Какое оборудование ставить на центурион 1. Центурион (танк). Машины на базе

Основные характеристики

Кратко

Подробно

5.7 / 5.7 / 5.7 БР

4 человек Экипаж

Подвижность

46,9 тонн Масса

5 вперёд
1 назад КПП

Вооружение

74 снарядов боезапас

12° / 20° УВН

3 375 снарядов боезапас

225 снарядов размер обоймы

600 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

В 1943 году британский генеральный штаб разработал техзадание на новый крейсерский танк, который был бы способен противостоять Pzkpfw. VI Tiger I и Pzkpfw. V Panther.

Centurion Mk.1 - первый представленный в игре представитель серии танков Centurion, расположенный на IV ранге ветки исследования Британии.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Бронезащита Centurion Mk.1 неоднозначна. В лобовой проекции этот средний (по игровой классификации) танк забронирован ничуть не хуже многих тяжёлых: ВЛД имеет толщину 76,2 мм (3 дюйма) и установлено под серьёзным углом - 57 градусов, а лоб башни хоть и не имеет особых рациональных углов наклона, но при этом хорош своей толщиной - 127 мм, притом как маска орудия, так и башня забронированы одинаково. Кое-где имеет место перекрытие маски пушки и лобовой брони башни, но площадь этого перекрытия очень невелика, потому рассчитывать на него не приходится. Нижняя лобовая деталь имеет ту же толщину, что и верхняя, но при этом угол её наклона меньше, что делает из неё потенциально уязвимую зону.

Если отбросить цифры и говорить по факту, то с расстояния в 500 метров броня Центуриона защищает от подавляющего большинства орудий вражеских танков: его броню не в силах пробить Д-5Т , 8.8 cm KwK36 , SA45, 7.5 cm KwK40 и, при должном везении и небольшом довороте - даже 7.5 cm PaK42. Вблизи же ВЛД не теряет своих защитных качеств - разве что PaK42 начинает пробивать Центуриона почти каждым выстрелом, а вот башня начинает активно пропускать снаряды даже такого сравнительно слабого орудия, как PaK/KwK40 - сказывается отсутствие рациональных углов наклона и литая гомогенная броня в качестве материала - в игре она имеет на 6% меньшее сопротивление снарядам, нежели катанная гомогенная.

Бортовая броня Centurion Mk.1 - одна большая головная боль. 51 мм брони с мизерным углом наклона не защищают ни от чего, даже ЗСУ вполне способны пробивать Центуриона в борт примерно до 200-250 метров. От орудий одноклассников в эти борта прилетает с завидной регулярностью, при том порой под очень острыми углами, потому доворачивать корпус нужно очень осторожно - малейшая ошибка может стоить вам жизни.

Живучесть у машины на среднем уровне - снаряд, пробивший башню, довольно часто оставляет в живых 2 членов экипажа из 4. Пробития в корпус тоже имеют не всегда однозначные последствия - порой от пробившего НЛД боеприпаса погибает один лишь механик-водитель, а иногда пробитие НЛД заканчивается выведением из строя всего экипажа или, что вероятнее, пожара боекомплекта. Огромный его блок содержится под ВЛД, потому любое пробитие в левую (для игрока) половину лба корпуса обычно приводит к пожару БК.

Топливные баки вынесены в МТО, потому пожар достаточно долго "убивает" Центуриона. Но не стоит обольщаться - под перегородкой с моторно-трансмиссионным отделением находится ещё один блок боеукладки, который достаточно часто детонирует при продолжительном пожаре боекомплекта.

Подвижность

Центурион 1 радует своей подвижностью. Да, удельная мощность в 13,3 лс/т не впечатляет, но благодаря грамотному подбору передаточных чисел трансмиссии движется танк крайне бодро. Centurion Mk.1 резво разгоняется до максимальных 37 км/ч по хорошей дороге и уверенно держит 28-30 км/ч на пересечённой местности. На плохих грунтах Центурион себя тоже чувствует неплохо - широкие гусеницы хорошо сказываются на проходимости.

В отличии от более ранних британских танков, Центурион имеет приличные 11 км/ч заднего хода, что серьёзно облегчает жизнь его водителю в городских перестрелках и позволяет играть от обратного склона холма, резво откатываясь назад сразу после выстрела.

Вооружение

Основное орудие

Орудие A41 Centurion Mk.1 - отличная 76-мм пушка Ordnance QF 17-pounder , установленная на львиной доле британских боевых машин III ранга. Несмотря на высокий (как для такой пушки) БР Центуриона, это орудие вполне неплохо справляется с вражеской техникой, особенно если речь идёт о советских и японских танках. Хорошая скорострельность и великолепные УВН, дополненные мощными снарядами, дают Центуриону возможность комфортно чувствовать себя в почти любых условиях.

Отдельного рассмотрения заслуживают снаряды. После полной прокачки основными типами боеприпасов будут бронебойный сплошной с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком (APCBC) и подкалиберный с отделяющимся поддоном (APDS). Первый хорош своим заброневым действием и достаточно неплохим пробитием - его хватает, чтобы поражать цели до БР 6.3 включительно в уязвимые зоны лобовой проекции. Подкалиберный же снаряд необходим в случае, когда Центурион попадает к БР 6.7 - Королевские Тигры не пробиваются в лоб башни ни под каким предлогом, и лишь подкалиберные снаряды способны исправить положение. Заброневое действие у них сильно зависит от случая - так, порой залетевший внутрь подкалиберный снаряд просто изничтожает содержимое танка, а иногда убивает 1-2 членов экипажа и не делает больше ничего. При должном везении можно играть и исключительно на APDSах, но время от времени вы будете проигрывать дуэль лишь потому, что ваш подкалиберный снаряд не нанёс должного урона по противнику.

На данном аппарате присутствует механика боеукладки первой очереди. Боеукладка эта содержит в себе 11 выстрелов и находится частично под левой стенкой башни, частично - в ногах у заряжающего. После их израсходования перезарядка падает до ~10 секунд.

Пулемётное вооружение

На этом танке установлен хорошо знакомый 7.62-мм пулемёт BESA , однако тут он установлен в специальной шаровой установке, имеющей собственные углы наведения как по горизонтали, так и по вертикали. Управляется пулемёт заряжающим, потому при его смерти данный пулемёт теряет возможность стрелять.

Применение в бою

A41 Centurion Mk.1 в бою может показывать себя с абсолютно разных сторон. На картах с обилием холмов, вроде Валлонии или Зимнего перевала, он чувствует себя более чем комфортно - отличные УВН, хорошая скорострельность и высокая скорость заднего хода позволяет ему отыгрывать от обратных склонов холмов. На картах с относительно плоским рельефом и большими размерами (Курск) Центурион тоже неплохо себя показывает - на дистанции начинает показывать себя броня, а неплохая динамика позволит вовремя добраться к позиции. Городские же карты - не самое удобное место для Центуриона - крайне маленькие дистанции позволяют без труда выцеливать его уязвимые зоны (НЛД, шаровая установка пулемёта), скорости поворота башни будет не хватать, а слабые борта будут постоянно принимать снаряды после каждого выезда из-за угла, хотя при должном навыке и капле везения можно хорошо себя показывать даже в городе.

Стрельба из 17-фунтовой пушки подразумевает использование исключительно сплошных и подкалиберных боеприпасов, то есть таких, которые не имеют заряда взрывчатки внутри. Да, заброневое действие у снарядов этого орудия более чем достаточное даже на 5.7, но при встрече с немецкими танками, заброневое пространство которых очень просторное, могут возникать некоторые проблемы с уничтожением - конуса осколков просто не будет хватать. В большей степени это относится к подкалиберным снарядам - у сплошных заброневое действие редко разочаровывает.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Прекрасное бронирование корпуса
  • Неплохое бронирование башни
  • Высокая скорострельность
  • Отличные УВН
  • Хорошая скорость заднего хода
  • Неплохая живучесть

Недостатки:

  • Тонкие борта
  • Низкая скорость поворота башни
  • Тонкая крыша корпуса
  • Боеукладка, расположенная под ВЛД
  • Всего 11 выстрелов в боеукладке первой очереди
  • Не самое стабильное заброневое действие снарядов

Историческая справка

В 1943 году британский генеральный штаб разработал техзадание на новый крейсерский танк, который был бы способен противостоять Pzkpfw. VI Tiger I и Pzkpfw. V Panther. Толщина лобовой брони определялась пробивной способностью 88-мм немецкого орудия KwK36, толщина брони бортов должна была составлять 60% от лобового бронирования. Орудие должно было успешно поражать тех самых Тигров и Пантер в лоб, а в качестве двигателя был выбран хорошо зарекомендовавший себя на "Кромвелях" Rolls-Royce Meteor. В течении разработки техзадание для фирмы AEC, которой была поручена разработка, менялось несколько раз: так, изначальная планка по массе была поднята с 40 до 60 тонн, а в качестве орудия была однозначно утверждена Royal Ordnance 17-pdr QF. В конце 1944 года первые образцы будущего Центуриона покинули заводской цех, и в самые последние дни войны новый крейсерский танк A41 Centurion Mk.1 был принят на вооружение Королевского бронетанкового корпуса.

