Служба органов внутренних дел на транспорте. Психология общественной и личной безопасности - документ

Отношения между человеком и государством регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права (гражданским, трудовым, семейным, административным, уголовным; уголовно-процессуальным и т.д.). Но конституционное право содержит нормы основополагающего характера, из которых складывается правовой статус человека, его основные права и свободы.

287 Новая российская государственность четко определяет отношения человека и государства, не человек создан для государства, а государство для человека. Все права и свободы - личные, политические, экономические, социальные и культурные - включают: право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, судебную защиту своих прав, юридическую защиту, процессуальные гарантии в случае привлечения к суду, участие в управлении делами государства, свободу предпринимательства, право частной собственности, охрану семьи, здоровья и т.д.298 Однако, как отметил Президент России В.В. Путин, выступая в честь празднования Дня Конституции Российской Федерации 12 декабря 2002 г., все еще существует разрыв между провозглашенными Конституцией Российской Федерации правами граждан и реальными возможностями их реализации гражданами, каждым человеком. Опросы граждан, проведенные в этот же день, показали: 43% опрошенных считают, что Конституция гарантирует их права, 41% заявили, что Конституция в этом смысле не играет заметной роли. Здесь, видимо, общее правило о том, что Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, должно особенно надежно "работать", когда закрепляется обязанность государства обеспечивать защиту прав и свобод, осуществлять их регулирование. В гарантировании прав и свобод человека и гражданина должны участвовать все органы государственной власти, все социальные институты и отрасли права.

Государство защищает своего гражданина, но и он должен защищать государство, соблюдая законы, социальные нормы. В этом смысле к нему (человеку) и предъявляются правовые и моральные требования. Но только в том случае, когда государство реально, а не декларативно обеспечивает гарантию прав и свобод человека и гражданина, оно может требовать, чтобы граждане надежно защищали и его, и эти требования будут обоснованными. В этом проявляется одна из особенностей государственного регулирования

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001 . С. 11, 166.

288 поведения своих граждан. Здесь, очевидно, важно обратить внимание и на такую проблему, как социальная защита.

Данная проблема многогранная и многоплановая. По её поводу не сложилась единая научная позиция. Отсутствует и приведенная в систему терминология. Наряду с общим определением "социальная защита" используются и такие понятия, как "криминологическая безопасность", "профилактическая защита" и т.д. Суждений на этот счет много. Но при всем этом "разнобое" неизменной остается сама главная идея - обеспечение безопасности граждан от криминальных угроз, защита личности от преступлений. В развитии этой идеи и в ее пределах следует видеть ответы на вопросы о том, как в современных условиях локализовать преступные угрозы и опасности, как защитить личность и общество от криминала. Реализация данной идеи связана с решением такой задачи, как нейтрализация социальной напряженности и устранение социального недовольства. Эта задача приобрела в настоящее время особую государственную и общественную значимость.

Необходимо осуществлять специальные научные исследования и создать идеологию социальной защиты, а в ее рамках теорию обеспечения безопасности граждан от криминальных угроз, защиты личности от преступлений. Важно определить тенденцию такой защиты, разработать доктрину и создать соответствующее учение. Это огромная сфера деятельности, имеющая большую практически значимую перспективу. Идеология защиты человека от преступных угроз приобретает сегодня особый смысл, она должна активно использоваться государством и обществом. Важно создать условия для ее практического воплощения. В этом смысле нужна новая модель управления - управление процессами борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан от преступных посягательств.

Воплощая в жизнь политику национальной безопасности, государство реализует и политику борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан, конкретизируя общие цели и задачи, доводя их достижение и решение до защиты прав и свобод каждого конкретного человека. Программа на-

289 циональной безопасности фиксирует следующий главный политический принцип: обеспечивая национальную безопасность, нельзя игнорировать права и свободы отдельных граждан. Несоблюдение этого принципа неизбежно ведет к дефектам политики национальной безопасности. Приоритет должен отдаваться строгому соблюдению прав и свобод каждого конкретного человека, его защите от преступных посягательств. Но эта защита не может быть надежной без эффективной борьбы с преступностью.

Социальная направленность политики обеспечения безопасности граждан от криминальных угроз и защиты человека от преступных посягательств позволяет рассматривать эту политику в более общих рамках - в связи и под углом зрения общих закономерностей социально-нормативного регулирования общественных отношений, то есть механизмов социальной защиты в целом, социального контроля. Обеспечение безопасности граждан, как и защита каждого конкретного человека, является существенными элементами социального контроля. Имеется в виду способ саморегуляции социальной системы защиты личности, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее (системы) элементов посредством нормативного регулирования.

Стабилизирующая функция системы обеспечения безопасности граждан от криминальных угроз и защиты человека от преступных посягательств заключается в воспроизводстве господствующего типа общественных отношений, социальных структур. Динамическая (целевая) функция данной системы, ее направленность и содержание зависят от исторически обусловленных социально-экономических, политических, идеологических, правовых, моральных, этических и иных социально-культурных характеристик указанной социальной системы, от ее места в процессе общественного развития.

Связь социального контроля с обеспечением безопасности личности всегда налицо. Проблема социального контроля в сущности своей есть лишь аспект центрального вопроса о взаимоотношениях человека и общества, гражданина и государства. Это вопрос о соотношении закона и личности. Социальный контроль - контроль общества над личностью, контроль (и надзор)

290 государства над гражданином. Именно поэтому человек, с одной стороны, общество и государство, с другой стороны, должны рассматриваться как исходные взаимодействующие элементы системы обеспечения безопасности граждан. Социальный контроль в этом смысле можно определить и как одну из форм управления деятельностью по обеспечению безопасности граждан от криминальных угроз и защиты человека от преступных посягательств.

Защита граждан от преступлений - это особый социальный заказ. Осознание необходимости выполнения такого заказа в последнее время привело к формированию в нашей стране довольно влиятельного движения в защиту граждан от преступлений, к совершенствованию законодательства, к переосмыслению в целом целей и приоритетов политики обеспечения безопасности граждан от криминальных угроз. Однако необходимый практический опыт еще не накоплен. Недостаточно активно осуществляются и научные исследования. Между тем страх перед преступностью в общественном сознании ориентирует исследователей на изучение не только этого общественно опасного явления, но и его последствий. Незащищенность людей от преступных посягательств требует комплекса мер, предназначенных для повышения эффективности управления именно в сфере обеспечения безопасности граждан и защиты человека.

Правы, безусловно, авторы, которые пишут, что в интересах борьбы с преступностью следует регулярно проводить социологические опросы населения о состоянии личной безопасности, степени защищенности граждан от преступных посягательств, по их результатам вносить соответствующие коррективы в практику работы правоохранительных органов. Надо сказать, однако, что такие опросы, проведенные в последние годы, к положительным оценкам не приводят.

