Вот приедет барин – барин нас рассудит. «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова

Стихотворение «Забытая деревня» написано Некрасовым в 1856 г. и опубликовано в собрании сочинений 1856 г. Первоначально называлось «Барин».

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру гражданской лирики и поднимает проблему забытых, заброшенных помещиками деревень. После публикации рецензии Чернышевского в «Современнике» № 11 за 1856 г. цензура усмотрела в стихотворении аллегорию: в образе старого барина увидели умершего в 1855 г. царя Николая І, новый барин – это Александр ІІ, а забытая деревня – вся Россия. Но стихотворение следует трактовать шире.

Некрасов как поэт-реалист выбрал для эпических героев наиболее яркие, типичные образы крестьян. Бабушка Ненила – воплощение крестьянской нужды и тупого терпения, Наташа отражает тяжёлую судьбу крестьянской женщины, не принадлежащей себе и зависящей от прихоти управляющего, вольный хлебопашец Игнат забрит в солдаты из-за несовершенства законов, из-за взятки земля отнята у крестьян. Типичны также представители власти. Барин не только не вмешивается в проблемы и не интересуется ими, но и не помнит о своей деревне, в которой ему суждено только быть похороненным. Сердобольный немец главный управитель распоряжается судьбами крестьян по своему усмотрению, не позволяя Наташе выйти замуж и преследуя собственные цели. Бурмистр (сельский староста) думает о своей выгоде, а не о крестьянской, взяточник-чиновник подкуплен соседом-лихоимцем.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая – отдельный эпизод из жизни забытой деревни. В первых трёх строфах крестьяне надеются на то, что барин приедет в их деревню и поможет им в их бедах. В каждой строфе звучит рефрен: «Вот приедет барин».

В четвёртой строфе описана деревня через большой промежуток времени: старушка Ненила, которой нужен был лес для починки избушки, умерла, отнятый у крестьян соседом кусок землицы приносит высокие урожаи, Игнат, который хотел жениться на Наташе, «угодил в солдаты». В этой строфе слышится разочарование, подчёркнутое рефреном: «Барин всё не едет».

Пятая строфа тоже отдалена во времени от предыдущей. Она описывает приезд барина на похоронных дрогах в гробу. Теперь барин не может решить не только те проблемы, которые за давностью лет не требуют решения, но и новые. А новый барин, приехавший на похороны, «вытер слёзы» и уехал из забытой деревни в Питер. Рефрен снова меняется: барин приехал в гробу, умерла даже надежда на изменения.

Тема стихотворения отражена в названии: забытая деревня, оставленные помещиком и зависимые от него крестьяне, жизнь которых проходит в несбывшемся ожидании.

Основная мысль стихотворения: развенчание мифа о добром барине, на которого можно надеяться. Жизнь крепостного крестьянина неинтересна помещику. Если обобщить: крестьянам нечего надеяться на помощь свыше.

Тропы и образы

Крестьянку Ненилу Некрасов описывает с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: бабушка, старушка, избёнка, избушка. Такие же суффиксы употребляются для описания крестьян или их имущества: косячок землицы, Игнаша, Наташа, парнишки.

Представители власти описаны отрицательными эпитетами или приложенями-характеристиками: лихоимец жадный, сосед-плут. Управляющий-немец называется сердобольным (ирония). Глаголы Некрасов использует просторечные, передавая живой крестьянский язык: оттягал, погодим, перечит, угодил в солдаты, не бредит свадьбой.

Сам барин как существо, недоступное крестьянам, не описан, а эпитеты описывают его гроб (высокий, дубовый).

Стихотворение – отрезок жизни забытой деревни, за который сменились поколения, выросли дети и постарели взрослые. Читатель видит происходящее глазами крестьян и воспринимает события через призму их сознания.

