Звягинцев биография. Нелюбовь андрея звягинцева. Номинант на «Оскар» работал дворником, чтобы выжить

Андрей Петрович Звягинцев. Родился 6 февраля 1964 года в Новосибирске. Российский режиссер, сценарист, актер театра и кино. Номинант на премию «Оскар» (2015, 2018).

Отец - Пётр Александрович Звягинцев, служил милиционером.

Мать - Галина Александровна Звягинцев, работала в школе учителем литературы и русского языка. В 2000 году она переехала из Новосибирска в Москву.

Первые два месяца жизни Андрей провёл в селе Новомихайловка, где проходила практику его мать.

Когда Андрею было пять лет отец ушел из семьи. Далее его воспитывала мама, которая больше замуж не выходила. С отцом он так и не смог наладить отношения и почти не общался вплоть до его смерти.

Учился в обычной новосибирской школе № 21.

Окончив девять классов, Звягинцев в 14 лет поступил в Новосибирское театральное училище. После выпуска, как и большинство его сокурсников, пошел работать в местный ТЮЗ. Также занимался в театральной студии Льва Белова при ТЮЗе.

В 1981-1984 годах - актер Новосибирского академического молодежного театра «Глобус», среди его работ: Людвиг - «Никто не поверит», Г.Полонский; Толя Семенов - «Не помню!..», К.Икрамов; Кеша - «Чудеса в ожидании лета», А.Корин; Лопотухин - «Гуманоид в небе мчится...», А.Хмелик.

В 1984-1986 годах служил в армии - в Новосибирском военном ансамбле был конферансье. Их оркестр занимался подготовкой выступлений, которые позже презентовали разным гарнизонам.

После демобилизации отправился в Москву и подал документы в ГИТИС, где был зачислен на курс к Е. Лазареву и В. Левертову, окончил в 1990-м. На защите дипломной работы сыграл Максима Горького в спектакле по мотивам пьесы писателя и драматурга Ивана Сергеевича Тургенева.

Получив диплом государственного института театрального искусства, Андрей Звягинцев бросил театральную сцену. По его словам, вместо искусства театр выпускал «в ту пору он меня разочаровывал, потому что стал заискивать перед зрителем, театр стал выпускать "продукт", вместо того, чтобы заниматься искусством». В то же время в 1990-е он участвовал в театральных постановках «Игра в классики» и «Месяц в деревне».

С 1994 года снимался в кино. Сыграл роли в картинах «Горячев и другие» (банкир), «Отражение» (Сергей Сергеевич), «Каменская-1» (Валерий Турбин), «Будем знакомы!» (Владимир Львович), «Любовь до гроба» (Олег) и др.

Андрей Звягинцев в сериале "Каменская-1"

Кроме съемок в кино пробовал писать (написал несколько рассказов). Работал дворником, так как это давало возможность жить в служебном жилье рядом с театром имени Маяковского (в бывшем дворянском доме, особняке 1825 года, в комнате площадью 50 квадратных метров). Далее до 2000 года снимал рекламные ролики.

В 2000 году дебютировал как режиссер, сняв для киноальманаха «Чёрная комната» три новеллы - «Бусидо», «OBSCURE» и «Выбор».

Широкая известность пришла к нему в 2003 году после выхода фильма «Возвращение» , получившего две кинопремии «Ника», два «Золотых льва» (как лучший фильм и за лучший режиссёрский дебют) и два «Золотых орла». Главные роли в картине исполнили , и (погибший за два месяца до премьеры картины). По сюжету фильма в жизни двух братьев - младшего Ивана (Иван Добронравов) и старшего Андрея (Владимир Гарин) неожиданно возникает отец (Константин Лавроненко), знакомый им только по фотографии десятилетней давности. Появление странного, чужого для них человека переворачивает их жизнь.

В 2007 году режиссер представил психологическую драму «Изгнание» по мотивам повести Уильяма Сарояна «Что-то смешное. Серьёзная повесть». Фильм повествует о семейной драме, конфликте между мужем и женой. Главные роли сыграли Константин Лавроненко и шведская актриса Мария Бонневи. Фильм представлял Россию в основном конкурсе 60-го Каннского кинофестиваля, по итогам которого Константин Лавроненко получил приз за лучшую мужскую роль. Кроме того, фильм получил приз Федерации российских киноклубов на Московском кинофестивале 2007 года, а операторская работа Михаила Кричмана была удостоена номинации на премию European Film Awards.

