Тест егэ по обществознанию духовная сфера. Тест на тему "духовная сфера". Образование в обществе






5. Верны ли следующие суждения? А. Цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений. Б. Цель науки – теоретическое отражение действительности в форме теоретических знаний. 1) верно только А 2) верно только Б 4) оба суждения неверны 3) верны оба суждения






8. Верны ли суждения? А. Культура распространяется только специализированными образовательными учреждениями. Б. Культура распространяется с помощью средств массовой коммуникации. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны










В-3 Установите соответствие между характерными чертами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ФОРМЫ 1)сложность содержания А) элитарная культура 2) ориентация на запросы потребителя Б) массовая культура 3) трудность для восприятия 4) стандартизация содержания 1234 А Б




В-6 «Культура в самом широком смысле определяется как ________(1) организации и развития человеческой жизнедеятельности и её __________(2). Это понятие отражает объект, который всё созданное людьми, всю совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов, ________(3),всё, что уже сделано, делается и даже в некотором смысле то, что будет сделано человечеством. Культура жизни общества включает проблемы хозяйственного и политического _______(4) социальных _______(5) как своё основание. В культуре выделяются три основные формы духовной деятельности или её основные языки: наука, искусство и ______(6). А) отношение Г) нравственность Ж) исследование Б) смысл Д) организация З) результат В) регулирование Е) способ И) институт ГАВИЗЕ




Ответ С-5. Мировоззрение –это система представлений об отношении между человеком и окружающим его миром. Мировоззрение может быть оптимистическим или пессимистическим. Мировоззрение всегда связано с убеждением. Мировоззрение может формироваться стихийно или осознанно. Мировоззрение бывает обыденным, научным, религиозным.


С-6. Раскройте на трёх примерах влияние духовной сферы на развитие общества Ответ: 1)Идеи Просвещения подготовили социальный переворот, вошедший в историю как Великая французская революция 2) Распространение протестантизма сыграло роль в утверждении новых капиталистических отношений 3) Принятие христианства на Руси способствовало укреплению великокняжеской власти




Ответ: Массовая культура – это канал манипулирования массами и стабилизатор, тормоз, придающий современному обществу необходимую устойчивость на крутых исторических поворотах. В рамках массовой культуры передаются: - нравственные ценности - национальные традиции - знакомство с подлинными вершинами культуры


С-8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме « Образование, его значение для личности и общества». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


Примерный вариант плана 1)Образование как социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения и подготовке кадров. а) понятие и цель образования б) основные пути получения образования в) функции образования 2) Система образования в РФ: совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, принципы функционирования. 3) Общие тенденции в развитии образования а) демократизация системы образования б) рост продолжительности образования в) непрерывность образования г) гуманизация и гуманитаризация образования д) компьютеризация образования 4) Образование - основа общей культуры личности и общества, средство ее сохранения и обогащения.


Темы эссе: «Дом без книг подобен телу без души». Цицерон «Искусство состоит в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном». Д. Дидро «Наука и искусство принадлежат всему миру, перед ними исчезают межнациональные барьеры». И. Гёте «Религии подобны светлячкам: для того, чтобы светить, им нужна темнота». А. Шопенгауэр


Источники: Источники: 1. Аверьянова Г.И.ЕГЭ Обществознание: тематические тренировочные задания.-М.: Эксмо, П.А. Баранов, С.В. Шевченко. Обществознание: 50 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ЕГЭ; под ред. П. А. Баранова.- М.:АСТ: Астрель, Программа «Сдаём единый экзамен»

Духовная сфера. ЕГЭ 2.

1. Установите соответствие между общественной наукой и предме­том ее изучения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

НАУКИ ПРЕДМЕТЫ ИЗУЧЕНИЯ

    психология А) поведение человека

    политология Б) структура общества власть в обществе

    экономика В) производство и обмен

4) социология Г) власть в обществе


2. Из нижеприведенного списка выберите науки, изучающие те или иные аспекты культуры

(задание типа Б).

    археология; 2) педагогика; 3) биология; 4) астрономия; 5) физика; 6) этика.

3. Приведите три примера методов добывания знаний, присущих науке (С).

_______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________

4. Назовите два проявления социальной функции науки и приве­дите два примера ее осуществления (С). _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» обя­зательным является

    среднее (полное) общее образование; 2) основное общее образование;

3) профессиональное образование; 4) высшее образование

6. Гуманизация образования предполагает

    внимание к личности, ее интересам, запросам

    введение новых гуманитарных дисциплин в обучение

    отказ от преподавания технических наук; 4) увеличение количества лет обучения

    Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире,

накопленным предыдущими поколениями, называется

    наукой; 2) искусством; 3) образованием; 4) творчеством.

8. Верны ли следующие суждения о развитии образования?

А. Образование развивается как часть национальной культуры народа.

Б. В развитии образования проявляется тенденция к ин­тернационализации.

9. Верны ли следующие суждения о социальной функции образо­вания?

А. Социальная функция образования заключается в том, что в его процессе человек

овладевает социальным опы­том, происходит социализация личности.

Б. Социальная функция образования заключается в том, что оно непосредственно

регулирует социальные про­цессы в обществе.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

10. Верны ли следующие суждения о получаемых в школе зна­ниях?

А. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать современным научным

представлениям.

Б. Знания, получаемые в школе, должны соответствовать познавательным возможностям

учащихся.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

11. А. Главным в характеристике личности является общественная сущность.

Б. Новорожденному человеку присущи индивидуальные черты и он может стать

личностью.

