Икона "прибавление ума". Икона Прибавление Ума — молитва, где находится, значение и история

Прежде чем начать рассказ о первой написанной в России в традиции московской школы иконе Божией Матери «Прибавление ума», стоит рассказать о ее древнем изображении, которое в свое время послужило ее прообразом и вдохновило иконописцев на написание этого, ставшего столь почитаемым в Православии списка, вскоре после создания проявившего чудотворные свойства. Это известная на весь мир Лоретская икона Божией Матери и скульптурное изваяние Богоматери с Младенцем, находящиеся в итальянском городе Лорето, в Святом Доме, который, как ныне абсолютно достоверно доказали ученые, построен из камней Святого Дома, или Святой Хижины в Назарете, где родилась, росла и приняла Благовещение от Архангела Гавриила Пречистая Дева, а затем - обитало Святое Семейство. Святой Дом состоял из двух частей: скальной - выдолбленной в камне пещеры и каменной пристройки к ней. Гротовая часть теперь вошла в состав базилики Благовещения в Назарете как одна из ее главных святынь.

Святой Дом почитали все апостолы и ранние христиане, в него всегда входили с чувством особого духовного трепета, и, находясь в этих стенах, все испытывали особое, неизъяснимое благоговение, которое возникает и сейчас при посещении Святого Дома в Лорето. В раннехристианский период он стал одним из первых храмов христиан в Палестине. По Преданию, там же апостол и евангелист Лука написал на доске столешницы по благословению Пресвятой Богородицы Ее первую икону и вырезал из дерева скульптурное изображение в рост Ее и Богомладенца.

С первой четверти VII века практически весь Восток попал под исламское влияние. Был взят Константинополь, завоеваны все земли, где уже распространилось христианство – Персия, Сирия, Египет, Палестина, Северная Африка, юг Испании; мусульманские воители стремились подчинить и земли за Пиренеями. После четырех месяцев осады пал Иерусалим, и на месте разрушенного храма Соломона халиф Омар поставил мечеть. Пребывание христиан в Палестине, как жителей, так и паломников, становилось опасным для жизни. Паломники, которые возвращались, рассказывали о печальной участи и христиан, и святынь Святой Земли.

До начала XI века копилось возмущение христиан. В 989 крещена была Русь, но ростки христианства еще только набирали здесь силу, когда на Западе папская церковь вполне уже оформилась, обрела силу и воинственность, и с 1096 года началась пора крестовых походов против мусульманского Востока. До конца XIII века продолжалось это кровопролитное противостояние, и за этот период крестоносцы сумели вывезти на Запад множество христианских святынь, уцелевших за время мусульманского правления. С 1244 года, когда Османская империя распространила свою власть не только на Востоке, но и в землях юго-восточной части Европы вплоть до Италии и даже угрожала Риму, Иерусалим был утрачен для христианства. Но, благодаря крестовым походам, множество святынь веры было перевезено в Центральную и Западную Европу, дабы они избежали поругания и окончательного уничтожения. В мае 1291 года войска крестоносцев были вынуждены оставить Аккру, Тир, Сидон, Бейрут. Предание гласит, что разобранная каменная пристройка Святого Дома с иконой и скульптурным изваянием Богоматери с Младенцем, обернутыми фелонью, была одной из последних святынь, что они успели вывезти. Святой Дом перевезли в Далмацию, которая была областью Иллирии, исторической территории Хорватии, в VI веке присоединенной к Римской империи императором Августом. Было ли предпринято восстановление Святого Дома в Далмации - точных исторических сведений нет, но достоверно известно, что в 1294 году камни из стен Святого Дома, а также образ Пречистой были доставлены в итальянский портовый город Анкопу, а затем, приблизительно в период с 1465 по 1472 годы – в Лорето, где и состоялась полная реконструкция рукотворной части Святой Хижины.

