Экскурсия в природу в разное время года. Конспект весенней экскурсии на тему: Весна: пробуждение природы. Весенняя экскурсия

Конспект экскурсии на тему: «Здравствуй, ВЕСНА!

Цель:

· Развивать у воспитанников понятия о взаимосвязях растительных организмов с условиями окружающей среды, сформировать умение определять породу дерева.

· Формировать бережное отношение к природе.

· Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с различными периодами весны.

2.Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.

3.Установить причины и взаимосвязь смены сезонных явлений в жизни растений.

4.Способствовать эстетическому воспитанию воспитанников средствами природы и искусства.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений о деревьях;

Просматривание иллюстраций;

Рисование различных картин на тему – «Признаки весны»

Ход экскурсии:

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.

О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (солнце светит ярче и теплее).

Сегодня на прогулке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

Обратите внимание, какая сегодня прекрасная осенняя погода, как красиво кругом, как красиво щебечут птицы

Весенние изменения в неживой природе.

Послушайте загадки о весенних месяцах.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)

Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее).

Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).

Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).

2. Весенние изменения в живой природе.

Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

Послушайте загадку, и отгадайте, на что мы сегодня обратим внимание в парке.

«На одной ноге стоит,

Все ветвями шевелит,

Весною одевается,

Осенью раздевается». (Дерево)

Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

Посмотрите на эти деревья. Вы их знаете. Они растут у нас на участке.

Это тополя.

Верно. Посмотрите, какой сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево дает много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. Тополя - долгожители. Растут они быстро, устойчивы к копоти, дыму, и поэтому их высаживают в городах и селах, озеленяя улицы, скверы, бульвары. Древесину тополей человек использует в производстве бумаги, искусственного шелка, спичек, мебели. Из почек этих деревьев делают фиолетовую краску, из листьев – желтую. А из древесины люди делают фанеру, мастерят скрипки.

Отгадайте загадку:

«Ее узнаешь по простой примете:

нет дерева белей на свете».

Как вы догадались, ведь она почти без листьев?

По белому стволу.

Правильно, это единственное в мире белоствольное дерево. Кора у березы светлая, слоистая, ее называю берестой. Поздней осенью березы плодоносят. Их плоды – крохотные, очень легкие орешки. .Посмотрите, какие у березы тонкие веточки. Послушайте стихотворение А. Прокофьева

«Береза».

«Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную».

Береза – символ России.

В народе березу называют березонькой. В старину девушки в праздничные дни пели хороводные песни под березой, вили из молодых веток венки на голову. Давайте встанем в хоровод вокруг березоньки и поиграем в игру «Добрые слова»

(придумать разные добрые слова для березы).

«Уж, березка, ты, березка, нас прими.

И листочками желтыми пошуми.

Мы пришли к тебе в гости с добром,

С чистым сердцем все к тебе идем».

Из березовой древесины делают мебель.

Березовые почки и листья используют при изготовлении лекарств.

Обойдите вокруг этого дерева и посмотрите на него внимательно. Как много ягод у этого дерева. Вы его узнали?

Это рябина.

Рябину легко узнать по красным гроздьям ягод, которые висят на дереве иногда всю зиму. Ее ягоды помогают выжить зимой птицам. В народе говорят: «Если много рябины, то зима будет холодная».

Красную ягодку мне дала рябина,

Думал я что сладкую, а она горчит.

То ли эта ягодка просто не дозрела,

Толь рябина хитрая подшутить хотела?

Вы наверно, пробовали на вкус ягоды рябины? Они горьковатые, кислые, а после крепких морозов становятся слаще. Из них делают лекарства, варят варенье.

В старину девушки под рябиной водили хороводы. О рябине написано много стихов и песен.

Кто узнал это дерево?

Это вяз.

Вяз – мощное дерево. Бывают вязы высотой с десяти этажный дом и с очень толстым стволом. У вяза толстые, разветвленные корни, уходящие глубоко в землю, и густая листва. Она хорошо задерживает пыль и сажу и дает сплошную тень. На ветках вяза любят строить гнезда грачи. В России вязы встречаются везде.

Всегда будь вязу другом: не царапай ствол, не ломай ветки – дерево может заболеть и погибнуть! Помни: вяз – дерево очень ценное, оно живет долго и приносит много пользы людям и животным.