Идея стихотворения близка к идее древнегреческой трагедии: жизнь человека полностью зависит от воли богов, он не в силах изменить ни обстоятельства, ни собственную жизнь, может только покориться. Рефрен первых трёх строф звучит как реплики героев трагедии, надеющихся на помощь высших сил (барина). В третьей строфе крестьяне объединяются в хор, который, подобно древнегреческому, указывает на всемогущество судьбы (барина). В четвёртой строфе герои и хор теряют надежду, а в пятой происходит невиданное в древнегреческой трагедии: смерть не героя, а бога. Таким образом, Некрасов показывает трагедию человека, судьбой которого ничто не управляет, мир мёртвых богов. Забвение – худшее наказание для человека.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дольником с четырьмя ударениями в строке. Близость к тоническому стиху подчёркивает народность, песенность. Строфы состоят из 6 строчек с парными женскими рифмами, чаще всего банальными, как в народной поэзии.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова

В стихотворении “Забытая деревня” представлена крестьянская тема. Первоначальное название - “Барин”. В тексте отсутствуют слова “забытая” и “деревня”. В.И. Даль определяет слово “деревня” так: “крестьянское селение, в котором нет церкви”. Церковь, тем не менее, имеется (см. последнюю строфу), из чего можно заключить, что более точным названием было бы “Забытое село”.

У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: нет лесу, и не жди - не будет!
’’Вот приедет барин - барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу”, - думает старушка.

Бурмистр - староста из крестьян, назначаемый помещиком. Получив власть над равными себе, он мог и злоупотреблять ею (см., например, рассказ Тургенева “Бурмистр” из цикла “Записки охотника”). Бурмистр по имени Влас появится на страницах “Кому на Руси жить хорошо” и окажется добросовестным и заботливым старостой. Бабушка Ненила (и далее в этом же стихотворении Наташа) - продолжение темы тяжелой женской доли, намеченной в рассмотренных выше стихотворениях. Первое полустишие четвертой строки - “Вот приедет барин” - сквозной мотив, который возобновится точно в тех же позициях второй и третьей строф.

Во второй строфе обидчик крестьян - “лихоимец”, то есть здесь скорее всего взяткодатель, подкупивший чиновников, которые незаконно оформили его право владения участком земли, принадлежавшей крестьянам “забытой деревни”. Тем ничего не остается, как надеяться на своего помещика: “Вот приедет барин” - и справедливость должна быть восстановлена, виновных накажут. Эти ключевые слова пока не произнесены вслух: и Ненила, и крестьяне только “думают” об этом как о единственном шансе поправить свое положение.

Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
Да перечит девке немец сердобольный.
Главный управитель. “Погодим, Игната,
Вот приедет барин!” - говорит Наташа.
Малые, большие - дело чуть за спором -
“Вот приедет барин!” - повторяют хором...

Вольными или свободными хлебопашцами называли государственных крестьян, то есть таких, которые жили на казенных землях, не были крепостными, работали не на помещика, а на государство - и ему же выплачивали налоги. Это все же лучше, чем зависеть от барина: соблазнительно “выйти из крепостного состояния в свободные хлебопашцы” (Герцен. “Былое и думы”). А Наташа, судя по всему, крепостная и не может выйти замуж по своей воле. Ей перечит управитель-немец (как бы предшественник Фогеля из “Кому на Руси жить хорошо”). Он назван “сердобольным”, конечно, иронически, поскольку “сердобольный” - это сострадательный, отзывчивый. Самое вероятное, у немца собственные виды на Наташу, поэтому он препятствует ее замужеству. И опять: “Вот приедет барин” - эти слова впервые произносятся вслух Наташей, а в шестой строке повторяются хором. Мотив усиливается, с тем чтобы достигнув высшей точки, сникнуть в следующей строфе.

Четвертая строфа свидетельствует о том, что если бы долгожданный барин приехал и вознамерился облагодетельствовать крестьян, то немногое ему удалось бы сделать на этом поприще: бабушка Ненила умерла, хлебопашец отдан в солдаты - этого уже не исправишь. Прежнего “вот приедет барин” не слышно, надежда потеряна. На незаконно отобранной у крестьян земле вырос хороший урожай - чужой урожай, которым они не воспользуются. А “барин все не едет”.

Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высоких гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом - новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету - и уехал в Питер.

