Память святых отцев семи вселенских соборов. Святые отцы семи вселенских соборов

Преосвященному Евгению, епископу Нижнетагильскому и Невьянскому, сослужили митрофорный протоиерей Георгий Потеев, митрофорный протоиерей Геннадий Ведерников, протоиерей Евгений Кузьминых, иерей Григорий Елохин, иерей Евгений Самойлов, иерей Алексий Исмагилов.

По запричастном стихе проповедь произнес священник обители Алексий Исмагилов :

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня Святая Церковь воспоминает святых отцов семи Вселенских Соборов. Для этого мы вернемся в первые века христианства, когда диавол старался через гонения, через страх смертный запугать и уничтожить Церковь, заставить людей отказаться от Господа. Но получилось наоборот. Кровью мучеников росла Церковь христианская, и люди видели, как страдают мученики, видели их доблесть и стали обращаться к вере.

Но вот прошло время гонений, и диавол придумывает, изобретает новое ухищрение – не заставить отказаться от веры, а извратить вероучение так, чтобы человек, веруя в Господа, уже не спасался, верил неправо. И тогда наступила эпоха Вселенских Соборов.

Первой крупной ересью, сотрясшей Церковь, было вероучение Ария, который говорил, что Господь Иисус Христос не является Богом, а является сотворенным человеком. Гордый Арий то, что не мог понять, отвергал, не принимал. Для него критерием истинности была способность уяснить умом, понять простые вещи. Диавол давал ему возможность сеять эту ересь. Стараясь привлечь язычников к Церкви, он изобрел положение о том, что Христос – идеальный человек, и только. Многим понравилась эта простота. Не нужно думать, размышлять, не нужно меняться. Когда многие пошли за Арием, уклонились в это вероучение, явились миру святые отцы, те самые, которые еще недавно страдали за веру, те самые, которые защищали веру, исповедали веру в мучениях, гонениях. Им сейчас Духом Святым было дано понять, что учение Ария – это ложь. Тогда равноапостольный император Константин собирает Собор. На него пришли покалеченные, обожженные, но не сломленные святители, епископы, монахи, миряне. Там, где в диспутах словом не удавалось сокрушить ересь, вразумить заблуждающихся людей, вступался Сам Господь, Который чудесами помогал изобличить ее, показывал, где Истина, а где ложь.

Заблуждение Ария было ниспровергнуто и искоренено. Вслед за ним явились и другие ереси. Все неправые учения восставали против природы Христа, против главного нашего догмата, что Иисус Христос есть Бог и Человек. Одни утверждали, что Он не Бог, другие – что ум в Нем заменен Логосом, третьи – что в Нем нет воли человеческой. Разные искривления веры нарушали правое вероучение о природе Христа. Но святым отцам Церкви Духом Святым давалось понять и уразуметь эти ошибки.

Если почитать деяния Соборов, то человеку неискушенному трудно разобраться в этих определениях, трудно понять, где в богословских спорах истина. Святым отцам, светильникам Церкви, Духом дано было знать, где есть Истина. Их святая жизнь, их подвижничество являлось условием их правой веры. Знаем мы, что многие ересиархи были подвержены страшным грехам, пребывали в нераскаянных грехопадениях. Отсутствие благочестивой жизни искривляло их ум. Так совращался их ум с правого пути. По своей гордыне изобретали они разные вероучения, и часто они пользовались покровительством власти светской. Тогда наступали настоящие гонения верующих во Христа, только теперь уже не от язычников, не от врагов Господа, а от своих же заблуждающихся собратьев. Снова лилась кровь мучеников, снова были изгнания, даже, бывало, мало оставалось приверженцев правой веры, а большинство людей уходило в ересь.

Господь давал этим ересям, заблуждениям долго мучить людей, чтобы наконец возобладало Право-славие. За время Соборов выковалась, образовалась православная догматика, для того чтобы мы сейчас могли уяснить, как именно мы верим. Не случайно Господь давал десятилетиями, столетиями господствовать ересям, чтобы они закрепились в истории как неправые.

Может показаться неважным, как верить, ведь человек верит во Христа, но знаем мы из истории, что незначительное изменение вероучения приводило к печальным последствиям. Так, на одном из Соборов было обозначено, что священник может быть как брачным, так и безбрачным. Еретики же утверждали обязательное безбрачие духовенства. В результате этого заблуждения многие, кто не мог жить ангельской жизнью, впали в тяжкие плотские грехи. Небольшое уклонение от догматики уводило человека от благочестивой жизни. Называясь христианином, жил человек уже не по-христиански и погибал в великих грехах. Собор изложил, что у священника может быть высокое равноангельское житие, а может быть обычная жизнь.

Века проходят, но душа человеческая не меняет своего устройства. Мы, внешне участвуя в таинствах, можем быть еретиками, если не знаем православного вероучения. Сейчас можно встретить такие слова: «Казанская мне не помогает, а Владимирская помогает». Это самая настоящая ересь. Часто человек не видит этих искривлений по своему невежеству.

