Израильские танки 30 70 годов. Советские танки на службе Израиля (25 фото). Компоновка: принципиальное отличие от аналогов

Израиль по праву считается великой танковой державой: танковый парк ЦАХАЛа является одним из крупнейших в мире - на его вооружении находится от 4 до 5 тысяч танков, построенный на израильских танковых заводах танк Меркава, по мнению многих экспертов, является лучшим в мире основным боевым танком, израильские танкисты обладают бесценным боевым опытом, полученным в многочисленных войнах и вооруженных конфликтах. Израильский боевой пример оказал значительное влияние на развитие стратегии и тактики бронетанковых войск

Израильские танки Меркава Мк1 ведут бой в городе. Бейрут.1982г.

Все права принадлежат Александру Шульману(с) 2003-2009
© 2003-2009 by Alexander Shulman. All rights reserved
Использование материала без письменного разрешения автора – запрещено.
Любые нарушения караются законом об авторском праве, действующим на территории Израиля.

Александр ШУЛЬМАН
Стальной кулак Израиля

Израиль по праву считается великой танковой державой: танковый парк ЦАХАЛа является одним из крупнейших в мире - на его вооружении находится от 4 до 5 тысяч танков, построенный на израильских танковых заводах танк Меркава, по мнению многих экспертов, является лучшим в мире основным боевым танком, израильские танкисты обладают бесценным боевым опытом, полученным в многочисленных войнах и вооруженных конфликтах.

Израильский боевой пример оказал значительное влияние на развитие стратегии и тактики бронетанковых войск: израильские генералы-танкисты Исраэль Таль и Моше Пелед представлены в зале Великих Танковых Полководцев в , вместе с германским фельдмаршалом Эрвином Роммелем и американским генералом Джорджем Паттоном.


Эмблема бронетанковых войск Израиля (Хейль а-Ширьон)

Создание танковых войск
Израильские танковые войска, главная ударная сила сухопутных войск ЦАХАЛа, родились в боях Войны за независимость. В феврале 1948 года была создана Бронетанковая Служба под командованием Ицхака Саде, однако самих танков еще не было - основные производители танков - США, Великобритания и Франция, ввели запрет на продажу вооружений еврейскому государству.

Уже в ходе боев Войны за Независимость удалось приобрести 10 танков Гочкис Н-39, которые вместе с похищенными у британцев танком Шерман М4 и двумя танками Кромвель поступили на вооружение первого танкового подразделения - 82-го танкового батальона. Командиром батальона был бывший майор Войска Польского Феликс Беатус, прошедший от Сталинграда до Берлина. В составе экипажей батальона были танкисты - еврейские добровольцы из разных стран мира, сражавшиеся против нацистов в рядах британской армии и Войска Польского.


Израильский танк Шерман М4. Война за Независимость. 1948г.

Среди них было и несколько бывших офицеров-танкистов Красной Армии. Их называли "смертниками" - они дезертировали из советских оккупационных войск в Германии и разными путями добрались до Эрец Исраэль. В СССР они были заочно приговорены к смерти за "измену Родине". Они прошли через смертельные опасности, чтобы сражаться за еврейское государство.

Уже к середине 1948 года были сформированы 7-я и 8-я танковые бригады, принявшие участие в боях с арабскими агрессорами.


Израильский генерал-танкист Моше Пелед. Портрет из галереи "Великих танковых полководцев" в
Центре танковых войск США им.генерала Паттона

В те годы начала формироваться доктрина танковой войны, принятая на вооружение ЦАХАЛом. Она основывается на следующих принципах:
Первый - «Тотальность танка». Это означает, что танковые соединения, за счет мобильности, брони и огневой мощи способны самостоятельно решать основные задачи сухопутной войны.
Второй - «Бронекулак» как основной танковый маневр», заключающийся в вводе в прорыв крупных танковых сил, способных вести наступление на большой скорости, уничтожая на своем пути силы противника.
Основным боевым соединением израильских бронетанковых войск является танковая бригада. В ходе боевых действий из танковых бригад формируются танковые дивизии и корпуса.


Израильский генерал-танкист Исраэль Таль. Портрет из галереи "Великих танковых полководцев" в
Центре танковых войск США им.генерала Паттона

Анализ танковых сражений показал высокий процент потерь среди танковых командиров. Это связано с требованиями своеобразного кодекса командирской чести, принятого в израильской армии:
«За мной!» - основная команда в ЦАХАЛе, командир обязан личным примером вести за собой подчиненных.
В бой танки идут с открытыми люками - командир, стоя в башне танка с откинутым люком, управляет действиями экипажа. Это заметно расширяет обзор и позволяет вести бой с "открытыми глазами", однако командир становится первоочередной целью для огня противника.

Становление танковых войск
Первая проверка боем этой доктрины прошла в ходе операции Кадеш 1956 года. За три дня 7-я и 27-я танковые бригады, взаимодействуя с пехотными и парашютно-десантными частями, взломали оборону противника и, пройдя Синайскую пустыню, вышли к Суэцкому каналу. В ходе боев было уничтожено или захвачено до 600 единиц вражеской бронетехники, израильские потери составили 30 танков и БТР.


Израильские танки AMX-13. Операция Кадеш.1956г.

Танковый парк ЦАХАЛа начал пополняться современной боевой техникой. В ходе боев хорошо показали себя закупленные во Франции танки AMX-13 - первые современные танки, поступившие на вооружение ЦАХАЛа. Всего на вооружение ЦАХАЛа тогда поступило около 200 таких танков.
В начале 60-ых годов на вооружение ЦАХАЛа поступили сотни танков Супер-Шерман М-50 и М-51.


Израильские танки Супер-Шерман

В начале 1960-х годах США, наконец, согласились продать танки М48, получившие в Израиле название Магах Однако американцы попытались скрыть эту сделку от своих арабских друзей. Поэтому сделка была заключена между Германией и США, а Израиль фомально закупал эти танки у Германии. Всего в рамках этой сделки на вооружение ЦАХАЛа поступили боле 200 танков М48.


Израильские танки Магах М48.

Примерно в то же время на вооружение бронетанковых войск поступили несколько сотен британских танков Центурион, получивших в Израиле название Шот (в переводе с иврита - "кнут")


Израильский танк Шот Центурион.

С этим обновленным танковым парком Израилю предстояло вести ожесточенные танковые сражения в
Шестидневной Войне 1967г. и Войне Йом Кипур 1973г.

В 1964 году главкомом танковых войск стал генерал Исраэль Таль. Этот опытнейший танкист, основываясь на боевом опыте, развивал абсолютно новые тактические приемы ведения танковой войны. В их числе - ведение снайперского огня башенных орудий танков на дальние и сверхдальние дистанции - до 5-6 километров и даже на 10-11 километров. Это сразу дало заметные преимущества в бою.

Проверку боем новые тактические приемы прошли в ходе "Битвы за воду" в 1964-1966гг. Тогда Сирия попыталась отвести воду реки Иордан, и тем самым лишить Израиль водных ресурсов. Сирийцы начали строить отводной канал, чего Израиль допустить не мог.
Было принято решением огнем танковых орудий уничтожить землеройную технику, танки и артиллерийские батареи противника, прикрывавшие строительство.

С этой целью израильское командование укомплектовало подразделения танков Шерман и Центурион подготовленными экипажами, причем место наводчика в одном из танков занял лично генерал Таль, а заряжающего - командир 7-ой танковой бригады полковник Шломо Лахат

В качестве приманки израильтяне пустили на нейтральную полосу трактор. Сирийцы немедленно купились на уловку и открыли огонь. Цели немедленно были засечены. Снайперским огнем израильских танкистов были уничтожены все выбранные цели на расстоянии до 6 километров, а затем танковый огонь был перенесен по целям, находившимся на расстоянии в 11 километров.