Событием в отечественном кинематографе стала его кинодрама «Елена» о классовом расслоении в современной Москве, премьера которой состоялась на Каннском кинофестивале 2011 года. Главные роли исполнили , удостоенная за роль премии «Ника», и кинорежиссёр . Фильм был удостоен специального приза жюри каннской программы «Особый взгляд». Работа режиссёра была отмечена «Никой» и «Золотым орлом».

Триумфом стал для Звягинцева выход на экраны в 2014 году социальной драмы «Левиафан» . Это авторская интерпретация истории библейского Иова, изложенная на материале современной России. В центре истории - живущий на севере Николай, который вместе с отцом построил дом и мастерскую. Но его нормальная жизнь рушится под влиянием судьбы. «Левиафан» удостоился множества наград, в том числе премии «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке и номинации на премию «Оскар» в той же категории.

В 2017 году вышла мелодрама Звягинцева «Нелюбовь» . Фильм представляет из себя драматичную историю супружеской пары, которая решила развестись. Супруги - Женя () и Борис (Алексей Розин) - уже некоторое время влюблены в других и готовы начать жизнь с чистого листа, даже если им предстоит отказаться от единственного 12-летнего сына Алеши. Услышав однажды очередную ссору своих родителей, Алеша решает сбежать и исчезает, чем здорово осложняет и без того непростую ситуацию. Фильм был удостоен Приза жюри Каннского фестиваля.

В 2018 году Андрей Звягинцев вошел в состав жюри 71-го Каннского кинофестиваля.

Рост Андрея Звягинцева: 177 сантиметров.

Личная жизнь Андрея Звягинцева:

Во время обучения в Новосибирском театральном училище у него были отношения с актрисой театра «Старый дом» Верой Сергеевой. Когда Андрей ушел в армию, то узнал, что Вера беременна. У них родилась двойня - мальчики. Но один умер через неделю после рождения. После того, как Андрей уехал в Москву, они расстались. С сыном поддерживает отношения.

Первая жена - Инна Мишукова. Познакомились во время обучения в ГИТИСе. Инна в итоге так и не стала актрисой, окончила медицинский институт, работает врачом-акушером.

Поженились они через год знакомства в 1988 году, устроили свадьбу у бабушки и дедушки Инны в Подмосковье. Инна Мишукова вспоминала: "Начинали с нуля: есть еда - и мы счастливы. Чтобы получить хоть какое-то временное жилье, Андрей устроился работать дворником недалеко от Театра им. Маяковского. Он дал мне многое: научил читать нужные книги, смотреть избирательно кино. Андрей все время сам что-то писал: повести, рассказы, сценарии... Расстались мы не потому, что я завела роман. Большое желание разойтись было у Андрея".

Позже Инна вышла замуж второй раз и родила четверых детей.

С 2004-го по 2010-й год у него был гражданский брак с актрисой .

Третья жена - Анна Матвеева, фотограф и монтажер, выпускница экономического факультета ВГИКа.

В 2009 году у пары родился сын Петр.

В сентябре 2018-го Звягинцев и Матвеева развелись. Сын остался с матерью.

В 2018 году на Каннском фестивале Андрей появился под руку с французской актрисой Леа Сейду («Бесславные ублюдки», «Лобстер»). СМИ подозревали между ними роман. Но сами они заявлений на этот счет не делали. Кроме того, они были членами жюри киносмотра.

Фильмография Андрея Звягинцева:

1994 - Горячев и другие - банковский служащий
1995 - Ширли-мырли - эпизод (нет в титрах)
1995 - Игра в классики (фильм-спектакль) - Автор
1996 - Котёнок - эпизод
1996 - Королева Марго - эпизод
1998 - Отражение - Сергей Сергеевич, секретарь
1999 - Каменская-1 - Валерий Турбин
1999 - Будем знакомы! - Владимир Львович
2000 - Новый год в ноябре - эпизод
2000 - Любовь до гроба - Олег, бизнесмен

Режиссерские работы Андрея Звягинцева:

2000 - Чёрная комната (киноальманах)
2003 - Возвращение
2007 - Изгнание

2010 - Елена
2011 - Эксперимент 5ive (короткометражный)
2012 - Михаил Булгаков. Проклятие мастера (документальный)
2014 - Левиафан (Leviathan)
2017 - Нелюбовь (Loveless)

