Что означает название храма святой софии. Софийский собор в константинополе

Это грандиозное архитектурное сооружение на берегу Босфора каждый год привлекает множество туристов и паломников из многих стран и с разных континентов. Движет ими осознание того факта, что простое описание Храма в Константинополе из школьного учебника истории не даёт полного представления об этом выдающемся памятнике культуры античного мира. Его необходимо увидеть своими глазами хотя бы один раз в жизни.

Из истории древнего мира

Даже самое подробное описание Храма Святой Софии в Константинополе не обеспечит всей полноты представления об этом архитектурном феномене. Без последовательного рассмотрения той череды исторических эпох, сквозь которую ему довелось пройти, вряд ли получится осознать всю важность этого места. Прежде чем он предстал перед нашим взором в том состоянии, в каком его могут видеть современные туристы, утекло много воды.

Собор этот изначально возводился как высший духовный символ Византии, новой христианской державы, возникшей на обломках античного Рима в четвёртом веке нашей эры. Но история Храма Святой Софии в Константинополе началась ещё до распада Римской империи на западную и восточную части. Самому этому городу, расположенному на стратегически важном рубеже между Европой и Азией, необходим был яркий символ духовного и цивилизационного величия. Император Константин I Великий понимал это как никто другой. И только во власти монарха было начать возведение этого грандиозного сооружения, не имевшего аналогов в древнем мире.

Дата основания храма навсегда связана с именем и периодом правления этого императора. Даже несмотря на то что фактическими авторами собора были другие люди, жившие гораздо позже, в эпоху правления императора Юстиниана. Из исторических источников нам известно два имени этих крупнейших архитекторов своей эпохи. Это греческие зодчие Анфимий Тралльский и Исидор Милетский. Именно им принадлежит авторство как инженерно-строительной, так и художественной части единого архитектурного проекта.

Как строился храм

Описание Храма Святой Софии в Константинополе, изучение его архитектурных особенностей и этапов строительства неизбежным образом приводит к мысли о том, что изначальный план его возведения существенно менялся под воздействием различных политических и экономических обстоятельств. Подобного масштаба сооружений в Римской империи до этого не было.

Исторические источники утверждают, что дата основания собора - 324 год от рождества Христова. Но то, что мы видим сегодня, начало возводиться примерно через два столетия после этой даты. От сооружений четвёртого века, основателем которых был Константин I Великий, в настоящее время сохранились лишь фундаменты и отдельные архитектурные фрагменты. То, что стояло на месте современного Собора Святой Софии, носило название Базилики Константина и Базилики Феодосия. Перед правившим в середине шестого века императором Юстинианом стояла задача воздвигнуть нечто новое и доселе невиданное.

По-настоящему поражает воображение тот факт, что грандиозное сооружение собора продолжалось всего лишь пять лет, с 532 по 537 годы. На строительстве одновременно трудилось более десяти тысяч рабочих, мобилизованных со всех концов империи. На берег Босфора для этого доставлялись в необходимом количестве лучшие сорта мрамора из Греции. Средств на строительство император Юстиниан не жалел, поскольку возводился не просто символ государственного величия Восточной Римской империи, но и Храм во славу Господа. Он должен был нести всему миру свет христианского вероучения.

Из исторических источников

Описание Храма Святой Софии в Константинополе можно найти в ранних исторических хрониках придворных византийских летописцев. Из них явствует, что на современников производили неизгладимое впечатление грандиозность и величие этого сооружения.

Многие считали, что совершенно невозможно построить такой собор без непосредственного вмешательства божественных сил. Главный купол величайшего христианского мира был издалека виден всем морякам в Мраморном море, приближавшимся к Босфорскому проливу. Он служил своеобразным маяком, и в этом было ещё и духовно-символическое значение. Так было задумано изначально: византийские храмы должны были затмить своим величием всё то, что строилось до них.

Интерьер собора

Общая композиция храмового пространства подчинена законам симметрии. Этот принцип был важнейшим ещё в античном храмовом зодчестве. Но по своему объёму и уровню исполнения интерьеров Храм Софии в Константинополе значительно превосходит всё, что строилось до него. Именно такую задачу ставил перед зодчими и строителями император Юстиниан. Его волей из многих городов империи на отделку храма были доставлены готовые колонны и другие архитектурные элементы, взятые из ранее существовавших античных сооружений. Особую сложность представляло купольное завершение.

Грандиозный главный купол поддерживала арочная колоннада с сорока оконными проёмами, обеспечивавшими верхнее освещение всего храмового пространства. С особой тщательностью отделывалась алтарная часть собора, на её декорирование ушло значительное количество золота, серебра и слоновой кости. По свидетельству византийских историографов и оценкам современных экспертов, император Юстиниан только на интерьер собора потратил несколько годовых бюджетов своей страны. В своих амбициях он хотел превзойти ветхозаветного царя Соломона, воздвигнувшего Храм в Иерусалиме. Эти слова императора были зафиксированы придворными летописцами. И есть все основания полагать, что императору Юстиниану удалось осуществить своё намерение.

Византийский стиль

Софийский собор, фото которого в настоящее время украшают рекламную продукцию множества туристических агентств, является классическим воплощением имперского в архитектуре. Стиль этот легко узнаваем. Своим монументальным величием он, безусловно, восходит к лучшим традициям имперского Рима и греческой античности, но перепутать эту архитектуру с чем-то другим просто невозможно.

Византийские храмы без труда можно обнаружить на значительном удалении от исторической Византии. Это направление храмового зодчества и сегодня являются преобладающей архитектурной стилистикой на всей территории, где исторически доминировала православная ветвь мирового христианства.

Для этих сооружений характерны массивные купольные завершения над центральной частью здания и арочные колоннады под ними. Архитектурные особенности этого стиля вырабатывались веками и стали неотъемлемой частью русской храмовой архитектуры. Сегодня даже не все догадываются о том, что исток её находится на берегу Босфорского пролива.