А) верно А; Б) верно Б

    Установите соответствие между списками:

1) социальные потребности; А) стремление к добру;

2) духовные потребности; Б) забота о потомстве;

3) материальные потребности; В) общение.

    Термин «культура» наиболее полно характеризует следующее определение:

А) совокупность лучших произведений искусства, созданных, человечеством;

Б) образцы поведения в обществе, которым стараются следовать люди;

В) все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её

результаты;

Г) признаки, отличающие развитые человеческие цивилизации, от ранних обществ

людей.

    К научному пониманию религии НЕ относится утверждение о том, что:

А) первым её элементом является вера в существование сверхъестественных сил как основы всего мира;

Б) наличие у людей религиозных знаний делает невозможным познание мира;

В) религиозная вера включает в себя нормы морали;

Г) составной частью религии являются различные ритуальные действия.

    К обязательным элементам религии относится:

А) вера в существование сверхъестественного;

Б) законодательство о свободе совести;

В) научная аргументация истинности религиозных догматов;

Г) активное участие деятелей церкви в политике.

    А. Религия – одна из древнейших форм культуры.

Б. Религия включает в себя определённые научно обоснованные взгляды и представления людей.

А) верно А; Б) верно Б

В) оба суждения верны; Г) оба суждения не верны.

    В наиболее полном виде мораль – это:

А) выводы, которые человек делает на основании анализа своего поведения;

Б) наука о правилах хорошего тона;

В) совокупность принципов и норм поведения людей в обществе;

Г) сформулированные и законодательно закреплённые нормы поведения граждан.

    А. Мораль возникла на основе жизненного опыта людей.

Б) Мораль сильна тем, что все её нормы охраняются законом.

А) верно А; Б) верно Б

В) оба суждения верны; Г) оба суждения не верны.

    Правила «Не делаю другому того, чего не желаешь себе», «Не воруй», «Не лги», «Почитай старших» являются нормами:

А) искусства; Б) науки; В) морали; Г) права.

    Моральные принципы: не убей, не укради, не лги – принадлежат:

А) только христианству; Б) христианству и буддизму;

В) всем мировым религиям; Г) только буддизму.

    К мировым религиям относится:

А) буддизм; Б) синтоизм; В) брахманизм; Г) ведизм.

    Среди перечисленных религий старейшей мировой религией является:

А) христианство; Б) ислам; Б) буддизм; Г) иудаизм.

    А. Золотое правило морали гласит: «Поступай по отношению к другому так, как другой

поступает по отношению к тебе».

Б. Золотое правило морали гласит: «Поступай по отношению к другому так, как хочешь,

чтобы другой поступал по отношению к тебе».

А) верно А; Б) верно Б

В) оба суждения верны; Г) оба суждения не верны.

    К морали в отличие от права относится:

А) любой закон; Б) конституция государства;

В) определённые принципы, нормы поведения, принятые общества;

Г) устав общественной организации.

    К особенностям современного этапа развития науки в отличие от предыдущих относится функция:

А) культурно-мировоззренческая; В) непременного источника прибыли;

Б) непосредственной производительной силы; Г) социальной силы.

    Процесс создания художественных образов обязательно присущ:

А) науке; Б) искусству; В) образованию; Г) промышленному производству.

    Все термины, кроме одного, связаны с понятием «наука»:

Закон, теория, культ, понятие, факт.

    Соотнесите функции и элементы духовной сферы

Функции

А) восполнение ограниченности, зависимости, бессилия людей;

Б) выполнение роли производительной силы общества;

В) упорядочивание помыслов, стремлений людей, их деятельности;

Г) разработка планов и программ экономического и социального развития;

Д) производство новых знаний о природе, обществе, мышлении.

Элементы: 1) наука; 2) религия.

    Обведите положения, характеризующие науку (В4):

1) мифотворчество; 2) логичность; 3) рациональность; 4) творчество;

5) некритичность; 6) сверхъестественность.

    Определите, какие высказывания носят А) фактический характер, Б) характер оценочных суждений.

1) По мнению учёных, можно выделить три вида духовного производства: науку, искусство и религию. 2) С точки зрения некоторых философов, к ним добавляются ещё и мораль, политика и право. 3) Однако мораль создаётся самим обществом, а не изобретается профессионалами. 4) Общественные связи, возникающие между людьми в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, думается, трудно назвать духовными.

    Заполните пропуски:

Вид деятельности, воспроизводящий мир в специфических образах, называется _____________ 1). Причиной разделения его на виды является многообразие типов общественной ____________ 2) людей, опирающееся на удовлетворение __________ 3)

потребностей. Нет главных и второстепенных искусств, каждый вид обладает своими особенностями. Формирование действительности по законам красоты при создании зданий и сооружений называется ______________ 4). Пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах, - это ______ 5). Изображение на плоскости картин реального мира называется _____________ 6).

А) деятельность; Б) искусство; В) живопись; Г) эстетические;

Д) общность; Е) архитектура; Ж) сознание; З) скульптура.

    Отметьте функции морали (В4):

    1. устанавливает правила поведения людей;

      изучает явления действительности;

      утешает в горе и оказывает психологическую помощь верующим;

      является основой менталитета народа;

      через неё человек приобщается к культуре.

    Познание: чувственное и _______________________ .

    Составьте план раскрывающий термин «мировоззрение»

Вопросы на другие темы:

    Что из перечисленного характеризует общество как систему:

1) обособление от природы; 2) постоянное развитие;

3) сохранение связи с природой; 4) наличие сфер и институтов.