Результаты опросов общественного мнения показывают, что в основе отрицательных оценок, выставляемых гражданами деятельности органов внутренних дел, в большей степени лежат их личные впечатления от работы милиции. Наилучшее соотношение числа положительных и отрицательных

291 оценок наблюдается у подразделений паспортно-визовой службы (45% и 8% соответственно), дежурных частей (38% и 13%). Наихудшее - у подразделений ГАИ (35% и 27%), патрульно-постовой службы (28% и 23%), следственных отделений (24% и 17%). Примечательно, что данной оценке корреспондируют результаты инспекторских проверок, проводимых комиссиями МВД России 2". При социологическом исследовании, проведенном фондом "общественное мнение" в 1998 г., только 40% опрошенных граждан, отвечая на вопрос: к кому вы обратитесь за помощью, если почувствуете угрозу для своего имущества или личной безопасности, выбрали милицию. Остальные предпочитают обратиться к соседям, друзьям, родственникам (28%), попробуют решить проблему самостоятельно (17%) либо наймут для предотвращения угрозы специальных людей (7%)300. Беззащитность населения от преступных посягательств, выражаясь в объективных формах (рост числа потерпевших) и в социально-психологическом преломлении (имеются в виду такие повседневные чувства, как страх, тревога, тоска, ощущение незащищенности), есть результат как тотально неотвратимого давления все более криминализирующейся среды обитания, так и крайне пассивного безразличного отношения к жизни, здоровью, достоинству, спокойствию российского гражданина со стороны представителей правоохранительных органов. Опросы показывают, что только несколько процентов населения надеются на их помощь. Отмечается, что по отношению к милиции у населения существует не только устойчивая, но и растущая напряженность и неудовлетворенность ее деятельностью по охране общественной безопасности и порядка301. По существу, все сводится к проблемам защиты граждан от преступных посягательств.

По нашим обобщенным данным и имеющимся сведениям, в защите от нарушений закона, преступлений и произвола нуждаются почти все опро-

Черепанов Е.А. Актуальные проблемы обеспечения общественного порядка органами внутренних дел Российской Федерации. - В кн.: Актуальные проблемы правоохранительной деятельности. Калининград, 1999. С. 48-49.

Алексеев А.И., Герасимов СИ., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001. С.398. 301 Преступность и реформы в России. М., 1998. С. 136-137.

292 шенные граждане. Несовершеннолетние просят защитить их от семейного насилия и жестокости (62%), а старики - от криминальных угроз на улицах, на транспорте, в общественных местах (70%). Почти 80% опрошенных требуют защитить их от повального воровства (краж, грабежей, разбоев, мошенничества). В защите от убийств нуждаются 12% мужчин и 17% женщин в возрасте 18-30 лет (молодежь). Достаточно много нуждающихся в защите от хулиганства: семейно-бытового 65% и уличного - 78%. От изнасилований просят защитить их женщины: в возрасте 21 до 25 лет - 29%, возрасте от 26 до 30 лет - 23% и старше 30 лет -11%. Около 40% несовершеннолетних женского пола нуждаются в защите от изнасилований, насильственных действий сексуального характера и развратных действий. Опрошенные указывают на опасность для них наркотических и алкогольных преступлений (28%). Здесь многое увязывается с последствиями этих деяний, касающихся подростков. Особый страх вызывают такие преступления, как бандитизм, похищение человека, так называемые криминальные разборки на улицах и в общественных местах, сопровождаемые перестрелками и взрывами (72%). Опасаются тер-^ рористических актов 80% из числа опрошенных. Особую угрозу люди видят в погромах националистического толка (70% из числа опрошенных). Граждане нуждаются в защите как от экономических деяний (14%), так и от бытовых посягательств (31%), а особенно - подъездно-уличных преступлений (62%). На необходимость обеспечения строгого общественного порядка указали все опрошенные, что увязывается ими с активизацией обеспечения их безопасности.

Из числа опрошенных лиц только 12% считают, что государство способно защитить их от криминальных угроз. На милицию, прокуратуру и судебные органы надеются лишь 9%. Подавляющее большинство (67%) заявили, что они фактически лишены права требовать от кого-либо защитить их от преступлений. По мнению 70% опрошенных лиц, государство активно реагирует на убийство, похищение человека, захват заложника, терроризм и т.п., но оно действует весьма пассивно, когда дело касается квартирных и кар-

293 манных краж, грабежей, разбоев и т.д. Весьма тревожно опрошенные оценивают коррупцию, 80% считают, что реально борьба с ней не ведется, создается лишь видимость беспокойства государства.

Вызывают тревогу данные опроса, согласно (которым люди, не веря в их защиту государством, намерены сами защищать себя и своих близких (40% из числа опрошенных). И это понятно, ведь безопасность - это чувство самосохранения. Объяснимым и естественным является то, что человек, находясь в опасной для его жизни и жизни его близких ситуации, стремится уменьшить риск стать жертвой, пытается обезопасить, защитить себя. Государство защищает человека, но и человек должен защищать себя..

Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений. Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон «Об оружии» предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия. Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит применению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения). О всех случаях применения оружия, повлекших телесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определенными условиями обстав-лено и право на приобретение оружия. Однако проблема самозащиты в полной мере не решена. Необходим особый и вполне ясный механизм соответствующего правового регулирования.

Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. С. 258.

294 Как отмечается в литературе, в США ежегодно 17 тыс. американцев защищают себя, своих близких и свое имущество с оружием в руках от преступников и делают это в рамках закона. В России такой статистики нет, хотя проблема самозащиты становится жизненно важной303^ Статьи 37 (необходимая оборона) и 39 (крайняя необходимость) УК РФ не решают проблему самозащиты. Не решена она достаточно полно и в Федеральном законе "О внесении изменений в статью 37 Уголовного кодекса Российской Федерации" от 27 февраля 2002 г. На наш взгляд, необходим специальный раздел Уголовного кодекса РФ, который был бы полностью посвящен самозащите. Политика зашиты человека, повторим еще раз, должна соответствовать идеи справедливости, а сама эта защита обращена к гуманному отношению к людям, против которых направлены криминальные угрозы. Проблема самозащиты может рассматриваться в рамках обеспечения безопасности законопослушных граждан.

По данным нашего исследования, когда в 10 городах России, в том числе Москве и Санкт-Петербурге, выборочно было опрошено 1550 законопослушных граждан, 78% из их числа заявили, что самозащита необходима, 26% из них - уже этим пользовались без использования огнестрельного и холодного оружия, а 18% желают для этого приобрести огнестрельное оружие. Из числа всех опрошенных 84% заявили, что нападение должно быть отражено именно в целях самозащиты. При этом под нападением опрошенные понимают любую агрессию (вторжение в частное владение, физическое или психическое насилие, угроза насилием), а под отражением нападения - действия защищающегося с использованием огнестрельного оружия. Каждый второй из опрошенных считает, что приобретение огнестрельного оружия в целях самозащиты должно быть законным. Иметь такое оружие, полагают 90% опрошенных, - особый случай, а потому на личное оружие должно быть особое право.

Васильев В. А. Криминологическое исследование убийств и обеспечение безопасности жизни граждан: Автореф. дис... канд. юрид. наук. М.,2001. С. 10.

Обеспечение абсолютной безопасности личности практически невозможно. Своеобразно по этому поводу пишет М.М. Бабаев в предисловии к книге В.АЛлешакова304. "От рождения до смерти нам всем постоянно и неизменно что-то грозит. Опасности эти столь различны, что их подчас и сравнивать друг с другом невозможно: от самых малых угроз нашему здоровью, легко преодолимых с помощью зонта или теплой одежды, до катаклизмов, уносящих жизни десятков тысяч людей и уничтожающих целые города". При этом, однако, М.М. Бабаев призывает заострить внимание на такой опасности для людей, как преступность. В связи с этим он пишет о национальной безо* пасности России, о самых серьезных угрозах обществу и его институтам, наконец, о необходимости защиты личности от преступных посягательств. Именно эту проблему М.М. Бабаев выдвигает на первый план, ибо проблема касается обеспечения безопасности человека.