Такие танковые огневые удары осуществлялись многократно на протяжении года. Сирийцы понесли тяжелые потери и были вынуждены полностью отказаться от своих планов по отводу воды.

Шестидневная война. 1967 год
Шестидневная война 1967 года стала подлинным триумфом израильских танковых войск. Впервые израильские танковые соединения действовали одновременно на трех фронтах. Им противостояли многократно превосходящие силы пяти арабских государств, но и это не спасло арабов от тотального разгрома.


Шестидневная Война 1967г. Израильские танкисты

На южном фронте удар был нанесен силами трех танковых дивизий генералов Таля, Шарона и Иоффе. В наступательной операции, получившей название «Марш через Синай», израильские танковые соединения, взаимодействуя с авиацией, мотопехотой и парашютистами, совершили молниеносный прорыв обороны противника и двинулись через пустыню, уничтожая окруженные группировки арабов. На северном фронте по труднопроходимым горным тропам наступала 36-я танковая дивизия генерала Пеледа, которая через трое суток ожесточенных боев вышла в предместья Дамаска. На восточном фронте израильские войска выбили иорданские части из Иерусалима и освободили древние еврейские святыни от чужеземных захватчиков.

В ходе боев было уничтожено более 1200 танков противника, захвачены тысячи единиц бронетехники, в основном русского производства. Трофейные русские танки Т-54/55 прошли капитальную модернизацию на израильских танковых заводах и поступили на вооружение танковых войск под названием «Тиран-4/5».


Трофейная русская бронетехника, захваченная в Шестидневной Войне, на параде в Иерусалиме.

9 сентября 1969 года бронегруппа в составе 6 трофейных русских танков Т-55 и трёх бронетранспортеров БТР-50, захваченных в Шестидневной Войне, была скрытно переправлена на десантных судах на египетский берег Суэцкого канала. Основной целью было уничтожение русской системы ПВО, препятствовавшей действиям израильской авиации. В ходе этой блестяще задуманной и исполненной операции, получившей название Равив, израильские танкисты в течении 9 часов огненным валом прошлись по тылам врага, безжалостно уничтожая РЛС, позиции ракетных войск и артиллерии, штабы, склады и армейские базы. Успешно завершив рейд без потерь, израильская бронегруппа благополучно вернулась на десантных кораблях на свою базу.

Война Йом Кипур. 1973г.
Самым тяжелым испытанием для Израиля стала война Судного дня, начавшаяся 6 октября 1973 года, в день одного из самых главных еврейских праздников, когда большинство военнослужащих находились в отпусках. Израиль был внезапно атакован на всех фронтах многократно превосходящим силам агрессоров, включавшими армии Египта, Сирии Ирака, Марокко, Иордании, Ливии, Алжира, Ливана, Судана, тысячи русских "военных советников", кубинских и северокорейских "добровольцев". На просторах от Синая до Голанских высот развернулось одно из крупнейших танковых сражений в мировой военной истории - с обеих сторон в нем приняли участие до шести тысяч танков.

Особенно опасная ситуация сложилась на Голанских высотах - там всего 200 танков 7-й и 188-й танковых бригад противостояли на участке протяженностью 40 километров почти 1400 танкам сирийцев. Израильские танкисты стояли насмерть, демонстрируя массовый героизм.

Имена героев-танкистов, остановивших врага, вошли в историю Израиля. Среди них командир взвода лейтенант Цви Грингольд, командир роты капитан Меир Замир по прозвищу «Тигр», командир батальона подполковник Кахалани.


Лейтенант (на фотографии уже капитан) Цви Грингольд - танкист, совершивший беспримерный подвиг: в ходе боя, продолжавшегося около суток, он уничтожил до 60 русских танков

Танкисты дрались до последнего снаряда, из уцелевших в бою танкистов, только что покинувших горящие танки, тут же формировались новые экипажи, которые вновь шли в бой на отремонтированных боевых машинах. Лейтенант Грингольд трижды шел в бой на новых машинах. Будучи контужен и ранен, он не оставил поле боя и уничтожил до 60 русских танков. Израильские танкисты выстояли и победили, подоспевшая 210-я танковая дивизия под командованием генерала Дана Ланера завершила разгром врага.


Израильские танки Центурион. Война Йом Кипур 1973г. Синайская пустыня

Израильский танк Центурион.Война Йом Кипур 1973г. Голанские высоты

В ходе боев был разгромлен и иракский танковый корпус, брошенный на помощь сирийцам. Израильские войска перешли в контрнаступление и 14 октября были уже в пригородах Дамаска.

Уничтоженная и захваченная русская бронетехника - танки Т-62. Октябрь 1973г. Голанские высоты

Не менее ожесточенное танковое сражение шло в песках Синая, где арабам вначале удалось потеснить части 252-й танковой дивизии генерала Мендлера. Генерал Мендлер погиб в бою, но остановил дальнейшее продвижение врага. 7 октября в бой вступили 162-я танковая дивизия под командованием генерала Брена и 143-я танковая дивизия под командованием генерала Ариэля Шарона. В ходе тяжелых танковых боев были уничтожены основные силы арабов.


Командир 162-ой танковой дивизии генерал Авраам Адан (Брен)

14 октября произошел крупнейший со времен Второй мировой войны встречный бой танковых соединений, «танки против танков», в котором были уничтожены 260 танков противника. Израильские танкисты потеряли 20 своих боевых машин.

16 октября израильские танковые войска перешли в контрнаступление. Танкисты генерала Шарона прорвали фронт, установили понтонную переправу через Суэцкий канал, и на африканский берег хлынули израильские танки. В последовавших боях была окружена египетская армия, уничтожены все ее резервы, открылась прямая дорога для наступления на Каир.

Видео о 14-ой танковой бригаде, сражавшейся во время Войны Иом Кипур на Синае

Война Иом Кипур. Октябрь 1973

В ходе ожесточенных танковых сражений войны Судного дня израильские танковые войска вновь доказали свое превосходство: в боях были уничтожены более 2500 танков противника (Т-62, Т-55, Т-54) и тысячи единиц другой бронетехники. Однако за победу пришлось заплатить высокую цену - в боях погибли более тысячи геройски сражавшихся израильских танкистов.

Танк Меркава
Одним из итогов прошедших войн стало создание собственного танка, в котором наиболее полно были реализованы требования израильских танкистов к боевой машине и учтен их боевой опыт. Еще одной причиной, подтолкнувшей к созданию израильского танка, стали эмбарго на поставки боевой техники, вводимые зарубежными производителями всякий раз, как только начинались войны. Это положение было нетерпимым, поскольку к арабам всегда шел непрерывный поток русских вооружений.

Во главе израильского танкового проекта встал генерал Исраэль Таль, боевой офицер-танкист, прошедший все войны. Под его руководством буквально за несколько лет был создан проект первого израильского танка «Меркава-1», который уже в 1976 году был запущен в серийное производство на израильских танковых заводах. Таких темпов создания танковой промышленности еще не знала история мирового танкостроения.


Командир парашютно-десантной бригады полковник Рафаэль Эйтан и командир танковой дивизии генерал Исраэль Таль. 1967г. Шестидневная Война

Новому танку генерал Таль дал название «Меркава», что на иврите означает «боевая колесница». Слово это пришло из ТАНАХа, оно упоминается в первой главе Книги пророка Иезекииля как символ движения, мощи и устойчивого основания.