Сегодня время информационных войн, и как никогда важно владеть информацией. Когда-то государственный деятель К.П. Победоносцев говорил, что простая вера простых христиан может подвести страну. 100 лет назад мы видели результаты этой «простоты». Когда начались нападки на священноначалие, на Церковь, на веру, такие «простецы» быстро отпадали от Православия, не зная глубин своей веры. Отпадали они по своей неискушенности. Сегодня Господь дает нам знать свою веру: есть все необходимые средства. Он оставил нам память о ересях, о заблуждениях ересиархов, труды святых отцов, знание об их святой подвижнической, исповеднической жизни, чтобы мы выковали свою веру, обозначили суть того, во что мы верим, чтобы мы были христианами, не просто знающими о Христе, а знающими, Кто такой Христос и Кто есть Бог. Аминь».

По окончании Литургии владыка Евгений обратился к честным отцам, игумении и сестрам, прихожанам монастыря:

«Господь нам с утра даровал жизнь. Мы проснулись еще на этом свете. Мы имеем возможность жить и своей волей выбирать: исполнять ли нам заповеди Божии или не исполнять. Но для каждого из нас наступит утро, день или вечер, когда мы уже не сможем выбирать, когда, по Евангелию, «им тя пояшет и ведет аможе не хочеши» (Ин. 21, 18). Настанет день нашей кончины, и мы уже не будем решать: пойти ли сегодня в церковь или не пойти, пойти ли делать добро или пойти на какие-то недобрые дела. Смерть нас пояшет и поведет туда, куда мы не захотим идти, где мы увидим все свои дела, все свои мысли, все свои пожелания и все заповеди Божии. Святые отцы говорят, что страшно то место, особенно для того человека, который не стремился каждый день, каждое утро и, более того, каждое мгновение своей сознательной жизни посвящать Богу и тому, что Господь принес на эту землю.

Сегодня день памяти святых отцов семи Вселенских соборов. Они сохранили для нас огонь веры. Многие читали историю о том, как жили люди раньше. В истории есть много разных небылиц, но есть один факт о подлинном служении. Раньше, когда не было магазинов, в которых продавались спички и зажигалки, когда не было теплоэлектростанций, то приходилось огонь сохранять, т. е. в семье был постоянно ответственный человек, поддерживающий огонь в костре, очаге, печи, потому что добыть его было непросто. Добыть огонь – это большой труд. Поэтому было лучше его сохранить, чем заново добывать. Даже женщин называли хранительницами очага: они сохраняли огонь, чтобы он не потух. Это образ того, как в Церкви сохраняется огонь благодати, а не какого-то сокровенного знания… Все-таки Православие называется не православным знанием, не православным учением, а православной верой. Эту веру, которая живет и произрастает в благодати, дает Бог, а сохранили ее святые отцы всех семи Вселенских Соборов и не давали ее извратить.

Как сегодня иногда происходит? Приходит человек в магазин и хочет что-то купить. Например, написано «молоко», человек думает: «Куплю-ка я пакетик» – и не подозревает, что в пакете вовсе не молоко. Там что-то похожее на молоко, но если специалист начнет разбирать состав жидкости, это может оказаться все, что угодно, но молоком она не является. Берут сосиски или др. продукты и сталкиваются с тем же самым. Если такой ложью питаться, то организм человека перестает нормально работать. И на уровне души, духа человека подмена смертельна. Когда начитают рассказывать о якобы истине (но Истиной эта выдумка не является), говорят о Боге, о Христе нечто такое странное, представляете, что будет? Прожил такой человек, который искренне верил, что Христос не Бог, и поступал в соответствии с этим лжеучением, потом его жизнь окончилась, и он ничего не исполнил из того, что Господь заповедал. Человек не жил по Божьим заповедям, он не жил в Боге. Это будет обман худший, чем обман на полке в любом магазине.

Святые отцы сохранили это нерушимо и сохранили не для того, чтобы это было записано в учебнике по догматике и семинаристы потом открывали нужную страницу и читали или чтобы мы знакомились в книжке о Законе Божием и вспоминали об этих великих людях, как о мертвых памятниках. Они сохранили веру для того, чтобы передать следующему поколению. Сегодня это поколение – это мы с вами.

Сегодня мы с вами живем и являемся по сути отцами семи Вселенских Соборов. Они сформулировали и сохранили наследие, а нам надо знать его и жить по нему. И Истину о Святой Троице, и о Матери Божией, и о жизни и догматах Церкви, и о святых иконах, и о таинствах, и о том, что в полноте хранит Святая Православная Церковь. Можно ходить в церковь по воскресным дням по заповеди Божией, можно читать по главе Евангелия и две главы Деяний святых апостолов в день, но эту Истину не понимать и не хранить. Нам Господь Бог дал дар здоровья, чтобы мы жили и трудились, и дар разума, чтобы наполнять нашу жизнь не сериалами, не романами, не пустыми словами, а наполнять тем, что Бог нам будет открывать каждому в свою меру – знание веры в Бога. Если мы будем этим заниматься, то будем подражать святым отцам всех Вселенских Соборов, угодникам Божиим и сестрам Скорбященской обители. Монахини как никто другой несут это благое бремя узнавания Бога и хранения его в своем сердце.

