Зарождение концепции «сдерживания ссср» и ее официальное оформление в «доктрине трумэна

Зимой-весной 1946 г. в западном общественном мнении начался перелом в отношении сотрудничества с СССР. На критические позиции стали переходить представители либеральной части западных интеллектуалов. 22 февраля 1946 г. временный поверенный в делах США в СССР Джордж Кеннан, в дальнейшем – видный американский политический и общественный деятель, публицист, направил в государственный департамент США в Вашингтон очередное донесение в форме знаменитой «длинной телеграммы» (8 тыс. слов), в которой он дал развернутую аналитическую оценку возможностям и перспективам развития отношений США с Советским Союзом.

Кеннан предостерегал американское руководство от продолжения «рузвельтовской» политики доверительного партнерства с СССР и призывал скорее избавиться от иллюзий и завышенных ожиданий в отношении возможности сотрудничать и договариваться с Москвой на общепринятой дипломатической основе – то есть основе взвешивания и рациональной оценки аргументов сторон, учета интересов партнера, переговорной «торговли» и соблюдения принципа верности принятым обязательствам. В телеграмме твердо заявлялось: советское руководство уважает только силу, и поэтому диалог с ним надо вести в невызывающей, но твердой манере, давая понимать, что США не пойдут ни на какие уступки без гарантированной взаимности со стороны Москвы. Характеризуя взгляды советского руководства, автор телеграммы писал: «...мы имеем... дело с политической силой, фанатично приверженной мнению, что с США не может быть достигнут постоянный modus vivendi» (договоренность, которой стороны придерживаются в отсутствие формального договора).

Ключевое положение телеграммы заключалось в выводе об органическом экспансионизме, присущем советским руководителям, который побуждает и при любых обстоятельствах будет побуждать их к внешней экспансии, распространению сферы своего влияния на все новые районы мира. Соответственно, единственным адекватным ответом на подобные устремления СССР Дж.Кеннан считал «сдерживание» Москвы, то есть удержание Советского Союза жестко в рамках тех зон влияния, которые он уже сумел приобрести, и бескомпромиссное противодействие любым попыткам СССР выйти за их пределы посредством противопоставления советским поползновениям «несгибаемой силы в любой точке Земного шара».

Хотя «длинная телеграмма» была предназначена только для государственного секретаря США, с ней в течение нескольких месяцев ознакомились несколько тысяч человек, которые определяли внешнюю политику Вашингтона. Морской министр Джеймс Форрестол, которому копия этой телеграммы была направлена послом США в СССР Авереллом Гарриманом, распорядился размножить ее на мимеографе и направить другим членам кабинета и высшим {♦} офицерам вооруженных сил США. Одновременно по распоряжению руководства государственного департамента текст Дж.Кеннана был разослан в порядке ключевой политической информации во все зарубежные посольства США.



Однако в печати эта телеграмма была опубликована намного позже – только в июле 1947 г. текст Кеннана за подписью «мистер Икс» был опубликован в ведущем американском журнале «Foreign Affairs» и стал предметом полемики в широких слоях политической общественности США. Дж.Кеннан сумел уловить сдвиги в настроениях американской политической элиты, перестававшей видеть в СССР партнера по переустройству мира. Он первым сформулировал ключевую идеи изменившегося с момента Потсдамской конференции мышления администрации Гарри Трумэна: не провоцировать СССР, но демонстрировать ему твердость США, отстаивать собственное американское видение, даже если оно противоречит мнению и интересам Москвы. После «длинной телеграммы» Дж.Кеннан был с крупным повышением переведен на работу в Вашингтон, где он на несколько лет стал одним из самых влиятельных советников президента США с правом докладывать свои оценки непосредственно президенту Г.Трумэну. Взгляды Кеннана стали во многом определять подходы американской дипломатии к отношениям с Советским Союзом. В марте 1945 г. Советскому Союзу доверяло 55% опрошенных американцев, в марте 1946 – только 33%.

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ИНСТИТУТ СОЕДИНЕННЫХ шТАТОВ АМЕРИКИ И КАНАДУ

На правах рукописи

АЛАСАНИЯ Теймураз Георгиевич

КОНЦЕПЦИЯ "СДЕРЖИВАНИЯ" ч- ЕЕ КОНКРЕТНОЕ ПРЕЛОМЛЕНИЕ ВО ВНШЕГ. И ВОЕННО.Ч ПОЛИТИКЕ США 80-Х ГОДОВ

Специальность 07.00.С6 - история международных

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Москва, 1988

Работа выполнена в Институте Соединенных Штатов Америки и Канады Академии наук СССР.

Научный руководитель - член-чорреспондент АН СССР,

профессор Журкин В.В. Официальные оппоненты - доктор исторических наук,

профессор Усачев И.Г. - кандидат экономических наук Савельев А.Г« Ведущая организация - Институт всеобщей истории

Академии наук СССР

Защита диссертации состоится " " __________

1988 г. на заседании специализированного совета Д 002.93.01 при Институте Соединенных Штатов Америки и Канады АН СССР по адресу! 121614, Москва, Хлебный переулок, д. 2/3.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института США и Канады АН СССР.

Ученый секретарь специализированного совета,

кандидат философских нау|$ у _____ ^ "

"„".* Малашенко И. Е.

I Актуальность теми. В соиременном многообразном, но

. . .". -. ¡jo все возрастающей мере взаимозависимом, целостном

........"мире кал никогда прежде остро сталкиваются два подхода,

две философии обеспечения национальной и международной безопасности, всеобщего мира. С одной стороны это концепция "сдерживания", провозглашенная и развиваемая в течение всего послевоенного периода в качестве главной военно-стратегической основы безопасности рада западных стран. С другой - выдвинутое ХХУП съездом КПСС развернутое толкование Философии мирного сосуществования, обоснование концепции всеобъемлющей системы мира и международной безопасности. Говоря словами М.С.Горбачева, "милитаристской доктрине, на которой основывается политика силы, мы противопоставили концепции "баланса интересов" и взаимной равной безопасности"1/.

На первый план выдвигается разработка такой модели обеспечения национальной безопасности, которая не угрожала бы всемирной катастрофой.

Такая модель обеспечения национальной безопасности предполагает определенный пересмотр многих ставших аксиоматичными постулатов как внешнеполитической деятельности, так и внутреннего развития государств. Ее внедрение в практику межгосударственных отношений будет зависеть от того, насколько конкретные дела государств (особенно в военном строительстве) соответствуют декларированным оборонительным целям военных доктрин.

Несомненно и то, что пример в этом отношении должны, подать наиболее крупные в военном отношении державы, прежде всего СССР и США. Поэтому отказ от концепции "сдерживания" со стороны западных государств, совместный с СССР поиск альтернативных путей и средств перехода к ненаступательной военной доктрине на осново разумной достаточности вооружений и вооруженных сил,"

I/ М.С.Горбачев, "Правда", 17.02.1987г.

предстает как политическая и военно-стратегическая установки на ограничение воентсс потенциалов государств и военных союзов пределами минимальной в них потребности исключительно для целей обороны, защиты от агрессии при невозможности наступательных операций „

Будучи основанным на принципиально иных воззрениях на проблему национальной безопасности, методах и средствах ее обеспечения, "сдерживание" по существу стало главным практическим препятствием на пути движения к безъядерному ненасильственному миру, внедрения в международную политическую практику нового мышления, материализации попыток СССР, особенно за последние три года, накупать пути перехода от "сдерживания" ядерным оружием к"сдерживанию" политико-правовыми средствами. Поэтому очевидно, что по мере дальнейшего развертывания и конкретизации основ всеобъемлющей системы международной безопасности комплексное, всестороннее исследование концепции "сдерживания" будет приобретать возрастающую актуальность.

Кроме того, концепция "сдерживания" привлекает к себе повызенный интерес и по ряду других фундаментальных причин.

Во-первых, положения концепции "сдерживания" на протяжении послевоенных десятилетий"служили основой при определении программ и интенсивности производства вооружений, использовались США и их западноевропейскими союзниками для оправдания наралдевания всех видов оружия и в первую очередь ядерных.

Во-вторых, в результате изменения соотношения военных и политических сил на мировой арене, качественного скачка в развитии военной технологии и количественного накопления огромных потенциалов ядерного оружия, имеющих невиданную разрушительную силу, существенные изменения произошли в содержании таких

связанных с концепцией "сдерживания" категорий и формул, как "достижение победы в войне", "обеспечение национальной безопасности", "упреждаххцие и обезглавливающие удары", "гонка вооружений" и т.д.