Танк первого поколения Меркава Мк1


Танк второго поколения Меркава Мк2


Танк третькго поколения Меркава Мк3


Танк четвертого поколения Меркава Мк4

Первыми танками «Меркава» был оснащен танковый батальон, которым командовал сын генерала Таля. Танк «Меркава» признан лучшим в мире танком для ближневосточного театра военных действий. Израильские конструкторы первыми в мире разработали динамическую броню, применение которой намного уменьшало вероятность поражения танка снарядами и управляемыми ракетами. Блоки динамической защиты “Блэйзер” были установлены на на танках Меркава, и на большей части “Центурионов”, М48 и М60, остававшихся на вооружении ЦАХАЛа
.Сейчас выпускается уже четвертое поколение танков «Меркава», а израильская танковая промышленность стала одной из крупнейших в мире - на более чем 200 предприятиях работают десятки тысяч инженеров и рабочих.

Война в Ливане. 1982г.
«Шлом а-Галиль» (Мир Галилее) – так Генштаб ЦАХАЛа назвал вторжение израильских войск в Ливан, начавшееся 6 июня 1982г. в ответ на нападения палестинских террористов, действовавших с ливанской территории.

На ливанской границе Израиль сконцентрировал 11 дивизий, обьединенных в три армейских корпуса. Каждому корпусу была выделена своя зона ответственности или направление: Западным направлением командовал генерал-лейтенант Екутиель Адам, Центральным направлением - генерал-лейтенант Ури Симхони, Восточным направлением - генерал-лейтенант Януш Бен-Галь. Кроме того, на Голанских высотах, в непосредственной близости от Дамаска, были развернуты две дивизии под командованием генерал-лейтенанта Моше Бар-Кохба. В составе бронетанковых дивизий было 1200 танков. Общее командование операцией было возложено на начальника Генштаба генерал-полковника Р. Эйтана и командующего Северным военным округом генерал-лейтенанта А.Дрори.

Танковые дивизии наступали на приморском направлении и уже 10 июня вошли в пригороды столицы Ливана Бейрута. Позднее Бейрут был полностью захвачен израильскими войсками. В ходе наступления была проведена крупнейшая морская десантная операция, когда в тылу врага с десантных кораблей израильского ВМФ были высажены танковые и мотопехотные части.

Особенно ожесточенные бои развернулись на восточном направлении, где целью наступления было стратегически важное шоссе Бейрут-Дамаск. По условиям соглашения о прекращении огня израильские танки были остановлены примерно в 30 километрах от столицы Сирии Дамаска.


Израильские танки и пехота ведут уличный бой в Бейруте. 1982г.

Операция в Ливане. 2006г.
В ходе операции в Ливане в июде-августе 2006г. ЦАХАЛ отрабатывал абсолютно новые методы ведения войны против террористических формирований.

Террористическая организация Хезболла создала в южном Ливане глубокоэшелонированную систему укрепленных районов, включавшую множество замаскированных подземных бункеров, соединенных десятками километров туннелей. Оружия и снаряжения, накопленного бовиками, по их планам, должно было хватить на многомесячную оборону, в ходе которой они рассчитывали нанести тяжелые потери израильской армии.

Особенное внимание терристами было уделено противотанковой войне - на танкоопасных направления они осуществили сплошное минирование, в том числе закладку десятков фугасов с сотнями килограммов тротила в каждом. Террористы были вооружены самым современным русским противотанковым оружием: ПТУРы «Малютка», «Фагот», «Конкурс», «Метис-М», «Корнет-Э», а также гранатомёты РПГ-7 и РПГ-29 «Вампир».

Несмотря на столь внушительную подготовку боевиков, ЦАХАЛ с минимальными потерями успешно решил все поставленные задачи и полностью ликвидировал террористическое присутствие в приграничных районах.

По израильским данным в ходе боев боевики осуществили сотни пусков противотанковых ракет, однако эффективность их была достаточно низка: отмечается лишь 22 случая пробития брони танков, поврежденные танки вернулись в строй после ремонта еще в ходе боев в Ливане. Безвозвратные потери составили всего 5 танков, из них два подорвались на фугасах. В ходе боев погибли 30 израильских танкистов.

Бронетанковые войска Израиля

Все военные специалисты отмечают высокую живучесть израильских танков, особенно самого современного танка Меркава 4.
Опыт боев в Ливане показал, что несмотря на минимальные потери бронетехники в ходе боев, решением проблемы живучести основного боевого танка и его экипажа на насыщенном противотанковыми средствами поле боя является использование высокотехнологичных средств активной зашиты, обеспечивающих изменение траектории или поражение всех типов подлетающих кумулятивных боеприпасов.

В Израиле разработка средств активной защиты бронетехники ведется военно-промышленным концерном RAFAEL, среди многочисленных проектов следует отметить комплексы активной защиты Iron Fist и Trophy. Израиль лидирует в этом направлении – система активной защиты Trophy стала первой в мире, устанавливаемой на серийно выпускаемых танках Меркава Мк4.

Израильские танковые войска прошли славный боевой путь и по праву считаются одними из сильнейших в мире - по открытым данным известно, что сейчас на вооружении ЦАХАЛа находится до 5000 танков. Это больше, чем, например, в таких странах, как Великобритания, Франция и Германия. Но главная сила израильских танковых войск заключена в людях, чей бесценный боевой опыт и мужество являются гарантом безопасности Израиля.

Танковые войска Израиля появились в середине прошлого столетия во время войны за независимость. На сегодняшний день танковый парк израильской армии насчитывает от 4 до 5 тысяч танков, а танкисты обладают бесценным боевым опытом, который получили в многочисленных войнах и вооруженных конфликтах.

Перед войной 1956 года правительство Израиля решило провести реорганизацию армии, ядром которой должны были стать танковые войска. В этих целях закупили в Великобритании 1000 шт. «Центурионов», в США «М48» и несколько позже «М60». После войны в армии появилось свыше 500 советских трофейных «Т-52», «Т-55» и «Т-62», кроме этого в составе парка имелись машины периода Второй мировой войны.

В попытках модернизировать устаревавшие модели, а главное в стремлении унифицировать «разношерстный» танковый парк между собой позволило израильским конструкторам накопить производственный и конструкторский опыт, который позволил заняться разработками собственного танка.

В 70-х годах началась реализация программы правительства Израиля по созданию национального танка. Основным требованием к созданию основного боевого танка было: обеспечение высокой живучести танка в целом и экипажа в частности, возможно даже в ущерб некоторым другим техническим характеристикам. Результатом решения таких требований стало переднее расположение моторно-трансмиссионного отделения, как дополнительной защиты экипажа. Уже в 1976 году на заводах Израиля был запущен в серийное производство основной боевой танк «Меркава-1». После ряда модернизаций «Меркава МК 2», «Меркава» МК 3» и «Меркава МК 4» танк залужено считается одним из лучших в мире.

На протяжении всей недолгой истории независимости Израиль был вынужден воевать, отстаивая свои границы и защищаясь от атак террористов . Чтобы выстоять израильтянам пришлось уделять большое внимание развитию вооруженных сил и военно-промышленного комплекса. Сегодня армия Израиля (ЦАХАЛ) является одной из самых передовых и боеспособных вооруженных сил в мире, не менее продвинутым считается и ВПК страны. В 2010 году Израиль экспортировал продукции военного назначения на сумму 7,2 млрд долларов, выйдя на четвертое место в мире. Лучшие показатели имели только США, Россия и Германия.

В этом нет ничего удивительного: практически все израильские военные разработки проходят обкатку в реальных боевых условиях. Военное руководство страны большое внимание уделяет развитию бронетанковых войск и созданию новых, все более совершенных образцов бронетехники.

Уже несколько десятилетий основным танком ЦАХАЛа является «Меркава», его приняли на вооружение в конце 70-х годов прошлого столетия. С иврита «меркава» переводится как «боевая колесница», но значение этого слова несколько глубже. Оно встречается в ветхозаветных текстах и обозначает колесницу Бога и одновременно его трон, запряженную фантастическими животными.