Уникальные мозаики

Всемирно признанной классикой изобразительного искусства стали иконы и мозаичные фрески со стен Собора Святой Софии. В их композиционных построениях легко просматриваются римские и греческие каноны монументальной живописи.

Фрески собора Святой Софии создавались на протяжении двух столетий. Над ними работало несколько поколений мастеров и немало иконописных школ. Сама техника мозаики имеет значительно более сложную технологию по сравнению с традиционно темперной росписью по сырой штукатурке. Все элементы мозаичных фресок создавались мастерами по только им одним известным правилам, в которые не допускались непосвящённые. Это было и медленно, и очень затратно, но средств на интерьер Храма Святой Софии византийские императоры не жалели. Торопиться мастерам было некуда, ведь то, что они создавали, должно было пережить многие века. Особую сложность в создании мозаичных фресок создавала высота стен и кровельных элементов собора.

Зритель вынужден был видеть фигуры святых в сложном перспективном сокращении. Византийские иконописцы были первыми в истории мирового изобразительного искусства, кому приходилось учитывать этот фактор. До них такого опыта ни у кого не было. И с поставленной задачей они справились достойно, это могут сегодня засвидетельствовать многие тысячи туристов и паломников, ежегодно посещающих Софийский собор в Стамбуле.

В длительный период османского правления византийские мозаики на стенах храма были залеплены слоем штукатурки. Но после проведённых в тридцатые годы двадцатого века реставрационных работ они предстали взору в практически первозданном виде. И сегодня посетители Храма Святой Софии могут наблюдать византийские фрески с изображениями Христа и Девы Марии вперемежку с каллиграфически выведенными цитатами сур из Корана.

К наследию исламского периода в истории собора реставраторы тоже отнеслись с уважением. Интересно отметить и тот факт, что некоторым православным святым на мозаичных фресках иконописцы придали портретное сходство с правящими монархами и другими влиятельными людьми своей эпохи. В последующие столетия такая практика станет обычной при возведении кафедральных в крупнейших городах средневековой Европы.

Своды собора

Софийский собор, фото которого увозят с берегов Босфора туристы, свой характерный силуэт приобрёл не в последнюю очередь благодаря грандиозному купольному завершению. Сам купол имеет относительно небольшую высоту при внушительном диаметре. Такое соотношение пропорций в дальнейшем войдёт в архитектурный канон византийского стиля. Высота его от уровня фундамента - 51 метр. Превзойдён он по величине будет только в эпоху Ренессанса, при возведении знаменитого в Риме.

Особую выразительность своду Софийского собора придают две купольные полусферы, расположенные с запада и с востока от главного купола. Своими очертаниями и архитектурными элементами они повторяют его и в целом создают единую композицию свода собора.

Все эти архитектурные открытия древней Византии впоследствии много раз использовались в храмовом зодчестве, при возведении кафедральных соборов в городах средневековой Европы, а потом и по всему миру. В Российской купол Собора Святой Софии нашёл очень яркое отражение в архитектурном облике в Кронштадте. Как и знаменитый храм на берегу Босфорского пролива, он должен был быть виден с моря всем морякам, приближающимся к столице, символизируя тем самым величие империи.

Конец Византии

Как известно, любые империи достигают своего расцвета, а потом движутся в сторону деградации и заката. Не минула эта участь и Византию. Восточная Римская империя обрушилась в середине пятнадцатого века под тяжестью собственных внутренних противоречий и под нарастающим натиском внешних врагов. Последнее христианское богослужение в Храме Святой Софии в Константинополе состоялось 29 мая Этот день был последним и для самой столицы Византии. Просуществовавшая почти тысячу лет империя была в этот день повержена под натиском турок-османов. Прекратил своё существование и Константинополь. Теперь это город Стамбул, на протяжении нескольких веков он был столицей Османской империи. Завоеватели города ворвались в храм в момент богослужения, жестоко расправились с находящимися там, и безжалостно разграбили сокровища собора. Но само здание турки-османы разрушать не собирались - христианскому храму суждено было стать мечетью. И это обстоятельство не могло не отразиться на внешнем облике византийского собора.

Купол и минареты

В период Османской империи внешний облик Храма Святой Софии претерпел существенные изменения. Город Стамбул должен был иметь соответствующую столичному статусу соборную мечеть. Существовавшее в пятнадцатом веке здание храма этой цели соответствовало отнюдь не идеально. Молебны в мечети должны совершаться в направлении Мекки, в то время как православный храм ориентирован алтарём на восток. Турки-османы провели реконструкцию доставшегося им храма - пристроили грубые контрфорсы к историческому зданию для укрепления несущих стен и соорудили четыре больших минарета в соответствии с канонами ислама. Софийский собор в Стамбуле стал именоваться мечетью Айя-София. В юго-восточной части интерьера был сооружён михраб, таким образом, молящиеся мусульмане должны были располагаться под углом к оси здания, оставляя слева алтарную часть храма.

Кроме того, были оштукатурены стены собора с иконами. Но именно это позволило реставрировать в девятнадцатом веке аутентичные росписи стен храма. Они неплохо сохранились под слоем средневековой штукатурки. Софийский собор в Стамбуле уникален ещё и тем, что в его внешнем облике и во внутреннем содержании причудливым образом переплелось наследие двух великих культур и двух мировых религий - православного христианства и ислама.

Музей Айя-Софья

В 1935 году здание мечети Айя-София было выведено из разряда культовых. Для этого понадобился специальный декрет президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка. Этот прогрессивный шаг позволил поставить точку в притязаниях на историческое здание представителей разных религий и конфессий. Лидер Турции смог к тому же обозначить свою удалённость от разного рода клерикальных кругов.

