вторично. Оказалось, что на этот раз бутылка весила меньше.Сохранились сведения, что в XVII веке в саду герцога Тосканско во Флоренции построили насос, чтобы перекачивать воду для фонтана на высоту больше 10 метров, но это никак не удавалось. Насос был сделан так же хорошо, как и все другие, прекрасно работавшие, и поэтому неудача с ним казалась совершенно непонятной.

Галилей правильно объяснил уменьшение веса бутылки, указав, что при нагревании воздух расширился и был вытеснен из бутылки в атмосферу. Следовательно, в бутылке его оказалось меньше, поэтому и вес бутылки во второй раз стал меньшим. Таким образом Галилеи установил, что воздух имеет вес, но весит он меньше воды, и новый насос, больший, чем предшествовавшие, не работал только потому, что вес наружного воздуха не уравновешивал слишком высокого столба воды.

Несомненно, правильнее второй вариант дошедшего до нас рассказа, так как известно, что Галилей уже раньше делал подобные расчеты. Он объяснил силу, уравновешивающую давление воздуха «силой пустоты» В те времена существовало мнение, что природа «боится пустоты», и как только где-либо пустота образуется, природа ее тотчас заполняет. Но при этом оставалось необъяснимым то, что эта «боязнь пустоты» прекращалась выше 10 метров. Следовательно, загадка так и не была разрешена полностью.

Ученик Галилея, Торричелли продолжал исследование вопроса и произвел ряд опытов, которые позволили ему надежно доказать, что воздух имеет вес, и привели его в 1643 году к изобретению прибора, известного нам теперь под названием барометра . Торричелли наполнил ртутью закрытую с одного конца стеклянную трубку длиной 100 сантиметров и погрузил ее открытым концом в сосуд с ртутью. При этом ртуть из трубки вся не вылилась, но, немного опустившись, остановилась на уровне около 76 сантиметров; Торричелли сделал совершенно правильный вывод, что ртуть поддерживается в трубке весом наружного воздуха.

Давление воздуха на поверхность ртути в чашке уравновешивается давлением ртутного столба.

В течение нескольких лет выводы Торричелли не были подтверждены. Наконец, в 1647 году французский ученый Паскаль задумал окончательно выяснить этот вопрос. Он обратился к своему родственнику Перье, жившему в городе Клермон, у подножья горы Пью-де-Дом, с просьбой проделать необходимые наблюдения. Просьба Паскаля была выполнена 19 сентября 1648 года, и с этой даты то, что воздух имеет вес, перестало вызывать сомнения.

Перье поступил так. Он заготовил две одинаковые трубки Торричелли и, измерив высоту ртутного столба в трубках у подножья горы, оставил одну из них на месте, а с другой поднялся на вершину. На высоте 975 метров он опять измерил высоту ртути в трубке. Оказалось, что на вершине она была на 8 миллиметров ниже, чем у подножья горы.

Изумленный полученным результатом, Перье много раз проверял свои измерения и, только окончательно убедившись в их правильности, спустился вниз. В находившейся внизу трубке ртуть осталась на прежнем уровне. На том же уровне она остановилась и в принесенной сверху трубке.

Таким образом, было окончательно доказано, что воздух имеет вес и поэтому в нижних слоях он давит с большей силой, чем вверху, где над головой наблюдателя остается меньшее его количество. Воздух давит на поверхность Земли с такой же силой, с какой давил бы слой воды толщиной в 10,3 метра. Вот почему насос герцога Тосканского, поднятый над уровнем воды выше 10 метров, не работал. Ртуть в 13,6 раза тяжелее воды. Поэтому она устанавливалась в трубке Торричелли на высоте около 76 сантиметров (76х13,6=1033,6 сантиметра). Давлением воздуха объясняется и действие медицинской банки, а также и то, что вода из перевернутого, но закрытого бумажкой стакана не выливается.

Мы не замечаем этого большого веса воздуха, так как человеческий организм приспособился к нему и чувствует себя нормально именно в этих условиях. Все внутренние органы человека наполнены воздухом, имеющим такое же давление, как и давление атмосферы у поверхности Земли вне нашего организма; это внутреннее давление уравновешивает внешнее. Поднимаясь высоко в горы или на самолете, человек сильно ощущает уменьшение с высотой давления воздуха (рис. 2) и переносит происходящее при этом его понижение только до известного предела, после которого наступает ощущение удушья или даже смерть.

Рыбы, живущие в океане на больших глубинах, приспособились к еще большему давлению, слагающемуся из веса атмосферы и веса огромной массы воды. Выловленные на больших глубинах и поднятые на поверхность моря, рыбы гибнут: их разрывает внутреннее давление, не уравновешиваемое внешним.

