Канон покаянный ко господу иисусу читать. Канон покаянный на русском языке

В основании главного православного богослужения положено пресуществление Святых Даров и равным образом причащение верующими Крови и Тела Господа нашего Иисуса Христа, представляющие собой источник вечной жизни для каждой человеческой души и после Второго Пришествия еще и тела, которое будет воскрешено для каждого. Православный христианин, желающий причаститься, обязан правильно подготовить себя к этому церковному таинству.

История создания правила

В Священном Писании, в своем послании к коринфянам, святой апостол Павел предупреждает христиан от неподобающего принятия Тела и Крови Христовой, поскольку последствия могут быть весьма неприятными: множество болезней и даже кончина человека (1-е послание к коринфянам св. ап. Павла, 11:29,30).

На протяжении столетий правило подготовки к Причастию постепенно менялось в зависимости от условий жизни христиан. В V-VI вв. данные каноны вычитывались в течение богослужения. Бесспорно, со временем объем последования (канона) возрастал и стал занимать слишком много времени, что стало не под силу верующим. На этом основании молитвенная подготовка ко Святому Причастию с XI века уже не читается за богослужением. Христианин, подготавливаясь для того, чтобы как подобает причаститься Святых Христовых Тайн, должен дома (келейно) прочитать все молитвы, причем с сердечным вниманием, искренне. В правило входят такие молитвословия, как:

  • канон покаянный ко Господу Иисусу Христу;
  • канон Ангелу Хранителю перед Причастием;
  • Богородичный канон (молебный канон ко Пресвятой Богородице).

Состав покаянного канона

Слово «канон» в переводе на русский означает общепринятое правило, имеющее четкую структуру, по которой он может быть построен. Канон по своей сути является духовным гимнографическим сочинением поэтического характера, посвященное или Всесвятой Троице, или одной из ипостаси Божией, Пресвятой Владычице Богородице, Ангелам, святым людям, а также каким-либо знаменательным событиям, в честь которых и были сформированы существующие на сегодняшний момент христианские празднования и торжества.

Канон включает в себя:

В отличие от акафиста , к примеру, Иисусу Сладчайшему и многим другим, канон можно читать сидя. Канон подразделяется всего на девять песней (впрочем, по факту их обычно восемь, поскольку вторая пропускается). Каждая песнь предваряется ирмосом.

Ирмос - это первый, предварительный установленный текст, который не меняется. Ирмосы могут быть определенного гласа (голоса), всего их восемь. Поэтому обычно подписывается «ирмос, глас такой-то». Поскольку канон - это, как упоминалось, гимнографическое произведение, в него включены певческие вставки. Пометка гласа важна в основном для церковного хора, который знает напевы каждого.

Вторая песнь в обычных современных канонах упускается, но поется во время Великого поста и связана обычно с событиями в жизни Господа и Церкви, которые происходили в преддверии страданий Спасителя.

Первая песнь канона содержит в себе свидетельство покаянного чувства в содеянном. Читающему это позволяет настроиться на покаянный лад, осознать себя не как напыщенного хозяина этой жизни, полного гордыни и отсутствия любви к ближнему, а недостойным Божьей милости. В тропарях указаны прощения, чтобы Господь подарил молящемуся покаянные чувства и слезы о грехах для оплакивания своих злодеяний.

Вместе с тем кающийся дерзает устремиться к Богу в своей духовной беде. А также эта часть канона призывает не проводить бесцельно время в лености, а также просит о помощи Пресвятую Богородицу, ее предстательства перед Богом за падших в грехе человеке.

Вторая песнь , как упоминалась, опускается, поскольку она включена лишь в богослужебные тексты, и только в каноны особенных событий.

В третьей содержатся воспоминания Страшного суда и адских мук. Призывается душа к покаянию прежде наступления смертного часа, чтобы избегнуть вечных мук. Седален заключает размышления о том, насколько будет тяжело предстоять пред престолом Божиим с таким неприкаянным сердцем.

В четвертой песне восхваляется Творец и собранная им Святая Церковь. Говорится о житейских радостях и наслаждениях, но авторы канона предостерегают, чтобы человек берег себя от этих наслаждений, если стремится удостоиться Царствия Небесного. Слышится призыв не накоплять житейские блага и не зацикливаться на их накоплении, потому что все они конечны и превратятся в прах. Но слава Божья и Его Царство не кончатся никогда.

В пятой песне призывается благодать Божия. Человек осознает, что каждым своим органом чувств и каждым членом постоянно согрешает и вопрошает свою душу, этого ли она желала?

В шестой содержится прошение вырвать свою душу из греховного положения, дабы прекратились злодеяния, воскресла душа, вспоминая свои деяния, и с сокрушением преклонилась перед Творцом в ожидании преображения и освящения.

В кондаке душа молящегося призывается к ответу для чего она совершает то, что жаждет дьявол, и призывается обратиться к Богу.

Икос настраивает на покаяние прежде, чем душа будет отправлена в ад.

В седьмой звучит призыв для человека, дабы он не рассчитывал на земные богатства, на здравие тела, красоту и силу. Никому не дано наверняка знать, кому он на самом собирает свое богатство, ведь час смертный может наступить уже завтра. И оно достанется не тому, кто всю жизнь положил на его накопление. И труды эти не очень-то помогут молящемуся на Суде, потому что не в Бога богател человек, а в суету. К тому же здоровье, сила и красота со течением времени покидают тело человека.

В восьмой описывается окаменелость сердца, которая не дает возможности покаяться человеку, испытывать необходимые чувства. Также упоминается тот факт, что каждый человек равен перед Судом Создателя, и перед Ним не счет веса ни духовный сан, ни титул, ни возраст - ничто, только дела, мысли и поступки.

В девятой песне молящийся призывает на помощь Пресвятую Богородицу, всех угодников Божьих и ангелов Его, чтобы те молились о спасении его души.

Заканчивается канон молитвенным обращением ко Господу Иисусу Христу.

В молитве человек осознает свои греховные действия, поэтому спрашивает у Господа прощения и исцеления своим ранам. Невзирая на то, что человек отказался когда-то от Бога, он просит Отца Небесного не поступать так же, а, наоборот, войти в его жизнь и помочь, спасти от бездны греховной, чтобы тот мог принести Создателю достойный плод покаяния. Человек жаждет откреститься от зла и сделаться наследником Отцовского Царства.

Подготовка к Таинствам

Чаще всего канон покаяния ко Господу вычитывается как составная часть молитвы ко святому Причащению. Он настраивает внутренний мир на волну раскаяния . Чтобы грешник был способен осмыслить свои поступки, остепениться и получить спасение своей души для вечной жизни с Богом в Царствии Его. В правиле полготовки ко Причастию - три канона ко причастию совмещенные, читать их следует как один, но припевы даны поочерёдно от каждого конкретного. Он включает в себя три других канона: покаянный ко Господу, молебный ко Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю. Туда включены лишь некоторые их части.

Подходя к Святому Причащению, необходимо достойным образом подготовиться и освободить свою душу от греховных повреждений . Достигается это посредством покаяния. Каноны перед исповедью и

Причастием помогают понять, с каким состоянием подобает подходить к Таинствам и дает возможность уже дома правильно настроить себя.