Со временем история появления в Анконе Святого Дома превратилась в легенду, и жители города говорят уже, что Святой Дом явился сюда по морю, потому Лоретская Икона считается в католицизме покровительницей путешествующих по морю. О том, что Святой Дом пришел по волнам, есть свидетельство жителя Анконы Ринальдуччо: он утверждал, что его прапрадед лично видел и рассказывал, что Святой Дом прибыл «на волнах моря, как корабль». Но последняя найденная запись о прибытии Святого Дома говорит, что это могло было еще ранее – в 1440 году. Возможно, эмоциональное изложение события устами предка сеньора Ринальдуччо превратило путешествие Святого Дома по волнам на корабле в путешествие, как на корабле, поскольку случилось это по воле ангелов, покровительствовавших Эпиру – греческим землям, которые по северной границе примыкали к Иллирии, месту, куда поначалу из Палестины были доставлены камни, слагавшие стены Святого Дома. В Париже, в Национальном музее Средневековья и Термах Клюни хранится миниатюра XV века, изображающая Святой Дом, плывущий по морю на подобии плота, а над ним – Ангела Божия, охраняющего его во время пути. Суть миниатюры примиряет духовную и материальную суть события: да, Святой Дом прибыл по морю на корабле, но по Божией воле при посредстве и покровительстве сил бесплотных. В том же музее есть и еще одно произведение на ту же тему: изваянная из дерева скульптурная композиция, датируемая XV веком, «Легенда о Святом Доме в Лорето», в центре которой – скульптура с ангелами, которые несут Святой Дом на руках.

Место для воссоздания Святого Дома в Лорето также было выбрано не случайно: еще за век до перенесения его здесь была церковь «Святой Марии в лавровой роще». Здание святыни было восстановлено по точным чертежам, которые составили крестоносцы, прежде чем разобрать его в Назарете. Но у дома не было фундамента, стоял он у проезжей дороги, и жители опасались, что от резонанса в почве при проезде рядом здание может обрушиться, отчего и решили возвести вплотную вокруг Дома стены, которые, впрочем, быстро отошли от собственно его стен. В XV – XVI веках Святая Хижина в Лорето была окружена базиликой, сохранившейся поныне, и это место стало объектом всемирного полонения христиан, а все исследования ученых в 60-годах XX века совершенно точно доказали, что Святой Дом в Лорето в самом деле является той самой пристройкой пещеры в Назарете времени земной жизни Спасителя по всем исследуемым параметрам, как-то: техника обтесывания камней и кладки, сопоставление размеров сопредельных стен и плоскости их примыкания и так далее. Здесь, в алтаре под аркой за престолом, и находится ныне статуя Богоматери с Младенцем в окружении ангелов, ставшая прообразом иконы Божией Матери «Прибавление ума». Нынешнее изображение – вторично. Ученые полагают, что первое было вырезано не апостолом Лукой, а исполнено умбрско-макерджанским мастером гораздо позднее, в XIII – XIV веках. В 1921 году Святой Дом постиг пожар и древняя статуя сгорела, но скульптор Леопольдо Челани вырезал новую из древесины ливанского кедра по модели, воссозданной Энрико Кваттрини. Желая придать изваянию состарившийся вид, он зачернил его, но лик получился слишком темным. Сама же статуя Богоматери обернута в красный далматик, украшенный вышитыми золотыми крестами, драгоценными камнями и жемчужными нитями, глава Ее увенчана короной и окружена горящими лампадами – русский список повторяет все основные детали Лоретской святыни.

Кстати, православная версия иконы «Прибавление ума» теперь есть и в Лорето. Это отпечатки нашего русского списка, и паломники увозят с собой маленькие картонные иконки, под которыми по-итальянски написано: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века». И на церковно-славянском: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости», тем самым напоминая и нам, что есть еще одно название этого образа, называемое «Ключ разумения», которое имеет то же историческое происхождение, но иной иконографический образ.

История возникновения образа Божией Матери «Прибавление ума» в России

С XVII века в рукописных сборниках исследователи-историки часто находили текст с названием: «Повесть о храме Святыя Богородицы, в немже родися от Иоакима и Анны». Этот текст является списком с рукописи первой половины XVI века, в которой изложен рассказ русских послов Дмитрия Герасимова и Еремея Трусова об их посещении Рима и Лорето. Царь Василий Иоаннович направил их к папе Клименту VII для укрепления связей, которые к тому времени уже были достаточно тесными благодаря браку его родителей – Иоанна III и его второй супруги Софии Палеолог. Отец Софии, Фома Палеолог, византиец, был деспотом Мореи, так назывался тогда современный полуостров Пелопоннес, мать, Екатерина Дзаккариа происходила из древнего генуэзского рода.