Почему же мы не ощущаем веса воздуха, когда поднимаем наполненное воздухом ведро? Да потому, что мы взвешиваем его в самом же воздухе. Подобно этому, опустив ведро в колодец и наполнив его водой, мы не ощущаем веса воды в ведре. Но достаточно приподнять ведро из воды в воздух, как сразу почувствуется его тяжесть.

Один кубический метр воздуха весит 1,3 килограмма, а вся атмосфера, окружающая земной шар, - 5 300 000 000 000 000 тонн. Как видим, воздух весит очень и очень много. Вес 1 кубического метра воздуха, равный 1,3 килограмма, мы получаем тогда, когда взвешиваем воздух на уровне моря и при температуре 0°. Чем выше от поверхности Земли, тем плотность воздуха становится меньшей и вес 1 его кубического метра уменьшается. Так, на высоте 12 километров 1 кубический метр воздуха весит 319 граммов, то есть в четыре раза меньше, чем внизу; на высоте 25 километров - 43 грамма, а на высоте 40 километров - только 4 грамма (рис. 3). Увеличение плотности воздуха книзу и разрежение его вверху обусловливаются земным притяжением. Но как бы ни был разрежен воздух, он, как газ, заполняет все предоставленное ему пространство и, следовательно, распространяется далеко вверх от поверхности Земли.

До каких же высот простирается земная атмосфера? И можно ли вообще установить ее границу или же плотность воздуха постепенно сходит на нет?

Правильно второе предположение, но тем не менее теоретически мы можем установить границы воздушного океана. Это сделать нетрудно, так как мы знаем вес всей атмосферы, лежащей над нашей головой, и можем вычислить вес кубического метра воздуха на любой высоте.

Если бы воздух на всех высотах имел ту же плотность, что и у поверхности Земли, то средняя высота воздушной оболочки, окружающей земной шар, была бы близка к 8 километрам. Но плотность воздуха с высотой быстро уменьшается, и поэтому высота атмосферы должна быть во много сотен раз больше.

Еще М. В. Ломоносов разбирал вопрос о высоте земной атмосферы. Рассуждал он так. Воздух состоит из бесчисленного количества мельчайших частиц - молекул. Молекулы газа находятся в непрерывном движении, несутся вверх, вниз, в стороны. Внизу, где воздух плотен и число молекул огромно, они непрестанно сталкиваются между собою и как бы «толкутся» на месте. Чем выше, тем меньше молекул в одном и том же объеме воздуха, и путь, который они пролетают от одного столкновения с соседней молекулой до другого, - длиннее. Расположенные на больших высотах молекулы воздуха при этом часто летят вниз, к Земле; они падают под влиянием силы тяжести, как и все другие тела. Падение продолжается до столкновения с молекулами, расположенными ниже, в более плотных слоях. Оттолкнувшись от них, падавшая молекула снова летит вверх. Такое движение - вверх и вниз - все молекулы проделывают бесчисленное количество раз. Но вверх молекула движется только до известного уровня. Этот уровень определяется силой земного притяжения, вследствие которого все тела падают на Землю, движутся по ее поверхности и не уносятся от нее в мировое пространство. Выскакивают за этот уровень и уходят из атмосферы только те молекулы которые на большой высоте получили от столкновения с соседней молекулой толчок такой силы, которая превышает силу земного притяжения на этой высоте.

Более поздние исследования подтвердили правильность рассуждений М В. Ломоносова и показали, что такая теоретическая граница земной атмосферы лежит над полюсом на высоте 28 тысяч километров, над экватором на высоте 42 тысячи километров, то есть более чем в четыре и в семь раз превышает земной радиус.

Нас, земных жителей, в первую очередь интересует высота тех слоев атмосферы, которые имеют еще измеримую плотность и где совершаются те метеорологические и физические явления, которые мы имеем возможность наблюдать и с которыми мы должны считаться.

С такой точки зрения высота земной атмосферы определится слоем толщиной в 800-1000 километров.

Перье измерял давление атмосферы высотой столбика ртути в трубке Торричелли, определяя длину его в миллиметрах. Такой способ измерения сохранился и поныне. Современные ртутные барометры в принципе ничем не отличаются от трубки Торричелли. Они только совершеннее технически, что позволяет производить отсчеты очень точно, улавливая самые незначительные (до 1/10 миллиметра) изменения высоты ртутного столба.

