Модальные глаголы в английском языке: примеры с переводом. Модальные глаголы и их эквиваленты, позволяющие образовывать все временные формы

Модальные глаголы и предикативы

Субъективная модальность в русском языке выражается также некоторыми модальными глаголами и предикативами.

Модальные глаголы – это система служебных (хотя и не вспомогательных) глаголов, обозначающих различные оттенки модальных значений» (39, 33).

В своем основном лексическом значении модальные глаголы и предикативы

еще не служат средством передачи модальных отношений. Чтобы передавать модальность они должны утратить свое лексическое значение и подвергнуться переосмыслению. Но уже в их лексическом значении заложены возможности перехода в служебные слова модальности.

В лингвистической и методической литературе модальным глаголам уделялось и уделяется чрезвычайно мало внимания. Вопрос о словах, выражающих модальность своим лексическим значением, о круге слов, которые следует включить в эту группу, окончательно не решен.

Все слова с модальным значением можно разделить на две группы в зависимости от того, выражают ли они всегда модальное значение или имеют двойственную природу: в одном из значении являются модальным, в другом (или в других) – обозначают конкретное действие или признак и характеризуются иной сочетаемостью. К словам первой группы относятся глаголы: мочь, уметь, пытаться, надлежать, норовить, ухитриться, нельзя, надобно, должен, намерен, горазд и т.д.

Субъективная модальность выражается только тремя единицами этого разряда- модальным глаголам мочь и модальными предикативами можно, должен . Данные единицы, с одной стороны, выражают значения объективной возможности, необходимости или желательности: « - Кто по-звериному кричать может? – Я умею, -сказала Гурвич» (96:130). С другой стороны, они могут выражать оценку говорящим вероятности связи между предметом и признаком, т.е. субъективную модальность: « Присутствующий при этом Виктор Лещинский высказал предположение, что револьвер могли украсть соседи» (Пример взят из монографии Е.И. Беляевой (9).диагностирующей моделью данного значения может служить их сочетаемость с пассивным инфинитивом, неодушевленными существительными в роли подлежащего, высокая частотность глагола - связки быть с именной частью, выраженной различными частями речи. Примеры: « У него могут быть неприятности»; « Кажется, на него можно положиться»; « Как вы думаете, он напишет статью? – Должен написать» (там же, с.15).

Отличительной особенностью дистрибуции мочь и можно в значении предположения является постпозиция отрицательного инфинитива: « теперь мы можем не успеть», « Осталось пять минут, можно не успеть на электричку» (там же, с.25).

С точки зрения поверхностной линейной структуры высказывания с модальным глаголом мочь и предикативами должен, можно в первичной функции, когда они выражают значение объективной возможности или необходимости, совпадают с высказыванием, где они употребляются во вторичной функции в значении предположения. Истинный модальный характер высказывания выявляется на фоне семантического контекста и при помощи трансформационного анализа. Например: высказывание « он может скоро приехать» (130, 26) в разных контекстах имеет разное значение: а) - Он имеет возможность приехать – модальность возможности, обусловленная внешними обстоятельствами; б) – Он, вероятно, приедет- модальность предположения.

Ко второй группе относятся глаголы мыслительной деятельности, глаголы аффекта: думать, полагать, считать, сомневаться, бояться, надеяться, опасаться. Данные глаголы в одном из значении обозначают конкретное действие или признак: « думаю над задачей» (там же, с.25); «Надеюсь на помощь» (там же, с.128); « боюсь купаться» (там же, с.12), в другом значении являются модальным, выражают модальное значение предположения. В данном значении глаголы мысли, аффекта не сочетаются с инфинитивом, но все сочетаются с придаточным изъяснительным при помощи союза что или без него. Выступая в роли главного члена сложноподчиненного предложения, эти глаголы частично деcемантизируются и приобретают значение логической оценки, выражая в данном употреблении не сам процесс интеллектуальной деятельности, не эмоциональную реакцию говорящего, вызванную какой-либо причиной, а не результат в виде логической оценки вероятности, сомнительности. Примеры: « Я думаю, что сражение будет проиграно» (155:350); « Я полагаю, что Добровольческой армии было бы благоразумней идти на Кубань» (180: 306); «Считаю, что ты не прав» (90: 116); «Я надеюсь, что Лариса Дмитриевна не подаст никакого права быть ревнивым (137:319); «Боюсь, чтобы ей не было неприятно, что я как будто ждал ее кончины».(128: 96); «…только опасаюсь, что стыдно будет смотреть, как она из всего этого разбираться станет (127: 48).

Глаголы мыслительной деятельности могут выступать и в синтаксической позиции вводного члена, сохраняя при этом свою семантическую функцию, например: Я полагаю, все - таки дома вам было лучше» (156: 69); «Все - таки дома, я полагаю, вам было лучше» (там же).

Модальные глаголы свойственны устной разговорной речи. Их употребление широко отражено в художественной литературе и, как правило, связано с диалогами и с прямой речью героев. Чаще всего модальные глаголы встречаются в обиходной речи.

Модальные частицы

Модальные частицы, как и модальные слова, принадлежат к наиболее употребительным средствам выражения модальности русского языка. Они передают различные степени модальных отношений, тонко дифференцируя оттенки модальности предложения. Основные сферы употребления модальных частиц - устно- разговорная речь, либо стили, которые в той или иной степени используют элементы разговорной речи. Наличие модальных частиц придает речи особую четкость и выпуклость.

К частицам относятся, как известно, служебные слова, не имеющие вполне самостоятельного лексического значения, а вносящие дополнительные оттенки в значении других слов, групп слов, предложений или же служащие для выражения разного рода грамматических отношений. В русском язык изучение частиц имеет длительную и богатую историю, по этой теме написано огромное количество работ (51:57). Однако в русистике нет единства мнений по вопросу классификации частиц, а также, какие именно частицы называются модальными, а какие – немодальными. В последних исследованиях и грамматиках выделяются группы модальных частиц: вопросительные, отрицательные, повелительные, утвердительные и т.д. но и тут нет единства позиций и принципов. Ученые, придерживающиеся широкого понимания модальности, включают в число модальных слов и частиц такие служебные слова, которые выражают разные оттенки модальности членов предложения» (45:56).Однако в некоторых курсах современного русского языка этих слов мы не находим в составе указанных категории (7, 18, 22, 23).

Модальные частицы разнообразны по своему значению и по функции в предложении.

В « Грамматике русского языка » - 80 модальные частицы делятся на частицы, выражающие эмоциональные реакции говорящего, волеизъявление и частицы, устанавливающие разнообразные связи и отношения сообщения с его источником, с другими частями сообщения, с другими событиями и фактами. В данной работе принимается подобное деление модальных частиц и дается краткая характеристика каждой из них.

К сфере выражения непосредственных эмоциональных реакций на сообщаемое относятся частицы, подчеркивающие (усиливающие, акцентирующие) сообщение или какую-то его часть – ведь, вот, таки, так - таки, лишь и др.: « Я ведь не пойду за него; так к чему же эта комедия?» (135:7); « А мы вот бьемся, так бьемся деньгами – то… Уж как нужны, как нужны!» (140:27); « тяпнул- таки я на свеем веку горя» (155:108); « А что ежели в самом деле прокляну?. Так-таки возьму да и прокляну?» (там же, с.125); « Безумный плачет лишь от бедства, а умный ищет средства, как делом горю пособить»(120: 40); выражающие согласие или несогласие – как есть, и есть, и то, хорошо, ладно, так и др.: « - и аспид же он у вас. – Аспид как есть аспид» (141: 71); «- Вот погляди-ка, комарь, уж, кто-то бултыхнул? – Бултыхнул и есть» (125:42); « - Ты бы лучше за добра- ума уехал! - И то уеду» (155:.32); «- Пойдем, что ли, греться? – Ладно» (160:67); «Мало ли войсков наших идут. Так его и пустили! На то начальство» (156: 302) ; предупреждение, угрозу – смотри, гляди и др.: « Смотри, брата не напугай» (164:250); неуверенность, неопределенность отношения – никак, поди, авось, чай, вряд ли, едва ли, точно, словно, будто, вроде, разве, неужели, что ли, ли, или и др.: « - Матушки! Да, никак, он у вас пьет?» (155:95); « - Вы, поди-ка, тоже не верите в него?» (103:200) ; «… Девушку Груню небось все забыли на свете…» (94: 97); « - Соскучилась Лизанька. Вся, чай, без милого друга» (162:79); « В живом в нем не было здесь проку никакого. Да вряд ли будет и вперед» (121:265); « - А ты, Ваня, вроде доволен, что обрушилось этакое несчастье на нашу родину?...» (170: 203); «За любовь разве можно бранить?» (141: 101) ; «Неужели это возможно, чтобы мы были как муж с женой?» (157: 115); « Ты пьян, что ли?»(135:306); «Может ли это быть? » (из разг. речи); частицы, выражающие допущение, принятие, опасение – хоть бы и, что если, а вдруг, как бы не, неравно и др.: « -Аль сватаешь кого? – А хоть бы и сватаю; разве дурное дело?» (141:107) ; « Я братец, знаешь, чего боюсь? Как бы она с тоски- то на себя руки не наложила» (139: 20); « Что если мы опоздаем?»; « А вдруг он не приедет?» (из разг. речи) ; «Еще папенька неравно услышит, скажет, что я же тебя возмутила» (155: 108).

