Огласительные беседы перед крещением для крестных читать. Хотим покрестить ребёнка без собеседования

Согласно Указу Патриарха и по благословению
священноначалия Северного викариатства, в нашем храме иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино проводятся огласительные беседы с желающими принять Святое Крещение взрослыми, а также с родителями и будущими восприемниками (крестными) имеющих крестить младенцев и детей, не достигших 15-ти летнего возраста. Целью бесед, проводимых штатным катехизатором прихода, является проверка и возможное повышение уровня сознательной готовности как к принятию Таинства со стороны крещаемых, так и к участию в нем в качестве восприемников – крестных. При отсутствии обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью желающих креститься, прохождение собеседований считается обязательным. В нашем храме иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино решение по назначению даты Крещения принимается настоятелем храма или заменяющим его служащим священником, исходя из результатов собеседования. Посещение не менее двух бесед обязательно.

Для крещающихся взрослых признаются обязательными следующие требования :

2. Осознание необходимости для каждого православного христианина регулярного и постоянного участия в таинственной жизни Церкви.

3. Приобретение начальных навыков посещения православных богослужений (присутствие на Божественной Литургии).

4. Знание основополагающих христианских молитв, таких как «Отче наш …» и «Символ веры».

5. Предварительное знакомство с текстом Священного писания Нового Завета (как минимум, прочтение от начала до конца Евангелия от Марка).

Крещению взрослых также должна предшествовать беседа со священником покаянного (исповедального) характера.

В случае крещения младенцев, а также детей, не достигших возраста 15-ти лет, признается обязательным наличие хотя бы одного восприемника (крестного) общего пола с крещаемым ребенком. Если указанный человек является постоянным прихожанином какого-либо иного прихода Русской Православной Церкви, то он может быть освобожден от прохождения собеседования по предъявлении соответствующего подтверждающего документа (справки за подписью настоятеля или духовника с печатью указанного храма). Также крестные имеют право воспользоваться возможностью прохождения огласительной беседы в любом храме подчинения Московского Патриархата при условии последующего предоставления соответствующим образом (см. выше) оформленного подтверждающего документа.

Для крестных родителей (восприемников) крещаемого ребенка обязательно :

1. Понимание и приятие Заповедей Божиих, согласие с основными положениями христианского вероучения и церковной этики.

2. Сознательное и регулярное участие в церковных Таинствах (прежде всего в Таинствах Покаяния и Святого Причащения), а также молитвенной жизни Церкви.

3. Кроме удовлетворительного чтения вслух таких молитв, как «Отче наш …» и Песнь Пресвятой Богородице («Богородице, Дево, радуйся …»), на собеседовании особое внимание уделяется научению крестных ясному прочтению и должному осмыслению догматически важной молитвы «Символ веры».

4. Достаточное знакомство с текстом Священного Писания Нового Завета (как минимум, прочтение от начала до конца Евангелия от Марка).

5. Незадолго до Крещения крестным родителям необходимо исповедаться и Причаститься святых Христовых Тайн .

6. Отсутствие неснятых церковных прещений (отлучение от Причастия, как правило, означает также и запрет на восприемничество).

При выборе крестных родителям следует учитывать некоторые уставные ограничения, а именно :

Восприемниками (крестными) не могут являться родители крещаемых, а также родные и сводные братья и сестры.

Супруги не должны быть крестными родителями одного и того же ребенка; молодые люди, ставшие кумом и кумой, не смогут быть между собой повенчаны.

Крестными не могут становиться монашествующие.

Лица, страдающие психическими заболеваниями, к участию в Таинстве в качестве восприемников (крестных) не допускаются.

Для крещаемых (кроме младенцев), родителей и восприемников (крестных родителей) обязательное участие не менее, чем в двух огласительных беседах. На первой беседе в обязательном порядке катехизатором должна быть заполнена анкета на крещаемых и восприемников, а также даны для выполнения индивидуальные рекомендации и указания , которые все необходимо выполнить до начала второй беседы.

Собеседования в нашем Знаменском приходе проводятся :
каждый четверг в 18:20,
каждую субботу в 15:00
в помещении Никольского (нижнего) храма.

Желающим посетить данные огласительные беседы, просьба приходить заблаговременно, без опозданий .

Внимание! В назначенные дни собеседования могут быть отменены, если они накануне или в сам день двунадесятых и великих праздников.

Если Вы прошли собеседование в другом храме, то Вам необходимо принести к началу наших собеседований в субботу в 15:00 оригинал Свидетельства (справки) о прохождении огласительных бесед с подписью ответственного лица и обязательно с печатью того храма, где Вы эти беседы проходили.

Крещения в нашем храме проходят только по воскресным дням в первой половине дня. Оформление на крещение осуществляется только за один день по субботам в 15:00 в помещении нижнего храма. Для оформления обязательно иметь при себе документ личности крещаемого (свидетельство о рождении или паспорт).