Из государственного бюджета были профинансированы и проведены работы по реставрации исторического здания и территории вокруг него. Обустроена необходимая инфраструктура для приёма большого потока туристов из разных стран. В настоящее время Софийский собор в Стамбуле является одной из важнейших культурно-исторических достопримечательностей Турции. В 1985 году храм внесён в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО как один из наиболее значимых материальных объектов в истории развития человеческой цивилизации. Добраться до этой достопримечательности в городе Стамбуле очень просто - находится она в престижном районе Султанахмет и заметна издалека.

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 678) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (306) Буклеты, памятки и листовки (131) Видеофильмы, видеолекции и беседы (967) Вопросы священнику (410) Изображения (258) Иконы (540) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 018) Статьи (1 780) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (152) Любовь, брак, семья (76) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (509) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (381) Новости (280) Новости Кинельской епархии (105) Новости прихода (52) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 768) Библия (780) Закон Божий (792) Миссионерство и катехизация (1 382) Секты (7) Православная библиотека (481) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 765) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 454) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (447) Радоница (8) Родительская суббота (31) Страстная Седмица (26) Церковные праздники (690) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (128) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (148) Елеосвящение (8) Исповедь (32) Миропомазание (5) Причащение (23) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (35) Православное радио (65) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (169) Колокольные звоны (10) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (14) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (109) СМИ о приходе (23) Суеверия (37) Телеканал (372) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (125) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Глас 8-й.

Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского (806).

Свт. Сильвестра, архиеп. Омского, исп. (1920)1; сщмч. Александра Виноградова пресвитера, прмц. Мстиславы Фокиной (1938); сщмч. Николая Троицкого пресвитера (1945).

Утр. – Ев. 8-е, Ин., 64 зач., XX, 11–18. Лит. – Рим., 112 зач., XIII, 11 – XIV, 4. Мф., 17 зач., VI, 14–21.

Заговенье на Великий пост.

На утрене катавасия «Яко по сýху...». На литургии прокимен, глас 8-й: «Помоли́теся и воздадите...».

В это воскресенье и в последующие пять (до Недели ваий) на вечерне совершается вход ради великих прокимнов: «Не отврати Лица Твоего...» и «Дал еси достояние...», которые поются попеременно через воскресенье. В это воскресенье после вечерни, по традиции, совершается чин прощения.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский

Свя­ти­тель Та­ра­сий, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский , про­ис­хо­дил из знат­но­го ро­да, ро­дил­ся и был вос­пи­тан в Кон­стан­ти­но­по­ле, где по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. Он быст­ро вы­дви­нул­ся при дво­ре им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на VI Пор­фи­ро­род­но­го (780–797) и его ма­те­ри, свя­той ца­ри­цы Ири­ны (797–802; па­мять 7 ав­гу­ста), и до­стиг зва­ния се­на­то­ра.

В те вре­ме­на Цер­ковь вол­но­ва­ли ико­но­бор­че­ские сму­ты. Свя­той пат­ри­арх Па­вел (780–784; па­мять 30 ав­гу­ста), не со­чув­ство­вав­ший в ду­ше ико­но­бор­че­ству, по сла­бо­сти ха­рак­те­ра не мог ре­ши­тель­но бо­роть­ся с ере­сью и по­то­му уда­лил­ся в мо­на­стырь, где при­нял схи­му. Ко­гда к нему при­шла свя­тая ца­ри­ца Ири­на со сво­им сы­ном-им­пе­ра­то­ром, свя­ти­тель Па­вел объ­явил им, что до­стой­ным пре­ем­ни­ком его мо­жет быть толь­ко свя­той Та­ра­сий (в то вре­мя ми­ря­нин).

Та­ра­сий дол­го от­ка­зы­вал­ся, не счи­тая се­бя до­стой­ным столь вы­со­ко­го са­на, но по­том под­чи­нил­ся об­ще­му же­ла­нию, с усло­ви­ем, что бу­дет со­зван Все­лен­ский Со­бор для осуж­де­ния ико­но­бор­че­ской ере­си.

Прой­дя в ко­рот­кое вре­мя все иерар­хи­че­ские сту­пе­ни, свя­той Та­ра­сий был воз­ве­ден на пат­ри­ар­ший пре­стол в 784 го­ду. В 787 го­ду под пред­се­да­тель­ством свя­ти­те­ля – пат­ри­ар­ха Та­ра­сия в г. Ни­кее со­сто­ял­ся VII Все­лен­ский Со­бор, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ло 367 епи­ско­пов. На Со­бо­ре бы­ло утвер­жде­но по­чи­та­ние свя­тых икон. Те из епи­ско­пов, ко­то­рые при­нес­ли по­ка­я­ние в ико­но­бор­че­стве, бы­ли вновь при­ня­ты Цер­ко­вью.

Свя­ти­тель Та­ра­сий муд­ро управ­лял Цер­ко­вью 22 го­да. Он вел су­ро­вую ас­ке­ти­че­скую жизнь. Всё свое име­ние он ис­тра­тил на Бо­го­угод­ные де­ла, пи­тая и по­коя ста­ри­ков, ни­щих, си­рот и вдов, а в Свя­тую Пас­ху устра­и­вал для них тра­пе­зу, на ко­то­рой сам при­слу­жи­вал.

Свя­той пат­ри­арх бес­страш­но об­ли­чил ца­ря Кон­стан­ти­на Пор­фи­ро­род­но­го, ко­гда тот окле­ве­тал свою су­пру­гу, им­пе­ра­три­цу Ма­рию, внуч­ку пра­вед­но­го Фила­ре­та Ми­ло­сти­во­го († 792; па­мять 1 де­каб­ря), чтобы за­то­чить Ма­рию в мо­на­стырь и со­че­тать­ся бра­ком со сво­ей род­ствен­ни­цей. Свя­ти­тель Та­ра­сий ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся рас­торг­нуть брак им­пе­ра­то­ра, за что под­верг­ся опа­ле. Вско­ре, од­на­ко, Кон­стан­тин был низ­ло­жен сво­ей ма­те­рью, ца­ри­цей Ири­ной.

