Древняя русь подготовка к егэ по истории. Киевская русь история. Критериальный разбор сочинения

Тема: « Древняя Русь.

Период первых князей»

Карточка-шпаргалка № 1.

Сентябрь. 1-ая неделя.

Князь Игорь собирает дань с древлян в 945 г.

Картина художника К.В.Лебедева. 1903 г.

Предлагаю серию карточек для подготовке к ЕГЭ по истории- обобщение и повторение по темам. Материал каждой карточки необходимо запоминать в течение недели . Учите, ребята, повторяйте. Если систематически будете заниматься, то такая еженедельная подготовка обязательно даст результаты.

Итак, первая неделя сентября - это изучение периода правления первых князей. Начинайте вместе с нами. Не отставайте.

Тема: « Древняя Русь. Период первых князей.»

Даты

События

Призвание варягов, образование государства по норманнской теории

Объединение Киева и Новгорода Олегом.

Образование государства по антинорманнской теории.

907, 911

Походы Олега на Константинополь, 911- первый торговый договор.

Первое появление печенегов

941, 944

походы Игоря на Константинополь, менее удачный торговый договор в 944.

945-947

Налоговая реформа Ольги.

Принятие Ольгой христианства.

Защита Киева от печенегов.

964-966

Походы Святослава на хазар, разгром Хазарского каганата.

Разгром Волжской Булгарии

970- 971

Войны с Византией, договор с ней.

Битва под Доростолом (победа над Дунайской Болгарией)

ЛИЧНОСТИ. Князья

Рюрик 862-879

Олег 879-912

Игорь 912-945

Ольга 945- 957 (962)

Святослав 957 (962)-972

Личности

Кратко о них

Аскольд и Дир

Киевские князья. Правили совместно примерно с 864-882 г.Дружинники Рюрика. В 866 (или 860) совершили поход на Царьград.

Нестор

Гостомысл

Староста в Новгороде, именно в его время были приглашены Рюрик и братья.

Кирилл(827-969) и Мефодий (815-885)

Просветители, создатели славянской азбуки, христианские проповедники.

С 1991 г. в память о них, об их деятельности в России отмечают праздник- День славянской письменности- 24 мая.

Синеус, Трувор

Братья Роюрика. Синеус правил в Белоозере, Трувор в Изборске.

Мал

Князь древлян, убивших Игоря.

Представители норманнской теории

Немецкие учёные 18 века: Г.Ф.Миллер, Г.З.Байер, А.Л.Шлёцер. На рубеже 18-19 вв. их поддержали Н.М.Карамзин и С.М.Соловьёв.20 век- Л.Н.Гумилёв, Б.Л.Васильев.

Представители антинорманнской теории

М.В.Ломоносов, В.Н.Татищев, Д.И.Иловайский

Представители центристской теории

А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва и многие современные историки

Василий 1

Византийский император в 867-886 гг.

Борис 1

Болгарский хан в 852-889 гг.

Мировая история

Падение Западной римской империи.

Во главе был юноша Ромул Август . Варвар Одоакр поднял мятеж войска. состоявшего из германских племён, в 476 г. убил его отца, низложил самого императора

Возникновение государства франков (по 843 г.)

Правитель франков Хлодвиг повёл войска на Галлию, в которой продолжал властвовать римский наместник. Захватил её.

Возникновение ислама на территории Аравийского полуострова. Именно в этом году пророку Мухаммеду явился ангел Джабраил.

Начало 7 века

Возникновение государства у арабов. К концу 630 г. значительная часть Аравии признала власть Мухаммеда, что означало образование Арабского государства (халифата)

Образование Священной Римской империи. Основана королём Оттоном.

Доброе время суток, друзья, ребята и коллеги! С Вами Иван Некрасов. В тестах ЕГЭ по отечественной истории очень часто встречаются различные типы заданий, направленные на проверку умения апперировать материалом курса «Древняя Русь». Как правило, это первые 4 задания части с выбором ответа, кстати в этом году РИАНовости подтвердил изменения в КИМах 2016 года (читать здесь) и знаете, в Интернете бытует мнение, что этого не произойдет, это все полная несуразица и бред, но не зря ведь нас второй год подряд подводят к данному изменению, сначала введи сквозную нумерацию, дабы задания без выбора ответа не будут иметь классификацию, это будут либо просто вопросы с кратким ответом, либо устная часть, о которой на КПК было замолвлено словечко + 1-2 задания типа с кратким/развернутым ответом.

Цена ошибки как Вы понимаете очень высока и терять лишние 5-6 первичных баллов Вам вероятно не хочется... Для начала, Вам нужно ознакомиться с материалом статей:

Выполнили? Отлично) А теперь давайте проведем самодиагностику своих знаний по пройденным темам. В ближайшие дни я проводил в нашей группе ВКонтакте специальный тест для определения уровня абитуриентов. Он до сих пор находится в открытом доступе, можете посмотреть задания и ответы ребят .

