Преподобный Моисей Угрин: избежавший греха. Преподобный моисей угрин, печерский

МОИСЕЙ УГРИН
Печерский, преподобный (ск. ок. 26.07.1043), родом угрин (венгр), слуга св. страстотерпца кн. Бориса Владимировича Ростовского, убитого 24 июля 1015. Только случайная отлучка спасла прп. Моисея, и он скрылся в Киеве, у сестры кн. Ярослава Новгородского, княжны Предиславы. Во время борьбы Ярослава с братоубийцей Святополком тот навел на Киев своего тестя, короля польского Болеслава, с большим войском. Болеслав увел в Польшу много пленных, в том числе и прп. Моисея, мирское имя которого неизвестно. Он отличался редкой красотой, и одна богатая полька хотела выкупить его из плена, чтобы он женился на ней. Но преподобный отверг ее притязания. Через некоторое время пришел к нему неизвестный афонский иеромонах и постриг святого с именем Моисей. Долго искали этого черноризца, а потом полька, отчаявшись в своих упованиях к прп. Моисею, приказала подвергнуть его жесточайшим побоям. Но он не сдавался. Панна пожаловалась королю Болеславу, и тот дозволил ей делать с преподобным все, что ей хочется, а в угоду панне приказал изгнать всех черноризцев из своих владений. В эту же ночь король умер, а в Польше произошло восстание, при котором было убито много богатых людей, в том числе и эта богачка. Прп. Моисей вернулся в Киево-Печерский монастырь, отдался под руководство прп. Антония и провел там десять лет в посте и молитвах, но полубольной. За великую победу над нечистой страстью Господь дал ему власть врачевать эту страсть и в других, исцелять их прикосновением своего жезла, без которого он не мог ходить из-за своих увечий. Святой, предузнав свою кончину, причастился Св. Тайн и мирно почил в 1043, еще при жизни своего наставника.
Память прп. Моисею отмечается 26 июля/8 августа и 28 сентября/11 октября (в Соборе преподобных Ближних пещер). МОКОШЬ
(Макошь), единственное женское божество древнерусского языческого пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна, Велеса и других божеств. При перечислении языческих божеств в «Повести временных лет» под 980 Мокошь замыкала список, начинавшийся с Перуна. «Обособленное место занимает она и в последующих списках языческих богов, хотя в них Мокошь, при сохранении ее противопоставлений мужским богам, может быть выдвинута на первое место» (В.В. Иванов).
Мокошь служила олицетворением Матери Сырой Земли, символизировала собой взаимодействие сил земли и неба, являлась богиней судьбы, женского начала, плодородия, покровительницей женщин. В разных местах - у дорог, возле колодцев для поклонения ей ставились столбы, чурбаны, вырезанные болваны, возле которых приносили жертву.
Мокошь представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, часто воздетыми вверх. По ночам она пряла в избе, по-видимому нити человеческой судьбы, что сближало ее с образом греческих мойр, также прядущих нити судьбы. Непосредственным продолжением образа Мокоши после Крещения Руси стала сщмц. Параскева Пятница.
О.П. МОЛВА
русская литературная газета славянофилов, выходила в 1857 в Москве (38 номеров). Редактор официальный - С.М. Шпилевский, фактический - К.С. Аксаков. Носила преимущественно теоретический характер, разрабатывала основные вопросы славянофильской доктрины: община, народность в науке и искусстве, славянский вопрос, экономическое развитие России. Главные сотрудники газеты: Н. М. Павлов, А. П. Чебышев-Дмитриев, С. Т. Аксаков, П.А. Бессонов, О.М. Бодянский, А.С. Хомяков, Ф.В. Чижов, С. П. Шевырев. МОЛДАВАНСКАЯ
чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится в Молдаванском скиту на Афоне. По преданию, в 1863 игумен этого монастыря, будучи в Молдавии, пожелал найти благочестивого живописца, чтобы заказать ему икону Пресвятой Богородицы для обители. Такой живописец был найден. Это был престарелый человек. Игумен просил его писать икону только натощак, и писать ему одному, без посторонней помощи. Живописец начал писать, но никак не мог изобразить лик Пресвятой Богородицы и Богомладенца. Старец сильно скорбел по сему случаю. Скорбели вместе с ним и иноки, ждавшие, когда будет написана икона. Они посоветовали старцу обратиться за помощью к Пресвятой Богородице. Живописец постился и молился, и вот однажды, после утренней молитвы, приходит он в свою рабочую и, к удивлению и радости, видит, что лики Богоматери и Спасителя изобразились сами собою. Живописец возблагодарил Царицу Небесную. Слух о чуде быстро разнесся по городу, и народ во множестве стал собираться для поклонения св. образу.
Празднуется 12/25 июля.
Прот. И. Бухарев МОЛДАВИЯ
территория на юго-западе России, один из исторических ареалов Древнерусского государства. В VI в. на ее территории на многие века осели славяне (тиверцы и уличи), оказавшие большое влияние на местное население. В X - XI вв. территория Молдавии почти целиком входила в состав Древнерусского государства. Вместе с русскими молдавские племена приняли Православие. В XII-XIII вв. Молдавия входит в состав русского Галицко-Волынского княжества. В Северной Молдавии, в Поднепровье, культура населения носила древнерусский характер, а на остальной территории Молдавии распространены памятники балкано-дунайской культуры IX-XI вв. (Калфа, Лэмбарь Кэпрэрия, Петруха). В результате вторжений печенегов, половцев и др. кочевников в X - н. XII в. славяне в Молдавии были рассеяны и их поселения в последующие века на территории Молдавии представляли отдельные островки. В сер. XIII-XIV вв. территория Молдавии попала под власть татаро-монголов. У сел Требужаны и Костешты раскопаны золотоордынские города, бывшие крупными ремесленными и торговыми центрами.
Предки молдаван формировались первоначально на территории карпато-дунайских земель из романизированных гетодаков, подвергавшихся с VI в. разностороннему влиянию славян. Оттесненные в эпоху Великого переселения народов в предгорья Карпат, предки молдаван, именуемые с X в. волохами, оставляли земледелие и становились гл. обр. оседлыми скотоводами. Расселяясь, волохи в XII-XIV вв. заняли карпато-днестровские земли, а с XIV в. заселили Днестровско-Прутское междуречье. В это время у волохов развивался феодализм. Из среды общинников выделились «кнезы». Возникли государственные образования: Бырладское княжество (упоминается в летописи между 1144 и 1174) и «земля бродников» (XIII-XIV вв.). Появились крупные землевладения Милковской епископии (XIII-XIV вв.), Балка (1-я пол. XIV в.). В долине р. Молдова возникло вассальное Венгрии княжество Молдавия (1-я пол. XIV в.). Его преемником стало самостоятельное Молдавское княжество, которое образовалось в 1359 в ходе освободительной войны против Венгерского королевства. В состав Молдавского княжества вошла территория современной Молдавии между Прутом и Днестром. Территория Молдавии на левобережье Днестра в к. XIV в. была захвачена литовским кн. Витовтом. С 1456 Молдавия становится данницей Османской империи. В XV-XVII вв. население Молдавии борется с турецким игом. В этой борьбе с ним всегда был русский народ. При помощи Москвы, Киева и Львова в Молдавии в 1641 была открыта первая молдавская типография. Киеву Молдавия обязана и открытием Греко-славянско-латинской академии в Яссах (1640).
С сер. 1650-х молдаване неоднократно обращались в Москву с просьбой принять их в русское подданство. Усиление борьбы против турецких захватчиков связано с именем Петра I и молдавского князя Д. Кантемира. На пути к победе было немало поражений. Только в 1791 турки были изгнаны из Молдавии, а ее жители приняты в русское подданство.
О. П. МОЛДАВСКАЯ
чудотворная икона Пресвятой Богородицы, которая изображается с Младенцем Христом, держащим руку у своей главы. Находилась в г. Николаеве в Спасо-Николаевском Молдавском мужском монастыре Херсонской еп. Празднуется 13/26 марта.
Прот. И. Бухарев МОЛЕБНЫ
краткие службы, в которых верующие по своим частным нуждам и обстоятельствам обращаются с молитвой к Господу Богу, Божией Матери и святым.
Обыкновенные молебны по своему составу подобны утрене, но на практике они значительно сокращаются и состоят: из начальных молитв, пения тропаря и припевов («Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»; «Пресвятая Богородице, спаси нас»; «Святителю отче Николае, моли Бога о нас» и других), чтения Евангелия, сугубой и малой ектений и заключительной, приспособительно к предмету моления, молитвы к Господу Богу, или Божией Матери, или святому, которому совершается молебное пение. Иногда такие молебны соединяются с акафистом или с малым освящением воды. Акафист читается после малой ектении перед Евангелием, а освящение воды совершается по прочтении Евангелия.