Авторитетное американское аналитическое агентство Forecast International каждый год выпускает рейтинг лучших танков мира. В последние годы «Меркава» практически всегда занимает в нем лидирующую позицию, опережая немецкий «Леопард» и российский Т-90 . По своей компоновке и некоторым характеристикам «Меркава» - это действительно уникальная боевая машина, которая не имеет аналогов среди современных боевых танков .

Особенностью «Меркавы» является ее разработка под специфичный театр военных действий и ее «заточенность» под тактические приемы, которые чаще всего используют танкисты ЦАХАЛа. С 1979 года были созданы четыре модификации «Меркавы»: Mk.1, Mk.2, Mk.3 и Mk.4. В настоящее время ведутся работы над созданием следующей модификации танка, но, скорее всего, «Меркава-5» будет боевой машиной нового поколения, непохожей на своих предшественников.

История создания

Разработка танка «Меркава» началась в 1970 году после того, как англичане отказались продать израильтянам «Чифтен Mk 1». Подобный демарш оказался полной неожиданностью для руководства страны, было принято решение о создании собственной боевой машины.

Руководил разработчиками не инженер, а профессиональный танкист Исраэль Таль, который прошел всю Вторую мировую войну, стоял у истоков создания ЦАХАЛа и принимал участие во всех арабо-израильских войнах. Для мирового танкостроения это довольно необычная ситуация. Таля считают отцом-основателем израильских бронетанковых войск.

Проведя анализ Шестидневной войны и Синайской кампании, Таль пришел к выводу, что все существующие на тот момент основные боевые танки (ОБТ) не слишком подходят для израильской армии. Нужна была новая машина, характеристики которой наиболее бы соответствовали характеру театра военных действий и израильской оборонной доктрине.

При создании нового танка основной упор делался на его огневую мощь, маневренность и, главное, на защищенность экипажа. Даже после поражения машины танкисты должны были остаться в живых. Еще одной важной особенностью Израиля, которая во многом обусловила облик и характеристики «Меркавы», является компактность этой страны. Дело в том, что габариты и массу танков в наибольшей степени задают стандарты железнодорожных перевозок. Израиль создавал боевую машину для защиты собственной территории, где для перевозок вполне можно использовать автомобильные платформы. Конструкторы имели менее жесткие ограничения по массе и габаритам разрабатываемой машины, поэтому сегодня «Меркава» - один из самых тяжелых танков.

«Меркава» не подходит для использования в условиях морозов, тропической влажности или российского бездорожья. Но она прекрасно приспособлена для гор и пустынь Ближнего Востока. Подобная узкая специализация практически свела на нет экспортный потенциал танка, но ведь израильтяне и создавали его для защиты своей страны.

Тактика действий израильских бронетанковых войск предполагает стрельбу с хорошо подготовленных позиций на склонах высот. При подобном использовании весьма уязвимой является башня танка, поэтому разработчики постарались уменьшить ее фронтальную проекцию, а большую часть боевого отделения разместить в корпусе.

Первый макет «Меркавы» был готов уже в 1971 году. В начале 1979 года первые серийные машины «Меркава Mk.1» поступили на вооружение. Было произведено 250 единиц этой модификации. С тех пор было создано четыре поколения боевой машины и в каждой из них конструкторы реализовывали революционные для современного танкостроения идеи.

Описание конструкции

Основным отличием «Меркавы» от других современных танков является ее компоновка: мотор и трансмиссия располагается в передней части корпуса, а боевое отделение занимает среднюю и заднюю часть. В кормовой части танка находится десантный отсек, в котором можно перевозить пехотинцев, раненых, дополнительные боеприпасы или сменный экипаж. Это уникальная конструкторская идея, по сути, превращает «Меркаву» в универсальную машину, способную выполнять роль БМП и БТР.

Еще одним нестандартным решением является конструкция корпуса и башни танка – они литые. Броня «Меркавы» имеет большие углы наклона, моторное отделение смещено к правому борту танка, слева находится отделение управления с местом механика-водителя. У него есть три прибора (перископа) наблюдения, но из-за смещения его рабочего места влево, обзор сильно ограничен.

Между моторным и боевым отделением установлена броневая перегородка. Основной запас топлива находится в задней части бронированных надгусеничных ниш, в их передней части находятся воздухозаборники.

Башня танка имеет клинообразную форму, что способствует увеличение количества рикошетов при попаданиях в ее переднюю часть. Башня «Меркавы» имеет разнесенное бронирование, между двумя основными стенками располагаются дополнительные элементы защиты. В задней части башни находится корзина.

В башне находятся места для трех членов экипажа: заряжающего, командира танка и наводчика. Место заряжающего расположено слева от орудия, при необходимости он может выполнять функции наводчика или водителя. Место наводчика – справа от орудия, для выполнения своих функций он располагает оптическим прицелом с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем. Для общего обзора есть перископический наблюдательный прибор.

Место командира находится позади и немного выше наводчика. У него установлен панорамный оптический прицел, кроме того, командир имеет доступ к данным, которые получает наводчик. Основываясь на них, он может давать целеуказания или наводить орудие.

В задней части танка находится отсек, в котором могут разместиться десантники (6 человек), четыре носилки с ранеными или дополнительный боекомплект. Тактика использования «Меркавы» не предусматривает перевозку десанта, обычно задний отсек используется для дополнительных снарядов.

«Меркава Mk.1» вооружена 105-мм пушкой М68, созданной в США и выпускаемой в Израиле по лицензии. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, имеет термокожух. Боекомплект составляет 62 выстрела. С пушкой спарен бельгийский 7,62-мм пулемет MAG, выпускаемый по лицензии. Еще два пулемета (7,62 мм) установлены на крыше башни. Над стволом орудия находится пулемет калибра 12,7 мм, который управляется дистанционно. Также на башне установлен 60-мм миномет, его боекомплект 30 мин.

Двигатель – американский дизель AVDS-1790-5A с турбонаддувом, трансмиссия - CD-850-6B, также производства США, она доработана местными специалистами.

Подвеска пружинная, типа Кристи. На каждой стороне находится шесть обрезиненных опорных катков и пять – поддерживающих. Гусеницы цельнометаллические, их ширина составляет 640 мм.

Модификации танка

«Меркава Mk.1» принимала участие в Ливанской войне 1982 года, израильские конструкторы после ее окончания создали модификацию «Меркава Mk.2». В ней был учтен опыт первого боевого использования танка. Изменения коснулись защищенности машины, ее проходимости и усиления огневой мощи.

Бронирование башни было усилено с помощью дополнительных экранов с комбинированной броней, аналогично была улучшена защита бортов. Миномет перенесли внутрь башни, теперь огонь можно было вести, не покидая машину. На башню были смонтированы корзины для различного имущества, которые являлись дополнительной защитой. Для защиты от кумулятивных боеприпасов на башню подвесили шарики на цепях.

Танк получил более совершенный баллистический вычислитель и дальномер, чуть позже на него установили тепловизор.

Масса «Меркавы Mk.2» увеличилась до 65 тонн.

«Меркава Mk.3». У этой модификации борта и башню получили дополнительную броневую защиту, на танк было установлено более мощное 120-мм гладкоствольное орудие MG251. Боезапас уменьшился до 46 выстрелов. На «Меркаве Mk.3» были установлены датчики лазерного излучения, что предупреждали экипаж об опасности обстрела управляемыми ракетами. Данная модификация получила СУО «Матадор-3».
Масса «Меркавы Mk.3» составила 65 тонн.

«Меркава Mk.4». Был принят на вооружение в 2004 году. Его оснастили новым дизельным двигателем GD883 General Dynamics (США) с мощностью 1500 л. с. и трансмиссией Renk RK 325 (Германия) с пятью скоростями.