Средний балл учащихся находился на уровне 75 баллов. Результат неплохой, но сами понимаете, что это только начало, позже из таких значений, а именно их среднего арифметического, сложится общая картина знания курса...а древняя Русь в IX-XI вв. считается одним из самых простых периодов для изучения. В чем оступились ребята?

1. Зачастую провальной ошибкой было неумение выделять наиболее выигрышные направления деятельности, либо абитуриенты абсолютно не знают, что это такое, хотя по диалогу с ними, учителя объясняли им принципы работы с 40 заданием. Если учесть факт, что в следующем году возможно введут эссе, вместо характеристики какой-то одной исторической личности и балл возрастает до 11 первичных, цена ошибки слишком высока!

2. Многие из учащихся путают события меж исторических деятелей, так у некоторых договоры 907, 911 года вдруг становятся заслугой Игоря Старого. Итог: неумение систематизировать информацию и представлять себе временные промежутки на шкале времени.

3. Аналогичная история, как и с личностями повторяется и в датах, многие не слышав о дате создания Системы Оповещения пытаются угадать, этого делать нельзя! Необходимо сузить круг подозреваемых дат, так сказать, идти от века к дате логической цепочкой: период, век, правитель, четверть или треть века, десятилетие и т.д.

Виной этому неверная работа с историческим материалом. Все это будет освещаться подробно и понятно в нашей школе подготовки к ЕГЭ с НУЛЯ до результата...

А сейчас уберите все пособия, тетради, закройте лишние вкладки браузера и читайте дальше... Ваша задача сейчас сделать три простых действия:

1. Решить тематический тест по Древней Руси в форме с выбором ответа и записать в блокнотик свой % выполненной темы

2. Скачать архив в материалами заданий с кратким ответом. Ключей к ним я не прилагаю, Ваша задача выполнить тесты на отдельном листке бумаги и отложить пока его в сторону

3. Поставить лайк и скачать архив №2. Там Вы найдете задания с развернутым ответом. Вы можете их решить и отправить на проверку мне в личные сообщения ВКонтакте, либо в службу поддержки.

4. Зайти в Интернет и проверить самостоятельно ответы заданий пункта №2. Разделите 100% на кол-во заданий, выполненных Вами и умножьте на верное количество ответов. Вы получите %, который также нужно выписать себе в блокнотик.

5. Дожидаетесь проверки части С и получаете в ответ % выполненного теста. Из этих трех значений получаете реальный уровень знаний темы, опираясь на который сможете работать над самосовершенствованием у себя уровня подготовки.

№1:

Критерии оценивания:

90-100% — поздравляю Вас! Вы все делаете правильно, ошибок при подготовке практически нет. Продолжая в таком же духе Вы с легкостью переступите порог ТОП-10 ВУЗов России!

80-90% — подготовка идет успешно, материал периода усвоен качественно, имеют место быть ошибки:

а) по невнимательности

б) технические, связанные с работой над частью 2

70-80% — приемлимый результат для тех, кто стремится поступить на контракт в местное, не престижное ВУЗ. Если же у Вас цели немного иные, стоит задуматься...

50-70% - ужасный результат, либо Вы еще совсем только начали готовиться, не читали статьи и ничего не учили, а если и нет, то вы думаете не в ту сторону. Вам однозначно нужна поддержка наставника, потому что в противном случае все ваши усилия ни к чему вас не приведут. Либо же при самодисциплине Вы наберете средний балл — 47 б., либо же вообще передумаете сдавать историю

0-50% — ребят, срочно лечиться и покупать себе мозг, и браться за голову 🙂 Пора грызть гранит науки, как вариант жестко взяться за себя и не жалея времени начать подготовку пока еще не поздно. Можете написать мне , помогу чем смогу:/

Кстати уже более 20 человек готовы начать обучение, еще порядком 9 человек пока не точно заявили о своем намерении обучаться в школе и ждут остальных:

Предварительный список учеников школы подготовки к ЕГЭ с НУЛЯ до результата

Мест остается все меньше. Ученикам уже не терпится начать проходить уроки и выполнять домашние задания. А мы уже в ближайшие дни продолжим работу на этом сайте, подписывайтесь на обновления , скоро будет много интересного материала...и еще, ребят, будьте осторожны. Недавно ВКонтакте продавали какую-то чудо книгу за 1200 рублей, я попросил у «автора» скрин странички, чтобы посмотреть, что это за таблетка-100 баллов, а это оказался справочник Баранова 🙂 Ну вот на такой веселой ноте я и заканчиваю эту статью, всем пока =)

С уважением, Иван Некрасов

Кстати, а что Вы думаете по поводу этого видео:/ Как мне жить теперь с этим... 😀

Похожие материалы

Задание 1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности в таблицу.

    Крещение Руси

    Призвание варягов

    Возникновение империи Карла Великого.

Ответ

Задание 2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А) поход Игоря на Константинополь

1) 882 г.