А теперь поиграем немного. П. и. «Найди свое дерево».

П.и. ««Дерево, куст, ручей, тропинка» »

Ребята, наша экскурсия подходит к концу, давайте вспомним и назовем, красотой каких деревьев мы сегодня с вами любовались? Я думаю, вы теперь понимаете, почему важно, чтобы нас окружало много деревьев. Воздух бывает чистым и свежим лишь там, где растет много зеленых друзей. Деревья и цветы украшают наши улицы, дворы, детский сад. Когда вернемся в детский сад, вы нарисуете те деревья, которые вам больше запомнились, и мы оформим выставку «Деревья нашего парка».

Подведение итогов экскурсии:

А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?


Никитенкова Александра Геннадьевна

(экскурсия с детьми второго года обучения)
ЦЕЛЬ:
- дать представление о значении зеленых растений в природе и жизни человека.
ЗАДАЧИ:
- формировать правильное отношение к зеленым растениям, как к санитарам планеты;
- познакомить детей с лекарственными растениями;
- закрепить знания детей по правилам сбора природного материала;
- развивать у детей творческое воображение;
- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели экскурсии. Инструктаж по технике безопасности во время экскурсии.
2. Ход занятия:
- беседа о правилах поведения в лесу.
- экскурсия в парк.
3. Рефлексия.
4. Подведение итогов.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ. ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИИ.
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас на экскурсию в осенний парк. Цель нашей экскурсии сегодня – углубить знания о зеленых растениях, как о санитарах планеты и собрать природный материал для дальнейшей работы.
2. ХОД ЗАНЯТИЯ.
БЕСЕДА «РАСТЕНИЯ В ЖИЗНИ ПЛАНЕТЫ И ЧЕЛОВЕКА».
Ученик 1:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой!».
Нам казалось все мало, и мало.
А потом в толпе городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле
Облегченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели…
Ведущий:
Куда бы мы не посмотрели, всюду увидим разнообразные растения. Они растут на лугах, в парках, скверах и даже дома. Обрати внимание на любое самое обычное растение, и ты увидишь, что оно по-своему красиво.
Долгое время человек не задумывался о том, что богатство растительного мира не вечны, что растения нуждаются в бережном отношении, пополнении и защите.
Хозяйственная деятельность человека сильно изменила условия жизни растений: обмелели реки, истощилась почва. Все это сказалось на самих растениях. Одни из них погибли, другим грозит гибель.
Особенно мало стало дикорастущих растений с красивыми цветками. Часто люди, посещая леса, парки и водоёмы, уносят с собой целые охапки поникших растений. А ведь как они были прекрасны и хороши, когда росли. Срывая цветущее растение, человек не думает о том, что лишает растение возможности оставить потомство. Ведь он срывает растение, которое не дало семена. На следующий год на месте сорванного растения, уже не вырастет новое, такое же.
Ученик 2:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Всем с малых лет известно, что если бы не было растений, то на Земле не было бы и разнообразия живых организмов. Без растений не могут существовать ни животные, ни человек. Можно привести множество примеров, показывающих, насколько велика роль растений в жизни природы. Как известно, только зеленые растения обладают способностью, использовать энергию солнца, создавать органические вещества из углекислого газа и воды. Они являются удивительной лабораторией, в которой происходит сложный процесс фотосинтеза.
Велико значение растений и как источника кислорода. Одно дерево средней величины за сутки выделяет столько кислорода, сколько нужно для дыхания трем взрослым людям. Зеленые растения способны в больших масштабах поглощать углекислый гази, следовательно, препятствовать его накоплению в воздушной оболочке нашей планеты.
А знаете ли вы, что среди всех этих деревьев, кустарников и трав у вас есть друзья – растения, обладающие лечебными свойствами? Растительный мир подарил человеку огромное богатство – лекарственные растения, которые были и будут источником жизни и здоровья. Травники знают, в каком месяце, какое растение имеет большую силу. Собирали траву до утренней росы, сушили в тени, делали целебные сборы, настойки и настои. До поздней осени собирали целебные силы земли: травы, цветы, ягоды, корни. И круглый год использовали заготовленные впрок дары лесной аптеки.
Существуют еще и растения-индикаторы, по внешнему виду которых можно узнать о наличии загрязнений в окружающей среде. Такие индикаторы есть для воды, воздуха и почвы. Индикаторами чистой воды являются всем известные растения, занесенные в Красную книгу, кувшинка и кубышка. Они растут только в чистых водоемах. Если вода содержит большое количество загрязняющих веществ, то активно размножаются сине-зеленые водоросли и вода цветет. Индикатором плодородия почв является печеночница благородная и репейник. Они растут на самых плодородных почвах. Показателями чистого воздуха являются мхи и лишайники. Если их нет, значит, воздух в этом районе сильно загрязнен. Хорошим индикатором воздуха являются хвойные растения: ель, сосна. При загрязнении воздуха хвоя на ветках желтеет.
Зная все это, человек не должен допускать исчезновения с Земли ни единого вида растений, он должен заботиться о них. Красный цвет светофора предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг, и может быть поздно. К сожалению, бывая на природе, не всегда люди останавливаются перед красиво цветущим растением, чтобы полюбоваться им, а, как правило, стремятся сорвать их для букета.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.Ведущий:
И так, ребята, мы пришли в парк. Он дружелюбно принял нас в свои владения. Давайте рассмотрим, как же растения располагаются в нем. Мы видим, что расселение растений в парке происходит по этажам (ярусам). При подобном расселении каждому растению достается столько света, сколько оно любит. Основу парка, как и леса, составляют деревья и кустарники, которые занимают первый и второй ярусы. В прошлом году мы с вами побывали на экскурсии в осеннем лесу, и познакомились жителями верхнего яруса. Сегодня мы познакомимся с обитателями самого нижнего яруса.
Весенние свежие травы
Покрыли луга и поля.
Оделись листвою дубравы,
Зеленой стала земля.
Ребята, вы чувствуете, как воздух наполнен ароматом трав и цветов – жителей нижнего яруса парка. Сегодня мы поговорим об некоторых из них, а в частности о лекарственных растениях.
Вот посмотрите под ноги, и вы увидите подорожник – это растение лекарь. В старину его называли «порезник» или «ранник». Всем знакомо это растение с детства. Послушайте легенду о том, как люди узнали о целебных свойствах этого растения.
Давным-давно, две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшись невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать это растение для лечения ран.
А вот еще одно растение - ландыш:
Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит,
Мне кажется: его задень,
Он тихонько зазвенит.
Одна из легенд рассказывает, что Цветок влюбился в Весну, а когда она ушла, он так горько заплакал, что кровь выступила у него из сердца и окрасила слезы. Это – красные плоды, которые появляются на стебле после цветения. Этот лесной цветок сейчас сажают в парках, на дачных участках и во дворе, возле дома. Кроме того, он известен с древности как ценное лекарственное растение, настойку из цветков которого используют для лечения сердечно-сосудистых заболеваний и почек.