В-третьих, влияя на <{ормирование взглядов (ХА на такие важнейшие проблемы современности, как направление и основные параметр! гонки вооружений; условия, при которых допускается использование военной силы, или ограничение вооружений путем переговоров; готовность к мирному сосуществованию и сотрудничеству, концепция "сдерживания" превратилась о важную состивную общеполитической ситуации.

Предметом исследования являются истоки подхода США к проблеме национальной безопасности через призму концепции "сдерживания", воздействие внутренних и ьнехних "[акторов на ("ормирование главной военно-стратегической доктрины Запада послевоенного периода, борьба между различными школами и течениями, влияние "сдерживания" на внешне® политику США, общестратегическую ситуацию в мире, гонку вооружений, переговор; по ограничению оружия и разоружению. В диссертации прослеживается эволюция концепции "сдерживания", ее конкретные Функциональные проявления на различных исторических этапах, выявляется закономерность смены вех.

Особое внимание в работе уделено исследованию корней кризиса, переживаемого в настоящее время концепцией "сдерживания". Обосновывается вывод о том, что альтернативные пути обеспечения национальной и мевдуна-родной безопасности все решительнее расходятся с идеей увековечения "ядерного сдерживания* в качестве перво- _ основы сохранения Мира. Делается также попытка показать

несколько возможных вариантов достижения безъядерного___]

ненасильственного мира, в котором отсутствие угроз бу-_| дет связано не с обладанием лдернш оружием, а с созда-г! нием системы политико-правовых и социально-экономических!

гарантий, не допускающих возрождения ядерного или иных видов оружия массового уничтожения, создающих объективную предпосылку для отказа от военно-силовых концепций обеспечения безопасности.

Цель исследования и критического анализа с позиции марксизма-ленинизма развития подходов правящих кругов США к концепции "сдерживания" состоит в том, чтобы выявить, каким обризом буржуазная идеология воздействует на американскую военную стратегию, как теоретические концепции в военной политике проявляются в практической деятельности различных американских администраций. В этой связи в работе поставлены следующие задачи:

Проанализировать суть концепции "сдерживания", ее конкретные функциональные проявления во внешней и военной политике различных администраций, проследить основные этапы ее эволюции;

Показать влияние всего комплекса идеологических, психологических, экономических и социально-политических факторов и теории на выработку официальной поенной доктрины США;

Проанализировать методы и пути приспособления американских военно-стратегических концепций к изменяющимся условиям при сохранении идеи "сдерживания путем устрашения" в качестве сквозного элемента;

Показать влияние концепции "сдерживания" на внешнеполитический курс США;

Проследить ход внутренней борьбы противоположных тенденций американской военной мысли и формирование в ходе этой борьбы официальной военной политики Вашингтона. При этом особое внимание уделялось той роли, которая отводится различного рода теориям и концепциям в <|орми-. ровании основных ориентиров практических военных программ и строительства вооруженных сил; влияние на гонку

вооружений и переговоры по ограничению оружия, на общестратегический контекст советско-американских отношений;

Дать комплексную оценку основным американским военно-стратегическим концепциям в рпмках "сдерживания", с учетом как их теоретической базы, та* и практической реализации.

Отвечал на поставленные цели, исследование представляет собой одну из попыток комплексного анализа с марксистско-ленинских позиций неразрывной взаимосвязи концепции "сдерживания" с официальной военной политикой Вашингтона с 1945 г. по сегодняшний день, влияния на экономическую и внешнюю политику различных администраций. Научная новизна исследования, таким образом, состоит в выявлении влияния различных военных концепций, теории и доктрин в рамках "сдерживания" на общестратегическую ситуацию в мире, военное противостояние с СССР, степень накала этого противостояния, способность военной разрядки и разоружения и т.д. При этом анализ различных концепций - "массированного возмездия", "гибкого реагирования", "реалистического устрашения", "компенсирующего противодействия", "активного противоборства", "победы в войне" и т.д. - дается в исследовании параллельно., с анализом воешюй политики тех администраций, военные программы которых основывались на соответствующих кон-., кретных концептуальных подходах.

Данная работа в определенной степени восполняет пробел в аналитическом исследовании единства теорети-_ _ ческого и практического подхода правящих кругов США к.. проблеме формирования официальной военной политики стра-. ны.

Новизна проведенной работы обусловлена также и тем, что в ней введены в научный оборот некоторые новые ис- точники и материалы, способствующие более полному

представлению о сущности и особешюстях американских подходов к формированию единой концепции "сдеркивания", о перспективах развития этой концепции до конца столетия.

Научное и практическое значение диссертации определяется возрастающей угрозой ядерного и других видов оружия массового уничтожения для судеб цивилизации. Советско-американское военное противостояние, соревнование б военной области практически предопределяет решение таких жизненно важных для всего человечества проблем, как проблема войны и мира, обеспечение национальной и международной безопасности, предотвращение ядерной катастрофы. В этой связи анализ и исследование основ американской военной доктрины приобретает важное значение для определения как сущности этой доктрины, так и перспектив ее эволюции. Это позволяет использовать результаты исследования советским практическим и научным учреждениям как для ретроспективного анализа конкретных аспектов американской военной политики и концепции "сдерживания", так и для оценки возможных последующих модификаций этой концепции и для определения Позиции СССР по отношению к подобным модификациям.

Материалы, положения и выводы, вошедшие в диссертацию, были использованы подразделениями Министерства иностранных дел СССР при разработке позиции и в ходе работы 41-й, 42-й, и 43-Й сессий Генеральной Ассамблеи ООН, Комиссии ООН по разоружению, Конференции по разоружению, международных семинаров и симпозиумов в Дагомысе и Сочи, а также при подготовке советского раздела исследования ООН 1986 г. на тему "Сдерживание: его влияние на гонку вооружений".

Методологические основы исследования. Критический обзор совокупности американских теоретико-концептуальных взглядов на военно-стратегическую обстановку и проблему национальной безопасности предполагает комплексный

анализ широкого круга вопросов, охватывающих идеологическую основу и практическую направленность концепция и доктрин, их историческую обоснованность, а также тенденции условия их развития и трансформации в официальную политику. Ключ к познанию механизма эволюции военной мысли США после второй мировой войны автор находил в марксистско-ленинской методологии, подходящей к анали- 1 зу исторического процесса во всей ее конкретности и многообразии. Субъективизму, вульгарной индивидуализации событий и фактов, произволу в их трактовке, внесению искусственного разрыва между диалектически взаимосвязанными отдельными звеньями исторической эволюции, т.о. тому, что свойственно буржуазной историографии, был противопоставлен системный подход к изучению военно-политических проблем. Базой исследования послужили основополагающие произведения классиков марксизма-ленинизма, в которых формулируются основы теории военной политики, их роли и места в системе международных отношений, анализируется классовая сущность военной политики, соотношение военной стратегии и"внешней политики империалистических государств.

Особое значение для разработки теш имели работы К.Маркса, Ф.Энгельса "Может ли разоружиться Европа",с В.И.Ленина "Государство и революция", "Империализм как~ высшая стадия капитализма", "Воинствующий милитаризм -и антимилитаристская тактика социал-демократии" и дру-" гие, посвященные изучению сущности и особенностей по- " литики империализма, в том числе в военной области, "

Марксистско-ленинский метод анализа буржуазных военно-политических учений, объединяющий в себе классовую партийность, глубокую научность и практическую целенаправленность, служит началом для оценок американских теорий военной политики. Разобраться в сложном лабиринте концептуальных построений американской буржуазной науки неизменно помогает известное ленинское

высказывание относительно классового подхода: "Когда не сразу видно, какие политические или соцш~ иные группы, силы, величины, отстаивают известные положения, меры и т.п., следует всегда ставить вопрос: "Кому выгодно?"*/

Обзор использованной литературы. Основные партийные документы, использованные в диссертации: Программа Коммунистической партии Советского Союза, материалы и решения съездов КПСС, прежде всего ХХУП, Пленумов ЦК КПСС, Постановления ЦК КПСС, выступления и речи Генерального секретаря ЦК КПСС тов. Ы.С.Горбачева и других руководителей КПСС и Советского государства, документы международных совещаний коммунистических и рабочих партий являются одновременно методологическим и документальным материалом как для понимания политики КПСС и Советского правительства, направленной на упрочение всеобщего мира и международной безопасности, обеспечение права народов на свободу, независимость и социальный прогресс, так и для критического исследования военно-стратегических теорий и концепций США, оценки военной стратегии Вашингтона.

Важнейшим источником исследования явились документы внешней политики СССР, в которых в концентрированном, виде представлены советские мирные инициативы, действующие договоры и соглашения, приведен фактический материал, способствующий выработке объективного -представления о стратегической ситуации в мире, о соотношении сил между СССР и США, иллюстрирующий принципиальное различие в подходах СССР и США к проблеме войны и мира.

