Впечатления от праздника Свв. Жен-мироносиц. Скачать лучшие фото

Неделя святых Жён-мироносиц отмечается во второе воскресенье после Пасхи. «Неделя» на церковно-славянском языке означает воскресенье.
В этот день вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы - Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна.
Это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине - Марии Магдалине.
Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности - особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа - вот жизненный идеал Православной Руси.
Другая черта древнерусской праведности - особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа. Русская жена всегда была верна, тиха, милосердна, кротка, терпелива.
Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах - святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и преподобные, праведные и блаженные, равноапостольные и исповедницы.

Для старообрядчества этот день имеет еще одно, особое значение. В 1856 году, через 200 лет после начала гонений на древлеправославие, московские власти при участии Синода в очередной раз запретили совершать Божественную Литургию в старообрядческих храмах, а их алтари были опечатаны.
Лишь спустя 49 лет (!), в канун Пасхи 1905 года, печати были срезаны по указу Николая второго, подписавшего исторический указ о даровании всем россиянам религиозных свобод и веротерпимости. В полуразрушенных алтарях впервые смогли приготовить св.Причастие, а службу вели священники без угрозы быть арестованными.
В память о великой радости московские старообрядцы заложили колокольню – русский символ свободы – которая с тех пор возвышается над ансамблем Рогожских храмов. Тогда было решено во второе воскресение после Пасхи обходить Крестным ходом Рогожский поселок в память о даровании религиозных свобод.

Неделя (воскресенье) Святых Жен-Мироносиц, пожалуй, самый «светский» старообрядческий праздник. Он проходит при стечении тысяч верующих и гостей со всех уголков света, сопровождается Крестным ходом по Рогожской Слободе, старообрядческой ярмаркой и гуляниями. Завершается праздничный день трехчасовым концертом знаменного пения в Покровском кафедральном соборе – удивительном событии как для любителей древней певческой традиции, так и для профессионалов.

Ознакомление с программой праздника.

Как уже было сказано, по традиции на торжество в Рогожской Слободе собираются наиболее активные представители старообрядческой молодежи со всех концов света. Они общаются, делятся новостями, налаживают новые контакты.

Так из года в год происходит передача житейского и духовного опыта, православной культуры, обычаев и традиций.

В храм принято приходить в специальной одежде для богослужений: русская рубаха для мужчин, сарафаны и белые платки для женщин. Платки женщины закалывают булавкой под самым подбородком.

День этот следует провести в светлой радости.
Посмотрите на лица собравшихся гостей и прихожан.

И что самое замечательное, во время фотосъёмки на нас никто не обращал внимания, никто не прогонял, хотя мы были здесь чужие.
Как уже говорилось, Неделя (воскресенье) Святых Жен-Мироносиц самый «светский» старообрядческий праздник и, если у вас есть желание познакомиться с традициями старообрядчества, то этот день - лучшее время для посещения Рогожской слободы.

Как я уже сказала, большинство старообрядцев в посёлке не против того, чтобы их снимали. Но совсем уж наглеть не стоит. На работу некоторых фотографов даже нам со стороны было неприятно смотреть. Накрутив на фотоаппарат телевик, девушка тыкала объективом людям прямо в лицо, дёргала за руки, просила развернуться, улыбнуться, встать так или сяк. Помимо того, что она раздражала людей, приехавших на праздник, так ещё и другим фотографам вредила: распугала те сценки, что сами собой мирно складываются в сюжеты, и за которыми обычно очень осторожно охотишься.

Фотограф, от которого спасаются бегством.

Далее я буду перемежать фотографии прошлого года с фотографиями, сделанными сегодня. Пасха в этом году припозднилась, поэтому и Неделя святых жён-мироносиц выпала на середину мая. Погода не сильно отличается от прошлогодней, но деревья уже покрыты зеленью и солнышко светит поярче.

Рогожская ярмарка.
Участие в ярмарке для продавцов бесплатное, все хлопоты по организации берут на себя казаки Рогожской старообрядческой станицы, которые отдают этому много сил и личных средств.

Перед Божественной Литургией.