Растет зеленый кустик,
Дотронешься – укусит.
(Рассказ о лекарственных свойствах крапивы, чистотела, мать-и-мачихи.)
А теперь, ребята, проведем небольшую викторину.
1. Лекарственное растение, имеющее грозное для животных название?
(Зверобой)
2. Ценное лекарственное растение, говорящее о том, как много у него листьев?
(Тысячелистник)
3.Какой цветок называют «царицей всех цветов»?
(Роза)
4.Лекарственное растение, которое наверняка бы понравилось Мойдодыру?
(Чистотел)
5. Лекарственное растение, получившее свое название за форму листьев, сходных с заплечной сумой.
(Пастушья сумка)
6. Лекарственное растение, пропагандирующее водные процедуры.
(Купальница)
7.Какой цветок называют последней улыбкой осени?
(Астра)
8. Целебный цветок, носящий уменьшительно-ласкательный вариант мужского имени.
(Василек)
9. Цветок, название которого связано со звоном.
(Колокольчик)
10. Ценнейшее лекарственное растение, по легенде, впитавшее в себя всю горечь человеческих страданий.
(Полынь)
11. Лекарственное растение, гарантирующее продолжительную жизнь. Ближайший родственник Кощея.
(Бессмертник)
12.Растение, обладающее целебными свойствами, в народе зовется «кошачьим зельем», так как кошки очень любят его запах и даже едят листья.
(Валериана)
13. Это жгучее растение при варке зеленых щей способно заменить собой щавель.
(Крапива)
14.Лекарственное растение, растущее вдоль дорог.
(Подорожник)
15.Лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюбленные.
(Ромашка)
16. Именем этого лекарственного растения названа вредная тетка из мультфильма о похождениях поросенка Фунтика.
(Белодонна)
17.В России этот лекарственный цветок получил название за форму лепестков, сходную с формой пластинок на пальцах.
(Ноготки)
18.Одно из имен этого полезного растения – репейник, второе его имя может служить для неуважительного отзыва о ком-нибудь в среде подростков.
(Лопух)
Вот и закончилось наша экскурсия. Думаю, она была увлекательной и запомнится вам надолго. Пора возвращаться.