Б) призвание варягов

2) 988 г.

В) правление князя Ярослава Мудрого

3) 944 г.

Г) принятие Русью христианства

4) 862 г.

5)945-957 гг.

6)1019 - 1054 гг.

Задание 3 Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем од­но­го, от­но­сят­ся к пе­ри­о­ду Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства. Най­ди­те и за­пи­ши­те порядковый номер тер­мина, от­но­ся­щий­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.

1)Смерд, 2) по­ме­щик, 3) ря­до­вич, 4) тиун, 5) бо­ярин, 6) закуп.

Задание 4 Напишите пропущенное словосочетание.

На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь________________».

Задание 5. Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ПОНЯТИЯ

А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор на выполнение работ

1) смерды

Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса населения Древней Руси

2) холопы

В) люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина земли

3) закупы

Г) земледельцы, взявшие ссуду

4) тиуны

5) рядовичи

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Задание 6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­до­му фраг­мен­ту, обо­зна­чен­но­му бук­вой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие ха­рак­те­ри­сти­ки, обо­зна­чен­ные циф­ра­ми.

ФРАГ­МЕН­ТЫ ИС­ТОЧ­НИ­КОВ

А) «В год 6390 (ле­то­ис­чис­ле­ние от Со­тво­ре­ния мира). Вы­сту­пил в поход Олег, взяв с собою много во­и­нов: ва­ря­гов, чудь, сло­вен, мерю, весь, кри­ви­чей, и при­шел к Смо­лен­ску с кри­ви­ча­ми, и при­нял власть в го­ро­де, и по­са­дил в нем сво­е­го мужа. От­ту­да от­пра­вил­ся вниз, и взял Любеч, и также по­са­дил мужа сво­е­го. И при­шли к горам Ки­ев­ским, и узнал Олег, что кня­жат тут Ас­кольд и Дир. Спря­тал он одних во­и­нов в ла­дьях, а дру­гих оста­вил поза-ди, и сам при­сту­пил, неся мла­ден­ца Игорь. И под­плыл к Угор­ской горе, спря­тав своих во­и­нов, и по­слал к Ас­коль­ду и Диру, го­во­ря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и кня­жи­ча Игоря. При­ди­те к нам, к ро­ди­чам своим". Когда же Ас­кольд и Дир при­шли, вы­ско­чи­ли все осталь­ные из ладей, и ска­зал Олег Ас­коль­ду и Диру: "Не кня­зья вы и не кня­же­ско­го рода, но я кня­же­ско­го рода", и по­ка­зал Игоря: "А это сын Рю­ри­ка". И убили Ас­коль­да и Дира, от­нес­ли на гору и по­греб­ли Ас­коль­да на горе, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся ныне Угор­ской, где те­перь Оль­мин двор; на той мо­ги­ле Ольма по­ста­вил цер­ковь свя­то­го Ни­ко­лы; а Ди­ро­ва мо­ги­ла - за цер­ко­вью свя­той Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и ска­зал Олег: "Да будет это мать го­ро­дам рус­ским". И были у него ва­ря­ги, и сла­вя­не, и про­чие, про­звав­ши­е­ся русью. Тот Олег начал ста­вить го­ро­да и уста­но­вил дани сло­ве­нам, и кри­ви­чам, и мери, и уста­но­вил ва­ря­гам да­вать дань от Нов­го­ро­да по 300 гри­вен еже­год­но ради со­хра­не­ния мира, что и да­ва­лось ва­ря­гам до самой смер­ти Яро­сла­ва».

Б) «И стал Вла­ди­мир кня­жить в Киеве один, и по­ста­вил ку­ми­ры на холме за те­рем­ным дво­ром: де­ре­вян­но­го Пе­ру­на с се­реб­ря­ной го­ло­вой и зо­ло­ты­ми усами, и Хорса, Да­жь­бо­га, и Стри­бо­га, и Си­марг­ла, и Мокошь. И при­но­си­ли им жерт­вы, на­зы­вая их бо­га­ми, и при­во­ди­ли своих сы­но­вей и до­че­рей, и при­но­си­ли жерт­вы бесам, и осквер­ня­ли землю жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми сво­и­ми. И осквер­ни­лась кро­вью земля Рус­ская и холм тот. Но пре­бла­гой Бог не за­хо­тел ги­бе­ли греш­ни­ков, и на том холме стоит ныне цер­ковь свя­то­го Ва­си­лия, как рас­ска­жем об этом после. Те­перь же воз­вра­тим­ся к преж­не­му.

Вла­ди­мир по­са­дил Доб­ры­ню, сво­е­го дядю, в Нов­го­ро­де. И, придя в Нов­го­род, Доб­ры­ня по­ста­вил ку­ми­ра над рекою Вол­хо­вом, и при­но­си­ли ему жерт­вы нов­го­род­цы как богу».

