Власть ее происхождение и виды план егэ. Политика и политическая власть. Средства массовой информации

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

4.1. Понятие власти

4.1. Понятие власти

Власть – 1) есть господство одного над другим или другими; право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими; способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства; 2) способность и возможность влиять на характер, направление деятельности и поведение людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических, организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, принуждения, насилия и убеждения. Источники власти: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма и др.

Трактовки и подходы к определению природы власти

1) социологический подход: телеологический (характеризует власть как способность реализовать намеченные цели – Б. Рассел ); системный (рассматривает власть как способность системы обеспечить исполнение ее элементами принятых обязательств); структурно-функциональный (рассматривает власть как способ социальной самоорганизации общества, основанный на целесообразности функций управления и исполнения – Т. Парсонс ); теория социальной конфликтологии (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин утверждают, что природа господства и подчинения одного класса другим обусловлена обладанием собственностью и экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества); дуалистическая концепция (М. Дюверже; выделяет внутри власти два элемента: материальное принуждение и убеждение в том, что такое подчинение справедливо и законно).

2) поведенческий подход: теологическая концепция (божественное происхождение власти); биологическая концепция (власть как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах человека как биологического существа – Ф. Ницше ); бихевиористская («воля к власти», «психологическая энергия» – Ч. Мерриам, Г. Лассуэлл, Дж. Кетлин ); психоаналитические концепции (З. Фрейд, К. Г. Юнг, К. Хорни – стремление к власти и особенно обладание ею компенсирует физическую или духовную неполноценность личности); мифологическая концепция (Л. Дюги ).

Структура власти: субъект власти (отдельный человек, организация, общность людей, народ или мировое сообщество); приказ субъекта власти (выражение им воли по отношению к тому, над кем он осуществляет власть, сопровождаемый угрозой применения санкций в случае неповиновения); объект власти (человек, общность людей, организация и др.); подчинение объекта власти приказу; ресурсы власти; общественные нормы.

Ресурсы власти – совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта (в примитивных обществах власть опиралась в основном на авторитет правителя, затем на богатство и силу; в индустриальных обществах преобладающим ресурсом власти становится организация: бюрократия, партии, движения; в современных обществах властные отношения в большой мере зависят от обладания информацией):

1) экономические (материальные ценности, необходимые для производства и потребления, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые, продукты питания и пр.);

2) социальные (способность повышения или понижения социального статуса или ранга);

3) культурно-информационные (знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и т. д.):

4) силовые (оружие, аппарат физического принуждения, в государтве это: армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура);

5) демографические (люди как универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы).

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, информационную, политическую. Экономическая власть – контроль над экономическими ресурсами, обладание собственностью. Социальная власть – распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Информационная власть – власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Политическая власть выражается в реальной способности социальной группы либо индивида проводить свою волю при помощи особой системы средств государственно-правового воздействия или принуждения, в основном независимо от того, нравится или не нравится это массе людей.

Отличительные признаки политической власти: верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти; всеобщность, т. е. публичность; легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны («монополия на законное насилие» по М. Веберу ); моноцентричность, т. е. существование общегосударственного центра принятия решений; многообразие ресурсов (принудительных, экономических, информационных и других).

Функции политической власти: а) управление, руководство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.); б) формирование и оптимизация политической системы, приспособление ее институтов к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти; в) организация политической жизни и политических отношений, создание определенного типа правления; г) обеспечение стабильности в стране.

Типологии политической власти

Государственная (публичная, суверенная, на определенной территории) – осуществляется государством в форме формальных законов, указов и пр. с санкциями за их неисполнение.

Общественная (партийная, профсоюзная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение.

По функциям органов: законодательная, исполнительная, судебная.

По широте распространения: международные организации (мегауровень), центральные органы государства (макроуровень), региональные организации (мезоуровень), власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).

По способам взаимодействия субъекта и объекта (по режиму правления): демократическая, авторитарная, тоталитарная.

По типам социального господства (М. Вебер ): традиционная, легальная, харизматическая.

Принцип суверенитета означает верховенство и независимость государственной власти. Принцип легитимности (М. Вебер ) связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения населением.

Основные источники (основания) законности, правомерности политической власти:

– традиционная легитимность формируется на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам.

– рациональная (демократическая) легитимность возникает в результате признания людьми справедливости процедур, на основе которых формируется система власти.

– харизматическая легитимность складывается в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Люди некритически воспринимают стиль и методы правления, безоговорочная поддержка властителя нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности.