Для правильного понимания военной политики США, уяснения"роли и места монополистическихкпугов, правительственного аппарата и научной элиты, анализа сущнос-* , ти концепции "ядерного сдерживания" автор опирался на " труды видных советских ученых-международников. Прежде "

1/ъ.и.ленин, иолн.собр.соч., т. 23 ,с. 61-62.

всего такие работы, как "История внешней политики СССР" коллективная монография Дипломатической академии МИД СССР, "Капитализм на исходе столетия" под общей редакцией А.Н.Яковлева, "Внешняя политика капиталистических стран", "Дипломатический вестник" и др. работы.

Для оценки основополагапщих принципов американской политологической науки, влияния идеологии на формирование военной политики, а тагаге в целях вскрытия и анализа внутренней идейно-политической борьбы различных тенденций автор опирался на выводы работ Г.А.Арбатова, Петровского В.Ф., Каренина А. ., Яковлева А.Н. и других.

При анализе, классификации и оценке отдельных теорий, концепций и доктрин, влияющих или примыкающих к "сдерживанию", а также при определении их роли и места в процессе формирования новых приоритетов в области оборонной политики США были использованы работы А.Г.Арбатова, Богданова Р.Г., Журкина В.В., Кокошина A.A., Трофименко Г.А., Усачева И.Г., а также коллективной монографии "США: военно-стратегические концепции", "США: внешнеполитический механизм. Организация, функции, - управление" и т.д.

Анализ теоретических основ американских подходов к вопросам войны и мира, их взаимосвязи с официальной военной политикой позволяет состарить более цельное представление о процессе принятия военно-политических решений, разобраться в структуре системы, определяющей-■ основные направления военной политики.

Значительное место в диссертации занимают официальные документы США: послания президентов конгрессу, выступления президентов, государственных секретарей, министров обороны, военно-морского флота и военно-воздушных """ сил, помощников президентов по вопросам национальной " безопасности, ежегодные доклады конгрессу министерства" оборони, объединенного комитета начальников штабов,

материалы слушаний в конгрессе - на основе которых автор выявлял взаимосвязь изучаемой в работе ко:цепции "сдерживания", возникающих на ее основе других теорий с официальным военно-стратегическим курсом.

Что касается выбора работ американских авторов, то первоочередное значение придавалось тому, насколько полно они представляют те или иные тенденции теоретического мышления и политической идеологии, в какой мере разрабатываемые ими концепции оказывают влияние на военную политику и практику США.

В данной работе в соответствии с условным разграничением базовых идеологических принципов "консерваторов" и "либералов" примерно разделяются и основные группировки теоретических школ.

В данной работе в качестве представителей "либералов" рассматриваются Г.Моргентау, У.Липпман, Дж.Кеннан, М.Шульман, Д.Визнер, М.Банди, У.Томпсон.М.Тейлор, А.Эктховен, А.Смоук, Л.Джордж, А.Смит, Т.Соренсен, У.Такер, Р.Макнамара и др.; к "консерваторам" отнесены Ф.Икле, И.Алексаццер, М.Влахос, А.Улам, Д.Рехем, О.Олбрайт, Дж.Лиска, Р.Джастроу, Ч.Болен, Р.Прйпс, Э.Люттвак, К.Пейн, К.Грей, Д.Киркпатрик и т.д.

Особое внимание уделяется теоретический трудам таких учслых, которые имели возможность, находясь у руководства внешнеполитического и военного механизмов, практически и целенаправленно реализовывать свои концепции. Это Р.Макнамара, Г.Киссинджер, З.Бжезинский, на примере которых наиболее отчетливо вырисовываются единство теории и практики американской военной политики.

В работе анализируются также труды тех политологов, . которые, занимая важные политические позиции, разрабатывали отдельные компоненты концепций и теошй и оказывали влляние на конкретных исторических этапах, по конкрет-~ ным политическим направлениям, привлекались к решению специальных военно-стратегических задач. Это такие

политологи, как С.Хантингтон, П.Нитце, М.Банди, Дж.Кемп, Б.Елэхман, М.Шульман и др.

Значительное место в работе уделяется теоретическим трудам, в которых дается подробный анализ тех или иных специфических форм проявления "ядерного сдерживания", различных этапов его эеолюцчи. Особое внимание уделялось работам Д.Розенберга, А.Уолстет-тера, У.Кауфмана, А.Энтховена, А.Смита, Д.Болла, К.Грея, канадца Р.Баиэрса, А.Кордесмана и др.

В целях отражения острой политико-идеологической борьбы, сопровождавшей эволюцию концепции "сдерживания", автор критически проанализировал ряд работ американских политологов,с различных позиций оценивающих этот процесс. Так, например, в работах В.Роча, У.Сло-комба, З.Каплана, М.Макгуайра и З.Уайта отмечается необходимость предотврашения любого военного конфликта между СССР и США. Снижение воинствующего, силового начала "сдерживания", по мнению этих авторов, благотворно отразилось бы на обшестратегической ситуации в мире, отодвигало бы угрозу ядерной катастрофы.

3 то же время целый ряд авторов выступал с позиции усиления, заострения "сдерживания". Подобные взгляды высказываются в работах Дж.Коллинза, А.Кордес-мана, Дж.Дугласа, А.Хьюбера, Г.Джексона, К.Грея, А.Саброски, Э.Теллера, Г.Марка, Дж.Фостора, в коллективной монографии комитета по существующей опасности-"1в America becoming Humber Two?" Current Trends in the US - Soviet Military Balance".

При анализе концептуальных подходов администрации Р.Рейгана автор в первую очередь использовал такие коллективные труда, как"The United Statea in the ЧЭвО"а" (коллективная монография, подготовленная в Гуверовском

институте под редакцией Э.Ребашка), "::utional üocurit.v i л th".- ".у.".и"з. 1"гои Víc-alnioaa to J trencht" ("."нститут современных исследований, Сан-Франциско), в которых в концентрированном виде выражены концептуальные и целевые установки военно-политического курса администрации Р.Рейгана.

Для изучения концептуальных подходов администрации Р.Рейгана к советско-американским отношениям через призму военной политики использованы также работы У.Клемен-са, Дж.Коллинза, &.Икле, Дж.Киркпатрик, Р.Спида, Дж. Ричельсона.

В этих же целях рассмотрены и аритически проанализированы статьи Д.Халлорана, Р.Тота, Р.Шеера, Ы.Банди, Р.Джарвиса, Г.Киссинджера, Р.Макняыари.

Хронологические рамки исследования охватывают весь послевоенный период. Нижняя граница совпадает с периодом резкого поворота в политике США от сотрудничества с СССР в годы войны к холодной войне и конфронтации по всем направлениям.

Верхняя граница определяется наметившимися позитивными сдвигами в мире, началом реального ядерного разоружения и постепенным внедрением нового мышления в практику межгосударственных отношений.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, ее научная новизна и практическое значение, фор- "< мулируются предмет и цели исследования, его хронологические рамки, определяется методологическая основа, дается обзор основных источников и литературы.

В первой главе диссертант исследует исторические, идеологические, военно-политические корни зарождения концепции "сдерживания", основные этапы ее эволюции с" 1945 по 1960 года.

Концепция "сдерживания" зародилась и формировалась в политико-академических кругах США в конце 40-х - начале 50-х годов. Появление и быстрое накапливание невиданного по своей разрушительной силе атомного оружия ставила перед политическими деятелями и военным истэблишментом проблему фундаментального пересмотра военной доктрины США. В первую очередь требовалось обосновать в глазах собственной и мировой общественности ту гонку ядерных вооружений, которую инициировали США. Необходимо было дать ответы на вопросы, для чего наращиваются атомные силы США, почему в таких масштабах и такой структуры, где, как и против кого будут их применять? Какое количество можно применять и на многие другие.

Так как эти вопросы в основном носили чисто умозрительный характер, то и сам процесс их анализа был отвлеченным, абстрактным. Со временем начала складываться центральная идея концепции "сдерживания" - создание ядерных сил для сдерживания противника путем устрашения, подкрепляемого декларированной готовностью применять военную силу.

Так, 40-« и первая половина 50-х годов характеризовались доминированием воинствующих антикоммунистических теорий и ввиду атомного превосходства США над СССР Открытой ориентацией на силовую конфронтацию с СССР, что лежало в основе принятия "массированного возмездия". В этот период понятие национальная безопасность приравнивалось к поддержанию порядка, в котором Америка сохраняла бы привилигироваяное положение.