Свя­ти­тель Та­ра­сий скон­чал­ся в 806 го­ду. При кон­чине бе­сы, на­по­ми­ная его жизнь с са­мой юно­сти, ста­ра­лись при­пи­сать свя­ти­те­лю не со­вер­шен­ные им гре­хи. «Я непо­ви­нен в том, о чем вы го­во­ри­те, – от­ве­чал свя­ти­тель. – Вы лож­но кле­ве­ще­те на ме­ня, нет у вас на­до мной ни­ка­кой вла­сти». Опла­ки­ва­е­мый Цер­ко­вью, свя­ти­тель был по­гре­бен в устро­ен­ном им мо­на­сты­ре на Бос­фо­ре. У гро­ба его со­вер­ша­лись мно­гие чу­де­са.

Тропарь святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́,/ я́же веще́й и́стина,/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая./ О́тче Тара́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная Истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче Тарасие, моли Христа Бога спастись душам нашим.

Кондак святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому

Правосла́вными догма́ты Це́рковь уясни́в,/ и Христо́ву, блаже́нне, честну́ю ико́ну почита́ти/ и покланя́тися всех научи́в,/ обличи́л еси́ иконобо́рцов безбо́жное веле́ние./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// о о́тче, ра́дуйся, му́дре Тара́сие!

Перевод: Православные догматы Церкви изъяснив, и Христову, блаженный, почитаемую икону прославлять и ей поклоняться всех научив, обличил ты иконобоцев безбожное учение. Потому взываем к тебе, отче: «Радуйся, мудрый Тарасий!»

Молитва первая святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому

О, всехва́льный святи́телю Христо́в и чудотво́рче Тара́сие! Приими́ сие́ ма́лое моле́ние от на́с гре́шных, к тебе́ прибега́ющих, и те́плым твои́м предста́тельством умоли́ Го́спода и Бо́га на́шего Иису́са Христа́, я́ко да, призре́в на ны́ ми́лостивно, да́рует на́м согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных проще́ние, и по вели́цей Свое́й ми́лости изба́вит на́с от бе́д, печа́лей, ско́рби и боле́зней душе́вных и теле́сных, обдержа́щих на́с; да пода́ст земли́ плодоно́сие, и вся́, я́же на по́льзу настоя́щаго жития́ на́шего потре́бная; да да́рует на́м сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии, и да сподо́бит на́с гре́шных и недосто́йных Небе́снаго Ца́рствия Своего́, со все́ми святы́ми сла́вити Его́ безконе́чное милосе́рдие, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому

О, пречестна́я и свяще́нная главо́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, вели́кий архиере́е, те́плый на́ш засту́пниче, святи́телю Тара́сие, предстоя́ у Престо́ла все́х Царя́ и наслажда́яся све́та Единосу́щныя Тро́ицы и херуви́мски со а́нгелы возглаша́я пе́снь трисвяту́ю, вели́кое же и неизсле́дованное дерзнове́ние име́я ко Всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ся па́ствы Христо́вы лю́дем, благостоя́ние святы́х церкве́й утверди́, архиере́и благоле́пием святи́тельства украси́, мона́шествующия к подвиго́м до́браго тече́ния укрепи́, ца́рствующий гра́д и вся́ гра́ды страны́ до́бре сохрани́ и ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, ми́р ве́сь предста́тельством твои́м умири́, от гла́да и па́губы изба́ви ны́, и от нападе́ния иноплеме́нных сохрани́, ста́рыя уте́ши, ю́ныя наста́ви, безу́мныя умудри́, вдови́цы поми́луй, сироты́ заступи́, младе́нцы возрасти́, плене́нныя возврати́, немощству́ющия исцели́, и везде́ те́пле призыва́ющия тя́ и с ве́рою припа́дающия и моля́щияся тебе́ от вся́ких напа́стей и бе́д хода́тайством твои́м свободи́, моли́ о на́с Всеще́драго и Человеколюби́ваго Христа́ Бо́га на́шего, да и в де́нь стра́шнаго прише́ствия Его́ от шу́ияго стоя́ния изба́вит на́с и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 6, ст. 14-21.

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

(Мф. гл. 6, 14-21.)

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СТАРЫЕ, НО НЕ ОДИНОКИЕ СО ХРИСТОМ: Слово на Сретение Господне

С имеон и Анна – два старых человека – не видели себя одинокими, потому что жили Богом и для Бога. Мы не знаем, какие жизненные скорби и старческие недуги у них были, но для человека, любящего Бога, благодарного Богу, подобные испытания и искушения никогда не заменят самого главного – радости Сретения Христа....

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:07 мин. Размер 8.34 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • Встреча 7. Опыт духовной жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского

    Рассмотрены сл. вопросы: советы по борьбе со страстями и стяжанию добродетелей, советы по семейной жизни и воспитанию детей, отношение к современной культуре и современным проблемам, миссионерский опыт.

  • Проповедь в день памяти преподобномученика Корнилия Псково-Печерского

    Старший домоуправитель Псково-Печерского монастыря - преподобномученик Корнилий. А мы, монахи, - лишь служители. И беда, если мы об этом забываем.

  • Понимание «вселенскости» в православной традиции

    Православная традиция никогда не рассматривала эпитет «Вселенский» в титуле какого-либо архиерея как указание на его всемирную юрисдикцию.

  • Выставка «Последние дни последнего Царя»

    Предметы, принадлежавшие Николаю II и его близким, найденные в Ипатьевском доме при расследовании убийства царской семьи в 1918 году, представлены на выставке в Музее русской истории при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.

  • К аждому обществу, как и каждому человеку, необходим светлый духовный идеал. Особенно остро общество нуждается в нем в эпоху «смутного времени»». Что же служит нам, русским людям, этим духовным идеалом, духовным стержнем, той силой, которая на протяжении целого тысячелетия сплачивала Русь перед лицом нашествий, смут, войн и других глобальных катаклизмов?