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

1) после Олега пра­вил Русью князь Свя­то­слав

2) Олег пер­вым из кня­зей под­пи­сал вы­год­ный для Руси до­го­вор с Ви­зан­ти­ей

3) ука­зан­ные со­бы­тия от­но­сят­ся к концу IX в.

4) князь Вла­ди­мир взошёл на ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол в Киеве, со­глас­но за­ве­ща­нию сво­е­го отца Свя­то­сла­ва

5) в ле­то­пи­си го­во­рит­ся о «язы­че­ской ре­фор­ме» князя Вла­ди­ми­ра

6) «Язы­че­ская ре­фор­ма» по­тер­пе­ла не­уда­чу, но не оста­но­ви­ла по­пы­ток князя ре­фор­ми­ро­вать сферу ре­ли­гии

Фраг­мент А

Фраг­мент Б


Задание 7. Какие три из пе­ре­чис­лен­ных племен от­но­си­лись к восточным сла­вянам? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Мордва

2) Дреговичи

3) Тиверцы

4) Весь

5) Сумь

6) Вятичи



Задание 8. Заполните пропуски в предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Основателем династии русских князей стал варяжский князь___________

Б) Город ___________стал столицей Древнерусского государства

В) Первый сборник законов Древней Руси назывался __________

Пропущенные элементы

    Киев

    Избранная Рада

    Игорь

    Новгород

    Русская Правда

    Рюрик

Задание 9. Установите соответствие между событием и участником этого события: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

УЧАСТНИКИ

А) заключение первого торгового договора с Византией

1)Ярослав Мудрый

Б) строительство в Киеве Софийского собора

2) Рюрик

В) войны с Волжской Булгарией, Хазарией и Византией

3) Олег Вещий

Г) крещение Руси

4) Святосвлав

5)Владимир Святославич

6)Ольга

Задание 10. Прочитайте отрывок из летописи и укажите имя князя

«В год 6472 (ле­то­ис­чис­ле­ние от Со­тво­ре­ния мира). Когда (князь) вырос и воз­му­жал, стал он со­би­рать много во­и­нов храб­рых, и быст­рым был, слов­но пар­дус (ге­пард), и много во­е­вал. В по­хо­дах же не возил за собою ни возов, ни кот­лов, не варил мяса, но, тонко на­ре­зав ко­ни­ну, или зве­ри­ну, или го­вя­ди­ну и за­жа­рив на углях, так ел; не имел он шатра, но спал, по­сти­лая пот­ник с сед­лом в го­ло­вах, - та­ки­ми же были и все осталь­ные его воины, И по­сы­лал в иные земли со сло­ва­ми: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку реку и на Волгу, и встре­тил вя­ти­чей, и ска­зал вя­ти­чам: "Кому дань даете?". Они же от­ве­ти­ли: "Ха­за­рам - по ще­ля­гу (се­реб­ря­ная мо­не­та не­из­вест­но­го до­сто­ин­ства) с сохи даем".

Ответ____________________

Задание 11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента

КНЯЗЬ

ДАТЫ ПРАВЛЕНИЯ

СОБЫТИЯ

Владимир Святославич

А)____________

укрепление южных границ

Б)____________

957-972

В)

Г)

945-957

Д)

Ярослав Мудрый

Е)

создание Русской Правды

Пропущенные элементы

    Святослав

    912-945 гг.

    Первый торговый договор с Византией

    Игорь

    980-1015 гг.

    Военные походы в Булгарию и Хазарию

    Ольга

    1019-1054

    Установление уроков и погостов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В

Г

Д

Е

Задание 12 Про­чти­те от­ры­вок из ле­то­пи­си.

«В год 6390 (ле­то­ис­чис­ле­ние от Со­тво­ре­ния мира). Вы­сту­пил в поход Олег, взяв с собою много во­и­нов: ва­ря­гов, чудь, сло­вен, мерю, весь, кри­ви­чей, и при­шел к Смо­лен­ску с кри­ви­ча­ми, и при­нял власть в го­ро­де, и по­са­дил в нем сво­е­го мужа. От­ту­да от­пра­вил­ся вниз, и взял Любеч, и также по­са­дил мужа сво­е­го. И при­шли к горам Ки­ев­ским, и узнал Олег, что кня­жат тут Ас­кольд и Дир. Спря­тал он одних во­и­нов в ла­дьях, а дру­гих оста­вил поза-ди, и сам при­сту­пил, неся мла­ден­ца Игорь. И под­плыл к Угор­ской горе, спря­тав своих во­и­нов, и по­слал к Ас­коль­ду и Диру, го­во­ря им, что-де "мы купцы, идем в Греки от Олега и кня­жи­ча Игоря. При­ди­те к нам, к ро­ди­чам своим". Когда же Ас­кольд и Дир при­шли, вы­ско­чи­ли все осталь­ные из ладей, и ска­зал Олег Ас­коль­ду и Диру: "Не кня­зья вы и не кня­же­ско­го рода, но я кня­же­ско­го рода", и по­ка­зал Игоря: "А это сын Рю­ри­ка". И убили Ас­коль­да и Дира, от­нес­ли на гору и по­греб­ли Ас­коль­да на горе, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся ныне Угор­ской, где те­перь Оль­мин двор; на той мо­ги­ле Ольма по­ста­вил цер­ковь свя­то­го Ни­ко­лы; а Ди­ро­ва мо­ги­ла - за цер­ко­вью свя­той Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и ска­зал Олег: "Да будет это мать го­ро­дам рус­ским". И были у него ва­ря­ги, и сла­вя­не, и про­чие, про­звав­ши­е­ся русью. Тот Олег начал ста­вить го­ро­да и уста­но­вил дани сло­ве­нам, и кри­ви­чам, и мери, и уста­но­вил ва­ря­гам да­вать дань от Нов­го­ро­да по 300 гри­вен еже­год­но ради со­хра­не­ния мира, что и да­ва­лось ва­ря­гам до самой смер­ти Яро­сла­ва».