Божественную Литургию, правила предписывают совершать только среди единоверных христиан, поэтому посетителям будет предложено на время покинуть храм.
Во время богослужения женщины и мужчины стоят в разных частях храма (как это и было принято в древней Церкви), один на почтительном отдалении от другого. Руки держат не по швам, а скрещенными на груди - это тоже старообрядческая традиция. Поклоны - поясные и земные - делают только в строго определенных моментах службы и строго по уставу. В старообрядческой традиции вообще не принята «самодеятельность»: картина, когда каждый прихожанин крестится, когда ему заблагорассудится, или, пока все совершают земные поклоны, шагает через весь храм к любимой иконе, для старообрядного прихода немыслима. В течение богослужения крайне ограничены передвижения по храму, тем более разговоры или индивидуальные «свечки к празднику». Движения сведены к минимуму.
Самое сильное впечатление от старообрядческого богослужения оставляет пение. Если мы привыкли слышать с клироса в основном многоголосные композиторские произведения, музыкально близкие к барочной или классической европейской традиции, в старообрядческом храме звучат только средневековые русские унисонные распевы. А певцы поют по «крюкам» - особому типу древнерусской нотации в форме запятых, линий и точек поверх церковнославянского текста.

Крюковая нотация (фото из статьи «Старообрядцы», журнала «Нескучный сад»)

Помните, как у Н.С.Лескова в «Запечатленном ангеле»: «Особенно же нам, староверам, тут нравилось, что мы в тогдашнее время повсюду за свой обряд гонению подвергались, а тут нам была льгота: нет здесь ни городского начальства, ни уездного, ни попа; никого не зрим, и никто нашей религии не касается и не препятствует... Вволю молились: отработаем свои часы и соберемся в горницу, а тут уже вся святыня от многих лампад так сияет, что даже сердце разгорается. Лука Кирилов положит благословящий начал; а мы все подхватим, да так и славим, что даже иной раз при тихой погоде далеко за слободою слышно. И никому наша вера не мешала, а даже как будто еще многим по обычаю приходила и нравилась не только одним простым людям, которые к богочтительству по русскому образцу склонны, но и иноверам. Много из церковных, которые благочестивого нрава, а в церковь за реку ездить некогда, бывало, станут у нас под окнами и слушают и молиться начнут. Мы им этого снаружи не возбраняли: всех отогнать нельзя, потому даже и иностранцы, которые старым русским обрядом интересовались, не раз приходили наше пение слушать и одобряли. Главный строитель из англичан, Яков Яковлевич, тот, бывало, даже с бумажкой под окном стоять приходил и все норовил, чтобы на ноту наше гласование замечать, и потом, бывало, ходит по работам, а сам все про себя в нашем роде гудет: "Бо-господь и явися нам", но только все это у него, разумеется, выходило на другой штыль, потому что этого пения, расположенного по крюкам, новою западною нотою в совершенстве уловить невозможно».

После Божественной Литургии.

Крестный ход

А вот как в том же «Запечатленном ангеле» Н.С.Лесков описывает иконы, хранившиеся у старообрядцев: «Особенно же были при нас две иконы, одна с греческих переводов старых московских царских мастеров: пресвятая владычица в саду молится, а пред ней все древеса кипарисы и олинфы до земли преклоняются, а другая ангел-хранитель, Строганова дела. Изрещи нельзя, что это было за искусство в сих обеих святынях! Глянешь на владычицу, как пред ее чистотою бездушные древеса преклонились, сердце тает и трепещет; глянешь на ангела... радость! Сей ангел воистину был что-то неописуемое. Лик у него, как сейчас вижу, самый светлобожественный и этакий скоропомощный; взор умилен; ушки с тороцами, в знак повсеместного отвсюду слышания; одеянье горит, рясны златыми преиспещрено; доспех пернат, рамена препоясаны; на персях младенческий лик Эмануплев; в правой руке крест, в левой огнепалящий меч. Дивно! дивно!.. Власы на головке кудреваты и русы, с ушей повились и проведены волосок к волоску иголочкой. Крылья же пространны и белы как снег, а испод лазурь светлая, перо к перу, и в каждой бородке пера усик к усику. Глянешь на эти крылья, и где твой весь страх денется: молишься "осени", и сейчас весь стишаешь, и в душе станет мир. Вот это была какая икона!»