Ко второй группе относятся частицы, выражающие волевую направленность, волеизъявление: призыв к согласию; просьбу дать возможность сделать что-то, решимость. Таковы частицы: дай, дай-ка, давайте, сем, сем-ка, сем - ну (прост.), - ка: «Вот и думает Ермил: семь возьму его (барашка), что ему так пропадать» (168:184); «…Барин! Съезжу - ка, что ли, в Москву? (155:75); « дай, думаю, пойду еще послушаю этих речей» (103: 380). Значение побуждения к действию выражается и частицей ну: : « - Ну, Петр, идем, нам пора!» (105: 25).

К третьей группе относятся частицы, выражающие следственность - вот и, вот тебе и, оно и др.: «- Я сказал, что дождь скоро пройдет, вот и прошел…» (114:51); « с проезжающими знакомится, а потом в картишки, - вот тебе и заигрался!» (98: 19): « Дай волю вам, оно бы и засело» (113: 55): отношение сообщаемого к источнику – мол, де, дескать: « Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила; возьмем, мол, себе…» (111:99); « Дядя протянул мне кисет: кури, дескать, возраст твой пришел» (94:.28); соответствие или несоответствие – и, еще, вот тебе и др.: «… читала и как-то про вас вспомнила, а вы и пришли» (126: 33); « Проиграл два двугривенных, а шум делаешь на трешницу…еще князь» (109: 95); « - так за что же она?- За отравление. Но она не правильно осуждена. – да вот тебе и правый суд» (158:117); частицы, выражающие независимость – и так, себе, знай, знай себе: « А ей уродовать себе нечего - и так дурна » (156:300); «Ей- богу, дал десять тысяч. – Ты себе можешь божиться, сколько хочешь» (97: 202); « - Чему обрадовался с дуру? Знай колет, всю испортил шкуру!» (121: 80); « Она лишь глазками моргает, а оне орешки, знай - себе, щелкают да щелкают » (118:86); частицы, выражающие противопоставленность – и, и то и др.: «- Ну, да кто бы он ни был, а комедию сыграть нужно. Мы уж и то давно не смеялись» (141: 65). Частица лучше имеет значение предпочтения: «- ты мне, пожалуйста, этого лучше и не ври» (138:91).

По своему происхождению частицы связаны:

!) с глаголами – ведь, лишь, вишь, дескать, дай, давай, бы, было, хоть, чуть, мол, чай, пусть, небось, смотри (те), гляди (те), называется и др.;


  1. с наречиями – совсем, вовсе, далеко не, иначе как, ничего и др.:

  2. с местоимениями_ это, то, все-таки, все и др.

  3. с союзами – будто, как будто, как бы, словно. Точно, добро бы, благо, даром что или и др.
Некоторые частицы представляют собой продукт сращения разных сочетаний слов с частицами, например: то-то и есть, как есть, почти что и др.

В настоящее время происходит процесс дальнейшего развития модальных частиц.

Поскольку модальные частицы обладают меньшей лексической самостоятельностью, чем знаменательные части речи, они не могут выступать в качестве самостоятельного члена предложения, однако в диалоге они могут составить целостное высказывание» - Вы ведь знакомы? – Еще бы!» (167:190).

Модальные частицы могут употребляться во всех типах высказываний: «Он навряд ли пришел» (90: 210); « Да ну, пришел!» (там же, с.280); « Разве он пришел?» (там же, с.490).

Употребление некоторых модальных частиц в русском языке может быть ограничено только одним типом высказываний. Например, модальные частицы неужели, а вдруг, а что если встречаются только в вопросительных высказываниях, а модальные частицы еще как, а то нет, а как же – только в восклицательных.

Отличаясь от знаменательных частей речи отсутствием номинативного значения, модальные частицы не выражают грамматических отношений как предлоги и частицы.

Частицы нельзя смешивать с междометиями. Междометия сами по себе выражают различные эмоции или волеизъявления, частицы лишь оттеняют эмоциональный характер слова.

Основным критерием разграничения модальных слов и частиц является семантический, согласно которому модальные слова обладают большим семантическим весом, чем модальные частицы. В связи с тем, что частицы в основной своей массе лишены самостоятельного значения, они многозначны и приобретают конкретное значение в предложении, а модальные слова обладают, как правило, одним устойчивым значением. Однако учет одного семантического критерия часто не дает желаемых результатов. Поэтому необходим учет и синтаксического критерия. Модальные слова, в отличие от модальных частиц, в предложении употребляются в функции вводных слов, в качестве эквивалентов предложения в диалоге. В качестве эквивалентов предложения могут функционировать и некоторые частицы: вряд ли, разве, неужели, именно, так, еще бы, вот еще, вот, да нет. Однако в целом возможности модальных частиц в этом плане ограничены.

Модальные частицы, как было отмечено, могут употребляться во всех типах высказываний, а модальные слова – преимущественно в повествовательном предложении.

Дополнительным критерием разграничения модальных частиц и модальных слов является наличие у частиц различных эмоционально- экспрессивных оттенков и почти полное отсутствие их у модальных слов.

Модальные союзы

Процесс формирования и развития сложноподчиненных предложений в русском языке сопровождается также развитием сложных модальных конструкций. Модальность сложного синтаксического единства определяется композиционным объединением разных модальных значений его частей, а также обшей семантикой целого.

В структуре сложного синтаксического целого часто наблюдается динамическое соединение глагольных синтагм разной модальной окраски. Например: «Где имеет жилище это прелестное существо, которое, казалось, слетело с неба прямо на Невский проспект и, верно, улетит неизвестно куда» (101: 63).

При этом, наряду с другими уже рассмотренными формами выражения модальных значений, здесь, в кругу сложных синтаксических единств, выступает новый тип модально окрашенных служебных слов. Это – союзы. В отличие от предлогов союзы находятся вне сферы синтаксиса, они, как и модальные слова и выражения, образуют в предложении синтагматически изолированную зону « модуса». В то время как предлог тесно связан с категорией падежа, большинство союзов свободно контактирует со словами разных структурных уровней. Союз, в отличие от предлога, не влияет на грамматические формы отрезков текста.

Союз, реализованный в тексте и доступный непосредственному наблюдению, - это языковой знак, который не только констатирует связь двух частей высказывания, но одновременно содержит логическую оценку этой связи.

Выбор союза обусловлен тем выводом, к которому говорящий приходит в результате рациональной оценки или критического осмысления содержательной информации и логического отношения между отдельными ее фрагментами. Поэтому интеллектуальный характер оценки союза не снимает ее субъективности.

Различие в модальных значениях союзов играют большую роль в дифференциации разных типов сцепления или сочетания предложений, разных видов зависимости между ними.

В передаче субъективно- модальных значений заметную роль играют некоторые союзы и союзные сочетания.:

1) союзы, выражающие уступку, допущение и усиление – хотя, хоть и, хотя бы, пусть, даром что, благо и др.: « Старик нахмурил брови. Он был сердит, хотя старается скрыть это» (122: 256).; «Матвей Ильич все-таки был сановник, хоть и считался либералом» (122:211); « начальство имеет тонкие виды: даром что далеко, а оно себе мотает на ус» (98,: 58); « но к чему мне было знать, что это был за огонь, на котором я горел и таял, - благо мне было сладко таять и гореть» (132:150);

2) разряд союзов с модальной окраской гипотетичности, ирреальности, включающих в себя частицу бы. В пределах этого разряда умещаются союзы целевые - чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы; ирреально-сравнительные – кабы, если бы, ежели бы и др.:» Я отправился в крепость, чтобы узнать от коменданта о часе моего отъезда в Геленджик» (122:263); «Он (Алексей) употребил все свое красноречие, дабы отвратить Акулину от ее намерения» (149:92) ; «Василий Иванович повел всех в сад для того, чтобы полюбоваться красотою вечера» (164: 266); Впрочем, я вас, господа, отыскал не с тем, чтобы говорить вам комплименты… » (там же, 277); «Леса, как бы выкованные из тонкого олова, сверкали под декабрьским небосклоном» (153: 59); «…кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул»(122:260); « Она (старушка) ахнула, пошатнулась и наверно бы упала, если бы Базаров не поддержал ее» (164: 259); «Ежели бы Наполеон не оскорбился требованием отступить за Вислу, не было бы войны» (156:307).