Значительно изменилась форма башни из-за новой конфигурации броневых модулей, а орудие получило маску. Также было усилено основное бронирование, заряжающий лишился люка, а люк командира стал настолько массивен, что открывается механически. Был улучшен обзор для механика-водителя, он получил видеокамеру заднего вида. Более надежной стала противоминная защита днища.

Командир танка получил новый панорамный прицел с тепловизором, прицел наводчика установлен на крыше. Танк оснастили новой БИУС «Цаяд».

На «Меркаву Mk.4» установили новое орудие MG253, что выдерживает более высокое давление пороховых газов. В нише башни появился автомат заряжания, в котором размещается 10 снарядов. Остальной боезапас расположен в корме танка.

После Ливанской войны 2006 года на «Меркаву Mk.4» был установлен комплекс активной защиты (КАЗ) «Трофи». Боевые машины, оснащенные КАЗ, получили обозначение «Меркава Mk.4M». «Трофи» предназначен для борьбы с противотанковыми ракетами (ПТУР) и реактивными гранатами. Система состоит из 4 РЛС, они обнаруживают боеприпас, подлетающий к машине, и дают команду уничтожить его.

КАЗ «Трофи» — это первая подобная система, которая прошла испытания в условиях реальных боевых действий.

Во время последней боевой операции ЦАХАЛа в Ливане боевики «Хезболлы» выпустили по танкам «Меркава Mk.4» более 1 тыс. ПТУР российского производства. Повреждения получили всего 22 машины (в основном старых модификаций), было потеряно 5 танков. То есть, эффективность современных российских ПТРК против «Меркавы» составила всего лишь 0,5%. Сейчас разрабатывается еще более совершенная КАЗ Меиль Руах («Воздушный плащ»).

Оценка боевой машины и ее будущее

ОБС «Меркава» - это, без сомнения, один из лучших танков современности. Он имеет определенные недостатки, вызванные, в первую очередь, его нестандартной компоновкой. Из-за расположения двигателя в передней части машины нос танка сильно перетяжелен, что создает при стрельбе сильные продольные колебания корпуса и снижает точность. Тепло от двигателя сбивают работу прицельных приспособлений.

Нынешняя масса танка достигла 70 тонн, что говорит о невозможности дальнейшего наращивания брони. Массовое внедрение на танках СУО изменило статистику попаданий, теперь их больше приходится на корпус. У «Меркавы» он защищен меньше, чем башня.

Однако общая защищенность «Меркавы», удобство работы экипажа, высокая огневая мощь перевешивает вышеуказанные недостатки. При поражении израильского танка его экипаж просто превращается в пехоту, а любое серьезное поражение советских танков (российских, украинских) практически гарантировано приводит к гибели танкистов.

Технические характеристики

Экипаж 4 человека
Масса с боекомплектом 65 тонн
Длина танка 7 м 45 см
Длина с пушкой 9 м 40 см
Клиренс 53 см
Ширина по гусеницам 3 м 72 см
Высота по люк башни 2 м 70 см
ХАРАКТЕРИСТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ
Мощь двигателя, 12-цилиндровый четырёхтактный дизель водяного охлаждения с турбонатдувом 1500 л. с.
Ресурс бака с дизтопливом по трассе; емкость 1400 литров 500 км
Скорость по трассе 65 км/ч
Скорость по пашне 50 км/ ч
Преграда угол подъема 30 градусов
Преграда барьер 1 м
Преграда ров 3 м
Преграда брод 1 м 38 см
БОЕВОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Тип пушки; калибр Гладкоствольная калибра 120 мм
Боекомплект пушки 10 снарядов в автомате + 36 снарядов + 14 экстренно
Спаренный с пушкой пулемет FN MAG 7,62 мм
Зенитный пулемет 7,62 мм
Миномет 60 мм
ЗАЩИТА И ОБОРОНА
Броня стальная литая комбинированная, активная, динамическая защита.

Видео о танке

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Израильская «Колесница» осталась далеко позади.
Сравнение танков разных производителей в условиях боевого применения и повседневной эксплуатации не оставляет выбора ни потенциальным покупателям, ни независимым экспертам.

В последнее десятилетие прошлого века и особенно сейчас в моду вошли всевозможные рейтинги, цель которых – выявить лучший товар для его успешного продвижения потенциальному покупателю. Не стал исключением и мировой рынок оружия. Сравнительные характеристики самолетов, кораблей, пушек, стрелкового оружия и т. д., и т. п. заполонили страницы специальных военных изданий. Сопоставляемые показатели исчисляются сотнями и даже тысячами.

Но как говорят военные, принимавшие участие в вооруженных конфликтах последних лет, есть сравнительная статистика, на бумаге демонстрирующая превосходство того или иного образца над своим аналогом, и есть поле боя – настоящее, где техника проявляет себя по-разному. Именно здесь, а не в виртуальном пространстве компьютерных учений определяются победа или поражение, очевидное преимущество одной боевой машины над другой.

Рейтинговый междусобойчик

На исходе первого пятилетия нынешнего века аналитики Forecast International подготовили очередной танковый рейтинг. По их мнению, лучшим в мире в тот период был американский M1A2 SEP Abrams (производитель – корпорация General Dynamics). Он зарекомендовал себя во время войны в Ираке. На втором месте стоял израильский танк Merkava Mark IV (производитель – Israel Ordnance Corps). В боевых действиях будто бы демонстрировал неплохие возможности. Третью позицию занял японский «Тип 90» (Mitsubishi Heavy Industries). Танк создан на базе германского Leopard 2 и позиционировался как самый высокотехнологичный. Однако эта машина не прошла обкатку боем, поэтому и оценивать ее можно лишь теоретически. Не испытал огня сражений и германский Leopard 2A6 (Krauss-Maffei Wegmann), а потому оказался на четвертом месте. Пятая строчка досталась британскому Challenger 2 (Vickers Defense Systems Division), который тоже глотнул огня и пыли в Ираке, но не соответствовал некоторым стандартам НАТО.

Через пять лет журнал «Милитари Орднанс» (США) растиражировал свой взгляд на лучшие танки мира, взяв за основу главные боевые свойства – мобильность, огневую мощь, броневую защиту. В этом рейтинге места в первой пятерке распределились следующим образом: «Леопард-2А5» (Германия), М1А2 (США), «Тип 90» (Япония), «Леклерк» (Франция), «Челленджер-2» (Великобритания). Российский Т-90С занял седьмую позицию, а замкнула десятку лидеров израильская «Меркава Мk3», пропустившая вперед легендарную машину еще советских времен – танк Т-72.

Через несколько лет тот же американский журнал обнародовал новый рейтинг. Как и прежде, первую позицию оккупировал немецкий «Леопард-2А6». Со второго на третье место слетел американский М1А2 SEP, пропустив вперед японца, поменялись позициями «Леклерк» и «Челленджер-2». Российский основной боевой танк (ОБТ) Т-90С не смог пробиться в пятерку лидеров. Но именно он стал в эти годы наиболее востребованной машиной на международном оружейном рынке. И это не рейтинг, а конкретный факт, подтвержденный реальными контрактами. Следом за российским танком разместились «Леопард-2», «Леклерк» и М1А2.

Возьмем для сравнения не только тактико-технические характеристики, но и такие параметры, как новизна танковой техники, концептуальные особенности боевых машин, «цена-качество», а главное – участие в реальных боевых действиях. По этим критериям придется сравнивать всего две машины – российский Т-90С и израильскую «Колесницу» (именно так переводится «Меркава»), точнее – «Меркаву Mk4». Некоторые эксперты считают этот танк лучшим в мире.

Остальные либо не участвовали в сражениях (германский Leopard 2A6, японский «Тип 90», китайский «Тип 99», южно-корейские К1А1 и К2), либо концептуально были созданы еще в 70–80-е годы прошлого века. К тому же ценовые характеристики танков М1А2, «Леклерк» и «Леопард» просто зашкаливают и не по карману абсолютному большинству покупателей военной техники.