Хотелось бы пожелать матушке, сестрам, помощникам монастыря и всем скорбящим, кто приходит в эту женскую обитель, чтобы наполняться Истиной, которая есть настоящее житие и пища для человеческой жизни. Хотелось бы пожелать сестрам святой обители, чтобы то, что мы сегодня слышали из Нагорной проповеди в Святой Евангелии от Матфея о необходимости хранить свое сердце, свой ум от всяких соблазнов: не любодействовать, не прелюбодействовать от Бога, исполнялось. Святитель Николай Сербский, подвижник ХХ века, озвучил такую мысль, что всякий человек, кто уклоняется в своей жизни от Истины, прелюбодействует. Душа человека предназначена для того, чтобы быть обрученной Жениху Христу. Не важно, мужчина ты или женщина, ребенок или старик, ты должен свою душу ежедневно обручать Небесному Жениху Иисусу Христу. Не должно быть прелюбодейства в отношении к Богу. Любое наше уклонение от Истины есть любодеяние. Хотелось бы пожелать всем тем, кто осуществляет монашеское делание, чтобы Господь преисполнял вас силами, чтобы вы были светом для мира, который лежит вокруг нас, и чтобы никакая вражеская кознь не омрачала вашего сердца, и чтобы люди, видящие ваши добрые дела, прославляли нашего Творца. Дай вам Бог сил, преуспеяния и в деле милосердного служения, которое вы совершаете, чтобы вы делали его с удовольствием и не забывали отеческие слова о том, что блаженнее отдавать, нежели принимать. Вспомните и святоотеческое свидетельство о том, что человеку, который отдает, Господь восполняет в два, три, десять и сто крат. Пусть Господь восполняет, а вы щедро отдавайте».

По окончании Божественной Литургии владыка Евгений познакомился с жизнью обители.

В этом празд-но-ва-нии со-бра-ны все семь стол-пов Церк-ви - семь Все-лен-ских Со-бо-ров.

На-ша Цер-ковь от-дель-но празд-ну-ет па-мять свя-тых от-цов каж-до-го Все-лен-ско-го Со-бо-ра.

Семь Все-лен-ских Со-бо-ров - это ста-нов-ле-ние Церк-ви, её дог-ма-тов, опре-де-ле-ние ос-нов хри-сти-ан-ско-го ве-ро-уче-ния. По-это-му очень важ-но, что в са-мых со-кро-вен-ных, дог-ма-ти-че-ских, за-ко-но-да-тель-ных во-про-сах Цер-ковь ни-ко-гда не бра-ла в выс-шие ав-то-ри-те-ты мне-ние од-но-го че-ло-ве-ка. Бы-ло опре-де-ле-но, и по сей день так и оста-ёт-ся, что ав-то-ри-те-том в Церк-ви счи-та-ет-ся со-бор-ный ра-зум Церк-ви.

Пер-вые два Все-лен-ских Со-бо-ра бы-ли в чет-вёр-том ве-ке, сле-ду-ю-щие два - в пя-том, два - в ше-стом.

Седь-мым Все-лен-ским Со-бо-ром в 787 го-ду за-кан-чи-ва-ет-ся эпо-ха Все-лен-ских Со-бо-ров.

В IV ве-ке, ко-гда был пе-ри-од му-че-ни-че-ства - языч-ни-ков и хри-сти-ан - здесь бы-ло оче-вид-но и по-нят-но, кто на ка-кой сто-роне, кто за что бо-рет-ся.

Но не дрем-лет враг, борь-ба про-дол-жа-ет-ся и при-ни-ма-ет бо-лее изощ-рён-ные обо-ро-ты: это не борь-ба язы-че-ства с хри-сти-ан-ством, а борь-ба диа-во-ла и че-ло-ве-ка. Здесь уже нет плю-са и ми-ну-са. Те-перь в са-мой сре-де хри-сти-ан-ской, сре-ди са-мих хри-сти-ан, по-яв-ля-ют-ся цер-ков-ные лю-ди, ко-то-рые несут дух тьмы - бы-ва-ет, что это пре-сви-те-ры или да-же свя-ти-те-ли. За-ра-жён-ные ав-то-ри-те-том «цер-ков-ных учи-те-лей» ере-си, за ни-ми идут сот-ни и ты-ся-чи хри-сти-ан.

Та-кой но-вый спо-соб борь-бы с че-ло-ве-ком изоб-ре-та-ет диа-вол: Цер-ковь «про-бу-ет-ся на проч-ность» из-нут-ри ере-ся-ми и рас-ко-ла-ми, ере-ти-че-ским уче-ни-ем.

IV век - вре-мя двух пер-вых Все-лен-ских Со-бо-ров - эпо-ха об-ра-зо-ва-тель-ная, ко-гда при-хо-дят ве-ли-кие учи-те-ли Церк-ви , Ни-ко-лай Мир-ли-кий-ский и мно-гие дру-гие.

Свя-тые от-цы на-чи-на-ют фор-ми-ро-вать бо-го-слов-скую мысль, но по-ка она не сфор-ми-ро-ва-на, ере-ти-ки пы-та-ют-ся под-ме-нить по-ня-тия, от-кро-ве-ния о Бо-ге, о ли-цах Свя-той Тро-и-цы - Спа-си-те-ле, Ду-хе Свя-том. Ста-но-вит-ся крайне важ-ным со-брать-ся и вы-ра-бо-тать те свя-тые пра-ви-ла, ко-то-рые оста-нут-ся и бу-дут креп-че кам-ня, твёр-же же-ле-за, оста-нут-ся до скон-ча-ния все-го су-ще-ство-ва-ния ми-ра.