3.РЕФЛЕКСИЯ.
- Понравилось вам экскурсия в парк?
- Что вам больше всего запомнилось?
- Хотели бы вы еще отправиться на экскурсию в природу?

4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Во время всей экскурсии мы с вами собирали природный материал. Сейчас нам нужно разложить его для просушки и потом убрать. На следующих занятиях он нам пригодится для работы.
(Дети разбирают природный материал).

ЛИТЕРАТУРА:
1. Литвинов Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы.- М.:5 за знания, 2005.-208с.
2. Малкина Е.Н.Охранять природу - значит охранять Родину.// Читаем, учимся, играем. 2003.-№8- 73-75стр.

Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.

II. Вводная беседа в классе. (слайд №2)

Давайте прочитаем, какие задачи мы сегодня попробуем решить во время экскурсии в природу.

На экскурсии нам тетрадь и карандаш.

Ребята, а как нужно вести себя во время экскурсии?

Правильно, нельзя шуметь, громко разговаривать, распугивать птиц. Нужно бережно относиться к окружающим нас растениям.

(

III. Работа на местности

Какое сейчас время года? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна). (слайд № 3)

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Весенняя экскурсия в природу"

Место проведения: ближайшие окрестности школы.

Цель : познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе, происходящих ранней весной.

Оборудование :

Тетрадь и карандаш для каждого учащегося,

Карточки с заданиями для наблюдения.

Ход урока

I. Организация учащихся в начале урока.

Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.

II. Вводная беседа в классе. (слайд №2)

Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в природу, которая будет проходить на пришкольном участке. Тема нашей экскурсии «Пришла красавица весна!». На этой экскурсии мы должны решить определенные задачи (учитель заранее записывает на доске основные задачи экскурсии).

Давайте прочитаем, какие задачи мы сегодня попробуем решить во время экскурсии в природу.

На экскурсии нам тетрадь и карандаш.

Ребята, а как нужно вести себя во время экскурсии?

Правильно, нельзя шуметь, громко разговаривать, распугивать птиц. Нужно бережно относиться к окружающим нас растениям.

(Учитель делит детей на 2 группы)

III. Работа на местности

1. Наблюдение за изменениями в неживой природе.

Какое сейчас время года? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна). (слайд № 3)

А какие стихотворения вы можете вспомнить, чтобы передать сегодняшний весенний день? (Перед проведением экскурсии учитель просит учеников выучить стихотворения о весне).

К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно очень теплые
Ноги у весны.
(И.Токмакова)

Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
Как февраль не злися,
Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Все весною пахнет!
(А.Майков) (слайд № 4)

Ребята, а теперь посмотрите вокруг на то, как красива природа весной. Солнышко светит ярче и становится теплее и радостнее. Но не только у нас поднимается настроение. В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую – приятно. Греется на солнышке и ель рогатая, густо, от маковки до подола, обвешанная старыми шишками. Греются березы – ластовицы, греется лесная детвора – верба.

(слайд № 5)

Я знаю, что некоторые из вас приготовили пословицы о весне. Давайте их послушаем.

  • Зима весну пугает, да сама тает.
  • Весною сверху печет, а снизу морозит.
  • Красна весна, да голодна.
  • Весною день упустишь – годом не вернешь. (слайд № 6)

Итак, ребята, мы с вами смогли заметить, что природа ранней весной имеет свои достоинства, а также мы немного полюбовались окружающим нас пейзажем.

А теперь перейдем к наблюдению за изменениями, которые происходят с приходом весны в неживой природе. Посмотрите на небо. Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце. Как оно расположено относительно этого дома? Давайте выполним зарисовку в тетрадь.