Сценарии Андрея Звягинцева:

1999 - Василий Штукин (короткометражный)
2007 - Изгнание
2008 - Нью-Йорк, я люблю тебя (New York, I Love You)
2010 - Елена
2014 - Левиафан (Leviathan)
2017 - Нелюбовь (Loveless)

Награды и звания Андрея Звягинцева:

2003 - «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля (за фильм «Возвращение»);
2003 - Награда «CinemAvvenire» Венецианского кинофестиваля за лучший дебютный фильм (за фильм «Возвращение»);
2003 - Премия Европейской киноакадемии «Феликс» в категории «Европейское открытие года» (за фильм «Возвращение»);
2003 - Премия «Ника» в категории «Лучший игровой фильм» (совместно с Дмитрием Лесневским) (за фильм «Возвращение»);
2007 - Приз Федерации российских киноклубов на Московском кинофестивале (за фильм «Изгнание»);
2011 - Приз жюри конкурсной программы «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале (за фильм «Елена»);
2011 - Гран-При Гентского международного кинофестиваля (за фильм «Елена»);
2012 - Премия «Ника» в категории «Лучшая режиссёрская работа» (за фильм «Елена»);
2014 - Приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий (совместно с Олегом Негиным) (за фильм «Левиафан»);
2015 - Премия «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке (за фильм «Левиафан»);
2015 - Премия «Золотой орёл» За лучшую режиссёрскую работу (за фильм «Левиафан»);
2017 - Приз жюри на Каннском кинофестивале (за фильм «Нелюбовь»);
2017 - Гран-при на Кинофестивале в Мюнхене (за фильм «Нелюбовь»);
2018 - Премия «Золотой орёл» За лучшую режиссёрскую работу (за фильм «Нелюбовь»);
2018 - Премия «Сезар» за Лучший иностранный фильм (за фильм «Нелюбовь»);
2006 - Национальная премия общественного признания «Россиянин года»;
2011 - Национальная премия общественного признания «Россиянин года»;
2017 - Премия GQ в номинации «Режиссёр года».


Российский режиссер, сценарист, актер и продюсер. Лауреат Венецианского и Каннского кинофестивалей, обладатель премии «Золотой глобус», номинант на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» за ленту «Левиафан » (2014).

Андрей Звягинцев / Andrei Zvyagintsev. Биография

Андрей Петрович Звягинцев родился в Новосибирске 6 февраля 1964 года. Мать будущего режиссера, Галина Александровна , преподавала в школе литературу и русский язык. Родители Андрея развелись, когда ему было пять лет.

Звягинцев окончил в 1984 году актерский факультет Новосибирского театрального училища (мастерская Л. Белова), а в 1990-м - актерский факультет ГИТИСа (мастерская Е. Лазарева). В качестве актера Звягинцев участвовал в театральных проектах: 1993 г. - «Игра в классики» (Автор); 1997 г. - «Месяц в деревне» (Беляев).

С 1992 по 2000 годы сыграл несколько эпизодических ролей в сериалах «Горячев и другие » (1992-1994), «Будем знакомы » (1999), «Каменская . Смерть и немного любви» (2000) и фильмах «Котенок » (1996), «Ширли-Мырли » (1999).

  • Андрей Звягинцев / Andrei Zvyagintsev. Режиссерская карьера

В 2000 году Андрей Звягинцев дебютировал как режиссер игрового кино на REN-TV. В 2003-м - как режиссер большого кино. Фильм «Возвращение » стал сенсацией года - картина была приглашена на фестивали в Торонто, Монреаль и Локарно и сразу попала в основной конкурс Венецианского фестиваля. В Венеции фильм «Возвращение» завоевал главный приз - «Золотого льва». Он также получил приз «Золотой лев» за лучший дебют - с формулировкой «очень тонкий фильм о любви, утрате и взрослении». Первая картина Звягинцева завоевала 28 наград на мировых фестивалях в кино и была показана в 73 странах.

За первые две недели проката фильм «Возвращение» режиссера Андрея Звягинцева собрал 260 тысяч долларов (при скромном бюджете в 450 тысяч долларов).