Из книги Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века автора Федосюк Юрий Александрович

Губернские власти ГУБЕРНАТОР - глава, или, как прямо формулировалось в законе, «хозяин губернии», непосредственно подчинялся самому влиятельному из министерств - министерству внутренних дел. При губернаторе имелось ГУБЕРНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ. Живую и яркую картину

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДИ) автора БСЭ

Уездные власти Губерния делилась на УЕЗДЫ, административными центрами которых были уездные города. Уездным или другим негубернским городом (так называемым ЗАШТАТНЫМ) управлял ГОРОДНИЧИЙ - полицейский чиновник, распоряжавшийся всеми делами города.Городничий лучше

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПР) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Право интелектуальной собственности: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Власти предержащие Из Библии (церковно-славянский текст). В Евангелии (Послание апостола Павла к Римлянам, гл. 13, ст. 1-5) говорится о повиновении властям: «Всяка душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть аще не от Бога».В переводе на русский язык «предержащий»

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Коридоры власти С английского: Corridors of Power.Название романа (1964, рус. пер. 1966) английского писателя, ученого-физика, общественного и государственного деятеля лорда Чарльза Перси Сноу (1905-1980).Иносказательно о непубличных, закрытых от общественного контроля властных сферах,

Из книги Основы социологии и политологии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

29. ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ПАТЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ. ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ПАТЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗЦА Полезной моделью считается техническое решение, относящееся к устройству. Под устройством обычно понимается совокупность элементов, расположенных в

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн

43. ПРИРОДА ВЛАСТИ Власть – центральный элемент политики.Власть – возможность с опорой на различные средства оказывать воздействие на людей и осуществлять свою волю. Ее средствами являются сила, авторитет закон, экономика, традиция. В политике власть осуществляется не

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 1 автора Мезенцев Владимир Андреевич

29. РЕСУРСЫ ВЛАСТИ И СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ Источники власти разнообразны, как и средства воздействия на объекты власти для выполнения поставленных задач.Ресурсами власти называют потенциальные средства, которые могут использоваться, но еще не используются или

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении.Сюжеты и характеры.Зарубежная литература XX века.Книга 1 автора Новиков В. И.

Во власти торнадо Так называют в Северной Америке смерчи гигантской разрушительной силы (от искаженного испанского слова «тронада», то есть гроза). Огромные по размерам, эти атмосферные вихри крушат на своем пути все. Известно много достоверных свидетельств, когда

Из книги Великие тайны золота, денег и драгоценностей. 100 историй о секретах мира богатства автора Коровина Елена Анатольевна

Представитель власти ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ - по смыслу УК должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц. не находящихся от него

Из книги Индформинг. Путь успеха личности автора Баранов Андрей Евгеньевич

Коридоры власти (Corridors of Power)Роман (1964)Действие романа Ч. П. Сноу «Коридоры власти» происходит в Великобритании в 1955–1958 гг. Главный герой романа - молодой политик-консерватор, представляющий левое крыло своей партии, Роджер Куэйф. Повествование ведется от лица его

Из книги автора

Камень власти Весит этот камень 136,75 карата - встречаются бриллианты и побольше. Форма его - квадрат, обточенный по углам. Встречаются камни и более изысканные. Но дело в том, что данный камень - один из самых известных миру исторических алмазов. Он менял страны,

Из книги автора

Индформинг власти Власть – это желание руководить кем-либо, занятие захватывающее и порой у многих доходящее до апогея – то есть хочется властвовать все большим и большим количеством людей. А по сути, что такое власть или желание власти, – это попытка навязывания своего

Раскроем понятие власти, ее роль в обществе, структуру, виды власти.

Власть – это способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств: авторитета, права, принуждения (включая прямое насилие) и других.

Термин власть употребляется также для обозначения ее субъектов , носителей власти, выборных лиц или органов, например: общее собрание всех членов первобытного рода, старейшина, вождь, жрец, парламент, правительство и.т.д.

Без власти в обществе наступит хаос, поэтому оно пронизано властными отношениями.

Власть в обществе порождается потребностью управления, необходимостью согласования общих целей при наличии многообразных интересов, ценностей, потребностей. Она обусловлена также социальной асимметрией, т.е. природным и социальным неравенством людей.

В динамике власть всегда есть отношение между людьми - властеотношение . Структура властеотношения: субъект, объект, само властное воздействие.

Субъект власти – это носитель власти, от которого исходит властный импульс, это активное начало власти. Субъект власти наделен сознанием и волей подчиняет своей воле объект. Например, субъектом власти может быть лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество.

Объект власти – это те, на кого направлено властное подчиняющее воздействие. Особенность объекта власти заключается в том, что он тоже наделен сознанием и волей и может выступать субъектом власти в других властеотношениях. Объектами власти могут быть те же, кто является ее субъектами, т.е. лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество. Важно, что объект власти в одном властеотношении может стать субъектом в другом властеотношении.

Властное воздействие – это связь и взаимодействие между субъектом и объектом власти, которое возникает в процессе реализации власти. Оно заключается в том, что со стороны субъекта осуществляется проявление воли, вплоть до ее навязывания, а со стороны объекта власти осуществляется подчинение субъекту. Подчинение может быть добровольным, когда воля субъекта власти совпадает с волей объекта либо принудительным. Существуют властеотношения, в которых объект и субъект власти совпадают, например, в родовой общине, когда решения принимаются общим собранием.



В статике в структуре власти различают волю и силу. Воля является базовым компонентом власти, т.к. во власти всегда проявляется воля властвующего субъекта: индивида, группы людей, социального класса, народа, общества в целом. В государственной власти может проявляться воля большинства общества, либо воля класса, либо какой-то группы людей – аристократии, олигархии, технократии и т.д. Сила власти подтверждает ее волю, приводит волю в действие, воплощает в жизнь. Сила власти проявляется в авторитете, в идеологическом воздействии, в праве, в принуждении, в прямом насилии. Сила государственной власти воплощается в государственных органах – органах управления, и особенно органах принуждения – армии, полиции, тюрьмах ит.д.