“Шестернею цугом” - в упряжке с шестью лошадьми попарно. Дроги - длинная телега без кузова. В том месте строфы, где поначалу повторялось “Вот приедет барин”, - сообщение о том, что наконец-то приехал: “А в гробу-то барин”. Новый барин - сын покойного, приехавший похоронить отца в родном имении. Поплакал, но что толку? - слезы вытер и уехал в Питер. Чудесная рифма вытер - Питер фольклорна, пословична: “беднякам Питер бока вытер”, “Москва бьет с носка, а Питер бока повытер”, ср. также у Ахматовой в “Поэме без героя”: “А вокруг старый город Питер, / Что народу бока повытер / (Как тогда народ говорил)...”

Разоренное, запустевшее дворянское гнездо - туда разве что на собственные похороны выбраться, а жить немыслимо. Это печальная тема, и русская литература, касаясь ее, лирически и ностальгически грустила. Гончаровская Обломовка, чеховский вишневый сад - в прошлом подобия земного рая, но то в прошлом, а наступают новые времена, похуже, и хозяева, а подчас бывшие хозяева, покидают свои владения. Впрочем, о “хозяевах” Некрасов не грустил, более того, иногда злорадствовал, что “идиллия” крепостничества закончилась, родной дом опустел, лес вырублен, нива выжжена (см. стихотворение “Родина”). Но и крестьянам лучше не стало. Об этом автор “Забытой деревни” наверняка сожалеет, хотя открыто чувств своих не выражает и не изливает. Стихотворение это как бы и не лирическое вовсе, нет лирического героя, этого навязчивого “я” с его скорбью, негодованием, исповедальностью. Вместо всего этого - рассказ, причем интонация у рассказчика слегка ироническая, как если бы он вообще никому не сочувствовал. А ведь о том же самом можно было бы поведать с пафосом сострадания, как в очерке Салтыкова-Щедрина “Скрежет зубовный”: “Вот и ты, бедная, сгорбленная нуждой, бабушка Ненила. Спокойно сидишь ты у ворот покосившейся избушки твоей...”

Но если Некрасов проявил известную сдержанность в описании самых обыденных, казалось бы, событий, то это не помешало читателям увидеть между строк нечто грандиозное: забытая деревня - вся Россия! Стихотворение напечатано в 1856 г., а годом раньше умер Николай I - старый барин, от которого никто не дождался ничего хорошего. Едва ли будет лучше при новом барине - Александре II. Можно понять и так.

Характеризуя ритмический строй стихотворения, мало сказать, что написано оно шестистопным хореем с женскими рифмами, что каждая строка четко делится на полустишия, и потому текст легко было бы представить трехстопнохореическим: “У бурмистра Власа / Бабушка Ненила / Починить избенку / Лесу попросила” и пр. Все это так и есть, но в данном случае хотелось бы обратить внимание и на ритм иного, сюжетосложенческого порядка, на смену темпов и силы звучания от строфы к строфе: 1. Вот приедет барин (просьба, отказ, молчание). 2. Вот приедет барин (молчание). 3. Вот приедет барин (голос). Вот приедет барин! (хор). 4. Барин все не едет (молчание). 5. А в гробу-то барин (заупокойный хор). Своеобразное композиционное решение: центральная третья строфа - с голосом и хором! - самая “громкая” в окружении тишины, глухого ропота и панихидного пения.

У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: нет лесу, и не жди — не будет!»
«Вот приедет барин — барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу»,- думает старушка.

Кто-то по соседству, лихоимец жадный,
У крестьян землицы косячок изрядный
Оттягал, отрезал плутовским манером.
«Вот приедет барин: будет землемерам!-
Думают крестьяне.- Скажет барин слово —
И землицу нашу отдадут нам снова».

Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
Да перечит девке немец сердобольный,
Главный управитель. «Погодим, Игнаша,
Вот приедет барин!» — говорит Наташа.
Малые, большие — дело чуть за спором —
«Вот приедет барин!» — повторяют хором…

Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута — урожай сторицей;
Прежние парнишки ходят бородаты;
Хлебопашец вольный угодил в солдаты,
И сама Наташа свадьбой уж не бредит…
Барина всё нету… барин всё не едет!

Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высокий гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом — новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету — и уехал в Питер.