Андрей Звягинцев: «У меня нет семьи в привычном смысле слова. До сих пор. Мне уже много лет, пора бы обзавестись. Толстой как-то заметил: все романы заканчиваются свадьбой, но хоть бы одному из писателей пришло на ум написать, что было дальше. Дальше начинается ад. Дальше начинается быт. Ад твоего Я, которое сталкивается с чужим эго. И неизбежно - камень на камень. В полном одиночестве пребывать не менее тяжело. Тут, чтобы спастись от тоски, необходимо придумать какой-то ритуал жизнедеятельности…»

Режиссер встречался с моделью и актрисой

На днях ряд российских СМИ сообщил, что номинант на премию «Оскар» Андрей Звягинцев развелся со своей супругой - Анной Матвеевой.

Фотография: DR Инстаграм Анны Матвеевой

В полку звездных холостяков прибыло - Андрей Звягинцев снова свободен. Режиссер фильмов «Нелюбовь», «Левиафан» и «Елена» расстался со своей второй супругой - монтажером и фотографом Анной Матвеевой. Пара прожила в браке более десяти лет.

Андрей Звягинцев - одна из самых закрытых и скромных фигур российского кинематографа. На данный момент бывшие супруги никак не прокомментировали новость о разводе. Совсем недавно Анна делилась многочисленными кадрами с красных дорожек различных фестивалей, куда сопровождала супруга. Сам Звягинцев поддерживал новое увлечение Матвеевой - фотосъемку и даже предложил ей со съемок картины «Левиафан».

Пара выглядела вполне гармоничной и счастливой. Причины, по которым режиссер мог расстаться с женой пока не уточняются.

Весной этого года Звягинцев, мог получить свой первый «Оскар». Его фильм «Нелюбовь» попал в шортлист номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Американская премия российскому режиссеру не досталась. Зато его работу оценили французские киноакадемики, вручившие Звягинцеву премию «Сезар».

Напомним, брак с Матвевой стал для Звягинцева уже вторым, в 2009 году у пары родился сын Петр. Ранее режиссеер был женат на актрисе Ирине Гриневой, с которой развелся после шести лет отношений.

Андрей Петрович Звягинцев – российский режиссер, автор фильмов «Изгнание», «Возвращение», «Елена», «Левиафан», «Нелюбовь», которого уже назвают продолжателем традиций Андрея Тарковского . В своих фильмах он неизменно обращается к теме страданий рода человеческого, зачастую – через библейские аллюзии.

Детство и семья Андрея Звягинцева

Появившись на свет в Новосибирске, первые несколько месяцев жизни Андрей находился в селе Новомихайловка. Его родители развелись, и 5-летний Андрей остался жить с мамой, школьной учительнице русского языка и литературы.


Искусством и литературой Звягинцев интересовался со школьных лет. В 16 он записался в театральную студию Льва Белова при Новосибирском ТЮЗе. Позже Белов набрал на базе этой студии свой курс в местом театральном училище, куда был принят и Андрей.

Второкурсником он сыграл главную роль в ТЮЗе в постановке «Не помню». Оканчивая училище, Андрей уже был задействован в постановках «Акселераты», «Никто не поверит» Диплом об окончании училища Андрей получил в 1984-ом году. Он остался в ТЮЗе. Вскоре его призвали в армию. Служба проходила в Новосибирском военном ансамбле, где Звягинцев был конферансье. Вместе с ансамблем он выступал на концертах в разных гарнизонах.

В 1986-ом году, вернувшись из армии, Андрей принял решение ехать в Москву. Он поступил в ГИТИС, попав на курс Владимира Левертова и Евгения Лазарева. Там он учился на актёрском факультете.

В дипломном спектакле по пьесе Тургенева Звягинцев сыграл роль Горского. Это был 1990-ый год. В театр выпускник ГИТИСа решил не идти.

Начало карьеры актера Андрея Звягинцева, фильмография

Иногда Андрей снимался в телесериалах в эпизодах, снимал рекламу. Актёр снялся в сериалах «Будем знакомы», «Горячев и другие», «Каменская», так же был задействован в фильмах «Ширли-мырли» и «Котёнок». За десятилетие, проведенное в Москве, он принял участие лишь в двух антрепризных постановках. В 1993-ем году это был спектакль «Игра в классики», а в 1997-ом году – спектакль «Месяц в деревне». Как Звягинцев сам признался в интервью, в девяностых годах было время, когда ему не хватало денег даже на проезд в метро.