    Переход к постиндустриальному обществу характеризуется:

    1. формированием рыночной экономики;

      ограничением социальной мобильности;

      развитием средств массовой коммуникации;

      организацией фабричного производства.

    Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку:

    1. открытие нового супермаркета;

      расчёт изменения спроса на мобильные телефоны;

      оказание населению медицинских услуг;

      расширение сети парикмахерских салонов.

    Отказ пожать руку или поддерживать дружеские отношения – это пример применения санкций…

1) неформальных позитивных; 2) формальных позитивных;

3) неформальных негативных; 4) формальных негативных.

Ключи к тесту

Духовная сфера. ЕГЭ 2

    АГВБ

    126

    наблюдение, эксперимент, научное моделирование

    функции: а) культурно-мировоззренческая, б) познавательно-объяснительная, в) социального прогнозирования (прогностическая), г) социального развития и управления…

примеры: а) помогает человеку объяснить знания о мире, выстроить в целостную систему (строение вселенной: состоит из галактик, галактики из звёздных систем типа Солнечной, звёздные системы из звезды и планет), рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать своё мировоззрение; б) осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития; в) осуществляет прогнозирования последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формирует рекомендации по их преодолению (экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений в природных процессах и будущие контуры человеческого общества; г) анализируют состояние общества, настроения, благосостояние, проблемы… (демографы, анализируя динамику численности и состава населения, вносят коррективы в социальные программы правительства; экономисты анализируют текущие показатели и высказывают свои рекомендации…)

    2 27 – культ

    1 28 – 21211

    3 29 – 234

    3 30 – ББАБ

    1 31 – БАГЕЗВ

    3 32 – 145

11 В 33 – рациональное

12 1-В, 2-А, 3-Б 34 – 1) определение,

13 В 2) типы мировоззрения

14 Б А) обыденное Б) научное

15 А В) философское,

16 А 3) функции А) даёт ориентиры в

17 В практической и теоретической деятельности;

18 А Б) определение целей в деятельности (жизни);

19 В В) выбор методов достижения целей;

20 В Г) выработка ценностных установок.

21 А 35 – 4

22 В 36 – 3

23 Б 37 – 2

24 В 38 – 3

25 Б

26 Б

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №5

Тесты для подготовки к ЕГЭ

по теме:
«ДУХОВНАЯ
СФЕРА»

Подготовила:

учитель истории

Щелухина Анна

Сергеевна

Тема: «Духовная сфера».

Часть1 . Задания уровня А.
А 1 Культура, произведения которой рассчитаны на узкий круг знатоков, называется

1) народной

2) массовой

3) национальной

4) элитарной

А 2 . Массовая культура

1) появилась с развитием средств массовой информации

2) сопровождает всю историю человечества

3) является продуктом тоталитарных обществ с их стремлением к контролю, в том числе и средствами культуры

4) зародилась в Древнем Риме как зрелище для народа

А 3. Непосредственно искусство характеризует признак

1) удовлетворение потребностей человека

2) эстетическое освоение окружающего мира

3) установление законов развития общества

4) отражение сущности природных и социальных явлений

А 4 . Верны ли суждения?

Культура – это:

А. Совокупность всего созданного человеком на протяжении всей истории.

Б. Все виды преобразовательной деятельности общества, а также все их результаты.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 5 . Верны ли суждения?

Произведения массовой культуры

А. Отражают все эмоциональные проблемы современного человека.

Б. Не должны использовать приемы элитарной культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 6

1) влияние на все сферы общественной жизни

3) выявление законов человеческой психики

А 7 . Духовной культурой называется

1) культура чтения

2) религиозный культ

3) процесс и результат духовного производства

4) устойчивое преобладание духовных потребностей над материальными

А 8. Многообразие культур служит в современном мире проявлением

1) национальной изолированности

2) национальной дифференциации

3) культурного застоя

4) культурной глобализации

А 9 . Искусство от других форм духовной деятельности отличает

1) объяснение фактов вмешательством сверхъестественных сил

2) решение фундаментальных проблем бытия

3) обеспечения развития отдельных отраслей производства

4) образное восприятие окружающего мира

А 10. Общим для научного и художественного творчества является

1) стремление к осмыслению действительности

2) обоснованность предположений

3) стремление к достоверности

4) формирование чувства прекрасного

А 11 Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом

Б. Общество может существовать, не создавая культуру.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 12 . В ходе социологических опросов 2004 и 2005 гг. респондентам предложили ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы нынешней системой образования в России?» Были получены следующие результаты:

Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?
1) Более половины россиян не смогли определить свое отношение к проблеме.

2) Значительно выросло количество россиян, удовлетворенных качеством образования

3) По мнению половины опрошенных, качество образования в России остается неудовлетворительным.

4) Сокращается число россиян, которые не интересуются проблемами отечественного образования

А 13 . Под культурой в наиболее широком смысле понимается

1) уровень развития науки и техники

2) совокупность всех достижений человека

3) уровень образованности населения

4) все жанры искусства

А 14 . Проявлением какой формы культуры являются фестиваль некоммерческого кино, серия тематических концертов симфонической музыки?

1) массовой

2) народной

3) экранной

4) элитарной

А 15 Произведения создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки, относятся к культуре

1) экранной

2) народной

3) массовой

4) духовной

А 16 . Искусство как вид человеческой деятельности характеризуется

1) правдоподобностью результатов

2) созданием художественных образов

3) ясностью и целостностью выражения

4) созданием материальных ценностей

А 17 Что из перечисленного относится к культурно-мировоззренческой функции современной науки?