«...расскажи мне еще, что вы по своему понятию за вдохновенное изображение понимаете?»
«Разъясняю ему всю разницу: что ноне, мол, у светских художников не то искусство: у них краски масляные, а там вапы на яйце растворенные и нежные, в живописи письмо мазаное, чтобы только на даль натурально показывало, а тут письмо плавкое и на самую близь явственно; да и светскому художнику, говорю, и в переводе самого рисунка не потрафить, потому что они изучены представлять то, что в теле земного, животолюбивого человека содержится, а в священной русской иконописи изображается тип лица небожительный, насчет коего материальный человек даже истового воображения иметь не может».

Икона «Св. жены мироносицы у гроба Господня»

Икона «Преподобный Сергий Радонежский»

Икона «Николай Чудотворец с житием», следом Тихвинская икона Божией Матери.

Икона «Успение Пресвятой Богородицы», икона «Покров Пресвятой Богородицы», икона «Спас Вседержитель».

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

Икона «Воскресение Христово - Сошествие во ад»

Слева епископ Евмений, справа епископ Силуян Новосибирский, за ним Высокопреосвященнейший Корнилий, Митрополит Московский и Всея Руси.

Высокопреосвященнейший Корнилий, Митрополит Московский и Всея Руси

Знаменное пение (крюковое пение)

Все фотографии с репортажа этого и прошлого года, кроме одной указанной.
Неделя святых жён-мироносиц:
Прошлый год 26 апреля 2015г.
Нынешний год 15 мая 2016г.

Праздник Свв. Жен-мироносиц - для нас один из самых напряженных дней в году. Богослужение на приходе приходится начинать ранее обычного, чтобы везде успеть. После службы, не пообедав, нужно спешить в Подмосковье, чтобы успеть на Крестный ход в крупнейшем единоверческом приходе, в Михайловой Слободе.

Температура подскочила до 20 градусов тепла. Трасса забита. Завтра 1-е мая - все стремятся на дачи. Капризничает ребенок одной из участниц поездки. Несколько раз возникало желание повернуть обратно. Вот, наконец, мы у храма, но оказалось, что Крестный ход уже начался - не в 13, а в 12 часов.

В течение нескольких часов большой массив единоверцев с тремя священниками проходит через всю Слободу. На пути два источника - у одного из них служат водоосвятный молебен, а у другого каждому участнику Крестного хода достаётся по ведру воды - каждого окатывают ею с головы до ног.

Ежегодно маршрут корректируется. Неизменна остановка на трапезу на полпути Крестного хода, и его завершения на высоком кургане (здесь захоронение русских воинов, вставших на пути монголо-татарских орд в 1237 году).

Я было хотел сойти с дистанции в соседней деревне Чулково, где в местной часовне читал Евангелие, а потом окроплял всех св. водой. Архимандрит Иринарх в своей обычной мягко-настойчивой форме подвиг меня на дальнейший путь.

Бог весть, как я со своими больными ногами, поя вместе со всеми пасхальный канон, мог забраться на сам курган. Заключительный аккорд Крестного хода - пение Великого Славословия. Затем моё приветственное слово. Когда осенял Крестом всех участников Крестного хода, то казалось, что рука вот-вот отвалится от напряжения.

Освежившись чудной водой из источника на кургане, на всех парах рванули в Москву, на Рогожское. О. Иринарх уверял, что успеем. И действительно приехали вовремя.

На Рогожском уже трезвонили - значит митрополит уже выдвигается на очередное мероприятие, вечер духовных песнопений.

Как только я вошел в Рогожский посёлок, как у Дома причта меня перехватило, «взяв за жабры», «Старообрядческое телевидение»:

Отец Кирилл, скажите сразу, экспромтом о митрополите Корнилии, которому скоро исполнится 70 лет.