Отдельно стоят союзы с модальной окраской условности, составленные из модальных частиц и наречий. Среди этих союзов выделяются в особую группу условные союзы, оканчивающиеся на – ли, если, ежели, коли. « Я умру, Казбич, если ты мне не продашь его!...»(122:288); «Он (Ростов) чутьем чувствовал, что, ежели ударить теперь с гусарами на французских драгун, они не устоят» (156: 69); « Коли вы найдете кого в передней, то спросите, дома ли графини…» (144: 220);

3) модально окрашенный присоединительный союз да еще, выражающий оттенки добавления, усугубления. Например: «…Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при свидетелях» (там же, с.245);

4) модально - пояснительные союзы – или, то есть , совмещающие значение пояснения с указанием на способ выражения мысли и на локальную ограниченность номинации: «….это и было Марьино, или, по крестьянскому наименованию, Бобылий хутор (165, 164); «Все - таки это поощрять надо-английские рукомойники, то есть прогресс!» (там же, с.168);

5) союзы с ирреальным значением сравнения - как,будто, как будто, словно, точно : «..его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро»(157: 66); « Она (Бэла) чувствовала внутренний жар, как будто в груди у нее лежало раскаленное железо»(122: 248); «…исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам» (164, 165);

6) модальные союзы и сочетания, выражающие выделение, ограничение – особенно, в особенности, главным образом и др.: «Часто по ночам, в особенности лунным, он (Нехлюдов) не мог спать» (158:78); обобщение, вывод - следовательно, итак, так стало быть, значит и т.п.: « Итак, одно желание пользы заставил меня напечатать отрывки из журнала, доставшегося мне случайно» (122, 259); порядок следования мыслей – во-первых, во-вторых и т. п.: «… Строгий моралист найдет мою откровенность неуместною, но, во-первых, это скрывать нельзя, а во-вторых, тебе известно, у меня всегда были особенные принципы насчет отношений отца к сыну…» (165, 171). Указанные слова и сочетания занимают промежуточное положение между союзами и модальными словами, так как они сочетают функцию связывания членов предложения или предложений и функцию выражения оценки связываемого или присоединяемого.

Таким образом, союзная и модальная функция не противоречат друг другу, а находятся в тесном взаимодействии и развиваются на одной основе
Аффиксы субъективной оценки имен

В процессе развития русского языка категория модальности вовлекает в свою сферу новые средства из разных языковых ресурсов. Этот процесс связан, очевидно, с тенденцией к дифференциации оценочных характерстик высказывания и приводит к модальной многослойности предложения, к увеличению его смысловой глубины.

Исходя из широкого понимания модальности, к средствам выражения субъективной модальности можно отнести также аффиксы субъективной оценки.

Русский язык чрезвычайно богат суффиксами субъективной оценки. В «Грамматике русского языка»-80 приведены 23 суффикса, образующие только формы субъективной оценки имен существительных. Из них 10 суффиксов образуют существительные с уменьшительно - ласкательным значением (- ка, - онька, -енька, - очк-а, - еноч-ка, - ул-я, - усеньк-а, - ок, - ек, - ик, - чик, -ец -о, -ечк -щ, -ышк -о), 3-увеличительности (-ищ –а, ищ -е, ин-а).

Эти суффиксы русские грамматисты первой половины XIX в. признавали формообразующими, а А.И. Соболевских, наоборот, считал словообразующими. ПО В.В. Виноградову, они являются « не словообразующими, а формообразующими суффиксами. При их посредстве выражаются самые разнообразные оттенки экспрессии: ирония, пренебрежение, злоба, пестрая и противоречивая гамма « оценок и эмоций»(17, с.113). Однако В.В. Виноградов, указывая на частные случаи превращения уменьшительно-ласкательной формы в особое самостоятельное слово, делает оговорку, что « формы субъективной оценки существительных занимают переходное положение между формами слова и разными словами» (там, же, с.114).

Однако, как нам кажется, приобретение нового лексического значения уменьшительными формами отдельных слов относится к области исторического развития лексики и не имеет прямой связи с грамматической сущностью субъективно-оценочных суффиксов. Некоторые из этих форм терминологическим значением, вероятно, наделены благодаря переносному употреблению слов и способам номинации по аналогии сходства или смежности (ср. рука и ручка дверная или пишущая).

Следовательно, указанные суффиксы всецело относятся к способам формообразоваиия. С помощью их образуются модальные формы имен, которые грамматически выражают отношение говорящего к называемому предмету или признаку. Экспрессивно-эмоциональная семантика суффиксов оценки служит для модальной характеристики высказывания в целом, для выражения отношения говорящего к собеседнику, предмету речи в процессе общения.

Данная особенность употребления суффиксов субъективной оценки говорит о том, что их значение, как и всякая модальная семантика, проявляется на уровне синтаксиса и речи.

В русском языке суффиксы субъективной оценки могут выражать растроганность, любовь, естественную ласковость, слащавость, разные оттенки сочувствия, ласки, уважения, стремления представить с лучшей стороны, идеализировать изображаемое или высказать отрицательное отношение к нему: злобу, высмеивание, иронию, презрение, пренебрежение, уничижение. Примеры:

1) удовольствие, восторг, восхищение по поводу ситуации: « но такая поклевка- мечта. Если клюнет таим образом разиков шесть за утро, считай себя удачливым рыбаком» (96, 300); « Старик ответил: «- а я каждый выходной езжу в лес. Возьму бутербродиков, чайку в термосик, и оно хорошо» (из газ. очерка) ; « - Ого, туманчик - то!» (163: 25);

2) подчеркнутая вежливость, любезность (или притворная любезность): «Документик ваш предъявите » (96:42); «Разрешите вопросик задать» (там же, с.70); « Зайдите денька через два» (122:90);

3) фамильярность или непринужденность обращения к собеседнику: «Ну как у вас обстановочка? Как делишки?» (142: 12); «Ну, скоренько! Быстренько!» (там же, с.20).

Суффиксы субъективной оценки надо отделить от выразительной (эмоциональной и экспрессивной) лексики, т.е. от слов, которые своим вещественным значением обозначают разные оттенки эмоциональных и экспрессивных понятий. К этим словам аффиксы оценки относятся так, как относятся грамматические способы словообразования к производной лексике, или грамматическое время относится к словам типа раньше, сейчас, потом, называющим временные понятия. В этой связи можно ссылаться на В.В.Виноградова, который говорил о необходимости решительно отделять формы степеней сравнения от форм субъективной оценки прилагательных. Значение последних состоит не в выражении соотношений между качествами предметов, а в выражении отношения субъекта к качеству предмета. Если признать это разграничение, то придется отнести к категории субъективной оценки и формы прилагательных с приставками: пре -, раз-, наи -, сверх-, ультра -. Эти префиксы указывают на высокую или чрезмерную степень проявления признака: «А он говорит так преспокойненько» (145:250).

Из сказанного выше можно заключить, что аффиксы субъективной оценки имен существительных и прилагательных играют важную роль в выражении субъективно - модальных значений. При их посредстве выражаются самые разнообразные модальные значения: растроганность, любовь, ласкательность, удовольствие, восхищение, недовольство, осуждение, возмущение, негодование и др.

Как видно из вышерассмотренного материла, средства выражения субъективной модальности в современном русском языке многообразны и по своей лексической природе и по своему синтаксическому существу.

Характерной чертой средств выражения субъективной модальности является то, что несмотря на их этимологическое разнообразие, все они могут быть сведены по общей их функции в единую систему выражения субъективной модальности, содержащую как лексические, так и синтаксические средства.

В речи происходит постоянное и тесное взаимодействие объективно- модальных и субъективно - модальных средств. Для выражения того и другого вида модальности нередко могут использоваться одни и те же языковые средства. Так, например, предложение «Отец может завтра прийти» (95: 20) в зависимости от контекста может означать: 1) – Отец в состоянии (имеет возможность) завтра прийти - объективная модальность возможности и 2) – Отец может быть, завтра придет – субъективная модальность предположительности.