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны .

1) Олег был пер­вым скан­ди­нав­ским кня­зем, при­глашённым на Русь сла­вян­ски­ми и фин­ски­ми пле­ме­на­ми

2) после Олега пра­вил Русью князь Свя­то­слав

3) Олег пер­вым из кня­зей под­пи­сал вы­год­ный для Руси до­го­вор с Ви­зан­ти­ей

4) ука­зан­ные со­бы­тия от­но­сят­ся к концу IX в.

5) ва­ря­ги - наёмные воины из Скан­ди­на­вии на служ­бе древ­не­рус­ских кня­зей

6) чудь, меря, весь от­но­сят­ся к во­сточ­но­сла­вян­ским пле­ме­нам

Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

Задание 13 Как на­зы­вал ле­то­пи­сец Не­стор древ­ний реч­ной путь, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «1».

Задание 14.На­пи­ши­те на­зва­ние древ­не­го реч­но­го пути, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «2».

Задание 15 В какой город, рас­по­ло­жен­ный на бе­ре­гу про­ли­вов, со­еди­ня­ю­щих Чёрное и Сре­ди­зем­ное моря, стре­ми­лись купцы из Скан­ди­на­вии?

Задание 16. Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к обо­зна­чен­ным на схеме древним реч­ным путям, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми. Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) из Ви­зан­тии в го­су­дар­ства Скан­ди­на­вии купцы везли мёд, воск, пень­ку

2) одной из при­чин окон­ча­тель­но­го упад­ка тор­го­во­го пути из Бал­тий­ско­го моря в Чёрное стал за­хват мон­го­ло-та­та­ра­ми ниж­не­го и сред­не­го Под­не­про­вья в XIII в.

3) тор­го­вый путь из Бал­тий­ско­го моря в Чёрное был лик­ви­ди­ро­ван после за­хва­та тур­ка­ми сто­ли­цы Ви­зан­тии в се­ре­ди­не XV в.

4) между За­пад­ной Дви­ной и Дне­пром тор­го­вые суда пе­ре­тас­ки­ва­лись во­ло­ком

5) одним из го­су­дарств, кон­тро­ли­ро­вав­шим тор­гов­лю на пути из Бал­тий­ско­го в Кас­пий­ское море до конца 60-х гг. X в. была Ха­за­рия (Ха­зар­ский ка­га­нат)

6) князь Олег за­клю­чил вы­год­ный тор­го­вый до­го­вор между Русью и Ви­зан­ти­ей в се­ре­ди­не IX в.

Задание 17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую из второго столбца

ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) собор святой Софии в Киеве

1) древнейшая русская летопись

Б) Повесть временных лет

2) храм построен в честь победы над кочевниками

В) Слово о законе и благодати

Г) Десятинная церковь

5)первый каменный храм в Киеве

6)храм находится в Новгороде

Задание 18. Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние.

Какие суж­де­ния о дан­ном изоб­ра­же­нии яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) Дан­ная мо­не­та вы­пу­ще­на в пе­ри­од су­ще­ство­ва­ния СССР.

2) Со­бы­тие, ко­то­ро­му по­свя­ще­на ме­даль, свя­за­но с име­нем князя Вла­ди­ми­ра Свя­то­го.

3) На дан­ном изоб­ра­же­нии пред­став­лен сим­вол цар­ской вла­сти в Рос­сии.

4) Одним из ав­то­ров па­мят­ни­ка, изоб­ражённого на мо­не­те, яв­ля­ет­ся A. M. Опе­ку­шин.

5) Па­мят­ник, изоб­ражённый на мо­не­те, на­хо­дит­ся в Нов­го­ро­де.

Задание 19. Ука­жи­те изоб­ра­же­ние па­мят­ни­ка ар­хи­тек­ту­ры, со­здан­но­го наи­бо­лее близ­ко по вре­ме­ни к со­бы­тию, в честь юби­лея ко­то­ро­го вы­пу­ще­на мо­не­та. В от­ве­те за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой этот па­мят­ник ар­хи­тек­ту­ры ука­зан.