    Н есомненно, что такой связующей силой является православие, но не в том виде, в каком оно пришло на Русь из Византии, а в том, какой оно приобрело на Русской земле, с учетом национальных, политических и социально-экономических особенностей Древней Руси. Византийское православие пришло на Русь, имея уже сформировавшийся пантеон христианских святых, к примеру, таких как Николай-чудотворец, Иоанн-креститель и других, глубоко почитаемых и поныне. К 11 веку христианство на Руси делало только первые шаги и для многих простых людей того времени еще не являлось источником веры. Ведь, чтобы признать святость пришлых святых, нужно было очень глубоко уверовать, проникнуться духом православной веры. Совсем другое дело, когда перед глазами есть пример в лице своего же, русского человека, иногда даже простолюдина, совершающего святое подвижничество. Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек. Таким образом, к концу 11 века начинает формироваться русский пантеон святых, почитаемых и поныне наравне с общехристианскими святыми.

) был сооружен в IV веке нашей эры. В середине XV века в результате захвата европейского города турками-османами собор стал исламской мечетью. В 1935 году Собор Святой Софии в Стамбуле приобрел статус музея, а в 1985 году включен, как памятник истории, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Где находится Собор Святой Софии?

Знаменитый символ великой Византии сейчас официально называется Музей Айя-Софья и располагается в историческом районе Султанахмет – в старом центре турецкого Стамбула.

Кто построил Собор Святой Софии?

История собора Святой Софии была начата в первой четверти IV века в правление римского императора Константина Великого – основателя столицы империи Константинополя. В 1380 году Император Феодосий I передал храм православным христианам и назначил архиепископом Григория Богослова. Несколько раз собор уничтожался в результате пожаров и повреждался землетрясениями. В 1453 году Храм Святой Софии был обращен в мечеть, рядом с ним соорудили четыре минарета и контрфорсы, полностью преобразовавшие общий вид архитектурного сооружения, замазали храмовые фрески. Лишь после того, как Айя-Софья был объявлен музеем, счистили слои штукатурки с многочисленных фресок и мозаик.

Архитектура Собора Святой Софии

В результате многих перестроек и реставраций от первоначальной постройки не осталось практически ничего. Но в целом архитектура величественного сооружения сохранила черты, присущие византийскому искусству: особое сочетание пышности и торжественности. В наши дни Собор Святой Софии в Турции - четырехугольное строение, образующее три нефа. Базилику венчает гигантский купол, состоящий из сорока арок, поддерживаемых огромными колоннами из малахита и порфира. В верхней части купола 40 окон, кроме того, по 5 окон находится в каждой нише. Уникальная прочность и крепость стен, по мнению специалистов, обеспечивается за счет того, что в строительный раствор добавлялся экстракт ясеневых листьев.

Особой помпезностью отличается внутренняя отделка собора: детали из цветного мрамора, причудливые мозаики на золотистом полу, мозаичные композиции на стенах, изображающие библейские и исторические сюжеты, а также цветочные орнаменты. В мозаичных произведениях ярко выделяются три временных периода развития данного вида искусства, отличающиеся особенностями использования цвета и создания изображения.

Достопримечательностями храма являются 8 яшмовых колонн непривычно зеленого цвета, привезенных когда-то из , и знаменитая «плачущая колонна». По поверью, если дотронуться до отверстия в покрытой слоями меди колонне и при этом почувствовать наличие влаги, то загаданное сокровенное желание непременно осуществится.

Особенностью Айя-Софья является сочетание изображений христианских символов, Иисуса Христа, Божьей Матери, святителей, ветхозаветных пророков и цитат из Корана, расположенных на огромных щитах. Особый интерес представляют надписи, сделанные на каменных парапетах за многие века. Самыми древними являются скандинавские руны, оставленные воинами-варягами в Средневековье. Сейчас они покрыты специальным сверхпрочным прозрачным материалом, защищающим рунические надписи от стирания.

В последние годы проводится обширная компания за возвращение Собора Святой Софии православному христианству, как и было задумано первоначально. Христиане во многих странах мира присоединяются к требованиям вернуть древний храм православию, чтобы верующие люди имели возможность молиться в церкви.

: 41°00?31 с. ш. 28°58?48 в. д. / 41.00861° с. ш. 28.98000° в. д. / 41.00861; 28.98000 (G) (O) (Я)

Собор Святой Софии - Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Айя-Софья (греч. ?, полностью: ?; тур. Ayasofya) - бывший патриарший православный собор, впоследствии - мечеть, ныне - музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-Софья (тур. Ayasofya Muzesi).

Во времена Византийской империи собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора - 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

История

Первые постройки

Фрагменты базилики Феодосия

Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324-337 годах при византийском императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.

Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора.

Константиновский и Феодосиевский храмы были большими пятинефными базиликами. Скудное представление о ней дают только археологические находки, которые позволяют судить только о её внушительных размерах и богатом мраморном убранстве. Также, основываясь на её древних описаниях, делают вывод, что над её боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно с ней базилики Святой Ирины.

Юстинианова базилика

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии

Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.

История строительства

На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость. Русский паломник Антоний Новгородец, составивший описание Константинополя перед его разграблением крестоносцами в 1204 году, даёт следующее описание алтаря собора:

Во олтари же великом над святою трапезою великою, под катапетазмою, повешен Коньстянтинов венец, и у него же повешен крест, под крестом голубь злат; и иных царей венцы висят окрест катапетазмы. Тажь катапетазма вся сотворена от злата и сребра, а столпия олтарьныя и амбон все сребряно… И се же чудо и страшно и святое явление: во святей Софии во олтари великом за святым престолом стоит крест злат, выше двою человек от земля с камением драгим и жемчугом учинен, а пред ним висит крест злат полутора локтий… перед ним три золотых лампады, в которых горит масло, эти лампады и крест соорудил царь Юстиниан, строитель церкви.

Строительство Святой Софии(миниатюра из хроники Константина Манассии)

Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. По одной легенде, Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, но астрологи предрекли, что «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания», и император, заботившийся о своей славе, ограничил роскошь постройки.