Медиа

Обзор от CrewGTW

Обзор от Arbitr

Обзор от Omero


См. также

Ссылки

· Английские средние танки
Серия Valentine
Тип двигателя

Модификации

  • Centurion Mk 1 (FV 4007) - базовая модификация с 76,2-мм пушкой QF 17 pounder и спаренной чешской модификацией 20-мм пушки Эрликон в литой башне. Выпущено около 100 единиц
  • Centurion Mk 2 (FV 4007) - модификация со сварной башней. Выпущено более 700 единиц, в -1952 годах все они были модернизированы до Mk 3
  • Centurion Mk 3 (FV 4007) - модификация с 83,8-мм пушкой QF 20 pounder .
  • Centurion Mk 4 (FV 4007) - танк «ближней поддержки» с 95-мм гаубицей вместо пушки. Ни один экземпляр изменен не был.
  • Centurion Mk 5 - модификация с 7,62-мм пулемётом M1919A4 вместо 7,92-мм BESA и рядом небольших изменений.
  • Centurion Mk 5/1 (FV 4011) - усиленна броня корпуса, спаренный пулемёт BESA заменён на M1919A4 и добавлен Браунинг M2 для пристрелки 20 фунтовой пушки.
  • Centurion Mk 5/2 - со 105 мм пушкой .
  • Centurion Mk 6 - Mk 5 с установленными дополнительной бронёй и 105-мм пушкой .
  • Centurion Mk 6/1 - добавлены приборы ночного видения.
  • Centurion Mk 7 (FV 4007) - третий внутренний топливный бак.
  • Centurion Mk 7/1 (FV 4012) - Mk 7 с усиленным бронированием.
  • Centurion Mk 7/2 (FV 4012) - Mk 7 с пушкой .
  • Centurion Mk 8 - башня с новой маской орудия и новая командирская башенка.
  • Centurion Mk 8/1 (FV 4007) - Mk 8 с усиленным бронированием.
  • Centurion Mk 8/2 (FV 4007) - Mk 8 с улучшенной пушкой.
  • Centurion Mk 9 (FV 4015) - Mk 7
  • Centurion Mk 9/1
  • Centurion Mk 9/2 M2HB .
  • Centurion Mk 10 (FV 4017) - Mk 8 с дополнительной бронёй и 105-мм пушкой .
  • Centurion Mk 10/1 - вариант с приборами ночного видения.
  • Centurion Mk 10/2 - вариант с пристрелочным 12,7-мм пулемётом M2HB .
  • Centurion Mk 11 - переоборудованный Mk 6 с заменой спаренного пулемёта M1919A4 на M2HB , активными приборами ночного видения и оборудованием для подводного вождения.
  • Centurion Mk 12 - аналогично Mk 11 , но на основе Mk 9.
  • Centurion Mk 13 - аналогично Mk 11 , но на основе Mk 10.
  • Centurion Shot - вариант израильской модернизации 1973 года танков Mk 3 - Mk 7. Был заменён силовой блок на модель из американского танка M60A1 , вместе с дизелем AVDS-1792-2AC и гидромеханической трансмиссией CD-850-6A. Также было заменено электрооборудование, система противопожарного оборудования, средства связи. Вооружение состояло из 105-мм пушки L7A1 стабилизированной в двух плоскостях и с дублированной системой управления огня , спаренный и зенитный пулемёты Browning M1919A4. Израильская модернизация существенно повысила боевые характеристики танка. В дальнейшем, сохранившиеся шасси были использованы для постройки тяжелого бронетранспортёра «Пума ».
  • Olifant - глубокая модернизация танка для Южно-Африканских национальных сил обороны . Olifant Mk.1A был принят на вооружение в , Mk.1В в и Mk.2 в 2007 году .

Машины на базе

  • FV 3802 Самоходная артиллерия, вооруженная с 87.6 мм пушкой , с двигателем в задней части как и пушка танка, но с пятью опорными катками на каждой стороне.
  • FV 3805 прототип САУ с 140 мм пушкой, с двигателем спереди. Проект заморожен в 1960 году в пользу FV433. Единственный выживающий прототип FV3805, как известно, находится на острове Уайт на южном побережье Англии. Этот прототип был преобразован в транспортное средство артиллерийского наблюдения. По состоянию на август 2015 года, в настоящее время существует толпы источников, восстановление проекта в процессе, с намерением иметь транспортное средство в полном объёме и работоспособностью к 2017 году, где он, как надеются, должен быть способен управляться на праздновании 2017 года Tankfest на Бовингтонском Танковом музее.
  • FV 4004 Conway прототип самоходки на базе корпуса Центурион Mk 3, с пушкой 120 мм L1 и пулеметом в башне, изготовленного из толстолистового проката. Одна машина была построена до того, как проект был отменен в 1951 году.
  • FV 4005 Stage 2 экспериментальный истребитель танков с 183-мм пушкой, который был модифицированной версией BL 7.2-дюймовый гаубицы. Проект был начат в 1951/52 году, и развит в июле 1955 года. Он использовал легкобронированную, полностью закрытую и проходимую башню на корпусе Centurion. В августе 1957 года истребитель танков был демонтирован.
  • FV 4202 40-тонный Центурион. Использовался для открытий различных концепций, в дальнейшем использовавшихся на Чифтене.
  • Centurion AVRE 105 версия для инженерных войск с 105 мм короткоствольной пушкой.
  • Centurion AVRE 165 версия для инженерных войск с 165 мм короткоствольной пушкой.

На вооружении

  • Великобритания - около 200 единиц, сняты с вооружения
  • Австралия - 143 единицы, сняты с вооружения
  • Австрия - сняты с вооружения
  • Дания - 226 единиц, сняты с вооружения
  • Египет - сняты с вооружения
  • Израиль - 1080 единицы, из них по состоянию на 2007 год остаётся 206 единиц
  • Индия - 244 единицы, сняты с вооружения
  • Иордания - 292 единицы, на хранении по состоянию на
  • Ирак
  • Канада - 50 единиц, сняты с вооружения
  • Кувейт - 50 единиц, сняты с вооружения
  • Ливан - 40 единиц, сняты с вооружения
  • Ливия - 10 единиц, сняты с вооружения
  • Нидерланды - 343 единицы, сняты с вооружения
  • Сингапур - около 80-100 единиц, по состоянию на 2007 год
  • Сомали - 30 единиц, современный статус неясен
  • Швейцария - 300 единиц, сняты с вооружения
  • Швеция - 350 единиц, сняты с вооружения
  • ЮАР - 334 единицы (141 танк был модернизирован до уровня Olifant Mk.1A, 167 до Mk.1В и 26 до Mk.2), по состоянию на 2011 год

Боевое применение

Корейская война

(1950-1953, Великобритания)

Новейшие британские танки «Центурион» 8-го батальона Королевского Ирландского гусарского полка прибыли в ноябре 1950 года. Не успевшим разгрузить танки британцам пришлось отступать под атаками китайцев. Обратная дорога оказалась очень трудной - далеко не все мосты выдерживали 50-тонные «Центурионы». В декабре один из «Центурионов» был захвачен китайцами, при том что эти секретные танки ещё не сделали ни одного выстрела . Полк отступил и занял оборону на рубеже реки Хань. Один «Центурион» подбил с 2700 метров «Кромвель », захваченный и введенный в бой китайцами. В первый период войны в Корею было отправлено 64 «Центуриона». К 8 апреля 1951 года потери новейших «Центурионов» составили 13 единиц. Другое сражение с их участием произошло во время битвы за реку Имджин в конце апреля 1951. Под натиском китайских войск британские «Центурионы» прикрывали отступление 29-й бригады. К 25 апреля войска ООН отступили.

Британские танки сыграли ключевую роль в обороне позиции «Hook» в 1952 году, отбивая атаки китайской пехоты. В июньских операциях 1952 года два взвода «Центурионов» совершили рейд в район высоты 156. По версии М. Никольского, 3 «Центуриона» и 2 БРЭМ были подбиты; по официальной канадской версии, сопротивление противника было очень слабым, но атака была прекращена из-за трудностей с продвижением по местности, при этом пять танков увязли в грязи (позднее были эвакуированы) . Потери за 1952 год неизвестны, известно что один захваченный подбитый «Центурион» северокорейцы отправили в Советский Союз. В целом из за особенностей местности (холмы, болота, рисовые чеки) и специфики боевых действий «Центурионы» чаще использовались как мощные огневые точки, занимая высоты и ведя огонь прямой наводкой, уничтожали укрепления и подавляли артиллерию, весьма успешно боролись с многочисленной пехотой противника .

Суэцкий кризис

(1956, Великобритания)

В 1949 Египет заключил сделку и оплатил покупку у Великобритании 80 танков «Центурион». Египет стал первой страной купившей эти танки. Первые 7 танков были поставлены в мае 1950 года, 2 в октябре и 7 в ноябре. В дальнейшем из за обострения отношений между странами поставки танков прекратились.

Несколько подразделений, вооружённых «Центурионами», имелось в британском корпусе на территории Египта. В январе 1952 года в Исмаилии разгорелись бои между египетскими полицейскими и английскими военнослужащими. 25 января шесть британских «Центурионов» 4-го Королевского танкового полка штурмом взяли полицейский участок в Исмаилии. Танки выпустили по египтянам 23 84-мм снаряда, египтяне в свою очередь бросали в них «коктейли Молотова».

После нормализации отношений в 1955 году Великобритания поставила Египту ещё 16 танков, а к 1956 году египтяне получили из Великобратании 41 танк «Ценутрион». Но вскоре между Великобританией и Египтом противоречия стали ещё больше и между странами началась война.

В ходе войны 1956 года британские танки сыграли важную роль, совместно с отрядами Королевской морской пехоты и коммандос захватив Порт-Саид. Всего было задействовано 14 британских «Центурионов» 6-го Королевского танкового полка. Об использовании египетских танков ничего неизвестно. По всей видимости они стояли на обороне Каира. .

Гражданская война в Северном Йемене

(1962, Великобритания)

Британские «Центурионы» принимали участие в боях со сторонниками Йеменской Арабской республики.

