Социальные системы и их структура. Социальная структура общества

внутреннее устройство общества или социальной группы, состоящее из определенным образом расположенных, упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в определенных рамках.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающая ее сущностные характеристики.

Важнейшая отличительная особенность С.С. заключается в том, что она тождественна системным (эмерджентным) свойствам комплекса составляющих ее элементов, т.е. свойствам, не характеризующим отдельные элементы этого комплекса. В любой структуре можно выделить элементы, составляющие собственно структуру, и комплекс элементов, из которых структура строится. Сумма всех деревьев остается неизменной независимо от того, стоит ли каждое дерево на отдельном участке или же все деревья составляют лес, т.е. определенную экологическую структуру. Структура социальной группы также отличается от совокупности составляющих ее членов теми свойствами, которые не могут быть использованы для описания отдельных членов группы, так как они характеризуют отношения и взаимодействия большинства или всех этих членов и, следовательно, относятся ко всей группе как целому, например, свойствами сплоченности. Таким образом, социологический анализ С.С. коренным образом отличается от изучения составляющих ее элементов (индивидов, норм, ценностей, социальных статусов, ролей, позиций и т.п.), поскольку такое исследование сосредоточено на системных, эмерджентных (не сводимых к сумме составляющих элементов) свойствах именно совокупности элементов, характеризующих не отдельные из них, а способ их сочетания, отношений и взаимодействий между ними.

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ

определенный способ связи и взаимодействия элементов, т. е. индивидов, занимающих определенные соц. позиции (статус) и выполняющих определенные соц. функции (роль) в соответствии с принятой в данной соц. системе совокупностью норм и ценностей. Основные свойства С.с. могут быть рассмотрены в зависимости от переменных: 1) отношения, взаимоотношения, взаимозависимость; 2) регулярность, внутреннее разнообразие, постоянство; 3) фундаментальность, существенность, глубина измерения; 4) детерминирующее, ограничивающее, контролирующее воздействие по отношению к эмпирически наблюдаемому явлению. Видами С.с. являются: идеальная структура, связывающая воедино верования, убеждения, воображение; нормативная структура, включающая ценности, нормы, предписанные соц. роли; организационная структура, определяющая способ взаимосвязи позиций (статусов); случайная структура, состоящая из элементов, имеющихся в наличии в данный момент и включенных в ее функционирование (конкретный интерес личности, случайно поступившие ресурсы и т. д). С.с. системы как функциональное единство совокупности элементов управляется своими только ей присущими законами и закономерностями. Вследствие этого изменение структуры носит характер саморегулирования, поддерживающего в определенных условиях равновесие ее элементов. Поскольку элементы каждой отдельно взятой соц. системы обладают различн. индивидуальными качествами, постольку С.с. системы - это, с одной стороны, общие принципы ее функционирования, а с др. - вытекающие из особенностей элементов и способов их связи закономерности ее развития. Исходя из специфики С.с. системы, принципов и закономерностей ее функционирования и развития, можно объяснить и различия в содержании, характере деятельности и поведении людей, относящихся к различн. соц. системам. См. также: Концепции социальной структуры. Лит.: Осипов Г.В. Социология и социализм. М., 1990; Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М., 1996; Parsons T. The structure of social action. N.Y., 1937, 1949; Lipset S.M. Social structure and social change//Approaches to the study of social structure. N.Y., 1975. А.Д. Налетова.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Ф е о д а л ы. Развитая система вассалитета.

Магнаты (паны).

Аристократы. Имели право на своих землях строить замки и города. Но не всœе владельцы своих вотчин. Часто имели землю как наместники великих князей, а с местным населœением заключали ряд.

В войну вели войско под своим флагом.

Шляхта (термин на литовских землях в XVI в.).

Мелкие и мельчайшие землевладельцы. Большинство служили в кавалерии великого князя мечниками, остальные – в кавалерии магнатов. Причем, великий князь сам мог передавать их магнатам.

Чувство сословного единства. На землях великого князя Литовского они составляли 5 % населœения, в то время как дворянство аналогичного статуса в Западной Европе – не больше 2 %.

Некоторые шляхтичи имели право вечного владения землей. Остальные – пожизненно ("до живота") или условно-наследственно (до 2-х или 3-х животов, ᴛ.ᴇ. сыну или внуку, но не дальше). За неявку на службу – конфискация земли. Шляхтич не обязан жить в своих землях. Мог пребывать в других странах сколько угодно и "изучать обычаи рыцарства", только, в случае если эта страна не воюет с великим князем.

В отличие от Московской Руси, где права феодала не были гарантированы от произвола верховной власти, в Литве великий князь не имел права подвергать панов и шляхту личным наказаниям и конфискации имущества без суда.

Бояре .

В XIV веке – основная масса литовских феодалов. К началу XVI века данный термин здесь девальвировался по сравнению с Московской Русью настолько, что в XVI веке "путными" и "панцирными" боярами стали называть тех, кого раньше звали боярин-слуга (крестьяне, обязанные нести военную службу в ополчении феодала).

Горожане .

Влиятельная и многочисленная группа. "Местичи" (отсюда мещане). Заключали от города договор с великим князем – "привилей".

Города с XIV–XV веков имели право самоуправления и независимость от сеньора по западноевропейскому образцу (Магдебургское право).

Горожане обладали привилегиями и часто выступали самостоятельной политической и социальной силой.

Крестьяне .