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» - такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

Прокопий Кесарийский, современник строительства, описывая постройки императора Юстиниана, восторженно описывает собор Святой Софии:

Этот храм представлял чудесное зрелище, - для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем - совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони.

Прокопий Кесарийский. О постройках (Книга 5: I:27)

Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая». Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он(икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей». На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора». Штат церковно и священнослужителей собора при Юстиниане был рассчитан на 525 человек: 60 священников, 100 диаконов, 40 диаконис, 90 иподиаконов, 110 чтецов, 25 певчих и 100 привратников. При императоре Ираклии он доходил до 600 человек. Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии.

История собора периода Византийской империи

Внутренний вид сводов собора

Через несколько лет после окончания строительства землетрясение разрушило часть собора:

пала Восточная часть Св. Софии, что под святым алтарем, и разрушила киворий (то есть сень) и святую трапезу и амвон. И признавались механики, что так как они, избегая издержек, не устроили поддержки снизу, но оставили пролеты между столбами, поддерживавшими купол, посему столбы и не выдержали. Видя это, благочестивейший царь воздвиг другие столбы для поддержки купола; и таким образом устроен был купол, поднимаясь в высоту более, чем на 20 пядей сравнительно с прежним зданием.

Хронография Феофана, год 6051 / 551

Собор также пострадал от землетрясения 989 года, в особенности разрушению подвергся его купол. Здание подперли контрфорсами, от которых оно утратило свой прежний вид. Обвалившийся купол перестроил армянский архитектор Трдат, автор Анийского собора, причём архитектор сделал купол даже более возвышенным.

16 июля 1054 года в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом константинопольскому патриарху Михаилу Керулларию была вручена отлучительная грамота. (Именно эту дату принято считать датой разделения церквей на католическую и православную.)

До разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году в соборе хранилась Туринская плащаница.

В XIV веке лампадарием собора был известный церковный композитор Иоанн Кладас.

Собор после османского завоевания

Центральный вид северного нефа в 1852 году

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть. К собору пристроили четыре минарета, и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции - алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Ая-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Ая-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Ая-Софья стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.

Архитектурные особенности

1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I b.) Минареты султана Селима II

В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75,6 м длины и 68,4 м ширины), образующий три нефа: средний - широкий, боковые - более узкие. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня.

Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников - парусов - которые в дальненйшем получили большое распространение в мировой архитектуре. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.

Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными их храмов Малой Азии и Египта; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше - громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах.

Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также были полностью покрыты мозаиками (как сюжетные композиции, так и орнаменты). Благодаря своей величественной архитектуре и убранству

главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства 6 в. тенденции к грандиозности, величественной пышности и торжественности.

К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью (существует поверье, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется), а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы.

На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей (см. раздел Рунические надписи).

Мозаичный цикл

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Мозаики Святой Софии представляют собой пример византийского монументального искусства периода Македонской династии. Мозаики показывают все три этапа развития столичного неоклассицизма, так как были выполнены в три периода: около середины IX века, на рубеже IX-X веков и в конце X века.

Мозаика апсиды

Самый первый мозаичный цикл был создан после окончания иконоборчества в 867 году. К ним относятся мозаики апсиды и примыкающей к ней вимы. Манера исполнения этих мозаик роднит их с живописью VII века. В апсиде помещено тронное изображение Богородицы, держащей перед собой на коленях младенца Христа. На сводах вимы по сторонам от фигуры Богородицы были изображены два архангела (сохранилась только мозаика с архангелом Гавриилом. По краю конхи была помещена греческая надпись (почти полностью утрачена) со следующим текстом: «Изображения, которые обманщики здесь низвергли, благочестивые правители восстановили». Русский паломник Антоний Новгородский, посетивший Константинополь около 1200 года сообщает, что мозаика апсиды была создана иконописцем Лазарем, пострадавшим в период иконоборчества, а после Торжества Православия получившем широкое признание. Вероятность этого допускает А. Грабар и полностью исключает византинист К. Манго. Академик В. Н. Лазарев так охарактеризовал мозаику с изображением Богородицы:

Архангел Гавриил (мозаика свода вимы)

Вместо того чтобы подчинить фигуру плоскости, мозаичист располагает ее так, как будто она выступает из золотого фона. В подобной трактовке живо чувствуются пережитки того античного понимания формы, которое можно было бы назвать статуарным. И столь же сильны античные отголоски в прекрасном, полном женственности лике Марии. Мягкий овал, правильной формы нос, сочные губы - все придает ему земной характер. Но в то же время он подкупает своей одухотворенностью.

Не менее высоко им оценена мозаика с архангелом Гавриилом, он считает, что «рядом с никейскими ангелами этот изумительный образ представляет одно из высших воплощений византийского гения». Отмечают, что мозаичист передал в изображении порывистую духовную силу, но пропорции изображения являются вытянутыми и теряются правильные очертания изображения.

Мозаики южного вестибюля и северного тимпана

К первому периоду создания мозаичного украшения относятся изображения в сводчатом помещении в юго-западном углу над южным вестибюлем собора. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). На своде были помещены 12 фигур из которых сохранились и могут быть идентифицированы только пророк Иезекииль, первомученик Стефан в позе оранта и император Константин. В люнетах боковых стенах помещены полуфигуры двенадцати апостолов и четырёх святых константинопольских патриархов периода иконоборчества: Германа, Тарасия, Никифора и Мефодия. В. Н. Лазарев отмечает низкий уровень данных мозаик и предполагает, что их создали мастера из монашеских кругов, а сам их период создания сразу после окончания периода иконоборчества обуславливает влияние на них народного творчества.