С приходом к власти Д.Кеннеди Начался процесс пересмотра военно-стратегических концепций США. Новая администрация осознавала, что в условиях "баланса страха"" преимущество США невозможно трансформировать в способ-" ность вести глобальнуп войну на одностороннее уничтоже" ние противника. Наметилася сдвиг к необходимости приз-" мания новых реалий международной обстановки. Подобные "

сдвиги оказачи определенное позитивное Елияние на систему оценок места и роли США в современном мире,в большой степени приблизившейся к реальному пониманию расстановки с.и.-: на международной арене.

Б этих условиях влиятельные политические круги во главе с президентом Р.Никсоном пойти на определенное изменение внешней и военной политики США. Однако реализация и практическое воплощение "реалистического сдерживания" вызвало не только острую критику со стороны противников смягчения воинствующего начала в военно-стратегической концепции США, но и их активное противоборство. Логическим развитием этих концепций было принятие в период администрации Дж.Картера директивы.V" 59.

Во второй главе исследуется военная и внешняя политика администрации Р.Рейгана.

Дальнейшее нагнетание антисоветских идеологических кампаний, усиление морализма, "мессианства" в официальной риторике, повышение силового Фактора в военной политике и, наконец, ориентация военно-стратегических концепций на допустимость ядерной войны способствовали укрепленгю влияния наиболее правого и жестко консервативного крыла американских правящих кругов, представители которого держат курс на приобретение ядерного превосходства, ведение психологической, экономической и идеологической войн, с целью добиться глобального изменения соотношения сил в свою пользу.

Отражение взглядов именно этих кругов представляет собой политика администрации Р.Рейгана, особенно в первый срок своего пребывания у власти, характеризующаяся как "самое антисоветское и милитаристское правительство. США". Администрация США провозгласила в качестве официальной политики тезис о "крестовом антикоммунистическом походе", возродила в своей военной политике концепцию глобального противостояния и возможности победы в ядерной войне. В связи с этим опора на силу или угрозу

силой выдвинулась в первые ряды внешнеполитических инструментов. "Достижение мира через силу" стало главным направлением американской позиции в отношении СССР.

Таким образом, принятое на вооружение администрацией Рейгана толкование "сдерживания" по существу означает возврат к его изначальной агрессивно-наступательной трактовке.

Однако, примерно с 1985 года, взгляды Р.Рейгана о роли военной силы в отношениях с СССР, о месте процесса смягчения напряженности, в том числе за счет переговоров по ограничению гонки вооружений и особенно о внешней политике СССР стали заметно эволюционировать в сторону умеренности и большего реализма. Среди множества факторов, обусловивших такой сдвиг, особое место занимает новая внешнеполитическая Философия СССР и сформулированная на ее основе новая политическая практика.

ХХУП съезд КПСС выдвинул комплексную крупномасштабную программу построения всеобъемлющей системы международной безопасности, в которой нестандартно, по-новаторски ставятся главные вопросы современности: всЧны и мира, сочетания национальной и международной безопасности, соотношения военных, политических, экономических, гуманитарных и экологических Факторов обеспечения безопасности.

Кроме того, стали действовать и ряд других экономических, внешне- и внутриполитических факторов. Среди них необходимо выделить проблему растущего бюджетного дефицита, неспособность администрации Рейгана обеспечить военное превосходство, несмотря на миллиардные вливания в милитаризацию экономики, науки и техники; недовольство части правящего класса США политикой, ведущей в тупик и " к балансированию на грани войны.

Политика США в отношении Ливана, Ливии, Никарагуа-я т.д. пользовалась все меньшей поддержкой в мире. А пренебрежение процессом ограничения и сокращения

вооружений встречало не только непонимание, но и откровенное сопротивление со стороны союзников по НАТО.

Особо следует подчеркнуть экономический Фактор. США перестали быть тем абсолютшгм экономическим лидером в мире, каким они били в 50-х и 60-х годах. Усиление конкурентноспособности на мировых рынках со стороны Западной Европы и особенно Японии во весь рост поставило новые вопросы, которые требовали обоснованного ответа.

В третьей главе рассматриваются проблемы взаимосвязи между концепцией "сдерживания" и возникающими на ее основе или в ее рамках конкретными программами военного строительства и планирования и общестратегической ситуацией в мире, гонкой вооружений, балансом военных сил. На основе участия в исследовании ООН "О климатических и иных последствиях ядерюй войны" диссертант также анализирует ряд уточненных данных, относящихся к понятиям "ядерная зима" и "ядерная ночь".

Автор исследует стратегическую оборонную инициативу президента Рейгана. Ведвинутая первоначально в качестве альтернативы концепции "сдерживания", перехода к неядерной обороне СОИ в процессе своей дальнейшей детализации и конкретизации обнаружила абсолютно противоположную направленность. Она в настоящее время предстает не как замена концепции "сдерживания", а как заострение, рафинирование ее наиболее опасных элементов. Речь по существу идет об укреплении "сдерживания", дополнении наземного ядерного потенциала потенциалом космическим.

В этой главе исследуется влияние концепции "сдерживания" на переговоры по ограничению и сокращению едерного оружия на примере 8-летних переговоров по 50-процентному сокращению СНВ СССР и СКА, равно как и Договора по РСМД, прослеживается эволюция рейгановской концепции контроля над вооружениями, ее свзаимосвязь с военными программами США 80-х годов, влияние этих

переговоров на определенную трансформацию классических трактовок "сдерживания".

Внимание также уделено анализу конкретных путей и средств перехода к безъядерному демилитаризованному миру. В этом контексте проанализированы альтернативные концепции обеспечения национальной и международной безопасности, особенно всеобъемлющая система международной безопасности, Программа от 15 января 1986 года, разумная достаточность вооруженных сил и вооружений как квинтэссенция выдвинутого нами нового политического мышления и образа действия, адекватных реалиям ядерно-космической эры.

В заключении излагаются основные выводы, к которым приходит диссертант.

I. На различных стадиях своей эволюции в концепции "сдерживания" на передний план выступали то одни, скажем, оборонительные, то другие, т.е. наступательные элементы в зависимости от различных теоретических построений, обосновывавших основные параметры концепции "сдерживания", определявших методы и йормы решения политических задач военными средствами, устанавливавших приоритеты.

В этом смысле концепция "сдерживания" не является единым направлением или школой мысли. Она скорее общая стратегическая установка долгосрочного действия, динамические рамки которой весьма сложно определить. Концепция "сдерживания" - это синтез различных направлений, превалирующих на том или ином этапе исторического разви-. тия воззрений на роль вооруженных сил США, их ядерного " компонента в борьбе с СССР. Поэтому под ярлыком "сдерживания" происходила смена различных военно-политических1 концепций от "массированного возмездия" до "активного противоборства". Но, как показывает анализ, эти смены в~1 основном обусловливались изменением военной техники,способностью США трансформировать преимущество в той или

области в реально осязаемый выигрыш, расстановкой политических сил как на мировой арене, так и вь.три самих Соединенных Штатов.

Наиболее существенные пересмотры ее имели место дважды: в конце 50-х годов, когда было признано, что США потеряли недосягаемость в возможной ядерной войне, и в конце 60-х годов, когда изменились взгляды США на состав вероятных противников Запада в Европе и Азии.

Что же касается политико-философской основы "сдерживания", то она оставалась в целом неизменной, независимо от того, под каким названием оно выступало. Острие стратегии было всегда направлено на социалистические страны.

2. Существо концепции "сдерживания" состоит в том, чтобы использовать свою военную мощь (как ядерную, так и обычную) для устрашения другой стороны и достижения своих политических целей. Поэтому с самого начала в ее основу было заложено стремление к достижению военного превосходства над Советским Союзом.

3. Эта концепция не может быть признана разумной концепцией безопасности, так как она не укрепляет, а подрывает мeждyнapoдf^yю безопасность, да и безопасность тех самых государств, которые придерживалтея этой кон-цепцииу ибо в ее осно^ лежит стремление обеспечить безопасность для себя за счетотрицания безопасности для других. Это сугубо эгоистическая концепция, преподносимая под видом благовидной концепции защиты национальных интересов. В концепции "сдерживания" заложена имманентная потребность и злобном враге, образ которого настойчиво формируется всеми имеющимися в распоряжении ее авторов средствами пропаганды и психологической войны. Поэтому концепция "сдерживания" неизменно ведет к обострили» международной обстановки, ухудшению политического климата в мире.