Назывались "мужи". В XIV в. лично свободны. Делились на "тяглых" (барщинных) и "данных" (оброчных). До конца XV в. преобладала натуральная рента.

Потом появились крестьяне похожие и непохожие (вправе уходить или нет).

В 1447 году крестьян лишили права переходить из владений феодалов в великокняжеские и наоборот.

Типично крестьянское малоземелье и аренда земли. В то же время крестьянская семья могла нанять работника за долю урожая.

С 1496 года из одного села в год мог перейти к другому хозяину только один человек.

В 1557 году – окончательное закрепощение крестьян. Установлен максимальный крестьянский надел, произведена перепись, при которой самую мелкую шляхту записали в крестьяне. Не община, а каждая крестьянская семья ставилась в зависимость от владельца. Правильные геометрические формы участков.

1566 год – 10-летний срок сыска беглых.

1588 год – 20-летний срок сыска + владелœец волен в смерти крепостного.

Холопы .

"Люди невольные", "паробки", "челядь". Иметь их могли только христиане.

Источники холопства = русские + казнь преступника могла быть заменена рабством.

Юридически – не человек, а имущество.

Дети холопов – отчичи. Их положение близко к непохожим крестьянам.

Холопы использовались для труда на землях хозяина и как слуги.

Казаки .

В XVI веке – самостоятельная социальная группа, имеющая самоуправление. Со второй половины XVI века король стал брать на службу украинских казаков. Их состав неоднороден – и голытьба, и владельцы хуторов. Так как запорожские казаки в Сечи не могли держать семью ® захват мальчиков на московском пограничье.

Военно-административная организация Запорожской Сечи ® потенциальная возможность создания государства.

Э к о н о м и к а. Развитие крупного феодального землевладения отличается от Московского.

Появились фольварки, как в Польше. Это домениальное хозяйство, основанное на труде барщинных крестьян. Вся продукция идет на внешний рынок. (и сельскохозяйственная, и продукция вотчинного ремесла).

Владельцы фольварков имели таможенные привилегии. Их крестьяне платили меньшие налоги.

В XVI в. – обезземеливание крестьян и перевод их на месячину. Барщина до пяти дней в неделю (вот вам и пополнение казачества). Все лучшие пахотные земли – под фольварки ® их так много на Украинœе.

В землях великого княжества сохранилась крестьянская община. Развито коневодство (конокормцы).

Право рыбной ловли в реках – в монополии великого князя.

® прудовое рыбоводство в фольварках.

Г о р о д а. Много частновладельческих. Но замки могут стоять и вне городов.

Города – торговые ремесленные центры. Город может выкупить право самоуправления. Тогда избирается городская рада и ее председатель бурмистр.
Размещено на реф.рф
Рада отвечает за благоустройство, судит, платит налоги, поставляет воинов, чинит крепости.

Здание для ее заседаний – ратуша. Лавки в ней сдавались в аренду.

Город имел свои мельницы и склады. Иностранные купцы должны были использовать только их, ᴛ.ᴇ. городское самоуправление имеет бюджет.

Ремесленные цехи, как в Европе. Выборные от них контролировали городские финансы и благоустройство.

На города легло основное налоговое бремя.

Фольварки затормозили городскую внешнюю торговлю, а закрепощение крестьян снизило покупать способность на внутреннем рынке и лишили города притока населœения.

Упадок городской жизни в конце XVI века.

Слабеющие города не могли защитить центральные владения от феодалов.

Ц е р к о в ь. К XVI веку параллельно существовала католическая и православная церковь и проникал протестантизм. Кальвинистами стали самые богатые горожане и магнаты (Радзивиллы). Им временно удалось ограничить влияние католической церкви на государственные дела.

Но в конце XVI в. католическая церковь перешла в наступление. В ее руках была система городских учебных заведений + городские должности отдавались католикам.

Протестанты вернулись в католичество (контрреформация).

Православным запретили не только занимать должности, но и возглавлять ремесленные цехи, покупать новые дома.

Одновременно православное духовенство Литвы всœе больше отходило от Московской митрополии.

1596 год – Брестская уния церквей и униатская церковь.

Униаты = католикам в правах.

Униатская церковь признавала главенство папы римского и католическую догматику (чистилище, исхождение духа святого не только от отца, но и от сына, непорочное зачатие богородицы, ее телœесное вознесение на небо, непогрешимость папы римского в делах веры и нравственности).

Обряды как у православных, язык богослужения славянский.

Но православные горожане боялись колонизации через униатство, стали искать поддержки у Москвы. А православная шляхта боялась, что присоединœение к Москве уменьшит ее сословные привилегии. Король оценил и прекратил притеснять православную знать.

Единого антикатолического фронта не возникло.

Социальный состав. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальный состав." 2017, 2018.

  • -

    Общая характеристика источников информации об уровне жизни населения. Качество населения как составляющая развития экономики и качества жизни. Методы исчисления показателей уровня жизни населения. 17,19,22 Компоненты изменения численности населения... .


  • - Экономический, образовательный, социальный составы населения и тенденция их изменений в России.

  • - Экономический, образовательный, социальный составы населения и тенденция их изменений в России.

    Общая характеристика источников информации об уровне жизни населения. Качество населения как составляющая развития экономики и качества жизни. Методы исчисления показателей уровня жизни населения. 17,19,22 Основными задачами статистики уровня жизни населения являются:... .


  • - Социальный состав населения. Расселенческая структура населения.