Звягинцев обратил на себя внимание рекламными роликами, которые он снимал. Надо отметить, что он создавал рекламу, не имея режиссёрского образования. Дмитрий Лесневский, который в то время являлся продюсером телевизионного канала Ren TV, как раз тот человек, с подачи которого весь мир вскоре узнал Звягинцева.

Режиссёрский дебют Андрея Звягинцева

На Ren TV состоялся дебют Андрея в качестве режиссёра. Им был снял фильм в рамках цикла с названием «Чёрная комната». Это были короткометражные новеллы «Выбор», «Бусидо» и «Obscure».

О фильме «Возвращение» Звягинцева

В 2003 году зрители смогли оценить полнометражную картину Звягинцеву. Он назвал её «Возвращение». Как позже было отмечено критиками, сюжет развивается неспешно. В кинофильме долгие крупные планы и пейзажи. Это несвойственно современному кино. Однако режиссёр в интервью сказал, что так он ощущает мир, именно такие жизненные ритмы он чувствует. Это Звягинцев и стремился показать зрителю, чтобы сидя перед экраном, люди почувствовали, что именно так и течёт жизнь.

«Кино в деталях» о фильме «Изгнание».

Критики и прокатчики заранее окрестили эту картину непрокатной, считая, что широкому зрителю она будет неинтересна. Однако только за первые две недели проката было собрано двести шестьдесят тысяч долларов. Бюджет же составил менее полумиллиона долларов.

Режиссёра считают феноменом, так как, выпустив свой первый полнометражный фильм, он получил за него двух «Золотых львов», был выдвинут на «Оскар». В прокат картину приобрели тридцать две страны.

Так «Возвращение» стало киносенсацией года. Режиссёр за эту картину на мировых фестивалях получил двадцать восемь наград. «Возвращение» посмотрели зрители семидесяти трёх стран.

Фильм Андрея Звягинцева «Изгнание»

Следующий фильм Звягинцев снял в 2007-ом году. Его название – «Изгнание». Критики вновь отнеслись к режиссёрской работе благожелательно. Картину признали лучшим фильмом российской программы на Московском фестивале.

Андрей Звягинцев - Тайна [Эксперимент 5ive]

Главная роль была сыграна Константином Лавроненко. Актёр в Каннах за данную роль получил «Золотую пальмовую ветвь». Эта мужская роль была признана кинофестивалем лучшей. Надо отметить, что Лавроненко сыграл и в первой картине Звягинцева – в «Возвращении».

В 2011-ом году Звягинцев снял свою третью картину. Это социальная драма «Елена». На канском фестивале состоялась премьера. Режиссёр получил приз «Особый взгляд». Так же эта режиссёрская работа была отмечена кинофестивалем «Сандэнс».


В 2014 году свет увидел фильм «Левиафан», вызвавший в обществе большой резонанс, ставший обладателем «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и номинированный на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». В главных ролях были задействованы Елена Лядова , Алексей Серебряков , Владимир Вдовиченков , Роман Мадянов и другие.

Это история о жителях поселка за Полярным кругом (съемки проходили в поселке Териберка Мурманской области). Главный герой – автомеханик, честно трудящийся и воспитывающий сына от первой супруги. В один момент его жизнь ломается: жена изменяет ему с его другом, сын обвиняет его в ненависти к его покойной матери, а на его дом и землю покусился местный чинуша, готовый сфабриковать уголовное дело ради лакомого кусочка недвижимости.


После премьеры «Левиафана» зрители разделились на два лагеря. Кто-то обвинил режиссера в ненависти к России, но большинство все же сошлось во мнении, что Звягинцев лишь обличил российские реалии: процветающую коррупцию, угасающую провинцию, безысходность и ничтожность жизни простого гражданина.

Личная жизнь Андрея Звягинцева

Режиссёр на протяжении шести лет был в браке с актрисой

Незадолго до открытия выставки мы встретились с Анной в арт-пространстве, где разместилась экспозиция , чтобы поговорить о ее становлении как фотографа, творческом методе Андрея Звягинцева, киноэкспедиции на Кольский полуостров, Каннском фестивале и церемонии вручения премии «Оскар», а заодно коснулись важных проблем российского общества и кинематографа.

Анна, о вас не так много информации в интернете, поэтому прежде всего давайте немного расскажем о вас читателям: чем вы сейчас занимаетесь, как давно решили связать свою жизнь с фотографией?