Кроме общего просительного молебна, бывают особые молебны, приспособленные к каким-либо случаям, например: молебен благодарственный за полученные от Бога милости, молебен об исцелении больного, молебны по случаю общественных бедствий: засухи, наводнения, войны. Особый молебен полагается совершать в день Нового года, перед учением, в неделю Православия. МОЛЕБНЫ В ДОМАХ
важное и широко распространенное событие в духовной жизни русских с древности и вплоть до 1-й четв. XX в., эпизодически сохранявшееся в советское время и возрождающееся в наши дни.
Повсеместно у русских бытовал обычай приглашения причта с молебном в свои дома на Пасху. На протяжении XIX в. мы почти не встречаем таких описаний народной религиозной жизни, где не было бы упоминания или подробного рассказа о домашних молебнах на Светлой (Святой) седмице. Такая информация поступала отовсюду. В 1847 в характеристике обычаев Мосальского и Жиздринского уу. Калужской губ., направленной в Императорское Русское Географическое общество, говорилось: «В Светлое Воскресенье крестьяне поднимают образа и сопровождают в каждое селение». В 1852 из Щигровского у. Курской губ. писали о том, что на Святой священники в сопровождении толпы оброчников, давших обет носить иконы, ходят по всем домам всех деревень своего прихода и служат молебны. Как мы видим, молебнам в домах предшествовал крестный ход из храма в деревню, продолжавшийся затем в виде переходов из дома в дом с последующим перемещением в другое селение. В приведенном сообщении обращает на себя внимание подчеркнутая всеобщность этого явления - по всем домам всех деревень данного прихода.
В Щигровском известии описаны и некоторые детали, сопровождавшие, по местному обычаю, молебен в доме. Заранее приготавливали кулич, ковригу хлеба, солонку с солью, три сырых белых яйца - все это должно было быть освящено в ходе молебна. После молебна, если в избе было тесно (а ведь оброчники шли толпою, как выше было сказано), стол выносили на двор, накрывали его льняной скатертью, ставили кулич и «величали Пасху». Затем начиналось угощенье. Хлеб отдавали причту; кулич расходился тут же на угощенье; освященные яйца подкладывали под наседку; овес сохраняли до первого засева, когда добавят его в семена; соль давали больной скотине; скатерть выбрасывали на крышу, где она лежала до тех нор, пока ветер не сдует.
Более подробную картину пасхальных молебнов вне храма в Зарайском у. Рязанской губ. в 1850-х оставил В.В. Селиванов, непосредственно наблюдавший их неоднократно. Священник - по желанию прихожан - назначал день на Светлой седмице для хождения с образами. Вся деревня готовилась к встрече. К заутрене из деревни шли богоносцы - «мужики и бабы, парни и девки, по большей части по обещанию, данному за исцеление болезни или минование другого какого горя, для исполнения святого дела, ношения образов». Как только стоявшие у околицы ребятишки закричат: «Идут! Идут!» - вся деревня приходила в движение: «и старый и малый и бежит, и едва плетется, опираясь на палку, все торопятся во сретение святых посетителей. Далеко еще заслышав пение причта, сердца ожидающих наполняются восторженным благоговением, и, когда блеснут лучами солнца венцы на святых иконах и животворящий крест в руке священника, начинают молиться: иные крестятся, призывая про себя Имя Господне, другие, повергаясь ниц, творят земные поклоны».
Если в имении был господский дом, то крестный ход двигался прямо на барский двор, где заранее был приготовлен накрытый скатертью стол. Под столом помещали немного сена, а на столе - меру с овсом, в которую укладывали несколько сырых яиц, и втыкали рогульку с прилепленной к ней свечой. Могли быть поставлены и другие зерновые - в четвериках, гранцах, полумерках: пшеница, горох, просо, ячмень, гречиха. Освященные зерна высыпали потом в закрома - в приготовленные семена. Богоносцы становились рядом со столом, перед образами зажигали свечи, священник начинал молебен.
После молебна на барском дворе образа шли (т.е. крестный ход двигался) по деревне. Молебен служили в каждой избе; после молебна иконы устанавливали в переднем углу, «а священник, дьячки и богоносцы непременно должны» были присесть к накрытому заранее столу и отведать, хоть немного, «хозяйской хлеба-соли». Поблагодарив хозяев, поднимали образа и с пением «Христос воскресе» выходили на улицу. Всякий приход имел свой обычай - сколько давать клиру копеек за молебен в доме и сколько пирогов и кругов хлеба. «Бабы жертвуют на образа холст по своим достаткам».
После обхода всех дворов крестный ход двигался к часовне, где служили заключительный молебен. При этом во время чтения Евангелия староста преклонял голову под епитрахиль, а по завершении молебна священник благословлял одного из двух крестьян, назначенных на сходке для почина пахоты, и давал им по кругу хлеба. Крестный ход уходил с пением канонов, провожаемый до околицы жителями селения. Если деревня была сильно отдалена от села, где стояла церковь, то образа могли остаться здесь на ночь - в доме помещика, или в избе, предназначенной для общинных сходов, или в другом помещении. Некоторые благочестивые жители оставались при иконах на всю ночь: молились, меняли догоревшие свечи.
Молебны по домам по просьбе жителей служили также на храмовые и обетные праздники (кануны) и во время больших крестных ходов с чудотворною иконою.
Массовое народное понимание молебна в доме было по сути своей сугубо церковным: молебен отвечал желанию максимально освятить все стороны свой жизни и снискать благословение Божие на свое жилище.
М.М. Громыко МОЛИТВА
благодарственное или просительное обращение к Богу, который любит Свое творение, любит каждого из нас, Он есть наш небесный Отец. Как детям свойственно видеть своих родителей и беседовать с ними, так и нам должно иметь радость беседовать с Богом и духовно общаться с Ним. Благоговейная беседа человека с Богом называется молитвой. Душа, соединяясь в молитве с Богом, одновременно соединяется и с духовным миром ангелов и праведников.
Молитва часто сопровождается благоговейными словами и внешними знаками благоговения: крестным знамением, коленопреклонением, поклонами и другими знаками богопочитания. Но молитва может быть возносима и без слов, без внешних проявлений. Это внутренняя, или углубленная, молитва, которая знакома по опыту многим усердным христианам.
Успех молитвы полагается в силе Бога, правильной вере просящего, примиренности молящегося с другими людьми, содержанием самого прошения, которое не может быть выполнено, если будет греховным. Успех молитвы зависит не от количества и «правильности» слов, от посулов (обетов) Богу, а от личности просящего, от того, насколько он угоден Богу, и от Воли Божьей (Мф. 6: 5-15; Мк. 11: 25, 26).
«Подлинно блаженное дело - не грешить, а согрешающим - не отчаиваться, но плакать о том, в чем согрешили, чтобы слезами опять улучить блаженство. Посему прекрасно всегда молиться и не стужати, как говорит Господь (Лк. 18: 1). И апостол еще говорит: непрестанно молитеся (1 Сол. 5:11), т.е. и ночью, и днем, и всякий час. Не только входя в церковь, но и в другие часы не оставляй о сем попечения; напротив того, работаешь ли, спишь ли, или находишься в дороге, или ешь, или пьешь, или лежишь, - не прерывай молитвы: ибо не знаешь, когда приидет требующий души твоей. Не жди воскресного дня, или праздника, не разбирай различия мест, но, как сказал пророк Давид, молись на всяком месте владычества (Пс. 102: 22). Посему в церкви ли ты, или у себя дома, или в поле, пасешь ли овец, занимаешься ли постройкой, бываешь ли на пиршестве, не оставляй молитвы; и, когда можно, преклони колена, а когда невозможно, молись умом, и вечером, и утром, и в полдень. Если молитва будет предшествовать делу и, встав с ложа, первые свои движения посвятишь молитве, то грех не найдет доступа к душе. Молитва есть предохранительное средство для целомудрия, обучение сердца, укрощение кичливости, очищение от памятозлобия, истребление ненависти, исправление нечестия. Молитва - крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству, знак победы во время брани, прочность мира. Молитва - печать девства, верность брака, оружие путников, страж почивающих, благонадежность бодрствующих, плодоносие земледельцам, спасение плавающих. Молитва - заступница судимых, отрада заключенных, утешение скорбящим, веселие радующимся, ободрение плачущим, праздник в дни рождения, венец супругам, погребение умершим. Молитва - беседа с Богом, равночестие с Ангелами, преуспеяние в добром, отвращение от худого, исправление согрешающим. Молитва Ионе и кита соделала домом, а Езекию от врат смертных возвратила к жизни, и отрокам в Вавилоне превратила пламень в дух росы (Дан. 3: 50). Молитвою Илия связал небо, не одождите лета три и месяцев шесть (Иак. 5: 17). Видите, братия, как сильна молитва. В целой жизни человека нет достояния драгоценнее молитвы. Никогда не удаляйтесь от нее, никогда не оставляйте ее, но, как сказал Господь наш, будем молиться, да не вотще будет труд наш (Мф. 6:6)» (Прп. Ефрем Сирин). МОЛОГА