Рукопись хранилась в библиотеке Московской Духовной Академии, судя по приписке в конце, была современна событиям, изложенным в ней. Приписка была датирована 1528 годом от Рождества Христова по современному летоисчислению и гласила: «В лето 7036. Приидоша июния на Москву посланницы великаго князя Василия Ивановича от папы римскаго Климента четвертаго Еремий Трусов с товарищи, иже видеша сию святую церковь от Рима 300 верст и к нам сие писание донесоша».

Западная церковь была весьма заинтересована в присоединении Русской Церкви к католической в составе Флорентинской унии, о чем сохранился документ – письмо папы Льва X к Василию Иоанновичу от 1519 года. Позже и Климент VII начал переписку с Василием III, предлагая ему дружеские и союзнические отношения. Климент принял русских посланцев и предложил им посетить Святой Дом в Лорето. Это предложение было продиктовано не только и не столько духовными мотивами, сколько политическими – наличие общехристианских святынь, которых немало было вывезено с христианских земель Палестины, должно было поспособствовать усилиям присоединения Православной Церковь к католической унии. Посланцы вернулись, привезли с собой «Повесть…» с подробным описанием и святого Дома, и статуи Лоретской Богоматери, но следствия, которого мог ожидать папа Климент, не произошло. Напротив, по воле Божией чудесным образом свидетельство о Лоретской иконе преобразовалось на Руси в свой изумительный, совершенно русский, хотя несколько нетрадиционный, образ, написанный в московской школе иконописи.

В начале XX века русский этнограф и археограф А.А.Титов привел в одном из своих трудов рассказ настоятеля Романовского Крестовоздвиженского собора, протоиерея Владимира Мирославского об истории рождения образа «Прибавление ума».

Где-то сразу после событий, связанных с нововведениями в церковно-обрядовую и прочую жизнь Православия на Руси патриарха Никона, жил в Москве весьма благочестивый прихожанин, иконописец, который читал много церковных книг, изданных при патриархе Иосифе, а затем те же, но исправленные патриархом Никоном. Он прочел их все и стал думать, следование каким из них более угодно Богу, чтобы спасти ему душу свою. Он так долго и усердно думал, что в конце концов сошел с ума. В минуты, когда к нему на время возвращался разум, он молил Божию Матерь о полном вразумлении его и прекращении мук сумасшествия. Он молился столь горячо, что ему в видении явилась Божия Матерь с Младенцем Иисусом Христом, оба Они были обернуты фелонью с крестами, вышитыми по ней, над Ними парили Серафимы и ангелы со светильниками в руках, а у ног Их раскинулся Иерусалим, его образ в Вышних. Богородица велела ему написать Ее Пречистый образ таким, каким Она ему явилась в видении. Иконописец начал работу, но мог работать только в минуты просветления разума, видение было столь кратким, что он быстро забывал его, тогда он снова молился, чтобы Господь помог ему восстановить Ее образ. Так страдательно, но с любовью он написал этот образ, и, едва его закончил, как разум вернулся к нему. Образ же с тех пор и зовется «Прибавление ума», или «Подательница ума».

К иконе этой начали стекаться душевнобольные, находящиеся в нервном расстройстве, и многие получали исцеление – так говорят старожилы. Но более всего исцеление и помощь получали дети, имевшие сложности в обучении, да и икона получилась у иконописца радостная, яркая, дающая надежду на спасение из тьмы безумия и духовного, и мысленного.

Значение иконы

На иконе «Прибавление ума» Головы Матери и Сына увенчаны коронами, Богомладенец правой рукой благословляет предстоящих перед иконой. В левой у Него лежит держава – символ Царства. Над Ними на фоне звездного неба – три Серафима, вокруг ангелы со свечами-светильниками, у ног – Херувимы, и внизу Горний образ Иерусалима.

Конечно, и корона на голове, и алая фелонь, расшитая крестами, подобно лоретскому далматику, – все эти атрибуты свойственны западной иконописи, но, пропущенный через сердце русского иконописца, мастера московской школы, получился совершенно родной, русский образ Богоматери, держащей на руках своих Свет Истины, Солнце Правды.

Да, к этому образу обращаются за помощью, когда есть проблемы с ясностью мысли, в скудоумии и потере разума и памяти, но если быть последовательными и рассуждать, как те, кто хочет спасти прежде всего душу для Бога, то не обратиться ли к ней нам с молитвой о близких, о тех, кто, по обычным понятиям, не безумен. Вроде и рассудок у них в порядке, и интеллект на высоте, и все получается в материальной жизни, но душа далека от Бога и более того, сами они не желают принимать в расчет, что именно душа, не ум - самая великая драгоценность. Каким бы ни был ясным ум, твердой - память, душа без Бога, без Света Истины – бредет впотьмах и рискует забрести туда, откуда нет возврата.