    Этнический и конфессиональный состав населения. Экономический и образовательный состав населения. Самый многочисленный этнос Российской Федерации - русские; их численность, по данным переписи 2002 года, - 115,9 млн, или 79,8 % от всего населения, на втором месте... .[читать подробнее] .


  • - Социальный состав народного собрания

    От ответа на вопрос о социальном составе веча зависит понимание того, было ли вече народным институтом, или это был инструмент управления знати (правящей элиты в нынешнем понимании) и инструментом принятия политических, военных или социальных решений. И. Я. Фроянов... .


  • Экономический состав населения показывает распределение жителей на группы в зависимости от наличия источников средств существования, а так же наличия занятий и отраслей.

    Все население можно разделить на две большие группы:

    1) эк.активное население

    2) эк.неактивное население

    Эк.активное население(э.а.н.)- это группа населения, работающая в общественном хозяйстве или желающая работать, но не способная найти работу в данный момент времени, т.е. безработная.

    Важнейшей характеристикой э.а.н. является уровень безработицы, т.е. доля безработных от численности э.а.н. Социально опасным считается уровень безработицы, превышающий 10% от числа э.а.н.

    Государство как правило старается поддержать безработных, выплачивая им пособия, занимаясь переобучением безработных, налаживанием системы информации о вакансиях. Тем не менее, в развитых странах известны районы, где на протяжении многих лет уровень безработицы превышает 20-25%. Еще хуже обстоят дела во многих развивающихся странах, где безработица часто выступает в виде аграрного перенаселения.

    Высокий уровень безработицы и аграрного перенаселения является одной из причин миграции, когда люди стараются переехать в те районы, где могут найти приемлемую работу.

    Э.а.н. главным источником существования имеет заработную плату, доход от реализации собственной продукции, предп. доход или пособие по безработице. Кроме того, э.а.н. РФ составляет около 67,7% от общего числа населения и э.а.н. ежегодно сокращается в среднем на 4,2%.

    Эк. неактивное население (э.н.н.) это население, которое работает только в личном хозяйстве или вообще не работающее. Часть э.н.н. имеет источник дохода и таким источником могут быть различные пособия и доходы от собственности, в том числе банковский процент.

    Часть э.н.н. вообще не имеет источников средств существования: дети, женщины, домохозяйки, люди в странах без пенсии и они находятся на полном обеспечении родственников.

    Работающие люди по типам своих занятий делятся на множество категорий:

    1. предприниматели

    2. наемные работники

    3. занятые индивидуальной трудовой деятельностью

    4. занятые на одной основной работе плюс дополнительная работа

    5. полный/неполный рабочий день

    6. физическим/умственным трудом

    7. ночным/механизированным трудом

    Особое значение имеет отраслевой состав занятых – это распределение работников по отраслям экономики. По составу работников по отраслям можно судить довольно точно об уровне соц-эк развития той или иной территории. При этом, выделяют отрасли первичного сектора экономики:

    Лесное хозяйство

    Рыболовство

    Рыбоводство

    Вторичный сектор экономики:

    Промышленность

    Строительство

    Третичный сектор экономики:

    Сфера обслуживания населения(образование, медицина, транспорт, связь и т.д.)

    В современном мире в первичном секторе экономики занято около 50% работников от всей численности работающих, во вторичном – около 20% и 30% на третичном.

    Помимо соц-эк развития общества, доля занятых в первичном секторе экономики снижается, а в большинстве развивающихся стран на этот сектор приходится больше 50% работающих. В связи с этим их экономику можно считать аграрной (страны Африки).

    В настоящее время вторичный сектор экономики является главным в наиболее продвинутых странах по пути соц-эк прогресса. И их можно считать индустриальными (Карелия, Болгария, Мексика, Украина).

    По мере дальнейшего развития на первое место в структуре занятости выходит третичный сектор экономики. В наиболее развитых странах в этом секторе занято 2/3работающих. Эти страны можно назвать постиндустриальными (Россия, США, Япония, Германия).

    В РФ за период 90-х годов, экономический состав населения значительно изменился: сократился уровень э.а.н., кроме того появились безработные (7,5%), отраслевая структура страны сменилась с индустриальной на постиндустриальную.

    Социальный состав населения – это распределение населения по социальным группам. Социальные группы выделяются по месту людей в эк.систему общества и уровню образования. Социальный состав населения является одной из важнейших характеристик любого населения.

    Можно выделить следующие социальные группы населения в России, которые имеют аналоги в всех развитых странах мира:

    1) административная элита и высшие государственные служащие

    2) рабочий класс:

    Квалифицированные

    Неквалифицированные

    Рабочих разделяют еще:

    Имеют акции своего предприятия

    Не имеют акции

    3) предприниматели всех видов:

    Крупные

    4) интеллигенция

    по профессиональному признаку:

    Учителя

    Проф. военные

    Преподаватели

    Работники культуры

    Работники искусства

    5) крестьянство:

    Фермеры

    Работники колхозов

    6) население, занятое индивидуальным трудом

    7) население, живущее за счет пособий:

    Студенты

    Безработные

    Не зависят от заработка (жены бизнесменов и т.д.)

    8) маргинальные слои населения:

    Криминальные элементы



    Точных количественных оценок по этим социальным группам в России нет, но самыми многочисленными являются рабочий класс и интеллигенция.

    В развитых странах высшие слои общества (административная элита и крупные бизнесмены), а низшие (маргиналы, неквалифицированные рабочие).

    В развитых странах имеются большие соц и эк различия между элитой и низшими слоями общества.

    20. Характеристика «расселения населения»

    Термин «расселение» имеет два значения:

    1) процесс заселения людьми какой-либо территории?????

    2) характеризует распределение жителей по населенным пунктам различных территорий, кот???? и занятием с/х появились первые сельские поселения.

    С развитие общественного производства и отделением ремесла от с/х, появились города. Первые города сформировались 5-6тысячелетий тому назад как пункты концентрации населения, основным видом занятий которых была торговля, ремесла, оборона и отправление религиозных культов.

    Города возникли в местах наиболее благоприятных для выполнения вышеперечисленных выгодных функций и выгоны географическим положением.

    Считается, что первые города образовались в Месопотамии, Египте, Индии, Китае и чаще всего, это были столицы государств. С момента возникновения городов, и количество и численность населения постоянно увеличивались. Города заметно влияли на развитие общества, способствовали возникновению государств, росту товарно-денежных отношений, развитию внутренней и внешней торговли и, соответственно, экономики страны.

    Подавляющее число городов возникло и получило развитие в более поздние периоды, а городской образ жизни получал все более широкое распространение и этот процесс стал глобальным соц-эк процессом, который называется урбанизацией. Особенно урбанизация ускорилась в 20 века, на протяжении которого численность городского населения увеличилась в 15 раз. А сельское население за этот же период увеличилось только в 2 раза. Обобщающим показателем развития урбанизации является доля городского населения от всех жителей какой-либо территории. Этот показатель называется уровнем урбанизации.

    Для Земли в целом в настоящее время уровень урбанизации составляет 50%. При этом, в развитых странах уровень урбанизации выше (75% и выше) и в последние годы н остается на одном и том же уровне.

    В развивающихся странах уровень урбанизации ниже, а в наиболее отсталых странах Африки и Азии он составляет 10%. В РФ он составляет 73% на протяжении 20 лет. Если смотреть по регионам, то уровень урбанизации очень широко варьирует.

    В процессе развития человечества сформировалось 2 категории поселений – городские и сельские. Соответственно, в любой стране существуют две формы расселения.

    Расселенческая структура населения – это распределение жителей между городскими и сельскими поселениями, т.е. городскими и сельскими населенными пунктами, а так же расселение населения по поселениям разных размеров внутри основных категорий населенных пунктов. Анализ расселенческой структуры населения важен для любой территории, т.к. оказывает большое влияние на все социальные процессы.

    Известно, среди городского населения обычно ниже уровень рождаемости следовательно, ниже естественный прирост, выше уровень образования, меньше средний размер семьи по сравнению с аналогичными показателями сельского населения.

    Исторически, сложились определенные критерии в соответствии с которыми населенные пункты причисляются либо к городским поселениям, либо к сельским.

    Для городских поселений существуют следующие критерии:

    1) исторический. Города сложились в процессе исторического развития стран.

    2) количественный. Представляет собой то, что включение населенного пункта в размер городов относится в том случае, когда данный населенный пункт достигнет численности населения от 200-х и выше человек.

    3) экономический. В разряд городов включают населенные пункты с учетом занятости населения не с/х трудом, и часто данный критерий используется в сочетании с количественным критерием. В России к городам относятся населенные пункты, численность которых не менее 12 тыс. человек, среди которых 85% - рабочие, служащие и члены их семей.

    4) законодательный. По законодательству, в разряд городских населенных пунктов включают населенные пункты с определением соотв. законодательства данной страны. Городские населения – это населенные пункты, отнесенные в соотв. с законодательством государства к категории городских. В разных странах критерии выделения городского населения различны. В Канаде и США применяется критерий включения в состав городов населенных пунктов с опред. законодательством и количественным критерием. В Бразилии, Монголии, Египте, Парагвае, при отнесении населенных пунктов к городским, учитывают административный статус независимо от численности населения.

    В России существует два вида городских поселений:

    2) поселки городского типа. ПГП является тип поселения, который по своим размерам защищает промежуточное положение между городом и селом. Основная часть населения не менее 80% жителей должна быть занята не в с/х. ПГП – географический термин, обозначающий тип поселений???????

    Кроме рабочих поселков, ПГП могут быть дачными и курортными.

    Сельские поселения расположены в сельской, которая представляет собой обитаемую территорию вне городских поселений. Сельские поселения более 100 лет тому назад были местами расселения более 25% населения Земли.

    К традиционным поселениям относят все относительно мелкие поселения и в разных странах в соотв. с их исторически сложившимися условиями становились те или иные виды сельских поселений (аул, села, деревни, станицы, хутора и т.д.).

    Городские поселения от сельских отличаются большими размерами, наличием административного значения, более высокой плотностью застройки и высокой концентрацией всех видов деятельности.

    Вокруг больших городов формировались городские и сельские поселения, тесно связанные с главным городом разнообразными соц-эк взаимодействиями.

    Такие группы городов наз. городские агломерации. И ни давно уже стали значимой формой городского расселения в развитых странах. К числу крупнейших городских агломераций с населением более 15 млн. человек относят:

    1. Токио (Япония)

    2. Бомбей (…)

    3. Сан-Пауло (Бразилия)

    4. Мехико (Мексика)

    5. Шанхай, Пекин (Китай)

    6. Джакарта (Индонезия)

    7. Нью-Йорк (США)

    8. Буэнос-Айрес (Аргентина)

    В социологии понятие "социальная структура" тесно связано с понятием "социальная система". Социальной системой иногда называют общество. Это - совокупность различных социальных явлений и процессов, которые детерминированы социальными отношениями и связями, в результате чего возникает целостный социальный организм. Отдельные социальные явления и процессы выступают как системообразующие элементы, без которых невозможно существование той или иной социальной системы (разновидности). Социальная структура общества является частью социальной системы и объединяет два компонента - социальный состав и социальные связи. В самом общем виде она понимается как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и отношений (связей) между ними. В свою очередь, любая социальная система (в том числе и общества) содержит определенную социальную структуру. "Социальный состав" - это набор элементов, составляющих данную структуру. Второй компонент представляет собой набор связей этих элементов. Таким образом, понятие социальной структуры включает в себя, с одной стороны, социальный состав или совокупность различных типов общностей внутри общества, с другой стороны - это социальные связи всех составляющих частей. Исходя из понимания сути социальной структуры общества, можно определить ее как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой упорядоченных относительно друг друга социальных общностей, слоев, групп, а также отношений между ними. Это - своего рода "анатомия" общества, объективный дифференцированный разделение общества на отдельные слои, группы, которые объединяются на основе одной или нескольких признаков.

    Изучая социальную структуру общества, социология анализирует процессы возникновения или стирания граней между различными группами, слоями (сближения, удаления по разным критериям). Социальная структура означает устойчивую связь социальных элементов в социальной системе. Основным элементом социальной структуры являются социальные общности (классы, слои, нации, профессиональные, демографические, территориальные, политические группы, но не случайные неустойчивые объединения людей). Каждый из этих элементов, в свою очередь, является сложным строением, присущей определенным внутренним слоям, связям. Социальная структура отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальная структура формировалась, "чеканилась" в процессе исторического развития. Она и сейчас видоизменяется.

    Системный анализ общества мы проведем через призму социальной дифференциации (то есть разделения, различия) общества. Члены общества могут быть разрозненные (дифференцированные) по многим особенностями, признаками, к которым относятся:

    ■ биологические (пол, возраст, раса);

    ■ интеллектуальные особенности (умственный уровень, способность)

    социальные особенности (образование, материальное положение, образ жизни);

    ■ функции, или социальные роли, статусы в рамках различных сфер деятельности общества.

    Эти особенности дифференцируются в каждом обществе по-разному. Существуют различные способы, критерии оценки роли ряда особенностей. Именно принцип и признаки дифференцированности (различение в качественно-количественном измерении) служат условием дальнейшего различия людей, групп в иерархической упорядоченной системе, статусно-ролевой системе - стратификации.

    Анализ социальной структуры современного общества (рис. 1) выделяет следующие элементы-срезы:

    ■ социально-классовые (социальные слои, группы, страты)

    ■ социально-профессиональные;

    ■ социально-демографические;

    ■ социально-территориальные (поселенческие общности)

    ■ социально-этнические (нации, народности).

    Каждый из этих элементов (системы сообществ) делится на большое число различных социальных формирований.

    Самым главным структурным компонентом социальной структуры являются социально-классовый или стратификационный срез, который имеет двойной характер: выступая одновременно и как элемент целого (социальной структуры), и как "социальная выпуклость", следствие "взаимодействия" других социальных срезов, детерминированных определенными дифференцированными признакам (рис. 2. Основные социальные срезы общества и их позиционирования).

    Социальная структура раскрывает внутреннее строение и всю многомерность связей в обществе. А стратификация (или стратификационная структура) связана с иерархически (доминанта количественных параметров) организованной взаимодействием людей. Основными элементами социальной структуры являются индивиды (люди), которые занимают определенные социальные позиции (статусы) в обществе и выполняют в нем определенные социальные функции (роли). На основе статусно-ролевых признаков и возникает объединение людей в группы и другие социальные общности. Поэтому социальную структуру общества определяют еще и как совокупность статусов, ролей и других признаков. В свою очередь, роли и статусы - это производные общественного разделения труда, которые усваиваются индивидами в процессе социализации (воспитания, образования, восприятия и освоения социальной действительности). Это, можно сказать, строительные кирпичики социальной структуры.

    Статус - это социальное положение человека в обществе, обобщенная характеристика, которая охватывает профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические характеристики человека. Он представляет собой и определенную позицию человека в социальной структуре определенного сообщества или общества, связанную с другими позициями через систему возможностей, прав, обязанностей. Различают социальный и личный статус. О социальной уже говорилось, а личный определяется положением, которое человек занимает в малой или первичной группе, в зависимости от того, как она оценивается членами коллектива по своим индивидуальным качествам. Каждый из нас, так или иначе, является носителем многих социальных и личностных статусов, поскольку участвует в функционировании и взаимодействии многих крупных и малых социальных группах.

    Не менее важным элементом структуры общества выступает социальная роль. Она сопряжена со статусом, характеризуя его динамическую, поведенческую сторону. Статус требует от человека социально одобряемого поведения, реализации прав и обязанностей, психологического отождествления, идентификации себя со своим статусом. Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, с выполнением соответствующих функций можно назвать социальной, статусной ролью. Требования и нормы поведения общество определяет для статуса заранее. В свою очередь, каждая позиция и исполняющая роль определяются кругом прав и обязанностей. Права определяют возможности свободного выбора действия. Обязанности ограничивают выбор вынужденным выполнением того или иного действия. В то же время права и обязанности прочно связаны между собой таким образом, что одно следует иное.

    В социологии понятие "социальная структура" применяется в широком и узком смыслах. (В широком (обобщенном) - язык уже шла). В узком смысле, "социальная структура" чаще применяется для анализа социально-классовых и социально-групповых общностей. Социальная структура в этом смысле - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.

    Существует несколько теорий и концепций социальной структуры. Исторически одной из первых является марксистская концепция, в которой главное место отводится социально-классовой структуре общества, которая представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов; общественных слоев и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы, главным признаком которых является отношение к средствам производства и отношение к собственности (владения или невладение), что определяет роль классов в общественной организации труда и в системе власти (те, кто правит, и те, кем правят, "руководители "и" подчиненные "), их благоустройство (богатые и бедные). А борьба классов является движущей силой общественного развития.

    Кроме классов, структурными компонентами общества также слои - промежуточные или переходные общественные группы, которые не имеют четко выраженного специфического отношения к средствам производства. Они могут быть как внутриклассовые (как часть класса: большая, средняя, мелкая сельская буржуазия, промышленный и сельский пролетариат, рабочая аристократия), так и межклассовые слои. К ним относят: пролетарскую интеллигенцию, буржуазию, мелкую буржуазию. Это дает основания иногда использовать понятие "социально-прошаркова" структура общества. Это понятие не полностью тождественно социально-классовой структуре, но, по мнению марксистских социологов, позволяет конкретизировать социальную структуру общества.

    При более широком подходе к интерпретации социальной структуры с этой позиции значительное место отводится понятию "социальный интерес" - как реальным жизненным устремлениям людей, групп, которыми они руководствуются в своих действиях и которые определяют их объективное положение в социальной системе. На основе вышеизложенного, можно дать определение классам. Это - большие социальные группы, которые различаются по роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются и функционируют на основе коренных социальных интересов.

    Когда речь идет о социальной структуре, имеется в виду прежде всего то, что общество — это сложное, составное целое, состоящее из организованных элементов, между которыми постоянно существует связь. Понятие «структура» (от лат. structura — строение, расположение, порядок) впервые ввел в социологию Г. Спенсер. К этому времени понятие «структура» широко использовалось в естественных науках, особенно в биологии и анатомии, для обозначения постоянных отношений между отдельными частями организма и его целым. Уже тогда общество рассматривалось как целое, состоящее из взаимосвязанных элементов, каждый из которых приобретает значение и смысл исходя из целого. Такое понимание общества мы находим везде, где идет речь о классах, нациях, социальных слоях, институтах и других составных частях общества, связанных стабильными отношениями. Поэтому можно дать следующее определение: социальная структура — это принявшее повторяющиеся и устойчивые формы переплетение взаимоотношений и взаимосвязей между элементами общества.

    Социальная структура придает жизни организованность и стабильность. Например, рассмотрим социальную структуру вашего учебного заведения. Каждую осень в колледж приходят новые студенты, и каждое лето группа выпускников заканчивает учебу. Но несмотря на то что конкретные люди со временем меняются, колледж продолжает существовать. Точно так же семья, рок-группа, коммерческая компания, религиозная община и нация — это социальные структуры. Таким образом, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.

    Относительно роли индивида в функционировании социальной структуры существуют две традиционные точки зрения. Во-первых, социальная структура является фактором, определяющим и действия, и даже мысли и настроения людей. Например, в отечественной истории был период, когда многие были уверены в том, что выходцы из пролетарской среды обладают верным знанием жизни и лучше ориентируются в социальной действительности, чем представители интеллигенции и других классов, уже только в силу классового происхождения.

    Во-вторых, общество и социальные отношения не содержат в себе ничего стабильного — это динамические процессы, каждый миг творимые индивидами в их взаимодействии друг с другом.

    Современный английский социолог Э. Гидденс соединил оба подхода в единой логической конструкции. Согласно Гидденсу, структуры не может быть вне действия, как и действия вне структуры. Структуры творятся человеческими действиями и воспроизводятся ими в социальной действительности. Таким образом, можно говоритьо непрерывном процессе становления структур в действии, которому Гидденс дает название структурами. Социальная структура характеризуется двойственностью, будучи одновременно и результатом индивидуальных действий, и их определяющим условием. По мнению Гидденса, социальная структура не является чем-то внешним по отношению к индивиду, а существует скорее «внутри» него — в виде нормативных моделей поведения, традиций, сценариев действия и т.д. То, что структура находится вне субъекта, — это всего лишь иллюзия индивидуального восприятия, возникающая в результате наложения друг на друга представлений о стабильной окружающей объективной реальности и о социальном мире. В действительности, по Гидденсу, именно адекватные действия людей в процессе структурации обеспечивают воспроизводимость всего социально позитивного.

    Понятие социальной структуры

    В статьях социологов и учебной литературе по социологии, пожалуй, чаше всего используется понятие «социальная структура». Когда речь идет о социальной структуре, прежде всего имеется в виду то, что общество — это сложное целое, состоящее из организованных элементов, между которыми постоянно существует связь. Термин «структура» (от лат. structura — строение, расположение, порядок) ввел в . Термин «структура» к этому времени уже давно и широко использовался в естественных науках, особенно в биологии и анатомии, для обозначения постоянных отношений между отдельными частями организма и его целым. Органицистская направленность социологии Спенсера требовала соответствующей терминологии.

    Однако Спенсер не был изобретателем уже вполне сложившейся к тому времени парадигмы рассмотрения общества как целого, состоящего из взаимосвязанных элементов, каждый из которых приобретает значение и смысл исходя из целого. Такое понимание общества присутствует везде, где идет речь о классах, нациях, социальных слоях, институтах и других составных частях общества, связанных между собой стабильными отношениями. Поэтому определение социальной структуры может быть только таким: социальная структура — принявшее повторяющиеся и устойчивые формы переплетение взаимоотношений и взаимосвязей между элементами общества.

    Социальная структура придает групповому опыту целенаправленность и организованность. Благодаря социальной структуре человек в своем сознании связывает определенные факты опыта, называя их, например, «семья», «церковь», «квартал» (район проживания). Почти также человек воспринимает физические аспекты своего опыта — части, сведенные в целое, как структуры, а не как изолированные элементы. Например, когда мы смотрим на какое-то здание, мы видим не просто кровлю, кирпичи, стекло и прочие строительные материалы — мы видим дом; когда мы смотрим на бесхвостое земноводное, мы видим не просто выпученные глаза, гладкую пятнистую кожу и длинные задние лапы, а лягушку. При этом мы соотносим полученный опыт с другим опытом в рамках более обширного контекста.

    Именно социальная структура дает человеку ощущение того, что жизнь организованна и стабильна. Например, рассмотрим социальную структуру университета. Каждую осень проводится набор новых студентов, и каждое лето еще одна группа завершает учебу в университете. Деканаты определяют стипендии и управляют учебным процессом. Все новые студенты, преподаватели и деканы проходят через эту систему и в положенное время выходят из нее. Несмотря на то что конкретные люди, из которых состоит университет, со временем меняются, университет продолжает существовать. Точно так же семья, рок-группа, армия, коммерческая компания, религиозная община и нация — это социальные структуры. Следовательно, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.

    Социологи рассматривают социальную структуру как социальный факт из тех, которые описывал Э. Дюркгейм. Мы воспринимаем социальный факт как нечто существующее вне нас, как независимую реальность, которая является частью нашего окружения. Можно сказать, социальные структуры ограничивают поведение индивида и направляют его действия в определенное русло. Поступив в университет, новичок чувствует себя как-то неловко, потому что еще не вписался в новое окружение. Традиции и обычаи университета — это социальная структура, форма, которую приняла данная организация за многие годы регулярного взаимодействия между студентами, преподавателями и руководством.

    Хотя мы используем статичную структурную терминологию для описания и анализа социальной жизни, это не должно закрывать динамичные и меняющиеся характеристики социальной структуры. Напр и м с р, университет — не вечное единообразно и постоянно существующее социальное образование; для того чтобы он существовал как целое, его внутренние отношения и связи должны непрерывно воспроизводиться все новыми и новыми поколениями студентов и преподавателей.

    Социологи не пришли к единому мнению в том, что именно считать «элементами» общества, связи между которыми образуют социальную структуру. Одни полагают, что такими элементами являются просто люди, другие — что это нелюди, а социальные роли, которые они выполняют, а третьи — что это социальные институты.

    Концепции социальной структуры

    В социологии понятие социальной структуры является одним из основных. Однако именно потому, что им пользуются все социологи, оно приобрело многозначность, и различные смысловые оттенки определяют серьезные концептуальные различия.

    В структурном функционализме А. Рэдклифф-Браун, английский антрополог и социолог, связывает по смыслу понятие социальной структуры с понятием функции. Для него все компоненты социальной структуры выполняют свою необходимую функцию, и непрерывное существование каждого компонента связано функциональной зависимостью с существованием других. Ученый определяет социальную структуру как соответствующие моделям, или «нормальные», социальные отношения, как систему статусных позиций, занимая которые, индивид вступает в конкретные отношения с другими людьми. Т. Парсонс впоследствии развил идеи структурного функционализма применительно к крупным и сложным обществам, показав, что социальная структура по своей природе нормативна и ее составляют «институционализированные модели нормативной культуры». Иными словами, структуру образуют именно модели (образцы) поведения, которые, будучи относительно постоянными в данном обществе, обеспечивают единообразие и стабильность социальной жизни.

    Структурализм в лице К. Леви-Строса и Ф. де Соссюра предлагает нечто аналогичное. Для них структура — тоже модель, паттерн или тип, но локализованный в бессознательном. Эти неосознаваемые людьми и неявные закономерности, проявляющиеся в языке и поведении, объясняют многое в социальной жизни. Леви-Строс считал, что его метод в равной мере применим к анализу мышления, речи и социального поведения. Структурализм пытается объяснять все многообразие социальной действительности бессознательными структурами, или типами, которые обязательно проявляются во всех сферах жизни. Таким образом, здесь структура рассматривается в значении, синонимичном значению немецкого «гештальт» или английского «паттерн».

    В другом понимании термин «структура» используется для того, чтобы отличить главное от второстепенного, существенное от несущественного, первичное от производного. Так. для К. Ман- гейма он имплицитно обозначает совокупность элементов социальной системы, которые являются базисными и оказывают определяющее влияние на все остальные. Мангейм определяет как базисные материальные элементы общества, на основе которых должны объясняться его идеальные элементы. Такое деление напоминает схему строения общества, предложенную К. Марксом, где фигурируют базис — экономические (материальные) отношения и надстройка — идеальные, духовные отношения. Влиянием марксистской традиции объясняется тот факт, что социологи до сих пор пользуются понятием социальной структуры как своего рода синонимом термина «социальная стратификация», причем какие-то элементы стратификации рассматривают как главные и определяющие, а какие-то — как производные.