Военные перевороты в Ираке

(Ирак, Великобритания, Кувейт)

Первые 12 танков «Центурион» Ирак заказал у Великобритании в конце 1955 года. США оплатило часть стоимости покупки танков. Израиль выразил протест в связи с продажей английских танков Ираку. Всего за 1955-1956 годы было поставлено около 55 танков Centurion Mk.5/1 и Mk.3, которые были приняты на вооружение 4-го танкового батальона и составляли основу танковых войск Ирака до конца 1960-х годов. Есть информация, что всего в Ирак было поставлено 120 танков этого типа. Возможно это общее количество заказанных.

Возможно иракские «Центурионы» участвовали в подавлении восстаний в конце 1950-х годов. В мае 1961 года Великобритания поставила 18 танков «Центурион» Кувейту. В середине 1961 года обострилась обстановка на кувейтско-иракской границе. Кувейтских танков явно было не достаточно чтобы сдержать иракскую армию. Для защиты от возможного нападения в июле в ходе операции «Выгодная позиция» Великобритания перебросила в Кувейт несколько десятков своих танков «Центурион» (только на большом десантном корабле «Страйкер» были доставлены 14 танков ), ещё 16 танков были переданы Кувейту.

Первый раз иракские танки были массово применены в бою 8 февраля 1963 года во время государственного переворота . Перед началом переворота 4-й танковый батальон под командованием подполковника Кхалида Макки аль-Хашими находился в 30 километрах к западу от Багдада в деревне Абу-Грейб, неподалеку от военной базы аль-Хабания. Повстанцы начали свое движение утром 8 февраля из провинции аль-Анбар, практически не встречая сопротивления они захватили расположение 4-го батальона, его командира на месте не было. Из более чем 50 захваченных «Центурионов» только одна рота из 17 танков находилась в боеготовом состоянии. Повстанцы разделили танки на несколько групп, 2 «Центуриона» остались охранять расположение танкового батальона, 2 на захват радиостанции в Абу-Грейб, 3 на захват здания правительственного новостного агентства на западе Багдада, 3 на захват военной базы правительственных войск ар-Рашид в 10 километрах к югу от Багдада и 7 на захват министерства обороны. Народное ополчение с палками и полицейские с пистолетами ничего не могли сделать тяжелобронированным машинам. Только в столице повстанцам правительственные войска оказали достойное сопротивление и группа в составе 7 «Центурионов» была разгромлена. Днём группа из 3 танков смогла прорваться и открыла огонь по корпусу министерства обороны. Утром 9 февраля огнём танков были подавлены последние позиции правительственных сил.

10 июня новое иракское правительство бросило танки на север страны для подавления курдских восстаний. В ходе боевых действий пострадало большое количество мирных курдов. Из Великобритании в Багдад была отправлена группа специалистов для ремонта сломавшихся и повреждённых в бою танков. В ноябре иракские «Центурионы» снова были выведены на улицы Багдада, во время государственного переворота. Против курдов танки применялись до конца 1965 года.

Война за воду

(1964, Израиль)

В 1950-х Израиль выражал протесты продаже Великобритании «Центурионов» арабским странам и сам заказал несколько десятков таких танков. Первые 16 танков Израиль получил лишь в 1959 году. В 1960 году были поставлены ещё 26 танков, несколько из которых были вооружены новейшими 105-мм пушками. Всего с 1959 по 1962 годы в Израиль было поставлено 139 «Центурионов». В 1963 поставок не было. И к моменту обострения отношений с Сирией у израильтян имелось около 150 таких танков.

Во время столкновения 3 ноября 1964 года рота израильских «Центурионов», вооружённых 105-мм пушками вела атаковала с два сирийских танка PzKpfw IV . С расстояния 800 метров израильские танки выпустили около 90 снарядов, но из за неудовлетворительной подготовки танкистов не добились ни одного попадания. Сирийцы ответным огнём убили 8 солдат и уничтожили 2 трактора . 13 ноября 1964 года после атаки сирийцами еврейских поселений, танки «Центурион» с уже переобученными экипажами, уничтожили первыми же выстрелами 2 Pz.Kpfw. IV и 2 безоткатных орудия противника, после чего с расстояния до 10 км расстреляли строительную технику сирийцев .

Война во Вьетнаме

(1965-1973, Австралия) - первая рота «Центурионов» прибыла 24 февраля 1968, несмотря на критику австралийского парламента. Всего войну прошли 58 танков, 42 из которых были выведены из строя в результате боевых повреждений. Танк заслужил у вьетнамцев славу очень опасного противника, по их мнению подбить его из РПГ было чрезвычайно трудно, партизаны пытались вывести из строя экипаж, стреляя с деревьев над танком, в надежде поразить его через приоткрытые люки .

Вторая индо-пакистанская война

(1965, Индия)

В 1955 году Индия заказала у Великобритании 244 танков «Центурион» . Перед войной 1965 года Индия имела 186 таких танков. При этом индийцы значительно уступали Пакистану в количестве современных танков, у пакистанцев имелось 432 M47 и M48.

В первой крупной встрече «Центурионов» с американскими танками победу одержала индийская сторона: силы 1-й дивизии разбили силы 6-й дивизии в районе Сиалкота, пакистанцы потеряли более 65 танков, индийцы 6 «Центурионов» . Также индийские «Центурионы» стали основной силой, участвовавшей в разгроме пакистанских «Паттонов» M47 / во время сражения при Асал-Уттаре , крупнейшего танкового сражения войны. 97 пакистанских танков было уничтожено и захвачено, индийцы потеряли 32 танка. Пакистанцы прозвали Асал-Уттар «кладбищем Паттонов» .

С 16 по 23 сентября возле Чавинды произошло ещё одно крупное танковое сражение. Пакистанские «Паттоны» и расчёты ПТРК разбили наступающие индийские «Центурионы» 17-го полка возле деревни Бутур Дагранди. В ходе сражения было выведено из строя 76 пакистанских танков (индийцы заявляли о 170), из них 44 было уничтожено или брошено. Индийские потери также были тяжелыми, было выведено из строя 70 танков (пакистанцы заявляли о 120), 41 из которых был отремонтирован и возвращен в строй .

В ходе войны выяснилось, что 84-мм снаряды уверенно пробивают броню «Паттонов», в то время как 90-мм снаряды американских танков имели проблемы с пробитием лобовой брони «Центурионов» .

Шестидневная война

(1967, Израиль, Иордания, Египет)

Задействованные «Центурионы»:

Египетский фронт: Израиль - 256 танков с 105-мм пушками, Египет - 30 танков с 84-мм пушками.

Иорданский фронт: Израиль - 12 танков с 105-мм пушками, 10 танков с 84-мм пушками, Иордания - 44 танка с 84-мм пушками.

Сирийский фронт: Израиль - 15 танков с 105-мм пушками.

  • Египетский фронт

В первой крупной встрече «Центурионов» с советскими танками победу одержала израильская сторона: 20 израильских танков уничтожили 32 египетских Т-54 /Т-55 в районе Бир Лахфан. В ходе сражения за Эль-Ариш египтяне отбили три атаки израильских «Центурионов» 7-й бригады, уничтожив 17 танков . У многих «Центурионов» в ходе вторжения кончалось горючее: египтяне расстреливали машины снабжения, следовавшие за танками. Израильские танки, у которых ещё оставалось топливо, брали их на буксир и те прямо на буксире продолжали стрелять в египтян. В ходе четырёхчасового сражения за Нахла израильские танки и авиация смогли окружить и уничтожить не менее 6 египетских «Центурионов» . В дальнейшем, продвигаясь к Суэцкому каналу в район Исмаилии , «Центурионы» израильской танковой бригады, ведя упорные бои с египетскими войсками, уничтожили ещё около 100 Т-54/55, потеряв при этом 10 своих танков . В целом Израиль потерял на египетском фронте 122 танка всех типов (63 безвозвратно), включая неизвестное число «Центурионов», Египет - из 935 танков и САУ, потерял уничтоженными и захваченными в качестве трофеев более 820, включая около 30 «Центурионов» , значительная часть машин была брошена в исправном состоянии . После войны командир бригады полковник Иссахар («Иска») Шадни заявил, что одним из важнейших факторов успеха, наряду с подготовкой израильской армии и завоеванием господства в воздухе - ЧТО???. Более 90% потерь израильских танков приходилось на действие наземных средств поражения. У арабов до 75-80% уничтоженной техники приходится на действия израильской авиации. [ ]

  • Иорданский фронт

В ходе боя 7 июня на дороге между Куфейром и Тубасом израильские «Центурионы» уничтожили 16 иорданских M47 / . В Тубасе израильские танки попали в засаду и три из них были уничтожены . Иорданская сторона также имела «Центурионы», но принять участия в танковых сражениях они не успели - 10-й независимый бронетанковый полк, вооружённый этими танками, был «накрыт» израильскими авианалётами и около 30 из 44 танков были уничтожены и брошены .

Есть информация, что для восполнения иорданских потерь Ирак отдал Иордании часть своих «Центурионов».

  • Сирийский фронт

Участвовали в столкновениях с сирийской армией на Голанских высотах. Понесли серьезные потери.

Война на истощение

(1967-1973, Израиль, Иордания, Египет)

Чёрный сентябрь

(1970, Иордания) - «Центурионы» принимали участие в отражении сирийского вторжения. В ходе главного танкового сражения конфликта иорданские «Центурионы» уничтожили 10 сирийских Т-54/55, потеряв 19 своих танков. Остановить сирийцев смогла только авиация.

Третья индо-пакистанская война

(1971, Индия)

Перед началом войны Индия имела около 200 танков «Центурион» и около 300 «Виджаянта » («Виккерс »). Наиболее известный эпизод с участием индийских «Центурионов» произошёл во время сражения за Басантар . Во время начальной стадии три индийских танка(«Центурионы» и Т-55), под командованием 2-го Лейтенанта Аруна Хетарпаля , смогли отбить несколько атак численно-превосходящих сил пакистанцев. Ценой своей гибели они уничтожили не менее 14 пакистанских «Паттонов ». Последующие контр-атаки пакистанцев были также отбиты и индийцы продолжили наступление. Всего 66 пакистанских танков было уничтожено и 20 захвачено, индийцам сражение обошлось примерно в 10 танков .

