Верно ли выражение чудо юдо рыба. Отряды млекопитающих. Китообразные, ластоногие, хоботные, хищные. В русских народных сказках

Ершов Петр Павлович своими сказками о Коньке-горбунке и Чуде-юде подарил целому поколению веру в неопознанное. Этот автор заставил по-новому посмотреть на чудеса природы, ведь такого рода аномалии, как Чудо-юдо Рыба-кит, встречались в мифологии и других народов.

Она обладает внушительной пастью, способной проглотить корабль, дурным нравом, несмотря на относительное спокойствие реального прообраза животного, и видоизмененной физиологией.

Черты животного искажены. Если в итоге рыба стала более или менее естественной на вид, исключая её размеры, конечно, то первоначально речь шла практически о драконе, с вытянутой пастью, полной острых зубов.

Согласно материалам «для сравнительных слов» под редакцией Хомякова, Чудо-юдо и следует трактовать как дракона. Также в 19-м веке это выражение употреблялось для описания любого «дива морского», к которым можно отнести даже касаток. Несмотря на то, что в разных источниках Чудо-юдо представляется по-своему, большинство из этих тварей имеют природный прототип или же по крайней мере естественное объяснение.

Происхождение терминологии

Непосредственно слово «Чудо-юдо» также имеет собственную историю. Первая часть легко объяснима, так как означает непосредственно нечто «чудное» или «необычное».

А вот вторая часть термина обладает более специфической и интересной историей. В раннем христианстве слово «юдо», созвучное имени Иуда, использовалось для обозначения всего демонического, злого и нечистого.

Возможно именно поэтому большинству прототипов таких диковинок, в том числе и описанной в прозе Ершова
рыбе, приписывают крайне агрессивный нрав.

Так, к примеру, герой уже другой мифологии, на этот раз с Востока, Синдбад-мореход спасался от «лже-острова» в корыте, преследуемый огромной тварью, желавшей полакомиться членами его команды.

Упомянутый в «Коне-горбунке» кит в свою очередь едва ли смог повторить те бесчинства, которые приписывают его более «злым» собратьям. Рыбу наказали за гонки за кораблями, но вот претворяться островом киту не приходилось.

Един ли образ чудища

В старославянских сказаниях Чудо-юдо представляет собой драконо- или змееподобное чудище «о нескольких головах». Например, в сказке «Иван крестьянский сын и Чудо-юдо» оное представлено в качестве .

Что касается кита, то свое причисление и диковинкам он получил скорее всего за змееподобное тело, пускай и видоизмененное. Рыба, что лежит «поперек моря», также обладает вполне природными характеристиками, свойственными реально существующему подвиду. Так, к примеру, от излишков воды в организме животное также избавляется с помощью фонтана в передней части тела, называемое «дыхало», вокруг которого ребята веселятся и прыгают.

Реальный прототип

Если речь зашла о ките Ершова, то следует отметить тот факт, что у него существует вполне реальный образ.

Он безусловно гиперболизирован в угоду зрелищности и масштабности сказания, однако так или иначе соответствует тому образу, который был описан в прозе.

Сперва можно подумать, что речь идет о ките-полосатике, так как большинство иллюстраций к прозе Ершова показывают ту самую рыбу с характерными продольными полосами под пастью, в котором четко просматривает китовый ус.

Однако, большинство представителей данного вида охотятся исключительно на планктон, из-за чего непосредственно проглотить что-либо, включая «три десятка кораблей», им будет крайне затруднительно.

Вполне возможно, что Ершов использовал в качестве основы для своего Чуда-юда кашалота, который не редко заглатывает различные объекты, доставляющие животному позднее значительное неудобство.

Безусловно ни о каком «городе большом», способном разместиться на спине у этого представителя млекопитающих, речь не идет. Средняя длина животного составляет примерно 15-20 метров.

Библейский сценарий

Ершов так и не раскрыл тайны, что именно послужило прототипом для того самого кита. Некоторые увидели в рыбе описанный выше «живой остров» из более древней мифологии, который является ручным зверьком местного владыки морей, другие и вовсе узрели предпосылку к притче, описывающий библейский мотив.

Речь идет о Книге пророка Ионы, который также был проглочен китом, когда прогневал Господа и не покаялся в прегрешениях. Однако, как в случае с китом Ершова, пророк не остался предоставлен сам себе и получил возможность изменить судьбу, в результате будучи выброшенным на берег.