Проблема, на наш взгляд, представлена абсолютно правильно. Она рассматривается не только как правовая, но и как социальная.

Особенно это касается такого направления деятельности по борьбе с преступностью, как профилактическая защита личности от преступных посягательств. Ее основная цель - превенция.

В обществе, где хотят скорее предупредить преступление, чем наказывать за него, скорее защитить человека от посягательства на него, чем отомстить преступнику, главным всегда будет не репрессия, а превенция. Соответственно именно этому должна строиться в целом система обеспечения безопасности граждан и защиты личности от преступных посягательств.

Для того чтобы государство успешно защищало человека и его права, надо чтобы оно было государством господства закона. Нельзя говорить о престиже государства, если оно не может защитить своих граждан. Отношение государства к преступникам и к их жертвам есть мерило его совести и

304 Плешаков В.А. Криминологическая безопасность и ее обеспечение в сфере взаимодействия организованной преступности и преступности несовершеннолетних. М., 1998. С. 4 -5. См. также: Лебедев С.Я. Криминологическая безопасность личности, общества, государства. - В кн.: Правовая наука на рубеже XXI столетия. Омск, 2000.

296 морали. Оценивается при этом именно нравственный потенциал государства. Особо следует выделять насильственные преступления против личности. Степень их общественной опасности разная - от убийств до побоев. При оценке этих преступлений учитываются не только их последствия, но и характер насилия.

Анализ общей ситуации в стране свидетельствует о том, что в России постоянно ухудшается положение в области защиты человека. Между тем Конституция Российской Федерации (ст. 2) указывает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

В соответствии с этим и ст. 2 УК РФ в ряду объектов правовой защиты на первое место поставила охрану прав и свобод человека и гражданина. Личность охраняется многочисленной системой уголовно-правовых норм, а задача первостепенной защиты человека, его прав и свобод - главная для уголовного права305. Решается она путем установления высоких санкций за преступления против человека.

Кризис преступности, тесно связанный с общим социальным кризисом в обществе, острая криминальная ситуация в стране так или иначе затрагивают конкретного человека. Рассматривая проблему в социологическом контексте, можно рассуждать так: человек член общества, гражданин государства, и его интересы - это также интересы общества и государства. Иначе говоря, ориентация на человека не отрицает гармонию интересов личности и общества, гражданина и государства. Здесь много проблем, которые могут изучаться с социологической точки зрения.

Наблюдается тенденция постоянного роста числа преступлений против личности, совершаемых с применением насилия. Мы исходим из того, что преступное насилие является своего рода индикатором негативных тенденций в обществе. Особую тревогу вызывает не только увеличение числа насильственных преступлений против личности, но и их агрессивный и жестокий характер. Преступное насилие все больше приобретает характер кри-

Пилявец В.В. Уголовная ответственность за посягательства на личность и права граждан: Автореф. дис... канд. юрид. наук. M., 1998.

297 миналъного террора. Широкое распространение получили заказные убийства с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ. Разбойные нападения, число которых из года в год растет, связаны в большинстве случаев с оружием. В характере криминального насилия происходят крайне отрицательные изменения: увеличивается число убийств и изнасилований, похищений человека и истязаний, грабежей и разбоев, сопровождающихся цинизмом, изощренностью действий преступников, глумлением над потерпевшими. Характер криминального насилия преступлений против личности зависит еще от проявляемого в стране социального насилия. Последнее является точкой отсчета в исследованиях характера насилия. Именно социологическое понятие насилия помогает полностью отразить существо любого насилия306. Очевидно, целесообразно говорить о насилии применительно к какой-либо отрасли знания или конкретному акту человеческого поведения. Проявляясь в преступлениях против личности в качестве особого криминального явления, насилие существует и характеризуется как отношения субъектов (преступника и потерпевшего). Иначе говоря, насилие касается как виновных, так и потерпевших. Этот факт вновь обращает внимание к защите от насилия жертв преступлений. А с этим связан и вопрос предупреждения насилия со стороны виновных. Центральной при этом остается проблема профилактической защиты личности от преступных посягательств.

Данная защита предусматривает решение двуединой задачи - профилактика преступлений и виктимологическая профилактика. Эта задача вытекает из следующей цели: упредить преступление и тем самым "спасти" одного из участников деяния от наказания за него, а другого - от возможности стать жертвой преступления. Предупреждение преступлений и виктимологическая профилактика - это виды деятельности, обеспечивающие защиту лич-

Денисов В.В. Социология насилия. М.,1975; Кудрявцев СВ. Конфликт и насильственное преступление. М., 1991; Левертова Р.Н. Ответственность за психологическое насилие по советскому уголовному праву. Хабаровск: 1972; Жалинский А.Э. Насильственная преступность и уголовная политика. //Советское государство и право. 1993. № 3; Вострокнутов H.B. Социально-психологические аспекты насилия к детям. // Социальная и клиническая психиатрия. 1994. № 2.

298 ности от криминальных посягательств. Преступник и его жертва - это ключевые объекты криминологического исследования.

Важно подчеркнуть, что в "русло" профилактической защиты личности "стекаются" все направления предупреждения преступлений. Независимо от того, как будут предупреждаться преступления, в итоге при достигнутых успехах личность будет обезопасена от них. Не допуская виктимное поведение, мы одновременно с этим упреждаем преступления, а, предупреждая преступления, - в то же время охраняем от посягательства потенциальную жертву. Можно даже поставить вопрос не только о предупреждении преступного и виктимного поведения, но и об их негативных последствиях. В любом случае решается задача защиты личности. Однако, как уже отмечалось, защищая личность от преступных посягательств путем предупреждения преступного и виктимного поведения, мы защищаем от криминальных действий и общество. Задача профилактической защиты при этом расширяется; неизбежно возникает ориентация на решение двуединой практически значимой проблемы: не только обезопасить личность от криминала, но не допустить его влияние на общество. Напомним еще раз: профилактическая защита не отрицает гармонию интересов личности и общества, но при этом она принимает во внимание, что личность индивидуализирована, а потому при любых обстоятельствах выступает как конкретизированный объект - конкретный человек. Таким объектом выступают как те лица, со стороны которых упреждаются преступления (виновные), так и те, против которых направлены преступления (потерпевшие). И в том и в другом случае это конкретный человек.

На первый план всегда выдвигается конституционная защита человека и гражданина, защита прав и свобод личности, достоинства, жизни и здоровья. Конституция Российской Федерации указывает, что именно человек является высшей ценностью. В соответствии с этим, на что мы уже обращали внимание, и УК РФ в ряду объектов правовой защиты на первое место поставил охрану человека, его защиту от преступных посягательств. Нами отмечалось и то, что личность охраняется различными нормами права,

299 разветвленной системой социологических институтов307. Дело в том, что при любых обстоятельствах главным для нашего государства является обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Закон и общество защищают, личность, защищают с одной стороны, не допуская становление личности на преступный путь, с другой стороны, упреждая виктимное поведение личности; это две стороны одной медали. Именно поэтому защита личности как специфический вид деятельности выделяется особо. В любом случае "острие" такой защиты направлено на то, чтобы обезопасить личность, во-первых, не допуская ее становление на преступный путь, то есть, не доводя дело до наказания (в чем и проявляется гуманность), во-вторых, отводя от нее преступное посягательство, то есть, не доводя дело до того, чтобы человек стал жертвой преступления.