Как мы уже знаем, на уровне моря атмосферное давление в среднем соответствует давлению ртутного столба высотой в 760 миллиметров. Но эта величина не остается постоянной. В разных местах в разное время года и при разной погоде она меняется в широких пределах Крайние отмеченные до сих пор значения давления составляют 680 и 802 миллиметра.

Изменение давления воздуха играет значительную роль в явлениях погоды. Но эта роль все же не решающая. Поэтому и предсказывать «погоду, используя измерение только одного давления, нельзя. Стало быть, не следует придавать большого значения надписям, имеющимся на некоторых металлических барометрах-анероидах: «буря», «дождь» или «сухо». Мы легко согласимся с этим, если вспомним описанный выше опыт Перье: барометр меняет свои показания не только от состояния погоды, но и от высоты, на которой он сейчас находится. Это его свойство широко используется в авиации, где по показаниям такого же барометра-анероида (альтиметра ) определяют высоту самолета.

Для облегчения отсчетов на шкале альтиметра показана не величина давления, а соответствующая высота.

Для ряда теоретических вычислений значительно удобнее величину давления воздуха выражать не длиной ртутного столба, следовательно, не в миллиметрах, а в единицах давления. В качестве такой единицы принят «бар», равный давлению миллиона дин 2 на 1 квадратный сантиметр, что соответствует давлению ртутного столба длиной 750,1 миллиметра. В практике применяется одна тысячная часть бара - миллибар. Давление ртутного столба длиной в 1 миллиметр равно 1,333 миллибарам. Соответственно этому 1 миллибар приблизительно равен 0,75 миллиметра ртутного столба. В настоящее время в метеорологии почти повсеместно применяют миллибары, но так как шкалы большинства барометров сделаны в миллиметрах, то отсчет величины давления с помощью специальных таблиц переводится затем в миллибары.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Воздух – неосязаемая величина, его невозможно пощупать, понюхать, он находится повсюду, но для человека он невидим, узнать, сколько весит воздух непросто, но возможно. Если поверхность Земли, как в детской игре расчертить на мелкие квадратики, размером 1х1 см, то вес каждого из них будет равен 1 кг, то есть в 1см 2 атмосферы содержится 1 кг воздуха.

Можно ли это доказать? Вполне. Если соорудить весы из обычного карандаша и двух воздушных шаров, закрепив конструкцию на нити, карандаш будет находиться в равновесии, поскольку вес двух накачанных шариков одинаков. Стоит проткнуть один из шаров, перевес окажется в сторону надутого шарика, потому как воздух из поврежденного шарика вышел наружу. Соответственно, простой физический опыт доказывает, что воздух имеет некий вес. Но, если взвесить воздух на равнинной поверхности и в горах, то его масса окажется различной – горный воздух значительно легче, чем тот, которым мы дышим возле моря. Причин разного веса несколько:

Вес 1м 3 воздуха составляет 1,29 кг.

  • чем выше поднимается воздух, тем более разреженным он становится, то есть высоко в горах, давление воздуха будет составлять не 1 кг на см 2 , а вполовину меньше, но и содержание необходимого для дыхания кислорода так же уменьшается ровно вполовину, что способно вызвать головокружение, тошноту и боль в ушах;
  • содержание воды в воздухе.

В состав воздушной смеси входят:

1.Азот – 75,5%;

2. Кислород – 23,15%;

3. Аргон – 1,292%;

4. Углекислый газ – 0,046%;

5. Неон – 0,0014%;

6. Метан – 0,000084%;

7. Гелий – 0,000073%;

8. Криптон – 0,003%;

9. Водород – 0,00008%;

10. Ксенон – 0,00004%.

Количество ингредиентов в составе воздуха может меняться и, соответственно, масса воздуха так же претерпевает изменения в сторону увеличения или уменьшения.

  • воздух всегда содержит пары воды. Физическая закономерность такова, что чем выше температура воздуха, тем больше воды в нем содержится. Этот показатель называется влажностью воздуха и влияет на его вес.

В чем измеряется вес воздуха? Существует несколько показателей, которые определяют его массу.

Сколько весит куб воздуха?

При температуре, равной 0° по Цельсию вес 1м 3 воздуха составляет 1,29 кг. То есть, если в комнате мысленно выделить пространство высотой, шириной и длиной, равными 1м, то в этом воздушном кубе будет находиться именно это количество воздуха.

