Как звери к зиме готовятся. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по окружающему миру "Как звери к зиме готовятся"

Тема занятия : Как звери к зиме готовились?

Программное содержание : Познакомить детей с понятием дикие животные. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери делают запасы на зиму, меняют окраску. Развивать наблюдательность, внимательность. Воспитывать трудолюбие и партнерские отношения на занятии.

Материал : куклы Незнайка, Гномик. Магнитная доска. Фигурки для картины «Поздняя осень». Аудиозапись гомона птиц. Письмо от Гномика. Две веточки с разным количеством шишек. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Угостим друзей чаем»: чашки, блюдца по количеству гостей. Чайник, скатерть, варенье, салфетки. Разрезные карточки на каждого ребенка с изображением пенька.

Ход занятия

Раздается стук в дверь, заходит Незнайка. Он печально здоровается с детьми. Воспитатель интересуется, почему Незнайка такой грустный. Незнайка что-то шепчет воспитателю. Воспитатель сообщает детям, что Незнайка в гости ждал своего друга Гномика. Но тут почтальон принес письмо от Гномика. И только Незнайка хотел прочитать письмо, как лиса с волком подбежали, оторвали часть письма и убежали. Воспитатель успокаивает Незнайку и читает письмо от Гномика:

«В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся к...»

Воспитатель задает детям вопрос:

— Как вы думаете, что могло быть написано в письме? (ответы детей обсуждаются)

Все вместе решают пойти в лес к Гномику.

Воспитатель вместе с детьми и Незнайкой переходят на другую сторону комнаты (выставлена магнитная доска с пейзажем леса поздней осенью: улетающий караван птиц, деревья без листьев, заяц в белой шубке выглядывает из-за березы. Белка сидит на веточке с шишками. Медведь несет к ямке возле сваленного дерева ветки и сучья. Ежик бежит к норке и несет на спинке яблоко и грибок. За пеньком спрятался Гномик).

Звучит аудиозапись гомона птиц. Незнайка обращает внимание детей на то, что в лесу очень шумно.

Гномика не видно. Да он нас и не услышит в таком шуме. Что же здесь происходит? (ответы детей обсуждаются)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину осеннего леса.

Проводится дидактическая игра «Опиши картину!»

Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривал картину на магнитной доске.

Почему птицы так шумят? (Птицы собираются в стаи и улетают в жаркие страны).

Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечего кушать)

Где наш любимый зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за березой. Поэтому его не видно)

Почему зайка спрятался за березой? (Потому что у березы ствол белый, как шубка у зайца зимой)

Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадет снег, ему будет легче спрятаться от врагов)

Посмотрите, куда так спешит вот этот ежик, и что он несет на своей спинке? (У ежика на спинке грибочек и яблочко. Несет все это ежик в свою норку)

Зачем ежик несет эти продукты в свою норку? (Ежик на зиму делает запасы)

Найдите на картине, кто еще на зиму делает запасы? (белочка)

Что белочка запасает на зиму? (грибы, ягоды и шишки)

Незнайка сообщает детям, что белочка умеет считать. Так как она выбирает только те веточки, где больше всего шишек.

Воспитатель задает вопрос детям:

Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Стукнет по ветке и замрет, затем на другую ветку прыгнет, опять стукнет и замрет. Белочка считать, конечно же, не умеет. Но у нее очень хорошее зрение. Давайте проведем опыт и узнаем, зачем белочка стучит по веточкам.

Проводится опытническая работа «Зачем белочка стучит по веточкам?»

Цель: Определить, на какой ветке больше шишек.

Материалы: две веточки с разным количеством шишек.

Воспитатель снимает часть шишек с веточки и вешает на веточку, где было мало шишек. Опыт повторяется.

Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)

Зачем белочка стучит по веточкам? (Чтобы определить, какая веточка колышется дольше)

Какая веточка колышется дольше? (та веточка, на которой шишек больше)

Где белочка прячет свои запасы? (в дупле)

Зачем медведь носит к ямке возле сваленного дерева ветки и сучья? (устраивает себе берлогу)

А что такое берлога? (это домик для медведя)

Какие запасы на зиму делает медведь? (Медведь не делает запасов на зиму, потому что он всю зиму спит)

Посмотрите на картину и скажите, что делают звери? (Звери готовятся к зиме)

Кто догадался, что было написано в письме Гномика?

Ребята, а почему мы здесь не видим лису, волка и Гномика? (ответы детей обсуждаются)

Незнайка предлагает детям поискать его друга Гномика и задает вопрос:

Где может быть Гномик? (ответы детей обсуждаются)

Мы узнаем, если соберем эти разрезные картинки.