Важно, чтобы обращение к покаянному канону не превращалось в механическую вычитку, а являлось истинным душевным раскаянием . Если все выполнено верно, то можно получить большую пользу и очищение. Возможно, поэтому после Причастия читают благодарственные молитвы.

Покаянный канон в повседневной жизни

Читая о покаянной молитве Господу Богу, только с точки зрения подготовки к Таинству Покаяния (исповеди), нельзя узнать все возможности этого небольшого молебствия. В современной духовной практике священники часто прибегают к совету читать это правило, когда человек находится в различных затруднительных состояниях:

  • при серьезных неприятностях;
  • в болезнях;
  • в печалях и скорбях;
  • при отсутствии детей;
  • при сложностях в личной и семейной жизни.

Чаще всего это правило предлагают читать при проблемах со здоровьем. Если учесть, что все неприятности и беды случаются с нами из-за наших же грехов, даже, казалось бы, беспричинная злоба со стороны окружающих, то принесение Богу своего расположения к покаянию склоняет Господа на милость.

Реальная история

В практике одного довольно известного современного священника существует много реальных случаев, когда чтение Покаянного канона на протяжении даже полугода повернуло жизнь молящегося и его близких в самую благоприятную сторону.

Однажды к священнику для наставления и совета, как жить дальше, привезли женщину, которая умирала от рака. Ее под руки ввели в святой храм Господень и подвели к батюшке. Та рассказала ему, что умирает и что никто из врачей не в силах ей помочь. В течение беседы выяснилось, что в свое время женщина эта совершила в молодости очень много абортов, и это не было осознанно ею как смертный грех убийства, причем собственных детей. Батюшка объяснил ей масштабы содеянного ею, и назвал все своими именами.

Женщина спросила, что же ей делать, ведь убитых не вернуть. Священник благословил ей каждый день читать Покаянный канон за свои дела, стараться расположить свою душу к искреннему покаянию и изменению, чаще приглашать священника для исповеди и причастия, если она сама не в силах прийти в храм. На этом разговор был окончен.

Через год, по рассказу священника, в тот храм, где произошел судьбоносный разговор, ко времени богослужения вошла свежего вида немолодая, но миловидная улыбающаяся женщина в шляпке. Она выискивала в толпе кого-то. Когда она увидела священника, радостно подошла к нему, взяла благословение и начала благодарить. Тот не сразу узнал в ней женщину, которую год назад, умирающую, привели под руки для, скорее всего, последней беседы.

Оказалось, что по приезде домой, куда врачи выписали ее умирать, она стала в точности выполнять благословение: каждый день читала канон, старалась вызвать в себе раскаяние, прилежно исповедовалась и причащалась. Через полгода она уже перестала нуждаться в поддержке со стороны родственников, стала сама выбираться в храм, наладился аппетит, а рак отступил. Но это еще не все. За этот год обе ее дочери встретили свою любовь, поправили дела, и в их жизни произошло столько благоприятных событий, сколько в течение всей жизни не происходило. Господь с радостью принял кающуюся и поспешил одарить и ее, и близких Своими богатыми милостями.

Сила молитвы

Покаяние, как говорят, второе Крещение. А Крещение, как известно, смывает с человека все грехи (равно как и монашество или пострижение в инока). Если быть честным перед собой и Создателем, то искреннее чтение канона покаяния отмоет всю грязь с души человека и подарит ей свободу для жизни в любви, добре и для вечного Царства Божия.

Глас 6-й


Песнь 1
Ирмос:
Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.

Припев :

Ныне приступих аз грешный и обремененный к Тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько.

О, горе мне грешному! Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько.

Безумне, окаянне человече, в лености время губиши; помысли житие твое, и обратися ко Господу Богу, и плачися о делех твоих горько.

Мати Божия Пречистая, воззри на мя грешного, и от сети диаволи избави мя, и на путь покаяния настави мя, да плачуся дел моих горько.

Песнь 3
Ирмос:
Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Внегда поставлени будут престоли на судищи страшнем, тогда всех человек дела обличатся; горе тамо будет грешным, в муку отсылаемым; и то ведущи, душе моя, покайся от злых дел твоих.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Праведницы возрадуются, а грешнии восплачутся, тогда никтоже возможет помощи нам, но дела наша осудят нас, темже прежде конца покайся от злых дел твоих.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу

Увы мне великогрешному, иже делы и мысльми осквернився, ни капли слез имею от жестосердия; ныне возникни от земли, душе моя, и покайся от злых дел твоих.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Се, взывает, Госпоже, Сын Твой, и поучает нас на доброе, аз же грешный добра всегда бегаю; но Ты, Милостивая, помилуй мя, да покаюся от злых моих дел.

Седален, глас 6-й
Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю, или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный и Душе Святый, помилуй мя.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Богородичен

Связан многими ныне пленицами грехов и содержим лютыми страстьми и бедами, к Тебе прибегаю, моему спасению, и вопию: помози ми, Дево, Мати Божия.

Песнь 4
Ирмос:
Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи от смысла чиста, о Господе празднующи.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Широк путь зде и угодный сласти творити, но горько будет в последний день, егда душа от тела разлучатися будет: блюдися от сих, человече, Царствия ради Божия.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Почто убогаго обидиши, мзду наемничу удержуеши, брата твоего не любиши, блуд и гордость гониши? Остави убо сия, душе моя, и покайся Царствия ради Божия.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

О, безумный человече, доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твое? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел: но более взыщи Царствия Божия.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Госпоже Богородице, помилуй мя грешного, и в добродетели укрепи, и соблюди мя, да наглая смерть не похитит мя неготоваго, и доведи мя, Дево, Царствия Божия.

Песнь 5
Ирмос:
Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Воспомяни, окаянный человече, како лжам, клеветам, разбою, немощем, лютым зверем, грехов ради порабощен еси; душе моя грешная, того ли восхотела еси?

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Трепещут ми уди, всеми бо сотворих вину: очима взираяй, ушима слышай, языком злая глаголяй, всего себе геенне предаяй; душе моя грешная, сего ли восхотела еси?

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Блудника и разбойника кающася приял еси, Спасе, аз же един леностию греховною отягчихся и злым делом поработихся, душе моя грешная, сего ли восхотела еси?

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Дивная и скорая помощнице всем человеком, Мати Божия, помози мне недостойному, душе бо моя грешная того восхоте.

Песнь 6
Ирмос:
Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Житие на земли блудно пожих и душу во тьму предах, ныне убо молю Тя, Милостивый Владыко: свободи мя от работы сея вражия, и даждь ми разум творити волю Твою.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Кто творит таковая, якоже аз? Якоже бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу. Но Ты, Господи, исторгни мя от гнуса сего и даждь ми сердце творити заповеди Твоя.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Воспряни, окаянный человече, к Богу, воспомянув своя согрешения, припадая ко Творцу, слезя и стеня; Той же, яко милосерд, даст ти ум знати волю Свою.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Богородице Дево, от видимаго и невидимаго зла сохрани мя, Пречистая, и приими молитвы моя, и донеси я Сыну Твоему, да даст ми ум творити волю Его.