Возможны и такие случаи, когда для выражения субъективной модальности проблематичности и объективной модальности возможности используется одно и то же модальное слово, например: « Возможно (может быть) , жизнь на Марсе возможна» (96: 15).

Средства выражения субъективной модальности определяют общий характер производителя речи к ее содержанию, а средства выражения объективно - модальных значений развивают, конкретизируют общую модальность текста.

Комбииация различных языковых средств выражения субъективно-

модальных значений

Разные средства выражения субъективной модальности: специальные синтаксические конструкции, особый словопорядок, повторы, частицы, модальные слова, сочетания = всегда в сопровождении определенной интонации - могут в одном и том же предложении комбинироваться, выступать совместно. Строгих грамматических правил такого соединения нет: здесь возможны самые различные комбинации, или совпадающих по своему субъективно- модальному значению (1), или не совпадающих, различных (2).


  1. «-Ах, ты умница!» (170:57); «Ах ты болван!» (151:49). « И, конечно, меня не мог не тревожить вопрос: почему дед не видит доброго бога?» (20: 53); « - Как ты думаешь, Анна Андреевна, можно влезть в генералы? - Еще бы! конечно, можно » (98: 107).

  2. « Я, конечно, грубо выражаю то детское различие, которое, помню, тревожило мою душу» (111: 80); « Конечно, мол, с козою отчего дитя не воспитать, не только, все бы, - говорю,- кажется, вам женщину к этой должности лучше иметь » (137: 56).

Синонимия средств выражения субъективно- модального значения

Различные субъективно - модальные значения могут выражаться разнообразными языковыми средствами. В этих случаях наблюдается своеобразная синонимия языковых средств выражения модальности.

Под синонимией мы понимаем способность языковых средств сближаться друг с другом по семантике и выражать различные оттенки одних и тех же модальных значений.

В настоящем параграфе перечисляются основные случаи синонимии языковых средств, формирующих значение акцентирования, отрицания, утверждения, предположения, волеизъявления, оценки.

Акцентирование и его выражение

Модальное значение акцентирования означает стремление говорящего выделить что- либо в сообщении, усилить какую - то часть заключенной в нем информации, сосредоточить внимание на чем- либо. Значение акцентируемого, выделяемого факта выражается:


  1. свободным повторением глагольной формы: « Ну, мать, кормил я тебя, кормил- будет! « (112:42);

  2. замкнутой синтаксической конструкцией, представляющей собой сочетание личной формы глагола с инфинитивом того же глагола: « Убили кого-нибудь? – Убить не убили, а помяли ямщика с почтарем» (170:33);

  3. сочетанием глагола с частицами: так, и, даже, только и др.: «- Стыдно, мой друг, родного брата не любить. Вот я так тебя люблю! (155:79) ; « Да вы все перед свадьбой так говорите, а там и обманете » (142:95); « Я карты в руки никогда не брал, даже не знаю, как играть в эти карты » (98:15); « Гости просвирни только ахнули и не утерпели, чтобы не посмотреть, чем окончится это демонстрация » (131:116);
4) модальными словами: вообразите, заметьте, напоминаю, поверьте и др.: - « Вообразите,- говорила она, - всего четыре года, как он женился на моей дочери, а уже манкирует мне» (125: 55); « - О, как холодны! Ведь стоит за детей, но она и их, заметьте, не любит» (там же, с.80); « Я, господа, напоминаю, что я принимал присягу и ни о каких союзах знать не хочу » (126:20);

5) интонацией: « Девочка умна!»; «Девочка умна!» (из разг.речи).

Значение предположения и его выражение

Модальное значение предположения показывает, что говорящий не достаточно уверен в реальности сообщаемого факта.. Значение предположения может быть выражено:


  1. модальными частицами: вряд ли, едва ли, неужели, разве, вроде, бы и др.: « Тебе вряд ли удастся это сделать»(из разг. речи); « - Ах. Нил Стратонич, я столько пережила, что для меня едва ли какое-нибудь драматическое положение будет новостью» (138: 40); «Неужели я должен отказаться от счастья оттого только, что она не имеет состояния?»(143:23); « Разве вы всегда на то смотрите, что вам нужно?» (106: 77); « Я эту картину вроде бы не видел » (из разг. речи);
2) модальными словами и словосочетаниями: наверное, вероятно, видимо, видать, может, казалось, должно быть и др .: « Это была женская кофточка, наверное, той остроглазой молодки, что хозяйничала на моей сторожне » (95:19); « Вероятно, узнали, что я француженка » (156:40); « Наташа, видимо, старалась только никому не быть в тягость и никому не мешать « (там же, с. 85); « Ну, беги, гуляй. Скучно со мной, видать» (104:119);

3) лексическим повтором с отрицательной частицей не: « - А бог знает, барин, - сказал он, - воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что не шевелится » (144: 57).;

4) словопорядком: « Стар не стар, а около пяти десятков вертится » (118: 80).

Значение утверждения и его выражение

Модальное значение утверждения показывает, что говорящий уверен в достоверность сообщаемого факта. Данное значение в русском языке выражается:


  1. модальными словами и сочетаниями: конечно, разумеется, правда, в самом деле и др.: « Оно, конечно, Александр Македонский, но зачем же стулья ломать » (98:19); «Все гости, разумеется, вполне согласились с рассказчиком» (167:32); « - Правда, ярмарка была отличнейшая. Сами купцы говорят, что никогда не было такого съезда» (97:70).

  2. модальными частицами: да, ага, точно так и др.: « - Ты будешь похож на отца… Бабушка рассказала тебе про него? - Да » (111:45); « - Бесфамильный! Слышал? Я буду видеть. - Ага . Всем так говорят» (132,: 39);

  3. повторением слова предыдущей реплики в сочетании с частицами и есть, и то, как есть и др.: « - Ах, боже мой! Точно все сговорились. Сговорились и есть » (155:71); « - Войди, Ипполит, войди. – И то войду » (142:41).
Значение отрицания и его выражение

Модальное значение отрицания показывает, что говорящий отрицает достоверность сообщаемого факта. Значение отрицания выражается:

1) отрицательными частицами: нет, не, ни и его эквивалентами: вот еще, куда уж, где у ж: « - Писать умеешь? – Нет » (118:57); « - Она тебя не бьет? - Она - то? Вот еще! Она без меня жить не может » (108:24); « Появился какой - нибудь непротивленыш? – Куда там! Нет. Просто не отгадаете» (130: 33); « - Жива? - Где уж жива! – Высоко бросилась - то, ушиблась – бедная!» (139:47);

2) модальными фразеологизированными сочетаниями: бог знает, черт знает, кто знает и др .; « Бог знает, до чего держал бы нас здесь этот человек » (128:34); « - Как это всем пятьдесят (рублей), а тебе всего делать? – черт знает…» (131:51); « Тетя иногда ворчала, что он занят только своей лошадью целыми днями. Впрочем, кто его знает, почему ворчит женщина » (117:205);

3) повторением слова предыдущей реплики в сочетании с частицами так и, какое, вот тебе и др.: « - Вы, впрочем, лежите спокойно: вы еще не совсем здоровы. – Какое лежите! До сумерек буду лежать, а там пойду со двора»(114: 115); « - Он по злобе мой двор зажжет, да всю деревню спалит. – Ну, так. Гляди, и спалит» (129:29) ; « Доложить обещался об нем барыне, напомнить. Вот те и напомнил! » (160:70);

4) устойчивыми синтаксическими конструкциями: « - Что это, друг мой, как странно говоришь. Как будто я в этом причина! – Причинны не причинны, а все- таки повлиять могли» (155:23);

5) словопорядком: « Стану я из- за такой дряни жизнь себе портить! » (109: 27).

Волевые импульсы и его выражение

Модальное значение волеизъявления показывает, что говорящий побуждает, вынуждает собеседника или через него третье лицо совершить то или иное действие. В зависимости от этого различаются оттенки волеизъявление: побуждение или поощрение или согласие, запрещение, предупреждение, угроза и др. Волеизъявление (побуждение к действию) выражается:


  1. модально- волевыми частицами: дай (те), давай(те), ну, - ка, пусть, пускай : «Давай пойдем на улицу…» (180:103); « Давайте кинем наши пожитки, пойдем походным путем…» (там же, с. 280); « - Напишу - ка и обо всем в Петербург к Тряпичкину» (98: 14);
2) междометиями: ну, цыц, марш и т.д. : « - А ну , подать сюда Тяпкина-Ляпкина» (там же, с. 6) ; « - Цыц, ты! Она тебе больше не слуга» (109:25); « С богом ребята, - прозвучал голос Денисова, - рысью, марш! » (156: 300);

3) интонацией. Предложения, выражающие совет, просьбу обычно произносятся низким тоном, с меньшей силой напряженности, предложения, выражающие приказ, требования произносятся более высоким тоном.