Это один из самых теплых, общительных, любознательных и благожелательных людей, которых я встречал на своем жизненном пути. - Сразу выдал я "на гора",

Очень активный, динамичный, скромный человек. Плоды его трудов очевидны. Что еще в нем удивительно - так это его неутомимость. Мы, которые по моложе, можем отключиться, задремать, бывает, что валимся с ног, а он всегда в тонусе. Я знаю, что у него немало критиков. Вот когда его не станет, то многие будут сожалеть.

У входа в Покровский собор владыку приветствуют три священника из Русской Древлеправославной Церкви. Я тоже в числе приглашенных гостей. Стою несколько в стороне. Владыка подозвал, передал мне последний номер «Вестника митрополии», а я ему - 6-ю часть своих воспоминаний.

Древлеправославные отцы расположились на лавке сразу за архиереями РПСЦ.

Я тоже было хотел присесть вместе с ними, но лавка была рассчитана только на трех человек. В итоге я оказался зажатым у киота в положении полуоборота, подпираемый с одной стороны огромным подвесным подсвечником. Справа впритык - лавка со священниками РДЦ. Ситуация осложнялась еще тем, что один из батюшек оказался не совсем здоров - у него были проблемы с насморком. Вот в таком стесненном положении пришлось провести целых три часа.

К концу вечера тело одеревенело. От перенапряжения, казалось, вот-вот случится обморок. Несмотря на эти сложности, я очень внимательно слушал выступления хоров, их было восемь.

Начало было оригинальным: хоровые коллективы поочередно пели Канон Пасхи.

Еще одним «ноу-хау» было святоотеческое поучение перед каждым песнопением. По сути, ведущий вечера диакон Василий Андронников прочитал прекрасную лекцию по патрологии - все получилось духовно очень насыщенным.

Особенностью программы выступления архиерейского хора Украинской епархии было указание о том, сколько храмов в епархии посвящено какому-либо празднику или святому (Никольских храмов - 5, Успенских - 4 и т.д.). Некоторые песнопения были очень длинными (этим особенно отличился хор из г. Арзамаса; здесь строят Никольский храм).

Подумалось: без текста перед глазами, услышав начало, потеряешь нить на середине, а к концу не сложится цельного восприятия. Наибольшее впечатление произвели более короткие песнопения, поемые мужчинами в более динамичном ритме. В этом плане хотел бы отметить хор из Ростова-на-Дону, пропевший воскресный тропарь по Великом словословии путевым распевом - «Днесь Спасение миру».

Хор Покровского Кафедрального собора прекрасно пропел стихеру на «Господи возвах» в Неделю о мытаре и фарисее - «Не помолимся фарисейски братие», стихеру в Неделю сыропустную - «Приспе время, духовных подвиг начало».

Запомнились слова из другой стихеры в эту Неделю: «Тогда нас пощади и части сподоби Христе спасаемых яко милосерд». Великопостный прокимен на вечерне - «Не отврати Лица Твоего от отрока Твоего». Женский хор собора отличился прекрасным исполнением песнопения «О Всепетая Мати».

Умилительно пели дети из Ржевского хора. Хор Московского старообрядческого духовного училища сосредоточился на песнопениях, прославляющих святителя Иоанна Златоуста - «покровителя обучающихся Священному Писанию и изучающих церковное богослужение».

Новосибирский молодежный хор - стихеру на литии Рожеству Богородице «Начало нашему спасению» и Задостойник этому празднику.

Мощно пропел сводный хор кондак Богородице «Взбранной Воеводе победительная», великие прокимны Светлой седмицы и особенно стихеры Пасхи.

Запомнились слова, сказанные митрополитом по окончании вечера: «Наша национальная идея - в возвращении к нашим национальным истокам».

Огорчило то, что никого из духовенства РПЦ МП, кроме меня, не присутствовало на этом прекрасном вечере. Зашел бы кто-нибудь на огонек из синодалов, а может быть и сам В.В. Путин - хотя бы к концу вечера.