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Вопрос : У нас уже в ближайший день назначено Таинство Крещения в другом храме. Можно пройти в вашем храме одно собеседование и сразу получить справку?
Ответ : Нет, это невозможно; так как это является прямым нарушением патриаршего распоряжения. Обязательно нужно достойно подготовиться к Таинству и пройти, как минимум, две огласительные беседы. На первой беседе, после лекции, в обязательном порядке катехизатором должна быть заполнена анкета на крещаемых и восприемников, а также даны для выполнения индивидуальные рекомендации и указания. На второй беседе данные выполненные Вами указания проверяются и по итогам принимается решение о допуске. В Вашем случае, Таинство Крещения лучше перенести.

Вопрос : Сколько времени нужно, чтобы пройти все беседы и подготовиться стать крестным на Таинстве Крещения?
Ответ : Необходимо пройти не менее двух собеседований, на которых проходят лекции о основах христианской жизни; а также выполнить индивидуальные рекомендации и указания, которые Вам будут даны. Как правило, для полной подготовки стать крестным нужно 2-4 недели.

Вопрос : Я занятой человек. Можно ли пройти собеседования заочно или в другое время?
Ответ : Нет, это невозможно. Нужно лично присутствовать на всех собеседованиях, и только в указанное время.

Вопрос : Мы хотим крестить младенца в Вашем храме, крестный прошел собеседование в другом храме. Ему там выдали справку о прохождении огласительных бесед, на ней стоит подпись катехизатора, но на ней нет печати храма. Можете ли Вы принять такую справку?
Ответ : Нет, не можем. Справку, на которой отсутствует печать храма, где проходились беседы, принять не можем. Так как печать подтверждает подлинность подписи катехизатора выдавшего справку, и без печати справку нельзя считать надлежащим образом оформленным документом. По мимо этого в патриаршем Распоряжении ясно написано, что документ заверяется печатью храма. В Вашем случае, необходимо подойти в администрацию прихода того храма, где проходили собеседования, и попросить чтобы поставили печать на Вашу справку.

Вопрос : Наш крестный живет в другом городе, и он прошел собеседование в храме по месту жительства. В настоящее время у нас есть только копия этой справки. Можно ли для оформления Крещения в Вашем храме принести копию справки о прохожении собеседования, вместо оригинала?
Ответ : Нет, нельзя. Для оформления нам нужно принести за один день до Таинства Крещения, а именно в субботу в 15:00 только оригинал справки, который остается у нас. Причем принести данную справку может любой из доверенных Вами лиц.

Вопрос : Я прошел собеседование в другом храме, но справку о прохождении огласительных бесед мне там не выдали. Что мне делать?
Ответ : Если после успешного прохождения огласительных бесед в другом храме Вам не выдали справку, то это является основанием для подачи жалобы в местную епархию или патриархию. Так как это является прямым нарушением патриаршего Распоряжения № Р-01/12 от 03.04.2013 г.

Вопрос : Мы уже успешно прошли собеседование. Как нам назначить день крещения?
Ответ : Крещения в нашем храме проходят только по воскресным дням в первой половине дня (точное время назначается катехизатором). Оформление на крещение осуществляется только за один день по субботам в 15:00 в помещении нижнего храма. Для оформления обязательно иметь при себе документ личности крещаемого (свидетельство о рождении или паспорт).

Как проходит обряд крещения младенца

в Русской Православной Церкви

Крестить ребенка принято на 40й день после рождения. Родители идут к храм, записываются приблизительно за месяц вперед (можно и за пару дней, если духовник хорошо знает вас и будущих крестных родителей малыша) и готовятся к Крещению. Обязанность подготовить к крещению малыша берут на себя будущие крестные родители. решения родителей крестить ребенка в крестные приглашаются православные ответственные люди не моложе 14 лет.

Крещение - это таинство духовного рождения в Жизнь вечную, это сочетание с Господом и отречение сатаны. Таинства Крещения и Миропомазания происходят один раз в жизни человека. Крещение происходит в православном храме. Иногда, за редким исключением, в больнице или на дому. Перед крещением ребенка крестные родители должны пройти собеседование со священником, исповедаться и причаститься. В день крестин родители приносят в храм свое чадо, но в Таинстве Крещения участия не берут. Мать ребенка должна на сороковой день по рождении чада исповедуется и надо ней читается особая сороковая молитва. В среднем служба длится около 40 минут, но может быть и дольше, если одновременно крестят несколько человек. Обычно крестят детишек после Литургии. Оглашение детей происходит перед службой, оглашение взрослых перед крещением может происходить за месяц, чтобы крещаемый мог достойно подготовится к Таинству. Крещение начинается в торжественной обстановке - батюшка в белоснежной одежде и нарядные гости знакомятся или продолжают общение с пришедшими. Иногда священник может немного рассказать о значении крещения в жизни малыша.