Профессионально заниматься фотографией я начала около восьми лет назад. Не могу похвастаться частыми фотосессиями или большим количеством проектов, но двигаюсь в этом направлении как могу. Я окончила экономический факультет ВГИКа и работала на кинопроизводстве организатором съемок. Фотографией я мечтала заниматься всегда, планировала поступать на операторский факультет, но волею обстоятельств окончила экономический и достаточно долгое время работала по профессии, начиная с первого курса. В 2009 году в связи с важными переменами в жизни стало понятно, что если сейчас не займусь тем, чем хотела заниматься всю жизнь, то, наверное, не займусь уже никогда. Проект «Елена» стал для меня завершающим с точки зрения организаторской деятельности: именно по его окончании я утвердилась в мысли, что хочу наблюдать, фиксировать, создавать свои проекты.

Став фотографом, вы, тем не менее, остались в кинематографе. Почему?

Стоит только раз попасть на площадку — и кинематограф засасывает тебя со страшной силой. Я очень люблю кино, даже не представляю, как можно работать в какой-то другой сфере! «Левиафан» стал моим первым масштабным проектом на стыке кино и фотографии. Три месяца съемок, вовлеченность в процесс и невероятное количество своего материала.

По какому принципу вы осуществляете отбор фотографий? Ведь за эти месяцы наверняка накопились тысячи, если не десятки тысяч кадров.

Изначально просто отбираешь по принципу «нравится — не нравится», есть в кадре что-то, что цепляет, или нет, сложился ли кадр технически. Дальше включается профессиональная логика: ты начинаешь исходить из конкретных задач, которые ставишь перед собой для того, чтобы собрать свой отдельный от фильма проект. После появляются галерея и пространство, от которых волей-неволей тоже отталкиваешься. Так, шаг за шагом, выстраивается история.

Что для вас было самым сложным в работе над экспозицией? Наверное, непросто находиться на одной площадке с супругом, когда тот работает над новым фильмом? Приходилось быть человеком-невидимкой?

Первое время было трудно, поскольку я должна была зарекомендовать себя в новой должности. И Андрей, и вся остальная группа знали меня до этого как человека другой профессии. Когда я оказалась на площадке в роли фотографа, мне было тяжело чувствовать себя уверенно, особенно после того, как в этой съемочной группе фотографом на всех предыдущих фильмах был Владимир Мишуков — замечательный фотограф с большой буквы. Но благодаря особой атмосфере на площадке — атмосфере спокойствия, понимания, доверия и деликатности, со временем мне удалось переключиться на съемки, на свою работу. Нам часто навязывают представление о режиссере как о человеке невротическом, который практически всем недоволен, однако на деле это совсем не так. Андрей, во всяком случае, не такой. Мне очень не хотелось «вторгаться» в тот мир, в то пространство, в котором и рождается сам фильм. Точнее, мне нужно было быть частью этого мира, но ни в коем случае не мешать. Я понимала — впрочем, как и вся команда, — что работаю над чем-то очень большим, чем-то важным, и приходила на площадку не просто для того, чтобы сделать кадры и отдать их. Я находилась в процессе, который захватывал меня целиком.

Вы провели на Кольском полуострове несколько месяцев. Что для вас лично было самым трудным в этой киноэкспедиции?

Какой бы ни была экспедиция, в ней намного легче работать, поскольку все силы сосредоточены только на том, что ты делаешь, и нет отвлекающих факторов. После 12-часового рабочего дня, проведенного на площадке, ты ешь и ложишься спать — бытовые удобства отступают на второй план. Ты находишься практически на краю Земли (так тогда казалось), где нет в буквальном смысле ничего, кроме берега моря, северной природы да нескольких магазинов. И жить там было одно удовольствие. Рядом с тобой — профессиональная команда близких по духу людей, вместе вы делаете общее дело, которое страстно любите.

Звучит неправдоподобно оптимистично.

Трудностей тоже хватало. (Смеется.) Одна из них — это постоянный холод, термобелье, которое я никогда не снимала, полярный день, когда спать возможно только с глухими шторами, или полярная ночь, когда катастрофически не хватает солнца. Последний блок, над которым мы работали по завершении основного процесса, выпал на ноябрь, и световой день длился не более четырех часов.

