Явление богоматери державной в селе коломенском. Икона божией матери державная, значение и фото

Икона Божией Матери, именуемая «Державная», явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года - в день отречения от престола императора Николая II, будущего царственного страстотерпца, - в селе Коломенском близ Москвы.

Некой крестьянке Евдокии Адриановой, жительнице деревни Перервы, было трижды во сне открыто, что есть позабытый образ Богородицы, через который отныне будет явлено небесное покровительство Царицы Небесной русскому народу. Она ясно слышала слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся».

Настоятель храма в Коломенском, отец Николай Лихачев, к которому обратилась Евдокия, не стал препятствовать, и они вместе осмотрели все иконы, находившиеся в церкви. Не найдя ничего похожего в храме, отец Николай предложил посмотреть иконы в подвале церкви, по разным причинам сложенные там, среди которых и выбрали самую большую, покрытую вековой пылью. Очистив икону от пыли, они к своему удивлению увидели изображение Божией Матери, сидящей на троне. По мере приведения иконы в порядок обнаружилось, что Младенец-Христос на коленях Божией Матери простер благословляющую руку. В одной руке Владычица держала скипетр, в другой - державу (знаки царской власти над миром), на главе Ее была корона, а на плечах - красная мантия или порфира. При необыкновенно суровом лике Богоматерь на иконе имела царственный вид - все указывало на то, что Владычица отныне принимает на себя особое попечение о многострадальном русском народе.

Адрианова сразу признала виденную во сне икону, а священник тотчас же отслужил перед образом молебен с акафистом.

Слух о вновь найденной иконе быстро распространился не только в селе Коломенском; богомольцы стекались в церковь Вознесения из Москвы и других мест, получая от Божией Матери благодатную помощь. В «Сергиевских листках» описано прибытие Державной иконы Божией Матери в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была встречена Великой княгиней Елисаветой Феодоровной и другими сестрами с большим торжеством. Икону для поклонения возили и в другие церкви, а по воскресным и праздничным дням она оставалась в селе Коломенском.

По некоторым сведениям, Державная икона Божией Матери до 1812 года пребывала в Вознесенском женском монастыре в Москве. Спасая икону от Наполеоновского разграбления, ее спрятали в селе Коломенском и, по всей вероятности, забыли там на 105 лет, пока она не явила себя в положенное время.

Знаменательно, что святой образ был обнаружен в особое время - в начале русского лихолетья. Царственный вид иконы, скипетр и держава словно подчеркивают, что Владычица приняла на Себя и опеку, и окормление верных чад Церкви Российской. Знаменательна и алая порфира Богоматери, цвет которой напоминает цвет крови...

Служба и акафист Державной иконе Пресвятой Богородицы составлены с участием Святейшего Патриарха Тихона († 1925).

Ныне эта святая икона находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда была возвращена 27 июля 1990 года.

Одной из главных святынь современной России является икона Божией Матери «Державная», обретенная 2 (15) марта 1917 г — в самый день отречения от престола страстотерпца царя Николая II.

Cогласно церковному преданию, этот чудотворный образ имеет особое промышление о конечных судьбах мира. Сама Богоматерь хранит мир до времени пришествия антихриста, Сама становится духовной Самодержицей нашей страны и охранительницей Престола для будущего Помазанника Божия. Образ является также залогом прощения русского народа, который через неисчислимые страдания, кровь и слезы должен прийти к покаянию.

В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: «Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа».

Явление иконы в 1917 году не было неким обновлением, а просто обнаружением старой иконы в подвале церкви Вознесения в селе Коломенском. К настоятелю храма отцу Николаю Лихачеву пришла жившая неподалеку от села Коломенского крестьянка Евдокия Адрианова. Ей в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.

Настоятель, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую чёрную икону Божией Матери. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне.

Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.

Название иконы соответствует ее иконографии. Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облаченная в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зеленый хитон, Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простертой правой руке — скипетр, левая возложена на державу, на голове — царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы — отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу; вверху в облаках — благословляющий Господь Саваоф.