Иоанн Златоуст

Около 878 года в северном тимпане собора были созданы мозаики с изображением шестнадцати ветхозаветных пророков и четырнадцати святителей. Из них сохранились мозаики с изображением Иоанна Златоуста, Игнатия Богоносца и четырёх других святителей. Уровень мозаичистов, работавших над их созданием, В. Н. Лазарев оценивает как невысокий, но отмечает:

Фигуры широкие и приземистые, черты лица крупные, еще лишенные характерной для позднейших мозаик сухости и заостренности, одеяния ниспадают спокойными складками, в которых нет ничего от каллиграфической измельченности. Розоватого тона лица обработаны зелеными тенями, палитра строится на светлых, главным образом серых и белых, оттенках, так что в ней отсутствуют плотность и насыщенность цвета, которые отличают мозаики XI века.

Входная мозаика нарфика

Император Лев VI преклоняет колени перед Иисусом Христом

В правление императора Льва VI (886-912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила в медальонах. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI. Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению».

Андрей Грабар отмечает, что данная композиция является весьма редкой для императорской иконографии. Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии. Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем прежде чем войти в неф собора трижды склонялся перед этой дверью. Также находят параллели между сюжетом мозаики и стихотворением Льва VI в котором он описывает Страшный Суд и припадает к ногам Христа и взывает о заступничестве к Богородице и небесным силам.

Академик В. Н. Лазарев так охарактеризовал мозаику поклонения императора Льва Иисусу Христу:

По фактуре выполнения мозаика люнеты занимает промежуточное место между мозаиками апсиды и вимы и мозаикой вестибюля св. Софии. В фигурах есть ещё типичная для искусства IX века грузность: большие, довольно массивные головы, приземистые пропорции, крупные конечности. Рисунок, особенно в трактовке тканей, порою сбит, лица лишены тонкой одухотворённости, в белёсой колористической гамме есть нечто вялое и даже безличное.

Австрийский искусствовед Отто Демус указывает, что эту мозаику можно рассмотреть только снизу и под очень большим углом зрения. Это вызвано тем, что кубики мозаики размещены в стене наклонно, чтобы составлять со взглядом зрителя прямой угол.

Портрет императора Александра

Император Александр

На северо-западном столбе северной галереи собора находится мозаичный портрет императора Александра. Он был открыт в ходе реставрационных работ 1958 года и имеет точную датировку 912 годом. Мозаика относится к типу вотивных изображений и является прижизненным портретом императора.

Фигура изображена в фронтальной позе, Александр представлен в драгоценном облачении, перепоясанном лором, украшенным драгоценными камнями, и короне с подвесками. В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую - держава. Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Согласно книге «О церемониях» в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй), и перепоясывался лором.

По сторонам от изображения помещены медальоны, содержащие имя императора и монограммы, расшифровывающиеся как «Господи, помоги твоему слуге, православному благоверному императору». На арках, примыкающих к мозаике с изображением императора Александра, сохранились фрагменты мозаик с орнаментом, выполненных в одно время с портретом. Однако среди них были открыты два фрагмента изображения побегов аканфа, датируемых периодом Юстиниана I.

Академик В. Н. Лазарев отмечает, что особенностью данной мозаики является широкое использование серебряных кубиков (по сравнению с золотыми), которые занимают около 1/3 фона мозаики. Также в отдельных местах мозаики (например, большом пальце и на ладони левой руки) кубиками мозаики была непокрыта подготовительная фресковая живопись.

Мозаика южного вестибюля

Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей

Мозаика люнета над дверью из южного вестибюля в нарфик собора была создана во второй половине X века. На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам императоров Константина (справа), приносящего в дар город Константинополь, и Юстиниана (слева), приносящего Богородице собор Святой Софии. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства. По мнению искусствоведа В. Д. Лихачёвой, эта мозаика напоминает о ктиторских портретах Юстиниана и Феодоры в базилике Сан-Витале. Помещение на одной мозаике Константина и Юстиниана не находит аналогов в византийском искусстве. Андрей Грабар отмечает, что возможно мозаичист скопировал некий древний образец так как императоры, хотя и изображены в парадных одеждах XI века, но не имеют бород, хотя они были в моде на момент создания мозаики.

Мозаику отличает попытка передать пространство - плоскость земли и перспектива в изображении трона придают ей глубину; также и сами фигуры обладают объёмом. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров. Академик В. Н. Лазарев пишет, что эта мозаика уступает другим примерам позднемакедонского искусства, а по сравнению с мозаикой вестибюля отличается использованием любимых при императорском дворе фиолетового, золотого и серебряного цветов. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями).

Исламские элементы архитектуры и убранства

Минбар, откуда имам читает проповеди

Рунические надписи

Одна из рунических надписей в соборе Святой Софии Основная статья: Рунические надписи в соборе Святой Софии

Рунические надписи в соборе Святой Софии - надписи, сделанные скандинавскими рунами на мраморных парапетах собора Святой Софии в Стамбуле. Вероятно, они были нацарапаны воинами из варяжской гвардии императора Византии в Средние века. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году, затем были найден ещё ряд надписей. Предполагается возможность существования и других рунических надписей, но специальные изыскания подобного рода в соборе не проводились.

Кампания за освобождение храма

В 2007 году ряд влиятельных американских предпринимателей и политиков возглавили движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии - «Совет по освобождению Святой Софии» (Free Agia Sophia Council). На общественных слушаниях комитета по правам человека Конгресса США (Congressional Human Rights Caucus), прошедших 20 июня 2007 года под председательством главы комитета по внешней политике Конгресса США Тома Лантоса, президент Демократической партии штата Нью-Гэмпшир Реймонд Бакли (Raymond Buckley) сказал, в частности: «Неприемлемо лишать людей права молиться в их Церкви-Матери <…> Неприемлемо терпеть ежедневное надругательство над этим священным местом, которое используется для торговых ярмарок и концертов. Неприемлемо позволять далее такое открытое неуважение к православному христианству да и всему христианству».