город в Ярославской губ. на слиянии рек Волги и Мологи. В 1207 Молога досталась ростовскому кн. Константину Всеволодовичу, который в 1218 отдал ее сыну своему Всеволоду. До 1321 Молога была частью Ярославского удела; после этого года Мологская страна образовала почти самостоятельное княжество, первым князем которого был Михаил Давидович. Ему наследовал сын Федор, верный спутник Дмитрия Донского в походах (1375, 1380 и 1386). По смерти Федора (1408) мологский удел разделился на три части; титул мологского князя получил старший сын Федора, Димитрий. Еще в XIV в. на берег р. Мологи в так называемый Холопий город, в 50 верстах от устья, съезжались для торга немцы, поляки, литовцы, греки, армяне, персияне, итальянцы. Торг, преимущественно меновой, производился в течение четырех летних месяцев. Променивали шитые одежды, ткани, ножи, топоры и пр. на сырье, преимущественно на меха. О размерах ярмарочных оборотов можно судить по тому, что с торговцев поступало в казну вел. князя 180 пудов серебра. Вел. кн. Иоанн III, отдав Мологу, вместе с Угличем, своему сыну Дмитрию, перевел ярмарку на устье реки, и с того времени значение ее стало падать, но еще в к. XVI в. она слыла самою важною в России и особенно славилась торговлею с Азией и Турцией. По сказаниям иностранцев, к 1-й пол. XVI в. в Мологе была крепость. В н. XVII в. моложцы много потерпели от казаков, поляков и литовцев (особенно в 1609 и 1617). В 1777 древний дворцовый посад или торговая слобода Мологи обращена в уездный город Ярославского наместничества, позже - Ярославской губ.
В Мологе - один из торговых пунктов на Волге, гл. обр. потому, что здесь начиналась Тихвинская система. На мологской пристани ежегодно грузились хлебом и другими товарами более 300 судов. Церквей в городе было четыре; близ города женский Афанасьевский монастырь.
В н. 1940-х, после сооружения Рыбинской ГЭС и водохранилища, территория города была затоплена, жители переселены. МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ
1. ежемесячный журнал, выходивший с 1922 как орган ЦК комсомола (перерыв с 1942 по 1955), с 1992 - АО «МГ». Поначалу - сугубо комеврейский орган, основные авторы: Д. Алтаузен, А. Безыменский, М. Голодный, М. Светлов, И. Сельвинский, И. Уткин. Там же гнездились «теоретики» - группа Л. Авербах, Г. Лелевич, С. Родов. Авербах учил: «Достоевский не может войти в культуру здорового, доброго, оптимистического класса». Так продолжалось в общем и целом до войны, хотя к концу этого периода космополитический накал сильно подостыл: появились произведения А.П. Платонова, Н.С. Тихонова, А.Н. Толстого и др.
С 1956 «МГ» возобновилась, поначалу отличаясь полной безликостью. С 1963 главным редактором назначен выпускник истфака МГУ, комсомольский работник А.В. Никонов. С его приходом «МГ» вскоре превратилась в главный рупор начавшегося тогда Русского Возрождения. Никонову пришлось выдержать тяжкую внутриредакционную борьбу с рядом космополитически настроенных членов редколлегии. Опытный аппаратчик, Никонов, использовав свою дружбу с Первым секретарем ЦК комсомола С.П. Павловым, человеком патриотичным, сумел заменить их деятелями русского направления. В редакцию пришли тогда совсем молодые: С. Викулов, С. Высоцкий, В. Ганичев, С. Котенко, В. Сорокин и др. Первыми известными публикациями, вызвавшими шумную полемику в печати, стали русско-патриотические публикации И.С. Глазунова «Путь к тебе» и В.А. Солоухина «Письма из Русского музея» (1965). Вскоре появляется рубрика «Берегите святыни наши», в которой выступили многие видные писатели, художники и общественные деятели с сугубо русскими воззрениями (С.Т. Коненков, Л.М. Леонов и др.). С конца 60-х и все 70-е постоянными авторами «МГ» становятся В. Бегун, В. Кожинов, А. Ланщиков, М. Лобанов, О. Михайлов, В. Чалмаев, В. Чивилихин и др., которые в основном и сформировали (по цензурным условиям в прикровениой форме) идеологию Русского Возрождения. В декабре 1970 по записке космополитического партаппаратчика А. Яковлева Секретариат ЦК КПСС во главе с Л. Брежневым освободил Никонова с поста редактора «МГ». Через некоторое время на его место пришел писатель А.С. Иванов, общая русская линия журнала продолжилась, хотя уже в более осторожной форме. В начале 90-х Иванов по болезни отошел от дел, главным редактором стал А.А. Кротов, продолживший русско-патриотическую линию журнала.
С. Семанов
2. подпольная патриотическая организация, действовавшая в г. Краснодоне Луганской области в октябре 1942 - феврале 1943 в период немецкой оккупации Донбасса.
Когда германские войска оккупировали Краснодон, в городе образовалось несколько патриотических групп: в центре города - группы И. Земнухова, О. Кошевого, В. Левашова, на окраине - С. Тюленина, в пос. Краснодон - А. Елесеенко, Вл. Жданова, Н. Сумского, в пос. Первомайка - У. Громовой, А. Попова, М. Пегливановой. В ночь на 29 сентября 1942 германцы зверски казнили - закопали живыми в землю - 32 шахтера. Группа патриотов - И. Туркенич, В. Пирожок, В. Борисов и М. Григорьев - в ответ на это злодеяние повесила в парке двух полицейских с записками: «Такая участь ждет каждого изменника Родины». 2 октября 1942 Е. Мошков провел первое организационное собрание руководителей групп молодежи города и близлежащих поселков. По предложению С. Тюленина подпольная организация была названа «Молодой гвардией». На собрании был принят текст клятвы. В состав штаба «Молодой гвардии» вошли: У. Громова, И. Земнухов, О. Кошевой, В. Левашов, В. Третьякевич, И. Туркенич, С. Тюленин, Л. Шевцова. Под своим влиянием и контролем подпольщики держали все шахты в Краснодоне. В результате саботажа и диверсий немцы не смогли вывезти из города ни одной тонны угля, не восстановили ни одной шахты. «Молодая гвардия» насчитывала в своих рядах 91 человека (в т. ч. 25 рабочих, 44 учащихся и 14 служащих).
«Молодая гвардия» располагала четырьмя радиоприемниками, подпольной типографией, 15 автоматами, 10 пистолетами, 80 винтовками, 300 гранатами и 65 кг взрывчатки. За время своей деятельности «Молодая гвардия» выпустила и распространила 5 тыс. антифашистских листовок 30 наименований. Члены «Молодой гвардии» уничтожали вражеские автомашины с солдатами, боеприпасами и горючим. 15 ноября 1942 группа молодогвардейцев освободила из немецкого концлагеря 70 советских военнопленных, было освобождено также 20 советских военнопленных из больницы. В результате поджога в ночь с 5 на 6 декабря 1942 здания немецко-фашистской биржи труда, где хранились списки людей, предназначенных к вывозу в Германию, около 2 тыс. краснодонцев были спасены от угона в германское рабство. Краснодонские подпольщики ставили задачей поднять вооруженное восстание и уничтожить немецкий гарнизон.
В германских застенках молодогвардейцы с исключительным мужеством и стойкостью выдержали жесточайшие пытки.
15, 16 и 31 января 1943 немцы частью живыми, частью расстрелянными сбросили 71 человека в шурф шахты № 5, глубиной 53 м. О. Кошевой, Л. Шевцова, С. Остапенко, Д. Огурцов, В. Субботин после зверских пыток были расстреляны в Гремучем лесу вблизи г. Ровеньки 9 февраля 1943. От преследования полиции ушли11 человек: А. Ковалев пропал без вести, И. Туркенич и С. Сафонов погибли на фронте, Г. Арутюнянц, В. Борц, А. Лопухов, О. Иванцова, Н. Иванцова, В. Левашов, М. Шищенко, Р. Юркин остались живыми.
Е.Ж.

