Мне голос был он звал успешно. Мне голос был. Он звал утешно

Своего рода итогом пройденного Анной Ахматовой пути считается ее стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно.» написанное в 1917 году и представляющее собой яркую инвективу, направленную против тех, кто в период тяжелых испытаний намеревался бросить Родину:

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Стихотворение это знаменательно во многих отношениях. Оно, во-первых, сразу же прочертило границу между Ахматовой и эмигрантами, главным образом «внешними», то есть теми, кто действительно покинул Россию после октябрьского переворота, а также и некоторыми из тех, кого называли внутренними эмигрантами, то есть по каким-либо причинам не уехавшими, но враждебно относящимися к России, вступившей на новый путь.

Не понимая смысла революции, — и в этом отличаясь от А. Блока и В. Маяковского, — Ахматова относилась к развертывавшимся перед нею событиям революции и гражданской войны с позиции сложившихся у нее взглядов. Она осуждала гражданскую войну, причем эта война казалась ей тем ужасней, что сочеталась с интервенцией иностранных держав и велась между людьми, принадлежавшими одному отечеству. Но при общем неприятии происходящего было нечто, кардинально отличавшее Ахматову от эмигрантов, — это чувство патриотизма, всегда бывшее у нее очень сильным.

Отношение к Ахматовой в среде эмигрантов было сложным и противоречивым. В глазах многих она была и оставалась представительницей утонченного дворянского искусства, акмеисткой, звездой изысканных литературных салонов. Но это была лишь одна, хотя важная и неотъемлемая, сторона ушедшего в прошлое жизненного уклада — ее творчество было шире и значительней творчества большинства из ее литературного окружения. В стихотворении «Мне голос бал. Он звал утешно.» Ахматова впервые выступила как яркий поэт-гражданин, поэт-патриот. Строгая форма, приподнятая, библейская интонация стихотворения, заставляющая вспомнить пророков-проповедников, и самый жест изгоняющего из храма — все в данном случае удивительно соразмерно величественной и суровой эпохе, начинавшей новое летоисчисление.

Рождался новый мир, шел новый Век, означенный переоценкой ценностей и созиданием новых отношений, и эти события в сложившихся в то время обстоятельствах неизбежно сопровождались страданием и кровью. Но именно этого Ахматова полностью принять не могла. Она отказывалась делить людей на «красных» и «белых» — поэтесса предпочитала плакать и скорбеть о тех и других. А. Блок очень любил стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно.», знал его наизусть и, по свидетельству К. Чуковского, так выразил свое отношение к заложенной в нем позиции: «Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции — позор».

Это стихотворение — одно из ярчайших произведений периода революции. В нем нет ее понимания, нет ее принятия, но в нем страстно и достойно прозвучал голос той части интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась, отвергала, находила, но посреди всего этого круговорота уже сделала свой главный выбор: осталась вместе со своей страной, со своим народом. Тут сыграли роль и национальная привязанность к родной земле, убежать от которой — позор, и внутренняя культурно-демократическая основа, присущая широкому крылу русской интеллигенции.

Что такое пустоцвет? «Пустой» цветок, после которого не будет плодов. Представьте себе весенний, весь в душистом бело-розовом цветении фруктовый сад.. ..

Анна Ахматова. Совсем недавно я впервые прочитал ее стихи, вчитался в них. С первых строк завораживающая музыка ее лирики увлекла меня за собой..

Мне голос был. Он звал утешно...

Когда в тоске самоубийства Народ гостей немецких ждал, И дух суровый византийства От русской церкви отлетал, Когда приневская столица, Забыв величие своё, Как опьяневшая блудница, Не знала, кто берёт ее,- Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: "Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. Я кровь от рук твоих отмою, Из сердца выну черный стыд, Я новым именем покрою Боль поражений и обид". Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

Осень 1917, Петербург

Анна Ахматова. Сочинения в двух томах.
Москва, "Цитадель", 1996.