Служба начинается и возложения рук на крещаемого и произносит следующие молитвы: «От Твоего Имени, Господи Боже Истины и Единородного Твоего Сына и Святого Твоего Духа, возлагаю руку мою на раба Твоего (рабу Твою) (имя), удостоившегося обратиться к Святому Твоему Имени и под покровом Твоим обрести защиту. Удали прежние его (ее) заблуждения, наполни его (ее) Твоей верой, надеждой и любовью, пусть уразумеет он (она), что Ты и Единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос и Святой Дух: Единственный Истинный Бог. Дай рабу сему (рабе сей) следовать путями Твоих заповедей, да творит он (она) угодные Тебе, добрые дела, ибо, если исполнит это человек — будет жить. Напиши имя раба Твоего (рабы Твоей) в книге жизни Твоей, введи его (ее) в Твое овчее стадо, стадо Твоих наследников, да прославится в нем (в ней) Имя Твое Святое и Имя Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, и Животворящего Твоего Духа. Взирай всегда на раба Твоего (рабу Твою) с милосердием, слушай голос его (ее) молитв. Пошли ему радость в его (ее) трудах и в его (ее) детях, чтобы он, поклоняясь, исповедывал Тебя и прославлял Твое великое и высокое Имя и благодарил Тебя всегда, во все дни своей жизни.

Возглас: Ибо Тебя воспевают все небесные силы и Твоя есть слава Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Далее происходит чин отречения от сатаны и всех дел его. За маленького ребенка слово держат крестные родители, взрослые люди сами отвечают на вопрос священника. Священник обращается с приказом к дьяволу покинуть крещаемого. Крестные становятся спиной к алтарю и лицом на запад (сторону темных сил, на востоке по преданию находился рай) трижды плюют на лукавого и дуют на него.

«Отрекаешься ли от сатаны, и от всех дел его, от всех ангелов его, всего служения его, и всей гордости его?» - трижды задает свой вопрос священник.

«Отрекаюсь» - так же трижды решительно отвечает крещаемый (или за него крестные)

«Бог Святой, Дивный и Славный во всех деяниях Своих и победах, Непостижимый и Таинственный, Который тебе, диавол, предопределил томление вечных мук, через нас, Его слуг недостойных, повелевает тебе и всем твоим слугам и ангелам удалиться от раба сего (рабы сей) Именем Истинного Бога, Господа нашего Иисуса Христа.

Заклинаю тебя, духа хитрого, нечистого, скверного, омерзительного и чуждого, силою Иисуса Христа, полновластного Владыки земли и небес, Который повелел глухонемому бесу: «выйди из человека и более не входи» - отступи, уразумей свое бессилие, не властное даже над свиньями. Вспомни Того, Кто Сам послал тебя, по твоему прошению, в свиное стадо.

Устрашись Бога, Чьим веленьем земля утвердилась, небо возникло, Того, Который воздвиг горы, словно отвес; проложил долины, как мерную трость, Который оградил песками пределы океанов и проложил пути мореплавателям в морях и реках.

От касания Божьего дымятся горы, Его риза - дневной свет; купол небес Он простирает, как шатер, вся земля непоколебимо утверждена Господом на твердых основаниях и не поколеблется вовеки… Выйди, сатана, удались от готовящегося (готовящейся) ко Святому Просвещению. Заклинаю тебя спасительным страданием Господа нашего Иисуса Христа, Истинным Его Телом и Кровью, дивным Его Вторым Пришествием, ибо не замедлит Он прийти и судить всю вселенную и ввергнет тебя, с войском твоим лукавым, в геенну огненную, во тьму кромешную, где огонь не гаснет и червь мучения не дремлет».

После этого батюшка, молясь, освящает воду в купели (ее готовят накануне). «Велик Ты, Господи, и изумительны дела Твои, и не хватит слов, чтобы достойно воспеть чудеса Твои.

Ты, Господи, из небытия в бытие сотворил все мироздание и поддерживаешь и промышляешь о каждом творении. Ты от четырех стихий весь мир сочетал, Ты сплел лентой круговорота четыре времени года. От Тебя трепещет ангельский мир, Тебе поет солнце, Тебя славит луна, Тебя приветствуют звезды, Тебе внемлет свет, пред Тобой преклоняются бездны и реки. Ты раскинул небеса, подобно шатру, положил морям пределы, Ты наполнил воздухом, потребным для нашего дыхания, поднебесную сферу. Воинства ангелов кланяются Тебе, многоочитые Херувимы и шестокрылые Серафимы, стоящие и летающие вокруг Твоего небесного трона, дрожат от страха в блеске неприступного Твоего сияния.

Ты Бог Безграничный, Вечный, Неизреченный, Непознаваемый. Ты пришел на землю, приняв образ раба, бывши во всем, как человек. Ты не смог смотреть на те мучения, которыми притеснял род людской диавол, и сошел на землю, чтобы спасти нас. Провозглашаем благодать, возвещаем милость, не можем смолчать о бездне благодеяний Твоих: Ты немощное человеческое естество освободил Рождением Своим, освятил лоно Девы, ставшей Тебе Матерью. Все творение воспевает Твое явление.

Ты Бог наш, на землю пришел и жил среди людей, Ты воды Иордана освятил, послав с Небес Святого Твоего Духа, Ты избавил воду от наполняющих ее лукавых демонов.

Человеколюбче Царю, прииди и Сошествием Святого Твоего Духа освяти сейчас воду сию!