Языковые средства, выражающие оценку сообщаемого факта, явления действительности

Говорящий может оценивать сообщаемый факт, явление положительно или отрицательно. Оценка сообщаемого факта может выражаться:

1) частицами: вот, вот так, ну, ну и, что за, еще, лучше и др.: « - Вот отчаянный! » (132: 53) ; « Вот так коробочка! Даже жалко тронуть» (106:71); « - Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей созвать!» (113: 70); « … Кому он может нравиться! А еще разговаривает гусь лапчатый» (137: 900); « Господа, это нехорошо над отходящей душою плакать. Лучше молитесь» (137: 42);

2) устойчивой синтаксической конструкцией – сочетанием двух одинаковых форм одного и того же слова при помощи частицы вот так : « Вот когда зарезал, так зарезал! » (98: 52);

3) междометиями: « Ай да племянница! » (156: 302); « Ах ты гад! Предатель!»(95: 81);

4) модально- вводными словами: к счастью, к несчастью, на счастье, на беду и т.д.: «В ту пору Люся узнала, к несчастью, что отец давно уже любит другую женщину» (115: 150);

5) порядком слов: « … Хорош, нечего сказать! Отец на одре лежит, а он забавляется… !» (156:125);

6) суффиксами субъективной оценки: « Он сегодня красивенький » (из разг. речи).

1) Основными видами модальных значений, составляющих содержание языковой модальности, являются объективно - модальные и субъективно - модальные значения.

2) Объективно - модальные значения заключают в себе характеристику сообщаемого независимо от отношения говорящего к тому, что сообщается и как сообщается. Языковыми показателями объективной модальности являются: наклонения глагола, модальные глаголы и предикативы.

3) Субъективно - модальные значения несут в себе характеристику отношения говорящего к сообщаемому.

4) Субъективная модальность по своему значению и средствам выражения разнообразнее модальности объективной

5) Русский язык обладает многообразными средствами, способами выражать разнообразные оттенки отношения говорящего к высказываемому. К ним относятся: интонация, синтаксические конструкции, повторы, суффиксы субъективной оценки, междометия, модальные слова, словосочетания, частицы, некоторые модальные глаголы, предикативы и союзы, а также комбинации этих средств.

6) Характерной чертой средств выражения субъективно- модальных значений является то, что несмотря на их этимологическое разнообразие, все они могут быть сведены по общей их функции в единую систему выражения модальности.

7) С помощью названных выше языковых средств выражаются разнородные значения: а) акцентирования, подчеркивания; б) утверждения, отрицания; в) допущения, предположения, неуверенности; г) волеизъявления; д) оценки; у) всякие стилистические и логические пояснения, уточнения и оговорки относительно формы изложения речи и содержания излагаемого факта, ссылка говорящего на источник сообщения и др.

8) Языковые средства выражения субъективно- модальных значений могут сближаться по семантике и выражать одни и те же значения, т.е. могут быть синонимичны. Например, акцентирование передается синтаксическими конструкциями, повторами, модальными словами, словопорядком, интонацией, волеизъявление - модальными частицами и некоторыми междометиями и т.д.

Модальные глаголы в английском языке являются одной из групп глаголов. Их основная особенность - это модальное значение, то есть выражение желаний, намерений сделать некое действие или необходимости. Часть модальных глаголов также входит в группу вспомогательных.

Правила применения

Образование такой группы глаголов обеспечено необходимостью выразить определенную область состояний: готовность, к действиям, вероятность, возможность, обязанность, способность что-то совершить, уверенность в чем-либо. Кроме того, модальные глаголы в английском языке выражают обязательства (то есть долг), желание чего-либо, а также разрешения сделать что-либо.

Модальность

Модальные глаголы совсем не зря так назвали. Понятие модальности подразумевает отношение говорящего к предмету. Фактически с помощью модальных глаголов говорящий может выразить собственную оценку действия: он может считать его возможным или невозможным, необходимым или совершенно ненужным, запрещенным или дозволенным, маловероятным или достаточно вероятным, допустимым или недопустимым. Он также может считать действие приказом либо просьбой. Как правило, изучение подобных глаголов входит фактически в третий-четвертый урок английского языка. Модальные глаголы очень часто используются в повседневной речи, поэтому следует уделить им особое внимание.

Примеры существующих глаголов

В группу modal verbs входит 11 глаголов.

Настоящее или будущее время

Прошедшее время

Уметь, быть в состояние совершить действие

May или might

Возможно ли, может

May или might

may или might

Следует, должен

Следует, должен

Быть способным

Am/is/are able to

Was/were able to

Необходимо, нужно

- (устаревшее слово)

will

Важное замечание: грамматика английского языка модальные глаголы запрещает использовать самостоятельно. Их допустимо употреблять исключительно с инфинитивом смыслового глагола.

Формирование глаголов

Модальные глаголы представляют собой особенную группу (в переводе с английского «дефектную»). Далеко не все глаголы можно просклонять в разнообразных видовременных формах. Например, глагол can можно применять в образовании прошедшего и настоящего времени, а вот для выражения действий в будущем его использовать нельзя. Точно так же и с глаголом may - его нельзя проставить в будущем времени. Однако это не означает, что модальные глаголы в английском языке нельзя использовать в будущих видовременных формах. Для выражения умений и возможностей в будущем времени используется глагол will (или его устаревшая форма shall).

Применение этой группы глаголов имеет также свои хорошие стороны. Практически ни один из глаголов (кроме have to) не изменяется по лицам и числам. То есть в настоящем времени в третьем лице никаких окончаний к глаголам прибавлять нельзя.

Практически все модальные глаголы в английском языке не требуют проставлять перед инфинитивом частицу to, однако есть и исключения: have to и ought to. Только после этих двух глаголов необходимо всегда проставлять частицу to.

Употребление глаголов в разных типах предложения

В утвердительном типе предложения следует использовать модальный глагол после существительного и перед смысловым глаголом. Для образования отрицательного типа необходимо после модального глагола вставить частичку not/n’t (кроме глагола have to). Для того чтобы сформировать вопрос, необходимо изменить порядок расположения существительного и модального глагола. При этом никакой вспомогательный глагол использовать не надо, так как модальный глагол занимает его место.

Модальные глаголы в английском языке: примеры общего использования

He can wright - Он умеет писать.

She will study there - Она будет там учиться.

I must do it - Я должен сделать это.

He ought to go to the school. - Ему следует пойти в школу.

You don’t have to use mobile phone during the lessons - Ты не должен использовать телефон на протяжении уроков.

I would like to go to the cinema - Я бы хотел пойти в кино.

Would you like a coffee? - Не хотите ли кофе?

You should stay home. - Тебе следует остаться дома.

She ought not to play the computer so much. - Ей не следует так много играть на компьютере.

She can swim - Она умеет плавать.

She can’t swim. - Она не умеет плавать.

I can run very quickly - Я могу бегать очень быстро.

She can´t run very quickly - Она не может очень быстро бегать.

Can she run very quickly? - Она может очень быстро бегать.

Сокращения

Достаточно часто в разговорной речи носители языка предпочитают сокращать ряд глаголов. Не исключение и английский язык. Модальные глаголы (таблица в статье), приведённые ниже, могут употребляться как в полной форме, так и в сокращенной.

Полная форма

Сокращение

Особенности глагола can

Данный глагол используется для того, чтобы выразить способность (неспособность) либо возможность (невозможность) совершить что-либо. На русский этот глагол переводится как "могу" или "умею". Кроме того, этот глагол используют для выражения состояний сомнения или удивления в отношении совершения каких-либо действий. Например:

My girlfriend canspeak Spanish - Моя девушка может (умеет) говорить на испанском (выражения способностей).

That child can’t swim - Тот ребенок не умеет (не может) плавать (выражение способности).

He cannot remember you because he doesn’t see you - Не может быть, чтоб он тебя помнил, ведь он тебя не видел (выражение сомнения).