Святой Моисей Угрин — по происхождению венгр, вместе с братом своим Георгием поступил на службу к св. благоверному князю Борису (+ 1015 г.; память 24 июля/6 августа). После убийства его на реке Альте был убит и Георгий, а св. Моисей скрывался в Киеве. В 1018 г., когда польский король Болеслав захватил Киев, св. Моисей вместе с другими попал в Польшу в качестве пленника.

Более всего нечестивый враг рода человеческого воздвигает брань на людей обуянных блудною страстью, потому человек, омраченный этою скверною перестает во всех своих дела взирать на Бога, потому как только «чистые сердцем Бога узрят» (Мф.5:8).

Блаженный отец наш Моисей, совершая подвиги в этой брани больше иных, злопострадал, как настоящий воин Христов, пока до конца не победил силу нечистого врага и не оставил нам примера для подражания.

Известно о блаженном Моисее, что он был родом Угрин (венгр), любимец благоверного, святого князя и российского страстотерпца Бориса (во святом крещении Роман).

Он служил князю вместе с братом своим Георгием, которого, когда он защищая своим телом своего господина, упал на него, убили при реке Альте вместе с святым Борисом, воины безбожного Святополка; они отрезали ему и голову из-за золотой гривны, которую возложил на него святой Борис.

Блаженный Моисей один избавился от смерти и пришел к Предиславе, сестре Ярослава, в Киев и пребывал там, укрываясь от Святополка, и усердно молился Богу, пока не прибыл благочестивый князь Ярослав, побуждаемый жалостью к убиенным братьям, и победил безбожного Святополка.

Когда же Святополк, убежав к ляхам, вернулся с Болеславом и изгнал Ярослава, а сам стал княжить в Киеве, тогда Болеслав, возвращаясь в свое княжество (1018 год), взял с собою в плен двух сестер Ярослава и многих его бояр, а в числе последних и блаженного Моисея, которого заковали по рукам и по ногам в тяжелые железные оковы и крепко стерегли, ибо он выделялся сильным сложением и красивым лицом.

В ляшской земле его увидела одна женщина, благородная, красивая и молодая, имевшая большое богатство и великую власть; муж ее, пошедши с Болеславом, не вернулся, потому что был убит в сражении. Эта женщина, заметив красоту преподобного, возгорелась к нему плотской похотью и начала обольщать его, убеждая такими словами:

— О, человек! зачем ты переносишь такие мучения, имея выход, благодаря которому мог бы ты избавиться оков и страдания?!- Богу так угодно, — ответствовал ей Моисей.