Суть проблемы в том, что, защищая личность от преступлений, необходимо предупреждать преступления, а в связи с этим не допускать развитие проявлений, способствующих криминалитету. При такой защите разрешаются противоречия между личностью и обществом, преодолеваются социальные конфликты и т.д. Усиливается контроль за преступностью и ее последствиями. В целях защиты личности от преступлений решаются экономические, социально-политические, психологические и многие другие проблемы. В целом для повышения эффективности этой защиты создаются необходимые жизненные условия.

Доктрина защиты личности от преступлений исходит из того, что указанная защита базируется на соблюдении требований государства и общества, которые гарантируют защиту личности, обеспечивают ее безопасность. При этом общество и государство как бы уступают свои права и привилегии человеку, которого защищают от своего имени, демонстрируя не свой собственный приоритет, а приоритет личности, человека и гражданина.

Нерсесянц B.C. Демократия, права человека и достоинство личности. М., 1997; Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997; Прудников АС, Андриашин X.A. Административно-правовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина. М, 1998.

300 В такой ситуации государство и общество не теряют, а приобретают, проявляют гуманизм, демократизм и своеобразное благородство.

Общество и государство не смогут защитить личность от преступных посягательств, не обеспечив эффективное предупреждение преступлений со стороны тех, кто способен их совершить. Реализуя принцип гуманизма, профилактическая защита, ориентированная на обеспечение безопасности членов общества, не против тех, кто уже совершил преступления (государством они наказаны), а за тех, кого еще можно спасти от сползания на преступный путь. Предупреждая преступления, помощь оказывается тем, кто их мог бы совершить, одновременно отводится угроза от тех, против кого они могли быть совершены. Преступление всегда опережает наказание, а предупреждение упреждает преступление. Действительно, мудрый законодатель предупредит преступление, чем будет вынужден наказывать за него. Важно выявить преступника, раскрыть преступление, обеспечить неотвратимость наказания, весьма существенно не допустить преступление, но еще важнее защитить личность от преступного посягательства. Особая роль в этом принадлежит профилактической защите. Она использует все общественные рычаги и силу закона для установления надежных заслонов перед преступлениями. При этом профилактическая защита выступает как особая форма социально-правового регулирования, а обеспечение безопасности личности проявляется как реакция государства и общества на преступления.

Система защиты личности от преступных посягательств, где центральное место занимает конституционная защита, включает в себя следующие направления.

Первое - социальная защита личности. Здесь должны быть задействованы все социальные институты, их функциональные права и обязанности связаны с обеспечением безопасности людей от преступных посягательств.

Второе - экономическая защита личности. Это касается финансово-экономических вопросов, соответствующих прав граждан. Особой здесь является защита людей от влияния на них теневой экономики.

301 Третье - правовая, или юридическая защита личности, к сфере которой относятся прокурорский надзор, судебная защита и т.д. Имеется в виду защита человека от преступлений юридическими средствами, создание условий соответствующей безопасности людей. Сюда могут быть отнесены нормотворческая деятельность, информационно-правовое обеспечение деятельности по обеспечению указанной безопасности, построение правового фундамента защиты человека, его прав и свобод, правовой контроль, создание более совершенных правовых механизмов зашиты граждан от преступлений, обобщение и распространение имеющегося передового опыта и т.д. Особо следует выделять направления деятельности прокуратуры и судов, МВД и ФСБ, органов юстиции, налоговой инспекции и таможенной службы, нотариальных служб и т.д. Свою огромную роль в этом играет и адвокатура.

Коллегия МВД России в своем решении от 31 августа 1999 г. указала, что правовое регулирование деятельности органов внутренних дел не в полной мере отвечает социальным потребностям и возможностям в создании надежных правовых условий для эффективной работы по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению общественной безопасности. Особое внимание Коллегия МВД России уделила защите граждан от преступлений и защите имущественных интересов членов нашего общества. В последующем Коллегия МВД России не раз обращалась к этим проблемам.

Профилактическую защиту граждан от преступности нельзя отрывать от обеспечения общественной безопасности и укрепления правопорядка. Хотя здесь "фигурируют" не однозначные понятия, их единство очевидно. Защиту личности и общества от преступлений можно определить как обусловленную потребностями развития демократического государства систему общественных отношений, формирование и совершенствование которых способствует спокойствию граждан, согласованности и ритмичности жизни людей, обеспечению во взаимном их общении личной и имущественной неприкосновенности, чести и достоинства, благоприятных условий для осуществления каждым человеком своих прав и свобод. "Объектом профилактиче-

302 ской защиты, тесно связанной с обеспечением общественной безопасности и укреплением правопорядка, являются жизнь и здоровье человека, его спо-койствие, права и свободы, имущество. Кроме того, «существует тесная связь профилактики преступлений и укрепления правопорядка»309.Имеется в виду комплексная профилактика: социальная и моральная, правовая, общая превенция и специальное (частное) предупреждение, что относится к области уголовно-правовой профилактики, общая и индивидуальная профилактика как преступного, так и виктимного поведения, а по отраслям знания - административно-правовая, уголовно-процессуальная, криминалистическая, уголовно-исполнительная, оперативно-разыскная и т.д. Отсюда следует, что профилактическая защита охраняет от преступных посягательств все социальные и личностно-человеческие ценности. В связи с этим допустимо вести речь об охранительной функции профилактической защиты, которая тесно связана с охраной граждан от нарушений правопорядка.

Защита общественных и личных интересов предполагает проведение широкого комплекса социально-правовых, экономических и иных мероприятий. Именно к этому комплексу относится и вопрос об обеспечении общественного порядка. Как показывает практика, комплексные профилактические мероприятия, включенные в систему обеспечения общественной безопасности, способствуют успешному осуществлению защиты личности. Все эти мероприятия переплетаются, обеспечивая общественный порядок (правопорядок), предупреждение преступлений и защиту личности от преступлений. Правопорядок интегрирует общественные (правовые) отношения, основанные на самых простых правилах поведения: веди себя так, как этого требует закон. В основе таких правил лежат общественные нормы морали, в которых заинтересованы государство, общество и граждане и без которых не мыслима

308 Дубовик О.Л. Принятие решения в механизме преступного поведения: Автореф дис... канд. юрид. наук. М., 1984. См. также: Ансель Марк Новая социальная защита, (перевод с французского). М., 1970. С. 8-10, 15-25.

309 Серегин А.В. Общественный порядок и образ жизни. // Советское государство и право. 1978.№4.С. 72. См. также: Радющин Я.Н. Обеспечение общественной безопасности - компетенция МВД России. - В кн.: Теория и практика управления органами внутренних дел в условиях реформирования системы МВД России. М., 2003. С. 141-118.

303 социальная жизнь. Эти правила закрепляют элементарные условия человеческого общения, чем упреждают преступления, защищая личность и общество от преступных посягательств.

Согласно таким правилам и в соответствии с ними должна осуществляться профилактическая защита человека от криминального насилия. Однако для повышения эффективности такой защиты нужна еще и профилактика преступлений, как и профилактика виктимного поведения. Это общая и индивидуальная профилактика, направленная на недопущение проявлений криминального насилия.