Проводили митрополита к его резиденции; везде стайки розовощёкой, подвижной старообрядческой молодёжи, некоторые поют, что есть мочи, пасхальные песнопения. Прошелся вдоль пруда за рогожскими храмами, постоял у архиерейской резиденции. Возникла нелепая мысль: перемахнуть через невысокую ограду и распластаться на зеленой травке из-за навалившейся усталости. Потом подойти к беседке, где владыка Корнилий с гостями. Немая сцена. А я в простоте сердечной прошу: нельзя ли, мол, кваску у вас испить? Представляю наутро заголовки радикальных старообрядческих сайтов: «Небезызвестный игумен Кирилл (Сахаров) не санкционированно проник на территорию резиденции нашего митрополита (варианты: в сильном алкогольном опьянении, в невменяемом состоянии и т.п.)».


Казак лейб-гвардии Казачьего полка

Рогожская станица - укромный уголок живущих в Москве казаков. На протяжении многих поколений жизнь здесь течет по одним и тем же правила. Читайте о том, как живут казаки-старообрядцы в XXI веке.

Новая жизнь по старым правилам

Раз в год казаки Рогожской станицы собираются на круг. Выбирают атамана, есаула, кошевого. Решают, как будут жить в следующем году. Решение всегда одно и то же: жить будем так же, как жили прежде.

"Это законодательный орган. То есть вот на круг собрались казаки, все, что решили, за этот год должны исполнить", - объясняет атаман Рогожской станицы Дмитрий Власов.

Традиция собираться на казачий круг восходит к XVI веку. Так было заведено в каждом казачьем войске, в каждой станице. Жива эта традиция и сейчас, хотя на круг уже и собираются не 200, не 300 человек, а всего 16.

"Потому что казаки были естественны, в государстве образования: были казачьи войска, они совершенно спокойно жили, назывались казаками, они были внесены в государственные все документы, и так далее. Сейчас же этого нет. Сейчас никаких документов, что никаких казаков вообще нет. Но остались люди, эти люди как могут, так и организовываются, сами по себе", - рассказывает Дмитрий Власов.

Это не игра в казаков, они и есть настоящие казаки. Несмотря на то, что многие из них родились в Москве и никогда не бывали ни в одном казачьем войске.

О своих корнях жители Рогожской станицы знают по семейным преданиям. С молоком матерей впитали они рассказы о великих походах, о славных воинах, самобытный уклад жизни которых достался им по наследству. И хоть сегодня им уже не нужно совершать ратные подвиги, они по-прежнему чтут традиции предков.

Казачья станица расположена на юго-востоке Москвы в районе станции метро "Площадь Ильича" в Старообрядческой слободе. И в этом нет ничего удивительного: до начала ХХ века примерно половина воинов Донского казачьего войска исповедовала старую веру. На Урале и в Твери староверами были почти все казаки. И хотя Москва в целом стала духовным центром никонианства, сторонники древнего благочестия со всей страны продолжали стремиться сюда, в Рогожскую слободу, еще в XVIII веке ставшую сердцем российского старообрядческого мира.

"Ее развитие началось в конце XVIII века в годы испытаний в Москве: это была чума. Старообрядцы-православные, движимые, можно сказать, состраданием к своим братьям, делали все возможное, чтобы помочь болящим, а умирающих, конечно, проводить в последний путь. И вот это они делали. За неимением гробов в рогожи заворачивали, и сносили в это место, на восток, здесь было довольно пустынно, сносили сюда, хоронили. И поэтому когда кончилась эта эпидемия страшная, то правительство царское оценило этот подвиг, можно сказать, старообрядцев, и отдали им землю", - утверждает предстоятель Русской православной старообрядческой церкви Митрополит Корнилий.

"Поскольку Рогожское кладбище было нашим кремлем, всегда большое количество казаков с приходов приезжали и на соборы, многие даже приезжали сюда на Пасху. Народ мигрировал, понятно, в те времена, и здесь много потомков казаков", - рассказывает есаул Рогожской станицы Иван Хохлов.

Ежегодно в столицу на Рогожку приезжают старообрядцы из разных уголков России - отметить День Жен-мироносиц, один из главных народных христианских праздников. Вот уже восьмой год казаки Рогожской станицы отвечают за его проведение.