Все-лен-ские Со-бо-ры обыч-но со-би-ра-лись в са-мые слож-ные ис-то-ри-че-ские пе-ри-о-ды жиз-ни Церк-ви, ко-гда вол-не-ния в хри-сти-ан-ском ми-ре ста-ви-ли пра-во-слав-ный на-род пе-ред вы-бо-ром.

Мо-гу-чая эпо-ха Все-лен-ских Со-бо-ров от IV до VIII сто-ле-тия вы-ра-бо-та-ла те дог-ма-ты и те за-ко-ны, ко-то-рые непре-ре-ка-е-мо со-вер-ша-ют-ся в на-шей Церк-ви по се-го-дняш-ний день.

Цер-ковь вы-сто-я-ла в та-ких неве-ро-ят-ных му-че-ни-че-ских усло-ви-ях, неве-ро-ят-ных ис-пы-та-ни-ях, и пра-во-сла-вие тор-же-ству-ет в 1014 го-ду.

Празд-ник, в ко-то-рый чтит-ся па-мять свя-тых от-цов се-ми Все-лен-ских Со-бо-ров, ни-ко-гда не по-те-ря-ет ак-ту-аль-ность, по-то-му что и по се-го-дняш-ний день враг ро-да че-ло-ве-че-ско-го изоб-ре-та-ет но-вые, очень се-рьёз-ные спо-со-бы борь-бы с че-ло-ве-ком и с Цер-ко-вью.

Ве-ли-кий по-движ-ник на-ше-го вре-ме-ни, недав-но ушед-ший ар-хи-манд-рит от-ме-чал, что Рус-ская Цер-ковь мно-го-стра-даль-на по об-ра-зу Ос-но-ва-те-ля её - мы все идём вслед за Гос-по-дом, за Кре-сто-нос-цем.

Что со-тво-рил XX век с на-шей Цер-ко-вью? На-сколь-ко да-лёк был че-ло-век от Бо-га в древ-ние вре-ме-на и сей-час?

По-смот-ри-те на дру-гие Церк-ви, кто бо-лее по-до-бен Хри-сту? Бо-лее му-че-ни-че-ской, го-ни-мой и уни-что-жа-е-мой, чем Рус-ская Пра-во-слав-ная Цер-ковь, Церк-вей нет.

Ныне мы ста-ли воз-вра-щать-ся мыс-лью к Бо-гу, но уже сто-ят за на-шей спи-ной лже-мес-сии: ко-го толь-ко в 90-х го-дах мы не ви-де-ли в Рос-сии: ка-то-ли-ки стро-ят свои хра-мы, про-по-ве-ду-ют про-те-стан-ты, криш-на-и-ты и ин-ду-и-сты - все по-раз-но-му учат о Бо-ге, а что про-ис-хо-дит на Укра-ине - рус-ском Иор-дане, на Дне-пре? И сей-час борь-ба за пра-во-сла-вие толь-ко уси-ли-ва-ет-ся, ес-ли взять си-ту-а-цию во-круг пре-по-да-ва-ния в мас-со-вой шко-ле «Ос-нов пра-во-слав-ной куль-ту-ры». По-ис-ти-не, по-ле бит-вы - серд-це че-ло-ве-ка…

Раз-ди-ра-ет-ся Те-ло Церк-ви прин-ци-пи-аль-ны-ми рас-хож-де-ни-я-ми, са-мым выс-шим ку-ми-ром, «ме-рой все-го су-ще-го» ста-но-вит-ся че-ло-век. Мо-ло-дые лю-ди хо-тят быть успеш-ны-ми, бо-га-ты-ми и идут по это-му со-мни-тель-но-му пу-ти до-сти-же-ния лю-бы-ми пу-тя-ми успе-ха в этом ми-ре, не зная о том, что сло-ва Свя-щен-но-го Пи-са-ния «ищи-те же преж-де Цар-ства Бо-жия и прав-ды Его, и это всё при-ло-жит-ся вам» () оста-ют-ся про-ро-че-ски-ми на все вре-ме-на.

Чтобы по-нять, ку-да ид-ти в этом мно-же-стве до-рог, как стол-пы, как опо-ра сто-ит па-мять свя-тых от-цов и то, что они оста-ви-ли по-сле се-бя. Все их дог-ма-ти-че-ские ре-ше-ния хра-нит Пра-во-слав-ная Цер-ковь. Мы и на-зва-ны пра-во-слав-ны-ми, зна-чит, сто-я-щи-ми на пра-вом пу-ти.

Свя-тые от-цы не да-ют нам за-блу-дить-ся в этом бу-шу-ю-щем мо-ре совре-мен-ных на-уч-ных и нена-уч-ных мне-ний. Они оста-ви-ли нам неиз-гла-ди-мое на-сле-дие в ви-де дог-ма-тов Церк-ви, ко-то-рые и дер-жат нас неко-ле-би-мо на пу-ти пра-во-сла-вия.