Деятельность, именуемая профилактической защитой личности от преступных посягательств, имеет особую социальную значимость. Но она, как уже было показано, имеет и правовое значение. Именно поэтому профилактическая защита личности возводится в ранг важнейшей социально-правовой задачи. Однако указанная защита как вид деятельности является одним из направлений социальной практики. Развивая эту мысль, следует заметить, что социальная практика, из которой вырастает теория профилактической защиты личности от преступлений, - это критерий познания правильности данной теории, показатель прикладного значения и смысла защиты личности, ее действительной социальной роли.

Социальная ориентация профилактической защиты личности от преступлений обусловлена, прежде всего, тем, что она связана с поведением людей, условиями формирования социально отклоняющегося поведения, особенностями развития общества. Социальную значимость имеет и сама собственно деятельность по обеспечению защиты личности, безопасности людей. Именно поэтому данную деятельность следует рассматривать в социальной плоскости. Защита личности от преступлений, являясь разновидностью социальной практики, имеет особенное социальное звучание, а отсюда и ее общественное значение. Социология проникает во все звенья профилактической защиты личности от преступных посягательств. Происходит своеобразная "социологизация" сути рассматриваемой защиты личности.

Дело в том, что постановка проблемы защиты личности от преступлений - это, прежде всего, постановка социальной проблемы. В данном случае постановка проблемы является необходимым условием ее решения. В то же время как сама профилактическая защита личности по своей сути, так и деятельность, направленная на обеспечение такой защиты, не являются "чисто" социальными.

Во-первых, защита личности от преступлений направлена на недопущение нарушений правовых норм.

Во-вторых, при решении соответствующих задач используются не только социологические, психологические и иные подобного рода меры, но и меры правовые.

Применяются методы не только убеждения, но и принуждения, сила закона.

Понятно, что именно социальные условия дают определенное развитие правовым проблемам профилактической защиты личности от преступных посягательств, стимулируют их социальную постановку и решение. Усиливается как бы социальная значимость правовых проблем, а также норм, регулирующих деятельность по обеспечению защиты личности от преступлений, которые при этом никак не утрачивают своей юридической специфики. В процессе профилактической защиты личности от преступных посягательств правовые проблемы становятся социально оправданными, социально справедливыми и социально ценными. Именно социальные проблемы рассматриваемой защиты "превращают" ее юридические вопросы в социальное благо. При этом значение права не ослабевает, а усиливается.

Следует отметить, что социальная сила профилактической защиты личности состоит в праве, законах. А преступления, обладая своей криминальной силой, являющейся по своей сути социальной, противостоят этой защите. Есть только один путь нейтрализовать преступное противостояние - повысить эффективность профилактической защиты личности за счет силы закона, что давно уже социально обусловлено, вызвано социальной напряженностью.

Здесь акцент смещается в сторону преступности как явления. Именно преступность, представляя собой совокупность преступлений, противостоит

305 интересам общества. Жестокие меры воздействия на преступность - это особый социальный заказ. Собственно, проблема профилактической защиты личности от преступлений перерастает в проблему борьбы с преступностью как явлением. При этом первостепенное значение приобретает программа борьбы с преступностью310. Для нее важное значение имеет определение содержания соответствующей политики. Это означает, что в сферу политики борьбы с преступностью включается по существу вся деятельность государства и общества, имеющая социальную направленность.

Сейчас особенно важны научные исследования проблем защиты граждан от криминальных угроз, преступных посягательств. Необходимо, чтобы они были ориентированы на практический результат, на повышение эффективности борьбы с преступностью в целом и обеспечение безопасности граждан. Повышение значимости научных исследований в рассматриваемой области - это внутренняя закономерность и социальная потребность в теоретическом обеспечении практики. Такие исследования нужны всегда, когда есть нужда в получении нового знания.

Бородин С. В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990; Преступность: стратегия борьбы. М., 1997.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Г ражданское общество подразумевает достаточно широкую автономию граждан в действиях по решению проблем, возникающих в процессе функционирования такого общества. К таким проблемам можно с полной уверенностью отнести проблему обеспечения личной безопасности членов общества от преступных посягательств.

Государством для решения данной проблемы создаются специальные институты - правоохранительные органы. Однако, как показывает практика, они время от времени возлагают на себя функции, имеющие к правоохранным весьма отдаленное отношение - достаточно вспомнить деятельность «народного трибунала» и Гестапо в Германии или деятельность НКВД и «судебных троек» нашей страны в 30-ых годах прошлого столетия.

Эффективность работы современных российских правоохранителей, даже не принимая во внимание уровень их коррумпированности, также вызывает обоснованные нарекания. Более того, государственные органы в силу объективных причин не в состоянии обеспечить постоянную личную безопасность каждому гражданину (как говорится, «к каждому человеку милиционера не приставишь»). Таким образом, особую актуальность для нормального функционирования гражданского общества приобретают вопросы самообороны граждан (авторами данной статьи под самообороной подразумевается необходимая оборона в том смысле, в котором она определена российским уголовным законодательством).

Для осуществления эффективной самообороны человечеством был разработан целый арсенал мер - тактика безопасного поведения, методы рукопашного боя, либо боя с использованием подручных предметов, различных технических средств. Никаких ограничений для применения первых двух мер российским государством не установлено. А вот на возможность использования технических средств следует обратить особое внимание.

В соответствии с действующим законодательством, для целей самообороны гражданами России могут приобретаться следующие средства:

1) огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие (т.е. ружье);

2) огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства (изделия типа «ОСА»);

3) газовые пистолеты и револьверы;

4) электрошоковые устройства и устройства, заряженные раздражающими веществами (т.н. газовые баллончики).

Эффективность перечисленных средств для целей обеспечения постоянной личной безопасности - вопрос во многом дискуссионный, но вряд ли можно поспорить с утверждением, что наиболее эффективным для этого является средство, в вышеизложенном списке не указанное, а именно - огнестрельное короткоствольное нарезное оружие, проще говоря, пистолет. Справедливости ради следует отметить, что российскими законодателями все-таки предусмотрена возможность получения гражданином пистолета - это его получение в качестве награды.

Таким образом, запретив под страхом уголовной ответственности приобретение своими гражданами пистолетов, российское государство своими подзаконными актами все же предоставляет отдельным «избранным» гражданам возможность носить их, мотивируя это необходимостью поощрения таких граждан. Однако такое предоставление имеет принципиальное по своей сути отличие от, например, награждения отдельных выдающихся граждан какими-либо дарственными орденами или грамотами.

По мнению авторов настоящей статьи, данное законодательное положение носит признаки нарушения пункта 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации. Следует отметить, что вопрос соответствия ограничения права граждан на приобретение короткоствольного оружия Конституции РФ рассматривался Конституционным судом РФ. Никаких нарушений основного закона суд не усмотрел, указав, что конституционного закрепления данное право граждан не имеет и решаться этот вопрос должен в рамках законодательной деятельности. Таким образом, суд, приняв формальную позицию, фактически устранился от принципиального разрешения сложившейся ситуации.

В современном российской обществе нет единства мнений относительно необходимости предоставления гражданам права на ношение пистолетов. Так, противники разрешения приобретения и ношения короткоствольного орудия обычными гражданами в качестве аргументации своей правоты приводят довод о том, что при получении в руки пистолетов россияне сразу начнут убивать друг друга в мелких бытовых конфликтах. При этом ими в подтверждение своих доводов приводятся примеры необоснованного применения разрешенных к ношению «травматических» пистолетов.