Кондак
Душе моя, почто грехами богатееши, почто волю диаволю твориши, в чесом надежду полагаеши? Престани от сих и обратися к Богу с плачем, зовущи: милосерде Господи, помилуй мя грешнаго.

Икос
Помысли, душе моя, горький час смерти и страшный суд Творца твоего и Бога: Ангели бо грознии поймут тя, душе, и в вечный огнь введут: убо прежде смерти покайся, вопиющи: Господи, помилуй мя грешнаго.

Песнь 7
Ирмос:
Росодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Не надейся, душе моя, на тленное богатство и на неправедное собрание, вся бо сия не веси кому оставиши, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильнии и младии умирают; но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Воспомяни, душе моя, вечное житие, Царство Небесное, уготованное святым, и тьму кромешную и гнев Божий злым, и возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Припади, душе моя, к Божией Матери и помолися Той, есть бо скорая помощница кающимся, умолит Сына Христа Бога, и помилует мя недостойнаго.

Песнь 8
Ирмос:
Из пламене преподобным росу источил еси и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна? Что убо чаю, и на что надеюся? Токмо даждь ми, Господи, прежде конца покаяние.
(Дважды )

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Верую, яко приидеши судити живых и мертвых, и вси во своем чину станут, старии и младии, владыки и князи, девы и священницы; где обрящуся аз? Сего ради вопию: даждь ми, Господи, прежде конца покаяние.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пречистая Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от наглыя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.

Песнь 9
Ирмос:
Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати; Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово Воплощенно, Егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ныне к вам прибегаю, Ангели, Архангели и вся небесныя силы, у Престола Божия стоящии, молитеся ко Творцу своему, да избавит душу мою от муки вечныя.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Ныне плачуся к вам, святии патриарси, царие и пророцы, апостоли и святителие и вси избраннии Христовы: помозите ми на суде, да спасет душу мою от силы вражия.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Ныне к вам воздежу руце, святии мученицы, пустынницы, девственницы, праведницы и вси святии, молящиися ко Господу за весь мир, да помилует мя в час смерти моея.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Мати Божия, помози ми, на Тя сильне надеющемуся, умоли Сына Своего, да поставит мя недостойнаго одесную Себе, егда сядет судяй живых и мертвых, аминь.

Молитва

Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящаго Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

Любая вера богата на богослужебные обычаи и правила. Главной традицией православной религии в служении, является чтение покаянного канона Господу Иисусу Христу, который входит во все богослужения без исключения. Канон представляет собой песнопение, состоящее из сложных произведений. Песнопение входит в правило перед таинством причащения, которое читают все верующие люди.

Канон – это четко структурированное правило, которое принято обществом (в данном случае верующими). Можно сравнить такое песнопение с непоколебимым гимном, посвященным Создателю.

В каких случаях читается канон

Суть данного песнопения сводится к покаянию человека и размягчению его сердца и души. Покаянный канон к Господу Иисусу Христу, является одним из главных текстов, входящих в правило перед причастием. Подготовка к таинству состоит из нескольких правил:

  • три дня поста;
  • исповедь;
  • усердное покаяние и молитва, чтение правила к святому причастию.

Исповедоваться лучше в тоже утро, в которое и планируется причащение, сделать это можно на утренней Литургии. Главная часть подготовки к принятию таинства должна происходить у человека в душе, помолиться можно на вечерней литургии, которая будет накануне.

Помимо правила к святому причастию, канон к Господу Иисусу Христу читается в следующих случаях:

  • при покаянии;
  • для исцеления тяжких заболеваний;
  • в случаях любых других нужд.

Чтение данного канона приближает душу к Богу, человек тем самым восхваляет Господа, просит у него милости и защиты, он кается в своих грехах и очищает душу перед Создателем.

Епетимия

Ранее, православной церковью широко практиковалось наложение епитимии (церковного наказания) священником на грешника, когда последний раскаивался в тяжких совершениях (блуд, воровство, рукоблудие, убийство, аборт, предательство и пр.)

Существует три вида данного наказания:

  • совершение земных поклонов на протяжении длительного времени, нескольких месяцев;
  • пост (время соблюдения поста определяется священником);
  • чтение постоянно повторяющейся молитвы на протяжении 40ка дней, чаще всего которой и являлся канон покаяния Господу Иисусу Христу.

Сейчас данные традиции уходят в прошлое и мало где можно, встретить священнослужителя, наказывающего своих прихожан подобным образом.

Для чего нужно покаяние

Каяться за совершенные грехи нужно каждому человеку, покаяние снимает груз с сердца, улучшает настроение и приближает душу к Богу. Через постоянную молитву на земле, можно попасть после смерти в Царствие Божие. Люди, которые живут с Господом в сердце и стараются следовать заповедям, живут счастливо и не знают бед.

Слушать онлайн канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу

Читать канон покаянный на русском языке

Песнь 1

Подобно Израилю, шедшему по бездне как посуху стопами, гонителя фараона увидев потопляемым, мы Богу победную песнь поем и возглашаем.

Ныне я, грешный и обремененный, приступаю к Тебе, Владыке и Богу моему! Не смею взирать на небо, но только прошу, говоря: дай мне разум, Господи, чтобы я горько оплакивал свои дела!
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

О, горе мне, грешному! Я злосчастнее всех людей, Во мне нет покаяния! О, дай мне слезы, Господи, чтобы я горько оплакал свои дела!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!
О, неразумный, несчастный человек! Губишь ты время в лености! Представь себе жизнь свою и обратись к Господу Богу и горько плачь о своих делах!


И ныне, и всегда, и вечно! Аминь.
Пречистая Матерь Божия! Обрати свой взор на меня, грешного, и от сети дьявольской меня избавь. и на путь покаяния меня поставь, чтобы я горько оплакивал свои дела !

Песнь 3

В святости нет подобного Тебе, Господи Боже мой, вознесший рог верных Твоих, о Благой, и утвердивший нас, на камне исповедания Твоего.
Когда будут поставлены престолы страшного суда, тогда откроются дела всех людей! Там будет горе грешным, отсылаемым в муку! И зная это, душа моя, обратись от злых твоих дел!
Возрадуются праведники, а грешники расплачутся! Тогда уже никто не сможет помочь нам, но сами наши дела осудят нас! Поэтому прежде конца обратись от злых твоих дел!
Слава: Увы мне, многогрешному, осквернившемуся делами и мыслями: от жесткосердия не имею ни капли слез! Ныне подымись от земли, душа моя, и обратись от злых твоих дел!
И ныне: О, Госпожа! Вот взывает к тебе Сын Твой и нас поучает доброму, но я, грешный, от добра всегда уклоняюсь! Ты же, милостивая, меня помилуй, да обращусь от злых моих дел !

Седален, глас 6-й

Размышляю о дне страшном и оплакиваю злые мои дела. Как же я отвечу бессмертному Царю, или с каким дерзновением я, блудный, посмотрю на Судию? Милосердный Отче, Сыне Единородный и Дух Святой, помилуй меня!
Слава, и ныне: Богородичен:
Ныне будучи связан многими путами грехов и обступаем многими страданиями и бедами, к Тебе, моему спасению, прибегаю и вопию: Помоги мне Дева Матерь Божия !