Темы стихотворения

Серебряный век

Другие стихи Анны Ахматовой

Выберите стихи... 27 января 1944 года 8 ноября 1913 года 9 декабря 1913 года In memoriam Nox: Статуя «Ночь» в Летнем саду А Смоленская нынче именинница... А ты думал - я тоже такая... А ты теперь тяжелый и унылый... А я иду, где ничего не надо... А! Это снова ты. Не отроком влюбленным... Август 1940 Античная страничка Белой ночью Библейские стихи: Рахиль Божий Ангел, зимним утром... Буду черные грядки холить... Бывало, я с утра молчу... Был блаженной моей колыбелью... Был он ревнивым, тревожным и нежным... В Зазеркалье В каждых сутках есть такой... В ту ночь мы сошли друг от друга с ума... В Царском селе Важно с девочками простились... Ведь где-то есть простая жизнь... Вечерняя комната Вечером Вижу выцветший флаг над таможней... Вновь подарен мне дремотой... Всё мне видится Павловск холмистый... Все мы бражники здесь, блудницы... Все обещало мне его... Все отнято: и сила, и любовь... Всё расхищено, предано, продано... Все, кого и не звали, в Италии... Вторая годовщина Высокие своды костёла... Высоко в небе облачко серело... Говорят дети Годовщину последнюю празднуй... Городу Пушкина Господь немилостив к жнецам и садоводам... Гость Да, я любили их, те сборища ночные... Дал Ты мне молодость трудную... Данте Два стихотворения Двадцать первое. Ночь. Понедельник... Дверь полуоткрыта... Долгим взглядом твоим истомленная... Древний город словно вымер... Думали: нищие мы, нету у нас ничего... Если плещется лунная жуть... Есть в близости людей заветная черта... Ждала его напрасно много лет... Жить - так на воле... За такую скоморошину... Забудут?- вот чем удивили!.. Заклинание Заплаканная осень, как вдова... Зачем вы отравили воду... Защитникам Сталина Здесь девушки прелестнейшие спорят... Здесь Пушкина изгнанье началось... Здравствуй! Легкий шелест слышишь... Земная слава как дым... И было сердцу ничего не надо... И в тайную дружбу с высоким... И вот одна осталась я... И когда друг друга проклинали... И мальчик, что играет на волынке... И мнится - голос человека... И целый день, своих пугаясь стонов... Ива Из памяти твоей я выну этот день... Из цикла «Юность» Кавказское Каждый день по-новому тревожен... Как белый камень в глубине колодца... Как невеста, получаю... Как соломинкой, пьешь мою душу... Как страшно изменилось тело... Как ты можешь смотреть на Неву... Клевета Клеопатра Клятва Когда в тоске самоубийства... Когда о горькой гибели моей... Когда человек умирает... Кое-как удалось разлучиться... Колыбельная Ленинград в марте 1941 года Летний сад Лондонцам Лучше б мне частушки задорно выкликать... Любовь Любовь покоряет обманно... Мальчик сказал мне... Маяковский в 1913 году Меня покинул в новолунье... Милому Мне больше ног моих не надо... Мне голос был. Он звал утешно... Мне ни к чему одические рати... Мне с тобою пьяным весело... Молитва Молюсь оконному лучу... Муж хлестал меня узорчатым... Мужество Муза Музе (Муза-сестра заглянула в лицо...) Музыка Мурка, не ходи, там сыч... Мы не умеем прощаться... На пороге белом рая... На стеклах нарастает лед... На шее мелких четок ряд... Надпись на книге Надпись на неоконченном портрете Нам свежесть слов и чувста простоту... Настоящую нежность не спутаешь... Не будем пить из одного стакана... Не бывать тебе в живых... Не с теми я, кто бросил землю... Не стращай меня грозной судьбой... Небывалая осень построила купол высокий... Нет, ни в шахматы, ни в теннис... Но я предупреждаю вас... Ночью О нет, я не тебя любила... О тебе вспоминаю я редко... О, жизнь без завтрашнего дня!.. Обман Один идет прямым путем... Окопы, окопы - заблудишься тут!.. Он длится без конца... Он любил... Они летят, они еще в дороге... Опять подошли «незабвенные даты»... Освобожденная Оставь, и я была как все... От любви твоей загадочной... Ответ Пo твердому гребню сугроба... Памяти Вали Памяти друга Памяти Сергея Есенина Память о солнце в сердце слабеет... Первое возвращение Первый дальнобойный в Ленинграде Перед весной бывают дни такие... Песенка (Я на солнечном восходе...) Песня мира Песня о песне Песня последней встречи Петербург в 1913 году Петроград, 1919 Пленник чужой! Мне чужого не надо... Плотно сомкнуты губы сухие... По неделе ни слова ни с кем не скажу... По твердому гребню сугроба... Побег Победа Победителям Под крышей промерзшей пустого жилья... Под навесом темной риги жарко... Подошла. Я волненья не выдал... Подражание И.Ф.Анненскому Поздний ответ Помолись о нищей, о потерянной... После ветра и мороза было... Последний день в Риме Последний тост Послесловие (Как будто заблудившись...) Потускнел на небе синий лак... Поэма без героя (отрывок) Поэт Привольем пахнет дикий мед... Призрак Приморский Парк Победы Приходи на меня посмотреть... Причитание Проводила друга до передней... Проплывают льдины, звеня... Простишь ли мне эти ноябрьские дни?.. Просыпаться на рассвете... Прошло пять лет,- и залечила раны... Птицы смерти в зените стоят... Пушкин Разлука Реквием С самолета Сад Сегодня мне письма не принесли... Сердце к сердцу не приковано... Сжала руки под тёмной вуалью... Сказал, что у меня соперниц нет... Слаб голос мой, но воля не слабеет... Слава тебе, безысходная боль!.. Сладок запах синих виноградин... Словно ангел, возмутивший воду... Смуглый отрок бродил по аллеям... Смятение Сонет (Совсем не тот...) Сразу стало тихо в доме... Стансы (Стрелецкая луна...) Столько просьб у любимой всегда!.. Тайны ремесла Так отлетают темные души... Ташкент зацветает Твой белый дом и тихий дом оставлю... Тень Теперь никто не станет слушать песен... Течет река неспешно по долине... То, что я делаю... Тот город, мной любимый с детства... Три раза пытать приходила... Ты - отступник: за остров зеленый... Ты всегда таинственный и новый... Ты знаешь, я томлюсь в неволе... Ты мог бы мне снится и реже... Ты письмо мое, милый, не комкай... Ты пришел меня утешить, милый... Углем наметил на левом боку... Уединение Уж я ль не знала бессонницы... Учитель Хочешь знать, как все это было?.. Художнику Царскосельская статуя Царскосельские строки (Пятым действием драмы...) Целый год ты со мной неразлучен... Чем хуже этот век предшествовавших?.. Чернеет дорога приморского сада... Читая Гамлета Что войны, что чума?.. Чугунная ограда... Шиповник цветет Широк и желт вечерний свет... Эпиграмма Эта встреча никем не воспета... Это и не старо и не ново... Это просто, это ясно... Эхо Я гибель накликала милым... Я живу, как кукушка на часах... Я знаю, с места не сдвинуться... Я и плакала и каялась... Я не знаю, ты жив или умер... Я не любви твоей прошу... Я окошка не завесила... Я пришла к поэту в гости... Я пришла сюда, бездельница... Я слышу иволги всегда печальный голос... Я сошла с ума, о мальчик странный... Я спросила у кукушки... Я улыбаться перестала...