— Если ты мне покоришься, — продолжала женщина, — я избавлю тебя и сделаю известным во всей земле ляхов и будешь обладать мною и всеми моими владениями.Блаженный же, понимая ее нечистое вожделение, возразил ей:
— Кто из мужей, послушавшись жены, изменил к лучшему когда-нибудь свое положение? Первозданный Адам, послушавшись жены, был изгнан из рая. Самсон, превосходивший всех силою и победивший целое войско, женщиною был предан иноплеменникам. Соломон, постигший глубину премудрости, повинуясь женщине, поклонился идолам. Ирод, одержавший много побед, угождая жене, отсек голову Иоанну Предтече. И так, каким образом я стану свободным, сделавшись рабом женщины, которую я не познал со дня рождения?

Но женщина, горя к нему страстным желанием, напсисала письмо Болеславу, чтобы выкупить юношу из плена и сделать его своим мужем. Святой Моисей решительно отказался менять плен на рабство у женщины. Его давнишней мечтой было принять Ангельский образ. Однако, несмотря на отказ, полька купила пленника.

Она пыталась всячески совратить юношу, но он предпочитал голодные муки пышным пирам. Тогда полька стала возить святого Моисея по своим землям, думая, что он прельстится властью и богатством. Святой Моисей сказал ей, что не променяет духовные богатства на тленные вещи этого мира и всё равно станет иноком.

И в то время, руководимый Богом, проезжавший через те места афонский иеромонах, пришел к блаженному Моисею и постриг его во святой ангельский иноческий образ. Он много учил Моисея чистоте духовной, чтобы не предавать своих плеч врагу и не бояться той нечистой жены, и с тем ушел. Искали этого черноризца повсюду и не нашли.

Тогда полька приказала растянуть святого Моисея на земле и бить его палками так, чтобы земля напиталась кровью. Она добилась разрешения у Болеслава делать с пленником все, что угодно. Бесстыдная женщина однажды велела насильно положить святого Моисея с собой на постель, целовала и обнимала его, но и этим ничего не добилась.

Святой Моисей сказал: «Я из страха Божия гнушаюсь тобой как нечистой». Услышав это, полька велела давать святому каждый день по сто ударов, а потом оскопить его. Вскоре Болеслав воздвиг гонение на всех иноков в стране. Но его постигла внезапная смерть. В Польше поднялся мятеж, во время которого была убита и вдова, мучившая блаженного Моисея.

Оправившись от ран, преподобный Моисей пришел в Печерский монастырь, нося на себе мученические раны и венец исповедания как победитель и храбрый воин Христов.

Господь дал ему силу против страстей. Один брат, одержимый нечистой страстью, пришел к преподобному Моисею и молил его помочь ему, говоря: «Даю обет сохранить до смерти все, что ты велишь мне». Преподобный Моисей сказал: «Никогда в жизни ни с одной женщиной слова не говори». Брат обещал исполнить совет преподобного.

У святого Моисея была в руке палка, без которой он не мог ходить от полученных ран. Этой палкой он ударил в грудь пришедшего к нему брата и тотчас тот был избавлен от искушения. Преподобный Моисей подвизался в Печерском монастыре 10 лет, скончался около 1043 года и был погребен в Ближних пещерах. Прикосновением к святым мощам преподобного Моисея и усердной молитвой к нему печерские иноки исцелялись от плотских искушений.

И нам, избавившимся от всякой нечистоты, да будет преподобный Моисей вождем, направляющим по пути спасения молитвами своими; да поклонимся с ним в Троице поклоняемому Богу, Ему же слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь Моисею Угрину, Печерскому, в Ближних пещерах, глас 4:

Труды и подвиги со страстьми по чистоте твоей видя, святе,/ кто не удивится /
Глад бо, темницу и раны приемля, / не поработился еси сластем ляховицы, /
но, яко царь, страстьми обладаяй, /
ныне и тогда воспрославился еси от Всевидящаго человеческая сердца, /
от Негоже во искушениих всем пособствовати благодать прием, /
пособствуй и нам, твою память чтущим, / Моисее преподобне.

Вконтакте

П реподобный Моисей был родом угрин (то есть из Венгрии). Вместе со своими братьями Георгием и Ефремом (впоследствии преподобный Ефрем основал Борисо-Глебский монастырь в городе Торжке; († 1053; память 28 января/10 февраля) он пришел на Русь и поступил на службу к ростовскому князю святому страстотерпцу Борису. В 1015 году, когда коварным Святополком Окаянным был убит благоверный князь Борис (память 2/15 мая и 24 июля/6 августа), вместе с ним погиб и святой Георгий (память 24 июля/6 августа). Святой Моисей избежал смерти и нашел приют в Киеве у сестры святых страстотерпцев Бориса и Глеба и князя Ярослава Предиславы и скрывался здесь от Святополка, молясь прилежно Богу, пока тот не был побежден благочестивым князем Ярославом. Окаянный же Святополк убежал в Ляшскую землю, оттуда возвратился в 1018 году с королем Болеславом, тестем своим, и, изгнав князя Ярослава, занял киевский престол. Святой Моисей вместе с другими был уведен в Ляшскую землю, в Польшу. Блаженного вели, заковав железными цепями по рукам и ногам, а там заключили в темницу, где он томился пять лет.

Находясь в темнице, преподобный Моисей усердно молился Господу и дал обет: если вернется в Киев, там примет монашеский постриг и оставшиеся дни своей жизни посвятит служению Богу. Но Господь, испытывая искренность его желания и верность данному обету, попустил святому Моисею тяжелое искушение. Однажды его увидела знатная молодая полячка, муж которой погиб в походе на Киев. Она поразилась красотой и стройностью преподобного Моисея и, воспылав к нему плотской похотью, начала обольщать его, убеждая лестными словами: «О, человек! Зачем ты переносишь такие мучения, от которых, имея разум, мог бы избавиться?» «Богу так угодно», - отвечал преподобный Моисей. «Если ты мне покоришься, - продолжала женщина, - я избавлю тебя и сделаю известным по всей земли ляхов, и будешь обладать мною и всеми моими владениями». Блаженный же, понимая ее нечистое вожделение, возразил: «Кто из мужей, послушавшись жены, поступил хорошо? Первозданный Адам, послушавшись жены, был изгнан из рая. Самсон, превосходивший всех силою и победивший целое войско, женщиной был предан иноплеменникам. Соломон, постигший глубину премудрости, повинуясь женщине, поклонился идолам. Ирод, одержавший много побед, угождая жене, отсек голову Иоанну Предтечи.

И каким образом я стану свободным, сделавшись рабом женщины, которой я не знал со дня рождения?» Моисей как бы говорил ей, что со дня рождения соблюл он нерушимым свое девство. «Я тебя выкуплю, - говорила она, - сделаю знаменитым, поставлю господином над всем моим домом и желаю иметь тебя своим мужем, только ты исполни мою волю, ибо нет сил видеть твою красоту бессмысленно погибающей». «Будь уверена, - решительно ответил ей блаженный Моисей, - я не исполню твоей воли и не желаю ни господства над тобою, ни богатства; выше всего этого для меня душевная и телесная чистота. Да не погублю пятилетнего подвига этих мучительных уз, которые Господь определил мне незаслуженно терпеть, за что надеюсь избавиться мук вечных».