Президент международного движения «Совет по освобождению Святой Софии» Крис Спиру (Chris Spirou) в апреле 2009 года сказал в интервью российской газете «Завтра»:

Мы стремимся, чтобы собор Святой Софии Премудрости Божией снова занял подобающее ему место как храм, священный для всего христианства, как мать всех церквей, как царственный храм православия - чем он и был до захвата турками-османами в 1453 году. Всё дело в том, что Святая София никогда не была мечетью и никогда не была музеем. Она всегда была христианским храмом, переделанным в мечеть султана-завоевателя, а затем и в музей. Считаю обязательным возвращение этого храма к своему первоначальному предназначению.

Собор размещен в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет. В сегодняшнее время является одним из символов города и музеем.

Собор Святой Софии признан одним из величайших образцов византийской архитектуры, сохранившихся до наших дней, который даже иногда называют «восьмым чудом света».


По словам русского ученого Н.П. Кондакова, этот храм «сделал для империи больше, чем многие ее войны». Храм Святой Софии в Константинополе стал вершиной византийского зодчества и на многие века определил развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Кавказа.


Храм является одним из наиболее древних и величественных сооружений, относящихся к христианской религии. Айя-София считается 4 в мире музеем равным по масштабу таким шедеврам как церковь Св. Павла в Лондоне, Сан Пьетро в Риме и Дома в Милане.


Имя София обычно толкуют как «премудрость» , хотя оно имеет гораздо более широкое значение. Оно может обозначать «разум», «знание», «умение», «талант» и т.д. Христа часто отождествляют с Софией в смысле мудрости и разума. Тем самым София представляет собой аспект Иисуса как образ Божественной Премудрости.


София — это не только духовная категория, но и популярное женское имя. Его носила христианская святая София, жившая во II веке — ее память празднуется 15 мая. Имя София распространено в Греции, Румынии и южнославянских странах. В Греции существует также мужское имя Софрониос с аналогичным значением — разумный, мудрый.

Софии — Премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе — главный храм Византийской империи.

«Айя-София»

Светильники горели, непонятный
Звучал язык, — великий шейх читал
Святой Коран, — и купол необъятный
В угрюмом мраке пропадал.

Кривую саблю вскинув над толпою,
Шейх поднял лик, закрыл глаза — и страх
Царил в толпе, и мертвою, слепою
Она лежала на коврах…
А утром храм был светел. Все молчало
В смиренной и священной тишине,
И солнце ярко купол озаряло
В непостижимой вышине.
И голуби в нем, рея, ворковали,
И с вышины, из каждого окна,
Простор небес и воздух сладко звали
К тебе, Любовь, к тебе, Весна!

Иван Бунин


Вот как о храме пишет византийский летописец Прокопий: «Этот храм являет собой чудеснейшее зрелище… Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря… Он весь полон солнечного света, кажется, будто, это сам храм излучает этот свет».


БОЛЕЕ 1000 ЛЕТ СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ОСТАВАЛСЯ САМЫМ БЮЛЬШИМ ХРАМОМ В ХРИСТИАНСКОМ МИРЕ.(ДО ПОСТРОЙКИ СОБОРА СВЯТОГО ПЕТРА В РИМЕ).
Его высота - 55 метров, диаметр купола - 31 метр, длина — 81 метр, ширина — 72 метра. Если смотреть на храм с высоты птичьего полета можно увидеть, что он представляет собой крест размерами 70х50.


Наиболее эффектной частью сооружения является его купол. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Впервые для его сооружения применили паруса — изогнутые треугольные своды. Поддерживают купол 4 опоры, а сам образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит в воздухе. Внутреннее пространство храма разделено на 3 части — нефы, с помощью колон и столбов.


Эксперты заключают, что купольная система этого древнего строения таких колоссальных размеров , что до сих пор поражает специалистов и остается настоящим шедевром архитектурной мысли. Впрочем, как и само убранство собора. Оно всегда считалось самым роскошным.



Внутренняя отделка храма длилась в течении нескольких веков и отличалась особой роскошью - 107 колонн из малахита (по преданию из храма Артемиды в Эфесе) и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф. Мозаика на золотом полу. Мозаика полностью покрывающая стены храма.

Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол



Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор Святой Софии был закончен на Рождество Христово 537 года и его освящали, император Юстиниан воскликнул: “Соломон, я превзошел Тебя”.

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии

Даже на современного человека храм Святой Софии производит большое впечатление. Что уж говорить о людях Средневековья! Именно поэтому с этим храмом было связанно множество легенд. В частности, поговаривали, что план здания был вручен императору Юстиниану самими ангелами, когда тот спал.







Храму Святой Софии около тысячи лет, как и фрескам на его стенах и потолках. Фрески эти изображают современников библейских событий, которые происходили на рубеже первого миллениума, 10 веков назад. Храм Святой Софии реконструируется с 1934 года.


Над входом Вы увидите икону Богоматери Влахернской с ангелами, в эксонартексе отображено детство Христа.





Мозаичное изображение Богородицы в апсиде


Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей


Император Александр


Архангел Гавриил (мозаика свода вимы)

Иоанн Златоуст


Михраб, расположенный в апсиде


Когда Константинополь захватил султан Мехмед II (1453 год), храм был превращен в мечеть. Было пристроено 4 минарета, сильно изменено внутреннее убранство, замазаны штукатуркой фрески, перемещен алтарь.Софийский собор переименовали в мечеть Айя-София.

После турецкого завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом в 1453 году, Айя София была преобразована в мечеть . Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ. В многочисленных перестройках, производившихся в османский период Айя София была значительно укреплена, в том числе за счет стабилизирующих минаретов. Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом).

C 1935 года по распоряжению основателя турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, Айя-София стала музеем , а замазанные османами мозаики и фрески вскрыты, но рядом с ними оставлены и завораживающие исламские орнаменты. Поэтому сейчас внутри музея можно наблюдать невообразимое смешение христианской и исламской символики.

Падение Константинополя (картина неизвестного венецианского художника конца XV — нач. XVI в.)