Песнь 4

Христос моя сила, мой Бог и Господь!, Так благолепно поет достойная Церковь, взывая от чистого смысла и веселясь в Господе.
Здесь путь широк и удобен для наслаждений, но как горько будет в последний день, когда будет разлучаться душа с телом! О, человек, храни себя от них, ради Царства Божьего!
Почему убогого обижаешь, плату работника присваиваешь, своего брата не любишь, блуд и гордость являешь? Итак, душа моя, оставь это и исправься ради Царства Божьего!
Слава: О, неразумный человек! Сколько еще будешь погрязать, собирая как пчела свое богатство? Вскоре оно погибнет, став прахом и пеплом, а ты ищи больше Царства Божьего!
И ныне: Госпожа Богородица! Помилуй меня, грешного, и в добродетели укрепи и сохрани меня, чтобы наглая смерть не похитила меня неготовым, и доведи меня, Дева, до Царства Божьего !

Песнь 5

О, Благой, озари Твоим Божьим светом души с утра предстоящих Тебе с любовью, чтобы Тебя, Слово Божье, знать как истинного Бога! Так молюсь, взывая из греховного мрака.
Вспомни, несчастный человек, насколько ты грехами своими порабощен лжи, клевете, разбою, немощам, лютым зверям! Душа моя грешная, того ли хотела ты?
Мои члены трепещут, ибо я всеми ими провинился: смотря глазами, слушая ушами, говоря злое языком, себя всего предавая геенне! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?
Слава: О, Спаситель, Ты принял уже раскаявшихся блудника и разбойника, я же все еще отягщен греховной ленью и злым делам порабощен! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?
И ныне: Матерь Божия, всем людям дивная и скорая помощница! Помоги мне, недостойному, ибо душа моя грешная того уже захотела !

Песнь 6

Житейское море видя возмущаемым бурей искушений, прибег я к Твоей тихой пристани, взывая к Тебе: О, Многомилостивый, жизнь мою от тлена возведи!
Жизнь на земле я прожил блудно, и душу предал во тьму, но теперь, милостивый Владыко, умоляю Тебя: освободи меня от этого рабства вражьего и дай мне разума, чтобы исполнять волю Твою!
Кто совершает такое, как я? Ибо как свинья лежит в грязи, так же и я служу греху. Но Ты, Господи, вырви меня из этой гнусности и дай мне такое сердце, чтобы исполнить заповеди Твои!
Слава: Несчастный человек! Вспомни свои согрешения, воспрянь к Богу, припав к Творцу, проливая слезы и стеная! Он же милосердный, даст тебе разум познать волю Его!
И ныне: Богородица Дева! Сохрани меня, Пречистая, от видимого и невидимого зла и возьми мои прошения и передай их Сыну Твоему, да даст мне разумение исполнять волю Его !

Кондак

Душа моя! зачем богатеешь грехами, Зачем исполняешь дьявольскую волю, в чем полагаешь надежду? Перестань и с плачем обратись к Богу, взывая: милосердный Господи, помилуй меня, грешного !

Икос

Представь себе, душа моя, горький час смерти и страшный суд твоего Творца и Бога, когда тебя, душа, уловят грозные силы и введут в вечный огонь! Поэтому прежде смерти исправься, взывая: Господи, помилуй меня, грешного !

Песнь 7

Ангел святым отрокам печь оросил, халдеев же опалил велением Божиим, мучителя заставив воззвать: Благословен Бог отцов наших!
Не надейся, душа моя, на телесное богатство и на собирание земных благ, ведь не знаешь, кому это все оставишь, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
Не уповай, душа моя на телесное здоровье и на скоропроходящую красоту, ведь ты видишь, что и сильные и молодые умирают, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
Слава: Вспомни, душа моя, вечную жизнь и Царство Небесное, приготовленное святым, и тьму внешнюю и гнев Божий злым, и воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
И ныне: Припади, душа моя, к Божьей Матери, и попроси ее, а Она, скорая помощница обращающихся, упросит Сына, Христа Бога, и Он помилует меня, недостойного !

Песнь 8

Святым из огня влагу излив и праведника жертву с водою попалив. Ты, Христос, все, что только захочешь, исполняешь! Тебя и превозносим во все времена.
Как могу не плакать, когда представляю себе смерть, Ибо я видел своего лежащим в гробу брата, бесславным и безобразным? Чего жду и на что надеюсь? Господи, дай мне только прежде конца покаяние! (Дважды).
Слава: Верю, что Ты придешь, чтобы судить живых и мертвых! Тогда все встанут в своем чине: старые и молодые, владыки и князья, девственники и священники, но где окажусь я? Поэтому вопию: Господи, дай мне прежде конца покаяние!
И ныне: Пречистая Богородица! Прими недостойное мое прошение, и сохрани меня от наглой смерти, и дай мне прежде конца покаяние !

Песнь 9

Людям невозможно видеть Бога, на которого не смеют взирать и чины ангельские! Через Тебя же, Всечистая, людям явилось воплощенное Слово, возвеличивая Которое, мы с небесными силами Тебя ублажаем.
Ныне к вам обращаюсь, ангелы, архангелы и все небесные силы, стоящие у Божьего Престола! Попросите у Творца своего, чтобы избавил Он мою душу от вечной муки!
Ныне плачу перед вами, святые праотцы, цари и пророки, апостолы и святители и все избранники Христовы! Помогите мне на суде, чтобы спас Он мою душу от вражьей силы!
Слава: Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, просящие Господа за весь мир, чтобы помиловал Он меня в час смерти моей.
И ныне: Матерь Божия! Помоги мне, сильно надеющемуся на Тебя, упроси Своего Сына, чтобы, когда сядет Он судить живых и мертвых, поставил меня, недостойного по правую руку свою! Аминь.

Нужно отметить, что канон ко Господу Иисусу входит в любой молитвослов. Это один из трех канонов, который в обязательном порядке читается перед подготовкой к Таинству Причащения. Из названия видно, что именно он направлен на то, чтобы размягчить душ верующего и настроить его на покаянную волну. Также его чтение связано с таинством Покаяния. Как известно именно это таинство предшествует к причастию.


Нужно отметить, что очень часто людей, которые только начинают ходить в церковь расстраивает и огорчает сама подготовка к причастию. Она подразумевает специальную подготовку на протяжении трех дней. В эти дни нужно постится и ограничивать себя в жирной и молочной пище. Кроме того, по возможности необходимо все три дня посещать церковь и усердно молится.


Непосредственная подготовка начинается на церковной службе на кануне проведения самого обряда. А именно на вечерней службе. И только после строгого соблюдения такой подготовки, священнослужитель может провести обряд Причастия. Но стоит помнить о том, что Покаяние - это не просто канон и церковная традиция, это самостоятельная молитва, которую необходимо читать в любое время, когда расположена к этому душа человека.

Глас 6-й, Песнь 1

Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.


Ныне приступих аз грешный и обремененный к Тебе, Владыце и Богу моему; не смею же взирати на небо, токмо молюся, глаголя: даждь ми, Господи, ум, да плачуся дел моих горько.


Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


О, горе мне грешному! Паче всех человек окаянен есмь, покаяния несть во мне; даждь ми, Господи, слезы, да плачуся дел моих горько.


Безумне, окаянне человече, в лености время губиши; помысли житие твое, и обратися ко Господу Богу, и плачися о делех твоих горько.


Мати Божия Пречистая, воззри на мя грешного, и от сети диаволи избави мя, и на путь покаяния настави мя, да плачуся дел моих горько.


Подобно Израилю, шедшему по бездне как посуху стопами, гонителя фараона увидев потопляемым, мы Богу победную песнь поем и возглашаем.


Припев:


Ныне я, грешный и обремененный, приступаю к Тебе, Владыке и Богу моему! Не смею взирать на небо, но только прошу, говоря: дай мне разум, Господи, чтобы я горько оплакивал свои дела!


Припев:
Помилуй меня, Боже, помилуй меня!


О, горе мне, грешному! Я злосчастнее всех людей, Во мне нет покаяния! О, дай мне слезы, Господи, чтобы я горько оплакал свои дела!


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!


О, неразумный, несчастный человек! Губишь ты время в лености! Представь себе жизнь свою и обратись к Господу Богу и горько плачь о своих делах!


И ныне, и всегда, и вечно! Аминь.


Пречистая Матерь Божия! Обрати свой взор на меня, грешного, и от сети дьявольской меня избавь. и на путь покаяния меня поставь, чтобы я горько оплакивал свои дела!

Песнь 3

Ирмос: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Внегда поставлени будут престоли на судищи страшнем, тогда всех человек дела обличатся; горе тамо будет грешным, в муку отсылаемым; и то ведущи, душе моя, покайся от злых дел твоих.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Праведницы возрадуются, а грешнии восплачутся, тогда никтоже возможет помощи нам, но дела наша осудят нас, темже прежде конца покайся от злых дел твоих.


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.


Увы мне великогрешному, иже делы и мысльми осквернився, ни капли слез имею от жестосердия; ныне возникни от земли, душе моя, и покайся от злых дел твоих.


И ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Се, взывает, Госпоже, Сын Твой, и поучает нас на доброе, аз же грешный добра всегда бегаю; но Ты, Милостивая, помилуй мя, да покаюся от злых моих дел.


В святости нет подобного Тебе, Господи Боже мой, вознесший рог верных Твоих, о Благой, и утвердивший нас, на камне исповедания Твоего.


Когда будут поставлены престолы страшного суда, тогда откроются дела всех людей! Там будет горе грешным, отсылаемым в муку! И зная это, душа моя, обратись от злых твоих дел!


Возрадуются праведники, а грешники расплачутся! Тогда уже никто не сможет помочь нам, но сами наши дела осудят нас! Поэтому прежде конца обратись от злых твоих дел!


Слава: Увы мне, многогрешному, осквернившемуся делами и мыслями: от жесткосердия не имею ни капли слез! Ныне подымись от земли, душа моя, и обратись от злых твоих дел!


И ныне: О, Госпожа! Вот взывает к тебе Сын Твой и нас поучает доброму, но я, грешный, от добра всегда уклоняюсь! Ты же, милостивая, меня помилуй, да обращусь от злых моих дел!

Седален, глас 6-й

Помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю Безсмертному Царю, или коим дерзновением воззрю на Судию, блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный и Душе Святый, помилуй мя.


Богородичен

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Связан многими ныне пленицами грехов и содержим лютыми страстьми и бедами, к Тебе прибегаю, моему спасению, и вопию: помози ми, Дево, Мати Божия.


Размышляю о дне страшном и оплакиваю злые мои дела. Как же я отвечу бессмертному Царю, или с каким дерзновением я, блудный, посмотрю на Судию? Милосердный Отче, Сыне Единородный и Дух Святой, помилуй меня!


Слава, и ныне: Богородичен:


Ныне будучи связан многими путами грехов и обступаем многими страданиями и бедами, к Тебе, моему спасению, прибегаю и вопию: Помоги мне Дева Матерь Божия!

Песнь 4

Ирмос: Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи от смысла чиста, о Господе празднующи.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Широк путь зде и угодный сласти творити, но горько будет в последний день, егда душа от тела разлучатися будет: блюдися от сих, человече, Царствия ради Божия.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Почто убогаго обидиши, мзду наемничу удержуеши, брата твоего не любиши, блуд и гордость гониши? Остави убо сия, душе моя, и покайся Царствия ради Божия.


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.


О, безумный человече, доколе углебаеши, яко пчела, собирающи богатство твое? Вскоре бо погибнет, яко прах и пепел: но более взыщи Царствия Божия.


И ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Госпоже Богородице, помилуй мя грешного, и в добродетели укрепи, и соблюди мя, да наглая смерть не похитит мя неготоваго, и доведи мя, Дево, Царствия Божия.


Христос моя сила, мой Бог и Господь!, Так благолепно поет достойная Церковь, взывая от чистого смысла и веселясь в Господе.


Помилуй меня, Боже, помилуй меня!


Здесь путь широк и удобен для наслаждений, но как горько будет в последний день, когда будет разлучаться душа с телом! О, человек, храни себя от них, ради Царства Божьего!


Помилуй меня, Боже, помилуй меня!


очему убогого обижаешь, плату работника присваиваешь, своего брата не любишь, блуд и гордость являешь? Итак, душа моя, оставь это и исправься ради Царства Божьего!


Слава: О, неразумный человек! Сколько еще будешь погрязать, собирая как пчела свое богатство? Вскоре оно погибнет, став прахом и пеплом, а ты ищи больше Царства Божьего!


И ныне: Госпожа Богородица! Помилуй меня, грешного, и в добродетели укрепи и сохрани меня, чтобы наглая смерть не похитила меня неготовым, и доведи меня, Дева, до Царства Божьего

Песнь 5

Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Воспомяни, окаянный человече, како лжам, клеветам, разбою, немощем, лютым зверем, грехов ради порабощен еси; душе моя грешная, того ли восхотела еси?


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Трепещут ми уди, всеми бо сотворих вину: очима взираяй, ушима слышай, языком злая глаголяй, всего себе геенне предаяй; душе моя грешная, сего ли восхотела еси?


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.


Блудника и разбойника кающася приял еси, Спасе, аз же един леностию греховною отягчихся и злым делом поработихся, душе моя грешная, сего ли восхотела еси?


И ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Дивная и скорая помощнице всем человеком, Мати Божия, помози мне недостойному, душа бо моя грешная того восхоте.


О, Благой, озари Твоим Божьим светом души с утра предстоящих Тебе с любовью, чтобы Тебя, Слово Божье, знать как истинного Бога! Так молюсь, взывая из греховного мрака.


Помилуй меня, Боже, помилуй меня!


Вспомни, несчастный человек, насколько ты грехами своими порабощен лжи, клевете, разбою, немощам, лютым зверям! Душа моя грешная, того ли хотела ты?


Помилуй меня, Боже, помилуй меня!


Мои члены трепещут, ибо я всеми ими провинился: смотря глазами, слушая ушами, говоря злое языком, себя всего предавая геенне! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?