Модальный глагол could имеет абсолютно идентичное значение с глаголом can, однако используется он для выражения прошедшего времени. Например:

Jon could dance very well - Джон умел очень хорошо танцевать.

I couldn’t receive driving license 2 years ago - Я не мог получить водительские права 2 года назад.

Отдельные особенности модальных глаголов рассматривают правила английского языка. Модальные глаголы, к примеру, могут иметь альтернативные формы. Для глагола can альтернативным является глагол to be able to. Эту форму можно употреблять как синоним глагола can, а можно также использовать для выражения способности (умения) совершить какое-то действие в будущем, в отличие от can (который в будущем не используется).

Например, для того чтобы перевести на английском «Я смогу выиграть соревнования в следующем году», нельзя сказать «I will can win competitions in the next year», так как это будет грубой ошибкой. Но можно сказать «I will be able to win competitions in the next year».

Иногда бывает достаточно трудно перевести на английский язык модальные глаголы. Упражнения и изучение правил - единственный способ научиться правильно применять разнообразные глаголы в соответствующих ситуациях.

Особенности глаголов m ay и m ight

Данные формы можно использовать исключительно в настоящем времени. В прошедшем и в будущем они не используются. Их применяют, чтобы продемонстрировать разрешение и предположение. В переводе на русский они звучат как "могу", "можно", "может". Например:

You may smoke in this room - Ты можешь курить в этой комнате.

Elizabeth may know something about that night - Элизабет, возможно, что-то знает о той ночи.

It may windy today - Сегодня, возможно, будет ветрено.

My parents might come to my home today - Мои родители, может быть, сегодня придут ко мне домой.

Jennifer might go to the concert tonight - Дженнифер, может быть, придет сегодня вечером на концерт.

Кроме того, глагол might применяется в условных предложениях (тип номер 2). В такой ситуации глагол в русском языке будет звучать "мог бы", "может быть". Например:

If Jack had a dog, he might go out twice a day - Если бы у Джека была собака, он мог бы выходить на прогулку дважды в день.

Точно так же, как у глагола can, для глагола may существует альтернативная форма, которую можно использовать в предложениях прошедшего времени. Для того чтобы выразить разрешение, употребляется сочетание to be allowed (в переводе на русский быть разрешенным, дозволенным). Его также можно применять в настоящих и будущих видовременных формах. Пример:

Gabriel was allowed come back to home earlier - Габриель разрешили вернуться домой раньше.

Nina will be allowed to take her child home tomorrow - Нине разрешат забрать своего ребенка домой завтра.

Особенности глагола should

Единственный случай, в котором сегодня можно использовать данный глагол, - это выражение совета или обязанности с точки зрения морали. Особенностью данного глагола является его происхождение. Он произошел от глагола shall, формируя прошедшую форму.

You should drink aspirin if you feel head pain - Тебе следует выпить аспирин, если у тебя головная боль.

Вспомогательные и модальные глаголы

Некоторые модальные формы одновременно являются и вспомогательными глаголами. Они необходимы, для того чтобы сформировать разнообразные видовременные формы. При этом своего собственного перевода они не имеют. Они просто формируют разнообразные грамматические значения и являются маркерами времени, числа или лица. Сталкиваясь с одним из таких глаголов, необходимо понимать, какое значение они имеют в данном контексте. Ведь они могут либо использоваться для выражения желаний, намерений, необходимости что-либо совершить или же просто помогать образовать ту или иную формую. К ним относят глаголы to have (иметь), to do, will (would), shall (should). Например:

Have you ever been in Spane? - Вы когда-нибудь были в Испании (глагол не имеет абсолютно никакого модального смысла, используется для того, чтобы сформировать перфектное настоящее время).

She arrived when film had already started - Она приехала, когда фильм уже начался (глагол не несет абсолютно никакого модального смысла, используется для того, чтобы сформировать перфектное прошедшее время).

I have two old brothers and three old sisters - У меня есть два старших брата и три старшие сестры (в данном случае глагол не является ни модальным, ни вспомогательным, он просто передает свое прямое значение).

Lessons will start at 8 a.m. - Урок начнется завтра в 8 часов утра (глагол не имеет модального смысла, используется в качестве вспомогательного глагола, образующего будущую временную форму).

If she finishes her homework, they will go to the cafe - Если она закончит свою домашнюю работу, они пойдут в кафе (глагол является вспомогательным и образует первую форму условного предложения).

Модальные глаголы в английском языке: примеры с переводом

You must come to the university at 8 o’clock - Ты должен быть в университете в 8 часов.

My sister must not smoke right now because she catch ill - Моя сестра не должна сейчас курить, потому что она простудилась.

Nicki shouldn’t do like this - Ники не должна была так поступать.

I can play the piano but I can’t swim - Я умею играть на пианино, но я не умею плавать.

My sister can’t go to the Italy on her own because she 13 years old - Моя сестра не может поехать в Италию сама, потому что ей всего 13 лет.

I will to the USA with my boyfriend in the next year - Я поеду со своим парнем в США в следующем году.

My girlfriend would like to get a gold ring for her next birthday - Моя девушка хотела бы получить на свой следующий день рождения золотое кольцо.

Категория модальности – важное звено языковой системы. Без нее речь была бы лишена многих оттенков, порой имеющих решающее значение. Так, например, английские модальные глаголы и их эквиваленты по отношению к основному действию позволяют выразить:

  • возможности;
  • советы, предположения;
  • запреты;
  • просьбы и разрешения;
  • необходимость.

Согласитесь, есть разница между выражениями «Я пишу письмо » и «Меня заставили написать письмо ». Коренное значение фразы одинаково – человек пишет письмо, но модальная передача обстоятельств раскрывает суть действия в совершенно ином свете. Сегодня мы изучим представителей класса модальных глаголов, а также подберем для них синонимы.

Для упрощения восприятия информации, распределим все модальные глаголы и их заменители по значимым категориям.

Возможности

Главный выразитель физических, умственных и иных способностей для выполнения действий – глагол can , который переводится на русский язык в значении «могу, умею».

  • We can speak Spanish well – Мы хорошо умеем говорить по-испански.
  • Он не изменяется ни по числам, ни по лицам. Кроме того, can самостоятельно создает вопросы и отрицания.
  • Can she write verses ? – Она умеет писать стихи?
  • My children can ’t read yet – Мои дети еще не умеют читать.

В прошедшем времени форма could так же одинакова для всех. Иногда ее заменяют сходным по значению managed (удалось ). А вот для образования будущего применяют to be able to (быть в состоянии ).

  • Next year I will be able to speak Polish fluently – В следующем году я смогу бегло говорить по-польски.

Формальные возможности, просьбы и разрешения

Формальные возможности, то есть возможности, связанные с внешними обстоятельствами, выражаются may и его прошедшей формой might. Он переводится как «мочь», но в более абстрактном значении, близком к своему синониму to be allowed to (быть позволенным ). То есть действие можно выполнить, потому что так сложились обстоятельства, желания или возможности.

  • We may play football on Friday – Мы можем сыграть в футбол в пятницу.

Часто можно встретить использование may в вопросительной форме в качестве просьбы.

  • Mom , may Jack visit us ? – Мам, можно Джек навестит нас?

Соответственно предложения с отрицаниями будут выражать отказ.

  • You may not use my computer – Вы не можете воспользоваться моим компьютером.

К слову, все чаще в функции просьба-запрет англичане используют can. Но, can и may не способны создавать контекст будущего, поэтому в таких ситуациях применяют уже упомянутый to be allowed to .

  • Our company will be allowed to start the building of cottages – Нашей компании позволят начать строительство этих коттеджей.

Самая многочисленная группа, значения которой отражают многие модальные глаголы и их эквиваленты. При этом каждый представитель отличается особым смысловым оттенком.

За категоричную необходимость отвечает модальный глагол must . Он выражает долженствование, определенное человеком для себя самостоятельно, т.е. это не внешнее давление, а принятие решения по личным мотивам и принципам.

  • I must go home – Я должен пойти домой.

В отрицательной форме данный глагол играет роль строгого запрета, практически приказания.

  • You mustn ’t talk that way with your parents . – Ты не должен говорить со своими родителями в таком тоне.

Must одинаков для всех лиц, но не образует будущее и прошедшее времена. Ему на замену приходит глагол долженствования have to. Его основное назначение – указание на вынужденную необходимость совершения действия, т.е. на давление со стороны.

  • We had to make the report yesterday – Мы должны были сделать этот отчет вчера.

В настоящем времени глагол have to имеет две формы: для 3 лица ед.ч. – has, для всех остальных – have. Вопросы и отрицания строятся при помощи вспомогательного do.