Однако данные примеры свидетельствуют не столько о нецелесообразности короткоствольного оружия, сколько о пагубности решения российского государства разрешить гражданам приобретать эрзац-оружие - вышеупомянутые «травматические» пистолеты. Зная о малой эффективности таких пистолетов, а также невозможности их последующей идентификации, отдельные, не обремененные особым интеллектом граждане, применяют их по поводу и без, причем по таким частям тела своего оппонента, по которым вряд ли бы применили, имея в руках настоящий пистолет. Доводы же о моральной незрелости основной части населения России аналогичны доводам противников внедрения суда присяжных.

Следует отметить, что российские СМИ всячески потакают противникам разрешения ношения пистолетов. Так, большое внимание уделяется ими фактам неправомерного применения травматического оружия, хотя масштабы и последствия такого применения незначительны по сравнению, например, с преступлениями, совершенными без использования оружия самообороны, либо авариями на дорогах.

Подробности использования оружия подростками зарубежных стран, где ношение пистолетов разрешено, для расправы над своими сверстниками и учителями, и вовсе являются «страшилками» для российского обывателя.

Таким образом, СМИ искусственно формируется общественное мнение против разрешения ношения пистолетов. Что стоит за такой позицией СМИ - свойственная им погоня за «жареными» фактами или чьи-то сознательные действия - остается только гадать. Приводить в данной статье статистические данные о зависимости ношения гражданами пистолетов и уровня преступности нет необходимости, поскольку в разных источниках эти данные существенно разнятся, однако необходимо отметить, что нынешняя позиция российской власти относительно доступа к оружию ставит законопослушных граждан в заведомо неравные условия с хорошо вооруженным криминалитетом.

Возвращаясь к аналогии права на ношение пистолета и судами присяжных, можно с уверенностью утверждать, что предоставление гражданам такого права повысило бы уровень их дисциплинированности вследствие понимания ими большой ответственности, ложащейся на них после приобретения оружии «ежедневного ношения», также как сознательность граждан повышается при наделении их правом осуществлять правосудие в составе коллегий присяжных заседателей.

Можно прогнозировать положительный экономический эффект от разрешения на ношение пистолетов. Так, появятся новые рабочие места в тирах и на стрельбищах, число которых после такого разрешения, безусловно, существенно возрастет. Кроме того, на складах Министерства обороны России наверняка хранятся невостребованные с советских времен единицы короткоствольного оружия, продав которые, государство получило бы дополнительный источник пополнения бюджета.

Вооруженные граждане также смогут более эффективно противостоять общегосударственной опасности - терроризму. Так, сложно предположить, как развивались бы события в театральном центре на Дубровке, имей граждане на руках короткоствольное оружие. Вполне возможно, что такой террористический акт вообще бы не состоялся. В пользу разрешения ношения пистолетов говорит и психологическая составляющая вооруженности обычных граждан - злоумышленник не раз подумает, стоит ли ему совершать нападение, учитывая риск получить серьезное ранение от любого, даже самого «хлипкого» на вид гражданина.

Для реализации вышеописанной модели обеспечения личной безопасности граждан России, в законодательные акты необходимо внести изменения, предусматривающие следующее.

Во-первых, разрешение на приобретение и ношение короткоствольного нарезного оружия выдавать гражданам, прошедшим необходимые проверки и соответствующий курс обучения. При этом необходимость разрешения именно нарезного оружия продиктована не желанием авторов статьи предоставить гражданам оружие, более мощное по сравнению с гладкоствольным, а особенностями следообразования на пулях при использовании такого оружия. Отсюда вытекает необходимость законодательного изменения.

Во-вторых, обязательность периодического контрольного отстрела для ведения общероссийской пулегильзотеки. Такое изменение позволит следственным органам безошибочно определять, из какого именно пистолета был произведен каждый конкретный выстрел. Иными словами, совершить преступления с использованием личного пистолета будет равносильно тому, что оставить на месте преступления отпечатки своих пальцев.

В-третьих, ужесточение ответственности за преступление, предусмотренное статьей 224 Уголовного кодекса РФ (небрежное хранение огнестрельного оружия). Такое изменение, безусловно, настроит потенциальных владельцев пистолетов на серьезный лад по отношению к имеющемуся у них оружию.

> Тактика охраны общественного порядка и обеспечение личной безопасности граждан на объектах железнодорожного транспорта

Железнодорожный транспорт по своему кругообороту и объему пассажирских перевозок занимает ведущее место в транспортной системе Российской Федерации. Поэтому административно-правовая охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности характеризуются определенными особенностями как в организации (расстановке сил и оперативном управлении ими), так и тактике (направлениях, средствах, формах) ее осуществления.

Организация охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также борьба с правонарушениями должны предусматривать прежде всего факторы, которые влияют на распределение сил и средств соответствующих звеньев внутренних дел на транспорте.

К ним следует отнести: протяженность участков обслуживания; круглосуточный цикл работы железнодорожного транспорта;

сосредоточение и постоянное перемещение транспортными средствами большого количества пассажиров на объектах транспорта;

подверженность пассажирских перевозок сезонным колебаниям;

возможность использования преступными элементами транспорта для передвижения после совершения правонарушения; использование транспорта несовершеннолетними «романтиками» для путешествий в другие города, к морю и даже на полюс; большое скопление материальных ценностей, относительно свободный доступ к грузам и т.д.

Протяженность участков обслуживания органами внутренних дел качественно влияет на организацию охраны общественного порядка и общественной безопасности. Патрульно-постовые наряды зачастую несут службу на значительном удалении друг от друга и линейных отделов (отделений) внутренних дел (до 200 и более километров). Это затрудняет управление, организацию контроля и оказание им помощи. Во многих случаях постовые и патрульные несут службу на одиночных постах и маршрутах, особенно при сопровождении пассажирских поездов. На обслуживаемых участках имеется множество станций, вокзалов, платформ и объектов транспорта.

Круглосуточный цикл работы вызван необходимостью непрерывного обслуживания пассажиров, появляющихся на вокзалах, станциях, посадочных платформах, в пригородных поездах практически в любое время суток. Это обусловливает наиболее рациональное распределение сил и средств органа, зачастую вызывает необходимость оказания ему практической дополнительной помощи в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Сосредоточение и постоянное перемещение большого количества пассажиров является, на наш взгляд, следствием бурно происходящего ныне социального процесса -- маятниковой миграции населения. Уровень ее зависит от расселения людей относительно мест приложения труда, отдыха и определяется образом жизни населения, его материальными и культурными потребностями.

В социально-культурном и экономическом аспекте маятниковая миграция имеет ряд положительных черт. По мнению ученых, исследовавших эту проблему, миграция позволяет преодолевать территориальные ограничения в развитии производственных комплексов, повышать эффективность использования трудовых ресурсов, расширять зону непосредственного влияния крупных городов как важнейших центров материальной и духовной культуры, обеспечивать социальную потребность населения и т. д.

Однако беспрерывные потоки пассажиров, большое скопление людских масс в отдельные периоды времени создают определенные трудности в организации охраны общественного порядка и борьбы с преступностью.

Во-первых, в условиях скопления пассажиров на вокзалах, станциях имеется возможность временного укрытия на этих объектах лицам, готовящимся к совершению преступления, разыскиваемым, маскирующимся под пассажиров. Ежегодно на транспорте задерживается до 30% всех разыскиваемых лиц, скрывающихся от следствия и суда.