Дай ей благодать спасения, благословение, подобное данному водам Иордана; соделай воду сию источником нетления, даром освящения, грехов отпущением, болезней исцелением, демонов истреблением, твердыней неприступной для враждебных сил. Пусть бегут от воды сей замышляющие коварство против Твоего создания - раба сего (рабы сей), ибо Имя Твое, Господи, я призвал, Имя чудное, славное и страшное для врагов». Священник крестообразно дует на воду. «Да сокрушатся под знаком Креста Твоего все враждебные силы!

Молимся Тебе, Господи: пусть отступят от нас все воздушные и невидимые призраки, изгони из воды сей притаившегося темного демона, а крещающегося (крещающуюся) избавь от хитрого и лукавого духа, наводящего на него (нее) помрачение мыслям и чувствам.

Но Ты, Владыко всех, покажи воду сию водой спасения, водой освящения, очищающей тело и дух, водой, разрешающей узы греха, оставляющей прегрешения, просвещающей души, купелью возрождения, даром усыновления, одеждой нетления, источником жизни.

Ты Сам сказал: «Омойтесь и будете чисты; удалите лукавство от душ ваших». И Ты даруешь нам рождение свыше от воды и Святого Духа.

Явись, Господь, на воде сей и измени в ней крещающегося, чтобы он сбросил с себя прежнего ветхого человека, истлевающего в грехах, и облекся в нового, по образу создавшего его Бога. Пусть, соединившись с Тобой и восприняв Твои страдания и смерть, человек сей станет и участником Твоего Воскресения. Помоги ему сохранить дар Святого Твоего Духа и преумножить залог благодати и воспринять почесть высшего звания и сопричислиться уже достигшим небесного наследия».

После этого малыша раздевают при полном погружении полностью (до 1 годика) или надевают крестильную рубаху детям постарше и взрослым.

Перед погружением в святую купель происходит елеопомазание для укрепления будущего христианина для борьбы с дьяволом. Как крест лоб, уши, грудь, спинку (если ребенок раздет), ручки и ножки батюшка помазает кисточкой.

Затем крестные передает ребеночка священнику и он трижды окунает в его в святую воду с словами:

КРЕЩАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (РАБА БОЖИЯ): имярек

ВО ИМЯ ОТЦА, АМИНЬ!

И СЫНА, АМИНЬ!

И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ!

Погружение символизирует трехдневное пребывание Иисуса Христа во гробе, после этого Он воскрес. Также и крестившийся воскреснет во время Страшного Суда, где порукой и ходатаем его будет Ангел Хранитель, который с ним от купели идет в мир.

«Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения…» (Рим. 6:4-5). Взрослым лечше креститься в храмах, где есть баптистерии - небольшие специальные купели или на озере, реке.

Батюшка передает мокрого ребеночка крестному (если крестится мальчик) или крестной (при крещении девочки). Восприемник от купели - крестный родитель принимает ребеночка в крыжму. Цвет может быть любой, но лучше, если это будет крестильная пеленка белого или солнечного цвета. В ней же и помазают миром со словами «Печать Дара Духа Святаго!» для усыновления или удочерения Господом чада. Святой Дух обретается в человеке, и Отец Небесный теперь с нами и мы с ним до скончания века. После миропомазания крестные с младенцем обходят аналой с Евангелием, как символ крестного хода.

За чтением слов Евангелия: «…Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» христианин уподобляется миссионеру, своей жизнью свидетельствующего принятие Бога и Воскресение Христово!

Спаситель посылает учеников проповедовать - и мы пойдем свидетельствовать миру о Боге, благодати, спасении, заповедях Божиих. Затем батюшка совержает некоторые обряды, передает новокрещенного в руки Божии, а затем постригает его. Волосы постригают символически, для исполнения сказанного: «У вас и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:30; Лк. 12:7 и «но и волос с головы вашей не пропадет» (Лк. 21:18).

При пострижени священник глаголет: «Владыка и Господь наш! Ты, почтивший человека Своим образом и создавший его из разумной души и прекрасного тела, так, что тело служит душе; венчавший человека главой, в коей согласно сосуществует множество чувств.

Ты, Господи, покрыл главу человеческую волосами, сохраняя ее от перемен погоды, и все члены тела своим удобством прославляют Тебя, великого Художника. Ты Сам, Владыка, избранным сосудом Твоим, апостолом Павлом заповедавший нам все творить во славу Твою, приими и благослови и раба сего (рабу сию) (имя), полагающего начало [служения Тебе и принесения жертвы] сострижением волос своей головы. Благослови его с восприемником и даруй им всем поучаться закону Твоему и творить угодные Тебе добрые дела».

«Господь наш и Бог! От купельного действа Освятивший благостью Своей верующего в Тебя, благослови настоящего младенца, и на главу его да сойдет Твое благословение. Так же, как когда-то Самуилом Ты благословил царя Давида, благослови и главу раба сего (рабы сей) (имя) рукой меня, грешного. Сопутствуй рабу сему (рабе сей) Духом Твоим Святым, чтобы, взрослея и старея, раб сей (раба сия) славу Тебе воссылал (воссылала) и видел (видела) торжество Иерусалима во все дни своей жизни».

Волосы с головы младенца священник закатывает в воск и опускает в купель. Затем их достают и закапывают или хранят в конвертике для волос.