Кубанские казаки в мае 1916 года

Гонения на церковь

День Жен-мироносиц - общехристианский праздник, но для старообрядцев он имеет особое значение. Ведь для них, помимо прочего, это еще и годовщина официального окончания многолетних гонений на их Церковь.

"Император Николай Второй подписал всем известный Указ "Об укреплении начал веротерпимости", который разрешил не только распечатать эти алтари, но и совершать крестный ход наконец вне храма. До этого крестные ходы внутри храмов совершались. Разрешили старообрядцам звонить в колокола, ну и на улицах молиться разрешили, петь пения. До этого запрещалось", - говорит историк старообрядчества Глеб Чистяков.

До этого указа алтари во всех старообрядческих храмах были запечатаны: на дверях, ведущих в алтарь, стояли царские печати. На протяжении почти 50 лет староверам негде было совершать молебны и служить литургии. Все изменилось в 1905 году.

"И вот когда была получена телеграмма, то люди бросились, открыли печати, раскрыли, и там была мерзость запустения, пыль, упали от времени иконы. Я вам расскажу, у меня бабушка - она была свидетельница всего, и она рассказывала… Не могу без волнения говорить сейчас. Тут была вода, стоял сосуд с водой святой в момент запечатывания. И через 49 лет вода осталась абсолютно свежей", - утверждает руководитель информационно-издательского отдела старообрядческой митрополии Александр Антонов.

Помимо торжественной службы, на Рогожке в День Жен-мироносиц традиционно устраивают ярмарки. Старообрядцы везут из своих подмосковных хозяйств фермерские продукты, брянские рушники и астраханский мед. Без этих предметов быт современного старообрядца немыслим.

"Как говорил инок Епифаний, которого сожгли вместе с Аввакумом, даже монаху нельзя только молиться, обязательно надо что-то делать помимо этого. Читать обязательно, молиться, поститься и обязательно заниматься рукоделием", - говорит Иван Хохлов.

Наталья и Анна - жены рогожских казаков. Они готовят товар к ярмарке: вышивают рубахи и платки, шьют сумки. В повседневной жизни жены рогожских казаков ходят исключительно в длинных юбках, в кофтах и блузках, полностью закрывающих грудь и руки. И непременно с покрытой головой.

"Простоволосым ходить ни мужчине, ни женщине нельзя. Женщине только разрешается до женитьбы. Даже при советской власти и то ходили все в косынках, в платках", - утверждает член Рогожской казачьей станицы Сергей Чеботарев.

Сами же рогожские казаки и сегодня, как встарь, не бреют бороды. Носят шаровары, заправленные в сапоги, рубахи - навыпуск. В качестве верхней одежды используют чекмень или черкеску.

"Погоны мы как бы не носим, потому что с погонами, честно говоря, получается перебор. Потому что получается, что в войске донском почти не осталось рядовых казаков", - объясняет Иван Хохлов.

Элементы мужского костюма могут варьироваться, но неотъемлемой деталью остается пояс.

"Что значит пояс? Пояс действительно необходимо мужчине носить на службе, не только на службе, для того чтобы он ощущал себя как бы вооруженным, подпоясанным. Недаром на Руси говори: "Вон, распоясался". Распоясался - это значит, он пьяный, он валяется, он дерется, он хулиганит, то есть он потерял контроль над собой, и бог от него отступил", - рассказывает историк старообрядчества Глеб Чистяков.

Казаки-старообрядцы строго соблюдают все христианские посты. Кроме того, стараются употреблять в пищу только самые исконные продукты.

"Картошку мы не едим. У нас вместо картошки брюква, репа, редька бывает, ну и каши, естественно", - утверждает Дмитрий Власов

"Варили пшено, тыква была, много тыквы, арбузы, мед варили арбузный", - говорит Сергей Чеботарев.

Во времена Петра Первого, когда на Руси появились картофель, помидоры, чай, табак, старообрядцы отвергали их как нечто непонятное и потому чуждое. Впрочем, со временем некоторые запреты были сняты.