Операция «Машинист»

(1972, Англия) Английские «Центурион» AVRE участвовали в подавлении ирландского восстания в июле 1972 года .

Война Судного дня

(1973, Израиль, Иордания)

  • Сирийский фронт

На сирийском фронте Израиль имел «Центурионы» в составе 7-й (74-й, 77-й и 82-й батальоны и 71-й батальон 460-й бригады), 188-й (39-й и 53-й батальоны), 179-й (96-й, 266-й и 278-й батальоны), 679-й (57-й, 93-й и 289-й батальоны), 205-й (61-й, 94-й и 125-й батальоны) и 164-й (104-й, 106-й и 183-й батальоны) бронетанковых бригадах, а также в нескольких независимых танковых батальонах. Кроме того, после объявления перемирия Кувейт передислоцировал в Сирию бригаду в составе 70 «Виккерсов».

На Голанских высотах, в первом эшелоне обороны Израиль располагал 220-ю танками, включая 177 танков «Центурион-Шот» в составе двух бригад. Сирия располагала в первом эшелоне 846 танками Т-54, Т-55 и Т-62. С учётом второго эшелона, израильтяне на этом фронте имели 900 танков, сирийцы 1233 и марокканцы 30, кроме того в ходе войны прибыли подкрепления из 300 иракских танков и 160 иорданских «Центурионов» 40-й и 60-й бригад .

В начале войны 177 израильских «Центурионов» передовой линии обороны сдерживали наступление 600 сирийских танков на северном фронте. Уже к концу первого дня к израильтянам прибыли подкрепления «Шотов» из 679-й бригады и немногим позже «Шотов» 179-й бригады (всего 21 танк). Днём следующего дня израильтяне получили подкрепление в составе 74 «Шотов» 179-й бригады, 24 679-й бригады и 47 «Супершерманов» 377-го батальона 9-й механизированной бригады. К концу дня прибыли «Супершерманы» 95-го батальона 4-й механизированной бригады. Сирийская армия ввела в бой 1-ю бронетанковую дивизию в составе 230 танков. В ходе боёв один «Центурион» под командованием майора Шмуэля Аскарова уничтожил 35 Т-54/55 и большое количество бронетранспортёров (Бой имел место ночью, но описан только со слов израильского журналиста и не подтверждается самими участниками. В бою израильская танковая рота потеряла 9 из 10 машин. Последний «Центурион» был поврежден и обездвижен. В результате боя было подбито около 6-8 Т-54 предположительно. Точных данных нет, бой был ночью.) . Известен подвиг лейтенанта Цви Грингольда , воевавшего на «Центурионах» и уничтожившего не менее 20 сирийских танков, при этом сам сменил шесть танков. 7-го октября сирийский танкист Т-62 застрелил командира 188-й израильской бригады полковника Ицхак Бен-Шохама и замкома бригады подполковника Давида Исраэли. В 188-й бригаде осталась всего 1 боеспособная машина из 77, за 7-8 октября бригада уничтожила более 100 сирийских танков и ещё 30 прорвавшись на помощь 7-й бригаде. 8-го октября сирийцы ввели в бой 3-ю бронетанковую дивизию в составе 230 танков. Потери 7-й израильской бригады, участвовавшей в танковом сражении в «долине слёз», составили 98 из 105 танков «Центурион», командир 71-го батальона подполковник Мишулам Кармели погиб. Сирийцы в «долине слёз» потеряли от действий 7-й бригады 230 танков и до 200 других бронемашин . К этому времени израильтяне получили уже полноценные подкрепления и перешли в контрнаступление.

Утром 12 октября 20 «Центурионов» попытались обойти позиции сирийцев, обороняющих Тель-Шамс. Расчёты «Малюток » заметили израильские танки и подбили 18 из 20 машин .

В ночь с 12 на 13 октября «Центурионы» совместно с более старыми «Супер-Шерманами» разгромили шедшую в атаку танковую дивизию Ирака, вооружённую Т-55; иракцы потеряли от 80 до 120 танков. Израильтяне потерь не имели. Днём на Голанские высоты прибыло подразделение «Нати» (батальон танков «Центурион») . Однако после этого боя израильское контрнаступление уже окончательно выдохлось.

16 октября 80 иорданских «Центурионов» 40-й бригады пошли в наступление. В ходе танкового боя с израильскими «Центурионами» 179-й бригады иорданцы потеряли 28 танков и вернулись на исходные позиции. Во время второй атаки иорданцы потеряли ещё 12 танков.

Последний крупный танковый бой на Голанских высотах прошёл 20-го октября, когда израильские позиции были атакованы 120-ю танками .

Потери израильских танков на Голанских высотах (по официальным израильским данным):

Всего было выведено из строя на Голанских высотах 400 израильских танков «Центурион» и «Супершерман», из них 250 было потеряно за первые 6 дней войны. Советские оценки израильских потерь полностью совпадают с израильскими данными и составляют 400 выведенных из строя танков.

В ходе всей войны было выведено из строя 1116 сирийских и марокканских танков в том числе 627 Т-54/55 и 240 Т-62 , 157 иракских Т-54 и Т-55 и 54 иорданских «Центуриона». Таким образом, в ходе боевых действий на Голанских высотах было выведено из строя 1327 арабских танков, из них 850 было потеряно за первые 6 дней войны.

По состоянию на 24 октября Израиль на Голанском фронте располагал 450 танками (из около 900 участвующих, 400 были выведены из строя, несколько десятков были передислоцированы на Синай, дополнительных поставок на Голанские высоты не было). Арабская коалиция к окончания боевых действий на Голанском фронте имела 850 танков (из 1700 участвующих, более 1320 были выведены из строя, 400 танков Сирии поставил Советский Союз и 70 танков Сирии поставила Югославия). Как видно, к объявлению перемирия, и у израильской и у арабских армий оставались достаточно мощные группировки для ведения боевых действий.

  • Египетский фронт

На египетском фронте Израиль имел «Центурионы» в 217-й (113-й (190-й), 134-й и 142-й батальоны) и 500-й (429-й, 430-й и 433-й батальоны) бригадах и 198-м батальоне 460-й бригады. С Голанских высот на Синай была переведена 164-я и 179-я (266-й батальон к этому времени был уничтожен) бригады.

Утром 7 октября 198-й батальон 460-й бригады атаковал форсирующих канал египтян в районе Кантары. Египтяне смогли прорваться и батальон отступил на территорию города. Ночью египетские Т-62 15-й бригады и пехота штурмом взяли город, разгромив 198-й батальон, батальон потерял 37 танков «Центурион» из 44. В этот день на помощь разгромленной 252-й дивизии израильтяне отправили 162-ю дивизию под командованием Авраама Адана. 217-я бригада входившая в её состав была два раза остановлена ротой из 100 египетских коммандос, сброшенных с вертолётов. Израильтяне от огня ПТУР «Малютка» и РПГ-7 потеряли 30 танков «Центурион» и несколько бронетранспортёров (18 танков в первой засаде и 12 во второй). Адан запросил воздушную поддержку для 217-й бригады. Прилетевшие израильские самолёты сбросили бомбы на танки самого Адана. В результате к 8 октября в 217-й бригаде остался 71 танк.

8 октября на египетском фронте Израиль провел контратаку 2-й египетской армии силами 162-й и 143-й бронетанковых дивизий. Всего в ней участвовало более 400 израильских танков. Возле моста Фирдан несколько батальонов израильских танков попали в заранее подготовленную ловушку из танков Т-54 / 24-й бригады и пехоты и были разбиты . 80 «Центурионов» и «Паттонов» было уничтожено и захвачено, командир 190-го батальона 217-й бригады подполковник Асаф Ягури попал в плен, его заменил майор Самуил Гермети . К концу дня потери 162-й дивизии составили почти 100 танков, в основном «Центурионов». В полосе наступления 3-й армии израильтяне целый день получали подкрепления 164-й и 875-й бригад, которые шли на помощь 252-й дивизии в которой осталось всего 23 боеспособных танка. От огня египетских танков и в засадах пехоты израильтяне в полосе наступления 3-й армии потеряли 40 танков, в основном «Центурионов». 9 октября 162-я дивизия потеряла 12 танков и 252-я дивизия потеряла 18 танков, в основном «Центурионов».

10 октября египтяне остановили наступление. В этот день был уничтожен танк командира 429-го батальона Дона Сапира, командир погиб. Паузу обе стороны использовали чтобы отремонтировать подбитые танки и подтянуть резервы. 11-го октября одна из ремонтных рот 217-й бригады была разгромлена египетской авиацией. В этот день был уничтожен танк командира 190-го батальона Самуила Гермети, командир погиб. 12-го октября Израиль провёл небольшую контратаку, но она была отбита египтянами.

14 октября египетские войска перешли в генеральное наступление в котором участвовало 400 танков, им противостояло 750 израильских танков, а также множество ПТРК, в течение боя было выведено из строя 264 египетских танка (210 безвозвратно), израильтяне потеряли 40-60 танков. Однако «Центурионы» не сыграли значительной роли в этом сражении, египтян остановили ПТУР и танки «Магах». В сражении помимо бронетехники активно действовала израильская авиация .