После этого мальчик заносят в алтарь, откуда он выходит с иконой АнгелаХранителя или святого покровителя, а девочек тоько подносят к Царским вратам и выносят навстречу мерную, именную икону.

Затем произносится опуст - окончательной молитвы чинопоследования Крещения и призывания Господа, Божией Матери и всех святых все прилагаются ко кресту священника, то есть благословляются в мирскую жизнь, где ждут его испытания и которые он достойно выдержит, будучи теперь чадом Божиим.

После крещения младенца родные и близкие отмечают светлый праздник - Крестины. С этого дня ребенка можно поминать в записочках, причащать и молится о нем, как о члене Церкви.

Интереесные статьи о праздновании крещения ребенка:

Крещение есть великое Церковное Таинство к сверхъестественному рождению. Не каждый человек ясно понимает его смысл, поэтому в церкви совершаются огласительные беседы перед крещением.

Для чего проводится беседа

В настоящее время по Указу Патриарха всея Руси Кирилла в православных церквях установлено обязательное собеседование в церкви перед крестинами.

Беседа проводится с:

  1. Родителями.
  2. Восприемниками.
  3. Самими крещаемыми в возрасте старше 15 лет.

Многие посетители храмов не понимают смысла нововведения, ведь раньше все было намного проще.

Беседы проводит катехизатор, их целью является повышение уровня сознательной готовности к принятию Таинства как самих крещаемых, так и их крестных родителей.

Правила Таинства Крещения

Во время Таинства человек окунается в крещальную воду, тем самым он символически умирает для жизни во грехе и воскресает к житию новому, святому, безгрешному. Как Иисус умер на Кресте и воскрес через три дня к новой, прославленной жизни, так и крещаемый после трехкратного погружения, выходит из купели иным.

Для желающих принять Святое Крещение взрослых людей обязательными являются следующие требования:

  1. принятие и исполнение Заповедей Божиих;
  2. согласие с догматами православного вероучения;
  3. осознание необходимости постоянного участия в приходской жизни;
  4. приобретение начальных навыков посещения богослужений;
  5. знание основных молитв;
  6. знакомство с текстом Евангелия.

Перед совершением Крещения взрослый человек обязательно должен исповедоваться, а на следующий день причаститься на Литургии.

При Крещении младенцев и отроков (до 15 лет), обязательно наличие хотя бы одного крестного:

  • у мальчиков - мужчина;
  • у девочек - женщина.

Подготовительные беседы с крестными

Для крестных родителей РПЦ выдвигает те же требования, что и для крещаемых. Но незадолго до совершения Таинства им следует исповедаться во грехах и причаститься.

Существует ряд ограничений для восприемников:

  • они не должны быть биологическими родителями крещаемых, их родными и сводными братьями и сестрами;
  • в крестные запрещено выбирать монашествующих;
  • люди с психическими недугами в качестве восприемников не допускаются.

Если крестный является постоянным прихожанином любого из храмов РПЦ, то для него не обязательно прохождение оглашения. Но сам факт принадлежности к Вере Христовой необходимо подтвердить документом за подписью настоятеля храма или духовника, с оттиском печати указанного храма.

Подготовительная беседа с родителями

Перед крещением священнослужитель обязательно обговаривает с родителями следующие моменты:

  1. Назначают срок и время проведения таинства.
  2. Какую одежду необходимо иметь для крещения родителям и крещаемому.
  3. Выбирают церковное имя, того, кто крестится.

Обязанности родителей:

  • должны быть сами верующие;
  • посещать службу;
  • причащаться.

Обязанности родителей после крещения ребенка:

  1. Посещать богослужения.
  2. Водить на причастие.
  3. Самим жить и ребенка воспитывать по православным канонам.

Пример огласительной беседы

В Православной Церкви принято крестить детей по вероисповеданию их родителей. Последние приносят обязательство пред Богом о научении детей вере, воспитании их в духе православия.

Крещение - это самое первое Таинство, которое было установлено для вступления в Церковь.

Огласительные беседы перед крещением, собеседование перед крещением

В этом Таинстве верующий умирает для мирской жизни плотской и рождается в житие духовное. Происходит важный перелом в человеческой жизни ради спасения в жизнь вечную.

А для чего нам спасение?

Все люди произошли от Адама, который согрешил пред Богом. Поэтому все люди с рождения грешные, им чужда духовная жизнь.

А в Крещении человек:

  • умирает;
  • отрекается от страстей и грехов;
  • воскресает в жизни новой, ведущей в вечность;
  • очищается от первородного греха.

Творец дал Адаму и Еве заповедь для утверждения души в послушании, но они ее нарушили и отошли от Него. Тогда же они вкусили запретный плод и их настигло ощущение потери Благодати Божией. Их потомки стали рабами страстей, а диавол подчинил их себе. Ради соединения с Отцом Небесным мы и принимаем Крещение.

Между ним и новокрещеным возникают духовные узы, не менее крепкие, чем кровные.