Также и рыба получила свое прощение, когда отпустила на волю все 30 проглоченных кораблей.

Морализация повествования

В прозе Ершова Солнце дал киту второй шанс, отпустив рыбу, которая сразу же объявила о собственном владычестве на территории глади морской.

В данном случае прослеживается эволюция образа из полностью отрицательного и деструктивного к мыслящему и понимающему. Киту пришлось отпустить все корабли после того, как Конек-горбунок донес ему весть о спасении из бедственного положения. Не пострадали даже крестьяне, которые вовремя убрались с острова.

Вклад Ершова в очеловечивание Чуда-юда не стоит недооценивать, автор осознанно дал толчок развитию образа.

Несмотря на то, что славяне были крайне далеки как от моря, так и от мифологии, свойственной народам, в культуре которых судоходство занимало важную роль, своего левиафана они все же создали.

Возможно, дело в той «невидали», которой представлялось обычному люду гладь морская. Не исключено и то, что Чудо-юдо просто эволюционировало из персонажей местного рыбачьего фольклора. В любом случае этот образ остался одним из ключевых в совокупном описании сил, противостоящих герою былин и сказок.

Отряд Китообразные

1. Верно ли утверждение: «Чудо-юдо, рыба-кит»? почему?

Нет, так как кит является млекопитающим

2. Вспомните, как ориентируются в пространстве рукокрылые. Что общего в ориентации в пространстве у рукокрылых и китообразных?

И Китообразные, и Рукокрылые способны к эхолокации. С ее помощью они могут ориентироваться в пространстве

3. Для чего Китообразным необходим толстый слой жира?

Толстый слой жира обеспечивает постоянную температуру тела и плавучесть, уменьшая удельную плотность

4. Где обитают речные дельфины?

В реках Южной Америки, Индии, Китая

5. Что такое китовый ус?

Цедильный аппарат китообразных

6. Заполните схему

Подотряды: Зубатые, Беззубые

Семейство Зубатых: речные дельфины, кашалотовые, дельфиновые

Семейство Беззубых: Полостатые, Серые, Гладкие

7. Распределите виды Китообразных, занесенных в Красную книгу разных государств, по семействам

Семейства:

А. - Гладкие киты

Б. - Зубатые киты

А.: 3, 6, 8, 9, 11, 12, 13

Б.: 1, 2, 4, 5, 7, 10, 14, 15, 16

8. Приведите известные вам примеры «содружества» человека и дельфинов

Дельфины спасают тонущих людей, способны к дрессировке - в дельфинариумах, развлекают детей и взрослых, могут лечить детей, больных ДЦП и аутизмом и др.

Отряд Ластоногие

1. Кратко сформулируйте особенности внешнего строения Ластоногих, позволяющие им вести полуводный образ жизни

Средней и крупной величины тело, вытянутое, обтекаемой формы, ушные отверстия при погружении в воду закрываются, конечности превращены в ласты, короткий хвост, толстый подкожный слой жира

2. Назовите самого крупного и самого мелкого представителя Ластоногих

Антарктический морской слон - до 3,5 т и до 7 м

Нерпа кольчатая - до 78 см

3. Вспомните, у каких еще зверей, кроме ластоногих, ушные раковины закрываются при погружении в воду

4. Предположите, к каким последствиям в жизни ластоногих и китообразных может привести значительное загрязнение морей и океанов

Они погибнут, так как сначала вымрут все мелкие животные, то есть их пища, а затем и более крупные животные. К тому же в загрязненной воде станет очень мало кислорода

Отряд Хоботные

1. Назовите 2 вида слонов и приведите их отличительные особенности

1.Индийский слон - высота 3 м, масса более 5 т, бивни только у самца длиной 1-1,5 м

2.Африканский слон - высота 3,5 м, масса 3-5 т, бивни у самцов и самок, бивни длиной до 3 м

2. При срастании каких органов образовался хобот? Какие функции он выполняет?

Хобот возник в результате срастания носа и верхней губы. С его помощью слон дышит, пьет, питается и поднимает с земли предметы

3. Известно, что слоны наряду с водными ваннами устраивают себе пылевые и грязевые ванны. Для чего они это делают?