Проводится дидактическая игра «Собери картинку!»

Детям раздаются разрезные картинки из пяти частей, которые они должны собрать и назвать изображение.

Дети собирают картинки, определяют, что это пень. Находят пень и Гномика на картине.

Гномик приветствует Незнайку и ребят:

Незнайка, ты уже догадался, почему я не смог прийти к тебе в гости? Я спешу приготовить свой домик к зиме. А эти проказники лиса и волк нам только мешают. Поэтому мы их прогнали из леса. Вы их не видели?

Незнайка просит детей рассказать Гномику, как лиса и волк оторвали от письма кусочек, как он переживал за своего друга, и как дети помогли Незнайке. Гномик благодарит детей и угощает всех чаем.

Проводится сюжетно-ролевая игра «Угостим друзей чаем».

Гномик просит всех лесных друзей: белочку, ежика, зайчика угостить ребят чаем и тем, что они запасли на зиму. Дети помогают накрыть на стол, рассаживают гостей. Лесные друзья угощают Незнайку и детей чаем с земляничным вареньем, орешками, яблочками, морковкой.

В конце занятия дети благодарят лесных друзей и возвращаются с Незнайкой в детский сад.

Конспект совместной образовательной деятельности

/старший дошкольный возраст/

Тема: «Как звери к зиме готовятся. Белочка»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация»

Цели:

  • формировать у детей представления о диких животных, знания о том, как звери готовятся к зиме;
  • формировать у детей умение украшать лист бумаги крупной веткой с завитками (элементом декоративных изделий), использовать для украшения ветки различные знакомые элементы (цветы, листья, ягоды, мелкие завитки);
  • развивать координацию движений, пространственную ориентировку;
  • воспитывать эстетические чувства.
  • Материалы и оборудование: картинки с изображениями животных леса; простой карандаш, альбомные листы; акварельные краски, кисточки.

  • Организационный момент
  • Я предлагаю вам сегодня помочь белочке подготовить запасы на зиму.

    Ребята, какое время года вы видите на экране? (Зима). Посмотрите, какой красивый зимний лес. Как будто белым покрывалом снег покрыл ветки деревьев, ёлок, землю.

    А вы знаете, что лес служит «домом» для многих диких животных? (Да).

    А каких диких животных вы знаете? (Ответы детей).

  • Беседа о том, как звери к зиме готовятся.
  • Игра «Кто лишний?».

    Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Кто лишний». (Воспитатель объясняет правила игры). Я вам буду показывать на экране животных и птиц, а вы найдите, кто из них будет лишим.

  • Лиса, волк, медведь, заяц. (Медведь будет лишним, он уходит в зимнюю спячку.)
  • Сорока, ворона, воробей, голубь, скворец. (Скворец, он перелётная птица.)
  • Грач, ласточка, скворец, воробей. (Воробей, он зимующая птица.)
  • Давайте теперь отгадывать загадки, а правильный ответ будет появляться на экране.

    Сам зверёк поменьше кошки,

    Хвост пушистый и большой.

    Ну, и быстрые же ножки

    Скачут по лесу стрелой. (Белка.)

    Весь в колючках,

    Ворчит, как злючка,

    Чуть испугается,

    В клубок свивается. (Ёж.)

    Серовато, зубовато,

    По полю рыщет,

    Телят, ягнят ищет. (Волк.)

    Угадайте, что за шапка.

    Меха целая охапка,

    Шапка бегает в бору,

    У стволов грызёт кору. (Заяц.)

    Хитрая плутовка,

    Рыжая головка,

    Хвост пушистый - краса!

    А зовут её - ... (Лиса).

    Зимой спит,

    Летом ульи ворошит. (Медведь.)

    Как готовятся и зимуют белка и заяц? Что общего в подготовке к зиме у этих животных? (Меняют окраску меха.) В чём разница? (Белка делает запасы, а заяц нет. У белки есть дупло, где она скрывается от морозов, а у зайца нет.) А как белка устраивает себе гнездо? Гнездо у белки в дупле или прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри свое жилище зверек вы­стилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или... хвостом.

    Чем питается заяц?

    В основном зайцы питаются веточками осины, березы, а также клена, дуба, орешника. С ве­ток более толстых сгрызают только кору. Едят и сухую траву, правда, не очень охотно. Не отка­жутся они и от сена, лежащего в стогах. Иногда зайцы зимой наведываются в сады, где обгрыза­ют кору с молодых деревьев, поэтому люди на зиму обвязывают стволы плодовых деревьев. День заяц проводит в укромных местах - под поваленным стволом, под пнем или в кустах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. От хищников зайца спасают ноги, он быстро и легко передвигается зимой, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шер­стью, не позволяют ему провалиться в снег. Когда заяц убегает от хищников, он заносит задние ноги за передние, поэтому большие отпечатки получаются впереди, а маленькие - сзади.