Слава: О, Спаситель, Ты принял уже раскаявшихся блудника и разбойника, я же все еще отягщен греховной ленью и злым делам порабощен! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?


И ныне: Матерь Божия, всем людям дивная и скорая помощница! Помоги мне, недостойному, ибо душа моя грешная того уже захотела!

Песнь 6

Ирмос: Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Житие на земли блудно пожих и душу во тьму предах, ныне убо молю Тя, Милостивый Владыко: свободи мя от работы сея вражия, и даждь ми разум творити волю Твою.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Кто творит таковая, якоже аз? Якоже бо свиния лежит в калу, тако и аз греху служу. Но Ты, Господи, исторгни мя от гнуса сего и даждь ми сердце творити заповеди Твоя.


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.


Воспряни, окаянный человече, к Богу, воспомянув своя согрешения, припадая ко Творцу, слезя и стеня; Той же, яко милосерд, даст ти ум знати волю Свою.


И ныне и присно и во веки веков. Аминь.


огородице Дево, от видимаго и невидимаго зла сохрани мя, Пречистая, и приими молитвы моя, и донеси я Сыну Твоему, да даст ми ум творити волю Его.


Житейское море видя возмущаемым бурей искушений, прибег я к Твоей тихой пристани, взывая к Тебе: О, Многомилостивый, жизнь мою от тлена возведи!


Помилуй меня, Боже, помилуй меня!


Жизнь на земле я прожил блудно, и душу предал во тьму, но теперь, милостивый Владыко, умоляю Тебя: освободи меня от этого рабства вражьего и дай мне разума, чтобы исполнять волю Твою!


Помилуй меня, Боже, помилуй меня!


Кто совершает такое, как я? Ибо как свинья лежит в грязи, так же и я служу греху. Но Ты, Господи, вырви меня из этой гнусности и дай мне такое сердце, чтобы исполнить заповеди Твои!


Слава: Несчастный человек! Вспомни свои согрешения, воспрянь к Богу, припав к Творцу, проливая слезы и стеная! Он же милосердный, даст тебе разум познать волю Его!


И ныне: Богородица Дева! Сохрани меня, Пречистая, от видимого и невидимого зла и возьми мои прошения и передай их Сыну Твоему, да даст мне разумение исполнять волю Его!

Кондак

Душе моя, почто грехами богатееши, почто волю диаволю твориши, в чесом надежду полагаеши? Престани от сих и обратися к Богу с плачем, зовущи: милосерде Господи, помилуй мя грешнаго.


Душа моя! зачем богатеешь грехами, Зачем исполняешь дьявольскую волю, в чем полагаешь надежду? Перестань и с плачем обратись к Богу, взывая: милосердный Господи, помилуй меня, грешного!

Икос

Помысли, душе моя, горький час смерти и страшный суд Творца твоего и Бога: Ангели бо грознии поймут тя, душе, и в вечный огнь введут: убо прежде смерти покайся, вопиющи: Господи, помилуй мя грешнаго.


Представь себе, душа моя, горький час смерти и страшный суд твоего Творца и Бога, когда тебя, душа, уловят грозные силы и введут в вечный огонь! Поэтому прежде смерти исправься, взывая: Господи, помилуй меня, грешного!

Песнь 7

Ирмос: Росодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увеща вопити: благословен еси, Боже отец наших.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Не надейся, душе моя, на тленное богатство и на неправедное собрание, вся бо сия не веси кому оставиши, но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Не уповай, душе моя, на телесное здравие и на скоромимоходящую красоту, видиши бо, яко сильнии и младии умирают; но возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.


Воспомяни, душе моя, вечное житие, Царство Небесное, уготованное святым, и тьму кромешную и гнев Божий злым, и возопий: помилуй мя, Христе Боже, недостойнаго.


И ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Припади, душе моя, к Божией Матери и помолися Той, есть бо скорая помощница кающимся, умолит Сына Христа Бога, и помилует мя недостойнаго.


Ангел святым отрокам печь оросил, халдеев же опалил велением Божиим, мучителя заставив воззвать: Благословен Бог отцов наших!


Помилуй меня, Боже, помилуй меня!


Не надейся, душа моя, на телесное богатство и на собирание земных благ, ведь не знаешь, кому это все оставишь, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!


Не уповай, душа моя на телесное здоровье и на скоропроходящую красоту, ведь ты видишь, что и сильные и молодые умирают, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!


Слава: Вспомни, душа моя, вечную жизнь и Царство Небесное, приготовленное святым, и тьму внешнюю и гнев Божий злым, и воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!


И ныне: Припади, душа моя, к Божьей Матери, и попроси ее, а Она, скорая помощница обращающихся, упросит Сына, Христа Бога, и Он помилует меня, недостойного!

Песнь 8

Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Како не имам плакатися, егда помышляю смерть, видех бо во гробе лежаща брата моего, безславна и безобразна? Что убо чаю, и на что надеюся? Токмо даждь ми, Господи, прежде конца покаяние. (Дважды)


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.


Верую, яко приидеши судити живых и мертвых, и вси во своем чину станут, старии и младии, владыки и князи, девы и священницы; где обрящуся аз? Сего ради вопию: даждь ми, Господи, прежде конца покаяние.


И ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Пречистая Богородице, приими недостойную молитву мою и сохрани мя от наглыя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.


Святым из огня влагу излив и праведника жертву с водою попалив. Ты, Христос, все, что только захочешь, исполняешь! Тебя и превозносим во все времена.


Помилуй меня, Боже, помилуй меня!


Как могу не плакать, когда представляю себе смерть, Ибо я видел своего лежащим в гробу брата, бесславным и безобразным? Чего жду и на что надеюсь? Господи, дай мне только прежде конца покаяние! (Дважды).


Слава: Верю, что Ты придешь, чтобы судить живых и мертвых! Тогда все встанут в своем чине: старые и молодые, владыки и князья, девственники и священники, но где окажусь я? Поэтому вопию: Господи, дай мне прежде конца покаяние!


И ныне: Пречистая Богородица! Прими недостойное мое прошение, и сохрани меня от наглой смерти, и дай мне прежде конца покаяние!

Песнь 9

Ирмос: Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати; Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово Воплощенно, Егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Ныне к вам прибегаю, Ангели, Архангели и вся небесныя силы, у Престола Божия стоящии, молитеся ко Творцу своему, да избавит душу мою от муки вечныя.


Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.


Ныне плачуся к вам, святии патриарси, царие и пророцы, апостоли и святителие и вси избраннии Христовы: помозите ми на суде, да спасет душу мою от силы вражия.


Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.


Ныне к вам воздежу руце, святии мученицы, пустынницы, девственницы, праведницы и вси святии, молящиися ко Господу за весь мир, да помилует мя в час смерти моея.


И ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Мати Божия, помози ми, на Тя сильне надеющемуся, умоли Сына Своего, да поставит мя недостойнаго одесную Себе, егда сядет судяй живых и мертвых, аминь.


Людям невозможно видеть Бога, на которого не смеют взирать и чины ангельские! Через Тебя же, Всечистая, людям явилось воплощенное Слово, возвеличивая Которое, мы с небесными силами Тебя ублажаем.