16 октября «Центурионы» 217-й, 500-й и 460-й бригад участвовали в битве за «Китайскую ферму». В ходе жестокого танкового сражения с египетской 21-й бронетанковой дивизией израильтяне потеряли 96 танков, в основном «Центурионов», но смогли прорваться к Суэцкому каналу. 17 октября израильские расчёты ПТУР при поддержке «Центурионов» 217-й и 500-й бригад остановили наступление египетской 25-й танковой бригады, вооружённой Т-62 . 18 октября перешедшие на другой берег израильские 162-я и 143-я дивизия начали наступление на Суэц и Исмаилию.

21 октября танки 500-й бригады 162-й дивизии окружили египтян в Фаиде, понеся при этом тяжелые потери, командир 429-го батальона Арие Итзхаки погиб. 22 октября израильтяне, нарушив заключенное перемирие, начали штурм Суэца. 430-й батальон попал под сильный египетский огонь и отступил бросив 9 «Центруоинов» из 18 . За два дня местное ополчение египтян отбило атаку дивизии, уничтожив 40 израильских танков, в основном «Центурионов».

Множество израильских «Центурионов», было уничтожено в послевоенных столкновениях.

По итогам боевых действий, израильские танкисты отмечали, что лобовая броня «Центурион-Шотов» не обеспечивала никакой защиты от новых 115 мм снарядов, применявшихся арабскими танками . Отмечалась положительная разница в максимальных углах наклона орудия «Центуриона» и танках советского производства, что позволяло израильтянам поражать танки противника самим находясь в не досягаемости ответного огня.

Всего в ходе войны было выведено из строя 600 израильских танков «Центурион» из 1000 имевшихся. В качестве трофеев Египет захватил около 35 «Центурионов», Сирия 40 и Ирак 11. Уровень ремонтопригодности подбитых израильских и иорданских «Центурионов» составил около 60 процентов . Израильтяне были выбиты со всего восточного берега Суэцкого канала и с части Голанских высот.

В середине 1974 года Великобритания из состава своей армии передала Израилю 400 танков «Центурион» как указывалось "для восполнения потерянных в войне". Сумма сделки составила 30 миллионов фунтов стерлингов. В результате к концу 1974 года Израиль почти восстановил парк «Центурионов» до довоенных 1000 машин.

После «Войны Судного дня» в Израиле, при поступлении на службу в бронетанковые войска, родители использовали все свои связи и возможности для того, чтобы их сыновья попадали на службу именно на танки «Центурион». Шансы уцелеть, воюя на этом танке, были намного выше чем на другом .

Война за Огаден

(1978, Сомали)

Фолклендская война

(1982, Великобритания) - были задействованы безбашенные ремонтные «Центурион» BARV.

Ливанская война

(1982, Израиль) - Первое столкновение с сирийскими танками произошло 8 июня во время боев за Джеззину. На городской окраине израильские «Центурионы» попали под сосредоточенный огонь Т-62 и ПТУР. Бой продолжался до наступления темноты, израильтянам ценой немалых потерь все же удалось выбить сирийцев из города, при этом потеряв 10 «Центурионов», сирийцы лишились 3 Т-62 . В ночь на 9 июня рота «Центурионов» попала в засаду вблизи города Эйн-Зхальты, организованную двумя батальонами танков Т-62 . В первые же минуты боя было потеряно два «Центуриона». В дальнейшем колонна понесла ещё более значительные потери. Сирийцы также потеряли несколько танков, однако наступление было остановлено, хотя Эйн-Зхальта была взята . 22 июня две израильских танковых бригады атаковали прикрывающие шоссе Бейрут - Дамаск позиции сирийцев и угодили под перекрестный огонь противотанковых средств. Только после массированного налёта авиации танкистам удалось вырваться из-под огня, потеряв в этом столкновении 18 единиц техники («Центурионы» и БТР М113) . Согласно некоторым источникам один сирийский Т-72 был уничтожен 105-мм орудием «Центуриона» , сирийское командование не подтверждало каких либо потерь Т-72 от огня танков во время войны .

Гражданская война в Анголе

(1988-1989, ЮАР)

В январе - феврале 1988 года ЮАР впервые применила в Анголе танки «Центурион» («Олифант») в ходе «операции Хуупер». В ходе войны было подбито и уничтожено 12 танков «Олифант».

Война в Персидском заливе

(1990-1991, Кувейт, Великобритания)

В ходе Холодной войны СССР получил один английский «Центурион» из Кореи в 1952 году, три израильских из Египта в 1973 году и один юаровский «Олифант» из Анголы в 1988 году.

Оценка проекта

В танк при его создании были заложены огромные возможности для модернизации. Машина, разработанная ещё во время Второй мировой войны и выпущенная в 1945 году, на протяжении полувека смогла оставаться в строю. Постоянное обновление вооружения, систем ведения огня, усиление бронирования позволяло бороться с танками более новых моделей вплоть до 80-х годов 20 века. Несмотря на установки новых двигателей и трансмиссии, она уступала в подвижности и маневренности даже более старым машинам. Обладала отличной надёжностью и живучестью. Имела неплохую проходимость, но высокая масса (до 51 т) иногда приводила к проблемам (Британские танки Мк3 в войне в Корее испытывали большие трудности с преодолением мостов). «Центурион» - универсальный танк. Считается, что пушки танка, как 20 фунтовая [ ] так и 105 мм L7 уверенно поражали советские танки Т-54/55 на дистанциях до 2-х километров. При этом советские машины могли поразить «Центурионы» на таких дистанциях только при попадании в лоб корпуса или в бортовые проекции. Неясно, где «Центурионы» с 20 фунтовой пушкой встречались с Т-54/55, но точно известны встречи «Центурионов» с 20 фунтовой пушкой с танками M47/48, в которых снаряды свободно пробивали лобовую броню американских танков.

В компьютерных играх

Танк Центурион в нескольких модификациях и машин на его базе представлен в британских ветках исследования игры World of Tanks.

Танк Центурион в различных модификациях представлен в британской ветке наземной техники War Thunder .

Танк Центурион в различных модификациях представлен в играх серии Wargame .

Танк Центурион представлен в многопользовательском онлайн шутере Tanktastic выпускающейся с 2012 года на платформе Android и IOS

Танк Центурион представлен в играх серии Men Of War (В тылу врага)

Примечания

  1. The Military Balance 2007. - P. 228.
  2. The Military Balance 2010. - P. 257.
  3. The Military Balance 2007. - P. 371.

В 1944 году фирма АЕС в Саутхолле (графство Миддлсекс) начала работы по проектированию крейсерского танка А41 «Centurion». Серийное производство новых машин было развернуто на королевском арсенале в Лидсе и в Элсвике, на предприятиях фирм «Виккерс» и «Лейланд моторс». В последние дни войны со сборочной линии завода сошли шесть прототипов, но когда они прибыли в Германию, все уже было кончено.


Танк «Centurion» был создан в качестве машины, объединяющей в себе свойства крейсерских и пехотных танков и способной выполнять все основные задачи, возлагаемые на бронетанковые войска. В отличие от предшествующих английских танков на данной машине было существенно усилено и усовершенствовано вооружение, а также улучшена броневая защита. Однако, вследствие весьма просторной компоновки, вес танка оказался слишком большим для машин данного типа. Этот недостаток значительно ограничил подвижность танка и не позволил осуществить достаточно сильное бронирование.
Первые образцы танков «Centurion» появились в 1945 году, а уже в 1947 году на вооружение была принята основная модификация – «Centurion» Mk 3 с 20-фунтовой пушкой калибра 83,8-мм.

Прочие модификации того времени различались следующим образом:
на Mk 1 была установлена сварная башня со спаренной системой 76,2-мм и 20-мм пушек;
на образце Mk 2 – литая башня с 76,2-мм пушкой;
на Mk 4 – такая же башня, как и на Mk 2, но с 95-мм гаубицей.
Все эти образцы были выпущены в ограниченном количестве и впоследствии часть их была переделана на вспомогательные машины, а другая часть модернизирована до уровня модели Mk 3.
В 1955 году на вооружение были приняты более совершенные модели танка «Centurion» – Mk 7, Mk 8 и Mk 9.
В 1958 году появился новый образец – «Centurion» Mk 10, вооруженный 105-мм пушкой. По новой английской классификации танки «Centurion» относились к среднепушечным танкам.
Сварной корпус «Centurion» Mk 3 выполнялся из катаной стали с целесообразным наклоном носовых броневых листов. Бортовые листы корпуса располагались с небольшим наклоном наружу, что позволило более удобно разместить вынесенную из корпуса подвеску. Для опоры башни были предусмотрены местные уширения. Борта корпуса прикрывали бронеэкраны. Башня была литой, за исключением крыши, которая приваривалась с помощью электросварки, изготавливалась без рационального наклона броневых поверхностей и имела вытянутую нишу.

Роль экранов на башне выполняли установленные по бортам ящики для инструмента и вспомогательного оборудования.
В целом броневая защита танка была резко дифференцирована. На лобовой части башни устанавливались мортирки для постановки дымовой завесы. На крыше башни размещалась вращающаяся командирская башенка. Место механика-водителя находилось впереди справа, три остальных члена экипажа размещались в башне: командир танка и наводчик – справа, заряжающий – слева, поэтому левая часть отделения управления была использована для размещения части боекомплекта. Трансмиссия и двигатель располагались в корме машины.


Длинноствольная пушка с весьма высокой начальной скоростью снаряда была оборудована обычными клиновым затвором и противооткатными устройствами и устанавливалась в башне непосредственно на цапфах. Секторный механизм вертикального и дифференциальный механизм горизонтального наведения имели электроприводы и управлялись от одной рукоятки.
Благодаря электрической связи командирской башенки с механизмом поворота башни командир мог грубо наводить пушку в горизонтальной плоскости (система командирского наведения). У наводчика был установлен перископический прицел с переменным увеличением. Боекомплект пушки располагался в носовой части корпуса, по бортам и на вращавшемся полу боевого отделения.