    Как готовится и зимует лиса, чем она питается зимой? Как готовится к зиме медведь? (Усиленно питается, устраивает место для зимовки.)

    Как зимует медведь? (Впадает в спячку.) Берлогу медведь устраивает в сухом месте, в углублении под вывернутым с корнями пнем. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет, медведь облизывает подошвы горячим языком, поэтому про мишек говорят, что зимой они сосут лапы.

    Ребята, знаете ли вы других диких животных, которые тоже спят зимой? (Ответы детей). А я предлагаю вам рассмотреть изо­бражение барсука. В отличие от медведя барсук зимой просыпается - поест запасов и снова за­сыпает. Нору себе он роет в сухом месте глубокую и широкую, а в ней еще несколько отнорков делает. Ежи, ящерицы, лягушки, жабы, ужи, змеи, летучие мыши зимой находятся в спячке.

    А теперь я вам загадаю еще одну загадку:

    Трав копытами касаясь,

    Ходит по лесу красавец,

    Ходит смело и легко,

    Рога, раскинув широко. (Лось.)

    Лося народ называет лесным великаном. Медленно бродит он зимой среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретит поваленную осину, обгладывает кору. На ночь и в непогоду лось прячется в углубления в снегу. У отдыхающего лося из укрытия видны только голова и спина, покрытая особенно густой шерстью. Ноги он прячет под теплое брюхо.

  • Игры.
  • Вы меня, наверное, уже заслушались. Давайте мы с вами поиграем и я послушаю вас. Игра называется «Закончи предложения». Прослушайте начало предложений и закончите их:

    Неуклюжий, как...

    Быстроногий, как …

    Хитрый, как …

    Голодный, как …

    Колючий, как …

    «Кто, где живёт?» (настольно – печатная игра)

    Ответьте на вопросы и найдите ответы:

    (Кто?) юркнула в дупло.

    (Кто?) залез в берлогу.

    (Кто?) спряталась в нору.

    (Кто?) шмыгнул в логово.

    (Кто?) забрался под листья.

    (Кто?) укрылся под кустом.

  • Рисование белочки.
  • Вы теперь знаете о том, как белочка проводит зиму, меняет окраску меха, где она живет, чем питается. А теперь давайте ее нарисуем. Вначале мы нарисуем в прямоугольнике овал - туловище. Еще овал - вот голова. Задние лапки - это овал внизу. Передние лапки - это два овала посередине. Затем рисуем длинный хвост, который сверху вписываем в круг, носик и ушки. Подумайте, что будет в лапках у белочки: орешки, грибы или ягоды. Подумайте, на чем будет сидеть белочка: ветка лиственного дерева или хвойного дерева. Вспомните правила работы карандашом, акварельными красками.

    Дети рисуют белочку.

  • Рефлексия. Выставка детских работ.
  • Итог занятия.
  • Как звери готовятся к зиме?

    Как звери зимуют в лесу?

    Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные, объясните свой выбор.


    Ясинская Виктория Николаевна

    Конспект комплексного занятия

    «Как звери готовятся к зиме»

    в старшей подгруппе детского сада «Колосок» ,

    филиала МДОУ Новомалыклинский д\с «Солнышко»

    воспитателя разновозрастной группы

    Будылевой Алефтины Федоровны

    Программное содержание.

    1. Систематизировать знания детей о жизни диких животных в лесу, о том, как звери готовятся к зиме. Закрепить с детьми понятия о заповеднике, егере.

    2. Развивать связную речь детей, умение подбирать к прилагательным подходящие по смыслу слова, творческое воображение, наблюдательность.

    3. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных.

    Предварительная работа.

    Рассматривание альбомов, открыток о диких животных Чтение художественной литературы: В.Бианки «Хвосты», М.Пришвин «Еж», Л.Толстой «Зайцы». Инсценировка сказки

    «Теремок», проведение занятия «Как зовут медведя, лису, зайца?» Лепка: « Много зайчиков больших и маленьких».

    Рисование: «Лиса», «Наш мишка».

    Материал к занятию.

    Письмо, шишки с загадками, картинки с изображением

    диких животных, листы-задания на каждого ребенка:

    «Кто где живет?», «Преврати фигуру в какое-либо животное», карандаши, атрибуты оформления зимнего леса.