Определим цвет неба. Сделайте соответствующие записи в тетради.

Есть ли сегодня ветер?

Есть ли сегодня какие-либо осадки? (Если да, то назвать какие).

Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? (Небо голубого цвета, солнце поднимается выше, а осадков нет).

2. Наблюдение за изменениями в жизни растений. (слайд № 7)

А теперь рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья? Какого цвета листья? (слайд №8, 9, 10, 11,12)

Давайте рассмотрим листочек березки и зарисуем его внешний вид.

А теперь разделимся на группы, и каждая из групп получит отдельной задание, записанное на карточке.

Каждая из групп характеризует свое растение для других групп.

Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступлением весны? (на деревьях и кустарниках есть листья, они зеленого цвета. Цвет коры деревьев и кустарников яркий, по сравнению с другими сезонами.)

3 . Наблюдение за изменениями в жизни животных. (Наблюдение за птицами и насекомыми) . (слайд №13)

Рассмотрите внешний вид птицы, ее размер, форму, окраску. Сделайте соответствующие записи в тетради.

Чем питается птица, за которой мы наблюдаем? (слайд №14, 15)

4. Экологическая стоянка. (слайд №16, 17,18, 19)

А сейчас мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор на территории пришкольного участка.

IV. Подведение итогов в классе. (слайд № 20)

Ребята, после нашей экскурсии, давайте сделаем общие выводы о том, как изменилась природа весной. На карточке отметьте, какие изменения в неживой и живой природе мы наблюдали на экскурсии.

Затем учащиеся вместе с учителем проверяют правильность выполнения задания.

V. Итог экскурсии.

Молодцы, ребята. Мне очень понравилось как вы работали сегодня на уроке.

План - конспект прогулки «В гостях у березы» в подготовительной к школе группе

Цель: расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, учить замечать изменения в жизни растений в осеннее время.

  • 1. Продолжать формировать представления детей об изменениях в природе в разные сезоны года.
  • 2. Закрепить знания о характерных признаках березы осенью.
  • 4. Вызвать интерес к процессу наблюдения и исследования объектов природы.
  • 5. Активизировать двигательную активность детей.
  • 6. Воспитывать бережное отношение к деревьям как живым объектам природы.
  • 7. Воспитывать умение видеть красоту осенних берез, восхищаться ими.
  • 8. Воспитывать трудолюбие, умение оказывать помощь взрослым.

Словарная работа: листопад, опад.

Материал и оборудование: выносной материал (машины, песочные наборы, скакалки, обручи, мячи); лупы по количеству детей, ленточка; канат, мячи, кегли, силуэты листьев разных деревьев; детские грабли, ведерки, лопатки.

Предварительная работа:

  • - беседы об осени, сезонных изменениях в природе;
  • - наблюдения за деревьями, кустарниками;
  • - экскурсии в парк;
  • - рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Золотая осень», «Осень».
  • - чтение художественной литературы: И.Соколов-Микитов «Листопадничек», В. Бианки «Синичкин календарь»;
  • - заучивание наизусть: К.Бальмонт «Осень», А. Плещеев «Осень наступила»;
  • - загадки о деревьях, о временах года;
  • - дидактические игры «С какой ветки детки?», «С какого дерева лист?»;
  • - продуктивная деятельность по тематике «Осень»;

Ход прогулки

Воспитатель. Ребята! Напомните мне, какое сейчас время года? (Осень). А какая именно: ранняя, «золотая» или поздняя? (Золотая). Почему это время года так называется? Что в ней особенного, что все люди восхищаются «золотой» осенью?

В это время листья на деревьях становятся разноцветного цвета.

Листья переливаются на солнце как золото.

Это очень красивое время года.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я хочу проверить вашу смекалку. Послушайте загадку:

Стоишь на белой ножке,

На веточках сережки.

Нас соком угощаешь,

Тебя всегда узнаешь

Дети. Это береза.

Воспитатель. Правильно! Давайте поздороваемся с ней: «Здравствуй, береза!»