Почему иконописец увидел именно этот образ, как узнал о нем? Более приземленно настроенные исследователи полагают, что среди рукописей и книг, которые читал иконописец, была и «Повесть…» о Святом Доме в Лорето. Он прочел ее, и подробное описание статуи Лоретской Богоматери отпечаталось в его подсознании, воплотившись потом в видении, потому он и увидел Богоматерь такой, какой потом изобразил. Но никогда нельзя отрицать Божественной сути происходящего, когда речь идет о святыне. Пусть так рассуждают сомневающиеся. Мы позволим себе иное объяснение – Пречистая желала, чтобы именно этот образ был в Православной иконописи, как равновесный католическому Лоретскому, образ, целиком и полностью принадлежащий России, воплощенный из сердца православного иконописца. И мы видим, что даже все западные заимствования – корона, звездное небо, необычность изображения доличного все равно несут на себе отпечаток Православной нашей Руси: они народны, и в них есть торжественность и величие и драматизм русской иконы. И обращаясь к этому прекрасному образу, каждый найдет, что просить у Богоматери перед ним – ясного состояния духа, светлого благочестия души, чтобы не увязла она в безумствах мира сего, а следовала за освещающей ее путь в сумерках земного бытия Истиной.

Молитва первая

О Пресвятая Дево! Ты - Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты - Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство, и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные Им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь.

Молитва вторая

Царице моя Преблагая, Надеждо моя пресвятая, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь; отовсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо Сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся. Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная. Аминь.

Молитва третья

Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва четвертая

Премудрости Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави, ко Христу молящи усердно. Ты даждь ми слово, рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.

Празднование иконы Божией Матери, именуемой «Прибавление ума» («Подательница ума»), внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 20 декабря 2016 года (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 15 августа (по ст. стилю)).

Данные исследователей говорят о том, что иконография образа сложилась в XVI веке под влиянием западных гравюр и икон со сложной символикой. Однако большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» относится к XVIII-XIX векам. На них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на главах, при этом Христос благословляет правой рукой, а в левой руке Его - держава, символ царской власти. Богоматерь с Младенцем изображается на темнооливковом фоне в лучах Божественного света. Особенность иконы - своеобразные одеяния. Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ - далматик. Он красного цвета, богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. В верхних углах иконы - лампады с языками пламени. Пречистая Дева изображена на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала. С обеих сторон подлетают к Богоматери с Младенцем Ангелы с зажженными свечами; над главами Их - три Серафима, в подножии - Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.

Сохранилось старинное сказание, объясняющее происхождение названия иконы: “В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление ума»”.

В начале XX века русский исследователь Андрей Александрович Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии (точное указание на первообраз дал ему академик Никодим Павлович Кондаков): «Изображение этой иконы появилось на Руси, очевидно, с XVI века. В Лорето находится Святой домик или Святая хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, в общем сходно с иконой «Прибавление ума», которая западного происхождения, только переделана на «московский манер»».

В конце XX столетия выводы А.А Титова получили новые подтверждения трудами многих итальянских историков, археологов и искусствоведов. Паломники к Святому Дому в Лорето теперь могут увезти с собой такую же картонную иконку «Прибавление ума», какая продается в московских православных церковных лавках, только под итальянской иконкой добавлена подпись: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века. Старославянская надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости».

На Руси самая древняя из известных икон Божией Матери «Прибавление ума» находится в Ярославской обласи в Покровском храме города Романов-Борисоглебск (Тутаев).

Чудотворный образ «Прибавление ума» начала XVIII века находится в Московском Тихвинском храме в Алексеевском.

Перед этой иконой обращаются с молитвой к Богоматери и Ея Богомладенцу как к источнику высшей мудрости и разума. Просят о «прибавлении ума», о даровании помощи в учении, а также о духовном просвещении и помощи в воспитании детей.

Тропарь Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Прибавление ума», глас 4

О Преславная Мати Христа Бога нашего, благих Подателя, милостию Своею всю вселенную сохрани, даруй нам, рабом Твоим, премудрость и разум, светом Сына Твоего души наша просвети, едина Всепетая, от Херувим и Серафим славимая.

Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Прибавление ума», глас 2

Я ко умом Христовым нас просвещающую, хвалим Тя, Пречистая Мати Господа, всю вселенную держащаго, Красоты мира видимаго и невидимаго, лучами Жизни нас озаряющая.

Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Прибавление ума»

Б огородице Пречистая, Доме, Егоже созда Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов честнейши и Серафимов славнейши сущая. Мы же, дивная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


2 Сентября 2018

Икона Божией Матери Прибавление ума - молитва о помощи в учебе

Образ имеет особую благодать помогать в учебе, на экзаменах. Молитва перед иконой «Прибавление ума» - это обращение к Царице Небесной в бедах и трудностях с учебной и работой

Икона «Прибавление ума» - молитва о помощи в учебе, перед экзаменом

Чудотворная икона Божией Матери «Прибавление ума» имеет особую, как понятно из названия, благодать помогать в учебе, в возможности понимать новые знания. Пресвятая Богородица одна, но Церковное предание свидетельствует, что Она подает помощь в разных областях жизни через разные свои чудотворные иконы. Многие люди имеют любимый образ Богородицы, особенно близкий их сердцу.
Молитва перед иконой Богородицы «Прибавление ума» - это обращение к Царице Небесной в бедах и трудностях с учебной и работой, а также при психических расстройствах. На этой иконе Божия Матерь изображена стоящей и держащей на правой руке Младенца Христа, который благословляет молящихся.
Образ этот поистине чудотворный, и свидетельства дивных знамений от него были на протяжении нескольких веков.


Значение иконы Божией Матери «Прибавление ума» и иконография образа


    На иконе верующим предстает Богородица с Богомладенцем Христом, восседающим на Ее левой руке.


    Очень заметная деталь иконы - мандорла. Это овальное сияние вокруг Божией Матери и Младенца, в котором они, как в огне, стоят на иконе.


    Также интересно, что поверх своей одежды Богородица и Младенец закутаны как бы в общий плащ - красное с золотыми узорами царское одеяние под названием далматик.


    На голове Пречистой Девы - корона, точнее, украшенный царский венец, который по византийской традиции несколько сужается вниз. И верхняя одежда, и головное покрывало - мафорий - ярко-красного, алого или багряного цвета, символизирующего, как и корона, Царственное достоинство Владычицы Неба и Земли.


    Младенец держит в руке скипетр - символ власти.


    Пальцы благословляющего Младенца сложены в особом жесте именословного благословения, ниспосылающего благодать и использующегося священникам в Православной Церкви и сегодня. Значение этого жеста на иконе и в жизни - благословением именем Иисуса Христа. Пальцы правой руки при этом складываются, образовывая монограмму IC XC, где прямой указательный палец - буква «I» греческого алфавита, средний и мизинец - две буквы «С», а букву «Х» образуют скрещенный большой и безымянный пальцы.


    Ногами Богоматерь с Младенцем опираются на облако, которое поддерживает Херувим (Небесное существо, один из Ангельских Сил в виде головы, окруженной крыльями). Наде Ней - еще три Серафима, также из Ангельских Сил.


    Вокруг Богородицы - четыре ангела со светящими свечами, символизирующими славу Божией Матери и просвещение Ею ума;они также опираются на облака.


    Богородица стоит как бы в арке, внутри которой - ночное небо со звездами, а по бокам висят лампады. Свет звезд и лампад также означает, что Богородица просвещает умы Своей благодатью, благодаря Ей и Ее Сыну и звезды сияют, и лампады, и свечи горят.


Внизу расположен город как символ Небесного Иерусалима - Царства Божьего, рая.
Важно, что и Богородица, и Ее Божественный Сын имеют символы власти, как бы вместе управляя мирозданием, разделяя Божественную славу. Эта икона принадлежит к «акафистным» иконам. Их смысл - прославлять Царицу Небесную, воспевать ее величие. Такой вид икон отличается царственными символами, торжественной позой Богородицы.



История иконы Божией Матери «Прибавление ума»

По преданию, во времена церковного раскола (старообрядцы не принимали правок церковных книг и крещения тремя пальцами, введенных Патриархом Никоном) в XVII веке один иконописец старался, но не мог понять, как правильно молиться, на какую сторону стать, Патриарха ли или древних традиций. Он попросту сошел с ума, но в периоды просветлении молился помощи Пресвятой Богородице. Тогда Она Сама явилась ему в видении и благословила написать Свой образ. Как только он завершил икону, то исцелился от душевной болезни, обрел рассудок.