    Ход занятия:

    Воспитатель с детьми заходят в группу, здороваются с гостями, показывает письмо, говорит:

    «Кто-то бросил к нам в оконце

    Посмотрите, письмецо.

    Может это лучик солнца,

    Что щекочет мне лицо,

    Может это, воробьишко,

    Пролетая, обронил.

    Может кто письмо, как мышку

    На окошко заманил?»

    Интересно, от кого же оно, ребята, вы хотите узнать? Давайте прочитаем его: «Здравствуйте, дорогие ребята. Вы бывали когда-нибудь в зимнем лесу? Приглашаем вас к нам в гости».

    Ребята, письмо никто не подписал, вместо подписи нарисована шишка, кто же это может быть?

    Давайте внимательно посмотрим вокруг, может быть и шишки найдутся в нашей группе, не только письмо».

    Дети находят шишки в них записки с загадками.

    Воспитатель: - «Дети шишки не простые, они с сюрпризом загадкой, слушайте внимательно, будем отгадывать».

    1 - «Зимой спит, летом ульи ворошит» (Медведь)

    2 - «Весь в колючках, ворчит, как злючка,

    чуть испугается, в клубок свивается». (Еж)

    3 - «Серовато, зубовато, по полям рыщет,

    телят да ягнят ищет» (Волк)

    4 - «Угадайте, что за шапка, меха целая охапка.

    Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору». (Заяц)

    5 - «Хитрая плутовка, рыжая головка,

    Хвост пушистый - краса, а зовут ее ………..» (Лиса)

    6 - «Юркий, маленький зверек

    По деревьям, прыг да скок». (Белка)

    Ребята, вы молодцы, отгадали все загадки. Шишка за шишкой, мы и не заметили, как оказались в зимнем лесу. Только что-то нас никто не встречает, а вы догадались, кто нас пригласил в зимний лес? (ответы детей). Ребята, посмотрите на деревьях висят картинки с изображением этих зверей. Дети, как их всех можно назвать?

    Дети - Дикие животные.

    Воспитатель - А почему, ребята, их называют дикими животными?

    Дети - Потому что они живут в лесу, сами добывают себе еду, строят жилище, растят своих детенышей, заботятся о них.

    Воспитатель - Правильно, ребята. Давайте вспомним и расскажем,как готовятся к зиме и зимуют дикие животные. (Подзывает к себе детей, у которых в руках изображение медведя и ежа)

    Дети, как готовятся к зиме медведь и еж? (Усиленно питаются, откладывают жир, устраивают место для проведения зимы)

    Как они проводят зиму? (Они спят до весны: медведь в берлоге, а еж, устаивается под корягой в ямке, в постельке из листвы и травы.)

    Ребята, вспомните, какой еще зверек спит всю зиму? (Барсук)

    Дети, а чем белка и заяц похожи в подготовке к зиме? (Меняют окраску меха). А чем, заяц и белка отличаются в подготовке к зиме? (Белка делает запасы на зиму, а заяц нет, белка зимует в дупле, а у зайца нет никакого жилья, он ночует под кустиком).

    Воспитатель: - Ребята, а лиса и волк как готовятся к зиме? Почему? (Волк и лиса не делают запасов на зиму, они всю зиму проводят в охоте на зайцев, мышей и другую добычу)

    Воспитатель: - Дети, а какому животному трудно зимовать без помощи человека? Отгадайте загадку и вы ответите на мой вопрос.

    Трав копытами касаясь,

    Ходит по лесу красавец.

    Ходит смело и легко

    Рога, раскинув широко. (Лось)

    Дети, почему лосю трудно зимой? (Мало корма для животного)

    Правильно, ребята. Скажите, пожалуйста, как называется место, где охраняют жизнь каждого зверя, птицы, где помогают морозной зимой выжить, прокормиться? (Заповедник)

    Молодцы, а как называют человека, который помогает этим зверям? (Егерь).

    Мы с вами тоже помогаем зимовать птицам, которые прилетают к нам зимой на участок. Что мы для этого делаем? (Развешиваем кормушки, насыпаем корм.)

    Молодцы, ребята. Давайте поиграем в игру - «Закончи предложение», в котором мы с вами будем подбирать подходящие по смыслу слова.

    «Большой, неуклюжий, как ……… (Медведь)

    «Длинноухий, быстроногий, как …... (Заяц)

    «Красивая, хитрая, как ……. (Лиса)

    «Зубастый, голодный, как ….. (Волк)

    «Колючий, маленький, как …….. (Еж)

    «Маленькая, ловкая, как ….. (Белка)

    Воспитатель: - Давайте, ребята, немного отдохнем.