4. Предложите свой вариант защиты слонов от браконьерства

Суровое наказание за браконьерство по закону, большие штрафы, создание питомников и заповедников

Отряд Хищные

1. Какие признаки являются общими для всех представителей отряда Хищные?

Стройное тело, мощные лапы, небольшая голова, мускулистая шея, наличие клыков и хищных зубов, сходный способ питания

2. Назовите самого крупного и самого мелкого представителя отряда

Медведь - масса до 1 т, длина до 3 м

Ласка - масса около 100 г, длина до 13 см

3. Приведите примеры видов животных из отряда Хищные, которые питаются не только как хищники

Медведь (всеядный), большая панда (растительноядная)

4. Заполните таблицу, включив в нее по одному представителю из любых трех семейств отряда Хищные "Особенности представителей семейств отряда Хищные"

5. Какие хищные звери из занесенных в Красную книгу России обитают в вашей местности?

Чудо-юдо - персонаж русских народных былин и сказок, славянского героического эпоса и, возможно, праславянскоймифологии (согласно ряду авторов является своего рода кочующим сюжетом из более ранних, дославянских верований). Изначально не имело явно выраженной отрицательной роли в повествованиях. Пол персонажа также менялся по прошествии времени: от женского к мужскому, и к среднему роду, соответственно. Единого мнения о происхождении персонажа в работах этнографов и культурологов на сегодняшний день не сложилось. Природа персонажа в дошедших до нашего времени повествованиях зачастую напоминает морские чудища античной мифологии.

Этимология и версии о происхождении персонажа

В литературе XIX века был предложен ряд маловероятных этимологий. Так, Полный церковно-славянский словарь под общей редакцией Г. М. Дьяченко сопоставляет Юдо с санскритским (санскр. jадас), что означает морское животное вообще, в особенности «баснословное». Также чудо-юдо употребляется в значении «диво морское». Согласно «Материалам для сравнит. слов» под редакцией А. С. Хомякова, чудо-юдо - название мифического змея (дракона), происходящее от слов чудо , которое в старину означало великана, а известно, что в давнюю эпоху развития религиозно-поэтических воззрений на природу все её могучие силы (вихри, буря и гроза) олицетворялись в титанических образах великанов. Предания о змеях и великанах находятся в самом тесном и близком родстве, и, по свидетельству народной сказки, морской царь принимает на себя образ змея. И юдо от имени Иуда , которое ещё в период раннего христианства стали придавать нечистому и другим демоническим существам.

Историк и публицист, доктор исторических наук Ю. Н. Афанасьев, отмечает что в одном варианте народной сказки о Морском Царе и его вещей дочери Морской Царь прямо назван Окиан-море; в других же списках роль его передается змею, чёрту и беззаконному Чуду-Юду. Этот славянский Нептун упоминается и в других сказках. Как приноситель темных туч, которые помрачают собою небесный свет и нередко вредят созревающим жатвам, издревле соединял в своем характере, вместе с благотворными свойствами, и черты существа демонического; тот же двойственный характер был усвоен и Морскому Царю. Оттого так обыкновенна в народных сказках замена Морского Царя - чёртом. В качестве примера Афанасьев приводит немецкую сказку, напечатанную в сборнике Гальтриха, в которой пекельный князь, тождественный с нашим Морским Царем, сохраняет все атрибуты древнейшего божества гроз: он обладает чудесным бичом (= молнией), удары ко­торого заставляют потрясаться все царство и вызывают несчётное воинство; он бросается к молочному пруду и, опившись кипучего молока (= дождя), лопается с ужасным треском и гибнет - подобно тому как пропадает разбитая громом и про­лившаяся дождем туча. Название Чудо-Юдо , согласно Афанасьеву, подтверждает ту же мысль: оно боль­шею частью придается мифическому змею (дракону-туче).

Демонолог Л. Н. Виноградова на основе изучения славянских песен приходит к выводу, что чудо-юдо являет собой некий неявно обрисованный мифологический персонаж, или же результат смешения с русалкой (или с более обобщённым образом вредоносной силы), - так или иначе песенные характеристики позволяют отметить черты «потусторонности», опасности персонажа и мотивы его изгнания.

Согласно И. Захаренко, в русских народных былинах и сказаниях, чудо-юдо восходит к Идолищу Поганому, с которым сражаются русские богатыри.