Вскоре после появления иконы в селе Коломенском Воскресенский женский монастырь в Москве по записям в своих книгах установил, что икона эта прежде принадлежала ему и в 1812 г. перед нашествием Наполеона в числе других икон при эвакуации монастыря из Кремля была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского, а потом не была возвращена. И о ней в монастыре забыли на 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время.

Многие стали считать, что символ этой иконы Божией Матери в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки (копии) иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и дивный акафист, составленный с участием патриарха Тихона.

В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня.

Но вкоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконсы Божией Матери, молившихся перед ней по всей России. Списки иконы Божией Матери были изъяты из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы Богородицы Державная был изъят и более полувека хранился в запасниках Исторического музея.

Возвращение чудотворной иконы знаменательно совпало с освобождением России от богоборческого ига. В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима икона была негласно передана в Издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма преподобного Иосифа Волоцкого. 27 июля 1990 года, спустя несколько дней после первого поминовения Государя с Семьей за Литургией (17 июля 1990 г.), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II духовенство и православные москвичи торжественно перенесли икону в Коломенское, в действующую Казанскую церковь, где образ был поставлен у правого клироса храма. С этого времени была установлена традиция чтения по воскресным дням перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» известного «Акафиста акафистов».

В обретении Державной иконы Божией Матери в коломенском храме Вознесения видется глубокий символический смысл.

Символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

После объединения Русской церкви и Русской Зарубежной Церкви, в августе 2007 года икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Державная»
О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогший от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодарите Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, но превознесенныя Владычицы милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своея.

Величание Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Державная»
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.

В Государственном архиве Тульской области, в фонде «Тульская палата древностей», на хранении есть удивительный документ. Внешне похож на листовку и представляет собой один стандартный лист формата А4, текст на котором набран типографским способом. Как свидетельствует подстрочник – по заказу Варваринского народного Общества трезвости в Москве в типографии «Т.ва Рябушинских». Документу почти сто лет. Содержание, составленное современниками, невольно вызывает и сейчас душевный трепет, так как возвращает нас в начало трагических для православной России дней - вынужденное отречения Государя Императора Николая II от престола и явления иконы Божией Матери «Державная». На одной стороне документа помещено «Краткое сказание о новоявленной в с. Коломенском под Москвой «Державной» Иконе Божией Матери», на второй – «Молитва Пресвятой Богородице пред чудотворною иконою Ея, именуемой «Державной». Эти тексты приводим без сокращений по современной орфографии, отсутствующие буквы вставлены в квадратные скобки:

«Одной женщине кр[естьянке] д. Починок Бронницкого уезда Жирошкинской волости, Евдокии Андриановой, проживающей в слоб[оде] Перерве, недалеко от Москвы, 13 февраля 1917 года было таинственное сновидение. Она, точно наяву, слышала голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся ей». Сильное впечатление произвело на Андрианову, женщину религиозную, это извещение. Голос этот точно отходил от нее все время, и она горячо молилась, чтобы Господь открыл ясней для нее Свою волю… И вот 26 февраля того же года снится ей другой сон: ясно видит Андрианова белую церковь и в этой церкви восседает величественно на престоле женщина. И чувствует Евдокия, что сама Царица Небесная восседает, хотя и не видно было лица Божией Матери.

Это второе явление еще более захватывает душу Андриановой, и она, после своего Ангела 1 марта, отправляется в село Коломенское. 2 марта приходит она к священнику, рассказывает о всем таинственно виденном и слышанном ею и умоляет найти святой образ, о котором открывал ей Господь. Батюшка повел Евдокию в храм, показал ей все чтимые св[ятые] иконы, но ни в одной из них женщина не признала того образа, о котором было открыто ей. Вспомнили, что в подвале белой церкви были какие-то старые иконы. Батюшка велел изнести оттуда, как открыто было женщине, б о л ь ш у ю икону. Никто не знал, что это за икона, какое на ней изображение, думали, что икона Вознесения. Но когда очистили икону от многолетней пыли, то всех присутствующих в храме умилило открытое изображение Богоматери – Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в мантии, с короной на главе, со скипетром и державой в руках и благословляющим Богомладенцем на коленях. С великой радостию и умилением Евдокия Андрианова припала к образу Пречистой Владычицы, просила отслужить Молитвеннице нашей благодарственный молебен с акафистом. То был образ, таинственно показанный женщине.