Тогда панна та, видя, что может лишиться такой красоты, перешла к другому диавольскому решению, размыслив, что если выкупит его, то он всячески, хотя бы насильно, покорится ей. Она послала к тому владельцу, у которого святой был в плену, чтобы он взял с нее, сколько хочет, только пусть продает ей Моисея. А тот, видя удобный случай приобрести богатство, взял с нее почти 1000 золотых, а Моисея передал ей. И получив власть над ним, она уже без всякого стыда влекла его на неподобное дело. Освободив от оков, она приказала сбросить с него худые одежды и одеть в многоценные ризы, питать сладкими брашнами и еще больше стала соблазнять его на блуд. Но блаженный, видя неистовство жены, прилежнее совершал молитву и пост, принимая лишь сухой хлеб и воду. Потом он сбросил надетые на него одежды и, как некогда Иосиф, избежал греха. Тогда посрамленная жена впала в ярость и приказала бросить святого в темницу, намереваясь уморить его голодом.

Но Господь, дающий пищу всякой плоти, не оставил и сего блаженного. Один из слуг, сжалившись над Моисеем, тайно принес ему пищу, другие же из слуг уговаривали преподобного, говоря: «Брат Моисей, что возбраняет тебе жениться? Ты молод, а сия вдова жила с мужем только одно лето, красотою же лучше всех, богатство ее бесчисленное и власть велика. Сам князь не гнушался бы ею, а ты, пленник и раб, и не хочешь быть ее господином. Если ты боишься нарушить заповедь Христову, то разве Христос не сказал: Сего ради оставит человек отца своего и матерь: и прилепится к жене своей и будут оба в плоть едину (Мф. 19, 5). Тоже и апостол: Лучше есть женитися, нежели разжизатися (1 Кор. 7, 9). И о вдовах: Хощу юным вдовицам посягати (1 Тим. 5, 14). Ты же не обязан чином монашеским, но свободен; зачем, поэтому, предаешь себя столь великим мукам? Ибо если ты умрешь, то какая от того польза? Ведь и праведники Авраам, Исаак и Иаков имели жен. Иосиф-раб убежал от жены, но после и он взял себе жену (Быт. 41, 45). Да и ты, если живой уйдешь от сей жены, после, как думаем, также сам себе отыщешь жену. И кто не посмеется над твоим неразумием? Лучше тебе покориться жене этой, сделаться свободным и господином над всем домом ее». Блаженный же Моисей отвечал им: «Истинно, братия и добрые друзья мои, вы хорошо советуете. Но я понимаю так, что предлагаете мне слова, злейшие из нашептанных змеем Еве в раю. Вы понуждаете меня покориться этой жене, но ни в коем случае я не приму вашего совета: если мне случится и умереть в этих оковах и тяжких муках, то я ожидаю за это от Бога многообразной милости, и если много праведников спаслось с женами, я грешный один не могу спастись с женою. Да если бы и Иосиф повиновался вначале жене Пентефрия, то после, когда взял себе жену, не царствовал бы в Египте. Видев же его прежное терпение, Бог даровал ему Египетское царство; поэтому он был прославляем в роды и роды, как целомудренный, хотя и прижил детей. А я не желаю Египетского царства и еще менее господствовать, и быть высоко стоящим в земле ляхов, и пользоваться честью далеко по всей Русской земле, но все это презрел ради Небесного Царства. Поэтому-то, если я выйду живым из руки этой женщины, то никакой другой жены искать не буду, но, если Богу угодно будет, сделаюсь черноризцем. Ибо сказал Христос в Евангелии: Всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, имени Моего ради, сторицею приимет и живот вечный наследит (Мф. 19, 29). Христа ли больше послушать или вас? Апостол еще говорит: Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви, а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене (1 Кор. 7, 32–33). Итак, спрашиваю вас: для кого надобно больше работать - для Господа или для жены? Знаю также, что апостол пишет и следующее: Раби, послушайте господий своих (Еф. 6, 5), но во благо, а не во зло. Поэтому пусть будет вам известно, что никогда не прельстит меня женская красота, ни тем более удалит меня от любви ко Христу».

Услыхав это, жена та приняла другое хитрое намерение в своем сердце. Она приказала посадить блаженного на лошадь и в сопровождении многих слуг водить по своим города и селам, говоря ему: «Все это твое, если тебе нравится; поступай со всем, как хочешь». И сама она говорила людям: «Это ваш господин, а мой муж; всякий, кто встретится ему, пусть кланяется». Но он, посмеявшись безумию жены, сказал: «Всуе труждаешься, ибо не можешь прельстить меня тленными вещами мира сего». Жена с яростью сказала: «Разве не знаешь, что ты продан мне, и кто избавит тебя от моих рук? Я не отпущу тебя живого, но после многих мучений предам смерти». Преподобный же с дерзновением отвечал ей: «Не боюсь никакого зла, ибо Господь со мною».

В это время, по Промыслу Божию, пришел к блаженному Моисею со Святой Горы один черноризец, иерей, и облек его во святой ангельский иноческий образ. Затем, много поучив его чистоте душевной и телесной, убедив не бояться той скверной жены, он ушел. Несмотря на все розыски, нигде не могли найти этого черноризца.

Узнав об этом и отчаявшись и в последней надежде, жестокая его обладательница уже не щадила своей жертвы и велела терзать ее ударами, пока не снимет монашеское одеяние. Кровь лилась потоками; свирепые исполнители воли своей госпожи увещевали мученика под ударами, чтобы согласился исполнить ее желание, если не хочет погибнуть в тяжких муках. Но страдалец спокойно отвечал им: «Братья, делайте, что вам приказано, без всякого замедления: я же ни в каком случае не могу отречься от монашества и любви к Богу, и никакое истязание ни огнем, ни мечем, ни нанесением ран не может заставить меня отказаться от Бога и от великого ангельского образа. А этой потерявшей стыд и с помраченным разумом женщине никогда не покорюсь и не исполню ее окаянного приказания. Много сокрушаясь и желая отомстить за посрамление, неистовая жена, потеряв страх Божий, обратилась к королю Болеславу и, изложив ему в послании, как осталась вдовой после мужа и как купленный ею пленник пренебрегает брачными узами и, несмотря на все истязания, облекся самовольно в иноческий образ, она просила совета и участия. Болеслав велел пригласить к себе жену ту и привести с ней ее узника. Он сначала уговаривал святого отложить свой обет и вступить в брак с той, которая предлагала ему все свое богатство, но потом, видя безуспешность своей попытки, разрешил делать с праведником все, что она захочет. Мужественный Моисей, обращаясь к Болеславу, сказал: «Какая польза человеку, - говорит Господь, - аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит; или что даст человек измену за душу свою? (Мф. 16, 26). А ты, который обещал мне почет и славу, скоро и сам лишишься всего, и гроб тебя примет уже ничего не имеющим. Точно так же и эта нечистая жена жестоко будет убита».

Все это и сбылось по предсказанию преподобного. Но прежде этого жена та, получив над ним окончательную власть, еще более бесстыдным образом привлекала его ко греху: она приказала насильно положить Моисея на свою постель и лобызала и обнимала его; но не могла и этим привлечь его к тому, чтобы он исполнил ее желание, ибо преподобный говорил ей: «Напрасен труд твой, я только ради страха Божия гнушаюсь тебя, нечистой». Услышав это, женщина приказала давать ему ежедневно по сто ран; напоследок она приказала оскопить его.