Из ис­то­ри­че­ско­го очер­ка:

«В год 6370 из­гна­ли ва­ря­гов за море, и не дали им дани, и на­ча­ли сами собой вла­деть, и не было среди них прав­ды, и встал род на род, и была у них усо­би­ца, и стали во­е­вать друг с дру­гом. И ска­за­ли себе: „По­ищем себе князя, ко­то­рый бы вла­дел нами и судил по праву". И пошли за море к ва­ря­гам, к руси... Ска­за­ли руси чудь, сло­ве­не, кри­ви­чи и весь: „Земля наша ве­ли­ка и обиль­на, а по­ряд­ка в ней нет. При­хо­ди­те кня­жить и вла­деть нами". И из­бра­лись трое бра­тьев со сво­и­ми ро­да­ми, и взяли с собой всю русь, и при­шли, и сел стар­ший, Рюрик, в Нов­го­ро­де, а дру­гой, Си­не­ус,- на Бе­ло­озе­ре, а тре­тий, Тру­вор,- в Из­бор­ске. И от тех ва­ря­гов про­зва­лась Рус­ская земля».

Задание 20. При­ве­ди­те на­зва­ние до­ку­мен­та и имя его ав­то­ра. К ка­ко­му вре­ме­ни от­но­сит­ся со­зда­ние этого до­ку­мен­та?

Задание 21. О каком со­бы­тии идёт речь в до­ку­мен­те? Что по­слу­жи­ло его при­чи­на­ми? (Ука­жи­те не менее трёх при­чин.)

Задание 22. Ка­ко­вы были по­след­ствия опи­сан­но­го в до­ку­мен­те со­бы­тия? (Ука­жи­те не менее двух по­след­ствий.)

Задание 23 Со­глас­но ле­то­пис­ной ле­ген­де, перед кня­зем Вла­ди­ми­ром стоял во­прос о вы­бо­ре ре­ли­гии между хри­сти­ан­ством за­пад­ным, во­сточ­ным (пра­во­сла­ви­ем), ис­ла­мом и иуда­из­мом. В ре­зуль­та­те он оста­но­вил­ся на пра­во­сла­вии. Дайте не менее трёх объ­яс­не­ний та­ко­го вы­бо­ра.

Задание 24. В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке

на на­ли­чие го­су­дар­ства в Древ­ней Руси.

Древ­нюю Русь X-на­ча­ла XII вв. можно на­звать цен­тра­ли­зо­ван­ным го­су­дар­ством.

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)...

2)...

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)...

2)...

Задание 25. Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии Рос­сии:

1) 1019–1054 гг.;

2) 1725–1762 гг.;

3) 1917–1922 гг.

В со­чи­не­нии не­об­хо­ди­мо:

ука­зать не менее двух со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии;

на­звать две ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (яв­ле­ни­ях, про­цес­сах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии Рос­сии;

ука­зать не менее двух при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии.

Ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний ис­то­ри­ков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии Рос­сии. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские тер­ми­ны, по­ня­тия,

от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду.

Тема №4. Русь Удельная. Соответствует демоверсии 2016г.

    Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

    Издание первого на Руси свода законов

    Строительство Успенского собора во Владимире

    Принятие Русью христианства

2.Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

События

Годы

А) Первое упоминание в летописях о Москве

Б) Создание «Русской правды»

В) Поход Новгород-Северского князя против половцев, описанный в «Слове о полку Игореве»

Г) Строительство княжеской резиденции в Боголюбово

2.Прочтите отрывок из дневника и укажите год, когда произошли описанные события.

1)1157
2)1212
3)1169
4)1087

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к XII-XIII вв.

1)вотчина; 2)двоеверие; 3)наместники; 4) милостники; 5)полюдье; 6)стрельцы

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

4.Запишите термин, о котором идёт речь.

В России наследственное земельное владение феодала называлось_______.

Ответ: _____________.

5.Установите соответствие между историческими деятелями и событиями, которые с ними связаны. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Исторические деятели События

Б) Андрей Боголюбский 2)Первое упоминание о Москве

В) Всеволод Большое Гнездо 3)Возведение Покрова Богородицы

Г) Ярослав Мудрый 4) Создание «Поучения детям»

5)Поход на донских половцев

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками; к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующих характеристики, обозначенные цифрами.

Фрагменты источников

«…Но в Киевской земле, видимо, не нравилось ему, и он, тайно, без воли отца, ушел в Суздальскую землю, в которой жил с тех пор постоянно. Взял с собой из Вышгорода важную святыню, икону Божией Матери, писанную, по преданию, евангелистом Лукой и известную ныне под именем Владимирская…»

«…и два дня грабили весь город, Подол и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную Богородицу, и не было помилования никому и ниоткуда. Церкви горели, христиан убивали, других вязали, жен вели в плен… Взял множество богатства, церкви обнажили, все вынесли смольняне, и суздальцы, и черниговцы, и Ольгова дружина.… И было в Киеве стенание, и туга, и скорбь неутешная, и слезы непрестанные…»

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Описанные в тексте события произошли после захвата Киева Андреем Боголюбским.