Танк принимал участие во второй ливанской войне в 2006 году. Тогда было задействовано порядка 400 танков. В основном они использовались для поддержки пехоты и эвакуации раненых с поля боя. В этом и состоит концептуальное отличие «Меркавы» от ОБТ Т-90С, созданного, как и все советские/российские танки, для наступательного боя и уничтожения танков, артиллерии и укреплений противника. Несокрушимый броневой кулак, все сметающий на своем пути мощным огнем, – вот что такое русский Т-90С.

Точных сведений о потерях израильских танков в 2006 году нет. Но даже по тем явно заниженным данным, которые были опубликованы в израильской газете Globes, можно судить о серьезном ущербе. Из 400 участвовавших в операции танков трех модификаций (Мk2, Мk3, Мk4) были подбиты 52. Полсотни машин поражены ракетами ПТРК, две подорвались на фугасах. Но по оценкам ливанских военных, Армия обороны Израиля потеряла танков в два с лишним раза больше.

«Черный шабат» для бронетехники пришелся на субботний день 12 августа 2006 года. Во время наступления лучшей в ЦАХАЛ 401-й бригады «Иквот ха-Барзель», оснащенной новейшими «Меркавами Mk4», 11 машин из 24, принимавших участие в боевых действиях, были поражены противотанковыми ракетами. Тяжелого вооружения у противника не было, к тому же Израиль обеспечил свое полное господство в воздухе. При таких условиях даже официально опубликованные израильскими СМИ потери можно считать очень большими.

Из 50 пораженных ракетами «Колесниц» у 22 (44%) была пробита броня, в результате чего из 208 членов экипажей 30 погибли, 25 получили ранения. Для сравнения: в первой ливанской кампании 1982 года 47 процентов израильских танков были пробиты насквозь, в войне Судного дня такие повреждения получили 60 процентов машин. Таким образом, конфликт 2006 года показал, что вовсе не обязательно пробивать броню «Меркавы», чтобы обезвредить машину. Для поражения танка в него достаточно просто попасть. Статистика погибших по типам танков: в трех «Меркавах Мk2» погибли 10 человек, в четырех Мk3 – 9, в шести Мk4 – 11. Отсюда крайне неутешительный вывод: большинство членов экипажей погибло в самых современных израильских танках «Меркава Мk4».

Экспортные перспективы

Тем не менее в последние годы израильское руководство стало напористо продвигать свою «Колесницу» на мировой рынок, в том числе и в динамично развивающиеся страны Юго-Восточной Азии (ЮВА). Однако высшее военное руководство этих государств, имеющее опыт ведения боевых действий, весьма осторожно относится к таким предложениям. Они прекрасно понимают, что «Меркава Mk4» создавалась исключительно для использования в ЦАХАЛ и может эффективно применяться в условиях Ближневосточного театра военных действий (ТВД). Здесь жаркий и сухой климат, песчаные и каменистые почвы, ограниченные территории, нет труднопроходимых лесных массивов и водных преград, а к месту боевого применения танки доставляются на трейлерах.

Как поведет себя эта машина в тропических джунглях, на мягких и болотистых грунтах, при отсутствии разветвленной дорожной сети с твердым покрытием, большими расстояниями, обилием рек, болот и рисовых плантаций? Ответов на эти вопросы нет, поскольку испытания «Меркавы Mk4» в подобных климатических зонах не проводились, нет никакого опыта применения израильского танка в сложных физико-географических условиях региона ЮВА.

Впрочем, не нужно быть крупным аналитиком, чтобы понять очевидное: тяжелый танк «Меркава Mk4», вес которого 67 тонн, увязнет по самую башню, став беспомощной мишенью. К тому же в этом регионе найдется совсем немного каменных мостов, способных выдержать вес бронированного монстра. А преодолевать водные преграды по дну «Меркава Mk4» не сможет, поскольку не имеет оборудования для подводного вождения.

Он создан на основе опыта эксплуатации и боевого применения танка Т-72 и является его дальнейшим развитием. Т-72 – один из самых массовых в мире, состоит на вооружении многих государств. К тому же именно эта машина имеет непревзойденный опыт боевого применения во многих локальных войнах и вооруженных конфликтах в различных климатических и физико-географических условиях. ОБТ Т-90С сохранил все лучшие особенности своего предшественника, воплотил новые достижения российской военно-технической мысли и современные разработки в отечественном танкостроении. Поэтому машина получила признание на мировом рынке вооружений и военной техники. Прежде чем делать масштабные закупки, потенциальные заказчики устраивали российскому танку жесточайшие испытания на выживание в самых суровых климатических условиях и учебных ситуациях, максимально приближенных к боевым. Именно Т-90С оказался самым надежным и выносливым в условиях индийской пустыни Тар (штат Раджастан). После успешно пройденных экзаменов Джасвант Сингх, занимавший в то время пост министра обороны и иностранных дел Индии, заявил, что Т-90С – второй после ядерного оружия фактор сдерживания потенциальных военных угроз.

Еще одна важная деталь, на которую обращают внимание потенциальные покупатели. При производстве израильского танка «Меркава Mk4» 28 процентов комплектующих импортируются из-за границы, включая такие важнейшие агрегаты, как двигатель и трансмиссия. Компоненты двигателя МТ883 производятся фирмой MTU (Германия), собираются по лицензии фирмой General Dynamics Land Systems в США и затем экспортируются в Израиль как силовая установка GD883. Трансмиссия RK325 производится фирмой Renk (Германия).

Это ставит производство и экспорт израильских танков в жесткую зависимость сразу от нескольких иностранных поставщиков из разных стран, что создает дополнительные проблемы для покупателей. Например, ремонт двигателя или трансмиссии должен осуществляться на заводе – производителе этих комплектующих, что увеличивает сроки ремонта и его стоимость. К тому же любое изменение политического вектора может привести к запрету на поставки запчастей, оборудования, боеприпасов. В результате танк становится грудой металлолома.

Сравни и подумай

Непредвзятый взгляд на военную технику позволяет сделать объективные выводы. Сравним основные характеристики двух танков.

Характерной особенностью танка «Меркава Mk4» является компоновка с расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО) в передней части корпуса со смещением к правому борту. Слева от него расположено отделение управления. По мнению разработчиков, такое конструктивное решение обеспечивает дополнительную защиту экипажа. Но отделение управления не прикрывается двигателем и трансмиссией с левой стороны. К тому же из-за смещения рабочего места механика-водителя к левому борту и незначительного угла наклона верхнего броневого листа МТО обзор вправо сильно ограничен. Это усложняет управление машиной, например при маневрировании между препятствиями.

Размещение в кормовой части танка «Меркава Mk4» отсека для пехотинцев, носилок с ранеными или дополнительного комплекта боеприпасов значительно увеличило внутренний забронированный объем. Он в два раза превышает забронированный объем российского Т-90С. Такой внутренний объем очень сложно защитить от современных противотанковых средств поражения даже при весе почти 70 тонн. Попытка довести защиту «Колесницы» до уровня Т-90С приведет к еще большому увеличению веса израильской машины.

В свою очередь Т-90С имеет классическую компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Благодаря оптимальным компоновочным решениям и применению автомата заряжания танк обладает минимальным забронированным объемом, что позволило обеспечить защиту на уровне современных требований при весе машины 47,5 тонны.

Размещение механика-водителя танка Т-90С по центру дает ему хороший обзор и возможность безошибочно управлять танком в сложных условиях движения. Экипаж российского танка состоит из трех, а не четырех человек, как в «Колеснице». Посадка-высадка всего экипажа Т-90С осуществляется за 8–12 секунд. На «Меркаве Mk4» для этого требуется гораздо больше времени, поскольку заряжающий не имеет своего люка, а командирский настолько тяжел и массивен, что для его открытия используется электропривод.