  • She has to go to the office on Saturday – Она вынуждена пойти в офис в субботу.
  • Do I have to make this report? – Я должен сделать этот отчет?

Оба глагола также используются для выражения предположений, но must употребляют в этой роли несравнимо чаще, чем have to. В русском переводе это значение выражено вводным сочетанием «должно быть ».

  • It must be true – Это, должно быть, правда.

Если необходимость и долг образовались в результате предварительной договоренности, то в игру вступает еще один эквивалент – глагол to be to. Он изменяется по числам и лицам, и выражает значение «должен, обязан» (т.к. это было обговорено заранее).

  • The driver is to meet you at 3 o’clock – Водитель должен встретить тебя в 3 часа.

Эта форма может применяться в прошедшем и будущем времени. Причем в конструкции будущего to be заменяется на have.

  • The guide will have to meet this delegation next Monday – Экскурсовод должен встретить эту делегацию в следующий понедельник.

Самую слабую степень долга и необходимости, маневрирующую на грани настоятельного совета и моральной обязанности, выражают глаголы should to и ought to . У них одна форма, поэтому они употребляются только с настоящим времен.

  • You ought to help your little brother – Тебе следует помогать младшему брату.

Иногда необходимость выражают глаголом need to. Он образует все времена, но вопросы и отрицания строит с помощью вспомогательного do.

  • I don’t need go to the shop – Мне не нужно идти в магазин.

Модальные глаголы и их эквиваленты в сводной таблице

Постараемся обобщить полученные знания, в чем нам поможет таблица модальных глаголов в английском языке и их аналогов.

M odal verbs
Verb Present Past Future
Can

Возможность, умение, способность

can

am/are/is able to

He can (is able to) build a house.

Он может (в состоянии) построить дом.

could

managed to

was/were able to

He could (was able to/managed to) build a house.

Он смог (был в состоянии/ему удалось) построить дом.

will be able to

He will be able to build a house.

Он сможет построить дом.

May

Формальная возможность, просьба

may

am/are/is allowed to

She may (is allowed to) go to the concert.

Она может (ей позволили) пойти на концерт.

might

was/were allowed to

She might (was allowed to) go to the concert.

Она могла (ей разрешили) пойти на концерт.

will be allowed to

She will be allowed to go to the concert.

Ей разрешат пойти на концерт.

Must must

We must pay for the tickets.

Мы должны оплатить билеты.

had to

We had to pay for the tickets.

Мы должны были (вынуждены были) оплатить билеты.

will have to

We will have to pay for the tickets.

Мы оплатим (будем вынуждены оплатить) билеты.

Have to

Вынужденная необходимость

has/have to

We have to pay for the tickets.

Мы вынуждены оплатить билеты.

To be

Обязательства по уговору

am/are/is to

We are to pay for the tickets.

Мы обязаны оплатить билеты. (была такая договоренность)

was/were

We were to pay for the tickets.

Мы обязаны были заплатить за билеты.

Ought to

Моральный долг

ought to

You ought to marry Pamela.

Тебе следует жениться на Памеле.

Should should

She should be friendly to children.

Ей следует быть приветливей с детьми.

Need to

Нужда, необходимость

need to

I need to go to my parents.

Мне нужно пойти к родителям.

needed to

I needed to go to my parents.

Мне нужно было пойти к родителям.

will need to

I will need to go to my parents.

Мне нужно будет пойти к родителям.

Модальные глаголы в английском показывают отношение говорящего к тому, о чем он говорит. В этой статье приведены особенности употребления, примеры предложений с переводом на русский и подробная таблица возможных значений английских модальных глаголов, также подкрепленная конкретными примерами.

Смыслом употребления модальностей является выражение возможности или невозможности, желания — нежелания, предположительности, сомнительности, побуждения, намерения. В английском это отношение выражается с помощью 10 вспомогательных глаголов:

Особенности модальных глаголов в примерах с переводом

Модальные глаголы в английском функционируют в качестве вспомогательных глаголов, они изменяют смысл другого глагола, которым управляют. Основной глагол, который следует за модальным, обычно употребляется в форме инфинитива без частицы to , за исключением модального глагола ought , который употребляется с частицей to

I might see him tomorrow (Я может увижу его завтра)

Модальные глаголы в английском никогда не меняют своей формы: не надо добавлять -(e)s в третьем лице единственного числа, -ed (в прошедшем времени), -ing

Paul can help us (Пол может нам помочь)

Также модальные глаголы не требуют использования do при формировании вопроса и отрицания.

Will I go? (Я пойду?)
They mustn’t worry about that (Они не должны беспокоиться об этом)

Модальные глаголы можно использовать с глаголами в и в Passive:

I should be worrying (Я должен беспокоиться)
The letter can be written on Sunday (Письмо может быть написано в воскресенье)

Модальные глаголы могут быть использованы в коротких ответах и :

She will arrive tomorrow, won’t she? Well, she might (Она приедет завтра, не так ли? Ну да, возможно)

Модальные глаголы обычно выражают отношение к настоящему и будущему:

I can leave the party immediately, if she likes (Я могу покинуть вечеринку немедленно, если она хочет) — настоящее
I may call him later (Я могу позвонить ему позже) — будущее

Но некоторые из них выражают отношение к прошлым событиям:

John could read before he went to school (Джон умел читать до того, как пошел в школу)

Иногда вместо модальных необходимо использовать другие глаголы, которые модальными не являются и все вышеперечисленные свойства к ним не относятся. Эти глаголы употребляются с частицей to и имеют все свойства обычных глаголов: have to, used to, are (is) was to, be able to, need to, managed to, be supposed to, be allowed to .

You dared me to run a marathon race (Вы вселили в меня смелость бежать марафон)
Does he need to read now? (Надо ли ему сейчас читать?)

Иногда эти же глаголы выступают как модальные и тогда они употребляются без частицы to :

They dare say (они осмеливаются говорить)
You never need meet him again (Тебе никогда не надо больше с ним встречаться)

Модальные глаголы в английском используются для:

1. Выражения уверенности в том, что что-то случится — will, shall .

Import will continue to fall over the next year (Импорт будет продолжать снижаться в течение следующего года)
We shall be staying in London for the next week (Мы останемся в Лондоне на следующую неделю)

Можно подчеркнуть уверенность, добавляя слова really, (most) certainly/definitely, almost certainly

She definitely won’t like the soup (Суп ей определенно не понравится)
They’ll certainly like their new shoes (Им, конечно, понравятся их новые ботинки)

2. Выражения сомнения, при этом добавляются слова probably, presumably

He probably won’t like his new job (Возможно, ему понравится его новая работа)
We’ll presumably want another thing (Нам, по-видимому, нужна другая вещь)

Разница между will и shall

Shall используется для I, we . Для остальных лиц считается уже устаревшим. Только will используется в вопросе о предсказаниях.

Will I win the race, do you think? (Ты думаешь, я выиграю гонку?)

Shall используется для очень вежливого предложения чего-либо или, чтобы спросить совета:

Shall I open the window? (Мне открыть окно?)
Shall I wear the green or the yellow pants? (Мне надеть зеленые или желтые штаны?)

3. Выражения возможности того, что что-то произойдет
Мы используем may, might, could чтобы выразить возможность

It may/might/could rain tomorrow (Возможно завтра будет дождь)

Таблица возможных значений модальных глаголов с примерами предложений










Модальные глаголы (modal означает касающийся формы, а не существа) всегда переводятся, но так как они выражают не действие, а отношение к действию, возможность, вероятность или необходимость его совершения (нужно, необходимо что-то сделать, должно быть что-то сделано), поэтому никогда не употребляются самостоятельно, а только в сочетании со смысловым глаголом. Модальные глаголы являются недостаточными глаголами (Defective Verbs) , так как они не имеют всех форм, которые имеют другие глаголы.

В английском языке есть 5 основных модальных глаголов: саn (could), may (might), must, ought to, need .