Господь не оставил подвижника без отмщения: в 1027 году Болеслав внезапно умер, в народе произошел мятеж, во время которого были убиты многие паны, в том числе и бесстыдная жена. Оправившись от ран, преподобный Моисей пришел в Печерский монастырь, нося на себе мученические раны и венец исповедания как победитель и храбрый воин Христов. Возможно, это произошло в 1031 году, когда великий князь Ярослав вернул на Русь многих пленников. Святой Моисей пришел в пещеру к преподобному Антонию и в течение десяти лет подвизался там в посте и молитве. За великое целомудрие Господь дал преподобному Моисею власть исцелять плотские страсти. Однажды к святому пришел инок, боримый плотской страстью, и молил его помочь в искушении. Преподобный Моисей сказал: «Никогда в жизни ни с одной женщиной слова не говори». Брат обещал исполнить совет преподобного. У святого Моисея была в руке палка, без которой он не мог ходить от полученных ран. Этой палкой он прикоснулся к груди пришедшего к нему брата, и тотчас тот был избавлен от искушения.

Преподобный Моисей провидел свою кончину. Причастившись Святых Христовых Таин, он мирно почил 26 июля 1043 года, еще при жизни преподобного Антония († 1073; память 10/23 июля и 28 сентября/11 октября), и был погребен в Ближних пещерах. Прикосновением к святым мощам преподобного Моисея и усердной молитвой к нему печерские иноки исцелялись от плотских искушений. Известно, что преподобный Иоанн Многострадальный († 1160; память 18/31 июля), более тридцати лет мучимый плотской похотью, по повелению Божию обратился с молитвой к святому Моисею и получил исцеление. Частицей мощей преподобного Моисея он исцелил приходившего к нему инока, также страдавшего от плотской страсти. Божественный голос сказал святому Иоанну, что преподобный Моисей в своем подвиге за целомудрие стал выше Иосифа Прекрасного.

Житие преподобного Моисея Угрина написано монахом Киево-Печерского монастыря преподобным Поликарпом (память 24 июля/6 августа). Святые мощи преподобного Моисея и поныне лежат нетленно в пещере преподобного Антония, подавая всем победу над блудными и нечистыми страстями.

О победе в войне, проигранной нами – Сергей Комаров.

«Нечистый враг особенно воздвигает брань на человека через нечистую блудную страсть, чтоб человек, помраченный этой скверной, не взирал во всех своих делах на Бога, потому что только чистии сердцем Бога узрят». Такими словами начинается житие преподобного Моисея Угрина, память которого Церковь чтит 8 августа. Действительно, Моисей победил ту страсть, которая всегда, а тем более сегодня, стояла и стоит в авангарде дьявольской армии искушений. Блуд, поваливший множество великих столпов, и в самом деле способен закрыть лик Божий от человека и полностью обокрасть личность, лишив ума и воли. Эта страсть выедает душу изнутри, оставляя после себя уныние, безумие, бесчувственность ко всему духовному, и неминуемо порождает последующие звенья разрушительных страстей. Полная победа над блудом, на уровне мыслей и чувств, – редкое явление даже в огромном мире христианских святых. Именно такую победу мы и празднуем в день памяти великого святого, преподобного Моисея Угрина.

Будучи по происхождению венгром (Угрин и значит венгр), Моисей служил в дружине князя-страстотерпца Бориса. После убийства Бориса его братом, Святополком Окаянным, Моисей скрывался в Киеве, а в 1018 г. попал в Польшу, став пленником короля Болеслава. Там в него влюбилась богатая полячка-вдова, которая и выкупила его, желая сделать своим сожителем. Встретив отказ, она придумывала разные средства, пытаясь всячески совратить юношу. Одевала его в роскошные одежды, кормила изысканными кушаньями, показывала богатства своих имений, заставляла слуг кланяться перед ним, называла своим мужем. Сам король упрашивал преподобного взять женщину в жены. Рабы полячки тоже уговаривали Моисея. В житии представлены интереснейшие диалоги о браке и безбрачии, вложенные в уста Моисея и дворовых людей развратной вдовы.

Слуги: «Не говорит ли Христос в Евангелии: Посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью (Мф. 19:5). Также и апостол: Лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7:9). Он же говорит и о вдовах: Я хочу, чтоб молодые вдовы вступали в брак (1 Тим. 5:14)… Кто возгнушался женщин из первых праведников, как Авраам, Исаак и Иаков?.. Иосиф сперва бежал от женщины, но потом и он взял жену».

Моисей: «Если многие праведники спаслись с женами, я один грешен и не могу спастись с женой. Но, если бы Иосиф послушался раньше жены Потифара, то не царствовал бы потом, когда взял себе жену в Египте (Быт. 39 и 41). Бог, видя его прежнее терпение, даровал ему Египетское царство, потому он и прославляется в роде родов за целомудрие, хотя и имел детей. Я же желаю не Египетского царства, и не господствовать над властями… но все это презрел я ради вышнего Царствия. Поэтому, если я выйду живым из рук этой женщины, никогда не буду искать другой жены, но, с Божьей помощью, стану черноризцем. Ибо что сказал Христос в Евангелии? Всякий, кто оставит дом или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит в сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19: 29). Больше слушать вас или Христа? Апостол же говорит: Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене (1 Кор. 7:32–33). Спрошу я у вас, для кого подобает работать – для Господа или для жены? Знаю и то, что пишет он: Рабы, послушайте господей своих, – но в добром, а не в злом; так поймите вы, держащие меня, что никогда не прельстит меня женская красота и не отторгнет от Христовой любви».

Закончилось это противостояние тем, что проезжавший через Польшу афонский иеромонах постриг Моисея в иночество. Женщина, узнав об этом, рассвирепела и велела привязать страдальца к кровати, намереваясь его изнасиловать. Но даже когда она принялась ласкать его, то он своей молитвой и неимоверным напряжением воли заставил свое тело быть полностью мертвым для греха. Тогда шляхтянка распорядилась растянуть преподобного и ежедневно давать ему по сто ударов палками, а затем приказала оскопить его.
Вскоре в Польше разгорелся мятеж, злая вдова была убита, а чудом выживший Моисей, страдая от жестоких ран, пришел в Киево-Печерский монастырь. Там он прожил еще десять лет. За его великую победу Господь даровал ему силу помогать другим людям побеждать страсть блуда. Так, один брат, мучимый похотью, пришел к преподобному за помощью. «Я обещаюсь соблюдать до смерти все, что ты мне повелишь», – говорил он. Моисей сказал: «Никогда не говори во всю свою жизнь ни одного слова с женщиной». Брат пообещал. Тогда преподобный, подобно библейскому Моисею, творившему великие чудеса жезлом, прикоснулся своей тростью к груди монаха – и он был тут же исцелен.
Дар Божий помогать другим Моисей не утратил и после смерти. В житии Иоанна Многострадального описывается, как святой Иоанн, борясь с блудной страстью, закопал себя по плечи в пещере, напротив мощей преподобного Моисея. Но и тогда похоть не оставила его. Исцеление Иоанн получил лишь после того, как Господь велел ему помолиться мертвецу, лежащему перед ним. Впоследствии сам Иоанн избавил другого монаха от той же страсти, повелев ему приложить кость Моисея Угрина к своему телу.