    Нам лениться не годится, помните, ребятки.

    Даже звери, даже птицы делают зарядку.

    А лисята, как проснутся, очень любят потянуться.

    Обязательно зевнуть, ловко хвостиком вильнуть.

    Ну, а мишка косолапый широко разводит лапы,

    То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.

    Раз присядка, два прыжок и опять присядка.

    А потом опять прыжок - заячья зарядка!

    Птичка скачет, словно пляшет, птичка крылышками машет

    И взлетает без оглядки это - птичкина зарядка.

    Воспитатель: - Ребята, давайте присядем за столы и поиграем в игры: «Кто где живет» и «Преврати фигуру в какое-либо животное».

    В первом задании нужно соединить зверька линией с его жилищем, а на втором листочке дорисовать фигуры до изображения какого-либо зверя.

    Фоном выполнения творческой работы звучит песня: «В лесу родилась елочка».

    Воспитатель - (Собирая работы) Дети, где сегодня мы с вами побывали, что узнали?

    Мы в природе побывали

    О ней много мы узнали

    А теперь расскажем вам

    Что увидели мы там.

    Под корягой в буреломе

    Спит медведь в уютном доме,

    Положил он лапу в рот

    И как маленький сосет

    Белка спряталась в дупло,

    В нем и сухо и тепло

    Запасла грибов и ягод

    Столько, что не съешь и за год.

    У косого нет берлоги

    Не нужна ему нора

    От врагов спасают ноги

    А от голода, кора.

    Старый лис устроил норку

    А под листьями лежат

    Два неопытных ежа.

    Воспитатель - Молодцы, ребята. Давайте мы оставим наши рисунки в подарок нашим лесным друзьям, прикрепив их на веточках.

    Пояснительная записка.

    Программное содержание:

    1. Образовательные задачи:

    Учить различать звуки лесных животных;

    Учить выполнять образные упражнения под слово;

    Учить ориентироваться в пространстве;

    Закреплять знания детей о том, как животные готовятся к зиме;

    Учить аккуратно наклеивать готовые детали;

    Создание коллективной работы;

    Совершенствовать знания детей о времени года осень и её признаках.

    2. Развивающие задачи:

    Развивать речь, наблюдательность, внимание;

    Развивать моторику рук и воображение;

    Развивать композиционные умения в расположении предметов;

    Развивать умение реагировать на начало и окончание звучания музыки, - развивать умение менять движение в соответствии с характером музыки;

    Развивать умение отвечать на вопросы;

    3. Воспитательные задачи:

    Формирование мотивации учения через игровой сюжет занятия;

    Продолжать воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие к сказочным персонажам, вызвать желание помогать им;

    Способствовать обогащению музыкальными впечатлениями, накапливанию слушательного опыта;

    Прививать желание работать в коллективе, команде.

    4. Методы и приёмы.

    Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и сознания мотивации.

    Использование наглядного материала, пальчиковая гимнастика, пение, задания на образные перевоплощения, задания на развитие художественно – творческих способностей детей. Вопросы к детям.

    5. Материалы для задания.

    Запись звуков животных, картинки и изображением животных, нарисованная на ватмане большая корзинка, игрушка – белочка (ёжик, маленькие готовые детали для аппликации (грибочки, ягодки, орешки) .

    Демонстрационный материал.

    Зал украшен в соответствии с временем года – осень, центральная стена – лесная полянка.

    6. Предварительная работа.

    Рассматривание осенних пейзажев.

    Слушание музыки Чайковского «Времена года».

    Слушание и пение песен об осени.

    Чтение стихотворений об осени.

    Загадывание загадок о сезонных изменениях.

    Выполнение коллективных творческих работ: рисование «Солнышко» - ладошками, аппликация «Осеннее дерево».

    Занятие по экологии

    «Как животные готовятся к зиме»

    (2 младшая группа)

    Цель: - продолжить формирование представление о подготовке животных к зиме, их приспособление к сезонным изменениям.

    1. Образовательная - закреплять обобщающее понятие «Дикие животные», учить отгадывать описательные загадки о диких животных. Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Расширять кругозор детей через ознакомление детей с животными.

    2. Развивающая - развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление. Способствовать развитию связной речи.

    3. Воспитывающая - воспитывать чувство любви к окружающему миру, бережное отношение к обитателям живой природы.

    Предшествующая работа:

    Разгадать загадки о диких животных.