На танке «Centurion» Mk 3 были применены стабилизаторы вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях наведения. Разработка двухплоскостной, надежно работающей системы стабилизации явилась серьезным успехом английского танкостроения, поскольку при наличии двухплоскостной системы стабилизации вероятность попадания в танк противника при средних условиях движения незначительно отличается от вероятности попадания при стрельбе с места. Следует иметь в виду, что стабилизатор повышает не только точность стрельбы, но и среднюю скорость движения танка на поле боя, уменьшая тем самым его уязвимость.
Моторно-трансмиссионная установка танка была создана в результате дальнейшего совершенствования соответствующих агрегатов танков «Кромвель» и «Комета».
На танке «Centurion» Mk 3 устанавливались бензиновый 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения «Метеор» и трансмиссия «Меррит-Браун».
В трансмиссии были использованы трехдисковый полуцентробежный главный фрикцион сухого трения и поперечно расположенная пятиступенчатая коробка передач с зубчатыми муфтами, объединенная с многорадиусным планетарным механизмом поворота с фрикционными элементами сухого трения. Трансмиссия связана с главным фрикционом и двухрядными бортовыми передачами муфтами с резиновыми упругими элементами.

В ходовой части танка «Centurion» Mk 3 были использованы гусеницы с открытыми шарнирами, опорные катки среднего диаметра, поддерживающие катки и блокированная по два катка подвеска с винтовыми пружинами и гидравлическими амортизаторами. В тележке каждый каток монтировался на двуплечем балансире. Между верхними плечами балансиров располагались три вставленные одна в другую винтовые пружины. В верхней части тележки находились два поршневых амортизатора, связанных с балансирами с помощью тяг.
В качестве средств связи на танке «Centurion» Mk 3 применялись ультракоротковолновая дуплексная радиостанция, танковое переговорное устройство и телефон для связи с пехотой.


В состав стандартного оснащения танка «Centurion» Mk 3 входило стационарное противопожарное оборудование, а также оборудование для преодоления водных преград на плаву. С этой целью корпус танка был герметизирован и к нему по верхнему периметру крепился брезентовый водонепроницаемый кожух с металлическим каркасом.
Перед погружением в воду кожух поднимался с помощью пневматических цилиндров и механического привода типа «ножницы». Танк двигался по воде со скоростью около 10 км/ч с помощью двух гребных винтов, шарнирно укрепленных на кормовой части корпуса и приводившихся от ведущих колес посредством цепных передач. В «сухопутном» положении винты откидывались кверху.

Недостатками такого оборудования являлась уязвимость кожуха от ружейно-пулеметного огня противника и невозможность использования собственного вооружения, закрытого кожухом.
Более поздние образцы «Centurion» Mk 7 и «Centurion» Mk 8 отличались от «Centurion» Mk 3 рядом усовершенствований и многочисленными мелкими изменениями, но по существу являлись лишь модернизацией последнего, а не новыми машинами.
Пушка этих модификаций была оборудована эжекционным устройством для удаления пороховых газов, выполненным по образцу американских конструкций. В командирской башенке вместо смотрового прибора имелись перископический прицел и дополнительный пульт управления механизмами наведения. Таким образом, как и на американских танках, командир располагал своей системой управления огнем и при необходимости мог точно навести пушку на цель и произвести выстрел.
За счет более рациональной компоновки моторно-трансмиссионного отделения удалось установить дополнительный топливный бак и существенно увеличить общий запас топлива. Мощность двигателя была незначительно повышена, но вес танка сохранился почти прежним.

«Centurion» Mk 10 существенно отличался от предшествующих модификаций новой 105-мм пушкой и несколько большей толщиной ответственных броневых деталей. Пушка обладала весьма высокой пробивной способностью благодаря использованию бронебойного подкалиберного снаряда с отделяющимся поддоном и высокой начальной скоростью, равнявшейся 1415 м/сек. Такая же пушка использовалась также на американском танке М60. На танке «Centurion» Mk 10 было предусмотрено автоматическое выбрасывание стреляных гильз.


Несмотря на то, что «Centurion» был создан более пятидесяти лет тому назад, этот танк до сих пор остается весьма эффективной боевой машиной. Одна из причин такого успеха заключается в его способности легко приспосабливаться ко все возрастающим требованиям современной войны: «Centurion» допускает установку более мощного вооружения и усиления бронирования. Его единственный недостаток – невысокая скорость и малый запас хода. У первых моделей он не превышал 104 км, и для того, чтобы устранить этот недостаток, приходилось идти на различные ухищрения.
Одним из способов увеличения автономности танка была установка у него на корме дополнительных топливных баков, однако бочки с топливом в любой момент (особенно в бою или при движении по сильно пересеченной местности) могли стать источником пожара. Существовало и другое решение проблемы: «Centurion» Mk 1, например, буксировал за собой одноосный прицеп-цистерну с 909 литрами топлива. На более поздних моделях имелись дополнительные топливные баки, которые обеспечивали запас хода до 190 км.

Модификация Mk 13 – это последняя модель танка «Centurion», которая представляла собой модернизированную версию Mk 10. Всего же за время производства этого танка было создано по меньшей мере двадцать пять версий «Centurion».
На танке «Centurion» Mk 13 в башне кругового вращения устанавливалась отличная 105-мм пушка серии L7, стабилизированная в двух плоскостях и имевшая вертикальный угол наведения от +20° до -10°. С пушкой был спарен 7,7-мм курсовой пулемет, второй такой же находился на командирской башенке.
Это вооружение дополняли 12,7-мм крупнокалиберный пулемет и две батареи по 6 дымовых гранатометов, которые располагались по обе стороны башни. Боекомплект состоял из 64 артвыстрелов, 600 патронов калибра 12,7 мм и 4750 патронов калибра 7,7 мм.
Когда «Centurion» еще только принимался на вооружение, он не имел приборов ночного видения, но последующие модификации оснащались инфракрасными фарами для ночного вождения и инфракрасным прожектором, который устанавливался слева от пушки. Танк мог без подготовки преодолевать броды глубиной до 1,45 м, но, как ни странно, на нем не прижилось оборудование для плавания, разработанное специально для него.

В качестве силовой установки на Mk 13 использовался усовершенствованный авиационный двигатель «Метеор» фирмы «Роллс-Ройс», которым во время второй мировой войны оснащались истребители «Спитфайр» и «Харрикейн».
В ходовой части применялась подвеска типа Хортсман – три тележки с попарно сблокированными опорными катками на борт. Ведущее колесо находилось впереди, а направляющее – сзади. Кроме того, в состав ходовой части входили шесть поддерживающих катков. Верхнюю часть шасси прикрывали бронированные фальшборты, которые уменьшали эффект от воздействия кумулятивных снарядов.
Всего было построено 4000 танков «Centurion» различных модификаций, причем последние серийные машины обходились казне почти в 50000 фунтов стерлингов каждая.
За время боевых действий в Корее, Индии, Саудовской Аравии, во Вьетнаме, на Ближнем Востоке и особенно в зоне Суэцкого канала «Centurion» проявил себя как один из наилучших танков послевоенного периода.



Технические характеристики танка «Centurion» A41:
Боевая масса, т: 43 – 51;
Экипаж, чел.: 4;
Габаритные размеры, мм: длина корпуса – 7200, ширина – 3390, высота – 3010;
Бронирование, мм: лоб корпуса 76…126, борт корпуса – 51, корма корпуса – 32, днище – 16, крыша корпуса – 13…30, лоб башни – 152…202, маска орудия – 200, борт башни - 112, корма башни – 90…112, крыша башни – 30…51;
Вооружение (Mk 13): 105-мм пушка L7A2, соосный 7,62-мм пулемет MG, зенитный 7,62-мм пулемет MG, 2 х дымовой гранатомет;
Двигатель: Rolls-Royce Mk IVB, V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения;
Мощность двигателя, л. с.: 600;
Скорость, км/ч: по шоссе – 35, по пересечённой местности – 25;
Запас хода по шоссе, км: 192;
Удельная мощность, л. с./т: 14;
Преодолеваемые препятствия, м: стенка - 0,914; ров, м - 3,352; брод - 1,45; брод с подготовкой - 2,74

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 1943 году британский генеральный штаб разработал тактико-технические требования к крейсерскому танку, способному бороться с новейшими представителями немецкого бронированного «зверинца». Толщина лобовой брони перспективной машины задавалась не менее 5 дюймов (125 мм) и определялась пробивной способностью снаряда 88-мм немецкой пушки. Толщина бортов должна была составлять 60% от лобовой брони. Предполагалось, что форма днища корпуса уменьшит поражающее действие противотанковых мин. Ходовую часть планировалось прикрыть фальшбортами для защиты от фаустпатронов. Кроме того, конструкторам предписывалось установить бензиновый двигатель «Метеор» - танковый вариант знаменитого авиационного мотора «Мерлин», которым оснащались легендарные «спитфайры». Танковая пушка в обязательном порядке должна была поражать «тигры», а в боекомплект - входить бронебойные подкалиберные снаряды. Подвижности машины на пересеченной местности придавалось большее значение, чем достижению высокой скорости движения по шоссе.

Верхняя граница массы танка определялась в 40 т.

Разработка проекта, получившего шифр А41, началась на фирме АЕС. В проекте, в первую очередь, учитывался собственный опыт англичан, но ряд конструктивных решений заимствовался у немецких и советских танкостроителей (В статье, опубликованной в журнале «Интернешнл Дифенс Ревю» и посвященной 25-летию принятия на вооружение танка «Центурион», прямо говорится о том, что к его разработке приложили «руку» специалисты технической разведки Великобритании).