Во-вторых, в обстановке постоянного и быстротечного передвижения масс людей, связанного с выполнением лицами, пользующимися услугами транспорта, многих операций (покупки, регистрации билетов, оформления и получения багажа, посадки и высадки), проявляется действие отвлекающих факторов, потенциально существует возможность относительно легко совершить преступление и скрыться. Не случайно большинство краж личного имущества граждан на транспорте -- это похищение вещей, оставленных без присмотра.

В-третьих, массовость пассажиров ведет к установлению между ними кратковременных случайных знакомств, что облегчает совершение преступлений путем использования доверия.

Подверженность пассажирских перевозок сезонным колебаниям. Особенностью перевозок являются существенные колебания, связанные с сезоном года, месяцем, днем недели.

Сведения о месте совершения административных правонарушений показывают, что наиболее криминогенными являются:

платформы, поезда, кассовые залы, залы ожидания.

Таковы специфические особенности среды функционирования органов внутренних дел, которые, переплетаясь в самых различных сочетаниях, выступают, как правило, в виде факторов, определяющих тактику охраны общественного порядка и методы борьбы с правонарушениями на объектах железнодорожного транспорта.

Анализ специальной литературы и сложившейся практики свидетельствует о том, что организационно-тактические формы охраны общественного порядка на объектах транспорта аналогичны применяемым в деятельности территориальных горрайорганов внутренних дел, но в то же время имеют некоторую специфику.

Расстановка патрульно-постовых нарядов на объектах: станциях, вокзалах, платформах, в аэровокзалах, в портах и других объектах транспорта; наряды сопровождения поездов; посадочные группы; специальные рейды и операции; заслоны -- вот примерная иерархия форм организации и тактики охраны общественного порядка на транспорте.

Расстановка патрульно-постовых нарядов на объектах транспорта осуществляется с учетом расположения объектов, их специфики и оперативной обстановки.

На станциях, вокзалах, платформах, в аэропортах для охраны общественного порядка назначаются такие наряды полиции: патрули, посты полиции, а также оперативно-поисковые группы. В помещении вокзалов обычно выставляются посты, где постовому полицейскому определяется конкретное место несения службы с учетом наиболее удобного ведения наблюдения за гражданами. Эта форма обеспечивает быстрое реагирование на правонарушения. В зависимости от интенсивности пассажиропотоков на платформах могут быть выставлены посты охраны порядка, ведущие постоянное наблюдение за посадкой и высадкой пассажиров, осуществляющие периодический обход платформы, а также прилегающих к ней сооружений и устройств. В конечном счете реализация указанных организационных форм обеспечивается основным содержанием деятельности, регламентированной в системе полномочий конкретных исполнителей.

При несении службы на станциях, вокзалах, платформах наряды полиции обязаны:

Предупреждать и пресекать правонарушения, принимать меры к задержанию и доставлению правонарушителей;

Своевременно выявлять, задерживать или удалять с вокзалов и территории станции лиц, склонных к совершению преступлений и административных правонарушений;

Оказывать содействие администрации вокзалов, станций в обеспечении предусмотренного порядка в залах ожидания и билетных кассах, а также при посадке и высадке, предупреждении больших скоплений и давки пассажиров;

Предотвращать посадку пассажиров, находящихся в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, и принимать к ним установленные законом меры.

При получении сообщения о правонарушении постовой обязан немедленно прибыть в указанное место и потребовать прекращения противоправных действий, проверить у правонарушителя документы и в зависимости от вида нарушения принять меры воздействия на месте либо доставить лицо в дежурную часть, а в необходимых случаях пригласить очевидцев правонарушения и потерпевших. Наблюдать, чтобы в пути следования правонарушитель не выбросил какие-либо предметы, а в случае такой попытки -- обратить на это внимание очевидцев, подобрать предмет и доставить в дежурную часть или в комнату полиции, о чем указать в рапорте и объяснениях очевидцев. О доставлении правонарушителя в дежурную часть составляется рапорт по факту правонарушения.

Тактическими способами и приемами по предупреждению и пресечению административных правонарушений являются:

Постоянное патрулирование по маршрутам постов;

Нахождение постового в удобных для наблюдения местах;

Разъяснение пассажирам правил поведения на объектах транспорта и пользования их подвижными средствами;

Предупреждение конфликтных ситуаций между пассажирами;

Требование прекратить правонарушение;

Применение мер административного принуждения.

В зависимости от конкретной обстановки порядок тактических действий может быть иным, но во всех случаях они должны быть направлены на задержание правонарушителей, оказание помощи пострадавшим, установление очевидцев правонарушения, организацию охраны места происшествия.

Наряды сопровождения назначаются в поездах пригородного и местного сообщений, а также поездах дальнего следования. Их численность и состав в каждом случае определяются руководителем органа внутренних дел с учетом имеющихся сил и средств, количества курсирующих поездов.

Анализ работы нарядов, сопровождающих поезда местного и пригородного сообщения, показывает, что наряды в большинстве случаев поддерживают связь с дежурными частями по телефону. В случае необходимости дежурный по органу внутренних дел может связаться с нарядами по линии кабельной связи.

Приступив к работе, наряд сопровождения наблюдает за посадкой пассажиров, а после отправления поезда местного или пригородного сообщения через его бригаду информирует по радиостанции пассажиров о наличии в поезде наряда полиции. В период движения поезда наряд несет службу, периодически продвигаясь по составу. Однако в часы «пик» наряд полиции, как правило, находится в тамбуре одного из вагонов. Обнаружив нарушителя общественного порядка, наряд пресекает данное правонарушение, а в необходимых случаях доставляет нарушителя в орган внутренних дел. Здесь важно отметить, что задержание часто проходит в переполненных людьми вагонах и поэтому требует определенных тактических приемов. При задержании правонарушителя необходимо разъяснить пассажирам и нарушителю причину задержания, а также указать пункт, куда будет доставлен нарушитель.

При задержании лица, совершившего мелкое хулиганство, необходимо установить свидетелей правонарушения. Однако после задержания правонарушителя наряд обязан доставить его в дежурную часть, что устраняет возможность в дальнейшем сопровождать поезд.

Практика подсказывает, что правильнее тактически организовать удаление правонарушителя с поезда на одной из ближайших станций, где имеется орган внутренних дел.

В этом случае наряд полиции может продолжить службу по сопровождению поезда. По прибытии поездов на конечную станцию наряд сопровождения совместно с работниками транспорта наблюдает за высадкой пассажиров, осматривает вагоны поезда и принимает меры к удалению из них посторонних лиц.

Наряд сопровождения поезда дальнего следования назначается для поддержания общественного порядка и пресечения правонарушений в пути его следования. Численный состав наряда сопровождения определяется начальником УВД на транспорте или начальником линейного органа внутренних дел. Для сопровождения поезда специального назначения, туристического поезда, поезда с призывниками или демобилизованными из рядов Российской армии, с освобожденными из мест лишения свободы и другими лицами, следующими в организованном порядке, выделяется усиленный наряд сопровождения во главе со старшим из числа оперативно-начальствующего состава. Сопровождение такого поезда по указанию начальника органа может осуществляться до конечного пункта следования, в границах железной дороги, обслуживаемой подразделением полиции.