    Беседа, о том как дикие животные готовятся к наступлению зимы.

    Словарная работа (Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора)

    - Физминутка «Звериная зарядка»

    Игра «Что изменилось? »

    Приготовление сюрприза для белки и ежа.

    Итог занятия (беседа)

    Сюрприз ребятам от белки и ежа

    Словарная работа: Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора.

    Оборудование: Использование компьютера, проектора, мультимедийной презентации.

    План занятия:

    1. Вводная часть (загадки) – 2 мин.

    2. Основная часть (беседа, физ-минутка, игра) – 10 мин.

    3. Заключительная часть (Сюрприз для диких животных, итог занятия) – 3 мин.

    Посадка детей

    Ход занятия:

    «Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, как «дикие животные готовятся к зимовке»

    Ребятки, сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их разгадать.

    Загадываю загадки:

    Сердитый недотрога,

    Живет в глуши лесной

    Иголок очень много

    А нитки не одной (Еж)

    Косолапый и большой,

    Спит в берлоге он зимой

    Любит шишки любит мед

    Ну-ка, кто же назовет? (Медведь)

    Длинные ушки,

    Быстрые лапки

    Серый, но не мышка.

    Кто это? (Заяц)

    Хожу в пушистой шубе,

    Живу в густом лесу.

    В дупле на старом дубе

    Орешки я грызу (Белка)

    Ответы детей(ёж, медведь, заяц, белка)

    Воспитатель: Ребята умнички все загадки вы отгадали, а ответьте мне пожалуйста – Как мы всех этих животных назовем одним словом? (если не могут ответить задаю наводящие вопросы- Например: Ребята, а где они живут? Какие домашние животные вы знаете? А почему они домашние? Каких диких животных вы знаете? Правильно ребята, назовем мы всех этих животных дикими. Какие же вы умные.

    Ребята, а какое сейчас время года?

    Дети (осень)

    А после осени какая пора наступит?

    Дети (зима)

    Правильно, ребята скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Ребята, а вы знаете как они готовятся встретить зиму?

    Ответы детей (меняют шерсть, готовят норы, берлоги, запасы на зиму)

    Воспитатель:Летнюю шерсть они меняют на более густую, теплую. (Показать картинки с изображением белки и зайца) А некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. (Показать картинки с изображением медведя и ежика)

    Словарная работа: Впадают в спячку, запасы, белка- дупло, еж-нора

    Ребята, а сейчас, давайте немножко отдохнём. Сделаем звериную зарядку. Смотрим на меня и повторяем точно за мной.

    Физминутка.

    Звериная зарядка.

    Раз – присядка,

    Два – прыжок,

    Это заячья зарядка.

    А лисята любят долго потянутся,

    Обязательно зевнуть,

    Ну и хвостиком вильнуть,

    А волчата спинку выгнуть

    И легонечко подпрыгнуть

    Ну, а мишка косолапый

    Широко расставив лапы,

    То одну то обе вместе,

    Долго топчется на месте.

    Обратить внимание на посадку детей (ножки подружили, глазки все на меня смотрят и слушаем меня внимательно.)

    Воспитатель: молодцы ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в одну интересную игру, а называется она «Что изменилось? » Ребята на доске изображены дикие животные, вы внимательно смотрите и запоминаете кто изображен на этих картинах, когда я вам скажу закрыть глаза вы закрываете, затем вы открываете и я вас спрашиваю какое дикое животное убежало домой? итак начинаем игру.

    Игра «Что изменилось?

    На доске изображения диких животных. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1 животное и говорит, что зверь убежал домой. Дети называют «убежавшее» животное.

    Воспитатель: ребята молодцы, вы такие внимательные. Посмотрите пожалуйста на белочку и ежа (изображены на доске) они не успели приготовить запасы на зиму, и я предлагаю вам им помочь. Ребята, а что есть еж? А белка? Сейчас я вам раздам грибы, орешки, шишки, яблоки, а вы им в кармашки положите. Выходим по одному.

    Молодцы ребята, белка и еж очень довольны мы им очень помогли.

    Итог занятия.

    Воспитатель- Ребята, что нового вы на занятии узнали? Какие животные приходили к нам на занятие? Дикие. Где они живут? В лесу. Какие слова мы с вами выучили? Каким животным мы помогали заготавливать запасы (белочка и еж-ответы детей)

    Ребята, белочка и еж говорят вам большое спасибо и они вам тоже принесли подарок книгу о них, о животных.

    Использованная литература

      Сеть интернет

      Честнова Н. Ю.

      Иванова, М. А.

      Арсенова, М. А.