Таинство Крещения вводит человека в Церковь, и теперь можно о нем возносить молитвы к Небу и причащать Святых Христовых Таин. Господь дарит новокрещеному Ангела-хранителя, который будет:

  • оберегать человека;
  • молиться за него;
  • по смерти поможет его душе подняться на Небо к своему Создателю.

Быть крестными - это великая ответственность за новорожденного члена Церкви.

Причины, по которым люди решают крестить детей, оказываются порой весьма оригинальны в том смысле, что не имеют отношения к Церкви.

Крещение может восприниматься как следование семейному укладу:

«В нашей семье придерживаются традиции крестить детей. И я не хочу от нее отступать », – заявляет один из пользователей.

Иногда крещение воспринимается как традиция национальная:

«Не назову себя воцерковленным человеком, для меня это скорее вопрос преемственности и некой идентификации: русский человек – православный христианин ».

К этому утверждению прилагается и пространное обоснование:

«Люди (в массе своей) исповедуют (ощущают принадлежность) ту религию, которая исторически сложилась на территории их государства. Индусы не переходят в христианство, японцы не стремятся к иудаизму, а иранцы равнодушны к дзену. Все занимаются своими делами ».

Таких нецерковных людей, «православных по культуре», социологические опросы выявляют в российском обществе от двух третей до 80%. К этому числу у нас при случае даже любят апеллировать. Но, похоже, именно с этими людьми, когда они обращаются в церковь, желая окрестить детей, происходит наибольшее количество недоразумений, грустных и комичных ситуаций, суть которых одна: они не очень представляют, за чем обращаются, но требуют непременно выполнить просимое.

Крёстные без «фанатичной набожности»

«Я крестила двух своих ребятишек и старшего родственницы, и всё было легко, душевно и празднично…

Теперь же батюшка строго спросил меня, когда исповедовалась и причащалась в последний раз, как часто хожу в храм и в какой, какие молитвы знаю. Я не отличаюсь от многих соотечественников чрезмерно фанатичной набожностью, поэтому честно ответила, что всё это делаю по велению души, не редко, но и не каждый день. Получила ответ: «Я устал крестить безбожников! »

Комментаторша обиделась. Но как ей объяснить, что крещение – это не просто «праздник», а христианство – не только «Богвдуше»?

Ещё случай:

«Крёстный у нас был родной брат родственницы. Он вообще парень работящий, из деревни, там все тётки к нему за помощью идут, и он ни с кого ни копейки не берёт, всегда рад помочь. Тоже недостоин оказался ».

Крёстный и «хороший человек» – это одно и то же?

«Подруга попросила быть крестной у ее малыша. Я подготовилась основательно – купила все необходимое в магазине Крещение, настроилась морально, а теперь прочитала про собеседование и расстроилась. Я не особо соблюдаю православные обычаи, а вдруг батюшка меня не допустит до этого таинства ».

Очевидно, в представлении подобных людей крещение – это просто красивый обряд. Вот и несутся по Сети жалобы на отказ «провести ритуал». Или на то, что «ритуал» почему-то провели не индивидуально или не в основном храме (который был выбран соискателями за то, что красивый и старинный), а в маленьком крестильном храмике (или вообще в отдельной комнате-крестильне), где не могли нормально развернуться фотограф и оператор с камерой.

Церковь – это просто красиво?

Крестить… без собеседования

Однако основную волну возмущения вызывает требование к родителям и крёстным пройти огласительные беседы. Как основной аргумент против них участники сетевых обсуждений приводят практику, существовавшую в Церкви в 1990-е, когда всех приходящих крестили по первому обращению.

Однако разберёмся с тем, что вообще такое огласительные беседы и для чего они возникли.

Введение в церковную практику подготовительных бесед для самих крещаемых (в случае, если крестятся взрослые), а также для родителей и крёстных родителей (в случае крещения младенца) регулируется документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», который вступил в силу ещё 28 декабря 2011 года.

В нём, в частности, сказано:

« Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве».

«Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам».

То есть основная цель предваряющих крещение бесед – вовсе не провести «тест на хорошего человека», как посчитали авторы некоторых приведённых выше записей. Их цель – разъяснить человеку основы религии, в которую он обращается сам или обращает ребёнка.

По нашей просьбе ситуацию комментирует клирик храма Святителя Николая у Соломенной Сторожки священник Димитрий Туркин:

Многие годы священникам приходилось крестить почти всех, кто просил этого. Очень малое число крещеных становилось прихожанами. В члены Церкви принимались порой люди, очень далекие от истинной веры и не стремившиеся эту веру познать. Есть надежда, что такое положение навсегда прошло.

Итак, надо приучить себя к мысли, что к крещению надо готовиться, и если такой готовности объективно нет, то и крещения не будет.

В настоящее время подготовка к крещению представляет собой прослушивание лекций в основном будущими крестными. Конечно, как всякое новое дело, оно не лишено недостатков. По сути, мы пытаемся возродить практику оглашения перед крещением. Это очевидное благо для Церкви, поэтому мир не хочет принимать его.

Ошибка тех, кто критично оценивает наши попытки противостоять формальному отношению к Таинству, заключается в том, что им кажется: мы пытаемся насильно кого-то чему-то научить. На самом деле мы пока пытаемся, простите за грубость, просто отфильтровать тех, кто не хочет сам ничему учиться. Им, поверьте, не нужны ни Христос ни Его Церковь.