Идеал концепции "сдерживания" - абсолютная безопасность для тех, кто ее создал и упорно придерживается на протяжении 40 с лишним лет. Однако в условиях противостояния двух сторон, разжигаемого и обостряемого в процессе реализации концепции "сдерживания", абсолютная безопасность для одной стороны означала бы абсолютное отсутствие безопасности, абсолютную угрозу для другой стороны. Настойчивое стремление создателей концепции "сдерживания" к этому недостижимому "идеалу" служит главным фактором многих негативных и опасных процессов современности.

4. Опасной тенденцией является стремление к достижению военного превосходства над другой стороной. В этом стремлении просматривается чувство ностальгии по временам атомной монополии или хотя бы ядерного превосходства над СССР.

Это, в свою очередь, сопровождается болезненным восприятием сложившегося примерного военно-стратегического паритета, неуемным стремлением вырваться из этого состояния, сломать в свою пользу существующий военный баланс.

Коротко говоря, в этом проявляется стремление создать такой наступательный потенциал, который позволял бы рассчитывать на то, чтобы лишить другую сторону возможности должным образом ответить на агрессию, тем более, если для достижения этой цели будет создан космический противоракетный "щит". Очевидно, что в таком случае у агрессора может возникнуть искушение нанести или угрожать нанесением первого - "обезоруживающего" ядерного удара в расчете на безнаказанность.

5. Курс на военное превосходство служит главной движущей силой гонки вооружений. Одновременно с провозглашением концепции "сдерживания" США явились инициато- -ром всех главных и наиболее опасных витков гонки ядерных вооружений. Они первыми создали и применили атомную бомбу.

Сейчас США задались целью и фактически приступают к распространению гонки вооружений на космос путем создания ударных космических вооружений. Реализуя т.н. "стратегическую оборонную инициативу" с элементами космического базирования, они ведут дело к расширению потенциала первого "обезоруживающего" ядерного удара.

Стоящие перед международным сообществом задачи нельзя решить созданием и накоплением все новых и все более разрушительных видов оружия - и на земле, и в космосе. Гонка вооружений грозит выйти из-под контроля. Уже сейчас переговоры по вопросам прекращения гонки вооружений и ядерного разоружения мезду СССР и США, Западом и Востоком идут очень трудно. Завтра это будет делать еще труднее.

б. В дополнение к тем опасностям, которые порождает концепция "сдерживания" в сфере материальной подготовки к ядерной войне, следует указать, что она прямо и непосредственно порождает угрозу возникновения глобального ядерного конфликта. Под прикрытием тезиса о том, что способность вооруженных сил к "сдерживанию" должна быть достоверной, США в последние годы упорно наращивают свои ядерные силы, повышают их эффективность, в том числе и способность к нанесению первого удара как главный показатель этой "достоверности сдерживания". Более того, для повышения этой "достоверности" используются и косвенные и прямые угрозы применения ядерного оружия (демонстративное приведение в состояние повышенной боевой готовности своих стратегических ядерных сил, переброска носителей ядерного оружия ближе к границам потенциального противника, угрожающие заявления государственных деятелей и др.). Иными словами, в концепции "сдерживания" заложен постоянный риск: те, кто ее придерживается, могут первыми при-енить ядерное оружие, начать ядерную войну.

7. Характерно, что концепция "сдерживания" привела к появлению новых концепций - подготовки и ведения "ограниченной" и "затяжной" ядерной войны. Концепция "ограниченной" адерной войны была выдвинута как идея исключения из "обмена ядерными ударами" населения стран - участниц ядерного конфликта и осуществления его исключительно по вооруженным силам сторон. Отсюда делался вывод, что "ограниченный" (во времени или в пространства) ядерный конфликт оудет морально обоснован, частичным и сравнительно бескровным. Из самом деле ото не так.

Прежде всего, такой ядерный конфликт невозможно ограничить какими-либо рамками. Он неизбежно приведет к применению всего арсенала ядерного оружия сторон.

Абсолютно неприемлемы сценарии "ограниченной" ядерной войны, привязанные к какому-то одному региону, например, Европе. Тезис об "ограниченной" ядерной войне в Европе отражает стремление отвести (или максимально ослабить) ядерную угрозу от США, сделав европейцев своими ядерными заложниками. Ядерная война в Европе означала бы ее гибель, конец европейской цивилизации, да и не только европейской цивилизации, так как она неизбежно переросла бы во всеобщую ядерную катастрофу. Была бы поставлена под угрозу уничтожения вся мировая цивилизация и сама жизнь на нашей планете.

Единственное, чего в состоянии добиться авторы концепции "ограниченной ядерной войны; - это облегчить развязывание ядерного конфликта под видом того, что "ограниченная" бойна "лучше глобальной", хотя ядерная война неизбежно станет глобальной. Видимо, и сама концепция "ограниченной ядерной войны" была нацелена на то, чтобы " примирить мировое сообщество с мыслью о "применимости" ядерного оружия, "допустимости" ядерной войны. Вырастая из концепции "сдерживания" как ее более утонченный

элемент, концепция "ограниченной ядерной войны" по существу лишь заострила угрозы возникновени. ядерного конфликта.

Сказанное целиком относится и к концепции "затяжной ядерной войны", которая представляла бы собой серию "ограниченных" ядерных воГ.н, расширяющихся в пространстве или времени или одновременно в обоих Этих измерениях.

8. Невозможно принять концепцию "сдерживания" как разумную в деле обеспечения безопасности и потому< что с<1ера применения этой концепции определена ее авторами как практически безграничная. Это особенно наглядно проявилось в концепции "расширенного сдерживания", предусматривающей угрозу применения силы (в том числе и ядерного о ружил) для отстаивания своих интересов в любом районе мира. Причем сфера действия концепции "расширенного сдерживания" устанавливается произвольно. То ею объявлялась только Европа, то к ней добавляются Ближний и Дальний Восток, зона Персидского залива, Центральная Америка, Индийский океан и т.д. и т.п. Границы этой сферы (объявляемой односторонне, а значит незаконно) сознательно установлены туманно, чтобы иметь возможность произвольно расширять ее, распространяя военную угрозу на ваз новые регионы мира. И в этом отчетливо проявляется наступательный характер Концепции "сдерживания", ее опасное содержание.

9. Взгляд на мир сквозь призму "сдерживания" ведет к увековечению конфронтационных стереотипов, гипертрофированному восприятию идеологических разногласий, нигилизму в отношении мевдународного права и общечеловеческих ценностей. Антигуманность ядерного устрашения размывает понятие добра и зла, подтачивает морально-этические устои цивилизации, отравляет милитаризмом сознание, порождает чувство безысходности, настроение вседозволенности.

Однако разум, коллективная воля к цивилизованным отношениям могут очень многое. В мировом общественном сознании уже сейчас происходят реальные позитивные сдвиги. Все сильнее и авторитетнее звучат голоса политического реализма. Все больше людей активно отстаивают позиции разума. Все меньше доверия к тем, кто уходит от равноправного диалога, от серьезного поиска прекращения гонки вооружений, ослабления ядерной угрозы. Климат в мире стал другим, перемены в мышлении и в действиях приобретают реальные очертания, меняются вековые представления и категории.

1. "Всеобъемлющая безопасность и разоружение: необходимость новых подходов", М., АПН, 1967 - 2,5 п.л.

2. "Практический шаг к безъядерному миру", М., "Советское государство и право", 1967, If I - 0,9 п.л.

3. "Наш общий планетарный дом", М., "За Рубежом", 1987, ? 38 - 0,3 п.л.

--
Заложены

· Военное давление на СС

то есть удержание Советского Союза жестко в рамках тех зон влияния, которые он уже сумел приобрести, и бескомпромиссное противодействие любым попыткам СССР выйти

за их пределы посредством противопоставления советским поползновениям «несгибаемой силы в любой точке Земного шара

Конкретным выражением этого внешнеполитического курса стала «доктрина Трумэна»

Доктрина Трумена.

02.47Вб уведомила США:финанс сост-ие ухудшилось,помогать Грец и Турц больше не сможет.

Для США Гр и Турц -

--Трумэн обращается к конгрессу:

Доктрина Трумэна

Ø свобода личности,свободные выборы,свободные институты и гарантии от агрессии vs.

Ø Контроль над СМИ,навязывание воли меньшинства большинству,террор,угнетение.

Политика США: поддержа «свободных народов» в их противостонии внутр и внешн угрозам.

Новая глобальная роль:противодействие СС и коммунизму. = переход к полномасштабн хол войне

Трумэн ссылался на необходимость сдержать натиск «мирового коммунизма». Сделать это президент предлагал преимущественно экономическими методами. В этом состояла суть его доктрины. В президентской речи были использованы аргументация и терминология «длинной телеграммы» Дж.Кеннана. Принято считать, что с момента обращения Г.Трумэна к конгрессу в марте 1947 г. концепция «сдерживания» была официально принята в качестве основы внешней политики США.

С весны 1947 г. в ней начался новый этап. Опираясь на экономическое могущество, Соединенные Штаты развернули борьбу за изменение соотношения сил в мире в свою пользу, избегая прямого столкновения с Советским Союзом. До конца 40-х годов США успешно реализовывали свои преимущества первой экономической державы мира. Этот период был временем гегемонического преобладания США. Повторно сходная ситуация в мире возникла лишь в конце 90-х годов XX в., после распада СССР

План Маршалла. Значение.

План Маршала .

5.06.47-госсекретарь Маршалл в Гарварде с программной речью- «план Маршалла»

1. стабилизация соц-полит ситуации в Зап Европе

2. включение Зап Герм в зап блок.

3. уменьшение влияния СС в Вост Евр. Стран Вост Евр могли принять участие в плане Тольки при условии отказа от ориентации их экономики на СС. Предполагалось использовать сырьевые ресурсы Вост Евр для восстановления Зап.

27.06.47. Бевин(Вб) и Бидо(Фр) + СС – Париж-совещание МИД для консультаций по пл.Маршалла.

В Мск план воспринят с интересом: возможность получения амер-их кредитов(мы хотим без предварительных условий.). Но не все за, Новиков: «план сводится к созданию западноевропейского блока»

СС решительно отвергает любые формы межд контроля в отнош СС и стр Вост Евр.

На конф-ии: СС полностью исключает выявление и проверку ресурсов Европейских стран.

Предлагаем: ограничиться выявлением потребностей Евр стран в ам-ой помощи и направить эти согласованные заявки в виде запроса США. Для Зап неприемлемо.

Согласовать невозможно .

--02.07. СС отказывается участ-ть в осуществл-ии пл Маршалла.

Объясняется: стремлением СС не позвлить Зап(США) получить возмоность воздействовать на ситуацию в стр-х Вост Евр,сфере влияния СС.

02.07- Бевин и Бидо публикуют совместное заявление:приглашают все европейские гос-ва(за врем искл-ем франкистсой Исп) принять участие в Европейской экономической конференции – для создания совместной программы европейской реконструкции,кот отразила бы ресурсы и потребности кажд Гос-ва.

4.07 –разослана 22 стр-м. Предполагается открыть 12.07.47 в Париже.

--СС отказался участвовать,ведет линию на срыв .

5.07 –послы СС в Евр получают директиву поситеть Министра ИД и сообщитьо негативной оценке предложения Маршалла, «СС видит в нем желание вмешаться во внутренние дела европейский Гос-в, поставить их экономику в зависимость от интересов США».

--вопрос тактики не решен : 2 варианта:

1. союзники не участвуют в конференции (конференции не создается авторитета и условий для облегчения интриг среди участников)

2. союзники отправляются на конференцию,делают все возможное для разоблачения пл Маршалла, затем демонстративно ее покидают.

При этом инициаторы плМаршалла стремятся привлечь к участию в нем страны Вост Евр (в перв очередь Польшу и Чехосл) в расчете побудить их отказаться от ориентации на СС.

СС боиться потерять контроль над коалиционными прав-вами Польши Чехосл.

--итог : в ночь с 7-8.07. рук-лям компартий Югосл,Венгр,Рум,Поль,Чехосл,Болг,Алб,Фин передается директива отказаться от участия в совещании по пл Маршалла. Идет жесткий нажим на их прав-ва.

Однако в Чехосл предложение уже успели принять. Делегация Чех срочно вызвана в Мск, Сталин вынуждает Готвальда отменить реш-ие прав-ва участвовать в конф-ии.(«это означало бы успех западных держав, олеблющиеся Швец и Швейц последовали бы вашему примеру»)

10.07-экстренное заседание прав-ва Чехосл. Давление Кремля и вынужденное согласие с ним през-а Бенеша предопределило исход:члены прав-ва единогласно принимают реш-ие от отказе стран участв-ть в совещ-ии, мотивируя неучастием союзных с Чехосл стран,вкл СС.

Позиция Мск продиктована логиой холодной войны-болезненно воспринимаются любые попытки созд-ия зап блока под рук-ом США.

Инициаторы также скептически отн-лись к участию СС-рассматр-ся как донор,а не получатель помощи.

Приорит-ое направл. внешнеполит стратегии Мск –установл и упрочение контроля над странами Вост Евр.

Для Сталин-сфера влияния –результат войны,важен стратег,идеолго,геополитически.

Инициаторам не удалось вовлечь их помимо воли СС в пл Маршалла и солабить их ориент-ию на Мск.

Парадоксально,но: отказ участия СС устраивает обе стороны .

· СС сохраняет и утвержд влияние на стр-ы Вост Евр

· Сша и ко получают возможность стабилизировать соц-полит ситуацию в Зап Евр, а заетм и создать западный военно-полит союз.

12-15.07 конф-ия 16 стран(22-8 не равно 16!?!?): решено создать спец Комитет европейского экономического сотр-ва и4 спец комитета для анализа баланса ресурсов и потребностей Евр.

04.48 участники пл.Маршалла созд Организацию европейского экономического сотр-ва. Намечен план, назначены органы, но общую программу выработать не удалось.

--Механизм плМаршалла :

· Прав-во США оплачивает америк-им экспортерам стоимость товаров-помощи

· Прав-во страны получателя размещает на спец счету полученную сумму в своей валюте,эквивалентную стоимости амерк-их поставок.Средства поступали в осн от собственных фирм-импортеров.

· 5% со спец счета идет прав-ву США, ост 95% используются прав-ом страны,но лишь с согласия США.

Всего ассигнований: 04.48-12.51 – 12,4 млрд д(Вб-2,8, Фр-2,5),30%(сначала 50%)-продовольствие, удобрения, потребит товары.

Основные цели внеш полит США в 1945-52 гг. Доктрина Трумена. План Маршалла. Война в Корее (цели).

По замыслам Западных лидеров:

ü торжество рыночной экономики и западной демократии

ü Мир с англосаксонским преобладанием

ü Мир с международной системой безопасн-ти.

ü Опираются на финанс и эконом мощь США, их ядерную монополию

ü Вера американцев в правильность собственных идеалов, непогрешимость, призвание заполнить вакуум силы в нек гос-вах

ü Подозрительность в отнош-ии СС усиливается синдромом?Мюнхена? –

нежелание повторение опыта пустых компромиссов с Гитлером, крах курса на умиротворение НацГерм

Проявление изменения Американск пол-ки по отн к СС - беседа Трумена с наркомом Молотовым в Вашингтоне по реализации Ялтинских договоренностей -23.04.45 - очень жестко
--далее Потсдам выявил биполярную структуру новой системы МО:
Сталин и Трумен основные оппоненты.
+накунуне открытия конф 16.07 - первое успешное испытание ядерной бомбы- жесткая,наступательная позиция США по отн к СС
--27.10.45 речь Трумена по случаю дня военно-морского флота

v военный контингент не будет уменьшаться

v Самая могущественная военно-морская держава на Земле

v Не будут делиться информацией о производстве бомбы

v Не пойдут на компромисс с дьяволом – СС

--22.02.46 "длинная телеграмма» Дж.Кеннана - изложены основы внешнеполитич линии по отн к СС
»Внешн политика СС - продолжение экспансионистских традиций царской России, умноженное на перманентное стремление марксизма-ленинизма к расширению своего влияния»
Заложены основы американской политики "сдерживания»:

· Активное выдвижение западом более привлекательной идеолîгической и политической альтернативы

· Военное давление на СС

Именно с 02-03.46 СС рассматривается как потенциальный противник, чьи жизненные интересы противоречат интересам США

--5.03.46 речь Черчилля в Фултоне

o Призыв к созданию «братской ассоциации англоговорящих народов»,призванной противостоять укреплению международных позиций СС

o Железнвй занаес разделил Европу по линии «от Шеттинга на Балтике до Триеста на Адриатике»

o Расценивается, как публичное объявление холодной войны СС

Доктрина Трумена.

Стремление СС закрепить и расширить свою сф влияния вызывает беспокойство у Зап (особенно 46-47нажим на Турцию и Грецию).

Для США Гр и Турц -

1.поле принцип столкновен коммунизма и демократии.

2.занимают важн геостратег-ое положение в Вост Средизмноморье,на подступах к запасам нефти и стратегич-им коммуникациям.

«Помощь им не благотворительность,а ср-во защиты амер-го образа жизни»

--Трумэн обращается к конгрессу:

· Выделить 400 млн д для помощи Греции и Турц

· Послать туда амер-ий гражд и воен-ый персонал для наблюд за использованием этой помощи.

Доктрина Трумэна содержит также общую оценку межд ситуации: конфликт м\у 2мя образами жизни:

Т.о. набирает обороты идеолог-ая и пропаганд-кая борьба.

План Маршала .

Весна 47-ситуация в Европе тревожная и нестабильная. Вост Евр – сладывается ситс «народных демократий», СС устанавливает все более жесткий контроль. Зап Евр- экономический кризис, социальная напряженность.

Май – зам госсекретаря Ачесон: необходимость американской помощи бъединению Европы, «этого требует наша национальная безопасность».

4. стабилизация соц-полит ситуации в Зап Европе

5. включение Зап Герм в зап блок.

6. уменьшение влияния СС в Вост Евр. Стран Вост Евр могли принять участие в плане Тольки при условии отказа от ориентации их экономики на СС. Предполагалось использовать сырьевые ресурсы Вост Евр для восстановления Зап.

Характерно: когда Конгресс принял закон об оказ-ии экономич-ой помощи Европе,США предпочли закл-ть с Гос-ми-участниками 2сторонние соглаш-ия на выгоднх для себя условиях.

Осуществление плМаршалла внесло вклад в стабилизацию и консолидацию европейского капитализма.:

Преодоление экономических последствий войны

Проедление кризиса торгово-финансовой системы.

Ослабление острого полит кризиса

Внедрение в Евр американсих методов организации произв-ва,повышения произв-ти труда

Ощущая поддержку амерканского империализма политические насроения склоняются вправо.

Орг-ия пл.Маршалла и отказ СС в нем участвовать-важнейший рубеж на пути раскола Евр на сферы вл-ния

Лат Ам

США пытаются обеспечить надежный тыл+успешно используют ресурсы-Латинская Америка.

08-09.47-в Рио-межамериканская конфер-ия МИД по «поддержанию континентального имра и безоп-ти»

02.09 -под давлением США подписан «Межамериканский дог-р о взаимной обороне» (в силе с дек 48)

· Принцип коллективной обороны (нападение на одно из ам-их Гос-в расценивается как нападение на все,каждое обязуется помочь отразить нападение).

· Меры по борьбе с освенной агрессией

Это важный шаг на пути создания воен-полит-огоблока стран западного полушария под рук-ом США.

Институционализация связей осуществлена созданием ОАГ- 03.48 (США+много стран Лат Ам)

США используют для нажима на участников, укрепления позиций на континенте.

Что такое «длинная телеграмма Кеннана»? Какое значение она имела для внешней политики США?
2. Когда была оформлена «доктрина Трумэна»? Как развивалась внешняя политика США в конце 1940-х годов?
1. Зимой-весной 1946 г. в западном общественном мнении начался перелом в отношении сотрудничества с СССР. На критические позиции стали переходить представители либеральной части западных интеллектуалов. 22 февраля 1946 г. временный поверенный в делах США в СССР Джордж Кеннан направил в государственный департамент США в Вашингтон донесение в форме знаменитой «длинной телеграммы» (8 тыс. слов), в которой он дал развернутую оценку возможностям развития отношений США с Советским Союзом.
Кеннан предостерегал американское руководство от продолжения «рузвельтовской» политики доверительного партнерства с СССР и призывал скорее избавиться от иллюзий и завышенных ожиданий в отношении возможности сотрудничать и договариваться с Москвой на общепринятой дипломатической основе - т.е. основе взвешивания и рациональной оценки аргументов сторон, учета интересов партнера, переговорной «торговли» и соблюдения принципа верности принятым обязательствам. В телеграмме твердо заявлялось: советское руководство уважает только силу, и поэтому диалог с ним надо вести в невызывающей, но твердой манере, давая понимать, что США не пойдут ни на какие уступки без гарантированной взаимности со стороны Москвы. Характеризуя взгляды советского руководства, автор телеграммы писал: «...Мы имеем... дело с политической силой, фанатично приверженной мнению, что с США не может быть достигнут постоянный
Важнейшее положение телеграммы заключалось в выводе об органическом экспансионизме, присущем советским руководителям, который побуждает и, при любых обстоятельствах, будет побуждать их к внешней экспансии, распространению сферы своего влияния на новые районы. Соответственно, единственным адекватным ответом на подобные устремления СССР Дж. Кеннан считал «сдерживание» Москвы.
Ключевое слово
Сдерживание - удержание Советского Союза в рамках тех зон влияния, которые он уже сумел приобрести, и бескомпромиссное противодействие любым попыткам СССР выйти за их пределы посредством противопоставления советским поползновениям «несгибаемой силы в любой точке Земного шара».
Хотя «длинная телеграмма» была предназначена только для государственного секретаря США, с ней в течение нескольких месяцев ознакомились несколько тысяч человек, которые определяли внешнюю политику Вашингтона. Морской министр Джеймс Форрестол, которому копия этой телеграммы была направлена послом США в СССР Аве- реллом Гарриманом, распорядился размножить ее на мимеографе и направить другим членам кабинета и высшим офицерам вооруженных сил США. Одновременно по распоряжению руководства государственного департамента текст Дж. Кеннана был разослан в порядке ключевой политической информации во все зарубежные посольства США.
В июле 1947 г. текст Кеннана за подписью «мистер Икс» был опубликован в ведущем американском журнале и стал предметом полемики в широких слоях политической общественности США. Дж. Кеннан первым сформулировал ключевую идею администрации Гарри Трумэна: не провоцировать СССР, но демонстрировать ему твердость США, отстаивать собственное американское видение, даже если оно противоречит мнению Москвы. В марте 1945 г. Советскому Союзу доверяло 55% опрошенных американцев, в марте 1946 - только 33%.
2.21 февраля 1947 г. Лондон уведомил американскую администрацию о том, что из-за финансовых трудностей Британия не сможет продолжить оказание помощи Греции и Турции. В Вашингтоне были уверены, что политический вакуум в случае ухода Британии из Восточного Средиземноморья займет Советский Союз. Ситуация казалась тревожной из-за положения в Греции, где королевское правительство не могло побороть коммунистов. Возможная победа греческих левых казалась началом революционной волны, способной захлестнуть Италию и Францию, в которых компартии сохраняли большое влияние.
12 марта 1947 г. президент США Г. Трумэн запросил у конгресса 400 млн долл. на оказание срочной помощи Греции и Турции. Конгресс одобрил эти предложения, и к концу мая 1947 г. средства были выделены. Обосновывая запрос, Г. Трумэн ссылался на необходимость сдержать натиск «мирового коммунизма». Сделать это президент предлагал преимущественно экономическими методами. В этом состояла суть его доктрины. В президентской речи были использованы аргументация и терминология «длинной телеграммы» Дж. Кеннана. Принято считать, что с момента обращения Г. Трумэна к конгрессу в марте 1947 г. концепция «сдерживания» была официально принята в качестве основы внешней политики США.
До конца 1940-х годов США успешно реализовывали свои преимущества первой экономической державы мира. Этот период был временем гегемонического преобладания США. Повторно сходная ситуация в мире возникла лишь в конце 90-х годов XX в., после распада СССР,
После нескольких веков господства изоляционизма началась пора преобладания философии американского интернационализма (по-другому называемого в зарубежной литературе интервенционизмом). Он был основан на идее моральной предназначенности Соединенных Штатов Америки как первого в мире государства, основанного на идее свободы для исполнения высокой миссии зашиты свободы и демократии. Соединенные Штаты были готовы ради исполнения этого предназначения идти на затраты, оправдывая их необходимостью защиты американских идеалов, национальных интересов США и американского народа.
14 июня 1948 г. сенат США принял так называемую «резолюцию Ванденберга» (по имени предложившего ее сенатора А. Ванденберга), согласно которой допускалось «участие Соединенных Штатов в соответствии с конституционной процедурой в таких региональных и прочих коллективных соглашениях, которые основаны на оказании продолжительной и коллективной взаимопомощи в вопросах, затрагивающих национальную безопасность». Принятие этой резолюции означало отказ от изоляционистских концепций внешней политики и взятие курса на создание постоянных блоков с участием США.
Минимум знаний
1. В феврале 1946 г. временный поверенный в делах США в СССР Джордж Кеннан направил в Вашингтон «длинную телеграмму», в которой он призвал к ужесточению политики США в отношении СССР и сформулировал концепцию «сдерживания»-удержания СССР в приобретенных им зонах влияния. Кеннану удалось угадать сдвиг в настроениях американской элиты, и его письмо послужило основой изменения подходов США к внешнеполитическому курсу.
2. В 1947 г. «сдерживание» было официально закреплено в рамках «доктриныТрумэна», которая предполагала оказание существенной экономической поддержки странам, которые подвергаются коммунистической угрозе. ПриТрумэне американская внешняя политика перешла на основы интервенционизма.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ

«ФОРОС – СИБИРЬ – 2011»

в рамках долгосрочного образовательного проекта

«ПОЛИТИКА XXI ВЕК. БУДУЩАЯ ЭЛИТА СНГ»

Теоретические основания доктрины «сдерживания» в период «Холодной войны»

Исполнитель: студентка 3-го курса НГУЭУ Хлюстина К.В.