Огневая мощь «Меркавы Mk4» обеспечивается комплексом вооружения, включающим 120-мм пушку-пусковую установку, 7,62-мм и 12,7-мм пулеметы. Последний может быть заменен на 40-мм автоматический гранатомет. Установка 40-мм гранатомета подтверждает основное назначение танка – борьба с живой силой противника.

Танк Т-90С вооружен 125-мм пушкой-пусковой установкой повышенной точности, спаренным 7,62-мм и зенитным 12,7-мм пулеметами.

Заряжание пушки танка «Меркава Mk4» ручное. При этом 10 снарядов размещаются в электрическом барабанном механизме, подающем снаряды заряжающему, остальные 36 выстрелов находятся в огнеупорных контейнерах в кормовой части корпуса. Отсутствие автомата заряжания снижает скорострельность, а также увеличивает внутренний заброневой объем, что опять же существенно повышает массу танка.

Заряжание пушки танка Т-90С автоматическое. Наличие автомата заряжания повышает боевую скорострельность танка до восьми выстрелов в минуту, что превосходит возможности «Меркавы Mk4». Главное, что эта скорострельность не зависит от усталости, ранения и психологического состояния заряжающего.

Системы управления огнем обоих танков по составу и боевым свойствам схожи и включают комбинированные (дневной/ночной) прицелы со стабилизацией линии прицеливания, двухплоскостной стабилизатор вооружения, автомат сопровождения целей, цифровой баллистический вычислитель, комплекс управляемого вооружения.

Защищенность «Меркавы Mk4», как и Т-90С, многоуровневая. Она обеспечивается броней, автоматизированной системой постановки дымовых завес, активной защитой.

Для машины с внутренним объемом, как на «Меркаве Mk4», невозможно обеспечить круговую защиту от современных противотанковых боеприпасов одними лишь пассивными средствами. Это подтвердил опыт боевого применения. В результате на танк установили активную систему защиты.

Усиление защиты от поражения сверху привело к увеличению размеров «Меркавы Mk4». В результате танк стал значительно выше, что заметно снизило его маскировочные свойства, увеличило площадь фронтальной и боковой проекций.

Меньшие размеры танка Т-90С, его высота и площадь фронтальной проекции затрудняют обнаружение машины на поле боя благодаря лучшему использованию защитных свойств местности и значительно снижают вероятность попаданий в него со стороны противоборствующего средства. Для Т-90С разработан маскировочный комплект «Накидка», который существенно снижает заметность машины в оптическом, тепловом и радиолокационном диапазонах, соответственно повышаются ее маскировочные свойства.

Еще один плюс Т-90С – бульдозерный отвал, благодаря чему танк за 20–30 минут способен без вспомогательных средств вырыть полноразмерный окоп. На «Меркаве Mk4» такого нет.

Анализ броневой защиты двух танков позволяет сделать вывод о превосходстве танка Т-90С над «Меркавой Mk4» по баллистической стойкости корпуса и башни благодаря разнесенной броне и качеству изготовления броневых листов, а также наличию динамической защиты. Динамическая защита, которой оснащен танк Т-90С, является на сегодня лучшей в мире. Ее особенность – высокая эффективность против как кумулятивных, так и бронебойно-подкалиберных боеприпасов.

Защита же танка «Меркава Mk4» направлена прежде всего на снижение поражающего эффекта кумулятивных боеприпасов. Это еще раз подтверждает факт, что израильская «Колесница» разработана для использования в специфических условиях и против специфического противника – живой силы, вооруженной ПТУР и РПГ. При ведении боевых действий против танков, имеющих на вооружении мощные бронебойно-подкалиберные снаряды, защита «Меркавы Mk4» неэффективна.

Что касается автоматизированной системы постановки дымовых завес, которая предупреждает о лазерном наведении и обеспечивает автоматический отстрел дымовой шашки в сторону источника луча, то ею оснащены обе машины.

Габариты и большой вес «Меркавы Mk4» значительно ограничивают как оперативно-тактическую, так и стратегическую подвижность. Израильский танк оснащен мотором в 1500 лошадиных сил. У Т-90С мощность двигателя 1000 лошадиных сил. Но если разложить лошадиные силы на вес танков, то их возможности сопоставимы. Повышенная мощность ведет к увеличению потребления топлива. Запас хода по асфальту обоих танков составляет порядка 500 километров. Но «Колесница» съест 1400 литров горючего, а Т-90С – только 1200. Военные понимают, что в боевых условиях разница существенна. Кроме того, «Меркава Mk4» работает только на солярке. Двигатель танка Т-90С многотопливный, что дает очевидные преимущества в военное время.

Далеко не всем известно, что «Меркава Mk4» оснащена пружинной подвеской. При движении по пересеченной местности она ограничивает скорость машины и точность стрельбы с ходу, так как колебания корпуса серьезно влияют на ошибку стабилизации при наведении оружия. На бронетехнике основных армий мира такой тип подвески практически не используется.

Танк Т-90С оснащается торсионной подвеской, обеспечивающей высокую плавность хода, возможность двигаться по пересеченной местности на больших скоростях и повышенную точность стрельбы с ходу. Автомат переключения передач повышает удобство управления, уменьшает физические нагрузки и утомляемость механика-водителя, особенно на длительных маршах при движении в колонне.

Т-90С отличается высочайшей надежностью. Это один из принципов, которым руководствуются российские инженеры при создании танков. Наши танки обладают огромным резервом для модернизации и отличаются простотой обучения экипажа и техперсонала, высокими эксплуатационными характеристиками, что существенно снижает требования к уровню подготовки эксплуатантов.

И, наконец, по параметру «цена-качество» российский Т-90С оставил далеко позади не только «Меркаву Mk4», но и танки других ведущих производителей. Потому и стал самым продаваемым на зарубежных рынках.

Израильский основной боевой танк Меркава (Колесница) впервые был показан в 1979 году и удивил многих своей компоновкой, став в итоге предметом споров о том, оправдана ли такая конструкция современного ОБТ . При его разработке учитывалась преимущественно оборонительная тактика боёв и потребность максимальной защиты экипажа, что привело к смене приоритетов. Большинство ОБТ конструируются по принципу огневая мощь-защита-подвижность , Меркава же имеет в приоритете защиту.

Израильтяне создавали ОБТ, который должен был использоваться лишь у них в стране и не экспортироваться в другие. Поэтому Меркава полностью отвечает их специфическим требованиям, имея при этом недостатки, которые были бы заметны в других армиях, но о них поговорим в конце статьи.

Конструкция

Главный конструктор, Исраэль Таль, возглавлял бронетанковую бригаду во время Суэцкого кризиса и дивизию во время Шестидневной войны, поэтому он, как никто другой, знал об особенностях ведения боя и существенно повлиял на бронетанковую доктрину Израиля.

Согласно ей, большинство боевых действий должно было вестись с предварительно подготовленных оборонительных позиций в условиях естественных укрытий из-за перепадов высоты. Таким образом, часто лишь башня будет уязвима для вражеского огня. Поэтому, при разработке Меркавы, фронтальный силуэт её башни уменьшили насколько возможно, а боевое отделение перенесли как можно больше в корпус.

Второй решаемой задачей была максимальная защита экипажа. И здесь машина выделяется опять. Её компоновка не похожа на другие современные ОБТ, поскольку двигатель, трансмиссия и топливный бак перенесены вперед, разделены между собой бронеперегородкой и отделены ещё одной бронеперегородкой от экипажа, который, таким образом, защищён не только лобовой бронёй.