Виды власти. Поскольку общество пронизано властными отношениями, существует множество видов власти.

Неформальная власть . В малых социальных группах (семья, объединение по интересам, школьный класс, студенческая группа), где все друг друга знают и персонально контактируют власть держится на авторитете лидера. Авторитет зависит от личностных качеств, заслуг, одаренности.

Формальная власть . В политических партиях, государстве, крупных корпорациях, в иных организациях власть опирается на положение и внешнее воздействие официальных органов управления и должностных лиц. При этом имеет значение не личностные качества носителей власти, а их официальный статус. Объект власти вынужден подчиняться безличным правилам и велениям.

Соответственно сферам жизни общества различают духовную, социальную, экономическую, политическую власти, информационную, теневую, военную, семейно-бытовую, религиозную и другие. Одним из основных видов является политическая власть. Она подразделяется на международную, государственную, партийную, муниципальную, региональную. Цель политической власти – регулирование и управление процессом общественной и государственной жизни. Самой высшей и развитой формой политической власти является государственная власть.

Государственная власть – это отношения господства и подчинения, связанное с управлением, координацией волевых действий людей, опирающееся на организующее воздействие и возможность принуждения со стороны государства . Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия. Государственная власть осуществляет управление обществом в пределах определенной территории.

Методы, способы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта зависят от социальных интересов и волевой установки сторон. При совпадении интересов и воли субъектов для осуществления власти достаточно информационного воздействия. При расхождении интересов и воль возможны пути: а) согласование, стимулирование, разъяснение, убеждение; б) принуждение (в т.ч. прямое насилие).

Выводы. Власть в обществе проявляется через социальное управление и социальное регулирование. Социальные нормы определяют субъектов власти, объем властных полномочий, меру ответственности, возможность и меру принуждения. Управленческие структуры реализуют властные полномочия, определенные в социальных нормах, используя при этом управленческие средства – авторитет, обычаи, право, принуждение, информацию, богатство и другие.

Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности - рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) - подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов - неполитическая и политическая (государственная).

Власть - явление надстроечное, ее природа, свойства, функции определяются экономическими отношениями, базисом общества. Однако она не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший элемент любой социальной власти, без учета которого невозможно понять ее природу и суть отношений властвования. Сказанное обусловлено тем, что власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, ас другой- подчинение подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с ее субъектом: власть принадлежит той социальной общности, воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, т. е никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Вот почему в учении о власти важное место занимает понятие «властвующий субъект» - первоисточник, первоноситель власти.

Власть невозможна и без объектов своего воздействия - индивидов, их объединений, классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают, но чаще всего властвующие и подвластные отчетливо различаются и занимают различное положение в обществе.

Подчеркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять и других ее структурных элементов, в частности такого, как сила. Власть может быть слабой, но лишенная силы, она перестает быть реальной властью, так как не способна претворять властную волю в жизнь. Власть бывает сильна поддержкой, доверием народных- масс, т. е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто использует силу идеологического воздействия, в том числе и обман, и популистские обещания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные источники силы - органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.

Власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается, проявляется в особом виде отношений - властеотиошениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Влас-теотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью. Определяющая черта власти - способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного ее использования. Она нередко становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий, слоев и классов.

Мы часто сталкиваемся с понятиями политической власти, политических партий. Мы слышим о них по телевидению, радио, читаем в газетах. Попробуем разобраться, что такое политика, для чего она существует, как реализуется, почему общество не может существовать без власти.

Политика

Под политикой понимают деятельность, которая связана с отношениями между крупными группами людей, социальными слоями и даже целыми нациями. Она предполагает участие в государственных делах и включает в себя те цели и методы, которые используются, чтобы добиться реализации интересов больших социальных групп.

Так как в обществе существует много различных групп, то интересы, которые им присущи, также могут сильно отличаться. Одни могут поддерживать действующее правительство, другие относится к нему критически. Возникает борьба за власть.

Политическая власть

Под властью мы понимаем ситуацию, когда кто-то обладает полномочиями по руководству, управлению другими людьми. Она проявляется в разных ситуациях.
Властью обладают:

  • президент по отношению к гражданам;
  • офицер по отношению к солдатам;
  • учитель по отношению к ученикам.

Особенности власти:

  • властные полномочия дают возможность отдавать приказы и требовать их исполнения;
  • политическая власть распространяется на большие группы людей;
  • власть опирается на такие институты, как полиция, армия, суд, для контроля исполнения приказов и применения санкций для тех, кто их игнорирует или выполняет недобросовестно.

Роль политики и власти

В современном обществе политика и власть играют важную роль. Они влияют на различные сферы жизни общества. Власть ежедневно управляет теми процессами, которые происходят в обществе.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Значение политики и властью определяется важностью управления государством, так как без него невозможно установить порядок, поддерживать стабильное развитие и обеспечивать нормальную жизнь граждан.

Средства массовой информации

В современном обществе велика роль интернета, телевидения, радио, газет. С помощью средств массовой информации люди узнают новости, высказывают свое мнение о том или ином событии.