Очень хорошо, что кто-то заявляет: «крещение ребёнка – это и есть повод начать ходить в храм». Посещение подготовительных лекций как раз и есть начало хождения в храм. К тому же это еще и способ начать что-то понимать в церковной жизни. Но мы больше не можем рассчитывать на “вдруг начнут”.

Представьте себе чувства священника, вынужденного годами крестить всех приходящих. Поверьте, это очень трудно и больно для души молиться с теми и за тех, кто сам ничего не хочет и просто равнодушно отстаивает время совершения Таинства.

На самом деле мы не отказываем никому. Если человек прошел подготовку, то его допускают к крещению. Просто те, кто для себя решил, что им ничего от Церкви кроме факта крещения не нужно, не приходят на наши беседы и поэтому не приходят креститься и крестить детей.

Случаев с крещением было много и разных, но не помню ни одного, когда прихожанином стал человек, вначале проявивший равнодушие.

В целом за время, прошедшее с внедрения огласительных бесед в церковную практику, отношение к ним стало спокойнее. Однако фраза, вынесенная в заголовок этого раздела, всё ещё занимает лидирующее место в списке поисковых запросов.

Преткновения собеседования

Помимо самого факта их проведения, огласительные беседы вызывают ещё целый ряд вопросов.

Во-первых, в самом начале беседы, по-видимому, проводили, что называется, «с усердием не по разуму». Корреспонденту известен случай, когда несколько лет назад летом православная пара из Москвы пыталась крестить своего третьего ребёнка в Вологде у родителей.

Отсидев двухчасовую лекцию с тремя детьми от нуля до четырёх лет на руках, мама тогда попыталась поговорить со священником о «смягчении процедуры». На что получила ответ: «Либо досиживайте ещё две встречи, либо езжайте креститься по месту жительства ».

В Москве, задав той же паре несколько вопросов, священник велел родителям готовиться к причастию. Ребёнок же был крещён в ближайший удобный для них день.

Комментирует иерей Димитрий Туркин:

Участие (NB, а не присутствие) крестных и (или) родителей обязательно в случаях, когда они не воцерковлены или не являются прихожанами данного храма. Если о крещении просят прихожане, исповедующиеся и причащающиеся в храме, то они получают разрешение без подготовки.

Если это люди из другого прихода, то они должны в краткой беседе показать свою степень воцерковления и, тогда по результатам или получат разрешение на крещение, или им предложат пройти подготовительные беседы.

Случаи дежурного отношения к катехизации (как со стороны участников, так и со стороны организаторов) отмечены и в сетевых записях:

«Это просто что-то типа лекций. Три субботы ходила. С малышом папа сидел. Не жалею. Хоть вздремнула немного ».

В других случаях вызвало вопросы само содержание беседы. Положение «О религиозно-образовательном и катехизическом служении» предусматривает:

«Оглашение взрослых предполагает несколько бесед, включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви».

Официальный документ предписывает: когда они необходимы, бесед должно быть как минимум две, но их содержание и продолжительность определяется катехизатором «с любовью и рассудительностью». Однако жизненная практика нередко может значительно отличаться:

«Я в прошлом году ходила, так мне на ноутбуке давали ролики посмотреть с выступлениями священнослужителей о пользе той самой беседы, на которую я пришла ».

Иногда смысл беседы, по свидетельствам оглашаемых, сводился к поддержанию суеверий, связанных с крещением:

«Собеседование больше походило на беседу за жизнь. Главное, что их волновало – не встречаемся ли мы с крестным, не живем ли вместе как мужчина и женщина или брак у нас… »

В других случаях содержание самой беседы понять вообще сложно:

«Неадекватная дама, которая вела данное собеседование, взяла на себя смелость рассказать, почему детки умирают маленькие, вот только логики в этом никакой не было ».

Иногда пришедшие явно были не готовы к тому, что поучение перейдёт «в практическую плоскость». Хотя, возможно, и тон разговора был избран не вполне верный:

«Настоятельница церкви (могу ошибаться) вела монолог о том какие мы все безответственные, грешные, низкие люди.

Много было крёстных и родителей, некоторые пытались задавать вопросы, на что получали короткие ответы в стиле: «Вон книга, там всё написано, чего неясно-то? »

Правда, наш крёстный, обличённый в блуде на всю толпу, (он тогда уже долгое время жил с девушкой), женился. Возможно, мы неправильные православные и не должны креститься, но не таким способом это надо доносить».