"Явление картошки, например, оно распространилось общинам, и сейчас выращивают картофель. Хотя, конечно, старались поддерживать традиции наши национальные: есть всевозможные взвары, сбитни, напитки на травах", - объясняет Глеб Чистяков.


Урядник Сибирской полусотни 3-й сотни лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка. 1914 г.

Одежда для бога

Алексей Белас - один из самых ожидаемых гостей на ярмарке. Он делает рушники. Не один год ездил по деревням и селам в поисках редких экземпляров. А не так давно и сам сел за ткацкий станок.

"Когда ты собираешь эти вещи, рушники, то всегда интересно, какой путь прошел этот рушник, когда он ткался, потому что рушник некоторые называют "дорогой до бога" как бы, самому до него дойти - это тоже было бы интересно", - рассказывает ткач, коллекционер Алексей Белас.

На Руси рушники традиционно называли "одежей для бога" - ими украшали иконы в домах.

Все неделю перед праздником Жен-мироносиц идут торжественные молебны. Служит их глава Старообрядческой церкви митрополит Корнилий. Резиденция митрополита находится всего в нескольких шагах от храма. Это небольшой одноэтажный дом, окруженный садом. Сейчас территория выглядит обжитой и ухоженной, но 17 лет назад здесь были сплошные руины. Ремонт делали всей общиной. Немалую помощь оказали и рогожские казаки.

"Мусор вывезли оттуда, все распланировали, посадили там виноград, хмель, цветы, в общем, все посадили, сделали беседку, дорожки", - говорит Дмитрий Власов.

В советское время в здешних храмах располагались склады, столовые для рабочих. Все изменилось в начале 2000-х: Рогожка снова стала духовным центром старообрядчества.

"Поскольку старообрядцы рассеяны по всей земле, может, не по своей воле, особенно в советское время: бежали и в Китай, и в Австралию, мы знаем, и в Америку, в Румынии большая диаспора старообрядцев. Мы ждем гостей из Румынии - и духовенство ждем, и мирян", - рассказывает Митрополит Корнилий.

Праздничная служба в День Жен-мироносиц проходит в главном храме Рогожского старообрядческого поселка - Покровском соборе.

"Это крупнейший московский собор, можно сказать, после храма Христа Спасителя, на сегодняшний момент, а из дореволюционных это самый крупный. Самый крупный и самый богатый по коллекции икон", - утверждает Глеб Чистяков.

В отличие от тех казаков, что громят выставки современного искусства, рогожские просто никогда не оказались бы на подобной выставке, даже случайно, ведь для них нет такого понятия "современное искусство". Есть только вечное. Любому искусствоведу известно: самые дорогие и красивые в мире иконы написаны до XVI века, то есть еще до раскола. И многим из этих икон рогожские казаки могут поклоняться каждый день.

"Такой коллекции икон нет ни в одном храме России, да и зарубежья. В музеях, может быть, конечно, можно найти, а в действующем храме такой коллекции икон, как в Покровском соборе, нет", - говорит Глеб Чистяков.

Еще одна значительная постройка на Рогожке - колокольня Воскресения Христова. Это вторая по высоте колокольня в Москве, всего на 1 метр ниже Ивана Великого. Она была воздвигнута в 1905 году в честь распечатывания старообрядческих алтарей.

"Сама колокольня - это, можно сказать, символ свободы. Как вот есть в некой стране памятник Свободы, некая дама стоит с факелом, а у нас памятник свободы в Москве, у старообрядцев православных - это вот эта колокольня. Величественная, как свеча", - рассказывает Митрополит Корнилий.

"У нас есть Рогожка"

К празднику Жен-мироносиц на Рогожку свозят товары к ярмарке. Здесь и игрушки из Нижегородской области, горшки из Белоруссии, брянские рушники, астраханский мед. Без этих предметов и продуктов быт современного старообрядца немыслим. И вдвойне ценно то, что произведены они исключительно единоверцами.

Атаман тестирует полевую кухню, на которой, вместе с помощниками, будет готовить угощение для прихожан. А еще на Рогожку привозят лошадей - для казаков это особенно важно.