Большую роль СМИ играют также и в политике, так как в них находят непосредственное отражение действия власти, освещаются заявления политиков, и происходит их обсуждение специалистами и рядовыми гражданами.

Значение средств массовой информации состоит в том, что они:

  • дают представление о работе органов власти, о деятельности партий и иных организаций, о назревших проблемах;
  • вовлекают людей в политическую сферу, формируют мнение о событиях в стране;
  • быстро реагируют на все значимые события и транслируют их, вызывая отзывы людей;
  • поднимают актуальные проблемы, заставляя власть обратить на них внимание.

Нельзя забывать, что в средствах массовой информации не всегда передается объективная и достоверная информация. Случается так, что выбирается тот материал, который интересен его издателю, отвечает его взглядам. Некоторым событиям могут быть даны личные оценки, которые не всегда соответствуют реальности.

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию (9 класс), мы выяснили, что политика и власть играют важную роль в жизни общества, так как от них зависит развитие государства, его взаимоотношения с гражданами и другими странами, положение социальных групп, их возможность, либо невозможность, выражать свое мнение и реализовывать потребности. Большую роль в современной политической системе играют также средства массовой информации, которые моментально реагируют на происходящие события и выражают мнение людей по разным вопросам.

Сила и власть

Слайдов: 21 Слов: 588 Звуков: 0 Эффектов: 15

Презентация по теме: «Власть» Обществознание 6-9класс. Обществознание. Однажды Конфуций проезжал неподалеку от горы. Какая-то женщина в голос рыдала над могилой. Когда-то от когтей тигра погиб мой свекор. Здесь нет жестоких властей, - ответила женщина. (“Кун-цзы” (около 551 – 479 гг.) - древний китайский мыслитель). О чем сегодня пойдет речь на уроке? Власть. Что такое власть? План урока. Компоненты власти. Политическая власть. Государственная власть. Теория разделения властей. Власть зарождается одновременно с человеческим обществом. Основой авторитета является уважение: к знаниям, опыту, достижениям, личным качествам и т.д. - Сила и власть.ppt

Политика и власть

Слайдов: 9 Слов: 375 Звуков: 0 Эффектов: 44

Тема: Политика и власть (§1). Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Политическая жизнь и средства массовой информации. 1.Что такое ПОЛИТИКА? Аристотель. Макиавелли. Выделил политику в самостоятельную науку. 2. Политическая власть. Задание: Запишите слова – ассоциации к слову «власть». Власть. Экономическая. Политическая. Государственная. Военная. Духовная. Родительская. Государственная власть – власть, осуществляемая профессионалами и опирающаяся на вооружённую силу. Политическая > государственная власть власть. 3. Роль политики в жизни общества. 4. Политическая жизнь и средства массовой информации (СМИ). - Политика и власть.ppt

Политика и политическая власть

Слайдов: 27 Слов: 1504 Звуков: 27 Эффектов: 138

Политика и власть. Общество. Понятия и термины. Проблема. Политическая деятельность и общество. Профессиональные политики. Социальные группы. Политическая деятельность. Участие во власти. Главная проблема. Политическая сфера. Политические институты. Движения. Партия. Нацеленность партий на завоевание. Политическая партия. Политические движения. Типология и функции политических партий. Функции партий. Партийная система в России. Тенденции развития политических партий. Роль политической мобилизации. Политические отношения. Политическая власть. Ряд признаков. Средства воздействия политических субъектов. - Политика и политическая власть.pptx

Власть в государстве

Слайдов: 63 Слов: 2458 Звуков: 0 Эффектов: 247

Политическая сфера. Политика – от греческого «полис» (город-государство). Политика – искусство управления государством. Что такое власть? Трактовки власти. Как влияние: способность воздействовать на поведение людей. Как авторитет: отношение, выражающее добровольное согласие подчиняться приказам властвующего. Как принуждение: влияние, характеризую- щееся высоким уровнем давления. Властная деятельность. Элементы властной деятельности. Властная воля. Властные решения. Властные действия. Виды власти. Принципы устойчивости политической власти. Политическая деятельность. Типы власти. - Власть в государстве.ppt

Обществознание власть

Слайдов: 22 Слов: 904 Звуков: 22 Эффектов: 135

Практикум по обществознанию.9 кл. Презентация по обществознанию. 9 класс. Смирнов евгений борисович.. Расмотреть термины и понятия во взаимосвязи с политическими событиями и явлениями. Термины и понятия. Участие в делах государства…. Политика. Власть распространяющаяся на все общество. Политическая власть. Четвертый вид власти. На что опирается политическая власть. Сила государства. Совокупность органов государственной власти и управления. Государство. Теории происхождения государства. Государство от бога. Результат договора. Теория завоеваний…. Признаки государства. 1.Единство территории. 2.Публичная власть. 3.Суверенитет. 4.Законы. 5.Налоги. - Обществознание Власть.pptx