Эти глаголы будут представлены в форме настоящего времени (одинакового для всех трех лиц любого числа), поскольку они не имеют инфинитива

саn - могу, можем, могут, может (умею, физически можно что-то сделать), например: Не can lift me up with one hand - Он может поднять меня одной рукой. I can swim. - Я умею плавать.

may - могу, можем, могут, может (разрешено, есть возможность, предположение). Этот глагол используется для того, чтобы попросить разрешения или дать разрешение (Можно взять? Вы можете взять), например: You may take the book. - Вы можете взять эту книгу. Не may be a good friend. - Он может быть хорошим другом (или: возможно, он хороший друг).

must - должен, должны, должно (нужно, необходимо, должно быть что-то сделано), например: I must stop smoking. - Я должен перестать курить (это необходимо). You must try to get to work on time. - Ты должен постараться приходить на работу вовремя.

ought to - следовало бы (вежливое настояние, совет). Обратите внимание! За ought (в отличие от остальных модальных глаголов!!!) идет инфинитив с частицей to, например: You ought to see a dentist. - Тебе следовало бы пойти к зубному врачу. You ought to be more careful. - Вам следовало бы быть внимательнее.

need - нужно. Модальный глагол need чаще всего используется в отрицательной форме: need not, needn"t ; Например: You need not tell me about it. - Тебе не нужно говорить мне об этом (я уже знаю). Не need not use these equations. - Ему не нужно использовать эти уравнения.

Что ещё нужно знать:

Глагол need чаще выступает в роли смыслового глагола со значением нужно, нуждаться в чем-то. В этом случае за need используется дополнение, выраженное или существительным или инфинитивом с частицей to , и он может иметь любую форму времени (модальный глагол need имеет только одну форму - настоящего времени), например: We needed his help. - Мы нуждались в его помощи. I shall need this information. - Мне нужна будет эта информация. Не needs to get a new pair of trousers. - Ему нужны новые брюки. He did not need to go to the station. - Ему не нужно было идти на станцию.

2. Глаголы саn и may имеют форму настоящего времени и форму прошедшего времени: саn - could, may - might . Глаголы must , ought to и need имеют только форму настоящего времени. Обратите внимание! Инфинитив, следующий за этими глаголами, употребляется без частицы to . Исключение составляет глагол ought , за которым следует инфинитив с to : I can do it. - Я могу сделать это. You may take it. - Вы можете взять это. I must go there. - Я должен пойти туда. You needn"t do it. - Вам не нужно делать этого. Но: You ought to help him. - Вам следовало бы помочь ему.

В 3-м лице единственного числа настоящего времени модальные глаголы не имеют окончания -s : He can do it. He may take it. He must go there. He ought to help him. Need he do it?

Вопросительная форма образуется без вспомогательного глагола to do , причем модальный глагол ставится перед подлежащим. Саn you do it? May I take it? Must he go there? Ought he to help him? Need he do it?

Отрицательная форма образуется при помощи частицы not , которая ставится непосредственно после модального глагола. В настоящем времени саn пишется слитно с not : He cannot do it. You may not take it. He must not go there. He ought not to help him. He need not do it.

Что ещё нужно знать :

В разговорной речи в отрицательной форме обычно употребляются следующие сокращения: cannot - Can"t could not = couldn"t may not = mayn"t might not = mightn"t must not = mustn"t ought not = oughtn"t need not = needn"t

3. Вы видите, что глаголы саn и may могут переводиться одинаково, однако они имеют разную смысловую нагрузку: Cаn обычно передает физическую возможность совершения того или иного действия, a may - возможность, связанную с обстоятельствами, разрешением сделать что-либо. Посмотрите, как в одном предложении проявляется различие в значении этих глаголов: You may take a horse to water, but you cannot make it drink. - Вы можете (есть такая возможность), подвести лошадь к воде, но вы не можете (физически) заставить ее пить.

Глагол must выражает настоятельную необходимость сделать что-то, неизбежность какого-то дей-ствия, это действие нужно, поэтому оно должно произойти, например: Important principles may and must be flexible - Основные принципы могут и должны быть гибкими (А. Линкольн).

Обратите внимание! Отрицательная форма глагола must - must not (mustn"t) - означает запрещение, т. е. является противоположной по значению глаголу may : May I do it? - No, you mustn"t. Можно мне сделать это? - Нет, нельзя.

Для выражения значения, противоположного глаголу must , т. е. для выражения отсутствия необходимости, употребляется needn"t не должен, не нужно, не надо: You needn"t do it now. - Вы не должны (вам не нужно, не надо) делать это теперь. Не needn"t go there tomorrow. - Он не должен (ему не нужно, не надо) идти туда завтра.

Таким образом, на вопрос Must I go there? Надо ли мне (должен ли я) идти туда? возможны ответы: Yes, you must Да, надо или: No, you needn"t Нет, не надо.

4. Следует помнить, что must имеет только одну форму - настоящее время. Как мы говорили выше, глаголы саn и may могут иметь форму прошедшего времени:

can - could , например: My father could speak ten languages. - Мой отец мог говорить на десяти языках

may - might - глагол might только графически, но не по смыслу, является формой прошедшего времени глагола may . Might просто передает меньшую (чем в случае may ) возможность, что какое-то действие произойдет или происходит, сравните: She may go to London next summer. - Она может поехать в Лондон следующим летом (большая вероятность). I might get a job soon. - Возможно, я получу скоро работу (но вероятность небольшая).

В качестве русского эквивалента глагола might можно использовать слова "возможно" (как в последнем примере), "может быть", при этом они выносятся в начало предложения, например: She might know about it. - Может быть, она знает об этом. They might do the work. - Возможно, они сделают эту работу.

Употребление модальных глаголов. Эквиваленты модальных глаголов

I. Can (could)

Глагол can в сочетании с Indefinite Infinitive употребляется для выражения возможности или способности совершить действие и переводится на русский язык посредствоммогу, умею .

Саn , как имогу (можешь ,может и т. д.) в русском языке, может относиться к настоящему и будущему времени:I can do it now. - Я могу сделать это теперь. I can speak English. - Я умею говорить по-английски. Не can finish his work next week - Он может закончить paботу на будущей неделе.

Са n в сочетании с Indefinite Infinitive Passive (см. Уроки 13, 14) переводится на русский язык посредствомможет ,могут с инфинитивом страдательного залога или можно с инфинитивом действительного залога:This work can be done at once. - Эта работа может быть сделана немедленно. Эту работу можно сделать немедленно.

Наряду с саn иногда употребляется сочетаниеto be able -быть в состоянии . Оно употребляется как вместо са n и could (I am able, I was able), так и вместо недостающих форм глагола са n (I have been able, I shall be able и т. д.): I can do it.= I am able to do it. - Я могу (в состоянии) это сделать. I could do it.=I was able to do it. - Я мог (был в состоянии) это сделать. I shall be able to do it. - Я смогу (буду в состоянии) это сделать.

Саn в сочетании с Perfect Infinitive употребляется в отрицательных и вопросительных предложениях, когда говорящий не допускает возможности, что действие, выраженное инфинитивом, в действительности совершилось. В отрицательных предложенияхсаn"t + Perfect Infinitive переводится на русский язык посредствомне мог в сочетании с инфинитивом. При переводе таких предложений пользуются также выражениемне может быть чтобы . При переводе вопросительных предложений пользуются cловомнеужели :Не cannot have done it. - Он не мог этого сделать (= Не может быть, чтобы он это сделал). He cannot have said it. - Он не мог сказать этого (=Не может быть, чтобы он это сказал). Can he have said it? - Неужели он сказал это?

Could в сочетании с Indefinite Infinitive употребляется для выражения возможности или способности совершать действие в прошлом и переводится на русский язык:мог, умел, был в состоянии . Наряду сcould употребляетсяwas (were) able :Не could (was able to) swim very well when he was young. - Он умел хорошо плавать, когда он был молодым. He could (was able to) read French books after he had studied French for a year. - Он мог читать французские книги, после того как он занимался французским языком в течение года. He could (was able to) speak English when he was a boy. - Он говорил (умел говорить) по-английски, когда был мальчиком.

Когда речь идет о фактически совершившемся действии, употребляется только was able со значениемсмог, сумел, был в состоянии :We were able to make the program in 7 days. - Мы смогли написать программу за 7 дней. He was able to translate the article without a dictionary. - Он смог перевести статью без словаря. She was able to do it without my help. - Она сумела (смогла) это сделать без моей помощи.

Could употребляется в косвенной речи, зависящей от глагола в прошедшем времени:

1. В сочетании с Indefinite Infinitive, когда в соответствующей прямой речи следовало бы употребить саn с Indefinite Infinitive (согласование времён):Не said that he could speak German. - Он сказал, что умеет говорить по-немецки. Не said that he could finish his work in time. - Он сказал, что может закончить работу вовремя.

2. В сочетании с Perfect Infinitive, когда в соответствующей прямой речи следовало бы употребить саn с Perfect Infinitive:I said that he couldn"t have done it. - Я сказал, что он не мог этого сделать.