"У нас до недавнего времени здесь была своя конюшня. У нас все мальчишки, которые достигали определенного возраста, прошли обряд посажения на коня. Когда наши молодые казаки женились, то уже вокруг церкви жених с невестой, сидя на коне, покрывшись бурочкой, как положено", - объясняет Иван Хохлов.

Пусть и не на территории Рогожки, но своя старообрядческая конюшня у казаков есть. Находится она в Алтуфьево, и принципы разведения лошадей здесь тоже свои - казачьи.

"Больше внимания уделяем процессу натуральности. Более натуральные корма, может быть, излишне отказываемся от каких-то новых химических подкормок для лошадей, отказываемся от какой-то синтетики так называемой. Может быть, более мягкие методы работы с лошадьми", - рассказывает владелец конюшни Сергей Никулин.

Владелец конюшни Сергей - старообрядец. И дела предпочитает вести с единоверцами.

"У меня много бизнес-партнеров старообрядцев, которые нам поставляют овес, сено, солому привозят. Сейчас помогал тоже казаку-старообрядцу в покупке лошади, транспортировке лошади. То есть мы друг другу помогаем", - утверждает Сергей Никулин.

В этом году Сергей привезет нескольких лошадей на Рогожку: после службы будет катать и развлекать прихожан, как было заведено еще в давние времена.

"Молодые старообрядцы после поста разговелись, вроде как можно уже общаться с девушками, знакомиться, но еще есть так называемая мини-пауза между Великим постом и началом страды", - объясняет Сергей Никулин.

Казаки испокон веков были землепашцами и воинами. В XXI веке, в условиях мегаполиса, этому завету следовать трудно. Так кто же они - нынешние рогожские казаки?

"У нас у всех разные профессии. Атаман у нас архитектор, закончил МАРХИ. Он как раз форму не снимает никогда, он все время ходит в ней, живет в ней. Ваш покорный слуга - старший научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института черной металлургии. Есть у нас кубанский казак, который закончил вначале мореходное училище в Новороссийске, потом закончил МИФИ, и сейчас работает начальником отдела радиационной безопасности в медицинском институте", - утверждает Иван Хохлов.

Взвод стариков Кубанцев из Георгиевских кавалеров

"Естественно, что, несмотря на то, что большинство из них работает на той же работе, что и любой современный человек, конечно, их жизнь подчиняется другому несколько ритму. Это молитва, это держание поста, это посещение храма", - говорит Глеб Чистяков.

И вот настает самый долгожданный день года - День Жен-мироносиц празднуется в третье воскресенье, то есть на 15 день после Пасхи. Рано утром на Рогожке собирается больше 10 тысяч прихожан. Сначала - божественная литургия в Покровском соборе, затем - крестный ход. Казакам в нем всегда отводится особая, почетная миссия - нести хоругви.

Отстояв шестичасовую службу, прихожане подходят к полевой кухне. Здесь тоже кашеварили с самого рассвета. И вот праздничное угощение готово. Казачьими походными блюдами потчуют всех желающих. Разумеется, абсолютно бесплатно.

А рядом бурлит ярмарка - такая же веселая и шумная, как во времена, когда человек с фуражкой и шашкой на бедре на улице города ничем не выделялся в толпе прохожих.

Кажется, время здесь повернулось вспять. Девушки в расшитых сарафанах, парни в косоворотках, казаки с шашками на конях. Но если у кого-то в кармане вдруг запоет мобильный телефон, никто не вздрогнет, не обернется, ведь настоящий современный казак - это не тот, кто просто носит вместо джинсов форменные брюки с лампасами, это состояние души, которое помогает сохранить удивительный поселок на юго-востоке Москвы.

"Как все жители мегаполиса, мы, естественно, живем в нем, и все, что касается всех людей, то же самое испытываем и мы. В пробках так же стоим, в метро давимся. У нас лучше положение, чем у других. Почему? Потому что у нас есть Рогожка, а это такой свет, такой мощный стимул к жизни, который дает нам преимущества некоторые перед другими людьми", - считает Дмитрий Власов.