Также искусствоведам известно, что подобный русскому образ есть в Италии: в городе Лорето есть резная деревянная статуя Богородицы с Младенцем, закутанная в плащ-далматик. С одной стороны, искусствоведы решили, что икона «Прибавление ума» могла быстро распространиться в России под влиянием итальянских гравюр Богородицы Лоретской, с другой - итальянцы стали почитать русский православный образ «Прибавление ума».



Где найти чудотворную икону и списки образа «Прибавление ума»


    Оригинал иконы находился в кафедральном Спасо-Преображенском соборе города Рыбинск, но был утрачен.


    На сегодня древнейший список образа находится в Покровском храме города Романово-Борисоглебск, что ниже по течению Волги, между Рыбинском и Ярославлем. Возможно, это и есть чудотворный образ, перевезенный из Рыбинска.


День памяти чудотворного образ «Прибавление ума» раз в году – 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы и память иконы Софии, Премудрости Божией.


В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти образа Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы иконе «Прибавление ума»: тропари и кондаки.


Икона 27 и 28 августа выносится на середину каждого православного храма, а в Рыбинской епархии, центре почитания «Прибавление ума», с оригиналом образа совершаются крестные ходы. Короткую молитву Богородице перед иконой «Прибавление ума» можно читать онлайн на русском языке в любое время:


О Славная Мать Христа Бога нашего, благих даров Подателя, милостью Своей всю вселенную сохрани, подай нам, рабам Твоим, мудрость и разум, светом Сына Твоего души наши просвети, Единственная Хвалимая всеми, прославляемая Ангельскими Силами, Херувимами и Серафимами.


Светом Христовым нас просвещающую, хвалим Тебя, Пречистая Мать Господа, всей Вселенной Управляющего, Красотой мира реального и духовного, лучами Жизни нас озаряющая Дева.



В чем помогает икона «Прибавление ума» и как молиться перед ней

Перед этой иконой просят Божию Матерь и Самого Господа - Источник мудрости, Истины и разума - о вразумлении, помощи в учении и освоении новых знаний, трудоустройстве и понимании новой работы, о помощи в воспитании детей.


Чудотворная икона Богородицы «Прибавление ума» помогает во многих трудностях:


  • При неуспеваемости в учебе у студентов и школьников;

  • О детях, помощи в их непоседливости и трудностях школьной жизни;

  • О душевнобольных, психически больных;


  • В задержках умственного развития детей и взрослых;

  • При рассеянности, трудностях в концентрации внимания;

  • В необходимости осваивать новые знания, повышать квалификацию в работе;

  • В сложной работе, написании дипломов и диссертаций, создании научных проектов;

  • Для новых идей, верных решений;

  • По наблюдениям сельских жителей, молитва перед иконой «Прибавление ума» спасает в лихорадке, при больших укусах насекомых, нападении опасных животных;

  • В ветрах и стихийных бедствиях;

  • Молитва перед этой иконой вселяет надежду на лучшее, дарует истинную Благодать. Доверие Господу, вера в помощь Его Матери - вот залог духовной жизни и избавления от всех напастей.

Поистине, тоска, депрессия и отчаяние - смертные грехи, как о том говорит Церковь. Они могут больше поломать человека, чем сами житейские трудности, которым мы зачастую придает слишком большое значение.



Молитва на учебу, перед экзаменом иконе «Прибавление ума»

Перед сдачей важных экзаменов люди обращаются за помощью ко Господу и Божией Матери. Для многих это первое посещение храма или даже первая молитва. Каждый понимает, что, сколько бы ни готовился, всегда существует элемент случайности, который может свести на нет многие усилия.


Психологи советуют перед экзаменом иметь уверенность в своих силах. Вот почему даже они поощряют обращение к различным талисманчикам, счастливым ручкам, прохождению в пятый турникет в метро, аффирмациям и так далее - главное, быть спокойным и верить в лучшее.


Молитва же - наиболее правильное средство. Ведь это не только самоуспокоение, но и обращение к Богу и Его святым, понимание, что все события жизни человека - в руках Божьих и вы доверяете Ему, Помощнику всем людям.