Научный руководитель работы: д.ф.н., профессор кафедры МО

1. Введение

После второй мировой войны мир оказался в центре борьбы великих держав за новый передел сфер влияния, каждая из которых стремилась идеологически обосновать правомерность своих практических действий. На этом этапе динамика развития международных отношений, в целом, складывалась под воздействием существовавшего тогда противостояния между западным капиталистическим блоком, во главе с США, и странами социализма, во главе с СССР, а также их борьбой за влияние на экономически отсталые страны, как обладавшие на тот момент национальной государственностью и формально самостоятельные, так и зависимые колонии.

Окончание «холодной войны» и разрушение биполярной системы международных отношений вызвало кардинальную трансформацию мира, контуры которого до сих пор остаются не до конца определенными и чрезвычайно подвижными.

Актуальность темы исследования определяется поиском эффективной модели политического взаимодействия Российской Федерацией со странами Запада, на формирование отношений между которыми продолжает влиять наследие «холодной войны».

Последствия «холодной войны» имеют большое значение не только для двух основных ее участников – США и уже исчезнувшего СССР – ее итоги имеют значение для всего мира, как исторический пример противостояния сверхдержав, происходящее на грани ядерной войны, способное привести к необратимым катастрофическим последствиям.

Таким образом, понять и осмыслить современный этап международных отношений не представляется возможным без изучения исторического прошлого, в частности, американской дипломатии и внешней политики предшествующего периода. В современной обстановке критический анализ прошлого опыта, не основанный на идеологических приоритетах, позволяет находить лучшие способы балансирования национальных интересов, налаживания сотрудничества в экономической, научно-технической и отчасти военной сферах.

Объектом исследования является внешняя политика США в отношении Советского Союза в начальный период «Холодный войны».

Предметом исследования выступает доктрина «сдерживания», концептуально сформулированная Дж.Кеннаном и являвшаяся в послевоенные годы основной внешнеполитической стратегией США.

Хронологические рамки работы – 1945-1961 годы – определены исходя из того, что политика «сдерживания» коммунизма, как правило, чаще всего связывается с именами двух президентов США – Гарри Трумэна и Дуайта Эйзенхауэра.

Доктрина «сдерживания» Советского Союза и коммунизма являлась на протяжении всего периода глобальной конфронтации между США и СССР ключевой и системообразующей для американской внешней политики, определяя вектор ее развития и конкретное наполнение.

Доктрина «сдерживания» как важная часть американского внешнеполитического процесса второй половины XX столетия подробно представлена в отечественной и зарубежной историографии, являясь непременным атрибутом любых исследований, посвященных «холодной войне».

В советской историографии оценки «сдерживания» были однозначно негативны, доминировало представление, что она нацелена прежде всего против Советского Союза, который был и остается основным барьером на пути экспансионистских притязаний финансово-политических кругов США (Н. Н. Иноземцев, В. И. Лан, Н. В. Сивачев, В. К. Фураев).

Для современной российской исторической литературы характерно стремление представить «сдерживание» во взаимосвязи с другими направлениями глобальной политики США, советской внешней политикой и всем комплексом международных проблем, существовавшим в послевоенные годы (В.Л. Мальков, Г.Н. Севостьянов, В.О. Печатнов).

В зарубежной историографии американо-советские отношения также освещены достаточно хорошо. Все исследователи отмечают огромные различия между Рузвельтом и его преемниками в отношении к советскому государству.

Отличительной чертой зарубежной исторической науки является существование множества школ и направлений в изучении истории «холодной войны». Историки-традиционалисты (А.Шлезингер-мл., У.Макнейл, Г.Фейс) приветствовали идеи «сдерживания», считая их лучшим доказательством желания администрации Г.Трумэна защищать национальные интересы США. Историки-ревизионисты (В.Вильямс, Г.Альперовитц, Дж. и Г.Колко, У.Гарднер, У.Лафебр) трактовали «сдерживание» как направленное на установление мировой гегемонии США и базирующееся на предвзятых фактах, а не на логических выводах относительно намерений Кремля. Среди историков-постревизионистов (Д.Йергин, М.Лефлер, Т.Патерсон, М.Хоган), синтезирующих взгляды находящихся в полемике традиционалистов и ревизионистов, прослеживалось стремление осторожно и взвешенно подойти к оценке доктрины «сдерживания».

Цель исследования заключается в попытке анализа политики «сдерживания» коммунизма, проводимой Соединенными Штатами в начальный период «холодной войны».

Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть причины изменения внешнеполитического курса США после окончания Второй мировой войны;

2. раскрыть сущность основных документов внешней политики США, которые легли в основу доктрины «сдерживания»;

3. рассмотреть основные изменения во внешней политике США при президенте Эйзенхауэре;

4. сделать вывод о результатах проводимой Соединенными Штатами политики «сдерживания» коммунизма.

2. Президентство Гарри Трумэна

2.1. Зарождение концепции «сдерживания» СССР

К концу Второй мировой войны США превратились в сильнейшую во всех
отношениях державу мира. Людские потери страны были относительно
незначительны – около 400 тысяч погибших, но зато рост экономической мощи
поражал: национальный доход США вырос с 64 миллиардов долларов в 1938 году
до 160 миллиардов в 1944 году. К тому же к концу
войны США создали мощные вооруженные силы - армию, флот, авиацию, а в конце
войны в распоряжении американского руководства оказалось новое оружие – атомная бомба, с успехом испытанная в августе 1945 года в Японии.

Трудно сказать, смог бы преодолеть соблазн воспользоваться новыми возможностями Франклин Рузвельт, но в апреле 1945 года он умер и на смену ему пришел Гарри С.
Трумэн (1945-1953), человек совсем другого калибра и склада ума и
характера. Трумэн подверг полной ревизии курс своего предшественника во внешней политике, отправил в отставку сторонников либеральных преобразований, продолжения прежнего курса. Для Трумэна идея «американского мира» не вызывала никаких
сомнений, и он с первого же дня пребывания на новом посту приступил к ее
реализации.

Правда, на пути к вожделенной цели все же сохранялось одно
препятствие – второй по степени военной мощи и авторитету державой стал
Советский Союз, к тому же воплощавший ненавистную американским ортодоксам
идею коммунизма.

Восприятие мира Трумэна зиждилось на том, что у всех международных кризисов есть вполне определенный источник – СССР, неуправляемая и непредсказуемая страна. Второй «кит» внешнеполитического кредо Трумэна – абсолютная уверенность в том, что все мировые и региональные процессы имеют прямое отношение к Америке и могут получить из ее рук справедливое решение.

Находясь на перекрестке двух дорог: либо продолжение союза пяти стран – главных участников антигитлеровской коалиции, при котором США пришлось бы считаться с мнением и интересами своих партнеров, либо безусловное главенство как минимум над тремя из них (Великобританией, Францией, Китаем), Г.Трумэн без долгих колебаний избрал второй путь, обещавший ему эффективное руководство западным миром и дававший надежду на то, что силовое преобладание Запада склонит к подчинению обескровленный войной Восток.

Борьба против СССР тем самым превращалась не просто в
соперничество за мировое владычество, но в крестовый поход против мирового
коммунизма под лозунгами защиты демократии и порядка от сил хаоса и
разрушения. С этого времени внешнюю политику США можно рассматривать
преимущественно через призму противоборства с Советским Союзом. Началась
«холодная война», ставшая стержнем международных отношений всего
последующего периода.

18 сентября 1945 года Объединенный комитет начальников штабов одобрил директивы «Основы формулирования военной политики», в которых Советский Союз рассматривался в качестве противника Соединенных Штатов. Документ содержал положение о нанесении Соединенными Штатами «первого удара» в возможной войне против СССР; при этом допускалось применение ядерного оружия.

Несомненно, что главным организующим началом в яростной антисоветской и антикоммунистической кампании, развернувшейся в конце 1940-х гг. и трансформировавшейся в многолетнюю «холодную войну», явилась концепция «сдерживания коммунизма».