Сочинение

Стихотворение А. А. Ахматовой «Мне голос был. Он звал утешно» написано в суровом для России 1917 году. В это время, в эпоху коренных политических и социальных событий, перед многими интеллигентами встал жизненно важный вопрос: «Как отнестись к революции? Остаться в России, в неизвестности или уехать за границу и не рисковать?» Некоторая часть учёных, деятелей искусства сделала выбор в пользу последнего решения. Но остальная часть интеллигенции приняла мужественное решение остаться с Россией в годы суровых испытаний. В их числе и была А. А. Ахматова. На эту тему написано её стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно»:

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда…

Путь, пройденный поэтессой к этому стихотворению, — это путь постепенного и последовательного отказа от замкнутости душевного мира. Глубина и богатство духовной жизни, серьёзность и высота моральных требований неуклонно выводили А. Ахматову на дорогу общественных интересов. В этом стихотворении видно, как заметно расширились тематические рамки лирики Ахматовой. Рамки специфической «женской лирики» стали для неё слишком узкими.

В этом стихотворении на первый план выходит тема России. Сквозь перипетии сознания лирической героини на нас неожиданно смотрит эпоха — весь XX век с его противоречиями. Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно.» представляет собой яркий манифест, направленный против тех, кто в годы суровых испытаний собрался бросить Россию. Стихотворение знаменательно во многих отношениях. Оно, во-первых, провело границу между А. Ахматоватовой и «внешними» эмигрантами, действительно покинувшими Россию. А также отграничило поэтессу от эмигрантов «внутренних», по каким-либо причинам не уехавшим, но враждебным по отношению к России, вступивших на иной путь развития.

Главное, на мой взгляд, что отделило А. Ахматову от эмигрантов, — это чувство патриотизма. Поэтесса глубоко осуждала гражданскую войну, как любую другую войну вообще, тем более, что она велась между соотечественниками. Но Ахматова понимала, что в горниле мучений рождался новый мир, что пришел новый век с его переоценкой ценностей и созиданием новых отношений.