Анализ стихотворения «Забытая деревня» Некрасова

Некрасов был общепризнанным поэтом-реалистом. В своем творчестве он рассматривал любую проблему не только с одной стороны. Ярким примером такого глубокого анализа является стихотворение «Забытая деревня» (1855 г.). Поэт видит причину народных страданий не только в жестокости и равнодушии помещиков, но и в наивной вере крестьян в своего мудрого барина.

Произведение состоит из пяти частей. В первых трех описаны типичные для крепостничества народные беды. Одинокой старушке требуется материал на починку жилища. Крестьяне пострадали от самовольного захвата их земель соседним помещиком. Крепостная девушка хочет выйти замуж, но не может этого сделать без разрешения хозяина. Во всех ситуациях посредником между крестьянами и барином выступает управляющий, который стремится только к личной выгоде. Он отвергает все просьбы просителей. Горькая ирония автора проявляется в надеждах крестьян на долгожданный приезд барина. Они уверены, что главным их мучителем является управляющий, а хозяин просто ничего не знает об их страданиях. Такое слепое убеждение напоминает народную веру в справедливого царя-батюшку, окруженного злыми советниками. На самом деле ни царю, ни помещикам не было никакого дела до своих крепостных. Их заботило только своевременное получение доходов с имений. Управляющим предоставлялось полное право действовать по своему усмотрению.

Четвертая часть описывает крушение всех крестьянских надежд. Бабушка умерла, соседний помещик собрал богатый урожай с захваченной земли, а жениха забрали в солдаты. Но и все разразившиеся беды не могут уничтожить безграничной веры. Крестьяне лишь гадают, почему «барин все не едет».

В пятой части надежды, наконец-то, сбываются. Крестьяне дождались своего барина, который приезжает… в гробу. Тем не менее объявляется наследник, который уж точно обратит внимание на своих страдающих работников. Но он исчезает так же внезапно, как и появился, опять оставляя крестьян на произвол управляющего. Можно догадаться, что новое поколение будет питать такие же бесплодные надежды по отношению к своему барину.

Стихотворение «Забытая деревня» описывает конкретный случай, но такое явление было повсеместным в России. Большинство помещиков вообще никогда не посещали свои деревни. Крестьянство представлялось им в образе смутной физической силы, которая приносит доход. Естественно, что личная беда отдельного крестьянина не имела никакого значения для хозяина. Крестьяне не понимали этого и продолжали верить в торжество добра и справедливости.

Крепостное право в XIX веке было неким пережитком прошлого. Соответствующего мнения придерживался и Николай Алексеевич Некрасов. По его мнению, и по мнению многих других людей, с прогрессивными взглядами, такое явление просто недопустимо для европейской страны, а Россия в то время считала себя таковой, но только избавляться от рабовладельчества никак не хотела.

Это было лишь маленькой частичкой того, что по-настоящему возмущало писателя. Больше всего он ненавидел слепую веру крестьян в некую высшую справедливость. Как ни странно, но большая их часть считала своего помещика, чуть ли не богом на земле. Их мнение на этот счет было одно – помещик действительно мудр, справедлив и делает много ради своих подопечных. Это всё чиновники да управляющие не дают жизни людям.

Создание «Забытой деревни»

Эта уникальная особенность крестьянского менталитета вызвала у писателя горькую иронию и сильное возмущение. Он, в отличие от крестьян, прекрасно понимал, что помещику совсем нет никакого дела до крепостных. Единственное, что его волновало на тот момент – исправная уплата ими оброка. Все остальное их не касалось.

Некрасов, пытаясь развенчать миф о том, что помещики, якобы отличные люди, и в 1855 году создает произведение «Забытая деревня». В нем он буквально высмеивает наивность крестьян, показывает реальную власть и положение дел, такими, как они есть на самом деле. Помещики действительно обладают полной властью в своих угодьях, но всем руководят управляющие, а крестьяне – низшее звено в цепочке, на котором каждое последующее только наживается, становясь сильнее.