Любая молитва - это разговор верующей души с Господом, Его Матерью и святыми. Молитва - средство лечения сердечных ран, тревог и болезней. Словами молитвы вы даете Господу возможность Своей волей помогать вам, впускаете заботу Божию и Богородицы в свою жизнь. Вы можете просить Пресвятую Богородицу о любом добром, нужном вам деле.


Молиться можно в любое время суток. Православная Церковь определила слова молитв утренних и вечерних молитв для христиан - при чтении по молитвослову они занимают около 10 минут. Среди этих молитв есть обращения к Богородице. Вы можете дополнять их или молиться днем, обращаясь Божией Матери своими словами или молитвами, приведенными на нашем сайте. Важно не просто произносить слова, а молиться с искренней верой, от души.


    Можно посетить любой православный храм - возможно, там будет икона «Прибавление ума» - или приобрести ее для домашней молитвы.


    Молясь дома или в храме, зажигайте перед ней тонкую церковную свечу.


    После молитвы можно прикладываться к иконе: дважды перекреститесь, поцелуйте руку или край одежды изображения на иконе, перекреститесь еще раз.


    Читайте молитву со вниманием, пребывайте в общении с Богородицей, обращайтесь к Ней, как к живой. Расскажите своими словами о беде и скорби, попросите помощи.


Молитву перед иконой Божией Матери «Прибавление ума» можно читать онлайн на русском языке:


«О Пресвятая Дева! Ты – Непорочная Невеста Бога Отца и Мать Божественного Его Сына Иисуса Христа! Ты - Царица Ангелов и спасение людей, Обличительница грешников, Карающая богоотступников. Помилуй и нас, тяжкие грехи совершивших, не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и монашества, многие обещания, которые клялись исполнять.
Когда Дух Святой ушел от царя Саула, то страх и уныние напали на него, тоска и уныние души мучили его. Сейчас и мы из-за грехов наших остались без благодати Духа Святого. Разум наш испортился суетой, о Боге мы забыли и омрачили эти души наши, а теперь притесняют наше сердце печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство и многие иные грехи. Не имея радости и утешения, просим Тебя, Мать Бога нашего Иисуса Христа, попроси Ты Сына Твоего простить нам беззакония наши и ниспослать к нам Духа Своего, Утешителя доброго, как послал Он Его на апостолов, чтобы утешенные Тобой и просвещенные Духом Святым Тебе благодарственную песнь вознесли мы: радуйся, Богородица, Царица наша Небесная, ради нашего спасения прибавляющая нам ума. Аминь».


Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!


Происхождение образа Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» напоминает детективный сюжет в лучших его традициях. Предание переплетается с историей – икона, почитаемая с XVI века на Руси, имела свой древний прообраз. Евангелист, врач, один из семидесяти учеников Христа, помощник апостола Павла (наверное, вы слышали «Гимн любви» апостола Павла), евангелист Лука был и иконописцем. Авторству апостола Луки принадлежит несколько икон Божией Матери, например, Владимирская (в Третьяковке). Он же, по преданию, создал статую Лоретской иконы Божией Матери. Того самого прообраза иконы «Прибавления ума». Позже было установлено – статуя вылеплена в XIII–XIV веках и не апостолом Лукой, тем не менее, для православной аудитории факт создания образа иконописцем, евангелистом Лукой неоспорим: «Благослови евангельских тайн благовестника апостола Луку написати пречистого лика Твоего изображение».

Лорето

Лоретская статуя Божией Матери – статуя с внушительной историей, вобравшей в себя тысячелетия. По преданию, Образ Пресвятой Богородицы приплыл в Италию из Назарета в результате Крестовых войн XIII века. Находилась статуя в Святом доме – в нем, как доказали исследователи, Богоматерь провела свои детство и юность. Покидая завоеванный мусульманами Иерусалим, в 1297 году, крестоносцы перевезли Святой дом в Долмацию, а оттуда, в 1294 году, Святой дом вместе с образом Пресвятой Богородицы пропутешествовал в маленький портовый город Анкопу, а затем уже в Лорето. С этих пор Лорето стал центром паломничеств - в 1844 русский паломник, архимандрит Порфирий, записал в дневник свои впечатления о посещении Лоретской базилики: ««На самом месте дивного события построена великолепная церковь. Лишь только войдешь в нее, прямо взору представится та священная пещера, в которой Архангел благовестил Смиренной о воплощении в Ней Сына Божия. Эта пещера была внутри дома и, вероятно, составляла нижний этаж оного, где Богоматерь занималась рукоделием и богомыслием. Замечательно, что и ныне назаретянки работают в нижних частях дома, а в верхней комнате только покоятся ночью. Замечательно также, что и ныне в некоторых домах есть пещеры или, лучше, дома, пристроенные к пещерам. Я видел мимоходом один такой дом в верхней части города. Не мудрено же, что и дом Иосифа пристроен был к натуральной пещере, где была рабочая и кухня».