Уже через месяц после начала работ конструкторы пришли к выводу, что выполнить все требования по бронезащите в рамках заданной массы в 40 т невозможно. Генеральный штаб установил новую верхнюю границу - 60 т. Столь быстрое согласие военных на значительное увеличение массы танка объяснялось довольно просто: можно выиграть в весе, но потерять во времени, которое понадобится на поиск конструктивных решений и их проверку, в то время как машина, способная противостоять «тиграм», требовалась армии срочно.

Окончательно техзадание к проекту А41 появилось в феврале 1944 года. В соответствии с ним предусматривалась установка 17-фунтовой пушки, одного-двух спаренных пулеметов BESA калибра 7,92 мм или 20-мм пушки «Польстен»; еще один пулемет BESA следовало смонтировать в шаровой установке кормовой ниши башни. В боевом отделении необходимо было создать избыточное давление воздуха для уменьшения загазованности пороховыми газами при стрельбе и защиты экипажа от боевых отравляющих веществ. Особо оговаривались отказ от пулемета в вертикальном лобовом листе корпуса и замена самого лобового листа на плоскую монолитную бронеплиту.

При выборе типа подвески предпочтение отдали блокированной балансирной подвеске Хорстмана.

Силовой блок включал бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Метеор» и механическую трансмиссию фирмы «Меррит-Браун». Топливные баки обеспечивали расчетный запас хода в 170 км, однако еще на стадии проекта его признали явно недостаточным (похоже, англичане ориентировались скорее на советские требования: так, запас хода по шоссе Т-34-85 - 430 км, ИС-2 - 220 км, в то время как «Пантеры» - 200 км, «Тигра» - 100 км).

Оценивая проект, английские специалисты пришли к выводу, что вместо «Бритиш Тигр» получилась «Бритиш Пантера», что, тем не менее, тоже было совсем неплохо.

Проекту А41 была дана «зеленая улица». К маю 1944-го изготовили деревянный макет; по результатам оценки макетной комиссии, генеральный штаб заказал 20 предсерийных образцов. Все прототипы изготавливались из обычной, а не броневой стали; масса опытного танка составила 45 т. Первый экземпляр был готов в сентябре 1944-го, последний - в январе 1945 года. В победном мае, когда закончились предварительные испытания, шесть новых машин отправили на континент для обкатку в строевых частях, имевших боевой опыт.

«Центурион» Mk.1

Первые серийные танки под обозначением А41 «Стар» («Звезда») поступили в войска уже после окончания боевых действий.

Вскоре их название изменили на «Центурион» Мк.1 (*«Центурионом» первоначально назывался «танк поддержки» АЗО, спроектированный на базе «Кромвеля». После его переименования в «Челленджер» название «Центурион» освободилось.). Всего было построено 100 машин первой модификации.

Танк был спроектирован по классической схеме: с отделением управления в передней части, боевым отделением - в средней и МТО - в кормовой.

Корпус машины - сварной, из катаных бронелистов, бортовые листы для удобства компоновки ходовой части устанавливались с небольшим развалом наружу. На крыше корпуса в районе расположения башни имелись местные уширения.

Толщина брони лобовой детали корпуса составляла 76 мм, бортов - 51 мм. Место механика-водителя находилось справа от оси танка.

Трехместная башня - литая, крыша башни крепилась сваркой. Башня имела незначительный наклон стенок и несколько удлиненную кормовую часть. Толщина лобовой брони башни равнялась 152 мм. В башне размещались 17-фунтовая (76,2-мм) пушка Mk.V и 20-мм пушка «Польстен» (по замыслу конструкторов, она предназначалась для борьбы с легкими противотанковыми орудиями), а в шаровой установке кормовой ниши - 7,92-мм пулемет BESA. Углы вертикального наведения основной пушки - от -10° до +20°. Места командира и наводчика располагались справа от оси башни, заряжающего - слева. В крыше башни были предусмотрены люк командира с откидывающейся назад крышкой и люк заряжающего с двустворчатой крышкой. В левой стенке башни и в корме имелись люки для выброса стреляных гильз.

Двигатель - 12-цилиндровый бензиновый мотор «Метеор» мощностью 640 л.с. Трансмиссия - механическая «Меррит- Браун» Z51R. Емкость топливных баков - 550 л. Силовой блок представлял собой дальнейшее развитие двигателя и трансмиссии танков «Кромвель» и «Комета». Моторное отделение оборудовалось противопожарной системой.

Ходовая часть имела по шесть опорных катков среднего диаметра и по два поддерживающих катка на сторону. Пружинно-балансирная подвеска соединяла в одну тележку два опорных катка (три тележки на борт). В качестве упругих элементов применялись цилиндрические винтовые пружины. Подвеска монтировалась снаружи корпуса танка. На первых тележках каждого борта устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы.

Ходовую часть прикрывали трехсекционные стальные экраны толщиной 6 мм.

Радиооборудование включало приемопередающую радиостанцию УКВ-диапазона, танковое переговорное устройство и аппаратуру подключения ТПУ к полевой телефонной линии.

Для преодоления водных преград по верхнему периметру корпуса крепился водонепроницаемый резиновый чехол с металлическим каркасом, при форсировании рек каркас поднимался с помощью пневмоцилиндров. Корпус танка был герметичным.

Масса машины - 48 т, экипаж - 4 человека.

«Центурион» Mk.2

Первый экземпляр варианта Мк.2 изготовили летом 1946 года. В отличие от предыдущей модели, его башня выполнялась сварной, с командирской башенкой, оборудованной смотровыми приборами, обеспечивающими круговой обзор. Взамен 20-мм пушки устанавливался традиционный спаренный с основным орудием пулемет BESA калибра 7,92 мм, а на месте кормовой шаровой пулеметной установки находился аварийный люк.

Боекомплект - 70 снарядов к пушке и 4000 патронов к пулемету. На танке была смонтирована система стабилизации основного вооружения в двух плоскостях с электромашинными приводами.

Всего построено более 700 таких машин.

«Центурион» Mk.З

Танки Мк.З представляли собой вариант Мк.2, вооруженный 20-фунтовой (83,8-мм) пушкой Mk.l. Их серийное производство началось в 1947 году. Все машины модификации Мк.2 в 1951 - 1952 годах модернизировали до уровня Мк.З. На танках «Центурион», начиная с данного варианта, в передней части башни устанавливалось по шесть 51-мм гранатометов для стрельбы дымовыми гранатами.

FV201

Требования к проекту А41 предполагали разработку крейсерского танка в соответствии с английской «двухтанковой» доктриной, то есть наличия в войсках пехотных и крейсерских танков различных конструкций с четким разграничением их боевых задач. В то же время, военные считали необходимым унифицировать ряд систем и агрегатов пехотных и крейсерских танков. Танковый департамент генерального штаба настоятельно рекомендовал провести такую унификацию еще в 1942 году, поэтому параллельно с проектом А41 создавался вариант пехотного танка с лобовой броней, увеличенной до 6 дюймов (152 мм). Работы эти шли, что называется, ни шатко ни валко. Черту под ними подвел фельдмаршал Монтгомери, выдвинувший в июле 1944 года идею универсального танка, совмещавшего в себе качества пехотных и крейсерских машин. В сентябре 1946-го было разработано техзадание FV200, предусматривавшее разработку на едином шасси не только танка, но и огнеметной машины, мостоукладчика, бронетранспортера и САУ.

Из всех британских танков по своим характеристикам в наибольшей степени этим задачам соответствовал «Центурион». Его «универсальный» вариант получил обозначение FV201. На танке была модернизирована подвеска, стенки корпуса выполнили вертикальными, башню оснастили оптическим дальномером, вооружение усилили вторым пулеметом, установленным на левой надгусеничной полке. Двигатель был оснащен системой аварийного запуска. Экипаж увеличился на одного человека.

В итоге, проектирование универсальной машиной вылилось в создание тяжелого танка. К 1949 году англичане осознали, что для борьбы с советскими танками такого же класса требуется пушка калибра не менее 120 мм. «Центурион» для этого не подходил, и в серийное производство был запущен FV214- «Конкерор».

«Центурион» Мк.4

Танк огневой поддержки, вооруженный гаубицей калибра 95 мм.

«Центурион» Мк.5

В конце 1952 года появился вариант Мк.5, до которого модернизировали значительное число танков Мк.З. Пулемет BESA калибра 7,92 заменили американским 7,62-мм М1919А4 в рамках унификации стрелкового вооружения стран НАТО. Кроме того, была несколько изменена форма башенных люков, а рядом с командирским люком смонтирована турель под пулемет М1919А4. Вместо кормового башенного люка для удаления гильз ставилась заглушка.

Нерешенной проблемой для разработчиков «Центуриона» оставался малый запас хода. На пятой модели его попытались увеличить за счет установки в кормовой части корпуса внешних топливных баков, но по ряду причин более удачным посчитали использование одноколесных буксируемых бронированных прицепов-баков, вмещавших 200 галлонов (900 л). Масса прицепа без горючего составляла 1,3 т.

«Центурион» Mk.6

Эта модель представляла собой Мк.5, оснащенный дополнительной бронезащитой и 105-мм пушкой L7, долгое время считавшейся лучшим танковым орудием Запада. «Центурион» дал путевку в жизнь этой пушке, которая устанавливалась на американских танках М-60, германских - «Леопард-1», швейцарских - Pz-61 и ряде других. Боевая масса машины достигла 51 т. В дальнейшем танки Мк.6 оборудовались ИК-прицелом и 12,7-мм пристрелочным пулеметом.