  • - Полюбуйтесь, какая она красивая, стройная, высокая.
  • - Как можно березу назвать ласково? (Ответы детей: березонька, березка).
  • - Назовите все части березы? (Ответы детей: корень, ствол, ветви, листья, сережки).
  • - Какого цвета ствол у березы? (Ответы детей: белый с черными пятнами).
  • - Какого цвета сейчас листья на березе? (Желтые, золотистые, желтые в крапинку).
  • - Какого цвета они были летом? (Зеленые).
  • - Так почему же сейчас они золотисто-желтые?

Дети: Наступила осень.

  • - Так береза готовится к зиме.
  • - Листья пожелтели потому, что им не хватает солнца и тепла.

Воспитатель: Мне, кажется, листочки как будто переговариваются друг с другом. Давайте послушаем их шелест:

Ребята! Березу мы легко найдем по белому стволу с черными пятнами. А вы знаете, что черные пятна это «рот» березы, через который она дышит. Я предлагаю подойти к березе и погладить ее кору.

  • - Какая она? Твердая или мягкая, мокрая или сухая, гладкая или шероховатая? (Ответы детей)
  • - Посмотрите, на березе есть трещины? Давайте их рассмотрим через лупу. (Дети с помощью лупы рассматривают ствол березы).
  • - Как вы думаете, может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? (Насекомые).
  • - Вы их сейчас увидели? (Нет). Где же они?

Дети: Насекомые спрятались от холода в щели коры.

Насекомые заснули до весны.

Воспитатель: Можно сказать, что береза дом для насекомых? (Да).

А какую пользу приносит она людям?

  • - Летом защищает нас от солнца, ветра,
  • - Из березы делают мебель, посуду, игрушки, бумагу.

Воспитатель: Правильно! Береза нам дарит свою целительную силу: лечит людей от многих болезней, успокаивает, снимает усталость. Недаром в народе ее называют «деревом доброты». Но не каждый человек может получить от нее помощь, а только тот, кто ее любит, верит ей и относится к ней с лаской. Нужно быть добрым и щедрым и береза полюбит вас.

Вы хотите подружиться с березой? (Да). Тогда погладьте ее кору, прижмитесь к ней щекой, обнимите.

Ребята! Береза считается одним из самых красивых деревьев. Вокруг нее водят хороводы. А сколько песен, стихов сложено о ней. Послушайте стихотворение. (Е.Трутневой «Улетает лето».)

Стало вдруг светлее вдвое

Двор, как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах...

Утром мы во двор идем --

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летят!

Должно быть, это

Улетает наше лето.

Воспитатель: Березу еще называют деревом исполнения желаний. Я предлагаю вам прикоснуться к ленточке и загадать желание, только о нем не рассказывайте не кому, иначе оно не сбудется. (Дети загадывают желание)

  • - А теперь я завяжу ее к веточке березы. Очень надеюсь, что береза исполнит ваши желания, вы вырастете добрыми и чуткими, здоровыми и сильными.
  • - Дети! Где бы не росла береза, она всюду приносит людям радость, а мы как должны относиться к ней? (Ответы детей: бережно, нельзя ломать ветки, срывать листья и т.д).

Воспитатель: Ребята, скажите, почему листья опадают? (Деревья готовятся к зиме).

  • - Что означает слово «листопад»? (Ответы детей.)
  • - А опавшие листья нужны растениям? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, опавшие листья перегнивают за зиму, удобряют почву и дают деревьям питание, а также полезные вещества для роста.

Давайте с вами выкопаем ямку и соберем с дорожек опавшие листья, а потом засыплем ее. А зачем мы это делаем, как вы думаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы хорошо потрудились, молодцы! Теперь пора поиграть в интересную игру, которая называется «Такой листок, лети ко мне». Возьмите каждый по листочку и будьте очень внимательны. У кого будет листочек клена (березы, рябины) - летите ко мне.

Дети разбегаются и говорят слова:

Мы листочки, мы листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул - полетели.

Мы летали, мы летали.

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок -

Мы присели все в кружок.

Индивидуальная работа по развитию движений:

  • - прокатывание мяча между предметами;
  • - ходьба по канату приставным шагом.

Самостоятельная деятельность детей.

Подведение итогов прогулки.

Экскурсия - наблюдение за берёзой

Весенняя экскурсия «Разгулялся день весенний...» для детей старшего дошкольного возраста

Цель — уточнение и расширение первичных естественнонаучных представлений (времена года. Ранняя весна. Признаки ранней весны).

Оборудование : секатор.