Быстро разнеслась весточка о явленном образе и потек к нему народ христианский, изливая Заступнице нашей все свои скорби, ища предстательства Пречистой в часы лихолетья и получая от Богоматери чудесную благодатную помощь. Народ единодушно стал называть новоявленную честную икону Владычицы «Державной», потому что изображена Пресвятая Богородица – Царицей Небесной, со скипетром и державой».

Пламенная молитва к иконе Пресвятой Богородице «Державная» напечатана на оборотной стороне листа:

«О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиях Своих держащая Содержащего дланию всю вселенную, Царя Небесного! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону твою во дни сии лукавые и лютые, яко вихрь, яко буря ветреная нашедшие в страну нашу, дни срама нашего и позора, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безумных, иже не точию в сердце, но и языком и устнами дерзостно глаголют: «Несть Бог!» и во всех дельнех своих сие безбожие показуют. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святые Своея на скорбь и горе чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяше ныне, изнемогшие от печали, очеса наша пресладостным зрением державного образа Твоего! – О, Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодаряще Тя со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы, припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами и молим Тя, и, стеняще вопием Ти: Спаси нас! спаси! Помози нам! помози! Потщися, погибаем! Се живот наш аду приближися; се обышедше обыдоша нас греси мнози, беды мнози, врази мнози. О небесная Царице, скипетром власти Твоея божественныя разсей, яко прах, яко дым, враги наша видимые и невидимые, борющие ны, хулящие Церковь нашу Православную, губящие отечество наше, сокруши горделивые замыслы их, запрети им! Вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильную удержи, Пречистая, потоки нечестия, беззакония, хотящие потопите землю Русскую в страшной пучине своей! Поддержи нас слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко, да под державою Твоею всегда хранимии, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианского, во веки веков! Аминь».

Икона найдена в Вознесенской церкви с. Коломенское. К ней потянулись богомольцы со всех окрестных мест за духовным укреплением, за исцелениями. Как сообщается в статье к акафисту иконе Богородицы «Державная» (Акафистник. Книга 3. Издание Братства во имя святого князя Александра Невского. Нижний Новгород, 1996): «Икону начали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя ее в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Царица Небесная пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа, в момент его величайшего падения, и приняла на Себя преемство власти державы Российской …икона, в бесчисленных копиях, стала украшать русские храмы. Появились служба и дивный акафист этой иконе, составленный с участием патриарха Тихона».

С началом гонений копии иконы были изъяты из всех церквей, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник хранился в запасниках Исторического музея. С началом возрождения храмов в конце ХХ в. «Державная» икона Божией Матери вернулась в Вознесенскую церковь, где произошло ее чудесное обновление. Празднование иконе совершается 2/15 марта в день явления.

Людмила Захарова историк-архивист

15 марта 1917 года произошли два важнейших события в жизни России. Первое известно всем - от престола последнего русского царя Николая II. А вот другое событие, имеющее неоценимое значение для духовной жизни народа, стерлось из его памяти. В этот день Пресвятая Богородица явила россиянам свой чудотворный образ, именуемый "Державная".

Вещий сон Евдокии Андреановой

Матерь Божья явила людям свою икону чудесным образом. В одной из деревень Бронницкого уезда жила крестьянка, которую звали Евдокия Андреанова. Была она женщиной набожной и благочестивой. И вот однажды было у нее сновидение, в котором таинственный женский голос повелел ей идти в село Коломенское, отыскать там старинную икону, очистить её от пыли и копоти и отдать людям для молитв и церковных служб, так как Россию ждут тяжёлые испытания и войны.

Евдокия со всей серьёзностью отнеслась к услышанному, но, не зная, где конкретно искать икону, ведь село это большое, просила в молитвах указать точное место. Просьба была исполнена, и через две недели во сне ей явилась сама Пресвятая Богородица и указала на сельскую церковь. Богородица прибавила, что икона не избавит народ от страданий, но те, кто в тяжкие годы будет перед ней молиться, обретут спасение души.