Ахматова отказывалась делить соотечественников на «красных» и «белых». Она плакала и глубоко скорбела о тех и других. В стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно» Ахматова впервые выступила как страстный гражданский поэт глубокого патриотического звучания. Композиционно стихотворение делится на две части, которые соотносятся между собой по принципу антитезы. В первой смысловой части неведомый сладкий голос зовёт лирическую героиню покинуть свой край. Здесь он представлен «глухим» и «грешным», пустым, заброшенным, обречённым. Этот манящий в другую, благополучную жизнь голос успокаивает человеческую совесть, говорит, что стыд со временем уйдёт, ощущения вины не будет, что новая жизнь прогонит обиды, сомнения, душевную боль. Понятия чести, долга для него относительны. Главное — уйти, убежать от невзгод в иную, лучшую жизнь. В первой части отчётливо звучит мотив искушения, прельщения. Его атмосфера создаётся неторопливой, вкрадчивой интонацией, призывными обращениями, повторами: «звал утешно», «иди сюда», «оставь свой край», «оставь Россию». Этот страшный голос опутывает лирическую героиню, убеждает её отказаться от родины:

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид…

Лексика первой смысловой части богата по внутреннему содержанию. Вкрадчивые, неторопливые интонации соседствуют с понятиями крови, стыда. Оставить родину — значит утопить её в крови. В душе человека не может не поселиться «черный стыд». Но искусительный голос говорит, что его можно легко погасить. Этот голос, навевающий порочные, эгоистические мысли, по моему мнению, символизирует малодушие, душевную пустоту тех, кто бросил свою страну, поддавшись слабости и искушению. Этот голос не сеет никаких сомнений в выборе лирической героини, но она не подвластна его чарам:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Это кульминация стихотворения. Лирическая героиня имеет твердую духовную позицию, у неё достаточно мужества, чтобы разделить страшные испытания вместе со своей страной. Она не бежит от ответственности за Россию, не отделяет себя от неё. И хотя новая Россия со временем отнимет у неё мужа и сына, принесет много страданий, Ахматова делает верный нравственный выбор. Она совершает мужественный поступок, и этим шагом она не может не вызвать к себе уважения и восхищения.

Лирическая героиня остаётся равнодушна и спокойна к этому демоническому голосу, она не ищет легких путей. «Скорбный дух», переживания за Россию не позволяют темным силам одержать верх, забрать новую жертву. Печально, что многие лучшие люди того времени, да и наши современники, поверили «недостойным речам», выбрали путь бегства, личного комфорта и благополучия в ущерб своей совести, своей родине. Строгая, приподнятая библейская форма стихотворения заставляет вспомнить пророков-проповедников.

Стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…» — одно из самых ярких произведений Ахматовой периода революции. В нем нет ни слова о революции, нет её принятия. Но в нём страстно и достойно прозвучал голос той интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась, искала, отвергала, находила. Посреди всего этого круговорота она сделала свой главный выбор: осталась вместе со своей страной, со своим народом. Такой выбор сделала и Ахматова. Она осталась с Россией, сохранила верность ей. Чувство долга, ответственности за родной край было присуще поэтессе как никому другому. А. Блок очень любил это стихотворение и знал его наизусть. По свидетельству Чуковского, поэт однажды сказал: «Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции — позор».

Своего рода итогом пройденного Анной Ахматовой пути считается ее стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…», написанное в 1917 году и представляющее собой яркую инвективу, направленную против тех, кто в период тяжелых испытаний намеревался бросить Родину:

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Стихотворение это знаменательно во многих отношениях. Оно, во-первых, сразу же прочертило границу между Ахматовой и эмигрантами, главным образом «внешними», то есть теми, кто действительно покинул Россию после октябрьского переворота, а также и некоторыми из тех, кого называли внутренними эмигрантами, то есть по каким-либо причинам не уехавшими, но враждебно относящимися к России, вступившей на новый путь. Не понимая смысла революции, - и в этом отличаясь от А. Блока и В. Маяковского, - Ахматова относилась к развертывавшимся перед нею событиям революции и гражданской войны с позиции сложившихся у нее взглядов. Она осуждала гражданскую войну, причем эта война казалась ей тем ужасней, что сочеталась с интервенцией иностранных держав и велась между людьми, принадлежавшими одному отечеству. Но при общем неприятии происходящего было нечто, кардинально отличавшее Ахматову от эмигрантов, - это чувство патриотизма, всегда бывшее у нее очень сильным.