Если воздух имеет вес и вес, достаточно ощутимый, почему человек не чувствует тяжести? Такое физическое явление, как атмосферное давление, подразумевает, что на каждого жителя планеты давит воздушный столб весом 250 кг. Площадь ладони взрослого человека, в среднем, равна 77 см 2 . То есть, в соответствии с физическим законами, каждый из нас держит на ладони 77 кг воздуха! Это равноценно тому, что мы постоянно носим в каждой руке по 5 пудовых гирь. В реальной жизни это не под силу даже тяжелоатлету, однако, с такой нагрузкой каждый из нас справляется легко, потому что атмосферное давление давит с двух сторон, как снаружи человеческого организма, так и изнутри, то есть разница в конечном итоге равна нулю.

Свойства воздуха таковы, что он по-разному действует на организм человека. Высоко в горах, из-за недостатка кислорода у людей возникают зрительные галлюцинации, а на большой глубине, соединение кислорода и азота в особую смесь – «веселящий газ» может создавать чувство эйфории и ощущение невесомости.

Зная эти физические величины можно рассчитать массу атмосферы Земли – то количество воздуха, которое удерживается в околоземном пространстве силами тяготения. Верхняя граница атмосферы заканчивается на высоте 118 км, то есть, зная вес м 3 воздуха, можно поделить всю заемную поверхность на воздушные столбы, с основанием 1х1м и сложить полученную массу таких колонн. В конечном итоге, она будет равна 5,3*10 в пятнадцатой степени тонн. Вес воздушной брони планеты достаточно велик, но и он составляет лишь одну миллионную долю от общей массы земного шара. Атмосфера Земли служит своеобразным буфером, сохраняющим Землю от неприятных космических сюрпризов. От одних только солнечных бурь, которые достигают поверхности планеты, атмосфера теряет в год до 100 тысячи тонн от своей массы! Такой невидимый и надежный щит – воздух.

Сколько весит литр воздуха?

Человек не замечает, что его постоянно окружает прозрачный и практически невидимый воздух. Можно ли увидеть этот неосязаемый элемент атмосферы? Наглядно, перемещение воздушных масс ежедневно транслируется на телевизионном экране – теплый или холодный фронт приносит долгожданное потепление или обильный снегопад.

Что еще мы знаем о воздухе? Наверное, то, что он жизненно необходим всем живым существам, обитающим на планете. Человек каждые сутки вдыхает и выдыхает порядка 20 кг воздуха, четвертая часть которого потребляется мозгом.

Вес воздуха можно измерять в разных физических величинах, в том числе и в литрах. Вес одного литра воздуха будет равняться 1,2930 грамм, при давлении 760 мм рт. столба и температуре, равной 0°С. Кроме привычного газообразного состояния воздух может встречаться и в жидком виде. Для перехода субстанции в данное агрегатное состояние потребуется воздействие огромного давления и очень низких температур. Астрономы предполагают, что существуют планеты, поверхность которых полностью покрыта жидким воздухом.

Источниками кислорода, необходимого для существования человека, являются леса Амазонии, которые продуцируют до 20% этого важного элемента на всей планете.

Леса – это действительно «зеленые» легкие планеты, без которых существование человека попросту невозможно. Поэтому живые комнатные растения в квартире являются не просто предметом интерьера, они очищают воздух в помещении, загрязнение которого в десятки раз выше, чем на улице.

Чистый воздух давно стал дефицитом в мегаполисах, загрязненность атмосферы настолько велика, что люди готовы покупать чистый воздух. Впервые «продавцы воздуха» появились в Японии. Они производили и продавали чистый воздух в консервных банках и любой житель Токио мог на ужин открыть баночку чистейшего воздуха, и насладиться его свежайшим ароматом.

Чистота воздуха оказывает значительное влияние не только на здоровье человека, но и животных. В загрязненных районах экваториальных вод, возле населенных людьми мест десятками гибнут дельфины. Причиной смерти млекопитающих является загрязненная атмосфера, на вскрытии животных легкие дельфинов напоминают легкие шахтеров, забитые угольной пылью. Очень чувствительны к загрязнению воздуха и обитатели Антарктиды – пингвины, если воздух содержит большое количество вредных примесей, они начинают тяжело и прерывисто дышать.

Для человека чистота воздуха так же очень важна, поэтому после работы в офисе врачи рекомендуют совершать ежедневные часовые прогулки в парке, лесу, за городом. После такой «воздушной» терапии, жизненные силы организма восстанавливаются и значительно улучшается самочувствие. Рецепт этого бесплатного и эффективного лекарства известен с давних времен, многие ученые, правители считали обязательным ритуалом ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Для современного городского жителя лечение воздухом очень актуальна: небольшая порция живительного воздуха, вес которой равен 1-2 кг, является панацеей от многих современных недугов!