2) После описанных событий икона Божией Матери, писанную, по преданию, евангелистом Лукой была перенесена во Владимиро-Суздальское княжество.

3) Текст даёт описание захвата и разграбления Киева.

4) После описанных в тексте событий в Киеве был посажен наместник.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент «А»

Фрагмент «Б»

7. Что из перечисленного характеризовало положение бояр в период правления Андрея Боголюбского? Выберите три правильных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) сопротивление боярства высоким налогам, установленным князем
2) дворянское сословие разделилось на подгруппы
3) активная борьба с боярством со стороны княжеской власти
4)укрепление власти в лице великого князя
5) снижение привилегий дворянства
6) увеличение привилегий дворянства

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) ___________ связывается со смертью Владимира Мономаха в 1125г.

В) В древнерусской литературе описан поход князя ___________________ против кочевников.

Пропущенные элементы:

1) Политическая раздробленность.

2) Междоусобная война.

3) Сепаратизм князей.

5) Владимир.

9. Установите соответствие между историческими деятелями и событиями, которые с ними связаны. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Участники События

А) Юрий Долгорукий 1)Создание «Русской правды»

Б)Андрей Боголюбский 2)Первое упоминание о Москве

В)Всеволод Большое Гнездо 3)Возведение Покрова Богородицы

Г)Ярослав Мудрый 4) Создание «Поучения детям»

5)Поход на донских половцев

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

10.Прочтите отрывок из дневника и укажите прозвище князя, о котором идет речь.

«… после смерти брата в 1176г. разгромил своих противников в открытом бою и овладел владимиро-суздальским престолом. Получил прозвище … т.к имел восемь сыновей и восемь внуков, не считая потомства женского пола.»

Ответ: _____________________

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Правитель

____________(Б)

Взятие Киева

____________(В)

Андрей Боголюбский

Возведение Покрова Богородицы на Нерли

_________________(Г)

_______________(Д)

_________________(Е)

Пропущенные элементы:

1)Ярослав Мудрый
2)Первое упоминание о Москве
3)Русская Правда
4)Андрей Боголюбский
5)1169г.
6)Юрий Долгорукий
7)Владимир Мономах

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

12. Прочтите отрывок из исторического труда.

После смерти отца (1157) стал князем Владимирским, Ростовским и Суздальским. Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир. В 1158-1164 годах Андреем Боголюбским была построена земляная крепость с башнями из белого камня. До наших дней из пяти внешних ворот крепости уцелели одни - Золотые Ворота, которые были окованы золочёной медью. Был построен великолепный Успенский собор и другие церкви и монастыри. В это же время под Владимиром вырос укреплённый княжеский замок Боголюбово - любимая резиденция Андрея Боголюбского, по названию которой он и получил прозвище. При князе Андрее была построена знаменитая Церковь Покрова на Нерли недалеко от Боголюбова. Вероятно, под непосредственным руководством Андрея в 1156 году была построена крепость в Москве (согласно летописи, эту крепость строил Долгорукий, но он это время находился в Киеве). По известию Лаврентьевской летописи, Юрий Долгорукий взял крестное целование с главных городов Ростово-Суздальского княжества на том, что княжить в нём должны его младшие сыновья, по всей вероятности, рассчитывая на утверждение старших на юге. Андрей на момент смерти отца уступал в старшинстве по лествичному праву обоим главным претендентам на киевское княжение: Изяславу Давыдовичу и Ростиславу Мстиславичу. Удержаться на юге удалось лишь Глебу Юрьевичу (с этого момента Переяславское княжество обособилось от Киева), с 1155 года женатому на дочери Изяслава Давыдовича, и ненадолго - Мстиславу Юрьевичу (в Поросье до окончательного утверждения в Киеве Ростислава Мстиславича в 1161 году). Остальным Юрьевичам пришлось покинуть Киевскую землю, но назначительный удел (Кидекша) на севере получил только Борис Юрьевич, умерший бездетным уже в 1159 году. Кроме того, в 1161 году Андрей выгнал из княжества свою мачеху, греческую царевну Ольгу, вместе с её детьми Михаилом, Васильком и семилетним Всеволодом. В Ростовской земле было два старших вечевых города - Ростов и Суздаль. В своём княжестве Андрей Боголюбский пытался уйти от практики вечевых сходок. Желая править единолично, Андрей прогнал из Ростовской земли вслед за своими братьями и племянниками и «передних мужей» отца своего, то есть больших отцовых бояр. Содействуя развитию феодальных отношений, опирался на дружину, а также на владимирских горожан; был связан с торгово-ремесленными кругами Ростова и Суздаля.