Легитимность власти

Слайдов: 35 Слов: 1461 Звуков: 0 Эффектов: 121

Власть. Главная проблема. Политика. Стремление к участию во власти. Властное могущество. Власть и ее носители. Основные интерпретации власти. Бихевиористский подход. Определение Макса Вебера. Словарь. Ассиметричность распределения ресурсов. Методы политического властвования. Формы (основания) власти. Рациональные аргументы. Легитимность власти. Легальность власти. Владимир Ленин и Адольф Гитлер. Баррикады у Белого Дома. Белый Дом после подавления путча. Легальность. Критерии легитимности. Уровни легитимации власти. Легитимизация. Факт отдачи приказа. Типы господства. Рациональное (легальное) господство. - Легитимность власти.ppt

Разделение властей

Слайдов: 10 Слов: 222 Звуков: 0 Эффектов: 0

Конституция. Разделение властей. План: Государственный суверенитет. Принцип разделения властей. 1.Государственный суверенитет. Суверенитет – самостоятельность во внутренних и внешних делах. Что нужно для суверенитета? Вопросы для закрепления: В чём отличие «подаренной » монархом Конституции от Конституции, принятой демократическим образом? Какие задачи должна обеспечивать демократическая Конституция? Что такое суверенитет государства? Что обеспечивает суверенную государственность страны? В чём заключается принцип разделения властей? Что даёт человеку, гражданину знание Конституции нашей страны? - Разделение властей.ppt

Принцип разделения властей

Слайдов: 25 Слов: 1273 Звуков: 0 Эффектов: 138

Разделение властей. Типология систем правления. Президентские системы. Меры противодействия узурпации власти. Парламентские системы. Доминирование исполнительной власти. Ассамблейное правление. Рационализированный парламентаризм. Избрание главы исполнительной власти. Подконтрольность ветвей власти. Срок действия правительства. Полупрезидентские системы. Функции выборов. Раскрытие информации. Случайный фактор. Рисунок. Противовесы. Наличие сдержек и противовесов. Общество. Общество может установить правило. Сравнение систем правления. Меньший размер правительства. Затраты на содержание правительства. - Принцип разделения властей.PPT

Обращение к власти

Слайдов: 14 Слов: 730 Звуков: 0 Эффектов: 0

Формы работы с органами власти. Подготовительный этап. Обращения «во власть», подготовка документации. Документы. Письма-обращения. Договоры. Приглашения. Отчеты. Благодарственные письма. Нематериальные ресурсы власти. Что это дает организации. Почему попечители приходят в организацию. Выводы. Деловая игра. - Обращение к власти.ppt

Парламентские уроки в школе

Слайдов: 25 Слов: 2458 Звуков: 0 Эффектов: 0

«Где рождаются законы». История проведения парламентского урока. Республиканский форум учителей истории и обществознания. Парламентские уроки. Познавательная беседа законодателей, педагогов и учащихся. Цели. Российская Федерация - Россия. Парламент. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Контент-анализ учебников. Результаты социологического опроса. Кто такой депутат. Состав Государственного Совета. Портрет идеального депутата. Валеев Разиль Исмагилович. Д. А. Медведев. Парламент Республики Татарстан. -

Государство особая организация политической власти, обладающая своими отличительными чертами и признаками. Главным из них является наличие суверенитета, то есть верховенства и независимости государственной власти как внутри страны, так и вне ее — в отношениях с соседними и другими государствами. Неотъемлемыми качествами суверенитета считаются:

  1. полновластие в определении направлений внутренней и внешней политики, в принятии политических решений;
  2. независимость государственной власти в осуществлении функций государства, в исполнении его предназначения перед обществом;
  3. равноправие в отношении с другими участниками международных отношений.

Экономический суверенитет означает, что каждое государство имеет свою таможенную службу, свою национальную валюту, систему налогов и сборов, законы, правила и нормы хозяйственной деятельности, свою кредитно-финансовую систему, принципы государственного управления экономикой.

Политический суверенитет предполагает, что государство имеет свою государственную границу, причем пролегает она не только по суше, но и по воде, и в воздухе; обладает своими органами государственной власти и управления, карательными органами, органами правосудия, армией. Каждое государство имеет свои законы о гражданстве или подданстве, свою систему правовых норм.

Можно представить признаки государства и по другому основанию:

  • Территория. Территорию государства составляет и наземное, и водное, и воздушное пространства.
  • Особые группы людей, объединенных в органы власти, управления, обеспечения безопасности и правопорядка, а именно: парламенты, правительства, министерства, судебную систему, местные органы власти. Все они составляют аппарат публичной власти, который призван обеспечить выполнение государством своих задач.
  • Налоги и займы. Деньги, собранные в качестве налогов и займов, поступают в государственную казну с тем чтобы власти заботились о нуждах общества, защищали совокупные общественные интересы, обеспечивали порядок и условия труда и быта граждан.
  • Одним из отличительных признаков государства является то, что оно может издавать законы, создавать право, то есть такие правила, нормы поведения людей, которые становятся обязательными для всех и исполнение которых обеспечивается всей силой государства.

Любое государство выполняет по отношению к обществу определенные задачи, функции, объединяет его на основе общих интересов.