Стихотворение начинается с обращения старушки к бурмистру. Ей требуется немного леса, для того чтобы восстановить свою старую халупу. Это вполне себе обычная просьба, на которую она получает отказ. Бурмистр прямо заявляет, что: «нет лесу, и не жди - не будет!» Но пожилая женщина уверена, что вот скоро приедет барин и все уладит, ей не стоит ни о чем беспокоиться. Она, естественно, вожделеет, что в скором времени получит то, чего хочет.
Таким образом, Некрасов говорит о наивности всех крестьян. В подобную ситуацию неизменно попадают все просители, без исключения, которые желают добиться некой справедливости, кто пытается отстоять свои права. Крестьяне в своей наивной вере убеждены, что им нужно чуточку подождать, а за них все сделают, решат со временем, помогут, якобы помещик вот-вот приедет и решит их многочисленные проблемы, которых с годами становится только больше.
История данного произведения, как и большинства других, созданных Некрасовым – весьма печальная. Как можно догадаться, этими стихами писатель пытался достучаться не до крестьян, которые бы никогда их все равно не прочли, а до помещиков, высшего сословия. Несложно догадаться о том, как они приняли такую иронию по отношению к себе. Произведение вызвало лишь множество упреков со стороны представителей высшего сословия. Эта же судьба была и у многих других стихотворений, обладающих ярко выраженным социальным окрасом.

«Забытая деревня» Н. Некрасов

1
«У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: нет лесу, и не жди - не будет!»
«Вот приедет барин - барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу»,- думает старушка.
2
Кто-то по соседству, лихоимец жадный,
У крестьян землицы косячок изрядный
Оттягал, отрезал плутовским манером.
«Вот приедет барин: будет землемерам!-
Думают крестьяне.- Скажет барин слово -
И землицу нашу отдадут нам снова».
3
Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
Да перечит девке немец сердобольный,
Главный управитель. «Погодим, Игнаша,
Вот приедет барин!» - говорит Наташа.
Малые, большие - дело чуть за спором -
«Вот приедет барин!» - повторяют хором…
4
Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута - урожай сторицей;
Прежние парнишки ходят бородаты;
Хлебопашец вольный угодил в солдаты,
И сама Наташа свадьбой уж не бредит…
Барина всё нету… барин всё не едет!
5
Наконец однажды спереди дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высокий гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом - новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету - и уехал в Питер.»

После прочтения возникает вполне естественный вопрос – почему Некрасов назвал произведение «Забытая деревня»? Все дело в том, что владельцу нет никакого дела до людей, которые там проживают. Какие нужды испытывают крепостные – совсем неважно. В результате такого халатного отношения, старушка, которой требовалась новая крыша просто умирает, не дождавшись исполнения обещания. Обманутый крестьянин же, уже наблюдает, как на куске его бывшей пашни собирает урожай другой человек. Дворовая девка по имени Наталья уже перестала и вовсе мечтать о свадьбе, так как ее жениха забрали на службу в солдаты на целых 25 лет.

Писатель говорит с некой иронией и сожалением, что деревня по-настоящему является забытой. У нее нет настоящего хозяина, честного, мудрого, который бы стал надежной опорой своим крепостным, хотя бы частично. В результате деревня постепенно приходит в упадок.

Тем не менее, наконец-то приходит момент, когда он все-таки появляется в деревушке, но в роскошном гробу. Он завещал своему преемнику похоронить его там, на месте, где был рожден, а тот, в свою очередь, родившийся далеко от сельской жизни, не собирается заниматься проблемами крестьян. Единственное, что он сделал - «слезы вытер, сел в свою карету – и уехал в Питер».

Некрасов пытается сказать крестьянам о том, что практически никому нет дела до их проблем, а вернее, открыть глаза на эту правду помещикам, которые практически все, без исключения, относились наплевательски к своим крепостным. Всё, что желал получать от своих имений помещик - доход. И как бы крепостные не молились на своего хозяина, ему, как правило, не было до этого никакого дела.

Заключение

Почему же Некрасов выбрал для своего стихотворения именно тему крепостного права? Это была очень большая проблема в свое время, а помещики в XIX веке практически все, поголовно, были такими как описано в этом произведении. Таких «Забытых деревень» в России на тот момент насчитывалось огромное количество. Владельцы роскошных имений всегда пытались обосноваться в городе, полагая, что такая сельская жизнь – не для них. Они все пытаются ближе подобраться к высшему свету, светской жизни, постепенно забывая об обычных людях.