1) программирование развития общества

2) разработка новых средств коммуникации

3) разработка проблемы происхождения жизни на Земле

4) прогнозирование социальных последствий реформ
А 18 Какой из перечисленных факторов делает в наши дни особенно актуальной проблему социальной ответственности деятелей науки?

2) неоднозначность последствий научных открытий

3) появление новых научных направлений

4) стремление к научной истине

А 19 . Закон РФ «Об образовании» называет следующие ступени образования

1) дошкольное общее образование

2) дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное образование

3) дошкольное, начальное, профессиональное, дополнительное образование

4) основное, профессиональное образование

А 20 Экстенсивный путь развития образования состоит в

1) увеличении разнообразия типов образовательных учреждений

2) слияния нескольких учебных дисциплин в одну

3) повышение качества образовательных услуг

4) увеличении количества дисциплин, изучаемых в школе

А 21 Гуманитаризация образования предполагает

1) особое внимание к социальным дисциплинам

2) унификация требований к оборудованию школ

3) разнообразие типов образовательных учреждений

4) учет возможностей и интересов ребенка

А 22 . Верны ли следующие суждения о религии?

А. Специфическим свойством религии является связь с миром переживаний человека.

Б. Специфическим свойством религии является вера в сверхъестественное.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 23 Верны ли следующие суждения, характеризующие культурно-мировоззренческую функцию современной науки?

Культурно-мировоззренческая функция науки проявляется в

А. формировании представлений человечества об окружающем мире.

Б. создании научно-технической базы для развития производительных сил общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 24 . Верны ли следующие суждения о самообразовании?

Самообразованием можно заниматься для

А. заочного приобретения образования

Б. повышения индивидуального уровня культуры

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 25 Произведения массового искусства, в отличие от элитарного

2) предусматривают широкое тиражирование

3) обладают жанровым разнообразием

4) используют систему художественных образов

А 26 . Искусство, наука, образование охватываются понятием

1) духовная культура

2) общественный прогресс

3) индустриальное общество

4) социальная стратификация

А 27 . Верны ли следующие суждения об искусстве?

А. Искусство как компонент культуры отличается наибольшей устойчивостью своих форм.

Б. Одним из проявлений новаторства в искусстве служит смена художественных стилей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 28 . К основным функциям школы как социального института относится

1) развитие научных знаний

2) социализация личности

3) создание новых рабочих мест

4) углубление социальной дифференциации

А 29 Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм?

2) лингвистика

3) литературоведение

4) эстетика

А 30 . Общность языка, верований, обычаев, символов присуща культуре

1) массовой

2) элитарной

3) национальной

1) элитарной культуры

2) народной культуры

3) массовой культуры

4) духовной культуры

А 32 . Алексей Б. учится на первом курсе юридического колледжа. Это означает, что он получает

1) основное образование

2) полное (среднее) образование

3) среднее профессиональное образование

4) высшее профессиональное образование

А 33. Героический эпос, обрядовые танцы и песни относятся к

1) элитарной культуре

2) экранной культуре

3) индуизм

4) конфуцианство

^ А 34 . К мировым религиям относится

1) христианство

2) синтоизм

3) индуизм

4) конфуцианство

А 35 . К национальным религиям относится

1) буддизм

2) христианство

3) конфуцианство

А 36 . Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

А. Коммерциализация массовой культуры позволяет ее творцам не учитывать в своей деятельности вкусы и запросы массовой аудитории.

Б. В массовой культуре произведения литературы, живописи, кинематографа рассматриваются, прежде всего, как предметы потребления, приносящие при продаже прибыль.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 37 Наука отражает мир в

1) понятиях и терминах

2) художественных образах

3) символах веры

4) обыденных представлениях

А 38 . Верны ли следующие суждения о роли образования в современном обществе?

А. Образование считается одним из важнейших каналов социализации личности.

Б. В системе современного образования все большее значение приобретает тенденция к его гуманизации, к учету индивидуальных особенностей школьников.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 39 . Культура в широком смысле слова, - это

1) сложные формы поведения человека и животных

2) все, что относится к деятельности в сфере искусства

3) степень воспитанности определенного человека

4) вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты

А 40 . Верны ли следующие суждения о науке

А. Для науки характерно постижение закономерностей развития природы, общества и мышления.

Б.Для науки характерно описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 41 Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?

Б.Запросы массовой аудитории во многом формируются под воздействием на нее СМИ.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 42 Продуктом массовой культуры является

1) симфония

2) фольклор

3) балетный спектакль

4) городской роман

А 43 Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным?

1) психологии

3) эстетики

4) социологии

А 44 Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения?

1) познавательную

2) прогностическую

3) объяснительную

4) социальную

А 45 Фундаментом духовной жизни общества является

1) познание

2) искусство

4) культура
^ Часть 2. Задания уровня В.

В 1 Завершите фразу

Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении, это _________

В 2 Завершите фразу

Система взглядов, последовательно отрицающая веру в существование Бога и сверхъестественных сил, -это _______________

В 3 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Элитарное или «высокое» искусство сегодня находится в упадке. (2) Упали тиражи литературной классики. (3) Современные композиторы редко создают оперные произведения. (4) Все это самым губительным образом отражается на эстетических вкусах и пристрастиях публики.

А. фактический характер

Б характер оценочных суждений


1

2

3

4

В 4 . Установите соответствие между областями культуры и особенностями деятельности в этих областях: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


1

2

3

4

В 5 . Установите соответствие: к каждому определению, данному в первом столбце, подберите соответствующее понятие из второго столбца.