Первую группу составляют внутренние функции, которые выполняются государством по регулированию внутренней жизни общества, вторую группу — внешние , выполняющиеся в сфере отношений с другими странами. Перечислим основные функции государства:

  1. регулирование хозяйственной деятельности общества: обеспечивать общие условия развития экономики, устанавливать порядок налогообложения, организовывать взимание налогов;
  2. защита жизни, чести, достоинства, прав и свобод граждан — жителей своей страны от произвола и насилия;
  3. воспитание поколения законопослушных, достойных граждан своей страны;
  4. применение насилия по отношению к людям, преступающим законы государства;
  5. защита своей страны от врагов, налаживание внешнеполитических и внешнеэкономических связей, укрепление престижа и влияния страны.

Факторы образования государства

При всем обилии теорий и подходов к проблеме происхождения государства и государственной власти, выделить единую универсальную модель, равно подходящую ко всем без исключения странам и регионам мира, невозможно. Одни факторы были важными на Востоке, в долинах великих рек; другие — в гористой, окруженной морем Греции; третьи — на Руси. Если попробовать систематизировать все факторы государствообразования, то получится следующая картина.

Первая группа — экономические факторы , а именно: усложнение хозяйственной жизни, общественное разделение труда, повышение его производительности и возможность в связи с этим для отдельного человека, семьи не только обеспечить всем необходимым себя, но и произвести излишки на обмен, на продажу другим; изменение форм собственности — от первобытной общественной к частной, государственной, храмовой. Это усложнение экономической жизни, безусловно, требует организации, регулирования общественной жизни в целом и ведет к созданию государства.

Вторая группа — социальные факторы . Общество в своем развитии подходит к этапу, когда родовые общины сменяются соседскими, и не только племенные, родственные связи соединяют людей — их связывает совместная территория проживания, решение совместных задач. В обществе начинают выделяться жречество, племенные вожди, старейшины. Их власть постепенно приобретает наследственный характер. Разделяются люди и по имущественному признаку — на богатых и бедных. Более активными становятся контакты одних народов с другими — походы, военные экспедиции превращаются в важный фактор государствообразования.

В качестве особой группы факторов можно выделить этнические: тот или иной народ осознает себя в качестве единого целого, понимает необходимость защиты от врагов, рождает «свою» идею, культуру, религию, традиции. Рождает он и свое государство.

Подведем итоги. Все же область морали и религии вряд ли является главной в формировании государственности. Корни ее — в социально-экономической сфере. Сложно организованное общество требует регулирования. Его противоречия нельзя решать старым путем, как в эпоху первобытной общины — на совете рода или совете старейшин. Недостаточно и одних обычаев; теперь требуются особые нормы — законы, обеспеченные силой государства. В свою очередь, само образование государства дает мощный импульс дальнейшему разделению труда, выделению в особую сферу умственного труда, способствует развитию экономики, духовной жизни, всего общества.

Так кратко и в самом общем виде можно представить себе процесс формирования государственности. Действительность же значительно богаче — единой, подходящей для всех модели нет.

К формам государства относятся формы правления (монархии и республики), формы территориально-государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация) и политический режим (демократия, тоталитаризм, авторитаризм).

Познакомимся с основными формами государства.

Монархии, их виды

Абсолютная монархия (в России ее называли самодержавием) представляет собой такую форму правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному лицу, получающему ее по наследству. В руках самодержца сходятся все нити власти. Он устанавливает законы, следит за их проведением в жизнь, судит и милует своих подданных. Его воля и есть источник власти, закона, сам же он стоит над законом. Подобный порядок организации верховной власти был широко распространен в средние века и в России, и на Востоке. В наши дни абсолютных монархий на земле почти не осталось, потому что возросли значение и политическая активность народов, избранных ими органов. Примерами абсолютной монархии сегодня могут служить Саудовская Аравия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Катар.

Дуалистическая монархия — интересная и своеобразная форма правления. Чаще всего она складывается в таких условиях, когда старые силы, например помещики-землевладельцы, оказываются вынужденными разделить свою власть с претендующими на нее новыми силами — торгово-промышленными кругами, добиваясь своего рода компромисса с ними.

Монархия по-прежнему отражает интересы сил прошлого, однако создаются и парламенты — выборные представительные органы, которым формально предоставляются законодательные полномочия. Фактически же никакого влияния на формирование правительства и его деятельность эти парламенты не оказывают, поскольку монарх имеет право вето (латинское слово «вето» означает «я запрещаю»), то есть отмены решения парламента, и даже может распустить его, если пожелает.

Примерами подобных монархий в наши дни являются Марокко, Кувейт, Иордания.

Конституционная (парламентарная) монархия — самый распространенный вид монархий в настоящее время. В конституционных монархиях власть монарха уже не безгранична. Ее рамки четко очерчены законами, конституцией. Наиболее характерным примером парламентарной монархии является сегодня Великобритания. Ограничение королевской власти в Англии, ее регламентация законами берет свое начало еще с 1215 года, с момента принятия Великой хартии вольностей при короле Иоанне Безземельном. А после принятия в 1691 году «Билля о правах» — документа, зафиксировавшего достижения Английской буржуазной революции XVII века, в стране установился порядок, при котором «король царствует, но не правит». Законы принимает парламент. Исполнение их возложено на правительство, которое формирует премьер-министр — он же лидер партии, одержавшей победу на парламентских выборах.