Эффективность работы пунктов оперативного реагирования и нарядов по сопровождению поездов неразрывно связана с деятельностью посадочных групп, которые создаются с целью предупреждения проникновения на объекты железнодорожного транспорта правонарушителей; обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на перронах, платформах, при посадке и высадке пассажиров из поездов; выявления и удаления с объектов транспорта лиц в пьяном виде, хулиганов, бродяг, попрошаек. Посадочные группы создаются на крупных станциях из числа работников полиции, железнодорожного транспорта и общественности. Количественный состав посадочных групп определяется в зависимости от потока пассажиров; категории и размеров посадочных платформ; планировки пассажирских станций, а также интенсивности движения поездов, проходящих на данном участке. Старшими групп, как правило, назначаются работники полиции.

Каждой посадочной группе определяется место, с которого члены групп могли бы вести наблюдение за посадкой и высадкой пассажиров.

Специальные операции и рейды, являясь одной из форм охраны общественного порядка, представляют собой совокупность согласованных и взаимосвязанных действий государственных органов и общественных организаций, направленных на выполнение поставленных задач. Их проведение позволяет повысить эффективность борьбы с правонарушителями, улучшить оперативную обстановку в целом.

Рейды проводятся по специально разработанному плану с участием администрации железнодорожного транспорта, общественности и территориальных горрайорганов внутренних дел. В ходе их осуществления применяются различные способы и приемы охраны общественного порядка, маневр силами и средствами. При проведении, например, специальных операций и рейдов «Электропоезд», «Правопорядок», «Пассажир» в Московском УВД на железнодорожном транспорте ежесуточно сопровождается свыше 1000 поездов.

Важной организационно-тактической формой охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на железнодорожном транспорте являются заслоны. Это наряд линейного органа внутренних дел, выполняющий задачу по блокированию или перекрытию железнодорожных направлений в целях предупреждения проникновения антиобщественного элемента в города, где проводятся общественно-политические и другие массовые мероприятия. Заслоны обеспечивают пресечение краж грузов и своевременное обнаружение правонарушений.

Непосредственно обеспечивает работу заслона его начальник, назначаемый, как правило, из числа оперативных работников (начальников линейных пунктов полиции). В состав заслона могут входить сотрудники криминальной полиции по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, полицейские или младшие инспектора уголовного розыска. Как показывает практика, во многих местах количество работающих в заслонах не превышает 12 человек.

Безопасность нахождения и ведения хозяйственной деятельности на территории Санкт-Петербурга является важным фактором качества жизни и условием повышения привлекательности города, как для жителей, так и для туристов и инвесторов. Как второй по величине город России с высоким уровнем жизни, Санкт-Петербург сталкивается с рядом сложностей в обеспечении личной и общественной безопасности. К их числу относятся: транспортные проблемы, обусловленные высокой интенсивностью движения транспорта; наличие множества особо ценных объектов культурного наследия с пониженными степенями огнестойкости; трудности, связанные с большим потоком мигрантов.

Политика обеспечения общественной безопасности, в том числе безопасности на дорогах, является приоритетом для города. Значимой целью является создание нового подхода к решению проблем защиты жизни и здоровья граждан, их прав и законных интересов от преступных и иных противоправных посягательств.
Для обеспечения личной и общественной безопасности граждан необходимо реализовать комплекс мер. Улучшение положения дел с обеспечением общественной безопасности в городе может достигаться за счет использования современных сил и средств защиты, внедрения передовых технологий, путем создания отлаженного государственного механизма по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике.

Среди основных направлений развития в этой сфере можно выделить повышение безопасности дорожного движения, снижение уровня преступности, в том числе коррупции. Для повышения безопасности дорожного движения необходимо, в первую очередь, провести комплексное исследование с целью выявления причин дорожно-транспортных происшествий и разработки системы мер по борьбе с ними. Следует направить усилия на наиболее напряженные участки дорог Санкт-Петербурга, на которых происходит большое количество дорожно-транспортных происшествий. Для улучшения ситуации в таких местах требуется установка дополнительных светофоров, дорожных знаков с интегрированными светодиодами, пешеходных переходов (в том числе нерегулируемых и внеуличных), нанесение шумовых полос вблизи пешеходных переходов, установка искусственных неровностей, создание тротуаров или расширение проезжей части.

Необходимо проводить мероприятия по обучению детей и взрослых безопасному поведению на дорогах, выпускать социальные ролики на телевидении. В школах и детских садах должно быть выделено специальное время для проведения регулярных занятий по безопасности дорожного движения. Необходимо использовать имеющиеся в городе специальные детские центры по обучению правилам дорожного движения, проводя в них периодические занятия с учащимися школ Санкт-Петербурга.
Мероприятия по повышению пожарной безопасности должны быть нацелены на рост охвата территории пожарными расчетами и сокращение времени прибытия пожарной команды по тревоге. Кроме того, следует совершенствовать систему оповещения населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Система нужна для своевременного информирования граждан о возникновении угрозы или наступлении чрезвычайной ситуации.

Для снижения уровня преступности по таким видам, как кражи и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, необходимо обеспечить оперативное реагирование на поступающие в правоохранительные органы заявки со стороны граждан, распространять систему видеонаблюдения на территории города и призывать население города быть более активными и содействовать раскрытию преступлений. Введение системы контроля действий сотрудников полиции при поступлении обращений граждан поможет повысить раскрываемость преступлений и будет способствовать их предотвращению. Гражданам должны быть предоставлены возможности оперативного обращения к контролирующим органам с жалобой на отсутствие должного внимания к их заявлениям со стороны сотрудников полиции.
Следует проводить профилактику совершения повторных правонарушений и вести работу с несовершеннолетними гражданами. Работа с молодежью в школах, средних профессиональных и высших учебных заведениях должна быть, в частности, ориентирована на предотвращение вовлечения подростков и молодежи в преступные группировки и на пресечение каналов распространения среди них наркотиков. Следует активно распространять социальные ролики об опасности первичного употребления наркотиков. Ролики должны распространяться в местах, наиболее популярных среди молодежи - в социальных сетях, на различных молодежных мероприятиях. Должна быть создана горячая линия для обращения людей, столкнувшихся с проблемой наркомании.

Одним из ключевых компонентов работы по повышению уровня безопасности в городе является борьба с коррупцией. Необходимо сосредоточить все усилия для максимального включения в этот процесс самых широких кругов общества и бизнеса. Для предотвращения коррупции необходимо проводить разъяснительные мероприятия среди граждан и, в частности, государственных служащих, направленные на формирование у них негативного отношения ко всем видам подкупов. Следует обеспечить гражданам возможность оперативно сообщать о случаях вымогательства со стороны должностных лиц или о других случаях их недобросовестной работы. Также следует усилить контроль предоставления государственными служащими информации об их доходах и расходах. Проведение более тщательной проверки сотрудников на стадии приема на работу в органы государственной власти позволит избежать многих проблем в дальнейшей их работе.

Реализация перечисленных выше мер позволит повысить удовлетворенность населения уровнем своей личной безопасности (до 90%). Среди других положительных результатов, которые должны быть достигнуты к 2030 году:

Снижение числа погибших в ДТП на 100 тыс. человек населения на 40% к уровню 2012 года;
- сокращение числа краж и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, до 15,2 тыс. и 8,9 тыс. в год, соответственно;
- увеличение количества участковых пунктов полиции до 632 ед. на 10 тыс. человек.