А

Б

В

В 6 . Установите соответствие: к каждому виду деятельности, данному в первом столбце, подберите соответствующее направление культуры из второго столбца.


^ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

А)

создание художественного образа

1)

наука

Б)

выдвижение гипотез

2)

искусство

В)

экспериментальная проверка теоретических выводов

Г)

формирование чувства прекрасного

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


А

Б

В

Г

В 7 . Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, которую он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРИЗНАК

^ ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ

А

образность

1

наука

Б

логическая доказательность

2

искусство

В

эстетическое освоение мира

Г

воздействие на эмоции человека

Д

комплексное описание объекта

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


А

Б

В

Г

Д

В8 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

« Ученые создали несколько классификаций религий. Самая простая из них объединяет религии в три группы.

Примитивные родо - племенные верования. Они возникли в ___________(1), но со временем не исчезли из сознания людей, а сохранились и живут по сей день вместе с более сложными религиями. От них происходят многочисленные ___________(2)…

Национально-государственные религии, которые составляют основу жизни целых народов и наций.

Мировые религии, т.е. вышедшие за национально-государственные пределы и имеющие огромное число последователей во всем мире. Мировых религий три: христианство, __________(3),______________(4).

Все религии можно также объединить в две большие группы __________(5), т.е. признающие существование единого Бога и ___________(6), признающее множество богов.»

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А) монотеизм

Б) политеизм

В) древность

Е) буддизм

Ж) индуизм

З) суеверие

И) конфуцианство

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов


1

2

3

4

5

6

В 9 . Установите соответствие между видами норм и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


^ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМ

ВИДЫ НОРМ

1

Правила, сохраняющиеся на протяжении веков и указывающие, как вести себя в повседневной жизни

А

этикет

2

Детальные правила вежливого поведения

Б

традиции

3

Правила, относящиеся к широкому кругу социальных явлений и поддерживаемые силой общественного мнения

В

закон

4

Правила, обязательные для исполнения и опирающиеся на силу государственного принуждения

Г

обычай

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).


1

2

3

4

В 10 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано

(1) Человек, сидящий на скудном «пайке» массовой культуры, существенно обедняет свою духовную жизнь. (2) Массовая культура зародилась почти столетие назад. (3) С тех пор были значительно усовершенствованы технические средства, используемые при ее создании и тиражировании. (4) Однако продукты остались такими же примитивными, оскорбляющими вкус взыскательного читателя и зрителя.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

2) верховенство закона

3) преданность и любовь к Отечеству

4) бережное отношение к природе

6) любовь к искусству

7) честное исполнение долга

Ответ ____________________________

В 14 Какие из указанных примеров могут быть отнесены к народной культуре?

4) анекдоты

6) поговорки

7) законы

В 15 Какие из приведенных примеров могут быть отнесены к массовой культуре?

1) фортепианный концерт

2) философское эссе

3) детективный роман

4) героическая былина

6) телевидение

7) радиотрансляция эстрадного концерта

С 1 . Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера ее осуществления.

С 2 . Звезда телесериала снялась в некоммерческом черно-белом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится описываемое произведение? Укажите три признака, по которым вы это определили.

С 3 С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой, и элитарной культуры.

С 4 Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.

Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.

С5 По славам одного известного издателя, «газета без сенсаций годится только на то, чтобы в нее заворачивали рыбу».

К какой аудитории обращена эта газета? Исходя из этого, назовите категорию средств массовой информации, к которой она относится. Назовите любые две другие особенности средств массовой информации данной категории, не указанные в задании.

С 6 . Проанализируйте данные о государственном финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России и США в 1991 и 1994 гг.

Год Россия США
1991 9,6 млрд долл 161 млрд долл
1994 6.0 млрд долл 173 млрд долл
Сделайте два возможных вывода из данной таблицы и объясните, почему в России в 2000 – 2006 годах увеличивается государственное финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

С 7 Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Образование в обществе.

Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?...

Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов…участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX в. Реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании…Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции…Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…

Важнейшим событием…стала промышленная революция…Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности…В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…

Важная перемена…была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства…(К тому же) американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.

Н.Смелзер.

1.С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые было призвано решить образование в XIX – XX вв. Назовите их.

3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальных института (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?

4. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.

С 8 Прочитайтк текст и выполните задания к нему:

Одним из компонентов социокультурных форм выступают ценности. В ходе развития общества формируются идеи, которые выделяются и которым приписывается особая ценность. Они усваиваются субъектом в опыте и переживаниях удовольствия и неудовольствия, радости и негодования, т.е. посредством эмоций. На основе ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношения людей к объектам удовлетворения человеческих потребностей. В процессе жизнедеятельности у человека складывается восприятие одних объектов как ценных, а других не ценных и даже «антиценных»…

Ценности могут быть индивидуальными, групповыми, общечеловеческими. Индивидуальные ценности определяют деятельность конкретного человека и могут иметь приходящий характер, различаться в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности (имеется ввиду группа в широком смысле – как социальная общность, тип общества) носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности представления о желательном типе социокультурной формы. Общечеловеческие ценности характеризуются тем, что имеют непреходящий характер, являются ориентирами для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро.

Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей.

И.Г. Петров.

2 Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.

7 Какие три группы ценностей выделяет автор? К какой из этих групп вы бы отнесли принцип равенства граждан перед законом?

Задание по выбору

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

1 «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем.»

Аристотель.