Анна Орешкина
Конспект занятия «Имеет ли воздух вес»

Цель : формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи :

Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха , расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека , животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Ход занятия:

Воспитатель : Давайте со всеми поздороваемся.

(Игра на общение)

Станем рядышком, друг с другом,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень :

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель : Ребята, скажите, что нас с вами окружает? Дети : Дома, деревья, птицы, животные.

Воспитатель : Правильно!

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами узнаем что-то очень интересное. У нас новое задание, оно вот в этой красивой шкатулке. Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает шкатулку, она пустая)

Дети : Шкатулка пустая, в ней ничего нет.

Воспитатель : Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку :

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети : Воздух !

Воспитатель : Правильно, это воздух !

Воздушный человечек : Ой, помогите, спасите, лечу!

Воспитатель : Кто это там кричит?

(В комнату залетает Воздушный человечек - сделан из голубых шариков).

Воспитатель : Здравствуй, Воздушный человечек ! Как ты к нам попал?

Воздушный человечек : Здравствуйте ребята! Я гулял, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?

Воспитатель : Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе . Воздушный человечек : О воздухе ? А что такое воздух ? Что-то я о нем слышал, и никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Воспитатель : Погоди, Воздушный человечек , я знаю, что воздух вокруг нас .

Воздушный человечек : Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Воспитатель : Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Воздушному человечку что воздух действительно есть . Оставайся с нами, Воздушный человечек , и ты сам всё поймёшь!

Воздушный человечек : Хорошо, ребята! Я останусь!

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети : Лаборатория.

Воспитатель : В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? Дети : Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Воспитатель : Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов) .

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество - внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Воспитатель : Вот мы и очутились в научной лаборатории. А для большей таинственности всё приборы я спрятала в коробочки.

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что человек может прожить без еды – 30 дней, без воды – 15 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут. Давайте, проверим.

Эксперимент «ЗАДЕРЖКА ВОЗДУХА »

Воспитатель : Давайте вдохнём побольше воздуха , зажмём нос рукой и «нырнём» , а как только воздух закончится , то «вынырнем» (проверяет с помощью песочных часов)

Вывод : человек не может жить без воздуха .

Эксперимент «ВЕС ВОЗДУХА »

(На столе разложены предметы : резиновая игрушка, кусок резины) . Воспитатель : Давайте положим на весы кусочек резины и резиновую игрушку. Что

тяжелее? Правильно, резиновая игрушка. Воспитатель : Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним произошло? (Он утонул) . А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Что с ней произошло? (Она не тонет) . Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (Воздух )

Вывод : воздух имеет вес , но он легче, чем вода.

Эксперимент «Имеет ли воздух вес

Воспитатель : Ребята, все предметы вокруг нас имеют вес. Как вы думаете, имеет ли вес воздух ? (ответы)

Это мы сейчас проверим.

Воспитатель : Для следующего опыта возьмем два одинаковых воздушных шарика и положим их на весы.

Что мы видим? (чаши весов неподвижны)

Теперь на одну чашу положим надутый шарик. Что вы заметили? Почему? (ответы)

Вывод : Воздух имеет вес .

Воспитатель : Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей) . Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей) . Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей) .

Воспитатель : Ой, ребята, слышите, нас зовёт Воздушный человечек ?

Воздушный человечек : Ребята, а скажите мне, я всё правильно понял или нет?

Воспитатель : Вот мы сейчас и проверим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на утверждения Воздушного человечка вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!

Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздух можно услышать .

Воздух прозрачный , поэтому мы его не видим.

Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запах предметов.

Человек может жить без воздуха .

Ветер – это движение воздуха . Воздух тяжелее воды .

Воздушный человечек : Молодцы, ребята! Я в подарок хочу подарить вам предмет с воздухом . Это воздушный шарик !

Дети : Спасибо!

Приложение

Стихотворение про воздух

Он – прозрачный невидимка,

Лёгкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой Он окутывает нас.

Он в лесу густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой.

Когда иней лёг на стёкла

Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим.

СООБЩЕНИЕ О ВОЗДУХЕ

Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха , всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха . Он перегоняет холодный воздух на юг , тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха , поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли . Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым , а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух . Ветер помогает растениям : сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.

Литература :

1. Тугушева Г. П., Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом : Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Дыбина О. В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез,2006

4. Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - с. 18.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Общеразвивающего вида детский сад №12

Муниципального образования

г. Новороссийск

Конспект в подготовительной группе

На тему : «Имеет ли воздух вес »

Подготовила и провела :

А. В. Орешкина

г. Новороссийск 2017г