Предварительная работа

Разучивание подвижных игр «Ой, беда!» и «На опушке», стихотворений «Ранняя весна» и «Верба».

Проведение бесед «Деревья ранней весной», «Наши пернатые друзья весной», «Дикие животные весной».

Ход экскурсии

Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. По дороге он обращает внимание детей на то, что солнце светит ярко и начинает пригревать, началось таяние снега, на крышах появились длинные сосульки.

В парке педагог собирает детей вокруг себя и предлагает одному из детей прочитать заранее разученное стихотворение.

Ранняя весна

На снегу косые тени.

Разгулялся день весенний.

Тени длинными шагами

По сугробам ходят с нами.

Вдруг глубокие следы

Стали полными воды.

Солнце топит снег и лед,

А сосулька слезы льет.

Стужа кончилась. Ура!

Нам весну встречать пора.

Педагог. О каких признаках ранней весны говорится в стихотворении?

Дети. В стихотворении говорится о том, что светит солнце. Оно топит снег и лед. В следах на снегу собралась вода. На снегу длинные тени. С сосулек падают капли, началась капель.

Педагог . Верно. Какие из этих признаков мы можем наблюдать сегодня?

Дети . Сегодня ярко светит и пригревает солнце. На снегу мы видим тени от деревьев и кустов. Вокруг стволов деревьев образовались круглые проталины. В них стоит вода. Когда мы шли в парк, мы видели на крышах домов сосульки, слышали, как звенит капель.

Педагог . Все правильно, но как мы можем проверить, что солнце не только ярко светит, но еще и греет?

Дети. Можно повернуться лицом к солнцу, поднять голову и закрыть глаза. Мы почувствуем тепло солнца на лице.

Педагог. Давайте попробуем сделать это.

Педагог и дети проводят опыт.

Педагог. Вы почувствовали, что солнце пригревает?

Дети. Да, солнце грело лицо.

Педагог . Вы заметили, что на снегу появились проталины, например вот эти круги у стволов деревьев. Почему они появились?

Дети. Эти круги говорят о том, что деревья начинают просыпаться после зимнего сна. Скоро начнется движение сока по стволам и веткам, набухнут почки, а потом появятся листья.

Педагог подводит детей к одной из проталин.

Педагог . Вот какая проталинка появилась на пригорке. Как вы думаете, от какого слова образовано слово «проталинка»?

Дети . Слово «проталинка» образовано от слова «таять».

Педагог. Правильно. Присядьте и рассмотрите, как тает снег вокруг проталинки. Какой снег по краям проталинки?

Дети. Снег вокруг проталинки серый, мокрый, весь в дырочках.

Педагог. Про такой снег говорят — «ноздреватый». А что вы видите на проталинке?

Дети. На проталинке много сухих травинок, но уже появились первые зеленые травинки. Из земли показались первые цветки мать-и-мачехи. Они еще не поднялись, не раскрылись. Пока показались только их головки.

Педагог. Потрогайте землю на проталинке. Какая она?

Дети трогают землю руками.

Дети . Земля влажная и теплая.

Педагог. Понюхайте, чем пахнет проталинка?

Дети нюхают землю.

Дети. Проталинка пахнет сыростью, свежестью, влажной землей.

Педагог. Это запах ранней весны. А теперь давайте сделаем упражнение.

Упражнение «Ой, беда!»

Ой, беда! Ой, беда!

(Дети бегут по кругу, руки на поясе.)

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

(Идут по кругу, высоко поднимая колени, руки на поясе.)

На снегу проталинки.

Побежал в саду ручей,

(Бегут на носочках, руки на поясе.)

Прилетели сто грачей,

(Бегут на носочках. Машут руками, как крыльями.)

А сугробы тают, тают,

(Встают лицом в круг. Медленно приседают.)

И цветочки подрастают.

(Медленно встают. Поднимают руки, тянутся вверх.)

Педагог. Продолжим нашу экскурсию и посмотрим на дерево, которое растет вон на той полянке.

Педагог подводит детей к дереву.

Педагог. Вы знаете, как называется это дерево?

Дети . Это верба.

Педагог. Вспомните стихотворение о вербе.

Дети.

Самый первый день весны,

Самый-самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась верба.

Педагог. Расскажите о том, как выглядит верба.