Бо-го-слов-ская мысль во вре-ме-на свя-тых от-цов фор-ми-ро-ва-лась под вли-я-ни-ем од-но-го мощ-но-го фак-то-ра: необ-хо-ди-мо-сти за-щи-ты хри-сти-ан-ства, с од-ной сто-ро-ны, от на-тис-ка язы-че-ско-го ми-ра, с дру-гой - от рас-тле-ва-ю-ще-го вли-я-ния ере-сей. Но их ос-но-во-по-ла-га-ю-щие идеи - на все вре-ме-на.

Хри-сти-ан-ское бо-го-сло-вие раз-ви-ва-лось, об-ра-зуя строй-ную ве-ро-учи-тель-ную си-сте-му, за-клю-чав-шую в се-бе веч-ные ис-ти-ны, объ-яс-нён-ные по-нят-ным для совре-мен-но-го че-ло-ве-ка язы-ком, под-креп-лён-ные рас-суж-де-ни-я-ми ра-зу-ма.

Ве-ли-чай-шее до-сто-ин-ство свя-то-оте-че-ско-го бо-го-сло-вия в том, что оно раз-ви-ва-лось, не от-ры-ва-ясь от апо-столь-ско-го пре-да-ния, ос-но-вы-ва-лось на Бо-же-ствен-ном От-кро-ве-нии и со-от-вет-ство-ва-ло за-про-сам жиз-ни.

Дата:

Неделя:

Пост:

День памяти святых:

Апостольские и Евангельские чтения дня:

Подписка на новости сайта - введите Ваш email:

Седьмой Вселенский Собор (также известный, как Второй Никейский Собор ) был созван в 787 году , в городе Никее , при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 епископов, представлявших в основном восточную часть церкви, и легатов папы римского.

Собор был созван против иконоборчества , возникшего за 60 лет до Собора, при византийском императоре Льве Исавре , который, желая устранить препятствия к мирному соседству с мусульманами, считал необходимым упразднить почитание икон. Это течение продолжало существовать и при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре.

Вселенские Соборы (которых было всего семь) собирались для уяснения вопросов веры, непонимание или неточное истолкование которых вызывало смуты и ереси в Церкви . Также на Соборах вырабатывались правила церковной жизни.

Православная церковь признает семь Вселенских соборов, проводившихся до Великого церковного раскола . После разделения церквей западная Римская церковь , соотнося кафоличность (как непременный признак одной неделимой Вселенской церкви) только с епископской кафедрой Рима и считая все остальные поместные церкви «отпавшими от единства с кафедрой Петра», стала именовать свои соборы Вселенскими, соответственно присваивая им порядковые номера. Таким образом, до настоящего времени, с точки зрения Римской Католической церкви , состоялся 21 Вселенский собор.

Вселенские Соборы

325 год

Первый Вселенский Собор
(Первый Никейский собор)

Состоялся при императоре Константине Великом , в 325 году, в Никее .
Он был посвящен разоблачению ереси Ария , александрийского священника, хулившего Сына Божьего . Арий учил, что Сын сотворен и что было время, когда Его не было; единосущие Сына с Отцом он категорически отрицал.

Собор провозгласил догмат о том, что Сын - Бог , единосущный Отцу . На Соборе было принято семь членов Символа Веры и двадцать канонических правил.

381 год

Второй Вселенский Собор
(Первый Константинопольский собор)

Созван при императоре Феодосии Великом , имел место в Константинополе, в 381 г.

Поводом послужило распространение ереси епископа Македония , отрицавшего Божество Святого Духа .

На этом Соборе Символ Веры был скорректирован и дополнен, в том числе членом, содержащим Православное учение о Святом Духе . Отцами Собора составлено семь канонических правил, одним из которых запрещено вносить какие-либо изменения в Символ Веры .

431 год

Третий Вселенский Собор
(Эфесский Собор)

Состоялся в Ефесе в 431 году, в царствование императора Феодосия Малого .

Он был посвящён разоблачению ереси Константинопольского Патриарха Нестория , ложно учившего о Христе как о человеке, соединенном с Сыном Божьим благодатною связью. Фактически он утверждал, что во Христе - два Лица . Кроме того он называл Богородицу Христородицей , отрицая Её Богоматеринство .

Собор подтвердил, что Христос - Истинный Сын Божий , а Мария - Богородица , и принял восемь канонических правил.

451 год

Четвертый Вселенский Собор
(Халкидонский Собор)

Проходил при императоре Маркиане , в Халкидоне , в 451 году.

Отцы тогда собрались против еретиков: предстоятеля Александрийской Церкви, Диоскора , и архимандрита Евтихия , которые утверждали, что в результате воплощения Сына два естества, Божеское и человеческое, слились в Его Ипостаси в одно.

Собор вынес определение, что Христос - Совершенный Бог и вместе Совершенный Человек , Одно Лицо , заключающее в Себе два естества, соединенные неслитно, непреложно, нераздельно и неразлучно. Помимо того было сформулировано тридцать канонических правил.

553 год

Пятый Вселенский Собор
(Второй Константинопольский собор)

Состоялся в Константинополе , в 553 году, при императоре Юстиниане I .

На нем было подтверждено учение Четвертого Вселенского Собора , осужден Оригенизм и некоторые сочинения Феодорита Кирского и Ивы Едесского . Вместе с тем был осужден Феодор Мопсуестский , учитель Нестория .