В 1160 году Андрей предпринял неудачную попытку учредить на подвластных землях независимую от киевской митрополию. Константинопольский патриарх Лука Хризоверх в 1168 году посвятил Андреева кандидата, иерарха Феодора, не в митрополиты, а в ростовские епископы, при этом Феодор избрал своим местопребыванием Владимир, а не Ростов. Перед угрозой народных волнений Андрею пришлось отправить его к киевскому митрополиту, где он подвергся расправе.

Андрей Боголюбский приглашал для строительства владимирских храмов западноевропейских зодчих. Тенденция к большей культурной самостоятельности прослеживается и во введении им на Руси новых праздников, не принятых в Византии. По инициативе князя, как предполагают, были учреждены в Русской (Северо-восточной) Церкви праздники Всемилостивому Спасу (16 августа) и Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября по Юлианскому календарю).

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

    Андрей Боголюбский построил Золотые Ворота в Суздале.

    Андрей предпринял удачную попытку учредить на подвластных землях независимую от киевской митрополию.

    Андрей Боголюбский был тесно связан с торгово-ремесленными кругами Ростова и Суздаля.

    Андрей Боголюбский уступал в старшинстве по лествичному праву обоим главным претендентам на киевское княжение: Изяславу Давыдовичу и Ростиславу Мстиславичу.

    Церковные праздники, установленные Андреем Боголюбским, существуют в современном церковном календаре.

    Замку Боголюбово - любимой резиденции Андрея Боголюбского, было дано это название по прозвищу князя.

13. Напишите имя военачальника, осуществившего поход, обозначенный на схеме.

Ответ: ______________________.

14.Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».Ответ:________________________.

15. Укажите название произведения древнерусской литературы, в котором в поэтической форме описывается указанное на схеме событие.

16. Какие суждения, относящиеся к обозначенным на карте событиям, являются верными? Выбери те три суждения из шести предложенных.Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «Слово о полку Игореве»

Б) «Слово о Законе и Благодати»

2) Описываемые события произошли в XIIв.

В) Десятинная церковь

3) Создание относится к X веку.

Г) Храмы Святой Софии в Киеве, Новгороде, Полоцке

4) Создание относится к X II веку.

5) Создание относится к XI веку.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Рассмотрите изображения и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

1) На фото дано скульптурное изображение Андрея Боголюбского.

3) Изображённый исторический деятель был убит древлянами во время полюдья.

4) Политика изображённого на фотографии исторического деятеля соответствовала интересам боярства и была направлена на укрепление его положения.

5) Деятельность князя способствовала возвышению и укреплению Киева.

19. Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы правления указанного на фото князя и имело светское назначение? В ответе запишите цифру , под которой указано это здание.



Ответ: ________

Вариант №1. Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«С половины XII века становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. ...В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья - Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. ...Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. ...Она - источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII века: из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

20. Как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе? Укажите его хронологические рамки.

21 . О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ? Назовите не менее двух явлений. Используя текст документа и знания по истории, укажите причины этих явлений (не менее двух причин).

22. Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? В чем он видит роль верхневолжской Руси в дальнейшей российской истории? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух последствий указанных в тексте событий и явлений.

Вариант №2. Из работы историка Б.А. Рыбакова.

«Помимо красочной и драматической внешней истории княжеств и князей, эта эпоха крайне интересна для нас теми обострёнными отношениями между князьями и боярством, которые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла. Если отбросить элемент личной выгоды и корысти...то следует признать, что проводимая ими политика концентрации земель, ослабления уделов и усиления центральной княжеской власти объективно была безусловно прогрессивной, поскольку совпадала с народными интересами. В проведении этой политики князья опирались на широкие слои горожан и на выращенные ими самими резервы мелких феодалов («отроки», «детские», «милостни ки»), полностью зависевших от князя.

Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать...а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры во всех её проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».

20. Укажите название и хронологические рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке. Используя знания по истории, назовите крупнейшие политические центры этого периода. Укажите в общей сложности не менее трёх положений.

21. Используя текст документа и привлекая знания по истории, укажите не менее трёх характерных черт этого периода.

22. Привлекая знания по истории и текст документа, дайте оценку этому периоду. Приведите не менее трёх аргументов.

____________________________________________________________

23. Назовите не менее двух основных направлений преобразований, проводившихся в Северо-восточной Руси в годы княжения Андрея Боголюбского. Приведите не менее трех примеров наиболее важных преобразований, относившихся к одному из названных направлений.

24. . В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения.Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: «Андрей Боголюбский, великий князь, который во время своего правления активно принимал участие в укреплении христианской религии на Руси ». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)Создание церквей и храмов

Аргументы в опровержение:

1) Вел войны, принимал участие в разорении Киева

25.Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1).1157-1174гг; 2). 1125-1157гг; 3) 1176-1212гг.

В сочинении необходимо:

Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.

В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду