Средний танк «Центурион. Средний танк «Центурион Военные перевороты в Ираке

29-09-2016, 12:42

Доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Дорогие СТ-воды, сегодня у нас в гостях весьма противоречивая машина, имеющая одновременно очень существенные недостатки и отличные преимущества. Перед вами британский средний танк восьмого уровня - это Centurion Mk. I гайд.

ТТХ Centurion Mk. I

Без лишних слов перейдем сразу к разбору параметров нашего британца и первое, что бросается в глаза - его отличный базовый обзор в 400 метров, в то время как запас прочности у нас типичный по меркам одноклассников.

Что касается живучести, то в далеком патче 0.9.0 наш танк получил HD-модель, с этого момента Centurion Mk. I характеристики бронирования стали сильно хуже. Будьте готовы к тому, что в лоб корпуса нас пробивают все орудия, имеющие пробитие больше 150 миллиметров. Вдоль борта у нас есть экран, но сильно он не спасает, брони тут, как видите, совсем немного.

Башня у нас более крепкая, она часто способна получать непробития и рикошеты от танков 7-8 уровней (хотя, и тут бывают печальные исключения), но все, кто выше, пробивают Centurion Mk. 1 World of Tanks в лоб башни без какого-либо труда.

Хочу также отметить, что при пробитии нашей машины в лоб, очень часто критуют боеукладку, это сильно портит нам жизнь.

Теперь хотелось бы сказать, что данный агрегат имеет очень большие для среднего танка габариты, весит тоже довольно много, так что привыкайте к тому, что Centurion Mk. I WoT обладает посредственной максималкой, динамикой и поворотливостью. Нашего британца без угрызений совести можно назвать медлительным.

Орудие

Теперь поговорим о гораздо более приятных вещах, ведь вооружения в нашем случае действительно достойно уважения, хотя, тут тоже будут свои недостатки.

Итак, Centurion Mk. 1 орудие обладает отличными, лучшими среди СТ-8 параметрами пробитием базовым снарядом. Это практически избавляет нас от надобности возить голду, хотя для непредвиденных ситуаций прикупить 10-15 снарядов не будет лишним, боекомплект тут огромный.

В то же время нам дали маленький альфастрайк, но благодаря хорошей скорострельности Centurion Mk. I танк может наносить около 1725 единиц чистого урона в минуту, что вполне неплохо.

Еще одной положительной чертой в нашем случае будут комфортные углы вертикальной наводки, пушка опускается вниз на 10 градусов, благодаря чему будет удобно отыгрывать от рельефа местности.

А теперь обещанные недостатки - британский средний танк Centurion Mk. I World of Tanks получил небольшой разброс, но вот стабилизация тут плохая и сводится пушка долго, с этим обязательно нужно что-то делать.

Преимущества и недостатки

Все что нужно знать о танке для его правильного применения в бою мы рассмотрели, но чтобы вам было легче ориентироваться, давайте разберем наиболее важные сильные и слабые стороны отдельно.
Плюсы:
Довольно крепкий лоб башни;
Комфортные углы вертикальной наводки;
Отличный обзор;
Хорошая скорострельность;
Лучшее на уровне бронепробитие.
Минусы:
Слабое бронирование в целом;
Плохая подвижность;
Сарайные габариты;
Маленький альфастрайк;
Посредственная точность;
Частые криты боеукладки.

Оборудование для Centurion Mk. I

Для повышения комфорта игры вам необходимо правильно подобрать дополнительные модули, ведь они могут хорошо повысить имеющие преимущества, а также скрасить недостатки. В случае Centurion Mk. 1 оборудования ставится следующее:
1. - этот модуль всегда в почете, ведь он позволяет сделать наш урон в минуту еще более опасным.
2. - ввиду того что с точностью и стабилизацией у нас беда, этот вариант обязателен.
3. - даст прирост к ДПМу, улучшит обзор, ускорит сведение, тут есть все, что нужно для нагиба.

В качестве альтернативы последнему пункту можно поставить , если у вас еще не прокачаны перки на обзор. А если вас достали криты или даже взрывы боеукладки, можно даже поставить , хотя, этот вариант совсем запасной.

Обучение экипажа

Еще более ответственным и важным вопросом всегда будет выбор и прокачка умений экипажу. В нашем случае в танке сидит 4 танкиста, заряжающий выполняет одновременно две роли, так что на Centurion Mk. I перки качать будет в такой последовательности:
Командир - , , , .
Наводчик - , , , .
Механик-водитель - , , , .
Заряжающий (радист) - , , , .

Снаряжение для Centurion Mk. 1

Ну а с расходниками, как всегда, ситуация предельно простая. Если вы ограничены в запасах серебра или золота, можно кататься с , , . Но ввиду больших габаритов танка, слабой брони и критуемости боеукладки, лучше возить на Centurion Mk. 1 снаряжение в виде , , , где последний вариант при желании можно заменить на .

Тактика игры на Centurion Mk. I

Первое, о чем вы всегда должны помнить при игре на данном агрегате - он имеет слабое бронирование и большие габариты. По этой причине, куда бы вы ни поехали, действовать нужно предельно осторожно.

Но есть еще один нюанс - точность у нас тоже не верх совершенства, так что на Centurion Mk. I тактика ведения боя, все-таки, сводится к позиционированию на первой или второй линии.

Если вы решили подъехать поближе, необходимо играть в тандеме с более бронированными союзниками, ведя огонь из-за их крепких спин и стараясь беречь свой запас прочности. В таких реалиях Centurion Mk. 1 World of Tanks является превосходным танком поддержки и благодаря своей скорострельности способен внести значимый вклад в продавливание направления.

Касательно игры на второй линии, нужно постараться занять выгодную позицию, с которой будет открывать хороший прострел, и мы сможем скрывать свою большую тушку от арты и остальных противников. В такой тактике Centurion Mk. I танк должен сводиться до конца, чтобы стрелять более результативно.

Еще одной оправданной стратегией будет игра от рельефа. В нашем случае башня является наиболее крепкой частью машины, а углы вертикальной наводки дают возможность эти пользоваться. Прячась в складках местности, постоянно выныривая, производя выстрел и прячась назад, средний танк Centurion Mk. I WoT может выигрывать дуэли, получая рикошеты и сохраняя свой запас прочности.

В остальном все как обычно, следите за мини-картой, опасайтесь артиллерии, которая без труда попадает по нашей медлительной и большой тушке, а также старайтесь максимально эффективно использовать свои сильные сторон и нивелировать слабые.


Средний танк Centurion разрабатывался с июня 1943 года фирмой АЕС в качестве крейсерского танка под индексом А41. Программа производства, принятая в августе 1945 года, предусматривала выпуск 800 танков. Первые 100, практически идентичные прототипам, получили обозначение Centurion Mk.1 (A41"), остальные, оснашенные новой литой башней, - Centurion Mk.2 (A41A). На танках этой модификации, начиная со 101-й машины, стала устанавливаться новая 20-фунтовая пушка и они получили обозначение Centurion Mk.3. Первые серийные танки Centurion Mk.1 покинули заводские цеха в феврале 1946 года. Официально танк Centurion был принят на вооружение британской армии в 1947 году как средний пушечный танк. Серийно производился фирмами Leyland Motors и Vickers Limited, a также государственными арсеналами (Royal Ordnance Factory) в городах Лидсе и Вулвиче. С 1945 по 1962 год изготовлено 4423 единицы.

Особенностью парка танков Centurion является то, что танки ранних выпусков постоянно модернизировались до уровня более поздних модификаций. Основа большинства из них - модификация Centurion Mk.3, самая массовая из всех изготавливавшихся.

Танки Centurion активно поставлялись на экспорт в Австралию (143 единицы), Голландию (343). Данию (226), Израиль (1080), Индию (100). Иорданию (293), Ирак, Канаду. Кувейт (50). Ливан (40), Сингапур (63), Сомали (30), ЮАР (300), Швейцарию (300) и Швецию (350). В составе армий ряда этих государств они активно использовались в военных конфликтах. Австралийские «центурионы» воевали во Вьетнаме, израильские, иорданские и иракские участвовали в многочисленных ближневосточных войнах.

В ходе эксплуатации в разных странах эти танки неоднократно подвергсшись модернизации, связанной главным образом, с заменой вооружения, установкой мощных дизельных двигателей, современных систем управления огнем, динамической защиты и т.д.

Средний танк Centurion Mk.12Танк Centurion выполнен по классической компоновочной схеме с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения. В передней части корпуса танка наиболее распространенной модификации Centurion Mk.3 справа расположено отделение управления, в котором помешается водитель, а с левой стороны размешены боеприпасы, ящик для хранения имущества и бак для питьевой воды. В крыше отделения управления имеется люк механика-водителя, в крышках которого установлены два перископических прибора наблюдения. В боевом отделении, расположенном в средней части танка, размешаются справа от пушки наводчик и командир танка, слева - заряжающий.

На крыше башни справа находится командирская башенка с люком, по периметру которой установлены скошенные блоки триплекс. В крыше башенки устанавливается перископ, левее командирской башенки расположен люк заряжающего. Для наблюдения за местностью заряжающий пользуется перископическим смотровым прибором. У наводчика установлен перископический прицел. В кормовой части башни предусмотрен круглый люк, закрываемый крышкой. Под полом боевого отделения установлены аккумуляторные батареи.

Все вооружение расположено в башне танка. Радиостанция размещена в кормовой части башни, на крыше которой установлены три штыревые антенны. В передней части башни снаружи слева и справа от подвижной бронировки установлено по одному шестиствольному гранатомету калибра 51 мм для постановки дымовых завес. На бортах башни закреплены яшики, в которых укладываются чехлы, маскировочные сетки, палатка, одеяла и т. п. На корме башни закреплены запасной бачок с водой емкостью 20,5 л и катушки с кабелем.

В башне танка установлена 83,8-мм (20-фунтовая) нарезная пушка с начальной скоростью бронебойного снаряда 1020 м/сек и подкалиберного - 1325 м/сек. С пушкой спарен пулемёт калибра 7,92 мм. Пушка танка выполнена без дульного тормоза. Зенитный пулемет на танке не устанавливается. Меткость стрельбы из танка с ходу обеспечивается установкой стабилизатора вооружения в двух плоскостях наведения. Вертикальные углы наведения пушки танка составляют: угол возвышения +20° и угол склонения -10°. Механизмы вертикальной и горизонтальной наводки пушки имеют электрический привод. Боекомплект составляет 65 выстрелов к пушке и 3600 патронов к пулемету. Башня танка литая. Ее масса в сборе с вооружением - около 13 т. Диаметр погона башни - около 2300 мм.

В кормовой части танка за боевым отделением расположено силовое отделение. В перегородке, отделяющей боевое отделение от силового отделения, имеется люк, облегчающий доступ к двигателю.

На танке Centurion установлен бензиновый 12-цилиндровый двигатель Meteor жидкостного охлаждения, развивающий мощность до 650 л.с. при 2550 об/мин. Бензиновые баки размещены внутри корпуса по обоим бортам силового отделения. Слева от основного двигателя помешается вспомогательный двигатель мощностью 8 л.с. приводящий во вращение генератор, используемый для питания потребителей электрической энергии и зарядки аккумуляторных батарей при остановленном основном двигателе танка.

Радиаторы системы охлаждения двигателя расположены над силовой передачей горизонтально. Они могут поворачиваться и занимать вертикальное положение, обеспечивая доступ к агрегатам трансмиссии. От двигателя на ведущие колеса мощность передается через фрикцион, силовую передачу типа Merritt-Brown, которая представляет собой механическую пятискоростную коробку передач, выполненную в одном агрегате с дифференциальным механизмом поворота, и бортовые передачи. Силовая передача обеспечивает танку пять передач для движения вперед и две передачи заднего хода. Число радиусов поворота равно числу передач. Минимальный радиус поворота равен В/2. Бортовая передача танка представляет собой простой двухступенчатый редуктор.

В подвеске танка применена блокировка двух сдвоенных опорных катков в одной тележке с горизонтальным расположением буферных пружин и амортизаторов. Корпус танка подвешен на шести таких тележках.

Для внутренней связи между членами экипажа используется переговорное устройство. Для связи экипажа танка с пехотой, непосредственно взаимодействующей с танками, на кормовом листе корпуса танка установлен телефон.

На надгусеничных полках закреплены шанцевый инструмент и яшики для запасных частей, инструмента, продуктов питания, переносной кухни, брезента, веревок и т,п.

Танк Centurion - этапная машина в британском танкостроении. С неё начался отход англичан от концепции деления танков на пехотные (предназначенные для поддержки действий пехоты) и крейсерские (предназначенные для самостоятельных действий в оперативной глубине в составе бронетанковых соединений). Впервые в английском танкостроении была сделана попытка оптимально сочетать мошную броневую зашиту, сильное вооружение и достаточно высокую подвижность.

Модификации

Centurion Mk.1 (А41*) - первый серийный вариант. Башня - литая, с вварной крышей. Лобовая броня башни - 127 мм, Боевая масса - 46,7 т. Габариты: 9035x3374x2821 мм. Вооружение: 17-фунтовая пушка Мк 6, спаренный пулемет Besa калибра 7.92 мм; боекомплект 74 выстрела, 3375 патронов. Двигатель Rolls-Royce Meteor IV мощностью 650 л.с.; механическая трансмиссия Merrit-Brown Z51R; подвеска - балансир-ная пружинная, типа Хорстман. Экипаж 4 человека.

Centurion Mk.2 (А41А) - литая башня больших размеров с лобовой броней 152 мм, Новая командирская башенка. Боевая масса 48 т. Двигатель Meteor IVA.

Centurion Mk.3 - это Centurion Mk.2 с 20-фунтовой пушкой Мк I. Боевая масса 49,3 т. Помимо вновь произведенных машин до уровня Centurion Mk.3 в 1951-1952 годах было модернизировано большинство танков Centurion Mk.2.

Centurion Mk.4 (A41T) - танк поддержки, вооруженный 95-мм гаубицей Мк IV. Боевая масса 45,6 т. Серийно не производился.

Centurion Mk.5 - спаренный пулемет Browning М1919А4 капибром 7,62-мм. Рядом с командирским люком смонтирована зенитная турель для пулемета М1919А4. Боекомплект пушки 64 выстрела. До уровня Centurion Mk.5 было модернизировано значительное число танков Centurion Mk.3.

Centurion Mk.5/1 (FV 4011) - это Centurion Mk.5 с дополнительной бронезащитой лобовой части корпуса толщиной 45 мм. Боевая масса 50 т.

Centurion Mk.5/2 - это Centurion Mk.5 со 105-мм пушкой L7A1. Начальная скорость бронебойно-подкалиберного снаряда 1470 м/с.

Centurion Mk.6 - это Centurion Mk.5 - с дополнительной бронезашитой и 105-мм пушкой L7A1. Боекомплект 68 выстрелов, Боевая масса 51 т.

Centurion Mk.6/1 - это Centurion Mk.6 с ИК-прииелом.

Centurion Mk.6/2 - это Centurion Mk.6 с пристрелочным пулеметом Browning М2НВ калибра 12.7 мм.

Centurion Mk.7 (FV 4007) - 20-фунтовая пушка Мк I с эжекционным устройством для продувки канала ствола, спаренный и зенитный пулеметы Browning М1919А4 калибра 7.62 мм. Боекомплект 63 выстрела, 4500 патронов. Дополнительный бронированный топливный бак в кормовой части корпуса. Усовершенствованная система управления огнем. Боевая масса 50 т.

Centurion Mk.7/1 (FV 4012) - Centurion Mk.7 с дополнительной бронезащитой.

Centurion Mk.7/2 - Centurion Mk.7 со 105-мм пушкой L7A1,

Centurion Mk.8 - новая литая маска пушки, вращающаяся командирская башенка. Двигатель Meieor IVB. Боевая масса 50.8 т.

Centurion Mk.8/1 - Centurion Mk.8 с дополнительной бронезашитой.

Centurion Mk.8/2 - Centurion Mk.8 105-мм пушкой L7A1.

Centurion Mk.9 (FV4015) - Centurion Mk.7 с дополнительной бронезащитой и 105-мм пушкой L7A1. Боекомплект 70 выстрелов. Боевая масса 51 т.

Centurion Mk.9/1 - Centurion Mk.9 с ИК-прицелом.

Centurion Mk.9/2 - Centurion Mk.9 с пристрелочным пулеметом Browning М2НВ калибра 12,7.

Centurion Mk.10 (FV 4017) - Centurion Mk.8 с дополнительной бронезащитой и 105-мм пушкой L7A1.

Centurion Mk.10/1 - Centurion Mk.10 с ИК-прицелом.

Centurion Mk.10/2 - Centurion Mk.10 с пристрелочным пулеметом Browning М2НВ калибра 12,7 мм.

Centurion Mk.11 - Centurion Mk.6 с ИК-прицелом и пристрелочным пулеметом Browning М2НВ- Боекомплект 68 выстрелов, 700 12,7-мм и 4250 7,62-мм патронов,

Centurion Mk.12 - Centurion Mk.9 с ИК-прииелом и пулеметом Browning М2НВ

Centurion Mk.13 - Centurion Mk.10 с ИК-прицелом и пристрелочным пулеметом Browning М2НВ,

Боевое крешение «центурионы» получили в ходе войны в Корее. В боевых действиях принимали участие 45 танков Centurion Mk.3 8-го собственного его Величества Королевского Ирландского гуcapcкого полка (8th King"s Royl Irish Hussars). В дальнейшем в составе британской армии танки этого типа использовались только на Ближнем Востоке. Так. например, 5 ноября 1956 года танки Centurion Mk.5 6-го Королевского танкового полка высадились в Порт-Саиде в составе англо-французской группировки, На рубеже 1960-х годов Centurion применялись английскими войсками в полицейских и противопартизанских операциях на юге Аравийского полуострова. С 1967 года их начали снимать с вооружения британской армии и заменять основными боевыми танками «Чифтен».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 1943 году британский генеральный штаб разработал тактико-технические требования к крейсерскому танку, способному бороться с новейшими представителями немецкого бронированного «зверинца». Толщина лобовой брони перспективной машины задавалась не менее 5 дюймов (125 мм) и определялась пробивной способностью снаряда 88-мм немецкой пушки. Толщина бортов должна была составлять 60% от лобовой брони. Предполагалось, что форма днища корпуса уменьшит поражающее действие противотанковых мин. Ходовую часть планировалось прикрыть фальшбортами для защиты от фаустпатронов. Кроме того, конструкторам предписывалось установить бензиновый двигатель «Метеор» - танковый вариант знаменитого авиационного мотора «Мерлин», которым оснащались легендарные «спитфайры». Танковая пушка в обязательном порядке должна была поражать «тигры», а в боекомплект - входить бронебойные подкалиберные снаряды. Подвижности машины на пересеченной местности придавалось большее значение, чем достижению высокой скорости движения по шоссе.

Верхняя граница массы танка определялась в 40 т.

Разработка проекта, получившего шифр А41, началась на фирме АЕС. В проекте, в первую очередь, учитывался собственный опыт англичан, но ряд конструктивных решений заимствовался у немецких и советских танкостроителей (В статье, опубликованной в журнале «Интернешнл Дифенс Ревю» и посвященной 25-летию принятия на вооружение танка «Центурион», прямо говорится о том, что к его разработке приложили «руку» специалисты технической разведки Великобритании).

Уже через месяц после начала работ конструкторы пришли к выводу, что выполнить все требования по бронезащите в рамках заданной массы в 40 т невозможно. Генеральный штаб установил новую верхнюю границу - 60 т. Столь быстрое согласие военных на значительное увеличение массы танка объяснялось довольно просто: можно выиграть в весе, но потерять во времени, которое понадобится на поиск конструктивных решений и их проверку, в то время как машина, способная противостоять «тиграм», требовалась армии срочно.

Окончательно техзадание к проекту А41 появилось в феврале 1944 года. В соответствии с ним предусматривалась установка 17-фунтовой пушки, одного-двух спаренных пулеметов BESA калибра 7,92 мм или 20-мм пушки «Польстен»; еще один пулемет BESA следовало смонтировать в шаровой установке кормовой ниши башни. В боевом отделении необходимо было создать избыточное давление воздуха для уменьшения загазованности пороховыми газами при стрельбе и защиты экипажа от боевых отравляющих веществ. Особо оговаривались отказ от пулемета в вертикальном лобовом листе корпуса и замена самого лобового листа на плоскую монолитную бронеплиту.

При выборе типа подвески предпочтение отдали блокированной балансирной подвеске Хорстмана.

Силовой блок включал бензиновый двигатель жидкостного охлаждения «Метеор» и механическую трансмиссию фирмы «Меррит-Браун». Топливные баки обеспечивали расчетный запас хода в 170 км, однако еще на стадии проекта его признали явно недостаточным (похоже, англичане ориентировались скорее на советские требования: так, запас хода по шоссе Т-34-85 - 430 км, ИС-2 - 220 км, в то время как «Пантеры» - 200 км, «Тигра» - 100 км).

Оценивая проект, английские специалисты пришли к выводу, что вместо «Бритиш Тигр» получилась «Бритиш Пантера», что, тем не менее, тоже было совсем неплохо.

Проекту А41 была дана «зеленая улица». К маю 1944-го изготовили деревянный макет; по результатам оценки макетной комиссии, генеральный штаб заказал 20 предсерийных образцов. Все прототипы изготавливались из обычной, а не броневой стали; масса опытного танка составила 45 т. Первый экземпляр был готов в сентябре 1944-го, последний - в январе 1945 года. В победном мае, когда закончились предварительные испытания, шесть новых машин отправили на континент для обкатку в строевых частях, имевших боевой опыт.

«Центурион» Mk.1

Первые серийные танки под обозначением А41 «Стар» («Звезда») поступили в войска уже после окончания боевых действий.

Вскоре их название изменили на «Центурион» Мк.1 (*«Центурионом» первоначально назывался «танк поддержки» АЗО, спроектированный на базе «Кромвеля». После его переименования в «Челленджер» название «Центурион» освободилось.). Всего было построено 100 машин первой модификации.

Танк был спроектирован по классической схеме: с отделением управления в передней части, боевым отделением - в средней и МТО - в кормовой.

Корпус машины - сварной, из катаных бронелистов, бортовые листы для удобства компоновки ходовой части устанавливались с небольшим развалом наружу. На крыше корпуса в районе расположения башни имелись местные уширения.

Толщина брони лобовой детали корпуса составляла 76 мм, бортов - 51 мм. Место механика-водителя находилось справа от оси танка.

Трехместная башня - литая, крыша башни крепилась сваркой. Башня имела незначительный наклон стенок и несколько удлиненную кормовую часть. Толщина лобовой брони башни равнялась 152 мм. В башне размещались 17-фунтовая (76,2-мм) пушка Mk.V и 20-мм пушка «Польстен» (по замыслу конструкторов, она предназначалась для борьбы с легкими противотанковыми орудиями), а в шаровой установке кормовой ниши - 7,92-мм пулемет BESA. Углы вертикального наведения основной пушки - от -10° до +20°. Места командира и наводчика располагались справа от оси башни, заряжающего - слева. В крыше башни были предусмотрены люк командира с откидывающейся назад крышкой и люк заряжающего с двустворчатой крышкой. В левой стенке башни и в корме имелись люки для выброса стреляных гильз.

Двигатель - 12-цилиндровый бензиновый мотор «Метеор» мощностью 640 л.с. Трансмиссия - механическая «Меррит- Браун» Z51R. Емкость топливных баков - 550 л. Силовой блок представлял собой дальнейшее развитие двигателя и трансмиссии танков «Кромвель» и «Комета». Моторное отделение оборудовалось противопожарной системой.

Ходовая часть имела по шесть опорных катков среднего диаметра и по два поддерживающих катка на сторону. Пружинно-балансирная подвеска соединяла в одну тележку два опорных катка (три тележки на борт). В качестве упругих элементов применялись цилиндрические винтовые пружины. Подвеска монтировалась снаружи корпуса танка. На первых тележках каждого борта устанавливались гидравлические телескопические амортизаторы.

Ходовую часть прикрывали трехсекционные стальные экраны толщиной 6 мм.

Радиооборудование включало приемопередающую радиостанцию УКВ-диапазона, танковое переговорное устройство и аппаратуру подключения ТПУ к полевой телефонной линии.

Для преодоления водных преград по верхнему периметру корпуса крепился водонепроницаемый резиновый чехол с металлическим каркасом, при форсировании рек каркас поднимался с помощью пневмоцилиндров. Корпус танка был герметичным.

Масса машины - 48 т, экипаж - 4 человека.

«Центурион» Mk.2

Первый экземпляр варианта Мк.2 изготовили летом 1946 года. В отличие от предыдущей модели, его башня выполнялась сварной, с командирской башенкой, оборудованной смотровыми приборами, обеспечивающими круговой обзор. Взамен 20-мм пушки устанавливался традиционный спаренный с основным орудием пулемет BESA калибра 7,92 мм, а на месте кормовой шаровой пулеметной установки находился аварийный люк.

Боекомплект - 70 снарядов к пушке и 4000 патронов к пулемету. На танке была смонтирована система стабилизации основного вооружения в двух плоскостях с электромашинными приводами.

Всего построено более 700 таких машин.

«Центурион» Mk.З

Танки Мк.З представляли собой вариант Мк.2, вооруженный 20-фунтовой (83,8-мм) пушкой Mk.l. Их серийное производство началось в 1947 году. Все машины модификации Мк.2 в 1951 - 1952 годах модернизировали до уровня Мк.З. На танках «Центурион», начиная с данного варианта, в передней части башни устанавливалось по шесть 51-мм гранатометов для стрельбы дымовыми гранатами.

FV201

Требования к проекту А41 предполагали разработку крейсерского танка в соответствии с английской «двухтанковой» доктриной, то есть наличия в войсках пехотных и крейсерских танков различных конструкций с четким разграничением их боевых задач. В то же время, военные считали необходимым унифицировать ряд систем и агрегатов пехотных и крейсерских танков. Танковый департамент генерального штаба настоятельно рекомендовал провести такую унификацию еще в 1942 году, поэтому параллельно с проектом А41 создавался вариант пехотного танка с лобовой броней, увеличенной до 6 дюймов (152 мм). Работы эти шли, что называется, ни шатко ни валко. Черту под ними подвел фельдмаршал Монтгомери, выдвинувший в июле 1944 года идею универсального танка, совмещавшего в себе качества пехотных и крейсерских машин. В сентябре 1946-го было разработано техзадание FV200, предусматривавшее разработку на едином шасси не только танка, но и огнеметной машины, мостоукладчика, бронетранспортера и САУ.

Из всех британских танков по своим характеристикам в наибольшей степени этим задачам соответствовал «Центурион». Его «универсальный» вариант получил обозначение FV201. На танке была модернизирована подвеска, стенки корпуса выполнили вертикальными, башню оснастили оптическим дальномером, вооружение усилили вторым пулеметом, установленным на левой надгусеничной полке. Двигатель был оснащен системой аварийного запуска. Экипаж увеличился на одного человека.

В итоге, проектирование универсальной машиной вылилось в создание тяжелого танка. К 1949 году англичане осознали, что для борьбы с советскими танками такого же класса требуется пушка калибра не менее 120 мм. «Центурион» для этого не подходил, и в серийное производство был запущен FV214- «Конкерор».

«Центурион» Мк.4

Танк огневой поддержки, вооруженный гаубицей калибра 95 мм.

«Центурион» Мк.5

В конце 1952 года появился вариант Мк.5, до которого модернизировали значительное число танков Мк.З. Пулемет BESA калибра 7,92 заменили американским 7,62-мм М1919А4 в рамках унификации стрелкового вооружения стран НАТО. Кроме того, была несколько изменена форма башенных люков, а рядом с командирским люком смонтирована турель под пулемет М1919А4. Вместо кормового башенного люка для удаления гильз ставилась заглушка.

Нерешенной проблемой для разработчиков «Центуриона» оставался малый запас хода. На пятой модели его попытались увеличить за счет установки в кормовой части корпуса внешних топливных баков, но по ряду причин более удачным посчитали использование одноколесных буксируемых бронированных прицепов-баков, вмещавших 200 галлонов (900 л). Масса прицепа без горючего составляла 1,3 т.

«Центурион» Mk.6

Эта модель представляла собой Мк.5, оснащенный дополнительной бронезащитой и 105-мм пушкой L7, долгое время считавшейся лучшим танковым орудием Запада. «Центурион» дал путевку в жизнь этой пушке, которая устанавливалась на американских танках М-60, германских - «Леопард-1», швейцарских - Pz-61 и ряде других. Боевая масса машины достигла 51 т. В дальнейшем танки Мк.6 оборудовались ИК-прицелом и 12,7-мм пристрелочным пулеметом.

«Центурион» Mk.7

Танки Мк.7 поступили на вооружение британской армии в 1954 году. До этого все работы по модернизации «центурионов» осуществляли специалисты фирмы «Виккерс-Армстронг», а над Мк.7 трудились уже конструкторы фирмы «Лейланд Моторс». На машинах предыдущих вариантов основное внимание уделялось доработке башни и вооружения, на «семерке» - компоновочному решению корпуса. Разработчикам удалось увеличить емкость внутренних топливных баков, более рационально разместить боекомплект к пушке и органы управления механика-водителя.

«Центурион» Mk.8

В 1955 году для «Центуриона» была разработана новая башня. Она отличалась вращающейся командирской башенкой с двустворчатым люком, новым прицелом и упругой установкой цапф орудия, снижающей вероятность поломки при резких ударах танка (аналогичное конструктивное решение впервые применили немцы на «Ягдпантере»). В башенке размещались перископический прицел и пульт управления стрельбой. Теперь вести огонь из пушки мог не только наводчик, но и командир.

«Центурион» Mk.9

Танк Мк.9 поступил на вооружение в 1959 году. На нем было усилено бронирование лобовой части корпуса, а самое главное - резко повышена огневая мощь за счет установки 105-мм пушки L7, не приведшей к серьезным изменениям в компоновке танка. Пушка оснащалась эжекционным устройством для продувки канала ствола после выстрела; эжектор устанавливался в средней части ствола.

В варианте Мк.9/1 танк оборудовался ИК-приборами ночного видения, а на Мк.9/2, наряду со спаренным 7,62-мм пулеметом, в маске пушки ставили еще один пулемет калибра 12,7 мм, используемый для пристрелки орудия на дальних дистанциях.

«Центурион» Mk.10

Мк.10 приняли на вооружение в 1960 году. Он представлял собой танк модификации Мк.8, на котором были установлены 105-мм пушка и командирская башенка новой конструкции. Вариант Мк.10/1 имел ИК-аппаратуру ночного видения, Мк.10/2 - пристрелочный 12,7-мм пулемет в маске пушки.

«Центурион» Mk.11, Mk.12, Mk.13

Танки этих вариантов оснащались активными подсветочными приборами ночного видения (у командира и механика- водителя), а также оборудованием для подводного вождения. Вместо спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета на них устанавливался пулемет калибра 12,7 мм. В варианты Мк.11/12/13 переоборудовались танки Мк.6/9/10 соответственно.

Серийное производство танков «Центурион» осуществлялось в Великобритании заводами «Лейланд Моторс», «Ройал Орднэнс Фэктори Лидс», «Ройал Орднэнс Фэктори Вулвич» и «Виккерс-Армстронг» с 1945 по 1962 год. Всего изготовлено 4423 машины.

«Центурионы» разных вариантов состояли на вооружении Австралии, Австрии, Дании, Египта, Израиля, Индии, Иордании, Ирака, Канады, Кувейта, Ливана, Нидерландов, Сингапура, Сомали, Швеции, Швейцарии (под обозначением Pz-55 и Pz-57). По данным на начало 2000 года, эти боевые машины оставались в танковых войсках только в ЮАР. Совсем недавно, в конце 1990-х годов, их сняли с вооружения в Иордании, Израиле, Швеции и Дании. Шведские «центурионы» (290 танков) снимались с вооружения по мере поступления танков «Леопард-2А5», датские - «Леопард-2А4», иорданские- «Челленджер 1» (местное название «Апь Хуссейн»), В Австрии башни отслуживших свой срок танков установлены в альпийских укрепрайонах и используются как долговременные огневые точки.

Основные характеристики

Кратко

Подробно

5.7 / 5.7 / 5.7 БР

4 человек Экипаж

Подвижность

46,9 тонн Масса

5 вперёд
1 назад КПП

Вооружение

74 снарядов боезапас

12° / 20° УВН

3 375 снарядов боезапас

225 снарядов размер обоймы

600 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

В 1943 году британский генеральный штаб разработал техзадание на новый крейсерский танк, который был бы способен противостоять Pzkpfw. VI Tiger I и Pzkpfw. V Panther.

Centurion Mk.1 - первый представленный в игре представитель серии танков Centurion, расположенный на IV ранге ветки исследования Британии.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Бронезащита Centurion Mk.1 неоднозначна. В лобовой проекции этот средний (по игровой классификации) танк забронирован ничуть не хуже многих тяжёлых: ВЛД имеет толщину 76,2 мм (3 дюйма) и установлено под серьёзным углом - 57 градусов, а лоб башни хоть и не имеет особых рациональных углов наклона, но при этом хорош своей толщиной - 127 мм, притом как маска орудия, так и башня забронированы одинаково. Кое-где имеет место перекрытие маски пушки и лобовой брони башни, но площадь этого перекрытия очень невелика, потому рассчитывать на него не приходится. Нижняя лобовая деталь имеет ту же толщину, что и верхняя, но при этом угол её наклона меньше, что делает из неё потенциально уязвимую зону.

Если отбросить цифры и говорить по факту, то с расстояния в 500 метров броня Центуриона защищает от подавляющего большинства орудий вражеских танков: его броню не в силах пробить Д-5Т , 8.8 cm KwK36 , SA45, 7.5 cm KwK40 и, при должном везении и небольшом довороте - даже 7.5 cm PaK42. Вблизи же ВЛД не теряет своих защитных качеств - разве что PaK42 начинает пробивать Центуриона почти каждым выстрелом, а вот башня начинает активно пропускать снаряды даже такого сравнительно слабого орудия, как PaK/KwK40 - сказывается отсутствие рациональных углов наклона и литая гомогенная броня в качестве материала - в игре она имеет на 6% меньшее сопротивление снарядам, нежели катанная гомогенная.

Бортовая броня Centurion Mk.1 - одна большая головная боль. 51 мм брони с мизерным углом наклона не защищают ни от чего, даже ЗСУ вполне способны пробивать Центуриона в борт примерно до 200-250 метров. От орудий одноклассников в эти борта прилетает с завидной регулярностью, при том порой под очень острыми углами, потому доворачивать корпус нужно очень осторожно - малейшая ошибка может стоить вам жизни.

Живучесть у машины на среднем уровне - снаряд, пробивший башню, довольно часто оставляет в живых 2 членов экипажа из 4. Пробития в корпус тоже имеют не всегда однозначные последствия - порой от пробившего НЛД боеприпаса погибает один лишь механик-водитель, а иногда пробитие НЛД заканчивается выведением из строя всего экипажа или, что вероятнее, пожара боекомплекта. Огромный его блок содержится под ВЛД, потому любое пробитие в левую (для игрока) половину лба корпуса обычно приводит к пожару БК.

Топливные баки вынесены в МТО, потому пожар достаточно долго "убивает" Центуриона. Но не стоит обольщаться - под перегородкой с моторно-трансмиссионным отделением находится ещё один блок боеукладки, который достаточно часто детонирует при продолжительном пожаре боекомплекта.

Подвижность

Центурион 1 радует своей подвижностью. Да, удельная мощность в 13,3 лс/т не впечатляет, но благодаря грамотному подбору передаточных чисел трансмиссии движется танк крайне бодро. Centurion Mk.1 резво разгоняется до максимальных 37 км/ч по хорошей дороге и уверенно держит 28-30 км/ч на пересечённой местности. На плохих грунтах Центурион себя тоже чувствует неплохо - широкие гусеницы хорошо сказываются на проходимости.

В отличии от более ранних британских танков, Центурион имеет приличные 11 км/ч заднего хода, что серьёзно облегчает жизнь его водителю в городских перестрелках и позволяет играть от обратного склона холма, резво откатываясь назад сразу после выстрела.

Вооружение

Основное орудие

Орудие A41 Centurion Mk.1 - отличная 76-мм пушка Ordnance QF 17-pounder , установленная на львиной доле британских боевых машин III ранга. Несмотря на высокий (как для такой пушки) БР Центуриона, это орудие вполне неплохо справляется с вражеской техникой, особенно если речь идёт о советских и японских танках. Хорошая скорострельность и великолепные УВН, дополненные мощными снарядами, дают Центуриону возможность комфортно чувствовать себя в почти любых условиях.

Отдельного рассмотрения заслуживают снаряды. После полной прокачки основными типами боеприпасов будут бронебойный сплошной с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком (APCBC) и подкалиберный с отделяющимся поддоном (APDS). Первый хорош своим заброневым действием и достаточно неплохим пробитием - его хватает, чтобы поражать цели до БР 6.3 включительно в уязвимые зоны лобовой проекции. Подкалиберный же снаряд необходим в случае, когда Центурион попадает к БР 6.7 - Королевские Тигры не пробиваются в лоб башни ни под каким предлогом, и лишь подкалиберные снаряды способны исправить положение. Заброневое действие у них сильно зависит от случая - так, порой залетевший внутрь подкалиберный снаряд просто изничтожает содержимое танка, а иногда убивает 1-2 членов экипажа и не делает больше ничего. При должном везении можно играть и исключительно на APDSах, но время от времени вы будете проигрывать дуэль лишь потому, что ваш подкалиберный снаряд не нанёс должного урона по противнику.

На данном аппарате присутствует механика боеукладки первой очереди. Боеукладка эта содержит в себе 11 выстрелов и находится частично под левой стенкой башни, частично - в ногах у заряжающего. После их израсходования перезарядка падает до ~10 секунд.

Пулемётное вооружение

На этом танке установлен хорошо знакомый 7.62-мм пулемёт BESA , однако тут он установлен в специальной шаровой установке, имеющей собственные углы наведения как по горизонтали, так и по вертикали. Управляется пулемёт заряжающим, потому при его смерти данный пулемёт теряет возможность стрелять.

Применение в бою

A41 Centurion Mk.1 в бою может показывать себя с абсолютно разных сторон. На картах с обилием холмов, вроде Валлонии или Зимнего перевала, он чувствует себя более чем комфортно - отличные УВН, хорошая скорострельность и высокая скорость заднего хода позволяет ему отыгрывать от обратных склонов холмов. На картах с относительно плоским рельефом и большими размерами (Курск) Центурион тоже неплохо себя показывает - на дистанции начинает показывать себя броня, а неплохая динамика позволит вовремя добраться к позиции. Городские же карты - не самое удобное место для Центуриона - крайне маленькие дистанции позволяют без труда выцеливать его уязвимые зоны (НЛД, шаровая установка пулемёта), скорости поворота башни будет не хватать, а слабые борта будут постоянно принимать снаряды после каждого выезда из-за угла, хотя при должном навыке и капле везения можно хорошо себя показывать даже в городе.

Стрельба из 17-фунтовой пушки подразумевает использование исключительно сплошных и подкалиберных боеприпасов, то есть таких, которые не имеют заряда взрывчатки внутри. Да, заброневое действие у снарядов этого орудия более чем достаточное даже на 5.7, но при встрече с немецкими танками, заброневое пространство которых очень просторное, могут возникать некоторые проблемы с уничтожением - конуса осколков просто не будет хватать. В большей степени это относится к подкалиберным снарядам - у сплошных заброневое действие редко разочаровывает.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Прекрасное бронирование корпуса
  • Неплохое бронирование башни
  • Высокая скорострельность
  • Отличные УВН
  • Хорошая скорость заднего хода
  • Неплохая живучесть

Недостатки:

  • Тонкие борта
  • Низкая скорость поворота башни
  • Тонкая крыша корпуса
  • Боеукладка, расположенная под ВЛД
  • Всего 11 выстрелов в боеукладке первой очереди
  • Не самое стабильное заброневое действие снарядов

Историческая справка

В 1943 году британский генеральный штаб разработал техзадание на новый крейсерский танк, который был бы способен противостоять Pzkpfw. VI Tiger I и Pzkpfw. V Panther. Толщина лобовой брони определялась пробивной способностью 88-мм немецкого орудия KwK36, толщина брони бортов должна была составлять 60% от лобового бронирования. Орудие должно было успешно поражать тех самых Тигров и Пантер в лоб, а в качестве двигателя был выбран хорошо зарекомендовавший себя на "Кромвелях" Rolls-Royce Meteor. В течении разработки техзадание для фирмы AEC, которой была поручена разработка, менялось несколько раз: так, изначальная планка по массе была поднята с 40 до 60 тонн, а в качестве орудия была однозначно утверждена Royal Ordnance 17-pdr QF. В конце 1944 года первые образцы будущего Центуриона покинули заводской цех, и в самые последние дни войны новый крейсерский танк A41 Centurion Mk.1 был принят на вооружение Королевского бронетанкового корпуса.

Медиа

Обзор от CrewGTW

Обзор от Arbitr

Обзор от Omero


См. также

Ссылки

· Английские средние танки
Серия Valentine

И снова здравствуйте. В игре происходят значительные перемены, но на фоне общих улучшений, мы совсем забыли о новой технике, а разработчики помнят о пополнении, и не перестают радовать игроков новыми единицами боевой техники.

Танк Centurion Mk. 5/1 RAAC – представитель Туманного Альбиона, который не так давно появился в числе танков Великобритании в проекте World of Tanks. Машина премиумная, относится к категории средних танков и комфортно расположилась на VIII уровне.

Удивительно, но в отличие от большинства последних новинок, в игре появился не очередной «бумажный проект», а вполне реальная и боеспособная машина, которая стояла на вооружении армии Австралии.

Несмотря на то, что некоторые тестеры окрестили новичка «кенгуру», танк является типичным англичанином, с характерным для представителей этой нации точным орудием и неплохим уроном в минуту. Теперь обо всём по порядку.

Предлагаем начать гайд по Centurion RAAC с краткого обзора основных параметров. Это в жизни человека встречают по одёжке, а в игре танкам сразу лезут в моторное отделение и изучают вооружение. Итак, заявленная прочность нашего гостя составляет 1 400 ХР. В целом, это стандартно-усреднённый показатель, поэтому сильно выделяться на фоне одноклассников машина не будет. При этом в плане обзора WG приятно удивляет, подарив «британцу» дальнозоркость в 400 метров.

Удивительно, что и коэффициент незаметности нового танка смотрится неплохо: 20% в статично-неподвижном состоянии. Отсюда следует вывод, что в игре танк сможет неплохо светить врага, притаившись в плотных кустах и получая дополнительное серебро за нанесённый по засвету урон. От себя добавим, что стрелять в тех же самых кустах крайне не рекомендуется: маскировка моментально слетает, словно опавшая листва, опускаясь до критически-унылых 4%.

Теперь лезем к Centurion Mk. 5/1 RAAC WoT в обещанное выше моторное отделение. Несмотря на то, что «британец» заявлен на VIII уровень, весит он как полноценная «девятка». Конструкционный вес машины 51 тонна, но и двигатель установлен соответствующий: 950-сильный дизель. Такое соотношение даёт нам 18.6 «лошадок» на тонну. Это неплохо, но лёгким на подъём и манёвренным танк точно не назовёшь.

Разогнаться машина может только до 50 км/час, оставаясь твёрдым середнячком. Кроме этого, хромает и манёвренность: скорость поворота ходовой в 36 град/сек выглядит довольно скромно. Логично предположить, что на подъёмах, песках и болотах СТ будет сильно терять в скорости и вряд ли разгонится больше 40 км/час.

Разобравшись в деталях, предлагаем вместе с нами порадоваться вооружению, которое действительно выглядит очень достойно. Итак, для игры нам предлагают орудие OQF 20-pdr GUN Type B Barrel, способное дырявить броню толщиной 226 мм.

Добавим, что бронепробитие указано для бронебойных снарядов. В этом плане Centurion Mk. 5/1 RAAC превосходит всех одноклассников за исключением собственных соотечественников. Благодаря этой особенности, можно заметно сэкономить на голде, которая, кстати, пробивает всего 258 мм брони.

Разовый урон составляет 230 единиц, что является абсолютным минимумом для машин VIII-го уровня. Поэтому и ДПМ получается сравнительно невысоким: порядка 1 900 единиц. К слову, орудие довольно точное: с разбросом в 0.31 на сотню можно вполне комфортно расстреливать врага на дальней дистанции.

Сводится ствол за 2.2 секунды, склоняется к земле на 10 градусов. Перезаряжается техника за 7 секунд, что позволяет производить 8 выстрелов в минуту.

Оборудование

Как вы смогли убедиться, Centurion Mk. 5/1 RAAC танк весьма своеобразный, поэтому некоторые параметры явно нуждаются в улучшении. Для этого в игре предусмотрено доп. оборудование. К сожалению, установкой модулей нельзя повысить альфу, зато можно улучшить другие характеристики. Мы рекомендуем попробовать такой джентльменский набор:

  • Досылатель. Стандартный вариант для многих танков, позволяющий увеличить скорострельность.
  • Стабилизатор. Средним танкам часто приходится вести огонь на ходу, поэтому стабилизация орудия никогда не бывает лишней и заметно повышает эффективность ведения огня.
  • Противоосколочный подбой. Довольно результативная страховка, позволяющая заметно снизить ущерб от фугасных снарядов.

Просветлённую оптику ставить не имеет смысла: обзор у танка хороший. Можно попробовать «Вентиль», но обещанный прирост ко всем характеристикам будет незаметен. Не забывайте загружать ремкомплекты и огнетушители. Обидно будет сгореть в начале боя от удачного попадания фугаса в моторное отделение или стоять под огнём противника, не имея возможности починить гусеницу и бесполезно растрачивая и без того небольшой запас прочности.


оборудование от вододлов

Перки для экипажа

Второй вариант повысить эффективность «британца» – прокачать экипаж. Здесь можно не отклоняться от стандартной схемы и изучать навыки в традиционной последовательности:

  • Ремонт.
  • Пожаротушение.
  • Маскировка.

После этого сбрасываем навыки, получая 100% «Боевое братство» и, например, ремонт. Дальше продолжаем обучение по своему усмотрению, ставя танкистам профильные перки. По нашему мнению, командиру нужно сразу вкачать «Лампочку», а механику-водителю «Короля бездорожья».

В плане бронирования Centurion Mk. 5/1 RAAC в WoT точно не будет мальчиком для битья. Защищена машина достаточно хорошо, что объясняет посредственные скоростные показатели при довольно неплохом двигателе.

Наиболее крепкой частью машины является лобовая проекция башни, где имеются 258 мм, отлично прикрытые широкой орудийной маской. Форма у башни достаточно рикошетная, но многочисленные обвесы и выступающие элементы несколько портят положительную картинку. Борта башни также не являются нерушимым бетоном, но 89 миллиметров вполне могут танковать большинство снарядов, летящих по касательной под большими углами.

Верхнюю лобовую деталь защищает внушительная бронеплита толщиной 120.7 миллиметров, расположенная достаточно удачным углом. С НЛД у танка классическая для английских машин беда, поэтому прятать его нужно любыми способами, стыдливо укрывая за грудами камней и рельефом местности. Борта корпуса слабенькие: 50 мм и отсутствие экранов превращают танк в лакомую добычу для многих.

Как играть на Centurion Mk. 5/1 RAAC

Действовать нужно максимально грамотно и осторожно. Во-первых, не стоит забывать, что основная задача премиумного танка – приносить доход. Оптимальными вариантами для этого остаются урон, нанесённый союзниками по вашему засвету, и персональная эффективность. Попадая на открытые карты стоит играть более сейвово, совмещая работу пассивного светляка и достаточно эффективной в плане орудия ПТ.

Во-вторых, не стоит слишком полагаться на крепкую броню и бодро ломиться с тяжами продавливать направление. Если команда сольётся Centurion Mk. 5/1 RAAC не успеет быстро сбежать от преследования, а оставшегося без подмоги и прикрытия неповоротливого «британца» разберут практически мгновенно. Танк не является рекордсменом скорости, поэтому до начала боя выбираем не только выгодную позицию, но и заранее просчитываем пути отхода. Постоянно мониторим игровую карту, чтобы в случае опасности прибиться к союзным танкам.

Данная машина является выраженным танком поддержки, основная задача которого – прикрытие команды со второй или даже третьей линии: точность орудия располагает к дистанционным перестрелкам. Желающим получить порцию адреналина и оказаться в эпицентре событий советуем практиковать такую тактику игры взводом, чтобы не остаться в одиночестве против превосходящих сил противника.

Подведём итоги

Безусловными положительными характеристиками танка являются:

  • Доход. Хорошее пробитие бронебойным снарядом позволяет отказаться от голды, что заметно повышает вознаграждение по результатам боя.
  • Броня. Здесь имеются погрешности, но в целом лобовая проекция машины достойна уважения.
  • Обзор. Для средних танков его никогда не бывает слишком много. Берите, пока дают.
  • Точность. Любители пострелять издалека наверняка оценят эту характеристику орудия.

Недостатки :

  • Уязвимый НЛД.
  • Низкий разовый урон.
  • Посредственная скорость и откровенно слабая динамика.
  • Отсутствие льготного уровня боёв.

Centurion Mk. 5/1 RAAC ● Честный обзор