Функции монарха во многом номинальны, хотя и по сей день правительство Великобритании называется «правительством Ее Величества» (с 1952 года английской королевой является Елизавета II). Однако британский монарх выполняет важные представительские функции, является символом единства страны, главой Британского содружества наций (бывшей колониальной империи Великобритании). Большинство современных монархий — парламентарные.

Республика и ее формы

Республиканская форма правления также прошла долгий исторический путь в своем развитии. Первыми республиками стали греческие полисы — города-государства: Афины, Коринф, Фивы и другие. Долгое время существовала республика и в Риме. Именно римляне ввели в политический словарь само слово «республика» (res — дело, publicos — общественный). Современный мир знает две основные разновидности республик: президентскую и парламентскую.

Президентская республика характеризуется прежде всего соединением в руках президента полномочий главы государства и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президентская республика строится по принципам разделения власти на три ее ветви — законодательную, исполнительную и судебную — и их уравновешивания с помощью системы сдержек и противовесов. Смысл этой системы состоит в том, что ни одна из ветвей власти не может взять верх над остальными. Президента страны избирают внепарламентским путем: или всенародным голосованием (как, например, сейчас у нас в стране), или коллегией выборщиков (как, скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника власти президента от парламента. Правительство, администрацию формирует сам президент, перед ним же они и отчитываются. Президент получает также право отлагательного вето в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой законопроект. Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов — 2/3 в обеих палатах — проголосует за него, то проект становится законом, обретает юридическую силу, невзирая на мнение президента. Не вправе президент и распустить парламент.

Парламентская республика отличается прежде всего верховенством парламента. Именно перед ним несет ответственность правительство. Формальным признаком парламентской республики является наличие должности премьер-министра (например, в ФРГ он называется канцлером). Формирование правительства осуществляется из числа лидеров партии, располагающей большинством мест в нижней палате парламента. Глава государства — президент выполняет только правительственные функции. В таком государстве более сильным является влияние партий на политику. Однако в парламентской республике зачастую именно правительства начинают исполнять роль первой скрипки в политическом оркестре. Они устанавливают жесткий контроль за деятельностью парламента. Примерами парламентских республик являются такие государства, как Италия, Федеративная Республика Германия, Австрия, Швейцария, Финляндия, Индия, Израиль, Турция. В частности, в Италии президент избирается на совместном заседании обеих палат парламента с участием делегатов от областей. В сфере законодательной власти президент обладает правом созыва парламента на чрезвычайные сессии, правом роспуска парламента или одной из его палат. Однако подобные решения должны быть согласованы с министрами и одобрены ими.

Наконец, есть республики, которые трудно отнести к парламентским или президентским, поскольку они обладают признаками и тех, и других. Эти республики представляют собой смешанную форму правления. Наиболее характерным примером такой республики можно считать V республику (с 1958 года) во Франции. Чисто внешне в ней были сохранены все атрибуты парламентаризма, но реально центр власти сместился в сторону президента. Президент Франции наделялся широкими полномочиями, с 1962 года его стало избирать все население страны, обладающее правом голоса. Правительство формируется президентом и несет ответственность перед ним. Член кабинета министров не может быть одновременно и депутатом парламента, кроме того, должность несовместима со всякой иной государственной службой и профессиональной деятельностью. Фактически руководит правительством президент, а не премьер-министр. Президент Франции может распустить парламент; он может также издавать ордонансы — специальные указы, которые вступают в действие без предварительного согласования с парламентариями.

Форма правления в Российской Федерации

В современной России также установилась смешанная форма правления. С одной стороны, президент избирается путем прямого голосования, является главой государства, главнокомандующим Вооруженными силами страны, обладает правом отлагательного вето. С другой стороны, он не вписан ни в одну из ветвей власти, а как бы стоит над ними. Парламент не только утверждает главу правительства, но и может вынести вотум недоверия правительству. Сильная президентская власть необходима сегодня России для того, чтобы лучше преодолеть стоящие перед страной трудности, кризисные явления. Такой большой и разнообразной по своему укладу стране, как Россия, необходима централизация власти, способность власти принимать оперативные решения. Располагаясь над ветвями власти, президент России обеспечивает организацию их деятельности и осуществляет руководство ими. Важная роль отводится президенту и в законодательном процессе: он выступает инициатором разработки и принятия ряда новых законов. В то же время власть президента в Российской Федерации не безгранична. Его указы не должны противоречить Конституции РФ, законам страны — нормативным актам, обладающим высшей юридической силой. Парламент РФ — Федеральное собрание — может отрешить президента от должности при условии подачи за это решение 2/3 голосов в каждой из палат: Совете Федерации и Государственной думе.

Современное государственное устройство. Унитарная государственность

Современный мир знает три основных формы государственного устройства: унитарное государство , вся власть в котором, вся полнота суверенитета сосредоточена в центре; союзное государство — федерация; особый союз государств — конфедерация.

Наиболее распространена в мире унитарная форма (от лат. «унус» — «один»). К таким государствам относятся, например, Франция, Греция, Португалия, Украина, Швеция, Япония. Характерными признаками унитарного государства являются:

  • наличие единой конституции — основного закона страны, верховенство которого признается на всей территории;
  • единая система органов государственной власти — один парламент, один глава государства, одно правительство, — юрисдикция (полномочия) которой распространяется на всю территорию страны;
  • единое гражданство;
  • единая система права, единая система правосудия;
  • территория состоит из административно-территориальных единиц: уездов, департаментов, округов. Автономия допускается только в рамках местного самоуправления;
  • суверенитет в таком государстве не разделен, он весь сосредоточен в центре.