2 «Независимость и свободомыслие – суть творчества»

Ф.Миттеран.

3 «В безнравственном обществе все изобретения. Увеличивающие власть человека над природой,- не только не благо, но несомненное и очевидное зло».

Л.Толстой.

4 «Тот, кто не приобрел культурных навыков, - груб».

5 «Жизнь коротка – искусство вечно».

Античный афоризм.

6 «Искусство без мысли, что человек без души – труп».

В.Г. Белинский

7 «Прекрасное постигается путем изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда».

Демокрит

Ответы к тестам по теме «Духовная сфера»

Часть 1. Уровень А
№ задания ответ
А 1 4
А 2 1
А 3 2
А 4 3
А 5 4
А 6 4
А 7 3
А 8 2
А 9 4
А 10 1
А 11 4
А 12 3
А 13 2
А 14 4
А 15 2
А 16 2
А 17 3
А 18 2
А 19 2
А 20 4
А 21 1
А 22 3
А 23 1
А 24 3
А 25 2
А 26 1
А 27 3
А 28 2
А 29 1
А 30 3
А 31 3
А 32 3
А 33 4
А 34 1
А 35 3
А 36 2
А 37 1
А 38 3
А 39 4
А 40 3
А 41 3
А 42 4
А 43 2
А 44 4
А 45 4
Часть 2. Уровень В.
№ задания ответ
В 1 мораль
В 2 атеизм
В 3 БААБ
В 4 А А Б Б
В 5 132
В 6 2112
В 7 21221
В 8 ВЗГЕАБ
В 9 ГАБВ
В 10 БААБ
В 11 образование
В 12 право
В 13 1347
В 14 3456
В 15 67
Часть 3. Уровень С.

С 1 1)Проявления социальной функции науки, например:

Социального развития и управления

Социального прогнозирования

2) примеры, допустим:

Демографы, анализируя динамику численности и состава населения страны, вносят коррективы в социальные программы правительства;

Экономисты анализируют текущие экономические показатели страны, динамику развития внутреннего и мирового рынков, полученные данные ложатся в основу разработки бюджета страны на следующий год правительством;

Ученые – экологи пытаются определить масштабы глобальных изменений природных процессов и будущие контуры человеческого общества.

С 2 Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) указание на то, что фильм относится к элитарной культуре;

2) признаки элитарной культуры, например некоммерческий характер, высокая содержательность и эстетическая сложность ограниченному кругу специалистов и знатоков.

С 3 В ответе могут быть приведены следующие примеры:

1) сопровождение ледового шоу фрагментами из классических музыкальных произведений;

3) использование мотивов народного творчества в таком жанре массовой лирической песни, как романс.

С 4 Ответ содержит вывод: средства массовой информации стали важнейшими каналами распространения массовой культуры.

Обоснованием этого вывода могут служить следующие положения:

2) художественная продукция, преобладающая на телевидении, также отвечает всем признакам массовой культуры: упрощенность, коммерческая эффективность. Дополнительным примером, иллюстрирующим главный вывод, может служить активное проникновение в СМИ еще одного вида массовой культуры – шоу-бизнеса (трансляция эстрадных выступлений, освещение различных сторон жизни «звезд»).

1) Должно быть:

Указана аудитория, к которой обращена газета, - «массовая аудитория», «широкий круг читателей»;

2) могут быть указаны любые два признака «желтой прессы», не указанные в задании, например:

Акцент на развлекательность;

Отказ от серьезной аналитики;

Преобладание информации, относящейся к частной жизни знаменитостей, криминальной хронике, спорту и пр.;

Приоритет интересов коллектива перед интересами личности.

В ответе должны присутствовать следующие элементы:

1) сформулированы выводы, например:

Государственное финансирование науки в России существенно отставало от США;

В указанный период это отставание возрастало;

В России в указанный период финансирование науки сокращалось;

В США в указанный период финансирование науки увеличивалось;

2) дано объяснение, например:

Россия принимает усилия для ускорения научно-технического прогресса;

Вложения в науку призваны повысить конкурентоспособность нашей страны в мире.

Возможны иные правильные позиции.

Текст.

Образование в обществе.

1) В ответе должны быть указаны следующие изменения:

Демократическая революция

Промышленная революция

Становление самого института образования

2) В ответе должны быть указаны следующие задачи:

Повысить грамотность будущих избирателей;

Обеспечить равенство социальных возможностей;

Подготовить квалифицированных работников.

3). 1) Могут быть названы четыре любых социальных института, например:

Церковь;

Политическая партия

2) Должны быть названы две особенности, упомянутые автором:

Институт является определенной группой, члены которой объединены общими интересами;

Институт в лице своих членов предъявляет определенные требования к обществу и государству.

4) 1) Должно быть приведено понятие – «социальная мобильность»

2) Должен быть указан термин «социальный лифт»

3) Могут быть названы любые два института, выполняющие функцию «социальных лифтов», например: армия, церковь, политические партии, профсоюзы.

Текст.

Ценности в жизни человека и развитии общества

1) В ответе указывается, что

На основе ценностей складываются оценки различных общественных явлений, поступков людей;

2) В ответе указываются следующие факторы:

Эмоциональные переживания

3) В ответе называются следующие группы ценностей:

Индивидуальные

Групповые

Общечеловеческие

В ответе сделан вывод, что принцип равенства граждан перед законом следует отнести к групповым ценностям (он является продуктом определенной эпохи.)

4) В ответе указывается, что с помощью норм поддерживаются, воспроизводятся и регулируются формы деятельности людей.