«Центурион» Mk.7

Танки Мк.7 поступили на вооружение британской армии в 1954 году. До этого все работы по модернизации «центурионов» осуществляли специалисты фирмы «Виккерс-Армстронг», а над Мк.7 трудились уже конструкторы фирмы «Лейланд Моторс». На машинах предыдущих вариантов основное внимание уделялось доработке башни и вооружения, на «семерке» - компоновочному решению корпуса. Разработчикам удалось увеличить емкость внутренних топливных баков, более рационально разместить боекомплект к пушке и органы управления механика-водителя.

«Центурион» Mk.8

В 1955 году для «Центуриона» была разработана новая башня. Она отличалась вращающейся командирской башенкой с двустворчатым люком, новым прицелом и упругой установкой цапф орудия, снижающей вероятность поломки при резких ударах танка (аналогичное конструктивное решение впервые применили немцы на «Ягдпантере»). В башенке размещались перископический прицел и пульт управления стрельбой. Теперь вести огонь из пушки мог не только наводчик, но и командир.

«Центурион» Mk.9

Танк Мк.9 поступил на вооружение в 1959 году. На нем было усилено бронирование лобовой части корпуса, а самое главное - резко повышена огневая мощь за счет установки 105-мм пушки L7, не приведшей к серьезным изменениям в компоновке танка. Пушка оснащалась эжекционным устройством для продувки канала ствола после выстрела; эжектор устанавливался в средней части ствола.

В варианте Мк.9/1 танк оборудовался ИК-приборами ночного видения, а на Мк.9/2, наряду со спаренным 7,62-мм пулеметом, в маске пушки ставили еще один пулемет калибра 12,7 мм, используемый для пристрелки орудия на дальних дистанциях.

«Центурион» Mk.10

Мк.10 приняли на вооружение в 1960 году. Он представлял собой танк модификации Мк.8, на котором были установлены 105-мм пушка и командирская башенка новой конструкции. Вариант Мк.10/1 имел ИК-аппаратуру ночного видения, Мк.10/2 - пристрелочный 12,7-мм пулемет в маске пушки.

«Центурион» Mk.11, Mk.12, Mk.13

Танки этих вариантов оснащались активными подсветочными приборами ночного видения (у командира и механика- водителя), а также оборудованием для подводного вождения. Вместо спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета на них устанавливался пулемет калибра 12,7 мм. В варианты Мк.11/12/13 переоборудовались танки Мк.6/9/10 соответственно.

Серийное производство танков «Центурион» осуществлялось в Великобритании заводами «Лейланд Моторс», «Ройал Орднэнс Фэктори Лидс», «Ройал Орднэнс Фэктори Вулвич» и «Виккерс-Армстронг» с 1945 по 1962 год. Всего изготовлено 4423 машины.

«Центурионы» разных вариантов состояли на вооружении Австралии, Австрии, Дании, Египта, Израиля, Индии, Иордании, Ирака, Канады, Кувейта, Ливана, Нидерландов, Сингапура, Сомали, Швеции, Швейцарии (под обозначением Pz-55 и Pz-57). По данным на начало 2000 года, эти боевые машины оставались в танковых войсках только в ЮАР. Совсем недавно, в конце 1990-х годов, их сняли с вооружения в Иордании, Израиле, Швеции и Дании. Шведские «центурионы» (290 танков) снимались с вооружения по мере поступления танков «Леопард-2А5», датские - «Леопард-2А4», иорданские- «Челленджер 1» (местное название «Апь Хуссейн»), В Австрии башни отслуживших свой срок танков установлены в альпийских укрепрайонах и используются как долговременные огневые точки.

29-09-2016, 12:42

Доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Дорогие СТ-воды, сегодня у нас в гостях весьма противоречивая машина, имеющая одновременно очень существенные недостатки и отличные преимущества. Перед вами британский средний танк восьмого уровня - это Centurion Mk. I гайд.

ТТХ Centurion Mk. I

Без лишних слов перейдем сразу к разбору параметров нашего британца и первое, что бросается в глаза - его отличный базовый обзор в 400 метров, в то время как запас прочности у нас типичный по меркам одноклассников.

Что касается живучести, то в далеком патче 0.9.0 наш танк получил HD-модель, с этого момента Centurion Mk. I характеристики бронирования стали сильно хуже. Будьте готовы к тому, что в лоб корпуса нас пробивают все орудия, имеющие пробитие больше 150 миллиметров. Вдоль борта у нас есть экран, но сильно он не спасает, брони тут, как видите, совсем немного.

Башня у нас более крепкая, она часто способна получать непробития и рикошеты от танков 7-8 уровней (хотя, и тут бывают печальные исключения), но все, кто выше, пробивают Centurion Mk. 1 World of Tanks в лоб башни без какого-либо труда.

Хочу также отметить, что при пробитии нашей машины в лоб, очень часто критуют боеукладку, это сильно портит нам жизнь.

Теперь хотелось бы сказать, что данный агрегат имеет очень большие для среднего танка габариты, весит тоже довольно много, так что привыкайте к тому, что Centurion Mk. I WoT обладает посредственной максималкой, динамикой и поворотливостью. Нашего британца без угрызений совести можно назвать медлительным.

Орудие

Теперь поговорим о гораздо более приятных вещах, ведь вооружения в нашем случае действительно достойно уважения, хотя, тут тоже будут свои недостатки.

Итак, Centurion Mk. 1 орудие обладает отличными, лучшими среди СТ-8 параметрами пробитием базовым снарядом. Это практически избавляет нас от надобности возить голду, хотя для непредвиденных ситуаций прикупить 10-15 снарядов не будет лишним, боекомплект тут огромный.

В то же время нам дали маленький альфастрайк, но благодаря хорошей скорострельности Centurion Mk. I танк может наносить около 1725 единиц чистого урона в минуту, что вполне неплохо.

Еще одной положительной чертой в нашем случае будут комфортные углы вертикальной наводки, пушка опускается вниз на 10 градусов, благодаря чему будет удобно отыгрывать от рельефа местности.

А теперь обещанные недостатки - британский средний танк Centurion Mk. I World of Tanks получил небольшой разброс, но вот стабилизация тут плохая и сводится пушка долго, с этим обязательно нужно что-то делать.

Преимущества и недостатки

Все что нужно знать о танке для его правильного применения в бою мы рассмотрели, но чтобы вам было легче ориентироваться, давайте разберем наиболее важные сильные и слабые стороны отдельно.
Плюсы:
Довольно крепкий лоб башни;
Комфортные углы вертикальной наводки;
Отличный обзор;
Хорошая скорострельность;
Лучшее на уровне бронепробитие.
Минусы:
Слабое бронирование в целом;
Плохая подвижность;
Сарайные габариты;
Маленький альфастрайк;
Посредственная точность;
Частые криты боеукладки.

Оборудование для Centurion Mk. I

Для повышения комфорта игры вам необходимо правильно подобрать дополнительные модули, ведь они могут хорошо повысить имеющие преимущества, а также скрасить недостатки. В случае Centurion Mk. 1 оборудования ставится следующее:
1. - этот модуль всегда в почете, ведь он позволяет сделать наш урон в минуту еще более опасным.
2. - ввиду того что с точностью и стабилизацией у нас беда, этот вариант обязателен.
3. - даст прирост к ДПМу, улучшит обзор, ускорит сведение, тут есть все, что нужно для нагиба.

В качестве альтернативы последнему пункту можно поставить , если у вас еще не прокачаны перки на обзор. А если вас достали криты или даже взрывы боеукладки, можно даже поставить , хотя, этот вариант совсем запасной.

Обучение экипажа

Еще более ответственным и важным вопросом всегда будет выбор и прокачка умений экипажу. В нашем случае в танке сидит 4 танкиста, заряжающий выполняет одновременно две роли, так что на Centurion Mk. I перки качать будет в такой последовательности:
Командир - , , , .
Наводчик - , , , .
Механик-водитель - , , , .
Заряжающий (радист) - , , , .

Снаряжение для Centurion Mk. 1

Ну а с расходниками, как всегда, ситуация предельно простая. Если вы ограничены в запасах серебра или золота, можно кататься с , , . Но ввиду больших габаритов танка, слабой брони и критуемости боеукладки, лучше возить на Centurion Mk. 1 снаряжение в виде , , , где последний вариант при желании можно заменить на .

Тактика игры на Centurion Mk. I

Первое, о чем вы всегда должны помнить при игре на данном агрегате - он имеет слабое бронирование и большие габариты. По этой причине, куда бы вы ни поехали, действовать нужно предельно осторожно.

Но есть еще один нюанс - точность у нас тоже не верх совершенства, так что на Centurion Mk. I тактика ведения боя, все-таки, сводится к позиционированию на первой или второй линии.

Если вы решили подъехать поближе, необходимо играть в тандеме с более бронированными союзниками, ведя огонь из-за их крепких спин и стараясь беречь свой запас прочности. В таких реалиях Centurion Mk. 1 World of Tanks является превосходным танком поддержки и благодаря своей скорострельности способен внести значимый вклад в продавливание направления.

Касательно игры на второй линии, нужно постараться занять выгодную позицию, с которой будет открывать хороший прострел, и мы сможем скрывать свою большую тушку от арты и остальных противников. В такой тактике Centurion Mk. I танк должен сводиться до конца, чтобы стрелять более результативно.

Еще одной оправданной стратегией будет игра от рельефа. В нашем случае башня является наиболее крепкой частью машины, а углы вертикальной наводки дают возможность эти пользоваться. Прячась в складках местности, постоянно выныривая, производя выстрел и прячась назад, средний танк Centurion Mk. I WoT может выигрывать дуэли, получая рикошеты и сохраняя свой запас прочности.

В остальном все как обычно, следите за мини-картой, опасайтесь артиллерии, которая без труда попадает по нашей медлительной и большой тушке, а также старайтесь максимально эффективно использовать свои сильные сторон и нивелировать слабые.