Евдокия отправилась в путь и, придя в Коломенское, увидела, что местная Вознесенская церковь в точности похожа на ту, что была указана ей во сне.

Чудесное обретение иконы

Настоятель храма, отец Николай (Лихачев), выслушал её с недоверием, но возражать не решился и вместе с Евдокией обошел все внутреннее помещение церкви. Ни одна из икон не могла быть той, на которую указывала Богородица. Поиски продолжили во всех подсобных помещениях и, наконец, в подвале, среди досок, ветоши и всякой рухляди вдруг обнаружили большую, потемневшую от времени и копоти икону. Когда её промыли, то открылось изображение Пречистой Божьей Матери.

Она была представлена в образе царицы, восседающей на троне с благословляющим Младенцем Иисусом на руках. Дополняли царственный облик красная порфира, корона. Её лик был исполнен скорби и строгости. Этот образ, явленный в трагический для России день, получил название "Державная" икона.

Паломничество к обретенной иконе

С поразительной быстротой весть о происшедшем распространилась по окрестным селам, достигла Москвы и разнеслась, наконец, по всей стране. В село Коломенское отовсюду стали съезжаться паломники. И незамедлительно начались чудесные исцеления страждущих и исполнения молитвенных прошений. Вознесенская церковь по своим размерам невелика, и для того чтобы большее число людей могло поклониться святому образу, икону возили по близлежащим городам и сёлам.

Побывала она и в Замоскворечье в Марфо-Мариинской обители, где настоятельницей была будущая священномученица, великая княгиня Елизавета Федоровна. Святейший Патриарх Тихон лично принял активное участие в составлении службы в честь новообретенной иконы. Для нее был написан специальный акафист. В него вошли отрывки из других акафистов, написанных в честь Божьей Матери. Назван он был

Икона покидает село Коломенское

Вскоре "Державная" икона покинула церковь села Коломенского и была торжественно перенесена в Москву в Воскресенский Выяснилось, что в архивах монастыря имеются документы, свидетельствующие о том, что изначально икона находилась именно там, но в 1812 году, в период войны с Наполеоном, была отправлена в село Коломенское и там забыта.

Даже в тяжелые для церкви годы продолжали совершаться чудеса, явленные святой иконой. Известно, что после того как верующие молились перед ней, был неожиданно для всех освобожден из тюрьмы один из священнослужителей края.

Позднее "Державная" икона некоторое время находилась в Марфо-Мариинской обители, а после закрытия ее передали в музейные фонды.

Чудотворный образ возвращается к верующим

К верующим людям икона вернулась в начале 90-х годов. Государство передавало в этот период церкви отнятое у нее имущество. "Державная" икона была помещена в алтарь одного из храмов столицы. Там она пробыла несколько лет. 17 июля 1990 года впервые было совершено поминание за литургией государя и его семьи. В связи с этим событием Святейший II благословил перенести икону в Коломенское, в Казанскую церковь. Там она и находится в настоящее время. Сложилась традиция по воскресеньям читать перед этой иконой "Акафист акафистов", тот самый, в создании которого принимал участие Патриарх Тихон. Праздник иконы "Державная" отмечается в день ее обретения - 15 марта.

Существует много списков с иконы. Многие сделаны специально для храмов, построенных и освященных в ее честь. Храм иконы "Державная" существует в Москве на Чертановской улице и в Петербурге на проспекте Культуры. Восстановление в столице храма Христа Спасителя началось с возведения рядом с ним храма-часовни в честь "Державной"

Значение иконы для россиян

У православных россиян к иконе "Державная" особое отношение. В роковой для нашей страны 1917 год ее явление рассматривалось как символ преемственности власти. От земных царей власть перешла к Царице Небесной. Кроме того, это еще и обетование прощения и спасения народа, идущего тяжким и кровавым путём к покаянию. На протяжении всей истории России, в периоды самых тяжких испытаний, русские люди видели в Пречистой Богородице надежду и опору.