Следуя псевдонаучной теории, предложенной В. Н. Дёминым, чудо-юдо - это русифицированный образ древнегреческой Медузы Горгоны. Ничего рыбьего в самом образе русской Медузы практически нет - рыбы её просто окружают, свидетельствуя о морской среде. Эта версия происхождения видится Дёмину гораздо ближе к тому исходному доэллинскому архетипу прекрасной Морской царевны, которая в процессе, называемом Дёминым «Олимпийским религиозным переворотом», была превращена в чудо-юдо. Память о древней эллинско-славянской Медузе сохранилась и в средневековых легендах о Деве Горгонии. Согласно славянским преданиям, она знала язык всех животных. В дальнейшем в апокрифических рукописях женский образ Горгоны превратился в «зверя Горгония»; его функции во многом остались прежними: он охраняет вход в рай (то есть, другими словами, является стражем прохода к Островам Блаженных).

М. Фасмер считает наиболее вероятным, что юдо - «всего лишь рифмованное образование по образцу слова чудо », и вряд ли связано с болгарским юда . При этом болгарское слово юда (злое мифическое женское существо, живёт в горах, у озёр, вихрем летает по воздуху) и украинское юда (род злого духа) признаются, по О. Н. Трубачёву, связанными (праславянская форма *juda ) с санскритским yodhá и восходящими к праиндоевропейскому *ịoudh- .

Академик Б. А. Рыбаков отмечает, что чудо-юдо - это самый глубокий архаизм древнеславянской мифологии.

Современное употребление

Согласно Толковому словарю русского языка Ушакова, в современном русском языке, чудо-юдо употребляется в значении сказочного чудовища, а также в значении чуда , как чего-то поразительного, необъяснимого, удивляющего своей необычайностью (в ироничной форме).

Согласно лингвокультурологическому словарю Ирины Захаренко и Ирины Брилёвой, русские могут вспоминать чудо-юдо и использовать это выражение, когда говорят о ком-либо или о чём-либо необычном, странном, о каком-то чуде или о необыкновенно огромной рыбе.

В былинах и сказаниях

Согласно Б. А. Рыбакову, в славянских сказаниях чудище всегда многоглаво. Нередко сказка упоминает хоботы, а самого Змея называет «хоботистым». «Змий о двенадцати головах и двенадцати хоботах; ногами топат… зубами скрехчет». Чудо-Юдо своих противников не кусает, не когтит, а «вбивает в землю» или бьет хоботом («жогнул своим хоботом»). Тут надо понимать, что слово «хобот» раньше обозначало не мясистое продолжение носа и верхней губы, как у слона, - так назывался хвост ящерицы или змеи. Поэтому Змей о двенадцати хоботах - это змей о двенадцати хвостах (см. значение слова хобот в словаре Даля). Самого его убивают (помимо стандартного сказочного меча) стрелами, копьями и раскаленными камнями, которые помощники героя бросают ему в пасть; часто герой распарывает брюхо чудищу. После победы над Змеем его тушу сжигают на костре.

В русских народных сказках

В русской народной сказке «Иван - крестьянский сын и Чудо-юдо», Чудо-юдо - это группа многоголовых (6-ти, 9-ти, 12-ти) драконов, отрицательных персонажей. Живут они за рекой Смородиной, через которую перебираются по Калинову мосту. В сказке Чудо-юдо изображается верхом на коне. Вред от него заключается в том, что оно сжигает города-сёла огнём. 12-головое Чудо-юдо обладает огненным пальцем, который позволяет регенерировать срубленные головы. Живёт чудо-юдо в каменных палатах, где у чуда-юда есть жёны-колдуньи и мать-змеиха. Главный противник чуда-юда, как и следует из названия сказки, - Иван - крестьянский сын.

В сказках русских писателей

В сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-горбунок» 1834 года как самостоятельный персонаж присутствует Чудо-юдо Рыба-кит . Собственно, это рыба-остров, которая лежит «поперёк моря».

В фильме «Варвара-краса, длинная коса», поставленном по мотивам сказки Василия Андреевича Жуковского «Сказка о царе Берендее, о добром царе Еремее и злом Чуде-юде, о любви Варвары-красы к рыбацкому сыну Андрею», Чудо-юдо - царь подводного мира, который похитил царя земного - Еремея. Выручает царя Еремея, на мотив сказки народной, Андрей - рыбацкий сын.