      Виноградова, Е. И.

      Конспект занятия на тему: Осень в старшей группе ДОУ


      Описание: конспект комплексного занятия в старшей группе «Как животные готовятся к зиме?» будет полезен воспитателям в детском саду. Эта тема знакомит детей с жизнью диких животных.
      Цель : воспитание у детей познавательного интереса к живому.
      Задачи : Дать представления детям о способах подготовки диких животных к зиме. Расширить представления об образе их жизни, о способах питания зимой. Учить анализировать. Закрепить умение употреблять существительные в родительном падеже множественного числа. Упражнять в употреблении предлогов у, на, под, в. Обогащать словарь детей. Закрепить умение сравнивать числа 3 и 4. Воспитывать любознательность, заботу о животных.

      Материал: картинки диких животных в разных местах группы, картинки с изображением жилищ животных, кормушек, веточка с пластилиновыми шариками на нитках.

      Предварительная работа:

      чтение стихов и загадок о животных, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Кто что ест?» Игра «Мы знаем много названий диких животных»
      Дети стоят в кругу, воспитатель проходит вдоль детей, хлопая по ладоням и проговаривая фразу «Мы знаем много названий диких животных». Потом ребёнок должен хлопнуть по ладоням воспитателя и произнести название животного.
      Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
      Дети : осень
      Воспитатель : А какое потом наступит?
      Дети: зима
      Воспитатель: Осенью все животные готовятся к зиме.

      Игра «Один – много»
      К зиме готовится не один волк, а много… (волков)
      Не один заяц, а много… (зайцев)
      Не один ёж, а много… (ежей)
      Не один медведь, а много… (медведей)
      Не одна белка, а много… (белок)
      Не один лось, а много… (лосей)
      Не один кабан, а много… (кабанов)
      Не одна лиса, а много… (лис)
      Воспитатель: Хотите узнать, как? Давайте закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу, вдохнем чистый свежий воздух. Мы не будем шуметь, чтобы не напугать животных. Девочки, как лисички побегут на пенечки красивой легкой походкой. Мальчики, как медведи пройдут не спеша, вперевалочку.
      Кто это там в чаще?
      Дети : кабан
      У кабана осенью отрастает длинная густая щетина. Повторите. А под ней короткая теплая шерсть, накапливает жир на зиму. Кормятся кабаны вечером и ночью, лежат в логове. Повторите. Осенью они в яму стелют еловые ветви, сухую траву. Что едят кабаны? (ответы детей)Они отыскивают семена, корни растений, орехи, очень любят желуди.
      Вот бежит – торопится еж. Весь в сухих листьях. Как он листья на колючки насаживает? (ответы детей) Начинает кататься по ним, подбегает к ямке под пнем, избавляется от листьев. Дом себе на зиму готовит.
      Под березой на пригорке
      Старый еж устроил норку
      А под листьями лежат
      Два молоденьких ежа
      Чем будет питаться зимой еж?(ответы детей)
      Он спит клубочком, а жир нагуливает летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать. Еж впадает в спячку. Повторите.

      Дыхательная гимнастика «Ежик» (поворот головы вправо, шумный вдох, голову вперед, плавный выдох и влево) спячку впадает?
      Воспитатель: Кто еще зимой впадает в спячку?
      Дети: медведь
      Воспитатель: Чем медведь питался летом и осенью?
      Дети: ягодами, грибами, муравьями, рыбой
      Воспитатель: Он нагуливает жир. Где спит медведь?
      Дети : в берлоге
      Воспитатель: Он её устраивает под корнями упавшего дерева, натаскает молодых елочек, которые вырвал с корнем, мха, хвороста.
      Под корнями в буреломе
      Спит медведь, как-будто в доме.
      Зимует медведица с медвежатами, а в феврале появляются младшие братья и сестры.
      Кто это прыгает с ветки на ветку?
      Дети: белка
      Воспитатель: Но уже не рыжая, а серая. Она шубку на более теплую поменяла. Почему?
      Дети: так белка от врагов прячется
      Воспитатель: А на этом дереве у нее домик – дупло. Повторите. Дупло не очень большое, но сухое. Оно выстлано сухими листьями, травой, мхом, белке там тепло. Она сворачивается клубочком и спит. В сильные морозы несколько белок спят в одном гнезде, согревая друг друга и заткнув вход мхом. Нос закрывают хвостом. Зачем?
      Дети : чтобы не замерзнуть
      Воспитатель : Кто ещё так делает?
      Дети: кошка
      Воспитатель:
      Белка спряталась в дупло
      В нем и сухо и тепло
      Запасла грибов и ягод
      Столько, что не съесть и за год
      Чем зимой белка будет питаться? (ответы детей)Белка делает запасы, Повторите. Она грибы сушит на ветках, орехи прячем под корнями деревьев. Если вам попадется такая кладовая, не трогайте, белке она нужнее.
      Забавно наблюдать, как белка ищет орехи. Стукнет лапкой по ветке орешника и смотрит… Представьте, что вы белки, а вот и куст орешника.