680 год

Шестой Вселенский Собор
(Третий Константинопольский собор)

Был в городе Константинополе в 680 году, в правление императора Константина Погоната .

Его задачей стояло опровержение ереси монофелитов, настаивавших на том, что во Христе не две воли, а одна. К тому времени эту жуткую ересь успели растиражировать несколько Восточных Патриархов и Римский папа Гонорий .

Собор подтвердил древнее учение Церкви о том, что Христос имеет в Себе две воли - как Бог и как Человек . При этом Его воля по человеческому естеству во всём согласна с Божественной .

787 год

Седьмой Вселенский Собор
(Второй Никейский Собор)

Имел место в Никее в 787 году, при императрице Ирине . На нем была опровергнута иконоборческая ересь. Отцы Собора составили двадцать два канонических правила.

В конце VIII века в Церкви обозначилась новая ересь - иконоборчество . Иконоборцы отрицали почитание земной святости Матери Божией и святых Божиих угодников и обвиняли православных в поклонении тварному созданию - иконе. Вокруг вопроса о почитании икон возникла ожесточенная борьба. На защиту святыни поднялись многие верующие, на которых обрушились тяжкие гонения.

Все это потребовало дать полное учение Церкви об иконе, ясно и четко определить его, восстанавливая иконопочитание наравне с почитанием Святого Креста и Святого Евангелия .

Святые отцы VII Вселенского Собора собрали церковный опыт почитания святых икон с первых времен, обосновали его и сформулировали догмат об иконопочитании на все времена и для всех народов, которые исповедуют Православную веру . Святые отцы провозгласили, что иконопочитание - это законоположение и Предание Церкви , оно направляется и вдохновляется Святым Духом , живущим в Церкви . Изобразительность икон неразлучна с евангельским повествованием. И то, что слово евангельское сообщает нам через слух, то же самое икона показывает через изображение.

Седьмой Собор утвердил, что иконопись есть особая форма откровения Божественной реальности и через Богослужение и икону Божественное откровение становится достоянием верующих. Через икону, как и через Священное Писание , мы не только узнаем о Боге , мы познаем Бога ; через иконы святых угодников Божиих мы прикасаемся к преображенному человеку, причастнику Божественной жизни; через икону мы получаем всеосвящающую благодать Святого Духа . Каждый день Святая Церковь прославляет иконы Матери Божией , празднует память святых Божиих угодников. Их иконы кладут перед нами на аналой для поклонения и живой религиозный опыт каждого из нас, опыт нашего постепенного преображения через них, делает нас верными чадами Святой Православной Церкви . И это истинное воплощение в мире трудов святых отцов VII Вселенского Собора . Именно поэтому из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия . А вера отцов Семи Вселенских Соборов есть вечная и непреложная основа Православия .

И прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора , мы должны помнить, что именно им мы обязаны воздавать благодарность за то, что освящены наши храмы и дома святыми иконами, за то, что теплятся перед ними живые огоньки лампадок, что повергаемся мы с поклонами перед святыми мощами, и фимиам ладана возносит сердца наши к небесам. И благодарность откровения от этих святынь многие и многие сердца наполнила любовью к Богу и одухотворила к жизни уже совсем умерший дух.

После закрытия собора епископы были распущены по своим епархиям с дарами от Ирины . Императрица приказала изготовить и поместить над воротами Халкопратии образ Иисуса Христа взамен уничтоженного 60 лет назад при императоре Льве III Исавре . К образу была сделана надпись:

«[образ], который некогда низверг повелитель Лев, вновь установила здесь Ирина».

Решения этого собора вызвали возмущения у франкского короля Карла Великого (будущего императора), и в 792 г. он послал папе список из 85 ошибок, которые были допущены на этом соборе. Помимо прочего, Карл не соглашался с выражением патриарха Тарасия:

«Святой Дух исходит от Отца через Сына»
и настаивал на другой формулировке:
«Святой Дух исходит от Отца и от Сына».

Поскольку слова «и от Сына» звучат по латыни как filioque , дальнейшие споры по этому вопросу стали называться спорами о filioque . В своем ответе Карлу папа встал на сторону собора.

Собор не смог остановить движение иконоборцев. Это было сделано только на Константинопольском соборе 843 года при императрице Феодоре. В ознаменование окончательной победы над иконоборцами и всеми еретиками был установлен праздник Торжества Православия , который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется до сих пор в Православной Церкви .

Поэтому мы, шествуя как бы царским путём и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому , в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем:
подобно изображению честного и животворящего Креста , полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа , непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы , также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию , и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.

Догмат о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора

Праздник Памяти святых отцов семи Вселенских Соборов отмечается в России в четверг, 31 мая 2018 года. Верующие подчеркивают, что Соборы сыграли ключевую роль в жизни христианства. На таких собраниях решались важнейшие канонические, догматически, литургические и любые другие вопросы, касающиеся веры.

Соборы состояли преимущественно из епископата Поместных Православных Церквей. Тогда отцами Соборов было определено, что авторитетом в Церкви считается соборный разум, а не авторитетное мнение одного только человека.

Подобные Соборы не проводились часто, так как на них рассматривались только судьбоносные для народа решения.