Унитарная форма государственного устройства относительно проста и считается наиболее удобной для управления экономикой, другими сферами жизни страны. Но далеко не всегда данная форма может в полной мере отразить интересы, традиции страны, ее народа. Например, в унитарной Испании, представляющей собой, согласно конституции, единое государство, вот уже много лет не сходят со страниц газет материалы о баскском движении за автономию, то есть за обособление своей страны. Дело в том, что, по испанским государственным законам, Страна басков и Каталония имеют только национально-территориальную автономию, то есть местное самоуправление, и суть требований национальных меньшинств заключается в придании их автономии статуса государственной. Но наиболее неподходящей унитарная форма оказывается для крупных многонациональных государств со сложной исторической судьбой.

Федерация — сложное государственное устройство. Конфедерация

Следующей формой государственного устройства является союзное государство — федерация . Каждое из государств, обладающее такой формой устройства, имеет свои особенности. К числу федераций относятся Соединенные Штаты Америки, Канада, Аргентина, Бразилия, Мексика, Федеративная Республика Германия, Австралийский Союз, Индия, Россия.

Федерация — это сложное государство, состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью. Суверенитет в таком государстве распределяется между центром и субъектами федерации (штатами, землями, провинциями, кантонами, областями). Государства-федерации обладают целым рядом специфических признаков.

Прежде всего, территория федерации включает в себя территории субъектов федерации. В некоторых федерациях наряду с государственными образованиями существуют и территории, не являющиеся субъектами федерации, например, в США есть федеральный округ Колумбия, в пределах которого расположена столица США — Вашингтон. В Индии помимо 26 штатов имеются особые территории центрального подчинения. Субъекты федерации не являются полноправными государствами: они не имеют права ни от своего имени, ни тем более от имени всего государства-федерации заключать международные соглашения; чаще всего они не обладают правом одностороннего выхода из союза (правом сецессии). Именно антиконституционный выход южных штатов из состава федерации США привел к тяжелой гражданской войне между Севером и Югом.

Для федеративного государства характерен сильный центр, доминирующий в политической сфере. Так, в США, например, в случае необходимости федеральные власти страны имеют так называемое право интервенции, то есть они могут ввести федеральные войска на территорию любого штата, даже если его власти не просили об этом.

В то же время субъекты федерации наделяются своими учредительными полномочиями. Они могут принимать свои конституции и законы, но при условии, что эти конституции и законы не будут противоречить федеральным, хотя и совсем не обязательно, чтобы конституции субъектов принимались позднее федеральной конституции. Примерами в этом отношении могут служить американские штаты Массачусетс, в котором действует конституция 1780 года, и штат Нью-Гэмпшир, конституция которого была принята в 1783 году, в то время как федеральная конституция США — только в 1787 году.

Субъекты федерации могут иметь свою правовую и судебную системы. Одним из формальных признаков федерации может быть двойное гражданство, когда каждый гражданин является одновременно гражданином федерации и соответствующего государственного образования, например, штата в США или земли ФРГ. Конституции некоторых федеративных государств, как, скажем, Индии, признают только федеральное гражданство.

Для федеративных государств характерна двухпалатная структура парламента. Верхняя палата формируется из представителей субъектов федерации, обычно на основании равного представительства.

Особой формой государственного устройства является конфедерация — добровольное соглашение независимых суверенных государств, имеющих свои гербы, гимны, столицу, конституции, гражданство. Каждое из входящих в конфедерацию государств является членом международных организаций, проводит свою внешнюю политику. Но создаются и общие сферы, например, единая валюта, таможня, внешняя политика и оборона.

Государство - политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.
Государство - главный институт политической системы.
Основные признаки государства:
1) территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);
2) публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);
3) суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);
4) принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);
5) исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;
6) обязательность членства в государстве;
7) представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;
8) наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).
Основные теории происхождения государства: теологическая, классовая, патриархальная, договорная (естественно-правовая), теория насилия.


Форма государства
форма правления форма устройства политический режим
Монархия
- абсолютная (Саудовская Аравия);
- дуалистическая (законодательная власть разделена между монархом и парламентом) (Иордания);
- парламентарная (Великобритания);
- сословно-представительная (XV-XVIII вв. в России).
Республика
- президентская (США);
- смешанная - ответственность правительства перед президентом и парламентом - (Россия);
- парламентская (ФРГ, Италия)
1) унитарное государство (Франция,Китай);
2) федерация (определённый суверенитет территориальных образований):
- территориальная (США);
- территориально-национальная (Россия);
3) конфедерация (объединение независимых государств) (Сенегамбия)
1) демократический (развитые современные страны);
2) недемократические:
- тоталитарный - всеобъемлющий контроль государства над всеми сферами общественной жизни (фашистская Германия);
- авторитарный - допускает некоторое разнообразие в экономике, социальной сферах, гипертрофированная исполнительная власть

Государственный аппарат (механизм) - система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственное управление. Его структура определяется функциями государства.