Ныне к вам обращаюсь, ангелы, архангелы и все небесные силы, стоящие у Божьего Престола! Попросите у Творца своего, чтобы избавил Он мою душу от вечной муки!


Ныне плачу перед вами, святые праотцы, цари и пророки, апостолы и святители и все избранники Христовы! Помогите мне на суде, чтобы спас Он мою душу от вражьей силы!


Слава: Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, просящие Господа за весь мир, чтобы помиловал Он меня в час смерти моей.


И ныне: Матерь Божия! Помоги мне, сильно надеющемуся на Тебя, упроси Своего Сына, чтобы, когда сядет Он судить живых и мертвых, поставил меня, недостойного по правую руку свою! Аминь.

Молитва

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.


Владыко Христе Боже, Иже страстьми Своими страсти моя исцеливый и язвами Своими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления; сраствори моему телу от обоняния Животворящаго Тела Твоего, и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели: яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое и сердце люботрудное во взыскание Твое, даруй мне благодать Твою и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое, возведи к пажити Твоей и сопричти мя овцам избраннаго Твоего стада, воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

В канонах припев как молитвенное воззвание произносится перед первым и вторым (и третьим, когда оно есть) тропарем каждой песни, но не читается перед тропарями, начинающимся со «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и «И ныне и присно и во веки веков. Аминь».


Владыка Христе Боже, страданиями Своими страсти мои исцеливший и ранами Своими язвы мои уврачевавший! Даруй мне, много пред Тобою согрешившему, слёзы умиления. Даруй моему телу принять благоухание животворящего Тела Твоего, и подай душе моей сладость Твоей драгоценной Крови вместо горечи, которой напоил меня враг. Возвысь к Себе мой ум, к земле поникший, и возведи из пропасти погибельной. Ибо нет во мне покаяния, нет во мне умиления, нет во мне слезы утешительной, приводящей детей к своему наследству. Омрачился я разумом в житейских страстях, в болезни не могу воззреть на Тебя, не могу согреться слезами любви к Тебе! Но, Владыка Господи Иисусе Христе, Сокровищница благ! Даруй мне покаяние полное и в поисках Тебя трудящееся с любовью сердце, даруй мне благодать Твою и обнови во мне черты Твоего образа. Я оставил Тебя – не оставь меня. Выйди искать меня, приведи на Своё пастбище и приобщи меня к овцам Твоего избранного стада, воспитай меня с ними от хлеба Божественных Твоих Таинств, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Ирмо́с

(греч. ειρμός – связь, сплетение, ряд) – так называется первый тропарь в ряду других тропарей, составляющих одну какую-либо песнь канона. Ирмос есть образец, по которому составлены все прочие тропари той же песни, так что все они сходствуют с ирмосом числом предложений и слов, напевом, а иногда и содержанием и самыми оборотами речи и потому составляют с ним одно целое, для которого ирмос служит связью. Зная напев ирмоса, всегда можно правильно петь все тропари, за ним следующие; поэтому ирмос полагается в начале всякой песни канона, чтобы по образцу его петь прочие тропари, составляющие песнь. В древности весь канон (т.е. как ирмосы, так и тропари) пелся; в настоящее же время обычай этот сохранился только при исполнении пасхального канона, во всех прочих канонах поются только ирмосы, а тропари вычитываются. Ирмосы собраны в богослужебной книге «Ирмологий».


Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества Христова. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и представляют собою ряд стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день.


Верьте в то, что Ваши молитвы будут услышаны. Главное – это искренняя вера в произнесенные слова и в милосердие Господнее. Для того, чтобы искренне просить о чем-то, необходимо делать это с чистой душой, а для этого необходимо покаяться.

Каждый православный христианин знает, что единственный способ спасти свою душу от вечной смерти в аду - это не только искоренение в себе греха, но и частое общение с Богом через молитву и Причастие. И искоренение греха, и возможность достойно приступить к таинству Причастия возможно через покаяние. В этом главным подспорьем для верующего является покаянный канон ко Господу. В молитвослове он публикуется отдельно, а также включается в состав подготовительного правила ко Причащению (принятию Тела и Крови Христовой).

В Священном Писании, своем послании к коринфянам, святой апостол Павел предупреждает христиан от неподобающего принятия Тела и Крови Христовой , поскольку последствия могут быть весьма неприятными: множество болезней и даже кончина человека (1-ое послание к коринфянам св. ап. Павла, 11:29,30).

Чтобы подготовить себя к Святому Причастию, надлежит выполнить некоторые правила. В число молитв, чтобы правильно настроиться, входит и покаянный канон. Совместно с молебными правилами (канонами) ко Пресвятой Богородице и святому Ангелу Хранителю они образуют трёхканонник. Для облегчения этого правила эти три духовных произведения свели в единый.

История создания правила

На протяжении столетий правило подготовки к Причастию постепенно менялось в зависимости от условий жизни христиан. В 5−6 веках данные каноны вычитывались в течение богослужения. Бесспорно, со временем объем последования (канона) возрастал и стал занимать слишком много времени, что стало не под силу верующим. На этом основании молитвенная подготовка ко Святому Причастию с 11 века уже не читается за богослужением. Христианин, подготавливаясь для того, чтобы как подобает причаститься Святых Христовых Тайн, должен дома (келейно) прочитать все молитвы, причем с сердечным вниманием, искренне. Касается это и канона покаяния ко Господу Христу Иисусу.

Последовательность чтения канона

Слово «канон» в переводе на русский означает общепринятое правило, имеющее четкую структуру, по которой может быть построен. Канон по своей сути является духовным гимнографическим сочинением поэтического характера, которое посвящено или Всесвятой Троице, или одной из ипостаси Божией, Пресвятой Владычице Богородице, Ангелам, святым людям, а также каким-либо знаменательным событиям, в честь которых и были сформированы существующие на сегодняшний момент христианские празднования и торжества.

Канон включает в себя:

  • ирмосы;
  • запевы;
  • тропари;
  • седален;
  • кондак;
  • икос;
  • молитвы.

Канон подразделяется всего на девять песней (впрочем, по факту их обычно восемь, поскольку вторая пропускается). Каждая песнь предваряется ирмосом.

Вторая песнь, которая в обычных современных канонах упускается, поется во время Великого поста и связана обычно с событиями в жизни Господа и Церкви, которые происходили в преддверии страданий Спасителя.

Ирмос - это первый, предварительный установленный текст, который не меняется. Ирмосы могут быть определенного гласа (голоса), всего их восемь. Поэтому обычно подписывается «ирмос, глас такой-то». Поскольку канон - это, как упоминалось, гимнографическое произведение, в него включены певческие вставки. Пометка гласа важна в основном для церковного хора, который знает напевы каждого.

Молитва имеет следующую структуру:

Давайте разберемся, что именно представляет из себя канон, о чем говорится в каждой его части. Это древний текст и нужно быть внимательным при его чтении.