В ответе называют две основные группы социальных норм:

Моральные нормы

Правовые нормы.

Примером моральных норм могут служить так называемые простые нормы нравственности: не убей, не укради и др.

В качестве примера правовой нормы могут быть использованы права личности: на защиту чести и достоинства, на личную неприкосновенность и др.

В. А. Кравцова, МАОУ "СОШ № 40", Старый Оскол, Белгородская область

ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: "ДУХОВНАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА"

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Виды религии

Виды религий

Религии

Национальные религии

Синтоизм, иудаизм, индуизм

Христианство, ислам, буддизм

Ответ:_____________.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) духовная культура; 2) духовные ценности; 3) научные исследования; 4)моральные нормы; 5) религиозные взгляды; 6) нравственные поступки.

3. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства.

1) образность, 2) пробуждение фантазии и воображения, 3) достоверность и проверяемость результатов, 4) нацеленность на получение объективной истины, 5) эмоциональность восприятия, 6) наглядность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под

которыми они указаны.

4. Выберите верные суждения о роли средств массовой информации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Средства массовой информации в современном обществе могут играть дезинтегрирующую, разъединительную роль.

2. Со средствами массовой информации вынуждены считаться государственные деятели.

3. Со средствами массовой информации вынуждены считаться лидеры в различных областях науки, культуры и экономики.

4. Быстрый рост компьютерных технологий приводит к сокращению количества средств массовой информации.

5. С развитием информатизации общества средства массовой информации начинают оказывать менее ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума.

Ответ:_____________.

5. За последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько вокально-инструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. развивают традиции народного вокального творчества

2. исполняют композиции собственного сочинения

3. деятельность имеет коммерческую направленность

4. репертуар составляет несложная танцевальная музыка

5. выполняют функцию накопления культурного опыта

6. произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики

Ответ:_____________.

6. Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Духовная культура - одна из сфер деятельности человека в обществе.

2. Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.

3. Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.

4. Духовная культура - это окружающая человека искусственная среда.

5. Духовная культура включает материальные и духовные ценности, созданные человеком.

Ответ:_____________.

7. Установите соответствие между отличительными признаками отдельных областей культуры и отраслями культуры, которые они иллюстрируют

Признаки

Отрасли культуры

А) классификация явлений и типов мышления

1) образование

Б) теоретическое обоснование законов развития природы и общества

В) приобщение индивида к достижениям цивилизации

Г) освоение сложившейся системы знаний, норм и ценностей

Д) выработка системно организованных способов воздействия на окружающий мир

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей - различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. мировоззренческая

2. социальная

3. познавательная

4. производительной силы

5. прогностическая

6. гносеологическая

Ответ:_____________.

9. Установите соответствие между характеристиками и функциями науки

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФУНКЦИИ НАУКИ

А) показывает возможные опасные тенденции развития общества

1) мировоззренческая

В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём

2) прогностическая

Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии

Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира

10. Установите соответствие между характерными чертами и типами (разновидностями) культуры

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ

А) коммерциализация духовной деятельности

1) массовая

Б) приоритетное развитие развлекательных жанров

В) необходимость специальной подготовки зрителей

2) элитарная

Г) ориентация на запросы широкого круга потребителей

Д) сложность содержания

11. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. компьютеризация образовательного процесса

2. ориентация на интересы и склонности ученика

3. применение технологий, сберегающих здоровье детей

4. увеличение количества учебных предметов

5. сокращение времени изучения естественных наук

6. особое внимание нравственному воспитанию детей

Ответ:_____________.

12. Установите соответствие между характерными чертами и типами

(разновидностями) культуры

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТИПЫ

(РАЗНОВИДНОСТИ)КУЛЬТУРЫ

А) направленность на получение прибыли

1) массовая

Б) развлекательный характер

В) нестандартность художественных средств

2) элитарная

Г) ориентация на запросы широкого круг потребителей

Д) сложность содержания

13. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие исключительно элитарную культуру:

    выражение изысканных вкусов привилегированной части общества

    коммерческая направленность

    сложность и противоречивость

    общедоступность

    расчёт на узкий круг знатоков

    анонимность

Ответ:_____________.

14. Найдите в приведённом ниже списке примеры произведений народной культуры:

    школьные анекдоты

    исторический роман

    легенда о Степане Разине

    песни-колядки

    бразильский телесериал

Ответ:_____________.

15. Найдите в приведённом ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования:

    сокращение продолжительности образования

    гуманизация образования

    усиление сословного характера образования

    гуманитаризация образования

    отказ от преподавания общественных наук

6. создание единой системы образования для разных стран

Ответ:_____________.

16. Установите соответствие между признаком культуры и её отраслью: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

Отрасль культуры

А. образность

Б. логическая доказательность

В. эстетическое освоение мира

2. искусство

Г. воздействие на эмоции человека

Д. комплексное описание объекта

17. Найдите в приведённом ниже списке ступени образования в РФ, закреплённые законом «Об образовании»:

    детсадовское

  1. дошкольное

  2. дополнительное

    начальное

    профессиональное

Ответ:_____________.

18. Установите соответствие между областями культуры и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

A) стремление к достоверности знания об окружающем мире

Б) представление действительности в художественных образах

2) искусство

B) познание объективных закономерностей развития природы и социума

3) религия

Г) вера в воздействие сверхъестественных сил на жизнь человека

Д) эстетическое освоение окружающего мира

19. Найдите в приведённом ниже списке характерные признаки искусства:

    установление границ свободы личности

    выстраивание системы доказательств

    форма познания мира

    образное отражение действительности

    эмоциональное воздействие

    логическая стройность

Ответ:_____________.