В том, как изображена на иконе фигура Христа, заложен символический смысл, понятный немногим. Он непосредственно связан с теми трагическими для русского народа временами, когда произошло чудесное обретение иконы.

Благословляя, Предвечный Младенец указывает в левую сторону, где по Священному Писанию на Страшном Суде будут стоять грешники. Это придаёт жесту смысл прощения падших. Кроме того, на державе в руке у Богородицы отсутствует крест. Это явное пророчество о разрушении в России церквей и храмов.

Каково значение икон? В чем помогает священный образ? Икона - не божество, но для всех, кто ищет Бога.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ДЕРЖАВНАЯ

Мы молимся, конечно, не конкретной иконе, а Божией Матери, и не важно через какой Ее образ. Хотя через икону Державная молятся обычно об укреплении веры и о мире, но нельзя забывать, что мир наступает в первую очередь в наших сердцах, а потом уже это проявляется во внешнем: в семье, в доме, в государстве.
Икона Державная, в первую очередь, ассоциируется с государством или с царской семьей, но не стоит забывать, что Святая Мария — это прежде всего любящая Господа. Она- наша молитвенница и заступница за нас, грешных людей, перед Своим Сыном. Любые молитвы перед любым Ее образом могут помочь в избавлении и очищении нас от грехов. Именно об этом, в первую очередь, и надо молится Ее светлому образу.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ИСТОРИЯ ЯВЛЕНИЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ДЕРЖАВНАЯ

Икона Божией Матери, именуемая «Державная», стала известна русскому православному народу 15 марта 1917 года, в день, когда будущий царственный страстотерпец император Николай II отрекся от престола.

Евдокии Адриановой, обычной крестьянке, во сне было открыто, что существует образ Богородицы, через который будет явлено небесное покровительство Царицы Небесной русскому народу. Крестьянка слышала такие слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся ».

Когда Евдокия рассказала об этом настоятелю храма в подмосковном Коломенском отцу Николаю Лихачеву, он стал искать эту икону и обнаружил ее в подвале церкви. Икона была старая, большая, на ней был слой вековой пыли, очистив которую обнаружили Богородицу, сидящую на царском троне.
Когда образ привели в порядок, обнаружили, что Младенец-Христос на коленях Божией Матери простер благословляющую руку. В одной руке Владычица держала скипетр, в другой - державу (знаки царской власти над миром), на главе Ее была корона, а на плечах - красная мантия или порфира. Лик Божией Матери на иконе строгий и царственный.
Крестьянка увидела эту икону и признала, что именно ее она видела во сне, а священник сразу же отслужил перед образом молебен с акафистом.

Слух о вновь найденной иконе быстро распространился не только в селе Коломенском; богомольцы стекались в церковь Вознесения из Москвы и других мест, получая от Божией Матери благодатную помощь. В «Сергиевских листках» описано прибытие Державной иконы Божией Матери в Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где икона была встречена Великой княгиней Елисаветой Феодоровной и другими сестрами с большим торжеством. Икону для поклонения возили и в другие церкви, а по воскресным и праздничным дням она оставалась в селе Коломенском.

По некоторым данным, эта Державная икона Божией Матери до 1812 года пребывала в Вознесенском женском монастыре в Москве.

Но, когда Наполеон вошел в Москву, образ пришлось спасать, и поэтому икона оказалась в селе Коломенском где, по всей вероятности, забыли там на 105 лет, пока она не явила себя в положенное время.

Этот святой образ был обретен в тяжкое для России время.

Храм в Коломенском

Царственный вид иконы, скипетр и держава словно подчеркивают, что Владычица приняла на Себя и опеку, и окормление верных чад Церкви Российской. Знаменательна и алая порфира Богоматери, цвет которой напоминает цвет крови…
Служба и акафист Державной иконе Пресвятой Богородицы составлены с участием Святейшего Патриарха Тихона († 1925).

Ныне эта святая икона находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда была возвращена 27 июля 1990 года.

ВЕЛИЧАНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПЕРЕД ЕЕ ИКОНОЙ «ДЕРЖАВНАЯ»

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.

ВИДЕО