О чем говорится в песнях и седалене

Первая песнь канона содержит в себе свидетельство покаяния в содеянном. Читающему это позволяет настроиться на покаянный лад, осознать себя не как напыщенного хозяина этой жизни, полного гордыни и отсутствия любви ближнему, а недостойным Божьей милости. В тропарях указаны прощения, чтобы Господь подарил молящемуся покаянные чувства и слезы о грехах, чтобы можно было оплакать свои злодеяния. Вместе с тем кающийся дерзает устремиться к Богу в своей духовной беде. Также эта часть канона призывает не проводить бесцельно время в лености, а также просит о помощи Пресвятую Богородицу.

Вторая песнь , как упоминалась, опускается, поскольку она включена лишь в богослужебные тексты и лишь в каноны особенных событий.

В третьей содержатся воспоминания Страшного суда и адских мук, призывается душа к покаянию прежде наступления смертного часа, чтобы избегнуть вечных мук.

Седален заключает размышления о том, насколько будет тяжело предстоять пред престолом Божиим с таким неприкаянным сердцем.

Восхваление творца

В четвертой песне восхваляется Творец и собранная им Святая Церковь. Говорится о житейских радостях и наслаждениях, но авторы канона предостерегают, чтобы человек берег себя от этих наслаждений, если стремится удостоиться Царствия Небесного. Слышится призыв не накоплять житейские блага и не зацикливаться на их накоплении, потому что все они конечны и превратятся в прах. Но слава Божья и Его Царство не кончатся никогда.

В пятой песне призывается благодать Божия. Человек осознает, что каждым своим органом чувств и каждым членом постоянно согрешает и вопрошает свою душу, этого ли она желала?

В шестой содержится прошение вырвать свою душу из греховного положения, дабы прекратились злодеяния, воскресла душа, вспоминая свои деяния, и с сокрушением преклонилась перед Творцом в ожидании преображения и освящения.

В кондаке душа молящегося призывается к ответу, для чего она совершает то, что жаждет дьявол, и призывается обратиться к Богу.

Икос настраивает на покаяние прежде, чем душа будет отправлена в ад.

Обращение к душе и всем святым

В седьмой звучит призыв для человека, дабы он не рассчитывал на земные богатства, на здравие тела, красоту и силу. Никому не дано наверняка знать, кому он на самом собирает свое богатство, ведь час смертный может наступить уже завтра. И оно достанется не тому, кто всю жизнь положил на его накопление. И труды эти не очень-то помогут молящемуся на Суде, потому что не в Бога богател человек, а в суету. К тому же здоровье, сила и красота со течением времени покидают тело человека.

В восьмой описывается окаменелость сердца, которая не дает возможности раскаяться человеку, испытывать необходимые чувства. Также упоминается тот факт, что каждый человек равен перед Судом Создателя, и перед Ним не счет веса ни духовный сан, ни титул, ни возраст - ничто, только дела, мысли и поступки.

В девятой песне молящийся призывает на помощь Пресвятую Богородицу, всех угодников Божьих и ангелов Его, чтобы те молились о спасении его души.

Заканчивается канон молитвенным обращением ко Господу Христу Иисусу.

В молитве человек осознает свои греховные действия, поэтому испрашивает у Господа прощения и исцеление своим ранам. Невзирая на то, что человек отказался когда-то от Бога, он просит Отца Небесного не поступать так же, а наоборот, войти в его жизнь и помочь, спасти от бездны греховной, чтобы тот мог принести Создателю достойный плод покаяния. Человек жаждет откреститься от зла и сделаться наследником Отцовского Царства.

Подготовка к Таинствам

Чаще всего канон покаяния ко Господу вычитывается перед Таинствами , настраивает внутренний мир на волну раскаяния. Чтобы грешник был способен осмыслить свои поступки, остепениться и получить спасение своей души для вечной жизни с Богом в Царствии Его. В правиле полготовки ко Причастию канон покаянный - совмещенный с тремя другими канонами: с молебным ко Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю. Туда включены лишь некоторые его части.

Подходя к Святому Причастию, надлежит достойным образом подготовиться и освободить свою душу от грехов. Достигается это посредством покаяния. Покаянный канон перед исповедью помогает понять, с каким состоянием подобает подходить к Таинству и дает возможность уже дома правильно настроить себя. Важно, чтобы обращение к покаянному канону не превращалось в механическую вычитку, а являлось истинным душевным раскаянием.

Мы поговорили об этой покаянной молитве Господу Богу, с точки зрения подготовки к Таинству Покаяния (исповеди). Но это далеко не все возможности этого небольшого молебствия. В современной духовной практике священники часто прибегают к совету читать это правило, когда человек находится в различных затруднительных состояниях:

  • при серьезных неприятностях;
  • в болезнях;
  • в печалях и скорбях;
  • при отсутствии детей;
  • при сложностях в личной и семейной жизни.

Чаще всего это правило предлагают читать при проблемах со здоровьем. Если учесть, что все неприятности и беды случаются с нами по нашим же грехам, даже, казалось бы, беспричинная злоба со стороны окружающих, то принесение Богу своего расположения к покаянию склоняет Господа на милость.

В практике одного довольно известного современного священника существует много реальных случаев, когда чтение Покаянного канона на протяжении даже полугода повернуло жизнь молящегося и его близких в самую благоприятную сторону. Коснемся наиболее показательного из них.

Случай был следующий . К священнику для наставления и совета, как жить дальше, привезли женщину, которая умирала от рака. Ее под руки ввели в святой храм Господень и подвели к батюшке. Та рассказала ему, что умирает и что никто из врачей не в силах ей помочь. В течение беседы выяснилось, что в свое время женщина эта совершила в молодости очень много абортов, и это не было осознанно ею как смертный грех убийства, причем собственных детей. Батюшка обрисовал ей масштабы содеянного ею и назвал все своими именами.

Женщина спросила, что же ей делать, ведь убитых не вернуть. Священник благословил ей каждый день читать Покаянный канон за свои дела, стараться расположить свою душу к искреннему покаянию и изменению, чаще приглашать священника для исповеди и причастия, если она сама не в силах прийти в храм. На этом разговор был окончен.

Через год, по рассказу священника, в тот храм, где произошел судьбоносный разговор, ко времени богослужения вошла свежего вида немолодая, но миловидная улыбающаяся женщина в шляпке. Она выискивала в толпе кого-то. Когда она увидела священника, радостно подошла к нему, взяла благословение и начала благодарить. Тот не сразу узнал в ней женщину, которую год назад, умирающую, привели под руки для, скорее всего, последней беседы.

Оказалось, что после приезда домой, куда врачи выписали ее умирать, она стала в точности выполнять благословение: каждый день читала канон , старалась вызвать в себе раскаяние, прилежно исповедовалась и причащалась. Через полгода она перестала нуждаться в поддержке со стороны родственников, стала сама выбираться в храм, наладился аппетит, а рак отступил. За этот год обе ее дочери встретили свою любовь, поправили дела и в их судьбах произошло столько благоприятных событий, сколько в течение всей жизни не происходило. Господь с радостью принял кающуюся и поспешил одарить и ее, и ее близких Своими богатыми милостями.

Покаяние называют вторым Крещением. А Крещение, как известно, смывает с человека все грехи. Если быть честным перед собой и Создателем, то искреннее чтение канона покаяния очистит душу человека от грязи и подарит ей свободу для жизни в любви, добре и для вечного Царства Божия.