В некоторых селениях, ситуация и вовсе выходила из ряда вон – крестьяне не видели своих помещиков целыми десятилетиями, что вторым казалось нормой. Они очень сильно свыкались с этим, принимали такое положение дел как данное, будто оно и должно быть, так и никак иначе. Своим царем и богом считали управляющего, целенаправленно расхищающего барское имущество.

Некрасов прекрасно понимает, что, создавая данное произведение, он не достучится до крестьян, по той простой причине, что им не суждено прочесть стихи. Писатель пытается сказать своим произведением, чтобы сами владельцы крепостных судеб перестали быть эгоистами, взывая к человеколюбию, ведь их эго попросту может лишить жизни множество судеб, собственно, о чем и сказано в произведении.

Как можно догадаться, это стихотворение и множество других, обладающих некой иронией по отношению к высшему сословию было принято, что называется «в штыки». Ярко выраженная социальная окраска никогда не пользовалась большой популярностью у высших слоев, потому как в большинстве своем, она омрачала их. По их мнению, такие «мужицкие стихи» просто позорят русскую поэзию, хотя мы прекрасно знаем, почему они им не нравились.

Некрасов прекрасно понимал, значимость своих творений. Современники не могли оценить его творчество однозначно, правда часто принимается в штыки. Общество, которое по-настоящему погрязло в пороках и страстях, никогда не будет радо такой правде и истине, о которой говорил Некрасов в своих стихах.

Николай Алексеевич не ставил своей целью перевоспитать высший свет, он просто пытался достучаться до очерствелых душ помещиков и чиновников. Свою лепту в формирование общественного мнения он, несомненно, внёс. Отчего его вклад у русскую литературу по праву считается бесценен.

Читать стих «Забытая деревня» Некрасова Николая Алексеевича стоит тем, кто хочет лучше понять историю России, узнать, как жили крепостные, а как - богатые люди. Кроме того, благодаря этому произведению, можно угадать мысли бедных крестьян, их желания и настроения. Изучается стих на уроке литературе в 10 классе. Затем преподаватели задают на дом учить его полностью наизусть. На нашем сайте можно прочитать произведение онлайн, а при желании скачать его на свой гаджет.

Текст стихотворения Некрасова «Забытая деревня» написан в 1855 году. В нем автор рассказывает об одной деревне, в которой крепостные ждут приезда барина. Они надеются, что тот сможет разрешить все их проблемы. Так, бабушка Ненила хочет попросить у него лесу, чтобы подлатать свою избушку. Крестьяне считают, что он решит их вопрос о земле. Девушка Наташа рассчитывает на то, что тот позволит ей выйти замуж за хлебопашца. Однако ничего этого не происходит. Барин не приезжает в деревню, не помогает простым людям. В своем имении он появляется уже спустя много лет, но не живой, а мертвый. На его место приходит новый барин, но и тому нет дела до проблем крепостных. Побыв немного в деревне, он очень скоро из нее уезжает, обратно, в город.

У бурмистра Власа бабушка Ненила
Починить избенку лесу попросила.
Отвечал: нет лесу, и не жди – не будет!”
“Вот приедет барин – барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу”,- думает старушка.

Кто-то по соседству, лихоимец жадный,
У крестьян землицы косячок изрядный
Оттягал, отрезал плутовским манером.
“Вот приедет барин: будет землемерам!-
Думают крестьяне.- Скажет барин слово –
И землицу нашу отдадут нам снова”.

Полюбил Наташу хлебопашец вольный,
Да перечит девке немец сердобольный,
Главный управитель. “Погодим, Игнаша,
Вот приедет барин!” – говорит Наташа.
Малые, большие – дело чуть за спором –
“Вот приедет барин!” – повторяют хором…

Умерла Ненила; на чужой землице
У соседа-плута – урожай сторицей;
Прежние парнишки ходят бородаты;
Хлебопашец вольный угодил в солдаты,
И сама Наташа свадьбой уж не бредит…
Барина всё нету… барин всё не едет!

Наконец однажды середи дороги
Шестернею цугом показались дроги:
На дрогах высокий гроб стоит дубовый,
А в гробу-то барин; а за гробом – новый.
Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету – и уехал в Питер.