Мощи прп. Моисея Угрина в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры

Житие Моисея удивительно не только мужеством преподобного, силой его терпения и веры. Оно поражает самим прецедентом. Молодой, красивый мужчина, еще даже и не будучи монахом, отказывается ради сохранения девства от всего того, чего миллионы людей ищут как величайшего счастья: от богатства, власти, выгодного брака с роскошной женщиной. И не только отказывается, но и терпит ужасные муки. Как мы видим, его выбор искренне не могли понять не только вдова и ее слуги, но и сам король. Отказываться от того, о чем многие только мечтать могут!

Когда-то я пересказывал житие подросткам из воскресной школы. Говорил – и чувствовал, что они не понимают. Конечно, стоит сделать поправку на возраст – дети не способны все уразуметь. Но тем не менее был очевиден огромный смысловой разрыв между тем, что нашим детям внушается в школе и на улице, и тем, что они слышат в Церкви. Там, за храмовыми стенами, – идеология под названием «Возьми от жизни все». Здесь: «Откажись от видимого ради невидимого». Школа и улица – шесть дней в неделю, Церковь – пару часов в неделю. Чей образ победит в их жизни? Моисея Угрина или Селены Гомес? Не знаю. Бог знает.

Да что дети! Мы, верующие взрослые, сами пропитаны гедонистической философией мира и часто поступаем по его волчьим законам. В закрытом от остальных людей мире чувств и мыслей ежедневно, ежечасно может происходить внутренний выбор «не ради Иисуса, но ради хлеба куса». Можно не иметь больших денег, но мечтать о них; быть далеким от власти, но желать ее; быть добропорядочным семьянином, но при этом носить в себе раскаленный вулкан похоти. А война, проигранная внутри, при необходимом стечении обстоятельств легко способна перейти в мир внешний и попасть в очередной репортаж криминальной хроники.

Есть в пещерах уникальное место для всех блудников – пространство между мощами преподобных Моисея Угрина и Иоанна Многострадального. Часто там можно увидеть плачущую навзрыд женщину или сумрачного вида мужчину, понурившего голову. Да и всякий верующий, проходя мимо угодников Божиих, преклонит колени и помолится об очищении ума и сердца и ограждении от беса блуда. В раке с мощами преподобного Иоанна есть небольшое отверстие, из которого исходит сладкое благоухание святых мощей. Оно заметно, если только встать на колени. Говорят, что впавший в фактический блуд человек не почувствует запаха. Возможно, так устроил Господь, чтобы напомнить грешнику, опустившемуся на самое дно блуда, о покаянии и о несомненном молитвенном заступничестве тех, кто полностью победил блуд при жизни.

Писатель жития преподобного Моисея насчитывает шестнадцать лет его подвига и соединяет каждый период с именем библейского святого. За пять лет плена преподобный явил терпение Иова. В шестой год пострадал за чистоту, подобно Иосифу. В десятилетнем безмолвии в пещере просиял, как первый Моисей, принесший Израилю Десять Заповедей, и также удостоился быть боговидцем, ведь сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Если продолжить подобные сравнения, мы придем к отождествлению Киевской Лавры и Киева с русским Иерусалимом и не придумаем ничего нового, ибо об этом сказали многие задолго до нас.

Такие ассоциации явно будут обличением по отношению к тем, кто живет у стен древнейшего монастыря Руси или имеет возможность добраться до него в течение нескольких часов, но пренебрегает этим Божиим подарком. Божественная Лавра зовет к своим святыням издалека – звоном колоколов, сиянием куполов, бесчисленным множеством книг и фильмов, посвященных ей. Как много еще есть тех, кто живет рядом с киевскими холмами, но, слыша, не слышат и, видя, не видят. Лавра молится о них и ждет.

Ждут преподобные Антоний и Феодосий, святой Агапит, непостижимый Марк Гробокопатель, грозный Илья Муромец, страшный для бесов Исаакий Затворник и великое множество других Божьих угодников, готовых выслушать и молитвенно помочь. Ждет нас и подземная келья Ближних пещер, в благодатной тишине которой покоятся мощи удивительного подвижника, показавшего нам великий пример любви к Богу, к девственности, к монашеству. Святость преподобного зовет нас к его гробу, чтобы поплакать, помолиться, попросить. Придем к нему – и горячая молитва Моисея подхватит наши слабые вздохи, и вознесет их высоко-высоко, к престолу Божьему. Придем, чтобы от его огня взять нечто и нам. Придем, чтоб научиться верить, терпеть, надеяться, любить, хранить себя от похотей мира. Придем, чтобы понять значение и величие тех святынь, рядом с которыми мы живем. Придем туда, чтобы сказать:
«Преподобный отче Моисее, моли Бога о нас!»

Икона Образ Преподобный Моисей Угрин, Печерский

Молитва преподобному Моисею Угрину

О пречудный и богоносный отче Моисее, изрядный угодниче Христов и великий чудотворче, к тебе смиренно припадаем и молимся: даждь нам быти причастниками любве твоея к Богу и ближнему, помози нам творити волю Господню в простоте сердца и смирении, заповеди Господни совершати непогрешительно, призри благоутробно на всякую душу верных твоих чтителей, милости и помощи твоея ищущих. Ей, всеблагий угодниче Божий, услыши нас, молящихся тебе, и не презри нас, требующих твоего заступления и достойную песнь тебе приносящих, тебе ублажаем, отче Моисее, тя воспеваем, чистоты светильниче, прославляюще милостиваго Бога, во Святей Безначальней Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая Моисею Угрину

Преподобне отче Моисее! Воззри на нас милостивно и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси, мы на земли низу, удалены от тебе, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к тебе прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престани, угодниче Божий, о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Вси православнии христиане, твоими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя, и ихже отцем всепомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Предстояще всечестней иконе твоей, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. О, превеликий угодниче Божий! Всем нам, с верою притекающим к тебе, помози предстательством твоим ко Господу, и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья Моисею Угрину

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Моисее, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ, ГЛАС 3:
Другаго тя Иосифа, великий чистоты и целомудрия рачителю, всечестне и равноангельне Моисее, священными песньми восхваляюще, грешнии, молим ти ся прилежно: моли Христа Бога, яко да исцелит вся наша страсти и подаст велию милость.

ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 3:
Труды и подвиги со страстьми по чистоте твоей видя, святе, кто не дивится? Глад бо, темницу и раны приемля, не поработился еси сластем ляховицы, но, яко царь, страстьми обладаяй, ныне и тогда возпрославился еси от Всевидящаго человеческая сердца, от Негоже во искушениих всем пособствовати благодать прием, пособствуй и нам, твою память чтущим, Моисее преподобне.

КОНДАК, ГЛАС 3:
В Вышних, Единаго Бога ища, земная вся презрел еси, о телеси своем нерадив, на муки мужески себе вдал еси, глад, жажду, узы, в темнице затворяемь, доблественно претерпел еси, биения, кровеизлияние и удов отрезание, чистаго ради девства твоего, мужески понесл еси. И ныне с девственными лики предстоя Пресвятей Троице, от всех искушений моли избавитися вопиющим ти: радуйся, Моисее, отче блаженейший.