Отношение к Ахматовой в среде эмигрантов было сложным и противоречивым. В глазах многих она была и оставалась представительницей утонченного дворянского искусства, акмеисткой, звездой изысканных литературных салонов. Но это была лишь одна, хотя важная и неотъемлемая, сторона ушедшего в прошлое жизненного уклада - ее творчество было шире и значительней творчества большинства из ее литературного окружения. В стихотворении «Мне голос бал. Он звал утешно…» Ахматова впервые выступила как яркий поэт-гражданин, поэт-патриот. Строгая форма, приподнятая, библейская интонация стихотворения, заставляющая вспомнить пророков-проповедников, и самый жест изгоняющего из храма - все в данном случае удивительно соразмерно величественной и суровой эпохе, начинавшей новое летоисчисление. Рождался новый мир, шел новый Век, означенный переоценкой ценностей и созиданием новых отношений, и эти события в сложившихся в то время обстоятельствах неизбежно сопровождались страданием и кровью. Но именно этого Ахматова полностью принять не могла. Она отказывалась делить людей на «красных» и «белых» - поэтесса предпочитала плакать и скорбеть о тех и других. А. Блок очень любил стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно…», знал его наизусть и, по свидетельству К. Чуковского, так выразил свое отношение к заложенной в нем позиции: «Ахматова права. Это недостойная речь. Убежать от русской революции - позор».

Это стихотворение - одно из ярчайших произведений периода революции. В нем нет ее понимания, нет ее принятия, но в нем страстно и достойно прозвучал голос той части интеллигенции, которая ходила по мукам, ошибалась, сомневалась, отвергала, находила, но посреди всего этого круговорота уже сделала свой главный выбор: осталась вместе со своей страной, со своим народом. Тут сыграли роль и национальная привязанность к родной земле, убежать от которой - позор, и внутренняя культурно-демократическая основа, присущая широкому крылу русской интеллигенции.

Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернялся скорбный дух.

Анализ стихотворения «Мне голос был. Он звал утешно…» Ахматовой

Революция 1917 г. стала переломным событием не только в политической, но и в духовной судьбе России. Фактически страна раскололась на два непримиримых лагеря, что стало причиной Гражданской войны. Еще одни раскол произошел среди людей, не принявших новую власть. Часть решила покинуть страну либо из опасения перед физической расправой, либо считая, что в новой России им больше нечего делать. Оставшиеся хотели продолжить борьбу с большевиками. Многие поэты и писатели не представляли себе жизни вне России, поэтому их решение остаться было основано на чувстве патриотизма. К таким людям принадлежала и А. Ахматова. Свои взгляды она выразила в произведении «Мне голос был», написанном сразу же после революции (осень 1917 г.).

Стихотворение известно в двух вариантах. По сути, оно является сочетанием двух отдельных стихотворений: « » и собственно «Мне голос был…». Общепринятая редакция включает оба и состоит из пяти строф.

Поэтесса описывает страшное время, предшествующее революции. Было понятно, что Россия проигрывает Первую мировую войну («народ гостей немецких ждал»). Страна находилась во всеобъемлющем кризисе. Православная вера уже не считалась последней защитницей России. Авторитет церкви невероятно упал, а вместе с ним начали колебаться и духовные опоры русского народа. Люди буквально озверели. Возвышенные идеалы были втоптаны в грязь, основное стремление заключалось в удовлетворении примитивных естественных потребностей.

Ахматова использует очень выразительное сравнение Петербурга с «опьяневшей блудницей». Не только в столице, но и во многих российских городах, жители уже равнодушно смотрели на смену власти, лишь бы остаться в живых. Будущее страны никого уже не интересовало. Россия становилась ареной для борьбы политических группировок. Даже иностранную интервенцию многие воспринимали с надеждой на улучшение обстановки и наведение порядка.

В этих невыносимых условиях многие поддались страху и начали уезжать из страны. Таинственный голос, который слышит героиня, можно сравнить с дьявольским искушением. Он призывает ее покинуть безнадежную страну, отречься от нее ради беззаботной жизни в эмиграции. Там можно будет забыть обо всех ужасах, успокоиться и начать новую жизнь.

Ахматова «равнодушно и спокойно» отвергает предложение искусителя. Она чувствует, что именно в такое сложное время нужна своей Родине. Даже если ей придется умереть, она будет рада достойно встретить смерть на родной земле. Стихотворение поэтессы – проявление настоящего патриотизма и презрения к тем, кто фактически предал свою страну.