      Игра «Достань орех» Сколько орехов на ветке? На другой? Где больше?
      Есть такая примета «Если белка делает большие запасы корма, то будет долгая зима» как вы думаете, почему?(ответы детей)
      Кто зимой холодной
      Бродит злой, голодный? (волк)
      Вот он стоит, высматривает добычу.
      Он тоже к зиме готовится. Шерсть за лето и осень отрастает и становится густой и теплой. Спит волк, волчица и волчата. Это волчья стая. Повторите. Днем они спят в логове. Логово устраивают в овраге недалеко от воды.
      Воспитатель: Кто это прячется от волка?
      Дети: заяц
      Воспитатель: Он тоже, как и белка шубку поменял. Интересно он это делает. Сначала белеет хвост, потом- задние ноги. Поглядишь на такого зайца, словно на нем белые штаны надеты. Потом белеет спина, уши, но не до самых кончиков: они у косого остаются черными. Зачем зайцу шубу менять?
      Дети: прятаться в снегу
      Воспитатель: У зайца нет дома. Днем заяц спит в снежной ямке, ночью еду добывает. В большие морозы зарывается в сугроб – так теплее.
      У косого нет берлоги
      Не нужна ему нора
      От врагов спасают ноги
      А от голода – кора
      Что ест заяц?(ответы детей) Обгладывает кору деревьев, грызет тонкие веточки.

      Физминутка
      Раз – присядка, два – прыжок
      Это заячья зарядка
      А лисята, как проснутся (кулачками потереть глаза)
      Любят долго потянуться (потянуться)
      Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
      Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в сторону)
      А волчата спинку выгнуть (прогнуться вперед)
      И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
      Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях)
      Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
      То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
      Долго топчется на месте (раскачивание туловища)
      А кому зарядки мало
      Начинает все сначала (развести руки в стороны ладонями вверх)
      А вот ещё один заячий враг
      Какой зверь опасный
      Ходит в шубе красной
      Снег разгребает
      Мышек хватает? (лиса)
      Идет тихо, неслышно. Она зимой, как в валенках, потому что отрастает у лисы на лапах густая шерсть и они не мерзнут. Где дом у лисы?
      Дети: в норе
      Воспитатель: Чем питается лиса? Она мышкует – ловит мышей из-под снега. Что делает лиса?
      Снегов копытами касаясь
      Ходит по лесу красавец
      Ходит смело и легко
      Рога раскинув широко. Кто это? (лось)
      От лютой зимней стужи его спасает теплая шерсть, которая растет даже на носу. Ночью и в сильные морозы лось прячется в глубоком снегу, ноги прячет под брюхо. Зачем?
      Дети: чтобы было теплей
      Воспитатель: видны только голова и спина.
      Кормятся лоси тонкими ветками деревьев.
      В ноябре сбрасывает рога и ходит так до весны.

      Игра «Кто где спрятался?»
      Животных в лесу много, но увидеть их непросто. Потому что они научились прятаться от людей. Закроем глаза, откроем и посмотрим кто где спрятался?
      Заяц у пенька
      Волк под елкой
      Лиса в норе
      Белка на ветке
      Медведь в берлоге
      Лось за деревом
      Теперь закроем глазки и очутимся в группе (дети садятся на стулья)
      Вот мы узнали много интересного. Вам понравилась прогулка в лес?
      Нам тепло и мы сыты, а зверям часто бывает голодно зимой. Белка не всегда находит свои запасы. Не каждый год бывает много орехов и грибов. После сильных снегопадов под снегом оказываются низкие деревца, а ветки с высоких деревьев зайцы и лоси достать не могут. Лосям и кабанам трудно ходить по глубокому снегу. А значит, трудно отыскивать корм. Поэтому зверей зимой подкармливают. В лесу развешивают ветки деревьев, раскладывают сено, морковь, капусту. Лосям раскладывают соль. (показываю картинку кормушек)
      Ребята, как дикие животные готовятся к зиме?
      Дети: накапливают жир, делают запасы, надевают теплые шубы, устраивают жилища, залегают в спячку
      Воспитатель: Будем помогать животным? Молодцы!