Первый Собор состоялся еще в 325 году в Никее. Тогда было вынесено решение осудить еретика Ария, учившего, что у Иисуса Христа не было Божественной природы. Он утверждал, что Иисус был высшим творением Господа, но не Богом-Сыном или Творцом.

Во времена язычников еретики пытались подменить понятия, настраивая людей на свой лад. Святые отцы формировали богословскую мысль и продолжали борьбу с иноверцами. Вселенские Соборы проходили в наиболее сложные исторические периоды деятельности Церкви. Именно тогда волнения в православном мире ставили христиан перед выбором.

Вселенские Соборы, которые признала Церковь

Православная Церковь признает семь Святых Вселенских Соборов, таких как Никейский, Константинопольский, Ефесский, Халкидонский, Константинопольские (второй и третий) и второй Никейский. Эпоха Соборов установила те законы, которые непререкаемо действуют в Церкви и в наше время.

Первый и второй Вселенские Соборы установили Символ Веры. Им стало краткое изложение всей православной и христианской веры, о чем поется на Божественной Литургии. Считается, что его должен знать каждый православный христианин.

Суть особого почитания святых отцов Вселенских Соборов

Смысл почитания отцов Вселенских Соборов состоит в том, что только на подобных собраниях можно было вынести непогрешимые определения для христианской веры. Мудрецы выносили решения, основанные на церковном благочестии.

Церковь никогда не отступает от прежних догматических определений, выработанных церковных канонов и не заменяет их новыми. Верующие в этот день могут поставить свечу в церкви, чтобы почтить память святых отцов.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Первым, кто стал обращаться со словом поучения и наставления к пастве Христовой с амвона - этого возвышения в храме для чтецов, был святитель Иоанн Златоуст. До него, то есть до конца IV века, архипастыри и пастыри проповедовали с Горнего места в алтаре, которое устраивалось наподобие ступеней амфитеатра и было весьма высоким, так что человека, сидящего на нем, было видно молящимся в храме, к тому же и алтарная преграда была низкой. Престарелому и больному священнослужителю стоило большого труда взобраться на Горнее место после пения Трисвятой песни, и даже сейчас в последовании Божественной Литургии сохраняется благословение Горнего места - Горнего Престола, - испрашивание у Господа сил и помощи взойти на него.

Сегодня же с этого амвона - редкого элемента убранства современных православных храмов в нашем Отечестве, но освященного древней традицией - с благодарностью и теплотой вспомним тех, кто многократно восходил на амвоны и Горняя места для проповеди, для отстаивания и сохранения истины веры Христовой, - вспомним отцов шести Вселенских Соборов.

Плеяда примерно из 1500 мужей - архипастырей и пастырей, непорочных, трезвых, целомудренных, благочинных, честных, страннолюбивых, учительных, - на протяжении трех веков формулировала и облекала в словесное выражение то, о чем должен знать каждый человек, называющий себя христианином, создавала церковное вероучение, определяла догматы веры - «превосходящие разум Богооткровенные истины, обладающие неисследимой глубиной».

Спросим мы: для чего же трудились столь многие люди, для чего они занимались этими сложными и отвлеченными от необходимых потребностей делами? Ведь есть же Священное Писание, в котором находим слова Христа Спасителя, которыми и руководствуемся в своей жизни, ожидая спасения и наследия вечных благ. Для того, чтобы показать свой ум и красноречие? Для тщеславия и гордости?

Нет! Не ради славы и не по причине праздности трудились вспоминаемые нами отцы Вселенских Соборов. «Только злоба еретиков вынуждает нас говорить о том, о чем лучше бы молчать», - сказал один из них - святитель Иларий Пиктавийский.

«Остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16: 17-18), - такими словами предупреждает апостол Павел римских христиан I века. Но как часто забываем мы это и поддаемся соблазну, в том числе и соблазну льстивого ложного учения и лжи.

Ересь чаще всего является плодом горделивого сердца и высокомерного ума

«Не собирают с репейника смокв» (ср.: Мф. 7: 16), и не может из нечистого сердца вырасти ничего доброго и хорошего. И если посмотрим на сложный противоречивый период жизни Церкви, который называется эпохой Вселенских Соборов, то мы убедимся, что ересь чаще всего является плодом горделивого сердца и высокомерного ума.

Строгий аскет и известный духовник, у которого было только дочерей духовных более 200, пресвитер александрийский Арий поставил своей задачей соединить христианство и язычество. Безумствуя, что вторая Ипостась Пресвятой Троицы - Христос Спаситель - сотворен Богом Отцом, он вряд ли пытался соблазнить еще неокрепшие умы христиан, совсем недавно еще бывших язычниками, наоборот, его желание было по сути благим - облегчить именно язычникам понимание веры Христовой. Как Геб и Нут рождают доброго Осириса, как от Зевса и Лето появляется Аполлон, так и, по Арию, Бог Отец творит Бога Сына. Страшное искажение учения о Пресвятой Троице и о предвечном существовании каждого из Ее Трех Лиц должно было, по мнению пресвитера-ересиарха, стать самым эффективным миссионерским приемом, но стало своевольным попранием Превечной Истины и богохульством. Многие, очень многие жители Александрии и Египта обольстились проповедью Ария, этого прекрасного даровитого поэта, изложившего свою ересь в виде поэмы «Талия» и песен-рапсодий. Простой народ был в восторге: приятного напева и мелодичные, песни эти были написаны специально для моряков, для мельников, для путешественников и стали очень популярны и любимы. Но помним, что выражение «Vox populi vox Dei» («Глас народа - глас Божий») ошибочно, «ибо непостоянство толпы всегда граничит с безумием».