    Еще одно значение термина «структура» даст Ж. Гурвич, который различает группы структурированные и группы организованные. Например, социальные классы всегда структурированы, но не всегда организованы. Структура — нечто неизмеримо большее, чем организация, это вся тотальность общества на всех его уровнях.

    Отсюда следует, что в любом случае понятие «социальная структура» содержит идею о том, что некоторые комшкжсы социальных отношений являются базисными, необходимыми для существования и функционирования всех форм социальной жизни, пронизывают собой всю реальность общества и выступают для действующих в нем индивидов как неустранимая данность их социального бытия, проявляющаяся в них самих, их поведении, мышлении, понимании себя и общества. Эту данность индивиды не могут изменить по собственной воле, или по крайней мере изменить ее очень трудно. Социальная структура — как бы готовая, но постоянно обновляемая канва всей действительности жизни индивида в обществе.

    Само понятие социальной структуры относится преимущественно к арсеналу функционализма и соответственно хранит некоторый след социологического детерминизма: мы понимаем подструктурой не зависящий от наших действий и воли социальный факт, облагающий надындивидуальной устойчивостью и стабильностью.

    Рассмотрим, какую роль во всем этом играет индивид? На этот вопрос существуют два традиционных ответа. С точки зрения функционализма (как, впрочем, и исторического материализма), социальная структура является фактором, определяющим и действия, и даже мысли, и настроения людей. Вульгарное понимание этого тезиса знакомо по событиям из отечественной и иной истории, когда многие были абсолютно уверены в том, что выходцы из пролетарской среды уже только в силу классового происхождения обладают верным знанием жизни и лучше ориентируются в социальной действительности, чем представители интеллигенции и других классов.

    С точки зрения конфликтологии все в обществе определяют групповые интересы и отношения господства и подчинения; иначе говоря, здесь социальные отношения тоже стоят над индивидом.

    Теории взаимодействия отвечают на данный вопрос иначе. Общество и социальные отношения не содержат ничего стабильного; это динамические процессы, каждую минуту творимые индивидами в их взаимодействии друг с другом. В такой парадигме можно говорить о наличии в обществе структуры, только если предварительно воскликнуть: «Остановись, мгновение!»

    Попытку найти в этом вопросе «золотую середину» предпринял британский социолог Э. Гидденс, соединивший оба подхода в единой логической конструкции. Согласно Гидденсу, структуры не может быть вне действия, как и действия — вне структуры. Структуры творятся человеческими действиями и воспроизводятся ими в социальной действительности. Поэтому можно говорить о наличии непрерывного процесса становления структур в действии, которому Гидденс дает название «структурация». Сама структура характеризуется двойственностью, будучи одновременно и результатом индивидуальных действий, и определяющим их условием. По мнению Гидденса, социальная структура не является чем-то внешним по отношению к индивиду, а существует скорее «внутри» его субъективности — в виде нормативных моделей поведения, традиций, сценариев действия и т.д. То, что структура находится вне субъекта, — это всего лишь иллюзия индивидуального восприятия, возникающая в результате наложения друг на друга представлений о стабильной окружающей объективной реальности и социальном мире. В действительности, по Гидденсу, именно адекватные действия людей в процессе структурации обеспечивают воспроизводимость всего социально позитивного.

    Аналогичные попытки интегративного подхода к пониманию социальной структуры и действия предпринимались также Дж. Александером в теории многомерной социологии, Ю. Хабермасом в теории коммуникативного действия и т.д.

    Оригинальный подход к проблеме предлагает Дж. Хоманс, считающий, что не существует независимых и автономных социальных структур: « Если вы достаточно долго ищете тайну общества, вы найдете ее... Тайна общества в том, что оно создано людьми, и в нем нет ничего, кроме того, что люди сами в него вложили». Хоманс утверждает, что его анализ «элементарного социального поведения», непосредственного взаимодействия включает в себя «субинституциональный» уровень, являющийся основой всех социальных институтов. Сложность организации институционального уровня отражает более опосредованную природу многих отношений обмена. Например, служащий в системе бизнеса обменивает свое рабочее время на жалованье, которое получает не из рук директора или владельца фирмы, а из рук специального клерка в кассе. Вместо непосредственного обмена происходит непрямой, требующий участия одного или более посредников. Такие формы организации социальной жизни условно называются «социальные структуры», а в действительности это всего лишь простые цепочки взаимообусловленных индивидуальных действий; это «модели», или «паттерны», возникающие в результате таких действий. Социальная действительность может казаться нам живущей собственной жизнью только потому, что данные цепочки обычно очень длинны. Кук, (О-Брайен и Коллок в рамках сетевой теории недавно разработали концепцию, согласно которой социальные структуры должны интерпретироваться как цепочки взаимодействий, образующие широкие сети социального обмена.

    Наиболее успешные попытки объяснения присутствия отчетливых структурных форм в социальной жизни сводятся к пониманию таких структур как непланируемых последствий индивидуальных действий. Индивиды могут не вполне сознавать, к каким социальным явлениям приводит их собственная практика. Классическим примером здесь могут служить рыночные отношения, когда нужды и потребности населения удовлетворяются стихийно складывающимся рынком без централизованного планирования и координации. Таков непредвиденный и незапланированный результат сотен отдельных индивидуальных действий. Однако данный подход отказывает социальной структуре в какой бы то ни было автономии и способности принуждения. В этом смысле подобные теории сталкиваются с трудностями, аналогичными затруднениям всех других теорий, фокусирующихся на действии в ущерб исследованиям социальной структуры.