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Первоначально во взаимодействии инновации и _______ (А) в культуре доминирующую роль играет последняя, закрепляющая и удерживающая медленно накапливающиеся новшества. Причём эта система на ранних стадиях развития общества по необходимости характеризуется крайней жестокостью, не допуская и тени _______ (Б). Чем глубже в прошлое, тем более мы видим человека запелёнутым в речевые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и _________ (В), в формулы житейской _________ (Г), практического _______ (Д), верований. Он разгружен от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, почти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата, стих, пропись, обобщённый художественный ______(Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово или словосочетание может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

2. поведение

3. демократия

4. новаторство

5. искусство

6. рассудок

7. преемственность

8. традиция

9. мудрость

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределенно. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определенном ареале...

Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.

Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путем. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...

Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума.

Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искаженной. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности,

наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.

(Д.А. Лалетин)

21. Приведите на основе текста любые три значения термина «культура».

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «религия». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о современных мировых религиях, и одно предложение, раскрывающее любую из функций религии.

26. Назовите и проиллюстрируйте примерами два признака социального института на примере образования.

27. В стране Z люди с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность получить качественное общее и профессиональное образование. В ходе реформы системы образования учащимся была предоставлена возможность выбора программ, соответствующих их интересам и возможностям. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Назовите и охарактеризуйте любую другую тенденцию развития современного образования.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Взаимосвязь образования и науки в современном обществе». Cocтавьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ОТВЕТЫ

1. мировые

9. 22112

17. 3568

10. 11212

18. 12132

7. 22112

12. 11212

16. 21221

20. 846921

21. 1) состояние или характеристика общества и человека вообще;

2) вполне конкретная совокупность технологий, обычаев, традиций; образ жизни; государственность;

3) искусство, музеи, библиотеки, кино, театры (обыденная трактовка);

4) культура как поведение людей («культурное» или «некультурное»).

22. 1) ответ на вопрос: явления культуры возникают как результаты деятельности:

2) иллюстрация этой связи на примерах явлений культуры, указанных в тексте, допустим:

Язык - результат совместной деятельности, общения людей:

Искусство - результат человеческой деятельности, образного отражения человеком мира, художественного творчества человека.

23. 1) знакомство с культурой другого народа, его менталитетом (музееведы Скандинавских стран приехали в Москву в целях посещения музеев, выставок, театров для знакомства с духовными достижениями народов России);

2) межличностное общение на уровне реальных и виртуальных неформальных контактов с представителями других культур, способствующих пониманию друг друга, преодолению стереотипов, взаимообогащению за счет иного культурного опыта (подростки общаются со своими ровесниками из разных стран посредством социальных сетей в Интернете);

3) обмен духовными ценностями, ведущий к развитию национальных культур (проведение студентами вузов «круглых столов» с представителями национально-культурных автономий, подготовка книжных выставок «Шедевры национальных литератур» и др.)

24. 1) проявления (в том числе негативные) деятельности людей и межличностных отношений отражают существующие в обществе нормы и санкции, запреты и дозволения;

2) проявления антикультуры (преступность, наркомания и др.) имеют социальные причины возникновения, являются результатом и проявлением социальных отношений и в целом культуры определенного общества, понимаемой в широком смысле слова (как результат всей деятельности людей);

3) социальные пороки во многом определяются культурой всего общества, например содержание экономических преступлений в развитых странах и странах с неразвитой экономической культурой различно;

1) пороки не являются проявлением культуры, посколько противоречат общечеловеческим культурным нормам и ценностям;

2) словесные выражения и языковые формы определяют проявления социальных пороков как культурные поступки, некультурное поведение (вряд ли можно считать культурной речью нецензурную брань);

3) акцентируется необходимость целенаправленного формирования (воспитания) культуры, в частности культуры поведения, экономической культуры, политической культуры представителей различных асоциальных групп.

25. Религия - вера в Бога, духов, сверхъестественные силы.

1) К мировым религиям относят ислам, христианство и буддизм.

2) Одной из функций религии является мировоззренческая – задаёт «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание.

26. - наличие ролевой системы - определены основные роли (например, ученик, учитель, директор школы) и их иерархия;

Наличие совокупности учреждений (например, общеобразовательная школа, гимназия, лицей, управление образованием);

Наличие регулирующих правил (например, закон об образовании, устав школы);

Наличие важных общественных функций (например, передача знаний, умений, навыков, социального опыта, социализация молодежи).

27. 1) тенденция (по тексту задания) - гуманизация образования;

2) другая тенденция с соответствующей характеристикой, допустим:

Интернационализация образования (интеграция национальных образовательных систем);

Информатизация образования (развитие дистанционного обучения, широкое использование в обучении информационных технологий и цифровых ресурсов, направленность на развитие у учащихся навыков поиска и анализа разнообразной информации).

28. 1. Наука и образование как области духовной культуры

2. Наука и образование как социальные институты общества

1) структура образования и науки

2) функции образования в современном обществе

3) развитие науки как фактор общественного прогресса

4) государственное регулирование науки и образования

3. Влияние образования на науку

1) подготовка научных кадров в высшей школе

2) формирование у молодежи представлений о научной деятельности и статусе ученого

4. Воздействие науки на образование

1) изучение основ науки в рамках школьных предметов

2) превращение университетов в научные центры

5. Перспективы дальнейшего сближения науки и образования