Расскажите о людях, которых вы встречали в этой экспедиции, — жителях Териберки. Какие они?

Люди там прекрасные, светлые! Раньше Териберка считалась рыболовецким селом, там было и молочное производство, и животноводство, и меховая ферма. То есть, в целом, это было очень густонаселенное пространство — районный центр. Упадок в селе начался в 1960-х годах, когда центр района перенесли в Североморск, а рыбный промысел активно начал развиваться в Мурманске. В итоге прибрежный промысел потерял свое значение. Соответственно, Териберка начала пустеть. Остались те, кто не захотел уезжать, и многие из них уже глубоко пожилые люди. Я в основном общалась с местными дамами преклонного возраста, которые сидят на лавочке у подъездов. Так вот, познакомившись с ними, я поняла, что они — счастливы. Они живут тем прошлым, которое у них было, и, нравится им это или нет, они принимают ту реальность, которая у них есть, и радуются ей. Глядя на разрушенные и опустевшие территории, я предполагала, что пребывание там будет депрессивным, но это оказалось совсем не так. Ты видишь землю, которая умирает, распадается на глазах, и одновременно людей, полных жизни.

Насколько та реальность, которую создает ваш супруг, близка и созвучна вашему восприятию мира?

Мне кажется, что реальность Андрея — та реальность, в которой пребываем и мы с вами, просто многие боятся ее принять, озвучить. А он ее признает, выявляет и тонко демонстрирует. Этим он меня и поражает: он умеет доставать все то, что есть внутри нас, но мы либо не можем это вербализировать, либо боимся признаться в этом даже самим себе. Ему удается воплотить и показать то, что многие осознают только на уровне эмоции. Созвучно ли его видение моему? Безусловно! И каждый его фильм потрясает меня до глубины души: Андрей позволяет себе быть абсолютно свободным в своем творчестве и не идти на компромиссы.

В своих интервью Андрей Петрович часто говорит, что нашему обществу не хватает эмпатии. На ваш взгляд, чего еще не хватает современному российскому социому?

Нехватка эмпатии — не проблема какой-то определенной нации: это проблема современного общества в целом, нашего отношения друг к другу — и в социальных связях, и в личных обстоятельствах. Просто на примере современной России это особенно заметно. Я думаю, об этом и говорит Андрей. Нашему обществу, молодым и талантливым людям, не хватает возможностей для самореализации. Социальные лифты не работают, невозможно или очень трудно начать какое-то новое дело. Отсюда и апатия, и потеря интереса к активному творчеству. В столичных городах еще сохраняется какая-то видимость активности, а что происходит в масштабах всей страны? Сомневаюсь, что дело обстоит лучше. Отсюда инертность, пассивность, неверие в собственные силы, депрессивные состояния, разлитые в молодежной среде. Дайте возможность, откройте пути, распахните эти двери, и в обществе проснутся силы к творчеству и созиданию.

Насколько искусство должно быть социально ответственным? Способен, на ваш взгляд, тот же кинематограф каким-то образом изменить эту парадигму?

После выхода фильма «Изгнание» к Андрею подходили люди и говорили: «Спасибо, я открыл в себе Бога». После премьеры «Нелюбви» зрители спешили покинуть зал, чтобы скорее оказаться дома и обнять своих детей, сказать им, как они им дороги и как они их любят. Вот простые примеры того, как кино способно менять если не парадигму, то, возможно, судьбы отдельных людей.

Я смотрела «Нелюбовь», когда моему ребенку было чуть больше года, и каждая минута давалась мне через преодоление — настолько на животном уровне я не могла принять насилие над детьми. А какой из фильмов супруга был для вас лично самым сложным с точки зрения эмоционального восприятия?

У меня нет трудности с восприятием фильмов Андрея, потому что каждый фильм меня поражает тем, как реально происходящее в нем, насколько по-настоящему живут и чувствуют герои. Особенно меня поразило «Изгнание». Причем я все знала: читала сценарий, работала на площадке, смотрела картину в процессе монтажа. Но когда я увидела конечный результат, для меня перевернулся мир, это было какое-то откровение, и его сложно описать словами. И то же самое у меня происходит с каждой новой работой Андрея. Я вижу себя во всех его фильмах, вижу людей, которые меня окружают, и вижу, как мы стараемся от этого бежать. Но только это дает нам импульс меняться — во всяком случае, если для перемен хватает воли и желания. Поэтому — нет. Трудностей при просмотре фильмов Андрея у меня не возникает — напротив, я испытываю облегчение.