Появление на Руси

На Руси известия о Лоретской иконе появились благодаря взаимной заинтересованности православной и католической церквей. Русский князь Иван III, женившийся на Софии Полеолог, приобрел не только мудрую жену, но и обратил взгляд западного мира на Русское княжество. Сын своего отца, великий князь Василий III стремился на Запад, его контакты с папой наладились еще в 1503 году, уже в 1519 Василий III ломал голову, стоит ли православному народу Руси и католической пастве Льва X объединиться под эгидой Флорентийской унии. Оппоненты были, прежде всего, заинтересованы в создании общего «фонда» святынь Востока и Запада. В 1524 году по приглашению папы Климента VII, в очередной раз стремящегося распространить свое влияние на души русского княжества, в Италию отправилась русская депутация. Экскурсия к Святому дому в городе Лорето должна была склонить непреклонную православную делегацию на сторону папы. Еремей Трусов и Дмитрий Герасимов были поражены святыней из Назарета, по возвращении делегатов князь Василий услышал чудесную историю Святого дома и статуи Пресвятой Богородицы, а на Руси появились первые списки Лоретской иконы Божией Матери.

Сумасшедший иконописец

В 1547 году Москву охватили пожары, с образа Лоретской Богоматери была написана икона «на московский манер» «Прибавления ума». С фактами появления иконы «Прибавления ума» соседствует сказание. Авторство иконы приписывают неизвестному иконописцу. Сказание повествует о благочестивом человеке, вдруг заинтересовавшемся исправленными книгами патриарха Никона. Пытаясь понять, верна ли вера Никона, иконописец сошел с ума. В перерывах между припадками безумия, мужчина молил Пресвятую Богородицу о прощении и возвращении здравого ума. Пресвятая Богородица являлась иконописцу несколько раз, а он написал ее образ. Здравый рассудок к иконописцу вернулся, а икона получила название «Прибавление Ума».

Две иконы или больше

История Лоретской иконы Божией Матери положила начало созданию и почитанию ее русской интерпретации – иконы «Прибавления Ума». В Русской Православной Церкви почитаются обе иконы, поклониться иконам приходят по разным причинам. Долгое путешествие Лоретской статуи прочно вплелось в ее значение для верующих – к Пресвятой Богородице из Лорето приходят путешественники, к ее русскому списку - за умом. Образ «Прибавления ума» не единственный – с просьбой о мудрости православные обращаются также к иконе «Ключ разумения».

Загадки иконографии

Созданная в Москве икона «Прибавления ума» написана не по московским канонам. На иконе изображены Иисус Христос и Пресвятая Богородица – мотив привычный для мировой иконографии. Но перед нами не женщина с младенцем на руках – Мать и Сын изображены спеленатыми вместе богослужебным облачением. Головы Святого Семейства венчают венцы, в верхних углах мерцают лампады, под аркой портала виднеется звездное небо. Хитон – далматик, скрывающий тела Пресвятой Богородицы и младенца Христа напоминает о прообразе иконы – статуе Лоретской Богоматери. Изображенные вместе – Иисус Христос и Пресвятая Дева обращают нас к Софии - Премудрости Божией.

Почитание

Разграничивать обязанности тех или иных святых – обычай не новый. К Пантелеимону – от болезней, к Спиридону Тримифунтскому – за богатством. У иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» просят о вразумлении неразумных детей, об удачных экзаменах и успокоении сумасшедших. Просят, помня об истории неразумного иконописца. Доступ к иконе ограничен – списков крайне мало. Редкая икона с особенной историей – образ Пресвятой Богородицы «Прибавления ума» находится в Ярославской области, в небольшом городке на берегу Волги – Тутаеве и совершает чудеса. Другой чудотворный образ Пресвятой Девы «Прибавление Ума» начала XVIII века находится в Московской Тихвинской церкви в Алексеевском.