Кроме того, боевое отделение в корпусе максимально увеличено и имеет дверь сзади, таким образом, ОБТ Меркава может транспортировать 6 десантников, 4 носилок с раненными или дополнительные боеприпасы, что является уникальной особенностью.

Бронезащита

Сама по себе защита танка необычна и выделяется на фоне других. Отличия в уже упоминавшейся компоновке, при которой двигатель с трансмиссией выступают дополнительной бронёй, а большая высота способствует большему количеству попаданий. Корпус и башня литые, имеют сильный наклон, а верхний броневой лист может сниматься и имеет специальный выступ, закрывающий собой стык башни и корпуса.

По бортам корпуса расположены экраны, защищающие ходовую часть.

Башня Меркавы, как уже упоминалось, имеет небольшую фронтальную проекцию, что обеспечивается клинообразной формой, которая к тому же увеличивает шансы рикошета. Её конструкция оригинальна, поскольку защита состоит из двух слоёв разнесённой брони, между стенками которой находятся патронные коробки для пулемётов. Бои в Ливане показали, что этого недостаточно, поэтому следующие модификации получили дополнительную броню.

Интересной особенностью являются фары, которые спрятаны в корпусе под прикрытием брони и открываются во время использования.

С каждой модификацией бронезащита Меркавы растёт в большую сторону. Например, появляются дополнительные экраны и модульная броня.

Вооружение

Изначально установили американскую 105 миллиметровую М68, являющуюся лицензионным вариантом английской L7A1, но сразу предусмотрели в конструкции башни установку орудия большего калибра. Боекомплект составляет 62 снаряда, но всегда может быть увеличен за счёт боевого отделения.

Начиная с модификации Мк.3, танк начали оснащать 120 миллиметровым орудием MG251 израильского производства.

Вспомогательное вооружение состоит из спаренного с пушкой 7,62 мм пулемёта и двух дополнительных съёмных пулемётов FN MAG на крыше башни. Общий боекомплект составляет 2000 патронов. Опционально на маску орудия может устанавливаться 12,7-мм пулемёт М2НВ.

Для постановки дымовых завес предусмотрен миномёт, который позволяет вести стрельбу находясь под прикрытием брони начиная с Мк.2.

Система управления огнём Матадор находится на высоком уровне и обновляется с каждой модификацией. Однако точность и скорострельность находятся на довольно посредственном уровне. Это связано как с компоновкой, так и требованиями израильских военных.

Как и во всех современных ОБТ, наведение на цель осуществляется с помощью прицельных приборов. Проблема в том, что расположенный спереди двигатель струями горячего воздуха сильно снижает возможности этих приборов, создавая постоянное тепловое поле вокруг танка. Отчасти это решается тактикой стрельбы из заранее подготовленных позиций и с остывшим двигателем, но далеко не всегда это применимо на практике.

Более того, из-за компоновки передняя часть Меркавы сильно перетяжелена, что создаёт при стрельбе сильные продольные колебания, значительно снижая точность повторного выстрела и вынуждая снижать скорострельность в несколько раз из-за пауз между выстрелами.

Но всё это израильские военные не считают критичным, из-за тактики и применения корректируемых боеприпасов, которые позволяют практически со 100% точностью поражать первым выстрелом цели.

Ходовая часть и двигатель

Израильские инженеры приняли решение создать ходовую часть на основе Центуриона, поскольку его подвеска отличалась отличной стойкостью к минам и взрывным устройствам. В ней применяются спиральные пружины и крепление четырьмя болтами к корпусу каждого узла подвески, что позволяет легко заменять повреждённые части и сделать V-образное днище корпуса, устойчивое к взрывам снизу.

Всего на каждой стороне Меркавы 6 обрезиненных опорных катков, 5 поддерживающих роликов, ведущее колесо спереди и направляющее сзади.

Гусеницы тоже позаимствованы у Центуриона.

На большинстве танков установлены американские дизельные двигатели AVDS-1790 мощностью 900 л.с. и модифицированные американские полуавтоматические трансмиссии Аллисон CD-850-6B. Из-за их специфического расположения, практически любой снаряд, пробивший лобовую броню, обездвиживает машину. Зато собраны они одним модулем, что позволяет в полевых условиях быстро и легко произвести замену. В очередной раз Меркава не похожа на другие ОБТ, в которых в такой ситуации выводится из строя часть экипажа, но сам танк не теряет способности к передвижению.

Модификации

Меркава мк.1

Первая версия, серийное производство началось в 1979 году, всего было создано около 250 единиц. Участвовала в Ливанской войне 1982 года, после чего, учитывая проявившиеся недостатки и уязвимости, было принято решение создать новую версию, в результате чего появилась модификация Меркава мк.2 (Меркава Mk.1B). Все танки первой модификации позже были доведены до нового уровня.

Меркава мк.2

Версия, созданная на основе опыта Ливанской войны. Получила гораздо лучшую защиту, увеличенную огневую мощь и повышенную проходимость. Заменили бортовые экраны и улучшили защиту башни установкой накладных экранов. Сзади башни установлены корзины для имущества и навешены металлические цепи с шариками, всё это даёт дополнительную защиту от кумулятивных боеприпасов.

Были установлены СУО Матадор-2 и тепловизор, трансмиссия заменена на израильскую "Ашот", ёмкость топливных баков увеличена на 25% и модернизирована подвеска.

Всего произведено около 600 таких танков.

Меркава мк.3

На танке применили модульную бронезащиту корпуса и башни, которая состоит из специальных модулей, прикреплённых болтами к корпусу и башни. Такая конструкция позволяет легко и быстро заменять повреждённые участки брони и наращивать защиту Меркавы за счёт простой смены модулей на более совершенные.

Появилась система лазерного излучения LWS-2, предупреждающая экипаж о наведении на танк различного оружия, СУО заменили на Матадор-3, гидравлические приводы поворота башни и наведения орудия заменили на электрические, добавив возможность ручного дублирования.

Для повышения огневой мощи установили 120 миллиметровую гладкоствольную пушку MG251 местного производства, а для улучшения подвижности форсировали дизельный двигатель AVDS-1790-9AR до 1200 л.с. и заменили трансмиссию на израильскую, также улучшили подвеску.

Всего таких модификаций было произведено около 640 единиц.

Меркава мк.4

Последняя и самая совершенная версия.

Ещё больше повышена защита, из-за чего увеличились размеры, масса достигла 70 тонн. Для сохранения подвижности был установлен новый двигатель GD 883 мощностью 1500 л.с. Установлен комплекс активной защиты Trophy, защищающий Меркаву от управляемых ракет и гранат противотанковых гранатометов.

Башня увеличилась в размерах, защищена модульной бронёй и имеет лишь один люк, использующийся командиром, установлена новая командирская башенка. Добавлена защита днища.

Танк Меркава мк.4 обещает стать последним в серии, после чего ему на смену придёт принципиально новая машина следующего поколения.

Эпилог

Как видно из статьи, танк Меркава создавался сугубо под требования израильской армии, поэтому имеет ярко выраженные сильные и слабые стороны. Он не рассчитывался на дальние транспортировки, поэтому большой вес и габариты практически ни на что не влияют. Невозможность точной стрельбы с минимальными паузами как и стрельбы с хода постепенно исправляется новыми СУО и корректируемыми боеприпасами, к тому же современные технологии вполне позволяют исправить повышенное тепловое поле перед приборами наблюдения. Неспособность танка двигаться после пробития лобовой брони с лихвой компенсируется защитой экипажа, который хоть и превращается в простую пехоту после поражения танка, но выживает, и это главное в задумке Меркавы.

Этот танк некорректно сравнивать с другими современными ОБТ, поскольку их стараются делать универсальными и приспособленными к различным климатическим и боевым условиям. Меркава же абсолютно другая.