Учитывая, что вы не только супруга режиссера, но и профессионал, который всю жизнь работает на съемочной площадке, причем в разных амплуа, и видит съемочный процесс изнутри, вы, наверное, и фильмы смотрите с каким-то особым подходом?

Если фильм захватывает, забирает тебя, то всякие технические аспекты — как построен кадр или как добиться какого-то эффекта — перестают интересовать. Ты просто погружаешься в ту реальность, которую создает режиссер, и на протяжении нескольких часов живешь ею.

Какие фильмы произвели на вас самое сильное впечатление?

Когда я училась во ВГИКе, я много смотрела и анализировала кино (это было необходимо для образовательного процесса), но у меня никогда не было ощущения, что я «внутри» самого фильма, что я понимаю его так, как говорят о нем киноведы или кинокритики. И только когда я познакомилась с Андреем, поработала с ним на площадке, посмотрела кино вместе, для меня по-настоящему открылся мир кинематографа. Я, наконец, поняла, кто такой режиссер и какая у него функция. Я стала смотреть — видеть и чувствовать фильмы. Я пересмотрела Брессона, итальянскую и французскую «новую волну», Бергмана, Антониони, российскую и зарубежную классику, то есть все то, что видела и раньше... Но только теперь осознанно. Из современников люблю Ларса фон Триера, братьев Дарденн, Карлоса Рейгадаса, Василия Сигарева, Алексея Мизгирева, Сергея Лозницу — собственно, такое кино, которое нам сообщает о чем-то, заставляет мозг работать. Но и хорошее развлекательное кино я тоже с удовольствием смотрю.

Одна из самых интригующих (ну, во всяком случае, для меня) составляющих жизни кинематографиста — это участие в зарубежных фестивалях, посещение церемоний масштаба «Золотого глобуса» и «Оскара». Расскажите об этом поподробнее: вы, как никто в нашей стране, наверное, должны знать «инсайд». Как все это устроено?

На фестивалях мы кино не смотрим. Представив собственный фильм, команда, как правило, уезжает, чтобы не создавать ощущения ожидания наград и признания. Во время посещения фестивалей Андрей беспрестанно работает: присутствует на обязательных мероприятиях и дает интервью. Красивый момент красной дорожки тоже формализован: существует четкий график, систематизирующий каждое твое действие — от времени выхода из отеля и прибытия на ковер до скорости, с которой ты по нему проходишь. Причем, как вы понимаете, первым эшелоном идут главные создатели фильма. А далее — мы, гости. Никакой импровизации быть не может.

Насколько режиссеру важна оценка профессионального сообщества? Является ли тот же «Оскар» пределом мечтаний кинематографиста?

Насколько я знаю Андрея, никакие награды и премии не являются для него самоцелью. Его единственное желание — сделать то, что он хочет, и именно так, как он это себе представляет. Никогда — ни на начальном этапе, ни во время постпродакшена — никакие фестивали или награды не обсуждаются. Он хочет рассказать историю, потому что она важна. А дальше, если история действительно оказывается важной в общемировом масштабе, появляются номинации и приглашения на фестивали.

Вы как-то участвуете в процессе, когда начинается работа над фильмом?

И, наверное, последний вопрос — сегодня вы представляете выставку как фотограф. В каком направлении вам хотелось бы развиваться дальше?

Я бы очень хотела иметь больше возможностей для творческой реализации — снимать и представлять свои фотопроекты и в России, и в мире. К сожалению, заниматься фотографией на профессиональном уровне не так-то просто. Количество камер и экспериментов с фотографией во всех областях настолько огромно, что выделиться оказывается очень сложно. Я вижу в Москве не так много галерей, готовых выставлять классическую фотографию: большинство специализируются на современном искусстве. Но, несмотря на определенные трудности, мне хотелось бы продолжать развиваться в этом направлении и делать собственные проекты, создавать истории, которые меня волнуют. По возможности, конечно, зарабатывая на этом — и дело здесь не только в финансовой необходимости, а в подкрепленности твоих действий. В любом деле, какое бы ты ни выбрал, важно понимать: то, что ты делаешь, — не просто интересно, но и востребовано. Надеюсь, однажды это будет именно так.