Несторий, архиепископ стольного града великой империи Константинополя, родом из отдаленного сирийского города Цезарии Германикейской на Евфрате, человек незнатного происхождения, небольшого роста, с большими выразительными глазами и светло-рыжеватой шевелюрой, был одержим огромным честолюбием и гордостью. Может ли кто из нас, учеников Христовых, сказать, обращаясь к правителю, как обратился Несторий к императору: «Дай мне землю, очищенную от ересей, и я за то дам тебе небо; помоги мне одолеть еретиков, и я помогу тебе в борьбе с твоими земными врагами»? Мы надеемся на милосердие Божие о себе и не дерзаем даже подумать, что в нашей власти кому-то давать небо. Если Арий видел себя великим проповедником и миссионером, то Несторий взял на себя обязанности самого ревностного борца с злоучениями и ересями. В итоге же сам стал основателем ереси, отвергающей Божественную Сущность Господа Иисуса Христа.

Желание абсолютной власти и преобладания над своими ближними, а именно быть первым среди всех восточных епископов, побудило архиепископа Александрийского Диоскора поддержать ересь архимандрита Евтиха, отвергающего человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Нося титул Тринадцатого Апостола и Судьи вселенной, он приехал в город Ефес для разбирательства злоучения монофизитов, но вместо этого осудил на лжесоборе праведного святителя Флавиана Константинопольского. Увидев же, что в борьбе за власть проигрывает, - разорвал общение не только с Вселенской Церковью как институтом, но и с Истинной Верой и увлек за собой в ересь почти весь Египет и Сирию.

Малодушные и боящиеся противоречить императору патриархи Сергий Константинопольский, Кир Александрийский, папа Гонорий, оправдывая свою трусость и подобострастие высокой целью служения отечеству и народу, раздираемому монофизитством и несторианством, стали ложно учить о единой воле Спасителя. Но не принесло никакой пользы их еретическое соглашательство, и погибла память их с шумом.

Мы верим, дорогие братия и сестры, что есть только одна Святая Соборная и Апостольская Церковь, и тело ее не может быть рассечено, не переставая жить. Еретики и раскольники подобны зараженным членам, отпавшим от этого Тела и находящимся в состоянии духовной смерти, не нарушая этом единство и целостность Святой Церкви.

Посмотрим вокруг и увидим, что же сейчас происходит с этими древними ересями. Когда-то треть Александрии и Египта распевала «Талии» Ария, варварские племена готов, вандалов, бургундов были арианами. От Месопотамии до Китая простирались епархии Несторианской церкви Востока. Монофизитские церкви Сирии, Египта, Армении и Эфиопии давно утратили и интерес, и способность к богословской полемике в отстаивании доктрин Евтиха и Диоскора, а стали лишь замкнутыми национальными церквами для христианских народов, окруженных враждебным мусульманским миром.

Знаем мы, что всегда «злые люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3: 13), и, покуда живет в людях грех, будут появляться и новые ереси. Но они «не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми» (2 Тим. 3: 9), - утешает нас апостол Павел. Ему вторит святитель Григорий Богослов: «Нет беды, если еретики отогрелись и с весною осмеливаются выползать из нор… Очень знаю, что недолго пошипят, потом спрячутся, низложенные и истиною, и временем; и тем скорее, чем с большим упованием предоставим всё Богу».

Вместо ненужных споров с еретиками потрудимся над изучением своей веры и истории Святой Церкви

Так и мы с вами, дорогие братия и сестры, предоставим всё Богу, и Он Сам истиной и временем истребит все безумия сомневающихся в вере Христовой. Сами же мы воздержимся от подливания даже под благовидным предлогом греховного масла в огонь нашего гнева, раздражения, осуждения и злословия, который сначала и горит против заблуждающихся еретиков, а затем попалит и наших ближних и в конце концов превратится для нас самих в бесконечный огонь адского пламени. Вместо же ненужных споров с еретиками (а мы помним, что «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся». - Тит. 3: 10) потрудимся над изучением своей веры и истории Святой Церкви, чтобы имена святителей Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, Григория Богослова, Максима Исповедника, Мины Константинопольского и прочих отцов шести Вселенских Соборов стали для нас близкими и дорогими.

Сегодня, в день памяти этих истинных архипастырей и пастырей, для удержания себя от крайностей и для духовного назидания не забудем простое и мудрое слово преподобного Силуана Афонского: «Дух Святой, сказано, поставил в Церкви епископов пасти стадо Господне; и если бы люди понимали это, то любили бы пастырей до великой любви и радовались бы душою при виде пастыря. Кто носит в себе благодать Святого Духа, тот знает, о чем я говорю. За их смирение и любовь к народу любит их Господь. Они пребывают в великом труде и подвиге и за то обогащены разумом святых, которым подражают житием своим. Братья, пребудем в послушании нашим пастырям, и тогда будет общий мир, и Господь Духом Святым пребудет со всеми нами».