Таинство Крещения в православной Церкви является очень важным и имеет глубокий смысл. Телесное рождение человека - это чудо Божие. Мы знаем, что перед тем как ребенок появится на свет, он находится девять месяцев в утробе матери. На протяжении этого времени он растет, формируется, готовиться к жизни в воздушном пространстве. Маленький ребенок не может сам осознанно подготовиться к Таинству Крещения, поэтому вместо него это должны сделать его родители и крестные, которые будут нести ответственность перед Богом за правильное воспитание малыша. Как ребенок в утробе матери готовился к своему телесному рождению, так и его родители и крестные должны подготовить свое сознание к духовному рождению этого малыша. Образ пребывания ребенка в утробе матери может быть сравним с нашей временной жизнью. Когда мы живем здесь на земле, мы явным образом телесными глазами не видим нашего Творца, но мы можем чувствовать его заботу о нас через все, что нас окружает. Господь создал для нас землю, растения, животных, природные условия. Ребенок в утробе матери тоже не может увидеть ее своими глазами, он только чувствует ее заботу, любовь, ласку и тепло. Когда кроха появляется на свет, он переживает большой стресс: для маленького создания это прыжок в неизвестность. Момент появления ребенка на свет сравнивают со смертью человека. Когда душа человека отделяется от тела, то перед ее духовными глазами предстают различные образы, ее посещают разные чувства. Для нее особенно первое время неизвестно, куда она попадет. Как для маленького ребенка после его появления на свет важно как можно быстрее прижаться к телу родной матери, так и для души человека важно после расставания с телом попасть в объятия самого Господа. Создатель так и предусмотрел, Он дал человеку возможность для спасения его души, а первым шагом к спасению и ведению христианского образа жизни является участие в Таинстве Крещения в православной Церкви. Поэтому собеседование перед Крещением является неотъемлемой частью подготовки к этому великому Таинству.

Собеседование крестных перед крещением ребенка

Собеседование с крестными перед крещением ребенка обычно проводит сам священник. Он рассказывает во время собеседования о том, какие молитвы нужно знать, что с собой принести, как следует подготовиться к Таинству Крещения.
Многие священники во время собеседования с крестными родителями перед Крещением ребенка не только касаются тех моментов, которые непосредственно связаны с совершением Таинства, но также углубляются и в то, как правильно воспитать малыша в христианской вере. В наше время для современного человека благодаря современным технологиям открылись большие возможности. Это возможность обмена информацией в кратчайшие сроки. К сожалению, большинство информации - как зрительной, так и другой, - может принести вред спасению души человека. Во время воспитания крестного ребенка нужно постараться вместе с родителями оградить его от пагубного влияния средств массовой информации. Чтобы это сделать, нужно предложить ребенку достойную альтернативу. Этой альтернативой могут быть православные книги, фильмы и святые иконописные образы.

Как в церкви проходит собеседование с батюшкой перед Крещением

На собеседование перед Крещением ребенка нужно быть готовым подойти в то время, которое вам скажут в церкви. Во время собеседования священник может спросить конкретные данные о родителях ребенка, о самом малыше и о его крестных. К этим данным относятся полные имена, адреса, дата рождения ребенка. Готовясь идти на собеседование в церковь со священником, нужно заранее продумать, какие у вас есть к нему вопросы. Вы можете взять с собой на всякий случай ручку и бумагу, чтобы записать некоторые моменты, которые вы можете забыть. В разных епархиях православной Церкви требования к крестным родителям могут немного различаться. В большинстве епархий от крестных родителей перед Таинством Крещения требуется знать на память такие христианские молитвы как «Царю Небесный», «Богородице Дево, радуйся» и «Отче наш». Обычно священник напоминает крестным родителям во время собеседования перед Крещением, что до совершения Таинства нужно подготовить нательный крестик, крестильную одежду, мягкое полотенце и возможно одеяльце для малыша.

Обязательно ли проходить собеседование?

Собеседование перед Крещением является одним из обязательных требований для родителей ребенка и его крестных. Таковы Таинство Крещения является первой ступенькой к восхождению ребенка по духовной лестнице. Эта лестница должна вести к спасению души через правильное поведение и христианское воспитание. Христианское воспитание ребенку должны давать его родители и крестные.
Чтобы это правильно сделать, нужно постоянно сверять свои взгляды на принципы воспитания с учением православной Церкви. Во время прохождения собеседования перед Крещением младенца вы можете спросить у батюшки совет о том, какую духовную литературу и фильмы можно посмотреть о воспитании детей в православной вере.

Справка о прохождении собеседования.

Есть случаи, когда крестные родители и родители малыша накануне Таинства Крещения находятся в разных городах. Поскольку собеседование перед Крещением ребенка является обязательным требованием православной Церкви, то крестные родители должны пройти собеседование в том городе, в котором находятся. После прохождения собеседования священник, который его провел, должен выписать специальную справку о прохождении перед Крещением. С этой справкой крестные родители приезжают в город, где будет совершаться Крещение. Ее нужно будет отдать тому священнику, который будет крестить младенца. Справка о прохождении собеседования перед Крещением может выдаваться не в тот день, когда вы прошли собеседование, а во время следующей вашей встречи с батюшкой, потому что во время собеседования священник может сказать вам выучить на память и хорошо научиться читать некоторые православные молитвы. Во время следующей встречи вы должны будете продемонстрировать свои знания священнику. После того, как он удостоверится в выполнении вами его задания, он сможет выписать вам эту справку. Чтобы не было сложностей во время совершения Таинства постарайтесь внимательно запомнить, куда вы ее положили, и не забыть взять с собой во время Таинства.