Дети. Верба — это дерево. У вербы толстый изогнутый ствол и ветви, которые наклоняются к земле. Ветви темно-бордового цвета. На ветвях мы видим серебристо-белые овальные барашки. Они распускаются на вербе в самом начале весны.

Педагог. Давайте аккуратно срежем несколько тонких веточек, поставим их в воду и будем наблюдать за тем, как будут изменяться барашки, как появятся листики. А когда веточки дадут корни, мы посадим их в землю и будем растить несколько молодых деревьев.

Педагог срезает веточки вербы секатором. Далее экскурсанты направляются к водоему.

Педагог. А что происходит на пруду? Посмотрите и расскажите.

Дети. Лед на пруду начинает таять. Он потемнел. Около берегов на льду стоит вода.

Педагог. Можно ли выходить на такой лед?

Дети. Нет. На такой лед выходить нельзя. Можно провалиться и утонуть.

Педагог. Я надеюсь на то, что вы никогда не выйдете на такой весенний лед. А теперь давайте послушаем весенний лес. Что вы слышите?

Дети. Мы слышим пение птиц.

Педагог. Какое пение?

Дети. Пение птиц звонкое, радостное, веселое.

Педагог. Почему птицы поют так радостно?

Дети . Они вернулись на родину из теплых стран, где провели зиму.

Педагог. Что они делают сейчас?

Дети. Они строят гнезда, а потом будут выводить птенцов.

Если есть возможность, педагог организует наблюдение за прилетевшими грачами.

Педагог. А что происходит весной с дикими животными?

Дети . Просыпается и выходит из берлоги медведь, просыпаются ежи, все животные начинают линять — менять зимнюю теплую шубу на летнюю легкую. Медведица выходит из берлоги с медвежатами, которые родились зимой, скоро появятся детеныши у других животных.

Педагог . Отлично! Вы много знаете о диких животных. А теперь давайте поиграем в игру «На опушке».

Игра «На опушке»

Цель — развитие грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).

Предварительная работа: разучивание текста игры.

Педагог предлагает детям образовать круг и поиграть в новую игру.

На опушке елки,

(Дети стоят лицом в круг. Показывают ладошки.)

А за ними ушки.

(Показывают «ушки» из указательного и среднего пальцев на обеих руках.)

Спрятались зайчата

В елках на опушке.

(Прыгают на носочках, сделав «ушки» из ладошек на голове.)

На опушке елки,

(Показывают ладошки.)

А под ними ежик —

(Делают «ежика» из переплетенных ладоней.)

Острые иголки,

(Топают, стоя на месте. Руки на поясе.)

Топот быстрых ножек.

Елка на опушке,

(Показывают ладошки.)

А на елке белка —

Кисточки на ушках,

(Показывают «белку», сложив ладони и сделав «ушки» из больших пальцев.)

Вверх взлетает стрелкой.

(Встают на носочки, тянутся вверх.)

На опушке елка,

(Показывают ладошки.)

Перед ней лисята.

(Выполняют ритмичные приседания.)

Вылезли из норки

Рыжие ребята.

Елка на опушке,

(Показывают ладошки.)

А над елкой небо,

(Запрокидывают головы. Разводят руки в стороны.)

Облака- подушки,

(Кладут ладони под щеку.)

Педагог. Откуда торчат ушки зайчат? (Из-за елок.)

Где спрятались зайчата? (За елками.)

Где спрятался ежик? (Под елкой.)

Где спряталась белка? (На елке.)

Где играют лисята? (Перед елкой.)

Откуда они вылезли? (Из норки.)

Где небо? (Над елкой.)

После игры педагог задает детям обобщающие вопросы.

Педагог. Мы с вами многое увидели сегодня, учились наблюдать за весенними изменениями в природе. Что вы знаете о природе весной?

Дети. Весной солнце ярко светит и пригревает. Начинают таять снег и лед. На крышах появляются сосульки. Начинается весенняя капель. На снегу появляются проталинки, а на проталинках пробивается первая травка, показывается мать-и-мачеха. Распускается верба. Просыпаются деревья. Скоро на них начнут набухать почки. Прилетели и начали строить гнезда перелетные птицы. Начинают линять дикие животные.

Педагог. Замечательно. Я горжусь вами!

Педагог и дети возвращаются в детский сад.